Три стиля архитектуры древней греции


Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры. Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в XII веке до н.э., к VI веку до н.э. создали высокоразвитое искусство. Далее последовали три периода в истории греческого искусства: 

I. архаика, или древний период, – примерно с 600 до 480 года до н.э., когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;
II. классика, или период расцвета, – с 480 по 323 годы до н.э. – год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;
III. эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 году до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет.


Греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины – на Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие острова Средиземноморья, на Северную Африку и прочие территории, где греки основывали свои поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.

Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков – прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.

В греческой архитектуре господствовали три стиля: дорический, ионический, коринфский. Древнейшим из них был дорический стиль, который сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и мощным. Название он получил от дорических племён, которые его создали. Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда-то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.


Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии. Отсюда уже он проник в собственно греческие области. По сравнению с дорическим стилем, колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет своё основание – базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, т.н. волютами.

В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, чаще всего стали использовать коринфские капители. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

Случилось так, что время пощадило старейшие дорические храмы главным образом за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове Сицилия и в Южной Италии. Самый известный из них – храм бога моря Посейдона в Пестуме, неподалёку от Неаполя, который выглядит несколько тяжеловесным и поземистым. Из ранних дорических храмов в самой Греции наиболее интересен стоящий ныне в развалинах храм верховного бога Зевса в Олимпии – священном городе Греков, откуда ведут своё начало Олимпийские игры.


Расцвет греческой архитектуры начался в V веке до н.э. Эта классическая эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начаты грандиозные строительные работы в Афинах – крупнейшем культурном и художественном центре Греции. Главное строительство велось на древнем укреплённом холме Акрополе.

Даже по развалинам можно представить, как прекрасен был в своё время Акрополь. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от неё на возвышении, как драгоценная шкатулка, поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь, в центре которой высилась статуя покровительницы города, богини мудрости Афины; далее виднелся Эрехтейон, своеобразный и сложный по плану храм. Его отличительная черта – выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживали не колонны, а мраморные изваяния в виде женской фигуры, т.н. кариатиды.

Главное сооружение Акрополя – посвящённый Афине храм Парфенон. Этот храм – наиболее совершенное сооружение в дорическом стиле – был завершён почти две с половиной тысячи лет назад, но нам известны имена его создателей: их звали Иктин и Калликрат.

Парфенон – Центральный храм Акрополя.


роительство его началось в 447 году до н.э. Руководил постройкой знаменитый скульптор Фидий. Парфенон построен из 46 колонн, размеры его 70 на 30 метров. Внутри храма Фидий установил огромную статую Афины, но она была вывезена в Константинополь и погибла там во время пожара. О строительстве Парфенона любой грек может рассказать целую историю. Во-первых, под его конструкцией специальный фундамент, который помогает амортизировать землетрясения (они в Греции не редкость). Во-вторых, колонны Парфенона непараллельны и если их продолжить, то они сойдутся в одной точке в нескольких километрах над центром храма. Вообще в Парфеноне все поверхности на поверку оказываются непараллельны, но видно это только если поставить какой-нибудь предмет и смотреть на него с другой стороны Парфенона. В этом и заключался гений архитекторов – со стороны все колонны выглядят строго вертикальными. Угловые колонны на самом деле толще, чем все остальные, но зрительно это тоже незаметно. В последующую историю Парфенон был христианским храмом, а потом турки использовали его как пороховой склад. Во время осады Афин венецианцами случился взрыв и храм был частично разрушен. Восстанавливать его начали уже в 19 веке. 

В храме стояла статуя Афины, изваянная великим скульптором Фидием; один из двух мраморных фризов, 160 – метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян. В создании этого великолепного рельефа на котором были изображены около трёхсот человеческих фигур и двухсот лошадей, также принимал участие Фидий. Парфенон уже около 300 лет стоит в развалинах – с тех самых пор как в 17 веке, во время осады Афин венецианцами, правившие там турки устроили в храме пороховой склад. Большую часть рельефов уцелевших после взрыва, в начале 19 века увёз в Лондон, в Британский музей, англичанин лорд Эльджин.


Реконструкция Акрополя Афинский Акрополь. Общий вид
Реконструкция Акрополя Афинский Акрополь. Общий вид
Парфенон, реконструкция Парфенон. Афинский Акрополь.
Парфенон, реконструкция Парфенон. Афинский Акрополь

Храм Посейдона в Пестуме
Портик Кариатид. Эрехтейон. Афинский Акрополь
Храм Посейдона в Пестуме Портик Кариатид. Эрехтейон. Афинский Акрополь
Макет храмового комплекса в Олимпии Развалины Храма Зевса в Олимпии
Макет храмового комплекса в Олимпии Развалины Храма Зевса в Олимпии
Дорифор. Римская копия скульптуры Поликтета

Гермес. Римская копия скульптуры Праксителя
Дорифор. Римская копия скульптуры Поликтета  Гермес. Римская копия скульптуры Праксителя
Гибель Лаокоона Стилевое единство архитектурной и предметной среды Древней Греции
  Стилевое единство архитектурной и предметной среды Древней Греции:
а – фрагмент Парфенона, б – одежда, в – фрагмент капители Эрехтейона, г – золотой гребень, д – ваза, е – кресло, ж – стол.

Типы Древнегреческих храмов
Реконструкция гробницы Мавсола
Типы Древнегреческих храмов Реконструкция гробницы Мавсола

В результате завоеваний Александра Македонского во второй половине 4 века до н.э. влияние греческой культуры и искусства распространилось на обширные территории. Возникали новые города; крупнейшие центры складывались, однако, вне пределов Греции. Таковы, например, Александрия в Египте и Пергам в Малой Азии, где строительная деятельность получила наибольший размах. В этих областях предпочитали ионический стиль; интересным его образцом было огромное надгробие малоазийскому царю Мавсолу, причисленное к семи чудесам света. Это была погребальная камера на высоком прямоугольном основании, окружённая колоннадой, над нею возвышалась каменная ступенчатая пирамида, увенчанная скульптурным изображением квадриги, которой управлял сам Мавсол. По этому сооружению впоследствии стали называть мавзолеями и другие большие торжественные погребальные сооружения.

В эпоху эллинизма храмам уделяли меньше внимания, а строили обнесённые колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные сооружения. Усовершенствованы были жилые дома: они стали двух – и трёхэтажными, с большими садами. Роскошь стала целью, в архитектуре смешивали различные стили.


Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений. Древнейшие известные нам скульптуры возникли ещё в эпоху архаики. Они несколько примитивны: их неподвижная поза, плотно прижатые к телу руки, устремлённый вперёд взгляд продиктованы узким длинным каменным блоком, из которого статуя была высечена. Одна нога у неё обычно выдвинута вперёд – для сохранения равновесия. Археологи нашли много таких статуй, изображающих обнажённых юношей и одетых в ниспадающие свободными складками наряды девушек. Их лица нередко оживляет таинственная «архаическая» улыбка.

В классическую эпоху главным делом скульпторов было создавать статуй богов и героев и украшать храмы рельефами; к этому добавлялись светские образы, например, изваяния государственных деятелей или победителей на Олимпийских играх.

В верованиях греков боги похожи на обыкновенных людей как своей внешностью, так и образом жизни. Их и изображали как людей, но сильными, хорошо развитыми физически и с прекрасным лицом. Часто людей изображали обнажёнными, чтобы показать красоту гармонически развитого тела.

В 5 веке до н.э.


ликие скульпторы Мирон, Фидий и Поликлет, каждый по – своему, обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его «Дорифор», опираются только на одну ногу, другая свободно оставлена. Таким образом можно было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Но стоящим мраморным фигурам нельзя было придать более выразительные жесты или сложные позы: статуя могла потерять равновесие, а хрупкий мрамор – сломаться. Этих опасностей можно было избежать, если отливать фигуры из бронзы. Первым мастером сложных бронзовых отливок был Мирон – создатель знаменитого «Дискобола».

Множество художественных достижений связано со славным именем Фидия: он руководил работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами. Великолепны его бронзовая статуя Афины на Акрополе и 12 метровой высоты покрытая золотом и слоновой костью статуя Афины в Парфеноне, позднее бесследно исчезнувшая. Подобная судьба постигла сделанную из тех же материалов огромную статую Зевса, восседающего на троне, для храма в Олимпии – ещё одно из семи чудес древнего мира.

Как бы ни восхищали нас скульптуры, созданные греками в эпоху расцвета, в наши дни они могут показаться немного холодными. Правда, отсутствует оживлявшая их в своё время раскраска; но ещё более для нас чужды их равнодушные и похожие друг на друга лица. Действительно, греческие скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие – либо чувства или переживания. Их целью было показать совершенную телесную красоту. Поэтому мы любуемся даже теми изваяниями – и их немало, – которые в течение веков были сильно повреждены: некоторые даже утратили голову.

Если в 5 веке до н.э. были созданы возвышенные и серьёзные образы, то в 4 веке до н.э. художники склонялись к выражению нежности и мягкости. Тепло и трепет жизни придал гладкой мраморной поверхности Пракситель в своих изваяниях обнажённых богов и богинь. Он также нашёл возможность разнообразить позы статуй, создавая равновесие с помощью соответствующих опор. Его Гермес, молодой посланец богов, опирается на ствол дерева.

До сего времени скульптуры были рассчитаны на рассматривание спереди. Лисипп сделал свои статуи так, чтобы их можно было разглядывать со всех сторон – это было ещё одно новшество.

В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и преувеличениям. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в других заметна излишняя близость к натуре. В это время начали прилежно копировать статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие памятники – либо безвозвратно погибшие, либо ещё не найденные. Мраморные изваяния, передававшие сильные чувства, создавал в IV веке до н. э. Скопас. Самая большая известная нам его работа – участие в украшении скульптурными рельефами мавзолея в Галикарнасе. Среди самых известных произведений эпохи эллинизма – рельефы большого алтаря в Пергаме с изображением легендарной битвы; найденная в начале прошлого века на острове Мелос статуя богини Афродиты, а также скульптурная группа «Лаокоон». Она изображает троянского жреца и его сыновей, которые были задушены змеями; физические мучения и страх переданы автором с безжалостным правдоподобием.

В произведениях античных писателей можно прочесть о том, что в их времена процветала также живопись, но от росписей храмов и жилых домов почти ничего не сохранилось. Мы знаем также, что и в живописи художники стремились к возвышенной красоте.

Особое место в греческой живописи принадлежит росписям на вазах. В древнейших вазах на обнажённую красную поверхность наносили чёрным лаком силуэты людей и животных. На них процарапывали иглой очертания деталей – они проступали в виде тонкой красной линии. Но этот приём был неудобен и позднее стали оставлять фигуры красными, а промежутки между ними закрашивали чёрным. Так было удобнее прорисовывать детали – их делали на красном фоне чёрными линиями.

Центром античной греческой культуры стал Балканский полуостров. Здесь в результате вторжений и перемещений ахейских, дорийских, ионийских и других племен (получивших общее название эллины) складывается рабовладельческая форма хозяйства, укрепившая различные области экономики: ремесло, торговлю, земледелие.

Развитие экономических связей эллинского мира способствовало его политическому сплочению; предприимчивость мореходов, заселивших новые земли, благоприятствовала распространению греческой культуры, ее обновлению и совершенствованию, созданию различных местных школ в едином русле общеэллинской архитектуры.

В результате борьбы демоса (свободного населения городов) против родовой аристократии складываются государства – полисы, в управлении которыми принимают участие все граждане.

Демократическая форма правления способствовала развитию общественной жизни городов, формированию различных общественных учреждений, для которых строили залы собраний и пиров, здания совета старейшин и др. Их размещали на площади (агоре), где обсуждались важнейшие городские дела, совершались торговые сделки. Религиозным и политическим центром города был акрополь, расположенный на высоком холме и хорошо укрепленный. Здесь строили храмы наиболее почитаемых богов – покровителей города.

Демократия препятствует грекам строить себе отдельные большие дворцы, потому что политически все мужчины, как предполагается, являются равными, поэтому считается дурным тоном иметь большой дворец, даже если имеются возможности для его постройки. Вместо этого греки строят общественные здания.

Религия занимала большое место в общественной идеологии древних греков. Боги были близки людям, их наделяли человеческими достоинствами и недостатками в преувеличенных размерах. В мифах, описывающих жизнь богов и их похождения, угадываются бытовые сюжеты из жизни самих греков. Но вместе с тем люди верили в их могущество, приносили им жертвы и строили храмы по образу своих жилищ. В культовой архитектуре сконцентрированы самые значительные достижения греческой архитектуры.

Сухой субтропический климат Греции, горный рельеф, высокая сейсмичность, наличие высококачественного строительного леса, известняка, мрамора, которые легко поддаются обработке и моделировке в каменных конструкциях, определили «технические» предпосылки греческой архитектуры.

Архитектура Древней Греции на долгое время определила направленность развития архитектуры мира. В зодчестве редкой страны не использовались общие тектонические принципы ордерных систем, разработанных греками, деталей и декора греческих храмов.

Типы Древнегреческих храмов

I. Храм с портиком, или «простильный» (греч. πρόςτνλος), имеющий впереди входных сеней портик с колоннами, стоящими как раз против их пилястр и колонн.
II. Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный» (греч. αμφιπρόστνλος), в котором к хр. in antis о двух крыльцах пристроено по портику к тому и другому
III. Храм «кругокрылый», или «периптерический» (греч. περίπτερος), состоящий из храма in antis, или простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой.
IV. Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический» (греч. δίπτερος) — такой, в котором колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда
V. Храм «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический» (греч. ψευδοπερίπτερος), в котором опоясывающую здание колоннаду заменяют полуколонны, выступающие из его стен.
VI. Храм «сложнодвоякокругокрылый», или «псевдодиптерический» (греч. ψευδοδίπτερος), казавшийся как бы окружённым двумя рядами колонн, но в котором на самом деле второй их ряд заменялся со всех или только с длинных сторон здания полуколоннами, вделанными в стену.

Жизнеспособность принципов древнегреческой архитектуры объясняется прежде всего ее гуманизмом, глубокой продуманностью в целом и деталях, предельной ясностью форм и композиций.

Греками была блестяще решена задача перехода чисто технических конструктивных проблем архитектуры к художественным. Единство художественного и конструктивного содержания было доведено до высот совершенства в различных ордерных системах.

Произведения греческой архитектуры отличаются удивительно гармоничным сочетанием с природном окружением. Сделан большой вклад в теорию и практику строительства, в формирование среды жилого дома, в систему инженерного обслуживания городов. Разработаны основы стандартизации и модульности в строительстве, развитые зодчеством последующих эпох.

Закат древнегреческого влияния в архитектуре начинается в I веке до н.э. в связи с активной римской экспансией. Архитектура принимает черты культуры завоевателей, романтизируется. Принципы греческой демократии уже не соответствует имперским потребностям Рима. В V веке н.э. Греция обращается в христианство, начинается формирование Византийской империи, со свойственными ей архитектурными канонами. В период великого переселения народов с IV по VI территория Греции подвергается периодическим нападениям готов, славян, персов, арабов, норманов не очень трепетно относившихся к памятникам архитектуры. Церковный раскол 1054 года усугубил культурный разрыв. Византия, и Греция как её часть оказались под влиянием традиций Ближнего Востока. В XI – XII веках огромный урон памятникам древнегреческой архитектуры нанесли крестовые походы и идущие за крестоносцами нищие всей западной Европы. Вместе с крестоносцами приходили и их спонсоры – флорентийцы и генуэзцы, а уходя вывозили целые разобранные дома, не говоря уже об отдельных колоннах. В 1453 году пала Византийская империя, а в 1456 году турки захватили Афины. При этом туркам нужно отдать должное в сохранении ценностей Древней Греции. Благодаря туркам англичане в XIX веке начали раскопки и вернули европейскому миру утраченные знания об архитектуре и искусстве Древней Греции. Сейчас правительство Турции очень трепетно относится ко всем сохранившимся архитектурным памятникам античности и весьма неплохо на этом зарабатывает.

Источник: arx.novosibdom.ru

древнегреческая архитектураВ истории развития всей европейской культуры важнейшее место занимает искусство и культура древней Греции. На ее основе и сформировались классические каноны античности.

В целом, ее культурные традиции были полны противоречий, потому что создавались они  в обществе рабовладельческой демократии. Однако произведения античных мастеров стали эталоном для творцов многих последующих поколений.

Первые археологические раскопки в начале XVIII  века были проведены в городах Помпеи и Геркуланум, погребенных под вулканической лавой Везувия. В результате исследований были обнаружены многие уникальные образцы различных произведений мастеров той эпохи.

Это скульптуры и рельефные изображение, посуда и предметы домашней утвари, оружие и древние инструменты. Среди всех найденных ценных экземпляров особое внимание привлекают сохранившиеся фрагменты зданий. Они представляют огромный интерес для ученых в процессе изучения архитектурного облика городов древней Греции.

Периоды развития древнегреческой архитектуры

Всю историю развития архитектуры в древней Греции можно разделить на несколько периодов:

  • Гомеровская эпоха ( с XII до середины VIII веков до нашей эры) — период зарождения и развития эллинской архитектуры, время постепенного разложения родового строя и появления новых классовых отношений. В основе эллинского зодчества изначально лежали традиции эгейской культуры, но впоследствии зарождались и новые, самобытные черты.

В бронзовом веке храмы еще не строились. И только в начале VIII века появляется храм, особенности конструкции которого напоминают мегарон, возникший ранее в архитектуре Крита и Микен. Основным строительным материалом для храма стал необожженный кирпич, а двускатная крыша была сделана из дерева.

Большую часть сведений об облике сооружений того периода ученые почерпнули из произведений Гомера. В те времена строились дома из древесины, которые для большей прочности скрепляли металлической обшивкой.

Еще одним распространенным видом строительного материала был кирпич — сырец. К концу периода строители начали использовать черепицу из обожженной глины. Для этого времени характерно строительство не только обычных жилых домов, но и первых храмов.

Данный период примечателен формированием особенной планировочной системы, важное место в которой занимает колоннада, окружающая здание со всех сторон. Одним из самых ранних сооружений того периода считается храм богини Геры на острове Самосе.

 

Развалины храма богини Геры на острове Самосе
Развалины храма богини Геры на острове Самосе

 

  • Архаический период ( с VIII по начало V веков до нашей эры) — характеризуется окончательным формированием рабовладельческого государства, и возникновением города — полиса.

В начале архаического периода была также распространена техника строительства из дерева и сырцового кирпича. Отличие заключалось лишь в применении терракотовых облицовок для отделки храмов. В дальнейшем наиболее важные и масштабные сооружения начинают строить из мягкого и легкого в обработке известняка. В конце периода самым распространенным материалом становится мрамор.

В течение VII века до нашей эры древнегреческое строительное искусство развивается сразу в нескольких направлениях, которые имели существенные различия.

В архаический период появляются первые образцы монументальных сооружений, а также формируются различные типы храмов  и других зданий общественного назначения.

Происходит зарождение и развитие ордеров, которые впоследствии становятся базовыми и наиболее узнаваемыми элементами древнегреческой архитектуры.

  • Классический период ( с 480 по 400 годы до нашей эры) — время правления Перикла, которое характеризуется высоким уровнем развития архитектуры и всех сфер искусства.

Широко применяется отточенная до идеального состояния ордерная система. Облик зданий приобретает утонченность, а почерк архитекторов — узнаваемость.

Афины становятся главным городом, имеющим правильную планировку улиц. В других городах также проводится постройка новых жилых кварталов по единому плану.

В этот период формируется архитектурный облик типового греческого дома, который состоит из окруженного портиками внутреннего дворика, прообразом которого стал мегарон.

Для классического периода характерно появление открытых каменных театров и залов для музыки — одейонов. Новые формы приобретают общественные здания для собрания большого количества людей.

  • Эпоха разложения полисов ( IV век до нашей эры) — в этот период храмы теряют свое передовое значение, однако с большей интенсивностью развивается светская архитектура и совершенствуется планировка жилых домов.

Экстерьер зданий приобретает большую утонченность и изящество благодаря использованию ионического и коринфского ордеров.

  • Эпоха эллинизма ( 330 — е годы — I век до нашей эры) — период возникновения греко — восточных монархий  и проникновения древнегреческой культуры в Малую Азию и Египет.

Дли эпохи эллинизма характерно смешение различных стилей и ордеров с чисто декоративной целью. Но при этом теряется былая лаконичность, монументальность и узнаваемость ордерной системы.

Однако этот факт совершенно не мешает созданию масштабных городских ансамблей, в архитектуре которых повсеместно применяется перистиль — ряды колонн, окружающих дворы и площади.

Ордерная система

Ордер в архитектуре — это система проявления конструкции сооружения в определенной форме. С развитием и становлением стилистики различных ордеров устанавливается соразмерность целого сооружения и отдельных его частей, композиция и соответствующие пропорции. Постепенно совершенствуются формы построек, и греческая классика достигает вершины своего развития.

В архитектуре древней Греции использовались три основные ордера:

  • Дорический
  • Ионический
  • Коринфский

Основное различие архитектурных ордеров заключалось прежде всего в формах колонн и антаблемента, а также в различных декоративных деталях и соотношении пропорций.о

При этом планировка пространства зданий была одинаковой для всех ордерных систем. И дорический, и ионический ордера использовались в процессе строительства не только культовых, но и светских сооружений, а также мест общественного посещения.

Каждая постройка представляет собой единое целое, созданное из отдельных архитектурных элементов, среди которых можно назвать следующие:

  • Крепида — это подножие любой постройки, своего рода фундамент сооружения.
  • Стены
  • Колонны различных ордеров
  • Антаблемент 
  • Кровля
  • Треугольный фронтон

В древнегреческой архитектуре использовалась система колонн и антаблементов или , как ее еще называют — стоечно — балочная система. Лучшими образцами построек стали храмы, которые изначально возводились из древесины, а позднее —  из природного камня.

Дорический ордер

Дорический ордер — наиболее массивный из всех, но при этом отличается простотой декоративных деталей и строгостью отделочных элементов. Дорический ордер сформировался в VI веке до нашей эры. Ярким примером можно считать храм Геры в Олимпии.

 

Храм Геры в Олимпии
Храм Геры в Олимпии

 

Размеры отдельных частей сооружения и их пропорциональное соотношение связаны с длиной радиуса колонны в ее основании. Этот радиус называется модулем, и на его основе проводятся расчеты всех последующих пропорций.

В дальнейшем, с развитием техники строительства, колонны становились более тонкими, изящными и высокими. Соответственно, между ними увеличивалось расстояние, а высота антаблемента уменьшалась.

Храм дорического ордера обычно строили на трехступенчатом высоком основании. Ступени крепиды не были предназначены для восхождения людей. Это был один из характерных элементов древнегреческой архитектуры. Высота ступеней основания определялась из расчета общих пропорций сооружения.

 

Дорический храм Сегеста в Греции
Дорический храм Сегеста в Греции

 

На трехступенчатом основании устанавливались колонны, не имеющие базы. Они состояли из трехчастной капители ( гипотрахелий, эхин, абака) и каннелюрованного ствола, имевшего небольшое утолщение — энтахис. По своей высоте ствол колонны был равен приблизительно 11 модулям, то есть был в 11 раз длиннее радиуса колонны в основании.

Антаблемент дорического ордера тоже являлся трехчастным. На колоннах размещался архитрав с фризом, который состоял из триглифов и метоп. Он также поддерживал слегка выступающий карниз. Крыша была двускатной с небольшим уклоном. Фронтон треугольной формы, как правило, был украшен скульптурами.

 

Дорический ордер храма Гефеста ( V век до нашей эры).
Дорический ордер храма Гефеста ( V век до нашей эры).

 

Для композиционной завершенности дорического храма огромное значение имел цвет сооружения, который дополнительно подчеркивал его конструкционные особенности.

Наиболее известным из сохранившихся образцов дорических построек является храм Посейдона в Пестуме на юге Италии и храм Гефеста в Афинах.

 

Храм Посейдона в Пестуме
Храм Посейдона в Пестуме

 

По своим архитектурным достоинствам самым значительным сооружением считается Парфенон на Афинском Акрополе.

 

Храм Парфенон в Афинах
Храм Парфенон в Афинах

 

Ионический ордер

Постройки ионического ордера характеризуются большей легкостью и изяществом. Особенно это заметно по сравнению с массивными элементами дорического ордера.

Ионические храмы раннего периода имели большие размеры и более роскошное убранство , чем тяжеловесные и строгие дорические храмы.

Но главной отличительной особенностью можно считать внешний облик колонн: они гораздо стройнее и тоньше. К тому же, имеют базу, ствол и капитель. Наиболее роскошной формой характеризуется капитель с волютами.

При этом колонны не связаны ритмическими элементами, как в дорическом ордере. Вместо фриза ионический антаблемент был отделан поясом, декорированным барельефом. Все детали ионического ордера имели сложную профилировку.

Наибольшего расцвета ионический ордер достигает в Малой Азии, где образцы сооружений имеют значительные размеры. Ярким примером может служить храм Артемиды в Эфесе, который достигал в длину 126 метров, и имел колонны высотой 18 метров.

 

Храм Артемиды в Эфесе
Храм Артемиды в Эфесе

 

В самой Греции сооружения ионического ордера представлены небольшими изящными постройками. Из сохранившихся образцов можно назвать храм Ники- Аптерос и Эрехтейон в ансамбле Акрополя в Афинах.

 

Храм Ники - Аптерос
Храм Ники — Аптерос

 

Эрехтейон - последний храм в ансамбле афинского Акрополя
Эрехтейон — последний храм в ансамбле афинского Акрополя

 

Коринфский ордер

Коринфский ордер получил свое развитие на основе ионического и окончательно сформировался только в римской архитектуре. Главное отличие коринфского ордера от ионического заключалось в наличие капители с четырьмя сторонами, украшенными скульптурным изображением листьев аканта.

Среди наиболее значительных образцов коринфского ордера в Греции можно назвать капитель памятника Лисикрата в Афинах. Еще одним примером использования коринфского ордера является незаконченный афинский Олимпейон.

 

Олимпейон - храм Зевса в Афинах
Олимпейон — храм Зевса в Афинах

 

Памятник Лисикрата ( Афины)
Памятник Лисикрата ( Афины)

 

Строительная техника

В архитектуре древней Греции основным строительным материалом был природный камень различных сортов. Так, в ранний период применялся мягкий известняк, который легко поддавался обработке. При строительстве Афинского Акрополя в VI веке до нашей эры был использован известняк. Но в ансамбле Нового Акрополя, построенного Периклом, уже встречаются сооружения из пентелийского мрамора.

При этом нужно подчеркнуть, что из камня возводились  прежде всего храмы и общественные здания. А вот жилые дома обычно строились из кирпича — сырца  или обожженного кирпича.

В процессе кладки стен общественных зданий тоже иногда использовался кирпич, но позже наружную сторону облицовывали каменными плитами.

Для сооружения кровли и перекрытий обычно использовали древесину. В ранний период из дерева были сделаны и колонны храмов. Это можно было наблюдать на примере храма Геры в Олимпии, где деревянные колонны впоследствии были заменены каменными.

Каменная кладка производилась сухим способом без применения раствора. При этом для усиления конструкции использовались шипы или деревянные шпонки. Сооружение должно было выдерживать подземные толчки в случае землетрясений, поэтому каменные блоки скреплялись друг с другом с помощью множества металлических скоб.

Процесс установки сложных архитектурных элементов был весьма трудоемким. Некоторые детали делали сразу цельными — например, капители и плиты со скульптурными элементами. Остальные части обрабатывались только после их установки. При этом завершающая обработка производилась в направлении сверху вниз по мере уменьшения высоты строительных подмостков.

Однако с точки зрения профессиональных архитекторов, древнегреческая архитектура, поражающая благородством и совершенством своих форм, по своей конструкции была очень простой. Эта система состояла  из несущих элементов здания ( стены и колонны), которые выдерживали нагрузку и несомых частей — балок, плит и перемычек.

Источник: design-fly.ru

Минойская архитектура

Минойская цивилизация процветала на греческом острове Крит с 27 по 15 век до н. э. Наиболее известным архитектурным сооружением этого периода является впечатляющий город-дворец Кноссос, расположенный на холме и окруженный сосновыми лесами. Он разделялся на два двора: Западное крыло, где размещались религиозные и официальные помещения и Восточное, которое использовалось для внутренних нужд.

Минойская архитектура

Археологи обнаружили прекрасные фрески Кносса почти нетронутыми под слоями пепла, что заставляет предположить в качестве причины разрушения минойского города мощное извержение вулкана Санторини примерно в 1450 году до нашей эры. Фрески имеют яркие цвета и изображают мирные сцены из повседневной жизни или иллюстрации празднеств. Эти картины вкупе с тем, что минойские города не имели крепостных стен, доказывают, что минойцы, по всей видимости, имели добрососедские отношения с другими культурами и не ввязывались в войны.

Другими значительными минойскими памятниками на Крите являются города-дворцы Фаэстос и Закрос.

Микенская архитектура

Микенская архитектура, процветавшая с 1600 до 1200 г. до н.э., сильно отличается от минойской. В отличие от минойцев, избравших вектором развития торговлю, микенское общество прогрессировало благодаря культу войны. Микенцы часто вовлекались в вооруженные конфликты, поэтому их города имели основательные и высокие крепостные стены, называвшиеся Циклопиан, поскольку было принято считать, что только циклопы могли поднять огромные камни, использовавшиеся для их строительства.

Циклопическая кладка в южных стенах Микен
Циклопическая кладка в южных стенах Микен

Защитные ограждения Микен и Тиринты имеют характерные циклопические стены. Также типичными для архитектуры Микенского периода являются сводчатые гробницы, где обычно хоронили царя и первосвященников. Самая известная сводчатая гробница – это сокровищница Атрея в Микенах, которая считается усыпальницей царя Агамемнона.

Сокровищница Атрея
Сокровищница Атрея

Классическая архитектура

Своей вершины древнегреческая цивилизация, известная ныне как классическая Греция, достигла примерно в 500 году до н.э. Греческие строители разработали три архитектурных ордера, используя три различных стиля колонн.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР
Ионический ордер

Самая ранняя известная каменная колонна относится к дорическому ордеру, а несколько позднее строители восточной части Ионии разработали собственный стиль, получивший название ионический. Классические ордеры не уникальны для каждой области, но получили название в честь той части страны, где были впервые обнаружены. Самый изящный и самый поздний стиль древнегреческой архитектуры – коринфский – стал смешением дорического и ионического.

Храмы

Древнегреческая классическая архитектура характеризуется уникальными мраморными храмами. По всей материковой Греции и на островах существует множество древних храмов, посвященных различным богам, включая храм Аполлона в Дельфах, храм Гефеста в Афинах, храм Афины Афайи в Эгине и др.

Храм Аполлона в Дельфах
Храм Аполлона в Дельфах

Храм наиболее распространенная и известная форма греческой общественной архитектуры. Он не выполнял ту же функцию что и современная церковь, так как алтарь стоял под открытым небом в теменосе, часто прямо перед строением. Храмы скорее служили местами хранения сокровищ, связанных с культом, и как место для почитателей божества, где те могли оставить свои пожертвования, такие как статуи, доспехи или оружие.

Парфенон
Парфенон в Афинах

Самым значительным греческим храмовым памятником является Парфенон, возведенный на священном месте Акрополь в Афинах. Парфенон, построенный в период с 447 по 438 год до н. э., представляет яркий пример дорического и ионического стилей архитектуры. Это сооружение было посвящено богине Афине, защитнице города: внутри размещалась гигантская статуя Афины Парфенон, изготовленная Фидиасом.

храм Зевса Олимпийского
храм Зевса Олимпийского

Коринфский стиль был не так популярен в классической архитектуре, но все же в Афинах имеется весьма значительный памятник, выстроенный в коринфского стиле – храм Зевса Олимпийского в центре города.

Общественные здания

Другие архитектурные формы, возводимые греками:

  •  толос (или круговой храм), лучшим образцом которого является Толос Теодора в Дельфах посвященный Афине Пронии;
  • пропилон (крыльцо), оформляющий вход в храмовые святилища (например, пропилеи Афинского акрополя);
  • общественные фонтаны – здания, где женщины наполняли свои кувшины водой;
  • стоа (или стоя) – длинная узкая галерея с открытой колоннадой по одной стороне, располагались ряды магазинов в агорах (торговых центрах) греческих городов (полностью восстановленную галерею Стоа Атталуса можно увидеть в Афинах).

Помимо этого в крупных греческих городах строились палестры или гимнасии, этакие социальные центры для мужчин. Эти огороженные пространства под открытым небом использовались для спортивных соревнований и упражнений.

В городах имелись булейтерионы, общественные здания, служившие местом встречи городского совета (буле). Поскольку греки не применяли арки или купола, то не могли строить здания с большими внутренними пространствами. Таким образом, булейтерион имел ряды внутренних колонн, удерживающих крышу (гипостиль). К настоящему времени примеров таких зданий не сохранилось.

Театры

Наконец, в каждом городе был театр, использовавшийся как для публичных собраний, так и для драматических выступлений. Сначала эти постройки были фактически местами сбора людей, желавших принять участие в ритуале. Например, во время празднеств, посвященных божеству, люди собирались в театре, чтобы участвовать в приношениях, возглавляемых жрецами. С изобретением театра как художественной формы, драматические спектакли стали частью таких религиозных праздников.

Театр обычно размещался на склоне холма за городом и представлял собой многоуровневые ряды сидений, расположенных полукругом вокруг центральной зоны исполнения – орхестры. За орхестрой было низкое здание, называвшееся скена, служившее кладовой и гардеробной.

Театр в Эпидавре
Театр в Эпидавре

Ряд греческих театров дошли практически нетронутыми до нашего времени. Самым известным из них является Эпидавр, построенный в 4 веке до н. э., отличающийся идеальной симметрией и удивительной акустикой. Другие известные постройки – театр Диониса, который считается первым театром в мире, и Одеон Герода Аттика. Оба они расположены у подножия Акрополя.

Источник: GreeceMagazine.ru

Различие ордеров не связанно с тем, что грекам нужно было разнообразие(хотя …). Так получилось из-за традиций, культурных влияний, но основным фактором сыграл материал. На западе Греции древесина строевых пород(кедр, осина), позволяющая делать прочные конструкции из толстых стволов. Отсюда вытекают все крупномасштабные элементы дорического ордера. Восточные районы не могли похвастать древесиной для строительства. Поэтому для постройки приходилось связывать брусья, чтобы получать необходимое сечение. В следствии чего ионический ордер более “хрупкий”. Что удивительно, два стиля развивались параллельно, а в 5 веке до н.э. пытались соединить оба стиля и получить общий, но не прижилось.

Древнегреческие храмы знакомы нам именно в камне, но начинались, как уже было сказано, в дереве и кирпиче-сырце. Колонны и перекрытия делались из дерева. Целла(святилище) выкладывалась из кирпича-сырца. Время шло и камень, из-за своей прочности, вытеснил все остальные материалы. И уже на камне стали вырезать традиционные детали.


Храмы.

Перейдем к основному, к храмам. Ордера в них использовались разнообразно. Сами храмы также делятся на несколько типов.

Первый храм, антовый, самый простой. Состоит из целлы(пронаос, наос) с одним центральным проемом, который находится в углублении. Углубление ограничивают с боков продолжение боковых стен целлы, это и есть анты, между антами стоят две колонны. Проще не придумать. Такой тип получил название дистиль, из-за наличия двух колонн. Еще называют как храм в антах.

Второй тип отличается лишь наличием 4 колонн выдвинутых вперед, а анты расположены за боковыми колоннами. Это простиль.

Амфипростиль третий вид храмов, самый часто встречающийся. Тот же простиль, но с обоих фасадов. Примером служит храм Ники Аптерос.

Следующий, периптер, где целла окружена колоннами со всех четырех сторон. На переднем и заднем фасадах по 6 колонн, а наличие боковых определяется по формуле 2n+1, где n количество углерода колонн на фасаде. Примером будет Парфенон, построенный из пентелийского мрамора. 8 колонн на фасадах, 17 по бокам, учитываем боковые. Сейчас он в довольно печальном состоянии. Целла храма имела три части вместо двух, пронаос, наос, опистодом. Опистодом отделен от наоса сплошной стеной. Вход в него только один, через задний(западный) фасад. Там хранились всякие реликвии. Периптер характерен для дорической архитектуры, в ионической был диптер, который имел на фасадах по 2 ряда колонн.
 Позже в 4 веке до н.э. появился круглый периптер с цилиндрической целлой и колоннами вокруг.
 Греки любили колонны и заполняли ими интерьер храмов не меньше чем экстерьер. Но здесь все логично, они использовали всю туже стоечно-балочную систему, зачем придумывать что-то иное.

Источник: pikabu.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.