Богиня музыки в древней греции


Греческие Боги – это Зевс, Гера, Афина, Посейдон, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Пан, Асклепий, Афродита, Арес, Гефест, Гестия основными являются богами. В греческой мифологии Боги представлены были существами, у которых было все. это Все помогало грекам через богов оценить и понять свои силы.

Греческие Боги и Аид:
Богини – бог – владыка царства мертвых.
герой – Антей мифов, великан, сын Посейдона и Геи Земли. Земля давала своему сыну благодаря, силу которой никто не мог совладать с Аполлон.
ним – бог солнечного света. Греки его изображали в виде прекрасного юноши.
Арес – вероломной бог войны, сын Зевса и Геры.
бог – Асклепий врачебного исскуства, сын Аполлона и Корониды нимфы
Борей — бог северного ветра, титанидов сын Астрея (звездного неба) и Эос (зари утренней), брат Зефира и Нота. Изображался длинноволосым, крылатым, бородатым, могучим божеством.
Вакх — имен из одно Диониса.
Гелиос (Гелий) — бог брат, Солнца Селены (богини Луны) и Эос (зари утренней).


поздней античности отождествлялся с Аполлоном, солнечного богом света.
Гермес — сын Зевса и один, Майи из самых , многозначных греческих богов. странников Покровитель, ремесел, торговли, воров. Он обладал красноречия даром.
Гефест — сын Зевса и Геры, огня бог и кузнечного дела. Считался покровителем Гипнос.
ремесленников — божество сна, сын Никты (Его). Ночи изображали в виде крылатого юноши.
Вакх (Дионис) — бог виноградарства и виноделия, объект ряда целого культов и мистерий. Изображался то в виде пожилого тучного мужчины, то в виде юноши с венком из листьев виноградных на голове.
Загрей – бог плодородия, Зевса сын и Персефоны.
Зевс — верховный бог, богов царь и людей.
Зефир — бог западного Иакх.
ветра — бог плодородия.
Кронос — титан, сын младший Геи и Урана, отец Зевса. миром Правил богов и людей и был свергнут с Зевсом престола..
Мом — сын богини Ночи, злословия бог.
Морфей — один из сыновей Гипноса, сновидений бог.
Нерей — сын Геи и Понта, морской кроткий бог.
Нот — бог южного изображался, ветра с бородой и крыльями.
Океан — титан, Геи сын и Урана, брат и супруг Тефиды и всех отец рек мира.
Олимпийцы — верховные младшего боги поколения греческих богов во главе с обитавшие, Зевсом на вершине горы Олимп.
Пан — бог лесной, сын Гермеса и Дриопы, козлоногий рогами с мужчина. Считался покровителем пастухов и мелкого Плутон.
скота — бог подземного царства, нередко Аидом с отождествлявшийся, но в отличие от него, владевший не душами богатствами, а умерших подземного мира.


Плутос — сын бог, Деметры, дарующий людям богатство.
Понт — старших из одно греческих божеств, порождение Геи, моря бог, отец многих титанов и богов.
один — Посейдон из богов-олимпийцев, брат Зевса и властвующий, Аида над морской стихией. Посейдону также были подвластны земные недра,
он повелевал землетрясениями и бурями.
Протей — морское божество, сын покровитель, Посейдона тюленей. Обладал даром перевоплощения и Сатиры.
пророчества — козлоногие существа, демоны плодородия.
олицетворение — Танатос смерти, брат-близнец Гипноса.
поколение — Титаны греческих богов, предки олимпийцев.
стоглавый — Тифон дракон, рожденный Геей или время. Во Герой битвы олимпийцев и титанов был Зевсом повержен и заключен под вулканом Этна на Тритон.
Сицилии — сын Посейдона, одно из морских человек, божеств с рыбьим хвостом вместо ног, руках в держащий трезубец и витую раковину – рог.
бесконечно – Хаос пустое пространство, из которого в начале возникли времен древнейшие боги греческой религии — Эреб и Никта.
Хтонические боги — божества подземного плодородия и мира, родственники олимпийцев. К ним относились Геката, Аид, Гермес, Гея, Деметра, Дионис и Циклопы.
Персефона — великаны с одним глазом посредине дети, лба Урана и Геи.
Эвр (Евр) – юго бог-восточного ветра.
Эол — повелитель Эреб.
ветров — олицетворение тьмы подземного мира, Хаоса сын и брат Ночи.
Эрот (Эрос) — любви бог, сын Афродиты и Ареса.

древнейших самовозникшая — мифах сила, способствовавшая упорядочению мира. виде в Изображался крылатого юноши (в эллинистическую эпоху — стрелами) со мальчика, сопровождающего мать.
Эфир — божество Артемида
неба – богиня охоты и природы.
Атропос — трех из одна мойр, перерезающая нить судьбы и челове обрывающая-ческую жизнь.
Афина (Паллада, дочь) — Парфенос Зевса, родившаяся из его головы в боевом полном вооружении. Одна из наиболее почитаемых богинь греческих, богиня справедливой войны и мудрости, знаний покровительница.
Афродита (Киферея, Урания) — богиня красоты и любви. Она родилась от брака Зевса и Дионы богини (по другой легенде — вышла из морской Геба)
пены — дочь Зевса и Геры, богиня Сестра. юности Ареса и Илифии. Прислуживала богам-пирах на олимпийцам.
Геката — богиня мрака, ночных чаро и видений-действа, покровительница колдунов.
Гемера — дневного богиня света, олицетворения дня, рожденная Эребом и Никтой. Часто отождествлялась с Эос.
Гера — олимпийская верховная богиня, сестра и третья супруга дочь, Зевса Реи и Кроноса, сестра Аида, Деметры, Гестии и Посейдона. Гера счита-лась брака покровительницей.
Гестия — богиня домашнего очага и Гея.
огня — мать-земля, праматерь всех людей и богов.
Деметра — богиня плодородия и зе.

каждого еще человека до рождения.
Лето — титанида, мать Артемиды и Аполлона.
Майя — горная нимфа, старшая из плеяд семи — дочерей Атланта, возлюбленная Зевса, от нее у которого родился Гермес.
Мельпомена — муза Метида.
трагедии — богиня мудрости, первая из трех Зевса жен, зачавшая от него Афину.
Мнемосина — девяти мать муз, богиня памяти.
Мойры — судьбы богини, дочери Зевса и Фемиды.
Музы — покровительницы-богини искусств и наук.
Наяды — нимфы-вод хранительницы.
Немесида — дочь Никты, богиня, шая-,олицетворяв судьбу и возмездие, каравшая людей в грехами с их соответствии.
Нереиды — пятьдесят дочерей Нерея и Дориды океаниды, морские божества.
Ника — персонификация Часто. победы ее изображали с венком, распространенным в Греции триумфа символом.
Нимфы — низшие божества в иерархии богов греческих. Олицетворяли силы природы.
Никтa — первых из одно греческих божеств, богиня — олицетворение Ночи первозданной.
Орестиады — горные нимфы.
Оры — времен богини года, спокойствия и порядка, дочери Фемиды и Зевса.
Пейто — богиня убеждения, спутница нередко, Афродиты отождествлявшаяся со своей покровительницей.
Персефона — Деметры дочь и Зевса, богиня плодородия.

пруга царица и Аида подземного мира, ведавшая секретами смерти и жизни.
Полигимния — муза серьезной гимнической Тефида.
поэзии — дочь Геи и Урана, жена мать и Океана нереид и океанид.
Рея — мать олимпийцев-богов.
Сирены — демоны женского пола, полуптицы-полуженщины, способные изменять погоду на море.
муза — Талия комедии.
Терпсихора — муза танцевального Тисифона.
искусства — одна из эриний.
Тихе — богиня случая и судьбы у греков, спутница Персефоны. Ее изображали в крылатой виде женщины, стоящей на колесе и держащей в рог руках изобилия и корабельный руль
Урания — девяти из одна муз, покровительница астрономии.
Фемида — богиня, титанида правосудия и закона, вторая жена мать, Зевса гор и мойр.
Хариты — богини красоты женской, воплощение доброго, радостного и вечно начала юного жизни.
Эвмениды — другая ипостась почитавшиеся эриний как богини благожелательности, предотвращавшие Эрида.
несчастья — дочь Никты, сестра Ареса, раздора богиня.
Эринии — богини мщения, порождения ного-подзем царства, каравшие несправедливость и преступления.
Муза — Эрато лирической и эротической поэзии.
Эос — утренней богиня зари, сестра Гелиоса и Селены.

еновали Греки ее «розовоперстой».
Эвтерпа — муза лирического Изображалась. песнопения с двойной флейтой в руке.
Греческий войны Бог Арес, один из главных олимпийских Его. Богов символы – горящий факел, копье, грифы, собаки.
Очень много снято фильмов о Богах греческих. Режиссеры индивидуально подходят к каждому тем, сюжету самым, давая зрителю возможность взаимоотношения понять Богов между собой и гражданами Греческие.
Греции Богини.
Наиболее известны шесть Деметра – богинь, Гера, Артемида, Афина, Афродита и Греческая.
Гестия Богиней красоты и любви – Афродита. Ее розы: символы, голуби, стрелы, дельфины и бараны.
Богини Греческие фото. До нас дошли изображения таком в Богинь виде:
Гея – приятная пышная наполовину, женщина возвышающаяся из земли.
Рея – женщина пышная, с короной на голове и со львами. Она Богиней является женского изобилия и материнства..
Деметра – женщина зрелая с короной на голове и держа сноп факел и пшеницы..
Лето –женщина снимающая свою как, шаль жест скромности.
Гестия – скромно женщина одетая, в руке ветвь с цветком.
Артемида – охотничьим с девочка луком и стрелами.
Афина – коронованная гребнем украшенным, вооруженной щитом и копьем. Плащ ее головой украшен горгоны.
Афродита всегда изображалась обычно, красавицей сопровождаемая крылатым божеством Эросом.
красавица –Гера, носящая корону и держащая королевский Геката.
лотос – изображалась на греческих вазах как женщина красивая и в руках у нее были факелы.


Источник: religa.jofo.me

Очень часто в нашей жизни встречаются такие фразы как: “посетила муза”, “муза поэзии” и множество других, в которых упоминается слово муза. Однако что оно означает? Данное понятие исходит из античной мифологии. Греческие музы – это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Они являются дочерьми самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными божественными возможностями. Давайте рассмотрим их подробнее.

Богиня музыки в древней греции

Итак, как было сказано ранее, музы являются дочерьми Зевса и титаниды Мнемосины, которая является богиней памяти. Само же слово музы (мусы) происходит от греческого слова «мыслящие». Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить человека вдохновения. Дабы этого не произошло, древние греки строили специальные храмы в честь муз, которые назывались мусейонами. Именно от этого слова и произошло слово “музей”. Покровителем же самих муз являлся бог Аполлон. Давайте теперь рассмотрим каждую из муз подробнее.

Муза Каллиопа – муза эпической поэзии


Муза Каллиопа - муза эпической поэзииИмя этой музы с греческого может быть переведено как “имеющая прекрасный голос”. По мнению Диодора, это имя возникло в тот момент, когда было произнесено “прекрасное слово” (кален опа). Она является старшей дочерью Зевса и Мнемосины.

Каллиопа – мать Орфея, муза героической поэзии и красноречия. Она вызывает чувство жертвенности, побуждающее человека преодолеть свой эгоизм и страх перед судьбой. Каллиопа носит на челе золотую корону — знак того, что она главенствует над другими музами, благодаря своей способности приобщать человека к первым шагам на пути его освобождения. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком и грифельной палочкой в руках – стилос, который представлял собой бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.

Муза Клио – покровительница истории

Муза Клио - покровительница историиСопутствующими атрибутами этой музы являются  свиток пергамента или скрижаль – доска с письменами. Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.


По Диодору имя произошло от слова “Клеос”- “слава”. Этимология имени – “дарующая славу”. От Пиера греческая муза Клио имела сына Гиакинфа. Любовь к Пиеру была внушена Афродитой за осуждение ее любви к Адонису.

 

Муза Мельпомена – муза трагедии

Муза Мельпомена - муза трагедииВ греческой мифологии Мельпомена считается музой трагедийного жанра. Имя, по Диодору, означает “мелодия, радующая слушателей”. Образ антропоморфен – описывалась как женщина с повязкой, виноградным или плющевым венком на голове. Всегда имеет постоянную атрибутику в виде трагической маски, меча или палицы. Оружие несет символику неотвратимости божественного наказания.

Мельпомена является матерью сирен – морских существ, олицетворявших собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. От матери-музы сирены унаследовали божественный голос, которым приманивали мореплавателей.

Муза Талия – муза комедии


Муза Талия - муза комедииТалия или в другом варианте Фалия — в греческой мифологии муза комедии и лёгкой поэзии, дочь Зевса и Мнемосины. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.

От Талии и Аполлона родились корибанты – мифические предшественники жрецов Кибелы или Реи во Фригии, в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправлявших служение великой матери богов. Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы прославляемых в поэтических произведениях.

Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностью Геры муза скрылась в недрах земли, где от неё родились демонические существа — палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).

Муза Полигимния – муза торжественных гимнов

Муза Полигимния - муза торжественных гимновПолигимния – в греческой мифологии муза торжественных гимнов. Согласно Диодору, получила имя от создания многими восхвалениями (диа поллес химнесеос) известности тем, чье имя обессмертила славой поэзия. Она покровительствует поэтам — писателям гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру.

Полигимния часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе. Полигимния покровительствует в изучении людьми риторики и ораторского искусства, которое превращает оратора в орудие истины. Она олицетворяет силу речи и делает речь человека животворящей. Полигимния помогает познать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно вдохновлять и оживлять, но одновременно ранить и убивать. Эта сила речи является вдохновляющей на пути к истине.

Муза Терпсихора – муза танца

Муза Терпсихора - муза танцаТерпсихора — муза танца. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её имя среди Муз называет и Цец. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.

Характерные атрибуты:  венок на голове;  в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

Муза Урания – муза астрономии

Муза Урания - муза астрономииУрания — муза астрономии. Атрибутами Урании являлись: небесный глобус и циркуль. Согласно Диодору, получила имя от устремленности к небу (уранос) тех, кто постиг ее искусство. По одной из версий Урания является матерью Гименея.

Урания олицетворяет силу созерцания, она зовет покинуть нас внешний хаос, в котором существует человек и погрузиться в созерцание величественного бега звезд, который является отражением судьбы. Это сила познания, сила, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному — к Небу и Звездам.

Муза Эвтерпа – муза лирической поэзии

Муза Эвтерпа - муза лирической поэзииЭвтерпа (др.-греч. Εὐτέρπη «увеселяющая») — в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с лирой или флейтой в руках.

Мать Реса от речного бога Стримона. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Ее имя среди Муз называет и Цец.

 

Муза Эрато – муза любовной поэзии

Муза Эрато - муза любовной поэзииЭрато является музой лирической и любовной поэзии. Ее имя производное от имени бога любви Эрота. По Диодору – имя получила в честь умения быть “эперастой” (желанной для любви и страсти) .

Родилась в результате союза Мнемосины и Зевса. От Мала Эрато родила Клеофему. Атрибут музы – кифара. Эта божественная героиня греческой мифологии достаточно часто упоминается в сказаниях эллинов.

Кроме того, к символике, связанной с образом греческой музы Эрато, прибегают в своих произведениях Вергилий и Аполлоний Родосский. Она умеет вдохнуть в душу любовь ко всему живущему своим искусством преображать все в красоту, скрывающуюся за пределами физического.

По материалам Википедии

Источник Муз.

Александр Пушкин
«Муза»
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой — и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.

Источник: subscribe.ru

Греческие музы

Белозерск Интересные факты Изборск Интересные факты Керчь Интересные факты Тюильри Триумфальная арка в Париже Франция Столица Англии Букингемский дворец в Лондоне

Музы

Музы в древнегреческом мифотворчестве богини и покровительницы искусств и наук. Согласно мифам, музы – дочери Зевса и богини памяти Мнемосины.

Содержание

1. Происхождение муз и их роль в жизни людей

2. Подробнее о каждой музе

3. Стихи, посвященные музам

Первые литературные упоминания о музах встречаются в произведениях Гесиода и Гомера. Их не сразу было девять: Гомер говорит то о нескольких, то об одной музе, не упоминая никаких имен. Позднее стали считать, что муз всего три, но их часто путали с харитами. Постепенно число муз увеличилось до девяти, и стали известны их имена: Каллиопа – муза эпической поэзии; Клио – муза истории; Мельпомена – муза трагедии; Талия – муа комедии; Полигимния – муза священных гимнов; Терпсихора – муза танца; Эрато – муза любовной и свадебной поэзии; Урания – муза науки, Евтерпа – муза поэзии и лирики.

Девять муз

В те далекие времена, когда герои совершали свои подвиги, а великие поэты слагали свои стихи о них, умение сплетать слова считалось самым почитаемым видом искусства. Скульптура или живопись относились, скорее, к ремеслам: они услаждали взор, но не мыслились чем-то божественным. Поэзия стояла на вершине всего. Не случайно несколько муз связано с разными ее направлениями. Каллиопа отвечала за эпос, Эрато помогала создавать любовную и свадебную лирику, Эвтерпа вдохновляла на создание лирической поэзии, Пологимния покровительствовала всем, кто складывал гимны. У живописи и скульптуры муз не было. Зато они были у истории и астрономии. Эти науки приравнивались к искусству. Историки славили Клио. Вдохновительницей и наставницей звездочетов была Урания. Поэзия была связана тесно с драматургией и театром. Музы Талия и Мельпомена помогали создавать комедии и трагедии. Они напоминали своим любимцам о том, что человеческие жизни лишь роли и полностью находятся во власти богов. Терпсихора — муза танца и хорового пения — замыкает плавное шествие сестер.

Слово «музы» происходит от др.-греческого слова «мыслящие», их называли также парнасидами, касталидами, аонидами, аонийскими сестрами, пиэридами и ипокренидами. Часть названий происходит от места обитания муз. Они всегда были связаны с источниками и горами. Музы обитали на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ, и на горе Геликон около источника Иппокрены.

Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Музы славят добрые нравы греческих богов, воспевают законы и все поколения богов – Гею, Кроноса, Океана, Никту, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, связывая прошлое и настоящее. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира.

Они покровительствуют певцам и музыкантам, передают им свой дар. Музы наделяют людей убедительным словом, наставляют их и утешают.

От муз происходит слово «музыка», обозначавшее первоначально не только музыку в нынешнем смысле, но любую науку или искусство, связанное с деятельностью муз. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей»).

Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее».

В «Илиаде» Гомера музы уже связаны с Аполлоном, богом божественного порядка, гармонии, и искусства.Поэтому Аполлона называют Мусагет.

Симон Вуэ Мусагет и музы Вторая четверть 17 в

Они танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое светлое, прекрасное, мудрое, включая науки, искусства и мораль.

Откуда к нам пришли музы? Эти удивительные создания происходят от древних нимф источников, которые жили в звенящих водах ключей. Прекрасные девы родились у подножия Олимпа. Считается, что возник культ муз в племени фракийских певцов, живущих рядом с горой Олимп, в Пиерии.

Перейдя из Пиерии в Дельфы и обосновавшись на Геликоне, музы становятся уже навсегда ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. Он играет на лире на пирах у Олимпийцев в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Музы символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к свету, к солнцу и к истине.

Муз также называли спутницами и кормилицами Диониса, в празднествах которого они участвовали. Они связаны поэтому со священной силой мистического энтузиазма, вдохновения и внутреннего огня.

Музы не прощают тщеславия. Поэтому одним из главных качеств художников и поэтов древности была чистота помыслов и устремлений, и они всегда просили благословения, помощи и вдохновения у муз, чтобы суметь передать священные божественные образы в своих произведениях. И музы поэтому связаны с принципом очищения души, они являются связующей нитью между божественным и людьми.

На протяжении всей истории Древней Греции, а затем и Древнего Рима, в эпоху средневековья и особенно Возрождения, в последующие времена люди снова и снова обращались к великим принципам девяти муз.

«Его посетила муза», – говорят о талантливом человеке. Каждая из муз покровительствует различным искусствам.

 

КАЛЛИОПА («прекрасноголосая») – Муза героической поэзии и красноречия, науки и философии

Считается верховенствующей богиней среди себе подобных, живущих на Парнасе. В числе сестёр, наиболее приближенных к венценосной Каллиопе, муза астрономии Урания и покровительница балетного и танцевального искусства Терпсихора. Этих трех муз можно видеть вместе на картинах голландских живописцев.

Сыновьями Каллиопы были знаменитые певцы Лин и Орфей. Изображалась в виде девушки с вощеной табличкой и стилем (заостренной грифельной палочкой для начертания букв) в руках.

КЛИО («дарующая славу») – Муза Истории

Древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор писал о ней: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». О Клио известно, что она родила сына Гиакинфа.

В Древней Греции Клио изображали в виде девушки с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом, либо с грифелем и со свитком пергамента или папируса, либо с футляром, шкатулкой для свитков в руках. В свитке хранилась летопись былых времен. Клио записывала на своих свитках каждое, даже малозначительное событие, чтобы сохранить их в памяти потомков.

Из греческих мифов мы узнаём, что Клио была дружна с Каллиопой. Изображались они практически одинаково, часто их выполнял один и тот же мастер.

МЕЛЬПОМЕНА («поющая») – Муза Трагедии

Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем музой печальной песни, затем музой трагедии. Музой трагедии она была ещё во времена Пушкина.

Впоследствии Мельпомена становится олицетворением трагического сценического искусства, покровительницей театра вообще.

Изображалась в виде женщины в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). Оружием она как бы разит человеческие пороки.

ТАЛИЯ («цвету», «разрастаюсь») – Муза комедии и легкой поэзии

Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы, прославляемого в поэтических произведениях.

Талия — это возможность познать цену комедии и улыбки. Муза комедии Талия дает возможность посмотреть на себя со стороны, чтобы посмеяться в конце концов над своими ошибками.

В греческих мифах изображалась женщиной с комической маской в руках и венком из плюща на голове, отличалась оптимизмом и весёлым нравом.

ПОЛИГИМНИЯ или ПОЛИМНИЯ («многопоющая») – муза торжественных гимнов

Одно из значений её имени – «бессмертная слава». Согласно Диодору, имя своё получила от многих восхвалений (диа поллес химнесеос) тех, чье имя обессмертила славой поэзии.

Она покровительствует поэтам — создателям гимнов, олицетворяет силу речи, учит людей риторике и ораторскому искусству. Ей приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала «запомнить схваченное». Считается, что она в памяти хранит все гимны, ритуальные танцы и песни, которые славят олимпийских богов.

Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки со свитком в руках, в задумчивой позе, с мечтательным лицом. Частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты.

ТЕРПСИХОРА («усладительнотанцующая») – Муза хорового пения и танца

Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её эпитет – «наслаждающаяся хороводами». Популярный образ и символ в искусстве.

Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

Изображалась в виде молодой женщины с улыбкой на лице, иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире. Терпсихора предстает с венком плюща на голове, в простой тунике с лирой в руках.

ЭРАТО («приятная») – Муза любовной (эротической) поэзии

Её имя происходит от древнегреческого «Эрот» или «Эрос», означающего любовь. Эрос был верным и постоянным спутником музы Эрато.  Эрот – один из самых сильных и самых древних греческих богов на Земле: именно он дал возможность родиться всем остальным богам, человечеству и всему, что существует.

Эрато учит любви как способу бытия, поэзии – как методу выражения мыслей вдохновению – как неиссякаемому источнику идей. Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Нередко Эрато изображали в белых полупрозрачных одеждах, с лирой в руках, иногда рядом Эрос.

УРАНИЯ («небесная») – Муза астрономии и математики

Муза Урания всех зовет отдалиться от хаоса обыденного существования для того, чтобы погрузиться в созерцание и изучение величественной жизни Космоса и движений звезд, отражающих земные судьбы.

Урания – самая младшая из всех муз, но и самая знающая, серьёзная и умная среди них. Её наравне с Афиной Палладой считают самой мудрой греческой богиней.

Музу Уранию изображают с небесной сферой и циркулем в руках, иногда она одета в звездный плащ, на голове – корона из созвездий.

ЭВТЕРПА или ЕВТЕРПА («увеселяющая») – Муза лирической поэзии и музыки

Древнегреческая муза Эвтерпа покровительствовала поэтам, превыше других жанров любящих лирику, а также музыкантам. Она считалась самой изящной и красивой из девяти сестер. Среди муз она выделяется особой утонченностью и нежностью. Её называли «дарящая удовольствие».  Согласно мифам, боги Олимпа могли наслаждаться ее стихами бесконечно долго.

Изображалась Евтрепа практически всегда с музыкальными инструментами в руках. Как правило, это были флейта, лира или авлос (двойная свирель, предок современного гобоя). На некоторых полотнах и барельефах держит гирлянды цветов, символ нежности и красоты. Могла изображаться в окружении лесных нимф.

 

Многие века они вдохновляли поэтов. Вот примеры произведений, посвящённых самим музам:

«Теогония» Гесиода — классический текст о музах

Блажен человек, если музы любят его:

Как приятен из уст его льющийся голос!

Если нежданное горе внезапно душой овладеет,

Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь

Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных

Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,

И забывает он тотчас о горе своем и заботах

Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.

Гесиод. Теогония

 

Авзоний

Клио прошлых времен дела вещает потомкам,

Мельпомена трагический вопль исторгает печали,

Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,

Сладкую песнь поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,

С плектром* в руке Эрато чарует и словом и жестом,

Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,

Изучает Урания звезды небес и неба вращенье,

Жестами все выражая, Полигимния славит героев.

(Авзоний)

Гимн к Музам

Свет воспеваем, подъемлющих смертных горе, воспеваем

Девять дщерей великого Зевса прекрасноголосых!

Души людей, кои жизнь, полонивши, ввергает в глубины,

Могут они избавлять от скорбей, землеродным присущих,

Силою чистого таинства ум побуждающей книги

Учат спешить поскорей пролететь чрез глубокую Лету,

След обретя, что к звезде соименной ведет — ведь когда-то

Там они сбились с пути и упали на берег рождений

В жажде безумной испробовать жребий вещественной жизни.

 

Ныне, богини, молю — уймите порыв мой тревожный!

Полными смысла рассказами мудрых меня опьяните!

Да не сбивает с пути меня род человеков безбожный,

С дивной, священной стези, сияющей, полной плодами!

Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского

Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу!

Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум,

Душу, чья слава в одном — в чарующем ум благоречье.

(из «Античных гимнов»)

Прокл

Под именем Прокла, главы афинской неоплатонической школы, до нас дошло семь гимнов, посвященных Гелиосу, Афродите, музам, всем греческим богам, Гекате, Янусу и Афине. По этому поводу в науке происходили споры, в которых высказывались и положительные и отрицательные взгляды на эти гимны.

Музы, молю — из толпы многогрешного города людского

Вечно влеките к священному свету скиталицу — душу!

Пусть тяжелит её мед ваших сот, укрепляющий разум,

Душу, чья слава в одном — в чарующем ум благоречье.

(отрывок)

 

Пушкин Аоександр Сергеевич

Муза

В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой — и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала:
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.

Римфа

Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея.
Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал.
Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога;
Меж говорливых наяд, мучась, она родила
Милую дочь. Ее прияла сама Мнемозина.
Резвая дева росла в хоре богинь-аонид,
Матери чуткой подобна, послушна памяти строгой,
Музам мила; на земле Рифмой зовется она.

О муза пламенной сатиры!

О муза пламенной сатиры!
Приди на мой призывный клич!
Не нужно мне гремящей лиры,
Вручи мне Ювеналов бич!
Не подражателям холодным,
Не переводчикам голодным,
Не безответным рифмачам
Готовлю язвы эпиграмм!
Мир вам, несчастные поэты,
Мир вам, журнальные клевреты,
Мир вам, смиренные глупцы!
А вы, ребята подлецы, —
Вперед! Всю вашу сволочь буду
Я мучить казнию стыда!
Но если же кого забуду,
Прошу напомнить, господа!
О, сколько лиц бесстыдно-бледных,
О, сколько лбов широко-медных
Готовы от меня принять
Неизгладимую печать!

Этих муз поэт не раз упоминает в «Евгении Онегине»:

Но там, где Мельпомены бурно

Протяжный раздается вой,

Где машет мантией мишурной

Она пред хладною толпой,

Где Талия тихонько дремлет

И плескам дружеским не внемлет,

Где Терпсихоре лишь одной

Дивится зритель молодой…

 

Василий Жуковский

Некогда муз угостил у себя Геродот дружелюбно!
Каждая муза ему книгу оставила в дар.

Я музу юную, бывало…

Я музу юную, бывало,
Встречал в подлунной стороне,
И Вдохновение летало
С небес, незваное, ко мне;
На всё земное наводило
Животворящий луч оно —
И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия одно.

Но дарователь песнопений
Меня давно не посещал;
Бывалых нет в душе видений,
И голос арфы замолчал.
Его желанного возврата
Дождаться ль мне когда опять?
Или навек моя утрата
И вечно арфе не звучать?

Но всё, что от времён прекрасных,
Когда он мне доступен был,
Всё, что от милых тёмных, ясных
Минувших дней я сохранил —
Цветы мечты уединённой
И жизни лучшие цветы, —
Кладу на твой алтарь священный,
О Гений чистой красоты!

Не знаю, светлых вдохновений
Когда воротится чреда, —
Но ты знаком мне, чистый Гений!
И светит мне твоя звезда!
Пока ещё её сиянье
Душа умеет различать:
Не умерло очарованье!
Былое сбудется опять.

 

Николай Некрасов

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

 

Афанасий Фет

Музе

Пришла и села. Счастлив и тревожен,
Ласкательный твой повторяю стих;
И если дар мой пред тобой ничтожен,
То ревностью не ниже я других.

Заботливо храня твою свободу,
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.

Все та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звезд, нетленная богиня,
С задумчивой улыбкой на челе.

 

Евгений Баратынский

 

Муза

Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши:, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.

 

Анна Ахматова

Музе

Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд её ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.

Муза! Ты видишь, как счастливы все —
Девушки, женщины, вдовы…
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.

Знаю: гадая, и мне обрывать
Нежный цветок маргаритку.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.

Жгу до зари на окошке свечу
И ни о ком не тоскую,
Но не хочу, не хочу, не хочу
Знать как целуют другую.

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:
«Взор твой не ясен, не ярок…»
Тихо отвечу: «Она отняла
Божий подарок».

Муза ушла по дороге…

Муза ушла по дороге,
Осенней, узкой, крутой,
И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой.

Я долго её просила
Зимы со мной подождать,
Но сказала: «Ведь здесь могила,
Как ты можешь ещё дышать?»

Я голубку ей дать хотела,
Ту, что всех в голубятне белей,
Но птица сама полетела
За стройной гостьей моей.

Я, глядя ей вслед, молчала,
Я любила её одну,
А в небе заря стояла,
Как ворота в её страну.

Все отнято: и сила, и любовь…

Все отнято: и сила, и любовь.
В немилый город брошенное тело
Не радо солнцу. Чувствую, что кровь
Во мне уже совсем похолодела.

Весёлой Музы нрав не узнаю:
Она глядит и слова не проронит,
А голову в веночке тёмном клонит,
Изнеможённая, на грудь мою.

И только совесть с каждым днём страшней
Беснуется: великой хочет дани.
Закрыв лицо, я отвечала ей…
Но больше нет ни слёз, ни оправданий.

Кое-как удалось разлучиться…

Кое-как удалось разлучиться
И постылый огонь потушить.
Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого-нибудь вправду любить.

Я-то вольная. Всё мне забава, —
Ночью Муза слетит утешать,
А наутро притащится слава
Погремушкой над ухом трещать.

Обо мне и молиться не стоит
И, уйдя, оглянуться назад…
Чёрный ветер меня успокоит,
Веселит золотой листопад.

Как подарок, приму я разлуку
И забвение, как благодать.
Но, скажи мне, на крестную муку
Ты другую посмеешь послать?

 

Михаил Кузмин

Муза

В глухие воды бросив невод,
Под вещий лепет тёмных лип,
Глядит задумчивая дева
На чешую волшебных рыб.

То в упоении зверином
Свивают алые хвосты,
То выплывут аквамарином,
Легки, прозрачны и просты.

Восторженно не разумея
Плодов запечатленных вод,
Все ждет, что голова Орфея
Златистой розою всплывёт.

 

Игорь Гусманов

ККУТТЭЭМП или девять муз

Что такое ККУТТЭЭМП? Девять слов сокращенных,
Мнемозины и Зевса живые черты,
Девять юных богинь, девять муз просвещенных,
Девять символов разума и красоты.

Что такое ККУТТЭЭМП? Эти буквы скрывают
Девять сказочных образов древних времен,
Вспомни, как их зовут, и они засияют
Разноцветною радугой славных имен.

От подножья Парнаса до рощ Геликона
Ты услышишь их песен пленительный звук,
Ты увидишь их танец в лучах Аполлона
С атрибутами разных искусств и наук.

Старше всех Каллиопа. Эпическим слогом
Пишет стилос ее на доске восковой,
Клия, муза истории, в пеплосе строгом
Держит свиток папируса перед собой.

Держит муза Урания глобус небесный,
Муза Талия — маску с улыбкой смешной,
Терпсихора танцует свой танец прелестный,
И Эвтерпа на флейте играет двойной.

Эрато с нежной лирою вслед выступает,
Мельпомена с трагической маской в руках,
Полигимния лик покрывалом скрывает,
Вознося свою песнь о героях, богах.

Вдохновляя поэтов, артистов, ученых,
И сегодня слетают они с высоты,
Девять юных богинь, девять муз просвещенных,
Девять символов разума и красоты.

 

Георгий Мединцев

О, муза, милая подруга

О, муза, милая подруга,
Эвтерпа дивная моя!
В часы невзгод, в часы досуга
Всегда со мной, и добрым словом
Одна ты радуешь меня,
Как случай рыбака уловом,
В ночной тиши и в шуме дня.
Приятно мне с тобой общаться,
Приятно слушать голос твой,
Среди подруг твоих вращаться
И чувствовать: средь них я свой.
Меня в печали приласкаешь
Всегда, как малого дитя,
И петь под лиру вдохновляешь,
Не молод я уже хотя!

 

Зинаида Торопчина

Ода Музе

Ах, сколько обращений к Музе:
Её и хвалят, и зовут,
Хотят быть в тесном с ней союзе
И до зари порою ждут.
Она ж — капризная особа,
Махнёт крылом — её уж нет!
Следить за нею надо в оба,
Чтоб не терялся Музы след.

Да, ноутбуки — облегченье:
“Строчи” до умопомраченья!
И рифму можно подсмотреть.
Но стих не будет душу греть
Без Музы — спутницы поэта
(Давно замечено уж это!).

Прилёта Музы ждём с волненьем
И с умиленьем, с упоеньем.
Она нам дарит вдохновенье,
Души порывы — озаренье!

Да, с Музой надо жить в союзе.
И оды посвящать ей — МУЗЕ!

 

Александр Копп

Аполлон и музы

…На горе древнейшей Геликон
в старину совсем-совсем седую
собирал подружек Аполлон
про любовь им петь, про поцелуи…

Был красив он, статен, песни пел,
был он бог: владел мечом, кифарой…
Кто сказал, что был он не у дел? —
Зевс благословил — небесной фарой
им светил. Пегас хранил сюжет —
он источник создал Гиппокрена…
Девы-музы тех былинных лет
были умницы, в мозгах без «крена»…

Так с любовью, в предвечерний час, —
— перебор кифарный Аполлона —
космос, полня лирикой для нас,
пели хором музы Геликона!

 

Аполлон Светов

Муза

Я сплю. Во сне совсем не чую груза…
(А где-то, видно, клад во мне зарыт!)
Моя судьбой измотанная Муза
Устала и со мною вместе спит.

Нас не страшила никогда опала,
Мы вместе совершили много дел!
Теперь совсем ручною Муза стала.
Похоже, я ей просто надоел…

А без неё я ничего не значу!
Мне, видно, не проснуться самому…
Вот оседлаю не Пегаса — клячу —
И уступлю крылатого… Кому?

Откуда, чёрт, такое настроенье?
Ах да, я сплю… Какой кошмарный сон!
Вот новое… Прохлады дуновенье…
Я слышу стук копыт! Да это Он!

Незримо прочно нас скрепили узы…
То нити Света, Мудрости, Добра,
Моя непокорившаяся Муза
Шепнула мне: «Проснись, дружок. Пора!»

 

Источник: www.smirnova-tatjana.ru

Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания и Каллиопа.

Каллиопа, греч. — муза эпической поэзии. Каллиопа — дочь Зевса и Мнемосины, первая из девяти муз, дающих людям искусства власть над человеческой душой.
Каллиопу изображали с навощенной дощечкой и отилем — палочкой для начертания букв — в руках . «Песни времен героических в книге хранит Каллиопа» , — писал древнеримскйй поэт Авсоний.
Эвтерпа – в греческой мифологии одна из Муз, покровительница лирической поэзии. Ее сыном от бога реки Стремон считался Рес. Он погиб от руки Диомеда под стенмаи Трои. Обычно Эвтерпу изображали со сдвоенной флейтой в руке.

Эрато – в греческой мифологии одна из Муз. Ей отводилась роль покровительницы лирической и, более того, эротической (любовной) поэзии.

Талин (Фалия) — 1) Нимфа Этны, одна из наложниц Зевса. Бежав от ревности Геры, она скры в кратере Этны, где и осталась навсегда. От и Талии и Аполлона родились корибанты.
2) Одна из муз, покровительница комедии. Дочь Зевса и Мнемосины.
3) По мнению Гесиода и Аполлодора, одна из харит — дочерей Зевса и Эвриномы.

Мельпомена — греческая муза трагедии. В переводе с греческого — «поющая» . Дочь Зевса и музы Мнемосины. Сначала Мельпомена считалась
музой песни, затем печальной песни, а впоследствии становится покровительницей театра вообще. Мельпомена изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой
Терпсихора – .В эллинистическую эпоху считалась музой хорового пения и танцев. Обычно изображалась в виде молодой женщины с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр.

Клио – в греческой мифологии муза истории, дочь Зевса и Мнемосины;
Клио изображалась со свитком в руках. Очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен.

Урания — в мифологической системе древних греков выступала в двух видах: как олицетворение возвышенной, небесной любви, и как одна из муз — муза астрономии, изображавшаяся в образе девушки с глобусом и указательной палочкой в руке

Полигимния – муза серьезной поэзии, которой приписыват изобретение лиры. Полигимния изображалась в задумчивой позе со свитком в руке.

Источник: otvet.mail.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.