Кносский дворец кратко


Доклад по МХК

Кносский дворец

Выполнила:

Кносский дворец – наиболее выдающийся памятник критской архитектуры. В греческих мифах он назывался лабиринтом (это слово происходит от термина лабрис-“двойная секира”, – излюбленного изображения в критском искусстве). Согласно этим легендам, в глубине дворца обитал получеловек-полубык – Минотавр, на съедение которому город Афины ежегодно посылал 7 юношей и столько же девушек. Минотавр был убит, говорится в сказании, афинским героем Тесеем, сыном царя Эгея. По-видимому, миф о Тесее отразил зависимость Аттики от Кносса в начале позднеминойского периода. Кносский дворец, общей площадью около 16 тыс. кв. м, представляющий сложное нагромождение сотен различных помещений, казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово “лабиринт” с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.

Р


Кносский дворец краткоаскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в. под руководством известного археолога сэра Артура Эванса.

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э. В центре дворца находился весьма обширный двор, который, видимо, имел культовое назначение. К этому двору со всех сторон примыкали многочисленные помещения, выполнявшие различные назначения, как хозяйственные, так и жилищные, с верандами), галереями), колоннадами), бассейнами) и лестницами.

ПКносский дворец краткоарадные помещения дворца состояли из большого и малого “тронных” залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приемная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения. По дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные. Во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Богатое убранство некоторых комнат, громадное количество изделий из драгоценных металлов, высокохудожественные стенные росписи-фрески, вместительные склады – всё это свидетельствует о том, что дворец был местопребыванием царей – правителей Кносса и всего Крита.

Н


Кносский дворец краткоеобычными показались ученым и детали дворца. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название “иррациональных”. Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты. Нередко колонны были покрыты своеобразным зигзагообразным узором. Ствол их не был уподоблен растительным прототипам египетских опор, повторявших форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. В кносской колонне нет сходства с образами живой природы. Зодчий отказался от подражания природе, выступавшей в египетской архитектуре, нашел для элементов сооружения язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых соотношениях, и обнажил сущность колонны как опоры, выделив и подчеркнув именно эту ее функцию

Обратила внимание археологов манера освещения комнат. Проемов в стенах, подобных окнам позднейших построек, в Кносском дворце не существовало. Свет проходил через отверстия в потолке (световые колодцы) до первого этажа, создавая различную степень освещенности залов дворца, – приближенных или удаленных от световых проемов.

С


Кносский дворец краткотены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок), изящество ее прически, напомнившие археологам модных и кокетливых француженок, заставили назвать ее “парижанкой”, и имя это осталось за ней до сих пор. Стены дворца нередко украшал орнамент – чаще всего в виде волны или гибких спиралевидных завитков, певучий и упругий, тянущийся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими. Он особенно характерен для искусства критян, где все пронизано движением, то стремительным, то более сдержанным.

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нем есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. На примере Кносского дворца легко убедиться в том, что архитектура Древнего Крита обладала легкостью, своеобразной свободой и изяществом. Ее чарующая сила не в мрачной дисциплине, а в раскованности и приветливости. К сожалению, знаменитый дворец практически полностью был рКносский дворец краткоазрушен во время пожара, случившегося во время одного из землетрясений.

Источник: works.doklad.ru


Кносский дворец кратко

 

Кносский дворец на острове Крит был построен примерно в 1700 году до нашей эры. Величайший архитектор древности Дедал построил этот удивительный дворец для царя Миноса. Существует древняя легенда о том, что Кносский дворец – Лабиринт со множеством запутанных ходов. В этом Лабиринте царь Минос скрывал тайну своей жены – Минотавра. Но существовал ли Лабиринт на самом деле? Подтверждение этому нашел английский археолог Артур Эванс. 

 

 

Кносский дворец кратко

 

В 70-х годах прошлого века ученый прибыл на остров Крит. Он рассчитывал найти здесь сведения о загадочном иероглифическом письме, которое видел в Оксфордском музее на печатях, происходивших якобы из Спарты. Эванс рассчитывал пробыть на острове не более недели. Но прогуливаясь в окрестностях Ираклиона его внимание привлек холм Кефал. Этот холм был удивительно похож на занесенные песком руины древнего города. А через несколько дней до Эванса дошли сведения, что один критский купец на своем участке, который примыкал к холму, обнаружил руины необычных построек и подозрительно большие горшки. Для археолога этого было достаточно, чтобы начать раскопки.


 

Кносский дворец кратко

 

Почти 30 лет продолжались работы на месте холма Кефал. Но из-под груды строительного мусора ученые освободили не город, как предполагалось вначале, а только одно здание, которое, правда, по площади не уступало целому городу. Это и был Кносский дворец. Вместе с дворцом Эванс открыл и великую древнюю культуру. Он решил назвать ее "минойская". С тех пор и люди, которые жили в Кноссе, называются минойцами.

 

Кносский дворец кратко

 

После кропотливой реконструкции археологам удалось восстановить облик Кносского дворца. Вокруг вымощенного камнем просторного двора размером 50 на 50 метров причудливым образом располагались самые разнообразные сооружения.


огда они были выстроены на разных уровнях. Отдельные этажи опирались на колонны и соединялись между собой монументальными лестницами и длинными коридорами, уходящими порой ниже уровня земли. Огромное количество изделий из драгоценных металлов, богатое убранство некоторых комнат, высокохудожественные настенные росписи-фрески – все это являлось свидетельством того, что дворец был местом пребывания правителей Кносса и всего Крита. Сотни комнат служили покоями для царя и царицы, сановников и придворных дам, слуг и невольников. Сотни залов предназначались для торжественных приемов. Здесь же находились сокровищницы и просторные мастерские ремесленников.

 

Кносский дворец кратко

 

По всей видимости, строилось это монументальное сооружение не один век. Место для его построения, откровенно говоря, было выбрано не совсем удачно. Основная часть дворца попала в зону действующего геологического разлома в земной коре и поэтому не один раз разрушалась землетрясениями. Но каждый раз на месте старого дворца строился новый еще больших размеров. В окончательном варианте он предстал перед кносскими правителями, приблизительно, в 1700 году до н. э. Кносский дворец к тому времени занимал площадь около 16 тысяч квадратных метров.

 


Кносский дворец кратко

 

Архитектура дворца хаотична и бессистемна. Часть комнат вырублена прямо в склоне горы. Отдельно стоящие помещения построены из грязевого кирпича и прикреплены к основному зданию деревянными каркасами. Зодчие Крита, в отличие от древних греков, не владели искусством симметрии. Именно поэтому многие архитектурные детали они вставляли туда, куда считали нужным, даже вопреки законам гармонии. Но зато по технологии возведения зданий им не было равных. Для страховки зданий от землетрясений минойские строители первыми стали возводить эластичные стены, чередуя камень с деревянными вкладышами.

 

Кносский дворец кратко  Кносский дворец кратко

 

Основная достопримечательность Кносского дворца – кроваво-красные колонны, которые в искусствоведении получили название “иррациональные”. Они не расширялись книзу, как в постройках других древних народов, а наоборот – сужались. Каждая такая колонна сверху завершалась капителью в форме круглого валика. На нем располагалась квадратная плита, которая поддерживала деревянный потолок. Колонны Кносса не уподоблялись растительным прототипам, как, например, в архитектуре древнего Египта и Персии, где они имели форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. Критские мастера не стали подражать природе и обнажили сущность колонны всего лишь как опоры.

 


Кносский дворец кратко

 

Другая интересная особенность Кносского дворца – огромные лестницы. Построены они были из больших каменных блоков и выглядят весьма современно. Центральная лестница, которая ведет к частным жилым помещениям, имеет дренажный канал. Он собирает сточные воды из каменных желобов, которые проложены по всему дворцу. Кроме этого, под полами комнат археологи обнаружили разветвленную канализационную сеть, состоящую из глиняных труб малого и большого диаметров. По одним трубам во дворец поступала питьевая вода, которая хранилась в специальных цистернах, из других наполнялись ванные и бассейны, третьи использовались для отвода отходов из уборных.

 

Кносский дворец кратко

 

Еще одна интересная особенность Кносского дворца – отсутствие окон.


с успехом заменяли так называемые световые колодцы – значительные по площади проемы в потолке. Иногда они во всех перекрытиях располагались один под другим. Свет через проемы проходил вплоть до первого этажа. При этом создавалась различная степень освещенности комнат. Также световые колодцы служили своего рода "кондиционером", так как обеспечивали естественную вентиляцию помещений. Обогрев здания в зимнее время осуществлялся при помощи специальных переносных печей.
Западная часть Кносского дворца являлась административным и церемониальным центром. Историки предполагают, что расположенные здесь три каменные шахты использовались в религиозных церемониях, когда вместе с подношениями (это в основном были вино, мед, масло и молоко) кости и кровь жертвенных животных возвращались земле, из которой они появились.

 

Кносский дворец кратко

 

Наибольшей роскошью в западном крыле отличался Тронный зал. Правда, разместиться в нем могло не более 16 человек. Гипсовый трон с высокой спинкой и по сей день стоит в этом зале. Это самый древний трон в Европе.
Отдельно располагались помещения для царской семьи. Правительственные покои состояли из светлых комнат, которые украшали настенные росписи.


ески писались по сырой штукатурке красками. Мастера древности обычно изображали растения или ритуальные действия. Но чаще всего встречается узор в виде бегущей волны или зигзагов. Таким узором в основном покрывались иррациональные колонны. Вообще, перемещение и движение является отличительной чертой критского искусства: нет застывших поз; лица людей разнообразны, что наталкивает на мысль о портретной живописи; весьма обширна цветовая гамма – оранжевая, голубая, бирюзовая, но в основном густо красная в сочетании с черной отделкой.

 

Кносский дворец кратко

 

Среди настенных росписей Кносского дворца очень часто встречаются изображения элегантных дам в изысканных туалетах, с накрашенными губами и замысловатыми прическами. У них очень тонкие талии, гранатовые или голубые платья с пышными кринолинами, открытые корсажи, холеные обнаженные руки, затейливые прически, перевитые жемчугом, тонкие с горбинкой носы и маленькие ротики с застывшей кокетливой полуулыбкой. Исследователи называли их "придворными дамами", "парижанками", "дамами в голубом". Эти названия им, конечно, подходят, но, скорее всего эти дамы были жрицами.

 

 

 

 

Источник: www.liveinternet.ru

Легенды и история Кносского дворца

Главную достопримечательность Крита окружает ореол загадочных историй. Здесь все мифологические сказания и реальные факты истории Древней Греции так тесно переплетаются, что практически невозможно отделить правду от вымысла. Но мы постараемся сложить все части мозаики в одно целое так, чтобы перед нами во всей красе предстала история Кносского дворца и происходивших в нем событий.

Ранний период

Свою историю самый знаменитый дворец на Крите ведет со времен основания Кносса. Это древний столичный город, в котором жил повелитель острова – царь Минос. Легендарный правитель Крита, как и все властные люди, был тщеславен, алчен и жаден. Что привело к трагичным последствиям.

По легенде, властвовать над островом Миноса благословили сами Олимпийские Боги. При этом Зевс презентовал ему царский скипетр, а Посейдон даровал быка невероятной красоты и цвета белоснежной пены морской волны. Однако дар свой морской бог строго-настрого повелел вернуть на ближайшей молитве: в качестве жертвоприношения и знака покорности Богам.

Но лишаться редкого быка Минос вовсе не хотел, поэтому принес в жертву теленка из своего стада. Сильно разгневался на дерзость новоявленного критского «царька» Посейдон, и внушил его жене страстную тягу к подаренному животному. Плодом этой насланной «любви» стал получеловек-полубык, которого нарекли Минотавром (букв. «Бык Миноса»).

Чудовище впало в неистовство сразу после рождения: младенец чуть не загрыз свою же кормилицу. Было ясно, что «наследника» надо изолировать. Выход из сложного положения Миносу подсказал его друг, Дедал. Он предложил возвести огромный комплекс помещений с запутанной сетью ходов, чтобы тупое чудище никогда не выбралось из своей обители. Так в 2000 г. до н.э. и появился на Крите дворец Миноса.

Фактически это был город в городе. Обнесенная высокими стенами территория вмещала в себя тысячу комнат. Но простояла масштабная постройка недолго. Первый дворец Кносса был разрушен в результате мощного землетрясения в 1700 г. до н.э.

Кносский дворец кратко

Новый дворец

Однако, чуть позже жители решили восстановить утраченный комплекс и вскоре Кносский дворец на Крите был отстроен заново.

Случилось это в период золотого расцвета этой цивилизации, поэтому новый Минойский дворец острова Крит был еще шикарней прежнего. В нем воплотились все инженерные, архитектурные и творческие возможности нации. К сожалению, и этому шедевру не удалось простоять долго: в 16 веке до н.э. он сильно пострадал от мощного извержения вулкана. Природная катастрофа была такой силы, что стерла с лица земли многие древние города и дворцы на острове Крит. От того еще удивительней осознавать тот факт, что руины Кносского дворца все же смогли уцелеть и сохраниться до наших дней.

Раскопки

Новая историческая эпоха для дворца наступила только в 1878 году, когда грек Калокеринос провел в этой местности первые раскопки. Найденные артефакты привлекли внимание других мировых ученых и в 1900 году на Крит прибывает английский археолог Артур Эванс. Он выкупает все земли, собирает команду исследователей и начинает масштабные раскопки.

Именно Эвансом в 1905 году был обнаружен комплекс Кносского дворца и главные его реликвии: фрески Парижанка и Игры с быком, бытовые предметы, дощечки с письменностью, Тронный зал и другие постройки. Вместе со своей экспедицией англичанин провел колоссальную работу по восстановлению архитектуры Кносского дворца и даже стал его новым архитектором. И хотя ныне многие упрекают восстановленную версию в неполном историческом соответствии, это не мешает реконструкции Эванса пользоваться большой популярностью у туристов, которые увлеченно осматривают достопримечательности и делают фото Кносса на память.

Кносский дворец кратко

Кносский дворец кратко

Архитектура Кносского дворца

Территорию дворцового комплекса общей площадью в 24 тыс. м2 восстанавливали буквально по кусочкам. С каждым раскопанным помещением археологам прояснялась общая планировка и архитектура: так Кносский дворец обретал свой нынешний восстановленный облик.

Древнее сооружение представляло собой запутанную сеть из тысяч комнат, которые соединяли различные лестницы, галереи, колоннады коридоров. Хотя располагались помещения в хаотичном порядке, общим центром композиции всегда оставался внутренний двор. Это хорошо показывает архитектурный план Кносского дворца. До наших дней уцелели не все части комплекса, но и сохранившаяся часть определенно стоит того, чтобы посетить Кносский дворец.

Кносский дворец кратко

Дворец снаружи и изнутри

Итак, начало дворцовому комплексу положил центральный двор. Это масштабная площадь, размером 50 на 50 метров. А по дворовому периметру возведены, высечены в пещерах и сооружены под землей сотни построек различного назначения. В том числе, во дворце были:

  • Театр;
  • Тронный зал;
  • Храм;
  • Сокровищницы;
  • Мельницы;
  • Царские покои;
  • Мастерские и хранилища.

Примечательно, что инженеры Минойской цивилизации сумели провести по всему дворцу и некое подобие современной канализации. А еще была оборудована арена для боя быков, бассейны, хозяйственные помещения и т.п. Всего многоэтажный комплекс насчитывал более 1300 комнат. Руины этих помещений благодаря А.Эвансу сегодня и осматривают современные туристы.

Отдельного внимания заслуживают стены, на которых писались знаменитые фрески Критского Кносского дворца. Они были бережно откопаны и восстановлены в первозданном виде. Например, вдоль «Дороги процессий», ведущей к центральному двору можно полюбоваться на фрески «Процессия» и «Принц с лилиями». А в Южных Пропилеях, которые вели к главным помещениям дворца и, по мнению ученых, являлись частью «Дороги процессий», находится знаменитая картина «Носитель ритона». Да что и говорить, Кносский дворец под фрески имел отдельный большой зал, который был назван комнатой Копий. Сегодня это одно из самых популярных помещений.

Кносский дворец кратко

Кносский дворец кратко

Кносский дворец кратко

Реконструкция, которой подвергся Кносский дворец, коснулась знаменитых колон святилищ и коридоров. Красно-черные, сужающиеся в своей нижней части колонны стали визитной карточкой комплекса. Мини-колоннады расположены повсюду: в коридоре северного входа, на парадной лестнице восточного входа, на главном этаже в Тронном зале и у стены, ведущей к западному бастиону, где нарисована знаменитая фреска «Бык».

Но мало кто знает, что все эти колоны воссозданы Эвансом. Дело в том, что минойцы делали колонны из дерева, что не отнимало много времени и позволяло лучше сохранить конструкцию, при условии возможного землетрясения. Дерево, благодаря амортизационным свойствам, выдерживает подземные толчки малой силы, в то время как в камень быстро трескается и разрушается. Но, конечно, ни одно дерево не сохранится на тысячи лет.

Кносский дворец кратко

Лабиринт Минотавра

Благодаря беспорядочной планировке помещений, множеству коридоров, потайных ходов и тупиков, широко распространенно мнение, что развалины Кносского дворца это и есть Лабиринт Минотавра. Косвенно, эту теорию подтверждает знак «лаброс», который можно увидеть на многих стенах.

Однако, есть и противники этой версии. Их главный аргумент заключается в том, что миф о Минотавре появился намного раньше строительства даже первого Кносского дворца. Поэтому предполагают, что знаменитый лабиринт размещался в каком-то другом месте, например, в запутанных пещерах Крита. А некоторые люди и вовсе утверждают, что никакого Минотавра никогда не было: чудовище выдумали греки, обиженные на минойцев за то, что те не пускали эллинов смотреть в Кносском дворце бои с быками.

Как бы там ни было, совершить экскурсию в самый большой Критский дворец по-прежнему стремятся тысячи туристов.

Кносский дворец кратко

Кносский дворец кратко

Кносский дворец – где находится и как добраться

Тех, кому интересна Древняя Греция, и конкретно Дворец Кносский, путь-дорога напрямую ведет на остров Крит. Тем более, что здесь можно легко совместить полезное с приятным: помимо исторических ценностей, этот район чрезвычайно богат на песчаные побережья с лазурным морем и водными развлечениями. А еще здесь есть уникальной красоты природные уголки. Но вернемся в Кносский Дворец на Крит.

Самое известное сооружение Минойской цивилизации возвели в центральной части острова, неподалеку от северного побережья. Сегодня район раскопок соседствует с главным городом Крита – Ираклионом. Столицу острова от места, где находится Кносский дворец, отделяют всего 8 км. Поэтому добраться до достопримечательности несложно.

Ежедневно от автостанции Ираклиона (Bus Station A) отправляются синие рейсовые автобусы с яркой надписью KNOSSOS на электронном табло. Интервал их движения не превышает 30 минут, а время в пути до достижения конечного пункта составляет 20-25 мин. Билет туда-обратно (на территории раскопок нет билетных касс) обойдется в 3 евро.

Также можно поехать в Кносс на такси, арендованном авто или на автобусе вместе с экскурсионной группой.

Кносский дворец кратко

Кносский дворец на карте

Для наглядности отметим, где расположен Кносский дворец на интерактивной карте. Если соберетесь ехать самостоятельно на личном авто, то просто вбейте в навигатор координаты (35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д.) или адрес (Крит, Minoiton, Heraklion 71409). Непосредственно перед археологической площадкой создано 3 бесплатных парковки.

Информация для туристов

Комплекс открыт для посещения ежедневно с 8 утра, входной билет стоит 15 евро (для льготных категорий 8 евро или вовсе бесплатно). Отметим, что график и часы работы меняются в зависимости от времени года. Актуальную информацию про Кносский дворец и описание работы смотрите здесь.

Напоследок приведем полезные советы и рекомендации, которые мы почерпнули из отзывов туристов.

  1. Если вы решили ехать на автобусе Ираклион – Кносс, учитывайте, что время экскурсии в среднем составляет 2 часа.
  2. Летом лучше отправиться на экскурсию ранним утром, т.к. позже начинается полуденный зной, а укрыться в тени на раскопках негде.
  3. Возле Кносского дворца расположен магазин сувениров, где среди прочего продаются карты и путеводители на русском языке.
  4. У входа на территорию прибывшие самостоятельно могут присоединиться к организованной экскурсии с гидом. Цена вопроса – 10 евро.
  5. Рядом с проходной организовано маленькое кафе, но цены в нем сильно завышены. Если лишние траты в тягость – перед поездкой запаситесь небольшим перекусом и водой.

И, конечно, не забудьте надеть комфортную обувь и прихватить головной убор, защищающий от солнца.

Увлекательных поездок и незабываемых впечатлений!

Источник: dzadziki.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.