Сельское хозяйство древней греции


К экономической системе древнегреческих городов можно отнести операции на товарном рынке, работы, услуги с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей жителей полисов. Хозяйственная деятельность Афин, как и Спарты, в основном была сосредоточена на земледелии. Немного позже она включает реализацию товаров, чему способствовал выход на морские пути.

Хозяйственная деятельность Афин значительно отличается от Спарты из-за различной организации и уклада жизни. Хотя у обоих полисов есть общая черта – использование труда невольников для удовлетворения всех нужд правящей элиты. Оказавшись в должниках и потеряв землю, крестьяне также могли попасть в бедственное положение и отдавать урожай со своих земель в качестве уплаты долга.

Условия развития хозяйственной деятельности в Древней Греции

В античной Элладе полным ходом шёл технический прогресс – это и определило начало архаической эпохи. Широко распространялось железо, что повлияло на производство – из ремесленного оно принимало серийный характер. Появление дополнительных средств ускорило развитие мастерских и стало стимулом для более масштабной торговли. Из-за этого остановились мелкие и средние крестьянские хозяйства, долговое рабство являлось всё более распространённым. Резкий рост численности также повлиял на обстановку среди землевладельцев – ужесточается борьба за территорию.


Происходит дробление крестьянских участков и их сосредоточение в руках родовых знатных семей. Всё это влечёт нарастание аграрного кризиса. В обществе нарушается стабильность, со временем появляются тиранические режимы. Технический прогресс сделал ремесленную деятельность более самостоятельной в экономическом и социальном плане. Оно объединяется с торговлей. В обществе появляется слой населения, контролирующий ремесло – это знать, которая связала хозяйственную деятельность только с торговлей. Для выполнения больших объёмов работ используются невольники. Долговое рабство набирает всё большие обороты, многие крестьяне разорены и лишены земель.

Хозяйственная деятельность Афин, и Спарты, и Рима имела свои особенности и довольно сильно отличалась от восточной. Экономическое процветание и развитие основывалось на рабском труде, именно рабы стали производителями всех материальных благ этих полисов. В их категорию попадали военнопленные или невольники, продаваемые на специальных рынках. Часто в число рабов бывали записаны представители варварских народов, которых продавала правящая аристократия. Государство запрещало делать таковыми своих граждан.

Сельское хозяйство в Древней Греции


Земледелие являлось основным видом деятельности, жители страны выращивали пшеницу и ячмень, но объём урожая был недостаточным. Из-за холмистого рельефа и каменистой почвы было трудно пахать и обрабатывать. Местная территория больше подходила для выращивания масличных и плодовых деревьев, виноградной лозы. Садоводство заменило зерновое хозяйство. Благодаря высокому урожаю маслин и винограда, местное население не только обеспечивало свои потребности, но и занялось продажей продукции. Однако это потребовало прилива рабочей силы, которой и стали рабы.

Также греки разводили овец, рабочих и тягловых животных. Скотоводство присутствовало, но в небольших масштабах. К мясу и молоку древние греки относились более равнодушно и не употребляли их в качестве основных продуктов питания. Разведению лошадей хозяйственная деятельность Афин в античной Греции также не уделяла много внимания. Сельское хозяйство было многоотраслевым, присутствовала товарная направленность.

Ремесло в Древней Греции

Среди самых важных ремесленных отраслей можно выделить строительное производство и судостроение, много внимания уделялось керамике и ткачеству, горнодобывающему и кузнечному ремеслу. Существовал ряд небольших мастерских, которые называли эргастерии. Результаты хозяйственной деятельности, такие как всё возрастающие потребности в сырьевой базе, которой было недостаточно в местных краях, переполненность внутреннего рынка вином и маслом, расширение сферы ремесленных производств, подтолкнули греков к активной внешней торговле.

Торговля в Древней Греции


Ремёсла греков и торговля были взаимосвязаны. На рынке мастера продавали свои изделия, покупали сырьё и инструменты для работы, здесь продавались рабы и продовольственные продукты. На базарах можно было приобрести смолу, лес, кожу, мёд, слоновую кость, железо, ремесленные изделия.

Афинский и Спартанский тип хозяйственной деятельности

Хозяйственная деятельность Афин и Спарты различалась. Под первым типом понимались государства с развитой торговой и ремесленной деятельностью, товарно-денежными отношениями. В данных полисах развитое производство было построено на рабочей силе рабов, устройство является демократическим. Массовый труд невольников – одна из причин, по которым успешно развивалась хозяйственная деятельность. Афины, Мегары, Родос, Коринф — примеры таких полисов. Государства с таким типом хозяйственной деятельности обычно находились у моря, территория была небольшой, но население являлось довольно многочисленным. Полисы являлись центрами Древней Греции, под их влиянием находилась вся хозяйственная деятельность – Афины считались самыми главными.

К Спартанскому типу относятся аграрные государства, в которых преобладает сельское хозяйство — торговля, товарно-денежные отношения и ремёсла развиты плохо. Есть большое число зависимых работников, устройство олигархического типа. К таким государствам можно отнести Спарту, Беотию, Аркадию и Фессалию.

Хозяйственная деятельность Спарты в Древней Греции


После завоевания хорошо заселённой территории дорийская знать осознала необходимость постоянного контроля населения для поддержания строгой дисциплины. Это повлияло на раннее появление государства. В Спарте всегда превалировало земледелие. Спартанская политика ставила целью захват территорий своих соседей для расширения своих территорий. После Мессенских войн каждая спартиата (семья общины) получила одинаковые участки земли или клеры. Они предназначались только для пользования, делить их было нельзя. На клерах трудились илоты (сельское население), а спартиаты всё своё время отдавали военному делу, организация хозяйственной деятельности их не касалась.

После того как Мессения утратила независимость, почти всё её население стало илотами. С тех пор экономика Спарты держалась на их эксплуатации. Каждый илот выплачивал гражданину установленную норму дани зерном, маслом, мясом, вином и другими сельскохозяйственными продуктами. Апофора (оброк) составляла около половины всего урожая, остальное рабочие оставляли себе. Благодаря такой частичной самостоятельности иногда среди них встречались зажиточные жители. Однако социальное положение илотов было ужасным, впрочем, развивающаяся хозяйственная деятельность Афин также принуждала рабов к огромному объёму работ для удовлетворения всех своих нужд.

Современная Спарта


На сегодняшний день город утратил былое величие. В 19 веке большая его часть была перестроена. Современная Спарта – крупная столица, привлекающая туристов. Большая часть территории выделена под сельскохозяйственную деятельность. В 2001 году численность жителей насчитывала 18 тыс. человек. Большинство местного населения занимается сельским хозяйством. Особое внимание уделяется переработке оливковых и цитрусовых плодов. Этим Спарта славилась с древних времён. Летом здесь можно увидеть даже фестиваль в честь оливок. С процессом переработки плодов этих деревьев можно ознакомиться в музее города. Химическая, табачная, текстильная и пищевая промышленность представлена в современной Спарте мелкими предприятиями.

Хозяйственная деятельность Афин в Древней Греции

Ранняя история Аттики и Афин (главного города) содержит не очень много сведений. Замкнутую господствующую знать называли эвпатридами, а всё остальное свободное население – демосом. Хозяйственная деятельность Афин в античную эпоху зависела от труда второй категории граждан и рабов. К числу последних можно отнести мелких и средних крестьян, судовладельцев, купцов, мелких ремесленников и т. д. В 7-6 веках до н. э. сельское население переживает упадок, крестьянство разорено, оно всё чаще теряет земли. Ячмень – самая распространённая хлебная культура, которая могла произрастать на землях Аттики. С 6 века до н. э. сельское хозяйство сконцентрировано на выращивании оливок и винограда. В недрах Аттики добывали ценные сорта мрамора, пластическую глину, применяемую в гончарном деле. Также эта территория славилась самыми богатыми серебряными рудниками во всей стране. В южной части Аттики также находились железные рудники. Хозяйственная деятельность Афин во времена античности развивалась благодаря плодородным землям равнины Педион, расположенной рядом с городом.


Ростовщичество и торговля пока не очень распространены, но со временем становятся всё масштабнее. Земля является неотъемлемым имуществом семьи, не подлежит продаже или отдаче за долги. Однако ростовщики-эвпатриды придумали способ, благодаря которому должники, формально оставаясь хозяевами, фактически должны были отдавать большую часть урожая со своей территории. Многие аристократы обогащались благодаря морской торговле, а не землевладению.

С приходом к власти Солона происходит ряд реформ, хозяйственная деятельность Афин испытывает улучшение. Для работы на сельскохозяйственных угодьях ввозятся рабы-иноземцы, социальная и экономическая жизнь свободной части общины поднимается. Солон разрешает отчуждать землю, что становится большой выгодой для крупных землевладельцев-эвпатридов. Поощряется разведение садово-огородных культур, понижается стоимость хлеба благодаря вывозу и продаже за границей оливкового масла и ввода запрета на экспорт зерна. Материальное положение горожан улучшалось.

Как говорит история, Солон также поощрял расширение ремёсел, осознавая невозможность ограниченного количества плодородных земель прокормить жителей.


ждый отец должен был обучить сына какому-либо мастерству, иначе сын сможет, согласно закону, отказать старцу-отцу в поддержке. От многих ремесленников из чужих стран также зависела хозяйственная деятельность, Афины наделяли переселявшихся в город мастеров своим гражданством. С приходом тирана Писистрата усиливается экономическая мощь города. С возрастанием городского населения увеличилось и количество ремесленных мастерских, рабочих в порту, флоте торговом и военном. К труду были привлечены не только рабы, но и крестьяне, не имевшие земель, а также рабочие с правом выбора. Происходит создание новых внешних и внутренних рынков для продажи продуктов сельскохозяйственной деятельности Афин и всей Аттики. Больше всего к сбыту предоставлялось оливкового масла. Черноморское побережье подарило археологам и историкам свидетельства торговли Северного Причерноморья и Афин при правлении Писистрата – аттическую керамику.

Современные Афины

Вторая половина 19-го века ознаменовалась бурным экономическом ростом в Афинах. После того как город становится столицей, появляются промышленные предприятия. Благодаря выгодному экономико-географическому положению, основные сухопутные магистрали Греции выходили к просторным морским путям. В Больших Афинах более половины населения занято в обрабатывающей промышленности. Здесь находятся текстильная, кожно-обувная, швейная, пищевая, химическая, металлообрабатывающая и металлургическая, полиграфическая и другие отрасли. Судоверфь, металлургический и нефтеперерабатывающий заводы остались в окрестностях Афин после войны. В год город обрабатывает больше 2,5 млн тонн нефти, через него транспортируется большая часть импорта (около 70%) и около 40% экспорта. Самые крупные греческие банки находятся в Афинах. Конец 2009 года стал началом спада экономики и хозяйственной деятельности.

Хозяйственная деятельность Афин и Спарты


Афины Спарта

Хозяйственная деятельность Афин в античности включала земледелие, ремесло, морскую торговлю. Наблюдается разнообразие отраслей.

Современное сельское хозяйство Афин переживает упадок, экономический кризис нанёс весомый удар по многим предприятиям города.

В Спарте ремёсла и торговля были развиты слабо. Земледелием занимались илоны, сами граждане уделяли всё время военным искусствам.

В современной Спарте основной деятельностью является переработка плодов оливковых и цитрусовых деревьев и их экспорт.

Облик городов, как и хозяйственная деятельность Афин и Спарты, значительно изменились с древних времён. Казалось бы, они утратили былую мощь, однако никто не знает, что напишет история для этих двух античных полисов в будущем.

Источник: fb.ru

Землепользование


Надежные данные по системе землепользования в Греции имеются лишь на примере Аттики. Ее площадь в древности составляла 2400 км2, из которых для сельскохозяйственной обработки было пригодно 25–30 % территории, т. е. 600–800 км2. Остальная площадь была занята горами, лесами, болотами и т. д. Большая часть земли использовалась под хлебные культуры, основным районом хлебопашества была Триасийская равнина, а традиционным центром земледелия являлся Марафон. В Педионе поля в большей степени перемежались с огородами и насаждениями плодовых деревьев, виноградников и олив. Процентное соотношение культур определялось качеством почвы, количеством влаги, характером ландшафта, доступностью рабочей силы, близостью рынка и рядом других факторов. Число землевладельцев, обрабатывавших эти территории, а также количество и площадь принадлежавших им участков определено лишь очень приблизительно и в основном при опоре на косвенные данные.

Земледелие

Наиболее распространенной системой земледелия было двухполье, когда одна половина поля засевалась, а другая оставлялась лежать под паром. Урожаи в этих условиях получались невысокие. Инвентарь сельскохозяйственных орудий был беден, в него входили примитивный безотвальный плуг, мотыга и серп. Землю пахали упряжкой волов, для разрыхления почвы приходилось делать три-четыре загона вдоль и поперек поля. Те места, которые плуг взрыхлил недостаточно глубоко, дополнительно обрабатывались мотыгой. Сеяли ручным способом. Пшеница плохо росла на каменистой почве, ее высевали на небольших площадях.


Преобладающей зерновой культурой был менее ценный, но дающий хорошие урожаи неприхотливый ячмень. Хлеб, каша или лепешки из ячменя были основной зерновой пищей древних греков. Овес считался сорняком, ко ржи относились пренебрежительно, на хорошо увлажненных участках высевали просо. Жали вручную серпами, затем собранное зерно провеивали, подбрасывая в воздух широкими деревянными лопатами. Из бобовых выращивали чечевицу, вику, реже горох. Холмистые каменистые почвы Греции, обилие солнца и достаточное количество осадков были весьма благоприятны для выращивания виноградных культур, оливок, плодовых деревьев и овощей. Вино, оливковое масло, смоквы и овощи входили в основной рацион питания наряду с хлебом. В горных районах важную роль играло пастбищное и отгонное скотоводство и даваемые им молочные продукты.

Питание греков включало бобы, хлеб, сыр, оливки и фрукты. Рыбу и мясо население ело редко. Недавние исследования позволили оценить греческую диету в следующих долях: 65–70 % получаемых калорий приходилось на хлеб, 20–25 % на фрукты и только 5–15 % на масло, мясо и вино.

Крестьянское хозяйство и рынок

Развитие сельского хозяйства и история аграрных отношений в Аттике начиная с VI в. до н. э. объясняются действием рыночных законов. Даже средние крестьянские хозяйства были многоотраслевыми и ориентировались на рынок по ассортименту выращива емой продукции. Практически в каждом возделывались зерновые, масличные посадки, был разбит виноградник, содержался плодовый сад, огород, паслись небольшие стада коз и овец. Значительная часть собранного урожая тут же продавалась на рынке, поскольку основные продукты питания — прежде всего, хлеб и сушеную рыбу — город получал из-за границы по морю. Морская гегемония Афин означала, что хлеб на рынке был доступен на протяжении всего года и продавался по приемлемым даже для мелкого потребителя ценам. Дешевизна привозного хлеба делала его производство в самой Аттике невыгодным и ускоряла переход земледельцев к рыночному хозяйству. Крестьянин, изображенный в комедиях Аристофана, копит деньги, торгует и делает запасы. Мы постоянно встречаем его на рынке, продающим древесный уголь, оливки, растительное масло, вино, уксус, овощи. В хозяйствах, принадлежащих крупным собственникам, получаемые излишки достигали объемов товарного производства. Так, в приписываемой Демосфену судебной речи упоминается о владениях некоего Фениппа, с которого хозяин участка якобы получил за один год свыше тысячи медимнов хлеба и больше 800 метретов вина. Для получения такого урожая потребовалось 80–100 га земли.

Снабжение хлебом

При всей сложности организации хозяйства и большом числе работников Афины были не в состоянии полностью обеспечить население страны продовольствием. Имеющиеся у нас цифры статистики позволяют приблизительно определить численность свободного населения города, которое на протяжении V– IV вв. до н. э. колебалось в пределах от 100 до 200 тыс. человек. При этом количество рабов не поддается даже приблизительному подсчету. Обычно его оценивают цифрой от 75 до 150 тыс. человек. Исходя из среднегодовой потребности 6 гектолитров зерна на человека (310 кг пшеничной и 510 кг ячменной муки в год), можно рассчитать, что для своего пропитания Аттика ежегодно нуждалась от 1 млн 50 тыс. при минимальной и до 2 млн 10 тыс.при максимальной оценке гектолитров зерна в год. Урожайность Аттики оценивается примерно в 1 млн медимнов, или 520 тыс. гектолитров зерна в год, причем девять десятых этого объема составлял ячмень (8−12 гектолитров с гектара) и только одна десятая — пшеница (16−20 гектолитров с гектара). Какова бы ни была эта цифра на самом деле, Афинам приходилось постоянно и в больших объемах импортировать хлеб из Северного Причерноморья, Эвбеи, Кипра, Сицилии и других мест. В одной из речей Демосфена, относящейся к середине IV в. до н. э., сообщается, что только из Боспорского царства в Афины ежегодно ввозилось около 400 тыс. медимнов хлеба — столько же, сколько из всех других областей вместе взятых.

Источник: SiteKid.ru

Изгнание персов с северного побережья Эгейского моря, освобождение греческих полисов в черноморских проливах и западной Малой Азии привели к созданию довольно обширной хозяйственной зоны, включающей Эгейский бассейн, побережья Черного моря, Южную Италию и Сицилию, внутри которой сложились прочные экономические связи, питающие хозяйство отдельных полисов. В результате побед над персидскими войсками греки захватили богатую добычу, включающую материальные ценности и пленных. Так, например, после битвы при Платеях (479 г. до н. э.) греки, по сведениям Геродота, «нашли шатры, убранные золотом и серебром, позолоченные и посеребренные ложа, золотые сосуды для смешивания вина, чаши и другие питьевые сосуды. На повозках они отыскали мешки с золотыми и серебряными котлами. С павших врагов они снимали запястья, ожерелья и золотые мечи, а на пестрые вышитые одеяния варваров никто и не обращал внимания. Золота было».

Древнегреческая железная мотыга
Древнегреческая железная мотыга. Фото: Giovanni Dall’Orto

Рабские рынки Эллады были заполнены многочисленными пленными. В относительно короткий срок (50 лет) было продано свыше 150 тыс. человек. Часть рабов и богатой добычи были направлены в производство, пошли на устройство новых ремесленных мастерских, рабовладельческих поместий, новое строительство.

Война вызвала к жизни новые потребности и создала дополнительные стимулы для хозяйственного развития. Нужно было строить огромный флот (в несколько сотен кораблей), возводить мощные оборонительные сооружения (например, систему афинских укреплений, так называемые «длинные стены»), нужно было оснащать армии, которых греки никогда ранее не выставляли, оборонительным и наступательным оружием (панцири, щиты, мечи, копья и т. д.). Естественно, все это не могло не двигать вперед греческую металлургию и металлообработку, строительство, кожевенное дело и другие ремесла, не могло не способствовать общему техническому прогрессу.

Под влиянием этих факторов в Греции середины V в. до н. э. сформировалась экономическая система, просуществовавшая без особых изменений до конца IV в. до н. э. Она основывалась на использовании рабского труда.

Греческая экономика в целом не была однородной. Среди многочисленных полисов можно выделить два основных типа, отличающихся по своей структуре. Один тип полиса — аграрный с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием ремесла и торговли (наиболее яркий пример — Спарта, а также полисы Аркадии, Беотии, Фессалии и др.). И другой тип полиса, который можно условно определить как торгово-ремесленный, — в его структуре роль ремесленного производства и торговли была довольно значительной. В этих полисах была создана товарная рабовладельческая экономика, которая имела довольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивались особенно быстро. Примером таких полисов были Афины, Коринф, Мегары, Милет, Родос, Сиракузы, ряд других, как правило, расположенных на морском побережье, иногда имеющих небольшую хору (сельскохозяйственную территорию), но вместе с тем и многочисленное население, которое нужно было кормить, занять производительным трудом. Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V–IV вв. до н. э.

Наиболее яркий пример — Афины. Исследование хозяйственной структуры Афин позволяет составить общее представление об особенностях торгово-ремесленных полисов Греции классического времени.

Определение ведущего типа греческих полисов как торгово-ремесленных не означает, что сельское хозяйство в них отошло на задний план, перестало быть важной отраслью. Отнюдь нет. Сельское хозяйство в торгово-ремесленных полисах было ведущим наряду с торговлей и ремеслом, являлось основой всей экономической системы. Вот почему характеристику хозяйственной жизни торгово-ремесленных полисов необходимо начинать с описания сельского хозяйства как важнейшей основы их экономики.

Положение в сельском хозяйстве

Общей особенностью сельскохозяйственного производства торгово-ремесленных полисов Греции было наличие многих отраслей: хлебопашества, виноградарства, маслиноводства, огородничества — садоводства, скотоводства. Основным продуктом питания грека был хлеб, и потому хлебопашество было одной из главных культур. Однако на хоре торгово-ремесленных полисов, как правило, было мало плодородных земель, преобладали холмистые с каменистой почвой, трудные для вспашки и обработки, обладающие небольшим естественным плодородием. Это предопределило невысокий уровень развития хлебопашества в греческих полисах этого типа. Ассортимент сельскохозяйственных орудий был беден: примитивный безотвальный плуг, мотыга, серп для срезания колосьев, лопата для провешивания, волокуша для выдавливания зерна из срезанных колосьев на току. Удобрения применялись мало, наиболее распространенной системой земледелия было двухполье. В этих условиях урожаи получались невысокие, видимо, сам–3, сам–4. Питательная, но капризная для возделывания пшеница высевалась на малых площадях, преобладающей зерновой культурой был менее ценный, но дающий относительно неплохие урожаи на почвах Греции неприхотливый ячмень. Ячменный хлеб, ячменная каша или лепешки были основной пищей древнего грека.

В целом в торгово-ремесленных полисах, довольно часто располагающих небольшой хорой и значительным населением, своего зерна, даже такого, как ячменное, не хватало, и угроза голода была совершенно реальной. Зерновая проблема — одна из самых острых в торгово-ремесленных полисах классической Греции V–IV вв. до н. э.

Если греческое хлебопашество находилось на невысоком уровне, то другие отрасли, в частности виноградарство, оливководство и садоводство-огородничество, процветали. Обилие солнца, достаточное количество осадков оказались благоприятными для культур винограда, оливок, плодовых деревьев и овощей. Вино, оливковое масло, смоквы, овощи становятся как и хлеб основными продуктами питания древних греков. Особый подъем переживают виноградарство и оливководство. Под виноградники и оливковые рощи отводят ранее пустующие земли, расчищались от зарослей и вводились в сельскохозяйственный оборот холмистые, засушливые или каменистые участки. Разрабатывались хорошо продуманные правила по уходу за виноградной лозой и маслиной: их удобряли, подрезали несколько раз в году, выводили новые сорта, улучшающие вкус плодов, умело защищали от холода и ветра. Греки получали довольно высокие урожаи винограда и маслин, которые не только обеспечивали нужды местного населения, но и позволяли продавать излишки. Собранные плоды потреблялись в свежем виде, шли на изготовление изюма, маслины мариновались, но из большей части продукции готовили вина и масло. Греческое масло и некоторые сорта вин славились по всему Средиземноморью и шли на экспорт, принося большие доходы. Самыми знаменитыми в V–IV вв. до н. э. считались вина хиосское, фасосское, косское и лесбосское. Древнегреческие виноделы не располагали набором многих современных, в том числе и химических, средств для нейтрализации образующейся при брожении виноградного сока уксусной кислоты, и потому процесс приготовления хорошего вина был довольно сложным. Чтобы вино не скисло и не превратилось в уксус, в него добавляли морскую воду (иногда до 50 %), толченый мрамор, гипс, известь и даже золу. Вот почему, когда вскрывали сосуд со свежеприготовленным вином, оно было мутным и густым, и его для употребления необходимо было процедить и разбавить водой. Как правило, греки пили вино, всегда разбавляя его водой в пропорции: 1 часть вина — 3–4 части воды. Получали некрепкий, порядка 4–6 градусов алкоголя, тонизирующий напиток, который хорошо утолял жажду в жаркое время года.

Уход за виноградниками, масличными, плодовыми деревьями, приготовление вина и масла требовали много забот и рабочих рук, эти культуры могли успешно осваиваться только при наличии дополнительной рабочей силы. Развитие греческого виноградарства, оливководства, садоводства было тесно связано с внедрением в сельском хозяйстве рабского труда.

Обеденный стол грека нельзя представить без фруктов (чаще всего это были смоквы или фиги, похожие на современный инжир) и овощей: лука, чеснока, капусты, зелени. Это предопределило значительную роль огородничества и садоводства, их высокий уровень. К тому же для садов и огородов не требовалось много земли, что при небольших размерах хоры греческих торгово-ремесленных полисов было одним из факторов их широкого распространения.

Скотоводство занимало небольшое место в системе греческого сельскохозяйственного производства. Мясо и молоко не были основными продуктами питания древних греков, лошади практически не применялись как тягловая сила, греческая конница была вспомогательным родом войска и потому лошадей было мало. Зато разводили овец, а получаемая шерсть являлась основным сырьем для изготовления одежды, рабочий и тягловый скот (быков, ослов, мулов). В гористой Греции на ограниченной территории мелких полисов не было обширных пастбищ и это не могло не сдерживать развития греческого скотоводства.

Основными производственными ячейками в сельском хозяйстве Греции V–IV вв. до н. э. были небольшой участок земледельца (3–5 га) — гражданина данного полиса, возделываемый трудом членов его семьи, которым могли помогать 1–2 раба, и поместье в 15–25 га, обрабатываемое рабами (15–25 рабов). Хозяйство того и другого типа было многоотраслевым, практически в каждом хозяйстве возделывались зерновые, был разбит виноградник, имелись маслинные посадки, сад из плодовых деревьев, огород, паслись небольшие стада овец, коз. Если продукция крестьянского двора, как правило, шла на удовлетворение потребностей семьи земледельца и была мало связана с рынком, то в рабовладельческих имениях получали значительные излишки продукции: зерна, вина, масла, — которые продавались на местном рынке или шли на экспорт.

Примером поместья, установившего тесные связи с рынком, является хозяйство афинского политического деятеля Перикла. Представитель знатной аристократической семьи, Перикл, по сведениям Плутарха, организовал такое управление своим имением, «какое считал самым простым и экономным. Все сборы годового урожая он целиком продавал, а потом жил и удовлетворял потребности своего дома, покупая на рынке все самое необходимое… В его доме ни в чем не было изобилия, какое обыкновенно бывает в больших и богатых домах, но все расходы и приходы строго проверялись по счету и тщательно учитывались. Всю эту систему управления хозяйством Перикла в точности проводил один из его рабов, по имени Евангел, обученный и подготовленный, как никто другой, самим Периклом к такому ведению хозяйства».

В V в. до н. э. таких поместий было немного, но в IV в. до н. э. их количество возрастает. Греческий писатель Ксенофонт в начале IV в. до н. э. написал специальный трактат «Экономика», в котором, обобщая имеющийся опыт, дал описание рационально построенного, связанного с рынком, доходного хозяйства, что свидетельствует об их распространении, а следовательно, и развитии товарного производства в сельском хозяйстве Греции V–IV вв. до н. э.

В целом сельское хозяйство Греции V–IV вв. до н. э. имело следующие особенности: многоотраслевой характер, в нем преобладали трудоемкие интенсивные культуры (виноградарство и маслиноводство), использовался рабский труд, для него была характерна товарная направленность ведущей хозяйственной ячейки — рабовладельческого поместья, как нового типа организации сельскохозяйственного производства.



Источник: biofile.ru

стр. 21

Глава II

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Сельское хозяйство древней греции
АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / В. Д. Блаватский [и др.] ; отв. ред. В. Д. Блаватский ; АН СССР. Ин-т археологии. — М.: Наука, 1973. — 270 с.

Большая часть территории Греции покрыта горами и лишь менее одной пятой ее площади пригодно для земледелия. Климат Греции сухой, дождей выпадает мало. Большинство рек и ручьев летом пересыхает, и многие области часто страдают от засухи, поэтому в земледельческом хозяйстве греков некоторую роль играло искусственное орошение и не случайно в договорах между греческими государствами постоянно встречается формула: «не отрезать у союзных общин проточной воды».

Высокие горные хребты, разделявшие отдельные районы Греции, защищали плодородные равнины от неблагоприятных ветров и, задерживая на вершинах снег, сохраняли влагу для орошения полей. Каждая равнина имела, таким образом, свой микроклимат, к которому приспосабливались ее обитатели. Из областей Северной Греции наиболее пригодны для земледелия плодородные равнины Фессалии. В Средней Греции плодородием славились равнины Беотии, но и на землях довольно скудной Аттики обитало немало земледельцев. Из областей Южной Греции наибольшим плодородием отличались Мессения и Лаконика, но земледелие было основным занятием и у жителей Арголиды.

Грекам также принадлежали плодородные земли на западном побережье Малой Азии, в Сицилии и Южной Италии.

Население Греции еще до появления полисов знало пахотные орудия — рало, бронзовые серпы и мотыги, оно культивировало различные злаки: пшеницу, ячмень, просо, а также виноград и оливу.

В начале I тысячелетия до н. э. в Греции входят в широкое употребление железные орудия, что способствовало дальнейшему расцвету земледелия.

Ведущая роль земледелия в экономике Греции архаической эпохи, т. е. в VIII—VI вв. до н. э., нашла отражение в большом значении земледельческих культов, а также в изобразительном искусстве и литературе греков.

О хозяйстве мелкого греческого земледельца, жившего в VIII—VII вв. до н. э. в Беотии, нам рассказывает Гесиод. Сын мелкого земледельца, переселившегося из Малой Азии в материковую Грецию, он с детства жил в небольшой деревушке, обрабатывая отцовский участок. В своей поэме «Труды и дни», написанной в назиданье беспутному брату Персу, Гесиод излагает свои наблюдения как мелкий земледелец и дает советы, когда и какие сельскохозяйственные работы следует делать, как экономнее вести хозяйство. Из его поэмы мы узнаем, что удельный вес рабского труда в сельском хозяйстве в это время был невелик. Хозяин участка работал на поле сам вместе со своими работниками. Гесиод славит труд:

стр. 22

«Труд человеку стада добывает и всякий достаток,
Если трудиться ты любишь, то будешь гораздо милее
Вечным богам, как и людям: бездельники всякому мерзки.
Нет никакого позора в работе: позорно безделье…»

Однако в хозяйстве земледельца имеются и рабы: женщина — чтобы волов погонять, и мальчик, который засыпает землей семена, брошенные в пашню. Участок земледельца наряду с хлебным полем включает и виноградник, позволяющий заготовлять вино — одну из обязательных частей пищевого рациона греков. В хозяйстве земледельца, кроме волов, обрабатывающих хлебное поле, имеется и другой скот. Гесиод называет мулов, лошадей, коров, быков, овец, коз и свиней. Хозяйство, по-видимому, было частично натуральным. Хозяин сам в дождливое время года рубит лес и готовит орудия труда: деревянную ступу с пестом, ось, колотушку, части составного плуга:

«Два снаряди себе плуга, чтоб были всегда под рукою,—
Цельный один, а другой составной, так удобнее будет:
Если сломаешь один, остается другой наготове».

Дома изготовляется и теплая одежда «из шкур козлят первородных». Вместе с тем часть продуктов хозяин, вероятно, вынужден был продавать, чтобы иметь возможность что-либо купить для хозяйства. Так, Гесиод советует покупать рабыню и девятилетних быков. Торговля играла немалую роль в хозяйстве земледельца архаической эпохи. Некоторые из земледельцев в свободное от сельских работ время даже предпринимали морские торговые экспедиции, как, например, отец Гесиода, плававший с товарами на корабле, «чтобы домой с барышом воротиться».

В своем календаре сельскохозяйственных работ Гесиод подытожил многовековую практику беотийских земледельцев. Он делит год на несколько частей, определяющихся земледельческими работами. Посев он рекомендует проводить в период от захода созвездия Плеяд до солнцеворота, т. е. примерно со второй половины октября или с начала ноября до декабря.

«Строго следи, чтобы вовремя крик журавлиный услышать,
Из облаков с поднебесных высот ежегодно звучащий.
Знак он для сева дает, провозвестником служит дождливой зимней погоды

Но прежде чем начать сев, Гесиод советует принести молитвы подземному Зевсу, вероятно Аиду и богине Деметре — покровительнице земледелия. В дождливое время года, когда нет полевых работ, хозяин заготовляет лес для построек и земледельческих орудий. Еще до прилета ласточек, которые появляются в Греции в феврале — марте, начинается подрезка виноградных лоз, а с восходом Плеяд, т. е. около середины мая, приступают к жатве. Восход Ориона дает сигнал к началу молотьбы — в конце июня — начале июля. Когда созвездие восходит вместе с зарей — 6 сентября, можно срезать виноградные гроздья и готовить вино.

стр. 23

Судя по Гесиоду, земледелец должен был дважды вспахать поле — весной и летом, чтобы после третьей вспашки, при заходе Плеяд, вновь начинать посев.

В VIII—VI вв. наблюдается широкое распространение греческой земледельческой техники далеко за пределы Балканского полуострова и Эгейского бассейна. В это время происходит интенсивное освоение—новых земель греческими переселенцами. Греческие переселенцы, поселившиеся во вновь основанных городах, привезли с собой привычные для них сельскохозяйственные орудия, методы обработки почвы, семена сельскохозяйственных культур. В период расцвета греческой культуры — с конца VI в. до н. э. по IV в. до н. э.— земледелие сохраняет, свою ведущую роль в экономике большей части греческих государств, что находит отражение в эмблемах монет. На монетах некоторых греческих полисов помещают изображения пшеничных и ячменных колосьев, головы богини земледелия Деметры, бога покровителя виноградарства Диониса или его спутников — сатиров, а также остродонной амфоры для вина и виноградной кисти.

Разбросанность греческих полисов и различные естественно-географические условия их местоположения способствовали специализации отдельных районов на производстве тех или иных сельскохозяйственных культур. Так, каменистая почва, горный ландшафт и сухой климат большей части материковой и островной Греции были малопригодны для зерновых культур, но чрезвычайно благоприятны для оливководства, виноградарства и скотоводства. Зато земли Фессалии, Северного Причерноморья и Сицилии давали прекрасные урожаи пшеницы и других зерновых злаков.

Каждый греческий город владел сельскохозяйственной территорией, где находились земельные участки, принадлежавшие гражданам данного города. Греческий историк Фукидид писал, что большинство афинских граждан привыкли постоянно жить на своих полях, правда, он добавляет, что сельский образ жизни характерен для афинян более, чем для других эллинов. Другой греческий писатель — Ксенофонт, отражая принятый у греков взгляд на земледелие, писал в начале IV в. до н. э. в сочинении «Домострой», что земледелие, как и военное искусство, является почетным и благородным делом, тогда как заниматься ремеслом не подобает свободным грекам. Однако там же он описывает идеального сельского хозяина, который не живет постоянно в своей сельской усадьбе, а только навещает свое поле, отправляясь туда как на прогулку. Его поле обрабатывают рабы под присмотром управляющего, постоянно находящегося в усадьбе. Некоторые земледельцы нанимали для сезонных полевых работ свободных сельскохозяйственных рабочих-батраков. В комедиях Аристофана упомянуты мелкие земледельцы, обрабатывавшие своп участки собственными силами. За ними посылает земледелец Хремил — герой комедии Аристофана «Богатство» — своего раба, приказав ему: «…собратьев наших, хлебопашцев, собери, что на полях соленый проливают пот» (525).

В противоположность Ксенофонту знаменитый греческий философ Аристотель считает, вразрез с существующим в Афинах порядком, что землю должны обрабатывать не те, кому она принадлежит, а рабы или закабаленные иноземцы.

стр. 24

Именно так обстояло дело в спартанском государстве, где землю обрабатывали илоты, а граждане Спарты были заняты военной службой и держали илотов в покорности. Земельные участки, которыми владели граждане греческих городов, можно было купить, продать и сдать в аренду. Составлялись арендные договоры, в которых указывались размеры арендной платы, вносимой зерном, и оговаривались другие обязанности арендатора.

Кроме граждан городов, владевших земельными участками, большими земельными угодьями на территории, принадлежавшей государству, владели храмы. Так, например, две бронзовые таблички конца IV в до н. э., происходящие из сицилийского города Гераклеи, сохранили тексты договоров двух святилищ Диониса и Афины с арендаторами участков. Арендаторы по условию договора должны заботиться о деревьях, которые растут на участках, посадить новый виноградник, четыре оливковых дерева, старые виноградники и оливковые деревья заменить новыми, построить хлев для быков, склад и ригу. Арендная плата зависела от количества обрабатываемой земли, при этом за участки с виноградниками нужно было платить много дороже.

В период эллинизма во время завоевательных походов на Восток греки столкнулись в Египте и Месопотамии с необычным для них типом земледелия — ирригационным. Греки быстро приспособились к новым условиям и внесли свои усовершенствования в сельскохозяйственную технику. Так, прибывший в Египет сицилийский механик Архимед изобрел механизм, который облегчал подачу воды на высокие участки. Знакомство с различными землями, новыми растениями и новыми приемами обработки почвы привело к стремлению осмыслить и обобщить всю сумму практических знаний и наблюдений. Именно это характерно для знаменитого греческого ботаника Феофраста. Из его книги «История растений» мы полнее всего узнаем о сельскохозяйственных культурах, выращиваемых греками.

Все хлебные зерновые растения, упомянутые Феофрастом и культивируемые в его время, издавна встречались в Греции: пшеница, ячмень и полба. Никаких новых хлебных злаков вплоть до римского времени в Грепии не появилось. Рожь греки не знали, овес являлся сорняком, просо греки считали пищей варваров. Пшеница и ячмень культивировались в_Греции неравномерно. Благодаря различию почвенных условий в одних областях Греции лучше росла пшеница, в других — ячмень. Так, греческий писатель рубежа нашей эры Диодор Сицилийский писал, что в Сицилии росла дикая пшеница, Аристотель в IV в. до н. э. также отмечал там особо крупную пшеницу. Феофраст указывал, что в Аттике очень хорошо рос ячмень. Ячмень там, по-видимому, предшествовал пшенице, и это нашло отражение в культах ее жителей. Ячменные зерна обитатели Аттики употребляли при жертвоприношениях и гаданиях. Под Элевсином, где находилось святилище богини Деметры — покровительницы земледелия, было священное ячменное поле. Из ячменных колосьев плели венки, которыми украшали изображение богини, из ячменной муки приготовляли священный напиток Деметры.

стр. 25

Феофраст говорит о шести видах ячменя, тогда как в современной ботанике их различают только два. Полба в Греции не играла большой роли в рационе человека, так как ее зерна было трудно освободить от оболочки. Кроме зерновых хлебных растений, греки культивировали бобовые: горох, чечевицу, вику, бобы, лупин и нут. Из маслянистых растений они выращивали сезам (кунжут).

Греки хорошо понимали необходимость удобрения почвы. Греческая легенда об Авгиевых конюшнях, которые очистил Геракл, отразила древний обычай земледельцев удобрять поля навозом. В тексте одного из арендных договоров арендатору предписывалось вносить ежегодно в почву по 150 корзин навоза, содержащих более чем по медимну навоза каждая, а всего, таким образом, около 10 кбм навоза. Греки применяли в качестве удобрений также птичий помет и компост из грязи с сорняками. Самым лучшим удобрением Феофраст считает перепревшую солому. Иногда солому сжигали в поле, и зола, таким образом, удобряла землю, а иногда солому смешивали с навозом. Феофраст знал, что почву можно было улучшить простым смешением различной земли. Из химических удобрений он упоминает селитру, которой поливали капусту в Египте, и щелочь для смачивания семян бобовых растений. Знали греки и пользу зеленого пара и даже свойства бобовых растений поднимать плодородие почвы. Феофраст пишет, что в Македонии и в Фессалии, когда бобы зацветут, их перепахивают. Впрочем, нут, также принадлежащий к семейству бобовых, по мнению Феофраста, не только не удобрял землю, но истощал ее.

Греческим земледельцам было известно, что пшеница больше всего истощает почву, поэтому для ее выращивания требуется самая хорошая земля. Ячмень же не так прихотлив, он дает урожай и на более тощей земле и меньше истощает почву.

Земледелие у греков было пашенным. Пахали с помощью пары волов, реже мулов и пахотного орудия, изображение которого часто встречается на различных статуэтках и в росписи греческих ваз. Лошадей для пахоты греки не применяли. Пахотные орудия они называли аротрон. Восточные~ и южные славяне свое пахотное орудие называли рало. Дошедшие до нас изображения древнегреческого пашенного орудия правильнее считать ралом, которое только рыхлило поверхность земли, не переворачивая ее. Оно могло быть сделано из одного куска дерева или состоять из нескольких частей, могло иметь и не иметь полоза и железного наконечника — наральника. Гесиод упоминает рало, составленное из нескольких различных пород древесины. «Дышло из вяза или лавра готовь — не точат их черви, скрепу из падуба делай, подошву (или полоз.— И. Т.) — из дуба».

На древнегреческих изображениях имеются только рала с полозами, параллельными поверхности почвы, и с рукоятками, отделенными от дышла. Такое рало представлено на глиняной статуэтке VIII в. до н. э., найденной в Танагре в Беотии, оно же воспроизводится в росписи греческих ваз VI—V вв. до н. э. Позднее такое рало изображают на монетах, например на пантикапейской бронзовой монете II в. до н. э. из Северного Причерноморья, а также на резных камнях.

стр. 26

Наряду с ралом у греков в V в. до н. э. появился уже примитивный плуг, о нем сообщает Ксенофонт в упоминавшемся выше сочинении «Домострой». Он пишет, что пахарь с помощью упряжки волов, тянувших этот плуг, переворачивал землю, чтоб солнце прогрело ее глубинную часть и выжгло корни сорняков.

Железный наральник первой половины VI в. до н. э. лопатообразной формы с загнутыми боковинами был найден в Сицилии среди других железных орудий труда, принесенных в жертву Деметре и Коре греческими переселенцами и закопанных в землю еще до того, как были построены постоянные святилища этим богиням.

Кроме рала, для подготовки почвы к посеву земледельцы пользовались железными мотыгами. Известны широкие мотыги с заостренными концами, мотыги однозубые типа кирки и двузубые для пропалывания и рыхления почвы. Наряду с мотыгой применяли сапку и трезубые вилы. Комья земли после пахоты разбивали кувалдой или дубиной. Применили также и борону.

Весной, по окончании сезона дождей, в Греции посевы. окапывали, выпалывали сорняки: если хлеба тянулись в рост, их скашивали косами. Созревший урожай жали серпами и свозили на ток. В VI в. до н. э. треки делали серпы из железа. Своей формой они напоминали современные, но режущая часть была менее изогнута.

Ксенофонт описывает молотьбу с помощью подъяремного скота: волов, мулов и лошадей. Молотильщики гоняли животных по кругу и подбрасывали им под ноги то. что еще не было вытоптано. Затем зерно веяли. Для его хранения выкапывали ямы — зернохранилища, стены которых обмазывали глиной и обжигали, чтобы уничтожить насекомых. Сохранились зернотерки, на которых перетирали зерно в муку; наиболее примитивные из них состояли из плотного камня овальной формы с плоской поверхностью, по которой водили камнем меньших размеров, перетирая находящееся между камнями зерно. Примитивные мельницы состояли из двух жерновов прямоугольной формы. Верхняя поверхность нижнего жернова имела желобки. Верхний жернов имел конусовидное углубление для засыпки зерна и сквозное отверстие, через которое зерно попадало на поверхность нижнего жернова. Тяжелый верхний жернов приводился в движение с помощью рычага. Прямоугольные жернова двигались только вперед и назад. Были известны и мельницы с круглыми жерновами, которые вращались вокруг укрепленного в центре стержня. Верхний имел воронкообразное углубление для зерна, просачивавшегося между жерновами и перетиравшегося ими в муку.

Большое внимание обращали греки на садоводство и виноградарство. Если ячмень и пшеницу они считали даром богини Деметры, которая научила их сеять, то оливковое дерево, согласно греческой мифологии, дала людям богиня Афина.

Существовало сказание, согласно которому богиня мудрости Афина вступила в спор с богом моря Посейдоном о том, кто из них может принести жителям Афин большую пользу. Посейдон ударил трезубцем в скалу, и появился источник, а Афина ударила копьем в землю, и выросла олива. С этого времени афиняне стали почитать Афину как главное божество города.

стр. 27

Оливки наряду с хлебом и виноградным вином составляли обычный рацион многих греков. Кроме того, оливковое масло употреблялось для разных целей и, как вино, было важной статьей греческого экспорта.

Кроме оливковых деревьев, которые высаживали на особых участках, греки выращивали другие плодовые деревья. Особенно распространена была смоква, или фиговое дерево. В сапах греческих земледельцев рос, гранатник, плоды которого как символ плодородия воспроизводились в глине и служили приношением богам. Иногда они также изображались в руках богинь Деметры и Коры, которым поклонялись земледельцы.

Вопросы садовой агротехники у греков, по-видимому, были хорошо разработаны. Ксенофонтом и Феофрастом даются советы о том, как пересаживать молодые деревца, какого размера ямы надо рыть для них и какие должны быть между ними интервалы. Феофраст также советует прививать деревья.

Сцены пахоты на чернофигурной чаше [чаша Никосфена конца VI в. до н. э. из Берлинского музея.]
Сцены пахоты на чернофигурной чаше [чаша Никосфена конца VI в. до н. э. из Берлинского музея.]
стр. 28

Особенно большого внимания земледельца требовали виноградники. С распространением виноградарства в Греции связана популярность, которую получил культ Диониса — бога жизненной силы природы и покровителя виноделия. Изображения Диониса или его спутников — сатиров и менад — были одним из любимых сюжетов греческого искусства.

Из сочинения Гесиода мы можем судить о большой роли, которую играло виноградарство в хозяйстве земледельца VIII—VII вв. до н. э. Ксенофонт также считает виноградник обязательной частью сельскохозяйственного участка.

Сцены из сельской жизни [роспись чернофигурного аттического килика VI в. до н. э. из Луврского музея]
Археологические раскопки в Крыму, на территории Гераклейского полуострова (около Севастополя), позволили восстановить картину сельской жизни граждан древнегреческого города Херсонеса.

В IV в. до н. э. западная часть Гераклейского полуострова, выступающая в море в виде небольшого мыса, была разделена ровной сетью дорог примерно на 80 участков-клеров по 4—4,5 га каждый. На каждом участке имелась усадьба, состоящая из центрального двора, окруженного жилыми хозяйственными помещениями, среди которых находились и винодельни. Для обработки такого небольшого участка не было необходимости содержать многочисленных рабов. С работой могла справиться и семья владельца участка.

На рубеже IV и III вв. до н. э. было произведено размежевание участков на всей остальной части Гераклейского полуострова. Граждане Херсонеса получили тут еще около 380 клеров и при этом значительно больших размеров, чем раньше. Большинство клеров было прямоугольной формы и имели площадь 26,4 га. Каждый клер был обнесен каменной стеной, отгораживавшей его от дорог, ровная сеть которых пересекала всю размежеванную территорию.

стр. 29

Внутри площадь клера в свою очередь делилась каменными стенами на отдельные участки, поля и сады. При этом виноградники, как правило, были расположены в южной части клеров; от северных ветров их ограждала полоса садов, а северная часть участка отводилась под зерновые культуры. Полевые участки обычно были невелики, часто разделены на две равные части, что свидетельствует о наличии двухпольной системы земледелия.

Владельцы херсонесских клеров проделали поистине гигантскую работу для того, чтобы сделать земли Гераклейского полуострова пригодными для виноградарства. Им пришлось снять верхний слой скалистого грунта, под которым лежала прослойка глины, перемешать глину с почвой, а вынутые камни сложить ровными рядами в виде стенок, разделяющих участки.

Сбор винограда и приготовление вина [роспись на аттической амфоре VI в. до н. э.]
Сбор винограда и приготовление вина [роспись на аттической амфоре VI в. до н. э.]
Сбор оливы [роспись на аттической вазе VI в. до н. э.]
Сбор оливы [роспись на аттической вазе VI в. до н. э.]

стр. 30

Такие стенки толщиной около 1 м тянулись параллельными рядами на расстоянии 2 м одна от другой. Двухметровая полоса между стенками получила, таким образом, более мощный почвенный слой, пригодный для посадки винограда.

На некоторых участках для виноградных лоз вырубали в скале специальные ямки, располагая их строго симметрично, осуществляя, таким образом, посадку винограда квадратным способом, при котором расстояние между кустами было около 1,4 м. Кроме виноградника со взрослыми плодоносящими кустами, хозяева клеров имели небольшие виноградные питомники. Так, на одном из исследованных клеров на 13 га виноградника был питомник площадью 1,4 га, что достаточно для выращивания 18 тыс. саженцев. Рядом с виноградниками находились участки, отведенные под плодовые деревья, которые сажали в ямки, расположенные на расстоянии 5—6 м одна от другой, или в канавы, тянувшиеся вдоль плантажных стен. Эти стены, как и на виноградниках, появились в результате выемки скалы при углублении почвенного слоя. Несмотря на то, что создание садов и виноградников требовало больших усилий, под эти культуры в III и II вв. до н. э. отводилась большая часть участка, значительно превосходящая по своим размерам пахотное поле.

Новые клеры Гераклейского полуострова уже не могли обслуживаться только членами семьи их владельцев. Клеры III—II вв. до н. э. обрабатывались рабами. Это вполне соответствует и характеру усадеб, которые были значительно более крупных размеров, со специальными помещениями для рабов, скота и других потребностей хозяйства. Они имели укрепленные башни и изолированные жилые помещения со своими внутренними дворами.

Садовые сорта винограда были привезены в Северное Причерноморье греками. Они же привезли с собой и навыки изготовления вина. На клерах Херсонеса неоднократно находили железные закругленные виноградарские ножи и приспособления для выжимания виноградного сока. Виноград давили на небольших давильнях-тарапанах, представлявших собой чаще всего плоские каменные плиты круглой или прямоугольной формы, с высокими бортиками или с желобком по краю и со сливом, через который выжатый сок стекал в специальный сосуд.

Иногда тарапаны вырезались прямо в скале, но встречались и более сложные винодельни с одной или двумя цементированными площадками, на которых виноград давили ногами, а затем вторично давили мезгу, т. е. то, что осталось от выжатого винограда, либо в мешке, положенном в корыто, под пресс, либо тут же на площадке с применением специального каменного рычажного пресса. Сок с давильных площадок через специальные сливы поступал в крупные глиняные сосуды, или в специальные, вырытые рядом с площадкой и оцементированные цистерны. Сцены выжимания виноградного сока ногами неоднократно изображались живописцами на расписных аттических вазах.

Вино (а равно и оливковое масло) греки хранили в пифосах — очень больших сосудах, близких по форме бочкам. Емкость их была в несколько сот литров. Для перевозки вина (и оливкового масла) служили амфоры — значительно меньшие по размерам двуручные сосуды. Емкость их обычно была около десяти литров или несколько больше.

стр. 31

Кроме садов и виноградников, греки имели небольшие огороды, где выращивали овощи. Огороды находились вблизи домов. По-видимому, удельный вес огородничества в сельском хозяйстве был невелик, и сведения об овощах у греческих писателей встречаются редко. Греки выращивали капусту, два сорта репы, петрушку, огурцы, тыкву, чеснок, латук, или салат, сельдерей, лук и другие овощи. Феофраст говорит о существовании множества видов луковиц, среди которых есть сладкие, употребляемые в пищу сырыми. Огороды часто устраивались и в междурядьях среди плодовых деревьев. Только виноград, оливы и смоква были выделены на специальные участки, а гранатник, миндальное дерево, кидонское яблоко, или айва, и другие деревья хорошо уживались с овощами, тем более, что овощи требовали хорошего удобрения и поливки. Для овощей приготовляли особую почву, вскапывали четырехугольные грядки, обильно удобряли их, рыхлили, около них по канавкам в определенные часы пускали воду. За год на огороде получали три урожая, трижды меняя виды овощей. Так, например, осенью сеяли капусту, в январе — феврале — лук, петрушку и другую зелень, а в апреле-мае — огурцы,, тыкву и др.

Цветочные сады получили распространение в Греции лишь с IV в. до н. э. и были расположены около домов.

Древние писатели не дают нам возможности заметить большого прогресса в агрокультуре греков периода эллинизма. Кроме нового вида удобрений — селитры, об употреблении которой говорит только Феофраст, все остальное было известно грекам и при Ксенофонте. К сожалению, до нас не дошли труды греческих агрономов, которыми широко пользовались римляне. Один из авторов I в. н. э., Колумелла, называет около 50 греческих писателей, труды которых были посвящены сельскому хозяйству. Из них сохранились лишь сочинения Гесиода, Ксенофонта и Феофраста. ни одного из них нельзя назвать настоящим агрономом.

О животноводстве в Греции сохранилось значительно меньше данных, чем о земледелии. Все основные породы скота, разводимые в Греции античного времени, существовали задолго до него да Балканском полуострове. Разведение домашних животных было тесно связано с земледелием, так как навоз, получаемый при стойловом—содержании скота,— ценное удобрение для хлебных долей, садов и огородов. Особенно ценился крупный рогатый скот, являвшийся основной тягловой силой. Терракотовые статуэтки и вазовая роспись неоднократно воспроизводили пахотное орудие, которое тянут пара или даже две пары волов. Гесиод подчеркивает необходимость для земледельца иметь волов, говоря, что крик журавлиный, который подает знак для сева, «сердце кусает мужам безволовым».

В материковой Греции с ее горным ландшафтом и каменистой почвой разведение лошади не получило особого распространения. Лошадей греки применяли отчасти для военных целей, а отчасти для спортивных — при состязании колесниц.

В хозяйстве греческих земледельцев, кроме крупного рогатого скота,, встречались мулы, ослы, бараны, козы, свиньи, собаки. Быков, коз, баранов и свиней греки употребляли в пищу, часто это делалось после принесения этих животных в жертву богам.

стр. 32

Изображения жертвенных животных, подводимых к алтарю, встречаются на различных рельефных плитах. Свиней как наиболее плодовитых животных приносили в жертву Деметре. В Сицилии нередки находки терракотовых статуэток в виде стоящих женщин с поросенком в руках, изображавших либо богиню Деметру, либо ее почитательниц, приносящих жертву Деметре и Коре. Художники, расписывавшие вазы в VI—V вв. до н. э., иногда изображали сцепы сельской жизни: пастуха, пасущего стадо из четырнадцати коз, или двух пастухов, ведущих корову, овцу и свинью, погонщика мулов или ослов.

Овцеводство было особенно распространено в горных районах Греции. Овец разводили не только для пищи, но и на шерсть, которая шла на изготовление одежды, головных уборов. Шерстяную пряжу и войлок могли делать и из шерсти коз.

Кожа животных шла на изготовление панцирей, шлемов, щитов, из нее шили обувь, а из шкур делали накидки, которые в непогоду надевали на голову и плечи.

Разведение домашней птицы также получило распространение в Греции. Встречаются изображения петухов и кур, уток, гусей, голубей.

Охота была некоторым подспорьем в хозяйстве греков. Росписи аттических ваз сохранили нам изображение охотничьих сцен. На чернофигурных сосудах VII и VI вв. до н. э. есть сцены травли лисиц охотничьими собаками, отправления мужчины на охоту с собакой на поводке и с дротиками в руках, возвращения удачливого охотника с собакой и с трофеями, привешенными на палке,— зайцем и лисицей.

Охота на зайцев [роспись на аттической вазе IV в. до н. э.]
Охота на зайцев [роспись на аттической вазе IV в. до н. э.]
33

На одной из краснофигурных ваз V в. до н. э. изображена лисица, попавшая в капкан. На вазе IV в. до н. э. сохранилась сцена травли собакой зайца, в которого один из охотников собирается бросить камень. В руках другого охотника дубинка, которой он, вероятно, и должен добить оглушенного камнем зайца. Вазовая живопись позволяет, таким образом, нам установить наличие у греков различных способов охоты на зверей: ловли их с помощью капканов и сетей, травлю собаками, а также применение метательного копья или дротиков.

Ловля рыбы, которую греки очень любили, была обычным занятием всех жителей прибрежных поселений. Рыболовство и экспорт рыбы имели большое экономическое значение. Не случайно на монетах многих греческих государств изображалась рыба.

В Афинах на агоре — рыночной площади — для продажи рыбы было отведено особое место, вблизи пестрого портика, где имели обыкновение встречаться состоятельные люди. Продаже рыбы уделялось особое внимание. При появлении на рынке торговца со свежей рыбой наблюдатели за рынком немедленно звонили в колокол, чтобы афиняне успели купить рыбу еще свежей. Закон запрещал рыбакам поливать рыбу водой, чтобы рыботорговцы торопились продать ее быстрей, но они всячески старались обойти этот закон, желая продать рыбу возможно дороже. Не случайно в греческих комедиях часто встречаются жалобы на продавцов рыб. Наиболее дорогими, по-видимому, были угри, тунцы, скаты, кровяные крабы. Мелкая морская рыбка мембрада, афиэ — род сардинок, морские полипы продавались дешево. Наиболее дешевой была соленая рыба, являвшаяся пищей бедноты.

Сцена рыбной ловли [роспись V в. до н. э.]
Сцена рыбной ловли [роспись V в. до н. э.]
34

Рыбу ловили удочками на крючок и сетями. При раскопках приморских поселений очень часто находят рыболовные крючки различных размеров из бронзы и железа, каменные грузила для сетей с желобком или просверленным отверстием для привязывания, а также небольшие пирамидальные грузильца из хорошо обожженной глины, которые могли применяться для сетей.

На греческих расписных вазах V в. до н. э. встречаются изображения рыболовов. Изображение рыб было излюбленным сюжетом росписи чернолаковых рыбных блюд — больших плоских сосудов с углублением в центре, предназначенным для острого соуса.

Кроме рыбы, греки добывали различных съедобных моллюсков: устриц, мидий и др.

Среди промыслов, которыми занимались жители сельских областей, большое распространение получило пчеловодство. Гесиод упоминает пчел, откладывающих мед в специальных крытых ульях. Греческие боги Пан и Приап являлись покровителями пчеловодства. Самым большим спросом пользовался аттический мед, который собирали на склонах Гиметта. Уже во времена Солона было так много пчельников, что ему приписывали введение закона, по которому полагалось ставить пчельники на расстояние трехсот футов от пчельников, уже поставленных другими. Пчел разводили также в Фессалии, Ахайе, Аркадии. Особенно много производили меда на Кипре и в Африке (в Ливии).

Из других промыслов, распространенных в Греции, следует отметить добычу соли. Наибольшее количество соли добывали из соленых озер, вода которых летом испарялась. Такие соленые озера, в которых летом добывали соль, имелись на юге Аппенинского полуострова, у города Тарента, в Сицилии, у города Гелы, на острове Кипре, во Фригии, Каппадокии и во многих других местах. Геродот сообщает, что в Северном Причерноморье, у устья реки Борисфен, в большом количестве собирается соль.

Известны также залежи соли, которую добывали в карьерах, как камень. Аристотель сообщает о таких соляных рудниках в Утике. Геродоту были известны соляные копи Ливии. Добывали соль и искусственным способом, выпаривая ее из морской воды. Аристотелю было известно, что так добывают соль в Испании и в Эпире.

В настоящее время нельзя выяснить развития технических приемов, применявшихся греками для добычи соли, в пчеловодстве, охоте и других промыслах. Можно только предполагать, что все известные нам приемы не появились одновременно, а были результатом длительных поисков и многовековой практической работы.

Источник: globalternatives.wordpress.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.