Богиня детей
Древние Богини и покровительницы
Древние Богини и покровительницы
Греция
Древнегреческие мифы – это интереснейшие приключения и незабываемые подвиги. Героями мифов, конечно же, были Боги. У каждого из богов была своя сфера, за которую он отвечал. Мы вспомним Богинь.
Афина – богиня мудрости, покровительница наук, сфер деятельности. Ее символ – сова и змея. На груди у нее всегда изображение Горгоны (головы). Сотворил Афину Зевс.
Афродита – богиня самого прекрасного красоты и покровительница любви. Ее символы – это роза и яблоко. С ней всегда был голубь и зеркало. Афродита была замужем за Гефестом. Любовником Афродиты был Арес.
Артемида – покровительница рожениц и богиня охоты и луны. Ее символом была лань. При себе всегда имела колчан со стрелами.
Гера – покровительница семейного очага и брака. На ней всегда была диадема и с однозубцем не расставалась. Была замужем за Зевсом.
Диметра – богиня плодородия и земледелия. Всегда держала в руке посох с наконечником в форме стебля.
Гея – богиня матушки-земли. Она создала титанов, циклопов, сторуких. Гея была хранительницей мудрости.
Геката – богиня ночи, покровительница мрака и чародейства. Геката мучила людей страшными снами.
Гестия – богиня домашнего уюта. Ее символом всегда являлся факел.
Рим
Аврора – богиня рассвета.
Беллона – покровительница войны.
Церера – богиня плодов.
Конкордия – хранительница гармонии.
Диана – покровительница Луны, богиня охоты.
Дискордия – богиня раздора и хаоса.
Фурия – хранительница преисподней.
Флора – богиня весеннего цветения.
Фауна – богиня плодородия животных.
Счастья – хранительница человеческого блага.
Грации – богини веселья и обаяния.
Юнона – небесная царица, жена Юпитера.
Минерва – богиня науки.
Венера – богиня любви.
Виктория – покровительница всех побед.
Славяне
Веста – хранительница домашнего очага. В храмах обучали девочек – весталок. Всех, кто закончил храм называли не вестами.
Дана – покровительница воды. Обладает силой плодородия.
Денница – богиня рассвета. Возлюбленная месяца и близкая родственница солнца.
Дивия – богиня всего живого. Мать природы.
Дидилия – богиня зачатия и супружества.
Додола – богиня весны.
Доля – богиня судьбы. Покровительница добрых людей.
Желя – богиня скорби.
Жива – богиня мира и воплощения жизненной силы.
Журба – богиня сострадания.
Зевана – богиня ночной охоты.
Зимерзла – богиня суровой зимы.
Зирка – покровительница счастья.
Златая мать – покровительница пророчеств.
Лада – богиня весны и хранительница девственности.
Меланья – богиня грозы и молнии.
Морена – богиня ночи и смерти.
Недоля – богиня, покровительница несчастливой судьбы.
Мария Огненная – богиня плодородия и весны.
Парасквея – древняя богиня колодцев и родников. Покровительница торговли.
Подага – покровительница природы.
Прия – покровительница весеннего брака и плодородия.
Рожаницы – древние богини зарождения начала.
Сива – древняя покровительница осени и зрелых плодов.
Солнцева мать – покровительница рассвета, жена весеннего Солнца.
Среча – богиня святочных гаданий, покровительница судьбы.
Судьба – покровительница жизненного итога.
Сыра Земля мать – богиня земли. Жена Неба.
Тара – хранительница. Сестра Даждьбога.
Фортуна – богиня моряков. Жена Портуна.
Источник: www.istmira.com
Источники[править | править код]
Наиболее подробно божества, связанные с рождением детей, перечисляются в трудах отцов церкви, главным образом у Августина и Тертуллиана. В частности, известно, что Августин опирался на работы Варрона — римского учёного I в. до н. э., который основывался на книгах понтификов. Несмотря на желание отцов церкви развенчать римскую религию и их насмешливый тон, их труды дают полезную информацию по теме. Кроме того, эти божества неоднократно упоминаются в произведениях римской литературы.
Приведённые ниже списки отсортированы по времени, когда божество играло активную роль в жизни людей.
Зачатие и беременность[править | править код]
Боги супружеской постели (di coniugales) были также и богами зачатия. Юнона, одна из трёх божеств Капитолийской триады, ведала союзами и браками; возможно, часть меньших божеств фактически представляют разные стороны её могущества.
- Югатин (Iugatinus) — бог брака, от iugo (связываю, соединяю, сочетаю браком).
- Цинксия (Cinxia) была связана с поясом, который надевала новобрачная в знак того, что её муж «опоясан и прикован» (cinctus vinctusque) к ней[3]. Пояс завязывался геракловым узлом, чтобы его было трудно развязать. Августин называет эту богиню Virginiensis (от virgo, «дева»); можно сделать вывод, что последующее развязывание узла символизировало потерю девственности. Вероятно, считалось, что Цинксия присутствовала при ритуале, призванном облегчить роды.
ец ребёнка снимал свой пояс, обвязывал его вокруг роженицы, а затем развязывал. При этом мужчина молился, чтобы он, связавший женщину узами беременности, смог теперь освободить её[4]. Женщинам, у которых до того был выкидыш, советовали в течение всего срока беременности носить на животе пояс, связанный из шерсти съеденного волками ягнёнка[5]. - Субиг (Subigus) — бог, благодаря которому новобрачная уступает притязаниям мужа. Его имя происходит от глагола subigo (принуждаю, покоряю, приручаю), часто обозначавшего сексуальную связь.
- Према (Prema) — богиня настойчивости в сексе. Хотя подразумевается роль мужчины, Августин называет эту богиню dea Mater, богиней-матерью[6].
- Инуй (Inuus, от ineo «вхожу, покрываю»), Мутун Тутун (Mutunus Tutunus) и Пертунда (Pertunda) — боги, отвечавшие непосредственно за половой акт. Инуй, иногда отождествлявшийся с Фавном, воплощал животное стремление к спариванию. Мутун Тутун был фаллическим божеством, часто отождествлявшимся с Фасцином. В источниках эти два бога не связываются конкретно с зачатием. Пертунда, по-видимому, была женским божеством со схожей функцией.
- Янус, двуликий бог дверей и проходов, открывал путь животворному семени. Сатурн, бог посевов, одаривал самим семенем.
- Консевий (Consevius, от consero «сею») — бог размножения и оплодотворения. Макробий писал, что так называют Януса (бога начала) «от посева, то есть от потомства человеческого рода, которое сеет Янус-творец»[7].
- Отец Либер (Liber Pater) помогал мужчине освободиться от семени в момент соития. Либера делала то же для женщины, поскольку считалось, что женщины также испускают семя[6]. Функция богов созвучна их имени: liber — свободный.
- Мена (Dea Mena), вместе с Юноной отвечавшая за менструации, приостанавливала их для кормления ребёнка в материнской утробе[8].
- Флуония (Fluonia, Fluvionia) — аспект Юноны как богини, питающей младенца во чреве[9]. Женщины поклонялись Юноне Флуонии, так как считали, что она останавливает течение крови при зачатии[10]. Имя Флуонии встречается в средневековых мифографах.
- Алемона (Alemona) также вскармливала ребёнка в материнской утробе.
- Витумн (Vitumnus) давал зародышу жизнь. Августин называет его «создающим жизнь» (vivificator) и указывает, что Витумн и Сентин «покрыты тёмной неизвестностью». Между тем, по его мнению, функции этих богов столь важны, что они могли бы почитаться среди избранных богов (di selecti)[11]. Возможно, Витумн и Сентин являлись эпитетами Юпитера[12].
- Сентин (Sentinus) давал зародышу чувственное восприятие. Августин называет его «создающим чувства» (sensificator).
Особую роль в судьбе новорождённого играли парки — три богини, определявшие судьбу человека, которых звали Нона, Децима и Парка (Партула). Нона и Децима определяли нужное время для рождения, опекая ребёнка в течение двух последних месяцев беременности (по римскому счёту это были девятый и десятый месяцы)[13]. Партула ведала собственно родами (partus)[14]. В момент рождения ребёнка Партула определяла срок новой жизни, поэтому другое её имя было Морта (от mors «смерть»). Это пророчество относилось к ребёнку, как к любому живому существу, но не содержало его личную судьбу[15]. Первая неделя жизни ребёнка считалась очень опасным и неясным временем, поэтому его начинали считать индивидом только после дня очищения (см. ниже).
Роды[править | править код]
Главной покровительницей родов была богиня Луцина, к которой женщины взывали при родах с просьбой о помощи. Кроме того, чтобы облегчить схватки, роженица расплетала волосы и развязывала одежду. Соран давал тот же совет, но не в качестве ритуала, а как средство для расслабления.
- Эгерия (Egeria) — нимфа, которой беременная женщина приносила жертву, чтобы благополучно произвести (egerere) ребёнка на свет.
- Антеворта и Постворта (Antevorta, Postvorta) — камены, связанные со временем и с богиней Карментой. Если ребёнок рождался вперёд головой, то считалось, что при родах присутствовала Антеворта; если тазом — Постворта. Другой вариант имён этих богинь — Прорса и Постверта (Prorsa, Postverta); в Риме были установлены их алтари, чтобы умилостивить богинь и предотвращать роды в тазовом предлежании[16].
- Диеспитер (Diespiter, «отец дня») — эпитет Юпитера, который выводил ребёнка из материнского чрева на дневной свет.
- Луцина (Lucina), вероятно, являлась аспектом Юноны или Дианы. Она также помогала ребёнку появиться на свет (lux)[17].
- Никсы — группа божеств, изображавшихся стоящими на коленях и покровительствовавших родам.
- Вагитан или Ватикан (Vagitanus, Vaticanus) открывал рот ребёнку, чтобы тот издал первый крик[18].
- Левана (Levana, от levo «поднимаю») поднимала новорождённого с земли. В античности при родах женщина часто стояла на коленях или на корточках. После рождения младенец символически соприкасался с Матерью Землей, а затем его поднимали. Считалось, что при этом незримо присутствовала богиня Левана. Повитуха перерезала пуповину и показывала ребёнка матери; эта сцена изображена на некоторых саркофагах. Мать или сестра роженицы брала ребёнка на руки и смачивала слюной его лоб и губы. Считалось, что это убережёт ребёнка от сглаза[19].
- Статина (Statina, встречаются варианты Statilina, Statinus, Statilinus) — божество или ряд божеств, которые учили ребёнка стоять.
Луцина и Диеспитер могут рассматриваться как божественная пара: они представляют собой ипостаси Юноны и Юпитера, связанные с дневным светом. В то же время Диеспитер отождествлялся с подземным богом Диспатером. Функции хтонических божеств, таких как Плутон и Прозерпина, не ограничивались смертью: часто их связывали с плодородием. Считалось, что они вскармливали живых существ, поскольку их стихия, земля, даёт жизнь съедобным растениям. Кроме того, в мистериальных религиях им приписывалась власть над перерождением души в загробном мире. По-видимому, с рождением и смертью (особенно с гибелью детей) связывалась загадочная богиня Мана Генита, а также Геката[20].
Жертвоприношения богам деторождения и подземным богам совершались ночью, в отличие от жертв другим римским божествам. Античные писатели условно привязывали роды ребёнка к ночному времени; возможно, ночная темнота символизировала темноту материнского чрева, из которого ребёнок появлялся на дневной свет. Также следует отметить, что большинству римских божеств приносились в жертву домашние животные, которые выращивались для еды; часть мяса доставалась божеству, а часть съедали люди в ходе ритуальной трапезы. Однако как богам деторождения, так и хтоническим божествам обычно приносились в жертву несъедобные животные (часто это были собаки — самки или щенки); жертва приносилась в форме всесожжения и вся доставалась богу.
Неясна роль богини Канделиферы (Candelifera, «несущая свечу»). По-видимому, она ведала искусственным светом, зажигавшимся при родах в ночное время. Плутарх писал, что «свет есть знак рождения»[21]. Возможно, считалось, что светильники магически разжигают новую жизнь, или же что они сами олицетворяют эту жизнь. Не исключено, что Канделифера также ведала ночником, горевшим у кроватки ребёнка в течение недели для защиты от злых духов. Схожую традицию можно найти у греков: ещё в средние века они зажигали по ночам светильники в детской комнате. Это делалось, чтобы ярко осветить изображения святых и прогнать демонов, крадущих детей, таких как Гелло[22].
Забота о новорождённом[править | править код]
После того как ребёнок появлялся на свет, в течение следующей недели проводился ряд ритуалов. Подруги роженицы оставляли поздравительные дары на столе для приношений. Особый ритуал был посвящён трём божествам — Интерцидоне, Пилумну и Деверре (Intercidona, Pilumnus, Deverra), — которые защищали роженицу от дикого лесного бога Сильвана. Эти боги были воплощениями топора, песта и метлы — орудий земледелия, предназначенных для рубки леса, помола и сбора зерна. Ритуал заключался в том, что каждую ночь в течение недели трое людей обходили пороги дома; по порогу стучали топором и пестом, а затем обметали его метлой[6].
В атриуме стелилась кровать для Юноны и накрывался стол для Геркулеса. При этом Юнона воплощала собой кормящую мать, а Геркулес — новорождённого. На первый взгляд здесь присутствует противоречие: в классической мифологии Юнона пыталась предотвратить рождение Геркулеса, так как он был плодом измены Юпитера. У Овидия Луцина препятствует рождению Геркулеса, положив ногу на ногу и переплетя пальцы рук[23]. Однако в этрусской мифологии Уни (Юнона) подарила божественную природу Херкле (Геркулесу), кормя его грудью.
Румина (Rumina) ведала грудным вскармливанием; приносившиеся ей жертвы окроплялись молоком[24].
Нундина (Nundina) покровительствовала дню очищения (dies lustricus), когда ребёнок получал имя. Для мальчиков это был девятый день с момента рождения, для девочек — восьмой; Плутарх отмечал, что «женщины и растут, и расцветают, и созревают быстрее, чем мужчины». Он также писал, что, пока не отпадёт пуповина (обычно на седьмой день), «младенец больше растение, чем животное»[25]. Таким образом, церемония очищения проводилась после того, как исчезнет последняя осязаемая связь матери с ребёнком. Он перестаёт быть частью материнского тела, обретает самостоятельное существование, получает имя и судьбу[26]. В день очищения справлялся семейный праздник; над матерью и ребёнком проводились очистительные ритуалы, а данное ему имя, вероятно, записывалось в семейную хронику. Также в этот день призывались богини судьбы, включая Fata Scribunda («предписываемые судьбы»)[27].
Развитие ребёнка[править | править код]
В зажиточных хозяйствах о детях заботилась няня (nutrix), которая обычно была рабыней (однако кормилицу могли нанять и из свободных людей). Однако от матери также требовалось присматривать за благополучием и воспитанием детей. Нормой была и любовь отца к своим детям; Катон Старший любил «постоять рядом с женой, когда она мыла или пеленала новорожденного»[28]. Ребёнок носил тогу с пурпурной каймой, обозначавшей его неприкосновенность, и оберёг-буллу. Няни иногда приносили бескровные жертвы богам, защищавшим и растившим детей. Большинство «обучающих» божеств — женского пола, вероятно, потому что они мыслились как божественные няни. Однако дар речи давали боги-мужчины: хотя женщине не возбранялось владеть ораторским искусством, оно было необходимо прежде всего мужчине для полноценной общественной жизни.
- Потина (Potina, варианты: Potica, Potua) учила ребёнка пить.
- Эдука (Educa, варианты: Edulia, Edula, Edusa, Edesia) учила ребёнка есть.
- Оссипаго (Ossipago) укрепляла кости ребёнка. Возможно, это был титул Юноны. В прочтении имени есть некоторые разночтения.
- Карна (Carna) укрепляла мышцы ребёнка, а также защищала его от стриг (вампиров), похищавших внутренние органы[29].
- Кунина (Cunina) защищала колыбельку от злого волшебства.
- Куба (Cuba) помогала ребёнку переехать из колыбели в кровать.
- Павентия (Paventia, Paventina) отгоняла от ребёнка страх.
- Пета (Peta) ведала его желаниями[30].
- Агенория (Agenoria) наделяла его способностью совершать какие-либо действия.
- Адеона и Абеона (Adeona, Abeona) присматривали за ребёнком, когда он уходил на прогулку и приходил.
- Интердука и Домидука (Interduca, Domiduca) сопровождали его, когда он надолго уходил из дома и возвращался. По Августину, это были эпитеты Юноны[31].
- Отец Каций (Catius pater) давал ребёнку острый разум.
- Фарин (Farinus) учил его говорить.
- Фабулин (Fabulinus) подсказывал ребёнку первые слова.
- Локуций (Locutius) учил его составлять предложения.
- Мента (Mens) давала ему здравый смысл.
- Волумн и Волумна (Volumnus, Volumna) побуждали его стремиться к добру.
- Нумерия (Numeria) учила ребёнка считать.
- Камена (Camena) учила его петь.
- Музы учили его воспринимать искусство и науки.
В современной культуре[править | править код]
Некоторые из упомянутых божеств встречаются в сочинениях Джеймса Джойса. В романе «Улисс» (глава «Быки Солнца») предлагается выпить per deam Partulam et Pertundam («за богинь Партулу и Пертунду»). В «Поминках по Финнегану» упоминаются также Кунина, Статулина и Эдулия[32].
Источник: ru.wikipedia.org
БОГИ-ПОКРОВИТЕЛИ
26.Дажьбогъ — Бог-Покровитель Солнца в Чертоге Расы (бета Льва), откуда прибыл на Мидгардъ-Землю — Тарх Перунович и Роды Расы Великой.
27.Стрибогъ — Бог, управляющий молниями, вихрями, ураганами и ветрами морскими. Бог-Покровитель Земли Стрибога (Сатурна).
28.Ладо-Богъ — Бог покоя и гармонии, Бог-Покровитель различных ремесел.
29.Яра-Богъ — Бог, управляющий яровым цветением, Бог-Хранитель Природы, сохранять Природу ему помогают Русалки (Девы-Птицы), Водяные (Духи-Хранители водоемов и рек), Лешие (Духи-Хранители лесов) и Домовые (Добрые Духи-Хранители домашнего Очага).
30.Ярило-Солнце — Бог-Покровитель Светлых Помыслов, Чистого Сердца и нашего Светила.
31.Баба Йога — Богиня-Покровительница детей-сирот. Она собирала их по городам и весям, и доставляла в свой Скит. Делала она это для того, чтобы спасти от гибели остатки Родов Расы Великой.
32.Богородица Зимунъ — Богиня Покровительница Отчего Дома. Небесная хранительница коров. Славяно-Арийское обозначение созвездия Малой Медведицы. Мать Богов — Велеса, Одина и Вотана.
33.Богъ Святовитъ — Бог-Покровитель Духа нашего, Родов наших и Отцов наших.
34.Богъ Свентовитъ — Бог-Покровитель созвездия Свати, коий управляет Небесной Жизнью.
35.Богъ Патеръ Дий — Бог-Покровитель Ясного неба. Земли Деи. Бог, охраняющий Древнюю Истину и Мудрость Потаённую, а также Хранитель Путей Междумирья.
36.Богъ Хорсъ — Бог-Покровитель хорошей погоды и дарующий хлеборобам богатый Урожай, Покровительствовал также торговле и обмену. Бог-Охранитель Земли Хорса (планеты Меркурий).
37.Богъ Хмель — Бог-Покровитель пчеловодов и медоваров, а также квасо-пивоворения, управляет цветением трав и растений.
38.Богъ Вий — Бог-Хранитель границы, разделяющей Светлые и Темные части Мира Нави (Миры Духов и Душ). Бог-Покровитель Земли Вия (планеты Плутон).
39.Богиня Веста — Богиня-Хранительница Мудрости, управляет приходом Весны и Пробуждением Природы.
40.Богъ Ний — Бог Морей и Океанов. Покровитель мореходства и рыболовства. Родовой Покровитель Славянского Рода — Антов, которых древние греки называли Атланты (Бог-Покровитель Земли Ния (планеты Нептун).
41.Богиня Леля — Богиня Любви, семейного Счастья и Благополучия, дочь Сварога и Лады, супруга Волха. В древние времена в честь неё назвали одну из лун Мидгард-Земли. Дива-Додола (Перуница) — Богиня Плодородия, управляет дождем, розами и молниями, супруга Бога Перуна.
42.Богиня Доля — Богиня счастливой судьбы, счастья и удачи в созидательных деяниях.
43.Богиня Недоля — Богиня, которая наделяет людей и их детей, несчастливой судьбой, за нарушение Законов РИТА (Небесных Законов о Чистоте Рода и Крови) и Кровных Заповедей.
44.Богиня Желя — Богиня-Покровительница проведения Обрядов Тризны (обрядов проводов умершего в Мир Предков). Сестра Богини Карны.
45.Богиня Карна — Богиня-Покровительница перевоплащений (инКАРНАция, т.е. временное воплощение; реинКАРНАция, т.е. новое воплощение), дарующая право человеку избавиться от совершенных ошибок и выполнить свое предназначение.
46.Богъ Волхъ — Бог Воин, Бог-Защитник Родов Расы Великой. Бог помогающий исцелять раненых воинов. Сын Матери Сырой Земли и Бога Индры, супруг Богини Лели. Бог-Хранитель Валхаллы (Небесной Обители воинов).
47.Богиня Валькирия — Богиня-Покровительница воинов, Родов-Хранителей (народа Беловодья) т.е. хранителей Древней Мудрости и Чистоты Расы. Богиня-Утешительница погибших воинов, коих сопровождает в Волхалу, где их встречают Бог Волх и его соратники: Перун, Один, Индра, Велес, Ладаад, Тор и Семаргл.
48.Мать Сыра Земля — Богиня-Покровительца Мидгардъ-Земли (планеты Земля), Богиня плодородия. Мать Бога Волха — Хранителя Волхалы.
49.Богиня Дзевана — Богиня-Хранительница маленьких детей. Покровительница кормящих матерей.
50.Богъ Удрзец — Бог-Покровитель Мертвых, к благим Он благ, к не благим не благ. Он Бог-Судья, который судит человека за его поступки, после Суда Совести и Суда Предков и отправляет человека в тот Мир, которого он добился своими поступками, а также в соответствии с уровнем Духовного Развития человека. После суда Удрзсца, Бог Велес провожает человека в тот Мир, который он заслужил.
51.Богиня Тара (Табити) — Хранительница лесов и Священных Деревьев Великой Расы — Дуба, Березы и Ясеня. Полярная Звез¬да у Славяно-Арийских народов именовалась — Тара.
52.Богъ Прове — Бог-Покровитель Священных Деревьев, ухажи¬вает за лесами и рощами. Бог Изобилия и Плодородия. Родовой покровитель Друидов (Жрецов Леса) несущих Мудрость гармо¬нии с Природой.
53.Богъ Агни (Огнь, Царь-Огонь, Живой Огонь) — Бог-Покровитель Священного Огня Созидания и праздничных Обрядов с Огненными Безкровными Жертвоприношениями.
54.Богъ Руевитъ — Бог-Воин, защищающий вместе со своими со¬ратниками, Поревитомъ, Яровитомъ и Поренутомъ, Земли со¬звездия Макоши (Большой Медведицы), Древней Прародины многих Славянских Родов, (планету Земля Бог Траян — Бог-Хранитель Праведных Путей ведущих во Сваргу, управляет Временем и Пространством.
55.Богъ Одинъ — Бог-Хранитель Мудрости Древних Рун, Бог-Покровитель и Защитник Рода да’Арийского. Бог-Воин сража¬ющийся с Темными силами. Он обменял свой глаз на Духовное Око Познания Древней Мудрости, поэтому его иногда называ¬ют Одноглазым, но это не верно. Одним глазом Один видел Мир Яви, а другим — Мир Нави.
56.Богъ Торъ — Бог-Покровитель освободительной войны, сто¬ит на страже Миров, охраняя границу между Светлыми Мирами и Пеклом (Миром Тьмы).
57.Богъ Ладаадъ — Бог-Хранитель Высшей Истины и Сокровенной Небесной Мудрости во всех Светлых Мирах.
58.Богъ Усладъ — Бог-Покровитель трапезы, застольного веселья и праздников, Бог-Хранитель Медоваров и Медогонов.
59.Озем и Сумерла — Боги подземного царства.
Источник: magiczarabotok.wordpress.com