Храм зевса в олимпии фото


Древняя Греция, которая является родиной современной демократии, страной, давшей миру множество философских учений, фундаментальных научных открытий и величайших произведений искусства, была не блистательным царством истины, а конгломератом больших и маленьких городов-государств и племён, беспрестанно воевавших между собой.

Самые ничтожные поводы могли вызвать многолетнюю кровавую вражду. Однако раз в четыре года происходило событие, заставлявшее утихнуть этот кипящий котёл. Это были общегреческие спортивные состязания, знаменитые Олимпийские игры, названные по имени города Олимпия в области Элида (Пелопоннес), в котором они проходили.

Олимпия

На время Игр в Элладе прекращались все войны. Здесь собирались лучшие атлеты Греции, тысячи болельщиков, сюда же съезжались цари, дипломаты и другие государственные деятели, чтобы обсудить вопросы мира и войны. Они могли не опасаться за свою безопасность, поскольку все, прибывшие на Игры, считались «гостями Зевса». В первую очередь все они посещали главное и самое знаменитое святилище Эллады – храм Зевса Олимпийского.


Олимпия издревле была местом почитания Зевса. Священная роща, Альтис, была огорожена стеной ещё в микенскую эпоху. В пределах ограды располагался целый ряд святилищ, из которых храм Зевса был наиболее почитаемым. Сюда приезжали паломники из всех земель, населённых греками, в том числе из Италии, Причерноморья, Африки и персидских владений. В Альтисе были установлены многочисленные статуи богов и победителей Олимпийских игр, а также, по греческому преданию, арка, точно соответствовавшая по высоте росту основателя Олимпийских игр Геракла.

История постройки

Первый алтарь Зевса был воздвигнут здесь в X-IX вв. до н. э., а строительство ставшего легендарным грандиозного храма Зевса в Олимпии началось около 472 г. до н. э. Работами руководил местный зодчий Либон. В строительстве участвовали лучшие мастера Греции. Недавняя победа над персами объединила все города Эллады в патриотическом порыве, и денежные пожертвования на строительство прибывали со всех концов страны.

Средств при постройке не жалели. В Олимпию свозились лучшие породы камня и дерева всего эллинского мира. Даже кровельная черепица, которая всегда изготавливалась из глины, была мраморной. Основным материалом при постройке послужил местный твёрдый ракушечник, который был покрыт мраморной штукатуркой. Лучшие скульпторы Греции присылали свои творения для украшения храма.

Работы были закончены в 456 году до н. э. После завершения строительства храм Зевса в Олимпии предстал поистине величественным сооружением. Главным украшением храма стала гигантская статуя Зевса Олимпийского работы знаменитого афинского скульптора Фидия. Масштабы изваяния были столь грандиозны, что ради него пришлось менять первоначальный план здания.

Архитектура храма


От храма остались лишь руины, однако свидетельства очевидцев и сохранившиеся в большом количестве обломки каменных блоков и статуй позволяют реконструировать его внешний вид.

Храм Зевса в Олимпии представлял собой классический периптер – тип четырёхугольного здания, окружённого со всех сторон колоннами. В землю был заглублён мощный четырёхметровый фундамент, на котором покоилось трёхступенчатое основание. Размер верхней платформы основания, стилобата, составлял 64 на 28 метров.

Колоннада храма насчитывала 38 стройных дорических колонн с 20 каннелюрами (продольными углублениями-желобками). На торцах здания располагалось по 6 колонн, на боковых сторонах – по 13, высота их составляла 10,43 метра. Некоторые колонны полностью воссозданы, и их внешний вид позволяет считать храм Зевса в Олимпии одним из самых ранних зданий классического стиля. В предшествующие эпохи колонны делались несколько утолщёнными в середине, словно им тяжело нести крышу и фриз с изображениями богов и героев. Колонны храма Зевса имеют совершенно ровные, прямые силуэты, они не поддаются под тяжестью кровли, но возносят её в небо. Это придало зданию невиданную ранее стройность.


Храм зевса в олимпии фото

Над торцевыми колоннами располагался ряд метоп – мраморных плит с изображениями богов и героев. Выше, на фронтонах, были представлены сцены из греческих мифов. На восточном фронтоне находилась скульптурная группа, изображавшая состязание мифических Эномая и Пелопса, за которым наблюдает Зевс, а на западном – битву лапифов с кентаврами в присутствии Аполлона. Многочисленные скульптуры фронтонов разной степени сохранности дошли до наших дней и поражают своей экспрессией и искусством исполнения.

Венчала всё строение позолоченная фигура Победы, установленная по центру фронтона, а по краям стояли позолоченные чаши. На боковых сторонах крыши были укреплены мраморные львиные головы, служившие оберегами храма.

Внутреннее помещение

В интерьере здание имело размеры 28 х 13 метров. Поднимались в храм не по ступеням, а по пологому пандусу. Войдя в наос, внутренний зал, посетитель оказывался перед одним из самых замечательных произведений греческой скульптуры, колоссальной статуей Зевса Олимпийского, которую считали одним из семи чудес света.

Зевс был изображён сидящим на троне, установленном на массивном ступенчатом пьедестале. Пьедестал символизировал Олимп, поэтому на его ступенях располагались позолоченные статуи богов. Сам Громовержец держал в одной руке скипетр, увенчанный орлом, на ладони другой руки стояла золотая статуя Ники. Высота изваяния Зевса составляла около 10 метров. Казалось, что, если бог встанет, то он окажется выше самого храма.


Трон был сделан из чёрного дерева, украшенного драгоценными камнями и накладками из золота и слоновой кости. Сама статуя была исполнена в так называемой хрисоэлефантинной технике. Каркас изготавливался из дерева, на котором крепились пластины из золота и слоновой кости. При этом золотые части изображали одежду, а слоновая кость – открытые части тела.

По боковым сторонам зала располагались галереи, с которых можно было лицезреть Громовержца, находясь буквально на уровне его головы. Чтобы удержать мощную кровлю, в помещении были установлены ещё 4 ряда по 7 колонн, между которыми размещались статуи богов и героев.

Слава о новом храме быстро разнеслась по всему античному миру. Сюда стекались дары как от эллинских городов и колоний, так и от варварских владык. Поэты представляли перед храмом свои стихи, скульпторы выставляли свои творения. Именно здесь «отец истории» Геродот впервые зачитал публично отрывки из своего труда.

Дальнейшая судьба храма

Много веков поток паломников в храм не иссякал. Завоевавшие Грецию римляне высоко чтили святилище, отождествляя Зевса со своим верховным богом Юпитером. Все императоры, побывавшие в Греции, считали своим долгом посетить Олимпию. В римскую эпоху фронтоны храма были украшены позолоченными щитами.

Конец существованию святилища Зевса, как и многих других, положило распространение христианства. Ревностный христианин император Феодосий в 406 году приказал разрушить все сооружения Олимпии, как языческие, а в VI веке мощные землетрясения довершили начатое Феодосием. Статуя Зевса была вывезена в Константинополь, где погибла при одном из частых в те времена пожаров.


Сейчас на месте храма лишь развалины. Однако многочисленные скульптуры, хранящиеся в музее Олимпии, и достаточно точные реконструкции позволяют представить, насколько грандиозным и величественным сооружением был храм Зевса в Олимпии.

Источник: tepler.ru

Фигура громовержца

Особое место в храме отводилось для самого божества.

Статуя Зевса Олимпийского и интерьер храма Зевса в Олимпии. Скульптор Фидий. V в. до н. э.

Статуя появилась здесь несколько позднее. Фигура громовержца была выполнена из слоновой кости, драгоценных камней и дерева. Накидка, закрывающая часть тела Зевса, венок на его голове, скипетр, который он держал в левой руке, и фигура богини победы Ники в его правой руке были покрыты золотом.

Зевс восседал на троне, а ноги его покоились на специальной скамеечке, которую поддерживали две фигуры львов.

На троне были изображены кентавры, сцены подвигов Геракла и Тесея, битвы греков с амазонками, а также фигуры танцующей Ники.


Общая высота монумента, включая метровое основание, равнялась, по разным источникам, от 12 до 17 метров.

Статую торжественно открыли в 435 году до н. э.

Люди были искренне поражены и восхищены увиденным: глаза бога сверкали и как будто рождали молнии. Вся фигура его светилась божественным светом, а поза была столь естественной, что, казалось, божество готово встать с трона навстречу идущим к нему людям.

Сам Фидий, по преданию, скрылся в глубине храма, чтобы незамеченным наблюдать оттуда за реакцией зрителей на его творение.

Эффект сверкания глаз Зевса

Чтобы создать эффект сверкания глаз Зевса и свечения его фигуры, гениальный архитектор расположил перед статуей бассейн. Вместе с водой в него наливалось оливковое масло, которое, создавая пленку на поверхности воды, отражало падающие из дверей лучи солнца и направляло их на изваяние Зевса, а волнение воды под слоем масла создавало блики, игру этих лучей.

Источник: zen.yandex.ru


Храм зевса в олимпии фото

Зевс – олимпийский бог, гроза всех, громовержец, которому посвящены статуи, барельефы, храмы, это один из самых гневных греческих божеств.

Именно в честь него был возведен самый большой храм по всей стране. В древности храм Зевса Олимпийского был более величественным, чем сам Парфенон. Именно в нем некогда располагались позолоченные скульптуры из слоновой кости, которые подчеркивали статус Зевса и его божественное начало.

 

храм Зевса

Строительство храма Зевса Олимпийского началось в 515 году до нашей эры во времена правления тирана Писистрата. Функционировать храм начал только в 132 году нашей эры, при императоре Адриане.

 

Трудно описать величие храма в эллинские времена. Он всем своим внешним видом подчеркивал грандиозность архитектурной мысли древних греков их умение творить настоящие шедевры из камня. Даже оставшиеся основание храма дает нам представление о масштабе строительства. Так, например, каждый из мраморных столбов был в высоту 17 метров! В настоящее время из 104 коринфских колонн стоят только 15. Но и они дают нам понять, насколько грандиозным и величественным был храм в период своего существования.

храм Зевса

храм Зевса

 

С восточной и западной стороны храма были скульптурные фронтоны, на каждом из которых были изображены сцены, связанные с Олимпийскими играми. Хотя храм и носил имя великого Зевса, но изначально его статуи там не было. Его статуя из чистого золота, драгоценных камней и слоновой кости была изготовлена афинским скульптором Фидием в хрисоэлефантинной технике в 435 году до нашей эры.


храм Зевса

храм Зевса

 

Император Адриан, закончив строительство храма, был удостоен гражданами Афин великой почести – на его имя была возведена арка. Греки всегда умели чтить тех, кто приумножает богатства страны и подчеркивает ее величие.

храм Зевса

храм Зевса

 

Храм был разрушен в 4-м веке, но его руины до сих пор хранят воспоминания, а оставшиеся коринфские колонны стоят как стражи, охраняя покой великого греческого Бога — Зевса.

Источник: gidvgreece.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.