Внешняя политика древней греции


Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Исторические традиции внешней политики Греции 14

CLASS Раздел II. Европейский вектор внешней политики Греции 5 CLASS 4

Раздел III.. Российско-греческие отношения: на пути к расширению сотрудничества 109

Заключение 153

Список использованных источников и литературы 163

  • Исторические традиции внешней политики Греции
  • Европейский вектор внешней политики Греции
  • Российско-греческие отношения: на пути к расширению сотрудничества

Введение к работе

Греция – страна древнейшей культуры, колыбель европейской цивилизации. Всемирно известны археологические и архитектурные памятники Эллады – афинский Акрополь, Дельфы, Коринф, Микены, Эпидавр, Олимпия. Труды выдающихся древнегреческих ученых и мыслителей легли в основу многих современных областей науки. Менее известна политическая история Греции, которая обрела национальную независимость только в 1830 г. в результате национально-освободительной борьбы греческого народа 1821-1829 гг. против турецкого ига.


Сейчас Греция является индустриально-аграрной страной со средним уровнем развития. В 1981 г. Греция вступила в Европейские Сообщества, однако, по основным экономическим показателям пока уступает ведущим партнерам по ЕС. На начало XXI века прирост ВВП (в постоянных ценах) составил 4,3 %, и пятый год подряд превышал средний показатель по Евросоюзу. Продвижение страны по пути европейской экономической интеграции тормозят главным образом неэффективно функционирующий государственный сектор, , недостаточная инвестиционная активность в базовых отраслях. Ни один из секторов греческой экономики, кроме судоходства, на сегодня не конкурентоспособен на международном уровне. В греческой промышленности ведущие позиции принадлежат крупному местному и иностранному (в основном США, ФРГ, Франции и Швейцарии) капиталу.

Сельское хозяйство Греции полностью обеспечивает потребности страны в зерне, растительных жирах, овощах и фруктах, молоке. Вместе с тем, сельскохозяйственная политика, проводимая ЕС сдерживает развитие традиционных отраслей греческого растениеводства. Но преимуществ от членства в Евросоюзе

4 значительно больше. И экономических и политических. Можно сказать, что участие в европейской интеграции обеспечивает большую стабильность развития страны.


Так было не всегда. Достаточно вспомнить, что после окончания Второй мировой войны Греция могла превратиться в одну из «горячих точек» планеты.

12 марта 1947 г., выступая в Конгрессе США, президент Г. Трумэн, обрисовал ситуацию в двух странах мира – Греции и Турции, которая, по его мнению, требовала немедленного вмешательства США. «Греция – небогатая страна. Из-за недостатка природных ресурсов греческий народ всегда трудился, не покладая рук, чтобы свести концы с концами. С 1940 года эта трудолюбивая, миролюбивая страна терпела вторжение, четыре года жестокой вражеской оккупации и резкие внутренние раздоры. Греции необходима поддержка, если ей суждено стать независимой демократической страной, обладающей чувством собственного достоинства. Соединенные Штаты должны оказать такую поддержку»1, – так была озвучена знаменитая « доктрина Трумэна », ставшая вместе с речью бывшего британского премьер-министра У. Черчилля в Фултоне знаковым событием в развертывании холодной войны.

Только ли политические события послевоенного времени в этом регионе вызвали такую реакцию США? Или они стали всего лишь поводом для преодоления присущего тогда американскому менталитету изоляционизма? И почему именно Греция? Ведь ее природные ресурсы, действительно, не позволяли оценивать эту страну как процветающую, а внутриполитический кризис, вероятно, мог быть преодолен без внешнего вмешательства. Ответ на эти


Цит.по: Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Т.З.М.,2000.С213.

5 вопросы надо искать в исключительно выгодном геополитическом положении Греции, привлекательном для ведущих держав.

Греческая Республика занимает южную оконечность Балканского полуострова. В состав Греции входит свыше 1000 островов, из них крупнейшие: Крит, Эвбея, Родос, Лесбос, Хиос, а также архипелаги Ионический, Киклады, Северные и Южные Спорады. Греция имеет сухопутные границы с Албанией, Македонией, Болгарией и Турцией. Среди всех стран мира Греция отличается самой извилистой береговой линией (около 15 тыс. км). Ее берега, омываемые водами Эгейского, Критского, Ионического и Средиземного морей, гористы, резко рассечены, имеют множество заливов и полуостровов. Морской флот этой небольшой страны – один из крупнейших в мире. На побережье, включая острова, расположено 156 портов. Самые крупные из них – Пирей, Салоники, Волос и Патры. Примерно 4/5 территории занимают горы, самая высокая из которых – Олимп (2917м) и плоскогорья. На востоке простираются обширные плодородные равнины – Фессалийская и Салоникская. Греция, располагаясь на пересечении важнейших торговых артерий, не могла не рассматриваться как территория, жизненно важная для США с точки зрения контроля транспортировки ближневосточной нефти в развитые европейские страны. И это определяло не только ее экономическую значимость, но и военно-стратегическую.

Участие Греции в НАТО в альянсе укрепило позиции альянса в Средиземноморье. Однако это мало сказалось на экономической ситуации страны. Греция продолжала оставаться одной из наиболее слабых с точки зрения экономического развития стран Европы. И это определило ее стремление к интеграции в европейские экономические структуры, поскольку только участия в Средиземноморских программах Европейских Сообществ было явно недостаточно.


Вступление Греции в ЕЭС в качестве постоянного члена не было безболезненным. Большинство политических партий сомневалось в целесообразности этого шага для проблемной экономики, основательно подорванной кризисами 1973 и 1979 гг. В конце концов, Вступительный Договор был ратифицирован партией Новая Демократия, имевшей большинство в парламенте, в то время как Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК) и Коммунистическая партия (ККЕ) в знак протеста покинули парламент во время ратификационных дебатов. В первые годы членства в ЕЭС стало ясно, что вступление страны было важно не только по политическим и экономическим причинам, но и по соображениям укрепления безопасности, как национальной, так и региональной. Балканы являлись одним из наиболее нестабильных регионов Юго-Восточной Европы. Членство же в ЕЭС расценивалось как стабилизирующий фактор, а также как экономическая поддержка страны. Вместе с тем были и противники такого курса, своеобразные предшественники «евроскептиков». Общее негативное мнение «левых» в отношении ЕЭС выразилось в лозунге: «ЕЭС и НАТО -единый синдикат».


В настоящее время внутриполитическая оценка европейского вектора политики Греции изменилась. За небольшим исключением, все основные партии в парламенте, как и общественное мнение, поддерживают дальнейшую интеграцию страны в европейские структуры. Европейское политическое, экономическое и социальное пространство рассматривается как жизненно важное для будущего страны.

Подводя итог многолетним внутригреческим дебатам, можно констатировать, членство в ЕС имело важные последствия в modus operandi в политической системе Греции. Это особенно справедливо в отношении греческого парламента. Да и стиль политики в целом

7 стал более открытым, демократичным. В значительной степени здесь сказался опыт других европейских стран – членов ЕС.

Внешнеполитический курс Греции определяется ее членством в Европейском Союзе и НАТО. Однако Греция сохраняет определенную самостоятельность в своих внешнеполитических оценках, занимая особую позицию по ряду проблем. Исключительно

г важно, что Греция рассматривает ООН в качестве универсального

механизма по обеспечению мира и стабильности, высказывается в пользу укрепления ее взаимодействия с региональными структурами. Греческая дипломатия в целом поддерживает идею организационной модернизации и уточнения Устава ООН, призывая одновременно к взвешенности в продвижении данного вопроса. Греция выступает последовательным сторонником ограничения и ликвидации ядерных и сокращения обычных вооружений, поддерживает усилия по


‘”Ф’ созданию широкой международной коалиции для борьбы с

терроризмом.

Значительное внимание в Греции уделяется ее участию в ОБСЕ. При этом признается, что эта организация нуждается в корректировке своей деятельности. Греческая сторона позитивно оценила итоги Стамбульского саммита ОБСЕ (1999 г.), прежде всего с точки зрения продвижения своих национальных интересов. По проблемам единой политики Евросоюза в области обороны и безопасности (ЕПБО) Греция выступает за скорейшее завершение рассмотрения вопросов организации и стратегии, перехода к практическому формированию

“Ф сил быстрого развертывания (СБР). Грекам близка позиция Франции,

выступающей за максимальную независимость оборонного компонента ЕС от структур НАТО. Активно участвует Греция в деятельности Совета Европы, поддерживает его усилия по продвижению принципов демократии, защите прав человека и национальных меньшинств.

Особое внимание греческое руководство уделяет балканскому направлению своей внешней политики, претендуя на роль политического и экономического лидера в регионе. Греция активно выступает за налаживание широкого и многопланового межбалканского сотрудничества в Юго-Восточной Европе (ЮВЕ), высказывается в пользу усиления в регионе стабилизирующей роли России, укрепления экономического сотрудничества с ней как с основным поставщиком энергоносителей в данный регион.

Афины стремятся играть активную роль в рамках Пакта стабильности для ЮВЕ, приступили к реализации национального плана экономической реконструкции Балкан, рассчитанного на 5-летний срок (2002-2006 гг.).


еция участвует в реализации Дейтонских соглашений по Боснии и Герцеговине, направив свой контингент в состав международных Сил по стабилизации (СПС). Афинами выделен кредит на восстановление в Боснии объектов социального назначения. Греки выступают за урегулирование в Косово на основе резолюции 1244 СБ ООН, при соблюдении суверенитета и территориальной целостности Сербии, создание социально-экономических и политических предпосылок для сохранения многоэтнического характера края. Греция направила свой воинский контингент для участия в миротворческих силах для Косово. Кипрское урегулирование также рассматривается Грецией в качестве одного из главных приоритетов ее внешней политики.

В июне 1992 г. Греция подписала декларацию о создании Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), в 1995 г. стала полноправным членом Парламентской ассамблеи этой организации. С 1999 г. в Салониках действует Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР), а в Афинах – Международный центр черноморских исследований (МЦЧИ).

Степень научной разработанности проблемы. Греческий мир всегда был привлекателен для исследователей: историков, философов, политологов и других специалистов-обществоведов в силу того, что Греция, являясь родиной демократии, дала жизнь многим политическим и философским традициям. Вместе с тем непосредственно греческая внешняя политика часто оставалась в тени общей политической проблематики. Хотя еще на заре своей истории Греция начала активную колонизационную политику и тем самым заложила основы не только собственной, но и общеевропейской внешнеполитической традиции.


Значительную помощь в исследовании автору оказали работы Величкова В., Кессиди Ф.Х., Ковальского Н.А., Петруниной О.Е., Рукомойниковой М.К., УлунянаА.А., ШейнаВ.С, ШмароваВ.А., ЮжилинаВ.А. и др.1 Однако в данных исследованиях содержится богатый аналитический и фактический материал, но нет анализа новейшего этапа политики Греции, характерной чертой которого является активизация ее европейского вектора, отсутствуют и вопросы о роли обширной греческой диаспоры в формировании внешнеполитического курса этой страны.

Особый интерес представляют исследования, проведенные Советом средиземноморских и черноморских проблем Института Европы АН России и Кубанским государственным университетом.

1 См.: Величков К.С. Восточное Средиземноморье: Международные отношения в
80-е гг. М., 1992.; Кессиди Ф.Х. Исторические судьбы и национально-культурные
проблемы эллинопонтийцев бывшего СССР. М., 1997.; Петрунина О.В.
Политическая система современной Греции. М., 1999.; Россия, Средиземноморье,
Южная Европа/Отв. Ред. Н.А. Ковальский. М., 1995.; Рукомойникова М.К.
Проблема Кипра и ее решение в период 1-й администрации К.Караманлиса (1955
– 1963 гг.) М, 2002.; Улунян А.А. Политическая история современной Греции.
М., 1998.; Шейн B.C. США и Южная Европа: кризис атлантического партнерства.
М., 1979; Шмаров В.А. Особенности политики империализма в Восточном
Средиземноморье. М., 1986; Южилин В.А. «Стены» и «коридоры» Большого
Средиземноморья. М, 2002.


2 См.: Глобализация и регионализм. Черноморский регион. Балканы. М., 2001;
Европа и Россия: проблемы южного направления. Средиземноморье –

10 Основная часть этих работ посвящена Черноморскому региону, но поскольку в нем непосредственно пересекаются интересы Греции и России, данные и выводы, содержащиеся в публикациях этих исследовательских центров помогли сформулировать рабочую гипотезу, определило выбор объекта и предмета исследования, его цель и задачи.

Объектом диссертационного исследования является внешняя политика Греции, рассматриваемая, с одной стороны, в единстве с внутренней политикой, а, с другой – в историко-политическом контексте.

Предметом работы стали механизмы реализации внешней политики Греции, позволяющие воплотить в жизнь ее концептуальные основы и оперативно реагировать на возникающие международные ситуации.

Рабочая гипотеза соискателя основана на представлении о том, что внешняя политика Греции в значительной степени определяется историческими традициями, независимо от времени их происхождения, оказывающими существенное влияние как на решение внешнеполитических задач непосредственно в Средиземноморье, так и на особенности внешнеполитического курса страны в целом.


Основная цель диссертационного исследования состоит в изучении геополитического наследства современной Греции и особенностей реализации ее внешнеполитического курса в условиях геополитических трансформаций конца XX — начала XXI веков.

Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:

– рассмотреть специфику влияния греческой геополитической философии на выработку национальной стратегии внешней политики;

Черноморье – Каспий /Под ред. В.В. Журкина, Н.А. Ковальского. М., 1999; Ковальский Н.А.,Носенко Т.В., Подлесный П.Т. Россия в Черноморском регионе

и др.

выявить степень влияния исторических традиций на формирование внешнеполитической стратегии Греции;

определить роль европейского вектора внешней политики Греции в реализации курса на интеграцию страны в европейские и экономические структуры;

раскрыть сложности процесса формирования зоны безопасности в Средиземноморье и показать пути разрешения кризисных ситуаций;

проанализировать основные направления развития российско-греческих отношений;

проследить пути образования греческой диаспоры в России и рассмотреть ее политическое значение для поддержки и развития двусторонних отношений.

Методологическую базу диссертации составили как общенаучные методы исследования, так и методы компаративистики, контент – и инвент-анализа, статистические методы. Автор, кроме того, исходила из значимости цивилизационного подхода к анализу внешнеполитической традиции Греции в силу того, что Греция является родоначальницей тех цивилизационных основ, которые определили демократическую линию развития Европы.

Источниковую базу диссертации составили официальные документы, которые можно условно подразделить на четыре группы: во-первых, документы политических партий, отражающих их различные позиции по вопросам внешнеполитической стратегии государства и практики осуществления его внешнеполитического курса; во-вторых, документы, отражающие путь Греции в Европейский Союз; в-третьих, документы греческой диаспоры; в-четвертых, документы, раскрывающие особенности современного этапа российско-греческих отношений.

В отдельную группу можно выделить материалы периодической печати, наиболее оперативно освещающей все острые моменты, возникающие в международной обстановке в Восточном Средиземноморье.

Результаты исследования, лично полученные автором, и их научная новизна заключаются, прежде всего, в том, что на основе анализа широкого массива источников, многие из которых вводятся в научный оборот впервые;

– раскрыты особенности внешнеполитического курса Греции,
значение ее богатого исторического наследия в разработке
концептуальных основ внешней политики страны;

показано влияние греческой философии на формирование взглядов греческой политической элиты и выбор ею внешнеполитической ориентации Греции;

исследована специфика европейского вектора внешней политик Греции, связанная с вхождением Греции в Европейский Союз, отражена роль страны на посту председателя ЕС в первой половине 2003 года;

выявлены сложности процесса формирования зоны безопасности в Восточном Средиземноморье;

-рассмотрены основные направления российско-греческого сотрудничества на современном этапе;

– изучены традиции, сложившиеся в греческой диаспоре в
России, а также понтийской диаспоры в Греции, и проанализировано
влияние этой диаспоры на выработку внешнеполитического курса
Греции и развитие российско — греческих отношений.

Эти положения выносятся автором на защиту.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материалы и выводы исследования в деятельности МИД Российской Федерации, при формировании ее внешнеполитического

13 курса, а также в деле налаживания связей Греции с соотечественниками за рубежом. Результаты исследования могут найти применение в различных учебных курсах в высшей школе, рассматривающих вопросы истории и современной практики международных отношений.

Апробация работы. Диссертация была подготовлена и обсуждена на кафедре внешнеполитической деятельности России Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Материалы диссертации нашли отражение в публикациях автора. Результаты исследования были изложены в выступлении на семинаре по проблемам мира и международной безопасности, организованном РАГС при Президенте РФ и Федерацией мира и согласия в 2002 г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Исторические традиции внешней политики Греции

Из века в век появлялись и исчезали народы, менялись маршруты торговых путей, менялись очертания морских берегов и природные ландшафты, но в микрокосмосе исчезнувшей Древней Греции навсегда стратифицировалась исключительная особенность ее многомерного коммуникационного пространства. Эта особенность виделась в протяженности и высоком напряжении рубежей столкновения разных этносов в Восточном Средиземноморье. В микрокосмосе Древней Греции пересекались в пространстве и времени крупнейшие маргинальные зоны Земли – природная «суша -море» и евразийская социокультурная среда. Результатом этих пересечений выступало представление о Великом Эгейском океане многомерного пространства, в котором средиземноморская система, открытая внешнему миру, обуславливала наличие центра везде, а периферии — нигде.

Это было созвездие множества распахнутых навстречу внешнему миру полисов, одинаково выгодно расположенных по отношению к морским коммуникациям, обеспечивающим безопасность и преимущества для экономики, торговли и снабжения этих полисов всем необходимым. В таких древнегреческих полисах образовалась зона интенсивного информационного, торгового и культурного обменов между греками и «варварами». Зародившиеся на греческой почве представления о Европе и Азии привели к встрече Запада и Востока, взаимодействие которых остается актуальным и на протяжении всех последующих столетий. По внешнему концентрическому кругу Древней Греции в дальнейшем под влиянием ее классической культуры рождались новые цивилизационные центры: Рим, Карфаген, Пергам, Селевкия, Александрия, Кирена, Константинополь, Иерусалим, многие из которых сохранили свою значимость и сейчас.

Конституция греческого социального и политического мышления строилась на трех китах: устройство космоса, устройство полиса и устройство души. Основная политическая идея, вытекающая из связи космоса, полиса и души, была следующей: общество должно максимально отражать то, из чего состоит человек. Но, как учила платоновская философия, все это должно быть представлено в сравнении и гармонии. Нельзя полагаться только на умного или мужественного, производящего или торгующего человека. Только приведя в соответствие логике отношения между этими тремя типами человека, можно получить общественный результат.

Смутное время заката древнегреческой цивилизации подарило миру великих философов – Платона и Аристотеля, заложивших две европейские традиции. Современная западноевропейская культура ориентирована на отца логики Аристотеля, а Византия и в дальнейшем славянский мир — на идеократическую философию Платона.

У греков не было сознания некоего гарантированного исторического будущего. В области бытия для них не было значимо прошлое и будущее. Все заключалось в настоящем. В этом можно видеть противоположность древнегреческой и славянской культур. Славянский этический императив предполагает моральность будущего, из которого происходила готовность начать новую жизнь со следующего дня.

Упорно расселяясь, греки нигде не ассимилировались, сохраняя свою «почвенность» и образуя субкультуры только на основе заимствований в материально-практической сфере. Стратифицированная тройная граница многомерного коммуникационного пространства Древней Греции: природная, социокультурная и открытые горизонты духовного мира, становилась «плавильным котлом» пассионарности3. Но древнегреческий «плавильный котел» объединил в себе достоинства Европы и Азии, выступая одним из первых геокультурных и геополитических мостов.

В цивилизационной зоне греки – «варвары» выделялось три эксцентрированных полюса греческой культуры: Крит, Иония и Великая Греция, окружавшие собственно материковую Грецию с юга, востока и запада. Рубежность как стратегический ресурс развития культуры или государства стала новой философией пограничных взаимодействий геополитического, социокультурного, социопсихологического и других пространств. Потенциально этим ресурсом обладает каждая страна, но воспользоваться этим удается там, где политическая воля пассионариев способна выявить гармоническое соотношение между компонентами, характерное для данного места и социального времени.4

Продолжательницей открытого греками искусства политики стала Византия, но она серьезно его переработала. После того, как она не без помощи католического Запада оказалась частью Османского халифата, Эллада впервые в истории Европы перестала быть субъектом исторического процесса и стала его объектом. Турецкое завоевание во многом оказалось внешним: население не было исламизировано, малочисленна была протурецки настроенная часть населения. Тем не менее, Греция выпала из европейского исторического процесса, что и предопределило затем ее зависимое от великих европейских держав положение в будущем, после освобождения.

Европейский вектор внешней политики Греции

Внешняя политика Греции в 80-х годах имела три направления: сохранение территориальной целостности и обеспечение безопасности Греции; укрепление национальной независимости; приверженность политике международной разрядки и справедливому миру. Греция постоянно ощущала угрозу агрессии со стороны своего восточного соседа Турции, несмотря на то, что совместное участие в НАТО обязывает их гарантировать безопасность друг друга. Греческое правительство, стремясь всеми силами укрепить безопасность страны, неоднократно обращалось ко всем государствам с призывом разработать комплекс практических мер, которые могли бы быть применены для разрешения конфликтных ситуаций в целях обеспечения международной безопасности.

Географическое положение Греции обязывает ее развивать отношения со странами Балканского полуострова и Средиземноморья, Западной и Восточной Европы, арабскими государствами и вместе с тем выполнять свои союзнические обязательства, вытекающие из принадлежности к

Североатлантическому блоку. Несмотря на участие в НАТО, Греция всякий раз стремится отстаивать свои национальные интересы и проводить независимую политику. В результате переговоров с США в 1987 г. было подписано соглашение, в соответствии с которым Греция в течение последующих пяти лет может ликвидировать по своему усмотрению все без исключения американские базы на своей территории . Из данного соглашения следует, что американские базы не могут быть использованы против дружественных Греции государств, а также для подрыва ее внешних связей. Впервые между двумя странами была достигнута договоренность о компенсации и обязательстве США сбалансировать военную помощь Греции и Турции в соотношении 7:10.

В том, что касается приверженности пол итике международной разрядки, Греция выступает за новый и справедливый миропорядок. Будучи сторонником сохранения мира, Греция с пониманием относится к национально-освободительным движениям. Греция выступает против применения силы при решении международных спорных вопросов в защиту прав всех народов на самоопределение и суверенитет.. В связи с этим Греция стремится не допустить размещения ядерного оружия на Балканах.

По мнению Георгия Папандреу, министра иностранных дел Греции, внешняя политика страны должна преследовать две основные цели. Первая – состоит в продвижении и оказании содействия вступлению Греции в Европейский валютный союз (ЕВС), что подразумевает проведение внешней политики, позволяющей стране максимально эффективно использовать все экономические возможности конкурентного мирового рынка. Вторая цель Греции, не менее важная, заключается в овладении инициативой в процессе создания основ мира и безопасности в регионе. 19 Такая внешняя политика должна базироваться на твердых принципах, исходящих из национальных интересов. Но для большей эффективности внешней политики ей одновременно необходимо быть гибкой, открытой и неизбирательной, что достигается четким следованием нормам международного права.

Греция является членом практически всех важных международных и региональных организаций. Её экономика представляет собой наиболее мощный комплекс в данном регионе. Это дает ей все основания, чтобы выступать проводником мира и региональной стабильности.

В этом контексте следует рассматривать обращения к Турции о необходимости выполнения международных обязательств и норм международного права. Продвигаясь по направлению европейской интеграции, Турция взяла на себя обязательства соблюдать без какой-либо дискриминации права человека, права социальных меньшинств и этнических групп, которые проживают на её территории.

Общественность Греции приветствовала продвижение своего соседа в этом направлении, рассматривая заявления турецкого парламента лета 2002 г. как возможность появления новых творческих подходов к углублению отношений между двумя странами. Греция поддерживает политику, проведение которой будет содействовать вступлению Турции в ЕС, исходя из того, что интеграция Турции в Евросоюз отвечает важнейшим интересам не только Европейского Союза, но и Греции. Европейское будущее Турции заключается в возможности для неё выполнять обязательства правового государства, основывающегося на уважении прав человека и различных точек зрения.

Внешняя политика Греции продолжает сохранять свою четко выраженную европейскую ориентацию. Для Греции вступление в Европейский валютный союз значит больше, чем просто вступление в новую финансовую среду. Это способ усиления европейской роли Греции. Амстердамский договор (1997 г.), ратифицированный Грецией, дает средства, с помощью которых можно добиться проведения динамичной социальной политики, особенно в отношении занятости населения.

Российско-греческие отношения: на пути к расширению сотрудничества

Отношения между Россией и Грецией имеют многовековую историю. В их основе лежат традиционные чувства дружбы, взаимной симпатии и уважения между народами двух стран. Переплетение исторических судеб, общность культурного наследия и православных христианских традиций определили духовное родство россиян и греков. Завоевание Грецией своей национальной независимости и формирование ее государственности тесно связаны с поддержкой России. Межгосударственные связи России и Греции начали складываться с провозглашением Национальным собранием независимости Греции в 1827 г. Официальные отношения были установлены в сентябре 1828 г. После октября 1917 г. дипломатические отношения между двумя странами были прерваны и восстановлены только в марте 1924 г.

27 декабря 1991 г. с выходом на международную арену новой России уровень и динамика развития российско-греческих отношений заметно повысились. В последние годы отношения России с Грецией находятся на подъеме, приобретают качественно новые параметры. С 1993 г. действует основополагающий Договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Грецией. Москва и Афины ведут доверительный политический диалог. Российско-греческие отношения опираются на солидную договорно-правовую основу -свыше 40 действующих договоров и соглашений. Продолжается развитие и совершенствование договорно-правовой базы. 21 февраля 2000 г. подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (вступило в силу 19 июня 2002 г.), 26 июня 2000 г. – Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. 12 октября 2000 г. -межправительственное Соглашение о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушителями налогового законодательства и другими связанными с ними экономическими преступлениями (вступило в силу 1 апреля 2002 г.).

6 декабря 2001 г. в Афинах в рамках визита в Грецию российского Президента были подписаны межправительственные соглашения: о сотрудничестве в области торгового судоходства, в отраслях топливно-энергетического комплекса, о воздушном сообщении, о сотрудничестве МВД России и Министерства общественного порядка Греции в области борьбы с преступностью, об учреждении и усилиях деятельности культурных центров, межправительственная программа культурного и научного сотрудничества на 2002-2004 гг.

Правительство Греции считает, что Россия не только играет важнейшую роль в Европе и Азии, находясь в центре Евразии, но и оказывает влияние на более масштабные процессы. Греция, являясь единственной страной Юго-Восточной Европы, которая входит в ЕС, стала членом еврозоны, имеет очень тесные связи с Россией и способствует укреплению отношений между Россией и Европой. В свою очередь, как заявил министр иностранных дел РФ И.С.Иванов: «Рассматривая Большое Средиземноморье как связующий узел таких регионов, как Ближний Восток, Черноморский регион, Кавказ, бассейн Каспийского моря, Россия намерена проводить целенаправленный курс на превращение его в зону мира, стабильности и добрососедства, что будет способствовать продвижению российских экономических интересов, в том числе в вопросе выбора маршрутов прохождения важных потоков энергоносителей».

Важным событием в рамках российско-греческого диалога явился первый в истории визит президента Греческой Республики Константиноса Стефанопулоса в Россию. Россия и Греция активно координируют свои усилия по содействию урегулированию на Балканах. Договорно-правовая база отношений достаточно развита и охватывает практически все области взаимодействия. Существуют традиционные исторические отношения между Россией и балканскими странами. В период конфликтов и дробления целых государств на Балканском полуострове присутствие России в регионе играет положительную роль, способствуя тому, чтобы этот район развивался мирно.

Источник: www.dslib.net

Военный переворот

Внешняя политика древней греции

До конца шестидесятых Грецией заправляли консервативные политические партии, затем пришло время различных коалиционных правительств, пока в 1967 году не произошел военный переворот, после которого к власти пришел полковник Георгий Попандопулос.

Наступило темное время греческой политики. Были отменены многие гражданские свободы, тысячи гражданских активистов были арестованы или высланы на удаленные острова, и на место гражданских судов пришли военные.

Мировое сообщество отказалось поддержать диктаторское правительство и требовало немедленных свободных выборов.

Правление «черных полковников» (так называл народ Попандопулоса и его соратников) неожиданно закончилось в 1974-м году, когда генерал Димитрос Ионнидис попробовал свергнуть президента Кипра, тем самым спровоцировав войну между Грецией и ее давним противником – Турцией.

Высшие военные чина не поддержали Ионнидеса, и правительство пало.

В том же году был восстановлен демократический порядок, опальный первый министр Константин Караманлис вернулся в Грецию из французской ссылки и возглавил новое конституционное правительство. С этого времени демократия в Греции крепко стоит на ногах.

Государственное устройство.

Внешняя политика древней греции

В 1975-м году была принята новая Конституция Греции, которая действует до сих пор. Она восстановила гражданские права и свободы и ввела должность президента.

В 1986 году
в нее были внесены поправки, в частности, запрещающие президенту страны распускать парламент и увольнять премьер министра. И только в случае неудовлетворительной работы и роспуска двух правительств подряд, президенту дается право на такое решение. Объявить чрезвычайное положение тоже может только парламент.

По этой конституции Греция – президентская парламентская республика. Ее правительство организовано по классическому для западной демократии принципу.

Премьер-министр и его кабинет отвечает за внешнюю и внутреннюю политику. Президент, чья роль скорее показательная, выбирается парламентом на пятилетний срок, и может занимать эту должность максимум два срока.

Своей властью он может объявлять войну и заключать мирные соглашения, вступать в союзы и представлять свою страну в международных организациях.

Члены греческого парламента избираются тайным голосованием на четырехлетний срок, но, в особых случаях, выборы могут быть проведены и до окончания этого срока.

Для предотвращения деления политических партий и сохранения парламентского большинства, в Греции используется комплексная пропорциональная система представления электората. Чтобы получить место в парламенте, партия должна получить не меньше 3% голосов избирателей.

Партийная система

Внешняя политика древней греции

На сегодняшний день в Греции есть две основных политических силы: Всегреческое Социалистическое Движение и партия Новая Демократия.

Есть еще несколько менее крупных партий, таких как Политическая Весна, Фронт Радикальной Левой, Экологическая Альтернатива и множество других.

Среди них встречаются объединения весьма экзотических направлений, например марксистко-ленинского, троцкистского и маоистского характера.

ВСД предлагала курс на выход из состава НАТО, закрытие американских военных баз, национализацию главных отраслей экономики и повышение роли профсоюзов. На момент выборов 1974-го года у ВСД было всего 14 процентов, однако уже в 1977-м партию поддержало 25% избирателей, что сделало ее второй по значимости.

А в 1981-м году эта партия смогла одержать победу в выборах, набрав 48% голосов. Во второй половине восьмидесятых Греция стала переживать серьезный кризис, возросла инфляция, и все это на фоне финансовых разоблачений и скандалов, обвинений в коррупции, поэтому она уступила свое место у власти партии Новая Демократия.

Партия Новая Демократия появилась 4 октября 1974-го года, руководил ей Константинос Караманлис. Она стремилась к сближению с США и вхождению Греции в европейское сообщество.

Новая Демократия выступала за развитие частной предпринимательской инициативы и контроль государством деятельности монополий. Первая серьезная победа этой партии была одержана в 1974-м. Следующий период доверия и успеха пришел только в 1990-м, но ненадолго. Внутри партии произошел раскол, парализовавший работу парламента. Для решения проблемы в 1996-ом году были устроены перевыборы, на которых опять победила ВСД.

Особенное внимание ВСД уделяла снижению инфляции и погашению государственного долга, поскольку именно низкие показатели по этим параметрам были необходимы для вступления Греции в «зону евро.

Политический курс нынешней Греции

Внешняя политика древней греции

В плане внешней политики Греция придерживается принципов соблюдения международного права и проводит миролюбивую политику, рассчитанную на достижение стабильного мира в Средиземноморье.

18 и 25 мая этого года, уже второй раз после выборов 2012-го, значительно поменялся состав правительства. Нынешний премьер Самарас приветствует это обновление, заявляя, что «новый состав правительства – это новый день для страны».

Однако премьер также подчеркивает, что требуется огромная и напряженная работа по сохранению и улучшению достигнутых результатов.

Интересной политической особенностью страны является огромная зарубежная греческая диаспора, составляющая более четырех миллионов человек.

Более двух миллионов греков живет в США, а еще в Австралии (примерно 700 тыс. чел), Новой Зеландии (примерно 5 тыс. чел.)и Канаде (примерно 350 тыс. чел. В Европе (более 500 тыс. чел.). Всемирный Совет Эллинов занимается организацией взаимодействия и совместной работы всех этих греческих общностей всего мира.

Источник: dzadziki.com

Политическая жизнь в Древней Греции

Аристотель определил полис как высшую форму общественной жизни, которая включает в себя исторически предшествовавшие его появлению другие формы, такие как деревня или семья. Они обеспечивают физическое выживание индивида, но лишь полис предоставляет ему возможность вести добродетельную жизнь в соответствии с человеческой природой и законами. Членами полиса являются свободные граждане, практическим критерием для определения гражданства служит участие в общих делах — в народном собрании и судопроизводстве. Те, кто не задействован в общественных делах, в соответствии с этим критерием не могут считаться ни свободными людьми, ни гражданами.

Народное собрание

Внешняя политика древней греции

Граждане на народном собрании. Чернофигурная амфора, 510 г. до н. э. Античное собрание, Пергамский музей, Берлин

При таком понимании природы полиса от его граждан ожидалось активное участие в политической жизни. Основной формой для большинства являлось посещение народного собрания (аппелы). В Афинах оно принимало законы, избирало важнейших должностных лиц, контролировало расходы государственной казны, объявляло войну и заключало мир, а также имело ряд судебных полномочий. Принимать участие в работе собрания мог каждый полноправный гражданин, достигший 18 лет. Любой присутствующий имел право высказать свое мнение, внести предложение и принять участие в голосовании. Обычно собрание проводилось каждые девять дней. Несмотря на то, что предполагалось присутствие всего афинского народа, на практике проживавшие далеко за городом крестьяне едва ли могли принимать активное участие. Однако и при этом условии собрание, на котором единовременно присутствовали 5–6 тыс. человек, не было чемто особенным.

Совет

Вопросы, которые выносились на обсуждение участниками собрания, предварительно рассматривались советом (буле). Этот институт осуществлял контроль за политической жизнью и также выполнял различные административные функции. В Афинах при Солоне совет состоял из 400 членов, избиравшихся по территориальным округам из числа наиболее состоятельных граждан. После реформы Клисфена около 508 г. до н. э. численность совета была увеличенадо 500 членов, которые стали избираться по жребию среди всех категорий граждан по десяти территориальным округам (филам). Из каждой филы 50 депутатов образовывали пританию, которая должна была в течение десятой части года вести дела совета, а ее члены обедали за государственный счет в служебном помещении (пританее). Ежедневно сменявшийся председатель притании, избиравшийся из ее состава (эпистат), был обязан неотлучно находиться в пританее на протяжении целых суток. Совет пятисот с его демократическим составом депутатов и принципом их избрания стал своего рода противовесом аристократическому ареопагу.

Внешняя политика древней греции

Афинский Акрополь

Суд

Ареопар был древнейшим аристократическим институтом, получившим свое название по месту проведения заседаний на холме Ареса возле Акрополя. Его члены избирались пожизненно и представляли собой вышедших в отставку старших представителей исполнительной власти — архонтов. Ареопаг прежде всего осуществлял уголовное судопроизводство, кроме того, рассматривал обвинения, выдвинутые против высших должностных лиц, наблюдал за соблюдением религиозных законов, а также мог оспаривать решения, принятые советом и народным собранием. Такой судебный орган был оплотом власти аристократии, позднее — олигархии. По закону Эфиальта 462 г. до н. э. полномочия ареопага ограничивались судопроизводством по религиозным преступлениям и тяжким убийствам. Судебная власть перешла к суду присяжных (гелизе), который создавался по жребию из списка кандидатов и в который мог записаться любой свободный гражданин, достигший 30 лет. Голосование присяжных было тайным, обжалование приговора не предполагалось.

Одним из наиболее парадоксальных институтов афинской демократии был остракизм. Он представлял собой народное собрание, участники которого писали на глиняных черепках (остраконах) имя человека, угрожающего, по их мнению, демократии. Если имя одного и того же подозреваемого встречалось на 5 тыс. черепках, он изгонялся из города на 20 лет.

Народное собрание, Совет пятисот и суд присяжных считались оплотом демократии, и через работу этих институтов проходила значительная часть рядовых афинских граждан. Чтобы гарантировать беднякам право на участие в политической жизни государства, в 457 г. до н. э. государственный деятель Перикл ввел жалование за участие в работе этих институтов.

Политика.

492* год — Первый поход персов в Грецию под командованием Мардония.

Поход Мардония прежде всего преследовал цель восстановить власть персов во Франции и Македонии и лишь после этого начать вторжение в Грецию. Завоевание Греции представлялось персам необходимым для прочного утверждения своей власти в районе Эгейского моря. Обладание Эгейским морем ставило под контроль Персии все торговые пути восточного Средиземноморья.

Македония признала власть персов, но в то время как персидский флот огибал мыс Афон (полуостров Халкида), началась буря и значительная часть флота погибла. А сухопутные войска изрядно потрепали так и не подчинившиеся фракийцы.

Таким образом, Мардоний выполнил лишь часть поставленной задачи и при этом с большими потерями в кораблях и людях.

493-492 года — Антиперсидская демократическая партия в Афинах одержала победу на выборах.

Фемистокла выбрали в Архоны.

Антиперсидской демократической партии в Афинах удалось одержать большую победу, добившись выбора Фемистокла в архоны. Фемистокл снискал в народе популярность как враг персов, что было немаловажно в виду роста угрозы персидского нападения.

Политическая жизнь в Древней Греции

В год своего архонства Фемистокл начал укрепление Пирея. В 487-486 гг. Фемистоклу удалось провести важную реформу — в архоны отныне стали выберать по жребию и из более широкого круга кондидатов.

490 год — Второй поход персов в Грецию. Марафонское сражение.

Во втором походе персов в Грецию войско возглавлял полководец Датис, а флот — Артеферн, племянник царя Персии Дария.

Официальным поводом к походу послужило наказание Эретрии и Афин за их участие в ионийском восстании (произошло около 500 года); тем самым персы пытались создать впечатление, что они воюют только с этими двумя городами, а не с греками вообще.

После взятия Эретрии персидский флот подошел к Марафонской равнине,где произошло крупное сражение, вошедшее в историю под названием Марафонская битва. В этой битве греки с небольшими потерями разбили персов.

Оставшийся персидский флот отплыл к Персии, не рискнув после такого поражения взять Афины.

Моральное значение победы афинян было очень велико, так как многие греческие города были террорезированы расправой с Эретрией и персидское нашествие казалось уже неотвратимым.

После этой победы греки воспрянули духом.

480 год — Третий поход персов в Грецию под предводительством Ксеркса.

Теперь речь шла уже о полном завоевании Греции.

Когда греки поняли это, произошло объединение полисов в общегреческий союз, возглавляемый Спартой.

Первые серьёзные сражения произошли при Фермопилах. Тактика греков состояла в выматывании сил противника и уничтожении их небольшими отрядами в ущелье.

Поняв это, Ксеркс нашел обходной путь и начал окружать греков. Чтобы дать отойти войскам, спартанский полководец Леонид с небольшим отрядом остался на защите Фермапил. Все оставшиеся защитники погибли, но основные силы успели отойти.

Следующим крупным сражением была морская битва у острова Саламин. Сначала персы смогли напугать спартанцев, и совет принял срочное решение об отзыве кораблей к Истму. Но Фемистокл и командующий флотом спартанцев Еврибиад хитростью заманили персидские корабли и вынудили их вступить в бой в самом узком месте пролива, где большее преимущество имели небольшие быстроходные греческие корабли.

В этом сражении была уничтожена довольно большая часть персидского флота. Персы были вынуждены отступить.

Последняя и решительная битва, повлекшая за собой освобождение земель всей материковой Греции и Фракийского побережья, произошла при Платеях.

Это был тяжелый бой, но более совершенное вооружение и более высокое военное мастерство гоплитов, защищающих Родину, создали грекам преимущество, и из упорной и кровопролитной битвы греки вышли победителями.

480 год — Исократ пишет Панегерик Афинам.

Исократ — афинский учитель, публицист.

В панегерике Афинам он призывал греков объеденится под гегемонией Афин, указывал на необходимость завоевания Персии. Впоследствии Исократ своими речами содействовал объединению греков под властью македонского царя Филиппа. Филиппу же он рекомендовал использовать объединенные греко-македонские силы для похода в малую Азию.

478 год — Делосский союз или первый Афинский Союз.

Представители всех тех греческих государств, которые были заинтересованы в продолжении войны с персами в 478 году собрались на острове Делос и учредили так называемый Делосский союз или первый Афинский морской союз.

Верховным органом этого объединения считалось общее собрание представителей союзников, собирав-

шееся на острове Делос.

Союзники обязались поставлять для объединенного флота установленное число кораблей с экипажами и определенное количество воиновю Была также учреждена общая казна союза, пополнявшаяся денежными взносами союзников по особой раскладке (эти взносы называли форосом). Средства из этой казны шли на покрытие общих военных расходов.

Афины заняли в этом объединении первое место, как обладавшие самым многочисленным и сильным флотом, и им было поручено главное руководство военными действиями.

В военном отношении возникновение нового объединения сразу же себя оправдало.

Под командованием Кимона, сына Мильтиада, союзники открыли активные военные действия против персидских гарнизонов, остав-

шихся на Фракийском побережье Понта и берегах Геллеспонта. Вскоре весь этот район был освобожден от персов.

467 год — Заговор Павсания.

Павсаний был назначен регентом во время малолетства царя Плистарха, сына погибшего при Фермопилах Леонида. Он хотел свергнуть власть спартанской аристократии.

Ему обещала свою помощь Персия, после не-

давнего поражения похода Ксеркса, заинтересованная в увеличение числа своих сторонников в Греции. Но Павсаний главным образом опирался на силы порабощенных илотов, всегда готовых к восстанию, но неорга-

низованных. За помощь в востании он обещал илотам свободу и права гражданства. Но заговор был раскрыт и Павсаний казнен.

464-454 года — Восстание илотов.

Через три года после смерти Павсания восстание илотов все же произошло. В Спарте произошло сильное землятрясение, во время которого погибло около 20000 человек. Когда илоты увидели, что большая часть спартанцев погибла, они начали войну против лакедемонян. Но царь Спарты Архидам, благодаря своей преду-сматрительности, спас многих граждан из-под развалин и начал готовиться к войне с повстанцами.

Чтобы справиться с илотами, Спарта обратилась за помощью в Афины и получила оттуда вспомогательное войско.

Также оказали помощь Спарте и другие полисы. Таким образом, Архидам не только выравнял свои силы с поистанцами, но и даже превзошел их. Но потом спартанцы заподозрили афинян в том, что они скланяются на сторону илотов, и отказались от помощи Афин. Теперь силы были практически равными, и противники, нанося время от времени друг другу поражения, затянули войну на 10 лет.

457 год — На должность архонта впервые был избран представитель среднего класса.

Перикл и его единомышленники в ходе борьбы с олигархами поставили перед собой цель последовательно демократизировать общественный строй Афин.

Первым результатом их труда было избрание в 457 году на должность архона зевгита, то есть представителя средних классов. В дальнейшем зегвиты и беднейшие граждане — феты — получили доступ почти ко всем государствунным должностям.

Старый способ голосования стал все чаще заменятся на жеребьевку, в основе которой лежало признание за любым афинским гражданином занимать любой пост в государстве. Исключение состовляли лишь несколько высших должностей (например должность стратега), исполнение которых требовало специальных знаний.

449 год — Афины и Персия заключили мир.

В 449 году между Грецией и Персией был заключен мир, по которому Персия удерживала Кипр, но отказыва-

лась от малоазиатских владений.

Кроме того, персидский флот не имел права появлятся в Эгейском море.

443-430 года — Правление Перикла.

Перикл был выходцем из аристократии, но посвятил себя афинскому демосу. Он не ходил на званые обеды, прекратил всякое светское общение.

Он целиком отдался политической деятельности.

При Перикле было развернуто большое строительство, превратившее Афины в прекраснейший город Греции. Было проведено много новых реформ, в основном, для борьбы с бедностью.

Перикл был самым справедливым правителем Афин.

443 год — Афиняне организовали в Италии колонию Фурии.

Афины заключают торговые соглашения Керкирой, с Сегестой и Леонтинами в Сицилии, с Регием в Италии. Чтобы укрепить связи с этими государствами и усилить свое влияние в Италии, Афины организовали на ее южном побережье колонию Фурии. Эта колония повысила авторитет Афин в глазах всего греческого мира.

437 год — Понтийская экспедиция.

Чтобы обеспечить интересы Афин на черном море и расширить морской союз за счет включения в него причерноморских городов, Перикл предпринял около 437 года Понтийскую экспедицию — большой морской поход в Черное море.

В результате похода Афины укрепили свое влияние на южном побережье Черного моря. В состав союза также вступили и некоторые города Западного Причерноморья.

431-404 года — Пелопонесская война.

Возвышение Афин и расширение их влияния раздражало многие города Пелопоннесского союза, который возглавляла Спарта. Постоянные конфликты на почве торговли в конце концов привели к войне между двумя большими группировками греческих государств — Пелопоннесским союзом и Афинской морской державой.

Война шла с переменным успехом. На удары пелопоннесцев на суше афиняни отвечали действиями на море.

Но около 425 года начал разваливаться Афинский союз. Полисы, вымотанные войной, один за другим пытались получить независимость.

Но и в Спарте начались внутренние волнения. Таким образом, и в Афинах и в Спарте усилились мирные настроения. В 421 году был заключен мир, основным условием которого было восстановление существовавшего до войны положения. Практически выполнение этого условия оказалось неосуществимым. Такие полисы, как Коринф и Мегары, жизненно заинтересованные в сокрушении Афинской державы и принесшие много оказавшихся теперь напрасными жертв, были недовольны политикой Спарты.

Политическая обстановка после заключения мира оставалась напряженной.

Политическая эволюция и политическая мысль Древней Греции.

Ранний период возникновения и развития политической мысли в Древней Греции (IX-IV век до н.э.) связан со временем возникновения государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политических представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права.

Развитие политических теорий началось с попыток рационализации политической части в мифах: от брака Зевса с Фемидой, по теогонии Гесиода, рождаются две дочери – Дике, т.е.

правда и справедливость, совпадающие с позитивно существующими законами и обычаями, и Эвномия, т.е. благозаконие.

В поэмах Гомера и Геосида мифы теряют сакральный смысл и начинают подвергаться этической и политической интерпретации.

В русле такой интерпретации сложилось представление о том, что утверждение начал справедливости, законности и полисной жизни связано с установлением власти богов-олимпийцев. Представления об этическом и нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях получают дальнейшее развитие так называемых семи мудрецов Древней Греции.

К ним обычно причисляются Фалес, Питак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. Мудрецы настойчиво подчёркивали господство справедливых законов в полисной жизни.

Существенно реформировал социально-политический строй афинского полиса знаменитый государственный деятель и законодатель Солон.

Введённая Солоном умеренная демократия была пронизана идеей компромисса знати и демоса, богатых и бедных. В своих элегиях он открыто признавал нежелание потворствовать чрезмерным притязаниям одной из сторон в ущерб другой.

Государство по Солону нуждается прежде всего в законном порядке, закон же по его мнению характеризуется как сочетание права и силы, причём речь идет именно об официальной силе полиса.

С идеей преобразования общественных и политических порядков выступали Пифагор и его последователи. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления «лучших» — умственной и нравственной элиты.

При освещении проблем справедливости пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия «равенство», как воздаяния равным за равное. Идеалом пифагорейцев является полис, в котором господствуют справедливые законы.

Наихудшим злом пифагорейцы считалианархию, отмечая, что человек по своей природе не может обходиться без руководства и надлежащего воспитания.

Гераклит в своих воззрениях исходил из того, что хотя мышление и присуще всем, однако большинство людей не понимают всеобщего логоса (всеуправляющего разума), которому необходимо следовать.

Исходя из этого, он различает мудрых и неразумных, лучших и худших, следствием меры интеллектуального постижения людьми логоса является и нравственно-политическая оценка людей Гераклитом. Социально-политическое неравенство оправдывается им так же как неизбежный правомерный и справедливый результат всеобщей борьбы.

Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших.

Для принятия решения вовсе не обязательно одобрение на народном собрании. Одному, но «лучшему», более доступно понимание логоса, чем многим.

Аристократический характер воззрений Пифагора и Гераклита существенно отличался от идеологии старой знати (аристократии крови).

И тот и другой выбирали интеллектуальный, а не природный (по рождению) критерий для определения того, что есть «лучший», «благородный». Благодаря такой модернизации понятия «аристократ», аристократия из естественно замкнутой касты как бы становилась открытым классом, доступ в который был поставлен в зависимость от личных достоинств и усилий каждого.

Развитию политической мысли в V веке в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем общества, государства и политики.

Одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека и общества как часть естественного процесса мирового развития встречается у Демокрита.

В ходе этого процесса люди постепенно под влиянием нужды, подражая природе и животным, опираясь на собственный опыт, приобрели все основные знания и умения, необходимые для общественной жизни. Таким образом человеческое общество появляется после длительной эволюции как результат прогрессивного изменения исходного природного состояния. В этом смысле общество и полис созданы искусственно, а не даны по природе. Однако их происхождение представляет естественно-необходимый, а не случайный процесс.

Правильно понятый характер связи искусственного и естественного является, согласно Демокриту, критерием справедливости в политике. В этом смысле он считает несправедливым всё то, что противоречит природе. В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению.

Развёрнутые представления о политике были сформулированы софистами.

Софисты впервые открыто заявили, что общественная жизнь, мир политики – дело рук человеческих. Софисты подчёркивали условность правовых норм, государственных установлений. «Справедливость есть не что иное, как выгода сильного», «то, что представляется каждому государству справедливым и прекрасным, то и является таковым для него» (Протогор). «Каждая власть устанавливает законы, полезные для неё самой: демократия – демократические, тирания – тиранические, так же поступают и остальные» (Аразимах).

Политический идеал Сократа – это государство-полис, в котором, безусловно, господствуют справедливые по своей природе законы.

Настойчиво проповедуя необходимость соблюдения полисных законов, Сократ связывает с этим и единомыслие граждан. Под «единомыслием» он имеет в виду преданность и повиновение членов полиса законам. Сократовские положения о совпадении законного и справедливого, восхваление им законности и разумности полисных. Для Сократа главная добродетель его моральной философии – знание.

Это требование соответствует философским представлениям Сократа о разумных и справедливых началах государства и права и критически адресуется им ко всем формам политического устройства.

С критикой политических идей софистов выступил выдающийся мыслитель античного мира Платон. Он стремился утвердить идею незыблемости государственных установлений.

В произведениях «Государство», «Законы» Платон впервые сформулировал целостное учение об общественном устройстве, центральное место в котором занимают представления об идеальном государстве. Как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному началувоины, вожделеющемуземледельцы и ремесленники.

Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства как совместного поселения граждан. Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поставить философов, причастных к вечному благу и способных воплотить небесный мир идей в земной жизни. Он наделил философов-правителей качествами духовной элиты — интеллектуальной исключительностью, нравственным совершенством и т.п.

Образ жизни третьего сословия Платон освещал под углом зрения многообразия общественных потребностей и разделения труда.

Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п. Производственную деятельность земледельцев и ремесленников предполагалось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний достаток для всех членов общества и в то же время исключить возможность возвышения богатых над стражами. Преодоление в обществе имущественного расслоения — важнейшая социально-экономическая особенность идеального строя, отличающая его от всех остальных, порочных, государств.

Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии.

К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству).

Оппонент Платона — Аристотель. Главным произведением Аристотеля в области теории политики является трактат «Политика».

Древняя Греция политика (стр. 1 из 2)

Государство, как считал Аристотель, образуется вследствие природного влечения людей к общению, в нём полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Государство — это "общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни". Под людьми здесь подразумевались только свободные граждане греческих полисов.

Варваров и рабов он не считал достойными общения с гражданами государства. Политические симпатии Аристотеля — на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии.

Кризис древнегреческой государственности отчётливо проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV века до н.э. древнегреческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под власть Македонии, а затем Рима.

Политическая мысль этого времени нашла своё отражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

Для учения Эпикура характерны мотивы аполитичности, проповедь неучастия в общественной и политической жизни.

Главная цель государственной власти и основание политического общения состоят, по Эпикуру, в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непричинении ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалению от толпы.

Государство — результат договора людей между собой об их общей пользе – взаимной безопасности.

Эпикур был противником крайней демократии.

Он резко противопоставлял «мудрого человека — толпе». В политическом плане эпикуровской этике более всего соответствует такая форма умеренной демократии, при которой господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов.

Приверженцы стоицизма (основатель Зенон).

По мысли стоиков в основе гражданского общежития лежит естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой.

Следовательно, государство выступает как естественное объединение, а не как искусственное, условное, договорное образование. Стоики в своих сочинениях о государстве обосновывали, что все люди – граждане единого мирового государства и что человек – гражданин вселенной.

Зенон обосновывал идею смешанного правления: «Лучший государственный строй – это соединение демократии, государственной власти и аристократии».

Учение стоиков оказало заметное влияние на взгляды Полибия.

Для Полибия характерен государственнический взгляд, согласно которому то или иное устройство государства имеет определяющую роль во всех человеческих отношениях.

Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий рассматривает как естественный процесс, совершающийся по закону природы. Согласно Полибию, имеется шесть основных форм государства: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Причину зарождения государства он видит в том, что естественная для всех живых существ слабость «побуждает их собираться в однородную толпу», вождем которой становится тот, кто превосходит всех телесной мощью и духовной отвагой.

С течением времени вождь незаметно превращается в царя и его власть становится наследной. Когда цари меняют образ жизни с его простотой и заботой о подданных, начинают предаваться излишествам, ответные зависть и недовольство подданных превращают царство в тиранию (начало упадка власти).

Далее, по схеме Полибия, благородные и отважные люди, не желая переносить произвол тирана, свергают его и устанавливают аристократию.

Как царство вырождается в тиранию, так и аристократия вырождается в олигархию, при которой царят беззаконие, стяжательство, злоупотребление властью. Успешное выступление народа против олигархов приводит к установлению демократии, которая также вырождается. Демократия переходит в охлократию – наихудшую форму правления, при которой толпа, собравшаяся вокруг вождя, бесчинствует, совершает убийства, пока не одичает окончательно и снова не выберет сильного и отважного вождя.

Круг смены государственных форм замыкается. Царству сопутствует тирания, демократии – необузданное господство силы. Исходя из этого Полибий заключает, что наилучшей формой правления будет та, в которой соединяются особенности царской власти, аристократии и демократии.

Главное преимущество такой смешанной формы Полибий видит в обеспечении устойчивости государства, предотвращающей переход к извращённым формам правления (олигархии и охлократии).

Одну из главенствующих ролей в истории формировании политической мысли сыграли мыслители Древней Греции. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики.

Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рацонально-логическому способу его познания и объяснения.

Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:

1.

Ранний период (IX — VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права.

На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир носят мифологический характер. В эти времена политические и правовые взгляды ещё не выделились в самостоятельную область. Законы приписываются или прямо богам, или их ставленникам-правителям.

С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) и Гераклит.

Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления “лучших” — умственной и нравственной элиты. Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное. Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию.

Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мир образовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако, большинство людей не понимают все управляющего разума, которому надо следовать.

Политическая мысль Древней Греции

Исходя из этого он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших.

2. Период расцвета (V — первая половина IV века до нашей эры) — это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли. В учениях Демокрита встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития.

В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость.

Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению.

В условиях укрепления и расцвета античной демократии политико — правовая тема широко обсуждалась и связывалась с именами софистов. Софисты были платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права.

Сократ являлся принципиальным и основным критиком софистов.

Уже при жизни он был признан мудрейшим из всех людей. Споря с софистами, он вместе с тем воспринимал ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело.

Сократ занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права.

Обсуждение морально-политической проблематики Сократ поднял на уровень понятий. Тем самым закладывались начала собственно теоретического исследования в данной области.

Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.

3. Период эллинизма (вторая половина IV — II век до нашей эры) – время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.

В последней трети IV века до нашей эры греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий.

Главная цель государственной власти и основания политического общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда.

Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе — взаимной безопасности.

Основателем стоицизма был Зенон.

Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по “закону природы”.

Всего имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Обычаи и законы характеризуются Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому государству.

Он подчёркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни.

Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1251; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Источник: ekoshka.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.