Политика древней греции кратко


Политика.

492* год — Первый поход персов в Грецию под командованием Мардония .

Поход Мардония прежде всего преследовал цель восстановить власть персов во Франции и Македонии и лишь после этого начать вторжение в Грецию. Завоевание Греции представлялось персам необходимым для прочного утверждения своей власти в районе Эгейского моря. Обладание Эгейским морем ставило под контроль Персии все торговые пути восточного Средиземноморья. Македония признала власть персов, но в то время как персидский флот огибал мыс Афон (полуостров Халкида), началась буря и значительная часть флота погибла. А сухопутные войска изрядно потрепали так и не подчинившиеся фракийцы.

Таким образом, Мардоний выполнил лишь часть поставленной задачи и при этом с большими потерями в кораблях и людях.

493-492 года — Антиперсидская демократическая партия в Афинах одержала победу на выборах. Фемистокла выбрали в Архоны.

Антиперсидской демократической партии в Афинах удалось одержать большую победу, добившись выбора Фемистокла в архоны. Фемистокл снискал в народе популярность как враг персов, что было немаловажно в виду роста угрозы персидского нападения. В год своего архонства Фемистокл начал укрепление Пирея. В 487-486 гг. Фемистоклу удалось провести важную реформу — в архоны отныне стали выберать по жребию и из более широкого круга кондидатов.


490 год — Второй поход персов в Грецию. Марафонское сражение.

Во втором походе персов в Грецию войско возглавлял полководец Датис, а флот — Артеферн, племянник царя Персии Дария. Официальным поводом к походу послужило наказание Эретрии и Афин за их участие в ионийском восстании (произошло около 500 года); тем самым персы пытались создать впечатление, что они воюют только с этими двумя городами, а не с греками вообще.

После взятия Эретрии персидский флот подошел к Марафонской равнине,где произошло крупное сражение, вошедшее в историю под названием Марафонская битва. В этой битве греки с небольшими потерями разбили персов.

Оставшийся персидский флот отплыл к Персии, не рискнув после такого поражения взять Афины.

Моральное значение победы афинян было очень велико, так как многие греческие города были террорезированы расправой с Эретрией и персидское нашествие казалось уже неотвратимым. После этой победы греки воспрянули духом.

480 год — Третий поход персов в Грецию под предводительством Ксеркса.


Теперь речь шла уже о полном завоевании Греции. Когда греки поняли это, произошло объединение полисов в общегреческий союз, возглавляемый Спартой.

Первые серьёзные сражения произошли при Фермопилах. Тактика греков состояла в выматывании сил противника и уничтожении их небольшими отрядами в ущелье. Поняв это, Ксеркс нашел обходной путь и начал окружать греков. Чтобы дать отойти войскам, спартанский полководец Леонид с небольшим отрядом остался на защите Фермапил. Все оставшиеся защитники погибли, но основные силы успели отойти.

Следующим крупным сражением была морская битва у острова Саламин. Сначала персы смогли напугать спартанцев, и совет принял срочное решение об отзыве кораблей к Истму. Но Фемистокл и командующий флотом спартанцев Еврибиад хитростью заманили персидские корабли и вынудили их вступить в бой в самом узком месте пролива, где большее преимущество имели небольшие быстроходные греческие корабли. В этом сражении была уничтожена довольно большая часть персидского флота. Персы были вынуждены отступить.

Последняя и решительная битва, повлекшая за собой освобождение земель всей материковой Греции и Фракийского побережья, произошла при Платеях.

Это был тяжелый бой, но более совершенное вооружение и более высокое военное мастерство гоплитов, защищающих Родину, создали грекам преимущество, и из упорной и кровопролитной битвы греки вышли победителями.

480 год — Исократ пишет Панегерик Афинам.


Исократ — афинский учитель, публицист. В панегерике Афинам он призывал греков объеденится под гегемонией Афин, указывал на необходимость завоевания Персии. Впоследствии Исократ своими речами содействовал объединению греков под властью македонского царя Филиппа. Филиппу же он рекомендовал использовать объединенные греко-македонские силы для похода в малую Азию.

478 год — Делосский союз или первый Афинский Союз.

Представители всех тех греческих государств, которые были заинтересованы в продолжении войны с персами в 478 году собрались на острове Делос и учредили так называемый Делосский союз или первый Афинский морской союз.

Верховным органом этого объединения считалось общее собрание представителей союзников, собирав-

шееся на острове Делос. Союзники обязались поставлять для объединенного флота установленное число кораблей с экипажами и определенное количество воиновю Была также учреждена общая казна союза, пополнявшаяся денежными взносами союзников по особой раскладке (эти взносы называли форосом). Средства из этой казны шли на покрытие общих военных расходов.

Афины заняли в этом объединении первое место, как обладавшие самым многочисленным и сильным флотом, и им было поручено главное руководство военными действиями.

В военном отношении возникновение нового объединения сразу же себя оправдало. Под командованием Кимона, сына Мильтиада, союзники открыли активные военные действия против персидских гарнизонов, остав-


шихся на Фракийском побережье Понта и берегах Геллеспонта. Вскоре весь этот район был освобожден от персов.

467 год — Заговор Павсания.

Павсаний был назначен регентом во время малолетства царя Плистарха, сына погибшего при Фермопилах Леонида. Он хотел свергнуть власть спартанской аристократии. Ему обещала свою помощь Персия, после не-

давнего поражения похода Ксеркса, заинтересованная в увеличение числа своих сторонников в Греции. Но Павсаний главным образом опирался на силы порабощенных илотов, всегда готовых к восстанию, но неорга-

низованных. За помощь в востании он обещал илотам свободу и права гражданства. Но заговор был раскрыт и Павсаний казнен.

464-454 года — Восстание илотов.

Через три года после смерти Павсания восстание илотов все же произошло. В Спарте произошло сильное землятрясение, во время которого погибло около 20000 человек. Когда илоты увидели, что большая часть спартанцев погибла, они начали войну против лакедемонян. Но царь Спарты Архидам, благодаря своей преду-сматрительности, спас многих граждан из-под развалин и начал готовиться к войне с повстанцами.

Чтобы справиться с илотами, Спарта обратилась за помощью в Афины и получила оттуда вспомогательное войско. Также оказали помощь Спарте и другие полисы. Таким образом, Архидам не только выравнял свои силы с поистанцами, но и даже превзошел их. Но потом спартанцы заподозрили афинян в том, что они скланяются на сторону илотов, и отказались от помощи Афин. Теперь силы были практически равными, и противники, нанося время от времени друг другу поражения, затянули войну на 10 лет.


457 год — На должность архонта впервые был избран представитель среднего класса.

Перикл и его единомышленники в ходе борьбы с олигархами поставили перед собой цель последовательно демократизировать общественный строй Афин. Первым результатом их труда было избрание в 457 году на должность архона зевгита, то есть представителя средних классов. В дальнейшем зегвиты и беднейшие граждане — феты — получили доступ почти ко всем государствунным должностям. Старый способ голосования стал все чаще заменятся на жеребьевку, в основе которой лежало признание за любым афинским гражданином занимать любой пост в государстве. Исключение состовляли лишь несколько высших должностей (например должность стратега), исполнение которых требовало специальных знаний.

449 год — Афины и Персия заключили мир.

В 449 году между Грецией и Персией был заключен мир, по которому Персия удерживала Кипр, но отказыва-

лась от малоазиатских владений. Кроме того, персидский флот не имел права появлятся в Эгейском море.

443-430 года — Правление Перикла.

Перикл был выходцем из аристократии, но посвятил себя афинскому демосу. Он не ходил на званые обеды, прекратил всякое светское общение. Он целиком отдался политической деятельности.


При Перикле было развернуто большое строительство, превратившее Афины в прекраснейший город Греции. Было проведено много новых реформ, в основном, для борьбы с бедностью. Перикл был самым справедливым правителем Афин.

443 год — Афиняне организовали в Италии колонию Фурии.

Афины заключают торговые соглашения Керкирой, с Сегестой и Леонтинами в Сицилии, с Регием в Италии. Чтобы укрепить связи с этими государствами и усилить свое влияние в Италии, Афины организовали на ее южном побережье колонию Фурии. Эта колония повысила авторитет Афин в глазах всего греческого мира.

437 год — Понтийская экспедиция.

Чтобы обеспечить интересы Афин на черном море и расширить морской союз за счет включения в него причерноморских городов, Перикл предпринял около 437 года Понтийскую экспедицию — большой морской поход в Черное море. В результате похода Афины укрепили свое влияние на южном побережье Черного моря. В состав союза также вступили и некоторые города Западного Причерноморья.

431-404 года — Пелопонесская война.

Возвышение Афин и расширение их влияния раздражало многие города Пелопоннесского союза, который возглавляла Спарта. Постоянные конфликты на почве торговли в конце концов привели к войне между двумя большими группировками греческих государств — Пелопоннесским союзом и Афинской морской державой. Война шла с переменным успехом. На удары пелопоннесцев на суше афиняни отвечали действиями на море.


Но около 425 года начал разваливаться Афинский союз. Полисы, вымотанные войной, один за другим пытались получить независимость. Но и в Спарте начались внутренние волнения. Таким образом, и в Афинах и в Спарте усилились мирные настроения. В 421 году был заключен мир, основным условием которого было восстановление существовавшего до войны положения. Практически выполнение этого условия оказалось неосуществимым. Такие полисы, как Коринф и Мегары, жизненно заинтересованные в сокрушении Афинской державы и принесшие много оказавшихся теперь напрасными жертв, были недовольны политикой Спарты. Политическая обстановка после заключения мира оставалась напряженной.

Источник: mirznanii.com

Военный переворот

Политика древней греции кратко

До конца шестидесятых Грецией заправляли консервативные политические партии, затем пришло время различных коалиционных правительств, пока в 1967 году не произошел военный переворот, после которого к власти пришел полковник Георгий Попандопулос.

Наступило темное время греческой политики. Были отменены многие гражданские свободы, тысячи гражданских активистов были арестованы или высланы на удаленные острова, и на место гражданских судов пришли военные.


Мировое сообщество отказалось поддержать диктаторское правительство и требовало немедленных свободных выборов.

Правление «черных полковников» (так называл народ Попандопулоса и его соратников) неожиданно закончилось в 1974-м году, когда генерал Димитрос Ионнидис попробовал свергнуть президента Кипра, тем самым спровоцировав войну между Грецией и ее давним противником – Турцией.

Высшие военные чина не поддержали Ионнидеса, и правительство пало.

В том же году был восстановлен демократический порядок, опальный первый министр Константин Караманлис вернулся в Грецию из французской ссылки и возглавил новое конституционное правительство. С этого времени демократия в Греции крепко стоит на ногах.

Государственное устройство.

Политика древней греции кратко

В 1975-м году была принята новая Конституция Греции, которая действует до сих пор. Она восстановила гражданские права и свободы и ввела должность президента.

В 1986 году
в нее были внесены поправки, в частности, запрещающие президенту страны распускать парламент и увольнять премьер министра. И только в случае неудовлетворительной работы и роспуска двух правительств подряд, президенту дается право на такое решение. Объявить чрезвычайное положение тоже может только парламент.


По этой конституции Греция – президентская парламентская республика. Ее правительство организовано по классическому для западной демократии принципу.

Премьер-министр и его кабинет отвечает за внешнюю и внутреннюю политику. Президент, чья роль скорее показательная, выбирается парламентом на пятилетний срок, и может занимать эту должность максимум два срока.

Своей властью он может объявлять войну и заключать мирные соглашения, вступать в союзы и представлять свою страну в международных организациях.

Члены греческого парламента избираются тайным голосованием на четырехлетний срок, но, в особых случаях, выборы могут быть проведены и до окончания этого срока.

Для предотвращения деления политических партий и сохранения парламентского большинства, в Греции используется комплексная пропорциональная система представления электората. Чтобы получить место в парламенте, партия должна получить не меньше 3% голосов избирателей.

Партийная система

Политика древней греции кратко


На сегодняшний день в Греции есть две основных политических силы: Всегреческое Социалистическое Движение и партия Новая Демократия.

Есть еще несколько менее крупных партий, таких как Политическая Весна, Фронт Радикальной Левой, Экологическая Альтернатива и множество других.

Среди них встречаются объединения весьма экзотических направлений, например марксистко-ленинского, троцкистского и маоистского характера.

ВСД предлагала курс на выход из состава НАТО, закрытие американских военных баз, национализацию главных отраслей экономики и повышение роли профсоюзов. На момент выборов 1974-го года у ВСД было всего 14 процентов, однако уже в 1977-м партию поддержало 25% избирателей, что сделало ее второй по значимости.

А в 1981-м году эта партия смогла одержать победу в выборах, набрав 48% голосов. Во второй половине восьмидесятых Греция стала переживать серьезный кризис, возросла инфляция, и все это на фоне финансовых разоблачений и скандалов, обвинений в коррупции, поэтому она уступила свое место у власти партии Новая Демократия.

Партия Новая Демократия появилась 4 октября 1974-го года, руководил ей Константинос Караманлис. Она стремилась к сближению с США и вхождению Греции в европейское сообщество.

Новая Демократия выступала за развитие частной предпринимательской инициативы и контроль государством деятельности монополий. Первая серьезная победа этой партии была одержана в 1974-м. Следующий период доверия и успеха пришел только в 1990-м, но ненадолго. Внутри партии произошел раскол, парализовавший работу парламента. Для решения проблемы в 1996-ом году были устроены перевыборы, на которых опять победила ВСД.

Особенное внимание ВСД уделяла снижению инфляции и погашению государственного долга, поскольку именно низкие показатели по этим параметрам были необходимы для вступления Греции в «зону евро.

Политический курс нынешней Греции

Политика древней греции кратко

В плане внешней политики Греция придерживается принципов соблюдения международного права и проводит миролюбивую политику, рассчитанную на достижение стабильного мира в Средиземноморье.

18 и 25 мая этого года, уже второй раз после выборов 2012-го, значительно поменялся состав правительства. Нынешний премьер Самарас приветствует это обновление, заявляя, что «новый состав правительства – это новый день для страны».

Однако премьер также подчеркивает, что требуется огромная и напряженная работа по сохранению и улучшению достигнутых результатов.

Интересной политической особенностью страны является огромная зарубежная греческая диаспора, составляющая более четырех миллионов человек.

Более двух миллионов греков живет в США, а еще в Австралии (примерно 700 тыс. чел), Новой Зеландии (примерно 5 тыс. чел.)и Канаде (примерно 350 тыс. чел. В Европе (более 500 тыс. чел.). Всемирный Совет Эллинов занимается организацией взаимодействия и совместной работы всех этих греческих общностей всего мира.

Источник: dzadziki.com

Ключевые слова: полис, Парфенон, алфавит, Спарта, Афины, Пелопон­несская война.

Понятие «античность» в европейской культуре стало использоваться во французском языке в начале XVIII века для обозначения греко-римской древ­ности.

Центром древнегреческой цивилизации была Эгеида: южная часть Бал­канского полуострова, острова Эгейского моря и Западное побережье Малой Азии. Природные условия Эгеиды неблагоприятны для ведения сельского хозяйства: горы, каменистые неплодородные почвы, мало леса. Страна раз­деляется горами на небольшие равнинные области, большинство из которых имеет выход к морю. Оголение почвы, истощение обрабатываемых угодий, высыхание пастбищ заставили древнегреческие племена перейти от живот­новодства и земледелия к возделыванию оливковых деревьев, к ремеслу, тор­говле, освоению моря. На скудных землях материковой Греции бессмыслен­но было создавать крупные царские хозяйства с трудом тысяч подневольных людей, как в Египте, в Вавилоне или в Ассирии. Здесь не получили развитие сложные огромные хозяйственные механизмы управления. Эгеида не знала единого царя-деспота — неограниченного в своей власти правителя. Здесь по­явились более ста полисов — городов-государств, которые сохраняли черты общинной организации, основанной на равенстве всех граждан, на выборно­сти, подотчетности и сменяемости властей, на единстве интересов и единстве веры своих граждан.

Гражданами полиса считались главы семей, входивших в общину-полис. Каждая семья имела свою землю, ремесленную мастерскую или торговое предприятие, свой дом, имущество и была независимой. Наличие в Эгеиде полезных ископаемых: серебра, меди, свинца, мрамора и строительного кам­ня обеспечило хорошие условия для развития ремесла, архитектуры, скульп­туры, строительного дела. Исчезновение лесов заставило архитекторов Аттики работать в камне. Ярчайший пример каменного строительства Греции — Парфенон.

Первой культурной общностью в Эгеиде была крито-микенская культура. На рубеже Ш-Н тысячелетия до н. э. на острове Крит возникло сильное госу­дарство с царской властью, царскими.и храмовыми хозяйствами, аппаратом чиновников, системой налогов. А на юге Балкан возникли ранние города-го­сударства греков-ахейцев — Микены, Тиринф и Пилос. В XII веке до н. э. на­шествие с севера греков-дорийцев положило конец крито-микенской культу­ре. Развитие Эгеиды в так называемые «Темные века» (XII — начало VIII вв. до н.э.) и Архаический период (середина VIII — VI вв. до н.э.) подготовило расцвет греческого (эллинского) общества в Классический период (V-IV вв. до н.э.). В эти столетия дорийцы перешли от родоплеменной организации к государственной, произошел синтез ахейских и дорийских традиций, получи­ли широкое распространение железные орудия труда и оружие.

На VIII-VI вв. до н. э. приходится Великая греческая колонизация. Пе­ренаселенность, нехватка земель в Эгеиде, потребности в торговле, военно-грабительские экспедиции, дух исследования и предприимчивости, изгнания из родного полиса привели к тому, что греки расселились по всему Средизем­номорью. Греки основали более 300 городов-полисов на побережье Черного моря, на островах Кипр, Сицилия и Корсика, на юге Италии, на берегах со­временной Франции и Испании. Греческими поселенцами были, в частности, основаны Неаполь, Сиракузы, Массилия (современный Марсель), Византии, Одесс, Ольвия, Херсонес (около современного Севастополя), Феодосия, Пан-тикапей (современная Керчь) и многие другие известные сейчас города.

Средиземноморье стало единой системой, в рамках которой происходил постоянный обмен людьми, товарами, идеями, ремеслами. При колонизации эллины осознавали свое этническое единство (язык, культуру и др.). Замор­ская миграция создала новый принцип политической организации. Главным звеном этой системы стало не кровное родство, а всеобщее подчинение сво­бодно выбранному вождю (лидеру) и принятому закону. В самой Элладе сре­ди греческих племен общинные традиции оказались настолько сильны, что они подчинили себе нарождающиеся государственные структуры небольших городов-государств (полисов). Так родились идея самоуправления города-по­лиса и городской магистрат.

В Классический период в полисах Эллады, как правило, выбирались и власти города, и даже служители культа бога-покровителя. Здесь не суще­ствовало наследственных сословий чиновников и жрецов. Все греки были свободными гражданами полиса, владели собственностью, были равноправ­ны. По закону они не могли стать рабами. Они выбирали свою власть на народном собрании. Равноправие перед законом, участие в выборах власти, выполнение общественных дел способствовали развитию чувства граждан­ской ответственности и критичности мышления, умению высказывать свои мнения и вести споры, формировали индивидуальное видение проблем, способствовали развитию системы логических доказательств. Все это стимули­ровало развитие греческой науки, стремление познать истину, понять суть вещей, понять природу и всю Вселенную. Отсюда развитие в Элладе фило­софии, географии, астрономии, математики, медицины, истории.

Идея городского самоуправления, идея выборов власти, идея разделения властей (военных, гражданских, религиозных, финансовых, судебных) впер­вые были воплощены в жизнь в древней Греции. Греческое понимание цен­ности каждого человека, признание его права на жизнь и личную свободу, признание права каждого народа на свободу и самоопределение вошли со­ставной частью в главные принципы современной демократии.

В греческих городах-полисах трудились десятки тысяч свободных ремес­ленников—архитекторов, скульпторов, художников, мастеров — строителей дворцов и храмов, домов и кораблей, дорог и городских укреплений, созда­телей прекрасных статуй богов и героев. Дух состязательности, дух соревно­вания среди них способствовал расцвету искусства.

Искусство древней Эллады прославляло богов, победителей Олимпийских игр, воинов и полководцев, всех, кто своим физическим обликом и умением, мужеством и умом, красотой и ораторским искусством стремился достичь совершенства, победить в состязании, занять первое место, кто защищал и прославлял свой полис и свою Элладу. Дух гражданственности, идея чело­века— сильного, красивого, мужественного, благородного, умного — делали возможным для скульпторов древней Греции изображать равенство челове­ка образам богов Олимпа. (Фидий; Статуя Зевса в Олимпии; Фидий; Афина Парфенос; Леохар; Аполлон Бельведерский; Александр; Афродита Милос-ская; Мирон; Дискобол; Лисипп; Геракл со львом и многие, многие другие.).

Греческие скульпторы первыми научились передавать движение челове­ческого тела. Греческие статуи стали образцами для скульпторов более позд­них эпох и цивилизаций. Античное искусство отличалось красотой внешне­го облика, жизнерадостностью и ясностью содержания, отражало гармонию свободного эллина с природой и политическим миром (полисом). Искусство носило общественно-гражданский характер. Вся архитектура, скульптура и живопись принадлежали общине-полису. Некоторые города даже строились по единому продуманному плану, например, Пирей (гавань Афин), а позже Александрии — города, получившие название в честь Александра Македон­ского, которых насчитывалось более 20. В каждом городе строили театры, библиотеки, школы, храмы Зевса и других греческих богов.

Вся мировая архитектура развивалась на принципах ордерной системы13 греков. Дорический ордер выражал мужественность, гармонию силы и стро­гости, мощная колоннада, отсутствие украшений на колоннах. Яркий при-

13Ордерная система — один из видов архитектурной композиции, состоящий из верти­кальных несущих частей — опор в виде колонн, столбов или пилястр — и горизонтальных несомых частей. В классической архитектуре различают ордера дорический, ионический, коринфский, тосканский и композитный (сложный).

мер — Парфенон (храм Афины Девы), построенный архитекторами Икти-ном и Калликратом во второй половине V в. до н. э. Ионический ордер — это легкость, стройность, нарядность, богатое убранство карниза.

Большое значение в общественной жизни играл театр. Отцы трагедии Эсхил, Софокл и Еврипид выработали основы драматургии. Образы героев древнегреческих трагедий продолжали и продолжают жить в европейской культуре (Прометей, Эдип, Орест, Медея, Ифигения и другие). Герои траге­дий борются со злом, учатся побеждать стихии и собственные пороки. Вы­дающимся автором политической комедии был Аристофан (V век до н.э.). Герои его комедий выступали против нескончаемых войн, против авантю­ристской политики властей, против отвлеченного философствования.

Целью греческой науки было отыскание истины, она стремилась найти ответ на вопрос, почему происходят те или иные явления и события исто­рии. Астроном Птолемей создал наиболее совершенную геоцентрическую си­стему мира. Историк Геродот (V век до н. э.) посвятил свою «Историю» описанию греко-персидских войн. «Эллины победили персов потому, — писал Геродот, — что они храбры, а храбры они потому, что свободны и подчинены только закону.» С именем Гераклита (540-480 гг. до н. э.) связаны идея вечно­го движения, всеобщей изменчивости вещей, в основе которой лежит борьба противоположностей, которая и образует гармонию мира.

Пифагор (580-500 гг. до н. э.) впервые высказал мысль о том, что Зем­ля имеет форму шара. По Гекатею, Земля —диск, омываемый океаном. По Демокриту (460-370 гг. до н.э.), все предметы, боги и люди состоят из мель­чайших неделимых частиц (атомов). Великий врач Гиппократ (вторая поло­вина V века до н. э.) отвергал болезни, «ниспосланные богами», и говорил о естественных причинах всех болезней.

Философы Гераклит, Пифагор, Демокрит, Платон и Аристотель, врач Гиппократ, историки Геродот и Фукидид, архитекторы Либон, Иктин и Кал-ликрат, скульпторы Скопас и Пракситель, Фидий и Мирон внесли огромный вклад в развитие науки, культуры и искусства всего человечества.

Многие науки и искусства и сейчас называются по-гречески: «астроно­мия» («законы звезд»), «ботаника», «геометрия» («землемерие»), «хирур­гия» («ручное ремесло»), «архитектура», «музыка». Такие слова, как «те­атр», «хор», «оркестр», «гимн», «политика», «оратор», также греческого про­исхождения.

Свободные греки все были грамотны: в городах существовали школы и гимнасии (вторая ступень). В Греции особо почитали ораторское искусство; выдающимися ораторами были афинские политические деятели IV века до н.э. Лисий, Исократ и особенно Демосфен — защитник принципов демокра­тии, противник господства Македонии. Греки говорили о могуществе железа на войне и о могуществе красноречия в политической жизни.

Из «семи чудес» древнего (средиземноморского) мира пять созданы гре­ками: храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, мавзолей правителя города Галикарнас Мавсола, статуя бога солнца Гелиоса на острове Родос и маяк в Египте, в Александрии. Последние два «чуда» (пирамиды и сады Семирамиды) созданы уже в период эллинизма, в IIIвеке до н. э.

Народы Средиземноморья перенимали достижения греческой цивилиза­ции. В свою очередь греки также учились у других народов. Важнейшее открытие, которое греки переняли у финикийцев и усовершенствовали, — алфавит. В финикийском алфавите были только согласные буквы, греки добавили к ним гласные.

Спарта и Афины два знаменитых города-полиса — представляли со­бой два главных центра древней Эллады, два типа организации общества и власти.

Спарта была «общиной равных», она объединяла пять поселений дорий­цев с общими святынями и рыночной площадью. У города Спарты не было стен — доблесть спартанцев должна была защитить полис лучше, чем город­ские стены. Вся земля принадлежала государству. 9 тысяч спартиатов — рав­ноправных свободных граждан — имели равные по площади наделы государ­ственной земли, которые обрабатывали илоты, покоренные и закрепощенные жители, главным образом, соседней области Мессении. Спартиаты практиче­ски составляли военный лагерь: мальчиков в 7 лет забирали из семьи и они росли в суровых условиях, проводили время в военных занятиях. Их учили чтению, письму, строевым песням, лаконичной речи (краткой и ясной). В 20 лет спартанец признавался воином, с 30 до 60 лет — полноправным гражда­нином.

В 30 лет спартанец получал от государства надел земли и мог жениться. Ни за какие заслуги илот или чужеземец не мог стать воином-спартанцем. Спартанцам запрещалось выезжать из Спарты. Они должны были вместе обедать, носить одинаковую одежду, иметь одинакового «фасона» бороды и усы. Властями Спарты были два царя, пять эфоров (выбираемых на год на­родным собранием) и совет старейшин (геронты — старше 60 лет). Спартанец не мог заниматься ремеслом, торговлей, иными «пустыми» занятиями. Спар­та не дала Элладе ни одного поэта, художника или ученого, в этом городе даже не было театра.

В 550 г. до н. э. Спарта стала гегемоном Союза городов полуострова Пе­лопоннес, который в то время имел самое сильное войско.

Другим прославившим Элладу полисом были Афины. Афинский полис — город и область Аттики — составлял около 2,5 тысяч км2 с населением 150 ты­сяч человек. Афины столетиями олицетворяли все самое передовое и прекрас­ное в Элладе: в политике, экономике, культуре, искусстве, служили образцом для большинства греческих полисов.

Около 1000 г. до н. э. родовые общины Аттики (ионийцы и ахейцы) объединились вокруг Афин. В борьбе с родовой знатью народ (демос) по­степенно добивался прав и свобод. В 594 г. до н. э. архонт Солон анну­лировал долги, запретил продавать афинских граждан в рабство, утвердил институт частной собственности. Он разделил всех граждан на 4 раз­ряда в зависимости от их доходов и вместо привилегии рождения уста­новил привилегии имущества, поставив общественную службу в зависи­мость от имущественного ценза. Народное собрание стало выбирать всех должностных лиц из граждан первых трех разрядов. Солон ввел суд при­сяжных. В результате Афины стали отличаться от Спарты признанием прав индивида, свободы гражданина, признанием права частной собствен­ности.

Народное собрание выбирало на год архонтов (правителей) и стратегов (полководцев), которые должны были отчитываться за все свои действия и за произведенные расходы.

Одним из самых главных событий V века до н. э. явились греко-персид­ские войны (500-449 гг. до н.э.). В 490 г. афиняне в битве при Марафоне в Аттике разгромили первую военную экспедицию персов. Афины спешно по­строили большой флот, а в 481 г. на конгрессе в Коринфе 31 полис заключили военный союз. В 480 г. огромная персидская армия во главе с царем Ксерксом прорвалась в Центральную Грецию через Фермопилы и разграбила Афины. Но затем греческий флот разбил персидский, в 479 г. в битве при Платее греки победили персидское войско и в том же году у острова Самос уничто­жили персидский флот. Морская победа афинян в 449 г. у побережья Кипра заставила персидского царя заключить мир, по которому греческие города в Малой Азии становились свободными.

В 478 г. до н. э. был создан Афинский морской союз, который объединил около 200 городов и установил свою торговую монополию в Эгейском море. Расцвет Афин пришелся на время правления Перикла, выбираемого первым стратегом ежегодно почти без перерыва с 443 по 429 год до н. э. При нем на­родное собрание собиралось 2, 3, а то и 4 раза в месяц, выбирало Совет 500 — высшее правительственное учреждение, архонтов и стратегов. При Перикле в Афинах претворялись в жизнь принципы греческой демократии: равнопра­вие свободных граждан, выборность властей, господство закона. Политиче­ских противников афинская демократия подвергала остракизму — изгнанию, если за это высказывалось при тайном голосовании большинство народного собрания. Перикл собрал в Афинах архитекторов и скульпторов, поэтов и художников, философов и ученых и превратил Афины в подлинный центр культуры и искусства Эллады.

Пелопоннесская война 431-404 гг. до н. э. подорвала силы обоих союзов (Афин и Спарты), привела к кратковременной гегемонии Спарты в Греции. Но спартанцы не смогли организовать внутригреческий мир, не смогли сти­мулировать расцвет греческой культуры, добиться подъема влияния греков в Средиземноморье. Более того, они «уступили» греческие города в Малой Азии персам.

В IV веке до н. э. начинается постепенное возвышение Македонии. Кризис полисной системы и ослабление греческих государств привели к установле Политика древней греции кратко Политика древней греции кратко Политика древней греции кратко нию македонской гегемонии. Был создан всегреческий союз для совместного похода против Персии. Александр Македонский в 334-324 гг. до н.э. раз­громил Персию и создал огромное государство на территории от Балкан до Индии. Преемники Александра возглавили крупные царства — Македонию, царство Селевкидов, Египет Птоломеев. В период эллинизма (конец IV —ко­нец I вв. до н. э.) происходит взаимодействие греческой и древневосточных цивилизаций: в политической системе сочетаются восточная деспотия и по­лисное самоуправление. Развивается культура, искусство и наука, особенно в таких центрах, как Александрия Египетская, Афины, Пергам, Родос, Ан-тиохия и другие.

В Александрии был основан Музей (храм муз —богинь искусств и наук), при нем создана Библиотека — крупнейшая в Древнем мире. Здесь работа­ли Евклид — автор первого учебника геометрии, Эратосфен — первый изме­ривший радиус земного шара, Архимед — крупнейший физик того времени. В 285 г. до н. э. Аристарх создал гелиоцентрическую систему мира, он рас­считал размеры Солнца и Луны и расстояния до них. В 275 г. до н. э. был построен Александрийский маяк.

Открытия греков в области медицины, астрономии, географии, геомет­рии, арифметики, логики, в области архитектуры и скульптуры, политиче­ской культуры (греческая демократия) и истории были усвоены народами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, унаследованы и дополне­ны римлянами, а в дальнейшем оказали влияние на развитие европейской цивилизации. Арабский мир тоже перенял у греков немало знаний, много зафиксировал письменно и много применил практически.

Контрольные вопросы

1. Что такое «античность»?

2. Перечислите основные центры древнегреческой цивилизации.

3. Укажите причины возникновения полисов — городов-государств.

4. Какие Вы знаете культурные общности Древней Греции?

5. Как Вы оцениваете искусство и культуру Древней Греции?

6. Какое политическое устройство имели древнегреческие государства?

7. Назовите основные памятники Древней Греции.

Источник: studopedia.ru

Одну из главенствующих ролей в истории формировании политической мысли сыграли мыслители Древней Греции. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики.

Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рацонально-логическому способу его познания и объяснения.

Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:

1. Ранний период (IX — VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права. На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир носят мифологический характер. В эти времена политические и правовые взгляды ещё не выделились в самостоятельную область. Законы приписываются или прямо богам, или их ставленникам-правителям.

С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) и Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления “лучших” — умственной и нравственной элиты. Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное. Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию.

Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мир образовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако, большинство людей не понимают все управляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших.

2. Период расцвета (V — первая половина IV века до нашей эры) — это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли. В учениях Демокрита встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития.

В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению.

В условиях укрепления и расцвета античной демократии политико — правовая тема широко обсуждалась и связывалась с именами софистов. Софисты были платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права.

Сократ являлся принципиальным и основным критиком софистов. Уже при жизни он был признан мудрейшим из всех людей. Споря с софистами, он вместе с тем воспринимал ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело.



Сократ занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Обсуждение морально-политической проблематики Сократ поднял на уровень понятий. Тем самым закладывались начала собственно теоретического исследования в данной области.

Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.

3. Период эллинизма (вторая половина IV — II век до нашей эры) – время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима. В последней трети IV века до нашей эры греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий.

Главная цель государственной власти и основания политического общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе — взаимной безопасности.

Основателем стоицизма был Зенон.

Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по “закону природы”. Всего имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Обычаи и законы характеризуются Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому государству. Он подчёркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни.

 

Источник: studopedia.su


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.