Архитектура древней греции кратко самое главное


Рассказать об архитектуре Древней Греции кратко, самое главное — значит описать планировку городов, периоды развития и стили. Далее, выделить самое главное в каждом периоде и изложить простыми словами. Что и сделано для Вас в статье. Плюс примеры с фотографиями, чтобы было понятней о чём речь. В последнем абзаце — выжимка. Кто очень спешит — сразу туда.

Принцип строительства городов или греческая мифология и её отражение в архитектуре

Архитектурный облик Древней Эллады отражает мифы народа, жившего на её территории. В мифологии Древней Греции боги обитали на горе Олимп. А у подножия жили обычные люди. По такому же принципу строились города (полисы).

Архитектура Древней Греции: коротко о главном
Храм Геры в Олимпии. Сегодня здесь хранится Олимпийский огонь

Где и как жили простые смертные?


Вокруг природного или насыпного холма строили нижний город. Ремесленники одной профессии жили компактно в кварталах. В центре всегда была торговая площадь, где они решали хозяйственные и административные вопросы, собираясь вместе. Место это называлось агора.

Вокруг агоры строили общественные здания для совета общины (булевтерии) подобно современной мэрии.  Для торжественных мероприятий строили пританеи. Всякого рода развлекательные клубы (лесхи), театры, стадионы, парки располагались здесь же.

Гимназии и спортивные школы (палестры) имели большие комплексы находились неподалёку.

Где и как отдыхали боги?

На холме, окружённом городом, возводили храм для бога-покровителя. Как правило холмы имели и защитную функцию: их хорошо укрепляли на случай войны. Назывались такие холмы — акрополи.

Греческая архитектура: Храм Афайи, о. Эгина
Храм Афайи на острове Эгина в Сароническом заливе

Самыми могущественными городами-государствами в тот период являлись Афины, Спарта, Фивы и Коринф. Они как сотрудничали, так и воевали между собой.

Архитектура архаики: греческая ордерная система

К этому периоду относят VIII – VI вв до н.э.. Это времена, когда


  • впервые провели олимпийские игры,
  • Гомер написал «Иллиаду» и «Одиссею»,
  • греки захватили Сицилию, южную Италию и Фракию.

Достижениями греческого зодчества архаического периода считается  создание и последовательное применение ордерных принципов. Ордер — это стоечно-балочная система, состоящая из

  • вертикальных колонн и пилястр и
  • горизонтальных перекрытий (антаблемент).

Слово это произошло НЕ от «ордена», а от латинского ORDO — строй, порядок. Возник этот принцип, как важный элемент архитектуры общественного здания.

Дорический ордер и его брутальность

В начале периода архаики использовался дорический ордер. Название своё получил от живших на северных территориях греческой метрополии дорийских племён.

Храмы тяжеловесны и приземисты, колонны, простые, мощные, немного утолщенные (Мужественные). Верхняя часть колонны – капитель – образуется двумя каменными плитами (нижняя круглая, верхняя квадратная). Вертикальные желобки вдоль создают устремленность вверх.


Греческая архитектура: Дорический ордер
Древнегреческий храм Геры II в Паестуме (Кампанья, Италия) ошибочно называемый храмом Нептуна или Посейдона. Дорический ордер. Реконструкция

По всему периметру храма тянется полоса украшений – фриз. На узких сторонах храма под крышей образуются треугольники  — фронтоны, которые украшали скульптурами. Когда-то были разукрашены в красный и синий цвет, но краски осыпались и теперь храмы белые.

Несущие конструкции храмов (колонны и архитравы) не раскрашивались.

Это подтверждают раскопки

  • храма Геры в Олимпии,
  • храма Афайи (Афеи) на острове Эгина в Сароническом заливе и другие.

Ионический ордер: храм богини Артемиды

Ионический ордер характеризуется легкостью в пропорциях, декоративностью и изяществом. Он сформировался под влиянием культуры Востока в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции. Начали использовать его в конце архаического периода наряду с дорическим.


Наиболее известен храм Артемиды, всегда юной богини охоты и женского целомудрия, дающей счастье в семейной жизни (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе, выстроенный в конце VI в. до н.э. — одно из 7 античных чудес. В настоящее время — это город Сельчук на юге турецкой провинции Измир.

архитектура Древней Греции: храм Артемиды в Эфесе
Руины храма Артемиды в Эфесе и модель-реконструкция в парке Миниатюрк (Турция)

Большое внимание уделялось ландшафтному дизайну вокруг храма. В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании архитектурных ансамблей.

Классический период: архитектура Древних Афин

Классический период относят к V веку до н.э.. Это время, когда жили философы

  • Софокл, Сократ, Демокрит, Платон и
  • великий целитель Гипократ, клятву которого и сегодня произносят врачи.

Принцип планировки городов сохраняется, но здания становятся более лёгкими и воздушными. Наиболее известным памятником классического периода является Афинский акрополь (фото кликабельно).


Архитектура Древней Греции: Афины
Афинский Акрополь

Как богиня Афина стала владычицей Аттики

Миф гласит, что покровительница воинов и ремесленников, богиня Афина воткнула в землю Аттики (область Греции) копьё. На этом месте выросло оливковое дерево, которое она подарила людям. Подарок так понравился, что её признали повелительницей, а столицу назвали её именем.

Расцвет греческой архитектуры начался в 5 в до н.э. и неразрывно связан с именем знаменитого государственного деятеля  Перикла. Во время его правления были начаты грандиозное строительство в Афинах, а именно на укрепленном холме Акрополе.

Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от нее на возвышении  был поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь. В центре высилась бронзовая статуя покровительницы города — богини мудрости Афины.


Архитектрура Древней Греции: коротко о главном. Афинский Акрополь
Реконструкции афинского Акрополя (фото увеличивается) Ссылка

Далее виднелся своеобразный и сложный храм Эрехтейон. Его отличает выступающий портик, где перекрытия поддерживают мраморные изваяния в виде женских фигур — кариатиды.

Главное сооружение Акрополя – храм, посвященный Афине – Парфенон. Он так же является отличным примером дорического стиля.  Сохранились имена его создателей – Иктин и Калликрат. В храме стояла колоссальная статуя Афины, созданная Фидием.

Хоромы богини Афины

В 447 году до н. э. началась работа над Парфеноном, чтобы заменить старый храм, разрушенный персами в 480 до р.Х.. Парфенон, который мы видим сегодня, начался именно по приказу Перикла.

Дело поручили архитекторам Иктинуи Калликарту. Отделкой занимался Фидий. Их задачей было своим талантом воскресить силу, величие и могущество общеэллинской державы.

Весь храмовый комплекс был построен из белого мрамора. Парфенон, храм богини Афины, является главным и наиболее величественным.

Он признан величайшим достижением зодчих всех времён. Имеет более стройные и изящные пропорции, чем храм Зевса в Олимпии, но высотой не уступает ему.


Архитектура Древней ГРеции кратко: Древнегреческий Парфенон
Парфенон в Афинах: вид сегодня и реконструкция
  • Строгие спокойные формы,
  • золотая пропорция,
  • сверкающий на солнце белый мрамор колонн,
  • яркие краски —

всё вместе вызывало гордость, восторг и восхищение.

На входе в акрополь располагались Пропилеи, где находились картинная галерея (пинотека) и богатая библиотека. Пропилеи — это торжественный вход на территорию комплекса, служащий воротами.

Шик храма богини победы Ники

Обратите внимание на маленький  Храм Ники (справа), расположенный на возвышенности  к юго-западу от входа. Он был построен в ок. 420 до н.э. по проекту архитектора Калликрата в ионном порядке.

Ионический ордер проник на территорию  Греции из области Ионийской Малой Азии. Колонны более нарядные и утонченные. Средняя часть капители напоминает закрученную латинскую букву I , разрезанную пополам – волютами.


Древнегреческая архитектура: Реконструкция храма Ники
Реконструкция Акрополя. Храм Ники справа.

Ряды колонн перед каждой из его узких сторон украшают рельефные фризы на верхней части стен.  На них изображены боги (с восточной стороны) и сцены из битв.

С точки зрения его скульптурной композиции храм Ники был шикарный. Маленькое здание было украшено больше, чем любой ионический храм в истории греческой архитектуры.

Его декор состоял из пяти взаимосвязанных зон. Каждая драматически отражала тему афинской победы в битве. Крыши украшали сложные скульптурные группы из позолоченной бронзы. Фронтоны —  сцены битвы.

На момент строительства это было необычно: фронтоны классических ионических зданий обычно не украшались.

фриз храма Ники
Реконструкция фриза храма Ники (фото увеличивается).

Древнегреческая архитектура: Фриз храма Ники
Ссылка

Кариатиды Эрехтейона

Другой пример, где встречается ионический ордер  — это своеобразный и сложный по плану храм Эрехтейон (примерно 406 — 421 до р.Х.). Храм известен, потому что он был асимметричен. Греческий стиль — это прежде всего симметрия. Частично такой проект объясняется тем, что строение находится на разных уровнях.

Говорят, что в этой части Акрополя были некоторые очень древние святилища. Одним из предназначений нового здания было объять их. Здесь хранились дары, приносимые в жертву богам.

На южном крыльце (самом известном) вместо типичных колонн крыша поддержана шестью статуями девиц — Кариатидами. На внешней стороне храма можно увидеть шесть ионических колонн на стороне восточного фасада.

Архитектура Древней Греции кратко Храм Эрехтейон
Храм Эрехтейон в афинском Акрополе (юго-западная сторона)

Греческие архитекторы в период классицизма умело использовали пейзажный рельеф, в том числе для строительства


  • светских зданий,
  • торговых комплексов и
  • зрелищных арен.

Стадионы находились в естественных долинах.  Зрительские места в театрах спускались со склонов гор к сцене (орхестре).

Легенда о возникновении Коринфского ордера

В классический период скульптор Каллимах из Коринфа изобрёл Коринфский ордер. Его отличие — более насыщенный декор (разновидность ионического ордера). По легенде, его прообразом стала корзина, обвитая листьями буйно растущего кустарника. Архитектор увидел её на могиле девушки.

Коринфский ордер называют «девичьим» или «юношеским»,
дорический — «мужественным» или «мужским»,
а ионический — «женственным» или «женским».

Архитектура Древней Греции кратко : Олимпийский храм Зевса
Коринфский ордер храма Зевса в Олимпии

В конце классического периода к дорическому и ионическому ордеру добавился коринфский.

Эллинизм: чудеса и открытия

Эллинистический период (IV – I века до н.э.) в архитектуре был отмечен псевдодиптерой — двойной колоннадой, внутренний ряд которой скрыт наполовину в стене. Автором этого открытия был Гермоген. Римляне переняли эту формулу и широко использовали в своей архитектуре.

Как греки обогатили Египет

Эллинизм знаменит ещё возведением круглых зданий. Сохранилось несколько построек такого типа в Эретрии, Олимпии, на острове Самофракия.

Но самым грандиозным считается стометровый Александрийский морской маяк (о. Форос).

Александр Македонский во время своих походов основал 17 одноименных городов. Но лишь один дожил до наших дней — Александрия в Египте. После смерти Александра город перешёл под власть фараона Птолемея.

Он и распорядился построить маяк, вошедший в список «7 чудес«. Целью его сооружения было облегчить путь мореплавателям в плохую погоду и ночное время.

Как Колосс Родосский пал дважды

Ещё одно «чудо» из списка было построено Харесом в виде гигантской скульптуры бога Гелиоса — Колосса Родосского. Простоял он около 50 лет на Родосе и был разрушен землетрясением.

Римский император Нерон стремился увековечить себя копией Колосса. Но и тот пал, а его имя с итальянским произношением «Колизей» перешло амфитеатру.

Древнегреческий стиль: угасание

Архитектура эллинизма стремиться к большей пышности:

  • колонны становятся еще более стройные,
  • канавки более углублённые,
  • коринфские капители более украшенными растительными мотивами с преобладанием листьев аканта.

Храмам стали уделять мало внимания. Богов забывали: строили в основном

  • общественные сооружения,
  • дворцы,
  • библиотеки,
  • амфитеатры,
  • обносили площади колоннадами.

Усилилось влияние других стилей, появилась эклектика.

Архитектура Древней Греции: кратко

  • Принцип градостроительства: боги — наверху, смертные — внизу.
  • 3 периода развития архитектуры:
    • архаический (VIII – VI вв до н.э.),
    • классический (V век до н.э.),
    • эллинический (IV – I века до н.э.).
  • 3 ордера:
    • дорический,
    • ионический,
    • коринфский.

В архаике — дорический и ионический.
В классике добавился коринфский.
Эллинизм — все три.

Оцените статью, пожалуйста. Выскажите своё мнение в комментарии, нам интересно знать, что Вы думаете. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопку социальных сетей.

Источник: arhi1.ru

Культура греков, а позднее римлян, занимает важное мести и исш-рии развития всей европейской культуры. Это культура античности зрелого рабовладельческого общества, возникшего на европейском континенте. Своего наивысшего расцвета в форме рабовладельче­ской демократии (Афины при Перикле в V в. до н, э.) это общество достигает постепенным развитием из форм первобытно-общинного строя.»

Интерес к искусству Греции и Рима возник еще в период италь­янского ренессанса, но только в начале XVIII в. были начаты пер­вые археологические раскопки в Геркулануме и Помпеях, скрытых под лавой вулкана Везувия.

Во втором тысячелетии до н. э. греческие племена постепенно перемещаются в эгейскую область с севера, и в начале первого ты­сячелетия племена скотоводов и земледельцев проникают в южную часть Балканского полуострова. Так, племя дорийцев захватывает микенские территории и приносит с собой иной способ жизни и, ви­димо, знание железа.

Под давлением дорийцев местное население отступает и заселя­ет острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. На террито­рии Греции возникает множество городов-государств, таких как Афины или Спарта, соперничающих между собой. Обширность тер­ритории, высокие горы, разделяющие прибрежные долины, препят­ствовали объединению страны в единое государство. Однако искус­ство оказалось сферой интересов всех греков, и поэтому многие творческие достижения в этой области быстро становились общим достоянием.

Периоды развития греческой архитектуры. Ранний период раз­вития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаичес­кого.

В бронзовом веке храмы еще не строились. Только в первой по­ловине VIII в. появляется храм, планировочную основу которого составил микенский мегарон. Храм был построен из необожженного кирпича и перекрыт деревянной двускатной крышей. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу после­дующей архитектуры греческих храмов и для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой. Наиболее ранним известным примером может служить храм богини Геры на острове Самосе. В течение VII в. строительное искусство быстро развива­лось в рамках нескольких характерных стилей. Дорический стиль сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения, «Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии,

Архитектура древней греции кратко самое главное

Ионический стиль, который был особенно популярен в греческих городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии, в V в. еще окончательно не сформировался. Оба стиля (ордера) с самого начала существенно различались. Ранние ионические храмы в Ма­лой Азии имели более богатое убранство и большие размеры, чем дорические храмы. Расцвет художественного творчества в Греции приходится на вторую половину V в. до н. э После окончания гре­ко-персидских войн восстанавливаются Афины. Начинается широ­кое развитие различных типов сооружений, архитектурные стили которых получают законченное выражение. На афинском Акрополе, проект реконструкции которого был создан по инициативе Перикла, возводится целый ряд сооружений. Работы были начаты в 447 г. до н. э. со строительства Парфенона, периптерального дорического храма, архитекторами которого были Иктин и Калликрат. Следую­щей постройкой стали Пропилеи (архит. Мнесикл) — парадные во­рота Акрополя. Позднее в западной части Акрополя недалеко от Пропилеи сооружается маленький ионический храм, посвященный бескрылой богине победы — Нике. Последним было начато строи­тельство Эрехтейона — храма с очень сложным необычным планом, что до сих пор не имеет удовлетворительного объяснения. В IV в. до н. э. на южном склоне Акрополя перестраивается в камне ранее существовавший деревянный театр Диониса.

Наиболее значительные сооружения этого периода возникают на Пелопоннесе. Например, в Эпидавре в 380—375 гг. архитектор Поликлет младший построил один из самых больших и великолеп­ных греческих театров13.

Строительная техника. Основным строительным материалом в греческой архитектуре был камень, при этом в ранний период бо­лее мягкий, легко поддающийся обработке. При строительстве афинского Акрополя в VI в. до н. э. использовался известняк. Но­вый Акрополь, построенный Периклом, известен уже сооружениями из пентелийского мрамора. Из камня возводились прежде всего об­щественные здания. Жилые дома строились чаще всего из сырцо­вого кирпича, но применялся также и обожженный. Кирпич исполь­зовался и при кладке стен, которые, например, в культовых соору­жениях затем облицовывались каменными плитами. Для сооруже­ния кровли и перекрытий применяли дерево. В ранний период де­ревянными были и колонны храмов, о чем свидетельствует храм Геры в Олимпии, где их со временем заменяли на каменные.

Каменную кладку возводили сухим способом без раствора, уси­ление конструкции осуществлялось с помощью шипов или деревян­ных шпонок. Каменная постройка должна была быть устойчива при землетрясениях, и поэтому каменные блоки сцеплялись множе­ством металлических скоб.

Процесс установки сложных архитектурных элементов был очень трудоемким. Только некоторые из них, например капители и плиты со скульптурным рельефом, изготовлялись заранее. Осталь­ные части окончательно обрабатывались только после их установки. При этом завершающая обработка проводилась в направлении сверху вниз по мере того, как постепенно снимались строительные подмости.

Греческая архитектура, до сих пор поражающая благородством своих форм, с конструктивной точки зрения отличалась простотой. Эта система состояла из несущей (стены, колонны) и несомой ча­стей (перемычки, балки, плиты).

Ордерная система. Греческая архитектура развивалась прежде всего на основе-решений храмовых сооружений, первоначально воз­водимых из дерева, а затем из камня.

Используемая стоечно-балочная система (как называют упоря­доченную систему колонн и антаблементом) достигает в Греции вершины своего художественного осмысления. Каждая постройка решается как единое целое, создаваемое системой отдельных ар­хитектурных элементов. Основными при этом являются подножье (крепида), колонны и стены, антаблементы и кровля с треуголь­ным фронтоном.

С развитием стиля устанавливаются соразмерность частей и це­лого, соответствующие пропорции и композиционный ритм, совер­шенствуются формы, и греческая классика достигает своей верши­ны. Система выявления конструкции сооружения в определенной художественной форме называется ордером. В Греции использова­лись дорический, ионический, а несколько позже коринфский орде­ра. Планировочное и яространственное решение здания одинаково для каждого ордера, различие заключается в форме колонн и антаблементов, в разных пропорциях и архитектурных деталях.

Дорический ордерявляется простым и строгим и из всех наибо­лее массивным. Размеры отдельных частей сооружения и их вза­имные отношения основаны на единой мере, модуле, который обыч­но равен радиусу колонны в ее нижней части. С появлением опыта строительства уменьшалась масса сооружений, колонны станови­лись более тонкими и высокими, увеличивалось расстояние между ними, уменьшалась высота антаблемента.

Дорический храм воз­водился на высоком, обычно трехступенчатом основании — крепиде. Ступени по своим размерам не были приспособлены для хождения людей, а их высота определялась исходя из общих размеров соору­жения. На крепиде устанавливались колонны (без базы), состоя­щие из трехчастной капители (гипотрахелий, эхин, абака) и каннелюрованного ствола, который имел незначительное утолщение, так называемый энтазис. Высота ствола колонны близка 11 модулям. Дорический антаблемент тоже трехчастный; на лежащем на ко­лоннах архитраве размещался фриз, состоящий из триглифов и ме­топ и несущий выступающий карниз. Двускатная крыша имела не­большой уклон. На треугольном фронтоне обычно размещались скульптуры. Большое значение для композиционной завершенно­сти дорического храма имел цвет, который использовался так, что подчеркивал работу конструкций сооружения—тектонику. Наибо­лее сохранившаяся из дорических построек — храм Посейдона в Пестуме на юге Италии и храм Гефеста в Афинах. Наиболее значительным по своим архитектурным достоинствам является Парфе­нон на афинском Акрополе.

Архитектура древней греции кратко самое главное

Ионический ордеримеет более легкий характер по сравнению с массивным дорическим. Общая композиция сооружения остается прежней, но ионические колонны значительно отличаются от дори­ческих. Они стройнее и имеют базу, ствол и капитель. Наиболее богатую форму имеет капитель с волютами. Колонны не связаны ритмом фриза, как в дорическом ордере. Поэтому ионический ан­таблемент часто имел вместо ритмичного фриза пояс, украшен­ный барельефом. Все детали в ионическом ордере имели сложную профилировку.

Ионический ордер преобладает в Малой Азии, где постройки в этом ордере достигают больших размеров. Так, храм Артемиды в Эфесе имел длину 126 м, а высоту колонн 18 м. По сравнению с ними ионические постройки в самой Греции более легкие, малень­кие и изящные (например, храм Ники-Аптерос- и Эрехтейон на афинском Акрополе).

И дорический, и ионический ордера использовались в строитель­стве сооружений как культового, так и светского характера.

Коринфский ордерразвился из ионического. Свои окончатель­ные формы он получил только в последующий, римский период. От ионического он отличается четырехсторонней капителью, в ко­торой в качестве декоративного мотива используются скульптур­ные изображения листьев аканта. Наиболее совершенной коринф­ской капителью в Греции считается капитель памятника Лисикра-та в Афинах периода римского господства. Другим примером ис­пользования коринфского ордера является недоконченный афин­ский Олимпейон того же периода.

Греческий храм и акрополь.Первоочередной задачей греческо­го строительного искусства было возведение храмов.

В основе планировочной структуры храмов лежал жилой дом типа мегарон. Это были простые здания, имевшие продольный пря­моугольный план, с внутренним пространством — святилищем (на­ос) и передней частью (пронаос), ограниченным стенами и колон­нами, расположенными или перед одним из фасадов (храм в ан­тах, простиль), или на двух противоположных фасадах (амфипростиль), или окружавшими здание со всех сторон (периптер). По­следний тип был наиболее популярен в зрелой архитектуре храмов. Храм всегда ставился на мощное ступенчатое основание и сверху перекрывался пологой двускатной кровлей.

Внутренние помещения храма, которые считались местом пре­бывания бога, не использовались для собрания верующих, послед­ние собирались только перед храмом. Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным, в среднем из них помещалась большая статуя божества. Масштаб интерьера был более мелким, чем масштаб фасада, что подчеркивало величину статуи. В глуби­не больших храмов располагался меньший зал, сокровищница. Кроме большого числа прямоугольных иногда строились круглые хра­мы, например круглые периптеры.

Архитектура древней греции кратко самое главноеАрхитектура древней греции кратко самое главное

Храмы обычно были сгруппированы на огороженной территории, куда вели монументальные входные ворота. Комплекс этих зданий постепенно дополнялся все большим количеством скульптур и жертвенных алтарей. Свои храмовые комплексы имели Афины, Олимпия, Дельфы, Приена и все другие города. К наиболее значи­тельным архитектурным комплексам относится афинский Акрополь, представляющий собой мастерское произведение строительного ис­кусства, которое во времена Перикла возводили виднейшие мастеpa.

Архитектура древней греции кратко самое главное

Акрополь стал композиционным центром города. Его характер­ная черта — свободное размещение отдельных сооружений. Посе­титель подходил к ним не по центральной оси, а сбоку, и они по­степенно разворачивались перед его глазами. Доминантой всего комплекса был дорический Парфенон, размещенный за входными мраморными пропилеями и маленьким храмом богини Ники-Аптерос.

Греческие города.В городах, начиная с VI столетия, строилось много общественных зданий. Ядром городов была крепость (укреп­ленный акрополь), «начале включавшая дворец царя (базилиа), а позднее игравшая роль только религиозного центра. Под акрополем вырастал город с собственным центром, площадью. Здесь собира-

Архитектура древней греции кратко самое главное
Архитектура древней греции кратко самое главное

Храмовый комплекс в Олимпии, рекон­струкция генерального плана:1 — Пропилеи, 2подпорная стена; 5 — скульптура Зевса, 6— храм Геры,7- алтарь Зевса, 8 — храм Зевса, 9 — Мегроон, 11 — проход к стадиону, 12— со­кровищница, 13— стадион; 14— Филипвейон, 15-Экседра, 16— Пританей, 17Палестра, 18Леонидайон, 19— северные ворота, 20— южная колоннада, 21—Эхо, 22 — Кроиос.

Планировка храма: храм в антах, простиль, амфнпрвстиль

Где городское собрание, шел торг, располагались общественные, торговые и культурные здания (Афины, VI в. до н. э.).

Древнейшие греческие города вырастали стихийно, без общей градостроительной идеи. Позднее они с размахом перестраивались, и возводились новые города, планировка которых имела обычно регулярную прямоугольную структуру. Основателем подобной сис­темы в Греции считается Гипподам из Милета.

Пространство площади, обрамленное общественными зданиями, называлось «агора» и являлось естественным центром города.

Основной коммуникацией был портик, называемый «стоя». Здесь прогуливались философы (отсюда возникло понятие «стоики») и вели беседы со своими учениками; здесь же выставлялись художе­ственные произведения, а колонный зал служил и убежищем в слу­чае непогоды. К наиболее значительным городским зданиям отно­сится «булевтерий», служивший для заседаний городского совета, а также «пританей», где постоянно поддерживался священный огонь. Скульптуры и памятники дополняли и обогащали пространство агоры. Некоторые улицы города были непосредственно пред­назначены для торжественных процессий, поэтому здесь сооружа­лись памятники в честь одержанных побед. Города имели свой хра­мовый комплекс и театр. Для физического воспитания, которое представляло собой важную составную часть жизни в греческих городах, возводились различные сооружения. К ним относится «гимнасий» — здание, которое включало лекционные залы, учеб­ные комнаты, пространства для игр и соревнований, умывальные комнаты.

К спортивным сооружениям относятся также стадионы для со­ревнований по бегу и ипподромы.

Центральной частью греческого театра, который первоначаль­но сооружался для выполнения обрядов, связанных с культом бо­га Диониса, является круглая площадка с жертвенным алтарем — «орхестра». Для оборудования мест для зрителей, «театрона», ис­пользовались склоны холма. У орхестры напротив театрона разме­щалась «скена».

Греческий жилой дом раннего архаического периода представ­лял собой простое здание включавшее главное прямоугольное про­странство и входной вестибюль.

В классическом периоде, т. е. в V и IV вв. до н. э., мы встреча­емся уже со сложной планировкой дома, состоящей в принципе из двух частей. Первая — мужская часть служила для встреч и бесед.

Архитектура древней греции кратко самое главное

Помещения этой группы располагались вокруг центрального дво­рика (аулы) и занимали переднюю часть дома. Вторая — женская часть также выходила во дворик. В глубине располагалась хозяй­ственная часть с помещениями для рабов.

Греческий дом, обычно кирпичный, а позднее и каменный, имел иногда и два этажа. Перекрытия и кровля были плоскими, а фаса­ды, выходящие на улицу, первоначально делались простыми, глад­кими и без окон.

Города-колонии. Уже в VIII в. до н. э. благодаря своему выгод­ному географическому положению и хозяйственному развитию гре­ки начинают борьбу за господство на море и основывают города-колонии на побережье Черного моря, в южной Италии, на Сицилии и других местах14.

Эти города, первоначально строившиеся как торговые, посте­пенно приобретают не только хозяйственное, но и культурное, я политическое значение. Они религиозно и политически связаны с городами-государствами своих родных областей и становятся важ­ными опорными пунктами культурной и политической экспансии.

В поздний период истории Греции, при Александре Македон­ском и его преемниках, центр хозяйственной жизни перемещается в Азию. Возникают процветающие крупные города. Новые хозяйст­венные, политические и культурные центры того периода (напри­мер Антиохия, Александрия и др.) возводятся и перестраиваются с большим размахом, всегда на основе прямоугольной системы улиц.

Эллинизм. В середине IV в. Греция попадает под власть маке­донского царя Филипа II, а позднее его сына Александра Велико­го. В течение нескольких лет его войска захватывают Малую Азию, Финикию, Египет, Вавилон и Персеполь и даже проникают в Ин­дию. В результате возникает огромная держава, которая, однако, после смерти Александра распадается на отдельные государства.

В связи с завоеваниями Александра Великого влияние гречес­кой культуры распространяется далеко на восток. Одновременно происходит процесс обратного воздействия местных культур на греческую, которая постепенно теряет стилистическую чистоту.

Вместе с тем в этот поздний период греческой культуры (от 330 до 33 г. до н. э.) было создано множество великолепных произведе­ний строительного искусства. Это и алтарь Зевса в Пергаме, решен­ный как самостоятельное сооружение, украшенное грандиозным рельефным фризом (в настоящее время он находится в Пергам-ском музее в Берлине), и знаменитый мавзолей в Галикарнасе, счи­тавшийся одним из семи чудес света.

В этот период искусство начинает утрачивать тесную связь с религией и политикой, становится и средством доставлять удоволь­ствие, развлечения. Художники, работающие при дворах правите­лей, получают возможность ездить по всей территории, где говорят по-гречески. Они ищут и разрабатывают новые идеи, но при этом их творчество в целом страдает от использования устоявшихся схем. Они опираются на высокие технические возможности и боль­шой накопленный опыт, которые, однако, служат в основном деко­ративным целям.

Архитектура древней греции кратко самое главное

Этот хозяйственно-политический и культурный расцвет Гре­ции,15 однако, продолжался недолго, и Греция в конце I в. до н. э. попадает под господство Рима, могущество которого постоянно возрастало. Центр хозяйственной жизни перемещается на Апеннин­ский полуостров, где развивается римское искусство, вырастающее на греческой основе.

Источник: studopedia.ru

Минойская архитектура

Минойская цивилизация процветала на греческом острове Крит с 27 по 15 век до н. э. Наиболее известным архитектурным сооружением этого периода является впечатляющий город-дворец Кноссос, расположенный на холме и окруженный сосновыми лесами. Он разделялся на два двора: Западное крыло, где размещались религиозные и официальные помещения и Восточное, которое использовалось для внутренних нужд.

Минойская архитектура

Археологи обнаружили прекрасные фрески Кносса почти нетронутыми под слоями пепла, что заставляет предположить в качестве причины разрушения минойского города мощное извержение вулкана Санторини примерно в 1450 году до нашей эры. Фрески имеют яркие цвета и изображают мирные сцены из повседневной жизни или иллюстрации празднеств. Эти картины вкупе с тем, что минойские города не имели крепостных стен, доказывают, что минойцы, по всей видимости, имели добрососедские отношения с другими культурами и не ввязывались в войны.

Другими значительными минойскими памятниками на Крите являются города-дворцы Фаэстос и Закрос.

Микенская архитектура

Микенская архитектура, процветавшая с 1600 до 1200 г. до н.э., сильно отличается от минойской. В отличие от минойцев, избравших вектором развития торговлю, микенское общество прогрессировало благодаря культу войны. Микенцы часто вовлекались в вооруженные конфликты, поэтому их города имели основательные и высокие крепостные стены, называвшиеся Циклопиан, поскольку было принято считать, что только циклопы могли поднять огромные камни, использовавшиеся для их строительства.

Циклопическая кладка в южных стенах Микен
Циклопическая кладка в южных стенах Микен

Защитные ограждения Микен и Тиринты имеют характерные циклопические стены. Также типичными для архитектуры Микенского периода являются сводчатые гробницы, где обычно хоронили царя и первосвященников. Самая известная сводчатая гробница – это сокровищница Атрея в Микенах, которая считается усыпальницей царя Агамемнона.

Сокровищница Атрея
Сокровищница Атрея

Классическая архитектура

Своей вершины древнегреческая цивилизация, известная ныне как классическая Греция, достигла примерно в 500 году до н.э. Греческие строители разработали три архитектурных ордера, используя три различных стиля колонн.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР
Ионический ордер

Самая ранняя известная каменная колонна относится к дорическому ордеру, а несколько позднее строители восточной части Ионии разработали собственный стиль, получивший название ионический. Классические ордеры не уникальны для каждой области, но получили название в честь той части страны, где были впервые обнаружены. Самый изящный и самый поздний стиль древнегреческой архитектуры – коринфский – стал смешением дорического и ионического.

Храмы

Древнегреческая классическая архитектура характеризуется уникальными мраморными храмами. По всей материковой Греции и на островах существует множество древних храмов, посвященных различным богам, включая храм Аполлона в Дельфах, храм Гефеста в Афинах, храм Афины Афайи в Эгине и др.

Храм Аполлона в Дельфах
Храм Аполлона в Дельфах

Храм наиболее распространенная и известная форма греческой общественной архитектуры. Он не выполнял ту же функцию что и современная церковь, так как алтарь стоял под открытым небом в теменосе, часто прямо перед строением. Храмы скорее служили местами хранения сокровищ, связанных с культом, и как место для почитателей божества, где те могли оставить свои пожертвования, такие как статуи, доспехи или оружие.

Парфенон
Парфенон в Афинах

Самым значительным греческим храмовым памятником является Парфенон, возведенный на священном месте Акрополь в Афинах. Парфенон, построенный в период с 447 по 438 год до н. э., представляет яркий пример дорического и ионического стилей архитектуры. Это сооружение было посвящено богине Афине, защитнице города: внутри размещалась гигантская статуя Афины Парфенон, изготовленная Фидиасом.

храм Зевса Олимпийского
храм Зевса Олимпийского

Коринфский стиль был не так популярен в классической архитектуре, но все же в Афинах имеется весьма значительный памятник, выстроенный в коринфского стиле – храм Зевса Олимпийского в центре города.

Общественные здания

Другие архитектурные формы, возводимые греками:

  •  толос (или круговой храм), лучшим образцом которого является Толос Теодора в Дельфах посвященный Афине Пронии;
  • пропилон (крыльцо), оформляющий вход в храмовые святилища (например, пропилеи Афинского акрополя);
  • общественные фонтаны – здания, где женщины наполняли свои кувшины водой;
  • стоа (или стоя) – длинная узкая галерея с открытой колоннадой по одной стороне, располагались ряды магазинов в агорах (торговых центрах) греческих городов (полностью восстановленную галерею Стоа Атталуса можно увидеть в Афинах).

Помимо этого в крупных греческих городах строились палестры или гимнасии, этакие социальные центры для мужчин. Эти огороженные пространства под открытым небом использовались для спортивных соревнований и упражнений.

В городах имелись булейтерионы, общественные здания, служившие местом встречи городского совета (буле). Поскольку греки не применяли арки или купола, то не могли строить здания с большими внутренними пространствами. Таким образом, булейтерион имел ряды внутренних колонн, удерживающих крышу (гипостиль). К настоящему времени примеров таких зданий не сохранилось.

Театры

Наконец, в каждом городе был театр, использовавшийся как для публичных собраний, так и для драматических выступлений. Сначала эти постройки были фактически местами сбора людей, желавших принять участие в ритуале. Например, во время празднеств, посвященных божеству, люди собирались в театре, чтобы участвовать в приношениях, возглавляемых жрецами. С изобретением театра как художественной формы, драматические спектакли стали частью таких религиозных праздников.

Театр обычно размещался на склоне холма за городом и представлял собой многоуровневые ряды сидений, расположенных полукругом вокруг центральной зоны исполнения – орхестры. За орхестрой было низкое здание, называвшееся скена, служившее кладовой и гардеробной.

Театр в Эпидавре
Театр в Эпидавре

Ряд греческих театров дошли практически нетронутыми до нашего времени. Самым известным из них является Эпидавр, построенный в 4 веке до н. э., отличающийся идеальной симметрией и удивительной акустикой. Другие известные постройки – театр Диониса, который считается первым театром в мире, и Одеон Герода Аттика. Оба они расположены у подножия Акрополя.

Источник: GreeceMagazine.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.