Храм деметры в пестуме


Пестум, сначала Посейдония — греческая колония, основана в самом начале VI века до н. э. на западном побережье Италии, в землях племени Лукан. Свой наивысший расцвет город пережил в 540 — 500 годах до н. э. Именно к этому периоду относятся его наиболее значительные достопримечательности. К концу пятого века греческое влияние в городе сократилось, в 274 году до н. э. Пестум колонизировали римлянами.

Храмовый комплекс Пестума — лучший из сохранившихся до наших дней комплексов периода поздней архаики.

Греческие древности Италии. Пестум. Часть 1

Он состоит из трех храмов, два из которых были посвящены Гэре, а третий — Афине. Неподалеку расположена еще одна достопримечательность — храм Мира (II в. до н. э.), но он принадлежит уже к эллинистической эпохи.

Храм Геры I

Храм деметры в пестуме

Самой грандиозной постройкой древней Посейдонии был храм Геры, возведенный примерно в 550 году до н.


(ранее он был известен как храм Посейдона). Это грандиозное сооружение опоясано пятьюдесятью архаичными колоннами, из которых на фасады приходится по девять. Приземистые, увенчанные широкими блюдце подобными капителями, столбы храма Геры разительно отличаются от стройных колонн классического периода. Нечетное число колонн фасада встречается в античной архитектуре крайне редко при таком планировании центральная колонна заслоняет собой вход в сооружение.

Храм Афины

Храм деметры в пестуме

Прекрасным образцом архаической архитектуры является и так называемый Храм Афины, построенный около 500 года до н. э. Его шестиколонный фасад все еще несет остатки треугольного фронтона, что, вероятно, не был украшен скульптурами (традиция устанавливать в тимпане монументальные композиции распространилась позже). Антаблемент храма построено из каменных блоков, имитирующие деревянные балочные перекрытия — именно из подобных имитаций и родился впоследствии дорический антаблемент с чередованием триглифов и метоп.

Храм Геры II

Храм деметры в пестуме

Младший из дорических храмов Пестума, Второй храм Геры (он же — храм Аполлона), было построено примерно 460 в году до н. э. уже в раннеклассических традициях, о чем свидетельствует рисунок фриза и аккуратный силуэт колонн. Этот храм прекрасно сохранился: до наших дней дошли оба его фронтоны и стены внутреннего помещения — целлы.

Храмы Пестума на карте

Пестум (Paestum): древний город Великой Греции.


Храм деметры в пестуме
Пестум. Италия

Пестум – древний город Великой Греции в Италии. Греки называли его Посейдонией. Все церкви города были сгруппированы вокруг одной площади. Открыли это место в начале XX в., и оно стало самой большой археологической находкой Великой Греции прошлого столетия.

Храмы Пестума

Точная дата основания Пестума неизвестна. Археологи называют примерно VII в. до н.э., город был построен жителями города Сибариса, находившимся на восточной стороне итальянского полуострова (на территории современной Калабрии), которые основали несколько колоний на Тирренском побережье с коммерческими целями. Они хотели использовать новый город в качестве «перевалочного» пункта для товаров, завозимых морским путем, а дальше из Пестума груз мог ехать по суше, что экономило время и избавляло от опасного морского путешествия вдоль всего «итальянского мыска».
Но в 510 году до н.э. Сибарис был полностью разрушен. Это пошатнуло положение Пестума. Но город выжил. Во времена Древнего Рима, Пестум оставался ему верен, хотя большинство греческих городов поддерживали Ганнибала.


гда греческая Посейдония стала называться Пестумом.
Но городская гавань зарастала травой, о Пестуме упоминали все реже и реже, его слава катилась к закату. В Средневековье уже говориться лишь о нескольких хижинах, но и те канули в забытье.
Первое открытие Пестума заново произошло в 1524 году, когда неаполитанский гуманист Пьетро Суммонте в письме упоминает об античном городе с «тремя храмами».
В 1762 году по приказу Карла Бурбонского здесь стали прокладывать дорогу и случайно обнаружили руины античного храма Геры и амфитеатр недалеко от Пестума.
Первые раскопки начались в 1907 году, которые дали новое дыхание Пестуму как археологическому музею.

Пестум был окружен стеной, которая сохранилась почти полностью. Ее длина составляет 4,5 км, когда были и башенки, от которых практически ничего не осталось. Войти в город можно было через 4 двери. Восточная – вход Сирены, названная так по скульптуры фантастичного животного.
Южный вход называется Справедливость, он ведет в просторный вестибюль, защищенный с двух сторон башнями.
С запада расположены Морские ворота, выходящие на море.
Северный вход назывался Золотым, но он был разрушен в начале XVIII в.
В центре находилась площадь для народных собраний. Во времена Древней Греции она называла агора, в Древнем Риме – форум. Святое и культовое место древнего города, здесь располагалась могила основателя города.

Храм деметры в пестуме
Могила основателя Пестума. Италия

Во времена Древнего Рима на форуме были возведены храм Капитолия – храм Божественной Троицы и Базилика. К форуму примыкал амфитеатр и гимнастический зал с бассейном. Базилика, или храм Нептуна, посвящена богини Гере, это был самый большой храм Пестума. Его возвели около 460 г. до н.э.


Храм деметры в пестуме
Пестум. Италия

Сохранились руины храма Цереры (Храм Афины), который был возведен в 500 г. до н.э.
На территории археологического комплекса Пестума можно увидеть жилые кварталы Греко-римского периода, а также другие храмы и сооружения.

Храм деметры в пестуме
Пестум. Италия

Храм деметры в пестуме
Пестум. Италия

Особый интерес представляет Археологический музей, открытый в 1952 году. В нем собрана богатая коллекция археологических раскопок из Пестума, среди которых надгробные плиты, вазы, фрески., датируемых VII в. до н.э. – VII в.

Храм деметры в пестуме
Пестум. Италия

Один из самых известных экспонатов – надгробие ныряльщика (480-470 гг. до н.э.), которое является примером греческого искусства. Изображение можно трактовать, как символический переход от жизни земной в царство мертвых.

Храм деметры в пестуме
Пестум. Италия


Археологическая зона и музей
Via Magna Grecia – Paestum
Музей открыт:
8.30-18.45
Закрыт 1ый и 3ий понедельник каждого месяца.
Раскопки открыты каждый день с 8.45, закрытие в зависимости от время года и наступления темноты.
Билет 10 евро (музей + раскопки)

Как добраться до Пестума:
Вход в археологическую зону с Via Magna Grecia 151, в Capaccio.
ж/д. Региональный поезд из Неаполя до остановки Paestum.
Авто:
Автострада А3, выезд на Battipaglia и дальше SS18 или SP430.

Читайте также:

Храм деметры в пестуме
10 самых больших римских амфитеатров.
Амфитеатр – древнеримская постройка для увеселительных массовых мероприятий – гладиаторские бои, звериные травли – римляне знали толк в развлечениях и умели строить на века, поражая воображения наших современников.

Страница 3 из 6

Храм Афины в Пестуме
Храм Афины в Пестуме был построен в самом конце VI в. до н. э., через полтора века после храма Афины в Сиракузах.

Пестум, он же Посейдония. Часть III. Храм Посейдона, он же храм Геры номер два.

Пестумский храм находится в значительно лучшем со- стоянии, до нашего времени практически нетронутыми сохранились многие конструктивные и декоративные элементы, которые утеряны или разрушены в многочисленных перестройках храма Сиракуз.


на из важных находок — это мощный, тяжеловесный фриз дорического ордера, составленный из больших блоков известняка, триглифы и метопы которого украшены декоративными пластическими изображениями.
Планировка храма очень проста: шесть фронтальных и тринадцать боковых колонн; перистиль, пронаос и целла, в которой сохранились свидетельства размещения в ней адитона. Размеры храма по стилобату — 14,53 × 32,68 м, он почти в два раза меньше, чем храм в Сиракузах; высота колонн — 6,12 м. Пронаос отделен от перистиля шестью колоннами: 4 фронтальных и по одной по бокам; стены целлы оканчивались выступающими полуколоннами; их и эти шесть колонн венчали ионические капители. Сохранившиеся элементы этих колонн (восемь баз и всего две капители) хранятся в Археологическом музее Пестума. Это наиболее ценные из найденных здесь свидетельств развития архитектуры того периода, так как они также являются самым ранним из известных примеров применения ионических колонн на территории Италии. «Это первый столь удачный союз двух стилей, которые дополняют друг друга, но не теряют своей чистоты и разделены по функциональному назначению» . Целла поднята над уровнем пронаоса на высоту трех каменных ступеней — около 60 см. По всему периметру целлы тянется карниз с уступом для крепления деревянных конструкций. «Для перекрытия <…> требовалось большое количество дерева, но это компенсировалось возможностью использования чердачного помещения» .
Первоначально предполагалось, что этот пестумский храм посвящен Церере (в греческой мифологии ей соответствует Деметра) — богине плодородия.

нако найденные при дальнейших раскопках глиняные статуэтки, изображающие Афину, вазы с именем этой богини и расположенные по периметру храма небольшие углубления с дарами, приносимыми по обычаю верующими, доказали, что храм был возведен в честь богини Афины. В пользу этого предположения говорило также и то, что храм находится на самой высокой точке рельефа, в части города, противоположной той, где полвека назад уже был возведен храм Геры. В греческих полисах храм Афины закладывался в наиболее возвышенной части города, как, например, Парфенон в Афинах, возведенный на вершине Акрополя, — главное святилище богини. На фронтоне храма в Пестуме, как стало очевидно позднее, также изображены сцены войны греков с троянцами, расположенные по сторонам от центральной фигуры Афины с головой Горгоны Медузы в руке. Образ Горгоны Медузы широко использован и в декоре храма Афины в Сиракузах, а также перекликается с сюжетами из храма Афины Афайи.
В южной части целлы археологи нашли остатки трех христианских надгробий — свидетельство того, что в самом начале эпохи Средневековья храм использовался как христианская церковь. Когда Пестум приходил в упадок (IV в. н. э.), постепенно превращаясь в болото, храм Афины, стоявший на возвышенности, не был заброшен. Еще в течение нескольких веков он служил христианским святилищем для жителей деревень, расположенных неподалеку от забытого города. Однако в IX в. н. э. и эти поселения были оставлены из-за набегов пиратов и нападений арабов.

Источник: go2dream.ru

История


В VI в. до н.э. выходцы из Сибариса основали новый город – Посейдонию. Предприимчивые торговцы планировали заниматься сухопутной доставкой товаров с востока на запад полуострова. Такой способ считался более безопасным и доходным, чем морское путешествие вокруг «сапога». После разрушения Сибариса в V в. до н.э., численность Посейдонии только увеличилась и город достиг пика своего процветания.

Пестум развивался, кроме хозяйственных построек стали возникать храмы в честь Геры, Афины и Посейдона. До конца V в. горожане благополучно существовали и развивались. Однако вскоре город стал привлекать завоевателей и в 400 г. до н.э. Посейдонию завоевали луканы. Все финансовые вопросы решались в пользу новых правителей, но они мудро сохранили храмы и систему управления, которая существовала в греческом поселении.

В конце III в. до н.э. город заняли войска Римской империи, и он стал называться Пестумом. Пришла пора серьезных реформ. Изменения коснулись языка, религии и административного уклада. Большинство построек попали под реконструкцию в соответствии с римскими традициями. Древним храмам удалось устоять, но теперь через центр проходили две пересекающиеся улицы. В центральной части появились форум, здание сената, гимнасиум, рынок и амфитеатр.

До начала II в. до н.э. Пестум продолжал находиться на пересечении сухопутных торговых путей, но строительство новых дорог в обход города снизило доходы горожан. Начался период упадка и уменьшения влияния города. Еще долгое время жители благополучно существовали за счет плодородных земель. Урожай удавалось собирать трижды в год, но необдуманная вырубка лесов привела к заболачиванию местности и урожайность ухудшилась.


Храм деметры в пестуме

Жители постепенно покидали город. Одни предпочитали уехать подальше, другие селились неподалеку на возвышенностях. В VII в. н.э. епископ с частью паствы навсегда покидает Пестум, а после набегов саранцев в IX в. местность полностью опустела. Несколько столетий земли пустовали. Новый город зародился в начале XVIII в., когда Карл III занялся прокладкой дороги в Калабрию. Современное поселение расположено южнее древних руин. Это небольшой поселок на побережье с уютными виллами, барами, магазинами и ресторанами. Место идеально подходит для размеренного и спокойного отдыха.

Достопримечательности

Многие туристы считают своим долгом посетить древние руины Пестума. Это три главных храма, главная дорога и остатки нескольких домов. Хорошо сохранились колонны и фундаменты зданий. Местами просматривается напольная мозаика и фрески.

Храм деметры в пестуме

Храм Геры. Этот храм является древнейшей постройкой Пестума. Историки датируют её первой половиной VI в. до н.э. До наших дней дошел фундамент и внешний периметр колонн. Всего насчитывается 50 дорических опор (по 9 фронтальных и по 18 боковых). При раскопках удалось найти несколько статуэток Геры. Это подтвердило догадку археологов, что перед ними именно храм, а не административное здание.


Некоторые особенности отличают храм Геры в Пестуме от других античных и итальянских построек. Только в нем фронтальные стороны имеют нечетное количество колонн, а внутреннее пространство разделено на два нефа. Колонны несколько толще обычного, а все строение ниже принятого. Более поздняя дорическая архитектура стала значительно легче и изящнее.

Храм деметры в пестуме

Храм Посейдона. Второй храм находится недалеко от первого. При раскопках в Храме Посейдона в Пестуме также обнаружили изваяния Геры, поэтому его часто называют вторым храмом Геры. Эта постройка почти на столетие моложе. Как и первая, она ориентирована с востока на запад. Фронтальные стороны состоят из 6 колонн, а по бокам их насчитывается 14 штук. Древние строители даже учли кривизну горизонта. Центральная часть на 10 см выше боковых поверхностей.

Внутреннее пространство разделено на 3 нефа. Отлично сохранились центральные колонны, лестничные пролеты и участки стен с фресками.

Храм Афины. Несколько обособлено расположен третий храм, посвященный богине Афине. По оценкам специалистов, он построен во второй половине VI в. до н.э. При раскопках были обнаружены фигурки богини и рельефные изображения с её профилем. Длина храма составляет почти 33 м, вдоль боковых стен находятся по 14 колонн, главный фасад состоит из 6 опор. На горизонтальных поверхностях просматриваются растительные мотивы и остатки позолоченной отделки. Археологи обнаружили в полу несколько гробниц, похоже, что со временем храм превратился в христианскую церковь.

Храм деметры в пестуме

Что еще посмотреть

Кроме древних храмов, туристов привлекают остатки городских построек. По периметру города сохранились части городских стен со створками ворот (IV в. н.э.). В центре легко угадываются очертания форума (III в. до н.э.), агоры (V в. до н.э.), амфитеатра (I в. до н.э.). Недалеко от археологической зоны находится музей, в котором выставлены древние находки. Здесь можно увидеть предметы быта, части барельефов и образцы лепнины.

Информация для туристов

Музей и археологическая зона работают с 8:45 до 19:45 ежедневно. На Рождество, Новый год и 1 мая все музеи страны закрываются. Стоимость билета в музей составляет 4 евро. За 6,50 евро можно посетить музей и археологическую зону. Бродить среди руин разрешается самостоятельно, но гораздо интереснее нанять гида. Он расскажет интересные подробности и малоизвестные факты.

Как добраться

В Пестуме работает железнодорожный вокзал, куда можно добраться из Салермо и других ближайших городов. Музей находится приблизительно в 1 км от станции. Прямо у выхода из вокзала расположен офис туристического центра. В нем можно заказать экскурсию или купить путеводитель с картой.

Недалеко от билетных касс музея находится бесплатная парковка. Здесь удобно оставить автомобиль тем, кто приехал в город самостоятельно.

Источник: tepler.ru

Храм Афины в Пестуме
Храм Афины в Пестуме был построен в самом конце VI в. до н. э., через полтора века после храма Афины в Сиракузах. Пестумский храм находится в значительно лучшем со- стоянии, до нашего времени практически нетронутыми сохранились многие конструктивные и декоративные элементы, которые утеряны или разрушены в многочисленных перестройках храма Сиракуз. Одна из важных находок — это мощный, тяжеловесный фриз дорического ордера, составленный из больших блоков известняка, триглифы и метопы которого украшены декоративными пластическими изображениями.
Планировка храма очень проста: шесть фронтальных и тринадцать боковых колонн; перистиль, пронаос и целла, в которой сохранились свидетельства размещения в ней адитона. Размеры храма по стилобату — 14,53 × 32,68 м, он почти в два раза меньше, чем храм в Сиракузах; высота колонн — 6,12 м. Пронаос отделен от перистиля шестью колоннами: 4 фронтальных и по одной по бокам; стены целлы оканчивались выступающими полуколоннами; их и эти шесть колонн венчали ионические капители. Сохранившиеся элементы этих колонн (восемь баз и всего две капители) хранятся в Археологическом музее Пестума. Это наиболее ценные из найденных здесь свидетельств развития архитектуры того периода, так как они также являются самым ранним из известных примеров применения ионических колонн на территории Италии. «Это первый столь удачный союз двух стилей, которые дополняют друг друга, но не теряют своей чистоты и разделены по функциональному назначению» [24, p. 63]. Целла поднята над уровнем пронаоса на высоту трех каменных ступеней — около 60 см. По всему периметру целлы тянется карниз с уступом для крепления деревянных конструкций. «Для перекрытия <…> требовалось большое количество дерева, но это компенсировалось возможностью использования чердачного помещения» [16, с. 429].
Первоначально предполагалось, что этот пестумский храм посвящен Церере (в греческой мифологии ей соответствует Деметра) — богине плодородия. Однако найденные при дальнейших раскопках глиняные статуэтки, изображающие Афину, вазы с именем этой богини и расположенные по периметру храма небольшие углубления с дарами, приносимыми по обычаю верующими, доказали, что храм был возведен в честь богини Афины. В пользу этого предположения говорило также и то, что храм находится на самой высокой точке рельефа, в части города, противоположной той, где полвека назад уже был возведен храм Геры. В греческих полисах храм Афины закладывался в наиболее возвышенной части города, как, например, Парфенон в Афинах, возведенный на вершине Акрополя, — главное святилище богини. На фронтоне храма в Пестуме, как стало очевидно позднее, также изображены сцены войны греков с троянцами, расположенные по сторонам от центральной фигуры Афины с головой Горгоны Медузы в руке. Образ Горгоны Медузы широко использован и в декоре храма Афины в Сиракузах, а также перекликается с сюжетами из храма Афины Афайи.
В южной части целлы археологи нашли остатки трех христианских надгробий — свидетельство того, что в самом начале эпохи Средневековья храм использовался как христианская церковь. Когда Пестум приходил в упадок (IV в. н. э.), постепенно превращаясь в болото, храм Афины, стоявший на возвышенности, не был заброшен. Еще в течение нескольких веков он служил христианским святилищем для жителей деревень, расположенных неподалеку от забытого города. Однако в IX в. н. э. и эти поселения были оставлены из-за набегов пиратов и нападений арабов.

Источник: actual-art.org

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Елена МЕДКОВА

 

Храм деметры в пестуме

I храм Геры.
540 г. до н.э. Посейдония (Пестум)

 

Храм Геры I, грандиозный по размерам (24,5 х 54 м, 34 м высотой) дорический периптер поздней архаики, несмотря на оформившуюся ордерность, сохранил многие черты первичного этапа сложения концепции греческого храма. В его тяжелом каменном массиве, распластанном, льнущем к земле, чувствуется сумрачная мощь материнского начала, питающего его своими соками земными и одновременно препятствующего его отрыву от материнской груди.

О том, что в мифологической программе храма преобладает материнское начало, свидетельствует ряд черт. Расположение в устье р. Селы на низинном болотистом участке говорит о его близости к первичному хаосу вод и принадлежности к “нижним” храмам, несмотря на олимпийский статус Геры.

Храм деметры в пестуме

Храм 2500 лет назад. Реконструкция

 

Архаический тип портика пронаоса с тремя колоннами в антах восходит к материнской типологии геометрических храмов VIII в. до н.э. со столбом, перебивающим центральный вход. О том же, возможно, свидетельствует и культовая статуя между крайними колоннами на фасаде северного нефа. Убедительным знаком материнского характера оболочки храма является своеобразное “цветение” колонн дорического ордера — шейка колонн украшена резными листочками и розетками.

В связи с этим уместно вспомнить, что первоначально колонна представляла Богиню-мать в ипостаси Мирового древа, и “по ритуальным законам несет именно нижняя, материальная часть мироздания (мужчины-атланты в этой функции появятся позже)” (Л.И. Акимова). Слитность в идее несения/стояния мужского и женского начал наглядно можно себе представить на примере мифа о яблоках Гесперид — Геракл и Афина вместе держат небо в отсутствие Атланта.

Храм деметры в пестуме

План

 

О слабости структурных скреп материи говорит также отсутствие композиционного узла в виде сакральной статуи в центре наоса и акцентирования входа на фасаде храма. Система организации масс, основанная на рядоположности без внутренней взаимосвязи, позволяет продолжить ряд по прямой в любую сторону, что вместе с горизонтальной распластанностью храма внушает чувство неопределенности, сходное с неопреденностью и бесконечностью хаоса.

Храм деметры в пестуме

I храм Геры. Вид сверху

 

Мужская составляющая в храме проявилась в архаическом делении наоса на два нефа посредством внутренней колоннады, стоящей по оси наоса. Согласно Л. Акимовой, этот план реализует следующий сакральный сценарий храма: “Бог-солнце входит в него (лоно Богини-матери. — Е.М.) через восточную дверь и идет умирать на запад. Достигнув апсиды, он переживает процесс трансформации (что и обозначено “поворотом” стены) и возвращается вновь на восток по другому, соседнему нефу. Выход его из восточной двери — это выход из лона, восход над горизонтом, начало дневного пути… Храм воплощает идею долгого пути солнечного бога — историю его жизни, смерти и воскрешения”.

Храм деметры в пестуме

Колоннада

 

Пропорции храма строятся на математических закономерностях, основанных на столь любимом греками соотношении простых чисел: “…вся целла имеет соотношение сторон 2 : 7, без пронаоса и опистодома 2 : 5, общий же план здания имеет соотношение 4 : 9… длина стилобата — 100 ионийских локтей — отражает магию числа “100” (Л.И. Акимова).

Источник: art.1sept.ru

 

На первый взгляд это может показаться преувеличением, но природное и историко-археологическое наследие Пестума, органично сосуществующее с овеивающими его мифами и легендами, — это настоящее произведение искусства.

Visione_aerea_da_mongolfiera_dei_templi_di_Era_e_Poseidone

Пестум / Фото: bbmelanellapaestum.com

 

Что посмотреть

Священные участки

paestum_Gera

Храм Геры / Фото: Shutterstock.com

Внутри кольца городских стен находятся два священных участка: северный посвящён богине Афине, а южный — Геры. На территории южного участка были построены наиболее и наименее древний храмы Пестума, оба они посвящены Гере. На противоположной от агоры (главной площади) стороне, примерно в 500 метрах к северу, в эпоху поздней архаики был возведён другой храм, посвящённый Афине

 

Храм Афины

Храм деметры в пестуме

Храм Афины © P.R.F / Flickr.com

Многочисленные вотивные дары из терракоты в виде фигуры вооружённой богини, обнаруженные археологами на территории этого дорического храма, свидетельствуют, что здание построено около 500 г. до н.э. Оно выделяется утончённым эстетическим вкусом, который отразился в структуре, построенной на строгих геометрических соотношениях.

 

Храм Геры (так называемая «Базилика»)

Foto: Shutterstock.com

Фото: Shutterstock.com

Это самый древний из трёх дорических храмов Пестума, он построен в VI в. до н.э. В торцевых частях у него по 9 колонн, а в боковых — по 18; храм зиждется на платформе со сторонами 25 и 55 м. Ещё с XVIII в. его по ошибке называют «Базиликой»: отсутствие фронтонов и нечётное число колонн в торце тогдашние исследователи считали свидетельством того, что перед ними римская базилика.

 

Храм Нептуна

temple of neptune paestum

Храм Нептуна / Фото: Shutterstock.com

На южном священном участке, рядом с «Базиликой», расположен так называемый «Храм Нептуна». Он стоит на небольшом возвышении, которое усиливает эффект монументальности здания. Это один из трёх лучших храмов греческого мира по степени сохранности и образцовый пример западной дорической архитектуры. На основании с тремя ступенями по периметру возвышается дорическая колоннада (шесть колонн по ширине и четырнадцать по длине).

 

Гробница ныряльщика

В музее Пестума есть саркофаг, состоящий из пяти плит, сделанных из местного травертина; когда гробницу обнаружили, плиты были аккуратно соединены, а их сочленения были замазаны. Днищем саркофага служила сама скалистая порода, в которой была вырублена гробница. Внутренние стороны саркофага полностью оштукатурены и украшены сюжетными фресковыми росписями.

Один из пирующих протягивает кубок, и кажется, что юноша на одной из узких стен саркофага откликается на этот жест: зачерпнув вина из большого увитого гирляндами кратера, он удаляется, унося с собой кувшин. Ещё один гость поёт под флейту соседа: опуская голову и касаясь рукой лба, он принимает традиционную экстатическую позу.

На западной стене юная девушка-музыкант возглавляет небольшое шествие: под звуки её авлоса идёт лёгкой, танцующей поступью (старт или финиш?) обнажённый юноша-эфеб (возможно, атлет) с лёгкой полоской голубой ткани, едва прикрывающей ему плечи; он протягивает правую руку и, кажется, будто бы замешкался. В хвосте процессии идёт мужчина постарше, с бородой, может быть — раб-педагог, одетый в хитон и опирающийся на узловатую прогулочную палку.

Наконец, на крышке саркофага изображена знаменитая сцена, давшая название гробнице. Эта тема совершенно чужда греческому искусству: молодой юноша навсегда завис в воздухе в момент своего одинокого нырка в водную гладь.

 

Городские стены

LГородские стены Пестума — среди лучших фортификационных систем Великой Греции по степени сохранности. Длина их периметра составляет 4 750 м. Стены огибают по контуру травертиновый пласт, на котором построен город, и в плане напоминают нечто вроде пятиугольника, чья самая короткая сторона обращена к побережью.

Стены перемежаются 28 башнями — по большей части они четырёхугольные и круглые, но есть и одна пятиугольная; башни расположены вблизи городских ворот.

IГлавные ворота сориентированы по сторонам света и двум основным артериям города: Порта-Марина на западе, Порта-Ауреа на севере, Порта-Сирена на востоке и Порта-Джустиция на юге.

 

Порта-Марина

Это самые мощные ворота в Пестуме, а называются они так потому, что расположены со стороны моря. Сооружение представляет особенный интерес: внутри был предусмотрен грандиозный зал с могучими стенами и караульными помещениями, отгороженный с внешней стороны двумя круглыми башнями, охранявшими вход. Уцелела лишь северная башня: южную разрушили в ходе перестройки города в римский период.

 

Порта-Сирена

Восточные ворота Пестума названы так в честь барельефа на замковом камне. Сегодня изображение на нём стёрлось настолько, что различить его сложно. Многие ошибочно думали, что ворота украшает сирена, однако учёные установили: это Сцилла с двумя рыбьими хвостами. Сооружение сохранилось в целости: два квадратных бастиона, центральный двор, закрытый внутренний вход и внешний вход, накрытый воротами с полукруглой аркой. Внутри, по обе стороны от проёма, расположены лестницы, которые вели к боевым ходам на стенах.

 

Агора

Агора — это главное политическое пространство любого греческого города. В Пестуме агора была эпицентром политической и общественной жизни с самого его основания. Идентифицировать её учёные смогли после того, как выявили две важнейшие с политической точки зрения постройки: героон (необычное прямоугольное сооружение недалеко от храма Афины, по всей видимости, располагавшееся в центре могилы некоего героя) и экклезиастерион, место для собраний (круглое сооружение с высеченными в породе трибунами у современной дороги, разрезающей территорию древнего города).

 

Форум

Форум Пестума, окружённый дорическим портиком, — это один из наиболее древних прямоугольных форумов римской эпохи. К нему ведёт священная дорога длиной 12 км, проложенная ещё греками к самому древнему храму Геры и проходящая по священному участку, посвящённому богине Афине. Площадь вытянута с запада на восток (её длина около 200 метров, а ширина — около 60). В греческий период она была частью агоры. Нынешний облик площади — результат переделок эпохи императора Августа.

На южной стороне форума расположено квадратное здание с апсидой, возведённое поверх предыдущей греческой постройки (возможно, галереи-портика стоа). От периода империи сохранились среди прочего четыре мраморных основания для колонн, расположенные вокруг восьмиугольника, поэтому римская постройка — это мацеллум, рынок.

К западу от него — прямоугольное здание, сообщающееся с ним через крытую галерею, с полуколоннами в стенах и полукруглой площадкой-экседрой; вероятнее всего, это курия. Под её южной стеной найдены руины италийского храма времён Римской республики. Ещё один прямоугольный зал — это термы, частично раскопанные и реконструированные.

Небольшое сооружение с тремя пьедесталами у задней стены на северной стороне форума — вероятнее всего, городской ларарий, где поклонялись домашним богам ларам. На этой же стороне расположен италийский храм, спроектированный около 273 г. до н.э. и завершённый с некоторыми изменениями спустя несколько лет. Вероятно, это был капитолий — храм Капитолийской триады богов; он стоит на высоком подиуме с широкой лестницей, ведущей к простому прямоугольному алтарю. Храм имел 6 колонн по ширине и 8 по длине. С восточной стороны от храма расположено сооружение с круглыми трибунами, в котором узнаётся комиций (место для народных собраний у римлян). В его центральную часть можно попасть через сводчатые коридоры, ведущие сюда как с восточной стороны, так и с форума (а выходящий на него фасад комиция служил постаментом для ораторов).

 

Пестум: не только археология

02 Spiaggia della Linora a Paestum

Пляж Лидоро в Пестуме / Фото: Shutterstock.com

После посещения раскопок нет ничего лучше, чем искупаться в море и позагорать на пляже у моря. Побережье у Пестума покрыто белоснежным песком, есть платные и бесплатные учатски. Широкая полоса берега и неглубокое море идеально подходят для семейного отдыха с детьми.

 

Национальный парк Чиленто

Чуть отъехав от Пестума, оказываешься в Национальном парке Чиленто, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, второй по величине в Италии. Он простирается от тирренского побережья Италии до подножий кампано-луканских Апеннин.

Он примечателен не только безумно красивой природой, но и культурно-историческим наследием: по преданию, здесь жила сирена Леукозия, на этих берегах Палинур оставил Энея, помимо археологических раскопок Пестума и Элеи, заслуживает внимание великолепное аббатство «Чертоза ди Падула».

 

www.trenitalia.it

 

Источник: latuaitalia.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.