Театр диониса греция


Театр Диониса – античный театр на юго-восточном склоне афинского Акрополя. Построен в IV в. до н.э. Театр Диониса – место, в котором зародилась трагедия и сформировались каноны этого жанра, в период когда на территории большинства современных государств цивилизация лишь начинала свое становление.

 

Театр Диониса – IX век до н.э.

Точное время возведения театра Диониса не могут озвучить даже археологи. Дело в том, что культ поклонения богу вдохновения и виноделия, в этой части Греции культивировался достаточно долгое время. Предполагается, что первые постройки примитивного сооружения датируются IX веком до н.э. Об этом свидетельствуют найденные во время раскопок колонны. Однако о том, каким был первый театр, остается лишь догадываться. Историки предполагают, что это была простейшая конструкция с несколькими рядами скамеек из дерева, установленными на холме перед оркестром. Здание сцены тоже было деревянным и служило для улучшения акустики и демонстрации декораций.


Театр Диониса - достопримечательности Афин, Акрополь, достопримечательности Афин, Греция, Athens Greece Theatre Dionysus main
Театр Диониса – достопримечательности Афин
Театр Диониса - достопримечательности Афин, Акрополь, достопримечательности Афин, Греция, Athens Greece Theatre Dionysus
Театр Диониса – Акрополь, Афины

 

Театр Диониса – V век до н.э.

К концу V столетия до н.э. деревянные конструкции были заменены на каменные. Однако полностью тот вид, в котором сооружение предстает перед зрителем сегодня, сформировался в следующем столетии, ориентировочно в 390-325 годах, во время правления афинского лидера Ликурга. Будучи ответственным за финансы и архитектуру города, он распорядился отреставрировать театр полностью в камне. Монументальное сооружение получило постоянную сцену с выступающими крыльями (параскениями), а также трехъярусную зону отдыха (собственно, «театр»), поднимающуюся вверх по склону на 78 рядов.


Следующие изменения в конструкции сцены были осуществлены уже в эллинистический период. По периферии оркестра были растравлены 67 мраморных кресел, каждый из которых занимал определенный сановник (о чем говорили нанесенные на камень надписи). В центре этого ряда располагался большой трон, предназначенный для Диониса. Кстати, те «кресла», что сохранились в театре, являются более поздними копиями, созданными уже во время римского господства.

Театр Диониса - достопримечательности Афин, Акрополь, достопримечательности Афин, Греция, Athens Greece Theatre Dionysus place
Театр Диониса – достопримечательности Афин
Театр Диониса - достопримечательности Афин, Акрополь, достопримечательности Афин, Греция, Athens Greece Theatre Dionysus antic
Театр Диониса – Афины, Акрополь

 

Театр Диониса – I век н.э.


К счастью, с приходом римлян, никаких критичных изменений в конструкции театра не производилось. В I веке пол оркестра был вымощен мраморной плиткой, появились новые почетные места. С учетом «специфики» предпочтений римлян сооружен высокий бортик, отделяющий происходящее на сцене от рядов зрителей. А еще спустя столетие появился скульптурный фриз вокруг сцены, на котором изображены сатиры из мифов, посвященных Дионису. Сделали это по требованию императора Нерона, который и сам выступал здесь.

 

Театр Диониса – место, в котором зародилась трагедия

Посвященный божеству, благосклонному к виноделам, театр принимал Дионисии — именно благодаря этим празднествам развивались драматические представления. По выражению Горация, трагедия в момент своего зарождения была «состязанием из-за дешевого козла». Связано это с тем, что изначально трагическое творчество связано с жертвоприношением животного, обожествляемого в культе.

В свое время на сцену театра выходили для соревнований в мастерстве драматурги авторы, творчество которых лежит в фундаменте современного искусства. Здесь звучали голоса Эсхила, Софокла, Еврипида… На сцене ставились произведения, сегодня считающиеся образцами античной литературы. Так, в 458 г до н.э. зрители смогли по достоинству оценить «Орестею», принесшую своему автору победу в споре драматургов.


К этому времени в театре уже имелись колесная платформа для создания «спецэффектов», а также подъемное устройство. Наблюдать за представлениями одновременно могли до 17 тысяч зрителей, что делало постановки по-настоящему масштабными «шоу».

Греческие театральные представления уступили место соревнованиям гладиаторов и цирку, когда страна подчинилась Риму.

 

Театр Диониса – наши дни

В 2010 году была запущена программа реконструкции театра, на которую затрачено более 6 миллионов евро. В ходе нее реставраторы и архитекторы укрепили стены здания, а к сохранившимся креслам добавили еще несколько рядов. Идентичность конструкций античным была достигнута за счет совмещения «современного» камня и обломков. А представления на сцене театра можно увидеть и в наше время.

 

Источник: gotro.ru

Полезная информация о театре Диониса

Где находится: южный склон Акрополя, рядом с метро Акрополи.

Сколько стоит: вход по билету в Акрополь (€10 – зимой, €20 – летом) или единому комплексному билету (€30).

Часы работы: ежедневно 8:30 -15.00 (ноябрь – март), 8.00-19.30 (апрель – октябрь).

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Источник: poznamka.ru

Акрополь


Акрополь – это укрепленная и возвышенная часть города (не только Афин, но также и многих других древнегреческих городов), которая также являлась крепостью-убежищем на случай войны. Здесь обычно находилось множество храмов, посвященных различным божествам-покровителям. Акрополь в Афинах – это скалистый холм высотой 156 метров, имеющий пологую вершину (около 170 метров в ширину и 300 – в длину). Именно здесь, среди других архитектурных памятников, расположен театр Диониса в Древней Греции. В далекие времена Акрополь по праву считался центром духовности Афин. В 4 веке до н. э. именно здесь поводились различные торжественные шествия в честь того или иного божества, а также осуществлялись жертвоприношения, обязательные в то время, проходили спортивные состязания, ставились сценки из жизни богов.

Бог Дионис

Дионис известен также как “бог с бычьими рогами”, так как он любил принимать вид данного животного. Это сын Зевса и Семелы, фиванской царевны. По легенде, Зевс, явившийся в сверкании молний перед своей возлюбленной, нечаянно испепелил ее, однако успел выхватить недоношенного Диониса из пламени и зашить его себе в бедро. Бог в положенный срок родил ребенка, после чего отдал его нимфам на воспитание. Дионис, странствуя по свету, повстречал Ариадну, покинутую Тесеем, и женился на ней. Царь Фив Пенфей пытался заточить его в темницу, но Дионис жестоко покарал его: по его приказу менады в ярости разорвали этого царя на куски.

Культ Диониса


Исследователи склонны утверждать, что культ этого бога имел восточное происхождение. Он получил распространение в Греции намного позже, чем культ других богов. С большим трудом, к тому же, он утвердился здесь. Имя Диониса можно найти еще на табличках, относящихся примерно к 14 веку до нашей эры, но популяризация культа была осуществлена лишь в 7-8 веках н. э., когда культ Диониса стал постепенно вытеснять поклонение другим героям и богам.

Гораздо позже Дионис вошел в число 12 олимпийских богов. Он стал почитаться в Дельфах, наряду с Аполлоном. Ему были посвящены в Аттике специальные праздники, называвшиеся дионисиями. Они включали в себя торжественные процессии, состязания поэтов и т. д. Культ Диониса в период эллинизма слился с культом Сабазия, фригийского бога, поэтому он получил прозвище Сабазий.

Святилище Диониса в Акрополе

Писистрат, правивший в то время, был почитателем Диониса, который являлся покровителем виноделия, веселья, религиозного экстаза. Этот бог также славился как снимающий путы быта, освобождающий от забот.

В Акрополе, на южной стороне, было построено, благодаря стараниям данного правителя. Святилище Диониса Элевтерея. В нем находилась древняя статуя этого божества, а через некоторое время было решено заменить старый храм новым. В центре нового Святилища теперь возвышалась и новая статуя Диониса, украшенная золотом, выполненная из слоновой кости. По указу Писистрата недалеко от храма построена была танцевальная площадка. Именно она стала первым “кирпичиком” в здании театра Диониса.

Деревянный и каменный театр


Он был первоначально выстроен из дерева. Здесь проводились спектакли по трагедиям Еврипида, Софокла, Аристофана, Эсхила. Но вскоре деревянные сиденья, предназначенные для публики, перестроили. Они стали каменными – более долговечными и надежными. И это неудивительно. Очень полюбились грекам театральные постановки, которые стали со временем не частью общественных празднеств и религиозных церемоний, а отдельным видом искусства, со своими традициями и правилами. Театр Диониса в Афинах (фото которого смотрите ниже) – весьма впечатляющее даже сегодня сооружение.

67 кресел

Интересные описания этого удивительного образца римской архитектуры встречаются во множестве исторических документов. Театр Диониса – один из древнейших на земле. Согласно историческим документам, первый ряд его насчитывал 67 кресел, которые были сделаны из редчайшего и дорогостоящего мрамора. Предназначались они отнюдь не для простолюдинов. Их занимали представители почетной знати, которые посещали театр Диониса в Греции. На некоторых, что весьма примечательно, высечены даже имена людей, которые правили в различные периоды истории Древней Греции. Сегодня на месте, где находится театр, можно увидеть эти кресла. Правда, сохранились далеко не все из них.


На небольшом выступе, во втором ряду, находится кресло Адриана, римского императора, который слыл большим любителем театрального искусства, философии и поэзии. Здесь, кроме того, любил выступать чуть позже Нерон – еще один римский император, который на весь мир “прославился” дурным вкусом. Именно он сжег в свое время столицу Римской Империи.

Особенности театра Диониса

По предположениям большинства археологов, которые участвовали в раскопках, театр Диониса вмещать мог почти 17 тысяч человек, жаждущих воочию увидеть театральное действо.

Данная цифра совсем незначительна по современным меркам, однако была довольно внушительной для того времени и составляла примерно половину числа всех жителей Афин. Театр Диониса, в связи со своими большими размерами, не имел перекрытий для крыши. И зрители, и участники во время представления находились под открытым небом. Естественным светом освещалось происходящее на сцене такого сооружения, как театр Диониса (Греция). Фото его представлено ниже.

Перестройки театра

Сооружение это несколько раз меняло свой облик. Построенный в 5 веке до н. э. театр Диониса претерпевал на протяжении своего существования некоторые изменения. Как мы уже говорили, деревянные кресла, а также сцена, были заменены через некоторое время мраморными.


1 веке н. э., когда было принято, кроме театральных постановок, проводить гладиаторские и цирковые представления, первый ряд этого театра был дополнен бортиком, выполненным из железных прутьев и мрамора. Это позволило зрителям наблюдать безбоязненно за хищниками и кровопролитными сражениями. Во 2 веке, когда Нерон, римский император, пришел к власти, реставрация здания коснулась также орхестры – ближней части сцены, где находился хор. Она была сделана более рельефной, кроме того, ее украсили картинами, изображающими сцены из мифов о Дионисе.

Театральные постановки древних греков

Говоря о театральных постановках, проводившихся в древние времена, следует отметить, что они существенно отличались от современных. В Древней Греции первоначально публика могла следить за действиями лишь одного актера, “повествовавшего” о судьбе какого-то героя в сопровождении хора. В спектакле чуть позже стали принимать участие сразу несколько из них, однако художественные возможности их были весьма ограничены. Причина этого заключалась в том, что каждому актеру приходилось надевать поочередно маску одного из персонажей, и все мастерство, таким образом, сводилось к умению ловко и грамотно владеть телом и голосом.

Как древние греки выражали свое мнение по поводу спектакля?

Довольно своеобразно вела себя публика того времени. Если сегодня постановки завершаются криками “Браво!” и овациями в случае успеха, и тишиной – в случае провала, то в древние времена все было совсем по-другому.


кже бурно встречали понравившийся спектакль: восхищенные крики и шквал аплодисментов. Но зрители, по какой-то причине не принявшие или не понявшие театральное действо, отнюдь не молчали. Они выражали свое неодобрение топотом и свистом. Разъяренная публика, кроме того, могла закидать камнями актера, требуя начать другое представление. Участник театрального действия должен был доставлять ей удовольствие, поэтому он начинал следующее представление, если оставался жив.

Театр Диониса в Афинах достиг высокого уровня более чем через десять веков после своего открытия. Начинают в 16-17 веках проводиться здесь постановки шекспировских драм, а также другие высококлассные представления классицистов и елизаветинцев, подражавших древним.

Лучшее, с художественной точки зрения, из того, что сохранилось в развалинах театра – это скульптурный фриз, изображающий забавные сатиры. Он находился здесь еще со времен правления Нерона.

Реставрация театра Диониса

Власти Греции сегодня говорят о том, что уже выделено на реставрацию здания более 6 млн евро, которые были собраны не только за счет финансирования из государственного бюджета, но и с помощью коммерческой организации под названием “Диазома”, славящейся в Греции стремлением к сохранению и защите древнейших памятников архитектуры и истории. Уже к середине 2015 года намечено завершить реставрационные работы. Планируется за это время также укрепить стены, добавить несколько новых ярусов сидений, отреставрировать декоративные элементы. Восстановление и реставрация такого важного исторического объекта, как театр Диониса в Афинах, были поручены Константиносу Болетису. Этот греческий архитектор возглавивил проект, гигантский по сложности и объему.

Памятники архитектуры, расположенные неподалеку от театра

Отправляющимся в Грецию путешественникам будет интересно узнать о том, что театр Диониса в Древней Греции окружен различными сохранившимися до наших дней памятниками архитектуры. Относятся они также к древней эпохе. Это, например, храм богини Артемиды, являющейся покровительницей всего живого. Расположен он в нависающей над театром скале. Когда-то здесь же находилась часовня Панагии Спилиотисы (то есть Пещерной Богоматери). Женщины, у которых долго и тяжело болели дети, взывали к ее помощи. Можно увидеть также недалеко от театра Диониса колонны, говорящие о том, что на этом месте находился мемориал, являвшийся символом победы театрального коллектива на одном из фестивалей Древней Греции.

Вокруг театра Диониса находятся также развалины двух храмов, посвященных этому богу. Датируются они 6 и 4 веками до н. э. Камни, принадлежащие концертному залу Периклова Одеона, находятся справа. Датируется это здание 40 годами до н. э.

Источник: fb.ru

Общие черты

Афинский театр Диониса был открыт в V столетии до н. э. Деревянное здание построили на юго-востоке Акрополя. Его назвали и построили в честь бога Диониса (его же именем назывались ежегодные праздники – Малые и Великие Дионисии). Театральные выступления проводились именно во время этих торжеств. Поэтому большую часть года здание было закрыто и никак не использовалось. Дионис – младший из олимпийцев, покровительствовавший виноградарству и виноделию. Его праздный образ жизни отлично подходил для ежегодного праздника.

Театр Диониса был местом не просто выступлений, а выступлений-состязаний. Во время них устраивались соревнования между тремя авторами трагедий. Каждый из участников ставил несколько произведений. Кроме собственно трагедии, это могла быть сатировская драма с мифологическим сюжетом. Отдельное соревнование устраивалось для авторов комедий. Результаты состязаний фиксировались в специальных бланках. Это были дидаскалии, которые отправлялись в городской архив. Важность дионисий подчеркивал тот факт, что дни этого праздника объявлялись выходными, а в мероприятиях принимало участие все население города.

Зрительские места

В 326 году до н. э. театр Диониса был серьезно реконструирован. Греки отказались от деревянной сцены и заменили ее мраморной. Появились и новые сиденья из камня (всего было сделано 67 рядов). Ближе всего к сцене находились почетные гости – политики, военные, богачи и т. д. У каждого из них было свое персональное кресло – на нем высекались должность и имя владельца. В римскую эпоху император Адриан выбрал себе место во втором ряду (он был поклонником греческой культуры). Из других цезарей к театру Диониса имел отношение Нерон – он выступал прямо на легендарной афинской сцене.

Места для зрителей достигали основания верхнего города – Акрополя. После реконструкции театр Диониса вмещал в себя 17 тысяч посетителей. По меркам тогдашних Афин, в нем могла уместиться половина населения полиса. Древний театр Диониса обходился без кровли и перекрытий. Хор, актеры, зрители – все пребывали на свежем воздухе. По этой причине спектакли в основном проходили в светлое время суток.

Организация торжеств

У древних греков, а значит, и у афинян, не существовало жреческой касты. По этой причине организацией праздников в театре Диониса занималась государственная власть. Проведение соревнований и торжеств находилось в компетенции афинских должностных лиц. Они пользовались официальными полномочиями и государственными средствами.

За Акрополь, театр Диониса и другие общественно важные места Афин отвечали архонты (высшие должностные лица полиса). Они же назначали хорегов. В обязанности этих людей входил отбор драматургов, поэтов, хора и пьес, которые принимал и ставил театр Диониса. Греция от мала до велика всегда внимательно следила за новыми спектаклями, и сделать неправильный выбор в отношении репертуара ответственные лица не имели права. Хорегами назначались самые состоятельные жители Афин. Они также тратили свои средства на организацию общественных мероприятий в театре Диониса.

Место народных собраний

Древние Афины жили согласно законам демократии. У города было свое народное собрание – экклесия. Первоначально оно созывалось на Пниксе – каменистом холме к западу от Акрополя. После открытия театра Диониса Пникс признали непригодным, а собрания иногда стали организовываться в театре.

Принимать участие в экклесии имели право все афинские граждане-мужчины старше 20 лет. При входе каждому выдавалась разрешительная дощечка. В положенные дни собраний в театр не допускались люди из черных списков. За соблюдением этого правила следили лексиархи (в их ведении находились списки совершеннолетних афинян). Традиционно перед каждым собранием жители полиса совершали жертвоприношение и молились богам-олимпийцам.

Орхестра, скены, декорации

Архитектурной основой театра являлась орхестра – круглая площадка, на которой выступали актеры, музыканты и хор. В переводе с древнегреческого это название означало буквально «место для танца». Первоначально на орхестре пели дифирамбы Дионису. Позже этот жанр эволюционировал в трагедию, с которой ассоциируется уже классический античный театр. В середине орхестры располагался жертвенник для жертвоприношений (обычно афиняне закалывали свинью).

Специально для актеров строились палатки для переодевания – скены. Они примыкали к орхестре. К ним также пристраивались специальные башни, необходимые для улучшений акустики и усилений резонанса в театре. Передний фасад скены (проскений) использовали для крепления красочных декораций. Впервые их в V веке до н. э. изобрел знаменитый трагик и драматург Софокл. Декорации для спектаклей рисовались на полотнах и досках. Все это нам подарила Древняя Греция. Театр Диониса стал площадкой, откуда нововведения в области сценического искусства распространились по всему миру и стали достоянием целого человечества.

Особенности спектаклей

По традиции в каждом спектакле в театре Диониса участвовало не больше трех актеров. Из-за этого одному человеку иногда приходилось играть сразу множество ролей. Еще одна особенность – мужчины исполняли даже женские роли. Каждый автор трагедии, участвовавший в состязании, получал команду хореографов и актеров.

Именно в театре Диониса появился обычай делить актеров на протагонистов (главных героев) и остальных персонажей. Исполнители ролей распределялись между драматургами с помощью случайного жребия. Во время праздника в театре работали судьи. Они определяли победителя состязания.

Каждый трагик выступал со своей тетралогией или трилогией (группой пьес). Любопытно, что на раннем этапе развития театра некоторые драматурги были не только собственно авторами, но и актерами в своих произведениях (как, например, Софокл). К спектаклям предъявлялось обязательно требование – новизна. За всю историю театра исключение было сделано только однажды – для трагедий Эсхила, основоположника данного жанра. Но даже эта оговорка имела место уже после смерти античного автора.

Драматург, представлявший свою пьесу, полностью отвечал за ее содержание: литературный текст, музыку, сценическое оформление, игру актеров, танцы, хоровые выступления. При этом хорег брал на себя организационные обязанности. Автор же был режиссером и руководителем репетиций. Если драматург понимал, что в одиночку ему не справиться, он имел право пригласить помощников. Однако в таком случае трагик должен был оплатить их труд из собственного кармана.

Актеры

Со временем традиции в театре Диониса менялись. Например, все больше функций брали на себя актеры-протагонисты. Они становились антрепренерами и даже приглашали остальную часть труппы. К актерам предъявлялись определенные требования. Они должны были обладать безупречным, сильным и звучным голосом, одинаково пригодным как для вокальных выступлений, так и для декламации стихов. Афиняне всегда считались придирчивыми зрителями. Чуткие к голосу актера, они могли освистать протагониста за любую оплошность (к примеру, известен случай освистания за неправильное ударение в слове). Греки считали, что раз Дионис – бог театра, то выходившие на сцену – его глашатаи, и они были обязаны не посрамить этот статус.

Также от исполнителей ролей требовалось владение искусством жеста. Как правило, актеры выступали в масках и громоздких нарядах. Нося такой костюм, человек должен был уметь наглядно выражать эмоции. В афинском театре при смене настроения пьесы актер быстро менял маску. Часто это делалось прямо по ходу спектакля. Актер мог стремительно отвернуться от зрителей или упасть на колени. Наконец, исполнители ролей должны были уметь танцевать и обладать выносливостью. Некоторые представления могли растянуться на 8-10 часов. Все это время актер не имел права показывать свою слабость и утомленность. Подобную нагрузку мог выдержать далеко не каждый мужчина. Нередко актерами театра Диониса становились известные атлеты и участники Олимпийских игр.

Стоимость посещения

Первоначально вход в афинский театр был бесплатным. Его двери открывались для всякого желающего: мужчин, женщин, граждан и метеков – переселенцев и неполноправных жителей Аттики. Однако позже была введена плата. Она составляла 2 обола. При Перикле появилась традиция давать жителям Афин кредиты на посещение театра (теорикон).

Дальнейшая судьба

Вторая серьезная перестройка театра произошла в I веке, когда Греция уже оказалась под римским владычеством. С наступлением новых времен центр культурной жизни Афин стал обслуживать новые праздники. Теперь древнегреческий театр Диониса предназначался для гладиаторских и цирковых представлений. Из-за этого перед зрительскими местами был построен высокий борт. При императоре Нероне также появился фриз с изображением сатиров, сохранившийся до наших дней.

Рядом с театром находились и другие уникальные образцы античной архитектуры. К ним можно отнести храм Диониса и Периклов Одеон – здание, в котором проводились музыкальные и певческие состязания. Эти постройки не сохранились – от них остались лишь развалины.

Театр Диониса в Афинах пришел в запустение после принятия Римской империей христианства. В византийскую эпоху он постепенно разрушался – время не щадило древнюю постройку. Сегодня театр является объектом особой культурной значимости. На уход за ним власти Греции тратят немалые средства.

Источник: www.syl.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.