Бог спорта в древней греции


Форту́на — древнеримская богиня удачи. Фортуна (Голландия)

Рома — богиня, олицетворение города Рима. Рома (Рим)

Аякс Великий— в древнегреческой мифологии греческий герой, участвовавший в осаде Трои. Аякс (Голландия)

Аяакс

Герме́с  — в древнегреческой мифологии бог торговли, прибыли, разумности, ловкости и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Гермес ( Кипр).

Гера́кл — в древнегреческой мифологии герой, сын бога Зевса и Алкмены — жены героя Амфитриона.Геркулесовы столбы— название, использовавшееся в Античности для обозначения высот, обрамляющих вход в Гибралтарский пролив. Северная скала (со стороны Европы) — это Гибралтарская скала (расположенная во владении Великобритании Гибралтар), а в качестве южного столба (со стороны Северной Африки) выступает либо гора Джебель-Муса в Марокко, либо гора Абила, расположенная рядом с Сеутой. Кадис (Испания).

Олимпинациональные празднества, происходившие в Олимпии на Пелопоннесе в период с 776 г. до н. э. до 394 года н. э. Центральным элементом Олимпийских игр были спортивные соревнования, при этом игры имели религиозное значение.  Олимпиакос (Греция).


Кадис

Гера́кл — в древнегреческой мифологии герой, сын бога Зевса и Алкмены — жены героя Амфитриона. Херкулес Фк (Испания), Ираклис Салоники (Греция).

Аре́с  — в древнегреческой мифологии бог войны. Арес Салоники ( Греция).

геркулес фк

Аполло́н  — в древнегреческой мифологии златокудрый сребролукий бог света (отсюда его прозвище Феб, солнечный свет символизируется его золотыми стрелами), покровитель искусств, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев и основывающихся древнегреческих колоний, также очищал людей, совершивших убийство. Аполлон Смирна (Греция),  Аполлон Лимассол (Кипр), Аполлон Каламария (Греция).

А́тлас или Атла́нт  — в древнегреческой мифологии могучий титан, держащий на плечах небесный свод.Атлас (Аргентина), Аталанта (Италия).


Аталанта

Ахи́лл, или Ахилле́с  — в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Ахиллес ’29 (Голландия).

Саламина  — Персонаж древнегреческой мифологии. Дочь Асопа, царя Флиунта. Похищена Посейдоном и унесена на остров, родила от Посейдона Кихрея. В её честь назван остров. Неа (новый) Саламина (Кипр).

Тор (Thunaraz, буквально «гром») — в скандинавской мифологии один из асов, бог грома и бури, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ. «Триждырождённый» старший сын Одина и богини земли Ёрд . Тор Акюрейри (Исландия), ХБ Торсхавн (Фарерские Острова).

Нес Саламина

Источник: www.sports.ru

Он вызывает неподдельный интерес, интригует и волнует. Он объединяет вымышленный и современный мир. О нем написано не мало книг и снято множество фильмов. Пантеон греческих богов — настоящая кладезь для изучения истории, нравов и быта Древней Греции. Какую функцию выполняли небожители на священной горе Олимп? Какой немыслимой силой и властью были наделены? Об этом и многом другом пойдет речь в нашей новой божественной статье!


Греческие боги

Пантеон или попросту группа богов, принадлежащая к одной религии, насчитывала большое количество небожителей, каждый из которых выполнял отведенную роль и нес свою функцию. По своему облику и поведению боги и богини были похожи на обычных людей. Они испытывали те же эмоции и чувства, влюблялись и ссорились, гневались и миловали, обманывали и распускали сплетни. Но главным их отличием являлась бессмертность! Со временем история отношений между богами все сильнее порастала мифами. И это только приумножало интерес и восхищение к древней религии…

Греческие боги

Представители младшего поколения небожителей в Древней Элладе считались главными богами. Когда-то они отняли право управления миром у старшего поколения (титанов), олицетворявших природные стихии и вселенские силы. Одержав победу над титанами младшие боги под руководством Зевса поселились на горе Олимп. Мы расскажем о 12 главных олимпийских богах и богинях, их помощниках и спутниках, которым поклонялись греки!

Царь богов и главное божество. Представитель бесконечного неба, повелитель молний и грома. Зевс обладал беспредельной властью как над людьми, так и над богами. Древние греки чтили и боялись громовержца, всячески задобряя его самыми лучшими пожертвованиями. О Зевсе младенцы узнавали еще в утробе, а все напасти относили к гневу величайшего и всемогущего.


Зевс

Брат Зевса, повелитель моря, рек, озер и океанов. Он олицетворял мужество, бурный нрав, вспыльчивый характер и неземную силу. Будучи покровителем мореплавателей он мог накликать голод, переворачивать и топить корабли и вершить судьбы рыбаков в открытых водах. Посейдон тесно связан с землетрясениями и извержениями вулканов.

Посейдон

Брат Посейдона и Зевса, которому подчинялся весь подземный мир, царство мертвых. Единственный кто не жил на Олимпе, но по праву считался олимпийским богом. Все умершие отправлялись к Аиду. Хоть люди и боялись даже произносить имя Аида, в древней мифологии он представлен холодным, непоколебимым и безразличным богом, чье решение должно беспрекословно выполняться. В его темное царство с демонами и тенями умерших, куда не проникают солнечные лучи, можно только войти. Обратной дороги нет.

Аид

Аристократичный и утонченный, бог целительства, солнечного света, душевной чистоты и художественной красоты. Став покровителем творчества, он считается главой 9-ти муз, а также отцом бога врачей Асклепия.


Аполлон

Древнейший бог дорог и путешествий, покровитель торговли и купцов. Этот небожитель с крыльями на пятках ассоциировался с тонким умом, изворотливостью, хитростью и прекрасным знанием иностранных языков.

Гермес

Коварный бог войны и жестоких битв. Могучий воин предпочитал кровавые расправы и вел войну ради самой войны.

Арес

Покровитель кузнечного, гончарного и других ремесел, ассоциирующихся с огнем. Еще в эпоху глубокой старины Гефеста связывали с вулканической деятельностью, грохотом и пламенем.

Гефест

Жена Зевса, покровительница брака и супружеской любви. Богиня отличалась ревностью, злобой, жестокостью и излишней строгостью. В состоянии ярости она могла принести людям страшные беды.


Гера

Дочь Зевса, прекрасная богиня любви, которая запросто влюбляла в себя и влюблялась сама. В ее руках была сосредоточена большая сила любви, чистая и искренняя, которую она даровала богам и людям.

Афродита

Богиня справедливой войны, мудрости, покровительница духовных занятий, искусства, земледелия и ремесел. Афина Паллада была рождена из головы Зевса в полном обмундировании. Благодаря ей течет государственная жизнь и строятся города. За свои знания и ум среди пантеона греческих богов была самой уважаемой и авторитетной небожительницей.

Афина

Покровительница земледелия и богиня плодородия. Она хранительница жизни, научившая человека крестьянскому труду. Она наполняет амбары и пополняет запасы. Деметра — воплощение первобытной энергии творчества, великая мать, порождающая все живое.

Деметра

Богиня лесов и охоты, сестра Аполлона. Покровительница растительности и плодородия. Девственность богини тесно связана с идеей рождения и половых отношений.

Помимо 12 главных олимпийских богов среди греческих небожителей имелось множество не менее значимых и авторитетных имен.

Дионис. Бог виноделия и всех природных сил, делающих человека счастливым.


Дионис

Морфей. В его объятиях был каждый. Греческий бог сновидений, сын Гипноса — бога сна. Морфей умел принимать любую форму, точно копировать голос и являться людям во снах.

Эрот. Сын Афродиты и по совместительству бог любви. Милый мальчик с колчаном и луком метко бросает в людей стрелы, которые зажигают в сердцах богов и людей нерушимую любовь. В Риме ему соответствовал Амур.

Эрот

Персефона. Дочь Деметры, похищенная Аидом, который утащил ее в свое подземное царство и сделал своей женой. Часть года она проводит наверху с матерью, остальное время живет под землей. Персефона олицетворяла зерно, которое посеяно в землю и оживает в то время, когда выходит на свет.

Гестия. Покровительница домашнего очага, семьи и жертвенного огня.


Гестия

Пан. Греческий бог лесов, покровитель пастухов и стада. Представлен с козлиными ногами, рогами и бородой со свирелью в руках.

Ника. Богиня победы и постоянная спутница Зевса. Божественный символ успеха и счастливого исхода всегда изображается в позе быстрого движения или с крыльями. Ника принимает участие во всех музыкальных состязаниях, военных предприятиях и религиозных торжествах.

Ника

И это еще не все греческие имена богов:

  • Асклепия — греческий бог врачевания.
  • Протей — сын Посейдона, морское божество. Обладал даром предсказывать будущее и менять обличие.
  • Тритон — сын Посейдона, приносил новости из глубин морских, трубя в раковину. Изображен как смесь коня, рыбы и человека.
  • Эйрена — богиня мира, стоит у олимпийского трона Зевса.
  • Дике — покровительница правды, богиня, не терпящая обмана.
  • Тюхе — богиня удачи и успешного случая.
  • Плутос — древнегреческий бог богатства.
  • Энио — богиня яростной войны, вызывающая бешенство в бойцах, вносящая смуту в битву.
  • Фобос и Деймос — сыновья и спутники Ареса, бога войны.

Источник: boombate.com


Бог спорта в древней греции

Древнегреческое гончарное искусство оставило нам в наследство великолепные амфоры, на их поверхности запечатлён эллинский мир, с сюжетами из мифологии Древней Греции, из обыденной жизни эллинов, частью которой было спортивные единоборства. На амфорах, возраст которых более 2500 лет, часто изображали греческих богов и богинь, покровительствующих героям греческих легенд, ставших народными героями, спортсменов, принимавших участие в Олимпийских и Панафинейских играх, во время которых прекращались все войны.  В пятиборье в античные времена входили соревнования по бегу, прыжкам в длину, метанию копья и диска, и борьбе. 

Самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах Панафинейские игры (др.-греч. Παναθήναια) проводились в честь дня рождения богини Афины, покровительницы города. Победителям первых больших Панафинейских игр в 566/565 гг. до н. э. вручались призовые панафинейские амфоры особой формы и размеров (60-70 см.), наполненные оливковым маслом, около 3 литров.

Бог спорта в древней греции


По древним афинским преданиям празднество, посвящённое богине Афине — Афинеи учредил один из первых афинских царей мифологический царь Аттики Эрехтей 5 веке до н. э., почитающий богиню Афину Промахос (др.-греч. Ἀθηνᾶ Πρόμαχος — Афина Праматерь, или Великая мать богов).  На лицевой стороне первых Панафинийских амфор 565 — 530 г.г. до н.э. была изображена воинственная Афина Промахос со щитом и поднятым копьём. Рядом с Афиной стали изображать две дорические колонны, увенчанные петухами, символизирующими боевой дух победителей панафенейских состязаний. На амфоре памятная надпись на древнегреческом языке: «τών ‘Αθήνεθην Αθλων» — «приз из Афин» . На каждых Панафенийских играх победителям состязаний вручали около 1500 чернофигурных амфор, до наших дней сохранилось около 1000 панафинейских амфор.

Один из самых известных персонажей Древнегреческой мифологии, легендарный герой древнегреческих поэм «Илиада» (I 265) и «Одиссея» (XI 323, 631) Тесей (др.-греч. Θησεύς), сын бога Посейдона или афинского царя Эгея и Эфры, 11-й царь Афин объединил все поселения Аттики в единый полис-государство Афины. В честь покровительницы города афиняне устраивали летом большой праздник ПанАфинеи (Великие Афинеи).

Бог спорта в древней греции

При афинском государственном деятеле VI века до н. э. архонте Гиппоклиде (др.-греч. Ἱπποκλείδης) из рода Филаидов, в ПанАфинеях уже участвовали жители соседних государств. С 500 г. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная роспись на панафенейских вазах. В IV веке до н. э. на панафинейских амфорах наблюдаются изменения, в 312—311 гг. до н. э. на амфорах стали указывать имена судей состязаний, казначеев и архонтов, отвечавших за изготовление амфор и их содержимое. Стали известными имена многих афинских вазописцев — Эксекий, Евхарид и Клеофрад.

На оборотной стороне панафинейской амфоры изображали один из видов спортивных состязаний, за который вручался приз. С середины V века до н. э. изображали сцены чествования победителя соревнований, а с IV века до н. э. на обратной стороне амфор изображали Нику — крылатую богиню победы с лавровым венком.

Бог спорта в древней греции

Большие Панафинеи проводились в Афинах один раз в четыре года с 21 по 29 гекатомбеона. В течении девяти летних дней в Афинах проходили театральные представления, шествия, спортивные состязания атлетов. С 566 года до н. э. добавились соревнования поэтов сочиняющих гимны, а со времён Перикла (ок. 495–429 до н.э.), знаменитого афинского оратора, полководца и государственного деятеля, Панафинейские празднества украсили поэтическими и музыкальными состязаниями (агонами), и специально для этих состязаний построили театральное сооружение – Одеон (греч. ώδείον).

Бог спорта в древней греции

Начиная с седьмого дня Панафинейских празднеств, начинались «Малые агоны» или Малые Панафинейские игры, на которых проводились спортивные состязания, факельные шествия и корабельные гонки гребцов на парусных галерах.

Малые Панафинейские игры проводились ежегодно с 25 по 28 число гекатомбеона (др.-греч. Ἑκατομβαιών — «месяц жертвоприношения») — первого месяца аттического года, который длился с 15 июля по 15 августа. В течении четырёх дней месяца гекатомбеона афиняне приносили жертвоприношения богине Афине и устраивали большие празднества, музыкальные и спортивные соревнования в её честь.

Бог спорта в древней греции

Начиналось празднество «Большие Панафинеи» с ночного факельного шествия и музыкальных представлений музыкантов, играющих на двойных флейтах и арфах, и танцоров.  «Процессия начинается у Дипилонских ворот, пересекает Керамейкос и Агору, достигает через пропилеи Акрополя и движется вдоль Парфенона, чтобы достичь восточного фасада храма перед большим алтарем Афины. Этот путь касается важнейших точек города, места политической жизни (Агора) и кладбища (Керамейкос)». 

Особое праздничное настроение создавали состязания по хоровому и сольному пению в Одеоне, а также состязания поэтов, декламирующих свои стихи под аккомпанемент лиры.

Бог спорта в древней греции

На следующий день совершалось торжественное шествие афинян с Агоры на Акрополь. Во главе процессии шли самые заслуженные и авторитетные афинские граждане, самые благонравные афинские девушки полиса, несли сотканную и сшитую ими новую роскошную одежду (пеплос, греч. πέπλος), этими одеждами наряжали статую Афины в храме Эрехтейон. Участниками торжественного шествия были все жители Афин священники, чиновники, демархи, всадники, гоплиты, а также спортсмены, музыканты, вокалисты, танцоры и поэты.

Бог спорта в древней греции

По завершении религиозной церемонии начинались конные состязания Бог спорта в древней грециивсадников, скачки на квадригах — колесницах, запряжённых четвёркой лошадей.

В местах поворота на беговых дорожках устанавливались каменные гермы — знаки, посвященные богу Гермесу (др.-греч. Ἑρμῆς, микен. e-ma-a), сыну Зевса и Геры, богу торговли, дающий богатство и доход в торговле, богу атлетов, вестник богов, покровитель путников.

Гермы (др.-греч. ἔρμα) — четырёхгранные фаллические столбы, завершенный скульптурной головой, первоначально посвящались только богу Гермесу, но позднее и другим богам — Вакху (Бахусу), Пану, фавнам,  обычно ставили на перекрестках дорог, и на местах поворота дорог.

На стадионах гермы отмечали место поворота бегунов и колесниц. Победитель конных состязаний в гонках на колесницах получал в качестве приза 140 панафинейских амфор, наполненных оливковым маслом.Бог спорта в древней греции

В ходе Великих панафиней несколько дней, проходили многочисленные атлетические состязания пятиборья: бег, прыжки в длину, прыгун держал в руках две небольшие гири, которые помогали ему дальше прыгнуть во время толчка от земли.

Бог спорта в древней греции

В греческое пятиборье входило метание боевого копья и диска. спортсмены метали боевое копьё, используя кожаный ремешок, который помогал увеличить дальность полёта снаряда и заставлял копьё во время полёта вращаться в воздухе.

Бог спорта в древней греции

В греческое пятиборье входил панкратион  (греч. παγκράτιον) — рукопашный бой с элементами борьбы и бокса, спортивное единоборство, в котором соединялись техника греческой борьбы с боксёрскими ударами не только руками, но и ногами.

Бог спорта в древней греции

Спортсмены Древней Греции состязались нагими во всех дисциплинах пятиборья. В отличии от Минойской цивилизации Крита, где женщины занимали особое, привилегированное положение в обществе и участвовали во всех спортивных соревнованиях, женщины античной Греции не допускались на Олимпийские и Панафинейские игры, ни как зрительницы, ни как участницы соревнований.

Бог спорта в древней греции

В судейскую коллегию спортивных единоборств выбирали 10 судей-агонотетов, которые демократичным голосованием избирали победителя в каждом агоне Панафинейских игр. Агон (др.-греч. ἀγών) — борьба или состязание у греков и римлян; спортивные игры во время религиозных или политических празднеств, например Агоналий. В греческой мифологии Агон — персонификация состязаний, «божественный дух борьбы». На Олимпийских играх спортсмены приносили жертву на алтарь и молились перед статуей Агона, чтобы «божественный дух борьбы» дал им силу, стойкость и укрепил их волю к победе.

Победитель соревнования получал в награду венок из ветвей оливкового дерева священной рощи и большую панафинейскую амфору, наполненную оливковым маслом. Считалось, что венок победителю спортивных состязаний вручает сама крылатая Ника — богиня победы.

Бог спорта в древней греции

Кульминацией Панафинейских игр была весёлая праздничная процессия всех жителей Афин, шествовавших по улицам города. Во главе шествия двигался панафинейский корабль, специальная повозка на которой стояла статуя богини Афины в новом великолепном одеянии шафранового цвета, которое специально ткали и шили женщины Аттики для ежегодного празднества Панафиней.

Бог спорта в древней греции

Торжественное факельное шествие слуги вели жертвенных быков от 12 до 100 голов для заклания перед статуей богини Афины. Большие (или Великие) Панафинеи заканчивались ритуалом жертвоприношения — «гекатомбой»- (греч. ἑκατόμβη, букв. «сто быков») и совместным застольем.

Бог спорта в древней греции

В поэме Гомера «Илиада» говорится о гекатомбе:
«Мы, окружая родник, на святых алтарях приносили
Вечным богам гекатомбы отборные возле платана,
Из-под которого светлой струею вода вытекала».

Со временем словом «гекатомба» обозначалось любое количество жертвенных животных, даже если оно не доходило до ста, позднее так стали называть любое большое торжественное жертвоприношение богине Афине, а месяц жертвоприношений во время Панафенийских соревнований стали называть гекатомбеон (др.-греч. Ἑκατομβαιών — «месяц жертвоприношения»).

Бог спорта в древней греции

Олимпийские спортивные состязания были посвящены греческим богам, и победителей Олимпиад чествовали, как избранников богов, им ставили памятники, победители становились национальными героями и служили образцом красоты и совершенства в греческом обществе. Внешний вид и физическое совершенство древнегреческого спортсмена считалось, отражением его внутренней нравственности, добродетели и был образцом для подражания. Победоносное выступление атлета на Олимпийских играх приветствовалось триумфальной одой, посвящённой победителю.

Сегодня в Греции найдено множество античных мраморных статуй, посвящённых древнегреческим спортсменам-победителям Олимпийского пятиборья, ставшие стандартом красоты человеческого тела и образцом для всех будущих поколений спортсменов. Статуи древнегреческих спортсменов устанавливались под открытым небом в святилищах божества, которому посвящались спортивные соревнования.

Бог спорта в древней греции

Разновидности спортивного бокса впервые возникли у этрусков. В древней Этрурии во время погребального ритуала были обязательными пышные пиршества и спортивные соревнования. На стенах в этрусских курганах сохранились множество фресок, на которых изображены поминальные пиршества, танцев и сцены спортивных единоборств.

Бог спорта в древней греции

В Древнем Риме был популярны гладиаторские бои, участниками поединков были в основном рабы, гладиаторы из числа пленных, которые надеялись завоевать свободу, победив в бою. Иногда в гладиаторских боях Рима бились свободные римляне, и даже аристократы и римлянки, изображающие воинственных амазонок.

Бог спорта в древней греции

Популярность кулачных боёв в древнем Риме привела к тому, что даже императоры, например Цезарь Нерон, принимал участие в кулачных боях, посвящённых богу Квирину (сабинск. Quirinus — копьеносный) — один из древнейших италийских и римских боговКвирин был первоначально божеством сабинского племени, занимавшего почти половину Апеннинского полуострова. После Сабинской войны, известной в истории под названием «похищение сабинянок», сабиняне фактически сроднились с римлянам, подчинились им и заселились на Квиринальском холме. Поединок между кулачным бойцом Даресом и Энтеллом описан в эпическом произведении «Энеида».

Бог спорта в древней греции

Эллинистическая бронзовая статуя Kулачного бойца I века до н. э. была случайно обнаружена в 1885 г. при выполнении ремонтно-строительных работ на склоне Квиринальского холма в Риме в 1885 году. Другие названия известной античной скульптуры: Квиринальский боксёр, Кулачный боец из Терм.

Бог спорта в древней греции

На лице Квиринальского кулачного бойца весьма реалистично видны множественные травмы и шрамы, полученные в бойцовских поединках. Тело и лицо кулачного бойца покрыто глубокими рубцами, его нос и ухо, разбито от жестоких ударов.

Бог спорта в древней греции

У боксёра рассечена бровь и губа, сломан нос, что ещё раз наглядно показывает насколько жестокими были бойцовские соревнования в античном Риме.

Бог спорта в древней греции

Римские гладиаторы кулачного боя обвязывали руки кожаными ремнями с металлическими цестами (кастетами), а для защиты тела от ударов они обвязывали предплечье кожаными ремнями.

Бог спорта в древней греции

В 393 году римский император Феодосий по настоянию духовенства запретил проводить Олимпийские Игры, потому что они считались языческим празднеством богине Афине. В 500 году король остготов, из рода Амалов, Теодорих Великий, вторгшийся в 489 году  в пределы Италии и к 493 году завоевавший весь Апеннинский полуостров и Сицилию, запретил в Риме кулачные бои, как спорт, оскорбляющий Бога, ведь символ Бога — лицо, подвергалось ударам.

Бог спорта в древней греции

Однако указ Теодориха Великого не сильно повлиял на спортивную жизнь римских городов, находящихся за пределами Рима и в Восточно-римской империи.

Спортивная борьба, фехтование и гонки колесниц никогда не запрещались в Древней Греции и Риме, так как эти виды спорта не причиняли спортсменам физических увечий.

Источник: ru-sled.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.