Чему покровительствовала богиня клио


Танец муз

Как гласят древнегреческие легенды и мифы, давным-давно от брака бога небес Урана и богини земли Геи возник род титанов, циклопов и гекатонхейров. Титанида Мнемозина, которая отличалась не только хорошей памятью, но и красотой, стала позднее богиней памяти.

Очень любвеобильный бог Зевс не смог не заметить красавицу Мнемозину и в положенный срок появились на свет девять сестричек-муз…

Эти девять красавиц получили в свое полное владение громадную сферу наук и изящных искусств, став покровительницами и вдохновительницами деяний творческих людей каждая в своей области.

Список всех муз из древнегреческой мифологии:

  • Каллиопа, самая старшая из сестер, стала покровительствовать эпической поэзии.
  • Эвтерпа способствовала развитию лирической поэзии и музыки.
  • Эрато навевала вдохновение творцам любовных и эротических стихов.

  • Талия взялась покровительствовать комедии.
  • Мельпомена взяла под свою опеку трагедию.
  • Терпсихора озаботилась оперой и балетом.
  • Полигимния посвятила себя пантомиме.
  • Урания стала контролировать развитие астрономии, а в дальнейшем – всех точных наук.
  • Клио возложила на свои изящные плечики тяжкий груз покровительницы истории.

Хрупкая муза, чья красота была равна ее уму, изображалась со свитком папируса или футляром для свитков.

Хорошо или плохо Клио справляется со своей обязанностью – спорный вопрос. История, как наука о процессе развития человеческого общества, находится в постоянном развитии, причем не всегда по своей воле. Она всегда фальсифицировалась, причем это происходило как непроизвольно, так и преднамеренно. Непроизвольно, например, монах-переписчик делал ошибку в переписываемом им тексте.

Также много исторических событий бесследно исчезает в прошлое, будучи не зафиксированными. Меняется со временем и отношение людей к событиям прошлого.

Что же касается преднамеренных фальсификаций, то Марк Блок писал, что история как наука существует для оправдания ныне господствующей системы. Или еще для каких-то оправданий, утверждений, убеждений или заблуждений, как по политическим мотивам, так и по иным.

То есть история периодически переписывается в угоду чьих-то интересов — как низменных, так и, как им кажется, благородных. Исторические первоисточники доносятся до широких масс в переделанном виде и становятся частью массового сознания и ложной исторической памяти.


Отсюда возникают различные парадоксы истории и яростные споры между исследователями о ее правдивости. Однако, можно по-разному воспринимать и оценивать историю, но она всегда останется такой, какой была, ведь народная мудрость гласит, что у вранья тысяча дорог, а у истины только одна.

Источник: strashno.com

9 муз Древней Греции

Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология.

 

Почитание муз в культуре

Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны — храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей».


Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.

Елена Метелева

Источник: elramd.com