Королевский дворец в казерте неаполь
Картина Рождество. Неаполитанский рождественский вертеп из собрания Королевского дворца в Казерте, регион Кампания, Италия / Il Presepe di Palazzo della Reggia di Caserta. Source
Увлечение вертепом достигает своего наивысшего расцвета в Неаполе в XVIII веке. Искусство создания вертепа развивается благодаря увлечению короля Неаполя и Сицилии Карла Бурбона (1716-1788) и его супруги Марии Амалии (1724-1760), которые будучи утонченными натурами, принимают непосредственное участие в устройстве рождественских композиций в своем дворце.
Карл собственноручно рисует, лепит из глины детали фигур и вырезает ясли из пробкового дуба, а королева и принцессы шьют и украшают одежды для персонажей. Впоследствии, вступив в 1759 году на престол Испанского королевства как Карл III он переносит туда этот неаполитанский обычай, продолжая при этом заказывать фигуры и предметы для своего вертепа в Неаполе. Вертепная семейная страсть передалась Фердинанду IV (1751-1825) [король Неаполя под именем Фердинанд IV в 1759-1806 годах, король Сицилии под именем Фердинанд III в 1806-1816 годах, король Обеих Сицилий с 1816 года как Фердинанд I], а затем Франциску I (1777-1830) [король Обеих Сицилий с 1825 года].
2.
Парочка пьяниц спят у таверны. Неаполитанский рождественский вертеп из собрания Королевского дворца в Казерте / Il Presepe di Palazzo della Reggia di Caserta. Source
Аристократия и купечество следуют примеру монарха, соревнуясь в богатстве и оригинальности рождественских композиций и заказывая вертепные фигуры с чертами лиц известных современников либо масок комедии дель арте.
3.
Рождество. Неаполитанский рождественский вертеп из собрания Королевского дворца в Казерте / Il Presepe di Palazzo della Reggia di Caserta. Source
Всякий, кто располагал достаточными средствами, мог поставить вертепное действо прямо дома. Часто это были роскошные композиции, занимавшие несколько комнат, а то и лоджию. Первому вице-королю Австрии в Неаполе в 1707 году в доме архитектора Науклерио показывали вертеп, где хитроумная система освещения воспроизводила смену дня и ночи.
4.
Неаполитанский рождественский вертеп из собрания Королевского дворца в Казерте / Il Presepe di Palazzo della Reggia di Caserta. Source
Столь же известным слыл вертеп герцога Искителлы:
«Двенадцатого дня января месяца года 1734 их высочество вице-королева, осмотрев вертепы нашей столицы, в среду отправились лицезреть вертепную картину королевского инженера Дезидерио де Бониса во дворце Герцога Искителлы в Кьяйе, который своим великолепием, искусностью миниатюрной архитектуры и изяществом одежд кукол вызвал восхищение сиятельной синьоры и ее сановной свиты, равно как ослепительный декор самого дворца, где гости имели наиприятнейшую прогулку и угощались при сем изысканными блюдами герцогской кухни» [Confuorto D. I giornali di Napoli dal 1679 al 1800. Napoli, 1930. P. 31].
5.
Неаполитанский рождественский вертеп из собрания Королевского дворца в Казерте / Il Presepe di Palazzo della Reggia di Caserta. Source
Обычай создания вертепов [итальянское название вертепа – presepe – происходит от presepio – ясли, кормушка] восходит к сакральным театрализованным представлениям, исполнявшимся в рождественский период еще в X веке. Клирики разыгрывали перед верующими сцену рождения Спасителя, причем используемые драматические приемы год от года становились все более сложными. Именно эти постановки легли в основу первого «живого вертепа», показанного святым Франциском Ассизским в Греччо в 1223 году.
6.
Неаполитанский рождественский вертеп из собрания Королевского дворца в Казерте / Il Presepe di Palazzo della Reggia di Caserta. Source
Скульптурную группу конца XIII века Oratorium Praesepis, выполненную Арнольфо ди Камбио для римской базилики Санта Мария Маджоре, можно считать прототипом современных вертепов. Однако уже в последней четверти XV века в Неаполе братья Пьетро и Джованни Алеманно – судя по фамилии, германского происхождения – представили в церкви Сан Джованни Карбонара деревянный вертеп с фигурами почти в натуральную величину, каждая из которых была отдельно вырезана, расписана и позолочена. Сорок один персонаж, включая одиннадцать овец и две собаки, – таким был заказ придворного аптекаря герцога Калабрийского в 1478 году. В этом первом вертепе были только фигуры и отсутствовали бытовые элементы, которые отвлекали бы внимание от ключевого события – Рождества Христова.
7.
Вертеп Королевского дворца в Казерте, регион Кампания, Италия. Photo by Tatiana Gorbutovich
В XVI и, особенно, в XVII веке в вертеп вводятся новые элементы. Неотъемлемым компонентом становится пейзаж, который переносит сцену Рождества в гористую местность в глубине Италийского полуострова, населенную «простыми» людьми, дабы событие вне времени и пространства, каковым видится Рождество Христово, приобрело бытовой контекст.
К традиционным деревянным фигурам вертепов в этот период добавляются персонажи, изготовленные из более дешевых материалов: папье-маше, проволоки, обмотанной паклей и скрытой одеждами разнообразного покроя, – только головы и конечности остаются деревянными или глиняными. Но главная новинка таких фигур – подвижные соединения частей тела. С этого момента начинает развиваться «серийное» массовое производство вертепных фигур. Используя поворотные и сгибающиеся элементы и меняя таким образом позы персонажей, переодеваемых в разные одежды, можно создавать бесконечное число жанровых мизансцен.
8.
Вертеп Королевского дворца в Казерте, регион Кампания, Италия. Photo by Tatiana Gorbutovich
Рождественские постановки становятся все более разнообразными. Всплеск барочной театральности происходит в Неаполе и влияет на религиозную традицию. Повсеместно распространяется искусство вертепных картин, зародившееся за шесть столетий до этого, но лишь в золотой век театра, в XVIII столетии, получившего новое развитие.
9.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
«Вертепный театр» – жанр, и по сей день в рождественский период собирающий в экспозиции Королевского дворца Казерты толпы любопытствующей публики. «Вертепная драма» с давних времен была актом приглашения к молитве и поклонению, средством очищения души, но прежде всего забавой и развлечением всех без исключения сословий: от высшего, начиная с царствующих особ и государева двора, до буржуазии, купечества, чиновников и далее до самых низов социальной лестницы.
10.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
Вертеп в царствование Карла Бурбона
Начиная с XV века, в архивах Кампании встречаются упоминания о figurarum sculptores- «скульптурных фигурах». Помимо храма Сан Джованни Карбонара, вертепные композиции представлены в базиликах Сан Доменико Маджоре, Сант-Эджидио, Санта Кьяра. Именно здесь, в Неаполитанском королевстве, происходит превращение сакральной Рождественской мистерии в светский спектакль, иногда переходящий в фарс.
11.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
Из исследований неаполитанского ученого прошлого века Роберто де Симоне становится ясно, что инсценировки Рождества Христова приобретали характер столкновения между Добром и Злом, дьяволом и архангелом Гавриилом. Живейшее участие в таком представлении принимали зрители, зачастую выражая свое отношение к действию в самой примитивной форме: ругательствами, выкриками, а то и просто швырянием арбузных корок и капусты. Для придания спектаклю большего драматизма и напряженности могли разыгрываться сюжеты из ветхозаветных книг, не связанные с Рождеством: убийство Юдифью Олоферна или жертвоприношение Исаака.
12.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
Расцвету Неаполя в XVIII столетии способствовало меценатство Бурбонов, новой монархической династии, на протяжении ста двадцати шести лет, с 1734 по 1860 год, правившей Неаполитанским королевством и Сицилией, после 1815 года получившими название Королевство Обеих Сицилий. Первый из династии Бурбонов, Карл, седьмой король Неаполя, в 1759 году ставший Карлом III, королем Испанским. преобразил лик города: при нем с 1736 года строился знаменитый театр Сан Карло, дворцы в Каподимонте и Портичи.
13.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
Карл Бурбон, король Неаполя и Сицилии с 1734 по 1759 годы, был чрезвычайно воодушевлен идеей создания придворного рождественского вертепа. Из подробнейшей переписки архитектора Ванвителли со своим братом Урбаном, прелатом папского двора в Риме, известны многие обстоятельства дея¬тельности монарха и его супруги Марии Амалии Саксонской по обустройству вертепа, чему Ванвителли был прямым сви¬детелем. Горячо поддерживаемый своим духовником отцом Рокко, король отдался этому начинанию уже не только как приятной забаве, но и как истинному творчеству.
14.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
Еще отец монарха, король Испании Филипп V Бурбон, в резиденции Буэн Ретиро ежегодно устраивал рождественский вертеп с неаполитанскими фигурами. Вплоть до 1759 года, когда Карл Бурбон, получив имя Карла III, оставил Неаполитанское королевство, чтобы принять перешедший к нему престол Испании, он сохранял традицию устройства вертепа.
15.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
В вертепе Казерты множество фигурок животных, в том числе целые стада буйволиц – черных и белых, славившихся несравненным качеством своего молока, из которого уже тогда делали знаменитую «моццареллу». С этими животными велась настоящая племенная работа, для чего по проекту архитектора Коллечини вблизи Казерты при Фердинанде IV была построена Королевская ферма Кардителло.
16.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
Монарх с супругой Марией Каролиной Габсбург, сестрой королевы Франции Марии Антуанетты и дочерью австрийской императрицы Марии Терезии, лично занимались постановкой картин рождественских вертепов в королевских поместьях.
ормление и сценографию заказывали художникам, работавшим в столичном театре Сан Карло. Известно, что это были Винченцо Ре из Пармы и Антонио Йоли из Модены, которые в 1730-е годы, в период восхождения Карла на трон и собирания земель Неаполитанского королевства, состояли придворными живописцами. Ежегодно, помимо Королевского дворца в Казерте, грандиозный вертеп устраивался в резиденции Бельведере ди Сан Леучо, где Фердинанд Бурбон организовал шелковую мануфактуру.
17.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
Во время Партенопейской революции 1799 года были утеряны многие уникальные произведения из вертепов королевских резиденций. Бурбоны, на рубеже XVIII и XIX веков дважды вынужденные искать убежище в Палермо, среди ценных вещей перевезли с собой и вертепные фигуры, из которых уже в новой столице собирали ставшие известными рождественские картины, используя предметы из личной коллекции наследного принца Франциско, герцога Калабрийского.
18.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
После 1815 года с окончанием наполеоновской эпохи и началом Реставрации, Фердинанд IV Бурбон, ставший королем обеих Сицилий Фердинандом I, потратил значительные средства на пополнение королевских коллекций, практически полностью утраченных во время Партенопейской республики и поспешного бегства королевского двора в Палермо.
е в 1817 году им был приобретен вертеп мастера Габриэле Боско, насчитывавший 150 статуэток различных персонажей, 51 фигуру животных, а также огромный гардероб и множество аксессуаров. Каждый предмет аккуратнейшим образом записан в «Инвентарную книгу фигур мастера Габриэле Боско, купленных Его Высочеством Фердинандом I декабря 12-го дня 1817 года, с подобающей описью оных».
19.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
Именно при Франциске I Бурбоне, знатоке искусства вертепов, ставшем королем в 1825 году, была составлена «Инвентарная ведомость всех пастухов, волхвов, животных, даров и провизии Королевского Вертепа Его Высочества Франциско I от 17 августа 1825 года». Позднее, 20 августа 1827 года, чтобы дополнить коллекцию в Казерте, из Палермо прислали глиняные скульптуры в натуральную величину в праздничных нарядах сицилийских крестьян.
20.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
У Франциско I со времен, когда он был герцогом Калабрийским, состоял на службе живописец и скульптор Франческо Челебрано. Ему и позднее сыну монарха, Антонио, было поручено «заведовать» герцогским вертепом. В 1827 году состоялась покупка фигур «двух торговцев: один разносчик рикотты, другой бараночник, и двух лиц дворянского сословия, один с корзиной фруктов, другой с бараньей ногой в руках».
21.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
В период с 1824 по 1829 год вертепные скульптуры для короля создавали известнейшие художники: Франческо Галло, Джузеппе де Лука, Лоренцо Моска и Джузеппе Саммартино.
К 1844 году относятся важные документы Королевского архива династии Бурбонов, касающиеся Управления королевскими поместьями Казерта и Сан Леучо [серия 341, том 9].
22.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
«Разные работы по комплектованию Вертепа.
В продолжение моего донесения от 30 октября имею честь представить на девяти листах за подписью синьора Дженовезе счет на выполненные работы в зале делла Раккетта по устройству рождественского вертепа в декабре прошлого года во исполнение устных распоряжений Его Высочества Короля Неаполитанского и Сицилийского. Общая стоимость работ 832.30 дуката, что за вычетом установленных сумм составляет 828.72 дукатов. Работы произведены. Оный зал неотделанный нежилой, посему непосредственной пользы не имеет, и следует считать произведенные работы исключительно в целях постановки вертепа, отнеся на счет Королевского дома, если Ваше Величество не распорядится иначе. Прошу Высочайших указаний касательно сего вопроса» (Казерта, 27 марта 1845 года).
Запись сделана учеником архитектора Кармело Гарджуло и относится к вертепу, поставленному на Рождество 1844 года, «согласно устным распоряжениям Его Величества Короля».
23.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
Казерта, 30 октября 1844:
«Его Величество Король Наш Повелитель, желая организовать вертеп в зале делла Раккетта Королевского дворца, соизволил устно распорядиться об исполнении следующих работ:
– Уложить каменными плитами полы в указанном зале и задних комнатах, ведущих из зала на угловую лестницу во втором дворе налево или по меньшей мере там, где планируются проходные дорожки. Все это является частью проекта, подписанного Вами 29 июля с. г.
– Заделать все трещины в потолках и заштукатурить, оставив неотделанным только свод.
– Расписать все стены под звездное небо.
– Пробить два проема, один для перехода из первой антикамеры так называемых новых апартаментов королевского этажа в указанный зал, второй – между оным и задней комнатой.
24.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
– Одну и вторую галереи уложить таким же мондрагонским мрамором, какой лежит в апартаментах, и иже с ними другой переход, соединяющий зал с передней комнатой апартаментов, учитывая, что большею частью укладка имеется, и нужно лишь положить недостающие плиты.
– Во всех трех проемах и при главном входе в зал установить новые тамбуры перед дверьми, чтобы не было сквозняков.
– При необходимости проделать проем в стене одной из галерей из задних комнат, дабы создать иллюзию пространственной удаленности вокруг вертепа.
25.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
– Проложить трубу с этажа камер-фрейлин, откуда подвести воду по угловому трубопроводу с юго-западной стороны в зал делла Раккетта, дабы иметь возможность устроить у вертепа водопады, реки с проточной водой и озеро.
– Вычистить обе лестницы, то есть вышеупомянутую угловую второго двора слева, по которой гости проследуют наверх, и вторую, винтовую, называемую Театральная, по которой гости проследуют вниз.
– Галерею из передней до зала делла Раккетта завесить полотнами со сценами охоты и украсить миртом.
Своим распоряжением о произведении работ имею честь поручить выполнение оных Вам как показавшему высшее понимание и умение с условием исполнения сметы, каковую немедля составит ученик архитектора синьор Гарджуло».
26.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich. Фотографии не обрабатывались, прошу прощения за качество.
Из подробных описаний, хранящихся в Историческом архиве Королевского дворца в Казерте, мы узнаем мельчайшие подробности работ, выполнявшихся в так называемом зале делла Раккетта, где монаршие особы наслаждались игрою в мяч наподобие современного тенниса.
Зал делла Раккетта примыкал к так называемому «Большому бальному салону королевы» и, по первоначальному замыслу архитектора Ванвителли, соединял апартаменты царственных супругов. Это было самое большое по площади помещение исторических апартаментов длиной 40 метров с семью оконными проемами. Сейчас в этой части королевского дворца располагается сержантское училище Военно-воздушных сил.
27.
. | ||
. | ||
. |
Картины: 1. Благая весть пастухам. 2. Зеленый базар. 3. Первая картина мавров. 4. Рынок тканей. 5. Таверна. 6. Вторая картина мавров. Экспонаты выставки «Неаполитанский рождественский вертеп. Из собрания Королевского дворца в Казерте» в Музеях Московского Кремля. Парадный вестибюль Оружейной палаты, 20.12.2010 – 15.03.2011 Source
Источники и дополнительно по теме:
Текст на основе: Каталог выставки 2010 года «Неаполитанский рождественский вертеп. Из собрания Королевского дворца в Казерте» в Музеях Московского Кремля: Неаполитанский рождественский вертеп. Из собрания Королевского дворца в Казерте. Il Presepe di Palazzo della Reggia di Caserta. Авт. текстов Лючия Беллофатто, Джузеппе Грациано, Фердинандо Крета, Мария Кармен Мази. Науч. ред. Марина Тарасова. Федеральное гос. учреждение культуры «Гос. историко-культур. музей-заповедник “Моск. Кремль”». – М: ООО «АзБука», 2010. – 64 с.: цв. ил.; 22х29 см. – 1 000 экз. – ISBN 978-5-88678-212-7 (Музеи Московского Кремля)
Выставка: Музеи Московского Кремля, Парадный вестибюль Оружейной палаты, 20.12.2010 – 15.03.2011. Организаторы: Музеи Московского Кремля, Королевский дворец в Казерте
Сайт Королевского дворца в Казерте: www.reggiadicaserta.beniculturali.it
Источник: gorbutovich.livejournal.com
Строительство дворца
Луиджи Ванвителли прибыл в Казерту в 1751 году и сразу же приступил к разработке проекта дворцово-паркового комплекса. 22 ноября того же года архитектор предоставил королю на утверждение готовый проект резиденции, а спустя два месяца состоялась торжественная церемония закладки первого камня. Данное событие запечатлено на фреске Дженнаро Мальдарелли, украшающей Тронный Зал.
Спустя год после начала строительства, были запущены работы по благоустройству парка. Дворцовый комплекс в Казерте строился не один десяток лет. После смерти Луиджи Ванвителли в 1773 году ответственность за реализацию проекта взял на себя его сын Карло – не менее талантливый архитектор.
Первым королем, выбравшим Казерту в качестве своей охотничьей резиденции, стал Фердинанд IV, покинувший Королевский дворец в Портичи после извержения Везувия в 1767 году. Его супруга Мария Каролина с особой внимательностью подошла к декоративному оформлению интерьеров. Благодаря ей во дворце появилось прекрасное собрание живописи, а также великолепная коллекция фарфора.
Источник: unitalia.ru
Отдыхая в Поццуоли, около Неаполя, после поездки на остров Искья, нам захотелось прогуляться по парку. C красивыми парками тут напряженка, но есть одно место, где прогулочная аллея с фонтанами и водопадами тянется на 3 км! Этакий итальянский Версаль. Сейчас я о нем расскажу.
Отдыхая в Поццуоли, около Неаполя, после поездки на остров Искья, нам захотелось прогуляться по парку. C красивыми парками тут напряженка, но есть одно место, где прогулочная аллея с фонтанами и водопадами тянется на 3 км! Этакий итальянский Версаль. Сейчас я о нем расскажу.
Город Казерта (Caserta) находится в Южной Италии, в 40 км к северу от Неаполя, на краю Кампанийской долины. Казерта – административный центр одноимённой провинции – развитый промышленный, сельскохозяйственный и коммерческий город, транспортный узел. Живут здесь около 80 000 человек.
В центре города находится главная достопримечательность, объект ЮНЕСКО – резиденция Реджа ди Казерта (Reggia di Caserta) – дворец неаполитанских королей. Королевский дворец в Казерте считается крупнейшим зданием, построенным в Европе в XVIII веке.
Сам город не представляет из себя ничего интересного. По дороге из Неаполя один городок плавно перетекает в другой. Виды совершенно не впечатляют. Но все меняется, когда вы подъезжаете к дворцу!
Как добраться до Казерты?
Проще всего ехать сюда на поезде. Из Неаполя ходит поезд с Napoli Centrale примерно каждые 30 минут, примерно за €10 до станции Caserta. Время в пути 40 минут.
Из Рима ехать сюда нет смысла, но вдруг вам захочется. Поезд ходит от вокзала Termini. Ехать нужно до станции Caserta. Время в пути 1 час 10 минут, а билет стоит около €35.
Подсказка от читательницы Ирины: В Италии легко можно купить дешевый билет в любую сторону. На trenitalia.com хорошие тарифы. Главное покупать заранее. Конечно, многие покупают прямо в день поездки, тогда, да, дороговато. Но заранее от 9 евро из Рима до Казерты.
Мы же забили в навигаторе парковку прямо под лужайкой перед дворцом. Было воскресенье, 9 утра. Парковка оказалась пустая. Стоит она €1 в час. Совсем не дорого по итальянским меркам.
Вход во дворец
Не знаю почему, но в этот день вход в парк был бесплатный. Парк открыт с 8:30 до 19:00, зимой до 15:30.
Стоимость входных билетов:
- €14. Входят исторические апартаменты, галерея, выставка Terrae Motus, парк и английский сад.
- €10 только вход в парк и английский сад.
Вторник – выходной день.
Немного о дворце
Сегодня в Казерте открыты для посещений королевские покои, картинная галерея и бывший придворный театр. В здании работают две экспозиции: Территориальный музей и Музей оперы.
Самый яркий элемент обстановки дворца – мраморная парадная лестница в 116 ступеней. Справа от лестницы расположена Палатинская капелла с эффектной отделкой из цветного мрамора и гипса-стукко; с надалтарной картиной Джузеппе Бонито «Непорочное зачатие». Слева располагается грандиозная анфилада залов.
Одно за другим следуют великолепные помещения: залы Алебардщиков и Телохранителей; зал Александра с фреской работы Мариано Росси. Далее идут королевские покои – Новые и Старые апартаменты. Старые апартаменты завершаются Овальным залом; посреди Новых находится Тронный зал – самый большой и впечатляющий во всём дворце.
Но мы приехали посмотреть парк! Дело шло к полудню. Пора прогуляться.
Дворцовый парк
Площадь дворцового парка составляет 120 га (это крупнейший в Италии регулярный парк с элементами пейзажного сада). Перед зданием расположен водный партер; от него на 3,5 км протянулся каскад фонтанов. От дворца до конца Гранд-каскада можно добраться на специальном микроавтобусе.
Хотите немного поразвлечься в парке?
Лень ходить ногами? Тогда за €1 вас довезут до каскада водопадов на автобусе. Можно взять велосипед на прокат за €4 в час. Не уверены, что заедете в горку? Тогда берите электровелосипед за €6 в час. Хотите прокатиться всей семьей? Велорикша за €13 в час к вашим услугам, но в горку ехать на ней тяжело. Советую пешком или электровелосипед.
А еще тут катают на карете — вот это романтика!
План парка
Прогулка по парку
Парк я бы разделил на 3 части:
- Сам парк. Одни газоны без цветов и немного деревьев.
- Аллея с фонтанами
- Подъем в гору вдоль каскада водопадов.
Первая часть парка не впечатлила. Изнуряющая жара, мало тени.
Знаете ли вы?
Дворец Казерта не раз был натурой для киносъёмок. Здесь снимали эпизоды «Звёздных войн», фильмов «Миссия невыполнима – 3» и «Ангелы и демоны».
Вторая часть парка
Страничка истории
Строительство дворца было начато в 1752 году, по приказу короля Неаполя и Сицилии Карла VII (Карлоса III Бурбонского). Построенная ранее на побережье в Портичи летняя королевская резиденция была слишком уязвима для нападений с моря. К тому же её расположение не позволяло разбить рядом полномасштабный парк. Новому дворцу предстояло величиной и роскошью превзойти самые значительные европейские резиденции.
Работу поручили Луиджи Ванвителли. За основу проекта архитектор взял грандиозный Версальский дворец. Задача перед Ванвителли стояла сложная. Казерте предназначалось стать «городом в городе», вместить в себя множество королевских апартаментов, двор и правительство, всевозможные службы. Всего было создано 1200 различных помещений. Когда модель будущего дворца-гиганта была представлена Карлу VII, монарх пришёл в восторг.
Прямоугольный дворцовый комплекс, с внешними размерами 247 на 184 м, был ориентирован фасадами на четыре стороны света. За наружными крыльями скрывались четыре двора, разделённые внутренними корпусами, образующими крест. В перекрестье этих построек были устроены сквозные проходы и галереи для удобного перехода в разные части дворца. Работа была окончена в 1780 году сыном архитектора – Карло Ванвителли.
Английский сад
В Английский сад пускают строго по расписанию. Примерно раз в час или полтора. К 11 часам мы чуть-чуть не успели, а на обратном пути опоздали на 5 минут. Поэтому не попали туда.
Немного котиков
3 часть — каскады водопадов
Последняя часть самая захватывающая. Крутая извилистая лестница ведет нас к самой дальней и самой высокой точке парка. На вершине начинается каскад водопадов. От туда открывается панорамный вид на город. Находясь на вершине не понимаешь, как удалось на одном дыхании преодолеть такое расстояние на жаре. Замерил высоту — 217 метров!
Знаете ли вы?
Откуда берется вода на горе? Вода в Казерту поступает по акведуку Вантинелли. Потоки сбегают по уступам холма к зеркалу фонтана Дианы и Актеона.
Итого
Мы потратили €11 на бензин из Поццуоли, €5 на мороженое и €5 на парковку = €21 на двоих 🙂
Казерта — хорошее место, чтобы отвлечься от грязного Неаполя, отдохнуть от моря или размяться после недели ничегонеделания на пляже. На парк стоит выделить целый день. В самую жару вы сможете остыть в прохладных залах дворца и посмотреть отличную коллекцию картин.
Как вариант, можно приехать сюда из Рима с ночёвкой. Посмотрите на букинге отели в городе. А на следующий день уехать на остров Искья, кстати почитайте мой отчет об острове тут.
Что вы думаете об этом парке? Были ли вы там? Что я упустил важного? Напишите в комментариях ниже.
Источник: holidaygid.ru
История
Историки затрудняются ответить на вопрос о том, кем именно были аборигены этой местности, которые жили здесь еще до появления здесь римлян. Известно, что основа будущего города была заложена лангобардами – именно они установили башню, которая ныне является дворцом префектуры.
Во второй половине 18 века королем Карлом Седьмым (Carlo di Borbone VII) было принято решение о переносе резиденции из центра Неаполя в более отдаленное место. Монарх остановил свой выбор именно на Казерте, в окрестностях которой он любил охотиться. Он выкупил у местных феодалов эту территорию, начал строить дворец и разбил гигантский парк по проекту голландского архитектора Луиджи Ванвителли (Luigi Vanvitelli).
Королевский дворец в Казерте – крупнейший архитектурный комплекс Европы
За основу проекта Королевского дворца в Казерте (Reggia di Caserta) был взят Мадридский королевский дворец (Palazzo reale di Madrid). Строительство длилось почти на протяжении века – с 1752 по 1845 годы.
Пятиэтажный дворец выполнен в неоклассическом стиле, имеет высоту тридцать шесть метров и насчитывает тысячу двести помещений, из которых туристам открыта для посещения лишь часть.
Ныне этот роскошный архитектурный комплекс является самым большим в Европе. В 1997 году этот дворцово-парковый ансамбль объявлен ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия человечества.
Королевский парк
Сказочно красивое место площадью более ста гектаров, в котором можно увидеть единственную в своем роде «водную аллею» — цепь фонтанов, украшенных скульптурами, изображающими мифологические сюжеты, а так же несколько бассейнов.
Английский сад (Giardino Inglese), фонтаны Маргариты, а так же Дианы и Актеона, каскадный водопад, сверкающие рыбки, невероятно красивые растения и пруд – все это радует глаз и ежегодно приводит в восторг миллионы туристов.
Комплекс Святого Августина
Построенный в первой половине 1400 г. и восстановленный в 18 веке по заказу короля Фердинанда IV (Ferdinando IV), комплекс находится в самом центре города, на улице Маззини (Via Mazzini). Сюда входит монастырь, церковь Святого Августина, Музей традиций и Музей современного искусства.
Окрестности и их достопримечательности
Казерта делится на 5 районов:
Caserta vecchia
Исторический центр города с его очаровательными средневековыми улочками и развалинами древнего замка, расположен на высоте 401 м над уровнем моря. Здесь находится Собор св. Архангела Михаила XVIII века (Cattedrale di San Michele Arcangelo), сочетающий в своей архитектуре арабско-сицилийский, бенедиктинский и романский стили. Кафедральный собор и Капелла св. Иоанна Крестителя находятся в этом же районе.
Piedimonte di Casolla
В этом районе можно посетить старинную церковь Святого Руфо (La chiesa di San Rufo), относящаяся к XI веку, находится в средневековой деревне Пьедимонте-ди-Касолла. Согласно легенде, церковь посвящена палеохристианскому мученику, Руфо из Равенны (Rufo di Ravenna), который, укрываясь в этом районе, был обнаружен священниками храма и приговорен к смертной казни. Церковь выглядит просто и почти не имеет декоративных элементов. В церковь можно попасть поднявшись по старой, но прочной лестнице.
Vaccheria
Старинная церковь Святой Марии (chiesa di Santa Maria delle Grazie) находится в районе (Vaccheria). Церковь была возведена всего за три года по проекту архитектора Франческо Коллечини (Francesco collecini).
San Leucio
Ткацкая фабрика (Fabbrica della seta), созданная в XVIII века на основе охотничьего домика короля Карла III (Carlo III di Borbone), сделала этот район знаменитым далеко за пределами Италии. Эти текстильные цеха обеспечивают шелком и тканями элитных клиентов по всему миру.
Falciano
Жилой центр (Falciano del Massico) расположен на предгорье, за которым находиться гора Массико (Monte Massico). Также рядом находиться озеро Фальчано (Falciano), известное в прошлом как озеро Каринола (Carinola).
Фирменная кухня Казерты
Из всех известных деликатесов этой местности, без сомнения, на первом месте стоит Mozzarella di Bufala – сыр из молока буйволиц и блюдо «Parmigiano» — из баклажанов, запеченных с моцареллой и соусом.
Так же стоит попробовать «Cardone» в бульоне, а так же «Friarelli» — брокколи с красным перцем и чесноком.
Шопинг
Здесь есть масса магазинов самого разного уровня. Это и магазинчики ремесленников и неизвестных итальянских дизайнеров. Это и магазины международных марок, представленных в основном на улице Маззини (Via Mazzini), и торговые центры. А в 10 минутах езды в городе Марченизе (Marcianise) расположен аутлет-центр (La Reggia Designer Outlet), в котором можно найти одежду и обувь практически всех известных бренды.
Как добраться
Этот город расположен всего в 31 километре от Неаполя, откуда можно легко добраться до Казерты на любом виде транспорта.
Поездом — через Казерту проходит железнодорожная линия Рим-Неаполь. От Центрального вокзала Неаполя до Казерты поезд идет 40 минут, а от Рима до Казерты можно доехать на прямой электричке за 1 час 15 минут.
Автобусом — доступно автобусное сообщение из Рима и Неаполя. Два городских вокзала расположены недалеко от Королевского Дворца. Через город проходят две автомагистрали — A30 до Салерно и A1.
Источник: www.napoli.ru
Цитата сообщения Майя_Пешкова Дворец неаполитанских королей в Казерте .Италия
” Казерта (итал. Caserta) — город в итальянском регионе Кампания, административный центр одноимённой провинции. Туристам он известен мало, а жаль, ведь по своему великолепию он не уступает другим городам – местам паломничества туристов, потому мы попытаемся заполнить этот пробел. ” Terra di Lavoro – так называется Казерта и ее провинция с горами, побережьем, озерами, памятниками археологии и искусства. Главная достопримечательность Казерты – Королевский дворец, построенный по проекту архитектора Луиджи Ванвителли. В этом дворце все вызывает восхищение: огромный парк с великолепными фонтанами и скульптурами, водопад и английский сад, изысканные газоны, роскошные залы с ценной мебелью, коллекция живописи ” ” Карл 111 Бурбон ” Сын Карла Фердинанд 1У В XVIII век король Неаполя Карл III Бурбон решил построить королевскую резиденцию Палаццо Реале в Казерте, да такую, чтобы не уступала Версалю. И в настоящее время вы можете в этом убедиться. Королевский дворец Казерты – это прекрасные интерьеры, роскошь «барокко», блеск золота, коллекция живописи и огромный английский парк с великолепными фонтанами, скульптурами и водопадом.
Судя по количеству комнат (1200), дворец представляет собой самое большое здание, возведённое в Европе XVIII века Необходимость строительства загородного дворца была обусловлена не только соображениями международного престижа, но и тем, что основная королевская резиденция в Неаполе была открыта для нападений со стороны моря. ” Памятник Ванвителли в Казерте. Строился он по проекту голландца Луиджи Ванвителли, который взял за образец не столько Версаль, сколько королевский дворец в Мадриде, где провёл детские годы тогдашний король.
Строительство дворца было начато в 1752 для Чарльза VII Неапольского, который работал в тесном сотрудничестве со своим архитектором Луиджи Ванвителли. Когда Чарльз видел грандиозно модель дворца для Казерты, его переполняли эмоции. ” Возведение дворца продолжалось с 1752 по 1780 гг., при этом был кардинально изменён окружающий ландшафт, а город Казерта перенесён на 10 км. Квадратное в плане сооружение вобрало в себя дворцовую церковь и придворный театр, однако Ванвителлиевы планы строительства университета и библиотеки так и не были воплощены. ” Также не был осуществлён его проект 20-километровой подъездной аллеи. Вокруг дворца разбит самый обширный из регулярных парков Италии, с вкраплениями парка пейзажного; среди его достопримечательностей — многочисленные фонтаны, колоссальный акведук и шелкопрядильная мануфактура с домиками для рабочих, замаскированными под садовые павильоны. ” Политической и социальной моделью для дворца Ванвителли был Версаль, который, как ни странно поразительно отличался. Основная идея короля состояла в том, чтобы иметь великолепный королевский двор и административный центр всего Королевства в месте, защищенном от морского нападения. ” В 1773 Ванвителли умер: строительство было продолжено его сыном Карло и закончилось в 1780. У дворца есть приблизительно 1 200 комнат, включая две дюжины государственных квартир, крупная библиотека, и театр. Население Казерты было сосредоточено в 10 километрах, чтобы рабочая сила была ближе ко дворцу. ” Из всех королевских мест жительства, сделанных по образу Версальского дворца, Дворец Королей Казерты – один из неногих, имеющих самое большое сходство с оригинальной моделью. Как его французский предшественник, дворец был предназначен для того, чтобы показать власть и великолепие абсолютной монархии Бурбона
Чтобы предоставить Королю подходящую защиту, во дворце были построены бараки для королевской армии. В королевском дворце находится сад, простирается на 120 га, частично на холмистом ландшафте. его создание вдохновлено парком Версаля, но сейчас он по праву считается более красивым. ” Парк начинается с заднего фасада дворца, обрамляя длинный переулок с искусственными фонтанами и каскадами. Также есть английский сад в верхней части, разработанной в 1780-ых Карло Ванвителли. ” К моменту завершения строительства мода на подражание Версалю была в прошлом. Историки архитектуры не раз обвиняли создателей Казертского дворца в безумной расточительности и гигантомании, плодом которых была монотонность однообразных перспектив. ” Тем не менее, в 1997 году ЮНЕСКО объявило дворцово-парковый ансамбль в Казерте памятником Всемирного наследия человечества. Во дворце проходили съёмки многих итальянских и голливудских фильмов (в частности, двух приквелов «Звёздных войн», блокбастеров “Миссия невыполнима”, “Код ДаВинчи”, “Ангелы и Демоны”). Казерта использовалась в качестве места для съемок фильма Star Wars, изображая Королевский Дворец Королевы Амидалы в 1999 году. Та же самая комната также использовалась как Ватикан в фильме Миссия невыполнима III. Интерьер ” Парадная лестница ” Парадная лестница ” Приятно поражает незаметность смотрителей. Никто не цикает при первой же попытке навести фотообъектив – снимай не хочу! Посетителей немного, никто не мешает, не мечется. Признаться, вообще не помню, были ли они там. Это не Версаль с его столпотворением. ” Узнаёте? Ничто не напоминает? Так ведь это же королевский дворец Падме Амидалы в Набу из первых серий “Звёздных войн” – Лукас снимал эпизоды в этих залах. Здесь же снималась “Миссия невыполнима III” – “Ламборджини” крутился в одном из дворов казертинского Палаццо Реале. Здесь же – после запрета Ватикана, снимались ватиканские эпизоды уже прошедшего на экранах фильма “Код да Винчи”. Здесь же находятся и “ватиканские палаты” из будущей картины “Ангелы и Демоны”, премьера которой ожидается в 2009-ом. Наконец, здесь в 1970-м Бондарчук снимал сцены “парижского дворца” Людовика XVII в своём “Ватерлоо”. ” ” ” ” ” ” ” Тронный зал ” Декор в стиле Ампир ” Плафоны в виде земных полушарий ” Библиотека ” Библиотека ” Зеленая гостиная ” Желтая гостиная ” Спальня Фердинанда IY ” Парадный портрет ” ” ” Предметы мебели ” Декор потолка ” Потолок тронного зала ” Потолочные картины тронного зала ” ” В самом конце экскурсии по Королевскому дворцу ожидают 2 сюрприза: приятный и неприятный. Неприятный заключается в том, что с десяток классических залов отдан под т.н. современное “искусство”. В приципе ничего против него не имею и отдельные образцы бывают достаточно любопытны, но здесь они выглядят совершенно нелепо: под роскошным потолком – к примеру, к стене прибит обыкновенный дощатый ящик с позолоченными лентами крепежа и примитивно нарисованными гуашью силуэтами кильки. Оченно шедеврально! А приятный находится в полутёмном зале, в центре которого под большим стеклянным колпаком светится чудеснейший рождественский вертеп! Каждая фигурка – будь то овца или корова, человек или ангел, каждый предмет – лестница, тарелка в руках трактирщицы, корзинка с фруктами, стул, стол, скатерть на нём – выполнены так тщательно и любовно, что вызывает невольное восхищение. Поражает яркая характерность персонажей: лица фигурок так и светятся человеческими эмоциями. Великолепно! ” ” ” Традиция изготовления “презепи” – рождественских фигурок, очень высока именно в Неаполе. В районе церкви Сан-Грегорио Армено есть целая улочка, где торгуют такими фигурками. Основная масса дешевых поделок рассчитана явно на невзыскательного туриста – грубый, примитивный, на скорую руку ширпотреб. В витринах антикварных лавочек встречаются “презепи” высокого класса, но и цена у них уже соответствующая. Самая обширная коллекция первоклассных “презепи” выставлена на обозрение в неаполитанской Чертозе Сан-Мартино. Фрески ” ” ” Парковая зона Какая песня без баяна, какой королевский дворец без соответствующего ему по размаху парка? Вантинелли размахнулся не на шутку: расстояние по прямой от дворца до фонтана Дианы и Актеона, что на противоположном конце парковой перспективы – 3,5 км! Так что прогулка по парку может быть не только интересной, но и весьма утомительной. Надо ли идти осматривать парк, стоит ли он того? Тут я не советчик. Ничего лучше Петергофа я пока не видел. Но и прославленный Версаль меня не так чтобы уж сильно впечатлил. И фонтанный каскад в Казерте – не самое захватывающее зрелище. Несколько монотонно. Но что мне однозначно понравилось – тутошний Английский сад. Проблема заключается в том, что вход в Английский сад – на самом верху, у фонтана Дианы. Да и чтобы оценить (или не оценить) казертинские фонтаны, нужно тоже подойти к ним несколько поближе, не так ли?
Также как и Версаль, Казаретская резиденция имела обширную парковую зону, которая включала сады, каскад фонтанов, аллеи и террасы. Парк Казареты расположился на площади в 120 гектар. Он также был сооружен под влиянием парковой зоны Версальского дворца. Парк начинается сразу за внутренним фасадом дворца, раскинувшись каскадом фонтанов и аллей вниз по склону.
В парке есть отдельный Английский сад, который был разработан в 1780-ых годах Карло Ванвителли и Джоном Грейфером. Среди каскада фонтанов стоит выделить Фонтан Дианы и Актиона, Фонтан Венеры и Адониса, Фонтан Дельфинов и т.д. Парк декорирован многочисленными статуями и скульптурами, большинство из которых были созданы Гаэтано Саломоне. ” Но настоящим украшением сада служат псевдоруины. Сначала ты неожиданно попадаешь в “кавы”. ” ” ” ” Фонтан трех дельфинов ” Большой каскад ” Фонтаны и статуи красочно дополняют ландшафт парка ” Фонтан Венеры и Адониса ” Диана и Актеон ” ” Каскад ” ” Английский сад ” Величие поражает ”
Источник: www.liveinternet.ru