Кносский дворец сообщение


Артур Эванс

Крит (III – II тыс. до н.э.) Минойская цивилизация

Многие центры эгейской цивилизации стали известны сравнительно недавно. Трою с ее постройками и сокровищами нашли лишь во второй половине XIX века, а о богатейшей культуре, существовавшей на Крите, лишь догадывались, зная греческие мифы о Тезее и Минотавре и высказывания философов, в частности Платона, писавшего о критском царе:

“Когда-то Минос заставил жителей Аттики платить тяжелую дань, так как имел большую власть на море, а у афинян тогда еще не было, как теперь, военных кораблей, да и в стране было не много корабельного леса”.

Артуру Эвансу было почти сорок лет, когда он, уже маститый ученый, оксфордец, знаток древнеегипетской письменности, в 1900 году прибыл на Крит, чтобы выяснить одну малозначительную проблему, связанную с чтением некоторых иероглифов. В первый же день пребывания на острове он посетил развалины города Кносса. Невдалеке от руин, относящихся к античному времени, он увидел земляные бугры, которые, как подсказала ему интуиция, таили в себе остатки каких-то древних строений. Эванс взялся за лопату. Буквально через несколько часов в раскопе показались очертания древнего здания.


Дела призывали Эванса в Лондон, но, уезжая, он заявил, что результаты раскопок его заинтересовали, и, по-видимому, потребуется еще год, чтобы разгадать тайну открытого здания.

Вернувшись на следующий год на остров, Эванс более четверти века почти безвыездно вел раскопки вблизи города Кносса, ибо он поверил — и настолько, что заявил об этом публично, что открытое здание — это развалины легендарного Лабиринта.

Зданию, казалось, не будет конца. Все новые и новые стены вырастали из-под земли, образуя причудливые переходы, сложную систему комнат, залов, внутренних двориков, световых колодцев, кладовых, и нельзя было ни предугадать, что откроет следующий взмах лопаты, ни даже приблизительно предсказать, когда же и где наружные стены замкнут этот дворец-город. Проходили годы, уже были отрыты тысячи и тысячи квадратных метров дворца, а из-под земли поднимались все новые и новые стены.

Сообщения о сенсационных раскопках на острове появлялись едва ли не во всех газетах и журналах Европы. Из непостижимых глубин тысячелетий вставала великая цивилизация — столь древняя, что для современников Гомера она уже была тысячелетней легендой. И когда Эванс по извечному праву первооткрывателя дал этой цивилизации имя «минойская», имя, взятое из легенды, никто не посмел оспорить его.


Кносский дворец сообщениеКрит знаменит своими легендами о Миносе, Минотавре и Кносском дворце, известном миру как лабиринт Минотавра. Древнегреческий миф рассказывает о том, что, превратившись в быка, Зевс похитил царевну Европу и привез ее на Крит, где от их союза родилось три сына, один из которых, Минос, стал впоследствии справедливым и мудрым царем острова. В предназначенный час он женился на Пасифае, дочери Гелиоса и нимфы Креты.

 
Кносский дворец сообщение

Однажды царь морей Посейдон направил Миносу белоснежного великолепного быка, издревле считавшегося священным животным и символом плодородия, для того чтобы царь Крита принес того быка ему, Посейдону, в жертву. Минос, очарованный красотой животного, отказался его убить. Посейдон впал в ярость и отомстил, избрав для кары не совсем обычное оружие. Он наслал на жену царя Крита Пасифаю неудержимую страсть к животному. В результате неестественной связи царица родила ужасное чудовище — Минотавра, (в переводе — «бык Миноса») получеловека-полубыка.
Миф рассказывает, что в подземном лабиринте царь Минос скрывал тайну своей неверной жены. Пасифая согласилась с опозоренным Миносом, который желал спрятать уродливое существо. Царь приказал искусному зодчему Дедалу построить лабиринт с бесчисленными ходами, из которого невозможно найти выход.


дал окончил строительство, и ребенок от женщины и быка, устрашающий Минотавр с золотыми глазами, был помещен в центр лабиринта. Каждые семь лет афиняне должны были присылать в жертву Минотавру семь юношей и семь девушек, так как потерпели поражение в войне с Критом. Так было уже дважды, но в третий раз Тесей, сын афинского царя Эгея, вызвался добровольно отправиться в лабиринт, чтобы сразиться с чудовищем. Он победил Минотавра, а дорогу назад нашел благодаря прикрепленной у входа нити, которую дала ему возлюбленная Ариадна, дочь царя Миноса.

Кносский дворец сообщение Посейдон наслал на жену царя Крита Пасифаю неудержимую страсть к животному. В результате неестественной связи царица родила ужасное чудовище — Минотавра, получеловека-полубыка

Эванс прибыл на остров Крит в поисках загадочного иероглифического письма, которое он увидел в Оксфордском музее на печатях, происходивших якобы из Спарты или с Крита. Эванс думал здесь задержаться на неделю, но во время прогулки по городу Гераклиону его внимание привлек холм Кефал.

Раскопки продолжались почти 30 лет. Археолог раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу — Кносский лабиринт в 16000 квадратных метров.

Дворец представляет собой комплексы построек, которые группируются вокруг большого внутреннего двора.


сположены они на разных уровнях, соединяются между собой лестницами и коридорами, некоторые из них уходят глубоко под землю. Коридоры заводят в тупики, переходы между этажами сделаны в самых неожиданным местах, планировка комнат не поддается здравому смыслу. Дворец не является монолитным строением, в его центре находится довольно обширный двор, о котором говорится в легенде. Одни помещения освещены ярче, другие погружены в полумрак, неравномерность освещения создает эффект особой таинственности.

Этажи дворца опираются на колонны и соединяются между собой лестницами. Историки предполагают, что жизнь в этом дворце проходила самая пышная и многообразная. Это подтверждают бесчисленные уцелевшие обломки и черепки, найденные среди кносских развалин. Сотни залов и комнат предназначались для торжественных приемов, служили покоями для царя и царицы, сановников и придворных дам, слуг и невольников. Здесь же располагались и просторные мастерские царских ремесленников. Во дворце обнаружены огромные кладовые, театр, способный вместить до 550 человек, места для ритуальных представлений боя быков, прекрасно продуманная система канализации и водоснабжения, и даже первые в истории туалеты со смывом. От дворца начиналась самая старая дорога в Европе, используемая только пешеходами.

Кносский дворец сообщение

 
 
Развалины Кносского дворца

Кносский дворец сообщение

Кносский дворец сообщениеКносский дворец сообщение

       
   
Фреска
 
Грифоны
 

В «тронном» зале Кносского дворца на стенах изображены грифоны — мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой. Сказания о чудовищном быке возникли, видимо, не случайно. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками, которые хорошо сохранились. На них, а также на каменных и золотых сосудах постоянно встречаются изображения быка: иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом. Культ священного быка был распространен на острове, но до сих пор так и не ясно, какая там была религия.

Кносский дворец сообщение

Найдены таблички с линейным письмом. Эти надписи не расшифрованы и по сей день. Неизвестно, на каком языке разговаривали жители Крита, какую исповедовали религию, какому божеству поклонялись.

Кносский дворец сообщениеСреди рисунков во многих помещениях дворца часто встречаются изображения двустороннего топорика. Это символический знак, связанный с религиозным культом критских жителей. Двойная секира с острием по-гречески называется «лабрис». Ученые говорят, что именно отсюда происходит слово «лабиринт», которым называли «дом двойного топора» — дворец царя Миноса.

Линейное письмо А

Линейное письмо В

Кносский дворец за время своей истории разрушался дважды — во время извержения вулкана Санторин около 1500 года до нашей эры и после сильнейшего пожара. Правда, позже, сопоставив даты, ученые установили, что лабиринт не мог быть возведен при царе Миносе: его строили на протяжении, по крайней мере, тринадцати столетий. Несмотря на это, Эванс стал первооткрывателем исчезнувшей цивилизации, существовавшей на Крите в 3—2 тысячелетии до нашей эры и оставившей после себя развалины дворцов и городов, а также множество произведений искусства: фресок, скульптур, керамики.

Одинаковый уровень местного и пришлого населения обусловил преемственность в дальнейшем развитии материковой Греции. Уже в III тысячелетии до н. э. на Крите было зафиксировано рисуночное письмо – пиктография, – позднее эволюционировавшее в идеографическое. В идеографическом письме рисунки означали не только конкретные предметы, как в пиктографии, но и отдельные отвлеченные понятия. С XVIII в. до н. э. на основе этой традиции появляется настоящая критская письменность, называемая линейным письмом А. Оно представляло собой слоговую письменность, в которой знак означал слог (гласную или гласную и согласную, которая ей предшествует). Письмо А до сих пор не расшифровано.


С XV века появляется другой вид письменности – линейное письмо Б. Его расшифровка базируется на соотнесении этого письма с более поздней кипрской письменностью, достаточно хорошо известной. Письмо Б протогреческое, хотя и содержащее определенное количество доиндоевропейских слов. Один знак, как и в письме А (связь с которым очевидна), означал слог; в конце каждой строки могли стоять идеограммы – схематические рисунки, объяснявшие написанное.

Крито-микенское письмо называют линейным потому, что оно состояло из линий, нанесенных на глиняные таблички, большой архив которых был найден в материковой Греции, в Пилосе (юго-западное побережье Пелопоннеса). Линейное письмо Б из Крита появилось здесь позднее, в XIV-XII вв. до н. э. Дворец в Пилосе сгорел, и хрупкие глиняные таблички стали обожженными, благодаря чему сохранились. Это не литературные произведения или религиозные тексты, но документы административно-хозяйственной отчетности, предоставляющие информацию в основном об экономике. Эта письменность возникла из потребностей крупных дворцовых комплексов и была неразрывно с ними связана: с того момента, как дворцы прекращают существование, исчезает и письмо.

Надписи открыты А. Эвансом в конце XIX в. К 1920-м гг. было обнаружено несколько сот надписей (часть погибла во время археологических раскопок — глина, залитая дождём, размякла). Он смог надёжно идентифицировать не менее половины знаков Линейного письма А со знаками последующего Линейного письма Б, а также установил слоговую природу письма. Он также отметил, что некоторые слова (предположительно имена) повторяются в надписях обеими письменностями, однако с различными окончаниями.


В начале 1950-х гг. М. Вентрис дешифровал Линейное письмо Б, установив, что его надписи были выполнены на древнегреческом языке. Подстановка значений знаков, имевших сходное начертание в Линейном письме А, позволила уже тогда прочесть большинство надписей, однако язык их оказался непонятен. Ряд особенностей орфографии надписей Линейным письмом Б позволяла утверждать, что письмо первоначально создавалось для другого языка, не имевшего ничего общего с греческим, и вероятно, не индоевропейского.

Источник: studopedia.ru

Доклад по МХК

Кносский дворец

Выполнила:

Кносский дворец – наиболее выдающийся памятник критской архитектуры. В греческих мифах он назывался лабиринтом (это слово происходит от термина лабрис-“двойная секира”, – излюбленного изображения в критском искусстве).


гласно этим легендам, в глубине дворца обитал получеловек-полубык – Минотавр, на съедение которому город Афины ежегодно посылал 7 юношей и столько же девушек. Минотавр был убит, говорится в сказании, афинским героем Тесеем, сыном царя Эгея. По-видимому, миф о Тесее отразил зависимость Аттики от Кносса в начале позднеминойского периода. Кносский дворец, общей площадью около 16 тыс. кв. м, представляющий сложное нагромождение сотен различных помещений, казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово “лабиринт” с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.

РКносский дворец сообщениеаскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в. под руководством известного археолога сэра Артура Эванса.

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э. В центре дворца находился весьма обширный двор, который, видимо, имел культовое назначение. К этому двору со всех сторон примыкали многочисленные помещения, выполнявшие различные назначения, как хозяйственные, так и жилищные, с верандами), галереями), колоннадами), бассейнами) и лестницами.

ПКносский дворец сообщениеарадные помещения дворца состояли из большого и малого “тронных” залов и комнат культового назначения.


предполагаемой женской части дворца были приемная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения. По дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные. Во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Богатое убранство некоторых комнат, громадное количество изделий из драгоценных металлов, высокохудожественные стенные росписи-фрески, вместительные склады – всё это свидетельствует о том, что дворец был местопребыванием царей – правителей Кносса и всего Крита.

НКносский дворец сообщениееобычными показались ученым и детали дворца. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название “иррациональных”. Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты. Нередко колонны были покрыты своеобразным зигзагообразным узором. Ствол их не был уподоблен растительным прототипам египетских опор, повторявших форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. В кносской колонне нет сходства с образами живой природы. Зодчий отказался от подражания природе, выступавшей в египетской архитектуре, нашел для элементов сооружения язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых соотношениях, и обнажил сущность колонны как опоры, выделив и подчеркнув именно эту ее функцию

Обратила внимание археологов манера освещения комнат. Проемов в стенах, подобных окнам позднейших построек, в Кносском дворце не существовало. Свет проходил через отверстия в потолке (световые колодцы) до первого этажа, создавая различную степень освещенности залов дворца, – приближенных или удаленных от световых проемов.

СКносский дворец сообщениетены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок), изящество ее прически, напомнившие археологам модных и кокетливых француженок, заставили назвать ее “парижанкой”, и имя это осталось за ней до сих пор. Стены дворца нередко украшал орнамент – чаще всего в виде волны или гибких спиралевидных завитков, певучий и упругий, тянущийся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими. Он особенно характерен для искусства критян, где все пронизано движением, то стремительным, то более сдержанным.

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нем есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. На примере Кносского дворца легко убедиться в том, что архитектура Древнего Крита обладала легкостью, своеобразной свободой и изяществом. Ее чарующая сила не в мрачной дисциплине, а в раскованности и приветливости. К сожалению, знаменитый дворец практически полностью был рКносский дворец сообщениеазрушен во время пожара, случившегося во время одного из землетрясений.

Источник: works.doklad.ru

Краткое описание Кносского дворца

Всего 100 с небольшим лет назад этот дворец существовал лишь в мифологии. Кноссом назывался дворец легендарного царя Миноса, женатого на Пасифае, которая родила полубыка-получеловека Минотавра. Чтобы было где держать это чудовище, зодчий Дедал построил Лабиринт, и Афины должны были отправлять на Крит молодых людей, которых жертвовали Минотавру – до тех пор, пока Тесей не убил этого людоеда, сумев затем выбраться из его запутанного логова с помощью Ариадны.

Открытие дворца и сопоставление находок с мифологией – бесспорно, одна из самых поразительных историй новейшей археологии. Генрих Шлиман, тот самый немец, который раскопал Трою, подозревал, что под здешними курганами могут прятаться минойские дворцы, но местные османские власти в конце XIX века так и не дали ему разрешения на раскопки. Более удачливым оказался сэр Артур Эванс, который получил разрешение в 1900 году и благодаря успеху своей деятельности прочно связал своё имя с Кноссом.

Каждые 10 минут автобусы № 1 и 2 от конечной остановки местных автобусов (рядом с восточным автовокзалом) уходят по 25 Августа (есть остановка к югу от платии Венизелу) и затем, пройдя сначала по Одос-1821, потом по улице Эванса, выезжают из города. Если вы поедете на автомобиле, то следуйте этим же маршрутом (по указателям от платии Элефтерияс). Слева у холма, совсем рядом с входом на археологическую площадку, есть бесплатная автостоянка, так что вам незачем разоряться на платные частные паркинги, которых много по дороге.

Такси из центра обойдётся примерно в 7 €. В Кноссе за пределами огороженной площадки вы увидите частично восстановленный минойский караван-сарай, в котором античные путники могли отдохнуть и напоить своих верховых или вьючных животных. Вступив на дорогу к музею, вы обнаружите, что и современные путешественники от жажды не умрут – их поджидает шеренга таверн, пожалуй, дороговатых, и, конечно, лавок с сувенирами.

Южный фасад Кносского дворца

Археологическая площадка Кносского дворца

Войдя в Кносский дворец (ежедневно: апрель-сентябрь 8:30-19:30; октябрь-март 8:30-15:00; 6 €) через древний церемониальный вход, именуемый Западным двором, вы поймёте, почему возникло предание о лабиринте. Даже располагая подробным планом, чрезвычайно трудно ориентироваться в комплексе, хотя специальные деревянные дорожки направляют посетителей по размеченным маршрутам, одновременно отсекая возможность самостоятельного обследования памятников.

Чтобы не пройти мимо самых ярких местных достопримечательностей Греции, пристраивайтесь к одной из экскурсионных групп, которые всё время курсируют по комплексу, и запоминайте место, чтобы, когда толпа схлынет, вернуться и разглядеть всё то, чего не было видно из-за чужих спин и голов. Если вы приедете не с декабря по февраль, то в какое бы время дня вы здесь ни появились, на удобную позицию для наблюдения рассчитывать не приходится, так что ловите промежуток между экскурсиями, когда удаётся хоть ненадолго подобраться к интересному месту.

Эванс «воссоздал» Кносский дворец по своему произволу, и эта реставрация с тех пор не перестаёт вызывать яростные споры среди археологов. Ясно, что немалая доля верхнего уровня предложенной Эвансом реставрации – так называемый «pizno nobile» (бельэтаж) – чистый вымысел. Но даже если и оставить в стороне профессиональную этику археологов, представление Эванса о том, как мог выглядеть дворец в древности, вряд ли хуже картинки, нарисованной в воображении иного человека.

Куда важнее то, что, побывав в Кносском дворце, другие минойские древности вы будете понимать гораздо лучше. Почти столь же спорными кажутся и те названия, которые придумал Эванс для различных частей дворца: его фантазии насчёт царского рода, якобы жившего в здешних покоях, один критик едко назвал превращением минойцев в «викторианцев II тысячелетия до нашей эры». Другие маловеры сомневаются даже в том, что это вообще был дворец. Вполне возможно, что строение служило религиозным центром или святыней иного рода.

Как бы то ни было, без этой реконструкции вряд ли мы смогли бы оценить величие и сложность сооружения – мы просто не увидали бы ни церемониальных лестниц, ни удивительных сужающихся книзу колонн, ни ярких стенных росписей – отличительной особенности дворца. Чтобы составить какое-то представление о масштабах и замысловатом строении первозданного сооружения, бросьте взгляд на чертежи с разрезами (конечно, сплошная выдумка, но вряд ли уж слишком далёкая от правды), продающиеся у входа.

Мегарон царя в Кносском дворце

Царские покои Кносского дворца

Блистательные Царские покои, окружающие центральную лестницу, вовсе не догадка, – это несомненно самые лучшие помещения Кносского дворца. Самая Большая лестница (ныне закрытая для посетителей) – шедевр строительной инженерии, не только подобающий путь к роскошно обставленным комнатам, но и неотъемлемая составляющая архитектурного замысла: через просторный колодец лестничной клетки дневной свет попадал на нижние этажи. Подобные световые колодцы, обычно с двором внизу характерны для Кносса и напоминают о том, как ценили минойцы комфорт и умели его создавать.

За свидетельствами роскошного образа жизни далеко ходить не придётся: к Мегарону, или Покоям царицы (их можно рассмотреть через стекло), у величественного Зала с колоннадой, вы спуститесь по деревянному настилу. Главная жилая комната здесь украшена прославленной фреской с дельфинами (это копия, оригинал выставлен в Археологическом музее Ираклиона) и декоративными полосами цветочных и спиральных узоров. Помещение с двух сторон выходит во дворы, откуда льётся свет и приходит свежий воздух, а в меньшем дворе, вероятно, росли цветы.

По комнате, наверное, были разбросаны подушки, сверху свисали бархатные занавеси, а двери и дополнительные портьеры между колоннами помогали ещё более отгородиться от мира – или от летнего зноя вне дворца. Впрочем, всё это догадки, а кое-что – чистый домысел. Фреску с дельфинами, например, обнаружили во дворе, на полу, а не в этих «покоях», и на неё, видимо, смотрели с верхнего балкона, так что создавался эффект «обмана зрения», словно вы глядите в море через стеклянное днище судна. Однако в любом случае этот шедевр минойского зодчества производит сильное впечатление, особенно когда вы следуете по тёмному проходу вокруг Ванной царицы (теперь через стекло видна лишь её часть).

В ней находятся глиняная ванна (вероятно, она тоже отгораживалась шторой или ширмой) и знаменитый смывной «унитаз» (дыра в полу со стоком – для смыва в него опрокидывали ведро воды). Многократно описанная система отвода сточных вод состояла из множества керамических труб, проложенных под полами дворца, и экскурсоводы никогда не упустят случая указать на это свидетельство продвинутости минойской цивилизации – это в самом деле неоспоримое достижение, а особенно восхищают поворачивающиеся заслонки и водосливы, предотвращавшие затопление дворца во время паводков.

Но вот объёмы проточной чистой воды – дело, конечно, другое. Хотя источник находился, как и теперь, у подножия холма, все меры по подаче воды во дворец (накопление дождевых и перекачка родниковых вод) способны были удовлетворить потребности лишь очень малочисленной элиты. Недавно обнаружили остатки акведука, по которому в Кносский дворец подавали воду родников ближней горы Иуктас (тех самых, что питают теперь фонтан Морозини в Ираклионе), так что водоснабжение, возможно, было значительно лучше.

Большая лестница поднимается этажом выше покоев царицы, в анфиладу комнат и залов, которые Эванс счёл Царскими покоями (сейчас закрыты для осмотра). Эти помещения выдержаны в более строгом и сдержанном духе. Лестница выходит в огромную приёмную, называемую Террасой царской стражи (или Залом с колоннами), на стенах которой изображён узор из щитов. Дальше – Зал двойных секир (или Мегарон царя): предполагается, что в первой из этих двух комнат правитель принимал посетителей, а вторая была его личными покоями. Название зал получил потому, что в нём на каждом каменном блоке высечены изображения секир с двумя лезвиями, обращёнными в противоположные стороны.

Южные Пропилеи Кносского дворца

Тронный зал и другие помещения Кносского дворца

Поднявшись до верхней площадки Большой лестницы (для этого вам нужно пройти по деревянной лестнице), вы окажетесь на обширном Центральном дворе – такие были во всех минойских дворцах. Двор теперь открыт, но некогда его скрывали стены окружающих зданий. На дальнем краю, в северо-восточном углу двора – вход в ещё одно особенное помещение Кносского дворца – Тронный зал. Каменный трон, сильно побитый временем, с очень внушительным углублением, в которое опускалось царственное седалище, приставлен к стене поразительно маленькой комнатки, а вдоль её стен стоят каменные скамьи: властитель, судя по всему, правил не единолично, а вместе с советом.

Над троном на стене – восстановленная фреска с двумя грифонами. Помещение определённо не раз перестраивалось – по крайней мере, когда этот трон нашли, к нему почти вплотную подступали кучи строительного мусора. Потолок и комнаты вверху – творение Эванса, скромно именовавшего свои фантазии «воссозданием». Как бы то ни было, скорее всего, на этом троне восседал не правитель, а жрица. Превращение же этого святилища в царский зал случилось уже при микенцах – они захватили остров со всеми его дворцами, но ненадолго: в XIV веке до нашей эры Кносский дворец вновь был разрушен и более не возрождался.

Этот зал закрыт для посещения, но, перегнувшись через ограждение, вы сможете его рассмотреть. В прихожей Тронного зала стоит такой же трон, только деревянный – посетители любили фотографироваться, восседая на нём, однако теперь и он вне досягаемости. Всё остальное открыто вашему взору, и вы можете блуждать по площадке, вспоминая мифы и легенды, окутывающие волшебным флером всё то, что оказывается перед глазами. Постарайтесь не пропустить огромные глиняные пифосы для хранения припасов на северо-восточном краю площадки, именуемом «дворцовыми мастерскими».

Обратите внимание также на хранилища за Тронным залом и копии фресок в реконструированном помещении над складами, фреску «Царь-жрец» на южной стороне Центрального двора и рельефное изображение разъярённого быка на северной стороне. Этот бык повстречает вас, если вы войдёте через Северные ворота. Ещё вы увидите остатки некоего крытого прохода и чего-то вроде «люстрального бассейна», как в Риме намного позже именовали водоём для обрядовых очищений.

За северным входом снаружи раскинулся Театр (ещё одна фантазия Эванса): открытая площадка и в самом деле слегка похожа на ярусный амфитеатр, где вполне могли устраивать ритуальные зрелища или пляски. Здесь же начинается Царская дорога – вероятно, самая древняя мощёная дорога в Европе. Когда-то она, наверное, пересекала весь остров, сегодня же обрывается через 100 метров от начала, под кирпичной стеной у современной дороги. Пройдясь вокруг внешней ограды дворца, вы лучше оцените масштаб древнего сооружения, а с юга к площадке примыкает пара реконструированных минойских домов, куда тоже стоит зайти.

Северный бассейн Омовений Кносского дворца

К югу от Кносского дворца

Если у вас есть свой транспорт, то поездки на юг от Кносского дворца могут доставить вам много удовольствия: просёлочные дороги пересекают зелёные равнины с холмами, склоны которых заняты виноградниками и крестьянскими селениями. Если вам хочется увидеть что-то особенное, загляните в симпатичную деревеньку Миртья, где есть маленький музей Казандзакиса (март-октябрь ежедневно 9:00-17:00; ноябрь-февраль только воскресенье 10:00-15:00), в доме, где жили когда-то родители писателя. Арханес, у подножия горы Иуктас, – селение побольше и побогаче, и на его месте немало людей жило ещё в минойскую эпоху. Вокруг оживлённой центральной площади много таверн, но переночевать здесь негде.

Ни на одну из трёх местных археологических площадок посетителей не пускают, однако Анемоспилья, в 2 километрах к северо-западу от посёлка (указатели у археологического музея), открыта для доступа и известна тем, что после здешних раскопок 1980-х годов вспыхнули жаркие споры: минойская цивилизация с самого её открытия считалась миролюбивой, но эту идиллическую картину пришлось пересмотреть, когда в Анемоспилье обнаружились улики, свидетельствующие о человеческих жертвоприношениях. Находки из раскопок на этой и соседних площадках выставлены в превосходном Археологическом музее (среда-понедельник 8:30-15:00; бесплатно) возле центральной платии Арханеса.

Из этого селения легко доехать (или дойти – если есть пара часов в запасе) до вершины горы Иуктас, чтобы осмотреть внушительные развалины минойского горного святилища и полюбоваться видом на Кносский дворец (с которым оно было связано) и на северный берег острова за дворцом. Примерно в 4 километрах к югу от горы в Ватипетро туристам показывают минойскую виллу с виноградником (вторник-воскресенье 8:30-15:00; бесплатно), владельцам которой некогда принадлежали и угодья с плодородными почвами к югу от Арханеса. Внутри виллы вы увидите немалое собрание сельхозинвентаря и единственный в своём роде винодельческий пресс, оставшийся там, где давили виноград в древности.

Уцелели и значительные участки усадебных строений и всё это, как и встарь, окружено виноградниками (район Арханеса – одна из важнейших винодельческих местностей острова), плодоносящими вот уже 3,5 тысячи лет подряд, – наверное, это самый старый виноградник в Европе, а то и во всём мире. Ещё в 2 километрах к юго-востоку по той же дороге в сельскохозяйственной деревне Худеци вы обнаружите замечательный Музей музыкальных инструментов всего мира (ежедневно 9:00-15:00 и 17:30-20:30).

Основал его лирник (музыкант, играющий на лире) Росс Дейли, родом из Ирландии, на Крите его все знают и он сам живёт в этой деревне. В его коллекции собраны главным образом струнные и ударные (многие – очень редкие) инструменты со всего земного шара. Чтобы найти музей, ищите бар Paranga на верхнем (южном) конце села – музей напротив. Если в рабочее время музей вдруг оказался запертым, свяжитесь с хранительницей Элени Арванди, которая говорит по-английски и откроет вам музей (телефон-автомат – на улице возле бара).

Источник: turizm.world


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.