Площадь дуомо во флоренции


Площадь Дуомо во ФлоренцииПлощадь Дуомо – это сердце Флоренции. И не только потому, что находится в месте исторической колыбели города. В ней воплотилось все лучшее, на что способны были великие мастера прошлого. Причем каждый новый век привносил свои изумительные детали.

Впервые приезжая во Флоренцию, неискушенные туристы предполагают увидеть на улицах море цветов, зелени. Этимология слова «флора» делает это очевидным. Когда оказывается, что буйство роскоши и цвета рождено богатством оттенков мрамора, — это вызывает восторг. Прекрасные соборы, дворцы, колокольни и здания украшены разноцветьем драгоценного минерала, утонченными орнаментами и изящной лепниной. Флоренция в этом отношении настоящая сокровищница Италии!

Самым прекрасным сооружением, бриллиантом в короне города называют кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Расположенный на Пьяцца Дуомо, он стал главным туристическим ориентиром, одноименным площади. Расположенная рядом колокольня — кампанила Джотто и находящийся напротив Баптистерий Сан Джованни составляют единый ансамбль, подчеркивающий исключительность Флоренции. Этот шедевр готики полностью включен в список ЮНЕСКО.

Цветок Святой Марии


Цветок Святой МарииТак переводится с итальянского название Домского собора. Его строительство началось в 1296 году. Это было время укрепления и расцвета Флорентийской республики. Экономический, демографический взлет придавали флорентийцам силы, уверенности и самомнения. Их кафедральный собор должен быть самым огромным, прекрасным, богатым! Купола и колокольни – самыми высокими!

Арнольфо ди Камбио стал первым творцом грандиознейшего проекта. Именно он придумал и осуществил идею трехнефного пространства с боковыми трансептами. В целом здание собора напоминает латинский крест. Такая архитектура использовалась позже и в других городах. Но размеры в те времена не смог превзойти никто. 150 метров длина, почти 100 метров ширина уникального сооружения. Самый большой в мире купол венчает собор и возвышается над всей Флоренцией. Его диаметр составляет 43 метра, вес – 40 тысяч тонн. Это единственный в Европе купол из кирпичей. Их насчитывается больше 40 миллионов. Создатель шедевра, чье имя осталось в веках, — Филиппо Брунеллески.


Колокольня ДжоттоКафедральный собор Флоренции, так же, как колокольня Джотто и вся площадь Дуомо, строились постепенно. Шесть архитекторов передавали друг другу эстафету творчества. После смерти в 1302 году ди Камбио почти на 30 лет строительство замерло. А когда его продолжил Джотто, вдохновение мастера устремилось к другому объекту – колокольне (кампаниле). Барельефы нижнего яруса кампанилы роскошны! Но от проекта Джотто кроме них ничего не осталось. Верхние ярусы возводились другими архитекторами – Франческо Таленти и Андреа Пизано. Колокольня все же носит имя Джотто. Кстати, останки великих мастеров Брунеллески и Джотто покоятся в крипте кафедрального собора.

А потом свирепствовала чума и было не до созидания. Черные полосы сменялись белыми, смерть – новой жизнью. В 1436 году собор был освящен. Хотя фасада в современном его виде еще не было. Лишь в XIX веке появилось прекрасное «лицо» собора Дуомо. Эмилио де Фабрис – имя человека, оставившего столь достойный след в истории. Белый, зеленый, красноватый мрамор – почти цвета итальянского флага. И еще целый букет оттенков представлен в мраморе, украшающем фасад. В верхней его части – статуя Девы Марии с младенцем, рядом с обеих сторон – скульптурные изображения святых. Утонченная отделка стен словно ажурным орнаментом покрывает величественное здание.

Удивительный контраст


Интерьер ДуомооНевероятно роскошным фасадом собора можно любоваться часами, обходя его по площади. Но интерьер вначале обескураживает входящих. Воздержанный, строгий, даже аскетичный на первый взгляд, он потрясает своей огромностью. 30 тысяч человек могут одновременно находиться под его сводами! Но, знакомясь с интерьерами внутренних помещений, туристы понимают, что для них представилась возможность увидеть настоящие шедевры. Фрески XVI века, изображающие сцены Страшного суда, многоцветные витражи и мозаики, барельефы, картины, скульптуры особенно воздействуют на экскурсантов в то время, когда в залах собора звучит прекрасная органная музыка. Чувства благоговения и восторга невольно возникают в душе многих, находящихся в храме.

С 1443 года исправно показывают время часы, сделанные руками Паоло Уччелло. Они запомнятся не только своей красотой, но и необычностью. Циферблат разбит на 24 часа, и стрелки движутся в обратном направлении. Боковые стены нефов украшают фамильные гербы многих знаменитых династий меценатов и покровителей искусства. Приятно, что среди них есть герб, принадлежащий знаменитому семейству Демидовых.

С площадью Дуомо, собором Манта-Мария-дель-Фьоре связано много событий и имен. Здесь читал свои вдохновенные проповеди бессребреник и идеалист Савонарола. Эти прекрасные своды потрясали предсмертные крики Джулиано Медичи, убитого во время пасхального богослужения. Этих стен касались руки людей, чьи имена произносятся с восторгом и преклонением.


Часть единого ансамбля — кампанила Джотто не уступает в богатстве отделки. Скульптуры, барельефы, инкрустации выполнены из редкого по красоте полихромного мрамора: белого, зеленого, красного. Тех туристов, которые не побоятся преодолеть 414 ступеней, ведущих к колокольне, ждет невероятный по красоте и величию вид, открывающийся на площадь Дуомо и всю Флоренцию. Терракотовые крыши на фоне голубого неба и зеленые холмы на горизонте – уникальное зрелище! Стационарные бинокли, установленные на галерее башни, дают такую возможность.

Лишь четыре года до своей смерти Джотто смог посвятить любимому детищу – кампанеле. Эстафету принял Андреа Пизано, после него – Франческо Таленти. Великолепное декорирование колокольни выполнено в мастерской Луки дела Робиа. Этот скульптор признан одним из гениев эпохи Кватроченто. Колокол здесь тоже есть. Но выполняет лишь декоративную функцию.

Самое древнее сооружение Флоренции

Battistero di San GiovanniРаритет площади Дуомо – здание Баптистерия. В его стенах до XIX века крестили новорожденных флорентийцев.


таких знаменитых, как Медичи, Данте в том числе. Строгий восьмигранный периметр украшен тремя парами ворот. Каждые из них представляют огромную художественную ценность. Южные двери созданы Андреем Пизано, северные – Лоренцо Гиберти. Самые прекрасные – позолоченные бронзовые двери, выходящие на восток. Они тоже являются плодом творчества молодого на тот момент флорентийского скульптора Гиберти. Их созданию предшествовал строгий конкурс, где проект Лоренцо был признан лучшим.

В этом произведении впервые были учтены законы перспективы. Также молодой мастер использовал новаторские приемы группировки художественных объектов. Сумел в сложном объеме фрагментов передать глубину и сложность человеческих взаимоотношений. Свое имя уникальные ворота получили спустя 50 лет. Их увидел и оценил сам Микеланджело. «Врата Рая» — так назвал их великий мастер.

Правда, сейчас гости Флоренции и посетители площади любуются точными копиями выдающегося произведения. Оригиналы золоченых панелей хранятся в музее Дуомо. В Санкт-Петербурге тоже есть аналогичная копия. Она украшает северный вход Казанского собора.

Источник: ItaliaRay.ru

Площадь дуомо во флоренции

Один из самых частых вопросов, которые мне задают посетители города: «Что нужно сделать, чтобы осмотреть достопримечательности Соборной площади и как попасть на купол Брунеллески?»


Piazza del Duomo (Соборная площадь) — это религиозный центр Флоренции и одна из ее главных достопримечательностей. Здесь сконцентрировано огромное количество произведений искусства и, соответственно, еще более огромное количество туристов, приехавших их увидеть. Чтобы не было разочарований (не успел/не было билетов/длинющие очереди), советую всё тщательно спланировать заранее!

Площадь дуомо во флоренцииЕдиный билет

Пару лет назад Opera del Duomo, организация, которая с 1296 года занимается всем, что касается собора Санта-Мария-дель-Фьоре, колокольни Джотто и Баптистерия, ввела единый билет стоимостью 18 евро. Билет действителен 72 часа с момента его активации (то есть Вашего первого входа в один из монументов соборного комплекса) и дает право осмотра всех нижеперечисленных достопримечательностей.

Купив билет онлайн здесь (в разгар турсезона советую сделать именно это) или же непосредственно в официальных кассах Opera del Duomo по адресу Piazza San Giovanni, 7, Вы сможете посетить:

Баптистерий Сан-Джованни


Площадь дуомо во флоренцииЗдесь был крещен Данте. Несмотря на свой уступающий Дуомо в размерах и внешней отделке вид, именно Крестильня (battistero от итал. battesimo — крещение) является одним из самых любимых для меcтных жителей зданий города. Это их «место силы».

Потолок купола восьмиугольного Баптистерия в конце 13-ого века был украшен мерцающей мозаикой со сценами Страшного суда, историями Книги Бытия, жизни Марии, Иосифа, Иисуса и Святого Иоанна Крестителя. На полу — инкрустация мрамором в стиле косматеско и старинный зодиакальный круг.

Прямо в центре Крестильни очерчен периметр демонтированной в 17-ом веке огромной восьмиугольной купели, в которой когда-то раньше совершалось первое и главное таинство христианства. Справа от алтаря, под мраморным балдахином, можно увидеть надгробие работы скульптора Донателло, заказанное Козимо Старшим Медичи для своего союзника Папы (после антипапы) Иоанна XXIII.

Шедевры мирового искусства — это 3 пары бронзовых врат, украшающих здание. Самая ранняя, 14-ого века, работы Андреа Пизано находилась с южной стороны Баптистерия. Остальные две пары, включая знаменитые позолоченные Райские Врата — произведения скульптора Раннего Возрождения Лоренцо Гиберти. Все 3 пары врат Баптистерия были заменены копиями. Подлинники выставлены в Музее при Соборе.


Площадь дуомо во флоренцииСобор Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо)

Дуомо настолько поражает всех искусной разноцветной мраморной отделкой фассада и гигантским размером, что, конечно же, непременно хочется попасть внутрь и увидеть, что же прячется за этой роскошью.

БИЛЕТ ЗА 18 ЕВРО НЕ ДАЕТ ПРАВО НА ВХОД В СОБОР БЕЗ ОЧЕРЕДИ.

 ВХОД В СОБОР БЕСПЛАТНЫЙ ДЛЯ ВСЕХ В ПОРЯДКЕ ЖИВОЙ ОЧЕРЕДИ.

Поэтому, если единственное место, куда Вы планируете зайти внутрь, — это Дуомо, билет покупать НЕ НАДО, но надо будет отстоять в очереди.

Зато с ‘единым’ билетом можно подняться на купол Собора, возведенный в 1420 — 1436 гг. гениальным флорентийским архитектором Филлиппо Брунеллески. Всего-то 463 ступеньки — и Вы стоите не только на одной из самых высоких обзорных площадок города, но и на самой большой архитектурной конструкции на Земле, выполненной из кирпича. О том, как Брунеллески возвел купол, вдаваться в подробности здесь не буду. Приходите на экскурсию — расскажу.


Площадь дуомо во флоренцииА вот детально о том, как же попасть на купол. Купить билет за 18 евро недостаточно — надо еще забронировать дату и время подъема. Это можно сделать онлайн, когда будете покупать билет здесь или же по приезду в город в специальных машинах при кассах по тому же адресу Piazza San Giovanni, 7. В выбранный Вами день, за 5 минут до забронированного времени входа, Вам надо подойти к Porta della Mandorla (северная стена собора, слева, если стоите лицом к фасаду Дуомо) с билетом и бронью на руках.

Имейте ввиду, что в разгар турсезона (во Флоренции он с 01 марта по 01 ноября, а также в дни всех зимних праздников и в выходные, вход на купол почти всегда разбронирован.) Рекомендую позаботиться о брони за 2 недели до планируемой Вами даты.

Поднимаясь на купол, Вы сможете увидеть интерьер собора сверху: геометрические рисунки мраморного пола, разноцветные витражи и, на расстоянии вытянутой руки, самую большую фреску в мире. За 7 лет Джорджо Вазари и его ученик Федерико Дзуккари украсили 3700 квадратных метров купола сценами Страшного суда. Расписанная поверхность в 3 раза больше фресок Сикстинской капеллы!


Площадь дуомо во флоренцииКолокольня Джотто

Если, по каким-то причинам, не получится попасть на купол, а все же хочется взглянуть на город с «высоты птичьего полета» и, заодно, сжечь килокалории от круассанов-пасты-пиццы, у меня для Вас отличная новость: пешком 414 ступенек — и Вы стоите на высоте 85 метров колокольни Джотто. Бронировать вход на колокольню не надо. С купленным билетом подходите в часы ее открытия и становитесь в очередь. Утром, часов в 9.00-10.00, очереди, как правило, не такие длинные, как к обеду или во второй половине дня.

Строительство башни, которая должна была стать самой красивой колокольней Италии, началось в 1334 году по проекту Джотто. После его смерти над возведением продолжил работать архитектор Франческо Таленти. Башня украшена барельефами Андреа Пизано и скульптурами Нанни ди Банко и Донателло.

В колокольне находятся 12 колоколов: 5 старинных 15-16-ых веков, в которые больше не звонят, и 7 более новых действующих, отлитых в последние два столетия.

Площадь дуомо во флоренцииМузей Opera del Duomo

В 2018 году этот музей вошел в Топ-10 лучших музеев Италии. После долгой реставрации он был открыт три года назад. Светлый, просторный, с прекрано спланированной экспозицией, музей рассказывает о всех фазах и перепетиях строительства и декора одного из самых больших храмов христианства.

Здесь находятся подлинники врат Баптистерия, барильефы и статуи колокольни, модель купола и машины, которые использовались во время его возведения, проекты фасада, произведения искусства, которые когда-то украшали интерьер Дуомо. Здесь же хранится шедевральная «Пьета Бандини» с автопортретом Микеланджело.

Крипта

На глубине двух с половиной метров под собором находится археологическая раскопка: останки палеохристианской церкви Санта-Репарата, которая в раннее средневековье была одним из главных мест культа в Тоскане. Несмотря на то, что билет включает спуск в крипту, главная проблема заключается в том, что надо все равно отстоять в «бесплатной очереди» в Дуомо, так как вход в крипту и в собор один и тот же.

NB: Расписание монументов Соборного комплекса каждую неделю обновляется. Его можно проверить онлайн на официальном сайте Opera del Duomo.

Источник: myflorencewalks.com

Площадь дуомо во флоренции

Собственно, емким словом Дуомо в Флоренции называют не только главный кафедральный собор этого города, который посвящен покровительнице Флоренции – Святой Марии дель Фиоре, но и соборную площадь – piazza del Duomo.

Если вы вдруг! случайно! умудрились заблудиться в Флоренции, просто скажите "Дуомо" с вопросительным выражением лица (ну это на случай, если вы вдруг не знаете иностранных языков) – и эмоциональные итальянцы практически на пальцах, а так же мимикой и жестами покажут вам верную дорогу!

Площадь дуомо во флоренции

На этой площади находятся наиболее древние и значимые в истории Флоренции сооружения. Причем, наиболее древнее из них – Баптистерий. На предыдущем фото – он расположен справа. Ах, как же мне не хватало в таких тесных условиях широкоугольного объектива (кусаю локти, посыпаю голову пеплом)

Площадь дуомо во флоренции

Самое древнее здание Соборной площади (piazza del Duomo) – Баптистерий (Battistero). Он тут стоял еще в те (античные) времена, когда никакой площади и в помине не было, а была обычная рабочая окраина. Только назывался не Баптистерием, а храмом Марса (от него сохранились только фрагменты пола – под решеткой, напротив восточной двери). Христиане, оказавшись в большинстве, в IV-V веках приспособили здание под крещальню, но и статую бога войны на всякий случай выкидывать не стали, а поставили на римской дороге, у моста: там, где сейчас начинается Понте-Веккьо. Считалось, что город будет стоять до тех пор, пока Марс не рухнет. Однако в наводнение 1333 года статую смыло вместе с мостом. Флоренция же, как нетрудно догадаться, осталась на месте.

Площадь дуомо во флоренции

Баптистерий к этому времени перестроили, снаружи покрыли бело-зеленым мрамором (впоследствии, что бы во Флоренции ни облицовывали, за образец брался именно Баптистерий), а изнутри украсили купол мозаиками с житием Иосифа, житием Крестителя, сценами из Нового Завета и исключительно убедительным изображением Страшного суда (конец XII века). В общем, украшали, как могли. Немудрено, что Данте в изгнании из всех флорентийских строений вспоминал именно "мой прекрасный Сан-Джованни" ("il bel San Giovanni") – тот самый Сан-Джованни, где он некогда, к вящей радости последующих антиклерикальных биографов, опрокинул и разбил мраморную купель: спасал младенца, которого нечаянно уронил туда священник!
       Над центральным входом в Баптистерий – сцена крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем

Площадь дуомо во флоренции

         Между прочим, Сан-Джованни – Иоанн Креститель, в честь которого вполне логично назвали Баптистерий, – был по совместительству еще и покровителем Флоренции. Соответственно посвященная ему церковь считалась одной из самых главных в городе. Одно время (1059-1128) она даже заменяла кафедральный собор. Здесь не только устраивали крестины, но и хоронили особо достойных граждан.

Ворота Баптистерия
Наиболее древними являются южные ворота, созданные Андреа Пизано в 1330 году.
Двое других ворот созданы Лоренцо Гиберти. Восточные ворота являются самыми известными. Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории.

Площадь дуомо во флоренции

Это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им «Вратами рая». Вот эти ворота мы и рассмотрим поближе.

Площадь дуомо во флоренции

Площадь дуомо во флоренции

Видите лысоватого дяденьку в двойном количестве вверху створок? Это "скромно" запечатлел себя в веках рядом со святыми мучениками и библейскими сценами автор ворот Лоренцо Гиберти

Площадь дуомо во флоренции

 Ну а теперь, насладившись осмотром Баптистерия, рассмотрим, наконец, поближе (насколько это возможно, ибо Кафедральный собор просто огромен!) – собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore

Площадь дуомо во флоренции

Дуомо, собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore), проектировался с таким расчетом, чтобы в нем могло поместиться все население города (на тот момент – 90 000 человек): нечто вроде громадной крытой площади. Получилось и вправду впечатляющее сооружение: длина – 153 метра, ширина в трансепте – 90 метров. По величине – четвертая церковь в мире, после римского Святого Петра, лондонского Святого Павла и миланского Дуомо. Сами по себе эти цифры, возможно, ничего не говорят, но стоит обойти собор кругом, как сразу станет понятно, насколько он огромный.

Площадь дуомо во флоренции 

Собор имеет форму латинского креста, три нефа, два боковых трансепта и полукруглую апсиду.
Но рассмотреть эти особенности его планировки можно разве что с самолета или (частично) с высокого холма на берегу реки Арно (с пьяццале Микельанджело)

Площадь дуомо во флоренции

Строилась эта махина целых шесть веков при участии как минимум шести архитекторов. В 1296 году Арнольфо ди Камбио сделал проект и приступил к возведению стен (в самом начале южной стены, под барельефом с Благовещением, можно прочесть дату: 1310 год). После его смерти пост главного архитектора перешел к Джотто, но тот не стал продолжать начатое, а затеял собственный долгострой: кампанилу (1334), мраморные барельефы которой должны были излагать всю историю человечества от сотворения мира. Затеял – и умер, доведя до конца один лишь первый ярус, так что потом Андреа Пизано и Симоне Таленти пришлось за ним доделывать до 1359 года, да еще заказывать для 16 ниш второго яруса скульптуры (сейчас там остались копии, а оригиналы укрыты от дождя и голубей в музее Опера-дель-Дуомо (Opera del Duomo)). Получилось настоящее чудо: император Карл V даже сказал, что такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам.

Площадь дуомо во флоренции

Давайте повнимательнее рассмотрим вход в собор.

Площадь дуомо во флоренции

Видите – центральную фреску? На ней как раз и изображена Мадонна с цветком, давшая название собору и, вполне возможно, самой Флоренции

Площадь дуомо во флоренции

Парадная дверь Кафедрального собора можно изучать доооолго. На нижнем снимке – парадные врата целиком (ниже попробую показать фрагменты)

Площадь дуомо во флоренции

Фрагменты ворот отчетливо дают понять – насколько они монументальны и величественны:

Площадь дуомо во флоренции

       Площадь дуомо во флоренции        Площадь дуомо во флоренции

Особо стоит отметить статуи работы Донателло на фасаде собора. На снимках – лишь немногие, до которых мне удалось "дотянуться"

Площадь дуомо во флоренции

Площадь дуомо во флоренции

Над скульптурами, украшающими фасад собора также трудился еще один знаменитый скульптор – Джотто. Но самым заметным собором в Флоренции (заметным и в переносном и прямом смысле этого слова) его делает знаменитый купол, который соорудил Брунеллески, и который является надежным ориентиром для всех, кто впервые приехал в Флоренцию.
Между прочим, как совсем недавно выяснилось, и Брунеллески, и Джотто были похоронены именно здесь, в кафедральном соборе.

Площадь дуомо во флоренции

Красный купол собора, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом.

Площадь дуомо во флоренции

Источник: aziza01.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.