Богиня плодородия в древней греции деметра


(Δημήτηρ), в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи (Hes. Theog. 453), сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону (912-914). Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Д. засвидетельствовано её именем (букв. «земля-мать»; греч.δα, δη-γή, «земля»). Культовые обращения к Д.: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука») указывают на функции Д. как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах (Hom. II. V 499-501). Она наполняет амбары земледельца запасами (Hes. Opp. 300 след.). К Д. взывают, чтобы зёрна вышли полновесными и чтобы удалась пахота (465-468). Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, и плодом этого брака был Плутос – бог богатства и изобилия (Hes.


eog. 969-974). Д. научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зёрна пшеницы, которыми он засеял всю землю (Apollod. I 5, 2). В мифе о Д. отражена также извечная борьба жизни и смерти. Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне «К Деметре» (Hymn. Hom. V) рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Д. приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Её приветливо встречают в царской семье, и впервые после потери дочери Д. развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне. Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Д., богиня удаляется, открыв своё имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нём восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид даёт своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зёрнышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Д., и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил.

ранатовое зёрнышко – символ плодовитости, но владельцем его является бог смерти.).
Д.- прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не изнеженной ионийской знатью. Её повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Д. относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Д. почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют «двумя богинями» и клянутся именем «обеих богинь» (ср. «Женщины на празднике Фесмофорий» Аристофана). Главное священное место Д.- Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Д., её странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мёртвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь – «обе богини» почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвящённым. Элевсинские таинства, воспринимавшиеся как «страсти» Д., считаются одним из источников древнегреческой трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описывает храм Д.

евсинской в Тельпусе (Аркадия), где рядом соседствуют мраморные статуи Д., Персефоны и Диониса (VIII 25, 3). Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Д. Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. «Гневающаяся и мстящая» Д. (Эриния) омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней (VIII 25, 5-7). В Гермионе (Коринф) Д. почиталась как Хтония («земляная») (II 35, 5) и Термасия («жаркая»), покровительница горячих источников (II 34, 6). В Фигалее (Аркадия) почиталось древнее деревянное изображение Д. Мелайны («Чёрной») (VIII 5, 8). У Гесиода (Орр. 465 след.) Д. «чистая» соседствует с Зевсом «подземным», и им обоим возносит земледелец свои мольбы.
В римской мифологии Д. соответствует Церера.
Лит.: Diеtеriсh A., Mutter Erde, 2 Aufl., Lpi.- В., 1913; Altheim F., Теrra mater, Giessen. 1931; Мeautis G., Les mystères d’Eleusis. P., 1938; Jung К. G., Кеrenуi К., Einführung in das Wesen der Mythologie. Gottkindmythos. Eleusinische Mysterien, Amst.- Lpz., 1941; Deichgräber K., Eleusinische Frömmigkeit und homerische Vorstellungswelt im homerischen Demeterhymnus, Mainz, [1950]; Uxkull W. von, Die Eleusinischen Mysterien. Versuch einer Rekonstruktion. Büdingen – Gettenbach, 1957.
А. А. Тахо-Годи.
 
Среди памятников античного изобразительного искусства: «Д. Книдская» (статуя круга Бриаксиса). Сохранились посвятительные рельефы, связанные с элевсинскими таинствами, многочисленные терракотовые статуэтки Д., а также её изображения на помпейских фресках и в росписях, обнаруженных в Северном Причерноморье (т.

склепы Д. в Большой Близнице и в Керчи).
В средневековых книжных иллюстрациях Д. выступает в качестве покровительницы сельских работ и как олицетворение лета. В живописи эпохи Возрождения Д. часто изображается обнажённой; её атрибуты – колосья, плоды, серп, иногда рог изобилия. Воплощение образа Д. в европейском искусстве 16-17 вв. было связано с прославлением даров природы (рисунки Дж. Вазари и X. Голциуса, картины Я. Йорданса «Жертвоприношение Церере», П. П. Рубенса «Статуя Цереры» и др.) или с воспеванием радостей жизни (картины «Вакх, Венера и Церера» Б. Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Н. Пуссена и др.). Особенно широкое распространение получают статуи Д. в садовой пластике барокко.
Наиболее значительные произведения европейской литературы, связанные с мифом о Д., созданы в поэзии (Ф. Шиллер, «Элевсинский праздник», А. Теннисон, «Д. и Персефона»). Среди опер – «Умиротворённая Д.» Н. Йоммелли.

Источник: dic.academic.ru

Миф о богине Деметре

Деметра — в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия, одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона. Ее имя означает «Мать–Земля». Могущественна великая богиня Деметра. Она дает плодородие земле, без ее благотворной силы ничто не произрастает ни в тенистых лесах, ни на лугах, ни на пашнях.


Главный миф о богине Деметре связан со сказанием о похищении ее дочери Персефоны богом подземного мира Аидом.

Однажды прекрасная Персефона вместе со своими подругами, океанидами, беззаботно гуляла в цветущей Нисейской долине. Подобно легкокрылой бабочке перебегала юная дочь Деметры от цветка к цветку. Она рвала пышные розы, душистые фиалки, белоснежные лилии и красные гиацинты. Беспечно резвилась Персефона, не ведая той судьбы, которую назначил ей отец ее Зевс. Не думала Персефона, что не скоро увидит она опять ясный свет солнца, не скоро будет любоваться цветами и вдыхать их сладкий аромат. Зевс отдал ее в жены мрачному своему брату Аиду, властителю царства теней умерших, и с ним должна была жить Персефона во мраке подземного царства, лишенная света и горячего южного солнца.

Аид видел, как резвилась в Нисейской долине Персефона, и решил тотчас похитить ее. Он упросил богиню Земли Гею вырастить необычной красы цветок. Согласилась богиня Гея, и вырос дивный цветок в Нисейской долине; его пьянящий аромат далеко разлился во все стороны. Персефона увидала цветок и протянула руку, чтобы сорвать его. Вдруг разверзлась земля, и на черных конях появился из земли в золотой колеснице владыка царства теней умерших, мрачный Аид. Он схватил юную Персефону, поднял ее на свою колесницу и в мгновение ока скрылся на своих быстрых конях в недрах земли. Только вскрикнуть успела Персефона. Далеко разнесся крик ужаса юной дочери Деметры; он донесся и до морских пучин, и до высокого светлого Олимпа. Никто не видел, как похитил Персефону мрачный Аид, видел лишь его бог Гелиос–Солнце.


Богиня Деметра услыхала крик Персефоны. Она поспешила в Нисейскую долину, всюду искала дочь; спрашивала подруг ее, океанид, но нигде не было ее. Тяжкая скорбь об утрате единственной любимой дочери овладела сердцем Деметры. Одетая в темные одежды, девять дней, ничего не сознавая, ни о чем не думая, блуждала великая богиня Деметра по земле в поисках дочери, пока бог Гелиос не рассказал ей о том, что Персефону великий Зевс отдал в жены своему брату Аиду. Еще больше опечалилась богиня Деметра. Разгневалась она на громовержца Зевса. Она покинула богов, покинула светлый Олимп, приняла вид простой смертной и, облекшись в темные одежды, долго блуждала между смертными, проливая горькие слезы.

Всякий рост на земле прекратился. Листья на деревьях завяли и облетели. Леса стояли обнаженными. Трава поблекла, цветы опустили свои пестрые венчики и засохли. Не было плодов в садах, засохли зеленые виноградники, не зрели в них тяжелые сочные грозди. Прежде плодородные нивы были пусты, ни былинки не росло на них. Замерла жизнь на земле. Голод царил всюду: всюду слышались плач и стоны. Гибель грозила всему людскому роду. Но ничего не видела, не слышала Деметра, погруженная в печаль по нежно любимой дочери.

Голод становился все сильнее, так как на полях земледельцев не всходило ни единой травки. Напрасно тащили быки земледельца тяжелый плуг по пашне — бесплодна была их работа. Гибли целые племена. Вопли голодных неслись к небу, но не внимала им Деметра. Наконец перестали куриться на земле жертвы бессмертным богам. Гибель грозила всему живому.


Не хотел гибели смертных великий тучегонитель Зевс. Он послал к Деметре вестницу богов Приду. Быстро помчалась она на своих радужных крыльях к Деметре, звала ее, молила вернуться на светлый Олимп в сонм богов. Деметра не вняла ее мольбам. Посылал и других богов великий Зевс к Деметре, но богиня не хотела вернуться на Олимп, прежде чем возвратит ей Аид ее дочь Персефону.

Послал тогда к своему мрачному брату Аиду великий Зевс быстрого, как мысль, Гермеса. Гермес спустился в полное ужасов царство Аида, предстал перед сидящим на золотом троне владыкой душ умерших и поведал ему волю Зевса. Аид согласился отпустить Персефону к матери.

Забыв все от радости, Деметра бросилась навстречу своей дочери и заключила ее в свои объятия. Снова была с ней ее любимая дочь Персефона. С ней вернулась Деметра на Олимп. Тогда великий Зевс решил, что две трети года будет жить с матерью Персефона, а на одну треть — возвращаться к мужу своему Аиду.

Великая Деметра вернула плодородие земле, и снова все зацвело, зазеленело. Нежной весенней листвой покрылись леса, запестрели цветы на изумрудной мураве лугов. Вскоре заколосились хлебородные нивы, зацвели и заблагоухали сады, засверкала на солнце зелень виноградников. Пробудилась вся природа. Все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и дочь ее Персефону.


Но каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз Деметра погружается в печаль и снова облекается в темные одежды. И вся природа горюет об ушедшей. Желтеют на деревьях листья, и срывает их осенний ветер; отцветают цветы, нивы пустеют, наступает зима. Спит природа, чтобы проснуться в радостном блеске весны тогда, когда вернется к своей матери из безрадостного царства Аида Персефона. Когда же возвращается к Деметре ее дочь, тогда великая богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и благословляет труд земледельца богатым урожаем.

Источник: www.pkmodul.ru

История персонажа

Деметра – олицетворение истинной матери. Богиня опекает урожай, взращивает деревья и не может представить собственную жизнь без детей. Но податливая спокойная женщина готова разрушить все, что сама создавала, когда в мирную жизнь дочери врывается чужой. Пожалуй, безграничная любовь сделала Деметру столь почитаемым божеством для древнегреческого народа.

История возникновения

Точное время возникновения культа богини-матери неизвестно, но первые достоверные упоминания Деметры датируются 1500 годом до нашей эры. Особое распространение поклонение получило в городе Элевсин, чье название упоминается в мифе, посвященном похищению Персефоны.

Изначально почитаемая как богиня ячменного поля, со временем Деметра получила статус покровительницы земледелия. Простое упоминание в молитвах сменилось пятидневными мистериями, проводимыми каждый год.


Деметра
Деметра

Тесмофориями – так называли праздники в честь Деметры – руководили исключительно богатые женщины, которые брали на себя все расходы. В честь богини-матери приносились жертвы, пелись песни и устраивались шествия.

В римской мифологии Деметра известна под именем Цереры. Цереру сопровождает богиня жатвы Аннона, а в руках женщина-мать держит разнообразные фрукты. Древнегреческая мифология присвоила богине другой атрибут – чаще всего Деметру изображают с колоском пшеницы в руках.

Скульптура Деметры
Скульптура Деметры

Римское имя Церера – не единственный псевдоним Деметры. Богиня земледелия так же известна под именами Анфея, Европа, Эриния и прочими. Исследователи насчитали 18 псевдонимов покровительницы земледелия.

Деметра в мифологии


Рождение Деметры сопровождалось неприятными событиями. Отец богини, всемогущий Кронос, съедал всех детей, которых рожала мужчине жена Рея. Та же участь постигла и Деметру, которая стала вторым ребенком в семействе правителей Олимпа.

Кронос
Кронос

Позже Зевс, родной брат богини, освободил девушку из желудка отца. Деметра поселилась на Олимпе в окружении родственников. Красивая жизнерадостная девушка привлекла внимание Громовержца. Зевс часто наведывался к богине в образе змея. Со временем отношения брата и сестры стали ближе, от божественного союза на свет появилась Персефона. Впрочем, правитель Олимпа вскоре потерял интерес к сестре и увлекся другой молодой красавицей.

Посчитав себя свободной, Деметра ответила на ухаживания другого бога (в других источниках – простого смертного). Иасион, сын Зевса и Электры, долго добивался богини плодородия. Покоренная настойчивостью юноши, женщина трижды приходила к Иасиону на свидания, которые происходили на вспаханном поле. После этих встреч Деметра родила сыновей Плутоса и Филомела. Зевс, узнав о похождениях сестры, в порыве ревности убил Иасиона молнией.

Посейдон и Зевс
Посейдон и Зевс

Не менее близкие отношения связывают Деметру и Посейдона. Повелитель моря случайно увидел богиню во время купания и возжелал женщину. Но Деметра не питала к мужчине ответных чувств. Чтобы скрыться от настойчивых ухаживаний, богиня плодородия превратилась в кобылу и спряталась в пасущемся неподалеку табуне.

Хитрый ход не возымел действия, Посейдон сразу понял замысел сестры. Повелитель морей и рек превратился в жеребца и настиг Деметру, пока та отдыхала в тени дерева. Похоже, что против такого союза Зевс не возражал. Новая любовная связь принесла Деметре двоих детей: говорящего коня Арейона и дочь Деспину.

Похищение Персефоны

Деметра любила и опекала всех детей, но все же выделяла Персефону. Особое расположение к дочери освещает миф, рассказывающий о замужестве девушки.

Аид
Аид

Зевс, в обязанности которого входило устраивать браки богов, решил отдать Персефону замуж за собственного брата Аида, управляющего царством мертвых. Пока девушка гуляла с подругами по Земле, новоиспеченный жених подговорил Гею вырастить неподалеку от Персефоны необычный цветок.

Влекомая ароматом растения, дочь Деметры отошла от подруг. В этот момент земля раскололась, и Аид утащил красавицу в подземное царство. Услышав крики девушки, на место происшествия примчалась Деметра, но следов дочери уже не осталось. Безутешная мать девять дней разыскивала Персефону по свету. Никто не знал, что произошло с девушкой, и не мог подсказать богине, где искать дочь.

Персефона
Персефона

Целеустремленная женщина все-таки выяснила правду. Осознав, что с Персефоной ее разлучил Зевс, Деметра покинула Олимп. Приняв вид простой смертной, женщина стала бродить по свету, пока не добралась до города Элевсина. Здесь богиня плодородия устроилась няней в дом царицы Метаниры.

Сын царской особы стал новым объектом поклонения Деметры. На маленького мальчика богиня перенесла всю любовь к Персефоне. Чтобы не расставаться с малышом, Деметра решила сделать царевича бессмертным. Но во время обряда в комнату вошла Метанира и закричала, увидев, что няня держит мальчика над огнем.

Богиня уронила ребенка в костер, спасти сына Метаниры не успели. Разгневанная богиня предстала перед царицей в истинном обличье и распорядилась построить в собственную честь храм в городе. Там поселилась одинокая и несчастная сестра Зевса, перестав разговаривать с богами и смертными.

Похищение Персефоны
Похищение Персефоны

Пока Деметра искала дочь и скорбела о потере, поля на земле высохли, а деревья перестали плодоносить. Обеспокоенный Зевс отправлял к сестре посланников с просьбами одуматься. Но Деметра не слушала родных. Единственным выходом было вернуть Персефону матери, только Аид не хотел расставаться с женой.

Тогда владыка Олимпа решил, что дочь будет проводить с матерью две трети года, а на оставшееся время возвращаться к супругу. С тех пор каждую осень Деметра впадает в тоску по дочери и снова возрождается и веселится с приходом весны.

Интересные факты

  • В мифах, посвященных Деметре, упоминаются красивые волосы богини, цвет которых напоминает пшеничное поле.
Волосы Деметры
Волосы Деметры
  • Значение имени покровительницы земледелия не однозначно. Первая часть имени Деметра переводится как «мать». По поводу второй составляющей ведутся споры. Возможный перевод – «мать-земля» или «мать-пшеница».
  • Древние греки посвятили Деметре созвездие Дева.

Источник: 24smi.org

Все люди чем-то увлекаются и чем-то интересуются. Объектом страсти для многих людей является греческая культура со всеми ее богами и богинями. Разобраться сразу во всех тонкостях греческого пантеона богов довольно сложно. Лучше это делать постепенно. Богиня Деметра – вот с кого следует начать.

Родословная

В самом начале стоит отметить, что Деметра – это дочь Реи и Кроноса, сестра всемогущего бога Зевса и богини Геры, что ставит ее на один уровень с самыми сильными и влиятельными богами Олимпа.

Предназначение

Богиня Деметра в греческой мифологии считается покровительницей земледельцев, матерью плодородия земли. Согласно легенде, благодаря ей и ее дочери Персефоне и сменяются времена года – только часть года мать и дочь могут проводить вместе, тогда на земле и наступает лето. Все иное время Персефона живет в подземелье с мужем Аидом, а в это время Деметра тоскует и плачет по дочери, рождая дожди, метели и плохую погоду. И только когда близится час встречи, наступает оттепель, у Деметры появляется надежда на скорую встречу и наступает весна.

Образ

Богиня Деметра весьма привлекательна, а ее образ – теплый и приятный. Так, ее волосы – это колосья спелой пшеницы, лицо милое, а тело пышное, богатое. В свое время именно такие женщины привлекали мужчин, поэтому Деметра всегда была желанна у противоположного пола. Характер у богини – добрый, она спокойна и уравновешена, но с болезненным чувством справедливости. Она часто жестоко карала людей, которые пытались обмануть ее или себе подобных.

Искусство

Богиня Деметра была воспета многими поэтами, о ней сложено огромное количество легенд и написано картин. Часто она представлялась в образе блуждающей женщины в поисках своей дочери, иногда – сидящей, в окружении плодов земли. Ее главные атрибуты – колосья, символы плодородия, а также факел как символ поиска потерянной дочери. Богиня плодородия Деметра своими священными животными считала Змею и Свинью.

Наследие

У всех богов были свои последователи – люди посвященные. Так, интересно происхождение имени Дмитрий, которое расшифровывается именно как «посвященный Деметре», «тот, кто поклоняется Деметре, богине плодородия».

Празднования

Деметра – богиня из разряда «первых», «больших» богинь, которые стоят во главе Олимпа. Именно поэтому народ нашел повод, как почитать Деметру на земле, создав посвященный ей культ матери. Посвященные женщины часто воспроизводили в особых мистериях горе, тоску матери Деметры по своей дочери. Участником данного обряда стать было не так легко. Необходимо обязательно предварительно поститься, физически и духовно очищаться. Далее те, кто допускались до мистерий, выпивали специальный напиток – кикеон – и пропускались в храм. То, что происходило за дверьми храма, всегда оставалось тайной, разглашение которой каралось смертью. Именно поэтому о данных таинствах известно мало. Но ученые предполагают, что в состав напитка входили некие психотропные вещества, которые изменяли сознание каждого человека, позволяя в полной мере отдаться происходящему и душой, и телом. Те, кто проходил мистерии, считались посвященными в тайны жизни и смерти и были на хорошем счету у общества. Интересным является тот факт, что к участию в мистериях допускались также рабы.

Источник: fb.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.