Новый афон греция


Гора Афон, которую называют Святой горой, находится на одноименном полуострове.  Ее высота составляет 2033 метра. Под юрисдикцией Константинопольского Патриархата на афонском полуострове находятся около двадцати монастырей. Верующие почитают Афон, как земной удел Богородицы

Согласно данным за 2001 год в монастырях Афона живут 2262 человек. Афонские монахи пользуются юлианским календарем.

По афонскому уставу на территорию полуострова не должны приезжать женщины. Запрет на въезд касается также животных женского пола.

Паломников восхищает местная природа: горные ручьи, живописное побережье, цветущие деревья. Обширная территория святой горы славится прекрасными пейзажами.

Афон

Афон — самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей.

Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12 скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: келлии (обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли), каливы (из которых, как правило, состоят скиты), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере).

Таким увидел Афон Владимир Ходаков.

Читать также – Каждый раз Афон открывается с новой стороны

Зограф


Зограф относится к болгарским монастырям Святой горы. Его насельники, афонские монахи, как правило, славяне. Монастырь посвятили святому Георгию Победоносцу и в иерархии местных монастырей стоит на девятом месте. Зограф переводится как «живописец». Монастырь был основан Львом Философом и расположен практически на побережье – в трех километрах от моря.

Во времена Михаила Палеолога Зограф не стал присоединяться к унии с Римом и за этот отказ в монастыре мученически погибли насельники обители.

В соборном храме хранятся афонские святыни – иконы великомученика Георгия, написанные в разные времена.

Ставроникита

Ставроникита  –  монастырь X века, он расположен на востоке полуострова. В иерархии горы Афон он находится на пятнадцатом месте. Существует легенда о том, что на месте устроения монастыря когда-то жил отшельник по имени Никита, который занимался изготовлением крестов. Ставроникита в переводе означает «крест Никиты». Во времена крестовых походов первая обитель, посвященная Иоанну Крестителю, была разрушена. Но при Патриархе Иеремии I древнюю обитель восстановили. На территории монастыря была обретена одна из редчайших икон Николая Чудотвторца, поэтому современный монастырь посвящен святому Николаю.


В библиотеке монастыря находится более ста семидесяти рукописей. Гора Афон хранит уникальные библиотеки. В местной – около двух тысяч пятисот напечатанных книг. Кафоликон монастыря украшен удивительными фресками, над которыми трудился сам Феофан Критский. Особо стоит отметить редчайшие монастырские святыни: частицы мощей православных святых, частица Креста Животворящего и древний образ Николая Чудотворца, которую обрели в пучине моря.

Скит святой Анны

Скит святой Анны, матери Богородицы – самый крупный монастырь Афона. Это древнейшая обитель с самым строгим уставом и сонмом новомучеников, пострадавших за Церковь в период турецкого владычества. Скит находится в подчинении у Великой Лавры.

В ночь накануне причастия насельники монастыря святой Анны обычно не спят, во время Великого Поста не покидают монастырь, а иеромонахи не служат вне пределов Святой горы. Главная святыня обители – стопа святой праведной Анны. Здесь молятся о бесплодных парах, мечтающих о младенце. Гора Афон всегда считалась особым местом, где возносились самые горячие молитвы о появлении ребенка у бездетных супругов.

Кириакон монастыря при Вселенском Патриархе Дионисии III. В XVIII веке его отреставрировали благодаря старцу Филофею Пелопонесскому. Иконописцы Филофей и Афанасий расписали кириакон. Колокольню здесь возвели в 1774 году. Многие современные подвижники и старцы нового времени подвизались именно в этом скит: архимандрит Херувим, основатель обители Параклита и его ученики, распространявшие христианскую веру по всей Греции.

Пантократор


Монастырь Пантократор находится в северо-восточной части полуострова вблизи Кареи. Он стоит на 50-метровом холме. В соборе монастыря – древнейший иконостас горы Афон.

Пантократор – это греческий термин, который обозначает иконографический тип Спасителя как Спаса Вседержителя, Царя и Судии.  Это один из самых древних иконографических образов Христа.

В диптихе монастырей Святой горы Пантократор на седьмом месте.

гора Афон

Карея

Карея или Карье (славянское обозначение) – столица Афона. Это – административный центр местного монашеского государства. У этого государства особые правила и устав, насчет некоторых из них до сих пор ведутся споры: так многих возмущает то, что на полуостров не могут прибыть паломники женского пола. Не все верующие согласны с таким строгим ограничением. Карея – поселение в глубине полуострова, которое основали в IX веке. Именно здесь находятся как Священный Кинот, так и Священная Эпистасия. Здесь растет много орешника, поэтому столица и названа в честь орехового дерева. Здесь около двадцати представительств всех афонских монастырей. Гора Афон славится разнообразием флоры.


Храм Протата (храм Успения Богородицы), также заложенный в IX веке – центральный собор административного центра. Это базилика без купола, три нефа которой образуют собой крест. Фрески Мануила Панселина украшают храм. Его также расписывали представители знаменитой критской школы.

Неподалеку от храма – библиотека Священного Кинота, где хранится более сотни исторических рукописей и Аргос – шкура козла с первым Типипоком. Святогорские монахи получили его от императора Иоанна Цимисхиема в 972 году.

Во время больших праздников местные монахи-келиоты вместе молятся в протатском соборе. Они несут различные послушания: плотничают, шьют монашеские одеяния, производят ладан и.т.д.

Здесь же располагается церковная школа: гимназия и лицей.

Среди святынь Кареи – чудотворная икона Млекопитательница. В Типикарницу эту икону когда-то привез Савва Сербский. Ранее она находилась в Лавре преподобного Саввы Освященного.

Здесь же, в небольшой келье, редчайшая и уникальная икона Божией Матери «Достойно есть», которая упоминается в древнем предании. Считается, что однажды афонский старец решил выслушать Всенощное бдение в Карейском соборе. А его послушник оставался в келье. Внезапно в келье раздался стук. Послушник открыл дверь и увидел человека в монашеском одеянии. Послушник ввел незнакомца во храм и они стали петь древнюю песнь святого Космы Маюмского, но незнакомец поменял слова на «Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего».


Растрогавшись, послушник попросил незнакомого монаха записать слова этой песни, но у него не нашлось чернил. Тогда незнакомец спросил, есть ли каменная плита. И перстом своим высек слова песни на плите. Камень под его ладонями смягчался как воск. Вернувшись, пораженный старец поместил этот камень в Протат, а икона, перед которой была исполнена дивная песнь, перенесена в Соборный храм.

Это событие отмечается на горе Афон каждый год 11-го июня.

Читать также – Пасха на Святой Горе Афон

Иверский монастырь (гора Афон)

Греческий монастырь, находящийся на третьем месте святогорской иерархии. Обитель основали грузины в 980 году. Именно гора Афон и Иверский монастырь хранят почитаемую нашими соотечественниками Иверскую икону Божией Матери.

Хиландар

Хиландар – монастырь, стоящий четвертым в иерархии Святой горы. Он находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но и Сербская Православная Церковь поддерживает эту обитель духовно. Монастырь расположен на северо-востоке полуострова. Его основали в 1197 году сербский архиепископ Савва и князь Стефан, но в 2004 года монастырь охватил страшный пожар, оставив за собой многочисленные разрушения. Половина строений Хиландара была уничтожена огнем. Библиотека, несколько часовен и ризница не пострадали.

Сейчас в обители подвизаются около 70-и монахов. После чудовищного пожара, к счастью, уцелела уникальная библиотека афонского монастыря, где хранятся древние рукописи и уникальные печатные тексты. Монастырь восстанавливается.


Среди особо почитаемых святынь – частица Тернового Венца Спасителя, Плащаница Иисуса, икона Богородица «Троеручица», икона «Млекопитательница», икона Божией Матери «Акафистная» и жезл Саввы Освященного, ковчеги с мощами святых.

Чтобы посетить монастырь паломники получают специальную визу  на Афон, которая называется диамонитирион. Она дает право попросить о ночлеге в любом монастыре Святой горы Афон при наличии свободных мест. До Хиландара можно добраться на катере из поселка Иериссос.

Паломники со всего мира приезжают послушать удивительное пение афонских монахов, помолиться перед древними святынями и увидеть удивительные красоты греческого полуострова, на который не пускает женщин, что, кстати, рождает многочисленные споры о целесообразности таких строгих правил. Тем не менее устав местных монастырей остается чрезвычайно консервативным, а гора Афон по прежнему привлекает паломников.

Надеемся, что фотографии позволят вам хотя бы отчасти представить, как прекрасны обители Святой Горы (гора Афон), а кого-то вдохновят на визит в намоленные места.

О горе Афон на Правмире:

  • Русский Афон
  • Жизнь в Афонской киновии
  • Афон: сокровенная жизнь
  • На Святой Горе Афон

Источник: www.pravmir.ru

Краткая история монашеской республики (гора Афон)


Указ греческих законодателей, принятый в 1926 году, предоставил Афону статус теократической республики. Это церковное государство управляется из собственной столицы – таковой считается городок Карье – советом из двадцати представителей, избираемых по одному от каждого монастыря сроком на один год, этот правящий орган называется Айия Эпистасия (Святое Надзирательство). При этом Афон остаётся частью Греции: все монахи, прибывшие на Святую Гору из других стран, обязаны принять греческое гражданство, а греческое светское правительство представляет на полуострове назначенный этим правительством губернатор и небольшое полицейское подразделение.

В иерархии Афона у каждого монастыря своё особое место: Великая Лавра – на почётном первом месте, Констамониту занимает 12-ю строчку в списке. Все селения на полуострове присоединены к тому или другому из двадцати «правящих» монастырей, и «владения» эти довольно разнообразны: от скитов, как называются небольшие монашеские общины (занимающие группу домов или жилой корпус, так что подчас непонятно, в чём отличие скита от монастыря), до келий – обычно это хижина или нечто вроде крестьянского дома, но есть ещё и исихастирьо – жилища отшельников, и нередко такие склонные к предельному уединению монахи селятся в пещерах. На полуострове немало и мужчин-мирян, в том числе мусульман-албанцев: по большей части они обрабатывают принадлежащие монастырям сельские угодья или заняты другой физической работой.


История монашества на Афоне уходит в седую старину, и о возникновении этого явления много споров и ещё больше преданий. Самое расхожее в народе сказание утверждает, что сильный ветер прибил корабль Богородицы, направлявшийся на Кипр, к афонским берегам. Она поразилась великой красотой Горы, а некий небесный голос освятил местность во Её имя (провозгласив Гору уделом Богородицы). Согласно другому преданию Константин Великий заложил здесь первую обитель в IV веке, но эта дата, несомненно, слишком ранняя, поскольку первое упоминание об афонском монашестве в документах появилось лишь в 843 году (монахи-святогорцы присутствовали на совете у императрицы Феодоры), так что скорее всего первые иноки пришли на полуостров к концу VII века.

Монашеская республика (гора Афон)

Афон предоставлял раннехристианскому монашеству благоприятнейшие условия: где ещё укрываться от внешнего мира – в частности, от напиравших с востока арабских завоевателей, да и от властей самой Византии, если те вздумают, например, позариться на иконы (как было в VIII-IX веках), если не на далёких и безлюдных горных склонах? К тому же внушающие благоговение красоты края облегчали примирение и соединение с Богом.


авнее прочих из первых монахов-святогорцев – Пётр Афонский и Святой Евфимий Солунянин (из Салоник), оба в середине IX века жили в кельях, устроенных в пещерах, которых в здешних горах немало. В 885 году эдикт императора Василия I признал Афон монашеским заповедником, а отшельники мало-помалу начали собираться в общины, переходя тем самым к «общежительному иночеству» – по-гречески такой коллектив монахов обозначается термином киновия (буквально: «жизнь вместе, сообща»).

963 год традиционно считается датой основания первого монастыря: Афанасий Афонский при мощной финансовой поддержке императора Никифора Фоки заложил обитель, называющуюся теперь Великой Лаврой. За два последовавшие за этим столетия под покровительством других византийских императоров основывались всё новые и новые монастыри, и их число достигло сорока (и в каждом будто бы спасалось по тысяче насельников), и это не считая скитов, отшельничьих пещер и прочих меньших обителей. А в XI веке Афон стал причинять хлопоты. То пираты на монастырь нападут, то на Гору вторгнутся пастухи-влахи – ордой в 300 семейств. После вызвавшего толки и немалое смущение известного неблагообразного происшествия, случившегося между монахами и пастушками, влахов с полуострова прогнали, а имперская власть издала «хрисовул» (золотую буллу – указ под золотой («хрисо») печатью) с запретом любой млекопитающей твари женского пола, от людей ли или же, равно, скотов, вступать на Афон.


Этот эдикт, известный как «аватон» (да не прейдёт) в силе и поныне: для кошек, правда, сделано не очень гласное исключение – не то от грызунов житья бы не было. В XII веке монастыри обрели некий международный – и уж, по крайней мере, все православный – облик, поскольку румынские, русские, сербские иноки, по одиночке и целыми толпами стали искать на Святой Горе укрытия от трёх волнений и превратностей «века сего» (того, в котором Господь судил им жить). Сам Афон страдал от франкских набегов, когда Константинополь (нынешний Стамбул) был оккупирован латинянами (1204-1261 годы), да и позднее испытывал немалое давление радетелей за Унию из латинских Салоник, подталкивавших обитателей Святой Горы к союзу с западными католиками: во дворе монастыря Зограф стоит памятник монахам, принявшим мученическую кончину в то время за верность православию, точнее, за отстаивание независимости православного христианства.

В начале XIV века монахи пережили два ужасающих года непрерывных грабительских набегов каталанских наёмников, но они оправились, в чём очень помогли благотворители из Сербии – затем наступили годы небывалого процветания в XV и XVI веках. А когда Византийская империя подпала под власть Османов, отцы мудро отказались от сопротивления, поспешив наладить отношения с султанами, и один из первых владык новой мусульманской Империи даже побывал на Святой Горе с государственным визитом. Конец Средневековья принёс хозяйственные трудности из-за непосильных налогов и конфискаций, и самосохранения ради многие монастыри отказались от общего владения имуществом и сменили киновию на идиоритмию – в этой саморегулирующейся системе монахи жили вместе и совместно участвовали в богослужениях, но трудились и вкушали пищу порознь, каждый за свой счёт. Тем не менее, Афон оставался духовным средоточием Православия, а в XVII и XVIII веках даже сумел построить и содержать свои собственные учебные заведения.

Порт Дафни (гора Афон)

Но подлинный упадок пришёл на Святую Гору в начале XIX века, с окончанием Войны за независимость, в которой немало монахов приняло сторону греческих революционных сил. В Македонии мятежники были без труда раздавлены, область осталась под османским управлением, и монахов призвали к расплате за содеянное. На Афоне разместился постоянный турецкий гарнизон, а число насельников в монастырях начало стремительно сокращаться – тем более на заре греческой независимости, занявшейся на юге Греции, монашество в греческом православии частично утратило своё значение. На грани XIX и XX веков образовывающуюся пустоту пробовали заполнить православные монахи из-за рубежа, в частности, из России. Но афонские отцы всегда противились любым поползновениям, грозившим размыть греческий облик Святой Горы, и были готовы платить за это даже собственным вещественным благополучием.

В самом начале 1960-х годов падение достигло наинизшей точки и число монахов не превышало тысячи – по сравнению с 20 тысячами в славные времена Афона. К нынешнему времени, правда, численность монахов доползла до двух тысяч, средний возраст снизился и заметно возросло присутствие в монашеской среде хорошо образованных людей. Приветствуя наметившееся возрождение, многие монахи и заинтересованные наблюдатели сетуют на просачивание светскости на Святую Гору: в некогда смиренных обителях есть такие вопиюще мирские ухищрения, как факсы и мобильные телефоны, а иные части полуострова обращены в стройплощадки, и чуть ли не повсюду реставрируются старинные, а то и сооружаются новые здания.

Как добраться и перемещаться по горе Афон

Чтобы попасть на Афон из Салоник, садитесь на автостанции КТЭЛ на Каракасси 68 на автобус до Уранополиса или Иерисоса. Из Уранополиса большую часть года ежедневно отправляются два судоходных рейса: большинство предпочитает садиться на корабль, отправляющийся в 9:45 и идущий 90 минут в главный порт Афона на юго-западном побережье Дафни, откуда служебный транспорт доставляет паломников в небольшую монастырскую общину Святой Анны. Выезжая из Салоник в тот день, с которого начинается период разрешённого вам пребывания на Афоне, вам необходимо успеть на самый ранний автобус (6:00) КТЭЛ, чтобы попасть на этот утренний корабль. Есть ещё один рейс, он отправляется в 6:30, идёт быстрее и приходит прямо в Дафни (разумеется, вам придётся остановиться на одну ночь в Уранополисе).

Из Иерисоса судно отправляется в 8:35 ежедневно и идёт вдоль северо-восточного побережья до монастыря Великой Лавры (2 часа; 15 €), но обычно команда дожидается прихода первого утреннего автобуса. Опасаясь упустить корабль, ночуйте в Иерисосе. Корабль не обязательно причаливает к каждой пристани на своём пути, но всегда останавливается у полицейского поста в Хиландариу для проверки документов. Мини автобусы и другие сухопутные средства передвижения обычно приходят ко времени отправления больших паромов в Дафни и другие гавани, чтобы доставить людей в городок Карьес и другие монастыри, которые недалеко от дороги. Это может быть дорого, но если водитель из мирских, вы можете заранее договориться о цене. Большинство иностранных приезжих, однако, предпочитают передвигаться пешком, используя превосходную карту «Road Editions», к которой прилагается 48-страничный информативный буклет.

Покидая монастырь, просите, чтобы вам показали начало тропы, сказали примерное время в пути и рассказали о состоянии дороги. Если вы держите путь на Афон из Уранополиса, вам первым делом следует посетить Бюро паломничества (ежедневно 8:10-14:00) – это на въезде в город, за бензозаправкой. Решив заночевать, приходите в учреждение задолго до начала его работы, поскольку маленькая контора переполняется народом сразу же по прибытии шестичасового автобуса из Салоник. В бюро вам поменяют полученную вами в Салониках квитанцию о подтверждении вашего желания побывать на Афоне на настоящее разрешение и надо будет заплатить за него (30 €; или, если у вас есть студенческая карточка, для лиц в возрасте до 27 лет –20 €). С этим документом на руках вы вправе останавливаться в любом из крупных монастырей и в обителях поменьше.

Дома на берегу Ватопедского монастыря (гора Афон)

Если же начать с Иерисоса, то разрешения пассажирам выдают в полицейском участке на пристани Хиландар, первого монастыря на северо-восточном побережье, после чего вы вправе или сойти на берег, или продолжить путь на корабле к любому из других монастырей – по вашему выбору. На время написания данной статьи 15 из 20 главных и 2 меньших монастыря требовали бронирования загодя (за два месяца вперёд официально), то есть предварительной договорённости по телефону или факсу круглый год – если вы намерены переночевать в соответствующей обители. Все эти 17 общин называются по ходу дальнейшего изложения и для каждой обители сообщаются № телефонов и факсов и время, когда следует выходить на связь с нею. Если телефон не отвечает сразу, будьте настойчивы, только звоните в указанные часы, с понедельника по субботу, и не рассчитывайте на ответ, если день приходится на большой церковный праздник. Многие гости хотели бы продлить срок пребывания за пределы минимума в 4 дня.

Теоретически подобные запросы удовлетворяет Айия Эпистасия (Святое Надзирательство), правительство монашеской республики в городке Карье, хотя вы должны будете убедительно обосновать свою просьбу. Обычно с разрешением на два или три дополнительных дня трудностей не возникает, и ваши шансы существенно возрастают, если не сезон. А в том случае, если вы и некоторый монастырь пришлись по сердцу друг другу и вы вознамерились стать послушником, то вам могут выдать «идико дьямонитирьо» (особое дозволение на проживание). Чаще всего архондарий (монах, ответственный за общение с гостями) первым делом просит показать разрешение, а если ваши манеры покажутся ему вызывающими или неподобающими, неважно, какой срок у вас остаётся согласно вашему разрешению – ничто не заставит его приютить вас. Да и надписи на монастырских стенах напоминают: «Гостеприимство необязательно».

  • Разрешения на паломничество и доступ на Афон

Для получения разрешений на посещение Афона (диамонитирьон) первым делом необходимо позвонить в Бюро паломничества на гору Афон (Графио Проскинитон Айиу Орос) в Салониках. Учреждение занимает прекрасное здание в стиле неоклассицизма на Эгнатия 109 (понедельник-пятница 9:00-14:00, суббота 10:00-12:00, закрыто по воскресеньям и главным святым праздникам; почтовый индекс: 54635). Здесь же находится книжный магазин, торгующий иконами и книгами об искусстве, истории и природе Афона и о самих монастырях. Чиновники не любят, если к ним просто заглядывают, сначала звоните.

По предварительной договорённости вам нужно будет отослать на адрес бюро по почте копию соответствующих страниц вашего паспорта или другого удостоверения личности, действительного в стране, гражданство которой вы имеете, а затем подтвердить своё намерение посетить Святую Гору, ближе к назначенной дате и, конечно, накануне её. Выдают десять разрешений в сутки не православным и сто в сутки – крещённым в греческой православной вере, независимо от гражданства.

Затем вам выдадут подтверждение разрешений на проживание в Афоне сроком до четырёх ночей (трёх дней) на определённую дату. Назначать эту дату по своей воле вы не сможете, особенно с мая по сентябрь. А чтобы попасть на православную Пасху, да и в любое другое время, требуется начинать хлопоты о разрешении за многие месяцы вперёд, хотя бы за полгода. В бюро собственно перед путешествием вместо разрешения вам выдадут квитанцию, которую в Уранополисе вам поменяют на само разрешение. Эту квитанцию вам могут переслать по почте или факсом или же вы можете явиться за ней лично.

Монастырь Дохиар на горе Афон

Посещение монастырей Афона в Греции

Имея разрешение на руках, вы вправе останавливаться и питаться в главных монастырях – и некоторых меньших – бесплатно. Будете предлагать деньги, у вас их не возьмут, хотя паломников всячески убеждают покупать свечи, ладан, диски с церковной музыкой и репродукции икон разного качества. Ночевать вы будете преимущественно в общих спальнях, условия воистину спартанские, но где-нибудь в подвале бывает душ (иногда даже с горячей водой) и вам всегда и везде дадут простыни и одеяла, так что нет нужды таскать с собой спальный мешок. Едой по большей части Афон обеспечивает себя сам: основу монашеской диеты составляют помидоры, бобы, фасоль, оливки, зелень, хлеб из муки грубого помола, сыр и паста (как в Италии), при случае появляются такие лакомства, как хальвас (халва) и фрукты.

В воскресенье, после утренней службы к рыбе (свежей или из банки) часто подают вино – это самая роскошная трапеза на всей неделе. Обычно в день к столу приглашают лишь дважды: поздним утром и примерно часа за полтора или два до заката. Возможно, вам не помешает какое-то самообеспечение – стоит иметь при себе такой сухой паёк, как орехи, сушёные фрукты и иные богатые энергией продукты – на тот случай, когда вы не успеваете к утренней или вечерней трапезе либо вам предстоит долгий путь пешком из монастыря в монастырь (правда, если вы не успеете к столу, вас могут покормить остатками трапезы, которые приберегают для опоздавших). В Карьесе есть кое-какие магазины, но чтобы не мучиться с выбором и не тратить попусту дорогое время, запастись провизией лучше пораньше, до прибытия на Афон.

Даже если у вас хорошая карта, вы всё же попросите, чтобы вам показали начало тропы и сообщили хронометраж и протяжённость в километрах затеянного вами путешествия, а также рассказали об условиях в пути. Строят всё новые и новые дороги, поэтому тропы забрасываются, а климат – влажный, так что года за два всё бесповоротно зарастает высокой травой, а потом и густыми кустами. При необходимости вы можете дополнить пешие походы перемещением по морю: маленький катер регулярно снуёт вдоль побережья, но только юго-западного. Катер отправляется около 9:15 летом из порта Кафсокаливья, что почти на южной оконечности полуострова, и заходит во все гавани, попадающиеся на пути к Дафни и добирается до «границы» Афона около полудня. Гладенькие мини-автобусы марки «Лендровер» по расписанию подгадывают к прибытию крупных паромов, но кататься на такой красоте бывает накладно, а если за баранкой – мирянин (не монах), то о цене договаривайтесь до поездки.

В любом случае в выбранный вами монастырь вы должны прибыть засветло, так как все монастыри и многие меньшие иноческие обители запирают входные ворота на закате солнца. По прибытии вы спрашиваете архондария (монаха, распоряжающегося гостями), и тот, чтобы отметить встречу и знакомство, обычно подносит вам ципуро (крепкий спиртной напиток) и лукуми (турецкие сладости). Архондарии часто прилично говорят по-английски. Ежедневное расписание обители может сбить вас с толку – знайте, что время отсчитывается по рассвету или закату, в Византии. На северо-восточной стороне Афона за «12 часов», то есть за момент, когда обе стрелки на циферблате, и часовая, и минутная, показывают строго вверх, принимается не полдень и не полночь, но рассвет и закат солнца.

Лишь Ватопедский монастырь держится «мирского» времени, и по нему же ходят наручные часы на монашеских запястьях, а в большинстве монастырей на стене вывешивают настенные часы в двух экземплярах, бок о бок два циферблата: один с «византийским», другой со «светским» временем, со всеми переходами с летнего времени на зимнее и наоборот, как в остальной Греции. А вот юлианский календарь, отстающий от прочего мира на две недели, действует по всему Афону, и именно по «старому стилю» отмечаются церковные праздники. Большинство монастырей обходится «своим» электричеством от автономных генераторов – хотя нередко их заводят лишь на несколько часов на заре, и тогда в обители тускло светятся подслеповатые лампочки, но телефоны теперь – везде, а кое-где попадаются и факсы. Но вся эта сверх современность на распорядок жизни влияет очень слабо: и вы, и, разумеется, монахи будете ложиться рано, вскоре после захода солнца.

Русский монастырь Святого Пантелеймона на горе Афон

Иногда, в часы пополуночи монахи на какое-то время встают ради уединённых молитвенных размышлений или иных занятий, после чего бывает ортрос (утреня – (сравнительно) короткое богослужение). Примерно около рассвета случается ещё один «тихий час», сразу же перед главной литургией (аколутия, русское название «обедня»). После обедни все собираются на утреннюю трапезу – где-то между 9:30 и 11:30, в зависимости от времени года и дня недели. Пополудни монахи занимаются физическим трудом, до самой вечерни (эсперинос), на которую нередко созывает колокольный благовест – этот не лишённый определённой музыкальности «концерт» звучит часа за три до заката летом (и почти на самом закате зимой). За вечерней службой сразу же следует вечерняя трапеза, а за нею – коротенькая служба на сон грядущий (аподипно). Надо сказать и пару слов насчёт манер, поведения и обращения гостей с хозяевами (и наоборот), поскольку очень много недоразумений возникает из-за проявлений взаимного неуважения, действительного или случайного.

Что касается вас, то вы всегда должны быть «полностью» одеты, даже собираясь из спальни в ванную. Это значит, никаких шортов, никаких головных уборов в стенах обители, а рукав должен закрывать руку по всей длине, от плеча до запястья. Не вздумайте купаться в море или открытом водоёме при людях, и уже тем более нагишом – ищите такое место, где вас никто не увидит. Курение во многих обителях под запретом, хотя кое-где курильщикам и дозволяют предаваться этому пороку на балконах. А закурив на лесной тропе, вы совершите уголовное преступление, – греки (обоснованно) боятся лесных пожаров, часто вспыхивающих и без вашей «помощи». Так что, если вы курите, лучше распрощаться с этой привычкой на всё время пребывания на Афоне – такое решение удобно считать постом или покаянием.

Петь, свистеть или повышать голос категорически запрещается. Кроме того, не вздумайте держать руки за спиной или в карманах либо сидеть нога на ногу, тем более по ходу разговора с монахом – всё это позы неподобающие: подумают, что вы строите из себя какого-то властелина или большого начальника. Фотографировать монахов можно только с их разрешения – никогда не забывайте просить такового! Во многих обителях фотографировать вообще запрещено, а видеокамеры на Святую Гору не допускаются. Постарайтесь не заглядывать во все углы, особенно туда, куда вас как-то не приглашали, пусть и кажется, что место вроде бы открыто для всеобщего обозрения. Монастыри и их насельники относятся к туристам и паломникам, что называется, очень неровно, и слава той или иной обители предваряет встречу с этой самой обителью, будучи излюбленным предметом пересудов между зарубежными паломниками на тропе.

Если вы – не православный, вас, скорее всего, будут вежливо не замечать. Во многих учреждениях вывески откровенно запрещают не православным присутствовать на богослужениях и разделять с иноками трапезу. Но другие монастыри принимают гостей, независимо от их вероисповедания. Вы очень даже можете натолкнуться на фанатично верующих или встретиться с обезоруживающим добродушием, причём в одном и том же месте и за какие-нибудь минут десять, и безо всякого намёка на перепад, из-за чего не очень-то просто составить целостное представление об Афоне или о каком-то конкретном монастыре. Если вы не православный, но вроде бы достаточно понимаете по-гречески, чтобы сообразить, что вам пытаются внушить, то почти наверняка деликатно или не очень вам скажут, что вы должны обратиться в истинную веру.

Стоит учесть, что монахи вообще-то надеются принимать у себя религиозных пилигримов, а не досужих туристов, и что самим инокам подобает огненная ревность по вере, а не попустительство. Вообще говоря, на благожелательную заинтересованность в вас вы можете рассчитывать со стороны тех монахов, которые в какой-то мере образованы или поднаторели в иностранных языках. Кстати, в меньших идиоритмических общинах условия обычно тяжелы даже по не мягкотелым монастырским меркам, а на келли (отдельные кельи в домах и хижинах) правило монастырского странноприимства не распространяется, так что вам, чтобы переночевать в такой небольшой обители, надо сначала подружиться с её хозяевами.

Источник: turizm.world

История Афона

Афон запечатлен не только в мифах, велико его значение и в древней истории. Именно у этих скалистых берегов погиб, разметанный бурей, флот зятя персидского царя – Мардоний с огромным войском шел завоевывать благодатную Грецию, но ненастье спасло страну. Через 150 лет Дейнократ – талантливый архитектор Александра Македонского, известный своими амбициозными проектами, предлагал превратить гору в достопримечательность, сотворив на ее месте огромную статую повелителя. Согласно его задумкам из одной руки в Эгейское море текла бы река, а у другой – лежал город. Великий царь поразмыслил и велел оставить старый Афон, каким он есть.

Если не рассматривать религиозную составляющую Святого Афона, а только культурный аспект, это изумительный научный образчик места, где Древняя Византия сохранилась практически в первозданном виде. Главным образом – в укладе молитвенной жизни местных монахов.

Географическое и политическое положение

Полуостров Халкидики похож на три пальца, самый восточный из которых – Агион-Орос, или Афон, площадью 360 км². Ширина Афона в самом узком месте – 7 км, максимальная – 19 км, протяженность — 60 км. Гора Афон (высота 2033 м) расположена на юго-востоке, и ее смело можно назвать мраморной, потому что именно этот камень является базовой скальной породой. Дороги Афона не очень хороши, поскольку прокладывались еще в 80-е годы прошлого столетия, но это не очень важно. Машин здесь мало, на госномерах тех, которые есть, красуется византийский флаг. Используется автомобильный транспорт главным образом для перевозки грузов. А вот паломникам доехать в странноприимный дом не получится, перемещаться здесь принято пешком. Афон – монашеская республика.

Вид на гору Афон

Вся гора состоит из двадцати территорий, по числу существующих монастырей. Их количество никогда не будет увеличено. Строительство двадцать первого не разрешено Уставной Хартией Святой Горы в Греции, что поясняется имущественными привилегиями. Поэтому, если численность монахов увеличится настолько, что нынешние обители переполнятся, селиться придется в кельях и скитах, которых ровно 12. В настоящий момент общее количество монахов на горе Афон в Греции достигло 1 700. Сюда входят и скитские насельники, и келлиоты. До Первой мировой войны их было больше 12 тысяч.

Сегодня все монастыри Афона стали общежительными, и, как в настоящем государстве, власть в них разделена на исполнительную, которую представляет духовный отец-настоятель, и законодательную в лице совета старцев. Они поделены следующим образом:

  1. Великая Лавра, Эсфигмен, Ксенофонт, Дохиар.
  2. Каракалл, Ватопед, Кутлумуш, Ставроникита.
  3. Иверский, Симонопетра, Филофей, Пантократор.
  4. Святого Павла, Хиландар, Григориат, Ксиропотам.
  5. Констамонит, Святого Пантелеймона, Дионисиат, Зограф.

Русские на Афоне

Старцы афонского монастыряДостоверно известно, что наши единоверцы и соотечественники появились на Афоне в Греции, в монастырях, еще в эпоху Крещения Руси, а дружинники княгини Ольги установили здесь первый русский престол. В XII веке русским монахам передали одну из обителей – Руссик и, начиная с XV в., московские правители жертвовали ей значительные суммы. Тем не менее, не миновали Руссик и периоды запустения, почти забвения из-за позиции властей Греции и местных восстаний. Все это происходило на фоне общего упадка афонского монашества, но всякий раз удавалось отстраивать заново. Сложно переоценить вклад, который внесли в дело процветания русского монастыря на Афоне – Пантелеймонова — два легендарных духовных наставника – Отец Макарий и отец Иероним.

Во время Первой мировой войны враги Российской империи – захватившие остров греки и болгары – сильно притесняли русских монахов, отбирали часовни, прогоняли из обителей. А с 1918 г. и вовсе запретили приезд кого бы это ни было из Советского Союза или белой эмиграции. Такое положение вещей продолжалось вплоть до 1955 г. Если в 1913 году из 12 тысяч монахов 5 тысяч были русскими, то к 1965 году русских осталось только 62 человека. Последний – старец Сампсон – покинул этот мир в 1972 г. Посещение Горы Афон, где находятся и наши монахи, президентом В. Путиным состоялось дважды. Второй раз это произошло в 2016 году в рамках празднования тысячелетия русского монашества на Святой Горе.

Женщины на горе Афон

То, где находится Афон, знают, пожалуй, все. Но каждому ли открыт сюда доступ? Едва ли не главный обычай монашеской горы – аватон (запрет) на проникновение сюда женщин и всех животных женского пола. Библейская история гласит, что это особое место на Земле осенено спасением Пресвятой Богородицы. Корабль, на котором она вместе с Евангелистом Иоанном направлялась к Кипрскому епископу Св. Лазарю, попал в бурю и затонул. Пораженная прибрежной красотой, Пресвятая Богородица попросила своего Сына даровать ей здешний спасительный край, и согласие Небес было получено.

Традиция свято соблюдается на протяжении более чем двух тысячелетий, и сейчас это прописано в 186 статье Устава: проникновение женщины на территорию духовного государства карается реальным лишением свободы на срок до года. Европейские феминистки в свое время устраивали акции и демарши, усмотрев в правиле ущемление прав женщин, но позиция Афона в этом отношении осталась неизменной. И все же – были ли на Святой Горе женщины? Да, беженки, которых монахи милосердно приютили в своих обителях.

Побережье горы Афон

Мужчинам сюда можно

В отношении посещения молитвенных поселений мужчинами тоже существуют значительные ограничения. В частности, под запретом:

  • фото- и видеосъемка;
  • купание;
  • громкий разговор;
  • употребление бранных выражений;
  • провоз оружия и даже клеток для животных;
  • оголение коленей и плечей.

Хотя для фотографирования иногда делают исключения, благословение на это следует просить в монастырях, но предостерегаем от несанкционированной фотосъемки монахов. Видеокамера и Святая Гора не должны пересекаться.

Тем не менее, побывать здесь может каждый независимо от вероисповедания, хотя число неправославных посетителей ограничено 12 гостями в день для каждого монастыря. Посетить Афонский монастырь в Греции можно после получения особого разрешения – общего (действует 4 дня) или индивидуального (бессрочное). Последнее выдает паломнику конкретная территория, поэтому теоретически дает право ночевать именно там. На практике традиции гостеприимства на Святой Горе настолько нерушимы, что приют обязательно дадут и в 19 остальных обителях. Никакой платы за ночлег и еду монастырь не берет, просто желательно предупредить о своем прибытии за две недели.

Трапезная в афонском монастыре

Какой он – туризм на Афоне

Полуостров Афон разделен надвое: светскую и православную части. Несмотря на это, меньшинство едет сюда за пляжным отдыхом. И даже экскурсионные цели не в приоритете – как правило, дело ограничивается морской прогулкой, во время которой катер приближается к берегу горы. Иногда лодки с туристами сопровождают добрейшие обитатели глубин – дельфины, внося в общее ощущение благости этого места особые ноты. Туристам, которые предпочитают проводить время в воде и на горячем песке, следует останавливаться в Уранополисе и в Неа-Рода – двух местных курортах. Здесь есть как оборудованные с привычным европейским комфортом места, так и совершенно очаровательные дикие пляжи, добраться до которых можно на такси.

В религиозную часть полуострова, на Афон – Святую Гору, приезжают именно паломники, главным образом, православные христиане, чтобы в «земном уделе Пресвятой Богородицы» приобщиться к подвигу многих тысяч монахов, посетить древние монастыри, часовни, увидеть чудотворные иконы (многие из них считаются нерукотворными) и уникальные христианские рукописи. Именно здесь, в одном из главных святых мест для православных, Господь ближе всего к своим чадам.

Климат и природа в окрестностях горы Афон

Афон расположен в субтропиках и климат здесь дивный, средиземноморский. Это значит, что лето долгое и жаркое, а зима – теплая и дождливая, снег выпадает редко и сразу тает. Влажность не слишком высока, что будет комфортным для всех туристов и создаст выгодный контраст с популярными азиатскими курортами, расположенными в Индийском океане. К тому же никаких сезонов ветров, песчаных бурь и дождей.

Афон сплошь покрыт густой зеленью. Леса здесь еловые, каштановые и дубовые. Там, где нет больших деревьев, их заменяет густой кустарник. До определенного уровня на горах Афона разрослись огромные вековые платаны, выше них – вересковые пустоши. Монахи-святогорцы никогда не разводили овец, поэтому благодатные условия для развития растительного мира были сохранены. Множество видов растений встречаются только здесь и больше нигде в мире, так называемые эндемики. Вся питьевая вода из источников, берущих начало высоко в горах, а поэтому чиста, целебна и пропитана природной красотой и благостью здешних мест. Очень живописны бескрайние оливковые плантации и виноградники, уходящие за горизонт, рощи грецких орехов и замечательные сады фруктовых деревьев – греческой черешни, яблонь и груш. Это все легендарная страна Греция.

Паломникам, посетившим одну из духовных столиц православных христиан – Афон, даруются духовный покой и особая благость. Светские туристы получат огромное наслаждение от красоты местной природы, чудесного песчаного побережья, прозрачных, напоенных пронзительным греческим солнцем бухт, скалистых берегов полуострова и незабываемой природы – хвойных и густолиственных лесов, экскурсий на фермы, где производят местное оливковое масло, и в сыродельни. Мы советуем посетить этот греческий полуостров – край, полный легенд и святынь.

Источник: globusmira.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.