Древнегреческая богиня мудрости


Он вызывает неподдельный интерес, интригует и волнует. Он объединяет вымышленный и современный мир. О нем написано не мало книг и снято множество фильмов. Пантеон греческих богов — настоящая кладезь для изучения истории, нравов и быта Древней Греции. Какую функцию выполняли небожители на священной горе Олимп? Какой немыслимой силой и властью были наделены? Об этом и многом другом пойдет речь в нашей новой божественной статье!

Греческие боги

Пантеон или попросту группа богов, принадлежащая к одной религии, насчитывала большое количество небожителей, каждый из которых выполнял отведенную роль и нес свою функцию. По своему облику и поведению боги и богини были похожи на обычных людей. Они испытывали те же эмоции и чувства, влюблялись и ссорились, гневались и миловали, обманывали и распускали сплетни. Но главным их отличием являлась бессмертность! Со временем история отношений между богами все сильнее порастала мифами. И это только приумножало интерес и восхищение к древней религии…


Представители младшего поколения небожителей в Древней Элладе считались главными богами. Когда-то они отняли право управления миром у старшего поколения (титанов), олицетворявших природные стихии и вселенские силы. Одержав победу над титанами младшие боги под руководством Зевса поселились на горе Олимп. Мы расскажем о 12 главных олимпийских богах и богинях, их помощниках и спутниках, которым поклонялись греки!

Царь богов и главное божество. Представитель бесконечного неба, повелитель молний и грома. Зевс обладал беспредельной властью как над людьми, так и над богами. Древние греки чтили и боялись громовержца, всячески задобряя его самыми лучшими пожертвованиями. О Зевсе младенцы узнавали еще в утробе, а все напасти относили к гневу величайшего и всемогущего.

Зевс

Брат Зевса, повелитель моря, рек, озер и океанов. Он олицетворял мужество, бурный нрав, вспыльчивый характер и неземную силу. Будучи покровителем мореплавателей он мог накликать голод, переворачивать и топить корабли и вершить судьбы рыбаков в открытых водах. Посейдон тесно связан с землетрясениями и извержениями вулканов.


Посейдон

Брат Посейдона и Зевса, которому подчинялся весь подземный мир, царство мертвых. Единственный кто не жил на Олимпе, но по праву считался олимпийским богом. Все умершие отправлялись к Аиду. Хоть люди и боялись даже произносить имя Аида, в древней мифологии он представлен холодным, непоколебимым и безразличным богом, чье решение должно беспрекословно выполняться. В его темное царство с демонами и тенями умерших, куда не проникают солнечные лучи, можно только войти. Обратной дороги нет.

Аид

Аристократичный и утонченный, бог целительства, солнечного света, душевной чистоты и художественной красоты. Став покровителем творчества, он считается главой 9-ти муз, а также отцом бога врачей Асклепия.

Аполлон

Древнейший бог дорог и путешествий, покровитель торговли и купцов. Этот небожитель с крыльями на пятках ассоциировался с тонким умом, изворотливостью, хитростью и прекрасным знанием иностранных языков.

Гермес

Коварный бог войны и жестоких битв. Могучий воин предпочитал кровавые расправы и вел войну ради самой войны.


Арес

Покровитель кузнечного, гончарного и других ремесел, ассоциирующихся с огнем. Еще в эпоху глубокой старины Гефеста связывали с вулканической деятельностью, грохотом и пламенем.

Гефест

Жена Зевса, покровительница брака и супружеской любви. Богиня отличалась ревностью, злобой, жестокостью и излишней строгостью. В состоянии ярости она могла принести людям страшные беды.

Гера

Дочь Зевса, прекрасная богиня любви, которая запросто влюбляла в себя и влюблялась сама. В ее руках была сосредоточена большая сила любви, чистая и искренняя, которую она даровала богам и людям.

Афродита

Богиня справедливой войны, мудрости, покровительница духовных занятий, искусства, земледелия и ремесел. Афина Паллада была рождена из головы Зевса в полном обмундировании. Благодаря ей течет государственная жизнь и строятся города. За свои знания и ум среди пантеона греческих богов была самой уважаемой и авторитетной небожительницей.


Афина

Покровительница земледелия и богиня плодородия. Она хранительница жизни, научившая человека крестьянскому труду. Она наполняет амбары и пополняет запасы. Деметра — воплощение первобытной энергии творчества, великая мать, порождающая все живое.

Деметра

Богиня лесов и охоты, сестра Аполлона. Покровительница растительности и плодородия. Девственность богини тесно связана с идеей рождения и половых отношений.

Помимо 12 главных олимпийских богов среди греческих небожителей имелось множество не менее значимых и авторитетных имен.

Дионис. Бог виноделия и всех природных сил, делающих человека счастливым.

Дионис

Морфей. В его объятиях был каждый. Греческий бог сновидений, сын Гипноса — бога сна. Морфей умел принимать любую форму, точно копировать голос и являться людям во снах.

Эрот. Сын Афродиты и по совместительству бог любви. Милый мальчик с колчаном и луком метко бросает в людей стрелы, которые зажигают в сердцах богов и людей нерушимую любовь. В Риме ему соответствовал Амур.


Эрот

Персефона. Дочь Деметры, похищенная Аидом, который утащил ее в свое подземное царство и сделал своей женой. Часть года она проводит наверху с матерью, остальное время живет под землей. Персефона олицетворяла зерно, которое посеяно в землю и оживает в то время, когда выходит на свет.

Гестия. Покровительница домашнего очага, семьи и жертвенного огня.

Гестия

Пан. Греческий бог лесов, покровитель пастухов и стада. Представлен с козлиными ногами, рогами и бородой со свирелью в руках.

Ника. Богиня победы и постоянная спутница Зевса. Божественный символ успеха и счастливого исхода всегда изображается в позе быстрого движения или с крыльями. Ника принимает участие во всех музыкальных состязаниях, военных предприятиях и религиозных торжествах.

Ника

И это еще не все греческие имена богов:


  • Асклепия — греческий бог врачевания.
  • Протей — сын Посейдона, морское божество. Обладал даром предсказывать будущее и менять обличие.
  • Тритон — сын Посейдона, приносил новости из глубин морских, трубя в раковину. Изображен как смесь коня, рыбы и человека.
  • Эйрена — богиня мира, стоит у олимпийского трона Зевса.
  • Дике — покровительница правды, богиня, не терпящая обмана.
  • Тюхе — богиня удачи и успешного случая.
  • Плутос — древнегреческий бог богатства.
  • Энио — богиня яростной войны, вызывающая бешенство в бойцах, вносящая смуту в битву.
  • Фобос и Деймос — сыновья и спутники Ареса, бога войны.

Источник: boombate.com

Древнегреческая богиня мудрости” class=”alignleft” alt=”” />

Афина, греч. — дочь Зевса, богиня мудрости и победоносной войны, защитница права, справедливости, искусства и ремесел.

Старые мифы высказываются о рождении Афина довольно скупо: Гомер говорит лишь, что она рождена Зевсом без матери. У более поздних авторов уже можно найти подробности. Как рассказывает Гесиод, Зевсу было предсказано, что богиня мудрости Метида родит ему дочь, которая превзойдет его мудростью, и сына, который превзойдет его силой и свергнет с трона. Чтобы не допустить этого, Зевс проглотил Метиду, после чего из его головы родилась Афина.


Еще более поздние мифы знают даже, как это произошло. После того как Зевс съел Метиду, он почувствовал, что голова у него просто раскалывается от боли. Тогда он призвал Гефеста (по другим версиям — Гермеса или титана Прометея), тот раскроил ему голову топором — и на свет появилась Афина Паллада в полном вооружении.

Таким образом, в соответствии с символикой мифов Афина была воплощением мудрости и силы Зевса. Он и любил ее больше всех своих дочерей: разговаривал с ней, как со своей собственной мыслью, ничего от нее не скрывал и ни в чем ей не отказывал. Со своей стороны, Афина понимала и ценила благоволение отца. Она всегда была рядом с ним, ни разу не увлеклась каким-нибудь другим богом или мужчиной и при всей своей красоте, величавости и благородстве не вышла замуж, оставаясь Афина-Девой (Афина Парфенос).

0_2cf1d_ca672da4_-2-L

Благодаря своему происхождению и благорасположению Зевса Афина стала одной из самых могущественных богинь греческого пантеона. С древнейших времен она была, прежде всего, богиней войны, являясь защитницей от врагов.


Правда, война находилась в компетенции Ареса, но Афина это не мешало. Ведь Apec был богом яростной войны, кровавых сражений, в то время как она была богиней разумно, расчетливо ведомой войны, которая неизменно заканчивается победой, чего никак нельзя было сказать о войнах Ареса. Афину — богиню войны – греки почитали под именем Афины Эноплос (Афины вооруженной) или Афины Промахос (Афины-передового бойца или Афины, вызывающей на бой), как богиню победоносной войны ее называли Афина Нике (Афина-Победительница).

От начала и до конца античного мира Афина была богиней-защитницей греков, особенно афинян, которые всегда были ее любимцами. Как Афина Паллада, богиня охраняла и другие города, прежде всего те, где в храмах имелись ее культовые статуэтки, так называемые палладии; пока палладий оставался в городе, город был неприступен. Такой палладий имели в своем главном храме и троянцы, и поэтому ахейцам, осаждавшим Трою, непременно нужно было этот палладий украсть (что и сделали Одиссей с Диомедом). Грекам и их городам Афина покровительствовала и в войне, и в мире. Она была защитницей народных собраний и права, заботилась о детях и больных, даровала людям благополучие. Нередко ее помощь принимала сугубо конкретные формы. Например, она подарила афинянам оливу, положив этим основание одной из основных отраслей греческого народного хозяйства (кстати, до сегодняшнего дня).

Цифровая репродукция находится в интернет-музее gallerix.ru


На фото: картина Ривьера Брайтона «Афина Паллада и собаки пастуха».

Кроме этих важных функций Афина была также богиней искусства и ремесел (два этих понятия греки, как правило, не различали; труд скульптора, каменщика и сапожника они обозначали словом «техне»). Женщин она научила прясть и ткать, мужчин — кузнечному, ювелирному и красильному ремеслам, помогала строителям храмов и кораблей. За свою помощь и защиту Афина требовала уважения и жертв — это было правом каждого бога. Неуважение и оскорбления она наказывала, но умилостивить ее было легче, чем других богинь.

В жизнь богов и героев Афина вмешивалась часто и действенно, причем каждое ее вмешательство вело именно к тому результату, который она сама желала. С богом моря Посейдоном у Афины возник спор о господстве над Аттикой и Афинами. Совет богов назначил третейским судьей первого афинского царя Кекропа, и Афина спор выиграла, подарив оливу и этим обеспечив себе расположение Кекропа. Когда Парис оскорбил Афину своим нежеланием признать ее первенство в споре о красоте, она отплатила ему тем, что помогла ахейцам победить Трою. Когда ее почитателю Диомеду в сражении под стенами Трои пришлось туго, она сама заняла место возничего в его боевой колеснице и принудила к бегству своего брата Ареса. Она помогала Одиссею, его сыну Телемаху, сыну Агамемнона Оресту, Беллерофонту, Персею и многим другим героям. Афина никогда не покидала своих подопечных в беде, всегда помогала грекам, особенно афинянам, и такую же поддержку она оказывала впоследствии римлянам, почитавшим ее под именем Минервы.


acropolis-city-of-athena5

На фото: афинский Акрополь.

aVJcXt2TRaQ

На фото: копия работы Фидия, колоссальной бронзовой статуи Афины Паллады в центре Акрополя.

О богине Афине говорится уже в памятниках крито-микенской письменности 14—13 вв. до н. э. (так называемое линейное письмо «В»), обнаруженных в Кноссе. В них она называется богиней-защитницей царского дворца и близлежащего города, помощницей в бою и дарительницей урожая; ее имя звучит как «Атана». Культ Афины распространился по всей Греции, следы его остаются и после победы христианства. Превыше всех ее чтили афиняне, чей город несет до сих пор ее имя.

С незапамятных времен в Афинах проходили празднества в честь рождения богини — панафинеи (они приходились на июль — август). В середине 6 в. до н. э. афинский правитель Писистрат учредил так называемые Великие панафинеи, проходившие раз в четыре года и включавшие состязания музыкантов, поэтов, ораторов, гимнастов и атлетов, наездников, гребцов. Малые панафинеи праздновались ежегодно и более скромно. Кульминацией этих празднеств было приношение даров афинского народа богине, в первую очередь нового одеяния для древней культовой статуи Афина в храме Эрехтейон на Акрополе. Панафинейская процессия мастерски изображена на фризе афинского Парфенона, одним из авторов которого был великий Фидий. В Риме торжества в честь Минервы проходили дважды в год (в марте и в июне).

d6d24bab15ed1

На фото: статуя Афины («Паллада Джустиниани») в садах Петергофа.

Архитектурные сооружения в честь Афины относятся к сокровищам общечеловеческой культуры — даже если от них сохранились одни руины. В первую очередь, это Парфенон на афинском Акрополе, построенный в 447—432 гг. до н. э. Иктином и Калликратом под художественным руководством Фидия и освященный Периклом уже в 438 г. до н. э. Более двух тысячелетий Парфенон простоял, почти не тронутый временем, пока в 1687 г. его не повредил взрыв пороха, который хранили в нем турки во время войны с Венецией. Неподалеку расположен небольшой храм Нике, посвященный Афине-Победительнице; во время турецкой оккупации он был полностью разрушен, но в 1835—1836 гг. снова восстал из руин. Последнее из этих строений на Акрополе — Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону и Эрехфею (Эрехтею). Когда-то в нем хранился афинский палладий, а рядом с Эрехтейоном была посажена «олива Афины» (нынешняя была посажена в 1917 г.). Великолепные храмы Афины были построены греками также на спартском Акрополе, в аркадской Тегее, на Мраморной террасе в Дельфах, в малоазиатских городах Пергаме, Приене и Ассе; в Аргосе был общий храм Афины и Аполлона. Остатки ее храма сохранились в сицилийском Кефаледии (нынешний Чефалу) и в развалинах Гимеры; двенадцать дорических колонн ее храма в Сиракузах стоят до сих пор как составная часть тамошнего собора. Ее храм был и в Трое (не только в гомеровской, но и в историческом новом Илионе). Возможно, ей был также посвящен древнейший из трех сохранившихся храмов в Посейдонии, южноитальянском Пестуме, который теперь называется Пести) кон. 6 в. до н. э., Но традиции называемый «храм Цереры».

f_4f997992cad42

На фото: Афина Паллада (Минерва). Автор: фрилансер Lutinsky Slawa.

Греческие художники изображали Афину в виде серьезной молодой женщины в длинном одеянии (пеплосе) или в панцире. Иногда, несмотря на женскую одежду, на голове у нее был шлем, а рядом с ней — ее священные животные, сова и змея. Из ее античных статуй наиболее высоко ценились: «Афина Парфенос», колоссальная хрисоэлефантинная статуя (т. е. из золота и слоновой кости), с 438 г. до н. э. стоявшая в Парфеноне; «Афина Промахос», колоссальная бронзовая статуя примерно 451 г. до н. э., стоявшая перед Парфеноном, и «Афина Лемния» (после 450 г. до н. э.), воздвигнутая на Акрополе благодарными афинскими колонистами с Лемноса. Все эти три статуи создал Фидий; к сожалению, мы знаем их лишь по описаниям и поздним копиям и репликам, в основном не очень высокого уровня. О некоторых статуях дают представление рельефы: например, о том, как выглядела скульптура Мирона «Афина и Марсий», мы знаем по ее изображению на так называемой «вазе Финлея» (1 в. до н. э.), хранящейся в Афинах, в Национальном археологическом музее. Пожалуй, лучший ее рельеф классической эпохи — «Задумчивая Афина», опирающаяся на копье и грустно глядящая на стелу с именами павших афинян (музей Акрополя). Самой верной, хотя и не слишком искусной и к тому же уменьшенной в десять раз копией культовой статуи «Афина Парфенос» можно, наверное, считать так называемую «Афина Варвакион» (Афины, Национальный археологический музей). Вообще же статуй Афины, целых или в виде торсов, сохранилось немало. Наиболее известные из них, римские копии греческих оригиналов классической эпохи, находятся в Италии и по традиции называются именами их бывших владельцев или по месту их нахождения: «Афина Фарнезе» (Неаполь, Национальный музей), «Афина Джустиниани» (Ватикан), «Афина из Веллетри» (Рим, Капитолийские музеи и Париж, Лувр). Наиболее ценная в художественном отношении копия головы «Афина Лемнии» находится в Городском музее в Болонье.

Образ Афины сохранился примерно на двухстах вазах, причем многие из них относятся к 6 в. до н. э. Архаизованное изображение Афины украшало все амфоры, которыми награждались победители панафинейских игр.

Из произведений нового времени, не менее многочисленных и не менее разнообразного уровня, назовем лишь две картины: «Паллада и кентавр» Боттичелли (1482) и «Рождение Афины из головы Зевса» Фьяминго (1590-е гг.). Из статуй — тоже две: работу Дроса начала нашего века, которая стоит на высокой ионической колонне перед афинской Академией, и работу Гудона конца 18 в., которая украшает Институт Франции.

austrian_parlament

На фото: статуя Афины у здания парламента Австрии в Вене.

Источник: drevniebogi.ru

Появление на свет

Согласно мифам, богиня Греции Афина появилась на свет эффектно и довольно необычно – из головы Зевса. Он знал заранее, что у Метис, богини разума, будет двое детей – дочь (Афина) и сын, наделенный невероятной силой и умом. А Мойры, богини судьбы, предупредили Зевса, что этот мальчик однажды отнимет у него имеющуюся власть над всем миром. Чтобы избежать такого поворота событий, Зевс усыпил ласковыми речами Метис и проглотил ее перед рождением сына и дочери. Однако вскоре его стали мучить невыносимые головные боли. Чтобы избавить себя от страданий, Зевс позвал к себе Гефеста и приказал ему разрубить голову топором. Одним сильным ударом тот расколол череп. К изумлению всех присутствующих олимпийских богов оттуда появилась прекрасная богиня Афина, причем вышла она в полном вооружении, а ее голубые глаза горели мудростью. Именно с таким мифом связано появление на свет храброй и мудрой воительницы.

Внешность и символы богини

Огромные голубые (по некоторым данным, серые) глаза, роскошные русые волосы, величественная осанка – такое описание уже говорит, что это была настоящая богиня. Афина, как правило, изображена везде с копьем в руке и в доспехах. Несмотря на свою природную грацию и красоту, окружена она была мужскими атрибутами. На ее голове можно увидеть шлем с достаточно высоким гребнем, а в руках всегда имеется щит, который украшен головой Горгоны. Афина – богиня мудрости, поэтому ее всегда сопровождают соответствующие атрибуты – змея и сова.

Богиня войны

О доспехах и атрибутах храброй воительницы мы уже немного рассказали. Афина – богиня войны, разгоняющая тучи лезвием своего сверкающего меча, охраняющая города, изобретающая все необходимое для военного искусства. В честь нее даже совершались Панафинейские праздники – большой и малый. Афина – богиня войны, но ей не доставляло никакого удовольствия участие в битвах, в отличие от Эрида и Ареса, жаждущих крови и расправы. Она же предпочитала решать все вопросы исключительно мирным путем. В хорошие и спокойные времена она не носила с собой оружие, а в случае надобности получала его у Зевса. Но если богиня Афина и вступала в бой, то никогда его не проигрывала.

Богиня мудрости

Как много «обязанностей» было на нее возложено! Например, она следила за порядком при переменах погоды. Если случалась гроза с сильным дождем, Афине предстояло проследить, чтобы после этого непременно выглянуло солнце. Ведь была она еще и богиней садов и плодородия. Под ее покровительством пребывало в Аттике масличное дерево, имевшее огромное значение для тех земель. Ей необходимо было контролировать и племенные учреждения, и гражданское устройство, и государственную жизнь. Афина – богиня Древней Греции, которая в мифах выступает также богиней осмотрительности, ума, проницательности, изобретений искусства, художественной деятельности. Она обучает людей ремеслам и искусствам, дает им знание и мудрость. Также ее никто не мог превзойти в искусстве ткать. Была, правда, совершена такая попытка Арахной, но та потом заплатила за свое высокомерие. Древние греки были уверены, что именно Афина изобрела флейту, плуг, керамический горшок, грабли, колесницу, уздечку для лошадей, корабль и многое другое. Именно поэтому все спешили к ней за мудрым советом. Она была настолько доброй, что даже в суде всегда отдавала свой голос за оправдание обвиняемого.

Миф о Гефесте и Афине

Следует отметить, что еще одной неотъемлемой и характерной частью ее культа была девственность. Согласно мифам, многие титаны, боги, гиганты неоднократно пытались добиться ее внимания, взять в жены, но она всячески отвергала их ухаживания. И вот однажды, в самый разгар Троянской войны, богиня Афина обратилась к Гефесту с просьбой сделать для нее отдельные доспехи. Как мы уже знаем, в таких случаях она должна была получать оружие у Зевса. Однако тот не поддерживал ни троянцев, ни эллинов, а потому вряд ли выдал бы дочери ее доспехи. Гефест и не думал отказывать Афине в ее просьбе, однако сказал, что за оружие она должна заплатить не деньгами, а любовью. Афина или не поняла смысл этих слов, или не придала им значения, так как явилась в срок в кузницу Гефеста за своим заказом. Не успела она переступить порог, как тот бросился к ней и желал овладеть богиней. Афине удалось вырваться из его рук, но семя Гефеста успело пролиться на ее ногу. Она вытерлась куском шерсти и бросила его на пол. Попав на мать-землю, Гею, семя ее оплодотворило. Гею такой факт не порадовал, и она сказала, что отказывается воспитывать малыша от Гефеста. Афина же взяла и это бремя на свои плечи.

Продолжение мифа – история Эрихтония

Афина – богиня, мифы о которой только подтверждают ее храбрость и воинственность. Как она и обещала, ребенка по имени Эрихтоний забрала к себе на воспитание. Однако оказалось, что времени у нее на это не хватает, потому она положила ребенка в священный ларец и передала его Аглавре, дочери Кекропса. Однако вскоре новая воспитательница Эрихтония попыталась обвести вокруг пальца Гермеса, в результате чего она сама и вся ее семья отдали за это свои жизни.

Что делала дальше Афина?

Услышав эту трагическую новость от белой вороны, богиня очень расстроилась и сделала птицу черной (с тех пор все вороны черные). Птица нашла Афину в тот момент, когда та несла огромную скалу. В расстроенных чувствах богиня уронила ее на Акрополь, чтобы надежнее его укрепить. Сегодня эта скала называется Ликабетта. Эрихтония же она спрятала под свою эгиду и растила самостоятельно. Позже он стал в Афинах царем и ввел в данном городе культ своей матери.

Миф о суде за Аттику

Афина – богиня Древней Греции, о которой сегодня есть много интересных мифологических сюжетов. Этот миф рассказывает о том, как она стала владычицей Аттики. Согласно ему, первым сюда пришел Посейдон, ударил в землю на Акрополе своим трезубцем – и появился источник воды морской. Следом за ним сюда пришла Афина, ударила копьем в землю – и появилось оливковое дерево. Решением судей победительницей признали Афину, так как ее дар оказался более нужным и полезным. Посейдон же сильно разозлился и хотел затопить морем всю землю, но Зевс не позволил ему так поступить.

Миф о флейте

Как мы уже говорили, Афине приписывают создание многих вещей, в том числе и флейты. Согласно мифу, однажды богиня нашла оленью кость и создала из нее флейту. Звуки, которые издавал такой инструмент, доставляли Афине ни с чем не сравнимое удовольствие. Она решила похвастаться своим изобретением и умением на трапезе богов. Однако Гера и Афродита начали откровенно над ней смеяться. Оказалось, во время игры на инструменте у Афины сильно раздуваются щеки и оттопыриваются губы, что не добавляет ей привлекательности. Не желая выглядеть уродливо, она забросила флейту и прокляла заранее того, кто будет на ней играть. Инструмент было суждено найти Марсию, который не смог избежать позже страшной кары от Аполлона.

Что породило миф о богине и Арахне?

Выше мы уже упоминали о том, что богине не было равных в искусстве ткать. Однако попытки превзойти ее предпринимались, что не влекло за собой ничего хорошего. О такой истории и рассказывает один из мифов.

Когда речь заходила о всякой женской работе и ремеслах, богиню называли Эрганой или Афиной-работницей. Одним из главных ремесел у афинян было ткачество, однако изготовленные материалы из азиатских стран были выполнены более тонко и изящно. Такое соперничество и породило миф о вражде между Арахной и Афиной.

Жестокое соперничество

Арахна не была знатного происхождения, ее отец трудился обычным красильщиком, но у девушки был талант ткать невероятно тонкие и очень красивые материалы. Еще она умела быстро и ровно прясть, любила украшать свои работы искусными вышивками. Похвалы и приятные речи ее творчеству звучали со всех сторон. Арахна стала так гордиться этим, что ей пришло в голову состязаться с богиней. Она заявила, что легко сможет ее победить в этом ремесле.

Афина очень разозлилась и решила поставить на место нахалку, однако сначала хотела все решить мирным путем, что было ей очень присуще. Она приняла вид старухи и отправилась к Арахне. Там она стала доказывать девушке, что для простой смертной очень опасно затевать такие игры с богиней. На что гордая ткачиха ответила, что даже если перед ней явится сама Афина, она и ей сумеет доказать свое первенство в ремесле.

Афина была не из робкого десятка, потому приняла вызов. Обе девушки принялись за работу. Богиня на своем станке выткала историю о своих непростых отношениях с Посейдоном, а Арахна изобразила всевозможные превращения богов и любовные похождения. Работа простой смертной была выполнена так качественно и искусно, что Афина хоть и старалась, но не нашла в ней ни одного изъяна.

Разгневавшись и забыв о своем долге быть справедливой, Афина ударила девушку челноком по голове. Гордая Арахна не смогла пережить такого унижения и повесилась. А богиня превратила ее в паука, которому суждено на протяжении всей жизни заниматься плетением.

Мифы о помощи Афины всем богам

Она многим помогала не только советом, но совершением подвигов. Например, Персей был воспитан в ее храме. И именно Афина учила его владеть мечом, за что он принес ей в подарок голову Горгоны. Как мы знаем, она разместила ее на своем щите. Тидею богиня помогала состязаться с фиванцами – отражала от него стрелы, прикрывала щитом. Диомеда богиня вдохновляла на бои с Афродитой, Пандаром. Ахиллу она помогла уничтожить Лирнесс, испугать троянцев путем создания пожара. А когда Ахилл сражался с Гектором, она спасла первого от удара копья.

Изображения Афины в искусстве

Еще в 5-м веке до нашей эры скульптор Фидий создал огромную статую Афины, которая не сохранилась до наших дней, хотя были неоднократные попытки ее реставрировать. Это была большая статуя богини, замахивающейся копьем. Установили ее на Акрополе. Благодаря большому сверкающему мечу статую было заметно издалека. Несколько позже тем же мастером была изготовлена бронзовая фигура Афины, сохранившаяся в мраморных копиях.

А живописец Фамул создал полотно под названием «Афина», когда расписывал дворец Нерона. Самое интересное то, что с какой бы стороны человек ни смотрел на картину, богиня обращает свой взор к нему. А в святилище Артемиды была работа Клеанфа под названием «Рождение Афины».

Если говорить о современности, то в 2010 году вышел сериал «Афина: богиня войны». Дорама от корейского режиссера рассказывает о террористической группе, которая угрожает всему миру.

Надеемся, вы узнали больше о храброй и всегда готовой прийти на помощь богине. Изучайте мифы, это всегда увлекательно, познавательно и интересно!

Источник: www.syl.ru

Древнегреческая богиня мудрости

В давние времена, по верованиям древних греков на Олимпе проживали 12 богов олимпийцев, 6 мужчин и 6 женщин. С них и начались родословные всех олимпийских богов, полубогов и и героев греческих мифов.
Эти олимпийские боги проделали странное путешествие из еще более древних времен в будущее. Греческие боги перешли в римских богов чтобы остаться богами … но уже с другими именами. Боги древней Греции и Рима имея различные имена выполняют собой одинаковые функции и исходят из одних и тех же более древних богов.

Греция, море, подножие Олимпа. Olympus, красивая гора видная издалека. Это дом олимпийских богов окутан облаками. Если вы подниметесь на гору, на самый ее пик, то найдете там место достаточное лишь для нескольких человек.

Греческие богини являются носителями вечных женских качеств и сегодня эти богини живут среди нас в виде нормальных женщин. Вопрос нашего выбора состоит в том, что мы хотим выбрать для себя сами. Какой богиней или богом мы хотим выглядеть и как мы будем принимать этот образ своей судьбы.

Идея представления древних греческих и римских богинь прошла через любовь и тянется лавровый веточкой из долины реки Пене где родилась легенда о Дафне.

Древнегреческая богиня мудрости

Нимфа Дафна была прекраснейшей дочерью Пенея – бога Рек и богини Земли – Геи. Бог любви Эрос одним выстрелом своей стрелы сразил сердце бога Солнца Аполлона и он безумно влюбился в Дафну.

Выпустить свою вторую стрелу в сердце Дафны Эрос то-ли позабыл, то-ли пожалел и в результате Дафна отвергла ухаживания влюбленного в нее Аполлона и убежала как можно дальше от настойчивого ухажера, который и знать ничего не хотел о чуствах к нему Дафны, а только и думал как овладеть предметом свой любви.

Но убежать Дафне от всевидящего бога Солнца было невозможно и отчаявшись спрятаться от Аполлона, она попросила свою мать превратить ее в лавровый куст, растущий на берегу реки Пене и таким образом навсегда уйти от назойливой любви бога Солнца Аполлона. Найдя ее в облике куста, влюбленный Аполлон сплел лавровый венкок, одел его себе на голову в знак вечной любви и поклялся сделать лавр вечнозеленым деревом. У древних греков лавровый венок стал призом вручаемым победителям в Олимпийских играх.

Легенда очень красивая и трагическая … Является ли это наказанием за неразделенную любовь?

Древнегреческая богиня мудрости

Артемида (в Древнем Риме – богиня Диана) дочь Зевса и богини Лето (Латоны по иной версии – Деметры), сестра Аполлона. Когда Лето забеременела, она спряталась на острове Делос. Супруга Зевса, Гера, бывшая к тому же и богиней брака, узнав об этом кощунстве, послала за ней в погоню Дельфийского Питона. Зевс уберег свою дочь и под пальмой на острове Делос, Лето родила Артемиду и Аполлона.

Артемида очень любила своего брата Аполлона и часто приходила на вершину Парнаса, где он обитал, чтобы отдохнуть и послушать его игру на золотой кифаре и песни муз. С рассветом, выспавшись, она снова мчалась в леса на охоту.

Древнеримская богиня Диана была богиней охоты, покровительницей диких животных и Луны. Диана изображается охотницей с луком, стрелы которого никогда не пролетают мими цели в окружении оленя и собак. Царство Артемиды это дикая природа.

Диана древних римлян это также и целомудренная богиня женственности, плодородия, охоты, Луны и ночи. Она изображается в сопровождении диких животных с луком и колчаном стрел, бродящая с горными нимфами по лесам и горам. Диана охраняет молодых одиноких женщин и является Девой чистоты. Диана в период позднеримской античности считалась олицетворением ночи и луны, как и ее брат Аполлон отождествлялся с днем и солнцем.

Диана у римлян обладала тройной властью – на земле, под землей и на небе и поэтому ей принадлежал эпитет “богиня трех дорог”. Ее изображения нередко ставили на перекрестках больших дорог. Диана слыла также и покровительницей пленных, плебеев и рабов. Позднее она стала считаться покровительницей Латинского союза.

Древнегреческая богиня мудрости

Афина (в Древнем Риме – Минерва) была богиня мудрости, справедливой войны и ремесел . Афина защитница городов, покровительница искусства наук, творчества, ремесел и земледелия. Она является оплотом благополучия. Афина покровительница греческого города Афины, названного в ее честь. Афина является покровительницей многих героев. Очень часто ее изображали в доспехах, так как она была известна и как превосходный стратег.

Будучи богиней войны, Афина, не получала от битв радости, она предпочитала утверждать закон и решать споры мирным путем. Она славилась своей добротой. Единственное исключение случилось в Троянской войне, когда взбешенная тем, что яблоко раздора по праву не досталось ей, Афина вместе с Герой вылила всю свою ярость в бою.

Афина была дочерью Зевса и титаниды Метиды. Зевсу было предсказано страшное будущее – его будущий сын от Метиды должен был свергнуть его с трона и тогда Зевс проглотил свою беременную супругу. С помощью бога Гефеста он вывел из своей головы уже взрослую Афину находящуюся в полном боевом облачении. С тех пор Афина является как бы частью самого Зевса, она исполняет его волю и осуществляет замыслы Зевса.

Афина это желания Зевса, осуществленные ею в действительности. Атрибутами Афины являются сова, змея и эгида. Одного прикосновения Афины к человеку достаточно, чтобы дать ему мудрость и знание и сделать его прекрасным и успешным героем. По мифологии, богиня Афина покровительствовала только амбициозным людям, делая успешными их начинания. Читая Иллиаду мы видим, что Афина покровительствует своим героям.

Минерва является древнеримской богиней мудрости, искусств и ремесел. Она любимая дочь Юпитера. Согласно римской легенде, Минерва также родилась без матери, выйдя в полном вооружении из Юпитера, сверкая своей красотой после того, как Вулкан расщепил ему голову и достал оттуда Минерву.

Древнегреческая богиня мудрости

Гестия (в Древнем Риме – Веста) является богиней очага и жертвенного огня в Древней Греции, который горит в её храмах и домах. Она старшая дочь Кроноса и Реи. Её сестрами являются Гера, Деметра и Аида, а братьями Посейдон и Зевс. Гестия основала город Кносс.

Посейдон и Аполлон намеревались взять ее в жены, но она решила жить у своего брата Зевса девственницей. Изображение «владеющей лавром пифийским» Гестии было в афинском Пританее, а жертвенник Гестии находился в роще Зевса Гомории.

Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, все равно, носило ли оно частный или общественный характер. Благодаря этому в Греции сохранилась поговорка «начинать с Гестией», служившая синонимом успешного и правильного начинания дела. В награду за это ей воздавались высокие почести. В городах ей посвящался жертвенник, на котором вечно поддерживался огонь, а новые колонисты брали с собой огонь с этого жертвенника на свою новую родину.

В древнем Риме Веста являлась дочерью Сатурна и богини Реи. Веста была также богиней очага и чистоты семейной жизни. В ее храме римляне поддерживали священный огонь. Этот огонь был символом процветания римского государства. За ним смотрели жрицы-весталки, поскольку его исчезновение было самым плохим предзнаменованием. От этого священного огня зажигался огонь в новых римских поселениях и колониях.

Древнегреческая богиня мудрости
Храм Весты на Палатинском холме Рима

рам Весты находился в Риме на склоне Палатинского холма, в роще напротив форума. В ее храме горел вечный огонь, поддерживаемый жрицами богини – весталками. Ими могли стать десятилетние девочки целиком посвятившие свою жизнь служению Весте. Им запрещено было выходить замуж и если весталка беременела, ее заживо закапывали в землю.

В июне в Риме праздновали весталии – праздник в честь Весты. Во время этого праздника босоногие римлянки приносили Весте жертвы в ее храме. В этот день было запрещено использовать для какой-либо работы ослов, так как именно рев осла некогда спас Весту от бесчестья Приапа, пробудив ее от сна. Её скульптуры очень редки и изображают Весту девушкой с накинутым на голову покрывалом.

Эти богини – девы являются символом женской независимости. В отличие от других обитателей Олимпа, они, как правило, не предназначены для постоянной семейной жизни и любви. Эмоциональная привязанность не может отвлечь их от того, что они считают для себя более важными. Они не горюют от неразделенной любви. Эти богини являются выражением женской потребности в эмансипации – быть независимой и идти к достижению своих целей.

Артемида и Афина олицетворяют собой целеустремленность, логическое мышление и движение в направлении достижения цели. Гестия является прототипом интроверсии, ее внимание направлено на внутренний мир, она является духовным центром женской личности. Эти три богини расширяют наше представление о таких качествах женщин, как компетентность и независимость. Эти качества характерны для женщин, которые активно стремиться к достижению своих собственных целей.

Вторая группа богинь это группа уязвимых богинь – Гера, Деметра и Персефона.

Древнегреческая богиня мудрости

Гера (в Древнем Риме – Juno) была богиней брака. Она была женой Зевса, являвшимся верховноым богом Олимпа.

Гера это изначально этрусское божество, позже ставшая римской богиней, отождествляемое с греческой богиней Герой. Юнона была дочь Сатурна и Реи, сестра Церера, Плутона, Весты, Нептуна и Юпитера, который также был и ее мужем. Юнона была богиней римской брака, супружеской любви, покровительницей замужних женщин, помогающей беременным женам, покровительница Рима и римского государства. Римляне были первыми (насколько известно из истории) кто официально ввел единобрачие (моногамию)Юнона стала покровительницей моногамии и являлась у римлян богиней протеста против полигамии.

Традиционно Юнону изображают облаченной в шлем и панцирь. Вместе с Юпитером и Минервой она входит в Капитолийскую триаду, в честь которых на Капитолийском холме в Риме был воздвигнут храм. В Риме священные гуси предупредили горожан своими криками о нападении галлов и тем спасли город.

1 марта в Древнем Риме в её честь праздновался праздник матроналий. В ее честь назван месяц июнь. Юнона советовалась с богиней мудрости Минервой и богиней темных сил Церерой.

Древнегреческая богиня мудрости

Деметра (в Древнем Риме – Ceres) является богиней плодородия и земледелия. В мифах особое внимание уделяется матери Деметры.

Культ богини охраняющей все живое на земле и покровительствующей земледельцам имеет свои корни в доиндоевропейской эпохе. В глубокой древности она носила имя Мать-Земля. «Великая мать» , а позже Деметра, порождала на Земле все живое и принимающая в себя умерших. Деметра считалась поэтому и покровительницей чародеев. Именно она научила человечество земледелию и дала людям семена пшеницы.

Деметра – вторая дочь Кроноса и Реи и мать Персефоны, жены Аида. Она сестра Зевса, Геры, Гестии, Аида и Посейдона. Согласно легенде, Деметра была сожрана своим отцом Кроносом, а затем извлечена из его утробы. В честь Геракла Деметра учредила Малые мистерии для его очищения после убийства им кентавров.

По одной из легенд, Деметра была замужем за критским богом земледелия Иасионом. От их союза, заключенного на трижды вспаханном поле, родился Плутос и Филомел. По Диодору Деметра была матерью Эвбулея.

Древнеримская богиня Церера была дочь Сатурна и Реи, сестра Юпитера, мать Прозерпины, богини фруктов и сельскохозяйственных угодий, законодательница и покровительница мира и брака. Ее священным цветком был мак – символ сна и смерти, траура по ее дочери Персефоны, которая была похищена Плутоном и унесена в мир мертвых. В римской мифологии Церера также богиня плодородия. Позднее Деметра стала ассоциироваться с Кибеллой.

Древнегреческая богиня мудрости

Персефона, дочь Юпитера и Цереры, жена Плутона.(в Древнем Риме – Прозерпина). Древние греки называли ее “Кора” – девочка. Прозерпина являлась богиней природы, плодородия, но после того как она была похищена Плутоном – стала пцарицей подземного мира.

Культ богини подземного мира прослеживается со времен микенской эпохи. Персефона возможно была взята от одной из древних богинь которым поклонялись местные племена до вторжения на Балканский полуостров греков. У завоевавших эти народы греков, культ Персефоны отождествился с культом богини плодородия – Коры. Персефона была дочь Деметры и Зевса, либо дочь Зевса и Стикса. Она была вскормлена в пещере Деметрой и нимфами. К ней безуспешно сватались Арес и Аполлон. Цветком Коры является нарцисс.

Она супруга владыки подземного царства Аида (Плутона), который похитил её и унёс под землю. Деметра искала свою дочь по всему миру, будучи в безутешной скорби. Земля все это время была бесплодна. Чтобы вернуть дочь, Деметра обратилась за помощью к Зевсу. Аиду пришлось отпустить Персефону. Но он дал ей зерна граната, возникшего из капель крови Диониса. Персефона, проглотила зёрна граната и оказалась обреченной на возвращение в царство мертвых.

Чтобы успокоить безутешную Деметру, Зевс решил, что Персефона в царстве Аида будет проводить только часть года, а оставшееся время жить на Олимпе.

Во время своего нахождения на Олимпе, Персефона ранним утром поднималась на небо и становилась там созвездием Девы, чтобы ее проснувшаяся мать Деметра, смогла сразу же увидеть ее. Миф о Персефоне с древних времен связан со сменой времён года.

Эти греческо-римские богини олицетворяют традиционную роль женщины – жены, матери и дочери. Они выражают потребности женщин в семейной жизни и привязанность к домашнему очагу. Эти богини живут не только лишь для себя и поэтому уязвимы. Они страдают, подвергаются насилию, их похищают, угнетают и унижают боги мужчины.
Их истории служат для понимания женщинам собственных эмоциональные реакций, для того, чтобы справиться с собственными страданиями и продолжить свою жизнь.

Древнегреческая богиня мудрости

Афродита (в Древнем Риме – Венера) богиня любви и красоты. Она самая красивая и сексуальная богиня. Афродита принадлежит к третьей категории богинь – алхимической богини. Афродита вступает во множество связей с мужчинами и у нее много наследников. Она является воплощением первобытного сладострастия и эротического притяжения . Ее любовные связи происходят только по ее выбору и Афродита никогда не является жертвой. Она допускает мимолетные чувственные отношения, у нее нет постоянства, и она открыта для новой жизни.

У древних римлян роль Афродиты перешла к Венере. Она считается прародительницей римлян благодаря своему сыну Энею. Он был родоначальником рода Юлиев к которому принадлежал и Юлий Цезарь.

Венера у древних римлян богиня весны, а позже – красоты, любви и жизни. Родившись из морской пены, Венера стала женой бога Вулкана и матерью Купидона (Амура).

По одной из версий, богиня зачата кровью (по-гречески – афрос) оскопленного титаном Кроносом Урана. Попавшая в море кровь Урана образовала пену из которой и появилась покровительница любви и богиня плодородия, вечной весны и жизни Афродита. Афродита находится в окружении нимф, ор и харит. Афродита является богиней браков и родов. Ее корни лежат в сексуальной и распущенной финикийской богине плодородия Астарте, ассирийской Иштар и египетской Исиде. С течением времени из них и переродилась прекрасная Афродита, занявшая свое почетное место на Олимпе.

Увидев Афродиту на Олимпе, боги влюбились в нее, но Афродита выбрала себе Гефеста – самого некрасивого из всех богов, но зато и самого искусного. Это не помешало ей родить детей и от других богов (Диониса, Ареса). Она родила Эрота (или Эроса), Антероса – бога ненависти), Гармония, Фобоса – бога страха, Деймоса – бога ужаса.

Афродита была влюблена в прекрасного Адониса, погибшего на охоте от дикого вепря. Из его капель крови появились алые розы, а из слез Афродиты выросли прекрасные анемоны. Другая легенда приписывает смерть Адониса гневу приревновавшего его к Афродите Ареса.

Афродита была одной из трех богинь, выигравшей спор о том кто из них самая красивая. Она пообещала сыну троянского царя Парису самую прекраснейшую из земных женщин – жену спартанского царя Менелая. Елену. С похищения Елены и началась Троянская война. В поясе Афродиты находились желание обладать, любовь и слова соблазнения.

Источник материала

Источник: limonada-net.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.