Архитектура древней греции храмы


Древняя Греция — родина настоящих сокровищ искусства и архитектуры. До сих пор даже руины храмов, возведенных в незапамятные времена, поражают величием и точными пропорциями. Именно греки разгадали тайну благородной красоты, изобретя ордер. Это может показаться неважным, но на нем держится вся европейская архитектура!

Кносский дворец, или визит к минотавру

Города и письменность в Европе зародились на средиземноморском острове Крит. Самым могущественным городом острова стал легендарный Кносс. Именно здесь было заложено основание знаменитого Лабиринта, к которому вели все дороги острова. В древнегреческой мифологии Кносс связан с именем печально известного критского царя Миноса.

Кносский дворец был, пожалуй, самым сложным многоэтажным строением тех времен. Четкого, регулярного плана его постройки не было. Вполне возможно, что расположенные на разных уровнях помещения достраивались по мере надобности.

Во дворце было легко заблудиться: множество коридоров, залов, потайных лестниц и переходов сбивали с толку любого попавшего внутрь гигантской архитектурной паутины. Разные по назначению помещения располагались вокруг прямоугольного двора в центре дворца.


Сложно представить архитектора, сотворившего это инженерное чудо. Потому и родилась история о том, что строителем был знаменитый греческий зодчий Дедал — художник и инженер, прославившийся изобретением инструментов.

При всей своей хаотичности Кносский дворец был буквально наполнен передовыми изобретениями того времени. Лабиринт был снабжен водопроводом и канализацией. Роль окон играли световые колодцы — большие проемы в потолке. Они же обеспечивали и естественную вентиляцию комнат, то есть были своего рода кондиционерами.

Согласно легенде, царь Крита Минос держал во дворце-лабиринте чудовище — Минотавра, на съедение которому из Афин должны были присылать юношей и девушек

Особенностью Кносского дворца являются колонны кроваво-красного цвета. Их называют иррациональными. В противоположность привычной нам колонне, расширяющейся книзу, эти колонны, наоборот, книзу сужаются. Есть предположение, что такая необычная форма колонн была создана для того, чтобы не препятствовать прохождению света из световых шахт, окружавших эти колонны. Во всяком случае, больше пока нигде такие колонны не встречались.

Несмотря на грандиозность Кносского дворца, греки впоследствии отказались от столь сложных архитектурных решений в пользу изящества, благородства и красоты.

Что такое древнегреческий храм


Для древних греков религия была непременной составляющей жизни. Живя в довольно непривлекательных домах, для богов они возводили потрясающие по красоте храмы. Каждый храм строился для поклонения определенному богу.

Древнегреческий храм представлял собой прямоугольное белокаменное сооружение без окон, со всех сторон окруженное колоннами в один или несколько рядов, с величественной статуей божества внутри. Колонны поддерживали двускатную крышу. К главному входу вела мраморная лестница. Еще в эпоху архаики греки предпочитали дереву белый мрамор и желтоватый известняк. Такой материал не только выглядел благородно, но и отличался прочностью.

Обычным людям не позволялось заходить внутрь храма. Здесь могли находиться только жрецы. Поэтому простые смертные любовались красотой сооружения снаружи. Все праздники, которые древние греки устраивали в честь богов, проходили в окрестностях мраморных исполинов.

Нам сейчас сложно это представить, но в древности греческие храмы были ярко раскрашены! Их современное «бесцветное» состояние — итог многих прошедших ле

Греческие храмы очень отличаются друг от друга — в плане сооружения, в количестве колонн и многих других деталях. Самым популярным типом этого здания стал периптер — прямоугольный храм, который колонны окружают со всех сторон. Количество мраморных столбов не могло быть произвольным, а вычислялось определенным образом — древние греки очень ценили точные науки!

Периптер — это слово можно перевести как «кругокрылый»: так назывался храм, обрамленный со всех сторон колоннадой. Диптер, окруженный колоннами в два и более рядов, означает «двукрылый»


Любой среднестатистический древний грек мог рассчитать количество колонн. Для этого он решал простую задачу. На обоих фасадах (переднем и заднем) располагалось по шесть колонн, а число колонн по бокам здания определялось по формуле 2p + 1, где p — число колонн на переднем фасаде. Совсем не сложно!

Другим популярным типом постройки был диптер — прямоугольный храм, на боковых фасадах которого размещались по два или более рядов колонн. Таков, например, храм Артемиды в Эфесе.

Архитектурный ордер — опора европейской архитектуры

Словом «ордер» принято обозначать величайшее изобретение древних греков, на которое, в буквальном смысле этого слова, опирается вся европейская архитектура. Сам термин впервые ввел в обиход древнеримский архитектор Витрувий. Слово это произошло от латинского ordo и означает собственно «строй, порядок». В архитектуре этим термином стали обозначать особый тип композиции, где используются необходимые элементы, строго подчиненные архитектурному стилю.

Любой древнегреческий ордер состоит из трех главных частей. Первая часть — основание, которое располагается на фундаменте чуть выше уровня земли. Вторая часть — колонна, несущий элемент архитектурной конструкции. Она совершенно необходима, поскольку держит на себе крышу и все ее составляющие. Третья часть ордера — несомый элемент, который был назван очень красиво: антаблемент.


Поскольку древние греки любили научную точность и постоянно что-то умножали и делили, то они поделили и антаблемент. Вот его элементы: архитрав — перекладина, находящаяся прямо на колоннах; фриз — декоративная полоса с изображениями греческих героев и различных мифологических существ; карниз — верхняя часть антаблемента, он резко выступает вперед и защищает от дождя архитрав и фриз. Кстати сказать, роль карниза до сих пор осталась неизменной. Древние греки изобретали и строили на века!

Известны три вида классического ордера: дорический, ионический и коринфский. Римляне, завоевав Грецию и переняв абсолютно все достижения греков в архитектуре, сами все же придумали еще два — тосканский и композитный.

Свои названия ордеры получили от географических областей, где был распространен тот или иной ордер. Раз появившись, ордер использовался во всех типах сооружений. Правда, менее всего в амфитеатрах. Почему? Давайте разберемся.

Амфитеатры древней Греции

Будучи цивилизованными людьми, греки любили развлечения и зрелища. Как и религия, искусство театра было неотделимо от жизни каждого из них. Поэтому история театра, театрального здания и сценической техники берет свое начало именно в Древней Греции.

Народные празднества, шествия в честь бога Диониса, спортивные соревнования и состязания ораторов собирали огромные толпы. Именно поэтому площадки для этих представлений устраивались у обширных подножий холмов и гор.


Позже греки стали устраивать деревянные скамьи для сидения. А начиная с IV века до н. э. временные сооружения перестраивались уже в каменные амфитеатры.

Древние греки были настоящими эстетами. В строительстве они исключительное внимание уделяли природным условиям. Зрители не только смотрели театральное представление, но и любовались как самим театром, так и окружающим его пейзажем.

Кто хоть раз бывал в современном театре, знает: чтобы получить удовольствие от представления, нужно купить билет на хорошее место. В греческом амфитеатре такой проблемы не было. Зрительские помосты сооружались поперек склона, а сценическая площадка находилась внизу. С каждого места зрителям все было прекрасно видно и слышно. В естественном рельефе акустика была просто великолепна! Можно было бросить монетку в центр арены — и звон от ее падения доносился до самого последнего зрительного ряда.

Одним из первых театров, построенных в Древней Греции, был театр Диониса в Афинах, названный так в честь храма, расположенного напротив.

Изобретенный греками амфитеатр является сегодня наиболее распространенной формой зрительного зала. Только… удачное место все же приходится выбирать.

Иктин и Калликрат. Рождение классицизма

Не все времена в Древней Греции были одинаково удачны для развития архитектуры. Например, время от времени случались войны, в которых греки нередко проигрывали. Это останавливало развитие всей древнегреческой культуры, и в первую очередь — архитектуры.


Самым благодатным периодом для расцвета государства Древней Греции стало время правления легендарного царя Перикла. Этот правитель много сделал для процветания Афин и последующей славы города. В его эпоху главное строительство велось на укрепленном холме — Акрополе. А руководство работами было поручено знаменитому скульптору и архитектору Фидию.

Даже по сохранившимся развалинам можно представить, как прекрасен был в свое время Акрополь. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от нее на возвышении был построен небольшой изящный храм, посвященный богине победы Нике. Через ворота с колоннами — Пропилеи — посетитель попадал на площадь. В ее центре высилась статуя богини мудрости Афины — покровительницы города. Несколько дальше виднелся храм Эрехтейон с выступающим сбоку портиком. Верх портика поддерживали не колонны, а мраморные женские фигуры. Эти каменные дамы были названы кариатидами.

Согласно преданию, слово «кариатида» произошло от названия города Карий, жители которого во время греко-персидских войн вступили в сговор с врагом. В память об этом кариатиды — изображения женщин Кария — играли роль архитектурных подпорок.

Главное сооружение Акрополя — храм Парфенон, посвященный Афине. Он был завершен почти две с половиной тысячи лет назад, но история донесла до нас имена его создателей: Иктин и Калликрат. Творения этих мастеров были настолько совершенны, что архитекторы последующих эпох стали использовать их в качестве образца. Можно сказать, именно этим архитекторам мы обязаны рождением стиля на все времена — классицизма. Классический — значит образцовый.

Храм Эрехтейон получил название в честь легендарного афинского царя Эрехтея: там якобы хранились части его гробницы.


Таким образом, изобретенный греками ордер был воспринят сначала римлянами, восхищенными греческой культурой, а через них распространился по всей Европе.

Источник: SiteKid.ru

Древнегреческие храмы

Важнейшей задачей архитектуры у греков было строительство храмов. Оно породило и выработало художественные формы, которые перешли потом к сооружениям различного рода. Во очаи хаматда салом все продолжение исторической жизни Греции её храмы постоянно сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и римлянами. Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а весёлые, приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но только более изящные и богатые.

Если верить Павзанию, первоначально храмы строились из дерева.


том их стали сооружать из камня, однако сохранились некоторые элементы и приёмы деревянного зодчества. Греческий храм представлял собой здание в основном умеренных размеров, стоявшее внутри священной ограды (ι ‘ ερόν) на фундаменте о нескольких ступенях и представлявшее в простейшем своём виде сходство с продолговатым домом, имеющим в плане два сложенные вместе квадрата и двускатную, довольно отлогую крышу; одна из коротких его сторон не выходила наружу стеной, которую здесь заменяли две пилястры по краям и стоящие в пролёте между ними две (иногда 4, 6 и т. д., но всегда чётные числом) колонны, слегка отступив вглубь здания (обыкновенно на ⅓ квадрата), оно было перегорожено поперечной стеной с дверью в середине, так что получались род крыльца или крытых сеней (притвор, πρόναος) и внутреннее, замкнутое со всех сторон помещение — святилище (ναός, cella), где стояла статуя божества, и куда никто не имел права входить, кроме жрецов. Подобное здание называют «храмом в пилястрах» (ι ‘ ερόν ε ‘ ν παραστάσιν, templum in antis). В некоторых случаях совершенно такое же крыльцо, как и с переднего фаса, устраивалось и с противоположной стороны (ο ‘ πισθόδομος, posticum). Пилястры и колонны сеней подпирали потолок и крышу, причём последняя образовывала над ними трёхугольный фронтон. Эта простейшая форма в более обширных и роскошных храмах усложнялась некоторыми добавочными частями, через что произошли следующие виды храмов:


  1. Храм «с портиком», или «простильный» (греч. πρόςτνλος), имеющий впереди входных сеней портик с колоннами, стоящими как раз против их пилястр и колонн
  2. Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный» (греч. αμφιπρόστνλος), в котором к хр. in antis о двух крыльцах пристроено по портику к тому и другому
  3. Храм «кругокрылый», или «периптерический» (греч. περίπτερος), состоящий из храма in antis, или простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой
  4. Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический» (греч. δίπτερος) — такой, в котором колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда
  5. Храм «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический» (греч. ψευδοπερίπτερος), в котором опоясывающую здание колоннаду заменяют полуколонны, выступающие из его стен
  6. Храм «сложнодвоякокругокрылый», или «псевдодиптерический» (греч. ψευδοδίπτερος), казавшийся как бы окружённым двумя рядами колонн, но в котором на самом деле второй их ряд заменялся со всех или только с длинных сторон здания полуколоннами, вделанными в стену.

Стили колонн

Из предыдущего видно, сколь важную роль играла в греческой архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль. В ней более всего выразилось различие художественного вкуса двух главных ветвей эллинского племени, породившее два отдельные направления, господствовавшие в греческом зодчестве. Как по характеру, стремлениям, образу общественной и частной жизни дорийцы и ионийцы не сходствовали между собой во многом, так же точно велика была и разница излюбленных ими двух архитектурных стилей, хотя основные начала этих стилей оставались одни и те же.


Дорический ордер отличается простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам. Его колонна представляет в своём разрезе круг; высота её стержня (фуста) относится к диаметру разреза как 6 к 1; стержень с приближением к верху несколько утончается и немного ниже половины своей высоты имеет утолщение, так наз. «опухлость» (ε ‘ ντασις), вследствие чего профиль стержня — скорее криво-, чем прямолинейный; но эта кривизна почти не заметна. Так как это обстоятельство нисколько не увеличивает прочности колонны, то надо предполагать, что греческие зодчие старались посредством опухлости только смягчить то впечатление сухости и жёсткости, какое она производила бы при геометрически точной прямолинейности профиля. В большинстве случаев колонна покрыта по направлению своей длины «ложками», или «каннелюрами» (ρ ‘ άβδωσις), то есть желобками, представляющими в разрезе небольшой круговой сегмент. Эти желобки в числе 16—20 на колонне делались, по-видимому, для того, чтобы оживить монотонность её гладкой цилиндрической поверхности и чтобы их перспективное сокращение с боков колонны позволяло глазу лучше чувствовать её круглоту и производило игру света и тени. Нижним своим концом колонна первоначально ставилась прямо на платформу здания; потом иногда помещался под нею низкий четырёхугольный плинт. Немного не доходя до верхнего её конца, стержень опоясан узким углублённым желобком, как бы вдавленным обручем; затем через посредство трёх выпуклых валиков, или ремешков, он переходит в «подушку», или «эхин» (ε ‘ χι˜νος). Эта часть колонны действительно имеет вид придавленной круглой подушки, внизу почти такого же диаметра, как и стержень, а вверху более широкой. На подушке лежит довольно толстая плита квадратной формы, так наз. «абака» (βα ‘ αξ), выступающая своими краями вперёд против эхина. Последний вместе с абакой составляет «капитель» колонны. Вообще дорическая колонна при простоте своих форм прекрасно выражает упругость и сопротивляемость колонны той тяжести, которая подпирается ею. Эту тяжесть составляет т. наз. «антаблемент», то есть каменные балки, перекинутые с колонны на колонну, и то, что лежит над ними.

Антаблемент разделяется на два горизонтальные пояса: нижний, лежащий непосредственно над абаками и называемый «архитравом», представляет совершенно гладкую поверхность; верхний же пояс, или «фриз», заключает в себе две чередующиеся между собой части: «триглифы» и «метопы». Первые суть продолговатые выступы, изображающие как бы концы лежащих на архитраве балок, идущих внутрь здания; в них врезаны две вертикальные каннелюры, и две половинки каннелюр ограничивают их края; под ними, ниже выпуклой полоски, посредством которой фриз отделяется от архитрава, находятся маленькие придатки с рядом пуговок, как бы шляпок от гвоздей, называемых «каплями». Метопы, или пространства между триглифами, первоначально были пустые пролёты, в которых на архитраве ставились сосуды и статуи или прикреплялись щиты; впоследствии же эти пространства стали разделываться плитами с рельефными изображениями подобных предметов, а также сцен из различных циклов мифологических сказаний. Наконец, дорический антаблемент завершается сильно выступающим наружу карнизом или «гезимсом», под которым находится так наз. «слезник» — ряд четырёхугольных пластинок, усеянных «каплями» в числе 18 на каждой. По краю карниза, в так наз. «софите», рассажены львиные головы с раскрытой пастью, назначенные для стока дождевой воды с крыши. Последняя делалась либо из каменных, либо из черепичных плит; образуемые ею треугольные фронтоны, окаймлённые расчленённым карнизом, нередко были украшены скульптурными группами. На вершине фронтона и по его краям выступали «акротеры» в виде пальмовых листьев (пальметок) или же статуи на пьедесталах.

В ионическом ордере все формы легче, нежнее и грациознее, чем в дорическом. Колонна стоит не непосредственно на фундаменте здания, а на четырёхугольном, довольно широком подножии (стилобате) и имеет внизу базу (spira), состоящую из нескольких круглых валов или «торов» (torus), отделённых один от другого впалыми желобками, или «скотиями». Стержень колонны несколько расширен внизу и утончается по мере приближения к своей вершине. Ионическая колонна выше и стройнее дорической и покрыта каннелюрами в большем числе (иногда до 24), причём они врезаны в неё гораздо глубже (представляя в разрезе иногда ровно полукруг), отделены друг от друга небольшими гладкими пространствами и не доходят до самого верха и низа стержня, оканчиваясь здесь и там закруглением. Но самая характеристичная часть в ионическом стиле — капитель колонны. Она состоит из нижней части (эхина), украшенной так наз. «овами», и из лежащей над нею четырёхугольной массы, сильно выдвигающейся вперёд и образующей с лицевой и задней стороны капители по паре завитков, или «волют». Эта масса имеет вид как бы положенной на эхин широкой и плоской подушки, концы которой закручены в спираль и перевязаны ремешками, обозначенными на боковых сторонах капители маленькими валиками. Самые волюты обведены выпуклыми ободками, которые закручиваются в виде спирали и сходятся в середине в род круглой пуговицы, так наз. «глаз». Из углов, образуемых волютами, выступает на эхине по пучку цветочных лепестков. Абака представляет собой тонкую квадратную плиту гораздо меньшей ширины, чем капитель, украшенную по краям волнообразными лепестками. Ионический антаблемент состоит из архитрава, распадающегося на три горизонтальные полосы, которые немного выдаются вперёд одна над другой, и из фриза, на котором обыкновенно изображались как бы повешенные черепа жертвенных животных, венки зелени, гирлянды цветов или же рельефные сцены мифологического содержания. В последнем случае фриз назывался «зоофором». Архитрав отделяется от фриза полочкой, под которой идёт желобок, орнаментированный зубчиками или иным образом. Карниз антаблемента, отделённый от фриза также орнаментированной полоской, сильно свешивается над ним; он содержит в своей нижней части довольно широкий ряд больших зубцов, или «дентикул». Орнаментированные полоски тянутся между частями карниза, а также между расчленениями гезимса на фронтоне.

Ионический ордер, зачатки которого встречаются в искусстве Средней Азии, перешёл оттуда в малоазийские греческие колонии и в самую Элладу, где с течением времени становился все более и более изящным и подвергся многочисленным видоизменениям. Так, в Аттике он получил настолько своеобразный характер, что история архитектуры признает особый «аттический» стиль. Главное его отличие от ионического состоит в большей толщине и массивности волют капители, на которых, кроме двух ободков, сходящихся в глазе волюты, есть ещё третий такой же ободок; другое важное отличие заключается в том, что каннелюры в большинстве случаев не доходят до самой вершины стержня колонны и она украшается узором из пальметок и завитков.

Кроме описанных стилей, в греческом зодчестве существовал ещё один — коринфский, возникший позже других и отличавшийся особенной пышностью. Такая колонна, имеют базу и антаблемент, что создает значительное сходство с ионическими; но капитель и абака — совершенно иные. Первая представляет как бы корзину, окружённую двумя рядами аканфовых листьев; наклонно стоящие четыре волюты, выступая из этих листьев и давая от себя две меньшие волюты, поддерживают плоскую абаку, которая имеет форму квадрата с отсечёнными углами и дугообразно срезанными сторонами; в середине каждой из этих сторон помещена розета.

К какому бы стилю ни принадлежал храм, потолочное покрытие его портиков, галерей и самого святилища было одинаково. В первых оно состояло из толстых каменных балок, идущих от фриза к стене святилища; на них лежали менее массивные перекладины, образуя подобие решётки с квадратными отверстиями, которые заделаны плитами (калиматиями, или кассетами). Эти плиты выкрашивались в голубой цвет, и на них изображались золотые звезды; а в коринфском стиле помещались лепные розеты. Подобным же образом отделывался и подбой крыши, игравший роль потолка в святилище. Последнее, в небольших храмах, напр. в templa in antis, представляло одну, ничем не перегороженную залу, получавшую свет только через входную дверь, и статуя божества стояла в его глубине среди таинственного полумрака. В больших храмах, святилище, по направлению своей длины, разделялось двумя рядами колонн на три части (корабля или нефа); эти колонны поддерживали галереи, устроенные над боковыми нефами и несли на себе другие колонны, меньшей величины, подпиравшие крышу. Над средним нефом проделывалось в крыше четырёхугольное отверстие (гипефра), через которое внутренность храма получала обильное освещение. Это отверстие, по-видимому, не имело никакого прикрытия, кроме натягивавшегося над ним полотна или куска какой-либо другой ткани для защиты от солнца, дождя и непогоды.

Основные периоды греческой архитектуры

Архаический период (VII до н. э. до времён Солона (590 до н. э.))

Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм; однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода.

Ранне-классический период (590 до н. э. — 470 до н. э.)

Дошедшие до нас развалины сооружений второго периода удостоверяют, что главную его черту составляло постепенное освобождение греческой архитектуры от чужеземного влияния, претворение элементов, занесённых из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа и условиям его религиозных воззрений и обрядов. Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах, храм Аполлона в Дельфах (одно из самых знаменитых и роскошных святилищ древней Греции) и храм Афины Паллады на острове Эгине, получивший в новейшее время громкую известность по скульптурным группам, украшавшим его фронтоны и хранящимся ныне в мюнхенской глиптотеке. Гораздо многочисленнее древнедорические храмы в Сицилии и Южной Италии, где в эту пору существовали богатые греческие колонии. В Сицилии насчитывается свыше 20-ти колоссальных памятников этого рода, а именно в Селинунте, Акраганте (Агридженто); Сиракузах и Эджесте (Сегесте). Храм Посейдона в Пестуме близ Амальфи — одно из наиболее уцелевших и изящных сооружений рассматриваемой эпохи; к ней относятся в той же местности остатки храма Деметры в Пестуме и так называемая Базилика в Пестуме. Наконец, к этой эпохе должен быть причислен храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света, сожжённый Геростратом, возобновлённый при Александре Македонском и исследованный английским археологом Вудом.

Классический период (470 до н. э. — 338 до н. э.)

В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Храм Тесея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике. Почти одновременно с ним явились ещё два памятника, гармоничностью своих пропорций обличающие в их исполнении аттическое понимание ионического стиля, а именно маленький храм в Илиссе (теперь разрушенный) и Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) при входе в афинский акрополь. Кипучей строительной деятельностью было ознаменовано в Афинах правление Перикла. При нём на месте древних святилищ акрополя, уничтоженных персами, вырос прежде всего великолепный храм богини — покровительницы города, Парфенон, воздвигнутый архитекторами Иктином и Калликратом и обильно украшенный скульптурными работами Фидия и его учеников. Постройка этого храма ещё не была окончена, когда началось сооружение т. наз. Пропилеев — торжественных ворот акрополя, в которых архитектор Мнезикл сумел прекрасно сочетать дорический стиль с ионическим, применив первый к фасаду, а второй — к внутренней колоннаде. Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на строительную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса. Так, под руководством одного из архитекторов Парфенона, Иктина, были воздвигнуты роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии). К той же поре относится сооружение храма Зевса в Олимпии, знаменитого по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.

Период эллинизма (338 до н. э. — 180 до н. э.)

В течение четвёртого периода греч. искусства архитектура уже не обладала чистотой вкуса предшествовавшей эпохи. Под влиянием чувственности и изнеженности Востока, проникших в Элладу, художники заботятся главным образом о пышности и эффектности своих сооружений; повсюду господствует пристрастие к коринфскому стилю; строятся здания гражданского характера — театры, дворцы и пр. Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее. Затем, из памятников четвёртого периода заслуживают внимания храм Зевса в Немее и несколько небольших, но чрезвычайно изящных сооружений в Афинах, в особенности хорагический памятник Лисикрата и так называемая «Башня ветров». Немало зданий, поразительных по своей роскоши, появилось в этот период в Малой Азии, в частности, знаменитый надгробный памятник карийскому царю Мавсолу (Мавзолей в Галикарнасе), храм Афины в Приене, построенный Пифеем, гигантский храм Феба Дидимского в Милете и величественный алтарь Зевса в Пергаме с превосходным скульптурным фризом, фрагменты которого перевезены в Берлинский музей.

Период Римского владычества

После того, как Греция подпала под власть Рима, архитектурная деятельность почти совершенно прекратилась в ней самой; но её художники, хлынувшие в вечный город, перенесли в него традиции своего отечественного искусства и много способствовали облагораживанию римского зодчества, хотя и должны были приноравливаться к напыщенному вкусу народа-победителя. Вообще в последний период своей истории греческая архитектура уже сливается с историей римского искусства.

Литература

  • Древнегреческое искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Источник: dic.academic.ru

Античный стиль (Anticuus – с лат.Древний) сочетает в себе совокупность культур древней Греции, Рима и Египта.

Архитектура Древней Греции.
В развитии архитектурных стилей, последующих эпох, главную роль сыграли греки, их наследие осталось в веках и эволюционировало вплоть до нашего времени.  Древнегреческая архитектура зародилась в конце 3 тысячелетия до нашей эры на островах Эгейского моря, высшая степень её развития была в 4-5 вв. до нашей эры. Благодаря своей гармонии, целостности, благородству форм, величию, продуманности всех элементов и деталей, является образцом для более поздних стилей таких, как Классицизм, Неоклассицизм,  Ренессанс. Греки первыми разработали и применили стройную теорию архитектуры, а именно: использовали на практике закон симметрии. Позднее в Европе этот закон станет основой стиля Классицизм. Ученики греков древние римляне не только развили, но и дополнили греческую ордерную систему тосканским и композитным ордерами. Римляне совместили греческий ордер, италийскую арку и свод цилиндрической формы, таким образом, создали арочно-ордерную ячейку,  и создали такую красивую форму как купол. Античность вызывает восхищение своей неподражаемой, величественной и законченной красотой.

Нельзя не упомянуть о возникновении геометрии как науки, позволившей осознать пропорции как меру гармонии.

В те времена греческие города строились по единому принципу: в центре – укрепленный холм (акрополь), вершину которого украшали святилище и храм, воздвигнутый для бога-покровителя полиса; вокруг холма размещались жилые дома, объединенные в кварталы для разных слоев населения, где, например, ремесленники одной профессии проживали компактно, отдельными слободами. Эти поселения назывались нижним городом, центром которого была агора – площадь для собраний, где горожане сообща решали свои хозяйственные и политические вопросы. Вокруг агоры размещались здания общественного назначения: булевтерии (совет общины), пританеи (для торжественных приемов), лесхи (развлекательные клубы), театры, стадионы, фонтаны, места для прогулок. А палестрам (гимнастическим школам) и гимназиям отводилиь целые архитектурные комплексы. Но все же храм на вершине городского холма был главным и самым красивым сооружением полиса.
Внутри храмов – множество скульптур и фресок, раскрашенных преимущественно в синие и красные цвета. Главные, несущие части храмов (архитравы, колонны) вообще не окрашивались. Большое значение придавалось пейзажному окружению храма и святилища. Зигзагообразная освещенная дорога, ведущая к ним снизу, обрамлялась статуями и сокровищницами, а сам храм возникал перед взором идущих людей неожиданно, на последнем повороте. Это создавало впечатление величия и силы.

Античная Греческая архитектура делится на 3 основных периода:
1. Архаический (до V в. до н. э.)
2. Классический (до V в. до н. э.)
3. Эллинистический период (IV – I века)

Ранний период развития античной архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического. 
На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура. В бронзовом веке храмы еще не строились. На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам. Светское строительство отступило на второй план.
В первой половине VIII в. появляется храм. Храм был построен из необожженного кирпича и перекрыт деревянной двускатной крышей. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры античных храмов и для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой.

Ордерная система.
Светские постройки, также прямоугольной формы, были непрочными и очень скромными, из тростника и глины. Все достижения греческой архитектуры того времени; конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов.
Предположительно в VIII в. до н. э. выявились два направления в архитектуре: дорическое и ионийское.

Ордера архитектурные (от лат. ordo – порядок) – система конструктивных, композиционных и декоративных приемов, выражающая тектоническую логику стоечно-балочной конструкции (соотношение несущих и несомых частей).
Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом.
Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент.

Дорическая архитектура отличалось стремлением к монументальности, серьезности, «мужественности», совершенству пропорций. Дорический стиль архитектуры сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. (7 век до н.э.) и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения. Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии.

Архитектура древней греции храмы
Колонна дорического ордера

Колонны
Столь характерная для архитектора греческого храма колонна, несомненно, ведет свое происхождение от микенского деревянного столба. Меняется лишь форма опоры, когда дерево постепенно вытесняется камнем. Микенский столб сужался книзу, дорическая колонна – кверху. Колонна микенская была лишена всех декоративных элементов, превратившись в стройную и строгую колонну дорического ордера. Дорическая колонна имеет конструктивные, тектонические, а не украшательские функции; в самых первых греческих святилищах эпохи архаики колонны были еще деревянными.

План храмового сооружения включал в себя главную часть, поделенную на нефы рядами колонн, и передний зал. В отличие от более поздних греческих храмов ранние не имели колоннады, идущей по всему периметру здания. Разбогатевшие греческие города-государства оказались в состоянии осуществить подлинный переворот в храмовой архитектуре, которая из глиняно-деревянной стала каменной. Появившиеся незадолго до этого деревянные колоннады мало-помалу заменялись на каменные.

Древнейшие дорические перистили – сооружения, обнесенные со всех сторон колоннадой, – отличались значительным превышением длины над шириной, т. е. вытянутостью в длину. Храм Аполлона в Сиракузах, относящийся к старейшим дорическим храмовым постройкам, имеет по 17 колонн при боковых стенах и только 6 с фасада.

Другая особенность  античной архитектуры – большая величина диаметра колонн, стоящих к тому же близко одна к другой, что создавало впечатление тяжеловесной монументальности и серьезности всего облика здания. Дальнейшее развитие дорического стиля привело к изменению этих пропорций, и в первую очередь соотношения диаметра колонны и ее высоты.

В архаическом храме в Коринфе (около 540 г. до н. э.) соотношение диаметра и высоты составляет 1:4, в афинских Пропилеях V в. до н. э. – 1:5,б, а в святилище в Немее (около 330 г. до н. э.) – уже 1:6,5. Колонны становились тоньше и стройнее, что меняло и общий вид сооружения.

Не осталось неизменным и соотношение длины и ширины перистиля. Тип архаического храма, где количество колонн у фасада и у боковой стены соотносилось между собой как 6:17 (в Сиракузах) или 6:15 (в Коринфе), в классической греческой архитектуре уже не встречается. Утверждается правило, по которому боковая стена должна была иметь двойное число колонн по сравнению с фасадом плюс еще одну.

В результате храм Зевса в Олимпии и афинский Гефестиейон демонстрируют соотношение 6:13, а афинский Парфенон – 8:17. Менялось также количество внутренних нефов, вообще планировка помещений внутри храма. Развитие дорического стиля шло ко все более совершенным пропорциям, архитектурной гармонии.

Ионический стиль архитектуры, который был особенно популярен в греческих городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии, в V в. еще окончательно не сформировался. Мастера ионийского направления, стремились достичь легкости, изящества, прихотливости линий.

Строгой, геометрически правильной дорической капители соответствует здесь капитель ионийская, с завитками – волютами, каменным орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса, валиками, служившими опорой архитраву – широкой нижней балке, покоившейся непосредственно на капители колонны. Заметные различия есть и в форме самих колонн. Дорическая вырастает словно дерево из земли, прямо из стилобата – площадки, на которой она стоит. Ионийская колонна имеет сложный цоколь. Углубления на ионийской колонне тоньше и богаче, чем на дорической.

Ионический стиль стремился к все большей декоративности и пышности, в чем, несомненно, сказались влияния Востока. Здесь колонна выступает не только как опора, как элемент тектонический, но и как элемент декоративный. Ионийских святилищ того времен античности сохранилось очень мало.

Архитектура древней греции храмы
Храм Афины в Приене. Архитектор Пифей.

Об ионийских храмах эпохи архаики мы знаем больше из античной литературы: слишком много их было уничтожено.
Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в Эфесе, воздвигнутое критянином Херсифроном и его сыном Метагеном, а несколько веков спустя, в 356 г. до н. э., сожженное Геростратом.
От руки персов погиб храм Геры на Самосе, построенный Ройком и Феодором по заказу тирана Поликрата.

Коринфский ордер – один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.

«Дорическое» и «ионийское» – не совсем географическое понятие: дорические постройки можно встретить на ионийской территории, и наоборот.
Оба стиля (ордера) с самого начала существенно различались. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство и большие размеры, чем дорические храмы.

Заметим, кстати: созерцая сегодня руины дорических и ионийских святынь, мы как бы забываем, что здания эти были покрыты росписями, отличались богатой полихромией. Древняя Греция была мраморной, но отнюдь не только сверкающей белизной, как иногда думают. Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок – красной, голубой, золотой, зеленой, – залитые ярко сияющим солнцем юга.

___________________
Расцвет античной архитектуры в Греции приходится на вторую половину V в. до н. э.

Греческий жилой дом раннего архаического периода представлял собой простое здание, включавшее главное прямоугольное пространство и входной вестибюль.
В классическом периоде, т. е. в V и VI вв. до н. э. встречаемся уже со сложной планировкой дома, состоящей в принципе из двух частей. Первая- мужская часть служила для встреч и бесед. Помещения этой группы располагались вокруг центрального дворика (аулы) и занимали переднюю часть дома. Вторая – женская часть также выходила во дворик. В глубине располагалась хозяйственная часть с помещениями для рабов. Греческий дом, обычно кирпичный, а позднее и каменный, имел иногда и два этажа. Перекрытия и кровля были плоскими, а фасады, выходящие на улицу, первоначально делались простыми, гладкими и без окон.

Эллинистический период (IV – I века)
Открытием эллинистического периода зодчества были храмы, окруженные двойной колоннадой. Таков был храм Дидимайон (Милет). Милет, кстати, до сих пор считается лучшим образцом градостроительства. Упомянутый храм окружает двойная колоннада (210 колонн). Прославленным практиком и теоретиком зодчества этого периода был Гермоген, создатель новой архитектурной формулы – псевдодиптера, а проще говоря, двойной колоннады с наполовину скрытым в стенах внутренним рядом колонн.

Эта идея воплотилась в строительстве храма Артемиды Левкофриены (Магнесия). После греков псевдодиптер широко использовался в архитектуре римлян. Еще одним достоянием эллинистического периода было возведение круглых зданий. Судить об этом типе зодчества мы можем по немногим сохранившимся памятникам: Арсиноэйон (о. Самофракия), несколько построек в Эретрии, Олимпии. Но самым грандиозным история признала стометровый морской маяк (о. Форос) неподалеку от Александрии. Его называли одним из семи «чудес света», но до наших времен он не сохранился, как и остальные «чудеса», кроме египетских пирамид.

Архитектура Древнего Рима.
Наследником художественной культуры Древней Эллады стал рабовладельческий Рим, покоривший Грецию во II в. до н. э. Римляне, познакомившись с мифологией, наукой, литературой и театром Древней Греции, высоко оценили творческий гений эллинских зодчих и скульпторов. Недаром знаменитый римский поэт Гораций говорил, что «Греция, взятая в. плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусство…».

Однако Рим, прошедший за восемь столетий (с VIII по I в. до н. э.) путь от маленького, ничем не примечательного города до столицы громадного государства Римской империи, не только воспринял лучшие достижения искусства народов Ближнего Востока и Средиземноморья. Римляне внесли свой вклад в художественную культуру древнего мира.
Еще в эпоху существования Римской республики (V-I вв. до н. э.) римляне построили – великолепные дороги, мосты и водопроводы, первыми стали использовать в строительстве прочный и водонепроницаемый материал – римский бетон, создали и усовершенствовали особую систему сооружения больших общественных зданий из кирпича и бетона, широко применяли наряду с греческими ордерами такие архитектурные формы, как арка, свод и купол.

В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение своими размерами.
Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец VI — середина I в. до н. э.). Оно достигло расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы, разнородной по этническому и социальному составу, сложной по хозяйственной и общественной организации.
С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран в течение III—I вв. до н. э. изменили нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи н картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в своего рода музеи искусства.

Около 125 г. был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры – Пантеон – «храм всех богов». Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В нём заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству.

Архитектура древней греции храмы
Пантеон
Архитектура древней греции храмы
Пантеон. Интерьер

Пантеон – наиболее совершенный образец грандиозного храма-ротонды, в которой диаметр купола достиг 43,2 м. В Пантеоне блестяще разрешены конструктивные и художественные задачи создания крупнейшего в Риме (непревзойденного до XX в.) большепролетного купольного пространства.

Сферический свод выполнен горизонтальными слоями бетона и рядами обожженного кирпича, представляя собой монолитную, лишенную каркаса массу. Для облегчения веса купол постепенно уменьшается по толщине к вершине, а в состав бетона вводится легкий заполнитель – пемзовый щебень. Купол опирается на стену толщиной 6 м.

Римские театры основывались на греческих традициях, но в отличие от греческих театров, зрительские места которых располагались на естественных склонах гор, представляли собой отдельно стоящие здания со сложной субструкцией, поддерживающей места для зрителей, с радиальными стенами, столбами и лестницами и проходами внутри основного полукруглого в плане объема (театр Марцелла в Риме, II в. до н.э., вмещавший около 13 тыс. зрителей, и др.).

Архитектура древней греции храмы
Римский театр

Колизей (Коллосей) (75-80 гг. н. э.)- крупнейший амфитеатр Рима, предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний. Эллиптический в плане (размеры в главных осях около 156 х 188 м) и грандиозный по высоте (48,5 м), он вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между тремя внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей. Система лестниц связывала галереи с равномерно расположенными в воронке амфитеатра выходами и наружными входами в здание, устроенными по всему периметру.
Внешний облик Колизея монументален благодаря огромным размерам и единству пластической разработки стены в виде многоярусной ордерной аркады. Система ордеров придает композиции масштабность и наряду с этим особый характер взаимосвязи пластики со стеной.

Архитектура древней греции храмы
Колизей
Архитектура древней греции храмы
Колизей

Базилика, послужившая впоследствии образцом христианского храма, являлась у римлян чисто гражданским зданием. Идее древней базилики среди современных зданий, быть может, наиболее соответствует «биржа». Это – помещение, предназначенное для судопроизводства, деловых и политических собраний. Пока господствовали древнеримские нравы, обходились без таких базилик; заседания на форуме происходили под открытом небом.
Первая базилика относится к 180 г. до н. э. Общее расположение базилики заимствовано из Греции.

Храмы – ротонды.
Храм Весты.  Здесь хранился священный огонь Весты, богини домашнего очага, который нужно было постоянно поддерживать под страхом великих несчастий. Это обстоятельство порождало неизбежную угрозу пожаров. Последовательно проводимые реставрации не изменили ориентации храма: вход остался с восточной стороны, как того требовали обычаи, и сохранился круглый план, напоминающий форму хижины 1 тысячелетия до н.э. (эпохи железа).
Здание круглой формы; его целла окружена двадцатью коринфскими колоннами, стоящими на подиуме (диаметром 15 м), облицованном мрамором; с восточной стороны к целле вела лестница. Крыша была конусообразной формы с отверстием по центру для выхода дыма. В целле, украшенной снаружи полу-колоннами, не было статуи Весты, но всегда пылал священный очаг, являвшийся воплощением богини.

Архитектура древней греции храмы
Храм Весты

Триумфальные арки.
Триумфальные арки относятся к общему типу арок. Они богато украшены и увенчаны аттиком с надписью.

Триумфальная арка Константина  трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.
Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором.

Архитектура древней греции храмы
Триумфальная арка Константина

Греки воздвигали колоссальные статуи богам, римляне – императорам. Таков колосс Нерона.

Архитектура древней греции храмы
Колосс Нерона

Колосс Родосский.

Известные почетные колонны – колонны Траяна и Антонина в Риме, на которых подвиги императоров были изображены рельефом, восходящим спиралью от цоколя до капители, увенчанной статуей.

Колонна Траяна – колонна на форуме Траяна в Риме, установленная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками. Колонна выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м.
Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.

Мосты, акведуки.
К числу крупнейших сооружений римского строительства относятся мосты. Очертания арок всегда приближаются к полукругу, причем каждый бык является параллельно и устоем арки, что позволяет одновременно возводить ряды арок.

Архитектура древней греции храмы
Гардский акведук в г. Нима

Римские термы – сложные комплексы многочисленных помещений и дворов, предназначавшихся для омовения и различных занятий, связанных с отдыхом и развлечениями (помещения и открытые площадки для спортивных упражнений, залы для собраний, помещения для игр и бесед и т. п.). Основу композиции составляли залы для омовения с постепенным переходом из холодного помещения (фригидария) в теплое (тепидарий) и затем в помещение с самой высокой температурой (кальдарий), содержащее в центре бассейн горячей воды. Расположенные по главной оси залы достигали огромных размеров, поскольку крупные термы были рассчитаны на широкие массы плебса.
Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, поступавшим по специальным каналам, которые устраивались под полом и в стенах зданий.
В Риме было построено 11 крупных императорских терм и около 800 небольших частных терм.

Художественное наследие Древней Греции и Древнего Рима поражает своим богатством и многообразием. В нем ярко выразились эстетические представления, нравственные идеалы и вкусы, характерные для античной цивилизации, завершившей многовековую историю древнего мира.

Оглавление.

Источник: mansa-uroki.blogspot.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.