Богиня покровительница театра


В древней Греции почитали не только богов, составивших сонм, но и их детей, божеств третьего поколения олимпийцев. Греция была просвещенной страной: мудрецы, ученые, философы древности оставили глубокий след в истории всего мира. Примечательно, что музы в Греции не всегда означали символ вдохновения к прекрасному: музыке, любви, поэзии.

9 муз древней Греции

Девять дочерей отца богов Зевса четко демонстрируют триаду: символ абсолютной гармонии. В них соединились три вида : наука, ремесленность и настоящее искусство. Триада символична для Греции, где поэзия ценилась также высоко, как умение читать по звездам.

Мудрецы и философы справедливо считали, что каждая из муз необходима для процветания.

Каллиопа, муза жертвенности и патриотизма

Богиня покровительница театраКаллиопа была матерью Орфея, от нее сын унаследовал способность чувствовать музыку. Мать учила сына тому, что каждое слово в поэзии должно возвращать к жизни душу павшего героя, вселять веру и воспитывать благородство. Свиток и грифель в ее руках были не просто символикой. Молодые воины, уходившие на бой, могли присягнуть, что слышать как Каллиопа пишет новое произведение.


Греки считали Каллиопу королевой всех муз, недаром у нее на голове венценосная корона или лавровый венок. Сам Аполлон не смел перебить королеву муз, когда она говорила пламенные речи о чести, благородстве, отваге и чистоте души истинного воина. Музу можно считать символом любви к своей Родине, своей земле. Поэтому в одно время греки заказывали миниатюрные изображения Каллиопы перед дальними странствиями. Говорят, сама Паллада подарила такую миниатюрку любимцу Одиссею, чтобы его сердце всегда было наполнено чистотой помыслов и стремлением вернуться к родным берегам.

Клио, муза истории

Богиня покровительница театраО ней писал древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор: “Величайшая из муз внушает любовь к минувшему”. История бесценна для любого народа, а для жителей Греции особенно. Клио, как считалось, записывала на своих свитках каждое, даже малозначительное событие, дабы никто из потомков не забыл свое прошлое.


В мифологии описывается конфликт между музой и прекрасной Афродитой. Муза истории обладала строгими нравами, но никогда не ведала любви. Афродита же, будучи женой бога Гефеста, питала нежные чувства к молодому Дионису. Неумолимая муза осудила богиню за любовь к смертному. Афродита велела маленькому сыну Эроту пустить две стрелы: одну, разжигающую любовь, в Клио, а вторую, убивающую чувства, в Пиерона. Страдания от безответной любви вразумили музу, больше Клио не смела никого судить за чувства.

Занимаясь изучением истории, мы составили список богов древней Греции, в котором постарались учесть все особенности каждого из богов.

Также в другой статье можно узнать о богах и богинях древней Греции.

Имена богинь древней Греции также в этой статье: https://dzadziki.com/istorija-grecii/drevnjaja-grecija-i-mify/bogini-drevnej-grecii.html

Согласно мифам, Клио была дружна с Каллиопой, что понятно: муза патриотизма неотделима от музы истории. Изображались они практически одинаково, часто греки заказывали бюсты этих муз только у одного мастера.

Мельпомена, муза трагедий

Богиня покровительница театраМельпомена не только муза трагедий, о чем символизирует скорбная маска в правой руке. Муза мать роковых сирен, которые едва не погубили аргонавтов. Хотя по иной версии матерью сирен была Терпсихора.


Интересно, что происхождение сирен описано крайне скудно, будто они появились из воздухи. Две дочери Мельпомены от рождения обладали дивными голосами, но их погубила гордыня: в отсутствие матери они бросили вызов музам и проиграли. За это были наказаны: по одной версии их превратил в сирен сам громовержец, по другой обращение в птиц было делом рук Посейдона.

Мельпомена поклялась вечно скорбеть об участи дочерей и тех, кто смеет идти против воли небес. Изображается всегда в мантии театралов, с неизменной маской в руках. А вот во второй руке может быть либо меч как символ кары за ослушание и дерзость, либо свиток из пергамента. Мантия на ней в точности отражает дух Греции той эпохи: люди – игрушки в руках богов и лишь принимают участие в театре богов.

Талия, муза комедии

Богиня покровительница театраТалия ближе всех была к музе трагедий Мельпомене, но никогда не понимала ее безоговорочной веры в неизбежность наказания. Согласно Цицерону, из-за этого музы часто ссорились.

В противовес своей сестре, Талия изображалась с комедийной маской в руках и в венке из простого плюща. Муза никогда не претендовала на особое внимание, но обладала веселым нравом, отличалась оптимизмом. По мифологии считалось, что комедийная маска в ее руках – символ смеха, однако по другой версии маска означала примерно тоже самое, что и маска в руках Мельпомены: жизнь людей лишь лицедейство для богов.


Талия была женой Аполлона, но, по версии мифа, ее похитил громовержец, чтобы сделать женой. Но муза знала Геру, супругу Зевса и понимала, что ее ждет. Ужас заставил ее просить убежища у владыки мертвого мира Аида. Мрачный бог спрятал музу глубоко под землей.

Эвтерпа, муза поэзии и лирики

Богиня покровительница театраЭвтерпа выделялась среди других муз особой утонченностью в восприятии поэзии. Ее стихи мог часами слушать весь сонм олимпийцев, под тихое сопровождение арфы Орфея. Ее атрибут – двойная флейта и венок из живых цветов. Могла изображаться в окружении лесных нимф, согласно записям, стала утешительницей души несчастного Орфея после того, как тот дважды потерял свою Эвридику.
Считалась самой прекрасной из муз, обладающей особой чувственностью и женственностью.

Эрато, муза любовной поэзии и свадебной

Богиня покровительница театраЭрато изображается всегда с каким-либо веселым и задорным музыкальным инструментом: лира, тамбурин. Ее прославляли поэты-песенники, призывая внушить вдохновение. Голову музы украшают прекрасные розы как символ вечности любви.


Эрато стала символом борьбы настоящей любви за свои права. Муза пела о том, что даже темное царство Аида не сможет разлучить любящие сердца, они навсегда связаны крепкой нитью. Муза стала создателем нового направления в музыке Греции – свадебной. Легенда гласит, что очаровательной Эрато стало скучно на одной из свадеб. Она протянула свою лиру слепому музыканту и что-то ему шепнула.

В огромном зале зазвучала волшебная музыка, все присутствующие влюбленные почувствовали неодолимое желание быть вместе до и после смерти. Дивная музыка разносилась все дальше и вот уже муза Терпсихора прислушивается к музыке, а ее точеные ножки отбивают новый ритм танца.

Терпсихора, муза танца

Богиня покровительница театраТерпсихора не просто муза танцев, в том числе свадебных. Танец должен выражать не просто эмоции, а особую связь с природой, показывать единение с культурой своей родины. Танец Терпсихоры – это абсолютное совершенство движений души и тела. Издавна греки, обучаясь танцам, учились слушать музыку и танцевать под ритм ударов сердца. Каждому танцору хотелось научиться совершенным движениям музы, но давалось это не всем.

Терпсихора, согласно преданию, всюду сопровождала бога Диониса. Сам бог отличался простотой изображения, поэтому его окружение также не выделялось помпезностью и вычурностью. Муза предстает в простой тунике с лирой в руках, на голове венок из плюща.

Полигимния, муза гимнов


Полигимния была покровительницей ораторов, именно в ее воле было сделать речь пламенной и животворящей, либо люди не услышать голос оратора вовсе. Считалось, что стоит произнести имя музы перед важным выступлением, Полигимния спустится к просящему и проведет всю ночь, наставляя и внушая дар голоса. Без покровительства музы ораторства невозможно достучаться до сердец, в этом ничуть не сомневался ни один из греков.

Также можно ознакомиться с перечнем богинь древней Греции, их происхождением и описаниями.

Например, полная информацию про богиню Геру можно почитать здесь.

Муза гимнов богам. Это следует понимать как музу молитв, которые люди ежедневно шлют высшим силам и горячность их тоже зависит от воли дочери Зевса.

Источник: dzadziki.com

Функции и атрибуты муз

Старшей из муз была Каллиопа – муза эпической поэзии. Ее сыном считается легендарный певец и музыкант Орфей. В знак главенства над другими музами Каллиопа носила золотую корону. Обычно ее изображали с дощечкой, покрытой воском, и стилосом (бронзовым стержнем для нанесения текста) в руках.


Клио – муза истории, чьими атрибутами были свиток пергамента или скрижаль.

Покровительницами театрального искусства являлись муза трагедии Мельпомена и муза комедии Талия. Обеих изображали с венком плюща на голове и с маской: у Мельпомены она была трагической, у Талии – комической. Кстати, Мельпомена была матерью опасных и обольстительных сирен, которые унаследовали ее божественно прекрасный голос.

Полигимния – муза торжественных гимнов. Древние греки считали ее создательницей столь любимой ими лиры. Как правило, Полигимния изображается со свитком в руках.

Терпсихора считалась музой танца. Ее изображали с неизменной улыбкой на устах, иногда – танцующей, но чаще сидящей и играющей на лире.

Урания – муза астрономии, держащая в руках небесный глобус и циркуль. По некоторым версиям, Урания считается матерью Гименея.

И, наконец, две поэтические музы: Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки – и Эрато – муза любовной поэзии. Обязательным атрибутом Эвтерпы была флейта или лира, а Эрато – кифара.

Упоминания о музах в литературе

Впервые в литературе о музах упоминали Гомер и Гесиод. При этом девять муз появились далеко не сразу. У Гомера сказано то об одной, то о нескольких музах, но ни одна из них не названа по имени. Позднее в различных источниках говорилось о трех музах, которых нередко путали с харитами, считавшимися богинями плодородия, а затем – красоты и радости. Постепенно количество муз выросло до девяти, получили известность и их имена.


Классическим текстом о музах стала «Теогония» Гесиода. В ней они описывались как прекрасные девы, чудесными голосами воспевавшие героические деяния Зевса. Сам же Гесиод благодарил муз за «дар песнопения», которым они его наделили.

Спутницами Аполлона музы становятся в поэме Гомера «Илиада». Помимо Аполлона, музы считались также спутницами Диониса. Недаром греки видели в искусстве два начала: гармоничное – аполлоновское – и стихийное – дионисийское.

Влияние муз на жизнь человека

По представлениям древних греков, музы сопутствовали человеку во все наиболее важные моменты его жизни: рождение и смерть, любовь и брак, занятие творчеством, выбор жизненного пути.

Начиная с архаического периода, изображения девяти муз можно было увидеть на саркофагах. Древние греки считали, что музы сопровождают души умерших на небесный остров счастья.

Представляя все известные грекам науки и искусства, музы символизировали творческие силы человека, которые должны были пробудиться на протяжении его жизни и подарить миру красоту и гармонию.

Источник: www.kakprosto.ru

История персонажа


Пантеон Древней Эллады объемен и, помимо богов, предлагает знакомство с другими возвышенными существами. Биографии небожителей послужили мотивами для сложения мифов и легенд, которыми знаменита древнегреческая история. Каждому направлению деятельности соответствовал покровитель, наделенный магическими способностями и силами. Среди них – Мельпомена, муза трагедии, а впоследствии театра. Она благословляла на творческую реализацию в искусстве.

История происхождения

Мельпомену считали богиней, но на самом деле она была одной из девяти муз, дочерей Зевса и Мнемосины. Как и сестры, девушка изображалась красавицей в лавровом венке. Ее сопровождали соответствующие атрибуты: длинная театральная мантия, трагическая маска и меч, иногда заменяемый палицей. С течением времени образ персонажа модифицировался, но внешность музы не менялась. Ее биография пополнялась новыми подробностями и событиями. Культ богини формировался на протяжении продолжительного периода времени. Поэтому ее статус музы изменился на божественный.

Зевс и Мнемосина
Зевс и Мнемосина

По легенде, музы проживали на горе Парнас вблизи Кастальского ключа и на горе Геликон рядом с источниками Иппокрены.


дей, стремившихся к творчеству и вдохновению, музы сопровождали, даруя благодать. Они предлагали испить из волшебных источников, наделявших талантом. Тех же, кто пытался состязаться с божественными существами, ждала неминуемая кара. Красавицы, дарующие способность к танцу, пению, музыке и другим направлениям в искусстве, не переносили тщеславия и жестоко наказывали за него. Искусство и творчество, по их заветам, должны очищать душу, сопровождаясь благими мыслями и целями.

Первые упоминания о музах появились в литературных произведениях Гесиода и Гомера. Поначалу их имена не озвучивались, и образ представлялся в едином обличии. Затем речь шла о трех богинях, чей функционал постоянно корректировался. Сегодня известно, что древние греки поклонялись девяти музам: Терпсихоре, Талии, Эвтерпе, Эрато, Клио, Каллиопе, Урании, Полигимнии и Мельпомене. По словам Гесиода, восхитительные юные красавицы воспевали Зевса и других богов, даруя людям таланты и способности. Любопытно, что Талию противопоставляли Мельпомене, изображая с комической маской в руках.

Мельпомена
Мельпомена

В «Иллиаде», принадлежавшей перу Гомера, музы были подчинены Аполлону, богу искусства и гармонии. Помимо творческих мотивов, они вдохновляли на занятия наукой и несли в мир моральные ценности. Геродот назвал в честь музы Мельпомены четвертую книгу сборника «История», увековечив ее имя в своем творчестве.

Муз также связывают с Дионисом, на мероприятиях которого они появлялись. Им свойственны вдохновение и мистика, упорство на пути к своей мечте и творческий азарт. Божественные существа широко почитались и воспевались в Древней Греции. Им посвящали храмы, называвшиеся Мусейонами. Обстановку и нужную атмосферу в них поддерживали служители, жрецы. По некоторым данным, такой храм располагался в школе, основанной Пифагором. Там находились скульптуры всех девяти муз.

Мифы и легенды

Греческая мифология открывает хитросплетения взаимоотношений между богами и простыми смертными. Она повествует о том, как складывались жизни возвышенных существ. Согласно легендам, Мельпомена была дочерью Зевса и Мнемосины. Восемь ее сестер, как и она, стали покровительницами науки и искусства.

Скульптура Мельпомены
Скульптура Мельпомены

Первоначально Мельпомену считали музой песен и драматических произведений, но со временем ее начали олицетворять со сценическими постановками и мероприятиями. В итоге музу ассоциируют с театром, обобщая сферу ответственности персонажа в одно направление.

На первый взгляд, облик Мельпомены вызывает мысли об агрессии, ведь в руки девушки вложен меч. Но она не являлась карательницей. При этом муза ограничивала пределы театральности, напоминая, что примерка масок должна происходить только на театральном поприще, но не в жизни.

Муза трагедии стала матерью знаменитых сирен, которые появились на свет в ее союзе с Ахелоем. По преданию, две ее дочери решили состязаться с музами в способности к пению и проиграли соревнование. За это девушки были казнены. Мельпомена вечно оплакивала своих детей, как оплакивала и людей, пошедших против воли богов.

Как и другие музы, Мельпомена была постоянной спутницей Аполлона. Ей принадлежит идея создания варвитоса – музыкального инструмента, напоминающего лиру.

Экранизации

Сегодня имя Мельпомены упоминается в качестве эпитета и в переносном смысле. Выражение «жрец Мельпомены» можно услышать в высокопарных откликах об актерах театра. Те, кто ценят многовековую историю этой области искусства, нередко вспоминают имя музы. Ее биография мало освещается в мифологии, поэтому полноценных спектаклей или фильмов богине не посвящают. Но само имя нередко фигурирует в монологах театральных постановок и в описательных моралите.

Кадр из телеспектакля телеспектакля «О, Мельпомена!»
Кадр из телеспектакля телеспектакля «О, Мельпомена!»

В 1987 году на советские экраны вышел телеспектакль под названием «О, Мельпомена!» режиссера Дины Луковой. Этот проект объединил в себе три чеховских сюжета, повествующих об актерах, а название стало тонкой иронией автора над представителями драматического направления в искусстве.

Источник: 24smi.org

 

Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых,-
Деву – Гестию, Деметру и златообутую Геру,
Славного мощью Аида, который живет под землею,
И промыслителя – Зевса, отца и бессмертных, и        смертных,
Громы которого в трепет приводят широкую землю.
Гесиод «Теогония»

 

Греческая литература возникла на основе мифологии. Миф – это представление древнего человека об окружающем его мире. Мифы создавались на очень ранней стадии развития общества в различных областях Греции. Позже все эти мифы слились в единую систему.

При помощи мифов древние греки пытались объяснить все природные явления, представив их в образе живых существ. Сначала, испытывая сильный страх перед природными стихиями, люди изображали богов в ужасном зверином облике (Химера, Медуза Горгона, Сфинкс, Лернейская гидра).

Однако позднее боги становятся антропоморфными, то есть имеют человеческий облик и им присущи самые различные человеческие качества (ревность, щедрость, за­висть, великодушие). Главным же отличием богов от людей являлось их бессмертие, но при всем своем величии боги общались с простыми смерт­ными и даже вступали с ними нередко  в лю­бовные от­ноше­ния, чтобы поро­дить на земле це­лое племя героев.

 Богиня покровительница театра

 Существует 2 вида древнегреческой мифологии:

  1. космогоническая (космогония – происхождение мира) – заканчивается рождением Крона
  2. теогоническая (теогония – происхождение богов и божеств)

 Богиня покровительница театра

Мифология Древней Греции прошла в своем развитии 3 основных этапа:

  1. доолимпийский – это в основном мифология космогоническая. Этот этап начинается с представления древних греков о том, что все произошло из Хаоса, а заканчивается убийством Крона и разделом мира между богами.
  2. олимпийский (ранняя классика) – Зевс становится верховным божеством и со свитой из 12 богов поселяется на Олимпе.
  3. поздний героизм – от богов и смертных рождаются герои, которые помогают богам в установлении порядка и в уничтожении чудовищ.

На основе мифологии создавались поэмы, писались трагедии, а лирики посвящали богам свои оды и гимны.

 Богиня покровительница театра

      В Древней Греции было две основные группы богов:

  1. титаны‐ боги второго поколения (шесть братьев ‐ Океан, Кей, Крий, Гипперион, Иапет, Кронос и шесть сестер ‐ Фетида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея)
  2.  олимпийские боги ‐ олимпийцы ‐ боги третьего поколения. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи ‐ Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс, а также их потомки ‐ Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида. Верховным богом был Зевс, лишивший власти отца Кроноса (бога времени).

В греческий пантеон Олимпийских богов традиционно входило 12 богов, но состав пантеона был не очень устойчивым и иногда насчитывал 14-15 богов. Обычно это были: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Посейдон, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Аид. Олимпийские боги жили на священной горе Олимп (Olympos) в Олимпии, у берегов Эгейского моря.

 

 Богиня покровительница театра

В переводе с древнегреческого языка слово пантеон означает «все боги». Греки

делили божеств на три группы:

  • Пантеон (великие олимпийские боги)
  • Низшие божества
  • Чудовища

 Особое место в греческой мифологии занимали герои. Самые известные из них:

 v Ахилл

 v Геракл

 v Одиссей

 v Персей

 v Тесей

 v Ясон

 v Гектор

Верховные боги Олимпа

 

Греческие боги

Функции

Римские боги

Зевс

бог грома и молнии, неба и погоды, закона и судьбы, атрибуты – молния (трехзубчатые вилы с зазубринами), скипетр, орел или колесница, запряженная орлами

Юпитер

Гера

богиня брака и семьи, богиня неба и звездных небес, атрибуты – диадема (корона), лотос, лев, кукушка или ястреб, павлин (два павлина везли её повозку)

Юнона

Афродита

«пенорожденная», богиня любви и красоты, ей не были подвластны Афина, Артемида и Гестия, атрибуты – роза, яблоко, раковина, зеркало, лилия, фиалка, пояс и золотая чаша, дарующая вечную молодость, свита – воробьи, голуби, дельфин, спутники – Эрот, хариты, нимфы, оры.

Венера

Аид

бог подземного царства мертвых, «щедрый» и «гостеприимный», атрибут – волшебная шапка-невидимка и трехголовый пес Цербер

Плутон

Арес

бог коварной войны, военных разрушений и убийств, его сопровождали богиня раздора Эрида и богиня неистовой войны Энио, атрибуты – собаки, факел и копье, в колеснице было 4 коня – Шум, Ужас, Блеск и Пламя

Марс

Гефест

бог огня и кузнечного дела, некрасивый и хромой на обе ноги, атрибут – кузнечный молот

Вулкан

Афина

богиня мудрости, ремесел и искусства, богиня справедливой войны и военной стратегии, покровительница героев, «совоокая», использовала мужские атрибуты (шлем, щит – эгида из шкуры козы амалфеи, украшенный головой Медузы Горгоны, копье, олива, сова и змея), являлась в сопровождении Ники

Минерва

Гермес

бог изобретательства, воровства, плутовства, торговли и красноречия, покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников, изобрел меры, числа, обучал людей, атрибуты – крылатый жезл и крылатые сандалии

Меркурий

Посейдон

бог морей и всех водоемов, наводнения, засухи и землетрясения, покровитель мореплавателей, атрибут – трезубец, который вызывает бури, разбивает скалы, выбивает источники, священные животные – бык, дельфин, конь, священное дерево – сосна

Нептун

Артемида

богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, позднее – богиня Луны, покровительница лесов и диких животных, вечно юная, её сопровождают нимфы, атрибуты – охотничий лук и стрелы, священные животные – лань и медведица

Диана

Аполлон (Феб), Кифаред

«златокудрый», «сребролукий», бог света, гармонии и красоты, покровитель искусств и наук, предводитель муз, предсказатель будущего, атрибуты – серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара или лира,  символы – олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк

 

Гестия

богиня домашнего очага и жертвенного огня, богиня девственница. сопровождалась 6 жрицами – весталками, служившими богине 30 лет

Веста

Деметра

«Мать-Земля», богиня плодородия и земледелия, пахоты и урожая, атрибуты – сноп пшеницы и факел

Церера

Дионис

бог плодоносящих сил, растительности, виноградарства, виноделия, вдохновения и веселья

Бахус, Вакх

Второстепенные греческие боги

 

Греческие боги

 

Функции

Римские боги

Асклепий

«вскрывающий», бог врачевания и медицины, атрибут – посох, увитый змеями

Эскулап

Эрот, Амур

бог любви, «крылатый мальчик», считался порождением темной ночи и светлого дня, Неба и Земли, атрибуты – цветок и лира, позднее – стрелы любви и пылающий факел

Купидон

Селена

«сверкающий глаз ночи», богиня Луны, царица звездного неба, имеет крылья и золотой венец

Луна

Персефона

богиня царства мертвых и плодородия

Прозерпина

Ника

богиня победы, изображается крылатой или в позе быстрого движения, атрибуты – повязка, венок, позднее – пальма, далее – оружие и трофей

Виктория

Геба

богиня вечной юности, изображалась целомудренной девушкой, наливающей нектар

Ювента

Эос

«розоперстая», «прекраснокудрая», «златотронная»богиня утренней зари

Аврора

Тихе

богиня счастья, случая и удачи

Фортуна

Гелиос

бог солнца, владелец семи стад коров и семи стад овец

Соль

Крон (Хронос)

бог времени, атрибут – серп

Сатурн

Энио

богиня неистовой войны

Беллона

Гипнос (Морфей)

бог сна

Сомнус

Хлорида

богиня цветов и садов

Флора

Зефир

бог западного ветра, вестник богов

Фавоний

Дике (Фемида)

богиня справедливости, правосудия, атрибуты – весы в правой руке, повязка на глазах, рог изобилия в левой руке; римляне вместо рога вложили в руку богини меч

Астрея

Гименей

бог брака, супружеских уз

Талассий

Немезида

крылатая богиня мести и воздаяния, карающая за нарушение общественных и моральных норм, атрибуты – весы и уздечка, меч или плеть, колесница, запряженная грифонами

Адрастея

Ирида

«златокрылая», богиня радуги

 

Гея

богиня земли

Теллус

Кроме Олимпа в Греции существовала священная гора Парнас, где обитали  музы – 9 сестёр, греческие божества, олицетворявшие поэтическое и музыкальное вдохновение, покровительницы искусств и наук.

 

 Богиня покровительница театра

Греческие музы

 

Имя

Чему покровительствует

Атрибуты

Каллиопа («красиворечивая»)

муза эпической или героической поэзии

восковая табличка и стилос

(бронзовый стержень для письма)

Клио

(«славящая»)

муза истории

свиток папируса или футляр для свитков

Эрато

(«приятная»)

муза любви или эротической поэзии, лирики и брачных песен

кифа́ра (струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лиры)

Эвтерпа

(«прекрасноуслаждающая»)

муза музыки и лирической поэзии

авлос (духовой музыкальный инструмент, похожий на свирель с двойным язычком, предшественник гобоя) и сири́нга (музыкальный инструмент, род продольной флейты)

Урания

(«небесная»)

муза астрономии

зрительная трубка и лист с небесными знаками

Мельпомена

(«поющая»)

муза трагедии

венок из листьев винограда или

плюща, театральная мантия, трагическая маска, меч или палица.

Терпсихора

(«усладительнотанцующая»)

муза танца

венок на голове, лира и плектр

(медиатор)

Полигимния

(«многопоющая»)

муза священной песни, красноречия, лирического, напева и риторики

свиток

Талия

(«цветущая»)

муза комедии и буколической поэзии

комическая маска в руках и венок

плюща на голове

 

Низшие божества в греческой мифологии – это сатиры, нимфы и оры.

Сатиры – (греч. satyroi) – это лесные божества (то же, что на Руси лешие), демоны плодородия,  свита Диониса. Их изображали козлоногими, волосатыми, с лошадиными хвостами и маленькими рожками. Сатиры равнодушны к людям, озорные и веселые, они интересовались охотой, вином, преследовали лесных нимф. Другое их увлечение – это музыка, но играли они только на духовых инструментах, издающих резкие, пронзительные звуки,  – флейте и свирели. В мифологии олицетворяли грубое, низменное начало в природе и человеке, поэтому их представляли с уродливыми лицами – с тупыми, широкими носами, раздутыми ноздрями, взъерошенными волосами.

 Богиня покровительница театра

Нимфы – (название означает «источник», у римлян  – «невеста») олицетворение живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов,  духи земной поверхности, проявления природных сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Изображались в виде красивых молодых девушек с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под флейту Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами. В представлении древних греков мир нимф был очень обширен.

Летучих нимф был полон пруд лазурный,
Дриадами одушевлен был сад,
И светлый водный ключ бил искрами из урны
Смеющихся наяд.

                                                                                                       Ф. Шиллер                                                     

Нимфы гор – ореады,

нимфы лесов и деревьев – дриады,

нимфы источников – наяды,

нимфы океанов – океаниды,

нимфы моря – нериды,

нимфы долин – напеи,

нимфы лугов ‐ лимнады.

 Богиня покровительница театра

 

 Оры – богини времен года, ведали порядком в природе. Стражи Олимпа, то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. Их  называют привратницами неба. Запрягают коней Гелиоса.

 Богиня покровительница театра

 Во многих мифологиях существуют многочисленные чудовища. В древнегреческой мифологии их тоже было немало: Химера,  Сфинкс, Лернейская гидра, Ехидна и многие другие.

 В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:

 Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,

 Тут Бриарей сторукий живёт, и дракон из Лернейской

 Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает,

 Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…

                                          Вергилий,  «Энеида»

 Гарпии – это злобные похитительницы детей и человеческих душ, внезапно налетающие и так же внезапно исчезающие, как ветер, наводят ужас на людей. Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида с крыльями и лапами грифа, с длинными острыми когтями, но с головой и грудью женщины.

 Богиня покровительница театра

Горгона Медуза – чудовище с женским лицом и змеями вместо волос, чей взгляд обращал человека в камень. По легенде была красивой девушкой с прекрасными волосами. Посейдон, увидев Медузу и влюбившись, соблазнил её в храме Афины, за что богиня мудрости в гневе превратила волосы горгоны Медузы в змей. Горгону Медузу одолел Персей, и её голова  была помещена на эгиду Афины.

 Богиня покровительница театра

 Минотавр – чудовище с телом человека и головой быка. Был рожден от неестественной любви Пасифаи (жены царя Миноса) и быка.   Минос прятал чудовище в Кносском лабиринте.  Каждые восемь лет в лабиринт спускались 7 юношей и 7 девушек, предназначенных Минотавру в качестве жертв. Тесей победил Минотавра, а с помощью Ариадны, давшей ему клубок ниток, выбрался из лабиринта.

 Богиня покровительница театра

Цербер (Кербер) – это трехглавый пес со змеиным хвостом и головами змей на спине, охранял выход из царства Аида, не позволяя умершим возвращаться в царство живых. Был побежден Гераклом во время одного из подвигов.

 Богиня покровительница театра

 

Сцилла и Харибда – это морские чудовища, находящиеся друг от друга на расстоянии полета стрелы. Харибда – это морской водоворот, который трижды в день поглощает и столько же раз извергает воду. Сцилла («лающая») – чудовище в виде женщины, чья нижняя часть тела была превращена в 6 собачьих голов. Когда корабль проходил мимо скалы, где обитала Сцилла, чудовище, разинув все пасти,  похищала с корабля сразу 6 человек. Узкий пролив между Сциллой и Харибдой представлял собой смертельную опасность для всех, кто по нему проплывал.

Богиня покровительница театра

Также в Древней Греции существовали и другие мифические персонажи.

Пегас – крылатый конь, любимец муз. Летал со скоростью ветра. Оседлать Пегаса означало получить поэтическое вдохновение. Родился у истоков Океана, поэтому был назван Пегасом (с греч. «бурное течение»). По одной из версий он выпрыгнул из туловища горгоны Медузы, после того как Персей отрубил ей голову.  Пегас доставлял Зевсу на Олимп громы и молнии от изготавливающего их Гефеста.

 Богиня покровительница театра

Из пены морской, из лазурной волны,

Быстрее стрелы и прекрасней струны,

Летит удивительный сказочный  конь

И с лёгкостью ловит небесный огонь!

Он любит плескаться в цветных облаках,

И часто гуляет в волшебных стихах.

Чтоб луч вдохновенья в душе не погас,

Седлаю тебя, белоснежный Пегас!

 

Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие. Обычно изображался в виде коня с одним рогом, выходящим изо лба. Греки считали, что единорог принадлежит Артемиде – богине охоты. Впоследствии в средневековых легендах существовала версия, что только девственница может укротить его. Поймав единорога, его можно удержать только золотой уздечкой.

 Богиня покровительница театра

 

Кентавры – дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах кентавры являются воспитателями героев. Например, Ахилла  и Ясона воспитывал кентавр Хирон.

 

Источник: mosliter.ru

Богиня покровительница театра

Клио прошлых времен дела вещает потомству, 
Мельпомена трагический вопль исторгает печали, 
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой, 
Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея, 
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом, 
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, 
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье, 
Жестами все выражая, Полимния славит героев.

Авсоний

С Древне-греческого слово «муза» переводятся как «мыслящие». Классическими музами считаются 9 дочерей бога Зевса и титаниды, богини памяти Мнемосины – покровительницы наук, искусства и поэзии. Родились музы у подножия Олимпа. Их сердца чисты и девственны. Музы – это источник всего чистого и возвышенного в состоянии человека, поэтому внимание к ним было так велико на протяжении всей истории человечества.

Музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира. Их предводителем был Аполлон, как покровитель искусств, бог гармонии и божественного порядка.

Богиня покровительница театра

На многих античных памятниках искусства Аполлон изображается в сопровождении 9 муз. У художников Возрождения этот сюжет был один из любимых. Изображение хоровода из 9 муз встречается и на саркофагах, поскольку считалось, что музы сопровождали души умерших на небесный остров Счастливых.

Богиня покровительница театра

Музы отмечали своим священным присутствием все важные события в жизни – рождение, любовь, брак, выбор пути и предназначения, творчество и рождение всего нового.

Муз называли также спутницами Диониса. Они всегда участвовали в его празднествах. Они воплощали в себе силу энтузиазма, вдохновения, мечты и внутреннего огня, которые ведут человека по пути просветления.

 Современный мир может видеть сюжет с музами на картинах Рафаэля и Мантеньи, на сохранившихся римских саркофагах, в Лувре и в Ватикане.

Богиня покровительница театра

По одной из версий древнегреческий мифологический Македонский царь Пиер, прибывший на гору Парнас из своих владений, определил число муз, установил культ их почитания, дал им имена и первым сочинил о них поэтические стихи. Мифы о Пиере объясняют второе название муз – пиериды, живущие около Кастальского источника. По легенде того, кто выпьет воды из этого источника, музы наделяли вдохновением.

Богиня покровительница театра

Музы считались достаточно жестокими и мстительными, и они сурово наказывали каждого, кто осмеливался с ними соперничать и состязаться, не терпели обман и  оскорбления, не прощали тщеславия. Главными соперницами муз являлись 9 дочерей-нимф царя Македонского Пиера. Музы превратили нимф в болтливых птиц сорок за то, что посмели претендовать на право владеть источниками вдохновения на Геликоне. Другими соперницами стали женщины-птицы Сирены (музы смерти) с удивительными голосами, пленяющими всех мужчин. За невиданную смелость Сирен состязаться с талантом муз, они были ощипаны и  опозорены.

Однако в большей степени они помогали, утешали и наставляли людей, относились ласково и доброжелательно к своим любимцам (поэтам, музыкантам, драматургам и актёрам), которые осознавали, что только благодаря музам они талантливы. Музы вдохновляли поэтов и влагали песни в их души, являясь своеобразной опорой для поэта, помогали им в словах выразить божественные образы. Музы предназначены для очищения души и являются своеобразной связующей нитью между человеческим и божественным.  До сих пор мы часто восклицаем «Муза меня покинула», когда наше вдохновение пропадает.

У муз красивые голоса – они веселили богов своими песнями и танцами. Музы воспевали законы и славили добрые нравы богов.

Считалось, что они также обладали даром предсказания, что им было ведомо прошлое, настоящее и будущее.

Одним из первых упоминаний муз в литературе является их участие в сюжете «Илиады» и «Одиссеи».

Муз изображали молодыми прекрасными девушками с одухотворёнными лицами и определёнными атрибутами, соответствующими искусству, которое каждая из них представляла. У каждой музы был свой храм, который назывался Мусейон (от этого слова образовалось понятие «музей» – как здание, в котором хранятся предметы исторической важности разных направлений искусства). Музам всегда воздавались большие почести, их культ был распространён повсеместно. Греки любили и преклонялись музам даже больше, чем богам и богиням, которые были более жестоки и несправедливы.

Богиня покровительница театра

Например, в Афинах к юго-западу от Акрополя находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам. А на острове Лесбос, посвящённому Аполлону и Дионису известная древнегреческая поэтесса Сафо открыла школу, где девушки получали особое образование – учились играть на лире, писать стихи, танцевать и петь песни.

Изначально их почитание связывали только с поэзией, а в дальнейшем их влияние распространили на все области искусства, в том числе на астрологию и на историю.

В дальнейшем муз стали представлять в виде определённого символического образа.

На протяжении всей истории Древней Греции, Древнего Рима, в эпоху Средневековья и особенно Возрождения, в последующие века люди постоянно снова и снова обращались к силе и великим принципам девяти муз.

Каллиопа – муза эпической поэзии и знания, с восковыми табличками, со свитком  в руках и заострённой палочкой для письма;

Эрато – муза лирической поэзии с кифарой в руках;

Эвтерпа – сопровождала лирическую песню с флейтой в руках;

Клио – муза истории со свитком из папируса;

Мельпомена – муза трагедии с трагической маской и венком из плюща (иногда венком из виноградных листьев);

Полигимния – муза торжественных гимнов и пантомимы;

Терпсихора – муза танца с лирой и плектром в руках, обычно в позе танцовщицы;

Талия – муза комедии с комедийной маской и венком из плюща;

Урания – муза астрономии с глобусом и циркулем.

Музы Йоханна Йоахима Кендлера восседают, а точнее словно воспаряют над пьедесталами в форме причудливых раковин. Скульптор сотворил из фарфора только 6 из 9 возможных муз – это муза танца (Терпсихора), музы театра трагедии и комедии (Мельпомена и Талия), муза лирической песни (Эрато), муза поэтического искусства (Каллиопа) и муза гимнов (Полигимния). А также к этой серии фигур принадлежит изображение предводителя муз Аполлона.

Кендлер изобразил муз в своих скульптурах по-своему, иногда с большими несоответствиями их классическому древнегреческому образу. Однако можно в полной мере заявить, что он мастерски сумел отразить стиль эпохи своего времени – рококо.

Изначально все эти 7 фигур украшали в качестве фрагментов фарфоровую рамку к зеркалу, которое скульптор Йоханн Йоахим Кендлер выполнил в начале 1750-ого года на заказ курфюрста Фридриха Августа II в качестве свадебного подарка своей дочери Марии Юзефа, которая в январе 1749 года вышла замуж за дофина Франции. Это зеркало сейчас висит в пансионате Назарьево в Одинцовском районе Подмосковья. Второй раз такое зеркало было изготовлено по тем же формам в 1900 году для Парижской выставки. 

Богиня покровительница театра

В дальнейшим фигуры, изображающие муз, стали уже представлять отдельные самостоятельные произведения искусства. Скульптор Эммерих Андресен в 1901 году решил изготавливать муз на отдельных постаментах.

Богиня покровительница театра

Богиня покровительница театра

Богиня покровительница театра

Скульптуры Муз являются важнейшими во всём богатстве произведений, созданных великим скульптором мануфактуры Meissen Кендлером. Ведь сам он ни раз повторял, что всё его творчество постоянно было вдохновлено невидимым присутствием силы муз и имело место быть только благодаря им.

Искусство одного из самых выдающихся художников на мануфактуре Meissen в данных скульптурах достигло своего апогея. Выражение одухотворённых лиц муз, детальность их аттрибутики, роспись – всё говорит о непревзойдённом таланте скульптора.

 

ПОЛИГИМНИЯ

Полигимния (в переводе с древне-греческого слова ¨Πολυυμνια¨) – одна из 9 муз в греческой мифологии. Она является покровительницей поэтов-писателей торжественных гимнов. Эта муза славилась своей помощью «запоминать схваченное». Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят и восхваляют олимпийских богов и героев.

Богиня покровительница театра

Этой музе приписывают создание музыкального инструмента лиры. Именно с ней изобразил Полигимнию скульптор Йоханн Йоахим Кендлер. Часто эта муза изображается закутанной в покрывало, со свитком в руках, как правило в задумчивой позе, с мечтательным лицом.

Помимо своего основного предназначения Полигимния считается музой пантомимы.

Интересным фактом является то, что в честь музы Полигимнии был назван астероид , открытый в 1854 году.

КАЛЛИОПА

Каллиопа (в переводе с греческого «прекрасноголосая») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии. Среди своих сестёр она была старшей. Каллиопа считается покровительницей эпической поэзии, науки и философии.

Богиня покровительница театра

Она обычно изображается в виде прекрасной девушки с вощёной табличкой или свитком заострённой палочкой для письма, которая в Древней Греции называлась стилос. По одному из мифов Лин и Орфей – знаменитые певцы – были детьми союза Каллиопы и Аполлона.

Песни-гимны Орфея стали гимнами не религиозного, а скорее философского содержания. Считается, что именно Аполлон подарил своему сыну лиру и научил его играть на ней. Мастерство Орфея приобрело магический характер: его музыка завораживала, подчиняла себе людей, зверей, богов и животных, бушующие волны могла успокоить, а деревья заставляла танцевать.

В честь Каллиопы был назван оригинальный и редкий инструмент 1855 года выпуска – паровой орган, который построен на воспроизведении гудков локомотивов и пароходов. Звук такого инструмента очень пронзительный и громкий, а регулировать в нём возможно только высоту и длительность. Многие каллиопы работали по принципу механического пианино или органа без участия исполнителя с автоматическим звукоизвлечением.

Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть свой эгоизм, страх перед судьбой и вдохновляла воинов на подвиги.

Греки выделяли Каллиопу среди других муз – она для них стала первой. На её голове красуется золотая корона в знак старшенства перед другими музами.

К Каллиопе обращается Вергилий в своей поэзии. Дионисий в своих элегиях считал поэзию прекрасным «криком Каллиопы».

ТЕРПСИХОРА

Терпсихора (от древнегреческого «Τερψιχορη») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала танцам и хоровому пению. Эта муза изображалась в виде танцующей молодой женщины с улыбкой на лице. Её голову венчал венок, в одной руке она, как правило, держала лиру, а в другой – плектр.

Богиня покровительница театра

Считалось, что она открывала людям связь между душой и телом, между внутренним и внешним миром, учила душу правильно сочетаться с телом. В Древней Греции танцы были обязательным предметом в гимназиях. Античный танец отличался строгим соблюдением ритма, красивыми и гармоничными движениями. Он строился на сочетании шагов и движений рук. Танец должен был отражать мысли, настроение и чувства. Танец воспринимался своеобразным отражением постоянных движений природы, где всё течёт и меняется согласно неписаным законам.

По одному из мифов её называют матерью сирен, которых она родила от бога реки Ахелоя. 

У Кендлера Терпсихора изображена вместе с ребёнком одетым в костюм с рисунком из цветных ромбов, характерных для Арлекино.

ЭРАТО

Эрато (от древнегреческого «Ερατω») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала лирическим любовным песням. Её атрибутом считается кифара.  Очень часто с ней рядом изображали маленького Эрота (амура). Данная муза стала за всю историю очень популярным образом и символом в искусстве. К ней очень часто обращаются в поэмах многие поэты. Она обладала способностью вдохнуть в душу любовь всему живому, преобразить всё в красоту любовного чувства.

Богиня покровительница театра

Интересным фактом является то, что в честь Эрато назван астероид, открытый в 1860 году. 

У скульптора Кендлера фигура музы Эрато изображена держащей колёсную лиру в руке.

ТАЛИЯ

Талия (от древнегреческого «Θαλεια») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала комедии и лёгкой поэзии. Она даёт возможность посмотреть на себя со стороны, посмеяться над своими ошибками, поскольку комедия – это своеобразная школа жизни, которая учит не унывать, извлекать уроки из содеянного, которые постепенно приведут нас к скрытой глубинной душевной сути. Талия помогает оценить силу улыбки.

Как правило, Талия должна изображаться держащей маску комедии в руке и с венком плюща на голове. Кроме этого она узнавалась по специальной обуви, которую античные актёры использовали в своих постановках.

Богиня покровительница театра

По мифам Зевс, превратившийся в коршуна, взял Талию себе в жёны. Она пряталась в недрах земли от гнева Геры и родила там демонических существ.

По другому мифу от Аполлона и Талии были рождены корибанты – боговдохновенные и пораженные вакхическим безумием существа.

У Кендлера образ музы Талии был представлен читающей с листа бумаги.

В 1852 году был открыт астероид, который был назван в честь музы Талии.

МЕЛЬПОМЕНА

Мельпомена (от древнегреческого «Μελπομενη») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала театру трагедии. Она вдохновляла художников на всём протяжении истории.

Богиня покровительница театра

Мельпомена изображалась с бесстрастным строгим лицом. На голове её была повязка из листьев винограда или плюща. Одета она была в театральную мантию, в одной руке держала меч или палицу, как символ неизбежного наказания того, кто нарушает волю Богов, а в другой – трагическую маску.

В 1852 году был открыт астероид названный в честь музы Мельпомена.

Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах
Используемые источники: материалы, предоставленные производителями, интернет-сайты meissen.com, lladro.com, robbeberking.com,
антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с технологией производства фарфоровых изделий и столового серебра
и с их производителями, на русском, немецком и английском языках

Источник: art-salon.eu


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.