Богиня гера картинки


foto

Гера, греч., лат. Юнона — дочь Крона и Реи, сестра и супруга Зевса.

После рождения ее ждала судьба всех детей Крона (кроме Зевса): отец просто-напросто проглотил ее (см. статью «Кронос»). Однако, будучи бессмертным божественным существом, она продолжала жить в его утробе до тех пор, пока Зевс не вызволил своих старших братьев и сестер (см. статью «3евс»). Когда Зевс начал борьбу с Кроном, богиня Тефида унесла Геру на край света к Океану. После победы над Кроном Зевс разыскал Геру, а так как она ему очень понравилась, он унес ее на Олимп и заключил с ней брак. То, что она приходилась ему сестрой, Зевса не смущало: браки между кровными родственниками у богов были обычным явлением (как и у правящих династий на этом свете). Так Гера стала верховной богиней и царицей небес.

2639


В сонме богов на долю Геры выпала роль охранительницы брака. Она заботилась о святости и нерушимости супружеских уз, даровала супругам потомство, помогала роженицам. Как супруга Зевса, она была его соправительницей — правда, лишь в той степени, в какой это было возможно при неравноправном положении женщины в античных мифах (отражавших реальное положение женщины в античном мире). Зевс часто с ней советовался и вверял ей свои планы, о которых не знали другие боги. Как правило, он охотно удовлетворял ее просьбы — уже хотя бы потому, что в случае отказа Гера начинала скандалить, а скандалы его, мягко говоря, утомляли. Но если было необходимо, Зевс умел поставить ее на место. Например, когда Гера упорно преследовала его сына Геракла, рожденного смертной Алкменой, у Зевса однажды лопнуло терпение, и он связал Геру цепями (правда, золотыми) и подвесил между небом и землей. Но вообще-то он ее уважал, оказывал ей всевозможные знаки внимания и требовал, чтобы остальные боги почитали ее.

К своей роли охранительницы брака Гера относилась чрезвычайно серьезно и жила так, чтобы ее супружеская верность служила примером для всех богинь и смертных женщин. Поэтому ее очень огорчало, что именно ее муж систематически нарушал святость супружеских уз. К сожалению, Зевс был жутким юбочником и не упускал случая приволокнуть за любой мало-мальски симпатичной богиней. У него было также много возлюбленных среди земных женщин и соответственно много детей от них.


нав об очередном его приключении, Гера устраивала ему такие сцены, что содрогался Олимп, а на земле возникали бури. Но в конечном итоге супруги как-то приходили к согласию, и на Олимпе воцарялся божественный покой. Гера родила Зевсу трех потомков: Ареса, Гефеста и Гебу. По мнению Гесиода, их дочерью была также Илифия, но некоторые другие авторы считают, что она появилась на свет без содействия Зевса (то же говорилось и о рождении Гебы — по аналогии с Афиной), третьи утверждают, что Илифия — одно из имен Геры как покровительницы рожениц.

f3437da28a0c

При выполнении своих божественных обязанностей и на олимпийских пирах Гера восседала на золотом троне рядом с Зевсом. Ее оружием были бури, туманы, громы и молнии. Гера умела также изменять облик людей. Ей были посвящены плоды граната (символ плодовитости), кукушка (в которую, по рассказам, превратился Зевс, чтобы попасть к ней впервые), павлин («глазки» на его хвосте были символом звездного неба) и журавль. Гомер называет ее «златотронной», «величавой», «белолокотной»; один из ее эпитетов — «волоокая» — ни в коем случае не следует считать насмешкой, так как у волов и коров действительно большие и красивые глаза. В жизни мифических героев Гера вмешивалась часто и действенно. Особенно энергично она преследовала потомков Зевса от смертных женщин, а во время троянской войны — защитников Трои.


Геру почитали во всем греческом мире, но больше всего — в Аргосе, Микенах, Спарте, Коринфе и на острове Самос, где она, по преданиям, родилась. В Олимпии сохранились развалины храма Геры конца 7 в. до н. э. — древнейшего из известных храмов в Греции. По традиции ей приписывается сравнительно хорошо сохранившийся храм в Селинунте (сер. 5 в. до н. э.). В Риме Геру почитали под именем Юноны и посвящали ей отдельные храмы или общие с Юпитером.

Сохранилось множество античных изображений Геры: на вазах (около ста), рельефах (один из старейших: «Зевс и Гера» — из храма «Е» в Селинунте, сер. 5 в. до н. э.). Самая знаменитая статуя Геры находилась в храме Герайон в Аргосе, ее изготовил Поликлет из золота и слоновой кости — естественно, она исчезла без следа. Зато там была найдена хотя бы голова мраморной статуи Геры, выполненной ок. 420 г. до н. э. одним из учеников Поликлета. Широко известны сохранившиеся римские копии греческих оригиналов: так называемые «Гера Барберини» и «Гера Фарнезе», а также «Гера Лудовизи», о которой Гёте с известной долей преувеличения высказался, что она «поистине стоит всего гомеровского эпоса», хотя в действительности это всего лишь римская копия греческого оригинала 4 в. до н. э., очевидно, изображающая императрицу Антонию в виде Юноны.

Европейские художники лишь изредка посвящали Гере отдельные произведения; видимо, она несколько отпугивала их своей величавостью. Зато она неизменно присутствует в изображениях сонма олимпийских богов и суда Париса. Что касается музыки, то Майр сочинил в 1820 г. кантату «Юнона и Паллада»; заглавной героиней Гера стала в опере Фукса (1725).

Urteil_des_Paris

Источник: drevniebogi.ru


Типы и атрибуты богини Геры (Юноны)

Богиня Гера (по-древнегречески, или Юнона по-латыни), сестра и супруга Зевса-Юпитера, есть тот женский тип в античной мифологии, который соответствует по своим качествам и свойствам властелину неба — богу Зевсу (Юпитеру).

Богиня Гера-Юнона, прежде всего, — покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений, в то время как бог Зевс-Юпитер является охранителем общественных учреждений. Древние греки первые ввели единобрачие (моногамию), тогда как до них всюду царило многобрачие (полигамия). Поэтому богиня Гера, как покровительница моногамии, является у греков как бы олицетворением протеста против полигамии.

В поэтических произведениях античности богиню Геру представляют обладательницей гордого, упрямого и сварливого характера; искусство же придает Гере всегда строгую и величественную красоту. Уже на самых древних изображениях является богиня Гера с покрывалом; сначала это покрывало окутывало всю ее фигуру. Древнегреческий скульптор Фидий в своем парфенонском фризе изобразил богиню Геру уже с откинутым назад покрывалом. Главные атрибуты богини Геры — это:

  • покрывало,
  • диадема,
  • павлин,
  • кукушка.

Гера-Юнона всегда покрыта одеждой с ног до головы, только часть шеи и руки обнажены. Богиня Гера высокого роста, со спокойными и размеренными движениями; красота Геры строгая и величавая. У богини Геры роскошные волосы и большие широко открытые глаза, почему в мифах Древней Греции, в частности в поэмах Гомера, Геру называли волоокая (по-древнегречески — βοῶπις), то есть имеющая коровьи глаза. «Волоокая госпожа Гера», — так говорит Гомер о супруге Зевса в «Илиаде»: таков устойчивый эпитет богини в гомеровском эпосе.

Самым замечательным и типичным античным изображением богини Геры считается колоссальная статуя древнегреческого скульптора Поликлета, изваянная им для храма в честь богини Геры в Аргосе. Вот как описывает статую Геры работы Поликлета римский поэт Марциал: «Поликлет, эта Юнона — чудо твоего искусства, главное основание твоей славы, — сам Фидий позавидовал бы твоему резцу. Ее красота так величественна, что на вершине Иды Парис не колеблясь признал бы ее превосходство над всеми богинями, и они должны были бы признать себя побежденными. Поликлет, если б Юпитер не любил своей Юноны, он бы полюбил твою!». Колоссальная статуя Юноны, находящаяся теперь в Риме, считается лучшим изображением богини Геры-Юноны, сохранившимся до наших дней.


 


Богиня радуги Ирида

Толкователи мифов Древней Греции считали, что богиня Гера олицетворяет в физическом порядке влагу или, скорее, влажность воздуха, и поэтому богиня Ирида, олицетворение радуги, рассматривалась в античных мифах как ее прислужница. Богиня Ирида одевает Геру и приготовляет ей ванну. Главная же обязанность богини Ириды, согласно античной мифологии, — исполнять поручения царицы неба. Богиня Ирида носится по воздуху с быстротой ласточки, и дорога, по которой она пробегает, есть та дуга, которую описывает радуга.

В искусстве античности Ирида изображается крылатой молодой девушкой. Подобно вестнику богов — Гермесу-Меркурию, у Ириды крылья на пятках и кадуцей (жезл Гермеса) в руках. Лишь на нескольких очень древних античныз памятниках сохранились изображения богини Ириды.

 


Миф о кукушке богини Геры

Изображение кукушки на верхушке скипетра богини Геры объясняется следующим греческим мифом.

Гордая Гера долго не соглашалась уступить просьбам Зевса сделаться его супругой. Тогда повелитель богов, желая умолить Геру, принял вид кукушки, вызвал сильную бурю и, дрожа от холода, весь мокрый, прилетел к ногам богини, ища приюта, где бы ему укрыться.

Сострадательная богиня Гера, тронутая несчастным видом птицы, подняла ее и отогрела у себя на груди. Тогда Зевс принял свой обычный вид, а Гера, на которую, вероятно, подействовало такое оригинальное объяснение в любви, стала женой Зевса.


С тех пор, как бы в воспоминание этого мифологического происшествия, кукушка является на памятниках античного искусства одним из отличительных признаков богини Геры.

 


Миф о наказании богини Геры

Несмотря на то, что, согласно античной мифологии, богиня Гера-Юнона — основательница и покровительница браков и брачной жизни, ее супружеская жизнь проходит почти в постоянных спорах и неладах с Зевсом, которому приходится останавливать и даже наказывать Геру.

В особенности в «Илиаде», первом памятнике древнегреческой литературы, богине Гере придан сварливый, упрямый и строптивый характер. Гера гордится своими высокими достоинствами и своими супружескими правами, она предъявляет Зевсу такие требования, которые он не может и не хочет исполнить. Богиня Гера часто противоречит повелителю богов — своему супругу Зевсу. Так как она ничего не может достигнуть силой, то большей частью богиня Гера прибегает к хитрости.

Однажды в сообщничестве с богом Посейдоном (Нептуном) решила Гера лишить Зевса верховной власти. Им удалось даже заключить Зевса в оковы, но Фетида, одна из Нереид, призвала на помощь Зевсу страшного великана Бриарея, один вид которого заставил Геру отказаться от ее замысла. Разгневанный Зевс повесил Геру на золотой цепи между небом и землей, привесив к ногам тяжелую наковальню. Этот античный миф о наказании Геры-Юноны изобразил Корреджо на одной из своих картин, находящейся теперь в Парме.


 


Миф об обольщении богиней Герой Зевса посредством пояса Афродиты

Во время Троянской войны богиня Гера относилась враждебно к троянцам и покровительствовала грекам.

Видя, что троянский герой Гектор побеждает греков и те почти уже гибнут, богиня Гера решилась помочь им, но Зевс, запретив богам принимать участие в Троянской войне, с вершины горы Гарган зорко следил за послушанием богов. Богиня Гера придумала тогда следующую хитрость: она попросила у богини любви Афродиты ее пояс, обладающий даром придавать той, на которой он был надет, поразительную и неотразимую красоту. Надев пояс Афродиты, богиня Гера отправилась к Зевсу, не привыкшему видеть свою строптивую супругу такой ласковой и пленительной. Зевс заснул, усыпленный ласками Геры, которая воспользовалась этим, чтобы помочь грекам, и троянцы очень быстро потеряли все свои преимущества. Проснувшись, Зевс увидел, что произошло во время его сна, понял все козни богини и пригрозил Гере тем же наказанием, какому она уже раз подвергалась. Но зло, причиненное богиней Герой троянцам, было уже непоправимо.

 


Павлин — птица богини Геры: миф об Ио и стоглазом Аргусе

Главной причиной всех супружеских несогласий между богами Герой и Зевсом была ревность Геры, вызываемая любовными похождениями Зевса и его бесчисленными браками с разными богинями, нимфами и даже простыми смертными женщинами.

Ревности богини Геры обязан павлин тем, что считается в античной мифологии птицей Геры-Юноны.


нажды богиня Гера, не видя Зевса на его обычном месте, на Олимпе, стала искать его и вскоре заметила на земле, близ реки Инах, необыкновенно темное облако. Богиня Гера спустилась на землю, желая рассеять это облако и посмотреть, что там происходит. Зевс, действительно, находился там, преследуя прекрасную Ио, дочь бога реки Инах. Зевс окружил себя темным облаком, чтобы скрыться от глаз своей ревнивой супруги — богини Геры. Заметив, что облако рассеивается, и подозревая, что богиня его открыла, Зевс превратил Ио в белую корову. На вопрос Геры Зевс рассказал ей, что любуется этой коровой, которую только что произвела земля. Богиня пожелала ее иметь, и Зевс, не имея причин отказать Гере в таком, по-видимому, ничтожном подарке, должен был отдать Ио.

Гера (Юнона) поручила стоглазому великану Аргусу стеречь корову. Стоглазый Аргус закрывал всегда только два глаза, а остальные следили за бедной Ио повсюду. Античное искусство не могло никак олицетворить этот миф, не поддающийся пластическому искусству, и на античных камеях Аргус представлен лишь под видом старика, пасущего корову.

Зевс, возмущенный этим постоянным надзором, захотел избавить от него несчастную Ио. Зевс призвал бога Гермеса (Меркурия) и приказал ему убить Аргуса.

Вот как рассказывает об этом римский поэт Овидий: бог Меркурий, исполняя приказание своего повелителя, спустился на землю, взяв с собой свой жезл (кадуцей), обладающий свойством усыплять. Меркурий стал пасти коз, играя на флейте, неподалеку от Аргуса, которому эти звуки доставили большое удовольствие, а потому он пригласил Меркурия занять место подле него, говоря, что Меркурию не найти лучшего пастбища и более тенистого места.


ркурий принял это предложение стоглазого Аргуса и продолжал играть. Замечая, что сон почти одолевает Аргуса, Меркурий пустил в ход свой жезл, и вскоре сон закрыл все глаза бдительного стража. Тогда, взяв свой меч, Меркурий отрезал Аргусу голову. Богиня Юнона, огорченная потерей своего верного служителя, собрала все глаза Аргуса и разместила их на крыльях и хвосте птицы, с тех пор посвященной Юноне, где они блестят подобно звездам (павлин).

Несколько античных камей изображают миф об убийстве Аргуса, но самая интересная — та, где изображен Меркурий, отрезывающий голову Аргуса, туловище которого испещрено его многочисленными глазами; вдали убегает корова, ужаленная слепнем, а павлин сидит на дереве.

Неумолимая богиня и тут не прекратила своих преследований; Гера приказала одной из Эриний (Фурий) под видом слепня беспрестанно жалить Ио. Тщетно пытаясь избавиться от насекомого, Ио достигла берегов Нила, где она, изнемогая от усталости, упала. Тогда Зевс стал просить Геру прекратить свои преследования; богиня согласилась с тем только условием, чтобы Ио никогда больше не возвращалась в Грецию.

По мифам Древней Греции, Ио осталась в Египте, где ей стали воздавать божеские почести под именем богини Изиды. Этим мифом древние греки хотели объяснить, почему эмблема египетской богини Изиды — корова.

Древнегреческий миф о превращении нимфы Ио в корову, а главным образом миф о Гермесе (Меркурии) и Аргусе служили темой для многих произведений новейших веков. Тициан выбрал для своей картины тот момент, когда Юнона видит Ио, превращенную в корову. Рубенс повторял несколько раз свою знаменитую картину (теперь в Дрезденской галерее): «Меркурий убивает Аргуса». Веласкес передал по-своему этот рассказ: Аргус изображен у него под видом молодого испанского пастуха, уснувшего под звуки флейты, а Меркурий осторожно подкрадывается к нему, чтобы отрезать ему голову; Ио под видом коровы равнодушно смотрит на них.

 


Дочери Геры — богини Геба и Илифия

У античной богини Геры-Юноны было двое сыновей — бог Арес (Марс) и бог Гефест (Вулкан) и две дочери — богини Геба и Илифия.

Богиня Геба — это олицетворение юности. В мифах Древней Греции Геба подает богам божественный напиток нектар, благодаря которому боги не знают ни болезней, ни старости. Геба стала супругой Геракла (Геркулеса) после обоготворения этого героя. Античная камея изображает Гебу в виде молодой девушки, ласкающей орла Зевса-Юпитера.

Скульптор Канова представил богиню Гебу во всем блеске молодости и красоты, стройную, полную грации, с поднятой рукой, как бы готовой наполнить кубки богов. Датский скульптор Торвальдсен придал Гебе более спокойные, величавые движения и формы, более согласные с представлениями о ней древних греков.

Илифия — богиня счастливых родов. Илифия, по греческой мифологии, осталась девственницей и проводила все свое время, помогая женщинам в родах. Послушная дочь, богиня Илифия исполняет все приказания своей матери Геры, которая часто заставляла Илифию служить орудием своей мести. Когда наступило время родов богини Латоны, которую Гера преследовала, Илифия, следуя приказаниям матери, удалилась на вершину Олимпа, где провела девять дней и ночей, не допуская несчастную Латону, страшно мучившуюся все это время, до родов. Наконец, тронутая мольбами богини радуги Ириды, богиня родов Илифия отправилась на остров Делос, и Латона благополучно родила близнецов — бога Аполлона и богиню Артемиду (Диану).

Древние римляне называли Илифию богиней Люциной и часто смешивали ее с Юноной, которая иногда носила у римлян то же имя и считалась богиней родов и охранительницей детства. Прекрасная римская статуя в Ватикане, сохранившаяся до наших дней, изображает Юнону-Люцину кормящей грудью бога Марса.

 


 

Прежде: Зевс (Юпитер)

Содержание книги

Далее: Судьба, или Рок

 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

Источник: zaumnik.ru

Олимп (O l u m p o z) — гора в Фессалии, на которой обитают боги. Название Олимп догреческого происхождения (возможна связь с индоевропейским корнем ulu / uelu, »вращать», т.е. указание на округлость вершин) и принадлежит ряду гор Греции и Малой Азии. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов.

Гефе́ст (др.-греч. Ἥφαιστος) — в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец. В микенских текстах упоминается лишь предположительно: a-pa-i-ti-jo
Согласно Гомеру, сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии.
По другим мифам, Гера зачала и родила Гефеста сама, без мужского участия , из бедра Геры , в отместку Зевсу за рождение Афины. Также отцом Гефеста иногда считали Гелиоса или, по критскому мифу, Талоса.
 

Ге́стия (др.-греч. Ἑστία) — богиня семейного очага и жертвенного огня в Древней Греции. Старшая дочь Кроноса и Реи. Сестра Зевса, Геры, Деметры, Аида и Посейдона.

Не любит дел Афродиты, Посейдон и Аполлон добивались её руки, но она предпочла остаться девственницей и жить у своего брата Зевса. Ее изображение было в афинском Пританее. Названа «владеющей лавром пифийским». Ее статуя у дороги в Фессалии. Ее жертвенник в роще Зевса Гомория близ Эгия (Ахайя). Основала город Кносс.

Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, все равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась и поговорка «начинать с Гестией», служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу.
В награду за то ей были назначены высокие почести. В городах ей посвящался жертвенник, на котором вечно поддерживался огонь, и выселявшиеся колонисты брали с собой огонь с этого жертвенника на новую родину.
Ей посвящены XXIV и XXIX гимны Гомера и LXXXIV орфический гимн.

 

 

Герме́с (др.-греч. Ἑρμῆς, микен. e-ma-a2 ) именованный в Риме, как Меркурий (от лат. Mercurius) — бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог гимнастики.Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей.
 

Ге́ра (др.-греч. Ἥρα, микен. e-ra[1]) — в древнегреческой мифологии богиня, покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Гера, третья дочь Крона и Реи, является женой Зевса, своего брата. Сестра Деметры, Гестии, Аида и Посейдона.

Родилась на острове Самос у реки Имбраса, под ивой, которую показывали еще во II в. н.э. . Её обязательный атрибут — диадема, как символ того, что она главная из богинь. Посвящённым ей животным является павлин.

 

Афроди́та (др.-греч. Ἀφροδίτη, в древности истолковывалось как производное от ἀφρός — «пена» ) — в греческой мифологии богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия , вечной весны и жизни. Она — богиня браков и даже родов , а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди; неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия . Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Жена Гефеста или Ареса.

Афи́на (др.-греч. Ἀθηνᾶ, также встречается написание Афинайя, микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица» ) — в древнегреческой мифологии богиня организованной войны и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности.
 

Артеми́да (др.-греч. Ἄρτεμις, микенск. a-ti-mi-te) — в греческой мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У Гомера — образ девичьей стройности.

Возможные этимологии имени — «медвежья богиня», «убийца» или «владычица».
 

А́рес, Арей (др.-греч. Ἄρης, микен. a-re ) — в древнегреческой мифологии — бог войны. В микенскую эпоху его имя встречается в составе композитов: a-re-me-ne (Ареймен), a-re-i-ze-we-i (Аритсевехи?), pa-na-re-jo (Панарей?) .
Его атрибуты: когти, горящий факел, собаки, коршун.
Первоначально считалось, что Гера родила Ареса хтонически, без участия Зевса, от прикосновения к волшебному цветку.
Имеются свидетельства о его негреческом, фракийском, происхождении. Софокл называет его рожденным во Фракии

В олимпийской мифологии Арес уже считается сыном Зевса и Геры. Сам Зевс настолько ненавидел Ареса, что говорил, что не будь тот его сыном, он отправил бы его в Тартар.

Некогда в течение 13 месяцев (то есть года) заточен в медной амфоре, либо в глиняном чане. Его пленили Алоады.

Арес был возлюбленным богини Афродиты или ее мужем. О их любви и нарушении Афродитой супружеской верности очень часто упоминается в античной мифологии.
В битве за Пилос был ранен Гераклом. Также Геракл ранил его, когда убил Кикна.
Арес участвовал в Троянской войне на стороне троянцев и был побежден Афиной.

Аи́д у греков (или Гаде́с, др.-греч. Ἀΐδης или ᾍδης, также Ἀϊδωνεύς; у римлян Плуто́н (греч. Πλούτων, лат. Pluto — «богатый», также Дит лат. Dis или Орк) — в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то »на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Старший сын Кроноса и Реи , брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.
 

Аполло́н (др.-греч. Ἀπόλλων), Феб (др.-греч. Φοῖβος, «лучезарный») — в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет (греч. Μουσηγέτης)), предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну).

В крито-микенских текстах его имя не встречается, согласно распространенной гипотезе, его имя как Аппалиунас встречается в договоре царя Вилусы Алаксандуса с Муваталлисом. По другой этимологии (Ю. В. Откупщиков), имя происходит от греч. аπελάω «отвращающий». По Плутарху и В.Буркерту, от απέλλα «собрание», первый месяц дельфийского календаря назывался апеллай.

Посейдо́н, Посидо́н или Посидаон (др.-греч. Ποσειδών, микен. po-se-da-o , беотийская форма Потидаон, откуда город Потидея) — в древнегреческой мифологии бог морей. Второй сын Кроноса и Реи , брат Зевса, Геры, Деметры, Гестии и Аида. При разделении мира ему досталось море. Постепенно Посейдон оттеснил древних местных богов моря: Нерея, Океана, Протея и других. Посейдон со своей женой Амфитритой и сыном Тритоном обитал в роскошном дворце на дне моря в окружении нереид, гиппокампов и других обитателей моря, мчался по морю на колеснице, запряженной длинногривыми конями, с трезубцем, которым вызывал бури, разбивал скалы, выбивал источники и т. д.
 

Зевс (др.-греч. Δίας или Ζεύς, микен. di-we «Дий») — в древнегреческой мифологиибог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи (согласно Гомеру, старший сын). Брат Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера (она же его сестра), но он часто изменяет ей.

Атрибутами Зевса были эгида (щит), скипетр, двойной топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Кроме того, он распределяет добро и зло на земле, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное Мойре — судьбе. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев.

 

Дио́нис (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, микен. di-wo-nu-so-jo ), Вакх (др.-греч. Βάκχος) — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее» (XXIV 74).
В римской мифологии ему соответствует Ба́хус (лат. Bacchus).
До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством, казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса еще до Троянской войны. В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса)
 

Деме́тра (др.-греч. Δημήτηρ, также Δηώ) — в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия. Без её силы ничего не росло бы на земле. По спорной гипотезе, её имя упомянуто в микенских текстах как da-ma-te.

Деметра — вторая дочь Кроноса и Реи и мать Персефоны, жены Аида. Сестра Зевса, Геры, Гестии, Аида и Посейдона. В римской мифологии аналогом Деметры была Церера, богиня плодородной нивы. В поздней античности культ Деметры смешивается с культом Кибелы. Иногда Деметру видели в созвездии Девы.
По одной из версий Деметра какое-то время была замужем за критским богом земледелия Иасионом. От их союза, заключенного на трижды вспаханном поле, родился Плутос. По Диодору была матерью Эвбулея.

У орфиков она отождествляется с Реей как матерью Зевса, от которой он родил Персефону. Зевс соблазнил ее в образе змеи. Согласно фригийскому мифу, Зевс в образе быка соблазнил свою мать Деметру, которая получила имя Бримо. Посейдон соблазнил ее в образе коня.
Получила от Аида как брачный дар Сицилию (её могут также называть родившейся на Сицилии)
Учредила в честь Геракла Малые мистерии для его очищения от убийства кентавров

Источник: lol54.ru

1775543YC1EeHmD (665x530, 457Kb)

Греческая мифология – Зевс и Гера,
царь Богов и величественная Богиня, дочь Геба,
в картинах великих художников

Греческие боги близки людям, ибо они — как бы облагороженные или “улучшенные” люди, отличающиеся от них лишь бессмертием. Они любят и ненавидят, как люди, ревнуют и плачут, смеются и страдают, и в этом, по мнению эллинов, проявлялась красота жизни. Боги по их представлениям обитали в построенных Гефестом, заоблачных дворцах на горе Олимп, что находилась на севере Греции. Поэтому боги и получили прозвище — боги-олимпийцы. Олимп, царство Зевса. Здесь не бывает ни дождя, ни снега – на светлом Олимпе царит вечное, радостное лето. Беспечно пируют боги в этих дворцах, не зная старости и смерти. На золотом троне восседает царь богов – Зевс. Боги встают и приветствуют жену громовержца, Геру, она усаживается возле Зевса. У римлян Геру называли Юноной, а Зевса – Юпитером, дочь Зевса и Геры, юная Гèба (Ювèнта)

Беллини Джованни, (1433–1516), итальянский художник, “Пир богов”, 1514, Национальная галерея, Вашингтон

78004d (700x532, 435Kb)

Сабателли Луиджи,(1772-1850), крупный мастер итальянского неоклассицизма. “Олимп”

78004wb (692x700, 666Kb)

Вот на золотом троне восседает бородатый мужчина в расцвете лет, его властное лицо дышит величием и мужеством. Это царь богов Зевс (Юпùтер).

78011abig (439x700, 264Kb)

Прозвища Зевса – громовержец, тучегонитель. Это из его руки падает на землю смертоносная молния. Он дает людям законы и строго карает нарушителей. В особо торжественных случаях Зевсу приносили великую жертву из 100 быков – гекатòмба. Скульпторы изображали Зевса с его атрибутами — скùпетр (жезл) или копье. Рядом с Зевсом обычно дремлет его любимая птица — орел.

За Зевсом всегда следует богиня победы — Нùка (Виктòрия). Ника изображалась прекрасной крылатой девушкой с венком победы или пальмовой ветвью (“пальма первенства). Богиня Ника считается прототипом ангела в христианской традиции.

Ника Самофракийская, греческая мраморная статуя летящей богини победы. Стояла на скале на берегу моря (остров Самофракия). Находится в Лувре.

78021a (525x700, 307Kb)

Неподалеку от трона стоит богиня правосудия Фемùда. Ее часто изображают с повязкой на глазах, в одной руке весы, а в другой — рог изобилия (рог той самой божественной козы Амалфеи, что вскормила малютку Зевса).

Лосенко Антон Павлович (1737-73), “Правосудие”- российский живописец. Представитель классицизма

78023g (482x700, 271Kb)

Обладает Зевс и несокрушимой эгидой — нагрудником сделанным из шкуры козы Амалтеи. Слово “эгùда” в переводе с греческого означает “козья шкура”. Позднее на эгиду прикрепили голову горгоны Медузы, обращавшую все живое в камень. Слово “эгùда” вошло в современный язык в значении “покровительство, защита”

“Зевс Олимпийский”, римская копия с оригинала Фидия. Фидий, древнегреческий скульптор периода высокой классики.

78011d (689x512, 277Kb)

78010dw (459x700, 303Kb)

Голова бронзовой статуи Зевса Олимпийского, V век до нашей эры

78011k (437x500, 146Kb)

Зевс, IV век до нашей эры

78010d (324x397, 91Kb)

Faydherbe, Юпитер, метающий молнии, 1655

78017b (700x466, 325Kb)

Веронезе Паоло (1528-88), итальянский живописец эпохи Возрождения – “Юпитер, изгоняющий пороки”

78019bb (415x700, 297Kb)

Энгр Жан Огюст Доминик (1780-1867), французский живописец. – “Зевс (Юпитер)”

78019bs (570x700, 316Kb)

Абильдгаард Николай Абрагам (1743-1809), датский художник “Юпитер вершит судьбу человека”

78004cy (496x599, 245Kb)

Рубенс Питер Пауль (1577-1640), фламандский живописец. “Юпитер и Эрот”

78004cx (548x700, 387Kb)

Величественная богиня Гèра (Юнòна), жена Зевса . Гера – дословный перевод “госпожа”. Любимая птица богини – павлин. У римлян Геру называли Юноной. Ее всегда сопровождает богиня радуги, легкокрылая Ирùда, всегда готовая быстро нестись на переливающихся радужных крыльях исполнять повеления Геры в самые дальние края земли. В честь этой богини назван металл ирùдий, который принимает разный цвет в различных соединениях. От имени Ириды происходит и название цветка ùрис.

Натуар Шарль Жозеф, (1700-1777), французский живописец, “Юнона и Ирис”

78025ga (700x492, 373Kb)

Царица богов, покровительница брака и супружеской верности. Когда-то Зевс долго ухаживал за ней, но она от него отворачивалась. Наконец, Зевс превратился в кукушку и та понравилась Гере так, что она нежно прижала ее к груди. Зевс тут же принял свой божественный облик, и Гера оказалась в его объятиях, вырваться их которых уже не смогла.

Гера Лудовизи, V век до нашей эры

78027aa (254x347, 53Kb)

Гера Барберини, римская копия с оригинала Фидия

78027da (364x600, 142Kb)

Jacques Louis Dubois,(1768-1843), французский живописец- “Гера”

7803aj (700x357, 282Kb)

Дандини Чезаре,(1596-1656), итальянский живописец – “Юнона” [

7803wq (559x700, 363Kb)

Паломино Антонио,(1653-1726), испанский художник эпохи барокко. “Аллегория воздуха”, 1700

7803wo (442x700, 307Kb)

Паелинк Жозеф, (1781-1839), бельгийский живописец “Юнона”,

7803wd (477x700, 265Kb)

Павлин, жалующийся Юноне

7803wk (427x700, 284Kb)

Гай Хэд, Юнона, одалживающая пояс у Венеры

7803wa (493x700, 277Kb)

Аппиани Андреа,(1754-1817), итальянский художник.
“Юнона и грации”

7803we (700x488, 396Kb)

Лемуан Франсуа, (1688-1737), французский художник,
“Триумф Юноны”

7803wp (700x464, 304Kb)

“Юнона, Ирис и Флора “

7803wv (700x563, 362Kb)

Бери Фридрих,(1761-1823), немецкий художник “Юпитер и Юнона”

7803ma (512x700, 336Kb)

Гамильтон Гэвин, (1723-1798), шотландский художник “Юпитер и Юнона”

7803md (417x700, 355Kb)

Барри Джеймс,(1741 – 1806), английский гравер, живописец – “Юпитер и Юнона на горе Ида”

7803m (700x558, 434Kb)

Ленс Андрис Корнелис, (1739-1822), нидерландский живописец – “Юпитер и Юнона”

7803mq (689x561, 204Kb)

Карраччи Антонио,(1583-1618) итальянский художник, “Юпитер и Юнона”

7803v (700x591, 438Kb)

Franz Christoph Janneck,(1703–1761), австрийский художник – “Юпитер и Юнона”

7803mg (700x465, 415Kb)

Рубенс Питер Пауль, (1577-1640), фламандский живописец – “Юпитер и Юнона, Встреча в Лионе” фрагмент картины

7803z (530x700, 477Kb)

“Юпитер и Юнона”,
Представление Генриху IV портрета Медичи, фрагмент картины [

7803xx (522x700, 451Kb)

Пируют боги. Нектàр и амбрòзию (напиток и пища богов) им подносит дочь Зевса и Геры, юная Гèба (Ювèнта). Очаровательную богиню молодости Гебу скульпторы изображают с чашей в одной руке и амфорой — в другой. Она наполняет кубки сладким и благоуханным нектаром, от которого кружится голова. Когда за все заслуги Геракла взяли на Олимп, и Зевс даровал ему бессмертие, Гебу отдали в жены герою.

Канова, “Геба”

7807h (375x700, 211Kb)

Jacques Louis Dubois,(1768-1843), французский живописец “Геба”

7807md (700x358, 275Kb)

Rocco Luigi,(1806-1862), итальянский живописец -“Геба, поящая орла Юпитерa”

7807wf (473x610, 180Kb)

Benvenuti Pietro, “Свадьба Геракла и Гебы”

7807woo (700x526, 445Kb)

Diez Gustav-Adolphe, Геба, поящая орла Юпитерa,
Национальный музей, Амстердам

7808e (558x599, 230Kb)

Гамильтон Гэвин, (1723-1798), шотландский живописец, “Геба поит орла Зевса”, 1767

7807wk (453x604, 182Kb)

7807wv (441x600, 116Kb)

Гаспаре Ланди, “Геба, поящая орла Юпитерa”

7807ws (583x700, 300Kb)

Зевс молвил людям: “Забирайте землю!
Ее дарю вам в щедрости своей,
Чтоб вы, в наследство высший дар приемля,
Как братья стали жить на ней!”

Шиллер Иоганн Фридрих (1759-1805), немецкий поэт

0_78d9b_87332576_L (424x19, 3Kb)
=Maridara=

Источник: www.liveinternet.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.