Здания древней греции
Ордерная система
Дорический ордер
Ордер – определенное художественно осмысленное сочетание несомых и несущих частей в стоечно-балочной системе. Он играл главную роль в поисках греками соразмерности и красоты, а также отличался строго установленным составом, формой и взаиморасположением частей здания. Существовали три ордера: дорический, ионический и коринфский. Дорический появился на землях дорийцев – одного из основных греческих племен – и распространился по материковой Греции и в западных колониях (Южной Италии и Сицилии), известных как Великая Греция. Расцвета достиг в середине V в. до Р. X. Лаконичный, мужественный, монументальный, он был воспринят римской архитектурой.
Дорические колонны не имеют базы, каннелированы, капитель состоит из подушки и квадратной плиты. Их высота с капителью варьировалась от четырех до шести диаметров ствола. Дорический антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза.
Триглифы и метопы
Дорический фриз состоит из триглифов и метоп. Триглифы – это вертикальные прямоугольники установленные над каждой колонной и интерколумнием. Их поверхность оживлялась двумя вертикальными врезами в центре (глифы) и двумя полуглифами. Между триглифами располагались почти квадратные метопы, часто богато украшенные.
Дорическая капитель состоит из округлой подушки, называемой эхин, и лежащей на ней квадратной плиты – абаки. Нижняя часть эхина украшалась врезанными профилированными поясками, а капитель отделялась от ствола горизонтальными врезами – гипотрахелионами.
Антаблемент располагается над колоннами, и состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Карниз сильно выступает вперед, а его нижняя плита имеет уклон наружу, предохраняя сооружение от подтеков дождевой воды. На нижней поверхности карниза находятся прямоугольные выступы – мутулы. Под мутулами имелись капли – гутты. Они также располагались под триглифами.
Орнамент, который обычно использовался в дорических храмах, напоминает лабиринт.
Ионический ордер
Ионический ордер, по-видимому, возник одновременно с дорическим, но окончательную свою форму обрел лишь к середине V в. до Р. X. Этот стиль доминировал в ионийских землях, на побережье Малой Азии и на Эгейских островах. Формы ионического ордера были гораздо менее регламентированы, чем дорического. Первоначально дорический и ионический ордера были распространенны в тех районах, откуда они произошли, но со временем оба стиля смешались в одном строении – Пропилеях в Афинах (437- 431 гг. до Р. X.).
Через столетие появился шедевр ионического ордера – храм Афины Полиады в Приене (около 340 г. до Р. X.). Главными чертами ионического ордера были легкость пропорций, утонченность более расчлененных форм, широкое применение декора. Витрувий усматривал в ионическом ордере подражание элегантной женской красоте.
Ионические колонны, в отличие от дорических, всегда устанавливались на базу. Капитель имела подушку с двумя волютами (завитками) и поддерживала антаблемент, значительно более легкий, чем в дорическом ордере.
Другой орнамент, характерный для этого ордера, жемчужник (бусы). Он часто украшал капитель.
Архитрав разделен на три полосы, фасции, нависающие друг над другом. Между архитравом и карнизом располагался пояс зубчиков, или «сухариков» (дентикул). Венчающая часть – сима – богато украшена орнаментом.
Каннелюры
Каннелюры ионических колонн (их обычно было двадцать четыре) глубже, чем дорических. Они отделялись узкими полосками – «дорожками»
Аттическая база
Второй вариант ионического ордера получил свое развитие в Аттике в VI – V вв. до Р. X. Он состоит из двух выпуклых частей и вогнутой – скоции, между ними.
Волюта – завиток, украшающий ионическую капитель. Она напоминает спираль раковины или нераспустившийся папоротник. Волюта появилась еще в эолийских капителях. Круглая центральная ее часть называется глазом.
Ионическая капитель состоит из прямоугольной абаки, расположенной под архитравом, подушки с волютами и эхина. Абака и эхин обычно покрываются орнаментом, состоящим из ов, или иоником.
Коринфский ордер
Третий из греческих ордеров был так же последним по времени создания.
мые ранние примеры его использования встречаются в храме Аполлона Эпикурея в Бассах (около 430 г. до Р. X.) ив памятнике Лисикрата в Афинах (335-334 гг. до Р. X.). Коринфский ордер не был, подобно дорическому и ионическому, конструктивной системой. Он, скорее, – система декора с тщательно разработанной растительной капителью, созданной, по сведениям Витрувия, афинским скульптором Каллимахом. Возможно, первоначально капитель была из бронзы. Все остальные его части заимствованы из ионического ордера. Коринфский ордер получил свое дальнейшее развитие в римской архитектуре и стал ее излюбленным ордером. Витрувий считает, что он имитирует «стройность девушки».
Коринфский ордер проще всего узнать по капители, так как остальные его части заимствованы из ионического: база сходна с аттической, колонны каннелированы, архитрав разделен на фасции, резной фриз и карниз с дентикулами.
Происхождение коринфской капители
Витрувий сообщает, что Каллимах создал коринфскую капитель, увидев корзину, оплетенную листьями аканта, на могиле молодой девушки. Ее няня поставила корзину с любимыми предметами умершей на могилу, а весной пророс акант и обвился вокруг корзины. Черепица, положенная сверху, заставила листья завиться в спирали.
Коринфская капитель состоит из двух рядов из восьми листьев аканта. От верхних поднимаются стебли, заканчивающиеся волютами. Они поддерживают абаку. В центре каждой стороны размещен цветочный орнамент – анфемий.
Главным декоративным элементом коринфской капители является листва аканта – растения с побережья Средиземного моря.
База коринфского ордера повторяет аттическую. Она состоит из двух торусов, разделенных скоцией. Другая – малоазийская база – имела две скоции и торус над ними.
Коринфская капитель впервые появилась в памятнике Лисикрата.
в IV в. до Р. X. Здесь только один ряд листьев аканта, в нижнем ряду расположены более скромные листья. Капитель необычно высокая: она составляет 1.5 диаметра колонны, в то время как принятая позже высота была 11.2 диаметра.
Расцвет дорического ордера
В течение VI-V вв. до Р. X. формы греческой архитектуры постоянно развивались и совершенствовались, причем дорический ордер был доминирующим. Вместо дерева стали использовать камень, но формы, зародившиеся в деревянном строительстве, были повторены в новом материале. Большинство сохранившихся сооружений того периода находится в Великой Греции (Южная Италия и Сицилия). Этот регион не был полностью разрушен во время греко-персидских войн 490-480 гг. до Р. X., так что здесь уцелели наиболее ранние греческие храмы. Сейчас они кажутся суровыми и простыми, но первоначально – как и все греческие постройки – они были богато украшены, с детально разработанным скульптурным декором. Формы греческих храмов и дорический ордер уже окончательно сложились и незначительно изменились с 500 г. до Р. X.
Пестум. Южная Италия (VI-V вв. до Р. X.)
В Пестуме, известном в греческие времена как Посейдония, сохранилась группа храмов.
Самый ранний из них – I храм Геры (так называемая Базилика) был построен в 540 г. до Р. X. Это дорический периптер с необычным числом колонн – девять – и внутренней колоннадой. Шести колонный храм Посейдона (460-440 гг. до Р. X.), также имеет хорошо сохранившуюся двухъярусную внутреннюю колоннаду.
С древнейших времен греки применяли курватуры – сознательно сделанную небольшую кривизну прямолинейных частей для устранения оптических искажений. Так, ствол колонны имел припухлость – энтазас, находившийся на 0,3 общей высоты колонны.
Атланты
Атланты – мужские фигуры, поддерживающие перекрытия. В храме Зевса Олимпийского в Агридженто, они располагались предположительно снаружи и поддерживали сильно выступавший антаблемент. Отсюда произошло и название – «храм Гигантов». Женские фигуры называются кариатиды.
Наложенный ордер
Наложенный или внешний ордер организует наружную стену, разбивая ее на ярусы. В более ранний период применялся один ордер. Позднее, особенно в римское время, ордера в одной постройке следовали ярусами, один за другим в определенной последовательности: дорический, ионический и коринфский.
Один из самых больших дорических храмов был построен в Акраганте (сейчас Агридженто) на Сицилии. Он посвящен Зевсу Олимпийскому (в основном строился после 480 г. до Р. X.). Храм является псевдопериптером. Он был обнесен каменной стеной с пилястрами внутри и огромными полуколоннами снаружи. Колонны имели базу, что нехарактерно для дорического ордера.
Век Перикла
Греческая архитектура достигла своего наивысшего расцвета в середине V в. до Р. X. После удачно завершившихся греко-персидских войн, Афинское государство располагало большими средствами, что позволяло возводить здания, ставшие величайшими памятниками мирового искусства. Это время, которое часто называют веком «Высокой классики», было эпохой расцвета греческой демократии, возглавляемой Периклом, выдающимся государственным деятелем, правившим примерно в 444-429 гг. до Р. X.
В V в. до Р. X. применение ордера достигает значительной свободы: варьируются пропорции, творчески сочетаются достижения дорического и ионического ордеров, в одной постройке используются элементы всех трех ордеров, что позволяло достигнуть большего разнообразия впечатлений.
В этот период конструкция храма остается в основном прежней: святилище, обнесенное колоннадой.
Гекатомпедон
Гекатомпедон, то есть Стофутовый, насчитывал сто аттических футов в длину. Примером может служить Гефестейон в Афинах (ок. 449- 444 гг. до Р. X.).
Акротерий – скульптурное украшение над углами фронтона. Центральным акротерием храма Зевса в Олимпии (ок. 470 г. до Р. X.) служила позолоченная статуя летящей Ники, была сделана из бронзы. Акротерий обычно были вырезаны из камня.
Храм на р. Илисе близ Афин (449 г. до Р. X.)
Четырехколонный амфипростильный храм, выполненный в ионическом ордере, отличающийся особой легкостью и изяществом. Видимо, послужил прообразом храма Ники Аптерос на Акрополе.
Храм Аполлона Эпикурия в Бассах (429-490 гг. до Р. X.)
Храма ориентирован с юга на север, кроме главного входа был еще и боковой, в восточной стене. Статуя Аполлона помещалась, вероятно, в адитоне, отделенном от целлы колонной с коринфской капителью.
В архитектуре V в. до Р. X. ордер уже использовался более свободно, например в храме Аполлона Эпикурея в Бассах в Аркадии, построенном Иктином, архитектором Парфенона, в котором соединены три ордера.
По внешнему облику это традиционный дорический периптер, но интерьер решен в ионическом ордере, а в центре храма стояла коринфская колонна.
Акрополь
Ансамбль Акрополя должен был увековечить победу греческих государств над персами, а также зримо воплотить идею могущества Афин – политического и культурного центра всей Греции. Недостроенный Парфенон, так же как и другие сооружения Акрополя, был разорен во время нашествия персов в 480 году.
Строительство Акрополя связано с именем Перикла. Он решился осуществить грандиозный архитектурный проект. При нем были построены все важнейшие памятники Акрополя. Лучшие греческие архитекторы и скульпторы того времени участвовали в создании Акрополя: Иктин и Калликрат сооружали главный храм – Парфенон, посвященный покровительнице города богине Афине Палладе, а Фидий был приглашен как главный скульптор. Парфенон и Пропилеи представляют расцвет дорического ордера, достигшего совершенства.
В целле Парфенона стояла статуя Афины, изваянная Фидием; массивная деревянная статуя, покрытая слоновой костью и золото. Такая техника называется хризоэлефантинная.
Слово «акрополь» (над городом) обозначает цитадель. Большинство греческих городов было построено на холмах, и акрополи на вершинах были центрами религиозной и политической жизни.
Панафинейские торжества
Весь ансамбль Акрополя тесно связан с Панафинейскими торжествами и шествием, которые были важнейшим обрядом культа Афины, покровительницы города.
В последний день Панафиней праздничная процессия подносила Афине священное покрывало – пеплос.
Все здания на Акрополе были построены из белого мрамора, но скульптура на фронтонах, капители и метопы раскрашены.
Парфенон пыл богато украшен скульптурой. Два детально проработанных фронтона изваяны в 438-432 гг. до Р. X. Западный фронтон, показанный здесь, рассказывает о противостоянии Афины и Посейдона.
Пропилеи (437-432 гг. до Р. X.)
Монументальные входные ворота. Пропилеи, сооружались в святилищах Греции. Торжественная дорическая колоннада афинских Пропилей возвышалась над крутым подъемом на Акрополь между двумя боковыми крыльями. Здание имело два портика, но только одно из крыльев было завершено. Фасады Пропилей представляли собой дорические портики. Центральный вход шире остальных, так как использовался для проезда верхом и провода жертвенных животных, и был украшен ионическими колоннами. Пропилеи построены в разных уровнях.
Почти все памятники на Акрополе были возведены при Перикле, но воплощение его амбициозных планов было неожиданно приостановлено в 431 г. до Р. X., когда спартанцы бросили вызов афинянам, власть и престиж которых все больше и больше возрастали. Началась Пелопоннесская война, которая длились с небольшими перерывами до 404 г. до Р. X. Однако ансамбль Акрополя был завершен: построен маленький храм Ники Аптерос на высокой скале перед Пропилеями (ок. 421 г. до Р. X.) и Эрехтейон (421-406 гг. до Р. X.) Архитектором первого был Калликрат, работавший над Парфеноном, а авторство Эрехтейона приписывается Мнесиклу, строителю Пропилей. Оба храма – ионического ордера. Дорический стиль никогда больше не достигал того совершенства, которое было воплощено в Парфеноне. Священная территория Акрополя была обнесена стенами.
Кариатиды
Кариатиды – это изваянные величественные женские фигуры, которые использовались вместо колонны и несли антаблемент. Они стояли на базе, такой же, как у колонны и поддерживали капители.
В знаменитом портике Кор колонны заменены шестью мраморными фигурами девушек-кариатид (Эрехтейон). Они расположены на высоком цоколе и несут антаблемент.
Эрехтейон (421-406 гг. до Р. X.)
Эрехтейон был посвящен Афине и Посейдону. Храм построен на месте древнего Гекатомпедона. Его особенностью является асимметричный план и три портика, расположенных на разных уровнях.
Эрехтейон представляет самый разработанный вариант ионического ордера. В этой детали антаблемента здания могут быть видны классические ионические мотивы – ионики, овы и цветочный орнамент анфемий (жимолость). Фриз был сделан из черного известняка со скульптурами из белого мрамора.
Храм Ники Аптерос (421 г. до Р. X.)
Этот маленький ионический храм, спроектированный ок. 449 г. до Р. X., был построен ок. 421 г. до Р. X. на высокой скале перед Парфеноном. В плане это четырехколонный амфипростиль (поскольку, он имел 2 портика – западный и восточный, каждый из которых включал в себя четыре колонны). Как и Эрехтейон, храм Ники Аптерос (победы, не имеющей крыльев) представляет лучшее, что было сделано в ионическом ордере. Непрерывный фриз, который изображает батальные сцены, Афину и других богов, особенно характерен.
Начало упадка
Расцвет Афин был плодотворным, но недолгим. В 404 г. до Р. X. после Пелопоннесской войны архитектура в крупных городах приходит в упадок, но наблюдается ее подъем в менее развитых – Спарте, Фивах и в Македонии. В этот период, часто называемый «Поздней классикой», продолжительные войны мешали возникновению и осуществлению больших архитектурных проектов. Первенство в архитектуре от Аттики перешло к Пелопоннесу и Малой Азии. Три ордера все чаще соединялись в одном здании. Ионический стиль достиг своего расцвета в Малой Азии благодаря поощрению Александра Македонского, покоившего Малую Азию в 334-333 гг. до Р. X.
Памятник Лисикрата. Афины (335-334 гг. до Р. X.)
Памятник сооружен богатым афинским гражданином в честь победы на дионисийских празднествах хора мальчиков, подготовленного на его средства. Такого рода хорагические монументы украшали в свое время в Афинах целую улицу. Памятник состоит из квадратного в плане цоколя и полого внутри цилиндра, украшенного шестью коринфскими полуколоннами. По существу – это постамент для треножника, полученного в виде приза. Треножник стоял на акротерии крыши.
Антаблемент памятника – трехчастный, со скульптурным фризом с зубчиками -дентикулами под карнизной плитой. Ионический карниз с зубчиками был разработан в Малой Азии, но использовался здесь в коринфском ордере, а фриз в ионическом ордере в Малой Азии обычно отсутствовал.
Храм Артемиды. Эфес
Храм Артемиды Эфесской считался одним из семи чудес света. Архаический храм, но преданию был сожжен Геростратом в 356 I’. до Р. X. На его месте в эллинистическую эпоху был позведен новый храм. Он был окружен двумя рядами ионических колонн. Передние ряды колонн имели базы на высоких барабанах, украшенных рельефами.
Артемида (Диана в римской традиции) – богиня целомудрия, Луны и охоты. В храме в Эфесе хранилась ее статуя, изображающая богиню с множеством грудей как дарительницу плодородия.
Эллинистический период
Смерть Александра Македонского в 323 г. до Р. X. считается концом эллинского периода (который начался ок. 650 г. до Р. X.) и началом эллинистического. Завоевания Александра расширили греческое государство до Индии и Нубии, но с его смертью эта обширная территория распалась на несколько независимых государств, получивших название эллинистических. В архитектуре поражает размах строительства с точки зрения как размеров, так и количества сооружений. Предпочтение отдавалось ионическому и коринфскому ордерам, дорический почти вышел из обихода. Эллинистическая архитектура имела существенное воздействие на римлян, завоевавших Грецию в 30 г. до Р. X.
Башня Ветров. Афины (середина I в. до Р. X.)
Башня Ветров предназначалась для водяных часов. Это монументальное восьмигранное здание. Снаружи на верхних частях граней были устроены солнечные часы. Каждая из граней завершалась фризом с символическим, изображением летящего ветра. На крыше располагался флюгер.
В эллинистический период архитектура сделалась более свободной от строгих канонов ордера. В Башне ветров, к примеру, коринфская капитель имеет один ряд листьев аканта, обрамляющих ряд остроконечных пальмовых листьев, ствол колонны без базы, как это свойственно дорическому ордеру.
Храмы, окруженные двумя рядами колонн, – диптеры, стали популярны в IV в. до Р. X. Они были очень величественны, например храм Зевса Олимпийского в Афинах (начат в IV в. до Р. X. и закончен во II в, до Р. X.), Здесь впервые коринфский ордер формирует колоссальный периптеральный объем.
Коринфский ордер (храм Зевса Олимпийского)
Греки редко строили коринфские храмы. Этот ордер чаще использовался римлянами. Тем не менее храм Зевса Олимпийского (Олимпейон) благодаря применению коринфского ордера получил особое великолепие и пластическое богатство.
Ионический ордер. Храм Диониса в Теосе (середина II в. до Р. X.)
Храм Диониса, возможно, построен Гермогеном – крупнейшим архитектором и теоретиком эпохи эллинизма. Форма капителей характеризуется подтянутостью волют к стволу, так называемая «гермогеновская капитель».
Надгробия
Самым распространенным памятником, который ставили над местом погребения, была надгробная стела.
Тем не менее в эллинистическое время создавались и большие надгробные памятники, особенно в Малой Азии, для создания которых приглашали греческих мастеров. Такие надгробия часто имитировали храмы. Одним из семи чудес света был галикарнасский Мавзолей, строительство которого было начато в 353 г. до Р. X. царем Мавсолом и его сестрой Артемисией.
Мавзолей. Галикарнас (ок. 353 г. до Р. X.)
Слово «мавзолей» происхоит от надгробия царя Мавсола в Галикарнасе, построенного Пифием и Сатиром. Поскольку Мавзолей был разрушен в XVI в., то его форма и украшения являются источником постоянных дебатов. Здесь на реконструкции подий надгробия чрезвычайно высок.
Существует несколько реконструкций Мавзолей. По сведениям Плиния, это был прямоугольный в плане перистиль с 36 ионическими колоннами, возможно, огораживающими место захоронения, над которым возвышалась огромная ступенчатая пирамида, Высота здания в целом была колоссальной – 140 футов (41 м), включая подий.
Театры и одеоны
Театры, как считается, появились в VI – V вв. до Р. X. и предназначались для дионисийских торжеств. Позднее, они использовались для представлений трагедий и комедий, двух типов греческой драмы, которая достигла своего расцвета во времена Перикла. Театры обычно располагались на холме, и ряды сидений – вначале деревянных, потом каменных – сооружались на склоне, в то время как действие разворачивалось внизу. Все театры были на открытом воздухе. Театр Диониса в Афинах (начат ок. 500 г. до Р. X.) и театр в Эпидавре (ок. 350 г. до Р. X.) – самые известные из них. Часто в ближайшем соседстве располагались одеоны, или музыкальные залы. Они были меньше театров и возникли позже. Самым ранним известным примером был одеон Перикла в Афинах, построенный ок. 435 г. до Р.Х.
В эпоху эллинизма преобладающим сценическим жанром стала комедия, хор утратил свое значение, и действие было перенесено с орхестры на крышу проскениума. В связи с дальнейшей эволюцией драмы, развитием постановочной техники, скена театра претерпевает во II в. до Р. X. множество изменений
Орхестра – ровная круглая площадка, по которой двигался хор. Это место, где выступающие танцевали и пели, и где, видимо, первоначально располагался алтарь Диониса.
Градостроительство
В эпоху эллинизма развивается градостроительство. В отличие от классического города с акрополем или храмовым ансамблем, центром эллинистического города становится комплекс городских площадей – агора – с сооружениями общественного, культурного и торгового назначения: рынки, здания для собрания городского самоуправления, учебные заведения, спортивные сооружения. Вне агоры были только жилые постройки, хотя дома, в целом, оставались скромными – люди проводили большую часть своего времени за их пределами, в местах народных собраний. Особенно важны были спортивные сооружения. Атлетические соревнования часто были частью религиозных торжеств. Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские игры известные как олимпиады, проводились раз в четыре года. Женщины не допускались до участия в них, и даже актеры были только мужчины.
Стоя – двухъярусная колоннада, покрытая крышей, в которой можно было укрыться от ветра и дождя. Стой выглядели величественно и монументально, часто украшались накладным ордером. В стое Аттала II в Афинах (ок. 150 г. до Р. X.), нижние колоннады были дорические, а верхние – ионические.
Крыша стой была обычно остроконечная и опиралась на ряд ионических колонн, расположенных по центру здания.
Источник: delovoy-kvartal.ru
Посмотрите видео об архитектуре Древней Греции
Ордерная система
Различают три ордерных типа:
• дорический;
• ионический;
• коринфский.
Дорический появился раньше остальных, последним возник коринфский ордер (храм Аполлона в Бассах). Все три ордера строились по одной композиционной системе. Она делила постройку на три части:
• стереобат (основание);
• ствол колонны (стоечная конструкция);
• антаблемент (балочная конструкция).
Колонна также делилась на три уровня (снизу вверх):
• база;
• ствол (фуст);
• капитель.
Дорический – самый простой ордер. Он обходился без базы и декоративных деталей. Ионический сужался кверху и завершался валютной капителью. Коринфский ордер украшался вертикальными прорезями в стволе колонны (каннелюрами) и имел пышно декорированную капитель.
Антаблемент также делился на три части (снизу вверх):
• архитрав;
• фриз;
• карниз.
Ордерная система получила широкое распространение по всему миру. Архитекторы до сих пор используют её закономерности.
В естественных гротах и рощах устанавливались алтари. С появлением храма, священнодействие переносилось под его крышу.
Древние архитекторы выбирали наиболее возвышенные места под строительство. Их замысел состоял в том, чтобы связать постройку с окружающей природой.
Храм воздвигался на каменном основании, обносился чётным числом колонн, имел портик и двускатную крышу. Внутри помещалась статуя бога.
• наос (главная зала);
• пронаос (входной портик);
• опистодом (сокровищница).
Внешний вид превалировал над внутренними помещениями, куда допускался исключительно жрец. Основное богослужение происходило вне стен храма – снаружи. Интерьер не играл никакой роли.
• храм в антах (одна-две колонны между стенами);
• простиль (колоннада на входном фасаде);
• амфипростиль (колоннада на обоих фасадах);
• периптер (колоннада окружает храм по периметру);
• диптер (удвоенная колоннада по периметру);
• моноптер (округлый в плане храм).
Каменные стены древних храмов активно расписывались красками, замешанными на воске.
• храм богини победы Ники;
• Эрехтейон (колоннада заменена кариатидами – женскими статуями);
• Парфенон.
Акрополь составлял центр любого древнегреческого города. Помимо него, существовала площадь, окружённая общественными зданиями, – агора. Города были богаты на гимназии, музеи, стадионы.
В классический период для города начинает складываться схема прямоугольно пересечённых улиц. Возводились кирпичные стены с воротами и башнями.
Строгие каноны ордера смягчаются, уступая декоративности. Это время во многом сыграло свою роль в становлении древнеримской архитектуры.
Поделиться:
Источник: nastroike.com
Самыми распространенными объектами строительства древнегреческих зодчих были храмовые постройки. Они обладают изящностью и тектоникой масс. Это не случайно: греческая религия прославляла в божестве человеческое начало. Поэтому, пребывание в греческом храме рождало чувство гармонии, собственного достоинства. Давление на личность отсутствовало.
Удивительно, что слова «греки» и «Греция» вошли в употребление уже во время правления римской империи. На самом деле, греки называли себя эллинами, а свою страну — Элладой.
В древнегреческой архитектуре происходит распад на 3 главных школы: ионическую, дорическую и аттическую (коринфскую).
Ионическая школа развивается в греческих колониях малоазийского побережья. Из-за близкой границы с Востоком, здесь в VII-VI вв. до н. э., складывается особое художественное и изящное направление в искусстве и архитектуре. К примеру, величественные формы древнего храма Артемиды Эфесской. Грация ионических колонн, стала первым шагом к выражению женственности, человечности.
Дорическая школа полностью противоположна ионийской. Зародилась она в Аргосе, в Спарте, и на других островах, где сохраняются устои далёких предков — завоевателей этих земель. Дорический стиль отличается строгостью, простотой форм, отсутствием украшений. В ней нет очарования ионийской школы.
Коринфская (аттическая) школа сыграла огромную роль в формировании греческого искусства. Она соединила в себе дорическую суровость и ионийскую просветленную одухотворенность. Это был настоящий творческий синтез.
ЭПОХА ЗАРОЖДЕНИЯ ЭЛЛИНСКОГО ЗОДЧЕСТВА (XI—IX ВВ. ДО Н. Э.)
Сооружения строятся из дерева и сырцового кирпича, а кровлю покрывают обожженной черепицей. Помимо обычного жилья возводятся первые древнегреческие храмы.
В этот период начинают сооружать мегароны ( греч. «megaron» — «большой зал») — прямоугольные, в плане, сооружения с очагом посередине. Таким образом появляется простой тип древнегреческого «Храма в антах».
Анты (лат. «ante» — «впереди») — выступающие продольные стены прямоугольной постройки, которые ограждают вход по обе стороны. Колонны, находящиеся между выступами стен, находятся в антах. Сначала, анты использовались, как несущий элемент, для поддержания крыши, но, в связи, с развитием технологий производств материалов, они приобрели декоративный характер. С течением времени, от «храма в антах» постепенно переходят к простильному храму: добавились промежуточные колонны, поддерживающие портик.
В этот период появились первые зачатки эллинской архитектуры — птерон (или перестасис). Некая колоннада, которая окружает целлу со всех сторон.
Периптеральный тип храма (IX-VIII вв. до н. э.) получил широкое распространение на много веков вперед. В отличие от мегарона, периптеральный греческий храм воспринимается со всех сторон, а не только с главного фасада. Благодаря этому, он выглядит еще массивнее и значительнее.
АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII—VI ВВ. ДО Н. Э.)
Греческий храм нередко увенчивает холм, особо не выделяясь, будто он часть холма. Особенность мышления греков состояла в том, что они представляли себе даже реки и горы в виде живых существ, — прекрасных девушек и сердобольных старцев. Храм гордо высился над домами простых смертных, рассеянными у подножия холма. Ведь он должен был производить впечатление торжественного величия, спокойной уверенности, веры человека в свою правоту, чувства его достоинства.
Дорические колоны сравнивали с мужской фигурой, ионийские — с женской, коринфские — с девичьей. Эта особенная черта, в уподоблении колонн человеческим фигурам, принадлежала исконно греческим зодчим.
Греческий храм не имеет замкнутого пространства. Возможно, что некоторые храмы не имели покрытия. Колонны образовывали вокруг ядра храма ажурную оболочку, своеобразное оперение (на что намекает само название храма: периптер — окрыленный со всех сторон)
Дорический периптер достигает зрелости в начале V века. К числу храмов V века принадлежал храм Афайи на о. Эгина, храм Посейдона в Пестуме, храм Зевса в Олимпии и храм в Акраганте, задуманный в таком крупном масштабе, что его выполнение было неосуществимо.
В построении древнейших греческих храмов учитывалась разумное начало и целесообразность, так как расстояние между колоннами определялось величиной каменных балок, составляющих антаблемент.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V—IV ВВ. ДО Н. Э.)
Самый продуктивный период в искусстве Древней Греции. Характеризуется сближением ионического и дорического стилей.
В этот период строится Афинский Акрополь (греч. — «верхний город»). При входе в храмовый комплекс стоят пропилеи из суровых дорических колонн и изящных ионических колонн. Смелый прием сочетания разных типов ордеров сочетал в себе разнообразие и единство. Справа от пропилей, на естественном основании скалы, высился храмик бескрылой Победы, который производил впечатление особого изящества.
Прямо за пропилеями высилась огромная статуя Афины-воительницы. Справа вырисовывался массив самого главного величественного здания Акрополя — Парфенона. Он сохраняет форму традиционного дорического периптера: три ступени основания, колонны с желобками, антаблемент с метопами, двускатная кровля. Но колонны хоть и были дорические, но истолкованы в стиле ионических: значительно стройнее и расставлены шире, чем в дорических храмах; в них меньше выражен объем и чувствуется порывистый взлет; над ними не так сильно выступает карниз.
Один из главных храмов древних Афин, расположенный к северу от Парфенона, является Эрехтейон. Он имеет необычную ассиметричную планировку: наличие двух целл, двух входов, которые были оформлены ионическими портиками. Основное здание поделено на две части, стоящие в разных плоскостях. Главный вход украшен портиком с шестью колоннами. С южной стороны храма находится балкон, с колоннами в форме женских статуй — кариатид.
Театр Диониса у подножия Акрополя относится к более позднему времени. Театр для греков — это в первую очередь место явления божества, приспособленное для зрелищ. Одним из лучших сохранившихся греческих театров следует считать театр в Эпидавре (IV век до н.э.)
Акрополь обладает большим разнообразием в своих отдельных частях и вместе с тем внутренним единством свободно развившегося целого.
«Ничего лишнего» — этот завет Соломона полностью осуществили в своих произведениях мастера V века. Классика всегда соблюдала, то чувство меры, которое греки противопоставляли беспредельной роскоши и пышности образов Востока.
Всё это позволило грекам создать ценности мирового значения. Энгельс давал высокую оценку культурной миссии греков. «Из сумерек Востока, — говорил он — выявился свет свободного эллинского сознания»
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА IV — СЕРЕДИНА I ВВ. ДО Н. Э.).
Замечается утрата целостности и величия, присущих архитектуре V века. В IV веке возникает ряд новых типов: рядом с периптером, который воспринимался, как жилище божества, местопребывание его статуи, возникают огромные, неизмеримо более вместительные храмы. Храм Артемиды в Эфесе построили на месте сгоревшего храма в 356 г., уже с двумя рядами колонн вокруг целлы. Таким образом появляется новый тип — диптер. В моду входит коринфское направление.
Простота и величие классического периода сменяются роскошью, нагромождением форм. Колонны в храме Артемиды достигали 19 метров, то есть в 2 раза выше Парфеноновских. При всем том впечатлению устойчивости и ясности колонн немало препятствовало то, что их базы были украшены горельефом с фигурами человеческого роста.
Другой храм диптер Дидимейон в Милете (V в. до н.э.), почти в два раза превосходил Парфенон. Разнообразие впечатлений внутри храма напоминали больше восточные храмы, чем греческую архитектуру.
Заслугу эллинистических архитекторов составляют множество других типов построек, помимо периптера: круглые храмы, стадионы, театры, гимназии, здания воспитательного характера, булевтерии, здания городского управления, монументальные алтари, богато убранные городские ворота. Новые архитектурные вкусы сказались в более свободном обращении с ордером, чем это было принято в классическую пору.
Примером смешивания разных ордеров могут служить городские ворота Милета.
Главные достижения эллинистической архитектуры лежали в области градостроительства.
Ионическая философия сказалась на планировке города, в основе которой служили две взаимно-перпендикулярные улицы. Направление улиц проектировалось с учетом исключения неблагоприятного проникновения ветров. Речь идет о гипподамовых (архитектор Гипподам Милетский) городах: Приена, Милет, Смирна, Александрия, Пергам и др.
Главной темой эллинизма, был частный дом (раскопки в Делосе, Приене, Милете). Помещения частного дома группировались вокруг открытого двора, а отдельные помещения были связаны не сколько друг с другом, сколько с открытым двором. Так сформировался архитектурный тип – перистиль: открытый двор, обнесенный колоннами, с помещениями, выходящими в него.
Пергамский алтарь начала II в. до н.э. – последнее крупное произведение греческого монументального искусства.
В этот период не было таких художественных ценностей, как афинский Акрополь. Совершенство произведений V в. оставалось недостижимым идеалом для большинства греческих мастеров позднейших столетий. Бездушное подражание и мелочность говорят о творческом оскудении эпохи.
Эллинистическое искусство разработало идеи градостроительства, открыло ценность индивидуальности и красоту пейзажа.
Источник: arch-simple.ru
Минойская архитектура
Минойская цивилизация процветала на греческом острове Крит с 27 по 15 век до н. э. Наиболее известным архитектурным сооружением этого периода является впечатляющий город-дворец Кноссос, расположенный на холме и окруженный сосновыми лесами. Он разделялся на два двора: Западное крыло, где размещались религиозные и официальные помещения и Восточное, которое использовалось для внутренних нужд.
Археологи обнаружили прекрасные фрески Кносса почти нетронутыми под слоями пепла, что заставляет предположить в качестве причины разрушения минойского города мощное извержение вулкана Санторини примерно в 1450 году до нашей эры. Фрески имеют яркие цвета и изображают мирные сцены из повседневной жизни или иллюстрации празднеств. Эти картины вкупе с тем, что минойские города не имели крепостных стен, доказывают, что минойцы, по всей видимости, имели добрососедские отношения с другими культурами и не ввязывались в войны.
Другими значительными минойскими памятниками на Крите являются города-дворцы Фаэстос и Закрос.
Микенская архитектура
Микенская архитектура, процветавшая с 1600 до 1200 г. до н.э., сильно отличается от минойской. В отличие от минойцев, избравших вектором развития торговлю, микенское общество прогрессировало благодаря культу войны. Микенцы часто вовлекались в вооруженные конфликты, поэтому их города имели основательные и высокие крепостные стены, называвшиеся Циклопиан, поскольку было принято считать, что только циклопы могли поднять огромные камни, использовавшиеся для их строительства.
Защитные ограждения Микен и Тиринты имеют характерные циклопические стены. Также типичными для архитектуры Микенского периода являются сводчатые гробницы, где обычно хоронили царя и первосвященников. Самая известная сводчатая гробница – это сокровищница Атрея в Микенах, которая считается усыпальницей царя Агамемнона.
Классическая архитектура
Своей вершины древнегреческая цивилизация, известная ныне как классическая Греция, достигла примерно в 500 году до н.э. Греческие строители разработали три архитектурных ордера, используя три различных стиля колонн.
Самая ранняя известная каменная колонна относится к дорическому ордеру, а несколько позднее строители восточной части Ионии разработали собственный стиль, получивший название ионический. Классические ордеры не уникальны для каждой области, но получили название в честь той части страны, где были впервые обнаружены. Самый изящный и самый поздний стиль древнегреческой архитектуры – коринфский – стал смешением дорического и ионического.
Храмы
Древнегреческая классическая архитектура характеризуется уникальными мраморными храмами. По всей материковой Греции и на островах существует множество древних храмов, посвященных различным богам, включая храм Аполлона в Дельфах, храм Гефеста в Афинах, храм Афины Афайи в Эгине и др.
Храм наиболее распространенная и известная форма греческой общественной архитектуры. Он не выполнял ту же функцию что и современная церковь, так как алтарь стоял под открытым небом в теменосе, часто прямо перед строением. Храмы скорее служили местами хранения сокровищ, связанных с культом, и как место для почитателей божества, где те могли оставить свои пожертвования, такие как статуи, доспехи или оружие.
Самым значительным греческим храмовым памятником является Парфенон, возведенный на священном месте Акрополь в Афинах. Парфенон, построенный в период с 447 по 438 год до н. э., представляет яркий пример дорического и ионического стилей архитектуры. Это сооружение было посвящено богине Афине, защитнице города: внутри размещалась гигантская статуя Афины Парфенон, изготовленная Фидиасом.
Коринфский стиль был не так популярен в классической архитектуре, но все же в Афинах имеется весьма значительный памятник, выстроенный в коринфского стиле – храм Зевса Олимпийского в центре города.
Общественные здания
Другие архитектурные формы, возводимые греками:
- толос (или круговой храм), лучшим образцом которого является Толос Теодора в Дельфах посвященный Афине Пронии;
- пропилон (крыльцо), оформляющий вход в храмовые святилища (например, пропилеи Афинского акрополя);
- общественные фонтаны – здания, где женщины наполняли свои кувшины водой;
- стоа (или стоя) – длинная узкая галерея с открытой колоннадой по одной стороне, располагались ряды магазинов в агорах (торговых центрах) греческих городов (полностью восстановленную галерею Стоа Атталуса можно увидеть в Афинах).
Помимо этого в крупных греческих городах строились палестры или гимнасии, этакие социальные центры для мужчин. Эти огороженные пространства под открытым небом использовались для спортивных соревнований и упражнений.
В городах имелись булейтерионы, общественные здания, служившие местом встречи городского совета (буле). Поскольку греки не применяли арки или купола, то не могли строить здания с большими внутренними пространствами. Таким образом, булейтерион имел ряды внутренних колонн, удерживающих крышу (гипостиль). К настоящему времени примеров таких зданий не сохранилось.
Театры
Наконец, в каждом городе был театр, использовавшийся как для публичных собраний, так и для драматических выступлений. Сначала эти постройки были фактически местами сбора людей, желавших принять участие в ритуале. Например, во время празднеств, посвященных божеству, люди собирались в театре, чтобы участвовать в приношениях, возглавляемых жрецами. С изобретением театра как художественной формы, драматические спектакли стали частью таких религиозных праздников.
Театр обычно размещался на склоне холма за городом и представлял собой многоуровневые ряды сидений, расположенных полукругом вокруг центральной зоны исполнения – орхестры. За орхестрой было низкое здание, называвшееся скена, служившее кладовой и гардеробной.
Ряд греческих театров дошли практически нетронутыми до нашего времени. Самым известным из них является Эпидавр, построенный в 4 веке до н. э., отличающийся идеальной симметрией и удивительной акустикой. Другие известные постройки – театр Диониса, который считается первым театром в мире, и Одеон Герода Аттика. Оба они расположены у подножия Акрополя.
Источник: GreeceMagazine.ru
Периоды развития
Древняя Греция – античная цивилизация, которая состояла из множества разрозненных городов-государств. Она охватывала западное побережье Малой Азии, юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, а также Южную Италию, Причерноморье и Сицилию.
Архитектура древнегреческая дала начало многим стилям и стала основой в зодчестве эпохи Ренессанса. В истории её развития обычно выделяют несколько этапов.
- Гомеровский период (середина XII – середина VIII в. до н. э.) – новые формы и черты на основе прежних микенских традиций. Главными постройками были жилые дома и первые храмы, выполненные из глины, необожженного кирпича и дерева. Появились первые керамические детали в декоре.
- Архаика (VIII — начало V в., 480-е гг. до н. э.). С формированием полисов появляются новые общественные здания. Храм и площадь перед ним становятся центром городской жизни. В строительстве чаще применяется камень: известняк и мрамор, терракотовая облицовка. Появляются различные типы храмов. Преобладает дорический ордер.
- Классика (480 – 330 гг. до н. э.) – период расцвета. Все типы ордеров в древнегреческой архитектуре активно развиваются и даже композиционно соединяются друг с другом. Возникают первые театры и музыкальные залы (одейоны), жилые дома с портиками. Формируется теория планировки улиц и кварталов.
- Эллинизм (330 – 180 гг. до н. э.). Строятся театры и общественные здания. Древнегреческий стиль в архитектуре дополняется восточными элементами. Преобладают декоративность, роскошь и пышность. Чаще используется коринфский ордер.
В 180 году Греция оказалась под влиянием Рима. Империя переманила в свою столицу лучших ученых и мастеров искусства, позаимствовав у греков некоторые традиции культуры. Поэтому древнегреческая и древнеримская архитектура имеют много схожих черт, например, в строительстве театров или в ордерной системе.
Философия архитектуры
В любом аспекте жизни древние греки стремились к достижению гармонии. Представления о ней не были размытыми и чисто теоретическими. В Древней Греции гармония определялась как сочетание выверенных пропорций.
Применялись они и для тела человека. Красота измерялась не только “на глаз”, но и конкретными цифрами. Так, скульптор Поликлет в трактате «Канон» представил четкие параметры идеальных мужчины и женщины. Красота напрямую связывалась с физическим и даже духовным здоровьем и целостностью личности.
Тело человека рассматривалось как конструкция, детали которой безупречно подогнаны друг под друга. Древнегреческая архитектура и скульптура, в свою очередь, стремились максимально соответствовать представлениям о гармонии.
Размеры и формы статуй соответствовали представлению о «правильном» теле и его параметрах. Вид скульптур обычно пропагандировал идеального человека: одухотворенного, здорового и спортивного. В архитектуре антропоморфизм проявлялся в названиях мер (локоть, ладонь) и в пропорциях, которые выводились из пропорций фигуры.
Отображением человека являлись колонны. Их фундамент или база отождествлялась со стопами, ствол – с туловищем, капитель – с головой. Вертикальные желобки или каннелюры на стволе колонны представлялись складками одежды.
Основные ордеры древнегреческой архитектуры
О великих достижениях инженерной мысли в Древней Греции говорить не приходится. Сложных конструкций и растворов тогда не применяли. Храм того времени можно сравнить с мегалитом, где на каменную опору ложится каменная балка. Величие и особенности древнегреческой архитектуры заключаются, прежде всего, в её эстетике и декоративности.
Художественность и философию здания помогал воплощать его ордер или же стоечно-балочная композиция из элементов в определенном стиле и порядке. Существовало три основных типа ордера в древнегреческой архитектуре:
- дорический;
- ионический;
- коринфский.
Все они имели общий набор элементов, но отличались их расположением, формой и орнаментом. Так, в греческий ордер входил стереобат, стилобат, антаблемент и карниз. Стереобат представлял ступенчатое основание над фундаментом. Далее следовал стилобат или колонны.
Антаблемент был несомой частью, располагавшейся на колоннах. Нижняя балка, на которую опирался весь антаблемент, называется архитрав. На нем располагался фриз – средняя декоративная часть. Верхняя часть антаблемента – карниз, он нависал над остальными частями.
Поначалу элементы древнегреческой архитектуры не смешивали. Ионический антаблемент ложился только на ионическую колонну, коринфский – на коринфскую. Один стиль – на одно здание. После возведения Иктином и Калликратом Парфенона в V веке до н. э. ордеры стали сочетать и ставить друг на друга. Делалось это в определенном порядке: сначала дорический, потом ионический, затем коринфский.
Дорический ордер
Дорический и ионический древнегреческие ордера в архитектуре были основными. Дорическая система была распространена в основном на материковой части и наследовала микенскую культуру. Она характеризуется монументальностью и в чем-то тяжеловесностью. Внешний вид ордера выражает спокойное величие и лаконичность.
Дорические колонны невысокие. У них отсутствует база, а ствол мощный и сужается кверху. Абака, верхняя часть капители, имеет квадратную форму и лежит на округлой подпоре (эхине). Каннелюр, как правило, было двадцать. Архитектор Витрувий сравнивал колонны этого ордера с мужчиной – крепким и сдержанным.
В антаблементе ордера всегда присутствовали архитрав, фриз и карниз. Фриз отделялся от архитрава полочкой и состоял из триглифов – вытянутых вверх прямоугольников с каннелюрами, которые чередовались с метопами – слегка заглубленными квадратными пластинами со скульптурными изображениями или без них. Фризы других ордеров не имели триглифов с метопами.
На триглиф возлагались прежде всего практические функции. Исследователи предполагают, что он представлял торцы балок, которые ложились на стены святилища. Он имел строго вычисленные параметры и служил опорой для карниза и стропил. В некоторых древнейших постройках пространство между торцами триглифа не заполнялось метопами, а оставалось пустым.
Ионический ордер
Ионическая ордерная система была распространена на побережье Малой Азии, в Аттике и на островах. Влияние на неё оказали Финикия и Персия ахемединская. Ярким примером этого стиля был храм Артемиды в Эфесе и храм Геры в Самосее.
Ионика ассоциировалась с образом женщины. Для ордера была характерна декоративность, легкость и утонченность. Его главной особенностью была капитель, оформленная в виде волютов – симметрично расположенных завитков. Абака и эхин украшались резьбой.
Ионическая колонна тоньше и стройнее, чем дорическая. Её база опиралась на квадратную плиту и была украшена выпуклыми и вогнутыми элементами с орнаментальной порезкой. Иногда база располагалась на барабане, украшенном скульптурной композицией. В ионике расстояние между колоннами больше, что увеличивает воздушность и изысканность здания.
Антаблемент мог состоять из архитрава и карниза (малоазийский стиль) или из трех частей, как в дорике (аттический стиль). Архитрав разделялся на фасции – горизонтальные уступы. Между ним и карнизом располагались небольшие зубчики. Водосточный желоб на карнизе обильно украшался орнаментом.
Коринфский ордер
Коринфский ордер редко считается самостоятельным, часто его определяют как вариацию ионического. Существует две версии, сообщающих об истоках этого ордера. Более приземленная говорит о заимствовании стиля у египетских колонн, которые украшались листьями лотоса. Согласно другой теории, ордер создал скульптор из Коринфа. На это его вдохновила увиденная им корзина, в которой находились листья аканта.
От ионического он отличается в основном высотой и декором капители, которая оформлена стилизованными листьями аканта. Два ряда вылепленных листьев обрамляют верхнюю часть колонны по кругу. Стороны абаки вогнуты и украшены большими и малыми спиральными завитками.
Коринфский ордер насыщен декором больше, чем другие древнегреческие ордера в архитектуре. Из всех трех стилей он считался самым роскошным, изящным и богатым. Его нежность и утонченность ассоциировалась с образом молодой девушки, а листья аканта напоминали кудри. Благодаря этому ордер часто называют «девичьим».
Античные храмы
Храм был главной и самой важной постройкой Древней Греции. Его форма была проста, прообразом для неё были жилые прямоугольные дома. Архитектура древнегреческого храма постепенно усложнялась и дополнялась новыми элементами до тех пор, пока он не приобрел круглую форму. Обычно выделяют такие стили:
- дистиль;
- простиль;
- амфипростиль;
- периптер;
- диптер;
- псевдодиптер;
- толос.
Храм в Древней Греции не имел окон. Снаружи его окружали колонны, на которых размещалась двускатная крыша и балки. Внутри размещалось святилище со статуей божества, которому был посвящен храм.
В некоторых постройках мог размещаться небольшой предбанник – пронаос. В задней части крупных храмов располагалось ещё одно помещение. В нем хранились пожертвования жителей, священный инвентарь и городская казна.
Первый тип храма – дистиль – состоял из святилища, передней лоджии, которую окружали стены или анты. В лоджии размещались две колонны. С усложнением стилей количество колонн увеличивалось. В простиле их четыре, в амфипростиле – по четыре на заднем и переднем фасаде.
В храмах-перипетрах они окружают здание со всех сторон. Если колонны выстроены по периметру в два ряда, то это стиль диптер. Последний стиль, толос, тоже предполагал окружение колоннами, но периметр имел цилиндрическую форму. Во времена Римской империи толос развился в тип постройки «ротонда».
Устройство полисов
Древнегреческие полисы строились в основном у морских берегов. Они развивались как торговые демократические государства. В общественной и политической жизни городов участвовали все их полноправные жители. Это приводит к тому, что архитектура древнегреческая развивается не только в сторону культовых сооружений, но и в плане общественных зданий.
Верхней частью города был акрополь. Как правило, он находился на холме и был хорошо укреплен, чтобы сдержать противника во время внезапной атаки. В его пределах располагались храмы богов, которые покровительствовали городу.
Центром Нижнего города была агора – открытая рыночная площадь, где проводилась торговля, решались важные общественные и политические вопросы. На ней располагались школы, здание совета старейшин, базилика, здание для пиров и собраний, а также храмы. По периметру агоры иногда ставились статуи.
С самого начала архитектура древнегреческая предполагала, что здания внутри полисов размещаются свободно. Их размещение зависело от местного рельефа. В V веке до нашей эры Гипподам осуществил настоящую революцию в планировании городов. Он предложил четкую сетчатую структуру улиц, которая разделяет кварталы на прямоугольники или квадраты.
Все здания и объекты, в том числе и агоры, располагаются внутри квартальных ячеек, не выбиваясь из общего ритма. Такая планировка позволяла легко достраивать новые участки полиса, не нарушая при этом цельности и гармонии. По проекту Гипподама были построены Милет, Книда, Ассоса и т. д. А вот Афины, например, остались при старой «хаотичной» форме.
Жилые помещения
Дома в Древней Греции отличались в зависимости от эпохи, а также достатка хозяев. Выделяют несколько основных видов домов:
- мегаронный;
- апсидальный;
- пастадный;
- перистильный.
Один из ранних типов жилища – мегарон. Его план стал прототипом для первых храмов гомеровской эпохи. Дом имел прямоугольную форму, в торцовой части которого находилось открытое помещение с портиком. Проход окантовывали две колонны и выступающие стены. Внутри было только одно помещение с очагом посередине и отверстием в крыше для выхода дыма.
Апсидальный дом также строился в ранний период. Он представлял собой прямоугольник с закругленной торцовой частью, которая называлась апсидой. Позже появились пастадные и перистильные типы построек. Внешние стены в них были глухими, а планировка зданий – замкнутой.
Пастада представляла собой проход во внутренней части двора. Сверху он был накрыт и поддерживался опорами из дерева. В IV веке до нашей эры становится популярен перистиль. Он сохраняет прежнюю планировку, но пастадный проход заменяется крытыми колоннами по периметру дворика.
Со стороны улицы были только гладкие стены домов. Внутри находился дворик, вокруг которого и располагались все помещения дома. Окон, как правило, не было, источником света был двор. Если окна и были, то размещались на втором этаже. Убранство интерьеров было преимущественно простым, излишества стали появляться только в эпоху эллинизма.
Дом четко разделялся на женскую (гинекея) и мужскую (андрон) половину. В мужской части принимали гостей и устраивали трапезу. Попасть на женскую половину можно было только через неё. Со стороны гинекеи был вход в сад. В жилье богачей размещалась также кухня, баня и пекарня. Второй этаж обычно сдавали.
Архитектура древнегреческого театра
Театр в Древней Греции объединял в себе не только развлекательный аспект, но и религиозный. Его зарождение связано с культом Диониса. Первые театральные постановки устраивались для почитания этого божества. О религиозном происхождении представлений архитектура древнегреческого театра напоминала как минимум присутствием алтаря, который находился в орхестре.
На сцене происходили празднества, игры и пьесы. В IV веке до нашей эры они перестали иметь отношение к религии. Распределением ролей и контролем постановок занимался архонт. Главные роли исполняли максимум три человека, женщин играли мужчины. Драма исполнялась в виде состязания, где поэты по очереди представляли свои работы.
Планировка первых театров была проста. В центре находилась орхестра – круглая площадка, где размещался хор. Позади неё находилась палата, в которой переодевались актеры (скена). Зрительский зал (театрон) был значительных размеров и располагался на возвышенности, полукругом огибая сцену.
Все театры размещались прямо под открытым небом. Первоначально они были временными. На каждый праздник деревянные помосты сооружались заново. В V веке до нашей эры места для зрителей стали высекать из камня прямо в склоне холма. Так создавалась правильная и естественная воронка, способствующая хорошей акустике. Для усиления резонанса звука возле зрителей размещались специальные сосуды.
С усовершенствованием театра усложняется и конструкция сцены. Её передняя часть состояла из колонн и подражала переднему фасаду храмов. По бокам находились помещения – параскении. В них хранили декорации и театральный инвентарь. В Афинах крупнейшим театром был театр Диониса.
Афинский акрополь
Некоторые памятники древнегреческой архитектуры можно увидеть и сейчас. Одним из наиболее целостных сооружений, дошедших до наших дней, является Афинский акрополь. Он находится на горе Пиргос на высоте 156 метров. Здесь расположены театр Диониса, храм богини Афины Парфенон, святилище Зевса, Артемиды, Ники и другие известные постройки.
Для храмов Афинского акрополя характерно соединение всех трех ордерных систем. Сочетанием стилей отмечается Парфенон. Он построен в виде дорического перипетра, внутренний фриз которого выполнен в ионическом стиле.
В центре в окружении колонн располагалась статуя Афины. На акрополь возлагалась важная политическая роль. Его вид должен был подчеркивать гегемонию города, а композиция Парфенона должна была воспевать победу демократии над аристократическим строем.
Рядом с величественной и пафосной постройкой Парфенона располагается Эрехтейон. Он целиком выполнен в ионическом ордере. В отличие от своего «соседа», он воспевает изящество и красоту. Храм посвящен сразу двум богам – Посейдону и Афине, и расположен на месте где, по легенде у них произошел спор.
Из-за особенностей рельефа планировка Эрехтейона асимметрична. Он обладает двумя святилищами – целлами и двумя входами. В южной части храма расположен портик, который поддерживают не колонны, а мраморные кариатиды (статуи женщин).
Кроме того, в акрополе сохранились Пропилеи – главный вход, окруженный колоннами и портиками, по сторонам которого располагался дворцово-парковый комплекс. На холме также располагался Аррефорион – дом для девушек, ткущих одежду для афинских игр.
Источник: fb.ru