Богиня рея с острова кипр



Легенды и сказания Кипра

Богатая история маленького Средиземноморского острова, переплетение культур, религий, языков, родили множество легенд и сказаний. Глубоко уважающие свои корни и традиции жители острова, трепетно передают их из уст в уста, из поколения в поколение. По мотивам кипрских легенд, бабушки читают сказки своим многочисленным маленьким внукам и внучкам, вдохновленные  поэты сочиняют стихи, историки пишут статьи, а экскурсоводы, каждый на свой лад, рассказывают любознательным туристам через призму кипрских притчей историю любимого края. 

Пигмалион и Галатея

В поисках идеала

На Кипре жил царь. Звали его Пигмалион.  Был он человеком творческим и, в свободное от царских хлопот время, ваял  из камня скульптуры.  Однажды скульптура прекрасной девушки так удалась ему, что как живая смотрела на него белоснежная холодная дева. И влюбился Пигмалион в творение рук своих. Нарек он статую Галатея, что переводится, как молочная богиня, так как высечена она была из белого мрамора. 


Не мог встретить в реальной жизни бедный царь девушки похожей на свою мраморную возлюбленную. И взмолился он богам, просил оживить бесчувственный мрамор. Но боги лишь посмеялись над глупым царем. 

– В подвластном тебе городе живут сотни прекрасных дев, достойных и целомудренных. Раз ты, дурень, влюбился в кусок камня, так и оставайся по гроб жизни своей с куском камня.

Только Афродита, покровительница острова сжалилась над бедолагой Пигмалионом.  Однажды, вернувшись в царские покои, вместо мраморного изваяния увидел он молодую прекрасную девушку.

-Кто ты? – удивился царь

-Ты просил богов оживить меня, Афродита вдохнула в меня жизнь. Я – твоя Галатея!!! Ни ужели не признал ты меня, любимый мой! 

Пал на колени царь. Не мог он поверить своему счастью. Стал целовать он теплые ладони прекрасной Галатеи и конечно, сразу же сделал ей предложение.

От счастливого союза их родилось две дочери. Старшую из них они назвали величественным именем Пафос, которое в те далекие времена давали только девочкам царского рода.

Пафос - город в честь дочери царя Пигмалиона

Когда она выросла, превратилась в красавицу и умницу. И женился на ней герой Троянской войны Кинир. И построил он в честь своей обожаемой супруги прекрасный город Пафос. А в нем, 100 зальное святилище, посвященное Афродите, благодаря которой стал возможен союз Пигмалиона и Галатеи и рождение их дочерей. 


А уж оживила ли Афродита мраморную статую или просто подменила ее очаровательной горожанкой, кто знает. 

Влюбчивые киприоты часто ищут счастье там, где его нет, витая в фантазиях и мечтах. Но, Афродита, которая по-прежнему покровительствует островитянам, всегда найдет решение проблемы. Так что пусть киприоты витают в облаках лет до 35, потом за дело обязательно примется Богиня любви.

Афродита и Адонис

Любви покорны даже Боги

На западном побережье Кипра, на заповедном полуострове Акамас, в тайном гроте бегут два ручейка. В одном ручейке вода живая, в другом – вода мертвая. Шутник и озорник Эрос окунает свои стрелы поочередно в один и другой ручеек. Если поразит вас стрела, орошенная живой водой, любовь придет к вам сладкая и светлая. Если же не повезет, и попадет в вас стрела с капельками мертвой воды, полюбите вы безответно, печаль пронзит сердце.

Как-то раз красавица Афродита игралась с малышом Эросом и нечаянно укололась о его стрелу. Тут из зарослей смоковницы вышел юный прекрасный Адонис, сын Царя Кинира. Влюбилась Афродита в красавца без памяти. Да и он не смог быть равнодушным к неземной красоте Богини. 

Но прознал о случайной страсти супруг Афродиты, воинственный Бог Арис. В гневе, превратился он в дикого вепря, и когда Адонис охотился в лесах Акамаса, подло напал на него и запорол острыми клыками.

Из ран Адониса брызнула кровь, упала на землю Кипра. Бедная Афродита, почуяв беду, побежала в лес, но нашла своего возлюбленного бездыханным. Долго горевала прекрасная Богиня, слезы ее лились ручьем. Из капель крови Адониса взошли на Кипре маки алые, а из хрустальных слез Афродиты – белые анемоны. 


кровь Адониса

Киприоты верят в вечную любовь, каждую весну теперь на Кипр из царства Аида возвращается не на долго юный Адонис, а на встречу ему спешит прекрасная Афродита. И зацветают повсюду красные маки да белые анемоны.

Храбрый воин Дегенис

Нет мощнее силы, чем любовь к Отчизне

Жил на острове великан Дегенис. Говорят, что появился он на Кипре, перепрыгнув через Средиземное море  из Малой Азии. Правда, пришлось Дегенису схватиться за горы Керинийские. И мощная его ладонь оставила свой отпечаток на северной гряде. Так и зовут с тех пор киприоты вершины Керинийских гор – Пентадактилос, что означает на греческом пять пальцев.

Не просто так был призван воин храбрый на остров. Не спокойно жилось киприотам. Злые разбойники повадились нападать на остров. Приплывали они мощными эскадрами, с конницей своей, грабили города и селенья, разрушали храмы, уводили островитян в рабство и жестоко убивали. 

Увидел Дегенис однажды, что опять к берегам дорого его сердцу острова приближаются вражеские корабли. Рассвирепел отважный воин. Оторвал он от гор Троодосских огромный кусок скалы и метнул во врагов. Раскололся камень на смертоносные осколки и вся вражеская флотилия пошла ко дну.

Больше разбойники не ходили с набегами на Кипр, зная, что охраняет его бесстрашный Дегенис. А Дегенису народ дал звание Акрит, что означает, защитник рубежей.


камни Дегениса

Не просто так взял себе псевдоним Дегенис борец за независимость острова Георгос Гривас. Как могли не пойти за Дегенисом молодые киприоты? С детства их горячие сердца были воспитаны на сказании о герое и защитнике Отечества по имени Дегенис.

Замок 101 комнаты

Богатство не всегда приносит счастье

Жила была на Кипре красивая, богатая, но очень злая и своенравная королева Регина. Однажды решила она построить на вершине Керинийских гор недоступный замок, чтобы спрятать в нем свои сокровища. Придумала хитроумная Регина и план замка. Должна была быть в нем 101 комната, 100 из них доступные, одна секретная. Так устроена должна была быть эта секретная комната, что лишь раз в 40 лет на сутки дверь в нее открывалась. 

Зорко следила сама королева за строительство замка, а когда все было завершено, казнила она всех строителей, чтобы не разболтали они ни кому секрет тайной комнаты.


Прошли века, замок был заброшен, под готическими сводами гулял гулкий ветер. Но притча о том, что в одной из комнат до сих пор хранятся несметные сокровища бередила воображение искателей приключений.

Однажды компания молодых парней отправилась на поиски сто первой комнаты. Долго бродили они по пустынным галереям замка, но, когда уже почти отчаялись, увидели поросшую мхом дверь. Когда отворили они дверь, большое темное помещение озарили всполохи света, отраженного от несметного количества драгоценных камней и золота. 

Охватила парней алчность. Стали они спорить из-за богатства, даже подрались. Не заметили они за склоками, как день закончился, солнце в море упало и дверь в тайную комнату на 40 лет закрылась.

Впали парни в беспробудный сон. А когда проснулись через 40 лет, забыв о сокровищах, побежали быстрее в родную деревню, больно соскучились они по близким своим. Но страшное ждало их дома. Родители не дождались, умерли, друзья и жены их состарились. Дети не помнили своих отцов. 

замок 101 комнаты

Для каждого киприоты дороже всех сокровищ мира – его семья и друзья. Именно в ежедневном общении и участии в жизни друг друга видят они настоящее богатство.

Оливковое дерево

Гостеприимства щедрая душа

В стародавние времена, когда Боги жили рядом с людьми, на вершине горы Олимп была резиденция Зевса-громовержца. Любил Зевс обратиться в добро-молодца и гулять по острову. Все были рады молодому красавцу, не догадываясь, что перед ними сам Зевс, наперебой киприоты зазывали в свои дома желанного гостя. Кормили, поили, на ночлег мягкие перины стелили. 


Хвастался Зевс среди Богов – Олимпийцев, какие гостеприимные люди на Кипре живут, как встречают его радушно. Тогда мудрая Гера посмеялась над своим мужем-простаком. 

– Конечно, молодому, богатому мужчине каждый рад будет, обратись в старца нищего, посмотришь, нужен ли ты людям – сказала Гера.

Призадумался Зевс. Обратился он в старца, больного, нищего и спустился с Олимпа к людям.  Злыми оказались те, кто еще вчера был к нему так добр. Кто просто захлопывал дверь, видя убогого старика, а кто и камнем кидал вослед. 

Разозлился Зевс не на шутку. Ах, вот какие двуличные вы, островитяне!!! Вернусь на Олимп, спалю остров молниями, нашлю на них громы страшные. Но тут в конце дороги заметил он лачугу. На пороге сидели два старичка, муж и жена. С улыбкой приветствовали они путника, позвали в дом. Угостили не хитрым угощением, водицей родниковой, да краюхой хлеба. Предложили свою постель путнику, отдохнуть, ибо только одна скромная лежанка была в бедной лачуге. 

Отлегло с души у Зевса. Не такие уж плохие киприоты! Обратился он в свое божественное обличие.

– За доброту вашу, старики, помилую я киприотов. И любое ваше желание исполню! Хотите богатства? Детей, вижу, нет у вас, могу одарить детьми! Молодость хотите вернуть? 


– Нет, Зевс всемогущий. Прожили мы жизнь без богатства, но нам это не мешало быть рядом друг с другом. Детей мы хотели очень, но не сложилось. А теперь поздно нам малышей иметь, сил наших не хватит вырастить их. Молодость же у нас была, и очень счастливая, потому что судьба нас свела вместе. Одного только мы желали бы. Не расставаться никогда, даже после смерти.

Исполнил Зевс свое обещание. Когда пришло время старикам умирать, заснули они в объятиях друг друга и превратил их Зевс в оливковое дерево. Переплетен узлами ствол векового исполина. Как будто в объятиях друг друга стоят два человека. Крона дерева усыпана оливковыми ягодками – детьми дерева. Дают они золотое оливковое масло – богатство дерева. 

вековое оливковое дерево

А киприотам с тех пор завещано быть радушными хозяевами своего острова, хлебом и солью встречающим любого гостя. 

Еще много легенд хранит маленький остров. Каждая из них – драгоценный самоцвет в короне истории Кипра и ключ, для понимания характеров островитян. Мы можем провезти вас по этим легендарным местам и более подробно рассказать об их истории.

Источник: ru-cy.ru

Рея

Рея была матерью богов Титанов, и богиней женского изобилия, материнства, и поколения. Ее название означает “поток” и “непринужденность”. Как жена Кроноса (Время), она представляла вечное течение времени и поколения; как великая Мать (Метр Megale), она представляла


Богиня рея с острова кипр“поток” ежемесячной крови, воды рождения, и молоко. Она была также богиней комфорта и непринужденности, благословения, отраженное в общей фразе Гомера “боги, которые живут в их непринужденности (rhea)”. В мифе Рея была замужем за Титаном Кронусом, и она была королевой небес. Когда ее муж услышал пророчество, что он будет свергнут одним из его детей, он начал глотать каждого из них, как только они рождались. Но Рея родила своего самого младшего сына, Зевса, в тайне и скрыла его в пещере на острове Крит. А Кроносу она преподнесла камень, обернутый в пеленальные одежды, который он быстро проглотил. Рея была близко сопоставима с анатолийской матерью-богиней Кибель (Kybele). Они были и изображены как пышные женщины, обычно нося корону на голове, и со львами.

РОДИТЕЛИ:

  • Уран и Гея
  • Айтер (или Уран) и Гея

ПОТОМСТВО:

  • Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс
  • Зевс, Посейдон, Аид
  • Зевс, Деметра, Аид (Гимн Гомера 2.69) 

Рея (Rheia, Rheiе, или Rheе). Название так же как природа этого божества – один из самых трудных пунктов в древней мифологии. Некоторые источники полагают, что Рея просто другая форма эры, земли, в то время как другие соединяют ее с rheo, с течением (Платон Cratyl. p. 401); но, таким образом, очень кажется бесспорным, что Рея, как Деметра, была богиней земли. Согласно Теогонии Гесиода, Рея была дочерью Урана и Германии, и соответственно сестрой Океана, Кое, Гипериона, Криоса, Япетуса, Теи, Фемиды, и Мнемосины. Она с Кронусом стала матерью Гестии, Деметры, Геры, Аида, Посейдона, и Зевса. Согласно некоторым источникам Кронос и Рея предшествовали по миру Офиону (Ophion) и Еуриноме (Eurynome); но Офион был подавлен Кронусом, и Рея бросила Эуринома в Тартар. Кронус, как говорят, пожирал всех своих детей от Реи, но когда она собиралась рождать Зевса, она, по совету своих родителей, пошла в Ликтию (Lyctus) на острове Крит. Когда Зевс родился, она дала Кронусу камень, обернутый как младенец, и бог проглотил его, поскольку он глотал других своих детей. Гомер (Il. xv. 187), делает только мимолетный намек на Рею, и рассказ Гесиода, который соответственно должен быть расценен как самая древняя греческая легенда о Рее, кажется, предполагает, что мистические священники острова Крит уже сформировали связи с более северными частями Греции. В этой манере, это, казалось бы, что мать Зевса стала известной у Фракийцев, у кого она стала божеством намного большей важности, чем она была прежде на юге (Orph.


мн. 13, 25, 26), поскольку она была связана с фракийской богиней Бендис (Bendis) или Котис (Cotys) (Геката), и идентифицировалась с Деметрой. (Strab. x. p. 470). Во Фригии, где Рея стала идентифицирована с Кибелой, она, как говорят, очистила Диониса, и преподавала ему тайны (Apollod. iii. 5. § 1), и таким образом элемент культа Диониса стал соединенным с вероисповеданием Реи. Деметра, кроме того, что она дочь Реи, иногда упоминается со всеми признаками, принадлежащими Рее. (Eurip. Элен. 1304). Беспорядок тогда стал настолько большим, что вероисповедание жителей Крита относительно культа Реи путали и с фригийской матерью богов, и в оргии Диониса стали вплетать в культ Кибелы. И имя, и связь Реи с Деметрой предполагают, что она в прежние времена уважалась как богиня земли. Остров Крит был, несомненно, самым ранним местом культа Реи; Диодорус (Diodorus) видел участок, где ее храм когда-то стоял, в окрестности Кноссуса (Cnossus), и кажется, что когда-то ей поклонялись на острове даже под именем Кибелы (Euseb. Chron. p. 56; Syncell. Chronogr. p. 125). Общая традиция, далее, была то, что Зевс родился на острове Крит, или в пещере горы Дикт (Dicte). Также местные традиции, подразумевающие, что Рея родила Зевса в том или ином месте Греции, имеют место быть в различных других окрестностях страны. Некоторые источники явно заявляют, что он родился в Фивах ( Tzetz. Lyc. 1194).

Различными названиями почитали Рею, – это “великая мать,” “мать богов”, Кибела, Агдистис (Agdistis), Берецинтия (Berecyntia), Бримо (Brimo), Диндимена (Dindymene), “великая мать богов”. Во всех европейских странах Рея была задумана, чтобы сопровождать Курета (Curetes), который неразрывно связан с рождением и воспитанием Зевса на острове Крит. Те, кто поклонялись Курету были ее восторженными священниками, которые с барабанами, тарелками, рожками, и в полной броне, выполняли свои оргиастические танцы в лесах и горах Фригии. Лев был священным животом матери богов, потому что она была божеством земли, и потому что лев является самым сильным и самым важным из всех животных на земле. В Греции дуб был священным деревом Реи (Apollon. Rhod. і. 1124). Львы обычно изображались приседающими справа от ее трона, и иногда она замечена едущая в колеснице, в которую запряжены львами.

Источник: godchronos.blogspot.com

Самое древнее сооружение в Пафосе относят к XII веку. Это монументальное строение, использовалось ахейцами, выходцами из Микен. Не подлежит сомнению, что Фасад храма, который был украшен рогами, имеет микенское происхождение. Таким его изображают на монетах.
Эти, так называемые «Рога посвящения», которые известны со времен раннего бронзового века, возможно, происходят из Анатолии. Таким же образом украшались фасады храмов и фасадов древних минойцев Крита.
Однако, само строение Храма не микенское.
Сильное влияние Сирии ощущается еще до того момента, когда на острове купцы из Тиры основали свою колонию.
Интересно отметить, что в расшифрованных местных силлабических письменах не содержится упоминаний имени Афродита. На Кипре в эту эпоху она известна под именем «Vanassa», которое современные лингвисты интерпретируют как «госпожа». Общеизвестное имя богини Афродита появляется намного позже, в античных текстах греческих авторов 8 века до н.э., в то время как имя Ванасса естественным образом ассоциируется с принятым в латинской традиции именем богини «Venus», которое, судя по всему, является намного более древним, чем греческие аналоги.
Этот взгляд, названный в одном из описаний «Магнетическим», и архаичная полуулыбка западают в душу не меньше, чем статуя Афродиты, работы Праксителя. (Подобные подвесные плиты с богинями приносились в дар и вешались на стену святилища. Восходят ко II тысячелетию до н.э.)

Плита из Фамагусты, наиболее архаичная по структуре. Она делится на три части, соответствующие трем частям космоса, – нижнюю, среднюю и верхнюю. Нижний двухчастный «короб» представляет хаос, прошедший космизацию, – разделенный на две равные части: левую-правую, женскую-мужскую, нижнюю-верхнюю; творческой силой сотворения мира выступает богиня-женщина. Рожденный же ею паредр, в зооморфном образе быка, представляет небесный, верховный мир. Можно думать, что здесь две головы животного, аналогичные двум отделениям «короба», соотносятся с коровой-быком, коль скоро левая от богини протома, находящаяся в «женской» зоне, несколько выше и значимее второй. Тщательная украшенность плиты должна передавать красоту новосозданного мира, одним из ярчайших символов которой выступает египетский лотос, перешедший в минойско-микенскую, кипрскую, греческую и другие древние культуры.С таким цветком, огромным для хрупкой фигурки, выступает богиня (или представляющая ее жрица) на луврской пластине (Л.И. Акимова. Подвесные плиты с фигурой богини).
Другой тип статуэток, изображающих кипрскую богиню.

Эти богини изображены. Поддерживающими грудь, которую оставляет обнаженной наряд, чем-то напоминающий знаменитое платье Минойских жриц. Поза традиционна для ближневосточных богинь.

Какие выводы можно сделать?

Несомненно, что культ Великого женского материнского божества существовал на Кипре с самых древнейших времен. На мощную местную подоснову было наложено несколько пластов влияния.

1. Критского Великого божества, которое связывало её с рогатым богом.

2. Малоазийское

Антипатия Гомера к «золотой» Афродите, проявляется в том, что он называл её фригийкой. Все, что греки не желали простить Пафосской богини, они просто приписывали Фригийской Кибеле.

3. Финикийское. Собственно самые впечатляющие и запоминающие обряды и черты культа происходят от почитания Астарты.

Нельзя не отметить египетское влияние на образ, как Афродиты, так и Астарты (На то, как повлиял образ египетских богинь Исиды и Хатор на культ Астарты, будет сказано в соответствующей теме, если я доберусь до неё). Сама Афродита окажет не меньшее воздействие в дальнейшем на культ Исиды Пелагии.

Этот синкретически культ держался на Кипре вплоть до VII века до нашей эры, когда сильное эллинское влияние не заставило его угаснуть, уступив место той богине, что позднее войдет в историю как Афродита-Венера.

Источник: mazayka-urza.livejournal.com

В конце сентября 2009 года мы решили провести неделю на Кипре, в Пафосе. Перелет тоже в таком случае разумнее выбирать до аэропорта Пафоса, а не до более крупного в Ларнаке. В те времена в Пафос летали регулярные рейсы Трансаэро.

Отель мы выбрали не в самом Пафосе, а в 2-3 км от него в сторону знаменитой Coral Bay – Cynthiana Beach 3*:

Богиня рея с острова кипр

Отель просто замечательный! Правда, вокруг него ничего нет, минут 5-7 пешком до автобусной остановки, и далее на автобусе около 10 минут до центральной набережной Пафоса. Зато есть фактически своя территория, свой пляж – правда, здесь это не совсем пляж, а плита с лесенкой в море, но меня такой вариант вполне устраивает.

Богиня рея с острова кипр
В Пафосе, насколько я знаю, вообще нет традиционных песчаных пляжей. Зато есть прекрасные закаты (каждый вечер у отеля наблюдали):

Богиня рея с острова кипр

И вот такая красота была видна из самого обычного стандартного номера на первом этаже:

Богиня рея с острова кипр

Вообще отель хоть и 3*, в нем есть номера очень разного уровня, в том числе – почти 4-5* в отдельных корпусах. Мы на последние 3 дня переселились с относительно небольшой доплатой в такой номер (думаю, в конце сентября уже сезон был невысокий, поэтому так просто все получилось), он был выше всяких похвал, и в этих отдельно стоящих корпусах есть свой отдельный бассейн и ресторан (завтрак такой же, просто более спокойная обстановка):

Богиня рея с острова кипр

Вот такой номер с французским окном и большим балконом с видами на море:

Богиня рея с острова кипр

Отель смело могу рекомендовать с учетом нюансов насчет пляжа и некоторой удаленности от «цивилизации».

В самом Пафосе есть много интересных мест, куда можно попасть самостоятельно (без экскурсий).
По преданию Пафос был основан ещё в XII в. до н.э. Но это был совсем другой город и располагался он не здесь, а километрах в 15 отсюда, в районе современной деревни Куклия. Новый Пафос был построен лишь спустя восемь веков.
В 1962 году фермер, вспахивая на тракторе каменистую землю, случайно наткнулся на мозаичное панно. Это произошло в трёхстах метрах от старой гавани Пафоса на невысоком плато, расположенным над портом. Начавшиеся здесь раскопки обнаружили остатки пяти римских вилл II века н.э. Сами виллы не сохранились, но зато уцелели уникальные напольные мозаики. Названия виллам были даны по именам героев греческой мифологии, изображённых на мозаиках, сегодня четыре виллы − Диониса, Тесея, Орфея и Эона − открыты для посещения.
Археологический парк Пафоса расположен рядом с гаванью, и это очень обширная и открытая площадка. Поэтому лучше посещать либо рано утром, либо ближе к закрытию, иначе в летнее время можно получить солнечный удар или как минимум сильно обгореть.

Богиня рея с острова кипр

Богиня рея с острова кипр

А вот и мозаики:

Богиня рея с острова кипр

Некоторые мозаики находятся под открытым небом, на них можно полюбоваться со специальных помостов, а некоторые – в крытом «доме Диониса» – мозаики защищены стенами и крышей современного здания и их состояние по-настоящему прекрасное.
Если пойти по указателю с надписью Odeon, вскоре можно дойти до края Агоры (рыночной площади). Фактически, это просто участок земли, на котором ещё ведутся раскопки.

Богиня рея с острова кипр

А дальше располагается Одеон – древний амфитеатр:

Богиня рея с острова кипр

Современный вид Одеон приобрёл в III в. Сегодня амфитеатр частично восстановлен и в летние месяцы здесь регулярно устраиваются музыкальные и театральные представления.
А живописный маяк на этих фотографиях − самое молодое строение на территории археологического парка, он был построен англичанами в 1888 году.

Гавань Пафоса, возле которой находится археологический парк, очень красива:

Богиня рея с острова кипр

Особенно примечателен в ней Пафосский Замок, основанный в первой половине XIII в.

Medieval Castle
В замок обязательно стоит зайти, с его крыши открываются панорамные виды на город:

Богиня рея с острова кипр

А еще, сидя на камнях у замка, о которые плещется море, можно наблюдать невероятные закаты:

Богиня рея с острова кипр

На набережной у замка собраны самые лучшие рыбные таверны.

Еще один археологический комплекс находится на выезде из города в сторону Coral Bay. Не доезжая до Пафоса от нашего отеля, можно выйти на остановке Thombs of the Kings (Царские гробницы).

Богиня рея с острова кипр

Это также большая археологическая площадка, и когда мы приехали, там было очень пустынно, никого кроме нас – всё, как я люблю 🙂

Богиня рея с острова кипр

На этом месте был найден большой погребальный комплекс, состоящий из десятков захоронений, вырубленных в толще прибрежных скал. С момента переноса Пафоса в эти места, а это было уже во время правления Птолемеев, вплоть до римских времен (III в. до н.э. – I в. н.э.) здесь хоронили местную знать, а вовсе не царей.

Богиня рея с острова кипр

Из Пафоса есть много экскурсионных маршрутов, и в этом посте я расскажу о самом ближайшем и наиболее популярном. Как сказал наш гид, «по местам боевой славы Афродиты».

Вся мифология Кипра тесным образом связана с образом Афродиты – богини любви и красоты. «Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита.» (Николай Кун, «Легенды и мифы Древней Греции»).

Богиня рея с острова кипр
Когда Афродита ступила на землю, на ней распустились прекрасные цветы анемоны и капори, которые и по сей день цветут на камнях в Пафосе. С тех пор Кипр стал любимым островом богини, на котором она и предпочитала проводить все время: «И улыбающаяся богиня Кипра, где в Пафосе храм ее стоит с благоуханным алтарем» («Одиссея», Гомер).
Обязательным пунктом любой экскурсии в окрестностях Пафоса является камень Петру-ту-Ромиу – место, где и вышла Афродита на берег Кипра:

Богиня рея с острова кипр

Существует несколько версий различных ритуалов, которые надо выполнить, чтобы обрести красоту и вечную молодость: это и обплыть камень вокруг, и просто зайти в воду возле него, или же обплыть непременно против часовой стрелки три раза (непонятно, как это сделать – ведь одна из сторон камня находится на берегу), и много других. Кстати, зачастую на экскурсиях дается крайне мало времени, и гиды говорят, чтобы в море никто не лез (нам именно так и сказали), но я все же рекомендую окунуться здесь, мало ли, может и правда сработает 🙂

Одна из версий, откуда произошло название города Пафос, также связана с Афродитой. В далекие времена Кипром правил царь Пигмалион. Он никак не мог себе подобрать спутницу жизни среди девушек и решил вырезать образ возлюбленной из слоновой кости. У него настолько хорошо получилось создать статую прекрасной девушки, что Пигмалион влюбился в своё творение. На помощь пришла Афродита − тронутая такой любовью, она вдохнула жизнь в статую. У Пигмалиона и его жены родились две дочери, одну из которых назвали Пафо. Вот по имени дочери и был назван город, построенный здесь − Пафос. Кстати, имя жены Пигмалиона не упоминается в древних источниках, а Галатеей ее назвал Жан-Жак Руссо в своём сочинении «Пигмалион».

Еще один пункт в экскурсии, посвященной Афродите, − Святилище Афродиты, расположенное вблизи деревни Куклия, где в давние времена и находился город Пафос или Старый Пафос (Палео Пафос), как сейчас принято говорить. В древнем греческом мире Палео Пафос был одним из самых важных центров паломничества, поскольку здесь находился знаменитый Храм Афродиты.

Богиня рея с острова кипр

Храм имел большой открытый двор, в центре которого находился главный объект поклонения − чёрный конический камень высотой 1,2 метра. Внешний облик храма Афродиты в Палео Пафосе сохранился лишь на древних монетах. В 313 году римский император Феодосий провозгласил своим указом равенство всех религий и одновременно «упразднил» язычество. Храм Афродиты с тех пор стал невостребованным и постепенно разрушился от землетрясений. В наше время от храма остался только фундамент и разбросанные по территории камни. Поблизости от Святилища открыт музей Палео Пафоса, обосновавшийся в восстановленном замке La Covocle − бывшей усадьбе Лузиньянов. Кстати, название замка и дало имя сегодняшней деревне Куклия.

Богиня рея с острова кипр

В музее хранится тот самый черный камень из храма Афродиты и другие артефакты.

С Кипром также связана и история любви Адониса и Афродиты. На западе, на мысе Акамас, в густом лесу охотился прекрасный юноша Адонис. Его замучила жажда, и он вышел к маленькому озерцу, в котором впервые увидел купающуюся обнаженную богиню. Впоследствии это озеро стало называться Купальней Афродиты и стало одним из культовых мест богини на Кипре. Здесь и было завершение нашей экскурсии:

Богиня рея с острова кипр
Купальня находится над морем, к ней надо подниматься в гору по лесной тропе. Вообще мыс Акамас – красивейший заповедник Кипра, там практически нет автомобильных дорог, только первозданная природа. У нас не было возможности побродить по горным тропам Акамаса, но многие туристы очень советуют там побывать.

Богиня рея с острова кипр
Пафос хоть и расположен на западе, немного в стороне от некоторых экскурсионных маршрутов, но в целом оттуда можно доехать до основных достопримечательностей, разве что в Никосию – столицу Кипра – далековато ехать из Пафоса.

Источник: initials-aa.livejournal.com

Бухта Петра-ту-Ромиу

Гомер повествует в “Илиаде” о красивейшем цветущем острове Средиземного моря, у берегов которого родилась из пены морской прекраснейшая богиня Олимпа – Афродита. Есть указание на это: “… влажный бриз Зефира вынес (Афродиту) на волнах морских в шуме пены…”. У подножия скалы Петра-ту-Ромиу уже целую вечность бьются изумрудные пенистые волны, – именно здесь вышла на землю “с улыбкой прелестной Киприда”.

Петра-ту-Ромиу

Легендарное место рождения Афродиты получило свое название – Петра-ту-Ромиу – от одного из многочисленных подвигов византийского героя Дигениса Акритаса. Чтобы прогнать сарацинов, пытавшихся овладеть городом, Дигенис, согласно своей привычке, стал бросать в сторону захватчиков огромные каменные глыбы. Одна из таких глыб называется Петра-ту-Ромиу (Камень Грека), она находится именно на том месте, где, согласно легенде, богиня любви и красоты Афродита вышла из пены морской.
Раз, искупавшись в волшебных волнах, породивших богиню, влюбленные, если верить преданию, уже никогда не расстанутся. Существует поверье, что если ночью в полнолуние проплыть мимо этого камня, то можно обрести вечную молодость.

Пена на месте рождения Афродиты

Петра-ту-Ромиу – одно из красивейших мест на всем острове. Воздух здесь прозрачен и чист; краски неповторимые, яркие, богатые; пейзаж великолепен! Здесь почти пропадает ощущение реальности, такая нежная, волнующая красота ландшафта кажется эфемерной, хрупкой, как сон, как фантазия ребенка. Побывав в этом замечательном месте, Вы подарите себе незабываемые минуты блаженства, спокойствия, трепетного восхищения.

Каждый, побывавший на месте рождения Афродиты, помнит насколько холодная вода. Она вырывается откуда-то из глубин и иногда ноги сводит. Одним из последних версий происхождения огромных камней, разбросанных по побережью, – падение метеорита. И действительно, если приглядеться, то можно увидеть расплавленные глыбы. Подобно космическому камню в Мекке, туристов со всего мира тянет к этому месту. В ближайшем будущем мы планируем сделать погружение и доказать наличие кратера от падения метеорита.

Камни на месте рождения Афродиты

Во время экскурсий по острову вам непременно расскажут, что Кипр называется островом любви, родиной Афродиты, появившейся здесь из морской пены. Советуем Вам, если Вы отправляетесь на отдых вместе с детьми, заранее почитать некоторые древнегреческие мифы. Они достаточно жестоки и эротичны, экскурсоводы рассказывают их без купюр, повергая родителей почти в шок. Вот, к примеру, что предшествовало красивому выходу Афродиты из пены морской. Мать-земля Гея и ее супруг Уран-небо были родителями Зевса, титанов и титанид, среди которых Кронос и Рея. Кроме этих детей Гея и Уран породили еще троих киклопов и троих сторуких, которые своим ужасным видом вызывали ненависть отца, и он не выпускал их на свет из чрева матери. Гея, страдая от тяжести скрытых в ней детей, решила проблему кардинальным способом: по ее наущению Кронос оскопил отца. Кровь Урана попала в море, образовав пену, из этой-то пены и родилась богиня любви и красоты.

Легендарное место рождения богини находится в 20 минутах езды от Пафоса в сторону Лимассола. Как гласит легенда, с каждым, кто искупается в этом месте, происходят чудесные превращения – к женщинам возвращается молодость и красота, а мужчины становятся сильными и смелыми.

Источник: prokipr.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.