Фото удине


Description:
Удине – исторический город Фриули, который приобрел значение и важность после заката Аквилеи и Чивидале-дель-Фриули. В 983 году замок Удине был подарен императору Оттону II, а в 1222 году сюда переехал Аквилейский патриархат,Expand text… который возник в середине VI века, после того, как епископ города Аквилея прервал общение с Римом по идейным разногласиям и принял сан патриарха.
В XIV веке Удине стал самым важным городом региона с коммерческой точки зрения.

В 1420 году в ходе войны между Венеции и Аквилейским патриархатом Удине был завоеван венецианцами. Начался тяжелый период в истории Фриули, который никогда не имел такого положения, как другие венецианские земли. Среди знати были те, кто поддерживал венецианскую Синьорию и те, кто высказывал симпатии Австрийской империи. К первым относилось семейство Саворньян, а их политическими противниками выступали делла Торре (относящиеся также к роду Саворньян). Кульминацией стала ужасная резня, получившая название «Жестокой широкой Масленицы», произошедшая 27 февраля 1511 года.


тонио Саворньян инсценировал атаку императорской армии (на самом деле это были солдаты под командованием его племянника) и убедил людей дать отпор, защищая город. Эта волна захватила весь Удине, началась жестокая схватка, в которой были убиты многие представители знатных семейств. Вслед за этим страшное землетрясение принесло новые бедствия, пострадали многие здания, обрушился замок. Завершающим «черным штрихом» стала эпидемия чумы.

Под властью Венецианской республики Удине оставался с 1420 по 1797 гг. За это время он поднялся на пятую строчку по значимости и численности населения.
В XVIII веке пришли войска Наполеона. Удине вошел в состав Ломбардо-Венецианского королевства, которое находилось под контролем Австрийской империи.
В 1848 году во время первой войны за Независимость Удине выступил против австрийцев. Было создано временное правительство под командованием генерала Карла Дзуки. Австрийские войска обстреляли Удине и город сдался. В 1866 году Удине вошел в состав объединенной Италии.

Во время первой мировой войны в Удине располагался штаб верховного командования, и город называли «столицей войны».
С 1943 по 1945 гг. Удине находился в Оперативной зоне Адриатического побережья, т.е. в районе нацистской оккупации, столицей который был Триест.

На городском гербе Удине изображен черно-белый щит, сверху – герцогская корона, из короны рождается конь. Цвета города носит и футбольная команда Udinese, которая является одной из древнейших в Италии, она была образована в 1896 г.


Начнем наш маршрут от площади Свободы (Piazza Libertà), расположенной в самом сердце Удине. Строго говоря, piazza Libertà является не площадью, а нагромождением построек, из которых самая красивая – лоджия Лионелло, выполненная в стиле венецианской готики. Работы над лоджией начались в 1448 году Бартоломео делле Чистерне по чертежам ювелира Николо Лионелло, а закончились в 1457 году. В последующие века лоджия претерпела ряд изменений, в 1876 году она была практически разрушена и отреставрирована Андреа Скала по оригинальным рисункам. Внутри расположен городской музей.Напротив лоджии Николо Лионелло находятся храм Святого Иоанна (San Giovanni) и другая лоджия, возведенные в 1533 году ломбардским архитектором Бернардино да Моркоте. Часовая башня увенчивает лоджию Сан-Джованни. Ее построили в 1527 году, по проекту Джованни да Удине, который положил в основу венецианскую башню на площади Сан Марко. Сверху два медных мавра отбивают время, когда-то фигурки были сделаны из дерева, но в 1852 году их заменили нынешним вариантом.
Рядом установлены Геркулес и Какус – две огромные статуи XVIII века. Статуи были конфискованы у семьи Торрьяни, когда разрушил их палаццо в 1717 году, чтобы наказать властолюбивых уроженцем Милана.
Обратим внимание на фонтан работы Джованни Каррара.
От piazza Libertà поднимемся к замку, эту улицу пересекает арка Боллани (Arco Bollani), выполненная в 1556 году

Website:
http://www.comune.udine.it/

Источник: vk.com


Удины. Мой маленький народ

Удины – это древний кавказский народ, к которому я принадлежу. Я этим горжусь, хотя иногда казалось, что было бы легче жить, будь я грузинкой, армянкой или еще кем-то, у кого есть хотя бы своя страна)) Так я думала в детстве, ведь безумно утомляет объяснять каждому, кто ты по национальности (вообще ненавижу этот вопрос, он мне кажется как минимум некорректным!)

– А кто ты по национальности?
– Удинка.
– Грузинка?
– Удинка. Удины.
– Как-как? уНдины?
– У Д И Н Ы.
– Не слышал о таком…
– Ну… (понеслась) удины – древнейший народ Кавказской Албании … и тд и тп…

Этот тип людей хотя бы честно говорят: впервые слышу (что неудивительно).  А есть люди, которые, услышав «удинка»,  с пустым озабоченным взглядом и  вопросительным знаком вместо зрачков врут: «Ааа, дааа, слышал про таких!» или «у меня знакомый удин».  НЕ ВРИ! Мы настолько маленький народ, что я точно знаю, сколько в этом городе удинов, где они работают, чем завтракают…)))


Отдельная история с армянами. Каждый армянин уверен, что я тоже армянка, поэтому  даже продавцы на рынках отвечают мне по-армянски, что сколько стоит, а парни подходят знакомиться и слету заговаривают со мной на своем языке. А я такая: облом! 

Это было введение, а теперь я перейду к истории:

Удины  – древний кавказский народ, родственный лезгинам, обитавший в долине реки Кура и составлявший большинство в государстве Кавказская Албания. Современный удины – фактически потомки тех самых древних албанцев. Всего в мире их около 10 000, из коих 4000 живут в Габалинском районе Азербайджана, 3700 в России, и понемногу в Украине, Казахстане и Армении. В Грузии имеется одно удинское село в Кварельском районе. Фото удинеУдинка в творчестве этнографа Макса Тильке

Впервые об удинах упоминает Геродот в своей знаменитой «Истории» (V в.до н. э.). Описывая Марафонскую битву, автор указывал, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты утиев. Об удинах упоминается в «Географии» древнегреческого писателя Страбона (I в.до н. э.) при описании Каспийского моря и Кавказской Албании. Этнический термин «уди» впервые упомянут в «Естественной истории» римского автора Плиния (I в. до н. э.). 
Начиная с V века н. э. об удинах часто упоминают армянские источники.


ины были одним из племен создателей Кавказской Албании (большая территория современного Азербайджана) и являлись одним из главенствующих албанских племен. Не случайно обе столицы, Кабала и Барда (Партав), находились на землях исторического проживания удин. В прошлом удины были расселены на достаточно обширных территориях, от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, по левобережью и правобережью Куры. Одна из областей Кавказской Албании одноимённо называлась Ути (в нек.источниках Утик).Фото удинеПосле завоевания арабами Кавказской Албании территория проживания и численность удин постепенно сокращается. Если в в VI — VII вв.  Утик  был в состав Армении и в значительной степени был арменизирован, то после попадания  под власть арабов, начинается активный процесс мусульманизации удин. 

Западные удины покинули несколько сёл на границе Нагорного Карабаха и Утика и поселились в селе Нидж. Однако известно, что наряду с удинами, из Нагорного Карабаха и Утика в Нидж и близлежащие села так же переселяются большое число армян.Фото удине

И в XIX веке часть удин, принимая армяно-григорианскую веру и будучи двуязычна (владея и армянским языком), со временем переходила на армянский язык и осознавала себя армянами. Ещё в недавнем прошлом удины жили в селах Мирзабейли, Солтан Нуха, Джоурлу, Мыхлыкувах, Баян, Варданлы, Кирзан, Малых, Енгикенд и др., однако ныне они ассимилировались с азербайджанцами. Ко времени прихода русских на Кавказ, многие семьи уже считали азербайджанцами, но еще помнили удинский язык.


Фото удинеАлбанский (удинский) крест 

На данный момент большинство удин – православные христиане. Армянами себя никто не считает, азербайджанцами тем более (некоторые даже очень враждебно относятся к последним: это связано с конфликтом Нагорного Карабаха, азербайджанские власти считали удинов армянами и выгоняли с территории проживания). Но политика политикой, а лично у меня никакой неприязни к названным (и вообще любым) народам нет.

Фото удинеВ настоящее время единственным местом компактного проживания удин являются село Нидж в Азербайджане и село Зинобиани (переселенцы из Варташена в 1922 году) в Грузии. До Карабахского конфликта компактным местом проживания удин в Азербайджане являлось также и село Варташен, но большинство удин Варташена вынужденно было покинуть Азербайджан в 1989 году. В 1991 году Варташен был переименован в Огуз и по переписи 2009 года в Огузском районе осталось 74 удин. Мои родители из села Нидж. Как правило, удины, которые из  одного села (надо сказать, что это большое село), знают друг друга, а вот про удин из других сел разве что слышали. 


Далее смех – антропология! <…удины имеют довольно высокую голову с узким лбом, резко переходящим в широкое темя и с уплощенным затылком, т. е. все типические черты резкой брахицефалии…>.  Обычно подобные вещи читаешь про древних людей, а тут про меня и такое))) Мы изучали в институте антропологию, но не до таких тонкостей! Вообще интересно, если кто не знаком, почитайте.  

По переписи 2002 года в России 3721 житель идентифицировал себя как удин. Из них горожан 2078 человек (1114 мужчины и 964 женщины), 1643 сельских жителя (829 мужчин и 814 женщин). Больше всего удин (1573 человека) было зарегистрировано в Ростовской области.  По переписи 2010 года число удин в России увеличилось на 546 человек и составило 4267 человек.

Фото удине

Культура и традиции 
Традиционные занятия удин – полеводство, садоводство, огородничество, рисоводство, шелководство, табаководство, в небольших количествах скотоводство. Удины вели оседлый образ жизни. Многие церемонии и календарь у удин связаны с земледелием. Из ремёсел наиболее развито было гончарное дело (изготовление посуды и черепицы), кузнечное дело и изготовление двухколесных арб. Села удин имеют свободную разбросанную планировку. Усадьба включает хозяйственный двор, фруктовый сад с ореховыми плантациями и огорожена плетёной или каменной оградой.


ма одноэтажные из камня или сырцового кирпича на высоком каменном фундаменте, крыша 2-х или 4-скатная, соломенная, позднее — черепичная. В давние времена окон в домах не было, и свет проникал через небольшие отверстия в стенах и крыше. В середине жилого помещения находился открытый очаг-костёр, на котором готовилась пища. В конце XIX в. очаг был вытеснен камином (бухара) с дымоходом, позднее появилась железная печь-времянка. Важным элементом жилища был просторный чердак, нередко с камином, который использовали для сушки и хранения фруктов. В начале XX в. появились каменные двухэтажные дома с галереей (сейван), с широкими застеклёнными окнами.Фото удинеПервый удинский букварь “Samci dəs” выпущенный в 1934 году в Сухуми братьями Т. и М.Джейрани.

Про школы: мои родители учились на русском языке в школе, которая находилась в их селе. Обычная школа, были все предметы, как у всех (СССР всё-таки).  Но вообще жизнь там суровая, работы никакой нет, приходится жить на то, что вырастил и продал. Со школ ездили собирать  табак и орехи, семьи сами держали ореховые сады. А еще мама рассказывала, что был какой-то странный закон, по которому каждый дом обязывали разводить шелкопрядов – жуть! В общем, приходишь домой со школы, и бегом помогать по хозяйству. Оценки для многих родителей были не важны. В вузы тогда особо поступать не спешили, не очень целеустремленный у нас народ. У моей мамы 5 братьев и сестер, но учиться уехала только она. Мужчинам было проще: у них армия, многие после нее оставались жить в тех городах, где служили, находили там работу, шли на уч:). 

Еще удины очень любят чай! В детстве первое, наверное, что я выучила по-удински, было выражение: “Поставь чайник”))) Чай пьют с сахаром, но никогда не кладут его в чай! Обычно сами варят сахар, делают кусковой и как конфетку с чаёчком)


Фото удине Это один из вариантов

Кухня (мое любимое! Вообще считаю, что вкуснее кавказской кухни ничего нет!)
Удинская кухня разнообразна, включает мучные, молочные, мясные, рыбные, растительные блюда. Стоит специально отметить кушанье хариса – разваренную до кашицеобразного состояния пшеницу, густо заправленную сливочным маслом и кусочками мяса или птицы. Основу питания составляют растительные продукты: фасоль, рис, грецкие орехи, овощи, зелень, фрукты, ягоды. Хлеб пекут из пшеничной муки в печи тарин (тандыр). Фото удинеУдинская кята (вид пирога) – вообще, тяжело писать эти названия по-русски, потому что в русском нет нужных букв)) Внутри орехи, всё очень сладко и невероятно вкусно!

Фото удинеТак пекут хлеб

Фото нашла в группе в Вк. Его скорее всего удалят, но может кто-то успеет разглядеть: это бутылки с самого…, который по нашему называют аракИ)))


Фото удине В них заранее опускают огурчик, грушу и что только возможно, пока они еще на ветке, они вырастают в бутылке, их срезают, заливают аракИ и к столу! В детстве я, конечно, не могла понять, как большой огурец прошел через маленькое горлышко))) 

Большое место в питании занимают различные виды плова: с фасолью, изюмом, хурмой, каштанами, из грецких орехов. Ооооо, как я люблю плов с фасолью! А вот сладкий (с курагой, черносливом, изюмом не люблю. Зато любит муж-не удин))) Рис ели также с кислым молоком. Популярны жареные и варёные каштаны. Много блюд из овощей, в т. ч. из тыквы, капусты, баклажан, помидоров. Употребляются дикорастущая зелень, особенно крапива и щавель, из которых готовят суп, начинку для пирога афар. Важную часть питания удин составляют молочные продукты (заквашенное молоко, сливки, сметана, масло, в т.ч. топлёное), различные виды яичниц. На праздники, торжества, с приездом гостя обязательны мясные блюда: чихиртма из курицы, индейка поджаренная в тендире, яхни (варенные кусочки мяса), долма, шашлык.  Напитки – настои из ягод, трав, вино, водка из винограда, алычи, плодов груши, яблок, кизила, тутины. Из сладких блюд – мед, халва с мёдом.Фото удинеВот так раньше в нашей деревне проводились застолья

Наша кухня очень разнообразна, здесь, конечно, описано скудно и как-то устарело)) 

Семейный быт у удин имеет свои особенности. Еще в XIX веке сохранялись большие патриархальные семьи, хотя уже преобладали малые семьи. Брак заключался только между неродными или очень дальними родственниками. Прежде чем свататься, родители и родственники, собравшись отдельно от всех, выясняли родословную молодых. Современные браки у удин тоже строго экзогамны. Раньше (далеко раньше!) брачный возраст был низким – с 13 лет для девушек, с 16 — для парней.  Брачный обряд состоит из нескольких этапов: сватовство (сговор), малое обручение, большое обручение, свадьба, послесвадебная обрядность.  До вступления в брак в обручении участвуют родители юноши, жених, крестный отец и еще несколько человек со стороны жениха. В прошлом свадьбы проходили в течение 3-4 дней. Фото удинеУдинка в традиционном костюме и головном уборе, закрывающем нижнюю часть лица. 1883 год, селение Варташен

Современный свадебный обряд претерпел значительные изменения, но многие традиции по-прежнему сохраняются. 
Надо признать, что для удин и сегодня вступление в брак считается важнейшим этапом в жизни, а сама свадьба – радостным событием для всей династии, особенно семьи. Удины, проживающие в России, проводят свадьбу в один день, чаще в закрытых помещениях (рестораны, кафе, дома счастья), реже у себя во дворе (в домовладениях) в 2 дня, как по традиции. Считается долгом и моральным обязательством присутствие на свадьбах родных, близких и друзей. Поэтому удинские свадьбы часто многолюдны и веселы.  По мнению многих этнографов, ни у одного из народностей свадебные обряды так не осложнены, не облечены таким исключительным своеобразием и притом так необыкновенно ярко выражены, как у удинского народа. В детстве я была на нескольких свадьбах по всем удинским канонам: это интересно, но утомительно (особенно для ребенка, который толком по-удински даже не говорит, которого пугает огромное количество незнакомых ему людей (150-250 чел), и раздражает громкая живая национальная музыка). Моя свадьба была не по нашим обычаям, но нам удалось найти компромисс, чтобы обе стороны были довольны. Про удинскую свадьбу можно сделать отдельный пост, но это очень долго, я сама не всё помню, надо выпытывать обычаи у родителей. 

По поводу быта и обычаев, вспомнила тут один: когда рождается ребенок, кто-то из близких родственников дает зарок (как бы обещание богу), что, когда ребенку исполнится, допустим, 3, 10, 15 лет принесет жертву, в виде петуха или барана. Конечно, это происходит только в селе, где все и так держат скот. И вот в обещанный день семья собираются, режут этого несчастного барана, его кровью делают ребенку на лбу отметину, потом варят его (надо обязательно варить, шашлычок или какое-нибудь модное блюдо нельзя, раздают соседям, и сами за огромным столом поедают) Это всё называется “резать курбан” (видимо, обычай появился ми сохранился в следствии нашей запутанной истории с влиянием разных народов. Податливый мы народ!)

Немного фоток:Фото удинеЧотари Гергец. Церковь св.Елисея. Нидж квартал Дарамахла

Фото удинеЦЕРКОВЬ СВ. ЕЛИСЕЯ, ЧОТАРИ

Фото удинеРазвалины Древней Кабалы – общее наследие лезгинских народов

Фото удинеПразднование Дня Победы в п. Нидж. 9 мая 2010

Всё, девочки, голова уже не варит от обилия информации и нехватки фотографий! Дома у родителей замчечательные фотки со свадеб, где видны и дома, в которых живут удины(жили в 80-е и до сих пор так же). Еще есть группа в контакте, но ее умудрились сделать закрытой (нас и так мало, вы еще прячетесь!) Может, там больше фоток, но меня пока не приняли)

А вот замечательное короткое, но ёмкое видео о родине моих родителей – селе Нидж. И о моем любимом блюде – афар! 

Такое необычное чувство, слышать на заднем фоне свой язык, но с переводом)))

P.S.: Наверняка, выложив этот пост я вспомню, сколько всего можно и нужно было добавить и рассказать) Информацию ни про один народ в одном посте не вместить. Поэтому пока так… Всем спасибо!

Источник: www.spletnik.ru

 

В XVIII в. в Удине жил и работал художник Джамбаттиста Тьеполо; именно здесь он достиг своей творческой зрелости. Его шедеврами сегодня можно полюбоваться в галерее Тьеполо (в Патриаршем дворце), в кафедральном соборе, в церкви Непорочности.

Удине в наши дни — это город, открытый инновациям, хотя традиционное представление о нём строится вокруг старинных таверн и остерий, где местные жители наслаждаются бокалом вина («тают») в атмосфере дружеского пира.

Фриульские деликатесы, культурные мероприятия и традиционные праздники, музеи на любой вкус — всё это готов предложить вам Удине.

 

Что посмотреть

Площадь Свободы (Piazza Libertà)

Пьяцца-Либерта́ — самая древняя площадь Удине. Это сердце города, откуда начинаются многие экскурсионные маршруты, посвящённые его истории и культуре. Архитектурный ансамбль площади состоит из гармонично сочетающихся построек эпохи Возрождения; некоторые даже считают, что пьяцца-Либерта́ — самая красивая площадь в венецианском стиле за пределами лагуны.

Фото удине

Площадь Свободы

Площадь находится у подножия холма, на котором стоит замок Удине; её название неоднократно менялось. В средневековье площадь называли винной: здесь располагался соответствующий рынок. В 1350 г. её переименовали в площадь Коммуны, потому что здесь находилось здание городского совета. В 1550 г., когда город уже под властью Венеции, площадь получает имя одного из наместников Светлейшей, Контарены, а в 1866 г., когда вся область Фриули входит в состав Итальянского королевства, её нарекают в честь Виктора Эммануила II. Сегодняшнее же имя появилось лишь после Второй мировой вонйы.

Удине. Площадь Свободы и Лоджия Лионелло © Pecold / Shutterstock.com

Площадь Свободы украшают несколько интересных зданий. Например, Лоджия Лионелло — элегантное палаццо в стиле венецианской готики, облицованная белым и розовым мрамором. На противоположной стороне площади, на возвышении, вы увидите портик и часовню Сан-Джованни. Они построены в 1533-1535 гг. по проекту Бернардино да Моркоте; сейчас часовня посвящена всем павшим в битвах за Италию.

Рядом стоит часовая башня, построенная Джованни да Удине в 1527 г. и украшенная статуями двух мавров. А ещё дальше — Арка Боллани, возведённая по проекту Андреа Палладио. Рустованная арка со львом святого Марка наверху ведёт прямо к городской цитадели. Между Лоджией Лионелло и Аркой Боллани в 1819 г. был установлен памятник миру: его здесь разместили по воле Наполеона, чтобы отметить подписание трактата в Кампоформидо.

Удине. Площадь Свободы на Рождество © FRANCO CELANT / Flickr.com

На противоположном от памятника краю площади расположен монументальный ренессансный фонтан работы Каррара. Также на площади стоят две колонны: святого Марка (установлена 1539 г.) и Правосудия (1614 г.). А между колоннами, лицом к Лоджии Лионелло, размещены две статуи Геркулеса и Какуса (местные ласково называют их Флореан и Вентурин).

 

Кафедральный собор

Кафедральный собор Удине — это главная и самая впечатляющая церковь города. Он находится на пьяцца-Дуомо, в нескольких шагах от главных улиц старого города.

Фото удине

Фасад собора © milosk50 / Shutterstock.com

Строительство храма началось в 1236 г. по воле патриарха Бертольдо на метсе церкви Сан-Джироламо. В 1257 г. здание храма освящают в честь святого Одорико. В 1335 г. собор расширяется: патриарх Бертрандо ди Сан Дженезио начинает строительство капеллы Благовещения, и всё здание получает имя Санта-Мария-Маджоре. В XIV в. достраивают боковые капеллы, а в XVI в. Доменико Росси и Абондио Стацио переделывают весь собор в стиле барокко.

Интерьер собора © Aconcagua / Wikimedia Commons

В XX в. фасаду возвращают облик XIV в., и этим сочетанием романики и готики можно любоваться по сей день. На фоне кирпичного фасада выделяется портал Искупления, чей декоративный аппарат отсылает к ряду ключевых для христианской религии тем.

Рядом с собором высится мощная колокольня, построенная Кристофоро да Милано в 1441 г. По задумке автора, она должна была быть изящной и высокой, а на верхушке должна была стоять статуя Мадонны, так чтобы она доходила по высоте до колокольни замка со статуей ангела; в результате в небе над городом получилось бы символическое Благовещение.

На первом этаже колокольни обустроен музей собора, посвящённый личности блаженного Бертрандо ди Сан Дженезио.

Интерьер собора. Центральный неф © Aconcagua / Wikimedia Commons

В интерьере собора господствует стиль барокко. Выделяется величественный пресвитерий и шедевры ряда ведущих живописцев мира. В капелле Сантиссимо хранятся полотна Тьеполо. Кроме того, церковь украшают работы Порденоне, Пеллегрино да Сан Даниеле, Торретти (учителя Кановы), Доменико да Толмеццо, Дориньи.

 

Ораторио-делла-Пурита

Ораторий расположен с южной стороны собора Удине. Он был обустроен на месте театра XVII в. Театр, предназначенный для развлечений и далёкий от духовной жизни, не особенно нравился патриарху Даниэле Дельфино, который считал его местом «мира и роскоши». А поскольку находился он совсем рядом, патриарх решил купить его и переделать в религиозное учреждение.

Фото удине

Джованни Баттиста Тьеполо. «Вознесение Богородицы». Деталь фрески © Mattana / Wikimedia Commons

В нижней части была создана церковь, в верхней — ораторий для девочек. Интересен интерьер помещений, над которым работал Джамбаттиста Тьеполо и его сын Джандоменико. Первый написал «Непорочную Деву Марию» для главного алтаря церкви и «Вознесение Богородицы» на потолке в окружении «Ангелов во славе». Тьеполо-младший расписал стены сценами из Библии.

Джандоменико Тьеполо. «Девушки Израиля встречают Давида-победителя»
© YukioSanjo / Wikimedia Commons

В церкви также можно полюбоваться купелью работы Джованни ди Бьяджо да Дзульо (1480 г.), которую сюда перенесли из собора.

 

Дворец архиепископа

Палаццо Арчивесковиле, или Дворец архиепископа, на площади Пьяцца Патриаркато, — несомненно, самый знаменитый памятник Удине. Он находится совсем неподалёку от площади Примо Маджо, в нескольких шагах от исторического центра города.

Патриарший дворец. Джамбаттиста Тьеполо. «Рахиль прячет идолов» © Wikimedia Commons

Первоначально Палаццо был построен в XVI веке, когда патриархи Аквилеи решили переехать из замка Удине в какое-нибудь другое здание города. Затем его перестраивали в XVIII веке по проекту архитектора Доменико Росси, назначенного патриархом Дионисием Дельфино. В 1708-1725 гг. было пристроено крыло с библиотекой и овальная лестница. Центральный корпус был надстроен при реализации входного портала, были закончены работы в северном крыле здания и на парадной лестнице.

Дворец патриарха, или архиепископа, с 1995 года стал Епархиальным музеем церковного искусства, знаменитый своими Галереями Тьеполо. В нём выставляются художественные произведения из многих местных церквей, а его стены украшены ранними фресками Джамбаттисты Тьеполо, датируемые 1726-1729 гг. Дворец архиепископа – одна из самых знаменитых жемчужин архитектуры и искусства города Удине.

Патриарший дворец. Джамбаттиста Тьеполо. «Падение восставших ангелов» © Wikimedia Commons

На потолке входного зала можно полюбоваться великолепной фреской «Низвержение падших ангелов». В Гостевой галерее находятся фрески знаменитого художника с библейскими сюжетами, а потолок Красного зала занимает «Суд царя Соломона».

Интерьеры других залов дворца не менее драгоценны. Жёлтый зал украшен тонкой лепниной, а Голубой зал – гротесками Джованни да Удине. Обязательно осмотрите библиотеку Дельфино, где хранятся старинные манускрипты, инкунабулы и висят картины Николо Бамбини.

 

Замок

Вход в замок Удине осуществляется с Пьяцца Либерта через арку Боллани, увенчанную венецианским львом. Она была построена в 1556 году знаменитым архитектором Андреа Палладио.

Фото удине

Замок Удине

Перед тем как подняться на вершину холма, обойдя по ступеням справа портик Липпомано (1487 год), вы увидите церковь Санта-Мария-ди-Кастелло, интерьер которой украшен бесценными фресками разных веков.

На вершине колокольни установлена фигура бронзового ангела, поворачивающаяся в зависимости от направления ветра. Замок находится на вершине моренного холма. В разные эпохи он был главной резиденцией гастальдов, патриархов и назначенных венецианцами правителей.

Подъём к замку © Foto Fabrice Gallina / Regione Friuli-Venezia Giulia

Современное, недавно отреставрированное здание замка было построено 1511 году на месте разрушенного. Самая интересная часть замка — Салон Парламента, стены которого богато украшены фресками, а кессонный потолок – многочисленными рисунками.

 

Каза-Каваццини

Каза-Каваццини находится в историческом центре Удине. Это перестроенное здание XVI века, ставшее новым ковчегом для искусства города.

Дом Коломбатти-Каваццини выходит фасадами на виа Саворньяна и виа Кавур, напротив здания городского муниципалитета. Его перестройка и реконструкция была поручена архитектору с мировым именем Гае Ауленти.

Площадь музея составляет 3500 кв. м, распределённых по трём этажам, соединённых двумя лифтами и двумя парадными лестницами. Одна из них недавно построенная, а вторая сохранилась с XIX века. Архитектору удалось подчеркнуть две зоны, сделав их видимыми и наделив особым эстетическим и архитектурным смыслом: великолепную ёмкость-цистерну в венецианском стиле XVI века и зал для коллекции посуды начала железного века (вторая половина VIII век до н.э.), самого старинного собрания музея.

Мебель Moroso в музее © domusweb.it

Во время реставрационных работ в Каза Каваццини были обнаружены великолепные фрески Афро Базальделлы, а также произведения художников второй половины XIV века. Светские сюжеты фресок имеют важное значение для изучения готической живописи Фриули.

Экспозиция музея © udinevicina.it

Сейчас в здании Каза Каваццини расположился Музей современного искусства, экспозиция которого находится на втором и третьем этаже. Здесь можно полюбоваться коллекцией Астальди, подаренной Городскому музею Удине Марией Луизой и Санте Астальди в 1982 году. В неё входят полотна таких художников, как Де Кирико, Савинио, Де Пизис, Карра и Сантомазо; коллекция FRIAM, состоящая из 113 произведений видных современных американских художников, таких как Виллем Де Кунинг, Карл Андре и Фрэнк Стелла, подаренных городу самими авторами после землетрясения, разразившегося во Фриули в 1976 году. Здесь же представлены творения братьев Дино, Мирко и Афро Базальделлы в комнате хозяина дома, Данте Каваццини, который в 1938 году заказал молодым Афро и Мирко Базальделла, а также Коррадо Кальи фресковую роспись стен.

В музее также проходят великолепные временные выставки.

 

Источник: latuaitalia.ru

Многонациональное государство

Наша страна формировалась на имперских принципах:

  • Покорение соседних народов;
  • Формирование многонационального государства;
  • Объединение под одним руководством огромных территорий;
  • Культурное влияние на все нации, кроме титульного народа.

За сотни лет многие ассимилировались, «обрусели» и приняли культурные обычаи большинства. Благодаря наличию в общинах национальных меньшинств ортодоксов – многие сохранили свою этническую идентичность. В любом случае, речь идет о событиях давно минувших лет и столетий, все это длилось на протяжении веков, сопровождаясь скандалами, уступками и кровопролитием.

Выступления на национальной почве и даже этнические погромы – не редкость в современной мировой истории. Как правило, они связаны с финансовыми кризисами и поиском «виноватых». Задача современного общества – не допустить повторения этих кровавых бесчинств и защитить интересы национальных меньшинств.

Разные национальности

 

Кавказские особенности

Кавказ не входит в состав одного какого-то государства, его земли разделены между:

  1. Россией;
  2. Арменией;
  3. Азербайджаном;
  4. Грузией.

На всей территории проживает порядка 30 миллионов человек и большая их часть – христиане.

Но так было не всегда:

  • Менялись страны;
  • Формировались и исчезали целые народы;
  • Территории попадали под влияние других культур;
  • Сменялись религиозные воззрения.

История этого региона крайне интересна – постоянные военные походы, конфликты сразу с несколькими империями и красочные виды. Кавказ стал родиной для многих гордых народов. И если численность некоторых измеряется миллионами, то другие едва держатся на грани выживания. И это несмотря на современную медицину и высокий уровень жизни.

кавказец и традиции

 

Откуда взялись удины?

Удины это народность, которая сформировалась еще две с половиной тысячи лет назад:

  1. Упоминается во многих древних текстах;
  2. Зародилась на Кавказе;
  3. Удины считаются одними из основателей Кавказской Албании;
  4. На сегодняшний день во всем мире насчитывается не более 10 тысяч представителей этой национальности;
  5. На территории России проживает чуть меньше 4 тысяч удин.

Малые коллективы очень часто держатся сплоченно и знают все обо всех земляках, живущих в округе.

В Азербайджане некогда была самая многочисленная община удин, их численность достигала 6 тысяч. Но в связи с военным конфликтом с Арменией и напряженной ситуацией в регионе, их численность уменьшилась до, приблизительно, 4 тысяч человек.

Оставшиеся две тысячи живут в Армении, Казахстане, Украине и Грузии, небольшими общинами по 200-500 человек.

Трудности с подсчетами возникают еще и из-за того, что в ряде стран последняя перепись населения проходила слишком давно.

Удинка в Ростовской области

 

Удины: национальность

Удины являются представителями лезгинской группы:

  • Обладают собственным языком;
  • Близки к народам Дагестана;
  • Некогда сформировали Кавказскую Албанию;
  • Подверглись влиянию армян и арабов.

Наиболее мощное влияние на этот народ оказали именно армяне. Многовековое соседство и браки привели к тому, что сегодня удин от армян отличить очень сложно. Часть перестала хранить свою этническую самоидентификацию, начав причислять себя к одному из более крупных народов.

С XIX по вторую половину XX века численность удин снижалась. Катастрофическими темпами – меньше чем за век от 10 тысячно народности осталась лишь четверть. Но последние полвека были благодатными для этой национальности, их количество вернулось к тем самым заветным 10 000.

Таких примеров ассимиляции можно привести с десяток, именно поэтому современные национальные меньшинства так отстаивают свою самобытность.

Удины и их национальность

 

Кто такие удины?

Можно было представить, что удины представляют собой полностью влившийся в другие народы этнос, не имеющий ничего собственного и во всем опирающийся на чужие культуры. Но это не так, сегодня в России проживает 4 тысячи человек, которые считают себя удинами и заявляют так на каждой переписи:

  1. 2 тысячи перебрались в город и о национальных костюмах, блюдах и обрядах имеют, в лучшем случае, только воспоминания;
  2. 2 тысячи продолжают жить в сельской местности, компактно, придерживаясь национальных традиций;
  3. Каждый человек индивидуален, но для удин свойственно гостеприимство и радушное отношение к незнакомцам;
  4. Представители этого народа «держатся своих корней» и в любой ситуации будут поддерживать близких.

Формировать мнение о человеке на основе каких-то национальных черт – не лучшая политика. Ваш собеседник может полностью не соответствовать приведенным где-то характеристикам или просто отличаться от своих собратьев. Поэтому оценивайте окружающих, по словам и поступкам, а не на основе каких-то стереотипов.

Если рядом с вами поселились удины, кто это и что они собой представляют можно понять только на основе общения с людьми. А так достаточно лишь знать, что это не армяне, хотя их родина – Кавказ.

Кавказские народы

 

Источник: znay.co

Удины. Мой маленький народ

Удины – это древний кавказский народ, к которому я принадлежу. Я этим горжусь, хотя иногда казалось, что было бы легче жить, будь я грузинкой, армянкой или еще кем-то, у кого есть хотя бы своя страна)) Так я думала в детстве, ведь безумно утомляет объяснять каждому, кто ты по национальности (вообще ненавижу этот вопрос, он мне кажется как минимум некорректным!)

– А кто ты по национальности?
– Удинка.
– Грузинка?
– Удинка. Удины.
– Как-как? уНдины?
– У Д И Н Ы.
– Не слышал о таком…
– Ну… (понеслась) удины – древнейший народ Кавказской Албании … и тд и тп…

Этот тип людей хотя бы честно говорят: впервые слышу (что неудивительно).  А есть люди, которые, услышав «удинка»,  с пустым озабоченным взглядом и  вопросительным знаком вместо зрачков врут: «Ааа, дааа, слышал про таких!» или «у меня знакомый удин».  НЕ ВРИ! Мы настолько маленький народ, что я точно знаю, сколько в этом городе удинов, где они работают, чем завтракают…)))

Отдельная история с армянами. Каждый армянин уверен, что я тоже армянка, поэтому  даже продавцы на рынках отвечают мне по-армянски, что сколько стоит, а парни подходят знакомиться и слету заговаривают со мной на своем языке. А я такая: облом! 

Это было введение, а теперь я перейду к истории:

Удины  – древний кавказский народ, родственный лезгинам, обитавший в долине реки Кура и составлявший большинство в государстве Кавказская Албания. Современный удины – фактически потомки тех самых древних албанцев. Всего в мире их около 10 000, из коих 4000 живут в Габалинском районе Азербайджана, 3700 в России, и понемногу в Украине, Казахстане и Армении. В Грузии имеется одно удинское село в Кварельском районе. Фото удинеУдинка в творчестве этнографа Макса Тильке

Впервые об удинах упоминает Геродот в своей знаменитой «Истории» (V в.до н. э.). Описывая Марафонскую битву, автор указывал, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты утиев. Об удинах упоминается в «Географии» древнегреческого писателя Страбона (I в.до н. э.) при описании Каспийского моря и Кавказской Албании. Этнический термин «уди» впервые упомянут в «Естественной истории» римского автора Плиния (I в. до н. э.). 
Начиная с V века н. э. об удинах часто упоминают армянские источники. Удины были одним из племен создателей Кавказской Албании (большая территория современного Азербайджана) и являлись одним из главенствующих албанских племен. Не случайно обе столицы, Кабала и Барда (Партав), находились на землях исторического проживания удин. В прошлом удины были расселены на достаточно обширных территориях, от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, по левобережью и правобережью Куры. Одна из областей Кавказской Албании одноимённо называлась Ути (в нек.источниках Утик).Фото удинеПосле завоевания арабами Кавказской Албании территория проживания и численность удин постепенно сокращается. Если в в VI — VII вв.  Утик  был в состав Армении и в значительной степени был арменизирован, то после попадания  под власть арабов, начинается активный процесс мусульманизации удин. 

Западные удины покинули несколько сёл на границе Нагорного Карабаха и Утика и поселились в селе Нидж. Однако известно, что наряду с удинами, из Нагорного Карабаха и Утика в Нидж и близлежащие села так же переселяются большое число армян.Фото удине

И в XIX веке часть удин, принимая армяно-григорианскую веру и будучи двуязычна (владея и армянским языком), со временем переходила на армянский язык и осознавала себя армянами. Ещё в недавнем прошлом удины жили в селах Мирзабейли, Солтан Нуха, Джоурлу, Мыхлыкувах, Баян, Варданлы, Кирзан, Малых, Енгикенд и др., однако ныне они ассимилировались с азербайджанцами. Ко времени прихода русских на Кавказ, многие семьи уже считали азербайджанцами, но еще помнили удинский язык.

Фото удинеАлбанский (удинский) крест 

На данный момент большинство удин – православные христиане. Армянами себя никто не считает, азербайджанцами тем более (некоторые даже очень враждебно относятся к последним: это связано с конфликтом Нагорного Карабаха, азербайджанские власти считали удинов армянами и выгоняли с территории проживания). Но политика политикой, а лично у меня никакой неприязни к названным (и вообще любым) народам нет.

Фото удинеВ настоящее время единственным местом компактного проживания удин являются село Нидж в Азербайджане и село Зинобиани (переселенцы из Варташена в 1922 году) в Грузии. До Карабахского конфликта компактным местом проживания удин в Азербайджане являлось также и село Варташен, но большинство удин Варташена вынужденно было покинуть Азербайджан в 1989 году. В 1991 году Варташен был переименован в Огуз и по переписи 2009 года в Огузском районе осталось 74 удин. Мои родители из села Нидж. Как правило, удины, которые из  одного села (надо сказать, что это большое село), знают друг друга, а вот про удин из других сел разве что слышали. 

Далее смех – антропология! <…удины имеют довольно высокую голову с узким лбом, резко переходящим в широкое темя и с уплощенным затылком, т. е. все типические черты резкой брахицефалии…>.  Обычно подобные вещи читаешь про древних людей, а тут про меня и такое))) Мы изучали в институте антропологию, но не до таких тонкостей! Вообще интересно, если кто не знаком, почитайте.  

По переписи 2002 года в России 3721 житель идентифицировал себя как удин. Из них горожан 2078 человек (1114 мужчины и 964 женщины), 1643 сельских жителя (829 мужчин и 814 женщин). Больше всего удин (1573 человека) было зарегистрировано в Ростовской области.  По переписи 2010 года число удин в России увеличилось на 546 человек и составило 4267 человек.

Фото удине

Культура и традиции 
Традиционные занятия удин – полеводство, садоводство, огородничество, рисоводство, шелководство, табаководство, в небольших количествах скотоводство. Удины вели оседлый образ жизни. Многие церемонии и календарь у удин связаны с земледелием. Из ремёсел наиболее развито было гончарное дело (изготовление посуды и черепицы), кузнечное дело и изготовление двухколесных арб. Села удин имеют свободную разбросанную планировку. Усадьба включает хозяйственный двор, фруктовый сад с ореховыми плантациями и огорожена плетёной или каменной оградой. Дома одноэтажные из камня или сырцового кирпича на высоком каменном фундаменте, крыша 2-х или 4-скатная, соломенная, позднее — черепичная. В давние времена окон в домах не было, и свет проникал через небольшие отверстия в стенах и крыше. В середине жилого помещения находился открытый очаг-костёр, на котором готовилась пища. В конце XIX в. очаг был вытеснен камином (бухара) с дымоходом, позднее появилась железная печь-времянка. Важным элементом жилища был просторный чердак, нередко с камином, который использовали для сушки и хранения фруктов. В начале XX в. появились каменные двухэтажные дома с галереей (сейван), с широкими застеклёнными окнами.Фото удинеПервый удинский букварь “Samci dəs” выпущенный в 1934 году в Сухуми братьями Т. и М.Джейрани.

Про школы: мои родители учились на русском языке в школе, которая находилась в их селе. Обычная школа, были все предметы, как у всех (СССР всё-таки).  Но вообще жизнь там суровая, работы никакой нет, приходится жить на то, что вырастил и продал. Со школ ездили собирать  табак и орехи, семьи сами держали ореховые сады. А еще мама рассказывала, что был какой-то странный закон, по которому каждый дом обязывали разводить шелкопрядов – жуть! В общем, приходишь домой со школы, и бегом помогать по хозяйству. Оценки для многих родителей были не важны. В вузы тогда особо поступать не спешили, не очень целеустремленный у нас народ. У моей мамы 5 братьев и сестер, но учиться уехала только она. Мужчинам было проще: у них армия, многие после нее оставались жить в тех городах, где служили, находили там работу, шли на уч:). 

Еще удины очень любят чай! В детстве первое, наверное, что я выучила по-удински, было выражение: “Поставь чайник”))) Чай пьют с сахаром, но никогда не кладут его в чай! Обычно сами варят сахар, делают кусковой и как конфетку с чаёчком)Фото удине Это один из вариантов

Кухня (мое любимое! Вообще считаю, что вкуснее кавказской кухни ничего нет!)
Удинская кухня разнообразна, включает мучные, молочные, мясные, рыбные, растительные блюда. Стоит специально отметить кушанье хариса – разваренную до кашицеобразного состояния пшеницу, густо заправленную сливочным маслом и кусочками мяса или птицы. Основу питания составляют растительные продукты: фасоль, рис, грецкие орехи, овощи, зелень, фрукты, ягоды. Хлеб пекут из пшеничной муки в печи тарин (тандыр). Фото удинеУдинская кята (вид пирога) – вообще, тяжело писать эти названия по-русски, потому что в русском нет нужных букв)) Внутри орехи, всё очень сладко и невероятно вкусно!

Фото удинеТак пекут хлеб

Фото нашла в группе в Вк. Его скорее всего удалят, но может кто-то успеет разглядеть: это бутылки с самого…, который по нашему называют аракИ)))Фото удине В них заранее опускают огурчик, грушу и что только возможно, пока они еще на ветке, они вырастают в бутылке, их срезают, заливают аракИ и к столу! В детстве я, конечно, не могла понять, как большой огурец прошел через маленькое горлышко))) 

Большое место в питании занимают различные виды плова: с фасолью, изюмом, хурмой, каштанами, из грецких орехов. Ооооо, как я люблю плов с фасолью! А вот сладкий (с курагой, черносливом, изюмом не люблю. Зато любит муж-не удин))) Рис ели также с кислым молоком. Популярны жареные и варёные каштаны. Много блюд из овощей, в т. ч. из тыквы, капусты, баклажан, помидоров. Употребляются дикорастущая зелень, особенно крапива и щавель, из которых готовят суп, начинку для пирога афар. Важную часть питания удин составляют молочные продукты (заквашенное молоко, сливки, сметана, масло, в т.ч. топлёное), различные виды яичниц. На праздники, торжества, с приездом гостя обязательны мясные блюда: чихиртма из курицы, индейка поджаренная в тендире, яхни (варенные кусочки мяса), долма, шашлык.  Напитки – настои из ягод, трав, вино, водка из винограда, алычи, плодов груши, яблок, кизила, тутины. Из сладких блюд – мед, халва с мёдом.Фото удинеВот так раньше в нашей деревне проводились застолья

Наша кухня очень разнообразна, здесь, конечно, описано скудно и как-то устарело)) 

Семейный быт у удин имеет свои особенности. Еще в XIX веке сохранялись большие патриархальные семьи, хотя уже преобладали малые семьи. Брак заключался только между неродными или очень дальними родственниками. Прежде чем свататься, родители и родственники, собравшись отдельно от всех, выясняли родословную молодых. Современные браки у удин тоже строго экзогамны. Раньше (далеко раньше!) брачный возраст был низким – с 13 лет для девушек, с 16 — для парней.  Брачный обряд состоит из нескольких этапов: сватовство (сговор), малое обручение, большое обручение, свадьба, послесвадебная обрядность.  До вступления в брак в обручении участвуют родители юноши, жених, крестный отец и еще несколько человек со стороны жениха. В прошлом свадьбы проходили в течение 3-4 дней. Фото удинеУдинка в традиционном костюме и головном уборе, закрывающем нижнюю часть лица. 1883 год, селение Варташен

Современный свадебный обряд претерпел значительные изменения, но многие традиции по-прежнему сохраняются. 
Надо признать, что для удин и сегодня вступление в брак считается важнейшим этапом в жизни, а сама свадьба – радостным событием для всей династии, особенно семьи. Удины, проживающие в России, проводят свадьбу в один день, чаще в закрытых помещениях (рестораны, кафе, дома счастья), реже у себя во дворе (в домовладениях) в 2 дня, как по традиции. Считается долгом и моральным обязательством присутствие на свадьбах родных, близких и друзей. Поэтому удинские свадьбы часто многолюдны и веселы.  По мнению многих этнографов, ни у одного из народностей свадебные обряды так не осложнены, не облечены таким исключительным своеобразием и притом так необыкновенно ярко выражены, как у удинского народа. В детстве я была на нескольких свадьбах по всем удинским канонам: это интересно, но утомительно (особенно для ребенка, который толком по-удински даже не говорит, которого пугает огромное количество незнакомых ему людей (150-250 чел), и раздражает громкая живая национальная музыка). Моя свадьба была не по нашим обычаям, но нам удалось найти компромисс, чтобы обе стороны были довольны. Про удинскую свадьбу можно сделать отдельный пост, но это очень долго, я сама не всё помню, надо выпытывать обычаи у родителей. 

По поводу быта и обычаев, вспомнила тут один: когда рождается ребенок, кто-то из близких родственников дает зарок (как бы обещание богу), что, когда ребенку исполнится, допустим, 3, 10, 15 лет принесет жертву, в виде петуха или барана. Конечно, это происходит только в селе, где все и так держат скот. И вот в обещанный день семья собираются, режут этого несчастного барана, его кровью делают ребенку на лбу отметину, потом варят его (надо обязательно варить, шашлычок или какое-нибудь модное блюдо нельзя, раздают соседям, и сами за огромным столом поедают) Это всё называется “резать курбан” (видимо, обычай появился ми сохранился в следствии нашей запутанной истории с влиянием разных народов. Податливый мы народ!)

Немного фоток:Фото удинеЧотари Гергец. Церковь св.Елисея. Нидж квартал Дарамахла

Фото удинеЦЕРКОВЬ СВ. ЕЛИСЕЯ, ЧОТАРИ

Фото удинеРазвалины Древней Кабалы – общее наследие лезгинских народов

Фото удинеПразднование Дня Победы в п. Нидж. 9 мая 2010

Всё, девочки, голова уже не варит от обилия информации и нехватки фотографий! Дома у родителей замчечательные фотки со свадеб, где видны и дома, в которых живут удины(жили в 80-е и до сих пор так же). Еще есть группа в контакте, но ее умудрились сделать закрытой (нас и так мало, вы еще прячетесь!) Может, там больше фоток, но меня пока не приняли)

А вот замечательное короткое, но ёмкое видео о родине моих родителей – селе Нидж. И о моем любимом блюде – афар! 

Такое необычное чувство, слышать на заднем фоне свой язык, но с переводом)))

P.S.: Наверняка, выложив этот пост я вспомню, сколько всего можно и нужно было добавить и рассказать) Информацию ни про один народ в одном посте не вместить. Поэтому пока так… Всем спасибо!

Источник: www.spletnik.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.