Парфенон афины греция



admin

Храм Парфенон – один из символов Греции, памятник античной архитектуры, расположенный в центральной части Афинского акрополя.

Парфенон – античный храм, главный символ столицы Греции Афин и всей страны. Вместе с другими строениями Афинского акрополя Парфенон является объектом Списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм посвящен покровительнице города Афине-девственнице, которая также считается покровительницей всей Аттики – области вокруг города.

В переводе с древнегреческого Парфенон означает «пречистая», «дева». Этим эпитетом Афина была награждена за свою девственность, являвшуюся одним из основополагающих качеств богини. Учеными считается, что из культа девы-воительницы Афины впоследствии вырос христианский культ Богородицы.

Храм расположен в центре Афинского акрополя – верхнего города Афин. Афинский акрополь – холм в центре города, представляющий собой скалу высотой 150 м над уровнем моря с пологой вершиной. На верхней площадке акрополя размерами 300 м на 170 м еще с архаических времен располагались различные храмы, дворцы и скульптуры.


Парфенон афины греция

Архитектура Парфенона

Благодаря развитой культуре Афинского полиса, история донесла до наших дней имена людей, построивших храм. О том, кто построил Парфенон, гласят мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы. Автором проекта является архитектор Иктин, зодчий Калликрат руководил возведением храма, великий скульптор Фидий производил внешнюю отделку здания и был автором скульптур, украшавших фронтоны и внутреннее помещение храма. Общее руководство осуществлял великий государственный деятель и отец-основатель афинской демократии Перикл.

Парфенон афины греция

Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм, прямоугольный в своей основе, окруженный со всех сторон колоннадой дорического ордера. Центральные фасады имеют по 8 колонн, боковые – по 17, итоговое количество колонн в Парфеноне составляет 50.

Парфенон интересен в первую очередь своим уникальным архитектурным решением, использованным при строительстве храма. Для того чтобы избежать оптических искажений, авторы проекта прибегли к новаторским архитектурным приемам: колонны были утолщены в центральной части, а угловые к тому же были наклонены к центру храма и имели несколько больший объем. При строительстве храма использовался принцип золотого сечения. Благодаря использованным архитекторами приемам создается впечатление абсолютно прямых линий храма и его совершенного облика.


Храм практически полностью построен из дорогостоящего пентелийского мрамора, а в первоначальной отделке широко использовалось золото. Храм стоит на трех ступенях высотой полтора метра, с центрального западного фасада здания вырублены ступени, использовавшиеся для входа в здание. Общая длина здания – 70 м, ширина – 31 м, высота – 14 м.

До наших дней дошли далеко не все сокровища Парфенона: навсегда для человечества потерян такой шедевр храма, как 13-метровая статуя Афина Парфенос работы великого скульптора Фидия, некогда стоявшая в центре Парфенона. Из множества скульптурных групп, представлявших сцены из жизни античных богов и украшавших фронтоны здания, до наших дней дошли лишь 11, еще 19 скульптур в XIX веке были варварски вырублены и вывезены в Великобританию, где сейчас и хранятся в Британском музее.

Парфенон афины греция

История Афинского Парфенона

Мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы и распоряжения, сохранили для нас точную дату, когда был построен Парфенон. Время начала строительства – 447 год до н. э. Возведение храма заняло 10 лет, после чего в 438 году до н. э. он был открыт. Возведение храма, посвященного богине Афине, обошлось городской казне в 700 талантов – более 18 тонн серебра.


Парфенон афины грецияВ III веке до н. э. Афины пережили вторжения герулов, во время которого Парфенон был разграблен и в нем произошел пожар. Пострадали крыша, перекрытия и двери храма. В ходе восстановления античные строители не стремились восстановить Парфенон в изначальном виде, поэтому в него были внесены архитектурные искажения.

Около тысячи лет Парфенон был языческим храмом, однако после распада Римской империи и образования Византии он был преобразован в христианскую церковь предположительно в VI веке н. э.

Статуя Афины Парфенос

В ходе бурной средневековой истории Балкан и Афин в частности, Парфенон то становился католическим храмом, то возвращался в распоряжение православного Константинопольского патриархата.

В XV веке Афины и вся Греция были завоеваны турками-османами, после чего Парфенон был превращен в мечеть, а на территории Афинского акрополя разместился военный гарнизон, дворец паши и даже гарем. Тяжелым ударом для Парфенона стала Великая турецкая война между христианскими государствами Европы и Османской империей. В ходе штурма Афин венецианцами в 1687 году Парфенон был разрушен. Территория акрополя была обстреляна из пушек, после чего храм, в котором располагался пороховой склад, взорвался.


Захватившие город венецианцы констатировали колоссальный ущерб, причиненный Парфенону собственной артиллерией. Были уничтожены три десятка колонн, обвалилась крыша, уничтожена часть скульптур, обрушилась центральная секция здания. С этого времени Парфенон был обращен в руины и больше никогда не использовался в качестве храма.

На протяжении XVIII века Парфенон медленно разрушался: местные жители использовали обломки здания в качестве строительного материала, а многочисленные европейские охотники за античными ценностями вывозили в свои страны элементы скульптур и отделки здания. Завершил картину разрушения Парфенона британский посол в Турции Томас Брюс, в начале XIX века вывезший в Великобританию более 200 ящиков со скульптурами, обломками колонн и другими артефактами Парфенона.

В итоге, нельзя дать однозначный ответ на вопрос «Кто разрушил Парфенон?». Уничтожение великого храма – дело рук множества людей: от османских правителей Греции и жителей Афин до ценителей античного искусства из Европы.

После обретения Грецией независимости в первой половине XIX века территория акрополя была очищена от позднейших построек, таких как минарет, средневековый дворец и даже скульптуры римского периода. Восстановление храма началось еще в XIX столетии, однако ему помешало землетрясение 1894 года, еще больше разрушившее здание. Реконструкция Парфенона греческими архитекторами продолжалась с начала XX века до середины столетия, после чего храм приобрел современный нам вид. Однако реставрационные и археологические работы после этого не прекратились и продолжаются по сей день.

Парфенон афины греция

Что сейчас


В наше время Парфенон – главная достопримечательность Афин, одна из национальных святынь Греции и достояние всего человечества. Идеальный облик храма, пусть и не сохранившегося полностью до наших дней, не только дает представление о культурных и технических достижениях античной Греции, но и является символом возможностей человеческого гения. Парфенон ежегодно привлекает в Афины миллионы туристов, а с 1987 года вместе со всей территорией Афинского акрополя внесен в Перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

Парфенон афины греция

Где находится Парфенон

Парфенон находится на территории Афинского акрополя в самом центре греческой столицы. Для того чтобы попасть на холм Верхнего города, необходимо добраться до центра Афин. При поездке наземным метро Афин необходимо выйти на станции Акрополис красной ветки афинского метрополитена. Также к холму с расположенным на нем храмом ведет крупная пешеходная улица Дионисиу Ареопагиту.

Парфенон афины греция

Экскурсии в Акрополь


Посетить территорию акрополя можно самостоятельно, для этого необходимо приобрести билет в кассе при входе на территорию археологического памятника.

Расписание работы Афинского акрополя: 8:00 – 20:00, без выходных дней.

Стоимость билета: 12 EUR, билет действителен в течение 4 суток со дня приобретения.

При посещении акрополя строго запрещено трогать руками древние постройки, в том числе и колонны.

Заказ индивидуальной экскурсии по акрополю и осмотр основных достопримечательностей с русскоязычным гидом обойдется в 320 EUR. Также в программу этой экскурсии входит обзорная поездка по Афинам. Продолжительность экскурсии: от 2 до 5 часов.

Парфенон афины греция

Два античных Парфенона

Парфенон афины греция

Пригрезился ли Еврипиду храм Афины
в Херсонесе Таврическом?

Материал для подготовки уроков по темам «Греческие колонии на берегах
северных и Чёрного морей», «Строительство Афин при Перикле. Парфенон».
5 класс

Слово «Парфенон» сейчас обычно ассоциируется со знаменитым храмом в Афинах; построенный 2,5 тыс. лет тому назад на Акрополе при Перикле, он частично сохранился до наших дней и даже в полуразрушенном виде производит неизгладимое впечатление. Днём в лучах солнца, а вечером и ночью освещённый мощными прожекторами, Парфенон по-прежнему царит над городом и остаётся его главным символом.

Парфенон афины греция
Акрополь. Современное фото

В последней трети Vв. до н.э. архитекторы Иктин и Калликрат возвели главный храм богини Афины, покровительницы города. В то же время это монументальное мраморное здание служило памятником победы и славы, завоёванной эллинами в греко-персидских войнах. Его поставили на месте разрушенного во время войны храма Афины, называвшегося Гекатомпедон (Стофутовый), который стоял на вершине Акрополя, укреплённой цитадели на скале, возвышающейся над Афинами.

Уходящая корнями в античность традиция увековечивать победу строительством храма дожила до Нового времени. Вспомним Покровский собор с приделом Василия Блаженного на Красной площади в Москве или Казанский собор на Невском проспекте в Петербурге. Первый построен в память взятия Казани при Иване Грозном и окончательного освобождения от монголо-татарского ига, второй — в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г.

Храм Афины по всему периметру окружён колоннами дорического ордера, а его восточный и западный фронтоны, метопы и фриз украшали изумительные мраморные рельефы работы Фидия и его учеников. Напротив входа в конце большого зала, обрамлённого двухъярусной колоннадой, возвышалась огромная статуя богини, над которой Фидий трудился около десяти лет.


гура высотой около 12 метров имела деревянную основу, её лицо и руки были покрыты пластинками из слоновой кости, одежда и вооружение — золотом, а в глаза вставлены драгоценные камни. Афина с роскошным шлемом на голове стояла в спокойной торжественной позе, её длинная одежда спадала до пола, грудь защищала эгида с изображением головы Медузы Горгоны. На ладони одной руки богиня держала фигуру крылатой Ники, другой рукой опиралась на большой щит. Статуя много столетий вызывала всеобщее восхищение у множества греков и римлян, приезжавших в Афины, о чём известно из сочинений древних авторов. Христиане уничтожили эту скульптуру, как и многие другие изображения эллинских богов, а Парфенон при императоре Юстиниане в середине VI в. превратили в церковь Богородицы. Графическая реконструкция статуи из Парфенона сделана учёными по нескольким древним статуэткам, в общих чертах передающих облик Афины Фидия. Золотые серьги-подвески IV в. до н.э., найденные в некрополе Пантикапея (совр. Керчь), лучше всего сохранили изображение лица богини и её удивительного парадного шлема. Но можно предположить, что это лишь слабая тень утраченного замечательного оригинала.

Парфенон афины греция

Один из сохранившихся метопов
в левом углу южной стороны
Парфенона


Творение Иктина и Калликрата сначала именовали Большим храмом, и он действительно поражал не только своей красотой, но и величиной. Затем он получил название Парфенон по одному из эпитетов Афины — Парфенос, т.е. непорочная дева. Гомер в гимне «К Афродите» (стихи 7—33) написал, что среди олимпийских богов наряду с Афиной есть ещё две целомудренные девы — Артемида и Гестия, неподвластные чарам богини любви.

В ежедневной речи эллинов слово парфенос означало девушка, а девичья комната в греческом доме называлась парфеноном (во множественном числе), что по-русски можно передать как девичьи покои. Например, в таких покоях находились у себя дома Антигона и Ифигения, героини трагедий Еврипида «Финикиянки» (стих 89) и «Ифигения в Тавриде» (стих 826).

В афинском храме первоначально парфеноном называлось сравнительно небольшое закрытое помещение позади огромного главного зала со статуей богини. В этом помещении, именовавшемся покоем Афины Девы, под её покровительством хранилась государственная казна. В IV в. до н.э. наименование этой части храма перешло на всё здание (ср. знаменитый Покровский собор на Красной площади, который называют по имени придела Василия Блаженного). Древнейшее свидетельство об этом сохранилось в речи Демосфена «Против Андротиона» (XXII, 76), написанной в 355 г. до н.э.: «Наш город обладает бессмертными ценностями; это и слава его подвигов, и красота сооружений, посвящённых памяти о них, таких как Парфенон, Пропилеи, стои, верфи». И в дальнейшем античные писатели Страбон (IX, 1,16), Павсаний (I, 24; VIII, 41, 9), Плутарх (Pericl. XIII, 6) и другие называли главный афинский храм Парфеноном, и с этим именем он вошёл в мировую историю культуры, архитектуры и искусства.


Парфенон афины греция
Парфенон. Современная реконструкция

Греки обычно называли свои храмы либо по имени бога или героя, либо по их эпиклезам — эпитетам, отражающим одну из характеристик божества. Например, по надписям и сообщениям древних писателей известны Герайоны, храмы Геры в Арголиде, Платеях и на острове Самосе, и Тесейон, храм героя Тесея в Афинах. Дельфинионы, храмы Аполлона, названные по его эпиклезе Дельфиний, находились в Милете и в Афинах. Сходным образом колонисты стали называть свои храмы и на новой родине — в Северном Причерноморье. Два храма Аполлона в Ольвии назывались по его эпиклезам; один именовался Дельфинионом, подобно аналогичному храму в Милете, метрополии этой колонии, другой — Иетрооном по эпиклезе Аполлона Иетрос (Врач), которого здесь чтили как покровителя колонизации новых земель в Северо-Западном Причерноморье.

Артемида стала верховным божеством Херсонеса Таврического, который находился на юге восточного побережья Крыма у современного Севастополя. Существовала даже легенда, что сама богиня основала этот город, в действительности же Херсонес был колонией Гераклеи Понтийской. Эллины чтили Артемиду как богиню охоты и покровительницу всего живого; считалось, что только у тех, к кому она благосклонна, созревают хорошие урожаи, растут стада и роженицы благополучно разрешаются от бремени. Артемида, как и Афина, представлялась грекам непорочной девой (парфенос), и это её определение стало употребляться в Херсонесе чаще всего без имени богини. По надписям известно, что херсонеситы клялись именем девы на верность отчизне и верили, что в критические моменты она является на помощь городу. Изображение богини в разных видах несколько столетий украшало херсонесские монеты.

Главный государственный праздник Херсонеса назывался Парфениями* по эпиклезе богини, а её главный городской храм, соответственно, был Парфеноном. Как и в Афинах, здесь находилась особо почитаемая статуя богини, которой гордились херсонеситы. Она стояла внутри храма или рядом с ним и представляла деву с башенной короной на голове, одетую в длинный хитон; в правой руке она держала дротик, а в левой — лук как постоянные атрибуты Артемиды. Для изготовления этой статуи херсонеситы в III—II вв. до н.э. обратились к опытному скульптору пергамской школы. Изображение статуи сохранилось на местных монетах римского времени, и это показывает, что скульптура существовала в Херсонесе несколько столетий и, возможно, была так же уничтожена при переходе к христианству, как Афина Фидия.

Наименование праздника сохранилось на мраморной плите с текстом декрета в честь полководца Диофанта, победителя в войне Херсонесского государства со скифами в конце II в. до н.э. Там написано о решении увенчать полководца золотым венком и огласить почётный декрет с перечислением его заслуг во время самого многолюдного праздника Парфении. Торжественное шествие, сопровождавшее всякий более или менее заметный греческий праздник, заканчивалось у Парфенона, храма верховной богини. Храм Артемиды назывался Парфеноном не только в Херсонесе, такое же наименование имел храм этой богини в Магнесии, о чём свидетельствует найденная там надпись II в. до н.э.

Археологам не удалось обнаружить никаких остатков херсонесского Парфенона. Видимо, он стоял в центре города приблизительно на том месте, где теперь находится Владимирский собор, при строительстве которого были уничтожены остатки всех древних построек. Фундаменты же ольвийских Дельфиниона и Иетроона раскопаны, и по ним, согласно законам древнегреческой архитектуры, учёные сделали графические реконструкции.

Парфенон афины греция

Афина Варвакион.
Римская копия Афины Парфенос
работы Фидия

Зато херсонесский храм — единственный в Северном Причерноморье, о котором упоминается в сохранившейся античной литературе. В I в. великий греческий географ Страбон (VII, 4), описывая Таврический полуостров, рассказал о том, что в Херсонесе находится храм девы и в нём хранится её древняя деревянная скульптура, а близ города расположен мыс Парфений. Его отождествляют либо с Фиолентом, либо с Херсонесским мысом. Вероятно, античное название произошло от находившегося там загородного святилища девы, которое, как казалось некоторым путешественникам и даже исследователям XIX— XX вв., описано в трагедиии Еврипида «Ифигения в Тавриде» и у Овидия в одном из «Писем с Понта».

В основу трагедий Еврипида «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде» положено предание о судьбе дочери Агамемнона, героя Троянской войны. В мифе повествовалось о том, как микенский царь Агамемнон разгневал Артемиду, убив на охоте лань, её священное животное, и похваляясь своим искусством стрелять из лука не хуже богини. Собравшееся в Авлиде войско под предводительством Агамемнона не могло отправиться на кораблях на войну с Троей, потому что Артемида не давала дуть попутному ветру. Богиня соглашалась переменить свой гнев на милость, если ей в жертву принесут дочь Агамемнона Ифигению. В древнейшем варианте мифа Ифигения, по-видимому, погибала на жертвенном костре, но затем предание получило иное завершение. Артемида в последний момент заменила на костре девушку ланью, а Ифигению перенесла в Таврику и сделала жрицей в своём храме, где тавры совершали кровавые жертвоприношения. Об этом жестоком обычае таврских племён, живших по соседству с Херсонесом, рассказал современник Еврипида Геродот в своей «Истории» (IV, 103). Ему же принадлежит отождествление женского божества тавров с Ифигенией.

Парфенон афины греция

Золотая подвеска
с изображением головы Афины.
IV в. до н.э.

События, происшедшие уже после окончания Троянской войны, описаны в трагедии «Ифигения в Тавриде», впервые поставленной в афинском театре в 414 г. до н.э. Действие происходит в никогда не существовавшем царстве тавров перед храмом Артемиды. Сюда по велению оракула Аполлона прибывает сын Агамемнона и брат Ифигении Орест вместе со своим другом Пиладом. Орест был уверен, что его сестра погибла, и, конечно, не думал её встретить у храма, откуда ему, по указанию оракула, следует похитить священное изображение Артемиды, чтобы привести его в Элладу. Схваченные таврами Орест и Пилад обречены на смерть и должны быть принесены в жертву богине, а Ифигения как жрица храма обязана освятить жертвоприношение. Из разговора с пленниками она случайно узнает, что перед ней её родной брат, которого она видела последний раз маленьким ребёнком. После этого Ифигения решается помочь похитить кумир Артемиды и бежать на родину вместе с Орестом и Пиладом. Беглецов настигает царь тавров и обрекает на смерть, но внезапно появившаяся богиня Афина освобождает пленников. Она велит Оресту построить в Аттике храм Артемиды, поместить туда похищенный кумир, а Ифигении — стать жрицей этой богини, прозванной в память всего происшедшего Таврополой.

В Аттике действительно существовал храм Артемиды Таврополы; там показывали могилу Ифигении и рассказывали храмовую легенду, сюжет которой запечатлён в трагедии Еврипида. А описанный поэтом храм в Таврике, около которого разворачивались события пьесы, создан его творческой фантазией, хотя, как уже говорилось, многим хотелось думать, что Еврипид имел в виду реально существовавший в его время храм близ Херсонеса. Сомнения эти возникли ещё в XIX в. и отразились в пушкинском «Послании Чаадаеву», написанном в 1820 г. после посещения поэтом Георгиевского монастыря на мысе Фиолент.

К чему холодные сомненья?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья.

На территории Георгиевского монастыря и на Херсонесском мысе археологи не нашли никаких остатков античных святилищ, а детальный анализ текста трагедии также не обнаруживает каких-либо черт здания, существовавшего во времена Еврипида. В то же время перед мысленным взором драматурга храм Артемиды в Таврике представал в определённом облике. В диалоге Ореста и Пилада, размышляющих, как им добыть деревянный кумир Артемиды, находящийся в храме, можно различить отдельные черты его внешнего вида. Здание окружено высокими стенами, к нему надо подниматься по ступеням лестницы, двери заперты на медные запоры, фриз украшен триглифами, между которыми есть незаполненные пространства, через них друзья и намеревались проникнуть внутрь. В песне хора трагедии упоминаются колонны и карнизы храма, отделанные золотом.

Таким образом, несмотря на принадлежность святилища полудикому племени тавров, поэт изображает его как чисто греческое сооружение, причём не современной для него архитектуры, а архаической эпохи. Только тогда в наружной отделке храма применяли золото и оставляли незаполненными промежутки между триглифами — торцами деревянных балок перекрытия крыши. Расположенные над колоннадой, они составляли ритмичный ряд, и для красоты на каждом торце делали три продольные насечки, от которых произошло название триглифов. Когда с конца VI в. до н.э. греки начали строить каменные храмы, постепенно вытеснившие деревянные, триглифы утратили свою конструктивную роль и превратились в декоративное украшение. Пространства между ними заполнялось плитами, называемыми метопами, которые чаще всего украшали рельефами. Прекрасный пример такого декора мы видим на афинском Парфеноне, построенном при жизни Еврипида.

Парфенон афины греция
На таких судах греки плавали
по Эгейскому и Чёрному морям

Описанное трагиком строение не могли возвести ни тавры, не обладавшие греческими строительными навыками, ни херсонеситы, которые начали строить более или менее крупные храмы в классический период, когда господствовал уже иной архитектурный стиль. Герои трагедии «Ифигения в Тавриде» — дети Агамемнона, предводителя греков в Троянской войне, которую античные авторы относили к XIII—XII вв. до н.э. Поэтому Еврипид представил таврический храм Артемиды в виде тех старинных храмов, которые он сам видел в Элладе. Может быть, древний храм Аполлона в Дельфах, детально описанный драматургом в трагедии «Ион», оказал определённое влияние на изображение храма в далёкой, почти сказочной Таврике. Упоминание таврического храма у Овидия также имеет чисто литературное происхождение. Поэт создаёт образ монументального сооружения, которое, в отличие от описания Еврипида, почти не обладает конкретными чертами.

Парфенон афины греция

Статуя богини Афины в Парфеноне.
Современная реконструкция

Храм Артемиды у тавров существовал не только в воображении писателей. Его неоднократно изображали античные художники, для которых мифы служили неисчерпаемым источником сюжетов их произведений. Таковы, например, рисунки на трёх вазах, расписанных художниками Южной Италии в IV в. до н.э.

Парфенон афины греция

Амфора с изображением бегства Ифигении,
Ореста и Пилада из таврического храма Артемиды.
IV в. до н.э. Эрмитаж

На эрмитажной амфоре нарисован храм с распахнутыми дверями, откуда выбегают Орест, Пилад и Ифигения, держащая кумир Артемиды. Фасад храма имеет ионийские колонны и дорийский антаблемент, на котором белые триглифы чередуются с чёрными метопами, украшенными фигурами, выделенными красной краской. Таким образом, в отличие от описания Еврипида, указавшего на пустоты между триглифами, вазописец изобразил метопы с рельефами, как было принято на современных ему постройках.

Парфенон афины греция

Кратер с изображением Ифигении
в храме со статуей Артемиды.
IV в. до н.э. Эрмитаж

Ифигения, стоящая в храме, находится в центре композиции на эрмитажном большом кратере. Она склонила голову в сторону приближающегося к ней Пилада, слева от которого стоит Орест, облокотившись на чашу с водой. Храм представлен в виде условной постройки с ионийскими колоннами. Как главная жрица храма и его хранительница Ифигения держит в руках ключ, о чём упоминалось и в трагедии Еврипида (стих 131). За Ифигенией возвышается статуя Артемиды, представленной в движении: голова повёрнута влево, центр тяжести смещён на одну ногу, а другая опирается на носок. Вазописец изобразил какую-то современную ему статую, небольшие же древние деревянные кумиры, какой Еврипид представлял статую Артемиды, имели вид застывших фигур с опущенными вдоль туловища руками. Такую фигуру около Ифигении мы видим на кратере из Музея изобразительных искусств в Москве. Храм здесь почти идентичен изображённому на предыдущем кратере. С одной стороны к храму приближается Орест, а с другой сидит Артемида, беседующая со своим братом Аполлоном. Боги присутствуют здесь как покровители героев мифа: Артемида — Ифигении, Аполлон — Ореста.

Таким образом, храм Артемиды в Таврике в античном изобразительном искусстве, так же как и в литературе, не отражает черт какого-то реального сооружения в Крыму. Кумир на кратере из Музея изобразительных искусств даёт общее представление о древних деревянных статуях, одна из которых, по словам Страбона, хранилась в главном херсонесском храме девы.

Парфенон афины греция

Кратер с изображением древнего кумира Артемиды и Ифигении в храме.
IV в. до н.э. Музей изобразительных искусств им.

Храм Парфенон в Афинах

А.С.Пушкина

Всё сказанное не означает, что мы подвергаем сомнению уверенность большинства греков в существовании древнего храма Артемиды в земле тавров. Еврипид, его зрители и читатели, а также античные художники, иллюстрировшие миф об Ифигении, конечно, были уверены в реальности подобного святилища и наделяли его тем обликом, каким подсказывало их воображение. Так что вполне можно предположить, что существовало два Парфенона, один, знаменитый, в Греции, сохранившийся до наших дней, и другой в Крыму — не менее грандиозный, о котором свидетельствуют исторические памятники.

* В научной литературе херсонесский праздник называют Партениями, а богиню Деву — Партенос, потому что теперь греческую тету (q) принято транскрибировать как «т», а не как прежде «ф»; в словах Парфенон и Афина осталась старая транскрипция, и мы для единообразия будем её придерживаться.

Советуем прочитать

Колобова К.М. Древний город Афины. Л., 1961.

Скржинская М.В. Реальные и вымышленные черты Северного Причерноморья в трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде» // Древнейшие государства на территории СССР. М., 1988. С. 176—190.

Маринович Л.П., Кошеленко Г.А. Судьба Парфенона. М., 2000.

Марина СКРЖИНСКАЯ,
доктор исторических наук
(г. Киев)

Источник: crafts-people.ru

Парфенон до Парфенона

Рассказывать об истории Парфенона и не рассказать о том, что располагалось на этом месте до его строительства было бы неправильно, поэтому начнем мы с самого начала, а именно со времен, когда скала Акрополя стала заселяться людьми.

Дворец Афинских царей

Первые следы обитания человека на территории Акрополя относятся к эпохе неолита. А во втором тысячелетии до нашей эры священная скала была не только плотно заселена, но и хорошо укреплена. Некоторые историки предполагают, что в 1200 году до нашей эры (конец микенского периода) на территории Акрополя располагалось здание общественного назначения, по некоторым данным это мог быть дворец афинских царей, что-то наподобие того, что был в Древнем Тиринфе (макет дворца есть в Археологическом музее Афин). Этот дворец был полностью или частично разрушен в «темные века» (1200-900 года до нашей эры).

Первый храм Афины в Акрополе

После того, как царь Тессей объединил Аттику и установил демократию, власть царей была ликвидирована и важную роль в жизни Афин начал играть совет под названием Ареопаг (по названию одноименного холма). Но нам сейчас важно не это, а что именно в этот период истории начинают происходить серьезные изменения не только в государственном и политическом устройстве, но и значительные изменения в архитектурном облике Акрополя. Рядом с дворцом царей сооружается первое святилище богини Афины. Точная даты строительства этого храма неизвестна, хотя ученым удалось доказать, что в VII веке до нашей эры в северной части Акрополя уже существовал храм покровительницы города, а значит построен он был или в этот период времени или раньше. В восточной части здания стояла статуя Афины из оливкового дерева, согласно преданию, упавшая с неба. В VI веке до нашей эры к власти приходит Писистрат, который несмотря на всю свою авторитарность и тиранию, очень почитает Афину и именно при нем строится новый храм Афины в Акрополе, известный как Гекатомпедон.

Храм Гекатомпедон

Свое название, которое дословно переводится как «стофутовый», храм получил из-за своих размеров: 32.8 на 16.4 метра или 100 на 50 футов. Руины этого древнего святилища были обнаружены во время раскопок немецкого археолога Вильгельма Дёрпфельда, и это были основания двух колонн и остатки фронтонных композиций храма. Метопы Гекатомпедона выполнены из известняка и отлично сохранились до наших дней, сейчас их можно увидеть в Новом музее Акрополя.

Некоторые ученые считают, что Гекатомпедон скорее был предшественником Эрехтейона, а не Парфенона, ведь именно в его стенах хранились все реликвии. Долгое время один из найденных в Акрополе фундаментов приписывали Гекатомпедону, но археологи обнаружили, что он гораздо меньше заявленных 100 футов, и, следовательно, не может быть частью древнего храма. Несмотря на то, что место расположения святилища стоит под вопросом, почти никто из ученых не отрицает существования Гекатомпедона. Почему был разрушен храм – неизвестно. По одной из версий, афиняне хотели избавиться от наследия Писистратов (по этой же причине вся политическая и общественная жизнь города была перенесена в Древнюю Агору, а Акрополь стал центром религиозной жизни), по другой версии святилище было разрушено во время греко-персидской войны. Так или иначе, но вскоре после Марафонской битвы на священной скале началось новое строительство храма в честь богини Афины.

Храм Опистодом

Одновременно с возведением Опистодома или Пре-Парфенона начинается строительство нового монументального входа в Акрополь – Пропилей. В качестве материала для строительства выбран пентеликонский мрамор, залежи которого были обнаружены вблизи города. Новый храм был заложен в 488 году до нашей эры и расположился между современными строениями Парфенона и Эрехтейона. Строительство продолжалось вплоть до 480 года до нашей эры, но было прекращено из-за нового вторжения персов в Грецию, и так и не было завершено после окончания войны. В наши дни части того древнего храма можно увидеть на северном склоне Акрополя у стены Эрехтейона.

Строительство Парфенона

В 449 году на народном собрании Афин было принято решение о перестройке Акрополя, который после окончания греко-персидских войн лежал в руинах. Важнейшее место в скульптурном ансамбле было отведено новому величественному и роскошному храму в честь богини Афины. Для строительства святилища были выбраны лучшие строители, зодчие, архитекторы, художники, а средств на возведение нового алтаря не жалели.

Так как Афины на тот момент были демократическим городом, то каждый житель имел право знать, как расходуются выделенные средства. Именно поэтому все финансовые и строительные отчеты вырезались на камнях и выставлялись для всеобщего обозрения. Эта методика ведения отчетности в наши дни частично помогает археологам восстановить хронологию событий, оценить затраты и даже узнать причины срыва сроков. К сожалению, «отчеты по Парфенону» сохранились в очень плохом виде: часть отсутствует, а часть тяжело подается расшифровке.

Считается, что строительство Парфенона началось в 446 году до нашей эры. Для нового храма была выбрана ровная площадка в самом высоком месте священной скалы. Первые пару лет были посвящены добыче мрамора и доставке его на священную скалу. В большинстве случаев камни добывались из горы Пентеликон (23км от Афин), подвергались частичной обработке, затем доставлялись на Акрополь и уже здесь приобретали свои окончательные формы.

Для этих целей была сооружена специальная камнетёсная мастерская, в которой и велись работы по приведению мрамора в «нужную кондицию». Для выполнения работы каменотесов привлекались как свободные жители города, так и рабы. Рабы, как правило, выполняли черновую работу, а вот сложные и ответственные операции по вырезанию пазов и шлифовке мрамора выполняли только свободные люди.

Если говорить об авторе Парфенона, то тут есть несколько версий. Самая распространенная – сам проект был создан и придуман Иктиным, а непосредственно руководил работами Калликрат. Не остался в стороне и Фидий, который занимался отделкой и внешним украшением храма. Некоторые историки спорят с этим и говорят о том, что Фидий не только «украшал» Парфенон, но и руководил работами, а Иктин и Калликрат лишь помогали ему. Учитывая, что строительство Парфенона пришлось на эпоху Перикла, который очень уважал Фидия, то лично нам эта версия кажется более правдоподобной. Но самое интересное в том, что в эпиграфических документах, сообщающих о строительстве Парфенона, все эти имена вообще отсутствуют. Безусловно, все трое сыграли важную роль при строительстве Парфенона, а кто из них был «самым главным» уже не так важно.

К 438 году основные работы были закончены, и храм был освящен в день празднования Панафиней. Но стоит сказать, что различные доработки, касающиеся главным образом внешнего вида храма, длились вплоть до 432 года до н.э., речь идет о создании скульптур метоп, фриза, фронтонов и т.д.

Архитектура Парфенона

Наверное было бы логично продолжить статью дальнейшей историей Парфенона, но мы должны остановится на его архитектурных особенностях. Если они вас не очень интересуют, то можно смело пропустить этот раздел.

По своему внешнему виду Парфенон представляет собой классический прямоугольных храм с колоннадой (периптер) из 46 колонн. Размеры храма 69.54м в длину и 30.89м в ширину. По своему стилю храм относится к дорическому ордеру с рядом элементов ионического. Например, вместо характерных для дорического ордера шести колон на фасаде, он имеет восемь, а это уже ионический стиль. Боковые стены с каждой стороны украшает 17 колонн (включая угловые), каждая из которых имеет по 10-12 барабанов. Высота колонн с капителями – 10.43 метра, а диаметр от 1.905 до 1.944м, причем кверху он уменьшается. Крыша храма была выполнена из черепицы.

Мы позволим себе не углубляться во внутреннее устройство храма, потому как людям, не связанным с архитектурой, все эти пронаосы, амфипростили и стилобаты ни о чем не расскажут, а тех, кто в этом понимает наше невежество в описании сильно повеселит. Лучше мы расскажем о скульптурном украшении храма, тем более, что частично оно сохранилось до наших дней и увидеть его может любой желающий, если отправиться в Афины или Лондон.

Над скульптурным оформлением Парфенона работал Фидий и этот факт почти не оспаривается историками. Условно все оформление храма можно разделить на четыре значимых части: золотая статуя Афины Парфенос, метопы внешнего фриза, внутренний фриз и скульптуры на фронтонах.

Скульптура Афины Парфенос

Центральное место в храме отводилось огромной статуе Афины Парфенос, которую выполнил Фидий. Это была классическая хрисоэлефантинная скульптура (выполненная из слоновой кости и золота) высотой 11 метров. До наших дней статуя богини не сохранилась, но ее внешний облик удалось восстановить по многочисленным копиям и рисункам. В левой руке Афина держит щит, на внешней стороне которого изображена битва с амазонками, а на внутренней – битва с титанами.

По легенде, в барельефе битвы амазонок Фидий изобразил себя в образе Дедала, а Перикла – в образе царя Тесея. В правой руке Афины Парфенос – богиня Ника. На всех копиях она выглядит совсем крошечной, в оригинале же это был отдельный архитектурный шедевр высотой почти 2 метра. Пьедестал статуи был украшен сценой рождения Пандоры – первой женщины.

С историей статуи связан грандиозный скандал: Фидия и Перикла обвинили в растрате государственных средств, которые были выделены на создание статуи Афины. По одним данным Фидий смог доказать свою невиновность, по другим, все-таки оказался в тюрьме. Принято считать, что статуя была уничтожена во время пожара в пятом веке нашей эры, но некоторые ученые пытаются доказать, что она «прожила» гораздо дольше, так как в X веке упоминание о ней всплывает в истории Константинополя.

Метопы Парфенона

Говоря о скульптурном украшении Парфенона нельзя не рассказать о метопах, или, как их еще называют, о дорическом фризе храма, который украшал внешнюю колоннаду. Внешний фасад Парфенона украшали 92 метопы, на каждой из которых был создан отдельный шедевр в виде барельефа. Все их объединяла между собой единая тема. Южный фасад украшен сценой битвы кентавров с лапифами, на севере – эпизоды Троянской войны, западную сторону украшала битва амазонок, а на востоке – битва богов с гигантами. До наших дней сохранилось 57 метоп, основная часть принадлежит восточному фасаду. Сорок две метопы можно увидеть в Новом музее Акрополя в Афинах, а 15 в Британском музее в Лондоне.

Ионический фриз Парфенона

Еще один фриз, но уже в ионическом стиле, был создан для украшения верхней части внутреннего помещения храма. Длина этого скульптурного полотна составляла 160 метров, а высота 1.02 метра. На барельефе изображено панафинейское шествие, картина включает в себя 378 изображений людей и богов и около 200 животных и представляет собой уникальное произведение античного искусства. До наших дней из 115 пластин сохранилось 96: пятьдесят шесть из них можно увидеть в Лондоне, а сорок находятся в экспозиции музея Акрополя, также фрагменты можно увидеть в Ватикане, Вене, Копенгагене, Мюнхене, Палермо и Вюрцбурге.

Фронтоны Парфенона

Ну и последняя скульптурная особенность Парфенона, о которой мы не можем не упомянуть – это его фронтоны. Внутреннюю часть фронтонов восточного и западного входа украшали гигантские скульптурные композиции, которые к нашим дням почти не сохранились. С восточной стороны был изображен миф о рождении Афины из головы Зевса, а с западной был представлен знаменитый спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. До наших дней дошли лишь части 30 статуй: 19 из них можно увидеть в Британском музее, а 11 находятся в Афинах.

Как это ни странно, но в декоре Парфенона огромную роль сыграла живопись. Сейчас в это сложно поверить, но раньше главный храм Акрополя был цветным. Особенно ярко был раскрашен фриз: триглифы – синие, фон метоп – красный, тении – темно-красные. Скульптурные группы также были раскрашены как на метопах, так и на фронтонах. Колонны же, кроме узкой полоски, отделяющей шейку капители, сохраняли естественный цвет пентеликонского мрамора.

Дальнейшая история Парфенона

Но вернемся к истории самого знаменитого античного храма в мире. Практически сразу после окончания строительства Парфенона в Греции разразилась Пелопоннесская война между Афинами и Спартой, в которой первые потерпели сокрушительное поражение и лишились всего, что у них было, включая свой демократический политический строй. Лишь спустя несколько лет афинянам удалось освободится от навязанного режима и частично, хоть и в гораздо меньшей степени, чем раньше, восстановить свою государственность. Но не успели греки оправиться от гнета спартанцев, как пришла эпоха македонцев сначала в лице царя Филиппа II, а затем его сына Александра Македонского. Несмотря на то, что в 323 году до нашей эры Александр Великий покончил с афинской демократией, он не стал разрушать Афины и его святыни, как это обычно делают завоеватели. Более того, он приказал повесить на восточном фасаде Парфенона четырнадцать щитов, а позднее преподнес Афине-победительнице дары в виде 300 доспехов побежденных персов.

В конце IV века до нашей эры к власти пришел Деметрий Полиоркет, который использовал Парфенон в качестве своего дворца, в котором поселился вместе со своими многочисленными любовницами. А дальше каждый новый правитель превосходил предыдущего по степени надругательства над священным для афинян местом. Так в начале III века до н.э. афинский тиран Лахарес приказал снять все золото, которым была украшена одежда статуи Афины Парфенос, предположительно именно в это время статуя была «переодета» в бронзу. По другим данным, после того, как статую «раздели» –  она пропала вовсе.

В начале II века до нашей эры в Парфеноне устанавливается огромный памятник в честь одного из представителей пергамской династии Атталидов. Он был установлен справа от входа в храм и в высоту практически доставал до крыши. Спустя несколько десятков лет слава Атталидов пошла на спад и монумент быстренько переделали в честь императора Августа. Как это ни странно, но античные историки не упоминают о пожарах, которые были в Парфеноне, и какие разрушения они нанесли.

Эту информацию частично можно обнаружить лишь в сохранившихся речах древнегреческих ораторов, которые иногда в своих трактатах используют отсылки к истории. Тем не менее, археологам удалось установить, что в III веке в Парфеноне бушевал огромный пожар, который уничтожил крышу и внутренние перекрытия, мраморные блоки потрескались, колоннада в восточной части храма практически обрушилась.

Реставраторы того времени, видимо, приходились далекими родственниками московскому мэру, потому что при реконструкции храма не ставилась задача восстановить облик святилища или сохранить уникальные скульптурные украшения, задача была сделать быстро. Поэтому крышу сделали только для того, чтобы защитить внутренние помещения, а на восстановления колонн пошли блоки, которые остались от разрушенных храмов, а также мраморные таблички с финансовой отчетностью.

Превращение в христианский храм

Точных сведений о том, когда именно храм Афины был превращен в христианскую церковь история не сохранила. Но археологи предполагают, что это произошло в V-VI веке нашей эры. Именно тогда Парфенон был разграблен, а все сохранившиеся на тот момент сокровища были вывезены в Константинополь. В византийский период истории Афин Парфенон служил православным кафедральным Собором Пресвятой Богородицы и был четвёртым по значимости паломническим центром Восточной Римской империи после Константинополя, Эфеса и Салоник. Значимость храма была настолько велика, что император Василий II прибыл в Афины в 1018 году с единственной целью – поклониться Парфенону.

Во времена правления Оттона де ла Роша в Парфеноне разместилась резиденция французского архиепископа. На какой-то период храм превратился в католическую церковь и стал именоваться собором Афинской Богоматери (Notre Dame d’Athenes). В течение следующих 250 лет власть над Афинами сначала перешла к каталонцам, а затем к итальянцам. При первых Парфенон стал называться Санта-Мария-де-Сетинас, а при вторых сменил имя на Санта-Мария-ди-Атене.

Перестройка античных храмов в христианские была довольно распространенным явлением, вспомнить хотя бы храм Гефеста в Агоре. При перепланировке страдал как внешний облик храма (например, чтобы добавить света в скульптурном фризе Парфенона были прорублены окна), так и внутренний. Все, что могло пригодиться для совершения богослужений оставляли или переделывали, остальное же безжалостно уничтожали.

Превращение Парфенона в мечеть

В середине XV века Афины переходят под власть Османской империи, которой в то время правил Мехмед II Завоеватель. Акрополь был преобразован в турецкий гарнизон: в Эрехтейоне разместился гарем султана, в Пропилеях поселился военный комендант, а Парфенон почти сразу же превратили в мечеть. Христианские и языческие росписи забелили, чтобы не было видно, а построенную в христианские времена колокольню переоборудовали в минарет. Почти два столетия Парфенон был мусульманских храмом. В 1687 году во время очередной турко-венецианской войны Парфенон был разрушен.

Произошло это 26 сентября 1687 года. Надеясь, что противник не станет обстреливать бывшую христианскую святыню, османы решили спрятать в Акрополе женщин, детей и боеприпасы, но глава венецианской армии генерал Отто-Вильгельм Кёнигсмарк, несмотря ни на что приказал обстрелять Акрополь. Пушки были установлены на холме Филопаппу, поэтому и Парфенон, и другие строения священной скалы были как на ладони. После попадания снаряда в храм произошел взрыв, в результате которого большая часть храма обрушилась. С этого момента история Парфенона становится историей руин.

Вскоре венецианцы оставили Афины, а турки вновь разбили гарнизон на Акрополе, но гораздо более скромный. В руинах Парфенона была построен новая мечеть, а вот то, как она выглядела сейчас может узнать каждый. Дело в том, что на первой известной фотографии Парфенона, сделанной в 1839 году, мусульманский храм прекрасно виден невооружённым глазом.

Окончательное разрушение Парфенона

Постепенно могущество Османской империи стало падать и без надежной защиты памятники Акрополя стали быстро ветшать. Нередко камни от них шли на строительство домов, известны случаи, когда разбивали колонны, чтобы достать свинцовые скобы, которые соединяли барабаны. Как правило, все это было делом рук местных жителей, которым нужно было как-то выживать. Но не остались в стороне и европейцы, которые устроили настоящую охоту за уцелевшими фрагментами фризов и скульптурами.

Самый известный случай – это «мраморы лорда Элджина», которые сейчас выставляются в Британском музее (мы подробнее рассказывали об этом в статье про Новый музей Акрополя). Можно встретить фрагменты фриза Парфенона в Лувре, которые вывез из Афин в 1780 году французский дипломат Огюст де Шуазёль-Гуфье. Но самое печальное то, что судьба большинства фрагментов так и остается неизвестной.

Памятник античного искусства и история его реконструкций

В 1832 году Греция получает долгожданную независимости и уже через два года (28 августа 1834 года) Парфенон официально становится не просто руинами, а памятником античного искусства. Именно с этого времени в истории Парфенона наступает новый этап – этап археологических раскопок и бесконечной реставрации. В 1835 году на территории Акрополя были снесены все постройки, оставленные турками, венецианцами и прочими «варварами». Начались масштабные исследования, результатом которых стало то, что на холме остались лишь памятники, построенные до нашей эры, все остальное было снесено, как, например, Франкийская башня, располагавшаяся чуть южнее Пропилеев.

Справедливости ради стоит заметить, что шли и восстановительные работы. Так в 1840-х годах было частично реконструировано четыре колонны северного фасада и одна с южной стороны храма, около полутора сотен мраморных блоков были возвращены в стены внутренних помещений Парфенона. К сожалению, в 1894 году произошло сильное землетрясение, которое серьезно повредило храм и привело к новому витку реставраций. После землетрясения к работам над восстановлением древнего святилища был привлечен греческий архитектор Николаос Баланос, которые посвятил этому делу 40 лет своей жизни. Во многом благодаря ему, Парфенон приобрел тот вид, который мы можем сейчас видеть.

Уже после смерти архитектора, его труды подверглись жесткой критике, и надо сказать, что не просто так. Главная проблема была в том, что для скрепления блоков Николаос использовал металлические стержни, которые со временем ржавели и разрушали мрамор. В 1986 году было принято демонтировать крепления и заменить их на титановые.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Работы по восстановлению Парфенона идут и в наши дни, и когда они будут завершены не знает никто. Помимо работ над внешним видом, планируется провести реставрацию и внутри храма. Если все получится, то в скором времени туристы смогут увидеть остатки апсиды, сохранившийся с христианской эпохи, и постамент статуи богини Афины Парфенос.

Копии Парфенона в мире

Помимо оригинального Парфенона в Афинском Акрополе существует несколько известных копий, которые, безусловно, заслуживают внимания:

  • Копия Парфенона в американском Нэшвилле, созданная в 1897 году архитекторами У. Динзмуром и Р. Гартом. Главная ее особенность в том, что это полномасштабная реплика знаменитого античного храма. Сначала он был создан из дерева, а в первой четверти XX века здание перестроили в бетоне. В 1990 году храм украсила статуя богини Афины Парфенос.
  • Зал славы Вальхалла – это еще одна копия Парфенона, но уже в меньшем размере, которая расположилась в баварском городе Регенсбург. Реплика была создана в 1842 году архитектором Лео фон Кленце, тем самым, что построил в Санкт-Петербурге здание Нового Эрмитажа.

Также миниатюрные модели Парфенона можно увидеть в некоторых парках миниатюр, например, в парке Tobu World Square в Японии или Window of China на Тайване.

Заключение

Увидеть Парфенон можно бесплатно с холма Филоппапу, но он будет очень далеко. Если купить билет в Акрополь, тогда можно подойти к величайшему античному храму довольно близко. Обратите внимание, что оригинальные части фризов и фронтонов хранятся в Новом музее Акрополя, а непосредственно на священной скале можно увидеть лишь копии. Билет в Акрополь обойдется вам в €20 (или €30 по комплексному билету), а билет в Новый музей Акрополя – €5.

Уникальный античный храм еще очень долго будет волновать умы археологов, историков и архитекторов – сложно представить сколько событий и судеб людей видели эти мраморные колонны, какие секреты он еще скрывает. Стоит ли тратить драгоценные двадцать евро на осмотр груды камней каждый решит для себя сам, но наше личное мнение: вы не видели Афин, если не побывали в Акрополе и не увидели своими глазами эти красивейшие руины древнего Парфенона.

Книги о Парфеноне

  • Мэри Берд «Парфенон» (серия «Биография чудес света») купиить на Лабиринте, посмотреть на Ozon.ru
  • Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. «Судьба Парфенона» купить на Ozon.ru, скачать на Litres

Источник: poznamka.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.