Бог музыки в древней греции


В древней Греции почитали не только богов, составивших сонм, но и их детей, божеств третьего поколения олимпийцев. Греция была просвещенной страной: мудрецы, ученые, философы древности оставили глубокий след в истории всего мира. Примечательно, что музы в Греции не всегда означали символ вдохновения к прекрасному: музыке, любви, поэзии.

9 муз древней Греции

Девять дочерей отца богов Зевса четко демонстрируют триаду: символ абсолютной гармонии. В них соединились три вида : наука, ремесленность и настоящее искусство. Триада символична для Греции, где поэзия ценилась также высоко, как умение читать по звездам.

Мудрецы и философы справедливо считали, что каждая из муз необходима для процветания.

Каллиопа, муза жертвенности и патриотизма

Бог музыки в древней грецииКаллиопа была матерью Орфея, от нее сын унаследовал способность чувствовать музыку. Мать учила сына тому, что каждое слово в поэзии должно возвращать к жизни душу павшего героя, вселять веру и воспитывать благородство. Свиток и грифель в ее руках были не просто символикой. Молодые воины, уходившие на бой, могли присягнуть, что слышать как Каллиопа пишет новое произведение.


Греки считали Каллиопу королевой всех муз, недаром у нее на голове венценосная корона или лавровый венок. Сам Аполлон не смел перебить королеву муз, когда она говорила пламенные речи о чести, благородстве, отваге и чистоте души истинного воина. Музу можно считать символом любви к своей Родине, своей земле. Поэтому в одно время греки заказывали миниатюрные изображения Каллиопы перед дальними странствиями. Говорят, сама Паллада подарила такую миниатюрку любимцу Одиссею, чтобы его сердце всегда было наполнено чистотой помыслов и стремлением вернуться к родным берегам.

Клио, муза истории

Бог музыки в древней грецииО ней писал древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор: “Величайшая из муз внушает любовь к минувшему”. История бесценна для любого народа, а для жителей Греции особенно. Клио, как считалось, записывала на своих свитках каждое, даже малозначительное событие, дабы никто из потомков не забыл свое прошлое.


В мифологии описывается конфликт между музой и прекрасной Афродитой. Муза истории обладала строгими нравами, но никогда не ведала любви. Афродита же, будучи женой бога Гефеста, питала нежные чувства к молодому Дионису. Неумолимая муза осудила богиню за любовь к смертному. Афродита велела маленькому сыну Эроту пустить две стрелы: одну, разжигающую любовь, в Клио, а вторую, убивающую чувства, в Пиерона. Страдания от безответной любви вразумили музу, больше Клио не смела никого судить за чувства.

Занимаясь изучением истории, мы составили список богов древней Греции, в котором постарались учесть все особенности каждого из богов.

Также в другой статье можно узнать о богах и богинях древней Греции.

Имена богинь древней Греции также в этой статье: https://dzadziki.com/istorija-grecii/drevnjaja-grecija-i-mify/bogini-drevnej-grecii.html

Согласно мифам, Клио была дружна с Каллиопой, что понятно: муза патриотизма неотделима от музы истории. Изображались они практически одинаково, часто греки заказывали бюсты этих муз только у одного мастера.

Мельпомена, муза трагедий

Бог музыки в древней грецииМельпомена не только муза трагедий, о чем символизирует скорбная маска в правой руке. Муза мать роковых сирен, которые едва не погубили аргонавтов. Хотя по иной версии матерью сирен была Терпсихора.


Интересно, что происхождение сирен описано крайне скудно, будто они появились из воздухи. Две дочери Мельпомены от рождения обладали дивными голосами, но их погубила гордыня: в отсутствие матери они бросили вызов музам и проиграли. За это были наказаны: по одной версии их превратил в сирен сам громовержец, по другой обращение в птиц было делом рук Посейдона.

Мельпомена поклялась вечно скорбеть об участи дочерей и тех, кто смеет идти против воли небес. Изображается всегда в мантии театралов, с неизменной маской в руках. А вот во второй руке может быть либо меч как символ кары за ослушание и дерзость, либо свиток из пергамента. Мантия на ней в точности отражает дух Греции той эпохи: люди – игрушки в руках богов и лишь принимают участие в театре богов.

Талия, муза комедии

Бог музыки в древней грецииТалия ближе всех была к музе трагедий Мельпомене, но никогда не понимала ее безоговорочной веры в неизбежность наказания. Согласно Цицерону, из-за этого музы часто ссорились.

В противовес своей сестре, Талия изображалась с комедийной маской в руках и в венке из простого плюща. Муза никогда не претендовала на особое внимание, но обладала веселым нравом, отличалась оптимизмом. По мифологии считалось, что комедийная маска в ее руках – символ смеха, однако по другой версии маска означала примерно тоже самое, что и маска в руках Мельпомены: жизнь людей лишь лицедейство для богов.


Талия была женой Аполлона, но, по версии мифа, ее похитил громовержец, чтобы сделать женой. Но муза знала Геру, супругу Зевса и понимала, что ее ждет. Ужас заставил ее просить убежища у владыки мертвого мира Аида. Мрачный бог спрятал музу глубоко под землей.

Эвтерпа, муза поэзии и лирики

Бог музыки в древней грецииЭвтерпа выделялась среди других муз особой утонченностью в восприятии поэзии. Ее стихи мог часами слушать весь сонм олимпийцев, под тихое сопровождение арфы Орфея. Ее атрибут – двойная флейта и венок из живых цветов. Могла изображаться в окружении лесных нимф, согласно записям, стала утешительницей души несчастного Орфея после того, как тот дважды потерял свою Эвридику.
Считалась самой прекрасной из муз, обладающей особой чувственностью и женственностью.

Эрато, муза любовной поэзии и свадебной

Бог музыки в древней грецииЭрато изображается всегда с каким-либо веселым и задорным музыкальным инструментом: лира, тамбурин. Ее прославляли поэты-песенники, призывая внушить вдохновение. Голову музы украшают прекрасные розы как символ вечности любви.


Эрато стала символом борьбы настоящей любви за свои права. Муза пела о том, что даже темное царство Аида не сможет разлучить любящие сердца, они навсегда связаны крепкой нитью. Муза стала создателем нового направления в музыке Греции – свадебной. Легенда гласит, что очаровательной Эрато стало скучно на одной из свадеб. Она протянула свою лиру слепому музыканту и что-то ему шепнула.

В огромном зале зазвучала волшебная музыка, все присутствующие влюбленные почувствовали неодолимое желание быть вместе до и после смерти. Дивная музыка разносилась все дальше и вот уже муза Терпсихора прислушивается к музыке, а ее точеные ножки отбивают новый ритм танца.

Терпсихора, муза танца

Бог музыки в древней грецииТерпсихора не просто муза танцев, в том числе свадебных. Танец должен выражать не просто эмоции, а особую связь с природой, показывать единение с культурой своей родины. Танец Терпсихоры – это абсолютное совершенство движений души и тела. Издавна греки, обучаясь танцам, учились слушать музыку и танцевать под ритм ударов сердца. Каждому танцору хотелось научиться совершенным движениям музы, но давалось это не всем.

Терпсихора, согласно преданию, всюду сопровождала бога Диониса. Сам бог отличался простотой изображения, поэтому его окружение также не выделялось помпезностью и вычурностью. Муза предстает в простой тунике с лирой в руках, на голове венок из плюща.

Полигимния, муза гимнов


Полигимния была покровительницей ораторов, именно в ее воле было сделать речь пламенной и животворящей, либо люди не услышать голос оратора вовсе. Считалось, что стоит произнести имя музы перед важным выступлением, Полигимния спустится к просящему и проведет всю ночь, наставляя и внушая дар голоса. Без покровительства музы ораторства невозможно достучаться до сердец, в этом ничуть не сомневался ни один из греков.

Также можно ознакомиться с перечнем богинь древней Греции, их происхождением и описаниями.

Например, полная информацию про богиню Геру можно почитать здесь.

Муза гимнов богам. Это следует понимать как музу молитв, которые люди ежедневно шлют высшим силам и горячность их тоже зависит от воли дочери Зевса.

Источник: dzadziki.com

Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания и Каллиопа.

Каллиопа, греч. — муза эпической поэзии. Каллиопа — дочь Зевса и Мнемосины, первая из девяти муз, дающих людям искусства власть над человеческой душой.


r />Каллиопу изображали с навощенной дощечкой и отилем — палочкой для начертания букв — в руках . «Песни времен героических в книге хранит Каллиопа» , — писал древнеримскйй поэт Авсоний.
Эвтерпа – в греческой мифологии одна из Муз, покровительница лирической поэзии. Ее сыном от бога реки Стремон считался Рес. Он погиб от руки Диомеда под стенмаи Трои. Обычно Эвтерпу изображали со сдвоенной флейтой в руке.

Эрато – в греческой мифологии одна из Муз. Ей отводилась роль покровительницы лирической и, более того, эротической (любовной) поэзии.

Талин (Фалия) — 1) Нимфа Этны, одна из наложниц Зевса. Бежав от ревности Геры, она скры в кратере Этны, где и осталась навсегда. От и Талии и Аполлона родились корибанты.
2) Одна из муз, покровительница комедии. Дочь Зевса и Мнемосины.
3) По мнению Гесиода и Аполлодора, одна из харит — дочерей Зевса и Эвриномы.

Мельпомена — греческая муза трагедии. В переводе с греческого — «поющая» . Дочь Зевса и музы Мнемосины. Сначала Мельпомена считалась
музой песни, затем печальной песни, а впоследствии становится покровительницей театра вообще. Мельпомена изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой
Терпсихора – .В эллинистическую эпоху считалась музой хорового пения и танцев. Обычно изображалась в виде молодой женщины с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр.


Клио – в греческой мифологии муза истории, дочь Зевса и Мнемосины;
Клио изображалась со свитком в руках. Очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен.

Урания — в мифологической системе древних греков выступала в двух видах: как олицетворение возвышенной, небесной любви, и как одна из муз — муза астрономии, изображавшаяся в образе девушки с глобусом и указательной палочкой в руке

Полигимния – муза серьезной поэзии, которой приписыват изобретение лиры. Полигимния изображалась в задумчивой позе со свитком в руке.

Источник: otvet.mail.ru

Достижения греков и римлян в области поэзии, литературы, архитектуры, скульптуры были известны издавна. Иначе обстояло с античной музыкой. Длительное время представления о ней ограничивались музыкально-теоретическими трактатами и описаниями в мифах и различных литературных источниках. Лишь в 1883 году в Малой Азии, недалеко от древнего города Трал была найдена мраморная погребальная стела[41] с выгравированным на ней текстом эпитафии некоему Сикилу (приблизительно 2 в. до н.э.). Вместе с обычным текстом на ней были обнаружены знаки древнегреческой нотации. Перевод этих знаков в современную нотацию не предоставил труда, однако реальное звучание этого фрагмента принесло лишь разочарование. Ни мелодия, ни ритм, на взгляд современников Вагнера, Верди, Чайковского, не являлись особо оригинальными. Напротив, они были достаточно просты и порой даже банальны.


Бог музыки в древней греции

Текст:

Пока живешь – сверкай,

Никогда не печалься,

Коротка жизнь,

Время требует конца.

Вариант текста:

Пока живешь – веселись

И ни о чем не печалься:

Жизнь коротка,

И время возьмет свое.

В 1892 году был обнаружен небольшой нотный фрагмент из трагедии Еврипида «Орест»; в 1893 – отрывки нотных текстов двух гимнов Аполлону в афинской сокровищнице в храме Аполлона в Дельфах. И далее все новые находки пополняли арсенал сведений о греческой музыке – в 1918, 1955, 1959, 1965, 1972 (нотный отрывок из трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде»). В настоящее время известно около 50 различных фрагментов древнегреческой музыки. И все они не обнаружили каких-либо особых художественных качеств древней греческой музыки.

Неужели величайшая культура человечества, оставившая в наследство высочайшие достижения зодчества, скульптуры, театра, философской и научной мысли, оказалась столь не выразительной в музыке? Скорее всего, дело в другом.

Имеющиеся в нашем распоряжении расшифрованные записи не могут дать нам представление о подлинном звучании древнегреческой музыки. И не только потому, что их мало, но главным образом потому, что принятая у греков система нотной записи выполняла несколько иную функцию, нежели в современном мире. Вероятнее всего, запись осуществлялась после исполненияpost factum, а не res facta – в существующей у нас практике – сначала музыка записывается, а затем исполняется по нотам. Античная запись не ставила целью зафиксировать реальное звучание, а фиксировалась как некая схема для напоминания. Отсюда весьма примитивный ритм и мелодика имеющихся фрагментов.


Например, Гимн Аполлону, приписываемый Пиндару, в современной расшифровке выглядит следующим образом:

Бог музыки в древней греции

Безусловно, практика живого музицирования была гораздо ярче, интереснее и богаче. Иначе невозможно объяснить многочисленные греческие тексты, в которых описывается впечатление от звучания и исполнения греками музыкальных произведений.

Принимая во внимание все вышесказанное, постараемся охарактеризовать греческую музыку, опираясь на имеющиеся в распоряжении исследователей эллинские источники: литературные, теоретические трактаты, изобразительные искусства.

Бог музыки в древней греции Прежде всего, отметим, что само слово музыка произошло от имени богини Музы, покровительницы искусств. Первоначально Муза была единственной. Поэтому Гомер в «Одиссее» упоминает только одну музу:

Для всех людей земных певцы достойны

награды и чести, потому что муза обучила

их напевам, ибо возлюбила она племя певцов.

К единственной музе обращается и Пиндар: «О, владычица муза, мать наша». Вероятно, это было связано с тем, что в архаической Греции длительное время господствовали представления о неразрывном единстве всех экспрессивных[42] искусств: музыки, поэзии и танца – так называемой, триединой хорее. Лишь с течением времени муз стало девять. Согласно греческой мифологии, они являются дочерьми Зевса и Мнемосины (богини памяти). В период классической Греции окончательно закрепились их функции:

Каллиопа – прекраснозвучная – муза эпической поэзии и знания, изображалась со свитком и палочкой для письма.

Клио – прославляющая – муза истории, изображалась со свитком и палочкой для письма.

Евтерпа – очаровательная – муза лирической поэзии (музыки), изображалась с флейтой и лирой в руках.

Талия – цветущая – муза комедии, изображалась с комической маской.

Мельпомена – поющая и танцующая – муза трагедии, изображалась с трагической маской и венком из плюща.

Терпсихора – услаждающая хороводом – муза танца, изображалась с лирой и плектром.

Эрато – прелестная – муза лирической поэзии, изображалась с лирой в руках.

Полигимния – многопрославляющая – муза серьезной гимнической поэзии.

Урания – небесная – муза астрономии, изображалась с небесным сводом и циркулем в руках.

Таким образом, богини покровительствовали поэзии, науке и искусствам. Те искусства, которым покровительствовали музы, назывались мусическими. А человек, обладающий знаниями в сферах, которым покровительствовали музы, считался образованным или мусическим. Покровителем муз считался бог Аполлон – в греческой мифологии и религии сын Зевса, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой.

Бог музыки в древней греции Мусическая история античности начинается с аэдов[43](рапсодов) – эпических певцов, распевавших на пирах во дворцах владык древнего мира мифы и предания о богах и героях в сопровождении струнных инструментов. Демодок (согласно Гомеру) жил у царя феаков Алкиноя, Фемий – во дворце Одиссея в Итаке, Фамир служил у эхалийского царя Эврита. В дальнейшем рапсоды уже не пели, а декламировали эпические поэмы.

Появляются и поэты – мелики, которые создавали стихи для последующего их пения под инструментальное сопровождение. Пение было сольным и хоровым. Отсюда название двух видов пения под аккомпанемент инструментов – сольная лирика[44] и хоровая лирика.

Среди жанров сольной и хоровой лирики развиваются элегии,[45] сколии (застольные песни), эпиталамии (свадебные песни, исполнявшиеся перед дверями комнаты молодоженов), гименеи (свадебные песни, с которыми невесту провожали от дома родителей до дома жениха), оды[46], эпиникии (победные песни, сопровождавшие въезд в город победителей), гимны богам (дифирамб – гимн в честь бога Диониса, пеан – гимн в честь бога Аполлона), трен (похоронный плач) и др.

Одним из наиболее известных поэтов (меликов) в 7 веке до н.э. был Архилох с острова Парос. Сохранилось немногим более сотни отрывков его стихов различных по содержанию: от любовных до нравоучительных басен. Особой популярностью пользовался его гимн, прославляющий Геракла. Не меньшей славой пользовалась Сафо (Сапфо), воспевающая в своих стихах любовь. Ее даже называли «Десятой музой». Современник Сафо Алкейсоздал большое количество сколий. Во второй половине VI века до н. э. особенно славился Анакреонт, изобретавший необычайно выразительные напевы и аккомпанемент для своей поэзии. Основоположником оды считается Пиндар (ок. 518-442 или 438 до н. э.); немало им создано и эпиникий — похвальных песен в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и других спортивных играх.

Художественная агональность (соревновательность) запечатлена в мифах и в литературе Древней Греции. Кифарод Аполлон соревнуется с авлетом Марсием и побеждает его. У Гомера в «Илиаде» кифарод Фамир соревнуется в пении с музами и оказывается побежденным. Известно, что в Спарте участники совместных трапез соревновались между собой в исполнении застольных песен. Созданный Платоном литературный жанр – диалог – также представляет собой соревнование между участниками ученой беседы. Соперничество становилось активным движущим импульсом для творчества.

Первоначально музыка звучала во время спортивных соревнований и выполняла прикладную функцию. Павсаний указывает, что во время соревнований по пятиборью исполнялась сольная пьеса для авлоса. Во время бега звучала пьеса для авлоса, именовавшаяся «эндроме» (в пер. с греч., пробегаю). Шествие победителей также сопровождалось музыкантами и хорами.

Позднее появились состязания в мусических искусствах. В греческих областях они устраивались во время различных празднеств и в честь различных богов. Самыми почетными были Пифийские игры, которые проходили в Дельфах при храме Аполлона Пифийского[47]: сначала один раз в 8 лет, с 586 г. до н. э. – раз в 4 года. Сначала соревновались кифароды, исполнявшие гимн (пеан) в честь бога Аполлона. Победителя увенчивали лавровым венком. Позднее стали включаться состязания рапсодов, авлетов, кифаристов, хоров, поэтов. Именно на подобного рода соревнованиях оттачивалось мастерство музыкантов.

Бог музыки в древней греции В Древней Греции самым популярным и доступным инструментом была лира – струнный щипковый инструмент. Пение под лиру – лиродия – было весьма распространено.

Звуковым ящиком архаической лиры служил панцирь черепахи. Позднее он стал изготавливаться из дерева. Сбоку крепились две ручки (сначала для них использовались рога диких козлов, затем дерево), которые соединялись деревянной перекладиной. Струны крепились с одной стороны на перекладине, с другой – на небольшой дощечке в нижней части звукового ящика. Струны (хорды) делались из бычьих или бараньих кишок, либо из сухожилий козлов. Натяжение струн осуществлялось сначала при помощи небольших ремешков, которые выделывались из бычьей кожи, позднее при помощи колков. Все струны были одинаковой длины, но отличались толщиной. Использование кожаного ремня позволяло играть на лире не только сидя, но и стоя. Звук извлекался либо пальцем, либо плектром. Архаическая лира имела 3 струны, к 7 веку до н.э.у Терпандра лира стала семиструнной. В дальнейшем появляются свидетельства о еще большем количестве струн – Тимофей из Милета (450-350 гг. до н.э.) создал 12-ти струнную лиру. По свидетельству современников, лира обладала негромким, но благородным и спокойным звучанием. Строй лиры был избран в качестве теоретического феномена, олицетворявшего древнюю музыкальную систему. Наименования струн лиры стали наименованиями ступеней звукоряда «полной неизменной системы».

Кифара – инструмент, близкий лире, но более совершенный. Если лиру можно считать инструментом для всех любителей музыки, то кифара – инструмент профессионалов. Звуковой ящик был более крупным, звук – громче и по весу инструмент был тяжелее.

Согласно Гераклиду Понтийскому, создателем кифародии (пения под аккомпанемент кифары) был певец Амфион. Ему приписывают добавление 4-ой струны. Однако наиболее известным кифаредом был Терпандер из Антиссы (о. Лесбос, 1-я пол. 7 в. до н. э.). Ему приписывается усовершенствование этого инструмента. Около 676 года до н.э. он одерживает победу на состязаниях в Спарте и закрепляет право кифаредов участвовать в состязаниях. На Пифийских играх 588 года до н.э. были включены и сольные соревнования кифаристов (чисто инструментальные, без пения).

Бог музыки в древней греции Наряду с лирой и кифарой сохраняла свою популярность и древняя арфа.

Самым распространенным духовым инструментом в Древней Греции был авлос – ( άύλόξ – греч. трубка). Согласно мифу, авлос изобрела богиня Афина. Но когда она попробовала сыграть на нем и увидела в ручье отражение своего искаженного напряженного лица, то с негодованием отбросила инструмент, который был найден фригийцем Марсием. Овладев им в совершенстве, он вызвал на состязание самого Аполлона и был побежден богом. Исполнитель на авлосе именовался авлетом.

Главная часть инструмента – трубка цилиндрической формы. Она могла быть разной длины и диаметра. Изготавливались авлосы из тростника, лотоса, веток лавра, рогов животных, самшита и даже меди. Первоначально было 3-4 отверстия, позднее их количество достигало 15.На верхнем конце крепился мундштук с тростью (либо одинарной, либо двойной). В музыкальной практике применялся одинарный (с одной трубкой) или двойной авлос.

Авлеты участвовали в культовых церемониях, театральных представлениях, сопровождали военные походы, но большая часть музыкантов играла в кабаках, на пирушках, во время застолий. Поэтому в общественном мнении античности сложился весьма нелестный портрет авлета. Пример тому двустишие неизвестного поэта:

«Мужчине-авлету боги разум не вдохнули,

Ибо [все равно] вместе с дыханием и ум изгоняется».

В греческих школах также предпочтение отдавалось обучению на лире, затем наиболее успешные ученики совершенствовались в игре на кифаре; авлос же избегался.

Авлодия (пение с сопровождением авлоса) начинает развиваться одновременно с кифародией. Одним из первых известных авлетов является фригиец Олимп (7 век до н.э.). В 586 году до н.э. глава малоазийской школы авлодии Сакад в Дельфах на Пифийских играх исполнил на авлосе соло, изображавшее битву Аполлона с Пифоном. «Пифийский ном» состоял из нескольких частей:

· испытание – вступление, в котором Аполлон проверяет, годится ли местность для сражения;

· призыв – вызов дракона на поединок;

· ямбикон – имитация сражения;

· спондейон – религиозная мелодия, игравшаяся перед алтарем во время жертвоприношений;

· финальный хоровод, смысл которого выражен в словах «бог танцует победные песни».

Нередко авлос выступал в ансамбле с лирой или кифарой.

Флейта Пана – сиринкс (сиринга, в пер. с греч., свистеть) упоминается у Гомера как инструмент пастухов: «пастухи, наслаждающиеся сирингой» («Илиада»). Конструкция представляла собой ряд тростниковых трубок различной длины, соединённых вместе (от 5 до 10). Верхние окончания трубок были одной длины, нижние образовывали собой изгиб, напоминающий, как пишет Поллукс, крыло птицы. Звук извлекался при помощи вдувания воздуха в отверстия трубок. Существовала и одинарная сиринга с несколькими отверстиями на трубке для пальцев. Сиринга – один из самых архаичных инструментов. Наиболее популярный миф о ее происхождении связан с Паном – козлорогим богом лесов и рощ, охранителем стад и покровителем пастухов и охотников. Пан влюбился в нимфу Сирингу, однако она не ответила на его чувство. Бог стал преследовать Сирингу, убегавшую от Пана по лесам и полям. И когда он почти настиг ее, нимфа взмолилась богам о помощи. По их воле она превратилась в тростник. Раздосадованный Пан тяжело вздохнул, и его дыхание коснулось тростника, который издал жалобно-свистящий звук. С тех пор Пан никогда не расстается с тростником-сирингой.

Сальпинга – древнегреческая труба, которая первоначально изготавливалась из рогов животных и имела несколько загнутую форму. Есть свидетельства об изготовлении сальпинг из слоновой кости. Однако чаще всего их делали из меди и железа. Сальпинга имела костяной мундштук. На ней извлекались звуки обертонового ряда. Она активно применялась в общественной, религиозной и особенно в воинской жизни в качестве сигнального инструмента.

Бог музыки в древней греции Кимвалы – состоят из двух полых полусферических металлических пластинок различных размеров (прообраз современных тарелок). Обычно использовались в религиозных обрядах.

Тимпан (в пер. с греч., бить, ударять) представляет собой круглый обруч, обтянутый с обеих сторон мембраной, выделанной из шкуры животного.

Систр ( в пер. с греч., дрожу, трясу) изготавливался в форме металлической подковы с рукояткой и свободно прикрепленными к подкове металлическими колокольчиками. Звучание систра, когда его трясли, не было резким, так как, по словам Поллукса, систр служил игрушкой, с помощью которой убаюкивали детей.

Бог музыки в древней греции Среди инструментов, которые появились в Риме, необходимо выделить предшественник органа – гидравлос. Изобретение органа приписывается Ктесибию из Александрии (вторая треть 3 века до н.э.). К сожалению, образцов этих древних инструментов практически не сохранилось. Есть изображения, описания (Витрувия – 1 век до н, э.) и упоминания в литературе, свидетельствующие о его популярности. Гидравлос состоял из клавиатуры, аппарата, нагнетающего воздух, который поступал в ряды труб через специальные отверстия.

Бог музыки в древней греции Основы античной теории музыки были заложены Пифагором, развиты Платоном, Аристотелем, Аристоксеном и Евклидом. В римский период они были переизложены Плутархом, Павсанием и Птолемеем.

Считается, что греческая музыка (и сольная, и хоровая, и инструментальная) была одноголосной. Тип музыкального мышления греков можно определить как тетрахордно-ладовый.

Основной звукоряд назывался тетрахордом: тетра – четыре, хорда – струна. Тетрахорд – звукоряд, представляющий собой последовательность из 4-х звуков в объеме кварты[48]. «Тетрахорд – это соответствующее и правильное согласие четырех звуков, расположенных в порядке их позиций» (Мартиан Капелла). Крайние звуки тетрахордов неподвижны, в отличие от подвижных средних. На раннем этапе развития греческой музыки сложились три вида диатонических тетрахордов. Их отличия обусловлены позицией полутона в звукоряде.

Дорийский тетрахорд – 1т. 1т. ½ т. (e-d-c-h)

Фригийский – 1т. ½ т. 1т. (d-c-h-a)

Лидийский – ½ т. 1т. 1т. (c-h-a-g)

Причем, порядок последования ступеней в звукоряде – нисходящий.

Лады образовывались при помощи соединения двух тетрахордов.

Дорийский лад – e-d-c-h-a-g-f-e

Фригийский лад – d-c-h-a-g-f-e-d

Лидийский лад – c-h-a-g-f-e-d-c

Миксолидийский лад – h-a-g-f-e-d-c-h

Полный звукоряд, использовавшийся в музыкальной практике, образовывалПолную неизменную систему:

Источник: studopedia.ru

Греческие музы

Белозерск Интересные факты Изборск Интересные факты Керчь Интересные факты Тюильри Триумфальная арка в Париже Франция Столица Англии Букингемский дворец в Лондоне

Музы

Музы в древнегреческом мифотворчестве богини и покровительницы искусств и наук. Согласно мифам, музы – дочери Зевса и богини памяти Мнемосины.

Содержание

1. Происхождение муз и их роль в жизни людей

2. Подробнее о каждой музе

3. Стихи, посвященные музам

Первые литературные упоминания о музах встречаются в произведениях Гесиода и Гомера. Их не сразу было девять: Гомер говорит то о нескольких, то об одной музе, не упоминая никаких имен. Позднее стали считать, что муз всего три, но их часто путали с харитами. Постепенно число муз увеличилось до девяти, и стали известны их имена: Каллиопа – муза эпической поэзии; Клио – муза истории; Мельпомена – муза трагедии; Талия – муа комедии; Полигимния – муза священных гимнов; Терпсихора – муза танца; Эрато – муза любовной и свадебной поэзии; Урания – муза науки, Евтерпа – муза поэзии и лирики.

Девять муз

В те далекие времена, когда герои совершали свои подвиги, а великие поэты слагали свои стихи о них, умение сплетать слова считалось самым почитаемым видом искусства. Скульптура или живопись относились, скорее, к ремеслам: они услаждали взор, но не мыслились чем-то божественным. Поэзия стояла на вершине всего. Не случайно несколько муз связано с разными ее направлениями. Каллиопа отвечала за эпос, Эрато помогала создавать любовную и свадебную лирику, Эвтерпа вдохновляла на создание лирической поэзии, Пологимния покровительствовала всем, кто складывал гимны. У живописи и скульптуры муз не было. Зато они были у истории и астрономии. Эти науки приравнивались к искусству. Историки славили Клио. Вдохновительницей и наставницей звездочетов была Урания. Поэзия была связана тесно с драматургией и театром. Музы Талия и Мельпомена помогали создавать комедии и трагедии. Они напоминали своим любимцам о том, что человеческие жизни лишь роли и полностью находятся во власти богов. Терпсихора — муза танца и хорового пения — замыкает плавное шествие сестер.

Слово «музы» происходит от др.-греческого слова «мыслящие», их называли также парнасидами, касталидами, аонидами, аонийскими сестрами, пиэридами и ипокренидами. Часть названий происходит от места обитания муз. Они всегда были связаны с источниками и горами. Музы обитали на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ, и на горе Геликон около источника Иппокрены.

Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Музы славят добрые нравы греческих богов, воспевают законы и все поколения богов – Гею, Кроноса, Океана, Никту, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, связывая прошлое и настоящее. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира.

Они покровительствуют певцам и музыкантам, передают им свой дар. Музы наделяют людей убедительным словом, наставляют их и утешают.

От муз происходит слово «музыка», обозначавшее первоначально не только музыку в нынешнем смысле, но любую науку или искусство, связанное с деятельностью муз. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей»).

Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее».

В «Илиаде» Гомера музы уже связаны с Аполлоном, богом божественного порядка, гармонии, и искусства.Поэтому Аполлона называют Мусагет.

Симон Вуэ Мусагет и музы Вторая четверть 17 в

Они танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое светлое, прекрасное, мудрое, включая науки, искусства и мораль.

Откуда к нам пришли музы? Эти удивительные создания происходят от древних нимф источников, которые жили в звенящих водах ключей. Прекрасные девы родились у подножия Олимпа. Считается, что возник культ муз в племени фракийских певцов, живущих рядом с горой Олимп, в Пиерии.

Перейдя из Пиерии в Дельфы и обосновавшись на Геликоне, музы становятся уже навсегда ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. Он играет на лире на пирах у Олимпийцев в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Музы символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к свету, к солнцу и к истине.

Муз также называли спутницами и кормилицами Диониса, в празднествах которого они участвовали. Они связаны поэтому со священной силой мистического энтузиазма, вдохновения и внутреннего огня.

Музы не прощают тщеславия. Поэтому одним из главных качеств художников и поэтов древности была чистота помыслов и устремлений, и они всегда просили благословения, помощи и вдохновения у муз, чтобы суметь передать священные божественные образы в своих произведениях. И музы поэтому связаны с принципом очищения души, они являются связующей нитью между божественным и людьми.

На протяжении всей истории Древней Греции, а затем и Древнего Рима, в эпоху средневековья и особенно Возрождения, в последующие времена люди снова и снова обращались к великим принципам девяти муз.

«Его посетила муза», – говорят о талантливом человеке. Каждая из муз покровительствует различным искусствам.

 

КАЛЛИОПА («прекрасноголосая») – Муза героической поэзии и красноречия, науки и философии

Считается верховенствующей богиней среди себе подобных, живущих на Парнасе. В числе сестёр, наиболее приближенных к венценосной Каллиопе, муза астрономии Урания и покровительница балетного и танцевального искусства Терпсихора. Этих трех муз можно видеть вместе на картинах голландских живописцев.

Сыновьями Каллиопы были знаменитые певцы Лин и Орфей. Изображалась в виде девушки с вощеной табличкой и стилем (заостренной грифельной палочкой для начертания букв) в руках.

КЛИО («дарующая славу») – Муза Истории

Древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор писал о ней: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». О Клио известно, что она родила сына Гиакинфа.

В Древней Греции Клио изображали в виде девушки с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом, либо с грифелем и со свитком пергамента или папируса, либо с футляром, шкатулкой для свитков в руках. В свитке хранилась летопись былых времен. Клио записывала на своих свитках каждое, даже малозначительное событие, чтобы сохранить их в памяти потомков.

Из греческих мифов мы узнаём, что Клио была дружна с Каллиопой. Изображались они практически одинаково, часто их выполнял один и тот же мастер.

МЕЛЬПОМЕНА («поющая») – Муза Трагедии

Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем музой печальной песни, затем музой трагедии. Музой трагедии она была ещё во времена Пушкина.

Впоследствии Мельпомена становится олицетворением трагического сценического искусства, покровительницей театра вообще.

Изображалась в виде женщины в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). Оружием она как бы разит человеческие пороки.

ТАЛИЯ («цвету», «разрастаюсь») – Муза комедии и легкой поэзии

Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы, прославляемого в поэтических произведениях.

Талия — это возможность познать цену комедии и улыбки. Муза комедии Талия дает возможность посмотреть на себя со стороны, чтобы посмеяться в конце концов над своими ошибками.

В греческих мифах изображалась женщиной с комической маской в руках и венком из плюща на голове, отличалась оптимизмом и весёлым нравом.

ПОЛИГИМНИЯ или ПОЛИМНИЯ («многопоющая») – муза торжественных гимнов

Одно из значений её имени – «бессмертная слава». Согласно Диодору, имя своё получила от многих восхвалений (диа поллес химнесеос) тех, чье имя обессмертила славой поэзии.

Она покровительствует поэтам — создателям гимнов, олицетворяет силу речи, учит людей риторике и ораторскому искусству. Ей приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала «запомнить схваченное». Считается, что она в памяти хранит все гимны, ритуальные танцы и песни, которые славят олимпийских богов.

Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки со свитком в руках, в задумчивой позе, с мечтательным лицом. Частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты.

ТЕРПСИХОРА («усладительнотанцующая») – Муза хорового пения и танца

Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её эпитет – «наслаждающаяся хороводами». Популярный образ и символ в искусстве.

Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

Изображалась в виде молодой женщины с улыбкой на лице, иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире. Терпсихора предстает с венком плюща на голове, в простой тунике с лирой в руках.

ЭРАТО («приятная») – Муза любовной (эротической) поэзии

Её имя происходит от древнегреческого «Эрот» или «Эрос», означающего любовь. Эрос был верным и постоянным спутником музы Эрато.  Эрот – один из самых сильных и самых древних греческих богов на Земле: именно он дал возможность родиться всем остальным богам, человечеству и всему, что существует.

Эрато учит любви как способу бытия, поэзии – как методу выражения мыслей вдохновению – как неиссякаемому источнику идей. Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Нередко Эрато изображали в белых полупрозрачных одеждах, с лирой в руках, иногда рядом Эрос.

УРАНИЯ («небесная») – Муза астрономии и математики

Муза Урания всех зовет отдалиться от хаоса обыденного существования для того, чтобы погрузиться в созерцание и изучение величественной жизни Космоса и движений звезд, отражающих земные судьбы.

Урания – самая младшая из всех муз, но и самая знающая, серьёзная и умная среди них. Её наравне с Афиной Палладой считают самой мудрой греческой богиней.

Музу Уранию изображают с небесной сферой и циркулем в руках, иногда она одета в звездный плащ, на голове – корона из созвездий.

ЭВТЕРПА или ЕВТЕРПА («увеселяющая») – Муза лирической поэзии и музыки

Древнегреческая муза Эвтерпа покровительствовала поэтам, превыше других жанров любящих лирику, а также музыкантам. Она считалась самой изящной и красивой из девяти сестер. Среди муз она выделяется особой утонченностью и нежностью. Её называли «дарящая удовольствие».  Согласно мифам, боги Олимпа могли наслаждаться ее стихами бесконечно долго.

Изображалась Евтрепа практически всегда с музыкальными инструментами в руках. Как правило, это были флейта, лира или авлос (двойная свирель, предок современного гобоя). На некоторых полотнах и барельефах держит гирлянды цветов, символ нежности и красоты. Могла изображаться в окружении лесных нимф.

 

Многие века они вдохновляли поэтов. Вот примеры произведений, посвящённых самим музам:

«Теогония» Гесиода — классический текст о музах

Блажен человек, если музы любят его:

Как приятен из уст его льющийся голос!

Если нежданное горе внезапно душой овладеет,

Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь

Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных

Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,

И забывает он тотчас о горе своем и заботах

Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.

Гесиод. Теогония

 

Авзоний

Клио прошлых времен дела вещает потомкам,

Мельпомена трагический вопль исторгает печали,

Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,

Сладкую песнь поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,

С плектром* в руке Эрато чарует и словом и жестом,

Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,

Изучает Урания звезды небес и неба вращенье,

Жестами все выражая, Полигимния славит героев.

(Авзоний)

Гимн к Музам

Свет воспеваем, подъемлющих смертных горе, воспеваем

Девять дщерей великого Зевса прекрасноголосых!

Души людей, кои жизнь, полонивши, ввергает в глубины,

Могут они избавлять от скорбей, землеродным присущих,

Силою чистого таинства ум побуждающей книги

Учат спешить поскорей пролететь чрез глубокую Лету,

След обретя, что к звезде соименной ведет — ведь когда-то

Там они сбились с пути и упали на берег рождений

В жажде безумной испробовать жребий вещественной жизни.

 

Ныне, богини, молю — уймите порыв мой тревожный!

Полными смысла рассказами мудрых меня опьяните!

Да не сбивает с пути меня род человеков безбожный,

С дивной, священной стези, сияющей, полной плодами!

Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского

Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу!

Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум,

Душу, чья слава в одном — в чарующем ум благоречье.

(из «Античных гимнов»)

Прокл

Под именем Прокла, главы афинской неоплатонической школы, до нас дошло семь гимнов, посвященных Гелиосу, Афродите, музам, всем греческим богам, Гекате, Янусу и Афине. По этому поводу в науке происходили споры, в которых высказывались и положительные и отрицательные взгляды на эти гимны.

Музы, молю — из толпы многогрешного города людского

Вечно влеките к священному свету скиталицу — душу!

Пусть тяжелит её мед ваших сот, укрепляющий разум,

Душу, чья слава в одном — в чарующем ум благоречье.

(отрывок)

 

Пушкин Аоександр Сергеевич

Муза

В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой — и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала:
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.

Римфа

Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея.
Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал.
Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога;
Меж говорливых наяд, мучась, она родила
Милую дочь. Ее прияла сама Мнемозина.
Резвая дева росла в хоре богинь-аонид,
Матери чуткой подобна, послушна памяти строгой,
Музам мила; на земле Рифмой зовется она.

О муза пламенной сатиры!

О муза пламенной сатиры!
Приди на мой призывный клич!
Не нужно мне гремящей лиры,
Вручи мне Ювеналов бич!
Не подражателям холодным,
Не переводчикам голодным,
Не безответным рифмачам
Готовлю язвы эпиграмм!
Мир вам, несчастные поэты,
Мир вам, журнальные клевреты,
Мир вам, смиренные глупцы!
А вы, ребята подлецы, —
Вперед! Всю вашу сволочь буду
Я мучить казнию стыда!
Но если же кого забуду,
Прошу напомнить, господа!
О, сколько лиц бесстыдно-бледных,
О, сколько лбов широко-медных
Готовы от меня принять
Неизгладимую печать!

Этих муз поэт не раз упоминает в «Евгении Онегине»:

Но там, где Мельпомены бурно

Протяжный раздается вой,

Где машет мантией мишурной

Она пред хладною толпой,

Где Талия тихонько дремлет

И плескам дружеским не внемлет,

Где Терпсихоре лишь одной

Дивится зритель молодой…

 

Василий Жуковский

Некогда муз угостил у себя Геродот дружелюбно!
Каждая муза ему книгу оставила в дар.

Я музу юную, бывало…

Я музу юную, бывало,
Встречал в подлунной стороне,
И Вдохновение летало
С небес, незваное, ко мне;
На всё земное наводило
Животворящий луч оно —
И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия одно.

Но дарователь песнопений
Меня давно не посещал;
Бывалых нет в душе видений,
И голос арфы замолчал.
Его желанного возврата
Дождаться ль мне когда опять?
Или навек моя утрата
И вечно арфе не звучать?

Но всё, что от времён прекрасных,
Когда он мне доступен был,
Всё, что от милых тёмных, ясных
Минувших дней я сохранил —
Цветы мечты уединённой
И жизни лучшие цветы, —
Кладу на твой алтарь священный,
О Гений чистой красоты!

Не знаю, светлых вдохновений
Когда воротится чреда, —
Но ты знаком мне, чистый Гений!
И светит мне твоя звезда!
Пока ещё её сиянье
Душа умеет различать:
Не умерло очарованье!
Былое сбудется опять.

 

Николай Некрасов

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

 

Афанасий Фет

Музе

Пришла и села. Счастлив и тревожен,
Ласкательный твой повторяю стих;
И если дар мой пред тобой ничтожен,
То ревностью не ниже я других.

Заботливо храня твою свободу,
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.

Все та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звезд, нетленная богиня,
С задумчивой улыбкой на челе.

 

Евгений Баратынский

 

Муза

Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши:, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.

 

Анна Ахматова

Музе

Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд её ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.

Муза! Ты видишь, как счастливы все —
Девушки, женщины, вдовы…
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.

Знаю: гадая, и мне обрывать
Нежный цветок маргаритку.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.

Жгу до зари на окошке свечу
И ни о ком не тоскую,
Но не хочу, не хочу, не хочу
Знать как целуют другую.

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:
«Взор твой не ясен, не ярок…»
Тихо отвечу: «Она отняла
Божий подарок».

Муза ушла по дороге…

Муза ушла по дороге,
Осенней, узкой, крутой,
И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой.

Я долго её просила
Зимы со мной подождать,
Но сказала: «Ведь здесь могила,
Как ты можешь ещё дышать?»

Я голубку ей дать хотела,
Ту, что всех в голубятне белей,
Но птица сама полетела
За стройной гостьей моей.

Я, глядя ей вслед, молчала,
Я любила её одну,
А в небе заря стояла,
Как ворота в её страну.

Все отнято: и сила, и любовь…

Все отнято: и сила, и любовь.
В немилый город брошенное тело
Не радо солнцу. Чувствую, что кровь
Во мне уже совсем похолодела.

Весёлой Музы нрав не узнаю:
Она глядит и слова не проронит,
А голову в веночке тёмном клонит,
Изнеможённая, на грудь мою.

И только совесть с каждым днём страшней
Беснуется: великой хочет дани.
Закрыв лицо, я отвечала ей…
Но больше нет ни слёз, ни оправданий.

Кое-как удалось разлучиться…

Кое-как удалось разлучиться
И постылый огонь потушить.
Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого-нибудь вправду любить.

Я-то вольная. Всё мне забава, —
Ночью Муза слетит утешать,
А наутро притащится слава
Погремушкой над ухом трещать.

Обо мне и молиться не стоит
И, уйдя, оглянуться назад…
Чёрный ветер меня успокоит,
Веселит золотой листопад.

Как подарок, приму я разлуку
И забвение, как благодать.
Но, скажи мне, на крестную муку
Ты другую посмеешь послать?

 

Михаил Кузмин

Муза

В глухие воды бросив невод,
Под вещий лепет тёмных лип,
Глядит задумчивая дева
На чешую волшебных рыб.

То в упоении зверином
Свивают алые хвосты,
То выплывут аквамарином,
Легки, прозрачны и просты.

Восторженно не разумея
Плодов запечатленных вод,
Все ждет, что голова Орфея
Златистой розою всплывёт.

 

Игорь Гусманов

ККУТТЭЭМП или девять муз

Что такое ККУТТЭЭМП? Девять слов сокращенных,
Мнемозины и Зевса живые черты,
Девять юных богинь, девять муз просвещенных,
Девять символов разума и красоты.

Что такое ККУТТЭЭМП? Эти буквы скрывают
Девять сказочных образов древних времен,
Вспомни, как их зовут, и они засияют
Разноцветною радугой славных имен.

От подножья Парнаса до рощ Геликона
Ты услышишь их песен пленительный звук,
Ты увидишь их танец в лучах Аполлона
С атрибутами разных искусств и наук.

Старше всех Каллиопа. Эпическим слогом
Пишет стилос ее на доске восковой,
Клия, муза истории, в пеплосе строгом
Держит свиток папируса перед собой.

Держит муза Урания глобус небесный,
Муза Талия — маску с улыбкой смешной,
Терпсихора танцует свой танец прелестный,
И Эвтерпа на флейте играет двойной.

Эрато с нежной лирою вслед выступает,
Мельпомена с трагической маской в руках,
Полигимния лик покрывалом скрывает,
Вознося свою песнь о героях, богах.

Вдохновляя поэтов, артистов, ученых,
И сегодня слетают они с высоты,
Девять юных богинь, девять муз просвещенных,
Девять символов разума и красоты.

 

Георгий Мединцев

О, муза, милая подруга

О, муза, милая подруга,
Эвтерпа дивная моя!
В часы невзгод, в часы досуга
Всегда со мной, и добрым словом
Одна ты радуешь меня,
Как случай рыбака уловом,
В ночной тиши и в шуме дня.
Приятно мне с тобой общаться,
Приятно слушать голос твой,
Среди подруг твоих вращаться
И чувствовать: средь них я свой.
Меня в печали приласкаешь
Всегда, как малого дитя,
И петь под лиру вдохновляешь,
Не молод я уже хотя!

 

Зинаида Торопчина

Ода Музе

Ах, сколько обращений к Музе:
Её и хвалят, и зовут,
Хотят быть в тесном с ней союзе
И до зари порою ждут.
Она ж — капризная особа,
Махнёт крылом — её уж нет!
Следить за нею надо в оба,
Чтоб не терялся Музы след.

Да, ноутбуки — облегченье:
“Строчи” до умопомраченья!
И рифму можно подсмотреть.
Но стих не будет душу греть
Без Музы — спутницы поэта
(Давно замечено уж это!).

Прилёта Музы ждём с волненьем
И с умиленьем, с упоеньем.
Она нам дарит вдохновенье,
Души порывы — озаренье!

Да, с Музой надо жить в союзе.
И оды посвящать ей — МУЗЕ!

 

Александр Копп

Аполлон и музы

…На горе древнейшей Геликон
в старину совсем-совсем седую
собирал подружек Аполлон
про любовь им петь, про поцелуи…

Был красив он, статен, песни пел,
был он бог: владел мечом, кифарой…
Кто сказал, что был он не у дел? —
Зевс благословил — небесной фарой
им светил. Пегас хранил сюжет —
он источник создал Гиппокрена…
Девы-музы тех былинных лет
были умницы, в мозгах без «крена»…

Так с любовью, в предвечерний час, —
— перебор кифарный Аполлона —
космос, полня лирикой для нас,
пели хором музы Геликона!

 

Аполлон Светов

Муза

Я сплю. Во сне совсем не чую груза…
(А где-то, видно, клад во мне зарыт!)
Моя судьбой измотанная Муза
Устала и со мною вместе спит.

Нас не страшила никогда опала,
Мы вместе совершили много дел!
Теперь совсем ручною Муза стала.
Похоже, я ей просто надоел…

А без неё я ничего не значу!
Мне, видно, не проснуться самому…
Вот оседлаю не Пегаса — клячу —
И уступлю крылатого… Кому?

Откуда, чёрт, такое настроенье?
Ах да, я сплю… Какой кошмарный сон!
Вот новое… Прохлады дуновенье…
Я слышу стук копыт! Да это Он!

Незримо прочно нас скрепили узы…
То нити Света, Мудрости, Добра,
Моя непокорившаяся Муза
Шепнула мне: «Проснись, дружок. Пора!»

 

Источник: www.smirnova-tatjana.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.