Религия древней греции кратко


Знаете ли вы, что:

 

Боги в сознании древних греков не создавали мир одним актом своей воли, но скорее были его управителями;

 

Боги Древней Греции не обещали человеку бессмертия, религиозные начала у древних греков были ярко эндокосмические, т.е., религия была четко ориентирована на земную жизнь;

 

Согласно религии Древней Греции, боги были способны на хорошие и на плохие поступки, как люди;

 

Религия Древней Греции не создала единого комплекса убеждений, требующего бы их обязательного соблюдения;

 

Греческие жрецы не играли никакой роли духовного наставника;

 

Культ Диониса, или Вакха, привнесенный в Грецию с севера Балкан, распространился отдельно от основного культа двенадцатибожия Олимпийских богов, со временем стал все более мистическим и превратился почти в монотеистическую религию, внеся значительный вклад в создание христианского богословия.


 

И далее разовьем эти тезисы, поговорив об особенностях религии в Древней Греции по недавно опубликованной и заслуживающей внимания книге «Древняя Греция — отражение в современном мире», вышедшей в 2015 г. в критском издательстве Mediterraneo Editions (издано на греч., англ. и рус. яз). Автор: греческий историк и гид Констатинос Скалидис (Konstantinos Skalidis).

 

ПРОЧИТАНО В:


 

Констатинос Скалидис пишет:

 

«Трудно сегодня понять политеизм древних греков людям, воспитанным в монотеистической религиозной культуре, такой как христианство, ислам или иудаизм.

 

Для греков древности, мы имеем в виду подавляющее большинство тех, кто следовал официальной религии поклонения Двенадцати Олимпийским богам, не существовало никакой недоступной для понимания тайны (в смысле религиозной тайны), (при том, что у древних греков) и не было даже такого термина «религия».

 

Иначе говоря, официальная древнегреческая религия сильно отличалась от всех видов современного религиозного опыта (но существовало и иное направление культа Диониса, о котором будет сказано позже).
 в коем случае никому из греков древности и в голову не могла прийти мысль, что вопросы вероисповедания (кроме основных элементов, обеспечивавших людям уверенность в принадлежности их всех своему городу) представляют особую сферу общественной жизни
. Богословское мышление для них было нормальным результатом или завершением онтологии природы (онтология — учение о бытии Прим. Portalostranah.ru) и основополагающих начал, которые ею управляют.

 

С точки зрения древних греков, боги не создали мир одним актом — это было бы декларацией совершенной трансцендентности (т.е. превосходства Прим. Portalostranah.ru ) Божественного по отношению к природе, существование которой в этом случае происходило и полностью зависело бы от Божественного: боги, подразумевавшиеся (во времена Древней Греции)  в этом смысле как силы, а не как личности, рождаются вместе с миром и живут неотделимо от мира, внутри него.

 

Кроме того и боги (как и люди), в представлении древних греков, подчинялись двум высшим законам: справедливости/праведности («дике», трудно понимаемое сегодня понятие: означает уважение к соблюдению определенных ограничений и ни в коем случае не нарушение их) и необходимости/потребности («ананги»).


 

Согласно другой версии, существовавшей в Древней Греции, Олимпийские боги завоевывают мир, который уже существовал, преобразуют его и становятся его правителями и защитниками.

 

Таким образом мир наполнен богами, героями, демонами и т.п. силами, которые фантазия древнего грека олицетворяет и наделяет человеческими образами. Антропоцентризм (т.е представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной Прим. Portalostranah.ru) характеризует искусство Эгейского региона с эпохи Неолита… Жители этого региона, которые в какой-то момент назвали себя эллинами — греками, постигли понятие «бог» сначала в человеческом образе — нечто, что продолжается и сегодня; достаточно посетить любую греческую церковь, чтобы убедиться, что это восприятие не изменилось и по сей день. По представлению древних греков, боги живут на Олимпе (горной вершине в Греции Прим. Portalostranah.ru), а Зевс (или Диас) — их вождь. Они могут ему возражать, как группа аристократов своему лидеру, они способны на хорошие и на плохие поступки, как люди.

 

Официальная религия древних греков не содержит никакого вида апокалипсического откровения, вместо этого есть привязанность к устной традиции, которая поддерживалась повседневностью: языком, образом жизни, обычаями, поведением людей. Религиозный культ Древней Греции не нуждался ни в каком другом оправдании своего существования кроме традиции, которая его и удостоверяет…


 

Религия Древней Греции не создала единого комплекса убеждений, требующего бы их обязательного соблюдения, чтобы они считались общезначимыми. Это произошло позже, с христианством.

 

В Архаическую эпоху Древней Греции еще не существовало и храмов — т.е. зданий для отправления культа. Тогда культовые обряды происходили под открытым небом в священных местах, критерием выбора которых обычно была природная красота: то были места с красивыми деревьями и цветами, за которыми ухаживали жрецы или жрицы, в зависимости от того было ли божество, которому поклонялись, мужчиной или женщиной. При этом верующие не собирались в месте, где потребовалась бы серьезность — но они приходили просто в красивое место, где жрецы или жрицы организовывали церемонии, часто включавшие и жертвоприношения животных — церемонии, которые были похожи на сегодняшние пикники, барбекю, и где участники пили, ели, пели и танцевали.

 

Давайте представим такие церемонии, как их описывает (древнегреческая поэтесса с о. Лесбос) Сафо (Sappho, годы жизни: ок.630-570 до н.э.) около 600 г. до н.э.:


 

«Приди к нам в храм.

Теперь, в цветенье яблонь,

Когда аромат воскуряемого фимиама

Возносится к небесам…

Прохладна вода ручья,

Протекающего под яблоней.

Ковер из роз в ее тени»

 

 

Сапфо I 5.6

 

 

и в другом месте:

 

«женщины танцевали… грациозно вокруг прекрасного алтаря, по мягкому ковру цветов ступая»

 

Сапфо 93

 

Подобную праздничную атмосферу описывает и другой лесбосский (Лесбос — остров в Эгейском море Прим. Portalostranah.ru) поэт Алкей (Alcaeus of Mytilene, Алкей Митиленский (по городу на Лесбосе), годы жизни: ок. 620-580 гг. до н.э.):

 

«И все же, дорога привела меня сюда, в храм.

Счастливых людей. Обрел я новый дом


И наслаждаюсь праздником теперь.

Горе оставил пред входом в святилище.

Стройные девы Лесбоса

Кружатся и развеваются их одеяния,

Разносятся до небес женские голоса

В святой этот день»

 

Алкей 24

 

 

Хранителем религиозного наследия Древней Греции являлась поэтическая традиция,.. всегда оставляя дверь открытой для интерпретаций… Боги, герои и демоны были составной частью легенд, мифологии, которые различались от региона к региону, от эпохе к эпохе древнегреческой истории. Все больше аристократических семей Древней Греции вели свое происхождение от союза одного из богов и, хотя бы героя, с кем-то из смертных.

 

В Древней Греции Олимпийские боги не интересуются человеком, не занимаются им пока тот поклоняется богам должным образом, не оскорбляет их и не причиняет им вреда. Но если он выходит за границы человеческой природы, то уже этим наносит им оскорбление, за что его и наказывают.

 

С другой стороны, боги Древней Греции не обещали человеку бессмертия, религиозные начала у древних греков были ярко эндокосмические, т.е., религия была четко ориентирована на земную жизнь.


 

В греческой древности не существовали ни священные книги, ни догма, ни профессиональные священники. Древнегреческие жрецы совсем не похожи на современных, профессиональных христианских священников. Это были граждане, которым поручалось заботиться о практической части богослужения, обычно в течение года. Никакой роли духовного наставника общины или прихода они не играли. Позволяя простым людям задавать любые вопросы, греческое богословие поощряло верующих самим искать всевозможные причины наблюдаемых жизненных явлений.

 

Записано мнение грека Классической эпохи V века до н.э.: «верим… что боги и люди следуют закону природы» (Фук. 5.105.2).

 

Еще ранее какой-то Ксенофан малоазиатского происхождения, который много лет прожил в Южной Италии, заметил, что люди склонны представлять богов по своему образу и подобию и заявил, что: «эфиопы делают своих богов черными с приплюснутыми носами, фракийцы своих — с голубыми глазами и светлыми волосами. И если бы волы, львы и лошади имели руки и могли бы рисовать, тогда лошади сделали бы богов, похожих на лошадей, волы — на волов и каждое животное поклонялось бы своему подобию». (Ксенофан Колофонский (Xenophanes of Colophon), годы жизни 570-475 гг. до н.э. — древнегреческий поэт и философ. Прим. Portalostranah.ru).


 

Ксенофан не был атеистом в сегодняшнем понимании этого термина, он имел более широкий взгляд на божественное и верил, что «не открыли боги смертным все — с кропотливым трудом последние сами ищут и находят самое лучшее».

 

Эта мысль, свойственная многим грекам с VI века до н.э., знаменует первый важный шаг для возникновении философии, особенно той ее стороны, которую сегодня называем научной мыслью. Немного позже, в V веке до н.э. известный софист Протагор выскажет мнение, что «о богах я не могу узнать ничего, даже существуют они или нет, ни какой образ они могут иметь; многое препятствует этому знанию, неопределенность вопроса с одной стороны, краткость человеческой жизни — с другой».

 

Другая сторона религиозности в греческом пространстве, о которой упоминалось выше, выражалась в поклонении Дионису, богу вне олимпийского двенадцатибожия, его культ был введен в Грецию с севера Балкан примерно в конце второго — начале первого тысячелетия до н.э., точное время не определено.
от бог, известный сегодня как бог виноделия, опьянения и театра, сначала был духом плодородия, ему поклонялись, в основном земледельцы, зависящие от плодородия земли и называли его Вакхом. Его культ сочетался с сыроедением, бог «воплощался» в животное, которое верующие разрывали и поедали мясо сырым, а вино было кровью, вызывавшей опьянение, божественное безумие.

 

Культ Диониса, или Вакха, был поначалу диким, оргиастическим, и во многом отталкивающим. Он широко распространился в древнегреческом пространстве как тоска по старому доброму, первобытному и инстинктивному страстному образу жизни…


Со временем этот культ Диониса, или Вакха стал более духовным, духовное опьянение заменило опьянение вином, верующие стремились к восторгу, т.е. к соединению с богом, культ обогатился верой в реинкарнацию и соединился с аскетическим образом жизни, чтобы за время своей земной жизни подготовиться к вечному блаженству. Реформа вакхического культа приписывается Орфею, мифическому образу, верующие называются «орфиками». Они основали общины, напоминающие современную церковь, в которую принимали всех желающих только после определенной процедуры посвящения. Возникшее вследствие этого сосуществование двух тенденций в религиозной жизни греков — рационализма и мистицизма знаменует первое возникновение конфликта, который до сих пор доминирует в духовной эволюции западной культуры — конфликта между рационализмом и мистицизмом.


 

В течение веков культ культ Диониса, или Вакха становился все более мистическим и оказал сильное влияние на многих великих философов, и внес значительный вклад в создание христианского богословия. Благодаря его влиянию возникло и понимание философии как образа жизни. Во время жизни Иисуса культ Диониса развился в почти монотеистическую религию, из которой христианство почерпнуло большую часть своего ритуала», отмечается в книге Констатиноса Скалидиса «Древняя Греция — отражение в современном мире» (вышла на греческом Крите в 2015 г.).

 

Этот обзор подготовлен Portalostranah.ru по следующим современным греческим публикациям: изданию «Древняя Греция — отражение в современном мире», вышедшей в 2015 г. в критском издательстве Mediterraneo Editions (издано на греч., англ. и рус. яз). Автор: греческий историк и гид Констатинос Скалидис (Konstantinos Skalidis) и изданию «Греческая мифология», выпущенному в Греции в 2012 г. афинским издательством Papadimas Ekdotiki (англ.,рус. и др. яз.). Автор: историк и археолог Элисавет Спафари (Elizabeth Spathari), а также др. материалам.

Источник: www.portalostranah.ru

Религия Древней Греции

В общих чертах о ней может рассказать, наверное, каждый из нас. Древнегреческие традиции и сегодня весьма популярны. Очень важной составляющей частью культуры этой страны всегда была религия. Однако древние греки, в отличие от египтян, рядили своих богов в человеческие одежды. Этот народ любил радоваться жизни. Хотя им была создана целая история божественных существ, в обыденной жизни эллины были независимыми и практичными людьми.

Очень важно то, что идея бога-творца отсутствовала в такой стране, как Древняя Греция. Религия ее поэтому была весьма своеобразной. Греки считали, что из хаоса появилась земля, ночь, мрак, а потом возник эфир, свет, небо, день, море и другие важные силы природы. Старшее поколение богов произошло от земли и неба. А уже от них был создан Зевс и все известные нам олимпийские боги.

Пантеон Древней Греции

В пантеоне было множество богов, среди которых выделялись 12 главных. Каждый из них выполнял свои функции. К примеру, Зевс (на фото ниже) являлся главным богом, он был громовержцем, властителем неба, олицетворял власть и силу в таком государстве, как Древняя Греция.

Религия эллинов предписывала поклонение и Гере, его супруге. Это покровительница семьи, богиня брака. Посейдон приходился братом Зевсу. Это древнее морское божество, покровитель моря и коней. Афина олицетворяет справедливую войну и мудрость. Религия Др. Греции, кроме того, представляет ее покровительницей городских укреплений и в целом городов. Другое имя этой богини — Паллада, что в переводе значит «потрясательница копья». Афина, согласно классической мифологии, является богиней-воительницей. Ее изображали обычно в полном вооружении.

Культ героев

Древнегреческие боги обитали на Олимпе, заснеженной горе. Кроме поклонения им, существовал также культ героев. Они представлялись как полубожества, которые родились от союзов смертных и богов. Героями многих мифов и поэм Древней Греции являются Орфей (на фото выше), Ясон, Тезей, Гермес и др.

Антропоморфизм

Раскрывая особенности религии Древней Греции, необходимо отметить, что антропоморфизм является одной из главных среди них. Под божеством понимался Абсолют. Древние греки считали, что Космос является абсолютным божеством. Антропоморфизм выражался в наделении высших существ человеческими качествами. Боги, как считали древние греки, — это идеи, воплощенные в Космосе. Это не что иное, как законы природы, управляющие им. В их богах отражаются все недостатки и достоинства человеческой жизни и природы. Высшие существа имеют человеческий облик. Не только внешне они похожи на людей, но и своим поведением. У богов есть мужья и жены, они вступают в отношения друг с другом, подобные человеческим. Они могут мстить, ревновать, влюбляться, иметь детей. Таким образом, боги обладают всеми теми достоинствами и недостатками, которые характерны для смертных. Эта черта определила то, какой характер цивилизации имела Древняя Греция. Религия способствовала тому, что главной чертой ее стал гуманизм.

Жертвоприношения

Всем богам приносились жертвоприношения. Греки считали, что, подобно людям, высшие существа нуждаются в пище. Кроме того, они верили, что еда необходима и теням умерших. Поэтому древние греки старались их кормить. К примеру, героиня трагедии Эсхила Электра поливает землю вином, чтобы его получил ее отец. Жертвы богам являлись дарами, которые подносились с целью исполнения просьб молящегося. Популярными дарами были фрукты, овощи, различные хлебцы и лепешки, посвященные отдельным богам. Существовали и кровавые жертвоприношения. Они сводились главным образом к убийству животных. Однако очень редко люди также приносились в жертву. Вот какая религия в Греции была на раннем этапе ее развития.

Храмы

Храмы в Древней Греции возводились обычно на возвышенностях. Они отделялись оградой от других зданий. Внутри находилось изображение бога, в честь которого был построен храм. Здесь же был и алтарь для совершения бескровных жертв. Отдельные помещения существовали для священных реликвий и пожертвований. Кровавые жертвоприношения совершались на особой площадке, находящейся перед зданием храма, но внутри ограды.

Жрецы

При каждом греческом храме имелся свой жрец. Они даже в древнейшие времена у некоторых племен не играли в обществе значительной роли. Каждый свободный человек мог исполнять обязанности жрецов. Это положение осталось неизменным и после появления отдельных государств. Оракул был в главных храмах. В его функции входило предсказание будущего, а также сообщение того, что было сказано олимпийскими богами.

У греков религия была государственным делом. Жрецы фактически являлись государственными служащими, которые должны были подчиняться законам, как и другие граждане. При необходимости жреческие обязанности могли исполнять главы родов или цари. При этом религии не обучали, богословских трудов не создавали, то есть религиозная мысль никак не развивалась. Круг обязанностей жрецов ограничивался исполнением определенных обрядов в храме, к которому они относились.

Возникновение христианства

Возникновение христианства хронологически относится к середине 2 в. н. э. В наши дни существует мнение, что оно появилось как религия всех «оскорбленных» и «униженных». Однако это не так. На самом деле на пепелище пантеона греко-римских богов появилась более зрелая идея веры в одного высшего существа, а также идея богочеловека, который принял смерть ради спасения людей. Культурная и политическая обстановка в греко-римском обществе была сильно накалена. Необходимо было получить защиту и опору от соблазнов и внешней нестабильности. Другие национальные религии Древней Греции не смогли предоставить их. И эллины обратились к христианству. Об истории его становления в этой стране мы сейчас и поговорим.

Раннехристианская церковь

Раннехристианская церковь, кроме внутренних противоречий, порой подвергалась и внешним гонениям. Христианство в ранний период его существования не было признано официально. Поэтому приверженцы его должны были собираться тайно. Первые христиане Греции старались не раздражать власти, поэтому не очень-то активно распространяли свою веру в «массы» и не стремились утвердить новое учение. Эта религия в течение 1000 лет прошла путь от подпольных разрозненных обществ до имеющего мировое значение учения, которое повлияло на развитие множества цивилизаций.

Краткая история христианства Древней Греции

В наши дни главная религия в Греции — православное христианство. Практически 98 % верующих придерживаются его. Очень рано жители Греции приняли христианство. После того как Константин, римский император, принял эту религию, в 330 году н. э. он перенес в Константинополь свою столицу. Новый центр стал своего рода религиозной столицей Византийской или Восточной Римской империи. Через некоторое время возникли напряженные отношения между патриархами Рима и Константинополя. В результате этого в 1054 году произошел раскол религии. Она была разделена на католицизм и православие. Православная церковь поддерживала и представляла христианскую Восточную Европу после завоевания ее османами. После революции, произошедшей в 1833 году, греческая церковь стала одной из первых православных в регионе, признавших и поддержавших духовное лидерство константинопольского патриарха. До сих пор жители Греции верны выбранной религии.

Современная православная церковь

Интересно, что церковь в Греции и сегодня не отделена от государства, как во многих других странах. Она является автокефальной. Архиепископ — глава ее. Его резиденция находится в Афинах. Католичество исповедуют немногочисленные жители отдельных островов Эгейского моря, которые принадлежали когда-то Венецианской республике. На острове Родос и во Фракии живут, помимо греков, и турки-мусульмане.

Религия является составной частью множества аспектов греческого общества. Православная церковь оказывает влияние, к примеру, на систему образования. В Греции дети посещают религиозные курсы, которые являются обязательными. Кроме того, каждое утро они молятся вместе перед занятиями. Церковь влияет также на принятие решений по отдельным политическим вопросам.

Языческие организации

Суд в Греции не так давно разрешил деятельность ассоциации, объединяющей поклонников древних богов. Языческие организации, таким образом, стали легальными в этой стране. Сегодня возрождается религия античной Греции. Язычества придерживаются около 100 тыс. греков. Они поклоняются Гере, Зевсу, Афродите, Посейдону, Гермесу, Афине и другим богам.

Источник: FB.ru

Олимпийская религия

Мир богов в представлении греков является отражением мира людей. Зевс и другие боги живут в роскошных чертогах на Олимпе и собираются на общий пир, во время которого советуются и спорят друг с другом. Боги полностью антропоморфны, они способны испытывать человеческие страсти, в том числе могут любить, страдать и ненавидеть. Они бессмертны, их власть превышает человеческую; часто вмешиваются в судьбы людей и наделяют их счастьем или несчастьем, не столько по справедливости, сколько по личному капризу. Боги непостоянны, они могут отвернуться от того, кому только что помогали, однако щедрыми пожертвованиями можно склонить их сердца на свою сторону.

Впрочем, даже боги не всемогущи. Их жизнью, так же как и жизнью людей, управляет безличная судьба (Ананка). У людей она определяет рождение, продолжительность жизни и смерть, и даже боги не могут ее изменить. В их власти лишь отодвинуть на какой-то срок исполнение того, что было предначертано. Из-за политической раздробленности и отсутствия влиятельного жреческого сословия у греков не сложилось единой системы религиозных догм. Вместо этого параллельно существовало большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. Все греки признавали одних и тех же богов, имели общие принципы веры, которые касались представлений о судьбе, власти богов над миром, положении человека, его посмертной участи и т. д. Вместе с тем отсутствовал канон, который определял бы формы и содержание основных преданий, а также культовых практик, которые в различных областях существенно различались.

Храм считался домом бога, а установленная в нем статуя — телом бога. Доступ внутрь храма был открыт лишь для жрецов и служителей. Основные культовые действия происходили снаружи. Алтари, на которых совершались жертвоприношения, также возводились вне храма, часто перед его фасадом. Как само здание, так и окружавший его участок (теменос), считались священными и пользовались правом неприкосновенности.

Ритуалы и жертвоприношения не требовали специальной подготовки, проводить их мог любой человек. Каждый самостоятельно определял характер и принципы своей веры, при условии что он не отрицал богов вообще. Эта свобода послужила важнейшей предпосылкой для появления светских знаний о мире, которые греческие философы могли развивать, не боясь при этом навлечь на себя гнев со стороны политических или религиозных властей.

Источник: SiteKid.ru

Как и в Египте, развитие религиозных взглядов в Древней Греции прошло определенные периоды, которые соответствуют периодам развития древнегреческой культуры. Обычно выделяют следующие.

Крито-микенский (III-II тыс. до н.э.). Этот период закончился в результате разрушений на острове Крит, вызванных извержениями вулкана и наводнениями. На побережье причиной разрушений было нашествие северных народов — дорийцев.

Гомеровский период (XI-VIII вв. до н.э.). В это время происходило формирование политической системы Древней Греции — полиса. Конец периода характеризуется созданием знаменитых поэм Гомера, в которых уже прослеживаются основные положения религии древних греков.

Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.). Формирование основных особенностей древнегреческой культуры и религии.

Классический период (V-IV вв. до н.э.). Расцвет древнегреческой культуры.

Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.). Активное взаимовлияние древнегреческой культуры и культур других народов.

Основными источниками информации о древнегреческой религии являются произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея»и Геей- ода «Теогония». На основании этих произведений можно сделать вывод о том, что древнегреческие боги разделялись на три группы:

1. небесные или уранические (Зевс и все Олимпийские боги);

2. подземные или хтонические (Аид, Деметра, Эринии);

3. земные или ойкуменические (Гестия, боги домашнего очага).

В первоначальных представлениях главенствующее место занимала богиня-владычица — божество плодородия. Впоследствии она преобразовалась в жену высшего Бога — Геру. Затем выделяется мужское божество — Зевс. Его положение равно положению царя среди аристократии и простых подданных. Зевс и Гера образуют божественную пару, образец семьи и верховной власти. Одного с ними поколения — боги Посейдон и Деметра. Младшее поколение Богов — это сыновья Зевса — Апполон, Гефест и Арес; дочери — Афина, Артемида, Афродита. Они являются исполнителями воли Зевса и получают во власть свою часть мироустройства.

Зевс становится высшим богом в борьбе с предшествующими поколениями богов: Ураном, Кроносом, титанами. Эти боги повержены, но не уничтожены. Они являются олицетворением стихийных сил природы. Помимо указанных богов, в греческий пантеон входили местные божества; таким образом, пантеон богов был очень велик. Боги носили антропоморфный характер. Они обладали такими же чертами характера, как и люди, но отличались тем, что могли перевоплощаться в животных и были бессмертны.

У древних греков существовало представление о демонах — низших сверхъестественных силах. К демонам относились нимфы, сатиры, селены. В честь демонов совершались ритуалы, обряды, которые были направлены на то, чтобы демоны не нанесли людям вреда. Древние греки различали суеверие и веру. Слишком старательное поклонение демонам (суеверие) осуждалось в обществе.

У древних греков большое место занимал культ предков. Греки считали, что умершие могут вредить живущим людям; и чтобы этого не случилось их нужно ублажать, т.е. приносить жертвы. Особенно недопустимым считалось непредание земле праха (отсутствие погребения). Существовало представление о царстве мертвых Аиде. В Аиде умершие люди делились на грешников и праведников; грешники попадали в Тартар (подобие ада). Учение о посмертном существовании называлось орфизм (по имени древнегреческого героя, побывавшего в мире мертвых).

Большое значение имело исполнение ритуалов, существовали государственные культы. Эти культы осуществлялись периодически, а также в ознаменование особенно значительных событий (бедствия, победы и т.д.).

В VI в. до н.э. был учрежден праздник — «Великие Панафинеи» в честь богини Афины. Для этого праздика был построен Акрополь. Ритуал совершался один раз в четыре года в июле-августе и длился пять дней. Сначала проходили ночные празднества, демонстрация. Затем совершались жертвоприношения. Считалось, что боги питаются запахом мяса, а люди питались мясом. Подобные празднества посвящались и другим богам, например «Великие Дионисии» — в честь бога Диониса. Поэты и музыканты слагали гимны. Кроме того, проводились мистерии — тайные, сокровенные ритуалы. В мистериях запрещалось участвовать непосвященным.

Жрецы Древней Греции не пользовались таким авторитетом, как в Египте, они не выделялись в особое сословие, совершать ритуал мог любой гражданин, например глава семьи. Для совершения обрядов человека выбирали на собрании общины. В некоторых храмах служба требовала особой подготовки, поэтому выбирали людей знающих. Иногда их называли оракулами, так как считалось, что они способны передавать волю богов.

В Древней Греции существовали различные религиозные общины. Основой религиозной жизни была семья. Семьи объединялись во фратрии, фратрии объединялись в филы (прежде всего по профессиональному признаку). Были также секты — тайные организации, которые собирались вокруг лидера.

Источник: studopedia.ru

Политеизм (многобожие) . При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики.

Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:
Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть.
Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи.
Посейдон — бог моря, брат Зевса.
Афина — богиня мудрости, справедливой войны.
Афродита — богиня любви и красоты, рожденная из морской пены.
Арес — бог войны.
Артемида — богиня охоты.
Аполлон — бог солнечного света, светлого начала, покровитель искусств.
Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства.
Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов.
Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия.
Гестия — богиня домашнего очага.

Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп.

Кроме богов существовал культ героев — полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов.

Второй особенностью древнегреческой религии является антропоморфизм — человекоподобие богов.

Что древние греки понимали под божеством? Абсолют. Космос — абсолютное божество, а античные боги — это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют. Поэтому все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах. Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человеческим, имеютдетей,? любляются, ревнуют, мстят, т. е. обладают теми же достоинствами и недостатками, что и смертные Можно сказать, что боги — это абсолютизированные люди. Эта черта оче’нь повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту — гуманизм.

Античная культура вырастает на основе пантеизма древнегреческой религии, который возникает как результат чувственного понимания космоса: идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной. Это судьба, осознанная как необходимость, и выйти за ее пределы нельзя. Из этого можно сделать вывод, что античная культура развивается под знаком фатализма, который античный человек преодолевает с легкостью, борясь с судьбой, как герой. В этом — смысл жизни. Поэтому культ героя особенно характерен для древнегреческой культуры. В античности присутствует удивительный синтез фатализма и героизма, вытекающий из особого понимания свободы. Свобода поступка порождает героизм. Пантеизм и культ героев наиболее ярко выражены в древнегреческой мифологии.

Источник: otvet.mail.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.