Герцогский дворец в урбино


Дворец Герцогов Урбино (Палаццо Дукале) — бывшая резиденция дожей Урбино, расположен в историческом центре города Урбино, в составе которого в 1998 году внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Строительство дворца было начато в 1459 году по приказу герцога Федерика да Монтефельтро, ставшего правителем Урбино в 1444 году. Свою лепту в строительство величественного дворца в стиле ренессанс внесли три известных итальянских архитектора — флорентиец Мазо ди Бартоломео, Лучано де Лаурана из Далмации и Франческо ди Джорджо Мартини из Сиены. Над оформлением внутреннего убранства работали лучшие художники и скульпторы того времени — Пьеро делла Франческа, Амброджио Бароччи, Педро Берругете, Джованни Боккати, Юстус ван Гент. Палаццо Дукале должен был стать одновременно и укреплённой герцогской резиденцией, и роскошным дворцом, соответствующим статусу его владельца — гуманиста и мецената, покровителя искусства и науки. Дворец, по задумке Федерика да Монтефельтро, должен был стать воплощением "идеального города", концепция которого (гармония, красота и функциональность) была изложена ещё Платоном.
сле смерти герцога в 1482 году строительные работы приостановились и были завершены только в XVI веке. Герцогский Дворец в Урбино приобрёл славу идеальной резиденции для просвещённого монарха, его величественный фасад с двумя элегантными башнями-близнецами, виден из любой точки города. Архитектурными "изюминками" палаццо являются внутренний двор с крытыми арочными галереями, лёгкие пропорции открытых лоджий на фасаде и изящный скульптурный декор оконных наличников и входных порталов. Во внутренние помещения дворца ведёт парадная мраморная лестница. На первом этаже, выходящем во внутренний двор, находилась знаменитая герцогская библиотека, которая располагала огромным собранием старинных манускриптов. Во дворце также есть несколько помещений, оформление которых отражает увлечение герцога Фредерико античными искусством и литературой, наукой, поэзией и музыкой — лариум (святилище античного типа) и студиоло (небольшой кабинет), на стенах которого с помощью художественной техники интарсия (инкрустации, выполняемой деревом по дереву) изображены полки с книгами, астрономическими и музыкальными инструментами, а также символами свободных искусств. Верхнюю часть стен кабинета украшают двадцать восемь портретов выдающихся личностей (философов, учёных, поэтов, религиозных деятелей), в числе которых — Платон, Аристотель, Моисей, Петрарка, Гиппократ, Цицерон, Данте, Соломон, Сенека, Святой Августин, папа Пий II и другие.
студиоло можно было попасть в парные часовни — христианскую "Часовню отпущения грехов" и языческую, получившую название "Храм муз". На втором этаже располагались парадные апартаменты — Зал почёта (Тронный зал), Зал Рыцарей и героев, Зал для аудиенций, Зал короля Англии и альков герцога Федерико да Монтефельтро. Комнаты были богато украшены позолоченной штукатуркой, скульптурным декором, наборными люнетами, фресками, изящными рельефами из мрамора, терракоты или майолики и мраморными каминами. В подвалах дворца располагались хозяйственные помещения — кухня, кладовые, прачечная, "ледяная" комната, в которой хранились съестные припасы, здесь же можно увидеть остатки старого водопровода, снабжавшего водой Палаццо Дукале. В 1625 году папа Урбан VIII аннексировал герцогство Урбино, сделав его провинцией Папской области, а в 1631 году последняя представительница прямой линии герцогов Урбино — Виктория делла Ровере покинула Палаццо Дукале, переехав во Флоренцию. С собой она увезла большую часть сокровищ, собранных многими поколениями герцогов Урбино, в том числе богатую коллекцию картин кисти Тициана и Рафаэля (позже эта коллекция положила начало собранию живописи галереи Уффици во Флоренции). Библиотека герцога Федерика да Монтефельтро, состоявшая более чем из 900 томов рукописных книг на греческом, латинском языках и иврите, была выкуплена Ватиканом.
огие произведения искусства были расхищены и безвозвратно утрачены. Вплоть до XX века в Палаццо Дукале размещались муниципальные архивы и офисы, в 1912 году, после капитальной реконструкции, Герцогский дворец в Урбино стал домом для Национальной галереи Марке, коллекция которой содержит богатое собрание произведений искусства эпохи Возрождения, в числе которых полотна Лучано де Лаурана ("Идеальный город"), Педро Берругете ("Портрет Федерика да Монтефельтро и его сына Гвидобальдо"), Рафаэля Санти ("Потрет дворянки" или "Ла Мута"), Пьеро делла Франческо ("Бичевание" и "Мадонна Сенигалли"), Паоло Учелло ("Чудо осквернённой"), Федерико Бароччии ("Святой Франциск получает стигматы") и Тициана ("Воскресение Христово").


Дворец Герцогов Урбино (Палаццо Дукале) — Национальная Галерея Марке
Palazzo Ducale di Urbino
Адрес: Piazza Rinascimento 13, 61029 Urbino, Italia
Тел: +39 0722 2760; +39 0722 322625
Факс: +39 0722 4427
E-mail: [email protected]
Web: gallerianazionalemarche.it
Как добраться: Ближайший международный аэропорт имени Федерико Феллини (Aeroporto internazionale Federico Fellini), Римини — 60 км
Ближайшая железнодорожная станция Пезаро (Stazione di Pesaro) — 35,5 км
Автобусная остановка Garibaldi (Teatro) — 450 м
Автобусная остановка Raffaello (Repubblica) — 250 м
Передвижение на автомобиле в историческом центре города запрещено, транспортное средство можно оставить на одной из городских парковок за древними городскими стенами
Период действия: постоянно
Режим работы: Понедельник с 08:30 до 14:00
Билетная касса закрывается в 13:00
Вторник — воскресенье с 08:30 до 19:15
Билетная касса закрывается в 18:15
Выходные дни — 25 декабря, 1 января
Стоимость: 6 EUR / 1 чел.
Взрослые — € 6,5
Льготный билет — € 4,5
Дети до 18 лет, первое воскресенье каждого месяца — вход бесплатный

Источник: www.tury.ru

 

Его культурный и художественный расцвет начался в эпоху правления графа Гвидантонио Монтефельтро: тогда здесь работали братья Лоренцо и Якопо Салимбени. В 1422 г. на свет появляется сын графа, Федерико, которому суждено развить отцовские начинания. При нём Урбино становится одним из главных городов Ренессанса.

Вид на город и палаццо Дукале / Shutterstock.com

Памятников здесь немало, но главной достопримечательностью всё-таки является сам по себе город: весь его организм так гармонично вписан в окружающий ландшафт, что просто гуляя по улочкам и площадям Урбино, вы словно осматриваете грандиозный и сложносочинённый монумент.
сторонам то и дело открываются виды на горы и холмы, и замечательные уголки, откуда можно любоваться домами, церквями и другими зданиями, умело размещёнными в урбанистическом контексте. Помимо прочего, в Урбино находится один из старейших в Италии университетов, так что это не просто туристическое место, но и вполне оживлённый город, где много молодёжи.

 

История

Небольшое древнеримское поселение Урвинум Метауренсе упоминается в описаниях войны остготов с византийцами; военачальник последних Велисарий берёт его под свой контроль в 538 г. Затем следуют периоды лонгобардского и франкского владычества. В 756 г. король франков Пипин передаёт своему союзнику папе Стефану II ряд земель в центральной Италии, включая город Урбино, который таким образом становится частью вновь образованной Церковной области. Позднее в городе образуется свободная коммуна, однако около XII в. она утрачивает власть, переходящую к роду да Монтефельтро.

Окрестности Урбино / Shutterstock.com

Знаменитый полководец Федерико да Монтефельтро правит Урбино с 1444 по 1482 гг. Это период наивысшего процветания города. Федерико, человек с хорошим образованием и умелый политик, проводит в Урбинском герцогстве ряд реформ, а в самом городе устраивает масштабное строительство, основываясь на самых авангардных идеях Ренессанса.
Урбино формируется даже свой собственный извод философии и искусства Возрождения. Городская ткань радикально меняется, структура пространства становится рациональнее и комфортнее для местных жителей, сохраняя при этом изначальное гармоничное сочетание с окружающим ландшафтом. На месте двух старинных зданий возводится новый герцогский дворец (Палаццо-Дукале), проект которого вдохновлён флорентийским Ренессансом.

Палаццо Дукале, фасад с башня / Shutterstock.com

Двор Федерико славился по всей Европе: здесь работали итальянские художники Пьеро делла Франческа и Паоло Уччелло, испанец Педро Берругете и фламандец Юстус ван Гент, архитекторы Леон Баттиста Альберти и Франческо ди Джорджо Мартини, писатель Бальдассаре Кастильоне. Здесь пишутся знаменитые трактаты о математике и архитектуре, о перспективе и о кодексе поведения придворного, здесь обсуждаются вопросы гуманизма и концепции идеального города. Богатейшая библиотека коллекция произведений искусства, собранные герцогом, делают его дворец ещё более роскошным.

Палаццо Дукале / Shutterstock.com

Ещё одно чрезвычайно важное для истории Урбино событие происходит вскоре после смерти Федерико: 28 марта 1483 г.
семье художника Джованни Санти появляется на свет первый и единственный сын, Рафаэль — один из величайших художников всех времён. Русский искусствовед Павел Муратов писал в своих «Образах Италии», что «Воля великого Федерико создала из глухого горного городка легендарный приют муз, но мы могли бы позабыть обо всех иных его заслугах перед историей, памятуя только одно: что созданный им Урбино произвел на свет Рафаэля». Урбино для Рафаэля — не просто родной город: изысканная атмосфера герцогского двора и нежные пейзажи, среди которых художник жил до шестнадцати лет, оказали, возможно, решающее воздействие на развитие его таланта.

Центр Урбино / Shutterstock.com

В последующие столетия Урбино возвращается в орбиту Папского государства. Большая часть герцогского собрания произведений искусства оказывается в Риме и Флоренции. Последний короткий период процветания Урбино приходится на начало XVI в., а точнее на понтификат Климента XI, который тоже был родом отсюда. В это время здесь проходит реставрация многочисленных дворцов и церквей. Ещё сто лет спустя Джузеппе Валадье и другие архитекторы перестраивают старый город, проложив несколько новых улиц и обустроив центральную площадь Республики, что облегчило местным жителям передвижение по городу, не искажая его облик.

С 1797 по 1800 гг. Урбино оккупируют французы, которые конфискуют ещё несколько шедевров и перевозят их в Милан, в галерею Брера, и в Лувр. В 1860 г. Урбино входит в состав Итальянского королевства.


Вид на город и дуомо / Shutterstock.com

В ходе Второй мировой войны город не подвергался обстрелам, как многие другие итальянские города. Его уникальное архитектурно-ландшафтное наследие осталось невредимо.

Последний важный этап в урбанистической истории города связан с работой генуэзского архитектора Джанкарло де Карло, который применил современные технологии, чтобы вернуть первоначальный вид нескольким зданиям исторического центра, включая Герцогский дворец, и разработал несколько интересных проектов в русле современной архитектуры для местного университета.

 

Что посмотреть

Палаццо-Дукале

Палаццо Дукале. Фасад с башнями © Wikimedia Commons

Этот дворец — символ Урбино и роскошную резиденцию его просвещённого правителя — строился в несколько этапов, начиная с 1454 г. Сначала работами руководители флорентийские архитекторы, затем далматинец Лучано Лаурана, Франческо ди Джорджо, и наконец, Филиппо Терци. Строительство продолжается почти сто лет, а намерения заказчиков неоднократно меняются; поэтому результат получается ассиметричным, однако он не лишён гармонии и хорошо сочетается с ландшафтом. Дворец герцогов Урбино по праву считается одним из главных шедевров итальянской архитектуры.


Двор палаццо Дукале / Shutterstock.com

Помимо внешнего облика, в здании примечательны роскошные интерьеры. Можно сочетать их осмотр с посещением Национальной картинной галереи региона Марке, в экспозиции которой представлены такие важные полотна эпохи Возрождения, как «Бичевание Христа» и «Мадонна ди Сенигаллия» Пьеро делла Франческа или «Немая» и «Святая Екатерина Александрийская» Рафаэля. Среди многочисленных залов дворца стоит посетить кабинет герцога, чьи стены покрыты резными деревянными панелями, выполненными по рисункам различных известных художников от Боттичелли до Браманте: они имитируют полки, ниши, мебель, набитые книгами, и другие предметы. Это оптическая иллюзия, созданная с необыкновенным мастерством. Кроме того, здесь когда-то висели портреты выдающихся людей (философов, учёных, докторов церкви) кисти ван Гента и Берругете; 14 из 28 портретов удалось вернуть во дворец, остальные же оказались в Лувре.

 

Дом Рафаэля

Дом Рафаэля, портал © Dan / Shutterstock.com

Рафаэль родился в доме, который сейчас зарегистрирован как дом 57 по улице его же имени. Дом построен в XIV в.; именно здесь жил отец художника Джованни, также живописец и поэт. Его собственные картины украшают некоторые из комнат наряду с репродукциями работ знаменитого сына, но главное сокровище дома — Мадонна из дома Санти, которую считают первой работой из рафаэлевского цикла Мадонн. Часть дома обставлена как дом-музей, с аутентичной кухней и двориком с колодцем.


 

Дуомо

Кафедральный собор в Урбино / Shutterstock.com

Кафедральный собор Урбино находится рядом с герцогским дворцом. Он заложен в XI в., перестраивался в XV в., и, увы, был разрушен землетрясением 1789 г. Новое здание по проекту Валадье было возведено в 1801 г. в неоклассическом стиле. На фронтоне помещены пять статуй добродетелей и святых, интерьер имеет форму латинского креста с тремя нефами и величественным куполом, через большие окна которого поступает много света. В правом нефе можно полюбоваться двумя полотнами Федерико Бароччи, крупного художника-маньериста, на которых изображены святой Себастьян и святая Цецилия. Ещё одна его работа — «Тайная вечеря» — украшает капеллу Сакраменто.

 

Церковь Сан-Доменико

Церковь Сан-Доменико с возрожденческим порталом © patatofriendly.com

Это церковь XIV в. рядом с Палаццо-Дукале снаружи имеет готико-ренессансный облик, а внутри оформлена в стиле барокко. Фасад храма украшен травертиновым протиром с люнетом из глазированной терракоты работы Луки делла Роббья (это копия, оригинал находится в Палаццо-Дукале). В апсиде находились два цикла старинных фресок, которые сегодня хранятся в Национальной картинной галерее региона Марке.

 

Ораторий Иоанна Крестителя

Фрески Лоренцо и Якопо Салимбени © Wikimedia Commons

Этот небольшой храм знаменит превосходным циклом фресок Лоренцо и Якопо Салимбени, выполненным в 1415-1516 годах. Фрески за главным алтарём изображают Распятие Христа, а фрески на боковых стенах – сцены из жизни Иоанна Крестителя.

 

Ораторий Сан-Джузеппе

Потолок Оратория Сан-Джузеппе © Leon Reed / Shutterstock.com

Ораторий был воздвигнут в XVI веке на деньги семьи Альбани, наиболее известным представителем которой был папа Клемент XI. Спустя сто лет его перестроили. Он богато украшен фресками Карло Конкалли, изображающими сцены из жизни святого Иосифа, включая рождение Иисуса Христа и бегство в Египет. Некоторые элементы декора были привезены из Рима: две алтарные колонны из красного порфира были позаимствованы из Пантеона, а мраморную статую святого доставили из базилики Сан-Джованни-ин-Латерано. Весьма ценен вертеп XVI века работы местного скульптора Федерико Брандини.

 

Церковь Сан-Франческо

Церковь Сан-Франческо. Часть фасада © Fabrizio Pivari / Shutterstock.com

Одна из главных церквей города была построена в XIII веке и значительно перестроена в 1742 году. В ней сохранился фрагмент фресок братьев Салимбени с распятием Христа и алтарная картина «Прощение в Ассизи» Федерико Бароччи. Здесь похоронены видные фигуры Урбино: граф Джудантонио да Монтефельтро, отец Федерико; Джованни Санти с супругой Маджией Чарла и другие деятели искусства и науки.

 

Кухня

Белый трюфель

В Италии не так много провинций с таким разнообразием вкуснейших блюд в своей кухне. Самый известный местный деликатес – трюфели, которые продаются на специализированных ярмарках в Сант’Анджело-ин-Вадо и Акваланга. Последняя, наряду с пьемонтской Альбой, законодательно считается национальным центром заготовки и торговли трюфелями. Их здесь собирают круглогодично: с октября по декабрь – благородные белые, с января по март – благородные чёрные, с апреля по июни и с июля по сентябрь – чёрный летний («скорцоне») и белый летний («марцуоло») соответственно. Трюфеля любил добавлять в свои блюда Джоаккино Россини: гурман, кулинар и великий композитор.

Белый трюфель © italymagazine.com

Proprio Acqualagna si fregia del primato di capitale del tartufo tutto l’anno. Da ottobre a dicembre c’è il tartufo bianco pregiato, da gennaio a marzo il tartufo nero pregiato, da aprile a giugno e da luglio a settembre è tempo rispettivamente di tartufo nero estivo o “scorzone”, e tartufo bianchetto o “marzuolo”. Proprio i tartufi sono uno degli argomenti usati in cucina da Gioacchino Rossini, grande gourmet oltre che grande compositore.

 

Кашотта д’Урбино DOP

Кашотта д’Урбино DOP © monte-bianco.ru

Кашотта — это свежий сыр, из овечьего и коровьего молока, весьма ценимый в своё время самим Микеланджело, а сегодня экспортируемый во многие страны мира. Также ценится и ещё один деликатесный сорт сыра – пекорино-ин-фосса («пекорино из пещеры»), производимый в Карточето и Акваланье.

 

Мясо

Тушеное мясо © destinazionemarche.it

Монтефельтро славится своим мясным животноводством. Бычков породы Marchigiana IGP выращивают согласно многовековым традициям. Из других достижений местного хозяйства отметим ароматную ветчину Прошутто-ди-Карпенья DOP (www.carpegna.com), оливковое масло DOP Cartoceto, ставшее известным далеко за пределами Карточето и окружающих его холмов. Из вин категории DOC нельзя не упомянуть Бьянкелло дель Метауро (по легенде, ставшее причиной кровавой битвы при Метавре между Гасдрубалом и Нероном), Колли Пезарези и Пергола.

 

Вино

По территории провинции проложено множество маршрутов, посвящённых «нектару богов»: красному Колли Пезарезе, Верначча и Виснер-ди-Пергола, Бьянкелло дель Метауро (напившись которого, согласно легенде, Гасдрубал и его воины проиграли древним римлянам в битве при Метавре в 207 году до н.э.).

Дегустация вина – целое искусство. Лучше, если процесс проходит в спокойной обстановке, например, старинного винодельческого хозяйства. Другие традиционные продукты, которые стоит попробовать в местных ресторанах, — это вишня из Кантьяно, пиво из Апеккио, бобы из Фраттерозы, ветчина из Карпеньи, слоёную лепёшку «креша сфольята ди Урбино», кокрейль «Моретта ди Фано».

Вердиккьо, местный сорт белого винограда © Wikimedia Commons

Источник: latuaitalia.ru

Paggeria) 15-16 вв. Гармоничный фасад дворца с элегантными аркадами и зубчатыми завершениями стен — одно из несомненных достижений архитектуры итальянского Ренессанса. В Песаро родился композитор Джиакомо Россини, и любители музыки съезжаются сюда в августе на оперный фестиваль.

До Урбино мы доедем примерно за полчаса. Путешествие очень приятно: дорога поднимается все выше, скучноватая приморская равнина сменяется округлыми горами, подернутыми воздушной дымкой. Этот приветливый пейзаж типичен для внутренних областей северной Италии — Марке и Умбрии. Как и в Равенне, вспоминаются строки из итальянских стихов Блока: «Умбрии ласкающая мгла…». Кажется, что мы очутились где-то в глуши, что поблизости вовсе нет человеческого жилья, но вот автобус въезжает на вершину холма и… впереди вдруг возникает город, окруженный крепостными стенами.

По склонам гор лепятся домики с бурыми черепичными крышами, а над ними возносится грандиозный дворец. Сколько бы мы ни готовились к встрече с Урбино, сколько бы восторженных отзывов ни прочитали, действительность превзойдет наши ожидания. Авторы путеводителей не скупятся на красивые сравнения: «фантастический мираж», «фата-Моргана», «сказочное зрелище», «искусно выполненная декорация к старинной пьесе», «горное гнездо», «погружение в прошлое». И они не преувеличивают.

Урбино — уникальный, полностью сохранившийся со времен Ренессанса город — недаром взят под охрану Юнеско. В его облике мало что напоминает о современности. Возникает ощущение, что мы действительно перешагнули через века и очутились в 15-м столетии, когда Урбино ненадолго стал одним из блистательных художественных центров итальянского Возрождения. Италия была в ту пору раздроблена на множество городов-государств.

Их властители не только соперничали на поле брани, но стремились превзойти друг друга великолепием двора. Они наперебой приглашали под свое покровительство знаменитых художников, литераторов, философов, затевали грандиозные постройки, коллекционировали произведения искусства.

Источник: www.maranat.de


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.