Православная церковь в греции


Про русскую церковь Святой Троицы, что в самом сердце Афин — напротив здания греческого парламента, давно всем известно. В Рождество и на Пасху там, по традиции, дружно собирается русскоязычная община, а возле ее стен похоронен последний царский посол в Греции Елим Демидов, князь Сан-Донато и его жена Софья Воронцова-Дашкова.
Эту церковь – перестроенный древний храм — подарила России в 1850 году королева всех эллинов Ольга – супруга греческого короля Георга, а девичестве великая княжна Ольга Константиновна Романова. До 1917 года храм выполнял функции церкви царского посольства в Афинах, здание которого располагалось по соседству, на улице Ироду Аттику.

Многие спрашивают, а почему именно там, возле церкви, в самом сердце Афин похоронены последний царский посол и его жена? После революции Русская церковь, стала естественным центром притяжения беженцев из России. При ней было образовано «Сестричество», которое оказывало посильную помощь бедствующим русским людям.


мидов и его жена, которые, конечно, не могли вернуться на Родину, тоже стали членами общины русских эмигрантов. Но в те годы все русское в Греции уже стали считать «советским», а гонения комиссаров на греков в СССР, которых сажали в лагеря, ссылали и депортировали, вызвало в Греции возмущение. По этой причине возникла угроза, что небольшой земельный участок – скверик возле церкви греческие власти могут отобрать. Чтобы этого не произошло, эмигранты решили превратить его в мини-кладбище — захоронить там сначала бывшего посла, а потом и его жену. Расчет оказался верным, это захоронение и в самом деле не тронули…

Православная церковь в греции data-src=/images/10/p/1/1/34/DSC_0023.JPG class=alignleft alt=preview />

Старожилы вспоминают, что раньше в Русской церкви Святой Троицы была интересная библиотека, много старинных русских книг, а также огромное Евангелие в серебряном окладе, которое по религиозным праздникам торжественно обносили вокруг церкви, но потом все это исчезло неизвестно куда. Сейчас в Русской церкви снова появилась библиотека, но книги выдают только постоянным прихожанам храма.

Есть в церкви и свои секреты: железный люк, через который можно спуститься в подземелье. Говорят, его обнаружил отец Капустин, присланный из Петербурга русский священник, бывший первым настоятелем посольской церкви в Афинах.


-под ее пола часто выступала вода и пришлось разбирать фундамент. Оказалось, что в античные времена в этом месте проходил водопровод и был подземный источник, а позднее римляне построили там бани. Потом водопровод и бани были разрушены и на их месте построили храм Аполлона. В 11 веке на его месте появилась византийская церковь, которая до 17 века функционировала в составе женского монастыря. Однако во время сильного землетрясения 1702 года она была разрушена. Потом на этом месте был основан уже мужской монастырь, но и он был позднее разрушен, но на этот раз во время осады Акрополя в годы борьбы греков за Независимость. Только в 1850 году на этом месте появилась православная церковь в том виде, в котором ее можно увидеть сегодня. Раньше она была окружена красивой чугунной решеткой, специально отлитой в Санкт-Петербурге, но потом греческие власти почему-то приказали ее убрать. Но ограда не пропала, русские эмигранты сняли и перенесли ее к Русскому дому, что в квартале Аргируполис, о котором мы расскажем позднее.

Говорят, в подвале церкви Святой Троицы раньше был подземный ход — часть запутанного лабиринта, который, согласно легенде, густо пронизывает всю подземную часть центра Афин. Однако теперь вход в катакомбы замурован.

Православная церковь в греции data-src=https://sta.org.gr/wp-content/uploads/2015/09/DSC08491.jpg class=alignleft />


В самом же подвале, облицованным плоским «римским» кирпичом, на глубине пяти метров аккуратно разложены найденные там обломки античных плит с надписями, капители от мраморных колонн и другие археологические находки. Своего рода небольшой подземный музей, где никто не бывает.

Другая русская церковь, о которой мы уже упомянули, расположена на Русском кладбище в Пирее. К появлению этого кладбища, равно как и русской церкви Святой Троицы в центре Афин, причастна все та же королева Ольга. Об этом напоминает огромный валун-памятник с надписью в старой орфографии: «Русское кладбище Союза русских эмигрантов в Греции, основанное Ее Величеством Королевой Эллинов Ольгой Константиновной».

Православная церковь в греции data-src=/images/10/p/1/1/34/pirey_01.JPG class=alignleft alt=preview />

Сразу за этим монументом – небольшая церквушка, выстроенная в русском стиле, но с использованием довольно странного строительного материала. Стены ее сложены из частей могильных плит. На некоторых можно прочесть надписи на русском языке: «Матрос с канонерской лодки «Черноморец» Петр Нестеренко, 1890 год», «Мичман Иван Волов, крейсер «Забияка», 1888 год», «Командир эскадренного броненосца «Император Николай 1»… Имен много, некоторые надписи невозможно прочитать до конца, потому что плиты разрезаны неровно. Почему же такой странный строительный материал?


Православная церковь в греции data-src=/media/k2/items/cache/b3ede92dcf775799d9e6a120e09f5c47_L.jpg class=alignleft alt=»27.04.2014 пройдет литургия в церкви св. Ольги на военно-морском кладбище в Пиреях»/>

— Эту церковь, — объяснил мне провожатый, активист русской иммигрантской общины в Афинах Андрей Иванович Кокколи (дело происходило несколько лет назад), — мы построили на свои средства. Местные власти решили отобрать часть территории русского кладбища. Могилы хотели уничтожить, но мы сохранили их вот таким довольно странным, надо признаться, способом…

Да, могилы тогда разрушали, а покойников попросту выкидывали (в Греции есть закон, согласно которому, если за место на кладбище родственники не платят или платить уже просто некому, то захоронение ликвидируется, а на освободившееся место потом хоронят, разумеется, за деньги, нового «постояльца»). К счастью, сегодня эмигрантам уже нет больше нужды спасать русские могилы таким необычным способом. Русское кладбище в Пирее удалось отстоять от разрушения.
Небольшая церквушка в русском стиле украшает территорию Русского дома, что в квартале Аргируполи. Сам Русский дом, а точнее, богадельня для престарелых, тоже был сооружен на пожертвования для того, чтобы приютить немощных русских иммигрантов. О чем свидетельствует установленная на здании доска. Тогда же построили и церковь. Сейчас, правда, русских в Русском доме в Аргируполисе почти не осталось. Большинство его нынешних обитателей – греки. Для того, чтобы попасть в этот приют надо заплатить – чаще всего безвозмездно отдать свою квартиру (Хороша, кстати, благотворительность!) Так что русские эту русскую церковь уже практически не посещают.


Есть в Афинах и еще одна русская церковь, про которую не все еще знают. Ее появление относится к 19 веку и связано с именами царского посла Александра Озерова и его супруги. Церковь называется «Агиос Зонис» и расположена она в густонаселенном районе столицы, возле площади Америкис на улице, которая тоже называется Агиос Зонис. Точнее, там сейчас уже не одна, а две церкви. Одна — маленькая, «историческая», построенная в 1843 году на деньги Озерова, а вторая — большая, сооруженная рядом позднее, в 1921 году, так как старая не могла уже вместить резко возросшее число прихожан.

— Да, — сообщил нам настоятель церкви отец Ансеос, — эту церковь и впрямь построил русский посол. Как это было? В то время здесь росли густые леса, был пригород Афин, где и располагался загородный дом русского посланника. Однажды, Озеров, любитель моциона, направился на прогулку верхом на коне. Вдруг хлынул сильный дождь, скалу размыло и укрывшийся под деревьями посол увидел, среди камней старинную икону. При виде такого чуда он перекрестился и дал обет: «Быть на сем месте православному храму!»


Так и произошло. Скоро в лесу вырос храм, на котором и теперь висит табличка на греческом языке: «Сей святой храм сооружен на средства посла России Александра Озерова и Ольги Озеровой в 1843 году». Теперь Афины разрослись и церковь стоит уже, конечно, не в глухом лесу, а со всех сторон плотно окружена жилыми многоэтажными домами.

Озеров не просто построил церковь, но постоянно ей помогал. Так, через несколько лет рядом с ней он установил опять же на свои средства памятник греческим героям, погибшим в битвах с турками в Галатси-Аттикис в 1821-1829 гг. Об напоминает памятная табличка, установленная на памятнике из белого мрамора.
А в самой церкви за стеклом хранится чудотворная икона – остаток старинной фрески, которую нашел 150 лет назад в лесу русский посол. Кстати, когда строили храм, Греция было очень бедной страной и многие строительные материалы для нее привозили кораблями из России.

После окончания срока своей «служебной командировки» в Грецию Озеров вместе с супругой вернулись на родину – до революции было еще, к счастью, далеко. Но что произошло с ним дальше, каковы подробности жизни этого замечательного дипломата, память о котором до сих пор сохранилась в Афинах? Сведений об этом пока, увы, нет.

Мы, сообщил нашей газете представитель Росзарубежцентра в Греции Сергей Фошкин, направили запрос в архив МИДа России, надеемся скоро получить ответ. Впрочем, может быть сведения о необычном после-храмостроителе хранятся в архиве греческого МИДа? Стоило бы поискать…


Для того чтобы увидеть еще одну очень интересную церковь, связанную с Россией, надо ехать на остров Эвбея, где расположен храм Святого Иоанна Русского. Она находится в местечке Прокопио, прямо в лесу, возле автомобильного шоссе. Это — церковь в традиционном греческом стиле: круглый плоский купол и две башенки с колокольнями по бокам. Внутри – цветные витражи, иконостас из белоснежного мрамора, украшенный тонкой резьбой. В центре – большая икона с изображением самого Иоанна Русского, а рядом – серебряный саркофаг с мощами Святого. Под стеклом можно рассмотреть убранное парчой ссохшееся и почерневшее тело. Лицо закрывает золотая пластина. Верующие по очереди склоняются над саркофагом, прикладываясь тихо шепчут молитвы.

Настоятель храма отец Вернезос принял меня приветливо.

— У нас нынче часто бывают гости из России, — сообщил он. – Был ныне покойный патриарх Пимен. Был и патриарх Московский и Всея Руси Алексий и другие иерархи русской православной церкви. Ведь святой-то – русский!

Отец Вернезос рассказал удивительную историю жизни и смерти одного из самых почитаемых в Греции святых.


анис Россос, как гласит легенда, родился на Украине (тогда она была частью единого Российского государства) в 1690 году. В 1711 году его взяли в армию Петра I. После многих сражений, в которых русский солдат проявил мужество и отвагу, он попал под Азовом в плен к туркам. Они продали его в рабство богатому паше, который отвез пленника в Малую Азию. Там русский Иван оказался в местечке Прокопио.
Иван был человеком православной веры. Турки решили заставить его отказаться от нее и принять ислам. Но пленный категорически отверг их предложение, и тогда его начали пытать. Несчастного били толстой деревянной палкой, пинали ногами, душили, жгли раскаленным железом. Однако Иван был тверд и не отрекался от веры отцов.

Православная церковь в греции data-src=http://www.pravoslavie.ru/sykon/database/imagebase/180.jpg align=left border=0 />Много дней продолжались мучения. На ночь турки бросали солдата в хлев, где он спал вместе с животными. После нечеловеческих пыток Иван страстно молился и еще больше укреплялся в православной вере. Турки и все многонациональное население тогдашнего Прокопио были поражены силой веры и мужеством русского солдата. Постепенно слух о необычном узнике распространился по всем окрестным селениям, где жило немало православных греков, жестоко притеснямых турками. Наконец, непокорным заинтересовался сам турецкий паша.

— Отвечай, почему упорствуешь, почему не хочешь перейти в нашу веру? – грозно спросил паша.


— Я верую в Бога моего Иисуса Христа, — отвечал русский солдат. – Мне нипочем пытки и мучения, от них моя вера становится еще крепче!

Паша изумился такой дерзости и приказал продолжать пытки непокорного. Не выдержав мучений, Иван умер. Его с почетом похоронили местные жители-греки. Когда через несколько лет, согласно обычаю, могилу раскопали, чтобы сложить кости в специальную погребальную камеру, то изумлению собравшихся не было границ. Произошло чудо: тление не тронуло тело праведника.

Прознавший про это паша еше больше разгневался. По его приказу янычары бросили останки солдата в костер. Когда турки ушли, местные жители кинулись разгребать тлеющие угли и – снова чудо! Огонь не тронул нетленные мощи, они лишь почернули от копоти и дыма. С благоговением отнесли их местные жители в церковь и с тех пор стали поклоняться солдату-Ивану как Святому Иоанну Русскому.

В 1922 году греческие войска были разбиты турецкой армией и греки бежали из Малой Азии. С собой они увезли и саркофаг с мощами святого Иоанниса Россоса. На острове Эвбея беженцы основали поселок все с тем же названием: Прокопио, построили церковь. Поклоняться святому русскому солдату сейчас приезжают туда со всей Греции, а теперь и из России…


Святой из России пользуется среди греков такой популярностью, что церкви его имени поставлены не только на острове Эвбея, но и в других местах Эллады. Есть одна даже в Афинах, на улице Айос Георгиу в квартале Мелисса. Церквушка совсем небольшая и может вместить всего несколько человек. Над дверью с аккуратной табличкой «Святой храм, 1977 год» с трогательным старанием укреплена бумажная иконка с изображением Иоанниса Россоса – замученного турками упорного солдата петровского войска. Ему здесь тоже молятся греки….

2005 год

Источник: rua.gr

История греческого Православия насчитывает почти две тысячи лет

Христианство проникло в Грецию уже в середине I века, когда на землю Эллады прибыл с проповедью апостол Павел. Апостол высадился в македонской гавани Неаполь (современный город Кавала), а оттуда

Храм на месте крещения Лидии

отправился в расположенный неподалеку город Филиппы, где обратился с проповедью к местным жителям. В тот же день одна из жительниц Филипп, богатая женщина по имени Лидия, крестилась сама и привела к крещению всех своих домочадцев, став «первой христианкой Европы», чем до сих пор гордятся современные жители этих мест (Деяния Апостолов, глава 16, стихи 9-15). Развалины Филипп Основав христианские общины в Филиппах, Фессалониках (современное название — Салоники) и Верии, Павел отправился в Ахайю (южную Грецию) и обратил в христианство немалую часть жителей Афин и Коринфа. Впоследствии апостол поддерживал тесную связь с основанными им общинами, регулярно обращаясь к ним с пастырскими наставлениями. В перечень книг Нового Завета включено пять обширных посланий Павла к христианским общинам Греции, два из которых адресованы христианам Коринфа, два – христианам Фессалоник и одно – христианам Филипп.

Наряду с апостолом Павлом на территории современной Греции активно проповедовали апостол Лука (автор Евангелия от Луки, которое нередко называют «Евангелием для эллинов»), окончивший свою жизнь в беотийском городе Фивы, и апостол Андрей Первозванный, скончавшийся в пелопоннесском городе Патры.

Уже к началу II века христианские общины существовали почти во всех крупных городах Греции. Поскольку в те времена территория Греции входила в состав Римской империи, греческие христиане изначально были тесно связаны с епископом столицы империи – Рима. Почти все епархии Греции начиная с IV века входили в состав Фессалоникийского экзархата, который, в свою очередь, подчинялся римскому Папе (вплоть до ΙΧ века Римская Церковь была вполне православной, более того – римские папы первых веков вели активную проповедь и борьбу с расколами и ересями).  Афон

Храм Святой Софии. Константинополь Однако уже с начала V века территория Греции, вошедшая в состав Восточной Римской (Византийской) империи, стала и в церковном отношении все более тяготеть к новой, восточной столице – Константинополю. В первой половине VIII века епархии, находившиеся на современной территории Греции, вошли в состав Константинопольского Патриархата, более близкого им как по этническому составу, так и по языку богослужения. Фессалоникийский экзархат был упразднен, но сами Фессалоники по-прежнему оставались вторым по значению городом Византии как в светском, так и в религиозном отношении. Именно из Фессалоник вышли многие величайшие православные святые – например, просветители славян и создатели славянской письменности, равноапостольные братья Кирилл и Мефодий (IX век), или один из наиболее выдающихся отцов Церкви, святитель Григорий Палама (XIV век). Неподалеку от Фессалоник сложился и всемирный центр православного монашества – Святая Гора Афон.

В XIII-XIV веках Православная Церковь в Греции подвергалась жестоким гонениям со стороны крестоносцев (которые вплоть до конца этого периода оккупировали большую часть Центральной и Южной Греции), а с конца XIV – начала XV века для Греции начался период османского ига. После окончательного падения Византийской империи (1453 г.) и воцарения в Константинополе османских султанов для греческой Церкви наступила почти четырехсотлетняя эпоха новомучеников. Десятки и сотни тысяч православных греков приняли за эти столетия мученическую смерть за исповедание Христа.
Косьма Этолийский
При этом в страшные годы османского ига Православная Церковь сыграла огромную роль в сохранении не только христианской веры, но и греческого языка и национального самосознания греков. Среди церковных деятелей, с полным самоотречением трудившихся на ниве народного просвещения, были такие выдающиеся личности, как равноапостольный Косьма Этолийский, преподобный Никодим Святогорец, святой Афанасий  Паросский и тысячи других именитых и безвестных представителей Церкви. В тех областях, где османские правители запрещали обучать детей вере и языку, в монастырях и храмах стараниями монахов и клириков организовывались так называемые «тайные школы», куда ученики приходили по ночам.

Представители Церкви принимали деятельное участие и в освободительной борьбе греческого народа. Духовным вождем греческого Национального восстания 1821 г. стал архиепископ города Патры Герман, воззвание которого стало сигналом к началу освободительной борьбы.

Во второй четверти XIX века, после освобождения части Греции от османского ига и создания независимого Греческого государства, Элладская Православная Церковь стала автокефальной (то есть независимой от Константинопольского Патриархата). Однако поскольку с тех пор территория Греции увеличилась более чем в три раза, в различных её частях действует различный церковный режим. Критская архиепископия, епархии Додеканесских островов, экзархия острова Патмос, монашеская республика на Святой Горе Афон, а также ряд церковных учреждений в некоторых местах Греции по прежнему подчиняются Константинопольскому Патриархату (в ведении которого находятся также многие православные греки, проживающие за пределами Греции). Восемьдесят епархий, расположенных на остальной территории страны, входят в состав автокефальной Элладской Православной Церкви, первоиерархом которой с 2008 года является Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним.

Ольга Ракитянская-Балытникова. Специально для проекта "Греция от Greek.ru"

Фотографии Романа Симкина.  Специально для проекта "Греция от Greek.ru"

Источник: www.greek.ru

История Греческой Православной Церкви

На земли Эллады в середине І века вступил апостол Павел, который привлек к Христу многих язычников: этим он положил основание христианства на этой земле. Апостол Павел, проповедовавший в Македонии среди языческого народа с 49 по 52 годы, основал здесь несколько церковных общин (в Афинах, Коринфе, Филиппах, Фессалониках и в других областях).

Кроме Павла, на территории нынешней Греции проповедовали также святой апостол Иоанн Богослов и святой Прокопий (на Патмосе и Ефесе); святые Марк и Варнава, обратившие к Христу жителей острова Кипр; в Патрах – святой апостол Андрей Первозванный, где принял крестное страдание, а также святой Лука.

Разрушенный греческий правосланый храм

В течение трехсот лет после Воскресения Иисуса Христа на территории Римской Империи очень часто происходили жесточайшие гонения на христиан различного масштаба: порой церковные общины уничтожались языческими властями повсеместно, а иногда происходили местные разрушения христиан и их общин. Несмотря на это, угроза преследования со стороны власти и возможность пострадать за веру существовала постоянно.

Приблизительно в начале второй четверти ІV века христианство стало все уверенней утверждаться даже в высших слоях общества. Император Константин І, начавший испытывать интерес к давно запрещаемой вере и позднее, в 330 году, отрекшийся от языческих жертвоприношений в новой столице, способствовал прекращению гонений на христиан и принятию веротерпимости на территории империи.

Кроме этого, именно во времена его правления был начат период Вселенских Соборов (325-787 гг.). Позже, уже во времена правления Феодосия І, Христианство было провозглашено государственной религией.

Современная Греция входила в состав Восточной Римской (Византийской) империи. После принятия Христианства на территории Эллады возводилось множество церквей и соборов, все больше христиан было вовлечено в их созидание.

Греческая правосланая церковь

Из-за того, что в светском, хоть и христианском, обществе часто была угроза формализации веры, внедрения в массы еретической идеологии и возникновения раскола, все сильнейшее распространение стало получать монашество. Так, первые монахи-аскеты Антоний Великий, Макарий Великий, Пахомий Великий жили в Египте. Но вскоре и по всей Византии стали появляться монашеские общежития.

Касательно греческого церковного устройства, во время гонений на христиан не сохранилось точной информации. Известно лишь, что город Коринф считался главным в римской провинции Ахайи. Епископ Дионисий был известным даже за пределами государства и имел больше уважения и чести, нежели другие епископы; впоследствии он стал митрополитом города Коринф.

После разделения Константином греческой империи на четыре части, Солунский епископ, пользуясь большой репутацией своего города, делал попытки подчинить других епископов. Однако иерархи Церкви выступили против его намерений. После этого епископ города Солунь (Салоники) обратился к Римскому папе. Получив поддержку, епископ в 415 году становится викарием Восточной Иллирии.

Приблизительно в 732 году Лев Исаврянин императорской властью подчинил эти земли Константинопольскому Патриархату и упразднил власть Солунского папства. Остальные митрополии той области также были включены в Константинопольскую юрисдикцию, а позже вся Элладская Церковь административно объединилась с Константинопольским Патриархатом.

Греческая правосланая церковь

В ХІІІ веке, во времена крестовых походов и латинского давления, Православная Церковь в Греции испытывала гонения. Некоторые митрополиты были заключены в тюрьмы, другие же скрывались. Правили на своих кафедрах только те, кто решили остаться под руководством папы. В 1261 году у католических захватчиков Константинополь был отвоеван, и православные епархии начали восстанавливаться.

Со времени завоевания православного государства османцами латиняне потеряли власть над греками, но давления со стороны снова начались – теперь уже со стороны османцев. Началась четырехсотлетняя эпоха турецкого ига для православных греков.

В ХVІІІ-ХІХ веках, когда греки почувствовали государственное бессилие Турции, они начали проводить множество мероприятий и восстаний с целью восстановить независимость и возродить утерянное христианское государство. Кончено, несколько раз турки жестоко мстили делавшим попытки восстания грекам, но последние не теряли надежду на свое освобождение от мучительного ига.

Греческая правосланая церковь

Важную роль в освобождении греков от турецкого давления сыграла Россия и некоторые европейские страны. Россия, укрепившись как политически, так и духовно, в коалиции с Францией и Англией выступила против турецкой резни своих братьев по вере. В итоге в 1829 году, по окончании войны между Россией и Турцией и после подписания последней мирного договора, Греция была признана Турцией независимым государством.

Православная Церковь сыграла одну из наиболее значимых ролей в борьбе греческого народа с завоевателями. Она духовно настраивала и побуждала православный народ к восстанию и защите государства и святынь. Именно Церковь во время порабощения способствовала образованию греков и развитию науки, а также она была хранительницей греческого языка и богослужебных и народных традиций.

С тех пор Элладская Церковь стала автокефальной, то есть независимой от Константинополя, и с тех пор значительная часть современной Греции находится в подчинении именно у Церкви Эллады. Однако некоторые церковные учреждения находятся в подчинении Константинопольского Патриархата и по сей день.

Органы управления

Греческая Православная Церковь состоит из 1 архиепископии и 81 епархии, содержит на службе 146 епископов. Поместной Церковью управляет Священный собор епископов, состоящий из всех епархиальных архиереев.

Собор епископов

Последние являются митрополитами и назначаются правительством Республики. Из числа этих священнослужителей выбирается глава Синода, а также представитель всей Греческой Православной Церкви. В течение пяти дней после его избрания Священным собором, президент Греции издает указ о его признании, после чего происходит интронизация последнего.

Повседневными вопросами общецерковного управления в Элладской Церкви совершаются постоянным Священным Синодом, состоящим из 1 архиепископа и 12 митрополитов.

Некоторые монастыри и святыни

В Православной Церкви Эллады насчитывается 200 монастырей. Однако на территории современной Греции находятся святые места, не подчиненные данной поместной Церкви.

Одним из самых известных святых мест Греции является Святая Гора Афон – крайняя восточная оконечность на полуострове Халкидики на севере Восточной Греции. Здесь расположены 20 православных мужских монастырей, некоторые из которых существуют уже более тысячи лет. Все население Афона составляют монахи и послушники. Временно здесь проживают лишь паломники.

Гора Афон

Именно на Афоне (в скитах монахов и монастырях) находятся православные иконы и чудотворные мощи известных святых. Однако посещать эту территорию позволено только мужчинам. По тысячелетним правилам, женщинам запрещено ступать на эту землю, чтобы не мешать строгим монахам и послушникам вести богоугодную жизнь.

Монастырь в Суроти

«Женским Афоном» называется монастырь в поселении Суроти, где монахини служат Богу по строгому уставу, похожему на афонский. Большую часть года эта обитель закрыта для посещений, однако круглый год сюда стремятся попасть многие православные христиане, чтобы увидеть могилу почитаемого по всему миру афонского старца, преподобного Паисия Святогорца. Ведь он и основал эту женскую обитель.

Греческий город Салоники также является духовным центром: здесь расположены две значимые для верующего святыни.

  • Базилика великомученика Димитрия Солунского, который издавна почитается на Руси как покровитель военнослужащих. По преданию, после казни тело святого воина бросили на съедение зверям, но те не прикоснулись к телу великомученика, которое позднее было погребено христианами.

Базилика великомученика Димитрия Солунского

Фото: Базилика великомученика Димитрия Солунского

Базилика великомученика Димитрия Солунского-внутри

Фото: Базилика великомученика Димитрия Солунского внутри

  • Второе важное место в Салониках – Митрополичий храм, где почивают мощи великого святителя и учителя Церкви – Григория Паламы.

Митрополичий храм в Солониках

В Православной Греции расположено множество других городов с древней церковной историей. Например, построенные на отвесной горе монастыри Метеоры; удивительный храм в г. Патры, хранящий голову святого апостола Андрея Первозванного и остатки того самого креста, на котором он был распят;  в городе Керкира — столице острова Корфу, в центральном соборе хранятся мощи знаменитого и удивительного святого – преподобного Спиридона Тримифунтского.

По сей день священнослужителями храма подмечено, что температура нетленных мощей святого имеет тоже значение, что и у живого человека – 36,6 градусов по Цельсию, у него растут волосы и ногти, а одежду святого меняют каждые полгода, будто покровитель города Керкира ходит как живой.

Правила поведения в греческих храмах

Православные греки в большинстве своем очень религиозны. Так вот, заходя в православный греческий храм, нужно заранее знать некоторые важные моменты. Во-первых, ваш внешний вид должен быть опрятным и красивым – это приветствуется в Церкви. Женщинам обязательно нужно надеть на голову платок, а на себе иметь одежду, покрывающую плечи и юбку ниже колен. Мужчинам советуется не носить в храме одежду без рукава и шорты.

Богослужение в греческом храме

Во-вторых, в храм нужно приходить заранее, чтобы при желании подать записки, помолиться возле икон и поставить свечи. Если нет возможности сделать вышеперечисленного до службы, тогда нужно сделать это после службы, но никак не во время нее, потому что в это время во всех православных храмах (не только греческих) крайне не рекомендуется ходить и разговаривать. Кроме этого, по раннему христианскому правилу, во время богослужения молящиеся мужчины располагаются в правой части храма, а женщины – в левой части лицом к алтарю.

В отличие от ситуации в церквях на Руси, в греческих храмах можно наблюдать, что верующие во время церковной службы сидят. Это связано отнюдь не с западным католическим влиянием, а с тем, что в Греции, где никогда не было больших церковных приходов (в отличие от храмов на Руси) прихожане имели возможность в некоторые моменты службы посидеть-отдохнуть, в чем нельзя обойтись без лавочек. Поэтому эта особенность церковного этикета, так сказать, традиция и укоренилась в греческом православном мире.

Источник: 1001molitva.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.