Ганджи город


Гянджа, или Ганджа (азерб. Gəncə́, в 1804—1918 — Елизаветполь, в 1918—1935 — Ганджа, в 1935—1989 — Кировабад) — второй по площади и третий по населению город Азербайджана.

Гянджа расположена в Закавказье. До 1804 года город был известен как столица Гянджинского ханства, впоследствии стал центром Елизаветпольского уезда (1840—1929), Елизаветпольской губернии (1867—1929) и Гянджинской области (1952—1953).

География

Расположен на Гянджинско-Казахской низменности у северо-восточного подножия Малого Кавказа, на реке Гянджачай бассейна Куры. Центр исторической области Арран. Железнодорожная станция на линии Баку — Тбилиси, аэропорт.

Гянджа как административная территория включает в себя два городских района (Кяпазский — 178 500 жителей, Низаминский — 164 500 жит.) и посёлок городского типа Аджикент с соответствующими органами местного самоуправления.

История

Первые века существования города


Гянджа возникла как поселение из-за благоприятного географического расположения на Великом шёлковом пути. Послемонгольский историк Хамд-Аллах Моставфи свидетельствует, что арабский город Ганджа был основан в 659—660 гг. (то есть во времена первых арабских нашествий на восточное Закавказье), но не приводит деталей. Согласно анонимной «Истории Ширвана и Дербента» («Дербенд-наме»), Гянджа была основана в 859 году Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядом из арабского рода Йазидидов Ширвана, управлявших Азербайджаном (историческая область на юге реки Аракс, главным образом на северо-западе современного Ирана), Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за обнаруженной там сокровищницы. Роль Мохаммада бен Халеда в качестве основателя (который, скорее, повторно основал город) подтверждена армянским историком X века Мовсесом Дасхуранци, который пишет, что сын Хазра Патгоса построил Ганджак в округе Аршакашен в 295 (846—847 гг. н. э.) году согласно армянскому летоисчислению. Происхождения исламского названия города связано с пехлевийским словом «гандз» («джанза» — у арабов, «гандза» — у грузин, «гандз» — у армян), что обозначало «клад, сокровище», «место хранения урожая». Персидское название «Ганджа» или «Ганза» указывает на существование более древнего, доисламского города. Отсюда Гянджа и носит прозвище «Город Сокровищ».

Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба, жившего в период правления четвёртого Халифа Али ибн Абу Талиба (656—661).


древней территории города (Старая Гянджа) обнаружены остатки крепостных стен, башен, мостов (XII — начала XIII вв.). К северо-востоку от Старой Гянджи находится культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей XIV—XVII вв., обстроенный в XVII в. зданиями мечетей и гробниц). На территории города сохранились Джума-мечеть (1606, зодчий Бахааддин), купольные жилые дома (XVII—XVIII вв.). Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, общественно-экономической и культурной жизни региона. В жизни города торговля и ремесло занимали важное место. Для развития ремесла здесь имелся экономический потенциал. Железные, медные, квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьём. По мере формирования Гянджи как столицы страны, особое внимание уделяли укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вырыты рвы. В IX—X вв. в связи с ослаблением Арабского халифата части территории современного Азербайджана входила в феодальные государства династий Ширваншахов, Саджидов, Саларидов, Раввадидов.

В середине X века Гянджа, находившаяся под властью иранской династии Саларидов, стала столицей курдской династии Шеддадидов. Во времена правления Фадлуна I (895—1030) Гянджа окрепла ещё больше. Шеддадиды построили здесь крепость, дворцы, мосты, караван-сараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость. В 1063 году были созданы знаменитые врата Гянджи. По мере превращения Гянджи в крупный центр расширялась и её территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шёлк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных.


От сельджукского завоевания до монгольского нашествия

В середине XI века Арран подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I в 1054 году двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи эмир Шавур из династии Шеддадидов согласился стать вассалом Тогрул-бека. Однако нашествия сельджуков не прекращались. В 70-е годы XI века потомок Шавура Фадлун III, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 году сельджукский правитель Малик-шах послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на ожесточённое сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленён, таким образом, был положен конец царствованию династии Шаддадитов, которые правили более 100 лет. Правление Гянджой Малик-шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара. Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном всё ещё оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи.

В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, стала вассалом Грузии вплоть до вторжения монголов. Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 30 сентября 1139 года и разрушило город, который в связи с этим был перенесён в другое место.


результате землетрясения в этом районе образовался ряд завальных озёр — Гёйгёль, Маралгёль, Джейрангёль, Ордекгёль, Залигелю, Аггёль, Гарагёль и Шамлыгёль. Развалины древней Гянджи находятся в семи километрах от современного города, ниже по течению реки. Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя, грузинский царь Деметре I напал на город, захватил много трофеев и забрал с собой знаменитые врата Гянджи, которые и поныне хранятся во дворе Гелатского монастыря в Грузии. С образованием Государствa Ильдегизидов Гянджа стала резиденцией ильдегизидского правителя Аррана. В 1225 году Гянджу захватывает у Ильдегизидов хорезмшах Джелал ад-Дин и правит ею до своей гибели в 1231 году. Люди Джелаледдина творили всевозможный произвол и насилие, что же до христиан, то был отдан приказ о насильственном переводе их в ислам. Результатом этих насилий стало восстание 1231 г. под предводительством ремесленника Бендера. Восставшие перебили гарнизон Джелаладдина, но в конце концов восстание было подавлено, 30 его руководителей казнены, сам Бендер четвертован.

На территории Гянджи известны находки византийских монет..

XII—XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи — второй столицы государства Атабеков. Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась «гянджинский шёлк», получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока. Гянджа в это время сохраняла своё прежнее преимущественно иранское население и являлась одним из центров персидской культуры. Здесь творили такие выдающиеся классики персидской поэзии как Низами Гянджеви и Мехсети Гянджеви.


По словам Киракоса Гандзакеци, „этот многолюдный город был полон персов, а христиан там было мало. [Персы] крайне враждебно относились к Христу и его поклонникам, презирали и хулили крест и церковь, унижали и поносили священников и церковнослужителей“. Именно этим армянский историк объясняет постигшую город катастрофу — монголо-татарское нашествие.

Взятие города татаро-монголами

Вскоре после гибели Джалалэддина, в 1235 году, Гянджа была взята татаро-монголами. Согласно армянскому историку Киракосу Гандзакеци, монголы в разных местах разрушили машинами стену.

В составе государства Сефевидов. Гянджинское ханство

В XVI—XVIII вв. Гянджа входила в состав государства Сефевидов, будучи центром Карабахского бейлербекства. Первым бейлербеком шах Тахмасп I назначил Шахверди-султана из племени каджаров. Представители этого рода — династия Зияд-оглу, правили Гянджой все время царствования Сефевидов. Шахверди правил не только Гянджой и Карабахом (при этом Нагорный Карабах оставались в руках его армянских правителей), но и в числе его владений были Шамшадиль и Казах. В конце XVII века османский путешественник Эвлия Челеби насчитывал в городе 6000 домов. Население города было пестрым в этническом и религиозном смыслах: если в пределах городских стен большинство составляли азербайджанские тюрки и персы, то за стенами располагались обширные армянские предместья (faubourg des Armeniens по словам французского источника, „армянские слободы за городом“ — по русскому) Количество армян было столь велико, что в планах восстановления независимости Армении Исраэля Ории предполагалось набрать в Гяндже 15.000 армянских солдат


В 1723 году к Гяндже подошла османская армия и в октябре предприняла её штурм, закончившийся неудачей. Однако при этом были уничтожены армянские предместья. Уцелевшие армяне бежали под защиту армянского войска в Нагорный Карабах. Гянджа опустела, в начале 1726 г. русский шпион докладывал, что «Ныне в Генже находитца генжинских жителей басурманов семей 5 или 6, да армян с 50 семей, а протчие басурманы ушли в Ардевиль и в разные города, а армяне — в Согнаги (то есть в Карабах)»..

Впоследствии Гянджа вновь вернула своё население, после смерти Надир-шаха превратилась в столицу полусамостоятельного Гянджинского ханства. Представитель долго правившего в Гяндже рода Зиядоглы Шахверди-хан стал ханом Гянджи. Центром ханства стала Гянджа. В 80-х годах XVIII века во время правления Джавад-хана, Гянджинское ханство значительно укрепилось. Оно проводило самостоятельную внешнюю политику. Ханство имело в Гяндже собственный монетный двор.

Однако в 1803 году он столкнулся с Россией, которая в это время вступила в войну с Персией, войска которой вторглись в Восточное Закавказье. Командование русской армии считало Гянджу «ключом к северным провинциям Персии». Генерал Цицианов писал, что Гянджинская крепость из-за благоприятного географического положения занимала важное место в Азербайджане и поэтому первостепенной задачей России был захват этой крепости. Цицианов несколько раз предлагал Джавад-хану добровольно сдаться и каждый раз получал отказ.


  • Памятники

В составе России

20 ноября 1803 года Цицианов через Тифлис направился в сторону Гянджи с относительно небольшим отрядом (немногим более 2 тыс. чел.), в декабре приблизился к крепости. После соответствующей подготовки, 15 января 1804 года в 5 часов утра он дал приказ атаковать её. Войска Цицианова двумя колоннами пошли на приступ Гянджи. В штурме, помимо русских войск, участвовало до 700 ополченцев добровольцев и армян из других ханств — противников Джавад-хана. Гянджу окружали двойные стены (внешняя — глинобитная и внутренняя — каменная), высота которых достигала 8 метров. Стены были усилены 6 башнями. С третьей попытки осаждавшим удалось преодолеть стены и ворваться в крепость, при чём в бою на стенах погиб Джавад-хан. К полудню Гянджа была взята. Гянджинское ханство было присоединено к России, а сама Гянджа в 1804 году была переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны — супруги Александра I). Со временем город начали произносить, как Елисаветполь. В октябре 1813 года Персия была вынуждена заключить Гюлистанский мирный договор, по которому признала присоединение к России Гянджинского ханства.


После завоевания ханства в нём было введено комендантское управление: вся власть, как военная, так и гражданская, была сосредоточена в руках коменданта. В 1806 году в Елизаветполе был создан окружной суд, в 1824 году — полицейское ведомство. Последнее вызвало недовольство населения, из-за произвола и вымогательств полиции. В 1840 году комендантская система была ликвидирована, Елизаветполь стал центром уезда и в этом качестве вошёл в состав Грузинско-Имеретинской губернии. В 1868 году город стал центром вновь образованной Елисаветпольской губернии. В 1883 году был связан железной дорогой с Баку, Тифлисом и Батумом.

По данным на 1892 год, в Елисаветполе насчитывалось 25 758 жителей, из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13 392, армян 10 524. В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви, одна лютеранская церковь. Главная Мечеть Джума (Джаами Гянджи), построенная шахом Аббасом I в 1620 году, увенчана огромным куполом и окружена многими кельями и помещениями для учащихся мусульман.


XX век

Елисаветполь первой половины XX века — город с преимущественно двухэтажными домами, с обязательными арочными воротами, в которых вырезана арочной же формы калитка. Наличие приусадебных двориков также являлось обязательным атрибутом гянджинских домов. В садах росли практически все известные на Кавказе виды фруктов, особенной славой пользовались гянджинские хурма и гранат.

Осенью 1905 года в городе произошли кровавые столкновения между армянами и азербайджанцами, называвшимися в то время азербайджанскими татарами, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне — на правом берегу реки. Межэтнические столкновения также были в 1918—1920 гг. В июне 1918 года в Гянджу переехало из Тифлиса первое мусаватистское правительство Азербайджана, восстановившее историческое название города. Оно находилось здесь до сентября, когда переместилось во взятый турками Баку. 1 мая 1920 года в город вошли части 11-й Красной Армии. В ночь с 25 на 26 мая в городе вспыхнуло антисоветское восстание, которое было подавлено в течение недели.

В советское время Гянджа (Кировабад) превратилась во второй после Баку промышленный и культурный центр Азербайджана. После начала конфликта вокруг Нагорного Карабаха 21 ноября 1988 года в городе начались армянские погромы. Местные армяне, используя компактность проживания, организовали двухнедельную оборону. Усилиями Советской армии масштабное кровопролитие было прекращено. Армянское население было вынуждено покинуть город.

Источник: tropki.ru

Население

Динамика роста населения:


  • 1897 — 33,6 тыс.
  • 1939 — 99 тыс.
  • 1959 — 136 тыс.
  • 1972 — 195 тыс.
  • 2003 — 302 тыс.
  • 2004 — 320 тыс.
  • 2008 — 397 тыс.

Национальный состав: азербайджанцы составляют около 98% населения, русские, украинцы, татары и др. — 2%

История

Возникновение города
Как и другие города современного Азербайджана (Нахичевань, Шеки, Шемаха), Гянджа возникла как поселение благодаря своему благоприятному географическому расположению на пересечении древних караванных дорог.

Согласно анонимной «Истории Дербента», Гянджа была основана в 859 г. Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядомом из рода Йазидидов Ширвана, управлявших Адурбадганом, Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за находившейся там сокровищницы. Мохаммад как основатель Гянджи упомянут и в «Истории страны Алаунк» Мовсеса Каланкатуаци:

«Спустя еще два года пришел хазр патгос, человек беспощадный и свирепый, но и сдох в том же году. Но пришел сын его и покорил страну мечом, предал огню множество церквей, жителей взял в полон и ушел в Багдад. Затем он вновь пришел оттуда по царскому повелению и на средства казны построил в гаваре (округе) Аршакашен город Гандзак в двести девяносто пятом году (армянского летосчисления).»

В Гандзаке долгое время была резиденция католикоса Кавказской Албании (Агванка).

Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба, жившего в период правления четвертого Халифа Али ибн АбуТалиба (656—661). На древней территории города (Старая Гянджа) обнаружены остатки крепостных стен, башен, мостов (XII — начала XIII вв.). К северо-востоку от Старой Гянджи находится культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей XIV—XVII вв., обстроенный в XVII в. зданиями мечетей и гробниц). На территории города сохранились Джума-мечеть (1606, зодчий Бахааддин), купольные жилые дома (XVII—XVIII вв.).

В начале VII в и в VIII в. Восточное Закавказье неоднократно подвергалось набегам, в результате чего значительно пострадала и Гянджа. В первой половине VII в. Гянджа была разрушена персами, а во второй половине — арабами. В конце VII в. город был превращен в арену битв между арабами и хазарами.

Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, общественно-экономической и культурной жизни страны. В жизни города торговля и ремесло занимали важное место. Для развития ремесла здесь имелся экономический потенциал. Железные, медные, квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьем.

По мере формирования Гянджи как столицы страны особое внимание уделяли и укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вырыты рвы.

В IX—X вв. в связи с ослаблением арабского халифата территория современного Азербайджана входила в феодальные государства Ширваншахов, Саджидов, Салларидов, Раввадидов.

В середине Х в. Гянджа, находившаяся под властью Саларидитов, стала столицей Шададитов. Во времена правления Фадлуна I (895—1030) Гянджа окрепла еще больше. Шаддадиды построили здесь крепость, дворцы, мосты, караван-сараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость.

В 1063 были созданы знаменитые врата Гянджи.

По мере превращения Гянджи в крупный центр расширялась и её территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шёлк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных. С 1918 г. город оказался в составе республики Азербайджан.

Турки-сельджуки
В середине ХI в. Азербайджан подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I (1038—1068) в 1054 двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи Шавир согласился стать вассалом Тогрул бека. Однако нашествия сельджуков не прекращались. В 70-е годы XI в. Фадлун III, правитель шададитов, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 г. сельджукский правитель Малик шах (1072—1092) послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на ожесточённое сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленён и, таким образом, был положен конец царствованию династии Шададитов, которые правили более 100 лет.

Правление Гянджой Малик шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара. Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном (1105—1117) всё ещё оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи.

В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, в ответ на это сельджукские войска вторглись в Грузию и ограбили ее.

Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 25 сентября 1139 года и разрушило город, который в связи с этим был перенесён в другое место. В результате землетрясения в этом районе образовался ряд завальных озёр — Гек-гель, Марал-гель, Джейран-гель, Ордек-гель, Залигелю, Аггель, Гарагель и Шамлыгель. Развалины древней Гянджи находятся в семи километрах от современного города, ниже по течению реки.

Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя, грузинский царь Деметрий напал на город, захватили много трофеев и забрал с собой знаменитые врата Гянджи, которые поныне хранятся во дворе Келатского монастыря в Грузии.

С образованием государства атабеков (см. Иранский Азербайджан, Гянджа стала резиденцией атабекского правителя Аррана.

Начало XII—XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи — второй столицы государства Атабеков, ибо благодаря тому, что ее изделия стали известны далеко за пределами страны, она поднялась до уровня «матери Арранских городов». Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась «гянджинский шелк», получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока.

Между Россией и Ираном
В XVIII в. Гянджа — центр Гянджинского ханства.

В конце 1803 г. против Гянджи вступил русский отряд князя П.Д. Цицианова (до 2 тыс. чел.). На требование Цицианова покориться Джавад-хан Гянджинский ответил отказом. На подступах к Гяндже он дал русским бой, но был разбит и бежал в крепость, потреяв 250 чел. убитыми; русские потеряли 70 чел.

3 января 1804 г. в 5 часов 30 минут утра войска Цицианова двумя колоннами пошли на приступ Гянджи. В штурме, помимо русских, участвовало до 700 азербайджанских ополченцев и добровольцев из других ханств — противников Джавад-хана. Гянджа представляла собой весьма мощную крепость. Ее окружали двойные стены (внешняя — глинобитная и внутренняя — каменная), высота которых достигала 8 метров. Стены были усилены 6 башнями. С третьей попытки русским удалось преодолеть стены и ворваться в крепость, при чем в бою на стенах погиб Джавад-хан. К полудню Гянджа была взята. Гянджинское ханство было присоединено к России, а сама Гянджа переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны – супруги Александра I.

Это привело к русско-иранской войне 1804—1813. Иранская армия в несколько раз превосходила численностью русское войско в Закавказье, но значительно уступала им в военном искусстве, боевой выучке и организации. Основные боевые действия происходили по обе стороны озера Севан на двух направлениях — эриванском и гянджинском, где проходили основные дороги на Тифлис (Тбилиси).

В октябре 1813 Иран был вынужден заключить Гюлистанский мирный договор, по которому признал присоединение к России Дагестана и Северного Азербайджана.

С 1868 Елизаветполь — центр Елизаветпольской губернии.

В 1883 связан железной дорогой с Баку, Тбилиси и Батуми.

XX век
По данным на 1892 год, в Гяндже насчитывалось 25758 жителей (из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13392, армян 10524). В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви. Главная Мечеть Джумаа (Джаами Гянджи), построенная Шахом-Аббасом в 1620 г., увенчана огромным куполом и окружена многими кельями и помещениями для учащихся мусульман. Из церквей самая старая — церковь Сурб Ованес Мкртич (Св. Иоанна Крестителя) — 1633 г.; армянский собор высотой 20 м. был закончен в 1869 г.

В начале XX века в городе функционировали 6 армяно-апостольских церквей, 2 русские православные церкви и 13 мечетей. Из сохранившихся армянских апостольских церквей наиболее почтенный возраст имеет церковь святого Ованеса Мкртича, на южной стене которой под солнечными часами была высечена надпись, удостоверяющая, что при католикосе Ованесе в 1633 году построена сия церковь святого Ованеса Мкртича (Иоанна Крестителя).

Гянджа первой половины ХХ века — необыкновенно красивый город с широкими распланированными улицами, осеняемыми известными на всем Кавказе гянджинскими чинарами. Из-за развесистых многовековых гигантов со стволами в несколько человеческих обхватов выглядывала своеобразная архитектура домов. Дома в Гяндже были преимущественно двухэтажные, с обязательными арочными воротами, в которых вырезана арочной же формы калитка. Наличие приусадебных двориков также являлось обязательным атрибутом гянджинских домов. В садах росли практически все известные на Кавказе виды фруктов, но особенной славой пользовались гянджинские хурма и гранат.

Осенью 1905 г. в городе произошли кровавые столкновения между армянами и татарами (см. Армяно-татарская резня 1905—1906, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне — на правом берегу реки. Межэтнические столкновения были и в 1918—1920 гг.

22 января 1918 у станции Шамхор, недалеко от Гянджи вооруженными бандами националистов были убиты и ранены тысячи солдат российской армии возвращавшихся с Кавказского фронта в Россию.

В июне 1918 Гянджу переехало из Тифлиса первое мусаватистское правительство Азербайджана, в частности, восстановившее историческое название города; оно находилось в Гяндже до сентября, когда переместилось во взятый турками Баку.

1 мая 1920 в город вошли части 11-й Красной Армии.

В ночь с 25 на 26 мая 1920 здесь был поднят мятеж мусаватистов, который был ликвидирован в течение недели.

В советское время Гянджа (Кировабад) превратилась во второй после Баку промышленный и культурный центр Азербайджана.

22 ноября 1988 г. в городе начались армянские погромы, сопроводжавшиеся настоящими сражениями на границах армянского квартала. После этого многотысячное этническое армянское население города было полностью эвакуировано в Армению, их дома и имущество – разграблены.

Климат

  • Среднегодовая температура — +13,4 C°
  • Среднегодовая скорость ветра — 2,5 м/с
  • Среднегодовая влажность воздуха — 68 %

Источник: wikiway.com

Климат и погода

Климат Гянджи теплый и сухой. Летом столбик термометра нередко останавливается на отметке +30 °C. Зимой часто бывают небольшие морозы. От ветров город защищает Кавказский хребет. Ветра здесь не слишком приятные: летом они поднимают пыль, а зимой приносят похолодание.

Среднегодовое количество осадков — 286 мм. В основном выпадают они в конце весны и начале лета.

Май, июнь, сентябрь и октябрь — месяцы, когда путешественники в высшей степени смогут насладиться удивительно солнечной и теплой погодой.

Природа

Гянджа привлекает своими прекрасно спланированными улицами и парковыми ансамблями. Вам понравится архитектурный ландшафт города.

Чинары (деревья семейства платановых) — символ Гянджи. Более пятисот стройных деревьев вот уже 200 лет зеленеют на улицах города. Есть тут чинары, возраст которых насчитывает более 1500 лет, местные жители называют их «дюль-дюль».

Озеро Гёйгёль — одно из самых известных озер Закавказья. Оно расположено у подножия горы Кяпаз, а образовалось вследствие землетрясения 1138 года. Озеро Гёйгёль является частью Гейгельского заповедника, который обеспечивает сохранность и неприкосновенность природы и животного мира Гянджи. Посещение этого заповедника — обязательный пункт туристических маршрутов. Воздух заповедника оказывает целительное действие на людей с болезнями дыхательных путей и расстройством нервной системы.

Гянджа лежит у подножья гор, покрытых удивительной изумрудной растительностью, множеством журчащих ручьев. Здесь, в горах, можно встретить древние каменные изваяния животных.

Достопримечательности

Жители Гянджи гордятся своими достопримечательностями.

При въезде в город путешественников встречает мавзолей поэта Низами. Гянджа неразрывно связана с именем этого поэта, поэтому в городе очень много изображений известного земляка. Мавзолей и по сей день является местом паломничества поэтов со всего мира.

Поистине незабываемым окажется посещение архитектурного ансамбля Шейха Бахауддина. Этот памятник зодчества XVII века включает в себя караван-сарай, мечеть Шаха Аббаса (Джума-мечеть), средневековую баню (Чекяк-Хамам).

Джума-мечеть была построена во времена Шаха Абасса, ее архитектор Шейх Бахауддин был астрономом, поэтому мечеть имеет одну интересную особенность. Ровно в полдень тень, падающая на западную стену строения, исчезает. Это значит, что пришло время полуденного намаза.

Чеяк-Хамам (баня) состоит из двух сообщающихся залов. Эта баня пользовалась особой популярностью среди горожан и проработала до 1963 года. Сегодня Чеяк-Хамам — это, прежде всего, памятник культуры, с 2002 года он находится под охраной ЮНЕСКО.

В городе есть несколько христианских церквей, заслуживающих внимания. На юге города находятся армянская церковь и церковь Александра Невского.

Бутылочный дом — одна из самых диковинных достопримечательностей Гянджи. Этот двухэтажный дом украшен приблизительно 50 000 стеклянных бутылок и камнями, привезенными из разных уголков бывшего СССР.

Недалеко от города находится всемирно известный курорт «Нафталан». Здесь работает санаторий, в котором активно используют целебные свойства нефти, добываемой здесь же. Санаторий специализируется на лечении болезней опорно-двигательного аппарата и дерматологических заболеваний.

Питание

В Гяндже есть множество мест, где можно вкусно поесть, посидеть с друзьями, отведать национальные блюда. В основном это маленькие тихие кафе, в которых местные жители собираются после работы.

Повара Гянджи — одни из лучших в Азербайджане, и многие гурманы считают, что здесь готовят даже лучше, чем в Баку.

Нет ничего вкуснее тяндирского хлеба, свежевыжатого гранатового сока, мяса на вертеле, наисвежайшего кебаба, поданных здесь, в Гяндже.

Один из лучших ресторанов города — «Айлянджа» — находится недалеко от центра.

Проживание

Гостиничный бизнес в Гяндже развит слабо. Но здесь, как и в любом городе Азербайджана, можно получить неплохой номер в отеле или снять квартиру.

Самыми известными гостиницами города являются My Way и пятизвездочный Ramada Plaza.

Отель My Way находится недалеко от центра Гянджи. Номера, оформленные в классическом стиле, бассейн, бар и ресторан — все это к услугам посетителей. А в каждом номере есть спутниковое телевидение, кондиционер, мини-бар. Всего в 8 км от отеля — Аэропорт Гянджи, в 2 км — железнодорожный вокзал.

Отель Ramada Plaza находится в самом сердце города. Современные номера оснащены жк-телевизорами, беспроводным интернетом. Гости могут посетить бассейн, сауну, теннисные корты, отдохнуть в ночном клубе, воспользоваться услугами массажиста и косметолога. В ресторанах Ramada Plaza можно отведать не только блюда национальной кухни, но и средиземноморские деликатесы. В холле отеля расположены банкомат, парикмахерская, цветочный магазин, салон красоты.

Отличный двухместный номер в отеле обойдется от 200 до 400 $ за ночь.

Отели Гянджи можно бронировать он-лайн.

Развлечения и отдых

Любители природы обязательно должны посетить Ханский сад (Xan bağı) в Гяндже. Там можно полюбоваться редкими деревьями из разных уголков мира. В Ханском саду приятно пройтись по узким улочкам, окруженным деревьями со всех сторон, то тут, то там разбросаны скамейки. В парке четыре чайханы, чай в которых особенный, самоварный с добавлением лимона. Недавно здесь был создан зооуголок, в котором живут кавказские олени, джейраны, фламинго, павлины.

Совершить покупки и просто отдохнуть можно в торгово-развлекательном комплексе Aura Park. Он включает в себя рестораны, кафе, магазины, развлекательные центры.

Желающим подкрепить свое здоровье обязательно нужно посетить курорт «Нафталан», который находится недалеко от Гянджи. Основной его лечебный фактор — особенная нефть.

Отдых в Гянджи также предполагает экскурсию на озеро Гёйгёль, пешую прогулку в горы к источнику минеральной воды «Турш Су», джип-сафари, экскурсию на винные заводы Гянджи.

Покупки

Для туристов будут интересны сувенирные лавки Гянджи. В магазинчиках можно купить подносы, вазы, фарфоровые сервизы. В городе не так давно был открыт фарфоровый завод, поэтому фарфора в Гядже очень много.

Еще в Гяндже можно купить отличные шелковые платки и ковры, гравированную посуду, ювелирные украшения и вино, которое нисколько не уступает грузинскому.

Вдоль центральной улицы Гянджи расположены маленькие магазины и бутики, где можно приобрести товары всемирно известных фирм.

Недавно в городе был открыт торгово-развлекательный центр Аura Park. На сегодняшний день это самый крупный торговый центр Гянджи.

Транспорт

В десяти километрах от Гянджи находится аэропорт. Недавно он получил статус международного. Добраться до аэропорта можно на такси, стоимость поездки составит 10–15 $.

Внутри города передвигаться удобнее всего на автобусе. Стоимость билета небольшая — 0,3 $. Еще в городе работают маршрутки и даже электромобили. Их несколько в Гяндже, так власти города заботятся об экологии, но пока это не самый массовый вид транспорта.

Такси также весьма востребовано. Но помните, что договариваться о стоимости поездки следует заранее, в среднем она обойдется в 4–5 $.

Связь

В городе работают три сотовых оператора: Азерсель, Азерфон и Баксель. Цены на услуги связи у них приблизительно одинаковые, а сим-карта обойдется примерно в 5–7 $.Телефоны-автоматы используются очень мало.

В городе также имеется сеть интернет-клубов.

Безопасность

Отдыхая в Гяндже, помните, что вы в исламском государстве. Уважайте и чтите его законы.

Почтительно относитесь к религиозным памятникам, для жителей города это места почитания и искреннего уважения. При их посещении женщинам стоит избегать мини-юбок, мужчинам нужно отказаться от шорт и спортивной одежды.

Горячий кавказский темперамент местных жителей распространяется и на их манеру вождения. Часто встречаются случаи нарушения правил дорожного движения, поэтому на улицах города будьте особенно внимательны.

Бизнес-климат

В Гяндже достаточно хорошие условия для развития бизнеса. Здесь функционирует несколько машиностроительных и металлургических предприятий, химический завод, ковровый комбинат, текстильная фабрика. Есть и предприятия, производящие строительные материалы, керамические изделия. Хорошо развита пищевая промышленность.

Очень перспективными здесь будут реализация продукции оздоровительного характера, строительный бизнес.

Недвижимость

Учитывая, что Гянджа находится в некотором удалении от морского побережья, цены на недвижимость здесь весьма привлекательные.

Цена за квадратный метр недвижимости в Гяндже колеблется от 600 до 800 $.

Советы туристу

Иностранную валюту при въезде в страну необходимо декларировать, ввоз ее неограничен, но при выезде из страны ее сумма не должна превышать ту, что была задекларирована при въезде.

В Гяндже иногда допускается расчет в долларах и даже в евро, но предпочтительнее иметь при себе местные наличные.

Торговаться можно и нужно. Цену можно сбить на 30–50 %, особенно если товар недорогой.

При посещении исторических памятников и религиозных мест следует избегать излишне открытой и обтягивающей одежды.

Если планируете поход в гости, лучше иметь при себе запас небольших сувенирчиков.

Источник: www.restbee.ru

 Опубликовано 04.08.2015  EuToDay  вымирающие деревни , Ганджи , дома бесплатно , Италия , Сицилия

Типичная итальянская деревня Ганджи на Сицилии с ее маленькими каменными домиками и старыми церквями окружена зелеными полями, по которым проходят длинные туристические тропы. В прошлом году зрители назвали ее самой красивой в стране. Однако одной только красоты недостаточно, чтобы бороться с бегством молодых людей и упадком инфраструктуры.

Опустение деревень — это одна из самых больших проблем в Италии. Ганджи, где сейчас 7000 жителей, — лишь один из большого числа поселков, которые постепенно вымирают. Из 60 млн. граждан страны лишь 10 млн. живут в горных районах, хотя они составляют половину территории. По экономическим причинам и после стихийных бедствий свои деревни покинуло больше 6000 человек.

Чтобы Ганджи не превратился в поселок-призрак, мэр Джузеппе Феррарелло хочет подарить желающим 31 пустующий дом. Это отличный шанс для тех, кто всегда мечтал о летнем доме на Сицилии или хотел бы переселиться на остров. Информация об акции есть на официальном сайте общины.

Правда, перед приобретением бесплатной недвижимости следует кое-что обдумать. Как оказалось, потенциальные новые собственники должны представить план ремонта зданий, так как они не готовы к заселению. «Домам необходимы новые крыши и полы. Нужно подключить электричество, воду и канализацию и в конце все оштукатурить», — объяснил шведский маклер Мари Вестер газете Telegraph. Расходы на ремонт одного объекта могут составить около 35 000 евро.
.
Дополнительно покупателям придется внести залог в размере 5000 евро. Если работы не начнутся в ближайшие три года, то община заберет эти деньги. Таким образом власти хотят поправить экономическую ситуацию. Ремонт будут выполнят местные строители, которые лучше всего знакомы с конструкциями старых каменных домов.


Источник: europe-today.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.