Программа олимпийских игр в древней греции


Соревнования Античных Олимпийских игр — виды спортивных Олимпийских состязаний Древней Греции с 776 г. до н. э. до конца IV века нашей эры.

Атлетические состязания древние греки возводят к времени жизни мифического Геракла, которое сами же определили XIII в. до н. э. Геракл, как и полагается герою, одерживал победы в борьбе и панкратионе.

В «Илиаде» Гомера герой Ахиллес устраивает игры в память о погибшем Патрокле. Участники Троянской осады гоняли колесницы, бегали наперегонки, бились на кулаках (бокс), боролись, бились в полном вооружении до первой крови (прообраз панкратиона), метали диск из самородного железа, стреляли из лука. Наиболее популярным в силу своей демократичности был бег. Древний царь Эндимион выставил в качестве приза за победу в беге своё царство, правда соревновались только его сыновья.[1] Именно бег стал основным видом состязаний на античных Олимпиадах, когда после тёмных веков греческой истории возобновили проведение Олимпиад в IX в. до н. э. (см. Олимпиада (хронология)).

  • 1 Бег
  • 2 Единоборства
  • 3 Пентатлон
  • 4 Конные бега
  • 5 Соревнования трубачей и герольдов
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Источники

Бег

  • Бег на стадию (греч. στάδιον, лат. stadium) — бег с одного конца стадиона до другого на дистанцию в одну олимпийскую стадию (192 м). Первый и единственный вид состязаний с 1-й по 13-ю Олимпиаду (724 до н. э.). Олимпиады по традиции считались по именам победителей в этом состязании, прежде чем были пронумерованы в последовательном порядке. С бега на стадию начинались соревнования среди взрослых, затем соревновались в двойном беге. Атлеты выходили на старт в обнажённом виде. Величайшим бегуном античности считался Леонид с Родоса, одержавший во II в. до н. э. 12 побед на 4 Олимпиадах.[2]
  • Двойной бег (греч. Δίαυλος, diaulos)— бег на две стадии (384 м). Атлеты пробегают стадион, поворачивают вокруг столба и возвращаются назад к старту.[3] Добавлен в Олимпийские состязания на 14-й Олимпиаде в 724 до н. э..[4]
  • Долгий бег (греч. δόλιχος, dolichos) — бег на 7 стадий (1344 м). Атлеты, пробегая стадию, разворачивались вокруг столба на одном конце стадиона, затем бежали стадию назад и разворачивались вокруг другого столба. Добавлен в Олимпийские состязания на 15-й Олимпиаде в 720 до н. э.[5] Длина дистанции менялась в разные годы от 7 до 24 стадий (до 4608 м).

  • Бег в полном вооружении или бег гоплитов (греч. ὁπλίτης, hoplitodromos) — бег в шлеме, поножах и со щитом на две стадии. Позднее из вооружения оставили только щит. Добавлен в Олимпийские состязания на 65-й Олимпиаде в 520 до н. э. Атлеты соревнуются обнажёнными, как и в других Олимпийских видах за исключением скачек. Бегом гоплитов игры завершались.

Единоборства

  • Бокс (греч. πυγμή, лат. pugilatus) добавлен в Олимпийские состязания на 23-й Олимпиаде (688 до н. э.). Особым уважением пользовались боксёры, сумевшие победить, не получив удара от соперника. Правилами в боксе запрещался захват соперника, подножки и удары ногами. Боксёры обматывали кисти кожаными ремнями, тем не менее, этот вид состязаний считался самым опасным. Античные авторы живописуют разбитые носы, выбитые зубы и смятые уши у атлетов. Гибель атлета в поединке не являлась чем-то исключительным.

Павсаний поведал об одном из таких поединков на Немейских играх:

«Кревг нацелил свой удар в голову Дамоксена, но тот вынудил обманным движением Кревга поднять руку.


гда тот поднял руку, Дамоксен ударил соперника выпрямленными пальцами под рёбра, и благодаря силе удара и остроте ногтей сумел проникнуть внутрь тела, схватил внутренности и разорвал их, вырывая руку наружу. Кревг скончался на месте, а жители Аргоса изгнали Дамоксена за нарушение соглашения, по которому соперники должны были обменяться по одному удару. Они присудили победу мёртвому Кревгу.
»[6]

Если боксёры уставали, разрешался перерыв для отдыха. Если же и после отдыха победитель не выявлялся, то боксёры обменивались оговорённым числом ударов, не защищаясь. Поединок завершался сдачей соперника, побеждённый поднимал руку, когда был не в силах оказывать сопротивление. Античные лекари считали бокс хорошим средством против хронических головных болей.

На 72-й Олимпиаде в 492 до н. э. Клеомед из Астипалейи убил в боксёрском поединке Икка из Эпидавра и был лишён титула победителя в боксе. Великим боксёром был Тисандр из Наксоса на Сицилии, победивший в 4 Олимпиадах. Павсаний замечает, что от Наксоса не осталось даже руин, и только благодаря Тисандру сохраняется память о городе.[7]

  • Панкратион (греч. παγκράτιον) — рукопашный бой, в котором соединялись удары руками и ногами и борцовая техника. Слово является производным от греческих слов пан и кратос, то есть означает примерно «всей силой». Удушение было разрешено, запрещены укусы и выдавливание глаз. Этот вид состязаний ввели в Олимпийские игры в честь мифического основателя игр Геракла, который сумел одолеть огромного льва, только задушив его, потому как шкура льва была неуязвима для оружия. Добавлен как вид Олимпийских состязаний на 33-й Олимпиаде в 648 до н. э., для юношей панкратион введён только на 145-й Олимпиаде в 200 до н. э.

Филострат заметил: идеальный боец в панкратионе тот, кто борется лучше, чем боксёр, и боксирует лучше, чем борец.[8]

Арихион из Фигалеи на 54-й Олимпиаде был задушен и умер, выигрывая панкратион в 3-й раз. Даже мёртвым он стал победителем, потому что его соперник первым признал поражение, не в силах терпеть боль от сломанного Арихионом большого пальца на ноге.[9] Труп Арихиона увенчали венком под рукоплескания зрителей.

Сострат из Сикиона получил прозвище Пальчик, потому что одержал победы в панкратионе на 3 Олимпиадах (начиная с 104-й), захватывая и ломая фаланги пальцев у соперника.[10]

Артемидор из Тралл должен был сражаться среди юношей по возрасту, но оскорблённый одним из взрослых панкратионистов вступил в более старшую категорию и одержал победу в панкратионе среди мужчин в 212-ю Олимпиаду.[11] Полидам из Скотусс выиграл панкратион в 93-ю Олимпиаду. Про него говорили, что он одолел льва голыми руками, а в схватке с 3 сильнейшими персами убил их всех.[12]


  • Борьба (греч. πάλη, лат. lucta) добавлена в Олимпийские состязания на 18-й Олимпиаде (708 до н. э.). Правилами запрещались удары, но толчки разрешались. Греческий язык имел много терминов для обозначения различных приёмов и позиций. Борьба разделялась на две основные позиции: в стойке и на земле, вернее мягком грунте, посыпанном песком.

Леонтиск из Мессены на Сицилии получил прозвище Пальчик, потому что одерживал победы в борьбе, захватывая и выгибая пальцы у соперника.[13] Легендарным борцом был Милон из Кротона, который в 14-летнем возрасте победил в борьбе среди юношей (категория до 20 лет). Затем он одержал победы в борьбе для взрослых на 5 последующих Олимпиадах, и потерпел поражение на 66-й Олимпиаде (516 до н. э.). Про Милона Павсаний рассказывает следующее: он обвязывал вокруг головы верёвку и, задерживая дыхание, рвал верёвку вздувшимися от напора крови венами.[14]

Пентатлон

  • Пентатлон (греч. πενταθλον, лат. quinquertium, pentathlon) — пятиборье, включавшее бег на стадию, метание диска, метание копья, прыжок в длину и борьбу. Добавлено в Олимпийские состязания на 18-й Олимпиаде в 708 до н. э..

Все виды проводились в один день в определённом порядке, начиная с прыжков. Неизвестно, как именно определялся победитель в пятиборье. По версии одного из историков — атлеты делились на пары и соревновались между собой. Победителем считался выигравший у соперника 3 вида состязаний. Затем победители соревновались между собой до тех пор, пока не оставалась финальная пара.[15]


Аристотель считал, что пятиборье наиболее гармонично развивает тело атлета. Прыжковая техника отличалась своеобразием: атлет использовал гантели в руках для увеличения дальности прыжка. Максимальная дальность прыжка по античным авторам доходила до 15 м. Неизвестно, было это преувеличением авторов или прыжок состоял из нескольких стадий, подобно современному тройному прыжку. Как полагают современные исследователи по изображениям на древнегреческих вазах, атлет прыгал без разбега, с места.

Горг из Элиды был единственным атлетом, выигравшим 4 Олимпиады в пятиборье, а кроме того он также одержал победы в двойном беге и беге гоплитов.[16] Пятиборье для юношей проводилось только один раз, на 38-й Олимпиаде, видимо из-за ограниченности времени, в течение которого шли игры.

Конные бега

Сначала на 25-й Олимпиаде (680 до н. э.) были введены гонки квадриг. Затем к ним добавлены на 33-й Олимпиаде (648 до н. э.) скачки на лошадях, и на 93-й Олимпиаде (408 до н. э.) гонки колесниц с 2 лошадьми в упряжке. Аналогично как проводились соревнования в категориях между мужчинами и юношами, так и в скачках были две категории: взрослые лошади и жеребцы.


В гонках квадриги совершали 12 кругов на ипподроме, нередко колесницы опрокидывались на поворотах, калеча возниц. В отличие от бега и единоборств в скачках могли принимать участие только богатые греки и царственные особы, которым под силу было содержать лошадей. Именно владельцы лошадей, а не возницы считались победителями. Среди победителей в гонках квадриг отмечены македонский царь Филипп II и римские императоры.

На 68-й Олимпиаде (508 до н. э.) лошадь Фейдола из Коринфа в начале бегов скинула седока, но тем не менее прошла всю дистанцию правильно, повернула вокруг столба и остановилась после финиша. Ей присудили победу и увенчали неудачного седока венком.[17]

Соревнования трубачей и герольдов

На 96-й Олимпиаде (396 до н. э.) в программу Игр были добавлены состязания между трубачами и герольдами, как логическое следствие соединения спорта и эстетического наслаждения в воззрениях эллинов [18]. Известно, что во время проведения Олимпийских игр писатели и поэты читали вслух свои творения, художники выставляли на агоре свои произведения. После завершения Игр скульпторам заказывали олимпийские статуи победителей[19], а поэты слагали в их честь хвалебные песни — энкомии[20].

См. также

  • Античные Олимпийские игры
  • Олимпиада (хронология)
  • Олимпийские игры

Источник: dic.academic.ru

РЕФЕРАТ

на тему:  «Олимпийские игры в Древней Греции»

Выполнила ученица 5 класса

Ооржак Эресмаа

Введение. 

1. История Олимпийских игр

2. Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности. 

3. Программа Олимпийских игр. Олимпионики. 

4. Традиция зажжения Олимпийского огня

5. Значение олимпийских игр. 

6. Влияние олимпийских игр на религию и политику. 

7. Изучение Древней Олимпии. 

Заключение 

Список использованной литературы
Введение.

С богами связаны все древнегреческие праздники и спортивные игры. Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру, были в эпоху античности не единственными. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н. э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис в Олимпии. Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние — храмы, сокровищницы, стадион, ипподром — возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. В храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная скульптором Фидием, которая считалась одним из семи чудес света. В священную рощу съезжались тысячи зрителей. Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия. Известно, что в спортивных играх принимали участие лишь мужчины из числа свободных граждан, никогда не привлекавшиеся к суду и никогда не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не допускались даже в качестве зрителей под страхом смерти. Для них существовал и свои состязания — в беге. Благодаря многочисленным текстам и росписям по керамике мы сейчас знаем, какие виды спорта существовали в Древней Греции: борьба, состязания бегунов на различные дистанции, метание копья, молота, диска, плаванье, кулачный бой, бег в полном вооружении, состязание колесниц, подъем тяжестей, панкратий (комбинация бокса и борьбы). Атлеты соревновались только обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела. В этом наглядно проявлялась телесность древнегреческой культуры. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Правила запрещали убивать противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Торжественно происходило и награждение победителей. Победители игр (олимпионики) награждались венками из дикой сливы, росшей около храма Зевса. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной город превращалось в нестоящий триумф. Весь город выходил ему навстречу, городские власти устраивали пир, а на площади возводили статую победителя: он становился национальным героем и в течение всей жизни пользовался уважением. 

Помимо Олимпийских, в Древней Греции проходили Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону, Истмейские игры в честь бога Посейдона, Немейские игры, прославляющие Зевса. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам — «аретэ», и моральное право властвований над людьми. В них как нигде проявлялась такая черта древнегреческая культуры, как состязательность. 
 История Олимпийских игр

Олимпийские игры — древнейшие и наиболее популярные спортивные мероприятия в Древней Греции. Впервые (хотя, по легендам, эта попытка получается третьей) состоялись они в 776 году до н. э. и являлись частью празднества, посвященного Зевсу. Год проведения первой Олимпиады греки считали для себя очень важным, и поэтому с него началось античное греческое летоисчисление.

Второй попыткой возобновления Олимпийских игр Греция обязана Гераклу. Шестым подвигом Геракла было очищение "авгиевых конюшен" — скотного двора Авгия. Авгий был сыном Гелиоса и царем Элиды. Неисчислимы были богатства его, а особенно — стада. Триста белоногих быков, двести — красных, как пурпур, двенадцать — белоснежных, как лебеди, и один — сияющий, как звезда. Неудивительно, что хлева царского дома были весьма запущенны. И вот эту помойку и предложил Авгию очистить Геракл за один день и десятую долю его стад. Авгий согласился на столь выгодное предложение и, как оказалось, прогадал. Геракл направил на скотный двор потоки двух элидских рек — Алфея и Пенея, а после просто восстановил разрушенные водой стены. Авгий не захотел расставаться со своими любимыми животными и выгнал Геракла. Геракл через несколько лет вторгся в Элиду с большим войском и убил Авгия. В честь победы Геракл принес традиционные жертвы богам, высадил рощу олив (впоследствии олимпиоников увенчивали венками из веток именно этой рощи) в честь Афины Паллады и учредил Олимпийские игры.

Начиная с 660-го г. до н. э. — то есть, с 30-х игр — к состязаниям были допущены все жители материковой Греции, а через 10 игр (40 лет) в Олимпиадах стали принимать участие и жители греческих колоний. Олимпийские игры завоевали широкую популярность, а победители могли рассчитывать на щедрый приз, почести и всенародную славу. Олимпионик "короновался" хрестоматийным оливковым венком (ветви для которого срезал золотым ножом мальчик, сын свободных и здравствующих родителей) и награждался пальмовой ветвью. Плутарх писал о том, что победивший на Олимпийских играх афинянин получал в награду 500 драхм, что было весьма немалой суммой. Также в честь атлетов-победителей устанавливались скульптуры — иногда в самой Олимпии у святилища Зевсу, иногда на родине героя. Однако согласно Плинию, сходство эти скульптуры имели только с трехкратными победителями Олимпиад, остальные же могли довольствоваться лишь идеалистическим образом в свою честь. Родина не оставалась в долгу перед своими героями — они обычно получали ряд экономических и политических привилегий вплоть до освобождения от всех государственных повинностей, а в некоторых случаях даже обожествлялись. В дополнение к перечисленным наградам олимпионики до конца своих дней могли рассчитывать на бесплатные обеды в городском управлении, что было для них более приятно и полезно, чем изваяние, не имеющее к тому же фактического сходства. Медные статуи Зевса (на дорическом диалекте называвшиеся занами), посвященные опозорившим себя участникам (например, уличенным в мошенничестве, подкупе и пр.) игр, выполнялись на деньги, полученные в виде штрафов, и ставились по сторонам дороги, ведущей на олимпийский стадион. Греки очень любили вещественные напоминания о событиях.

С 15-й Олимпиады — 720 г. до н. э., Спарта, имевшая характер военно-организованного родового союза, становится доминирующим по количеству победителей государством. С 15-й по 50-ю Олимпиаду (720–576 гг. до н. э.) сохранились фамилии 71 победителя, из которых 36 — спартанцы. Например, известен некий спартанец Гипосфеп. Впервые он победил в борьбе среди юношей, позднее перейдя во "взрослую" категорию, и там на протяжении пяти Олимпиад одерживал победу. Другими словами, он успешно выступал в состязаниях борцов в течение 24 лет.

В эпоху греческой колонизации влияние Олимпии постепенно распространяется на Малую Азию и прилегающие к ней острова. На 23-й Олимпиаде в кулачном бою победил Ономаст из Смирны, который разработал и правила состязаний кулачных бойцов. На 46-й Олимпиаде победителем в беге стал Полимнестор из Менеста, прокоторого рассказывают, что он догнал на пастбище зайца.

Нумеровать Олимпиады стали лишь 600 лет спустя после их начала. Во 2-м в. до н. э. астроном и географ из Александрии Эратосфен разработал точную хронологическую таблицу, в которой все известные ему политические и культурные события датировал по Олимпиадам (то есть, по четырехлетним периодам между играми), опираясь при этом на составленный им список олимпийских победителей. 

Высший расцвет Олимпийских игр приходится на VI–IV вв. до н. э. — Олимпиадыстановятся общегреческим праздником, а Олимпия — центром всего спортивного мира. Кроме прочего, Греко-персидские войны первой половины VI в. до н. э. сумели сплотить (хоть и ненадолго) враждовавшие между собой греческие города, и Олимпиады явились олицетворением этого единства. 

                        Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности.

Проведение игр сопровождали определенные условия. Итак, олимпиада имела место быть раз в четыре года при первом полнолунии после летнего поворота солнца (обычно в конце июля — начале августа). Еще весной во все стороны рассылались гонцы-спондофоры с объявлением даты грядущей олимпиады, назначенной специальным комитетом. Распорядителями и судьями игр с 572 г. до н. э. были избираемые из граждан области Элида элланодики числом в 10 человек. Жестким условием проведения олимпиады являлось всеобщее перемирие (т. н. божественный мир — экехерия) — никаких военных действий и никаких смертных казней. Экехерия длилась два месяца, и нарушение ее каралось крупным денежным штрафом. Так, в 420 г. до н. э. независимые спартанцы вели в Элиде боевые действия с участием тысячи гоплитов, за что были подвергнуты штрафу — 200 драхм за каждого воина. Отказавшиеся платить, они были отстранены от участия в играх.

Тренировавшиеся в течение года атлеты за месяц прибывали в Олимпию, где участвовали в отборочных мероприятиях и продолжали тренировки в специальном гимнасии, представлявшем собою окруженный колоннадой двор с дорожками для бога, площадками для метаний, борьбы и т. п., палестрой и жилыми помещениями для спортсменов.

Состав участников и зрителей также регламентировался особыми правилами. С 776 до 632 гг. до н. э. состязаться на олимпиадах имели право лишь свободные граждане греческих полисов не старше определенного возраста, не совершившие преступления или святотатства. Позже к участию стали допускаться и римляне, если им удавалось подтвердить с помощью хитроумно составленных генеалогий, что они — потомки чистокровных греков. С 632 г. до н. э. (37-я олимпиада) вводятся соревнования и между мальчиками. Варвары и рабы (под надзором хозяев) допускались только в качестве зрителей. Женщины (исключая жриц Деметры) не имели права даже посещать соревнования, хотя девочкам этого не запрещалось. Ослушниц ждало весьма суровое наказание — их сбрасывали с горы (наверное, намек на несчастного Миртила). Однако исполнения подобной кары не зафиксировано. В истории античных Олимпийских игризвестен один лишь случай, когда женщина все же присутствовала при состязаниях. В 404 г. до н. э. некая гречанка по имени Каллипатейра, тренировавшая собственного сына, кулачного бойца Эвкла Родосского, пришла на стадион, облачившись в мужской плащ-гиматий. В порыве радости от победы отпрыска Каллипатейра, совершив неосторожное движение, явила миру свои первичные половые признаки. Обман раскрылся. Но нет правил без исключений: поскольку ее отец, три брата, племянник и сын были олимпийскими победителями, судьи все же избавили ее от наказания. Однако внесли в правила проведения олимпиад следующее условие — отныне тренеры спортсменов-участников должны были присутствовать на стадионе обнаженными.

В течение почти трехсот лет Олимпийские игры продолжались три дня. Первый и последний дни были посвящены торжественным церемониям, процессиям и жертвоприношениям, состязаниям отводился всего лишь один день.

У женщин были свои атлетические игры — Гераи, посвященные культу Геры. Основательницей олимпийских игр для девушек считали Гипподамию — жену Пелопса, если вы помните, не так уж легко ему доставшуюся. Игры проводились каждые четыре года независимо от Олимпийских. Женщины бегали с распущенными волосами в коротких туниках. Для бега им предоставлялся олимпийский стадион, только дистанцию укорачивали. Победительницы увенчивались венками из ветвей маслины и получали часть коровы, принесенной Гере в жертву. Также они могли поставить статую с высеченным на постаменте именем.

Немного подробнее о самих состязаниях, которые отличались некоторым своеобразием. Например, состязания борцов (пюгме, панкратий, пале) по сравнению с современным могут показаться довольно варварскими. Вместо боксерских перчаток руки спорсменов обматывались гимантами — специальными кожаными ремнями (позднее с металлическими бляхами), а сами борцы были обильно смазаны оливковым маслом, что, согласитесь, усложняло борьбу. Бить соперника позволялось как угодно, но поскольку удары по корпусу не имели значения, то целью являлась голова противника. Запрещалось лишь кусаться и бить в уши и глаза. Понятия "весовая категория" не существовало. Поединок мог длиться довольно долго, поражением считалось падение на землю или просьба о пощаде. Бывало, что проигравший платил жизнью, не говоря уже о многочисленных травмах. Если на земле оказывались оба борца, то судьи засчитывали ничью. Боец, трижды коснувшийся земли и прекративший борьбу, назывался триадденом. 

Самым курьезным и трагическим за всю историю Олимпийских игр можно назвать поединок в панкратии на 53-й Олимпиаде в 564 г. до н. э. Противник трехкратного чемпиона Аригиона Фигалетского сдавил ему горло ногами, намереваясь задушить. Из последних сил Аригион сломал сопернику щиколотку, заставив его просить пощады, тем самым признавая себя побежденным. Однако это отчаянное усилие стоило Аригиону жизни. Судьи, оказавшиеся в довольно затруднительном положении, поскольку один из борцов сам признал поражение, а второй умер, после продолжительных прений нашли оригинальный выход: тело Аригиона было поставлено на пьедестал почета, и на голову трупу надели оливковый венок. 

Бег являлся старейшим, а до 13-й олимпиады и единственным, состязанием в Олимпийских играх. Атлеты бежали обнаженными (отсюда название упражнений – гимнические, гимнастические, от греч. gymnoi — нагой). А длина арены — один стадий — дала название и площадке — стадион. Но об этом позже. Беговая дорожка не была круговой, как сейчас — атлеты бегали по прямой, туда и обратно, как во время броска воинского соединения. Бег с оружием — гоплитодромос — наиболее наглядно демонстрировал это.
Дискометание известно еще из поэм Гомера как одно из любимых упражнений греков не только в мирной жизни. Атлеты-дискоболы метали диск без раскручивания, что было обусловлено сомкнутым строем воинов — метание могло производиться только в вертикальной плоскости.

Любимым состязанием многих мифических героев было копьеметание. Оно также обязано своему происхождению боевым упражнениям. Копье имело кожаную рукоятку, при помощи которой копьеметатель в момент броска сообщал ему вращательное движение вокруг оси. По оценке результатов копьеметание делилось на два вида: “экеболон”, где определяющей была дистанция, которую пролетело копье, и “стохастикон”, где судили по поражению специальной цели.

Надо полагать, что самыми зрелищными и захватывающими были иппические состязания. За победу в них чествовался не возница, а владелец коней и колесницы. Именно поэтому состоятельные греки из всех видов соревнований отдавали предпочтение конным. Более того, атлетом мог быть любой грек (с небольшими оговорками, о которых шла речь ранее), то есть богатый аристократ запросто мог встретиться в схватке с простолюдином из захолустного городишки, да еще и не получившего хорошего воспитания. А вот выставить колесницу с достойными лошадьми было под силу даже не каждому богачу. 

                                         Программа Олимпийских игр. Олимпионики.

Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр для отборочных тренировок. Сами игры в 5 веке до н. э. длились 5 дней: в 1-й день, когда участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения; во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й состязания мужчин, в 4-й конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.

Первым победителем на Олимпийских играх считался элеец Кореб (776 до н. э.), который выиграл состязание в коротком беге на 1 стадий (192,27 м). В 14 Олимпиаду (724 до н. э.) в программу Игр вводится двойной, т. е. на 2 стадия, бег-диавлос, в 15-ю (720 до н. э.) длинный бег-долихос (от 7 до 24 стадиев), с 18-й (708 до н. э.) борьба и пятиборье, или пентатлон, состоявшее из прыжков, бега, борьбы и метания копья или диска. С 23 Олимпиады (688 до н. э.) появляется кулачный бой. В 25-ю впервые вводится бег колесниц, запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, в 33 (648 до н. э.) верховые скачки на взрослых лошадях и панкратий (борьба без правил и состязание на кулаках). В 65-ю Олимпиаду (520 до н. э.) в программу включен бег в полном вооружении гоплитодром. В 70-ю Олимпиаду (500 до н. э.) появляется бег апены (колесницы, запряженной мулами), в 71-ю (496 до н. э.) кальпа (попеременный бег и скачка на колеснице), в 93-ю (408 до н. э.) синорида (бег колесниц, запряженных двумя взрослыми лошадьми), а с 99-й Олимпиады (384 до н. э.) бег колесниц, запряженных молодыми лошадьми. В 131 Олимпиаду (256 до н. э.) введены верховые скачки на жеребятах, а в 145 (200 до н. э.) панкратий для мальчиков. 

С 720 до н. э. атлеты, ранее выступавшие в набедренных повязках, состязались обнаженные. Состязания проходили по группам, на которые спортсменов разделяли по жребию (по 4 человека). Победителю элланодики вручали пальмовую ветвь, с которой он должен был прийти на вручение наград.

Имя победителя-олимпионика, имя его отца и отечество торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Олимпионики были столь знамениты, что год олимпиады часто назывался по имени победителя. С 7 Олимпиады (752 до н. э.) атлеты награждались венками из ветвей «маслины прекрасных венков», по преданию, посаженной еще самим Гераклом; с 60-й им позволялось поставить в Альтисе свою статую. Во время пира, следовавшего за состязанием, в честь олимпиоников пелись торжественные гимны-эпиники, составленные знаменитыми поэтами Пиндаром, Симонидом, Вакхилидом и др. Древние греки считали победу знаком расположения божества, внимания Зевса к атлету и к городу, откуда он родом. На своей родине олимпионики освобождались от всех государственных повинностей и пользовались почетными местами в театре и на всех празднествах; известны случаи, когда олимпионики обожествлялись и почитались как местные герои.

Традиция зажжения Олимпийского огня

История свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи – состязания бегунов с горящими факелами.

Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса.

Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов. 

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.

Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже – иногда – континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей. Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев – торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.
Значение олимпийских игр.

Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира, священные послы теоры представляли в Олимпии все греческие государства. Особо почитали Олимпийские игры греки из отдаленных мест, которым они помогали поддерживать связь с метрополией. Многие греческие города устраивали у себя игры по подобию Олимпийских или сооружали храмы Зевса Олимпийского (в Афинах, Халкедоне, Акраганте, Сиракузах и др.). 

В Олимпию съезжались художники и поэты, с 50-й Олимпиады утвердился обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и произносить стихи. Геродот, вернувшись с Востока, читал здесь главы своей «Истории»; в Олимпии вел свои беседы Сократ, ходивший туда пешком из Афин, со своими сочинениями выступали Платон, Эмпедокл, Софокл, Исократ, Демосфен и др. Греческие государства во время Олимпиадобъявляли о заключении важных договоров, скрепляя их клятвами у алтарей богов и уведомляя о том всю Грецию. Имя, торжественно объявленное на Олимпийских играх, становилось известно всему грекоязычному миру. На рубеже 4-3 веков до н. э. историк Тимей Сицилийский предложил вести летосчисление по Олимпиадам, четырехлетним временным отрезкам, от одной Олимпиады до другой.

Ко 2 веку до н. э. Игры теряют свое великолепие, все больше превращаясь в событие местного значения. В 85 до н. э. римский полководец Сулла, позволивший своим солдатам опустошить сокровищницы Олимпии, перенес Игры в Рим (175-я Олимпиада-80 до н. э.), но через 4 года они возобновляются в Греции. С великой пышностью состязания были восстановлены римским императором Августом. Германик получил на играх венок, Тиберий в 4 г. до н. э. стал победителем в беге колесниц. В нарушение всех вековых правил император Нерон объявил игры на 2 года ранее положенного срока, приказал уничтожить статуи всех прежних олимпиоников и ввел певческие состязания, в которых и стал первым «победителем». После его убийства игры были объявлены недействительными. В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого. 

В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.

Влияние олимпийских игр на религию и политику.

Для греческого мира уже в VI в. до н. э. характерны два явления: с одной стороны, сильное развитие партикуляризма, цепкое отстаивание своей самостоятельности каждым из бесчисленных городов-государств и, с другой стороны, наличие институтов, объединявших в какой-то мере эти государства, напоминавших им о связи, существовавшей между ними, признание некоторых общеэллинских учреждений н обычаев. Одним из таких, объединявших всех зллинов, пусть на короткое время, институтов были общегреческие религиозные празднества и связанные с ними состязания.

Среди них важнейшее место занимали жертвоприношения Зевсу в Олимпии и общегреческие состязания, устраиваемые после религиозной церемонии. Ф.Ф.Зелинский когда-то заметил, что было бы неправильно сравнивать древнегреческих поэтов, прославившихся своими стихотворениями в честь победителей на Олимпийских играх и в честь коней, одержавших эту победу, с современным поэтом, который палисад бы стихи мя прославления лошади, взявшей первый приз на скачках в Дерби. И действительно, при таком сопоставлении сразу делается ясным, что перед нами явления совершенно разного рода. И дело не только в том, что Олимпийские игры были понятны и близки сердцу каждого грека, а не одним лишь представителям зажиточного меньшинства, и не в наличии в древности религиозного момента, но и в том, что празднества, совершавшиеся в Олимпии с такой торжественностью каждые четыре года, имели не одно религиозное, но и политическое значение. При тесной связи которая существовала в античности между государством и религией, это вполне понятно.

Общее значение Олимпийских состязаний для греков выступает достаточно ясно в одном из рассказов Геродота, где идет речь о прибытии в Египет вестников от элидян. Эти вестники хвалились, что они из всех людей наисправедливейшим и прекраснейшим образом организовали состязания в Олимпии, и думали, что и египтяне, мудрейшие из людей, не смогли бы изобрести ничего другого.

Но еще важнее другое известие, относящееся к тому времени, когда над Элладой нависла страшная угроза. Полчища персов находились уже на греческой земле. Казалось бы, все другие соображения должны были отойти на задний план перед мыслью о необходимости сосредоточить все силы для отпора врагу. Но греки действуют иначе. Спартанцы отправляют царя Леонида с небольшим отрядом в Среднюю Грецию, обрекая его на верную гибель. Выступить же со всеми силами они предполагают после: «(теперь) им мешало Карнейское празднество». И такие же намерения, прибавляет Геродот, были и у прочих союзников, так как одновременно происходил праздник в Олимпии (VII, 206). Таким образом, даже настоятельная военная нужда не могла отвлечь эллинов от религиозного торжества (может быть, намеки на эти события содержатся у Фукидида ).

Победе на Олимпийских играх придавалось в VI в. до н. э. огромное значение: победитель становился первым человеком своего полиса не только в сознании своих сограждан, но и всех греков. Вспомним, что ожидало олимпионика по возвращении на родину: торжественную встречу при его въезде в город, шествие к храму Зевса, пир, привилегии, которые получал победитель, статуи, воздвигавшиеся в его честь, оды, заказанные лучшим поэтам своего времени, легенды, создававшиеся вокруг его имени, божеские почести, иногда оказываемые ему. Все это объясняется не только пристрастием эллинов к спортивным состязаниям, но имеет другой, более глубокий смысл. Поэтому при изучении политической история архаической Греции нельзя пройти мимо вопроса об олимпиониках, тем более что в источниках мы находим интересные в этом отношении известия. 

Каково бы ни было происхождение Олимпийских состязаний — связаны ли они с погребальными обрядами, или с периодической борьбой царей-магов за власть, или, наконец, с культом Зевса как бога войны — в VI в. победа на этих играх имела сильный политический резонанс. Гардинер, являющийся горячим противником религиозной теории происхождения Олимпийских состязаний, прав в известной мере в своей критике попыток истолковывать многие обычаи или обряды позднейшего времени, притом существовавшие не только в Олимпии, как доказательство в пользу этой теории. Но то, что он отрицает религиозный характер состязаний и утверждает, что их происхождение не связано с религией, представляется малоубедительным, — особенно в свете того огромного сравнительно-исторического материала, который был собран Фрэзером по вопросу о различных способах передачи царской власти. Но нас в связи с дальнейшим изложением интересует не столько вопрос о происхождении и первоначальном характере Олимпийских игр, сколько о том, чем они были в VI в. до н. э.

Этот век был периодом быстрого роста их известности и значения по сравнению с предшествующим временем. Свидетельством этого служат прежде всего произведения искусства. В Олимпийских состязаниях теоретически мог принимать участие каждый желающий из эллинов, но фактически они были доступны для людей зажиточных, а состязания в беге на колесницах — только для богачей-аристократов или тиранов: слишком велики были расходы на содержание лошадей, на подготовку к бегу и проч. Таким образом, в период господства аристократии Олимпийские игры делались как бы ареной, на которой проявлялось соперничество не только знати разных полисов, но и знатных родов внутри полиса. Можно выразиться точнее: победитель в беге на колесницах в Олимпии был потенциальным претендентом на власть в родном городе, возможным тираном. И, наоборот, тираны, уже захватившие власть, стремились одержать верх в состязаниях в Олимпии или на Пифийских празднествах (имеем в виду в особенности бег колесниц) и нередко, располагая огромными средствами, оказывались победителями. Геродот рассказывает, что еще аргосский тиран Фейдон, которому он дал такую нелестную характеристику (Фейдон, по его словам, «наглостью превосходил всех эллинов»), был заинтересован в руководстве Олимпийскими состязаниями. Действовал этот тиран весьма активно: он выгнал элейских устроителей состязаний и присвоил себе право судить состязающихся.

Связь между тиранами и олимпиониками легко может быть установлена, если проследить список олимпиоников конца VII–VI в. до н. э. Уже Мирон Сикионский, дед Клисфена, одержал в конце VII в. победу в состязаниях на колесницах. Его внук Клисфен, породнившийся с Алкмеонидами (он отдал свою дочь замуж за Мегакла, сына Алкмеона), по-видимому, придавал большое значение участию в общегреческих состязаниях. Он оказался победителем в 576 или 572 г.

К концу VII или началу VI в. относится единоборство (из-за обладания Сигеем) Питтака, тирана Митилены, и афинянина Фринона, победителя в панкратии. Помимо Клисфена Сикионского, и другие тираны принимали участие в состязаниях — Писистрат, сицилийские тираны Гиерон, Гелон, Ферон, тиран Акраганта, царь Кирены Аркесилай IV. Интересна в этой связи п история спартанского царя Демарата, вынужденного впоследствии бежать из Спарты. Правда, причина бегства Демарата, согласно Геродоту, была совершенно иная: оскорбление со стороны другого царя, Леотихида. Но здесь могло быть и затемнение традиции. .Во всяком случае Демарат-олимпионик — личность необыкновенная: в разговоре с матерью он, призывая Зевса Геркея, хранителя его дома, просит открыть ему тайну его рождения, и далее выясняется, что его отцом был бог. Олимпиоником, может быть, был и тесть царя Леотихида, врага Демарата, Диакторид.

Олимпионик — частное лицо — возбуждал опасения тирана настолько серьезные, что иногда для устранения победителя — и, очевидно, соперника — прибегали даже к убийству. Подобный случай можно встретить в истории Афин VI в. Соответствующие известия — лишняя черточка в быту того времени, характеризующая острое соперничество знатных родов.

Чем же можно объяснить связь между победой в Олимпии и стремлением или возможностью захвата власти в родном городе? 

Олимпионик, с точки зрения истории древнейших культов, представляет собою нечто подобное Rex Nemorensis: он царь-маг, обеспечивающий плодородие почвы, обусловленное таинственным взаимодействием неба и земли. Бег на колесницах носил первоначально ритуальный характер и, как это отразилось в мифах и сообщениях позднейших писателей, решал вопрос о том, кто будет басилевсом нового года.
Олимпионики представляли некоторую угрозу для правящего в городе тирана. Выход из положения был различный: олимпионик мог передать свою победу правителю полиса, из которого он был родом, или даже тирану другого полиса; мог покинуть родину с тем, чтобы основать другой город и сделаться там тираном, или, наконец, тиран мог прибегнуть к насильственному устранению возможного претендента. Во всяком случае отрицать известное политическое значение победы на колесницах в Олимпии для VI–V вв. до н. э. едва ли возможно.

Заключение.

Олимпийские игры в ХХ столетии стали одним из многочисленных денежных шоу, превратившись в средство низкопробной массовой национальной пропаганды, вовремя и без сбоев поставляя необходимую норму адреналина в застоявшуюся кровь уставшего человечества. 

Но на заре своего существования Олимпийские игры имели принципиально другое значение. Это был комплекс ритуалов и спортивных состязаний, направленный на религиозное и культурное объединение Эллады. 

Подобные игры были распространены в XI-IX веках до н.э. Спорт той эпохи можно назвать аристократическим, потому что в состязаниях участвовали в основном представители знати. Состязания проводились, видимо, от случая к случаю: не существовало специального места проведения соревнований, не было системы правил, института судей. Призы выдавались всем участникам соревнований, даже если они занимали последнее место, причем победа в заезде на колесницах, в кулачном бою или борьбе оценивалась гораздо выше, чем все остальные, так как эти виды спорта считались наиболее благородными. 

В проведении игр существует некая закономерность: в гомеровский период состязания устраивались по воле какого-либо знатного человека или царя, позже соревнования стали устраиваться как бы по установлению богов, в местах, связанных с чудесами. Например, Пифийские игры, проводившиеся в Дельфах, были посвящены Аполлону, который, по преданию, после своей победы над гигантским драконом Пифоном учредил музыкальные соревнования, а позже к ним добавились поэтические, атлетические и конные. 

Система проведения и идейная направленность Олимпийских игр, разработанный кодекс правил, четкая шкала ценностей – все это вместе повлияло на создание образа "kalos kagatos", т.е. в дословном переводе прекрасно-благого человека. Это был идеал всесторонне развитого человека, прекрасного телом и душой. Такой герой мог потягаться с богами, если бы не был взращен на идее почитания богов и обязательной верности заветам предков. Этот образ волновал и скульпторов, и писателей античности в течение столетий. В изобразительном искусстве каноном совершенства считается статуя Поликлета, изображающая юношу-копьеносца. Одним из примеров такого типа в литературе является образ Исхомаха в произведениях Ксенофонта.

Спустя несколько столетий сюда пришли христиане, разграбили сокровищницы и уничтожили все, что не смогли унести (а среди всего прочего и чудо света – знаменитую статую Зевса работы Фидия). Затем по этой земле прошлись варвары, и пара землетрясений довершили дело разрушения.
Список использованной литературы.
1. Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Олимпийские Игры. М., 1958.
2. Шебель Т. Олимпия и ее игры: Пер. с нем. Л., 1971.
3. Соколов Г. И. Олимпия. М., 1980.
4. Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.
5. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М, 1989г.
6. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь греков.,М, 1999г.

Источник: nsportal.ru

О том, что родина Олимпиад — древняя Эллада, слышали все, но мало кто знает, как на самом деле проходили спортивные соревнования в греческой Олимпии. В первой части материала, посвященного истории Олимпийских игр, мы рассказали об их зарождении и правилах соревнований. Теперь остановимся на отдельных видах античной олимпийской программы.

Первоначально в программе был только один вид состязаний — бег на один стадий, 192 метра. В Олимпии великолепно сохранился стадион (само это слово происходит от меры длины), где это происходило. Атлеты бежали обнаженными, впрочем, как и на всех соревнованиях. Одежда не должна была скрывать красоту человеческого тела, иначе эстетическая составляющая терялась. Бежали по двенадцать человек на выбывание, то есть победителю приходилось за день участвовать в нескольких забегах.

Чуть позже стали проводиться соревнования в диаулосе — двойном беге. На том же стадионе атлеты пробегали стадий, разворачивались вокруг столба и бежали назад. Таким образом дистанция увеличивалась вдвое. Третьим видом программы стал пентатлон — пятиборье. К четырем легкоатлетическим видам — бег, прыжки в длину, метание копья и диска, добавилась борьба. Этот вид спорта был самым любимым и зрелищным. Греки считали, что он наиболее гармонично развивает атлетов.

Многоборцы соревновались в парах, последовательно проходя все виды. Кто побеждал в трех — соответственно соревновался со следующим соперником, проигравший отправлялся на трибуны.

Если с бегом, метаниями и борьбой все более или менее понятно, то прыжки проходили совсем не так, как сейчас. Спортсмены прыгали с места, держа в руках специальные гири. Кстати, пара таких выставлена в музее в Олимпии: чем-то похожи на чугунный утюг, только каменные. Прыгун раскачивал гири вперед и назад, а потом бросал их и этим как бы усиливал толчок. Помогало или нет — мы не знаем, но традиции не нарушались. В наши дни делались попытки реконструировать эту прыжковую технику, но толком ничего не получилось.

Существенно позже к легкоатлетической программе добавился еще один, последний вид — бег гоплитов. Можно сказать, первый прикладной военизированный вид соревнований. Атлеты бежали две стадии в шлеме, поножах и со щитом, то есть в защитном вооружении воина-гоплита. Наступательное вооружение — копья и мечи — нельзя было использовать по правилам Олимпиад. Позднее прикладной характер стал символическим, а из доспехов оставили только большой круглый щит.

Программа единоборств включала три вида: классическая борьба, кулачный бой и панкратион. Борьба была наименее кровожадным видом состязаний. Атлеты боролись на песке, стараясь положить соперника на лопатки. Видимо, была также отдельная борьба в партере. Этот вид был любим и почитаем, в том или ином виде им занимались практически все греки.

Другое дело — кулачный бой. Запрещалось бить соперника ногами, захватывать и ставить подножки, запрещались удары в пах и тычки пальцами в глаза. Все остальное было разрешено. Если соперники не выявляли победителя, то судьи указывали им бить друг друга по очереди без сопротивления. Кто первым падал, тот и проиграл. Понятно, почему поединки зачастую заканчивались гибелью или увечьями одного из бойцов.

Судя по всему, техника у боксеров была довольно приличная. Во всяком случае, защитой не пренебрегали. Высшим шиком считалось одолеть противника, не пропустив ни одного удара. В целом как и сейчас: бокс ведь в первую очередь — искусство защиты.

Панкратион был синтетическим видом, объединявшим приемы борьбы и кулачного боя. «Пан» значит общий, «кратос» — сила, что-то вроде «всей силой».

Как точно подметил Филострат, идеальный боец в панкратионе борется лучше, чем боксер, и боксирует лучше, чем борец. Судьи тщательно следили, чтобы противники не тыкали друг другу в глаза, не хватали за гениталии и не кусались. Нарушителя считали проигравшим и с позором изгоняли. А вот, скажем, ломать пальцы или бить соперника головой разрешалось.

Кстати, греки придумали это соревнование в честь Геракла — в ознаменование его победы над Немейским львом. Шкура заколдованной животины была неуязвима для любого оружия, посему герою пришлось вступить с ним в рукопашную схватку и задушить.

Самым неоднозначным видом были конные бега, впервые разыгранные на 25-й Олимпиаде. Специально для них построили арену — ипподром (вообще-то правильнее — гипподром), который, к сожалению, не сохранился. Неоднозначность состоит в том, что победителем считался не возница квадриги, а ее хозяин, который мог вообще не присутствовать на соревнованиях. Таким образом олимпиониками становились даже женщины, не говоря уже о македонском царе Филиппе II (отце знаменитого Александра), римском императоре Нероне и прочих уважаемых персонах, которые могли позволить себе дорогостоящие конюшни. Понятно, что в демократическом полисном мире таких супербогатеев не было, но позднее все свелось к банальной ярмарке тщеславия, далекой от олимпийских принципов.

Помимо гонок на квадригах проводились соревнования на колесницах с парой лошадей и просто скачки верхом. Дистанция была одинаковой — 12 кругов ипподрома. К сожалению, точно измерить ее мы не имеем возможности, зато знаем, что этот вид соревнований сохранился дольше всех и был любимым развлечением византийской публики (как преемника греческой традиции) вплоть до самой гибели империи в XV веке.

Последним видом олимпийской программы были соревнования трубачей и герольдов. Это не совсем точный перевод, но европеизированный термин уже прижился. Речь о музыкантах и поэтах. Состязания появились довольно поздно, в IV веке до н.э., уже на закате классической Греции. Точного представления о программе у нас нет, но в целом соревнования музыкантов и поэтов логично вписываются в идеологию игр. Скорее всего, это была некая трансформация культурных мероприятий, в которые было внесено какое-то соревновательное начало. Возможно, как дань уважения богу Аполлону, покровителю муз. Здесь уместно вспомнить, что на Олимпиаде 1912 года по инициативе барона де Кубертена эту традицию возродили, но потом была мировая война, перерыв в играх и постепенно об этой красивой идее забыли. А жаль.

Олимпийские игры древности были не просто спортивным состязанием. Это был символ Эллады, объединяющее начало, основа цивилизации. Они позволяли вечно враждовавшим между собой эллинам чувствовать себя единым народом, гордиться своими традициями и своими атлетами. Спортивная составляющая была вторичной по отношению к религиозной, нравственной, этической идее. Победа любой ценой никогда не была в почете — наоборот, красивые жесты по отношению к соперникам ценились выше достижений. К сожалению, не все олимпийские заповеди эллинов сохранились до наших дней.

Источник: lenta.ru

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

на 14 Олимпийских играх (724 г. до н.э.) в программу включен диаулос;
бег на 2 стадия, а 4 года спустя (720 г. до н. э.) долиходром или долихос (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев (4,6 км).

Впрочем, некоторые теоретики, например философ Сократ, считали, что «длинный бег» вреден, так как портит фигуру и мешает гармоничному развитию тела человека. А гармония телесная и духовная — калокагафия — была общепризнанным идеалом для древних греков.

Бегуны соревновались не на время, как нынче, а на скорость. Поскольку, кроме быстроты, ценились также ловкость и сила рук, то начиная с 18-й Олимпиады в программе появилось «пятиборье»: состязания по бегу, прыжкам в длину, метанию диска, копья, а также — борьбе. Считалось, что эти упражнения наиболее благотворно влияют на гармоническое развитие тела человека.

В длину прыгали, держа в руках гантели для более уверенного размаха рук и оставления четких отпечатков ног на месте приземления. Диск был бронзовым, 24—36 см в диаметре, весом 4—6 кг (диаметр нынешнего диска 21,9—22,1 см при весе 2 кг).

Копье длиной 120—150 см имело на древке кожаную петлю — ремень, помогавший спортсмену увеличить скорость полета в нужном направлении.

Борцы состязались на площадке, засыпанной полуметровым слоем песка, чтобы воспрепятствовать травмированию спортсменов. В состязаниях больше ценилась ловкость, нежели грубая сила.

– на 23 Олимпийских играх (688 г. до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой;
– на 25 Олимпийских играх (680 г. до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми). Со временем этот вид программы расширился, в V–IV в.в. до н.э. стали проводиться гонки колесниц запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами;
– на 33 Олимпийских играх (648 г. до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях.

В середине III в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах, а также и панкратион – единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.

С 37 Игр (632 г. до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.

Юным любителям пятиборья и кулачного боя пришлось дожидаться, соответственно, 38-й и 41-й Олимпиад.

На 65-й Олимпиаде ввели «боевой бег» (гоплитен) в полном вооружении — со щитом, мечом и в шлеме.

Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 г. до н.э.), ставший официальной частью программы.

Начиная с 96-й Олимпиады на стадионе, кроме спортсменов, стали выступать трубачи и глашатаи — оспаривая почетное право вызывать на старт участников и оглашать имена победителей.

Выигрывал соискатель с наиболее сильным голосом. В эпоху наивысшего расцвета древнегреческой культуры в Олимпии соревновались также деятели искусства и ученые.

С 93-й до 131-й добавилось еще пять видов состязаний колесничих.

Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в VI–IV в.в. до н.э.) и, в конце концов, «растянулись» на целый месяц.

Возвращаясь к спортивной стороне Олимпийских игр — назовем наиболее жесткий вид состязаний — панкратион, в котором вольная борьба сочеталась с кулачным боем, и разрешались любые приемы, возможные в соперничестве невооруженных мужчин. Его ввели на 33-й Олимпиаде.

«Атлетикой» в древней Греции назывался профессиональный спорт, модный в промежутке между 40-й и 90-й Олимпиадами, но не имевший отношения к олимпийским соревнованиям любителей.

Античные атлеты просто выступали за деньги перед публикой, особенно любившей жестокий панкратион, иногда приводивший к смерти участников, обматывавших руки ремнями с металлическими бляхами.

О спортивных результатах античных олимпиоников известно мало. Известен дискобол Фейлос, метнувший снаряд на 29,3 м. Сообщалось о победителе 28-й и 31-й Олимпиад — спартанце Хионисе, прыгнувшем в длину на 16,7 м, если переводить тогдашние меры длины в современные.

Кстати с одним земляком олимпионика-прыгуна приключилась неприятность. Он был оштрафован на крупную сумму денег за то, что по рассеянности прихватил в Олимпию меч. Носить оружие в пределах священного города мира строжайше запрещалось.

Право на участие в Олимпиаде было привилегией каждого свободного грека. Иноземцы и рабы к состязаниям не допускались, но им иногда дозволялось присутствовать на стадионе в качестве зрителей.

Царь Филипп Македонский — отец Александра Великого был горд, что его подданые получили право участия в Олимпиадах и тем самым — признаны истинными эллинами. В период римского владычества над Грецией судьи допустили к участию в Играх императоров Тиберия и Нерона. Выступая в состязаниях колесничих и поэтов-артистов, Нерон был признан победителем. Говорят, ему «подыгрывали». Что ж, времена изменились и для принципиальных греков — не до жиру, быть бы живу.

А раньше все нарушения правил Олимпийских игр строго карались, причем зачастую в сугубо древнегреческом стиле. У храма Матери богов в Олимпии была особая терраса для так называемых «штрафных статуй».

Их должны были ставить государства, представители которых нарушали правила состязаний. После скандала на 112-й Олимпиаде Афины вынуждены были поставить их – шесть, поскольку гражданин республики Калипп попытался подкупить соперников по пятиборью.

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов.

Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации.

Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень.

В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку.

Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.

Источник: kalugasport.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.