Сады медичи во флоренции
Род Медичи, правивший Флоренцией в течение нескольких столетий, как известно, повлиял на возникновение многих произведений искусства. На Медичи работали Микеланджело, Ботичелли и другие великие художники и скульпторы. Помимо картин, фресок, скульптур они были владельцами многих парадных палаццо. А несколько загородных вилл Медичи находятся сейчас под охраной ЮНЕСКО. Они являются воплощением нового типа загородной резиденции, отличной и от сельских усадьб богатых флорентийцев того времени, и от древних замков. На холме рядом с Флоренцией находится вилла Петрайя, в которую мы и отправились ноябрьским днем.
Для того, чтобы добраться до виллы нужно сесть на автобус ATAF номер 2 или 28 у главного ж/д вокзала Флоренции “Санта Мария Новелла”, ехать минут двадцать, выйти нужно на остановке “Sestese 03” (именно с номером 3, там несколько остановок с таким названием). От остановки до виллы минут пятнадцать пешком. Вилла открыта ежедневно с 08:15 до 16:30 (январь, февраль, ноябрь, декабрь), до 17:30 (март), до 18:30 (апрель, май, сентябрь, октябрь), до 19:30 (июнь, июль, август). Закрыто в первый и третий понедельник месяца.
После толкучки в центре Флоренции оказываешься в спокойной идиллической атмосфере дачной жизни. Не знаю, может летом и весной здесь много туристов, но сейчас были только мы и местные жители. По дороге к вилле несколько оливковых рощ
Контраст с темными улицами Флоренции с ее высокими серыми палаццо сильный. Здесь респектабельные одно-, двухэтажные дома. Очень захотелось стать владелицей чего-нибудь такого
Приятный бонус к посещению виллы – вход бесплатный. В основной сезон каждый час по самой вилле водят экскурсии с гидом, но в ноябре, к сожалению, можно только гулять по саду и пройти в атриум виллы. Войдя в сад, несмотря на надвигающийся дождь и осень, я поняла, что у нас с виллой случилась любовь с первого взгляда, и должна сюда обязательно вернуться в апреле-мае, это самый красивый сезон для посещения. А пока полюбуемся красотой поздней осени. Парк виллы Петрайя разделен на три террасы. Изначально на первой террасе росли фруктовые деревья, на второй были цветочные клумбы, на третьей росли цитрусовые деревья. Вот как выглядела вилла и сад в шестнадцатом веке
Сейчас на первой террасе нас встретили опадающие деревья со спелой хурмой
Перед подъемом на вторую террасу фонтан с глумливой рожицей
Меня приятно удивили садовники виллы – они смогли внести яркие цветовые акценты в парк даже в это время года, это настоящее искусство заставить сад цвести не только весной и летом
Весной на первой террасе расцветает много луковичных – тюльпанов, нарциссов, должно быть удивительно красиво. Пишут, что это популярное место для свадебных фотосессий. Неудивительно. Уж я то знаю какой пронзительно прекрасной может быть весна в Италии! На главной террасе вокруг виллы мы даже нашли несколько цветущих роз
Красивая терракотовая клумба
И я была просто восхищена этими осенними воздушными клумбами на верхней террасе
Если бы было солнце, то и не подумаешь, что уже середина ноября
И хотя вместо солнца пошел дождь, я с удовольствием гуляла под зонтиком и наслаждалась окружающей красотой. Весь сад принадлежал только нам!
Еще один стойкий розовый солдатик
Сама вилла изначально принадлежала семье Брунеллески. В 1422 году виллу продали Палла Строцци, постепенно были куплены еще земли, окружающие виллу. В первой половине шестнадцатого века вилла перешла к семье Салютати и уже от них перешла к семейству Медичи. В 1587 году вилла была перестроена из загородного дома в резиденцию, достойную правящей семьи. Само здание построено вокруг башни четырнадцатого века
Но больше всего вниманию было уделено как раз парку с террасами
Рядом с виллой просто замечательные терракотовые листья для ограждения цветочных клумб!
Над входом, конечно же, знаменитый герб дома Медичи с шестью шарами, золотыми лилиями и герцогской короной. После всех путешествий по Франции и Италии я уже стала немного узнавать все эти гербы, саламандр. Встречаешь их в разных городах, как родных. А люди в ту эпоху, конечно, прекрасно разбирались, где чей опознавательный знак
Дождь закончился, лучи солнца пытаются пробиться сквозь тучи и показать знаменитую панораму Флоренции. Но, конечно, этого мало, придется вернуться сюда и насладиться этим видом в другой раз. Вот плывет в тумане купол Брунеллески на кафедральном соборе Санта-Мария дель Фьоре
На вилле в связи с низким сезоном мы посмотрели только центральный зал-двор. Двери украшают охотничьи трофеи
Стены внутреннего двора обильно расписаны фресками. Жаль, что нельзя подняться на галерею и пройтись по залам
Внутри есть даже бальный зал, а вот как выглядит Красная столовая на фото с сайта. Я, конечно, много подобных дворцовых комнат видела, но все равно люблю гулять по дворцам
На террасе цвел даже абсолютно тропический красный гибискус
Вид на виллу с первой террасы. Кстати, здесь не заметно, но на второй террасе большой пруд-бассейн, сейчас пустой, но в сезон с водой, черепашками и водными лилиями
После дождя воздух был напоен ароматом самшита, выглянуло солнышко и вот получилась такая фотография – встреча весны и осени. Как в сказке про двенадцать месяцев, когда среди зимы расцвели подснежники
И перед входом на территорию виллы есть оливковая роща – удалось сделать кадр с моим любимым эффектом темного неба и яркого солнечного света
В заключении наглядная схема расположения других вилл Медичи, являющихся памятниками ЮНЕСКО. Одну из них посещают практически все гости Флоренции, потому что это сады Боболи при палаццо Питти
Если вы любите наблюдать за приватной жизнью богатых семейств, то рекомендую прочитать мой фоторассказ про виллу Ротшильд и виллу Керилос на Лазурном берегу Франции. Просто удивительно, как по-разному могут выглядеть все эти виллы.
Мои посты про Италию:
Орбетелло ч. 2, Порто-Эрколе и удивительная сосновая роща
Орбетелло, Тоскана – розовый фламинго-о-о
Бассано-дель-Граппа, Северная Италия
Остиа Антика: путешествие во времени
Краски озера Маджоре
Источник: fiore-del-melo.livejournal.com
Вилла Медичи во Фьезоле на фреске Доменико Гирландайо, около 1480 года. Капелла Торнабуони, церковь Санта Мария Новелла, Флоренция, Италия / Villa Medici verso il 1480, affreschi di Domenico Ghirlandaio (dettaglio), Cappella Tornabuoni, Santa Maria Novella, Firenze. via
Статья "7 самых вдохновляющих памятников итальянского Возрождения" из журнала "AD – Architectural Digest. Самые красивые дома мира".
Вся русская литература вышла из гоголевской “Шинели”, а вся мировая классическая архитектура — из итальянских вилл эпохи Возрождения. О том, какие они и почему на протяжении столетий так нравятся всем, от английских аристократов XVIII века до современных туристов, рассказывает Евгения Микулина.
1. Вилла Медичи во Фьезоле
2.
Виллы семейства Медичи, построенные в окрестностях Флоренции в период с XIV по XVII век, в 2013 году были внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО скопом. Всего их двадцать семь, и у каждой есть свои особенности: самая старая, самая маленькая… Вилла во Фьезоле (1471) – самая “садовая”. Что же такого особенного в местном саду? В отличие от более парадных вилл Медичи, сад во Фьезоле, хотя и сделан регулярным, не слишком строг – то, что он расположен на сложном рельефе, разбивает композицию. Прогулка по саду – наполненное разнообразными визуальными впечатлениями приключение, сцены сменяют друг друга, а вид на тосканские холмы оттеняет всё это, как грандиозный театральный задник. Именно по такому принципу – разнообразие сцен на фоне более широкого фона – потом делались английские пейзажные сады, которые все родом из Фьезоле, где эффект возник почти случайно.
2. Вилла Ланте
3.
Вилла Ланте в местечке Баньяйя под Витербо построена в 1560-х годах для папского наместника в регионе, кардинала Джанфранческо Гамбары. Как это часто бывает с виллами той эпохи, главная ее прелесть – сад.
данном случае очень необычный: он почти лишен зелени, но украшен множеством фонтанов, в том числе шутих, созданных инженером Томмазо Гинуччи. Эти шутихи плюс статуи знаменитого скульптора Джамболоньи заставили современников говорить о вилле Ланте как о месте, где природа стала рабой человеческих капризов, а историков архитектуры – отнести ее к стилистике маньеризма. Нынешнее название вилла получила в XVII веке, когда ее купил герцог Бомарцо Ланте делла Ровере – его потомки владели домом до XIX века.
3. Вилла Ротонда
4.
Вилла Ротонда, построенная величайшим архитектором эпохи Возрождения Андреа Палладио под Виченцей, – одно из самых знаменитых зданий в истории. Во-первых, она воплощает все принципы палладианского стиля: важнейшая роль ордера, симметричная композиция с куполом, разбивка фасада по высоте на три пропорциональные части, – и ее многократно копировали по всему миру, от Англии до России. Во-вторых, это последняя постройка Палладио: он умер в 1580 году, когда отделка здания была еще не совсем завершена. Достраивал лебединую песню мастера его ученик Винченцо Скамоцци. Ну и в‑третьих, вилла Ротонда просто головокружительно красива: она стоит на вершине холма, как миниатюрная шкатулка, вроде бы скромная, но выполненная с несравненным изяществом.
4. Вилла д’Эсте
5.
Еще одна вилла, оставившая глубокий след в мировом искусстве. Количество ее изображений бессчетно, подражаний ей – десятки, в том числе наш родной Петергоф: Петр I пытался в своем парке превзойти здешние фонтаны. Сделанные в 1670-х годах при участии великого скульптора Лоренцо Бернини, они и правда сложны и прекрасны, но вилле, известной также под названием Тиволи (по городу, на окраине которого она стоит), и без них есть чем заинтересовать публику. Например, первым ее владельцем был Ипполито д’Эсте – сын Лукреции Борджиа, а последним – эрцгерцог Франц Фердинанд, с убийства которого началась Первая мировая война.
5. Вилла Медичи в Пратолино
6.
Еще одно здание из комплекса медицейских вилл под Флоренцией было построено в 1581 году Бернардо Буонталенти – знаменитым архитектором и театральным декоратором. Сад в Пратолино может служить сценой для грандиозного спектакля на мифологический или героический сюжет (собственно, театральные представления тут и правда были нередки). Самый знаменитый фрагмент сада – пруд с огромной статуей “Аллегория Апеннин” работы Джамболоньи. В 1821 году историческое здание виллы снесли и построили новое – в 1860 году его купил Павел Демидов (виллу иногда называют Villa Demidoff), во владении наследников которого, Абамелек-Лазаревых, имение и находилось до 1955 года.
6. Сад Бомарцо
7.
Возможно, самый эксцентричный и загадочный памятник итальянского Возрождения расположен у подножия замка Орсини в городе Бомарцо и известен в мировой культуре под двумя именами: Священный лес и Сад чудовищ.
8.
Известно, кто разбил сад – Пирро Лигорио (автор виллы д’Эсте), когда – с 1548 по 1580 год, и для кого – для кондотьера Вичино Орсини. Неясно только, зачем и почему он захотел уставить всю территорию жутковатыми аллегорическими скульптурами, среди которых Пегас, две сирены, Протей, слон Ганнибала, дракон, черепаха, гигант, пес Цербер, две Цереры, Афродита и врата преисподней.
9.
Сюжет скульптур, как предполагается, восходит к сну из мистического романа “Гипнэротомахия Полифила” (1499): там упомянуты слон с обелиском на спине и прочие странности. Но версия эта спорная и на вопрос, зачем в парке такое иметь, не отвечает.
10.
Зато сад эффектен неимоверно и повлиял на творчество многих людей – от Сальвадора Дали до Филиппа Старка (версия “Врат преисподней” служит камином в его интерьере московского ресторана Baccarat Cristal Room).
7. Вилла Альдобрандини
11.
Вилла Альдобрандини во Фраскати под Римом строилась с 1598 по 1603 год для племянника папы Климента VIII сначала по проекту Джакомо делла Порта, а после смерти архитектора – Карло Мадерно, который занимался отделкой здания.
12.
Кроме того, он спроектировал в саду фантастический “Водяной театр” – каменную экседру со статуями, точь‑в‑точь такую, как театральные декорации той эпохи.
13.
Чтобы обеспечить водой садовый театр и каскад фонтанов, Мадерно построил акведук длиной 8 км от источника на горе Альджидо под Моденой до виллы Альдобрандини – она, к слову, до сих пор находится во владении потомков папского племянника.
Текст: Евгения Микулина
Фотографии: DONATA MAZZINI/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; DIOMEDIA; CORBIS/RPG; LEGION-MEDIA; АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; FLORIAN MONHEIM/BILDARCHIV-MONHEIM/ARCAIDIMAGES.C
Оригинал статьи: ADmagazine.ru: 7 самых вдохновляющих памятников итальянского Возрождения
Также:
Андреа Палладио – законодатель архитектурной моды
Итальянская ренессансная вилла. Видео-лекции
Палаццо Бернардо в Венеции
Источник: gorbutovich.livejournal.com
Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на частную зону с лимитированным посещением и публичную зону с гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город. Широкий доступ в сады был открыт в 1766 г.
План садов Боболи:
Закладка дворца Питти и сада связана с именем одного из богатейших купцов Флоренции Лукой Питти, который, будучи ярым соперником семьи Медичи, стремился превзойти их в роскоши возводимых палат. По иронии судьбы именно жена Козимо Медичи, Элеонора Толедская, стала владельцем дворца Питти всего несколько десятилетий спустя. Обустройство парка было поручено Никколо Триболо, а после его смерти в 1550 г. его работу продолжил Бартоломео Амманати, в проектировании и возведении нескольких гротов участвовал и Джорджо Вазари. Скульптуры для садов Боболи выполнил Бернардо Буонталенти, которому также принадлежит проект грота во дворе, отделяющего дворец от садов.
Обратная сторона Дворца Питти. Двор Аманати. Знаменитые на весь мир сады Боболи, расположенные рядом с резиденцией герцогов Медичи:
Главная осевая дорожка, ведущая между кипарисами и каменными дубами к тыльному фасаду палаццо Питти, начинается внизу у амфитеатра, напоминающего по своей форме половину классического ипподрома, и поднимается вверх на холм Боболи. В центре амфитеатра находится древнеегипетский обелиск из Луксора, привезённый сюда с римской виллы Медичи. Эту главную дорожку венчают фонтан Нептуна, который флорентийцы шутливо называют фонтаном с вилкой. Скульптура была создана Стольдо Лоренци в 1571 г., а сам фонтан был сделан лишь в 1777-78 гг. Другая осевая дорожка в правом углу от главной дорожки ведёт через целый ряд террас и фонтанов.
Древний египетский обелиск из Луксора (1279-1212 до н.э.) был вывезен в Рим в числе нескольких, в настоящее время водруженных на площади святого Петра и Пополо, а затем оказался на вилле Медичи. Итальянские архитекторы эпохи Ренессанса охотно использовали египетские обелиски в качестве главных акцентов, позже эта традиция распространилась и в других странах. Имитации египетских обелисков водружали и в России, например Румянцевский обелиск в Санкт-Петербурге или Кагульский обелиск в Царском Селе.
Сразу за тыльным фасадом дворца Питти с фонтаном Артишоков и маленьким геометрическим садиком открывается чудесный вид на большой амфитеатр работы Джулио Париджи. Именно он трансформировал бывший регулярный сад-амфитеатр в открытую площадь для театральных представлений. Амфитеатр, похожий на половину римского ипподрома, обрамлен каменной кладкой в виде лестницы из шести рядов сидений и балюстрады с двумя дюжинами ниш. Изначально ниши были заполнены античными статуями с фигурами собак, и иных животных по бокам, позже фигуры животных были заменены терракотовыми урнами с имитацией под мрамор. Известно, что в этом амфитеатре проходили самые первые в мире оперные выступления. В XIX веке амфитеатр потерял свою театральную функцию и в центре его установили гранитный фонтан и египетский обелиск.
Фонтан Нептуна:
Для создания шедевра садово-паркового искусства был приглашен Никколо Триболо (Nicolo Tribolo), но, к большому сожалению, мастеру был отпущен только один год и после его смерти работу продолжил Бартоломео Амманати (Bartolomeo Ammanati).
Музей фарфора. Этот музей располагается в особняке «Казино дель Кавальери», построенном в XVII веке на верхушке холма, откуда открывает прекрасный вид на сады Боболи. Он был открыт в 1973 году, а его коллекции по большей части состоят из фарфоровой посуды, принадлежавшей когда-то королевским династиям, правящим Тосканой.
Среди экспонатов также есть подарки Наполеона Бонапарта своей сестре Элизе Баччиоки, которая в XIX веке была великой княгиней Тосканы. Это красивейшие вазы и набор посуды, созданные на Севрской мануфактуре. В то время фарфор только-только начал осваиваться в Европе, до этого он производился лишь в Китае. Самыми старыми экспонатами музея считаются те, что принадлежали Джану Гастоне – последнему великому князю из династии Медичи. Он жил в конце XVII – начале XVIII веков.
Сады Боболи, Кофейный домик (Kaffeehaus):
Не помню, что это за строения??? А за ним – панорама Флоренции:
Аллеи и живые изгороди в Садах повсюду:
Опять пробел в моей памяти, не помню, что это за здание??? Может быть оранжерея Limonaia, построена Заноби Дель Россо в 1778 г.:
Тенистая платановая аллея:
Фонтан "Урожай":
Кипарисовая аллея:
Кипарисовая аллея. Здесь начинается вторая часть садов, получившая свое развитие в начале XVII века. Вдоль аллеи стоят статуи преимущественно XVI века, но среди них есть и античные:
Статуя богини изобилия Абунданции в память о герцогине Иоанне Австрийской (1547-78):
Подходим к Островку или Isolotto. Пруд овальной формы работы Альфонсо Париджи (1614 г.) обрамляет остров с формальным садом в стиле барокко. Ближе к лету, остров украшенный стрижеными изгородями из самшита и посадками старинных сортов роз и луковичных, дополняется многочисленными горшечными цитрусовыми. Известно, что Альфонсо Париджи при создании Isolotto взял за основу Морской Театр, расположенный в вилле Адриана под Тиволи. В центре сада возвышается фонтан Океан работы скульптора, представителя раннего барокко, Джамболонья (1576 г.) со статуями Нептуна и других богов, олицетворяющих великие реки Нил, Ганг и Евфрат:
Джованни Баттиста Pierratti (1599-1662): Андромеда и чудовище, между 1630 и 1662, из белого мрамора и бронзы:
Фонтан океан, Джамболонья:
Пруд окружён стрижеными изгородями из самшита:
На острове – масса лимонных деревьев в больших горшках с лимонами разной степени зрелости:
Грот Буонталенти:
К гроту Буонталенти мы подошли в то время, когда он был закрыт. Мы попытались хоть что-то рассмотреть сквозь решётку. Неожиданно к нам подошла приятная женщина средних лет (сотрудница музея), которая открыла нам вход в грот и жестами пригласила нас войти. Потом выяснилось, что она в окно увидела наши смешные позы, которые мы невольно принимали, чтобы увидеть грот. Потом она терпеливо ждала, когда мы осмотрим и сфотографируем детали. Огромное спасибо этой итальянке, которая помогла нам.
Грот Буонталенти. Заглянем в знаменитый Большой грот («Гротта Гранде»), над созданием которого работал Буонталенти в 1583-1593 гг. по заказу Франческо I Медичи: получилось необычное сочетание живописи, скульптуры и архитектуры. До 1924 года в нём хранились незаконченные «Рабы» Микеланджело, которыми в наше время можно полюбоваться в Галерее Академии во Флоренции. Тема грота – бесформенная материя, которая в результате алхимии достигает гармонии: камни, сталактиты и ракушки стен образуют фигуры людей и животных, высеченных Пьетро Мати.
Грот Буонталенти. Фрески Бернардино Poccetti:
Искусственный грот Буонталенти украшен копиями «Рабов» Микеланджело:
Во втором зале Грота находится скульптура Винченцо де Росси "Парис и Елена", созданная в 1560 году:
Конечно мы торопились, понимая, что задерживаем сотрудницу музея.
Из этой аллеи мы вышли после осмотра Садов Боболи:
С другой стороны аллеи скульптура, расположенная симметрично первой:
У самого входа в Сады Боболи находится скульптура Морганта, придворного карлика правителя Козимо I Медичи, верхом на черепахе. Скульптор: Валерио Чоли, 1560 г.:
ИСТОЧНИКИ:
http://landscape.totalarch.com/boboli
http://album.foto.ru/photo/3856073/
Источник: elenajakovlevna.livejournal.com