Колонны кносского дворца



Самый узнаваемый, самый посещаемый, популярный настолько, что появляется на обложках едва ли не большинства путеводителей — древнейший город Кносс (Кноссос, Knossos, Κνωσσός) и Кносский дворец на Крите — легендарный архитектурный памятник, расположившийся на северном берегу острова всего в пяти километрах от моря и буквально на окраине столичного города Ираклион (Heraklion, Ηρακλειο). Во времена минойской цивилизации это был главный город всего острова, а в греческой мифологии он связывается с именем критского царя Миноса. Какие же секреты Кносского дворца передают легенды и мифы, и чем в наши дни может удивить дворец Миноса на Крите?

Минос — мифический царь Крита, сын самого Зевса и Европы, получивший законы от отца и написавший их для своего народа.

История

Во времена минойской цивилизации (2700-1400 годы до нашей эры) наиболее развитые области острова представляли собой поселения вокруг так называемых дворцов — масштабных и сложных комплексов, в которых концентрировалась политическая, экономическая и общественная жизнь. Подобные дворцы существовали в Закросе (Zakros, Ζακρος), Малии (Μαλια, Malia), Фесте (Phaistos, Φαιστός) и, конечно, в Кноссе.


Как был найден Кносский дворец? Многие учёные искали точное расположение этих городов, но первым, кто определил местонахождение Кносского дворца и начал раскопки, был грек Минос Калокеринос (Minos Kalokairinos, Μίνως Καλοκαιρινός), среди прочего обративший внимание на характерной формы холм с сельскохозяйственными угодьями, а также находки различных предметов местными жителями. Работы начались в 1878 году, однако вскоре были остановлены турками, под чьей властью находился Крит в то время. Открытия не случилось.

В 1900 году за раскопки взялся первооткрыватель Минойской цивилизации английский археолог Артур Джон Эванс, который скупил все земли вокруг предполагаемого месторасположения дворца. Именно эта дата считается официальной датой открытия им Минойской цивилизации со всем её удивительным богатством.

Первый и второй дворцы Кносса

Археологи и историки говорят о двух различных периодах существования дворца: первый дворец в Кноссе был возведен в конце 2000 годов до нашей эры, просуществовал до 1700 года до нашей эры и был разрушен землетрясением. Позднее, в период от 1700 до 1400 годов, на пике минойской цивилизации дворец был отстроен заново, но пострадал от пожаров и снова был разрушен. То, что можно наблюдать в наши дни, представляет собой руины и частично восстановленные объекты в основном именно второго строения из «новодворцового» периода.


Архитектура Кносского дворца

Когда-то впечатляющий и величественный, Кносский дворец представлял собой грандиозное сложное многоэтажное строение с более чем 1300 помещениями разнообразного назначения. Чёткого и единственно верного плана дворца не было: строения и расположенные на разных уровнях помещения достраивались с ходом времени, не всегда очевидно соединяясь хитросплетениями коридоров и лестниц; во дворце было легко запутаться и потеряться, так как в нём было множество потайных комнат, залов, коридоров и тупиков. Бессистемно и хаотично — элементы появлялись там, где они были нужны, не заботясь о гармоничном виде и «картине в целом». Вместе с тем, дворец был не только масштабным и роскошным, но также и высокотехнологичным строением, обладал серьёзной системой водоснабжения и канализации: отдельный трубопровод доставлял воду во дворец, другой отвечал за наполнение ванн и бассейнов, третий предназначался для отвода использованной воды.

Более 24000 квадратных метров площади вместили в себя даже театр и складские помещения, не говоря о разнообразных дворах, мастерских, залах, святилищах и, конечно, царских покоях. Обилие фресок и широта цветовой гаммы во внутренних убранствах впечатляет: использовались голубая, бирюзовая, оранжевая краска, но в основном ярко-красная в сочетании с черной. Оригинальные фрески, а также все найденные предметы можно увидеть в Археологическом музее Ираклиона.

План Кносса


  1. Западный двор Кносского дворца, по одной из версий, когда-то служил главным входом в Кносс. В наши дни он также является главным входом в комплекс, и именно здесь начнётся экскурсия в Кносский дворец.
  2. Кулурес — три довольно большие ямы при входе, которые полностью выложены булыжником изнутри. По некоторым предположениям, использовались для хранения зерна, по другим — для останков после жертвоприношений. Эта часть дворца относится к «стародворцовому» периоду, то есть к самой старой застройке.
  3. Западный портик, восточная часть которого была украшена фресками с изображениями игр с быком.
  4. Коридор с фреской «Процессия» — часть коридора была разрушена, и разные источники указывали на различные назначения этого строения. Коридор был украшен фресками с изображениями девушек и юношей, несущих дары богине или жрице. Второе название коридора — «Дорога процессий».
  5. Южный дом — трёхэтажное строение, предположительно построенное специально для верховного жреца. Датируется 1600 годом до нашей эры.
  6. Южные Пропилеи — продолжение «Дороги процессий» с большой лестницей, ведущей на главный уровень дворца (верхний этаж содержал в себе большинство культовых помещений Кносского дворца). Здесь же находится знаменитая фреска, изображающая юношу с сосудом конической формы — «Носитель ритона». Пифосы (πίθος, большой кувшин), найденные в северной части, указывают на то, что потенциально это место могло использоваться и как кладовые.

  7. Западные кладовые — комплекс помещений с расставленными пифосами и пустыми объёмами, использовавшимися для хранения разнообразных товаров: зерна, масла, шерсти и т. п.
  8. Тронный зал — самое популярное и известное помещение с каменным троном, небольшой ванной для омовений и каменным постаментом святилища. Стены этого зала украшены фресками с изображениями грифонов, а над ним находится Зал Фресок с копиями фресок «Игры с Быками», «Голубая птица», «Голубая обезьяна», «Дамы в голубом», «Собиратель шафрана» и копии других находок.
  9. Трёхчастое святилище получило своё название благодаря делению помещения на три части. Здесь были найдены таблички с линейным письмом и глиняные печати.
  10. Центральный двор — центр Кносского дворца, большая площадь, выложенная ровными плитами. По мнению учёных, здесь проходили все крупные общественные мероприятия.
  11. «Принц с лилиями» — копия фрески, изображающая юношу среди цветов.
  12. Большая или Парадная лестница, раскинувшаяся на четыре этажа, соединяла четыре уровня дворца, два из которых были ниже уровня Центрального двора.

  13. Святилище двойных секир — символизировало политическую и религиозную власть царя Миноса.
  14. Мегарон царицы — большой зал с колоннами и одна из самых знаменитых фресок Кносского дворца «Дельфины».
  15. Зал двойных секир — место, где, предположительно, находился мегарон царя.
  16. Мастерская Ремесленника и школа, где во время раскопок были найдены инструменты для обработки камня, незаконченные изделия и т. п. Рядом находилась школа, где обучали письму, но по другой версии — гончарная мастерская, так как были найдены ступы для замешивания глины и предположительно гончарные инструменты.
  17. Склад гигантских пифосов — огромные глиняные сосуды, складируемые в специальных помещениях. Эти пифосы датируются 2000 годом до нашей эры, им более 4000 лет.
  18. Коридор Затрикия, также Шахматный Коридор или Коридор шашечной доски получил своё название благодаря найденной здесь игре, которая напоминала шашки или нарды. Фигуры были сделаны из слоновой кости с использованием золота и серебра.
  19. Северный вход и коридор северного входа связывал вход во дворец с его главной площадью — Центральным двором. Предполагается, что эти руины относятся к стародворцовому периоду.
  20. Гипостильный зал — табличка с английским вариантом называет его «customs», то есть таможня. Артур Эванс предполагал, что эти помещения использовались для досмотра всех товаров и вещей, попадавших затем во дворец.

  21. Северный бассейн омовений, облицованный плитами и обнесённый традиционными для Кносского дворца колоннами. Эванс предполагал, что это место предназначалось для «омовения» всех посетителей, которые входили в Кносский дворец через Северный вход.
  22. Театр — мощёная плитами и ограниченная с двух сторон лестницами площадь, по форме напоминающая театр. Между лестницами находится возвышение, и, согласно мнению Артура Эванса, оно служило своего рода «царской ложей», откуда всё семейство наблюдало за представлениями.

Колонны Кносского дворца

Одна из самых узнаваемых достопримечательностей Кносского дворца — широко известные красные колонны, образ которых можно встретить едва ли не во всей туристической и сувенирной продукции, начиная с фотографий в путеводителях по Криту, книг, открыток, календарей и вплоть до магнитиков на холодильник. Колонны интересны тем, что, в отличие от обычных колонн, они не строго прямые, не расширяющиеся книзу, а наоборот — сужающиеся, за что получили название «иррациональных». Кстати, современный их вид — результат работ Артура Эванса по реконструкции и воссозданию элементов дворца.

Реконструкция Артура Эванса

Если вы ожидаете увидеть здесь огромный дворец в несколько этажей, с роскошными залами и дворами — всё это было, но, увы, 3500-4000 лет назад. Несколько землетрясений, пожаров да и попросту время сделали своё дело — уцелело довольно мало объектов, часть из которых подверглась серьёзной реставрации, а большинство оригинальных находок и фресок перенесено в Археологический музей Ираклиона.


Нынешний Кносский дворец нельзя назвать «раскопками» в полном смысле этого слова, так как Артур Эванс тут же занялся и восстановительными работами. Иногда, по словам других археологов, во время реконструкции он допускал в процесс слишком много собственного воображения в ущерб точности.

Тем не менее, в том числе и благодаря методам реставрации Артура Эванса (пусть даже и спорным), сейчас легче представить облик дворца в древние времена, когда минойская цивилизация была в зените своей славы.

Секреты Кносского дворца: Лабиринт Минотавра

Минойская цивилизация — одна из самых малоизученных и загадочных цивилизаций, даже несмотря на большое количество найденных артефактов. Кносс тому не исключение, и каждый камень здесь имеет свою легенду. Существуют предположения, что известный нам всем ещё из курса школьной истории Лабиринт Минотавра, по бесконечно запутанным коридорам которого якобы бродило чудовище с телом человека и головой быка — Минотавр, располагался либо в ближайших окрестностях дворца, либо и вовсе был самим дворцом! В какой-то степени последнее утверждение может претендовать на правду — уж слишком сложными и запутанными выглядят все строения, множества коридоров и переходов в Кносском дворце, а масштаб его просто впечатляет!

Любопытно, что за всё время раскопок (а один только Эванс посвятил им более 30 лет) здесь не было найдено костей людей или животных — никаких останков живых существ вообще!


Возможно, всё это просто очередная легенда: сложность конструкции объясняется отсутствием чувства гармонии и знания симметрии, постоянными стройками и пристройками, а слово «лабиринт» на самом деле было словом «лабрис», что на лидийском означает «двойную секиру», символ которой был священным для минойцев. Так что можно запомнить кто построил лабиринт на Крите согласно греческой мифологии, так как наверняка, похоже, этого не знает никто.

Билеты и время работы Кносского дворца

Экскурсия в Кносский дворец занимает едва ли не первые места среди предложений туроператоров, равно как и уличных туристических агентств — предложения отправиться в Ираклион и Кносс вы увидите практически везде. Экскурсию и гида, кстати, можно взять в последний момент уже на месте: перед входом предлагаются организованные экскурсии стоимостью 10 евро с человека, только нужно дождаться набора группы в 10 человек.

Посещение Кносского дворца возможно вне зависимости от сезона: Кносс открыт в течение всего года, с разницей только лишь в расписании:

  • с ноября по март — с 9:00 до 15:00;
  • с апреля по октябрь — с 8:00 до 19:00 по будням и до 15:00 по выходным.

Хотите погулять без толп туристов? Либо приезжайте не в сезон, либо с утра пораньше или наоборот во второй половине для, ближе к вечеру. После 10-11 часов утра парковка будет забита туристическими автобусами, а территория Кносса — туристами.

Билет в Кносский дворец стоит 6 евро для взрослых, а для детей вход и вовсе бесплатный. С ноября по март и в дни греческих праздников вход в Кносс бесплатен для всех!

К чему быть готовым и что брать с собой?

Помимо фотоаппарата — удобную обувь, лёгкую одежду, солнцезащитный крем и воду, если вы будете здесь в дневное время в летний сезон. Несмотря на небольшое удаление от моря, днём здесь очень и очень жарко, а тени практически нет.

Если вы не большой любитель древности, а читать греческие или английские тексты с расставленных табличек не входит в ваши планы, возможно стоит нанять гида или присоединиться к какой-нибудь из групп — гулять по руинам с осмысленными комментариями будет значительно интереснее. На крайний случай озаботьтесь русскоязычным путеводителем заранее, например, возьмите путеводитель от Ярослава Сергиевского. Соотносить увиденное вживую с подробной информацией гораздо увлекательнее простой прогулки среди руин 🙂

Источник: www.heraklion.ru

Легенда о Минотавре

Учёные, которые занимаются изучением минойской цивилизации, всё больше склоняются к мысли, что легенда о Минотавре возникла не просто так, а имела вполне реальную жизненную историю. По одной из версий, «полубог» являлся учителем царя Миноса, звали его Тавр и был он очень жестоким человеком, который нередко организовывал бои, предлагая в качестве приза афинских детей.

Награда обычно ему и доставалась: он был очень искусным воином и победить его способен был не каждый. Так, долго продолжаться не могло – и, в конце концов, победу над ним одержал афинянин Тесей, в результате чего царь Минос освободил его город от уплаты дани молодыми людьми.

Есть ещё одна гипотеза, которая раскрывает секрет возникновения легенды о Минотавре. Некоторые учёные утверждают, что борьба с быком была хорошо продуманным театральным представлением и являлась ритуалом посвящением молодых аристократов (многочисленные фрески Кносского дворца непосредственно рассказывают об этом событии).

Дворец

Кносский дворец находится на холме Кефал, на севере острова Крит в административном округе Греческой Республики, в четырёх километрах от побережья Критского моря, южнее столицы Ираклион. Найти город можно по следующим координатам: 35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д. или по адресу: Крит, Minoiton, Heraklion 71409.

Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Кносский дворец царя Миноса был построен до того запутано и хаотично, что многие посетители, незнакомые с его планом, попросту терялись и выход находили с трудом. Интересно, что дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был возведён около четырёх тысяч лет назад и оказался разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.

Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до н.э.), считается временем расцвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура, живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи среди развалин Кносского дворца нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности: иероглифическое письмо (знаки были запечатлены в виде рисунков), а также линейное письмо А и Б – знаки изображались контурными линиями.

Считается, что Кносский дворец являлся самым большим сооружением, возведённым представителями минойской цивилизации: площадь его составляла 130 на 180 метров (многие его называют первым небоскрёбом древнего мира: в нём были постройки, насчитывающие около пяти этажей). Во дворце был предусмотрен водопровод, канализация, вентиляция, а также находилось огромное количество жилых комнат, мастерские, залы для приёмов, комнаты правителя и т.п.

К сожалению, точных данных о том, как именно выглядел этот памятник архитектуры, не сохранилось, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться. В результате реконструкции, археологи смогли хоть и не полностью, но восстановить облик древнего строения.

Двор Кносского дворца

Кносский дворец изначально не предусматривал никаких фортификационных сооружений, а все его постройки (залы, галереи, лестницы, переходы) в хаотичном порядке располагались вокруг центрального каменного двора квадратной формы, 50 на 50 м.

Поскольку местные архитекторы искусством симметрии не владели, они строили здания там, где считали нужным, и на то, насколько гармонично вписывается постройка в ансамбль, особого внимания не обращали. Поэтому одни помещения были вырублены прямо в скале, другие возведены из кирпича (поскольку эта местность всегда была сейсмически активной, минойские мастера, чтобы придать постройкам устойчивость, чередовали камень с прослойками из дерева).

С точки зрения архитектуры, интересными являлись сужающиеся к низу красные и чёрные колонны дворца. Наверху каждого столпа находилась круглая капитель, где лежала плита, поддерживающая потолок. Формам, древние мастера Крита, не уделали особого внимания – они исполняли чисто практическую функцию: являлись опорами, в то время как у персов и египтян колонны часто имели форму растения.

Также была интересной и конструкция каменных лестниц дворцового комплекса: они не только соединяли постройки друг с другом, но и имели желоба, по которым во дворец поступала питьевая вода, наполнялись бассейны и ванные, были установлены трубы, выводящие из уборных отходы.

Дворец изнутри

Кносский дворец оконных проёмов вовсе не имел. Их без труда заменяли огромных размеров отверстия в потолке, которые, если здание имело несколько этажей, находились друг над другом, благодаря чему солнечные лучи добирались до нижнего яруса (в зависимости от величины проёма, мастера добивались разного уровня освещённости комнат). Эти отверстия также обеспечивали вентиляцию в помещениях, что было немаловажно в жарком климате острова.

Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Трон правителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента.

На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир.

Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи. Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.

Интересны были и портреты, нарисованные древними художниками: лица людей отличаются друг от друга, отсутствуют застывшие позы, а среди цветов наиболее популярный красный оттенок с чёрной отделкой (нередко можно увидеть оранжевые, голубые и бирюзовые тона).

Росписи на стенах украшали практически весь дворец, причём все фрески были нарисованы очень искусно, а детали – очень хорошо прорисованы. Популярной темой были бои с быками, спортивные занятия, частично сохранилась фреска с сидящей на скале птицей голубого цвета, фоном которой служат горы, розы и ирисы.  Также на стенах нередко встречаются изображения элегантных дам с замысловатыми причёсками (древним живописцам настолько удачно получилось передать хрупкость, красоту и изящество женщин, что исследователи условно назвали эти фрески «парижанки» или «придворные дамы»).

Гибель Кносса

Извержение вулкана Санторин, произошедшее между 1645 и 1500 гг. до н.э. на соседнем острове Тира, который был расположен в Эгейском море, разрушило все ближайшие города и поселения не только на Крите, но и на берегу Средиземного моря. Гибель соседних с Тирой территории вызвало не столько само извержение (оно было такой силы, что вулкан полностью развалился и его конус исчез с лица Земли), сколько последовавшее за ним цунами, которое смело всё на своём пути, в том числе и разрушило Кносский дворец.

Интересно, что при раскопках остатков людей или животных, которые погибли бы в результате катаклизма, не было обнаружено, это означает, что люди, предупрежденные землетрясением, успели покинуть опасную территорию.

Когда извержение закончилось, большое число пепла, которое полностью покрыло остров (в центре Крита его слой составлял около двадцати сантиметров, а на восточном побережье – около метра), полностью препятствовало произрастанию любой растительности на этой территории на протяжении не одного десятка лет.

Через некоторое время жизнь на острове всё же возобновилась – в XV ст. до н.э. его заселили ахейцы, которые восстановили замок, сохранив прежний план Кносского дворца. Прожили они здесь не более века – и в 1380 г. до н.э. Кносс, а с ним и Кносский дворец полностью пришёл в упадок.

Кносский дворец в наши дни

Кносский дворец был обнаружен британским археологом Артуром Эвансом в конце XIX ст. после того, как его внимание привлёк холм Кефал, внешний вид которого сильно напоминал занесённые песком развалины древнего города. А ещё через какое-то время он услышал об одном из купцов, который обнаружил на своём участке возле холма огромные горшки и развалины каких-то сооружений. Для Эванса этих сведений оказалось достаточно: он организовал раскопки, а параллельно с ними восстанавливал разрушенные древние постройки, поэтому туристам тяжело отличить остатки древних сооружений от тех, что построил Эванс.

Источник: awesomeworld.ru

В соответствиями со своими фантазиями о Кносском комплексе как царском дворце, Артур Эванс “выделил” предполагаемой царской чете “апартаменты” в восточной части “дворца”. Они, по мнению Эванса, состояли из мужской половины и женской. Мужская часть включала в себя один лишь Зал двойных секир, разделенный многопроемными дверями на несколько секций. Выдуманной царице повезло гораздо больше, ибо в ее покои входили мегарон, ванная, косметический кабинет/сокровищница и Двор Прялок.

“Мегарон царя”

Колонны кносского дворца

Не будем сейчас пускаться в рассуждения, что привело исследователя к подобному выводу, и рассмотрим помещения “царских апартаментов” поближе.

Колонны кносского дворца

Парадным входом в царские покои можно считать Большую лестницу – достаточно было спуститься на нижний её этаж (А). Справа от лестницы – в углу Зала Колоннады (9) – находится длинный коридор. (Интересно, что по следам в проемах – сохранились некоторые дверные петли – и на порогах стало известно, что коридор и холл лестницы, а также выходы из Зала Двойных Секир разделяли двери, удалось также установить в какую сторону открывалась каждая их них и сколько створок (1 или 2) имела). Сам коридор заканчивался лестницей и вторым входом в приватную часть дворца (В).

Колонны кносского дворца
Вид на царские покои с востока

Но мы выходить не будет и, дойдя до середины коридора, повернем направо и войдем в Зал Двойных Секир – “мегарон царя”.

“Мегарон” – по-древнегречески означает “большой зал”, этим словом обозначали тип дома, сложившийся в Средиземнорье и на Балканах в III-II тыс. до н.э. Мегарон имел в центре помещения очаг, а также открытый портик. Конечно, мегароны найдены не только на территории материковой и островной Греции (Микены, Тиринф, Пилос), но и, например, в Трое.

Колонны кносского дворца
Реконструкция мегарона в Микенах (“дворец Агамемнона”)

Колонны кносского дворца
Реконструкция мегарона в Пилосе (“дворец Нестора”)

Вернемся в Кносс: здесь, на Крите, мегарон являлся не центральным помещением дворца, как во дворцах микенской цивилизации, а, скорее, парадным залом частных покоев. Хотя, как и в Тронном зале, в мегароне тоже присутствовал трон.

Колонны кносского дворца Колонны кносского дворца

Он располагался в западной секции мегарона (1) – так называемой “комнате Аудиенций” – слева от входа. Археологами были найдены его разбитые упавшей плитой остатки.

Колонны кносского дворца
Слева – место, где находился трон

С обеих сторон от трона стояли колонны, что навело Эванса на мысль о балдахине.

Колонны кносского дворца
Рисунок Йонга из книги Эванса

Помещение справа от Зала, отделенное тремя колоннами, – это световой колодец (10). Изображения священной секиры на камнях в этом колодце и дало название всему помещению.

Колонны кносского дворца

Из помещения (1) можно было пройти во внутреннюю часть Зала Двойных Секир (2). Это очень интересная комната – она имеет только одну стену. С остальных трех сторон её ограничивают многопроемные двери (т. н. polythyron – см. ниже), в пазах которой находились полотна дверей. Открывая и закрывая в различных вариациях эти 11 дверей, владельцы апартаментов могли изменять источники света помещения, сохранять летнюю прохладу или зимнее тепло внутри дома, изолировать внутреннюю секцию от соседних и т.п. В то же время пилоны выполняли роль столбов, которые поддерживали архитрав всей деревянной конструкции. Верхние проемы конструкции являлись аналогами современных форточек и, по сути, были единственной возможностью доступа света и воздуха при всех закрытых дверях во внутренние покои (их переплеты могли быть “застеклены” пергаментом).

Колонны кносского дворца

Очага, как на материке, в кносском мегароне не было, вероятно, хозяева пользовались, скажем, передвижной жаровней.

Как и положено мегарону, у кносского “мегарона царя” имеется портик (3) – открытая веранда с колоннами, она способствовала доступу света и воздуха в помещение.

Колонны кносского дворца Колонны кносского дворца

Портик опоясывала терраса (11).

Колонны кносского дворца

Пара слов о росписях “мегарона царя”. Самый повторяющийся рисунок в “царских апартаментах” – спиральный фриз с розетками. Он похож на фриз “Веранды со Щитами”, однако рисунков самих щитов в “мегароне царя” не обнаружили. По предположению Эванса, потому, что в рисунках не было нужды – на стенах мегарона висели сами щиты.

Колонны кносского дворца

Это модели щитов, которые выполнил Гиллерон, по рисункам щитов на фресках и т.д. Фриз реставрирован.

“Мегарон царицы”

Колонны кносского дворца

К покоям “царя”, по мысли Эванса, примыкали апартаменты “царицы”. На “женскую половину” из “мужской” можно было пройти по темному Коридору Собачьей ноги, так названному из-за его два раза изогнутой под прямым углом формы (из (1) в (4)).

(4) – это сам “Мегарон царицы”. Из этого комплекса помещений выхода вовне нет. Свет “мегарон царицы” получает из двух примыкающих к нему световых колодцев (4а).


Колонны кносского дворца Колонны кносского дворца

Колонны кносского дворца


Это портик мегарона (4b) – небольшой закуток перед световым окном. От основного помещения портик отделяло “окно”, образованное двумя колоннами на стилобате. Между дальней от двери колонной и откосом “окна” была установлена священная секира. С обеих сторон к стилобату (выс. 38 см) крепились деревянные скамьи (их остатки были обнаружены во время раскопок). Среди предположений об их использовании есть и отсылающее нас к другой, более вероятной функции “мегарона царицы” – сакральной: скамьи могли представлять собой алтари.

Колонны кносского дворца

Это центральная комната “женской половины” “царской резиденции” Кносса. Мы видим три двери – две на северной стене и одну на восточной. Первая (слева направо) ведет в Коридор Собачьей ноги и, соответственно, в “мужские” покои, вторая – на внутреннюю лестницу (она идет на второй этаж “женской части”), третья – в вышеупоминавшийся портик перед световым колодцем.

Здесь были обнаружены одни из самых известных фресок Кносского дворца (оригиналы которых находятся в Ираклионском археологическом музее) – “Дельфины” и “Танцующая девушка”.

Колонны кносского дворца

Колонны кносского дворца

В этом помещении пол мостили три раза. В первый раз покрытие состояло из подобранных необработанных камней, во второй раз камни (от 6 до 12 см толщиной, Эванс назвал это мощение “мозаикой”) обрабатывали, но не придали им правильной формы, и в третий – последний – раз пол был покрыт отлично отделанными квадратными гипсовыми плитами толщиной 4-5 см.

Соседнее маленькое помещение (5) рядом с “мегароном царицы” условно называется “ванной комнатой царицы”. Комнатка отделена от “мегарона” световым окном, а от дверного проема до собственно внутреннего помещения “ванной комнаты” небольшая “балюстрада” справа (длиной около двух метров и шириной в 64 см, с одной деревянной колонной, от которой сохранились следы) формировала небольшой (шириной в 1 метр) коридорчик.

Эванс предполагал, что на балюстраду могли ставить каменные светильники, а световое окно между “ванной комнатой” и “мегароном царицы” при желании можно было занавесить.

Внутренняя секция помещения занимала немногим более двух метров. Уровень пола здесь был ниже, чем в основном помещении – “мегароне”. Нижняя часть комнаты олицована большими гипсовыми плитами, над которыми идет такой же орнаментальный пояс из спиралей (более поздний по времени, чем фреска с дельфинами). как в “мегароне царицы” и в Зале Двойных Секир.

В “ванной комнате” не было труб водоснабжения, отсюда вероятен вывод, что вода сюда доставлялась вручную. В связи с чем найденная у прохода в западную часть “покоев” амфора в “морском стиле”, по мнению Эванса, принадлежала “ванной комнате” – в ней держали воду.

В “мегароне” была найдена (в осколках) раскрашенная керамическая ванна. Она небольшого размера, сидячая. Эванс поместил ее в “ванную комнату”, поскольку счел, что она была выставлена оттуда из-за ремонта. Ванна и сейчас стоит там, куда ее определил археолог.

Колонны кносского дворца

Колонны кносского дворца


Есть исследователи, которые не разделяют точку зрения Эванса на “Резиденцию” как на жилые помещения. Место “ванной комнаты царицы” в гипотезе о сакральном характере этого комплекса занимал люстральный бассейн.

Поскольку из “ванной комнаты царицы” (5) не было прохода в соседнее помещение (6) мы по Коридору Расписного Пифоса (4с, названного так по найденному в его начале сосуду и украшенному таким же спиральным бордюром, как “мегарон”, и “ванная”) пройдем в спальню/”Туалетную комнату”/”Косметический кабинет” “царицы” (7).

У этого помещения, по предположениям разных исследователей, могло быть два предназначения – спальня и туалетная комната. Свет сюда проникал из светового колодца (8), получившего название Двор Прялок по выцарапанной на стене прялке (ср. Зал Двойных Секир).

В юго-западном углу комнаты (нижний левый угол на плане) находилось гипсовое возвышение, которое (в зависимости от склонности к одной из гипотез) можно было истолковать или как кушетку, или как место для сосудов с водой. За стеной располагались две шахты, в которые устремлялась вода с крыши и туалетов верхнего этажа (и далее в дренажную систему по трубам). В пустое пространство между шахтами Эванс “определил” гипотетическую (не найденную) цистерну для воды. У восточной стены располагался самый настоящий туалет с системой смыва “лишнего” все туда же – в сток, выводивший воду в Керат. О трубах – вы можете видеть их пути, обозначенные пунктиром на плане.

Обойдя туалет и выйдя в дверь, расположенную на той же восточной стене, мы попадаем в небольшой коридор. Справа мы видим окно светового колодца – Двора прялок, пройдя направо, а затем свернув налево попадаем в исходную точку нашей экскурсии – Зал Коллонады (9) и на Большую лестницу. Неосмотренной остается одна комната по правую руку от Двора Прялок – “хранилище”, “склад” (6).

В этом помещении, как оказалось, пол никогда не мостили, что, очевидно, могло указывать на его нежилое предназначение. Здесь были найдены настоящие сокровища – множество предметов из различных ценных материалов: золота, бронзы, слоновой кости, яшмы, горного хрусталя, фаянса. Правда, большинство изделий оказались фрагментарны. Также были найдены сгоревшие остатки дерева, возможно, принадлежащие сундукам.

Фрагментарность находок скоро была объяснена. Дальнейшие раскопки показали, что все это богатство не хранилось здесь, а попало при разрушении здания (возможно, при землетрясении) с верхнего этажа. Там, в “Сокровищнице”, были найдены недостающие фрагменты к некоторым предметам из “хранилища”.

В общем, это все о “Резиденции”. Осталось добавить пару слов у верхнем этаже “мегарона царицы”. В плане он очень похож на нижний (нами только что осмотренный) этаж с небольшими изменениями. А попасть на верхний этаж можно было по двум лестницам. Выход на первую – приватную “хозяйскую” – мы с вами видели в “мегароне царицы”. Вторая – “служебная” – находится между “хранилищем” (6), Двором Прялок (8) и Залом Колоннады (9).

Об отличиях назначения комнат наверху от нижнего этажа скажу два слова. На нашем плане между двумя световыми колодцами (4а) есть два пустых помещения – на верхнем этаже их могли, по предположению Эванса, занимать спальни. Еще одно помещение (на плане между 6 и левым 4а) наверху тоже могла занимать спальня, закрашенный у нее верхний левый угол – это водослив. Примыкающая к этой “спальне” слева комнатка имела свой туалет со сливом в одну из двух нижних шахт, о которых я уже говорила выше. Еще один туалет находился на соседней шахтой, войти туда можно было из Комнаты Каменной скамьи, которая находилась как раз над “туалетной комнатой царицы”. Ну, и последнее помещение над “хранилищем” было условно названо “Сокровищницей”. Второе ее название “Архив” обусловлено обилием стеатитовых печатей, помещенных там в поздней фазе жизни дворца. “Сокровищница” содержала несколько известных минойских вещей, которым уместно выделить по отдельной заметке (если у меня когда-нибудь найдется время).

Многие помещения “Резиденции” были украшены фресками. Часть из них сохранилась очень фрагментарно, а часть (хоть и найденную в большинстве своем в виде кусочков штукатурки в кучах мусора на полу) удалось восстановить. Самые известные фрески этой части комплекса происходят из “мегарона царицы”. На их историческом месте размещены реконструкции, а оригиналы находятся в Ираклионском Археологическом музее.

Танцующая девушка

Новодворцовый период (1500 г. до н.э.)

Как я уже рассказывала во второй части “экскурсии”, эта фреска вместе с двумя другими украшала пилястру восточного “окна” в “мегароне царицы”. К сожалению, сохранилась она только частично.
Волосы девушки развеваются во время движений в танце. Она одета в куртку с короткими рукавами, украшенную вышивкой. Справа виден край юбки.

В самом мегароне размещена реставрированная копия фрески, где реконструированы остальные части росписи, в том числе юбка и правая рука.

Колонны кносского дворца

Колонны кносского дворца Колонны кносского дворца

“Дельфины”

Новодворцовый период (1500 г. до н.э.)

Фреска с северной стены “мегарона царицы” Кносского дворца с изображениями дельфинов, рыб и морских ежей в воде. Сохранилась весьма фрагментарно, что не помешало А. Эвансу ее реконструировать и “восстановить”.

В последний период жизни дворца была закрыта рельефной росписью в виде пояса со спиралями.

Колонны кносского дворца Колонны кносского дворца

Колонны кносского дворца

Политирон

Политирон представлял из себя перегородку, состоящую из столбов-пилонов, по сторонам которых крепились двери, то есть и являл собою ту самую многопроёмную дверь.

Выполнял политирон три функции.

“Климат-контроль” помещения. Открытые двери летом по утрам впускали в дом прохладу, а днем двери можно было закрыть, чтобы защитить помещение от жары (оставив для доступа воздуха верхние фрамуги). Зимой закрытые двери сохраняли тепло жаровень внутри, а для проветривания можно было использовать одну-две двери.

Регуляция его освещения. В зависимости от нужды в различном уровне освещенности комнаты, можно было открывать разное количество дверей.

Изоляция его от окружающего пространства. Благодаря конструкции политирона, соседние помещения можно было превратить в одно, можно – в два соседних, разделенных дверью (парой дверей), а можно – в абсолютно изолированные друг от друга. Из-за его последней функции политирон часто использовали в сакральных помещениях.

Собственно, я хотела написать это после рассказа о “мегароне царицы”, но раз уж представляется такая возможность, то здесь эта ремарка будет более кстати.

Хоть Эванс и отнес “Резиденцию” к царских жилым покоям, но сделал он это, вероятно, потому, что не нашел в Кноссе больше никаких подходящих помещений для этого. Сейчас существует мнение, что политирон чаще использовался в ритуальных целях и, соответственно, мог бы указать на помещения, использовавшиеся для каких-то церемоний.

В Кноссе многопроёмную дверь мы можем встретить не однажды:

в оформлении входа в Тронный зал, вернее, в его прихожую,

Колонны кносского дворца

политироном внутри Трехчастного святилища разделялись Святилище крипт и Комнаты крипт

Колонны кносского дворца

еще два политирона разделяли соседний с Трехчастным святилищем блок помещений – Комнату Табличек колесниц и “Храм Реи”, Храм Реи и дворик внутри блока.

Колонны кносского дворца

Ну, вот еще политироны в Восточном крыле дворцового комплекса

Колонны кносского дворца

Еще один дворцовый комплекс Крита Фест также имел политироны. В “мегароне царя” таких многопроемных дверей было две: одна делила помещение на две части, вторая отделяла его от портика.

Колонны кносского дворца

Колонны кносского дворца


Еще один политирон использовался для отделения одной из комнат (т.н. Комната, мощеная ромбообразными плитами) от расположенного рядом небольшого перистиля с колоннадой по периметру.

Колонны кносского дворца

На вилле в Агиа-Триаде два политирона имеются в Главном зале: один отделяет зал от портика, второй – от внутренних помещений, прилегающих к Главному залу.

Колонны кносского дворца

Есть политирон и в Главном зале сооружения минойского времени в Ниру Хани. Он делит зал пополам.

Колонны кносского дворца

Политирон имеется не только на Крите. В Акротири, городе на Санторине, такой стеной разделяли два сакральных помещения в здании Xeste 3 (и не только там).

Колонны кносского дворца

Источник: ru-archaeology.livejournal.com

Краткое описание Кносского дворца

Всего 100 с небольшим лет назад этот дворец существовал лишь в мифологии. Кноссом назывался дворец легендарного царя Миноса, женатого на Пасифае, которая родила полубыка-получеловека Минотавра. Чтобы было где держать это чудовище, зодчий Дедал построил Лабиринт, и Афины должны были отправлять на Крит молодых людей, которых жертвовали Минотавру – до тех пор, пока Тесей не убил этого людоеда, сумев затем выбраться из его запутанного логова с помощью Ариадны.

Открытие дворца и сопоставление находок с мифологией – бесспорно, одна из самых поразительных историй новейшей археологии. Генрих Шлиман, тот самый немец, который раскопал Трою, подозревал, что под здешними курганами могут прятаться минойские дворцы, но местные османские власти в конце XIX века так и не дали ему разрешения на раскопки. Более удачливым оказался сэр Артур Эванс, который получил разрешение в 1900 году и благодаря успеху своей деятельности прочно связал своё имя с Кноссом.

Каждые 10 минут автобусы № 1 и 2 от конечной остановки местных автобусов (рядом с восточным автовокзалом) уходят по 25 Августа (есть остановка к югу от платии Венизелу) и затем, пройдя сначала по Одос-1821, потом по улице Эванса, выезжают из города. Если вы поедете на автомобиле, то следуйте этим же маршрутом (по указателям от платии Элефтерияс). Слева у холма, совсем рядом с входом на археологическую площадку, есть бесплатная автостоянка, так что вам незачем разоряться на платные частные паркинги, которых много по дороге.

Такси из центра обойдётся примерно в 7 €. В Кноссе за пределами огороженной площадки вы увидите частично восстановленный минойский караван-сарай, в котором античные путники могли отдохнуть и напоить своих верховых или вьючных животных. Вступив на дорогу к музею, вы обнаружите, что и современные путешественники от жажды не умрут – их поджидает шеренга таверн, пожалуй, дороговатых, и, конечно, лавок с сувенирами.

Южный фасад Кносского дворца

Археологическая площадка Кносского дворца

Войдя в Кносский дворец (ежедневно: апрель-сентябрь 8:30-19:30; октябрь-март 8:30-15:00; 6 €) через древний церемониальный вход, именуемый Западным двором, вы поймёте, почему возникло предание о лабиринте. Даже располагая подробным планом, чрезвычайно трудно ориентироваться в комплексе, хотя специальные деревянные дорожки направляют посетителей по размеченным маршрутам, одновременно отсекая возможность самостоятельного обследования памятников.

Чтобы не пройти мимо самых ярких местных достопримечательностей Греции, пристраивайтесь к одной из экскурсионных групп, которые всё время курсируют по комплексу, и запоминайте место, чтобы, когда толпа схлынет, вернуться и разглядеть всё то, чего не было видно из-за чужих спин и голов. Если вы приедете не с декабря по февраль, то в какое бы время дня вы здесь ни появились, на удобную позицию для наблюдения рассчитывать не приходится, так что ловите промежуток между экскурсиями, когда удаётся хоть ненадолго подобраться к интересному месту.

Эванс «воссоздал» Кносский дворец по своему произволу, и эта реставрация с тех пор не перестаёт вызывать яростные споры среди археологов. Ясно, что немалая доля верхнего уровня предложенной Эвансом реставрации – так называемый «pizno nobile» (бельэтаж) – чистый вымысел. Но даже если и оставить в стороне профессиональную этику археологов, представление Эванса о том, как мог выглядеть дворец в древности, вряд ли хуже картинки, нарисованной в воображении иного человека.

Куда важнее то, что, побывав в Кносском дворце, другие минойские древности вы будете понимать гораздо лучше. Почти столь же спорными кажутся и те названия, которые придумал Эванс для различных частей дворца: его фантазии насчёт царского рода, якобы жившего в здешних покоях, один критик едко назвал превращением минойцев в «викторианцев II тысячелетия до нашей эры». Другие маловеры сомневаются даже в том, что это вообще был дворец. Вполне возможно, что строение служило религиозным центром или святыней иного рода.

Как бы то ни было, без этой реконструкции вряд ли мы смогли бы оценить величие и сложность сооружения – мы просто не увидали бы ни церемониальных лестниц, ни удивительных сужающихся книзу колонн, ни ярких стенных росписей – отличительной особенности дворца. Чтобы составить какое-то представление о масштабах и замысловатом строении первозданного сооружения, бросьте взгляд на чертежи с разрезами (конечно, сплошная выдумка, но вряд ли уж слишком далёкая от правды), продающиеся у входа.

Мегарон царя в Кносском дворце

Царские покои Кносского дворца

Блистательные Царские покои, окружающие центральную лестницу, вовсе не догадка, – это несомненно самые лучшие помещения Кносского дворца. Самая Большая лестница (ныне закрытая для посетителей) – шедевр строительной инженерии, не только подобающий путь к роскошно обставленным комнатам, но и неотъемлемая составляющая архитектурного замысла: через просторный колодец лестничной клетки дневной свет попадал на нижние этажи. Подобные световые колодцы, обычно с двором внизу характерны для Кносса и напоминают о том, как ценили минойцы комфорт и умели его создавать.

За свидетельствами роскошного образа жизни далеко ходить не придётся: к Мегарону, или Покоям царицы (их можно рассмотреть через стекло), у величественного Зала с колоннадой, вы спуститесь по деревянному настилу. Главная жилая комната здесь украшена прославленной фреской с дельфинами (это копия, оригинал выставлен в Археологическом музее Ираклиона) и декоративными полосами цветочных и спиральных узоров. Помещение с двух сторон выходит во дворы, откуда льётся свет и приходит свежий воздух, а в меньшем дворе, вероятно, росли цветы.

По комнате, наверное, были разбросаны подушки, сверху свисали бархатные занавеси, а двери и дополнительные портьеры между колоннами помогали ещё более отгородиться от мира – или от летнего зноя вне дворца. Впрочем, всё это догадки, а кое-что – чистый домысел. Фреску с дельфинами, например, обнаружили во дворе, на полу, а не в этих «покоях», и на неё, видимо, смотрели с верхнего балкона, так что создавался эффект «обмана зрения», словно вы глядите в море через стеклянное днище судна. Однако в любом случае этот шедевр минойского зодчества производит сильное впечатление, особенно когда вы следуете по тёмному проходу вокруг Ванной царицы (теперь через стекло видна лишь её часть).

В ней находятся глиняная ванна (вероятно, она тоже отгораживалась шторой или ширмой) и знаменитый смывной «унитаз» (дыра в полу со стоком – для смыва в него опрокидывали ведро воды). Многократно описанная система отвода сточных вод состояла из множества керамических труб, проложенных под полами дворца, и экскурсоводы никогда не упустят случая указать на это свидетельство продвинутости минойской цивилизации – это в самом деле неоспоримое достижение, а особенно восхищают поворачивающиеся заслонки и водосливы, предотвращавшие затопление дворца во время паводков.

Но вот объёмы проточной чистой воды – дело, конечно, другое. Хотя источник находился, как и теперь, у подножия холма, все меры по подаче воды во дворец (накопление дождевых и перекачка родниковых вод) способны были удовлетворить потребности лишь очень малочисленной элиты. Недавно обнаружили остатки акведука, по которому в Кносский дворец подавали воду родников ближней горы Иуктас (тех самых, что питают теперь фонтан Морозини в Ираклионе), так что водоснабжение, возможно, было значительно лучше.

Большая лестница поднимается этажом выше покоев царицы, в анфиладу комнат и залов, которые Эванс счёл Царскими покоями (сейчас закрыты для осмотра). Эти помещения выдержаны в более строгом и сдержанном духе. Лестница выходит в огромную приёмную, называемую Террасой царской стражи (или Залом с колоннами), на стенах которой изображён узор из щитов. Дальше – Зал двойных секир (или Мегарон царя): предполагается, что в первой из этих двух комнат правитель принимал посетителей, а вторая была его личными покоями. Название зал получил потому, что в нём на каждом каменном блоке высечены изображения секир с двумя лезвиями, обращёнными в противоположные стороны.

Южные Пропилеи Кносского дворца

Тронный зал и другие помещения Кносского дворца

Поднявшись до верхней площадки Большой лестницы (для этого вам нужно пройти по деревянной лестнице), вы окажетесь на обширном Центральном дворе – такие были во всех минойских дворцах. Двор теперь открыт, но некогда его скрывали стены окружающих зданий. На дальнем краю, в северо-восточном углу двора – вход в ещё одно особенное помещение Кносского дворца – Тронный зал. Каменный трон, сильно побитый временем, с очень внушительным углублением, в которое опускалось царственное седалище, приставлен к стене поразительно маленькой комнатки, а вдоль её стен стоят каменные скамьи: властитель, судя по всему, правил не единолично, а вместе с советом.

Над троном на стене – восстановленная фреска с двумя грифонами. Помещение определённо не раз перестраивалось – по крайней мере, когда этот трон нашли, к нему почти вплотную подступали кучи строительного мусора. Потолок и комнаты вверху – творение Эванса, скромно именовавшего свои фантазии «воссозданием». Как бы то ни было, скорее всего, на этом троне восседал не правитель, а жрица. Превращение же этого святилища в царский зал случилось уже при микенцах – они захватили остров со всеми его дворцами, но ненадолго: в XIV веке до нашей эры Кносский дворец вновь был разрушен и более не возрождался.

Этот зал закрыт для посещения, но, перегнувшись через ограждение, вы сможете его рассмотреть. В прихожей Тронного зала стоит такой же трон, только деревянный – посетители любили фотографироваться, восседая на нём, однако теперь и он вне досягаемости. Всё остальное открыто вашему взору, и вы можете блуждать по площадке, вспоминая мифы и легенды, окутывающие волшебным флером всё то, что оказывается перед глазами. Постарайтесь не пропустить огромные глиняные пифосы для хранения припасов на северо-восточном краю площадки, именуемом «дворцовыми мастерскими».

Обратите внимание также на хранилища за Тронным залом и копии фресок в реконструированном помещении над складами, фреску «Царь-жрец» на южной стороне Центрального двора и рельефное изображение разъярённого быка на северной стороне. Этот бык повстречает вас, если вы войдёте через Северные ворота. Ещё вы увидите остатки некоего крытого прохода и чего-то вроде «люстрального бассейна», как в Риме намного позже именовали водоём для обрядовых очищений.

За северным входом снаружи раскинулся Театр (ещё одна фантазия Эванса): открытая площадка и в самом деле слегка похожа на ярусный амфитеатр, где вполне могли устраивать ритуальные зрелища или пляски. Здесь же начинается Царская дорога – вероятно, самая древняя мощёная дорога в Европе. Когда-то она, наверное, пересекала весь остров, сегодня же обрывается через 100 метров от начала, под кирпичной стеной у современной дороги. Пройдясь вокруг внешней ограды дворца, вы лучше оцените масштаб древнего сооружения, а с юга к площадке примыкает пара реконструированных минойских домов, куда тоже стоит зайти.

Северный бассейн Омовений Кносского дворца

К югу от Кносского дворца

Если у вас есть свой транспорт, то поездки на юг от Кносского дворца могут доставить вам много удовольствия: просёлочные дороги пересекают зелёные равнины с холмами, склоны которых заняты виноградниками и крестьянскими селениями. Если вам хочется увидеть что-то особенное, загляните в симпатичную деревеньку Миртья, где есть маленький музей Казандзакиса (март-октябрь ежедневно 9:00-17:00; ноябрь-февраль только воскресенье 10:00-15:00), в доме, где жили когда-то родители писателя. Арханес, у подножия горы Иуктас, – селение побольше и побогаче, и на его месте немало людей жило ещё в минойскую эпоху. Вокруг оживлённой центральной площади много таверн, но переночевать здесь негде.

Ни на одну из трёх местных археологических площадок посетителей не пускают, однако Анемоспилья, в 2 километрах к северо-западу от посёлка (указатели у археологического музея), открыта для доступа и известна тем, что после здешних раскопок 1980-х годов вспыхнули жаркие споры: минойская цивилизация с самого её открытия считалась миролюбивой, но эту идиллическую картину пришлось пересмотреть, когда в Анемоспилье обнаружились улики, свидетельствующие о человеческих жертвоприношениях. Находки из раскопок на этой и соседних площадках выставлены в превосходном Археологическом музее (среда-понедельник 8:30-15:00; бесплатно) возле центральной платии Арханеса.

Из этого селения легко доехать (или дойти – если есть пара часов в запасе) до вершины горы Иуктас, чтобы осмотреть внушительные развалины минойского горного святилища и полюбоваться видом на Кносский дворец (с которым оно было связано) и на северный берег острова за дворцом. Примерно в 4 километрах к югу от горы в Ватипетро туристам показывают минойскую виллу с виноградником (вторник-воскресенье 8:30-15:00; бесплатно), владельцам которой некогда принадлежали и угодья с плодородными почвами к югу от Арханеса. Внутри виллы вы увидите немалое собрание сельхозинвентаря и единственный в своём роде винодельческий пресс, оставшийся там, где давили виноград в древности.

Уцелели и значительные участки усадебных строений и всё это, как и встарь, окружено виноградниками (район Арханеса – одна из важнейших винодельческих местностей острова), плодоносящими вот уже 3,5 тысячи лет подряд, – наверное, это самый старый виноградник в Европе, а то и во всём мире. Ещё в 2 километрах к юго-востоку по той же дороге в сельскохозяйственной деревне Худеци вы обнаружите замечательный Музей музыкальных инструментов всего мира (ежедневно 9:00-15:00 и 17:30-20:30).

Основал его лирник (музыкант, играющий на лире) Росс Дейли, родом из Ирландии, на Крите его все знают и он сам живёт в этой деревне. В его коллекции собраны главным образом струнные и ударные (многие – очень редкие) инструменты со всего земного шара. Чтобы найти музей, ищите бар Paranga на верхнем (южном) конце села – музей напротив. Если в рабочее время музей вдруг оказался запертым, свяжитесь с хранительницей Элени Арванди, которая говорит по-английски и откроет вам музей (телефон-автомат – на улице возле бара).

Источник: turizm.world


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.