Кносский дворец фрески


Кносский дворец фрески

КРИТО-МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО

ИСКУССТВО КРИТА ИСКУССТВО ФЕРЫ МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ

ГЕОМЕТРИКА

АРХАИКА

РАННЯЯ КЛАССИКА

ВЫСОКАЯ КЛАССИКА

ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА

ИСКУССТВО ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

КРИТО-МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО

В художественной культуре древности крито-микенскому искусству принадлежит одно из самых почётных мест. Два его виднейших цен­тра — остров Крит и город Микены в Южной Греции (полуостров Пелопоннес) — дали название этому искусству, но оно включало в себя творения большого региона, от Балканской Греции и ост­ровов Эгейского моря до побережья Малой Азии.


Творцами критской (или, как её иначе называют, минойской) цивилиза­ции были народы не установленного пока происхождения. Их культура за­родилась примерно в начале II тысячелетия до н. э. Основными её центра­ми были сам остров Крит с его процветавшими тогда городами и острова Эгейского моря. Историки называют эту цивилизацию минойской, по име­ни мифического критского царя Миноса, а её создателей — минойцами.

Ахейцы (или, как их стали именовать по названию столицы — Микены, микенцы) пришли в Грецию из Северной Европы. Народ этот был индоев­ропейского происхождения. Микенцы являлись прямыми предками будущих эллинов (греков). Около середины II тысячелетия до н. э. их власть распро­странилась на весь Эгейский мир, они проникли на многие острова, захва­тили и Кносс — столицу державы Миноса.

Микенцы жили бок о бок с минойцами до XII в. до н. э. Микенские правители широко пользовались услугами одарённых минойских мастеров, так что в конечном счёте микенское и минойское искусства образо­вало некий сложный сплав.

Крито-микенский мир на протяжении нескольких столетий играл роль образцовой художественной мастерской для огром­ного региона. Тогда были созданы прекрасные памятники ар­хитектуры: грандиозные, украшенные настенной живописью, рельефами и разного рода символами дворцы со священ­ными садами; изящные расписные вазы; искусно выпол­ненные атрибуты сложного религиозного культа.
от мир знал письменность: Крит оставил после се­бя так называемое «линейное письмо А», ещё не рас­шифрованное учёными, архивы Микен — «линей­ное письмо В», которое в 50-х гг. XX в. удалось расшифровать англичанам Дж. Чедвику и М. Вентрису. Своеобразие крито-микенского искусства — в особом понимании жизни природы и места в ней человека, а также в свободе обращения со старин­ными традициями и предписаниями религиозных ритуалов. Кроме того, оно уделяло огромное внима­ние внутреннему миру человека.

Достижения эгейских мастеров в I тысячелетии до н. э. стали наследием эллинов. Можно с уверенностью сказать, что без этого не было бы создано классических памятников древнегреческого искусства, которые прославились на весь мир.

Кносский дворец фрески

Кувшин с изображением летящего журавля. Около 1500 г. до н. э.

Остров Фера.

*Крито-микенская цивилизация в исторической науке имеет и другие названия: эгейская или минойско-микенская.

84

Кносский дворец фрески


85

ИСКУССТВО КРИТА

В начале II тысячелетия до н. э. на Крите строили много дворцов. Каж­дый из них представлял собой боль­шую группу построек, возведённых вокруг внутреннего двора и предна­значенных как для религиозных (сакральных), так и светских на­добностей. Дворец мог служить ре­зиденцией правителя города и цен­тром управления всей областью. Он был одновременно и городом, и крепостью, а существовал за счёт сельской округи и труда ремеслен­ников, живших в самом дворце.

В первой половине II тысячелетия до н. э. дворцы и сложные построй­ки дворцового типа существовали на Крите в пяти городах: Кноссе, Фесте, Гурнии, Маллии и Като-Закро. Все эти комплексы совершенно разные: где-то, как в Кноссе, усилена север­ная, как правило парадная, часть и выделяются мощным блоком «мага­зины» (склады) западной; где-то, как в Като-Закро, большая площадь отве­дена под ритуальные бассейны. В некоторых городах дворцовые по­стройки мало обособлены от окру­жающих кварталов и словно сраста­ются с ними. Но везде, несмотря на разницу масштабов, местоположе­ние и качество отделки стен, дворов и помещений, сохранились общие черты. Это прямоугольная форма внутреннего двора, размеры которо­го везде одинаковы: пятьдесят два метра в длину и двадцать восемь в ширину. Кроме того, почти все дворцы ориентированы по сто­ронам света: их внутренний двор вы­тянут с севера на юг. И наконец, учё­ные установили, что дворцы были связаны с горными святилищами, устроенными в пещерах. Каждый дворец ориентирован на «священ­ную гору», хорошо видимую из него. Так, дворец в Кноссе связан с горой Юкта, на которую непосредственно выходят его «магазины», в Фесте — со знаменитой горой Ида, где, сог­ласно греческим мифам, родился бог Зевс, вскормленный божествен­ной козой Амалфеей.


Дворцы существовали, пока дей­ствовали горные святилища. Оче­видно, последние считались зем­ным отражением мест обитания небожителей: к ним причисляли бо­гинь, которым поклонялись в святи­лищах. Там археологи обнаружили многочисленные свидетельства ре­лигиозных церемоний. В святили­щах совершали жертвоприношения, устраивали обрядовые трапезы, бо­жествам преподносили дары в виде посуды и терракотовых статуэток.

Это проливает свет на сущность дворцов. Возможно, они были пред­назначены для царя, правителя, но считались собственностью богинь, почитавшихся в горных святилищах Правитель, происхождение которо­го мыслилось божественным, высту­пал в роли сына или супруга (а ча­ще — сына-супруга) богини. Супруга правителя была жрицей и предста­вляла богиню в важнейших ритуалах.

Кносский дворец фрески

Кносский дворец

на Крите. II тысячелетие

до н. э.

86


Кносский дворец фрески

Кносский дворец. Панорама раскопок.

Об этом говорят памятники крит­ского искусства. Среди них изобра­жения божественных младенцев и подростков — сыновей. Фигура жен­щины всегда наделена чертами ма­троны, матери: у неё подчёркнуто тя­жёлый бюст, обнажаемый по ходу важных ритуалов; она выше ростом и сильнее выступающего рядом паредра — супруга. Женщина (жрица или богиня) — ведущее лицо всех со­вершаемых действ, юноша — пассив­ный, ведомый ею персонаж. Так, в Кносском дворце главный вход, Ко­ридор Процессий, был украшен рос­писью, на которой богине подносят дары и новое одеяние. Праздники, которые устраивались в связи с нача­лом нового года, были очень попу­лярны в древности. В Кноссе в шест­вии дароносцев принимали участие в основном юноши; они несли дра­гоценные сосуды и специальный дар — критскую юбку-брюки для «новорождённой» богини. Жрица-богиня принимала дары стоя, держа в обеих руках критские символы власти — двойные секиры (ла’брисы), от которых, видимо, и произошло на­звание дворца — Лабиринт (Дворец Лабрисов). Сам праздник предпола­гал «священный брак» богов, без которого критяне не представляли се­бе продолжения жизни.

Критскую богиню могли олице­творять гора или же дерево. Гора и дерево связывались в умах людей не с конкретными горами и деревьями, а с универсальными, вселенскими символами. Археологи обнаружили золотые перстни-печати, на которых персонажи выдёргивают священное


Кносский дворец фрески

87

МИНОЙСКИЕ ВАЗЫ

Критские вазописцы достигли редких вы­сот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам, — от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками (их называют «яичной скорлупой») до громадных гли­няных яйцевидных сосудов — пифосов, достигавших двух метров в высоту, в которых хранили зерно, вино, воду. У минойских ваз нет тяжёлых широких поддо­нов. Они тяготеют к объёмным, сфериче­ским формам. Аля устойчивости их иногда полностью или частично закапы­вали в землю. Вазы раскрашивали ярко и смело, применяя красную, белую, синюю и чёрную краски. Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой природы. Весьма часто на вазах изображали моллюсков, корал­ловые рифы, осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особенно были любимы цветы — лилии, тюльпаны, неж­ные и хрупкие крокусы. Их изображали как в вазонах, так и на грядках. Но более всего поражают цветы, склоняющие го­ловки под порывами сильного ветра. Са­мые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Феста, откуда происходит их название — вазы «камарес».


Кносский дворец фрески

Ваза «камарес». Старый дворец в Фесте. Около 1850—1700 гг. до н. э. Археологический музей, Гераклион.

Кносский дворец фрески

Ваза «камарес». Около 1900—1700 гг. до н. э. Археологический музей, Гераклион.

дерево из почвы или срывают его плоды. То и другое расценивалось в древности как смерть богини-дерева, наступавшая в определённые момен­ты календарного года. Это был очень важный праздник, приуроченный к середине лета: с этого момента силы солнца начинают убывать.

На Крите в этот день прави­тель-жрец, считавшийся парой бо­гини, выдергивал из кадки особое священное дерево, которое росло в храме. С гибелью дерева прекраща­лась и жизнь самой богини: её ритуальную смерть изображала супруга правителя (жреца), представая в ис­ступлённой позе — с ниспадающи­ми локонами, обнажённой грудью и упёртыми в бока руками. Но закон­чив свой цикл бытия, она возрожда­лась: на некоторых перстнях боги­ня изображена миниатюрным, парящим в небесах видением. В одном случае она, со щитом и копьём, напоминает греческую богиню-вои­тельницу Афину Палладу. В дру­гом — появляется в небе, когда на цветущем лугу четыре женщины-


88

жрицы совершают культовый та­нец. Жрицы кружились и вертелись в танце, обращаясь к небесам, благо­даря чему наступала эпифания («бо­гоявление»), и, более того, они вос­производили нисхождение божества в мир людей. Цветы лилии на лужай­ке в росписи являются образом бо­гини, но уже старым, отжившим своё на земле.

Роль деревьев, трав и цветов в этом мире была настолько велика, что без них не мыслилось никакое человеческое деяние. Их изображе­ния встречаются на Крите повсюду, окружённые ореолом неприкосно­венного, тайного, божественного. Растительное царство выступало в двух формах: естественной — при­родной, пребывающей под опекой богов, и культурной — взращённой человеком в условиях города-двор­ца. Так, на одной из древнейших кносских фресок «Собиратель кро­кусов» цветы показаны растущими на естественных горах и холмах. Их звёздчатые кустики населяют и дру­гие росписи, например дивную «Си­нюю птицу» или «Обезьяну и птицу». Это природный, заповедный мир, где человек всего лишь гость.

В росписях так называемой вил­лы из Агиа Триады, близ дворца в Фесте, огромные стройные лилии величественно высятся на ухожен­ных газонах, явно принадлежащих дворцу. Эти белые лилии «мадонна» прекрасны и чисты, они как божест­во, они, собственно, и символизиру­ют божество, но в скрытом, дочеловеческом облике.


Другие народы той эпохи отно­сились к природе иначе. Для одних она была символом победы над смертью (в изображениях, где еги­петский фараон охотится в болотах одновременно на птиц и рыб и здесь же срывает папирусы), для других — воплощением идей сотво­рения Вселенной (Мировое Дерево). Для критян природа была священна по причине её божественности. Всё божественное — совершенно, но природа полна особой красоты. Вот почему критяне часто изображали вместо богов цветущие луга и дикие скалы, поросшие цветами и кустар­ником. Их населяют обезьяны и птицы — такие же боги, но в другом обличье. Однако человек может вой­ти в этот мир исключительно в мо­мент исполнения ритуала.

Кносский дворец фрески

Синяя птица. Фреска. XVI в. до н. э. Кносский дворец.

Кносский дворец фрески

Лилии в саду. Фреска. Около 1600 г. до н. э.

Крит.


*Фреска — настенная рос­пись по сырой штукатурке. Оригинал фрески «Собира­тель крокусов» плохо сохра­нился и реконструирован буквально по кусочкам.

89

СВЯЩЕННЫЕ САДЫ

В критских дворцах, например в Фесте, разбивали священные са­ды. Обычно сад находился в юго-восточном углу дворцового ком­плекса. Там росли не только годичные и сезонные цветы, но и высаживаемые в специальных горшках. В Кносском дворце пе­ред его западным фасадом устраивали многолюдные праздники. Там располагались «театральная площадка» для ритуальных сце­нических действ и замощённый участок с обложенными камнем ямами; одни исследователи предполагают, что эти ямы предна­значались для хранения зерна, другие считают, что в них высаживали священные деревья. Такие деревья росли в каждом критском святилище, но внутри дворцов, где были сплошь мощё­ные дворы, для них не оставалось места.

Критского бога в отличие от бо­гини представляло зооморфное су­щество, воплощённое в образе быка. Его знаками и символами буквально наполнен Кносский дворец. По пред­ставлениям позднейших греков, он был связал с дворцом — Лабирин­том — и живущим в нём чудовищ­ным человеко-быком Минотавром. Легенда гласила, что Пасифая, супру­га царя Миноса, воспылала страстью к быку, от которого родила необыч­ное дитя — Минотавра. В этой леген­де сохранились глухие отзвуки сказаний о древнем «священном бра­ке» критских богов в образах быка и коровы. Ещё задолго до эпохи расцвета критской культуры богиня уже приобрела человеческий (антро­поморфный) облик. Её супруг оста­вался в образе животного, вероятно воплощавшего бога, который перио­дически рождался, достигал зрелости и погибал. Критского бога-быка еже­годно приносили в жертву на торже­ственном празднике. Бог-бык был изображён во входном вестибюле кносского Коридора Процессий мча­щимся, в типично критской позе «летучего галопа». Он представлен также то в играх с «тореадорами», то умирающим, например на одном из раскрашенных рельефов.

Смысл таврокатапсии — риту­ального боя с быком — можно по­нять благодаря сохранившимся фрагментам росписи, изображав­шим эту сцену. Любопытно, что с быком борются не только мужчины, как на корриде в современной Ис­пании, но и женщины. Более того, богиня-женщина и была главным противником бога-быка, своего сы­на-супруга. Она ежегодно прино­сила его в жертву на подобном празднике, чтобы он, отживший го­дичный цикл, мог вновь родиться. Мышление людей доисторической эпохи было цикличным: всё возвра­щалось на круги своя благодаря бо­жественным ритуалам.

Кносский дворец фрески

Таврокатапсия — ритуальный бой с богом-быком. Фреска.

Около 1500 г. до н. э.

Реконструкция.

Кносский дворец.

*Зооморфный — имеющий образ животного.

**Для критского искусства были характерны раскра­шенные рельефы — древний вид скульптуры-живописи, где эти виды искусства ещё слиты воедино. Прототип их можно видеть в раскрашен­ных рельефах святилищ Чатал-Гююк в Анатолии (ныне Южная Турция), которые относятся к VII—VI тысяче­летиям до н. э.

90

Фреска с таврокатапсией показы­вает, насколько динамичным и жи­вым было минойское искусство. Ему были чужды застывшие позы, оста­новившиеся взгляды, самоуглублён­ность — всё, что было так дорого египтянам и обитателям древнего Двуречья (Месопотамии). Для кри­тян был важен момент, верно схва­ченное действо, трепет настоящего. Вот юноша делает сальто над спи­ной быка, вот бык уже пронзил рогами одну противницу… Пусть громадный — он массивнее всех борцов, вместе взятых, — бык тем не менее обречён. Он летит в про­странстве, отрываясь от земли, но борцы проворнее, ловчее: они успе­вают одолеть бога-быка до того, как им нанесены смертельные рапы.

Отличительной чертой критской живописи является «двойная перспе­ктива». На фреске бык изображён летящим в некой средней зоне: он не касается земли ногами, а сверху дальний план будто падает на него. Нет линии горизонта, как будто не существует и границы между землёй и небом — зритель видит одну оп­рокинутую землю. Во фреске «Соби­ратель шафрана» аналогичная кар­тина: кусты цветов разбросаны двумя рядами перед и за «собирате­лем» — синей обезьяной, живопис­ным пятном выделяющейся на фо­не буроватых холмов.

Критское искусство избегает не­подвижности, тяжёлых опор, под­чёркнуто стабильных конструкций. Несмотря на громадные размеры дворцов (площадь Кносского двор­ца составляет шестнадцать тысяч квадратных метров) и будто бы простую конструкцию (квадратный блок с двором в центре), они очень сложны. Разнообразные внутрен­ние помещения соединяются са­мым причудливым образом, а длин­ные коридоры внезапно заводят в тупики. С этажа на этаж ведут лест­ницы, и посетитель вдруг попадает то в световой дворик, возникший во тьме дворца, расцвеченный ярко-красными полосами, то на лоджию, то в большой парадный зал для пи­ров. Неожиданно он мог оказаться

и в ванной комнате, помещённой в восточной части Кносского дворца. Ванна, сделанная из обожжённой глины и похожая формой на совре­менную, не соединялась с канали­зационными трубами, которые шли по ступеням дворца снаружи, «сами по себе». Вероятно, они воспроиз­водили образ водного мира. Сам путь посетителя по дворцу — с его контрастами света и тьмы, замкну­тости и открытости, сумрака и звуч­ных, сочных красок, постепенных подъёмов и спусков — напоминал плавание на корабле. Человека как будто раскачивало из стороны в сторону, не было устойчивости. И вместе с тем в этом чувствовалась настоящая жизнь с её безостано­вочным движением.

Образы критян вполне соответст­вуют их представлениям о мире. Фигуры на изображениях всегда хрупкие, с осиными талиями, слов­но готовые переломиться. Участни­ки священного шествия в Коридоре Процессий идут, гордо запрокинув голову и отклоняя торс назад. Муж­ские фигуры окрашены коричнева­той краской, женские — белой. Даже поза молящегося (статуэтка с остро­ва Тилос), всеми помыслами обращённого к божеству, лишена застылости. Сильно отклонённый назад торс, рука, прижатая ко лбу, мгновенная остановка движе­ния — как это непохоже на статуи восточных мужей, гля­дящих огромными глазами в надчеловеческий мир!

Особым очарованием ды­шит образ «Парижанки» (так её назвали историки) — изящ­ной девушки, изображённой в одном из помещений второго этажа Кносского дворца. Там был представлен ритуальный пир, участники которого сиде­ли напротив друг друга с чаша­ми в руках. Сохранился лишь фрагмент головы и большого ритуального узла на одежде сзади. Хрупкость, изящество, тонкий изыск сочетаются в образе с асимметрией, раз­ного рода преувеличениями,

Кносский дворец фрески

«Парижанка». Фреска.

Середина II тысячелетия до н. э.

Кносский дворец.

91

ТРОН БОГИНИ

Учёным удалось реконструировать один из важнейших критских об­рядов, связанных с эпифанией («богоявлением»). Он совершался в знаменитом Тронном Зале, расположенном в западной части Кносского дворца. Этот зал был перестроен микенцами в середи­не II тысячелетия до н. э. Он назван по известняковому трону чрез­вычайно любопытной, типично критской формы — без подлокот­ников, с высокой волнистой спинкой. Трон как бы включён в нарисованную на стенах среду: по сторонам его, в напряжённой красной зоне, изображены пальмы и лежащие грифоны. Облада­телем трона была женщина — богиня или исполнявшая её роль жри­ца. Во время праздника жрица представляла невидимо являвшую­ся богиню. Она уходила в одно из смежных помещений, где для неё готовили специальный наряд, затем перемещалась в комнату, соединявшуюся с Тронным Залом, в котором был особый ритуаль­ный бассейн для омовений. Внезапное явление божества должно было ошеломить его почитателей, стоявших перед «святая святых». На скамьях были расставлены сакральные веши. В полной темноте внезапно зажигались светильники, и взорам молящихся предста­вало само божество. Такое зрелище, должно быть, надолго оста­валось в памяти обитателей дворца, оно было настоящим чудом.

«стихийностью» кисти. Почерк беглый, живой, моментальный. Некраси­вое личико с длинным, неправиль­ным по форме носиком и полными красными губами лучится жизнью. Копна чёрных кудрявых волос при­даёт «Парижанке» элегантность, а тонкая, будто акварельная живопись с просвечивающим фоном наделяет её воздушностью и грацией.

Невероятными для древности кажутся кносские фрески «Тройное Святилище» и «Танец среди деревь­ев». Миниатюрные фрески изобра­жают множество присутствующих на двух разных праздниках в Кносском дворце. Одна фреска предста­вляет Тройное Святилище в запад­ной части дворца, вход в которую был со двора. Здесь, по-видимому, показано действо во внутреннем дворе. На другой фреске изображён праздник, который совершается яв­но за пределами дворца, предполо­жительно перед западным фаса­дом. Там, среди священных деревьев, жрицы совершают культо­вый танец в честь богов. Примеча­тельно, что росписи делятся на большие, в натуральную величину, как в Коридоре Процессий, и малые — они обычно помещались в верхней части стен или над окнами и в виде массы кудрявых голов изо­бражали толпу. Создаётся впечатле­ние живого многолюдного сбори­ща, и это необычно. Подобный принцип изображения уникален не только для древности, но и для классической Греции, где всегда преобладали отдельные, персональ­ные образы.

«Мистерия», «таинство» — по­нятия, усвоенные позднейшими эллинами у их предшественников-критян. Все жанры критского ис­кусства — архитектура, скульптура, живопись, даже религиозный театр, музыка и танец — были сплавлены воедино, чтобы добиться необходи­мого воздействия на зрителя. Пора­жающие воображение чудеса — «эффекты» — оставались главной темой критского искусства и после покорения острова микенцами, Возможно, это было не традицион­ное завоевание, а вживление север­ного микенского элемента в минойскую систему жизни. Ведь микенская культура впитала в себя и использовала достижения ост­ровных народов, чтобы воплотить свои идеи в искусстве.

Источник: StudFiles.net

Легенды и история Кносского дворца

Главную достопримечательность Крита окружает ореол загадочных историй. Здесь все мифологические сказания и реальные факты истории Древней Греции так тесно переплетаются, что практически невозможно отделить правду от вымысла. Но мы постараемся сложить все части мозаики в одно целое так, чтобы перед нами во всей красе предстала история Кносского дворца и происходивших в нем событий.

Ранний период

Свою историю самый знаменитый дворец на Крите ведет со времен основания Кносса. Это древний столичный город, в котором жил повелитель острова – царь Минос. Легендарный правитель Крита, как и все властные люди, был тщеславен, алчен и жаден. Что привело к трагичным последствиям.

По легенде, властвовать над островом Миноса благословили сами Олимпийские Боги. При этом Зевс презентовал ему царский скипетр, а Посейдон даровал быка невероятной красоты и цвета белоснежной пены морской волны. Однако дар свой морской бог строго-настрого повелел вернуть на ближайшей молитве: в качестве жертвоприношения и знака покорности Богам.

Но лишаться редкого быка Минос вовсе не хотел, поэтому принес в жертву теленка из своего стада. Сильно разгневался на дерзость новоявленного критского «царька» Посейдон, и внушил его жене страстную тягу к подаренному животному. Плодом этой насланной «любви» стал получеловек-полубык, которого нарекли Минотавром (букв. «Бык Миноса»).

Чудовище впало в неистовство сразу после рождения: младенец чуть не загрыз свою же кормилицу. Было ясно, что «наследника» надо изолировать. Выход из сложного положения Миносу подсказал его друг, Дедал. Он предложил возвести огромный комплекс помещений с запутанной сетью ходов, чтобы тупое чудище никогда не выбралось из своей обители. Так в 2000 г. до н.э. и появился на Крите дворец Миноса.

Фактически это был город в городе. Обнесенная высокими стенами территория вмещала в себя тысячу комнат. Но простояла масштабная постройка недолго. Первый дворец Кносса был разрушен в результате мощного землетрясения в 1700 г. до н.э.

Кносский дворец фрески

Новый дворец

Однако, чуть позже жители решили восстановить утраченный комплекс и вскоре Кносский дворец на Крите был отстроен заново.

Случилось это в период золотого расцвета этой цивилизации, поэтому новый Минойский дворец острова Крит был еще шикарней прежнего. В нем воплотились все инженерные, архитектурные и творческие возможности нации. К сожалению, и этому шедевру не удалось простоять долго: в 16 веке до н.э. он сильно пострадал от мощного извержения вулкана. Природная катастрофа была такой силы, что стерла с лица земли многие древние города и дворцы на острове Крит. От того еще удивительней осознавать тот факт, что руины Кносского дворца все же смогли уцелеть и сохраниться до наших дней.

Раскопки

Новая историческая эпоха для дворца наступила только в 1878 году, когда грек Калокеринос провел в этой местности первые раскопки. Найденные артефакты привлекли внимание других мировых ученых и в 1900 году на Крит прибывает английский археолог Артур Эванс. Он выкупает все земли, собирает команду исследователей и начинает масштабные раскопки.

Именно Эвансом в 1905 году был обнаружен комплекс Кносского дворца и главные его реликвии: фрески Парижанка и Игры с быком, бытовые предметы, дощечки с письменностью, Тронный зал и другие постройки. Вместе со своей экспедицией англичанин провел колоссальную работу по восстановлению архитектуры Кносского дворца и даже стал его новым архитектором. И хотя ныне многие упрекают восстановленную версию в неполном историческом соответствии, это не мешает реконструкции Эванса пользоваться большой популярностью у туристов, которые увлеченно осматривают достопримечательности и делают фото Кносса на память.

Кносский дворец фрески

Кносский дворец фрески

Архитектура Кносского дворца

Территорию дворцового комплекса общей площадью в 24 тыс. м2 восстанавливали буквально по кусочкам. С каждым раскопанным помещением археологам прояснялась общая планировка и архитектура: так Кносский дворец обретал свой нынешний восстановленный облик.

Древнее сооружение представляло собой запутанную сеть из тысяч комнат, которые соединяли различные лестницы, галереи, колоннады коридоров. Хотя располагались помещения в хаотичном порядке, общим центром композиции всегда оставался внутренний двор. Это хорошо показывает архитектурный план Кносского дворца. До наших дней уцелели не все части комплекса, но и сохранившаяся часть определенно стоит того, чтобы посетить Кносский дворец.

Кносский дворец фрески

Дворец снаружи и изнутри

Итак, начало дворцовому комплексу положил центральный двор. Это масштабная площадь, размером 50 на 50 метров. А по дворовому периметру возведены, высечены в пещерах и сооружены под землей сотни построек различного назначения. В том числе, во дворце были:

  • Театр;
  • Тронный зал;
  • Храм;
  • Сокровищницы;
  • Мельницы;
  • Царские покои;
  • Мастерские и хранилища.

Примечательно, что инженеры Минойской цивилизации сумели провести по всему дворцу и некое подобие современной канализации. А еще была оборудована арена для боя быков, бассейны, хозяйственные помещения и т.п. Всего многоэтажный комплекс насчитывал более 1300 комнат. Руины этих помещений благодаря А.Эвансу сегодня и осматривают современные туристы.

Отдельного внимания заслуживают стены, на которых писались знаменитые фрески Критского Кносского дворца. Они были бережно откопаны и восстановлены в первозданном виде. Например, вдоль «Дороги процессий», ведущей к центральному двору можно полюбоваться на фрески «Процессия» и «Принц с лилиями». А в Южных Пропилеях, которые вели к главным помещениям дворца и, по мнению ученых, являлись частью «Дороги процессий», находится знаменитая картина «Носитель ритона». Да что и говорить, Кносский дворец под фрески имел отдельный большой зал, который был назван комнатой Копий. Сегодня это одно из самых популярных помещений.

Кносский дворец фрески

Кносский дворец фрески

Кносский дворец фрески

Реконструкция, которой подвергся Кносский дворец, коснулась знаменитых колон святилищ и коридоров. Красно-черные, сужающиеся в своей нижней части колонны стали визитной карточкой комплекса. Мини-колоннады расположены повсюду: в коридоре северного входа, на парадной лестнице восточного входа, на главном этаже в Тронном зале и у стены, ведущей к западному бастиону, где нарисована знаменитая фреска «Бык».

Но мало кто знает, что все эти колоны воссозданы Эвансом. Дело в том, что минойцы делали колонны из дерева, что не отнимало много времени и позволяло лучше сохранить конструкцию, при условии возможного землетрясения. Дерево, благодаря амортизационным свойствам, выдерживает подземные толчки малой силы, в то время как в камень быстро трескается и разрушается. Но, конечно, ни одно дерево не сохранится на тысячи лет.

Кносский дворец фрески

Лабиринт Минотавра

Благодаря беспорядочной планировке помещений, множеству коридоров, потайных ходов и тупиков, широко распространенно мнение, что развалины Кносского дворца это и есть Лабиринт Минотавра. Косвенно, эту теорию подтверждает знак «лаброс», который можно увидеть на многих стенах.

Однако, есть и противники этой версии. Их главный аргумент заключается в том, что миф о Минотавре появился намного раньше строительства даже первого Кносского дворца. Поэтому предполагают, что знаменитый лабиринт размещался в каком-то другом месте, например, в запутанных пещерах Крита. А некоторые люди и вовсе утверждают, что никакого Минотавра никогда не было: чудовище выдумали греки, обиженные на минойцев за то, что те не пускали эллинов смотреть в Кносском дворце бои с быками.

Как бы там ни было, совершить экскурсию в самый большой Критский дворец по-прежнему стремятся тысячи туристов.

Кносский дворец фрески

Кносский дворец фрески

Кносский дворец – где находится и как добраться

Тех, кому интересна Древняя Греция, и конкретно Дворец Кносский, путь-дорога напрямую ведет на остров Крит. Тем более, что здесь можно легко совместить полезное с приятным: помимо исторических ценностей, этот район чрезвычайно богат на песчаные побережья с лазурным морем и водными развлечениями. А еще здесь есть уникальной красоты природные уголки. Но вернемся в Кносский Дворец на Крит.

Самое известное сооружение Минойской цивилизации возвели в центральной части острова, неподалеку от северного побережья. Сегодня район раскопок соседствует с главным городом Крита – Ираклионом. Столицу острова от места, где находится Кносский дворец, отделяют всего 8 км. Поэтому добраться до достопримечательности несложно.

Ежедневно от автостанции Ираклиона (Bus Station A) отправляются синие рейсовые автобусы с яркой надписью KNOSSOS на электронном табло. Интервал их движения не превышает 30 минут, а время в пути до достижения конечного пункта составляет 20-25 мин. Билет туда-обратно (на территории раскопок нет билетных касс) обойдется в 3 евро.

Также можно поехать в Кносс на такси, арендованном авто или на автобусе вместе с экскурсионной группой.

Кносский дворец фрески

Кносский дворец на карте

Для наглядности отметим, где расположен Кносский дворец на интерактивной карте. Если соберетесь ехать самостоятельно на личном авто, то просто вбейте в навигатор координаты (35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д.) или адрес (Крит, Minoiton, Heraklion 71409). Непосредственно перед археологической площадкой создано 3 бесплатных парковки.

Информация для туристов

Комплекс открыт для посещения ежедневно с 8 утра, входной билет стоит 15 евро (для льготных категорий 8 евро или вовсе бесплатно). Отметим, что график и часы работы меняются в зависимости от времени года. Актуальную информацию про Кносский дворец и описание работы смотрите здесь.

Напоследок приведем полезные советы и рекомендации, которые мы почерпнули из отзывов туристов.

  1. Если вы решили ехать на автобусе Ираклион – Кносс, учитывайте, что время экскурсии в среднем составляет 2 часа.
  2. Летом лучше отправиться на экскурсию ранним утром, т.к. позже начинается полуденный зной, а укрыться в тени на раскопках негде.
  3. Возле Кносского дворца расположен магазин сувениров, где среди прочего продаются карты и путеводители на русском языке.
  4. У входа на территорию прибывшие самостоятельно могут присоединиться к организованной экскурсии с гидом. Цена вопроса – 10 евро.
  5. Рядом с проходной организовано маленькое кафе, но цены в нем сильно завышены. Если лишние траты в тягость – перед поездкой запаситесь небольшим перекусом и водой.

И, конечно, не забудьте надеть комфортную обувь и прихватить головной убор, защищающий от солнца.

Увлекательных поездок и незабываемых впечатлений!

Источник: dzadziki.com

Легенда о Минотавре

Учёные, которые занимаются изучением минойской цивилизации, всё больше склоняются к мысли, что легенда о Минотавре возникла не просто так, а имела вполне реальную жизненную историю. По одной из версий, «полубог» являлся учителем царя Миноса, звали его Тавр и был он очень жестоким человеком, который нередко организовывал бои, предлагая в качестве приза афинских детей.

Награда обычно ему и доставалась: он был очень искусным воином и победить его способен был не каждый. Так, долго продолжаться не могло – и, в конце концов, победу над ним одержал афинянин Тесей, в результате чего царь Минос освободил его город от уплаты дани молодыми людьми.

Есть ещё одна гипотеза, которая раскрывает секрет возникновения легенды о Минотавре. Некоторые учёные утверждают, что борьба с быком была хорошо продуманным театральным представлением и являлась ритуалом посвящением молодых аристократов (многочисленные фрески Кносского дворца непосредственно рассказывают об этом событии).

Дворец

Кносский дворец находится на холме Кефал, на севере острова Крит в административном округе Греческой Республики, в четырёх километрах от побережья Критского моря, южнее столицы Ираклион. Найти город можно по следующим координатам: 35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д. или по адресу: Крит, Minoiton, Heraklion 71409.

Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Кносский дворец царя Миноса был построен до того запутано и хаотично, что многие посетители, незнакомые с его планом, попросту терялись и выход находили с трудом. Интересно, что дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был возведён около четырёх тысяч лет назад и оказался разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.

Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до н.э.), считается временем расцвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура, живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи среди развалин Кносского дворца нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности: иероглифическое письмо (знаки были запечатлены в виде рисунков), а также линейное письмо А и Б – знаки изображались контурными линиями.

Считается, что Кносский дворец являлся самым большим сооружением, возведённым представителями минойской цивилизации: площадь его составляла 130 на 180 метров (многие его называют первым небоскрёбом древнего мира: в нём были постройки, насчитывающие около пяти этажей). Во дворце был предусмотрен водопровод, канализация, вентиляция, а также находилось огромное количество жилых комнат, мастерские, залы для приёмов, комнаты правителя и т.п.

К сожалению, точных данных о том, как именно выглядел этот памятник архитектуры, не сохранилось, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться. В результате реконструкции, археологи смогли хоть и не полностью, но восстановить облик древнего строения.

Двор Кносского дворца

Кносский дворец изначально не предусматривал никаких фортификационных сооружений, а все его постройки (залы, галереи, лестницы, переходы) в хаотичном порядке располагались вокруг центрального каменного двора квадратной формы, 50 на 50 м.

Поскольку местные архитекторы искусством симметрии не владели, они строили здания там, где считали нужным, и на то, насколько гармонично вписывается постройка в ансамбль, особого внимания не обращали. Поэтому одни помещения были вырублены прямо в скале, другие возведены из кирпича (поскольку эта местность всегда была сейсмически активной, минойские мастера, чтобы придать постройкам устойчивость, чередовали камень с прослойками из дерева).

С точки зрения архитектуры, интересными являлись сужающиеся к низу красные и чёрные колонны дворца. Наверху каждого столпа находилась круглая капитель, где лежала плита, поддерживающая потолок. Формам, древние мастера Крита, не уделали особого внимания – они исполняли чисто практическую функцию: являлись опорами, в то время как у персов и египтян колонны часто имели форму растения.

Также была интересной и конструкция каменных лестниц дворцового комплекса: они не только соединяли постройки друг с другом, но и имели желоба, по которым во дворец поступала питьевая вода, наполнялись бассейны и ванные, были установлены трубы, выводящие из уборных отходы.

Дворец изнутри

Кносский дворец оконных проёмов вовсе не имел. Их без труда заменяли огромных размеров отверстия в потолке, которые, если здание имело несколько этажей, находились друг над другом, благодаря чему солнечные лучи добирались до нижнего яруса (в зависимости от величины проёма, мастера добивались разного уровня освещённости комнат). Эти отверстия также обеспечивали вентиляцию в помещениях, что было немаловажно в жарком климате острова.

Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Трон правителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента.

На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир.

Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи. Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.

Интересны были и портреты, нарисованные древними художниками: лица людей отличаются друг от друга, отсутствуют застывшие позы, а среди цветов наиболее популярный красный оттенок с чёрной отделкой (нередко можно увидеть оранжевые, голубые и бирюзовые тона).

Росписи на стенах украшали практически весь дворец, причём все фрески были нарисованы очень искусно, а детали – очень хорошо прорисованы. Популярной темой были бои с быками, спортивные занятия, частично сохранилась фреска с сидящей на скале птицей голубого цвета, фоном которой служат горы, розы и ирисы.  Также на стенах нередко встречаются изображения элегантных дам с замысловатыми причёсками (древним живописцам настолько удачно получилось передать хрупкость, красоту и изящество женщин, что исследователи условно назвали эти фрески «парижанки» или «придворные дамы»).

Гибель Кносса

Извержение вулкана Санторин, произошедшее между 1645 и 1500 гг. до н.э. на соседнем острове Тира, который был расположен в Эгейском море, разрушило все ближайшие города и поселения не только на Крите, но и на берегу Средиземного моря. Гибель соседних с Тирой территории вызвало не столько само извержение (оно было такой силы, что вулкан полностью развалился и его конус исчез с лица Земли), сколько последовавшее за ним цунами, которое смело всё на своём пути, в том числе и разрушило Кносский дворец.

Интересно, что при раскопках остатков людей или животных, которые погибли бы в результате катаклизма, не было обнаружено, это означает, что люди, предупрежденные землетрясением, успели покинуть опасную территорию.

Когда извержение закончилось, большое число пепла, которое полностью покрыло остров (в центре Крита его слой составлял около двадцати сантиметров, а на восточном побережье – около метра), полностью препятствовало произрастанию любой растительности на этой территории на протяжении не одного десятка лет.

Через некоторое время жизнь на острове всё же возобновилась – в XV ст. до н.э. его заселили ахейцы, которые восстановили замок, сохранив прежний план Кносского дворца. Прожили они здесь не более века – и в 1380 г. до н.э. Кносс, а с ним и Кносский дворец полностью пришёл в упадок.

Кносский дворец в наши дни

Кносский дворец был обнаружен британским археологом Артуром Эвансом в конце XIX ст. после того, как его внимание привлёк холм Кефал, внешний вид которого сильно напоминал занесённые песком развалины древнего города. А ещё через какое-то время он услышал об одном из купцов, который обнаружил на своём участке возле холма огромные горшки и развалины каких-то сооружений. Для Эванса этих сведений оказалось достаточно: он организовал раскопки, а параллельно с ними восстанавливал разрушенные древние постройки, поэтому туристам тяжело отличить остатки древних сооружений от тех, что построил Эванс.

Источник: awesomeworld.ru

Как попасть в Кносский дворец

Город Кносс находится в 20-ти минутах езды от Ираклиона, и туда ходит городской автобус № 2.

Остановка автобуса расположена около городского автовокзала. При выходе с автовокзала нужно повернуть направо и через 50 м будет остановка автобусов, следующих в Кносс. Если сомневаетесь, спросите у местных «Кноссос», вам махнут рукой в нужном направлении.

Остановка автобуса № 2 на схеме

схема где остановка автобуса в кносс из ираклиона

 

Около остановки стоит киоск, в котором продаются билеты. Билет из Ираклиона до Кносса стоит 1.5 евро. Купите сразу туда и обратно. Можно купить у водителя, билет в таком случае будет стоить 2.40 евро.

Автобус делает несколько остановок  в Ираклионе. Кносский дворец —  конечная.

Народу туда едет много, так что сразу понятно, куда идти от остановки.

Для тех, кто едет до Кносса на арендованной машине, около музея есть бесплатная парковка.

 

Время работы Кносского дворца и стоимость билетов

Время работы археологического комплекса: с 8:00 до 19:00 с июня по октябрь и с 8:00 до 15:00 — с ноября по май.

Входной билет во дворец стоит 15 евро (для льготников — 8). Если взять комплексный билет за 16 евро, то по нему можно пройти еще и в Археологический музей Ираклиона, который тоже надо посетить — без музея впечатление о Кносском дворце (и особенно о Минойской цивилизации) будет не полным.

Нам повезло — мы отправились в Кносс и Ираклион в последнее воскресенье сентября, в день культурного наследия, когда вход во все музеи свободный. Так что посещение Кносского дворца и Археологического музея в Ираклионе не стоило нам ни евроцента. Будете на Крите в конце сентября — используйте эту возможность.

 

Экскурсии в Кносский дворец

Экскурсии в Кносский дворец очень популярны. Их предлагают и местные турагентства, и туроператоры, которые обеспечивают приток пакетных туристов на остров Крит. Обычно в такие экскурсии включен также Археологический музей в Ираклионе и небольшая прогулка по Ираклиону.

У оператора Тезтур экскурсия в Кносский дворец из Ретимно стоила 64€. В эти 64€ был включён обед и экскурсионное сопровождение во дворце и в музее.

В уличных агентствах Ретимно можно купить экскурсию за 16€ (только трансфер: доставка в Кносс и Археологический музей, времени дается по 2 часа на каждый объект), либо за 30€ с экскурсией.

Из Ретимно можно доехать до Ираклиона самостоятельно на междугородном автобусе за полтора часа, заплатив 8,3 евро (что мы и сделали).

Брать ли экскурсию или ехать самостоятельно?

В обоих вариантах есть плюсы и минусы. При наличии знающего экскурсовода интересно послушать экскурсию. Удобно, когда подвозят сразу к входу, и не надо искать в Ираклионе нужный автобус до Кносса.

С другой стороны, во время экскурсии ты ограничен во времени и должен осматривать дворец в режиме группы. Выигрыш по деньгам в самостоятельном посещении небольшой (а если брать в уличном турагенстве только трансфер за 16 евро, то самостоятельная поездка оказывается даже дороже).

Кстати, перед входом в Кносский дворец поджидают клиентов местные экскурсоводы. Так что при необходимости можно взять экскурсовода непосредственно там, на свою небольшую компанию и ходить уже в своем темпе.

Посетителей во дворце много – и групп, и самостоятельных туристов. Мы были не в самый высокий сезон. Летом, вероятно, народу значительно больше. К тому же место открытое, в жару может быть очень жарко. Запаситесь водой и зонтами от солнца.

 

Немного о Минойской цивилизации

Кносский дворец – самый, пожалуй, известный объект Крито-Микенской, или Минойской, цивилизации, существовавшей 3-4 тысячи лет назад. А эта цивилизация – первый (из известных) росток европейской культуры.

Крит лежит на крайнем юго-востоке Европы, совсем недалеко от Азии и Африки, но дошедшие до нас произведения критского искусства того времени сильно отличаются от созданного на Древнем Востоке. Они светлы и жизнерадостны. Их художественный язык внятен нам, их образы, их эстетика вполне созвучна европейской.

Некоторые вещи удивительно повторяются в искусстве 20 века. Изображения людей с их удлинёнными руками и огромными миндалевидными глазами будто выполнены художниками-модернистами.

кносский дворец фрески

 

А труженики на празднике урожая со счастливыми лицами несущие полновесные снопы пшеницы, и могучие круторогие быки не напоминают ли нам скульптуры на ВДНХ?

стеатитовый сосуд

кносский дворец

 

На Крите существовал культ быка, символизировавшего, вероятно, мощь природы и плодородие. Изображения быка или бычьей головы, порой очень выразительные, попадаются регулярно. Кроме того, на стенах дворца довольно часто попадаются изображения рогов.

минойский бык

кносский дворец

 

Частью этого культа были игры с быками. Есть несколько изображений, показывающих акробатические прыжки через несущегося быка. С этими эгейскими обычаями связана, предположительно, иберийская традиция корриды. И греческий миф о кровожадном монстре Минотавре, человеке с бычьей головой, которого побеждает Тесей, — тоже отсюда.

 

Прекрасные изображения гордых женщин говорят о высоком положении женщин в критском обществе, что не похоже на восточные страны того времени.

 

Некоторые историки предполагают, что на Крите той эпохи было вполне демократичное общества с культом сельского труда и что дворцы в Кноссе, Фесте, Малее и Закросе были не дворцы царей, а центральные части городов, в которых столетиями жили свободные и счастливые люди, занимавшиеся творческим трудом. Настоящий золотой век!

Возможно, что и царей в ту эпоху на Крите не было. За это говорит тот факт, что в египетских  папирусах, посвящённых Криту (а таковых много, ибо древние египтяне активно торговали с Критом) ни разу не названы имена царей Крита, не указаны их титулы, но всегда говорится о народе Крита. При том, что обожествлявшие своих фараонов египтяне очень внимательно и уважительно относились к владыкам других земель и их титулам

В этих дворцах очень сложная планировка, в них отсутствует симметрия, но при этом они ориентированы строго по сторонам света. Наверное, это потому, что они строились постепенно в течение длительного времени, и к старым постройкам по мере надобности и развития пристраивались новые.

 

Считается, что легенду о лабиринте, из которого практически нет выхода, греки создали, увидев дворцы на Крите. Ну, а творцом чудесного дворца-лабиринта, согласно мифам, был знаменитый мастер Дедал, тот самый, который улетел с Крита вместе с сыном Икаром на самодельных крыльях. Впрочем, это совсем другая история.

Возможно, однако, что легендарный царь Минос всё-таки имел реальный исторический прообраз, и только буйная фантазия древних греков придала ему сказочные черты и сделала сыном Зевса.

Сказать точно, стоял ли во главе Крит царь или нет, как было устроено критское общество, о чём думали и чем занимались древние критяне, историки пока не могут.

Им остаётся делать догадки и предположения, ибо письменности (а их было несколько: иероглифическое письмо, линейное А и линейное Б)  пока расшифрованы очень приблизительно, да и короткие записи носят в основном хозяйственный характер.

Достоверно известно, что долгое время критяне господствовали в восточном Средиземноморье. Их мощь была так велика, что во дворцах на Крите не обнаружили никаких следов укреплений. Не от кого им было обороняться. Наоборот, отсталые окрестные народы вынуждены были платить дань гордым критянам и посылать им в качестве заложников или рабов своих юношей и девушек. Вспомните ту же легенду о Тесее.

Но не мифический Тесей победил царя Миноса и его сына Минотавра. Если бы не чудовищное извержение вулкана на Санторини, произошедшее около 1500 года до нашей эры и вызвавшее гигантскую в условиях замкнутого Средиземного моря волну цунами высотой до 100 метров, которая буквально смыла города минойской цивилизации, то история Европы пошла бы по-другому. О высоте этой волны ярко говорит тот факт,  что разрушенный ей Кносский дворец расположен на холме высотой 85 метров над уровнем моря.

 

Исследование и воссоздание Кносского дворца

Мы можем любоваться творениями древних жителей Крита благодаря гениальной реконструкцией сэра Артура Эванса и датского архитектора и художника Пита де Йонга, работавшего под его руководством.

Имя Эванса стоит в одном ряду с именем Генриха Шлимана, который, опираясь на текст Илиады, открыл Трою. Эванс тоже, не будучи профессиональным археологом и так же опираясь на мифы о Тесее, открыл целую минойскую цивилизацию, которую он же и назвал «минойской». То есть, получается, что древнегреческие мифы не всегда выдумка, а иногда довольно точно передают историческую правду, раз на их основании совершены такие открытия.

В 1900 году Эванс начал раскопки Кносского дворца и продолжал их до 1930 года. Хотя обнаружен дворец был задолго до Эванса, и раскопки там начал местный археолог-любитель Минос Калокеринос.

Эванс гениально отреставрировал, а, точнее, воссоздал значительную часть этого дворца. Сейчас профессиональные историки его за это много ругают.  Говорят, что Эванс при воссоздании дал волю своей фантазии, и что, дескать, дворец был не таким, и что его интересовал только культурный слой, связанный со вторым дворцом, а остальное он уничтожил. Дело в том, что поселения на месте дворца были и ранее. Так, первый дворец, разрушенный землетрясением, существовал с 2000 до 1700 года до н. э. А позднее там была римская колония.

 

Может, что-то Эванс и делал неправильно, возможно, в чём-то грешил перед наукой. Но, не будь Эванса, не знали бы мы о прекрасных фресках и не любовались бы ни на что не похожими колоннадами и помещениями дворца.

Благодарные греки установили Эвансу памятник около дворца, а на родине он был возведён в рыцари.

Раскопки и восстановительные работы в районе дворца ведутся и сейчас, однако в основе он остается таким, каким его воссоздал Эванс.

 

Кносский дворец

Расположен Кносский дворец в нескольких километрах от моря среди холмов, поросших соснами, кипарисами, оливами и виноградом. Вдалеке видны горы.

кносский дворец

кносский дворец колонны

 

Критская природа замечательно гармонирует с древними развалинами. Включив воображение, можно представить, как к дворцу со всех сторон спешили люди, дабы принести ему свои дары. С севера, от моря шли торговцы с товарами из далёких стран и рыбаки с уловом, с гор спускались пастухи, ведя коз и овец, из окрестных деревень крестьяне несли плоды земли: оливки, виноград, злаки и овощи. А из  великого города, столицы богатой морской державы, во все концы света отправлялись купцы и чиновники…

 

Дворец, имевший более тысячи помещений, при всей сложности и хаотичности, хорошо структурирован. Входы в него ведут строго с севера, юг, запада и востока, а в середине  расположен центральный двор (как и в остальных критских дворцах). Стены сложены из гладко отёсанных каменных блоков.

кносский дворец

 

Частично сохранилась раскрашенная штукатурка, которой был облицован дворец.

кносский дворец фрески

 

Необычной, расширяющейся кверху формы колонны были и красные, и чёрные, и белые.

кносский дворец колонны

кносский дворец колонны

кносский дворец колонны

кносский дворец колонны

кносский дворец колонны

кносский дворец колонны

кносский дворец колонны

кносский дворец фрески

кносский дворец фрески

 

Деревянные антисейсмичные перекрытия, понятное дело, не сохранились, и Эванс восстановил их из железобетона, стилизовав под дерево.

кносский дворец перекрытия

 

При строительстве сооружений Кносского дворца были впервые в истории человечества  созданы (во всяком случае, более ранние не известны)  многоэтажные (до 5 этажей) постройки.

кносский дворец

кносский дворец колонны

 

Этажи соединяли широкие лестницы, по которым и сейчас удобно подниматься.

кносский дворец

 

Во дворце имелись центральное отопление, канализация и водопровод. Керамические трубы хорошо сохранились.

Была решена проблема освещения помещений при отсутствии оконного стекла – были использованы световые колодцы и коридоры.

кносский дворец

 

Дворец включал парадные залы, жилые помещения, мастерские и склады. Так, Эвансом был обнаружен роскошный стул, который он идентифицировал как трон.

кносский дворец колонны

 

В этом же помещении был обнаружен небольшой бассейн, предположительно для омовений. Вдоль стен тянутся скамьи, а сами стены разрисованы ни на что не похожими загадочными грифонами. Был ли это действительно тронный зал, как предполагал Эванс, или это помещение использовалось для религиозных ритуалов, или там заседал какой-то совет – нам остаётся только гадать.

кносский дворец, "тронный зал"

кносский дворец фрески

 

Был в древнем Кноссе свой театр. Во всяком случае, так это сооружение назвал Эванс.

кносский дворец театр

 

Стены дворца украшали великолепные фрески и раскрашенные барельефы. Они сохранились лишь частично, но их замечательно восстановили под руководством Эванса швейцарские художники, отец и сын Эмиль Жилерон-старший и Эмиль Жилерон-младший и Пит де Йонг. Стиль этих изображений самобытный. И хотя отдельные детали напоминают этрусские, египетские или ближневосточные произведения, но в целом минойские творения ни с чем не перепутаешь. Они, на мой взгляд, оставляют самое большое впечатление от Кносского дворца.

кносский дворец фрески

кносский дворец фрески

кносский дворец фрески

 

И напоследок — несколько видов Кносского дворца

кносский дворец фрески

кносский дворец
кносский дворец фрески
кносский дворец
кносский дворец фрески

кносский дворец

 

Кроме дворца в Кноссе, на Крите есть ещё дворцы в Фесте, Малее и Закросе, относящиеся к той же эпохе. В этих археологических зонах обнаружено много интереснейших артефактов минойской культуры. Они даже более аутентичны, поскольку там не проводились реставрационные работы. По этой же причине они не так раскручены. В следующий свой приезд на Крит постараюсь побывать и в этих дворцах.


Полезные сайты для подготовки к путешествию

— поиск авиабилетов — Aviasales

— подбор отелей — Booking (если вы еще не зарегистрированы на Booking, то можете сделать это по моей пригласительной ссылке. В таком случае Booking вернет вам на карту 1 тыс рублей после того, как вы забронируете жилье и совершите первую поездку).

— съём жилья у хозяев — Airbnb или Суточно.ру

— подбор готовых туров — Travelata и Level.travel

— оформление туристической страховки — Cherehapa

— заказ такси/трансфера — KiwiTaxi или intui.travel

— заказ экскурсий — Tripster

— прокат авто — Economybookings

— универсальная сим-карта, одна для всех стран — Drimsim

— ж/д и автобусные билеты в Европе — Omio.com и Rail Europe

— прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов — BikesBooking



Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку. ПОДПИСАТЬСЯ

Источник: putevye-istorii.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.