Боги древней греции афродита


АФРОДИ́ТА (Ἀφρο­δίτη), в гре­че­ской мифо­ло­гии боги­ня люб­ви и кра­соты. Боги­ня мало­азий­ско­го про­ис­хож­де­ния. Эти­мо­ло­гия это­го негре­че­ско­го име­ни боги­ни не ясна. Суще­ст­ву­ют две вер­сии про­ис­хож­де­ния Афро­ди­ты: соглас­но одной — позд­ней, она — дочь Зев­са и Дио­ны (Hom. Il. V 370); соглас­но дру­гой (Hes. Theog. 189—206), она роди­лась из кро­ви оскоп­лён­но­го Кро­ном Ура­на, кото­рая попа­ла в море и обра­зо­ва­ла пену; отсюда т. н. народ­ная эти­мо­ло­гия её име­ни «пено­рож­дён­ная» (от греч. ἀφρός, «пена») и одно­го из её про­звищ — Ана­дио­ме­на — «появив­ша­я­ся на поверх­но­сти моря». Миф отра­жа­ет древ­нее хто­ни­че­ское про­ис­хож­де­ние боги­ни, кото­рое под­твер­жда­ет­ся так­же сооб­ще­ни­ем Геси­о­да, что вме­сте с Афро­ди­той из кро­ви Ура­на появи­лись на свет эри­нии и гиган­ты (сле­до­ва­тель­но, Афро­ди­та стар­ше Зев­са и явля­ет­ся одной из пер­вич­ных хто­ни­че­ских сил).


ро­ди­та обла­да­ла кос­ми­че­ски­ми функ­ци­я­ми мощ­ной, про­ни­зы­ваю­щей весь мир люб­ви. Это её вооду­шев­ля­ю­щее, веч­но юное нача­ло опи­са­но у Лукре­ция в поэ­ме «О при­ро­де вещей» (I 1—13). Афро­ди­та пред­став­ля­лась как боги­ня пло­до­ро­дия, веч­ной вес­ны и жиз­ни. Отсюда эпи­те­ты боги­ни: «Афро­ди­та в садах», «свя­щен­но­са­до­вая», «Афро­ди­та в стеб­лях», «Афро­ди­та на лугах». Она все­гда в окру­же­нии роз, мир­тов, ане­мо­нов, фиа­лок, нар­цис­сов, лилий и в сопро­вож­де­нии харит, ор (см. Горы) и нимф (Hom. Il. V 338; Od. XVIII 194; Hymn. Hom. VI 5 след.). Афро­ди­та про­слав­ля­лась как дару­ю­щая зем­ле изоби­лие, вер­шин­ная («боги­ня гор»), спут­ни­ца и доб­рая помощ­ни­ца в пла­ва­нии («боги­ня моря»), т. е. зем­ля, море и горы объ­яты силой Афро­ди­ты. Она — боги­ня бра­ков и даже родов (Paus. I 1, 5), а так­же «дето­пи­та­тель­ни­ца». Любов­ной вла­сти Афро­ди­ты под­чи­не­ны боги и люди. Ей непо­д­власт­ны толь­ко Афи­на, Арте­ми­да и Гестия (Hymn. Hom. IV 7—33).


По сво­е­му восточ­но­му про­ис­хож­де­нию Афро­ди­та близ­ка и даже с.133 отож­дествля­ет­ся с фини­кий­ской Астар­той, вави­ло­но-асси­рий­ской Иштар, еги­пет­ской Иси­дой. Подоб­но этим восточ­ным боги­ням пло­до­ро­дия Афро­ди­та появ­ля­ет­ся (IV 69 след.) в сопро­вож­де­нии сви­ты диких зве­рей — львов, вол­ков, мед­ведей, усми­рён­ных все­лён­ным в них боги­ней любов­ным жела­ни­ем. В сохра­нив­шем­ся фраг­мен­те тра­гедии Эсхи­ла «Дана­иды» (frg. 44) Афро­ди­та тоже высту­па­ет как боги­ня пло­до­ро­дия. Одна­ко в Гре­ции эти мало­азий­ские чер­ты боги­ни, сбли­жаю­щие её так­же с боги­ней-мате­рью и Кибе­лой, ста­но­вят­ся мяг­че. Хотя слу­же­ние Афро­ди­те часто носи­ло чув­ст­вен­ный харак­тер (Афро­ди­та счи­та­лась даже боги­ней гетер, сама име­но­ва­лась гете­рой и блуд­ни­цей), посте­пен­но арха­и­че­ская боги­ня с её сти­хий­ной сек­су­аль­но­стью и пло­до­ви­то­стью пре­вра­ти­лась в кокет­ли­вую и игри­вую Афро­ди­ту, заняв­шую своё место сре­ди олим­пий­ских богов. Эта клас­си­че­ская Афро­ди­та — дочь Зев­са и Дио­ны, её рож­де­ние из кро­ви Ура­на почти забы­то. В Гоме­ров­ском гимне (VI) боги­ня появ­ля­ет­ся из воздуш­ной мор­ской пены вбли­зи Кип­ра (отсюда Афро­ди­та — Кипри­да, «кипро­рож­дён­ная»).


ры в золотых диа­де­мах увен­чи­ва­ют её золотым вен­цом, укра­ша­ют золотым оже­ре­льем и серь­га­ми, а боги при виде «фиал­ко­вен­чан­ной» Афро­ди­ты дивят­ся пре­ле­сти Кифе­реи (культ Афро­ди­ты был рас­про­стра­нён и на ост­ро­ве Кифе­ра) и воз­го­ра­ют­ся жела­ни­ем взять её в жёны. Мужем Афро­ди­ты явля­ет­ся Гефест — самый искус­ный мастер и самый некра­си­вый сре­ди богов. Хро­мо­но­гий Гефест трудит­ся у нако­ва­лен в сво­ей куз­ни­це, а Кипри­да, нежась в опо­чи­вальне, рас­чё­сы­ва­ет золотым греб­нем куд­ри и при­ни­ма­ет гостей — Геру и Афи­ну (Apoll. Rhod. III 36—51). Люб­ви Афро­ди­ты домо­га­лись Посей­дон и Арес. О люб­ви Аре­са и Афро­ди­ты повест­ву­ет ряд источ­ни­ков и назы­ва­ют­ся дети от это­го неза­кон­но­го бра­ка: Эрот и Ант­эрот (явно позд­не­эл­ли­ни­сти­че­ская сим­во­ли­ка), а так­же Дей­мос, Фобос («страх» и «ужас» — спут­ни­ки Аре­са) и Гар­мо­ния (Hes. Theog. 934—937). Пер­во­на­чаль­но Эрот — кос­ми­че­ское боже­ство, порож­де­ние Хао­са (116 след.), в олим­пий­ской мифо­ло­гии стал сыном Афро­ди­ты. Пар­ме­нид пишет о рож­де­нии Эрота: «Пер­вым из всех богов Афро­ди­та сотво­ри­ла Эрота», под­чёр­ки­вая имен­но само­сто­я­тель­ную созидаю­щую силу боги­ни люб­ви. В позд­ней лите­ра­ту­ре (Apoll. Rhod. III 111—159) Эрот ока­зы­ва­ет­ся гораздо более силь­ным, чем его мать, и, несмот­ря на свой дет­ский воз­раст, помы­ка­ет Афро­ди­той, став её посто­ян­ным спут­ни­ком, кры­ла­тым маль­чи­ком, воору­жён­ным луком и стре­ла­ми, все­ля­ю­щи­ми любовь. Сыном Афро­ди­ты от Гер­ме­са счи­та­ет­ся Гер­ма­фро­дит (назы­вае­мый так­же Афро­ди­том).


Как и дру­гие олим­пий­ские боги, Афро­ди­та покро­ви­тель­ст­ву­ет геро­ям, но это покро­ви­тель­ство рас­про­стра­ня­ет­ся толь­ко на сфе­ру люб­ви. Она обе­ща­ет Пари­су любовь Еле­ны (Apol­lod. epit. III 2) и следит за проч­но­стью их сою­за, тер­пя брань из уст Еле­ны (Hom. Il. III 399—412). Афро­ди­та пыта­ет­ся вме­ши­вать­ся в воен­ные собы­тия под Тро­ей, будучи прин­ци­пи­аль­ной защит­ни­цей тро­ян­цев, вме­сте с таки­ми бога­ми мало­азий­ско­го про­ис­хож­де­ния, как Апол­лон, Арес, Арте­ми­да. Она спа­са­ет Пари­са во вре­мя его поедин­ка с Мене­ла­ем (III 380 след.). Она вме­ши­ва­ет­ся в сра­же­ние, в кото­ром совер­ша­ет свои подви­ги Дио­мед, и пыта­ет­ся выне­сти из бит­вы тро­ян­ско­го героя Энея — сво­его сына от воз­люб­лен­но­го Анхи­са (V 311—318). Одна­ко Дио­мед пре­сле­ду­ет боги­ню и ранит её в руку (V 334—343), так что Энея под­хва­ты­ва­ет Апол­лон, закрыв его чёр­ным обла­ком. Арес на сво­ей золо­той колес­ни­це достав­ля­ет Афро­ди­ту на Олимп, где её заклю­ча­ет в объ­я­тия мать Дио­на (V 370 след.).


ро­ди­ту под­ни­ма­ют на смех Гера и Афи­на — её посто­ян­ные про­тив­ни­цы (V 418—425), и Зевс, улы­ба­ясь, сове­ту­ет доче­ри не зани­мать­ся вой­ной, а устра­и­вать бра­ки (V 429 след.). Афро­ди­та с наслаж­де­ни­ем вну­ша­ет любов­ные чув­ства людям и сама влюб­ля­ет­ся, изме­няя хро­мо­но­го­му супру­гу. Даже Геси­од, дав­ший столь древ­нюю гене­а­ло­гию Афро­ди­ты, при­пи­сы­ва­ет ей обыч­ные любов­ные функ­ции — слад­кую негу люб­ви, смех, улыб­ки, обма­ны, «пья­ня­щую радость объ­я­тий» (Hes. Theog. 205 след.). В Гоме­ров­ском гимне (IV) Афро­ди­та изо­бра­жа­ет­ся влюб­лён­ной в тро­ян­ско­го героя Анхи­са, и эта любовь пред­став­ле­на в духе рос­кош­ной и утон­чён­ной кар­ти­ны позд­не­го вре­ме­ни, хотя сама Афро­ди­та наде­ле­на чер­та­ми мат­ри­ар­халь­ной вла­ды­чи­цы, перед кото­рой ощу­ща­ет­ся всё ничто­же­ство муж­ско­го нача­ла, как и в исто­рии люб­ви Афро­ди­ты к Адо­ни­су, подоб­ной исто­рии Кибе­лы и Атти­са.

В гоме­ров­ском эпо­се Афро­ди­та при­ни­ма­ет всё более кокет­ли­вые чер­ты и отно­ше­ние к ней лас­ко­во-иро­ни­че­ское. В «Одис­сее» рас­ска­зы­ва­ет­ся любов­ная исто­рия Афро­ди­ты и Аре­са: во вре­мя свида­ния их хит­ро­ум­но при­ко­вал не види­мы­ми гла­зу сетя­ми к ложу Гефест — закон­ный супруг Афро­ди­ты, и в таком виде они пред­ста­ли перед сме­ю­щи­ми­ся бога­ми, кото­рые сами не прочь были бы занять место Аре­са.


во­бож­дён­ные Гефе­стом по прось­бе Посей­до­на любов­ни­ки немед­лен­но рас­ста­лись. Арес умчал­ся во Фра­кию, а Афро­ди­та на Крит в Пафос, где её иску­па­ли и натёр­ли нетлен­ным мас­лом хари­ты (VIII 266—366). Хотя появ­ле­ние клас­си­че­ской Афро­ди­ты всё ещё вну­ша­ет ужас (Hom. Il. III 398), она посто­ян­но име­ну­ет­ся «золотая», «пре­крас­но­вен­чан­ная», «слад­ко­умиль­ная», «мно­гоз­ла­тая», «пре­крас­но­окая». Руди­мен­том арха­и­че­ско­го демо­низ­ма боги­ни явля­ет­ся её пояс, с.134 кото­рый она пере­да­ла Гере, чтобы соблаз­нить Зев­са. В этом поя­се заклю­че­ны любовь, жела­ние, сло­ва обо­льще­ния, «в нём заклю­ча­ет­ся всё» (XIV 215—221). Это древ­ний фетиш, наде­лён­ный маги­че­ской силой, поко­ря­ю­щей даже вели­ких богов. Афро­ди­те посвя­щён гимн поэтес­сы Сап­фо (1), в кото­ром боги­ня име­ну­ет­ся «пест­ро­трон­ной» и «пле­ту­щей коз­ни»; на золо­той колес­ни­це, запря­жён­ной воро­буш­ка­ми, она мчит­ся из Зев­со­ва дома к чёр­ной зем­ле и гото­ва стать для поэтес­сы союз­ни­цей в любов­ном свида­нии. Помо­гая любя­щим, Афро­ди­та с.135 пре­сле­ду­ет тех, кто отвер­га­ет любовь (она пока­ра­ла смер­тью Иппо­ли­та и Нар­цис­са, вну­ши­ла про­ти­во­есте­ствен­ную любовь Паси­фае и Мир­ре, а Гип­си­пи­лу и лем­нос­ских жен­щин наде­ли­ла отвра­ти­тель­ным запа­хом).


Пла­то­ну в «Пире» при­над­ле­жит про­ти­во­по­став­ле­ние Афро­ди­ты Ура­нии («небес­ной») и Афро­ди­ты Пан­де­мос («все­на­род­ной»). Хотя древ­няя Афро­ди­та из кро­ви Ура­на вряд ли нес­ла в себе оду­хотво­рён­ность, она пере­осмыс­ле­на Пла­то­ном как небес­ная в свя­зи с про­ис­хож­де­ни­ем от неба — Ура­на. Афро­ди­та Пан­де­мос для Пла­то­на пошлая, доступ­ная и понят­ная всем, не столь древ­няя и не свя­зан­ная с небом, а дочь Зев­са и мало­зна­чи­тель­ной Дио­ны.

Геро­дот сооб­ща­ет о почи­та­нии Афро­ди­ты Ура­нии в Сирии (I 105), в Пер­сии (I 131), у ара­бов (III 8) и даже ски­фов (IV 59). Ксе­но­фонт (Conv. VIII 9) и Пав­са­ний (I 14, 6) упо­ми­на­ют храм Афро­ди­ты Ура­нии в Афи­нах. Храм Афро­ди­ты Ура­нии на ост­ро­ве Кифе­ра счи­тал­ся у элли­нов самым древним и самым свя­щен­ным; ста­туя самой боги­ни была дере­вян­ной и изо­бра­жа­ла боги­ню воору­жён­ной (Paus. III 23, 1). Афро­ди­та Пан­де­мос тоже име­ла свой храм на афин­ском акро­по­ле. Пав­са­ний сооб­ща­ет, что покло­не­ние ей было введе­но Тесе­ем, «когда он свёл всех афи­нян из сель­ских домов в один город» (I 22, 3). Здесь вполне ясно под­чёр­ки­ва­ет­ся обще­го­судар­ст­вен­ный смысл куль­та Афро­ди­ты.


Мно­го­чис­лен­ные свя­ти­ли­ща Афро­ди­ты име­лись в дру­гих обла­стях Гре­ции (Коринф, Бео­тия, Мес­се­ния, Ахайя, Спар­та), на ост­ро­вах — Крит (в горо­де Пафос, где нахо­дил­ся храм, имев­ший обще­гре­че­ское зна­че­ние, и отсюда про­зви­ще Афро­ди­ты — Пафос­ская боги­ня), Кифе­ра, Кипр, Сици­лия (от горы Эрикс — про­зви­ще Эри­ки­ния). Осо­бен­но почи­та­лась Афро­ди­та в Малой Азии (в Эфе­се, Абидо­се), в Сирии (в Биб­ле, это­му посвя­щён трак­тат Луки­а­на «О Сирий­ской богине»). В Риме Афро­ди­та почи­та­лась под име­нем Вене­ры и счи­та­лась пра­ро­ди­тель­ни­цей рим­лян через сво­его сына — тро­ян­ца Энея, отца Юла — леген­дар­но­го пред­ка рода Юли­ев, к кото­ро­му при­над­ле­жал Юлий Цезарь. Поэто­му Вене­ра — «рода Эне­е­ва мать» (Lucr. I 1) — посто­ян­ная покро­ви­тель­ни­ца Энея не толь­ко под Тро­ей, но глав­ным обра­зом после его при­бы­тия в Ита­лию (Verg. Aen.), осо­бен­но про­слав­ля­ет­ся в эпо­ху прин­ци­па­та Авгу­ста.

Лит.: Лосев А. Ф., Олим­пий­ская мифо­ло­гия в ее соци­аль­но-исто­ри­че­ском раз­ви­тии, «Уче­ные запис­ки Мос­ков­ско­го государ­ст­вен­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та им.


obr>В. И. Лени­на», 1953, т. 72, в. 3, с. 141—145; Ot­to W. F., Die Göt­ter Grie­chen­lands, 3 Aufl., Fr./M., 1947; Pes­ta­loz­za U., Re­li­gio­ne Me­di­ter­ra­nea, Mil., 1951; Langlotz E., Aph­ro­di­te in den Gär­ten, Hei­del­berg, 1954; Lul­lies R., Die kauernde Aph­ro­di­te, Münch. — Pa­sing, 1954; Schil­ling R., La re­li­gion ro­mai­ne de Vé­nus…, P., 1954; Si­mon E., Die Ge­burt der Aph­ro­di­te, B., 1959.

Антич­ные скульп­тур­ные изо­бра­же­ния Афро­ди­ты мно­го­чис­лен­ны; в искус­стве арха­и­ки и клас­си­ки боги­ня пред­ста­ва­ла в оде­я­нии, начи­ная же с 4 в. до н. э. — полу­на­гой или совер­шен­но обна­жён­ной. Т. н. «Ve­nus Ge­net­rix» (Париж, Лувр) явля­ет­ся рим­ской копи­ей гре­че­ской ста­туи 2-й поло­ви­ны 5 в. до н. э., веро­ят­но, «Афро­ди­ты в садах» Алка­ме­на. «Афро­ди­та из Палац­цо Лац­це­ро­ни» явля­ет­ся, пред­по­ло­жи­тель­но, копи­ей про­из­веде­ния Аго­ра­кри­та или его мастер­ской (2-я поло­ви­на 5 в. до н. э.). К гре­че­ским ори­ги­на­лам 5 в.


н. э. вос­хо­дят «Афро­ди­та из Лио­на» и «Афро­ди­та из Фре­ж­ю­са» (обе в Лув­ре). «Афро­ди­та Книд­ская» Пра­к­си­те­ля извест­на по более чем 50 копи­ям; ста­туя послу­жи­ла прото­ти­пом для мно­гих извест­ных про­из­веде­ний после­дую­ще­го пери­о­да («Афро­ди­та Меди­цей­ская», «Афро­ди­та Капи­то­лий­ская» и др.). К дру­гой ста­туе Пра­к­си­те­ля — «Афро­ди­та Кос­ская» вос­хо­дит, по-види­мо­му, «Афро­ди­та из Арля». В «Афро­ди­те из Капуи» усмат­ри­ва­ют копию про­из­веде­ния Лисип­па. До нас дошло несколь­ко под­лин­ных ста­туй работы гре­че­ских скуль­п­то­ров элли­ни­сти­че­ской эпо­хи, в т. ч. «Афро­ди­та Кирен­ская» (4—3 вв. до н. э.), «Афро­ди­та Мелос­ская» (ок. 120 до н. э.). Сле­ду­ет упо­мя­нуть так­же «Купаю­щу­ю­ся Афро­ди­ту» Дой­дал­са­са (3 в. до н. э.), извест­ную по несколь­ким копи­ям, «Афро­ди­ту Кал­ли­пи­гу», голо­ву Афро­ди­ты из Пер­га­ма и др. Сре­ди гре­че­ских релье­фов — рельеф т. н. тро­на Лудо­ви­зи со сце­ной, изо­бра­жаю­щей рож­де­ние боги­ни. Афро­ди­ту часто изо­бра­жа­ли в гре­че­ской вазо­пи­си, осо­бен­но в сце­нах «суд Пари­са», а так­же с Гефе­стом, с Еле­ной и Мене­ла­ем (в сце­нах встре­чи супру­гов после Тро­ян­ской вой­ны) и дру­ги­ми пер­со­на­жа­ми. В пом­пей­ских фрес­ках встре­ча­ет­ся дру­гой сюжет: «Арес и Афро­ди­та». См. так­же Адо­нис.

Сце­ны из мифов об Афро­ди­те встре­ча­ют­ся уже в 14—15 вв. в книж­ной мини­а­тю­ре (осо­бен­но во Фран­ции и Фланд­рии). В живо­пи­си 15—18 вв. популяр­но­стью поль­зо­ва­лись сюже­ты, свя­зан­ные с Адо­ни­сом, Аре­сом, Гефе­стом, Демет­рой и Пари­сом, а так­же сце­на «рож­де­ние Вене­ры» (С. Бот­ти­чел­ли, Тици­ан, П. П. Рубенс и др.). Не менее были рас­про­стра­не­ны сюже­ты «спя­щая Вене­ра» (Пьет­ро ди Кози­мо, Джор­джоне, Тици­ан, Анни­ба­ле Каррач­чи, Г. Рени, Доме­ни­ки­но, Д. Велас­кес и др.), «туа­лет Вене­ры» (Дж. Бел­ли­ни, Тици­ан, Ф. Пар­ми­джа­ни­но, Дж. Ваза­ри, Я. Тин­то­рет­то, Рубенс, Велас­кес, Ф. Буше и др.) и «купа­ние Вене­ры» (Рубенс, А. ван Дейк, Буше и др.). Популяр­ны были сюже­ты: «Вене­ра и Амур» (Л. Кра­нах Стар­ший, Я. Гос­сарт, П. Веро­не­зе, Г. Рени, Велас­кес, Рем­брандт, А. Куа­пель, А. Ват­то, Дж. Рей­нол­дс и др.), «покло­не­ние Вене­ре» (Дж. Ваза­ри, Х. Гол­ци­ус, Рубенс, А. ван Дейк, Ф. Лему­ан и др.), «три­умф Вене­ры» (Тици­ан, А. Куа­пель, Ф. Буше и др.), «празд­ник Вене­ры» (Тици­ан, Рубенс и др.), «Вене­ра и сатир» (Веро­не­зе, Анни­ба­ле Каррач­чи, Н. Пус­сен и др.). В евро­пей­ской пла­сти­ке образ Афро­ди­ты нашёл вопло­ще­ние глав­ным обра­зом в 18 в. (Г. Р. Дон­нер, Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фаль­коне). Сре­ди про­из­веде­ний ново­го вре­ме­ни — кар­ти­ны «Вене­ра Ана­дио­ме­на» Ж. Энгра и А. Бёкли­на, «Вене­ра» А. Фей­ер­ба­ха, ста­туи с.136 «Вене­ра» Б. Торвальд­се­на и «Вене­ра с оже­ре­льем» А. Май­о­ля.

В евро­пей­ской поэ­зии и дра­ма­тур­гии раз­ра­ба­ты­вал­ся глав­ным обра­зом миф о люб­ви Афро­ди­ты и Адо­ни­са. Боль­шин­ство опер и бале­тов 17—19 вв. так­же посвя­ще­но этой теме. В чис­ле про­из­веде­ний 17—18 вв. на дру­гие сюже­ты мифа — опе­ры Ф. П. Сакра­ти «Рев­ни­вая Вене­ра»; П. Кола­са «Рож­де­ние Вене­ры»; А. Кам­п­ра «Любовь Мар­са и Вене­ры» и др., балет­ные поста­нов­ки Дж. Уиве­ра («Любов­ные похож­де­ния Мар­са и Вене­ры») и Ж. Ж. Нове­ра («Туа­лет Вене­ры»). Сре­ди про­из­веде­ний 2-й поло­ви­ны 20 в. — кан­та­та К. Орфа «Три­умф Афро­ди­ты».

Источник: ancientrome.ru

Классический греческий пантеон насчитывал 12 божеств-олимпийцев. Однако жители Олимпа не были первыми обитателями земли и создателями мира. Согласно «Теогонии» поэта Гесиода, олимпийцы были только третьим поколением богов. В самом начале был лишь Хаос, из которого со временем вышли:

  • Нюкта (Ночь),
  • Гея (Земля),
  • Уран (Небо),
  • Тартар (Бездна),
  • Скотос (Тьма),
  • Эреб (Мрак).

Эти силы и следует считать первым поколением греческих богов. Дети Хаоса заключали друг с другом браки, порождая богов, моря, горы, чудовищ и разных удивительных существ – гекатонхейров и титанов. Внуков Хаоса принято считать вторым поколением богов.

Правителем всего мира стал Уран, а его супругой – Гея – мать всего сущего. Уран боялся и ненавидел своих многочисленных детей-титанов, поэтому сразу после их рождения прятал младенцев обратно во чрево Геи. Гея сильно страдала от того, что не могла разродиться, но ей на помощь пришёл младший из детей – титан Кронос. Он сверг и оскопил своего отца.

Дети Урана и Геи наконец смогли выйти из чрева матери. Кронос взял в жёны одну из своих сестёр – титаниду Рею и стал верховным божеством. Его правление стало настоящим «золотым веком». Однако Кронос опасался за свою власть. Уран предсказал ему, что один из детей Кроноса поступит с ним также как, сам Кронос поступил со своим отцом. Поэтому всех рождённых Реей детей – Гестию, Геру, Аида, Посейдона, Деметру – титан проглотил. Последнего сына – Зевса – Рее удалось спрятать. Зевс подрос, освободил своих братьев и сестёр, а затем начал борьбу с отцом. Так в битве схлестнулись титаны и третье поколение богов – будущих олимпийцев. Эти события Гесиод называет «титаномахией» (дословно «Битвами Титанов»). Борьба закончилась победой олимпийцев и падением титанов в бездну Тартар.

Современные исследователи склонны полагать, что титаномахия не была пустой, ни на чём не основанной фантазией. Фактически этот эпизод отражал важные социальные перемены в жизни Древней Греции. Архаичные хтонические божества – титаны, которым поклонялись древнегреческие племена, уступали своё место новым божествам, олицетворявшим порядок, закон и государственность. В прошлое уходили родоплеменной строй и матриархат, им на смену приходят – полисная система и патриархальный культ эпических героев.

Благодаря многочисленным литературным произведениям, до наших дней дошло множество древнегреческих мифов. В отличие от славянской мифологии, сохранившейся в отрывочном и неполном виде, древнегреческий фольклор был глубоко и всесторонне изучен. Пантеон древних греков включал в себя сотни богов, однако, ведущая роль была отведена всего 12 из них. Канонического списка олимпийцев не существует. В разных версиях мифов в пантеон могут входить разные боги.

Зевс

Боги древней греции афродита

Во главе древнегреческого пантеона находился Зевс. Он и его братья – Посейдон и Аид – бросили жребий, чтобы поделить между собой мир. Посейдону достались океаны и моря, Аиду – царство душ умерших, а Зевсу – небо. Под властью Зевса на всей земле устанавливается закон и порядок. Для греков Зевс был олицетворением Космоса, противостоящим древнему Хаосу. В более узком значении Зевс был богом мудрости, а также грома и молний.

Зевс был весьма плодовит. От богинь и земных женщин у него родилось множество детей – богов, мифических существ, героев и царей.

Весьма интересным моментом биографии Зевса является его борьба с титаном Прометеем. Боги-олимпийцы уничтожили первых людей, живших на земле ещё со времён Кроноса. Прометей же создал новых людей и обучил их ремёслам, ради них, титан даже похитил с Олимпа огонь. Разгневанный Зевс приказал приковать Прометея к скале, куда ежедневно прилетал орёл, клевавший титану печень. Для того чтобы отомстить созданным Прометеем людям за их своеволие, Зевс послал к ним Пандору – красавицу, открывшую ящик, в котором были спрятаны болезни и разные несчастья человеческого рода.

Несмотря на столь мстительный нрав, в целом, Зевс – светлое и справедливое божество. Рядом с его троном стоят два сосуда – с добром и злом, в зависимости от поступков людей Зевс черпает дары из сосудов, посылая смертным либо кару, либо милость.

Посейдон

Боги древней греции афродита

Брат Зевса – Посейдон – владыка такой переменчивой стихии как вода. Подобно океану, он бывает буен и дик. Скорее всего, изначально Посейдон был земным божеством. Эта версия объясняет почему культовыми животными Посейдона были вполне «сухопутные» бык и конь. Отсюда же и эпитеты, которыми наделяли бога морей – «сотрясающий землю», «земледержец».

В мифах Посейдон часто противостоит своему брату-громовержцу. Например, поддерживает ахейцев в войне против Трои, на стороне которой был Зевс.

Почти вся торговая и промысловая жизнь греков зависела от моря. Поэтому Посейдону регулярно приносили богатые жертвы, бросая их прямо в воду.

Гера

Боги древней греции афродита

Несмотря на огромное количество связей с самыми разными женщинами, ближайшей спутницей Зевса всё это время была его сестра и супруга – Гера. Хотя Гера и была главным женским божеством на Олимпе, фактически она была только третьей женой Зевса. Первой супругой громовержца была мудрая океанида Метида, которою он заключил в своё чрево, а второй – богиня правосудия Фемида – мать времён года и мойр – богинь судьбы.

Хотя божественные супруги часто ссорятся и изменяют друг другу, союз Геры и Зевса символизирует все моногамные браки на земле и отношения между мужчиной и женщиной в целом.

Отличавшаяся ревнивым, а порой и жестокий нравом, Гера всё же была хранительницей семейного очага, защитницей матерей и детей. Гречанки молили Геру о послании им хорошего мужа, беременности или о лёгких родах.

Возможно, противостояние Геры с мужем отражает хтонический характер этой богини. По одной из версий, прикасаясь к земле, она даже рождает чудовищного змея – Тифона. Очевидно, Гера – одно из первых женских божеств Пелопонесского полуострова, эволюционировавший и переработанный образ богини-матери.

Арес

Боги древней греции афродита

Арес был сыном Геры и Зевса. Он олицетворял собой войну, причём, войну не в виде освободительного противостояния, а – бессмысленной кровавой резни. Считается, что вобравший в себя часть хтонического буйства своей матери Арес крайне вероломен и хитр. Свою силу он использует для того, чтобы сеять убийства и рознь.

В мифах прослеживается нелюбовь Зевса к кровожадному сыну, однако, без Ареса невозможна даже справедливая война.

Афина

Боги древней греции афродита

Рождение Афины было весьма необычным. Однажды Зевса стали мучить сильные головные боли. Чтобы облегчить страдания громовержца, бог Гефест ударяет его топором по голове. Из образовавшейся раны выходит прекрасная дева в доспехах и с копьём. Зевс, увидев дочь, очень обрадовался. Новорождённая богиня получила имя Афина. Она стала главной помощницей своего отца – хранительницей закона и порядка и олицетворением мудрости. Формально матерью Афины была Метида, заключённая внутри Зевса.

Поскольку воинственная Афина воплощала в себе и женское, и мужское начало, она не нуждалась в супруге и оставалась девственной. Богиня покровительствовала воинам и героям, но только тем из них, кто разумно распоряжался своей силой. Таким образом, богиня уравновешивала буйство своего кровожадного брата Ареса.

Гефест

Боги древней греции афродита

Гефест – покровитель кузнечного дела, ремёсел и огня – был сыном Зевса и Геры. Он родился хромым на обе ноги. Гере был неприятен некрасивый и больной младенец, поэтому она сбросила его с Олимпа. Гефест упал в море, где его подобрала Фетида. На морском дне Гефест освоил кузнечное ремесло и стал выковывать чудесные вещи.

Для греков сброшенный с Олимпа Гефест олицетворял хоть и некрасивого, но очень умного и доброго бога, помогающего всем, кто к нему обратится.

Чтобы проучить свою мать, Гефест выковал для неё золотой трон. Когда Гера села в него, на её руках и ногах сомкнулись путы, которые никто из богов не смог расковать. Несмотря на все уговоры, Гефест упорно не желал идти на Олимп, чтобы освободить Геру. Бога-кузнеца сумел привести только Дионис, опьянивший Гефеста. После освобождения Гера признала сына и отдала ему в жёны Афродиту. Впрочем, Гефест недолго прожил с ветреной супругой и заключил второй брак с харитой Аглаей – богиней добра и радости.

Гефест – единственный олимпиец, постоянно занятый работой. Он куёт молнии для Зевса, волшебные предметы, доспехи и оружие. От своей матери он, как и Арес, унаследовал некоторые хтонические черты, однако, не столь разрушительные. Связь Гефеста с подземным миром подчёркивает его огненная природа. Однако огонь Гефеста – это не разрушительное пламя, а домашний очаг, который обогревает людей, или кузнечный горн, с помощью которого можно изготовить множество полезных вещей.

Деметра

Боги древней греции афродита

Одна из дочерей Реи и Кроноса – Деметра – была покровительницей плодородия и земледелия. Как и многие женские божества, олицетворяющие Мать-Землю, Деметра имела прямую связь с миром мёртвых. После похищения Аидом её с Зевсом дочери – Персефоны – Деметра впала в траур. На земле воцарилась вечная зима, люди тысячами умирали от голода. Тогда Зевс потребовал, чтобы Персефона проводила с Аидом только одну треть года, а на две трети – возвращалась к матери.

Считается, что Деметра обучила людей земледелию. Она же давала плодовитость растениям, животным и людям. Греки полагали, что на мистериях, посвящённые Деметре, стираются границы между миром живых и мёртвых. Данные археологических раскопок показывают, что в некоторых областях Греции Деметре даже приносили человеческие жертвы.

Афродита

Боги древней греции афродита

Афродита – богиня любви и красоты – появилась на земле весьма необычно. После оскопления Урана Кронос бросил детородный орган своего отца в море. Поскольку Уран был очень плодовит, из морской пены, образовавшейся в этом месте, вышла прекрасная Афродита.

Богиня умела насылать любовь на людей и богов, чем часто пользовалась. Одним из главных атрибутов Афродиты был её чудесный пояс, который делал прекрасной любую женщину. Из-за переменчивого нрава Афродиты многие пострадали от её чар. Мстительная богиня могла жестоко карать тех, кто отвергал её дары или чем-то её обижал.

Аполлон и Артемида

Боги древней греции афродита

Аполлон и Артемида – дети богини Лето и Зевса. Гера крайне прогневалась на Лето, поэтому преследовала её по всей земле и долго не давала ей разродиться. В конце концов, на острове Делос в окружении Реи, Фемиды, Амфитриты и других богинь Лето родила двух близнецов. Первой на свет появилась Артемида и сразу стала помогать матери в родах своего брата.

С луком и стрелами Артемида в окружении нимф стала бродить по лесам. Девственная богиня-охотница была покровительницей диких и домашних животных и всего живого на земле. К ней за помощью обращались и юные девушки, и беременные женщины, которых она защищала.

Её брат же стал покровителем искусств и врачевания. Аполлон приносит на Олимп гармонию и спокойствие. Этот бог считается одним из главных символов классического периода в истории Древней Греции. Он привносит элементы красоты и света во всё, что делает, дарует людям дар предвидения, учит их лечить болезни и музицировать.

Гестия

Боги древней греции афродита

В отличие от большинства жестоких и мстительных олимпийцев, старшая сестра Зевса – Гестия – отличалась мирным и спокойным нравом. Греки почитали её как хранительницу домашнего очага и священного огня. Гестия придерживалась целомудрия и отказывала всем богам, предлагавшим ей замужество.

Культ Гестии был очень распространён в Греции. Считалось, что она помогает проводить священные церемонии и бережёт мир в семьях.

Гермес

Боги древней греции афродита

Покровитель торговли, богатства, ловкости и воровства – Гермес, скорее всего, изначально был древним малоазиатским демоном-пройдохой. Со временем греки превратили мелкого трикстера в одного из самых могущественных богов. Гермес был сыном Зевса и нимфы Майи. Как и все дети Зевса, он с рождения демонстрировал свои удивительные способности. Так, в первый же день после своего появления на свет Гермес научился играть на кифаре и выкрал коров Аполлона.

В мифах Гермес предстаёт не только обманщиком и вором, но и верным помощником. Он часто выручал героев и богов из затруднительных ситуаций, принося им оружие, волшебные травы или какие-то другие нужные предметы. Отличительным атрибутом Гермеса были крылатые сандалии и кадуцей – жезл, вокруг которого обвились две змеи.

Почитали Гермеса пастухи, торговцы, ростовщики, путешественники, мошенники, алхимики и гадатели.

Аид

Боги древней греции афродита

Аида – повелителя мира мёртвых – не всегда включают в число богов-олимпийцев, поскольку жил он не на Олимпе, а в мрачном Аиде. Однако он, безусловно, был очень могущественным и влиятельным божеством. Греки боялись Аида и предпочитали не произносить его имя вслух, заменяя его разнообразными эпитетами. Некоторые исследователи считают, что Аид выступает иной ипостасью Зевса.

Хотя Аид и был богом мёртвых, он также даровал плодородие и богатство. При этом сам он, как и полагается подобному божеству, не имел детей, даже жену ему пришлось похищать, потому что никто из богинь не хотел спускаться в подземное царство.

Культ Аида был почти не распространён. Известно всего об одном храме, где только раз в год приносили жертвы царю мёртвых.

Источник: GreeceMagazine.ru

Атрибутика Афродиты

 

Символами Афродиты, как богини любви были розы, маки, яблоки, анемоны, фиалки, нарциссы и лилии. Как богини плодородия — воробьи и голуби. Как морской богини — дельфины и лебеди. Атрибуты у Афродиты — пояс и чаша из золота, которая была наполнена винным напитком.

 

Человек, который выпивал из этой чаши, имел вечную молодость. А ее поясом мечтали обладать все женщины, так как он являлся источником необыкновенной сексуальной притягательности. Все птицы, очарованные красотой богини, слетались к ней. Она всегда ходила, окруженная их обществом.

 

Солнце, в момент появления Афродиты, начинало светить ярче и распускались цветы при ее приближении. Нередко Афродита ходила в окружении диких зверей, например, медведей, волков, львов. Их усмиряло и делало ручными присутствие любовных желаний. 

 

Рождение Афродиты

 

Афродита родилась недалеко от острова Кифера из семени и крови Урана. Она образовала морскую белоснежную пену. В результате этого произошло поверье, что Афродита «пенорожденная». Затем эту пену ветром пригнало на остров Кипр, где из волн на землю вышла Афродита.

 

Жертвы Афродиты

 

 

Афродита с большой охотой и легкостью помогала любящим. В тоже время наказывала всех, кто не поддерживал её культ любви:

 

 

Помощники богини красоты

 

У Афродиты было два помощника, которые помогали ей вершить любовные дела – Эрос и Гиминей. Эрос представлял собой маленького мальчика, летающего по миру с луком и стрелами. В кого попадала его стрела, того настигала любовь. Гиминей, являлся покровителем брака. Он присутствовал на каждой свадьбе и летал рядом с молодоженами, освещая им факелом дорогу к счастью и любви. 

 

Афродита в произведениях искусства

 

Афродита со своей красотой и статностью была источником вдохновения многих скульпторов. Они в своих работах пытались передать все великолепие образа богини. В живописи образ Афродиты можно наблюдать во многих картинах, написанных художниками эпохи Возрождения. И по сей день богиня является символом красоты и воодушевляет мастеров искусства на новые творения.

Источник: 2mir-istorii.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.