Хронос бог


Кронос древний античный бог-титан, главным эпизодом существования которого было поглощение собственных детей. О чем иносказательно говорит миф о Кроносе и почему каждая человеческая жизнь – это не что иное, как жертва ненасытного бога?

В мифах все символично, наполнено тайнами, которые так занимательно разгадывать. Это не просто сказка с однозначной моралью, это повествование о главных законах жизни макрокосмоса и микрокосмоса – внешнего и внутреннего мира человека. Потому так интересно разбирать легенды, что они про каждого из людей, неважно в какую эпоху они существуют и какими повседневными проблемами мучаются. Кронос или Хронос ассоциируется в античной мифологии со временем. Он неумолим, его атрибут отсекающий серп. В представлениях эллинов не всегда миром правил Зевс, был период власти его отца.


Говоря о Кроносе, никак не обойтись без мифа о творении. Любая мифология включает этот рассказ, а иногда и не один. Эллинская теогония содержит в себе древние представления о возникновении всего сущего, о происхождении богов, ведь даже у бессмертных есть точка отсчета.

Начало – это чаще всего хаос, некое пустое пространство, которое порождает нечто. В классическом античном мифе из хаоса возникла Земля Рея, она родила Урана – небо, который стал ее мужем. От их любви родились разные существа: сторукие гиганты (гекантонхейеры), циклопы, титаны. Последние стали вторым поколением богов, их было шесть братьев и шесть сестер. Заключив между собой браки, они породили третью генерацию высших существ.

По легенде Уран был ненасытен в любви, раз за разом совокупляясь с Геей, он не давал своим детям выйти из чрева матери. Отпрысков становилось все больше, страдания Геи – все сильнее. В конце концов, она решается на крайний шаг: подговаривает одного из сыновей, младшего титана Кроноса, лишить Урана оплодотворяющей способности, дает ему ритуальное оружие – кремневый серп. В результате заговора Кронос оскопляет отца (с этим событием связано и само слово «титан», что значит «простирающий руку»). Уран резко отпрянул от жены и с тех пор может только лить слезы по утраченной страсти. Капли крови, упавшие на землю, породили трех эриний: Мегеру, Алекту и Тисифону, богинь отмщения. Частицы семени небесного божества, попавшие в море, вызвали к жизни прекрасную Афродиту, богиню любви.


Время Урана прошло, Кронос занял престол верховного бога. Гегатонхейеров и циклопов он заковал в Тартаре, чтобы они не могли претендовать на престол. Именно в эпоху его главенства наступило время так называемого «золотого века». Такого рода эпохи – это потерянный рай на земле, о них рассказывают многие религии мира, их описывают многочисленные утопии, некоторые из которых указывают пути возвращение в эту чудесную пору.

Все бы ничего, но Уран предсказал своему сыну, что власть не вечна: кто-то из его детей обязательно свергнет его и все закончится. Владыка против: что может быть хуже потери абсолютного господства? Он берет в супруги титаниду Рею, она производит на свет одно за другим будущих богов-олимпийцев: Аида, Деметру, Гестию, Геру, Посейдона, Зевса. Кронос находит единственно возможное решение: уничтожает потомство, пожирает их сразу после рождения.


Невозможно представить терзания матери, которая приносит младенцев кровожадному родителю. Последнего малыша, Зевса, Рея решает спасти во что бы то ни стало: она приносит Кроносу камень в пеленке в расчете на то, что он не заметит подмены. Ее афера удалась: папаша проглотил булыжник и не подавился. Будущий бог-громовержец тем временем находился в пещере на острове Крит. Место это было известно древним грекам и особо почиталось. Нимфы вскормили его нектаром, медом и молоком божественной козы Амалфеи. Впоследствии бог отблагодарит всех своих благодетелей: коза станет созвездием козерога, ее рог Зевс подарит нимфам – это так называемый «рог изобилия», те, кто им обладает, никогда не знают ни голода, ни жажды.

Боги растут быстро, а пока Кронос догадывается, что дело нечисто, он разыскивает спасшегося отпрыска, который даже был вынужден обернуться змеем на некоторое время, скрываясь от отца. Взрослея вдали от семьи, Зевс мечтает о мести, ему готовы оказать помощь его мать и новая возлюбленная, морская нимфа Метида.


Выполняя замысел, Гея пристраивает Зевса во дворец Кроноса виночерпием, Метида же, хитрая и умная, дает ему рвотный порошок, который надо добавить узурпатору в напиток. При первых же глотках Кроноса одолевает неудержимая рвота. Сначала он извергает камень, проглоченный вместо Зевса. Этот валун был водружен в святилище в Дельфах и стал почитаемой реликвией, «пупом земли» – центром мироздания. Потом Кронос по очереди изрыгает всех своих детей. Но любящих родительских объятий не получилось.

Сказать, что он рассержен, было бы слишком мягко: он в ярости. Речь идет о власти, какие уж тут нежности. И началась война, длившаяся много десятилетий (или веков, по другим данным). Она грозила стать бесконечной, так как не было силового перевеса ни на какой стороне. Войско Кроноса возглавлял титан Атлант, Зевс же сам вел своих сторонников в бой. Дело решилось с помощью циклопов. Гея подсказала своему внуку, что получить перевес он сможет только, использовав такую силу, которая соответствовала мощи титанов, а циклопы одного с ними поколения. Зевс освободил их из глубин Тартара, и они в благодарность не только сражались с олимпийцами плечом к плечу, но и принесли с собой ценное оружие: воспламеняющие молнии, которые преподнесли военачальнику.


Пророчество сбылось, как это не раз будет случаться и в дальнейшем. Кронос потерпел сокрушительное поражение. Все его сторонники понесли наказания: Атлант до сих пор держит на своих могучих плечах небо, титаны были водворены в страшный Тартар.

О чем же иносказательно говорит миф? В более поздней традиции Кронос символизировал время. Он пожирал своих детей, как настоящее постоянно пожирает будущее. Проживая каждый конкретный момент жизни, человек (природа, вселенная в целом) сокращает свое будущее. Все имеет свой срок, древние греки это точно знали. То, что имеет начало, обязательно когда-нибудь завершится и уйдет в небытие. Как особо почиталось место рождения верховного олимпийского бога, так была известна и его могила, потому что даже боги были рождены, а значит обязательно будет конец их существования.

Кроме этого, Кронос, поедая своих детей, как бы символически останавливал развитие, все время находился в настоящем, не давая будущему осуществиться.


рпом, который дала ему мать и которым он оскопил отца, он остановил бесконечное порождение сущностей, бесконечное оплодотворение. Уничтожая собственное потомство, он делал то же самое, что и Уран: задерживал колесо жизни, цепочку рождения и умирания. Зевс запустил круговорот вновь и тем самым создал угрозу и для себя: впоследствии он не раз будет опасаться за свой трон, не единожды судьба будет грозить ему пальцем и шептать о возможной опасности, исходящей от его детей.

В целом, объективно неминуемое событие – символическое свержение и лишение жизненных сил отцов, на смену одним приходят другие, и время все так же пожирает своих детей.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (? – палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник: zen.yandex.ru

[править]


Кронос, Крон – греч. Kronos

В греческой мифологии один из титанов, сын Урана и Геи. По наущению своей матери оскопил серпом Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость (Hes. Theog. 154-182). Воцарившись вместо отца, К. взял в супруги свою сестру Рею. По предсказанию Геи, его должен был лишить власти собственный сын, поэтому как только у Реи рождались дети, К. тотчас проглатывал их, желая избежать исполнения предсказания. Однако Рея обманула К., подложив ему вместо младшего сына Зевса запелёнатый камень, который и был проглочен К. Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите (453-491). Возмужав, он по совету своей жены Метиды опоил К. волшебным питьём, благодаря которому К. изрыгнул на свет братьев и сестёр Зевса (Apollod. I 2, 1). Под предводительством Зевса дети К. объявили войну титанам, длившуюся десять лет. Побеждённые титаны вместе с К. были сброшены в тартар и находились там под стражей сторуких, выведенных Зевсом из тартара (Hes. Theog. 675-740). Среди детей К. выделяется его сын от нимфы Филиры – мудрый кентавр Хирон. По орфической традиции К. примиряется с Зевсом и правит на островах блаженных, отсюда возникло понятие о царствовании К. как счастливом и благодатном времени. Народная этимология сблизила имя К. с наименованием времени – Хроносом (Xronos). См. рис. В римской мифологии К. известен под именем Сатурна, который воспринимался как символ неумолимого времени. К. были посвящены празднества кронии, в Риме – сатурналии, во время которых господа и слуги менялись своими обязанностями и воцарялось безудержное веселье карнавального типа.


Лит.: Wilamowitz-Moellendorff U. von, Kronos und die Titanen, B., 1929; Marot K., Kronos und die Titanen, “Studi e materieli di storia delle rehgioni”, 1932, t. 8; его же, Die Trennung von Himmel und Erde, “Acta antiqua Academiae scientiarum Hungaricae”, 1951, t. l, s. 35-63; Staudacher W., Die Trennung von Himmel und Erde. Ein vorgriechischer Schцpfungsmythus bei Hesiod und den Orphikern, Tьbingen, 1942.

А. Ф. Лосев [Мифы народов мира. Энциклопедия: Кронос, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 4182 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 19 Словарь)]

Источник: www.symbolarium.ru

Хронос бог

Имя первого верховного ведийского бога Варуна, записанного в Риг-Веде, известно в древнегреческой мифологии, как первое титаническое божество Уран — бог неба, супруг Геи (Земли). Имя бога Варуны, древнегреческого бога Урана происходят из ведического санскрита Риг-Веды, где префиксы: pir-, piro-, per-, pra- значит «первый», «первородный».


Детьми «первородных» древнегреческих богов титанов Урана и Геи, были бог Времени — Хронос (др.греч. Χρόνος от χρόνος — время) или Крон (др.греч. Κρόνος), воцарившийся в Космосе, и Великая Мать богов Рея (греч.΄Ρέα, ΄Ρεία, Κυβέλη – Кибела) — богиня Земли и плодородия.

Хронос бог

Древним атрибутом бога Хроноса был серп — это говорит о том, что по своей природе бог Хронос (Хрон), как и этрусский бог Харун (этрус. Хarun; позднее Хaru; лат. Charun — Чарун, Карун) , атрибутом которого был двусторонний ритуальный топор — лабрис, являются «жнецами» человеческих душ, сборщиками урожая, подводящими итог жизненного пути каждого человека. Хронос отмерял Время жизни человеческой, и обрезал нить жизни серпом, а этрусский Хорун — лабрисом. У римлян функции Хроноса выполнял бог Сатурн, этрусского Сатре — «сеятель», «спаситель».


Этимология имени Кронос в др.-греч. Κρόνος происходит от *Kranao — «отсекать, пожинать», отсюда происходит слово кранос (грано) — зерно, то есть Кронос — бог «сеятель и собиратель урожая». Тем не менее, народная этимология сблизила бога Крона с Хроносом — богом Времени, собирателя урожая времени жизни человека.

Отец Кроноса «первородный» Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей-титанов, возвращал их снова в недра Земли — Гея, изнемогавшая от бремени Гея, уговорила младшего сына Кроноса (Хрона), оскопить «первородного»  бога титана Урана. По легенде, Кронос оскопил Урана серпом, стал верховным богом неба, после этого Кронос забросил свой серп (греч. Σέρπ) в море у мыса Дрепано ( др.греч. Δρέπανο— серп;  Drepănum, Drépanon) в Ахайе. Этот серп хранился в пещере в Занкле.

Ферекид Сиросский, автор Семикнижия, считал, что не стареющий бог времени Хронос (др.-греч. Χρόνος — «время»)  или Кронос (др.-греч. Κρόνος) породил из Эфира и Хаоса три стихии — Огонь, Воздух и Воду. В  древнегреческой мифологии  Хоры, Горы (др.-греч. Ὥραι — «Времена») были богини «Времён года».Хронос бог

Семя бога Хроноса в серебряном яйце было спрятано в тайнике Времени, из его семени произошла Земля и поколение первых богов, обитающих на Олимпе. Возможно, хранителем божественного семени было каменное яйцо — Омфал (др.-греч. ὀμφαλός — пуп), хранится в археологическом музее в Дельфах Омфал украшен переплетёнными изображениями символов божественной власти — двойной ваджрой.  Нестареющий бог времени Хронос иногда именуется Драконом-Змеем.

Возникают прямые аналогии с известным персонажем древнерусских сказок, пожирающим людей, Бессмертным треглавым Змеем-Горынычем, драконом, хранящим свою жизнь в яйце и в серебряном ларце.

По словам Гесиода, в мифологии древних греков сохранились предания о том, что те давние временах, когда «владыкою неба» был Хронос (Крон), люди жили, как боги «со спокойной и ясной душою, не зная ни горя, не зная трудов». 

Хронос бог

В греческой мифологической истории это был «золотой век» человечества, когда Рай (богиня Рея – Ирий — рай) царил на Земле. Гомер писал о Рее, как о богине, живущей в «непринужденности» и потоке времени.Хронос бог

Богиня Рея — «великая мать богов» была олицетворением плодородия, изобилия, материнства, рождающая неиссякаемые потоки вод, молока и сопровождающая человека от рождения до смерти.

Другие имена Реи (лат. Rheia, Rheiе, Rheе) — Бримо (лат. Brimo), Берецинтия (лат. Berecyntia; рус. Берегиня), Кибела – «великая мать богов», Агдистис (Agdistis), скифская змееногая богиня Апи, Диндимена (Dindymene), по названию горы Диндим, у города Пессинунт, где находился её храм.

У древних фракийцев богиня Рея — «великая мать богов» была известна под именем Бендис (Bendis) или Котис (Cotys – «роженица», или богиня Геката), и идентифицировалась с греческой Деметрой. (Strab. x. p. 470).

Несомненно, остров Крит был самым ранним местом поклонения богине Рее — «великой матери».

Древнегреческий историк Диодор Сицилийский (греч. Διόδωρος Σικελιώτης, лат. Diodorus Siculus) , живший в 1 веке до нашей эры, видел в окрестности Кноссуса (Cnossus), на Кипре священное место, где когда-то стоял храм богини Реи, которой поклонялись так, как впоследствии поклонялись богине Кибеле (Euseb. Chron. p. 56; Syncell. Chronogr. p. 125).

Хронос бог

На острове Крит во дворце царя Миноса в Кноссе найдено множество статуэток Великой Матери-земли, богини-повелительницы змей, символизирующих подземное царство. Языческая богиня Великая Мать изображалась с поднятыми вверх рукам.

В Крито-микенских текстах встречается надпись: te-i-ja ma-te-re («те-и-е ма-те-ре» — «то и есть Матерь богов»);  надпись: «Ti-sy-roi» — «ти-се- Рои» — «Ты есть Рея». 

Мать Зевса богиня Рея — Верховная (микен. О-ре-и = o-re-i = горы: orei -‘в горах’, (ср. о-re-a) = orehās; О-ре-та = o-re-ta  (др. греч. Ορος — ‘гора’).

В Северном Причерноморье скифы, говорящие на наречиях индоевропейской группы языков, называли Великую Мать богов — Апи,   минойцы на Крите называют Афи — Афина, и Аси-раи — Asirai —  Апи-Рея, «рай, в руках Матери».

В микенском языке имя богини Реи упоминается и, как «А-ро-а = a-ro-a»; «А-ро-е = а-ro-е»; «А-ро-йо = a-ro-jo», что означает «Арий, Арья, Арийская» — и в словаре ведического санскрита имеет значение «arioa, arioes» — превосходный, лучший, хороший; (греч. аристос — αριστος -‘превосходный, самый лучший’; айяфос — αγαθός -‘хороший’).

Имя минойской богини Апи-Реи, или Аси-раи, может являться эквивалентом санскритского имени бога — Асура, авестийского — Ахура, скифской богини — Апи, эллинской — Афины.

Хронос бог

Двойной топор, найденный в пещеры Аркалохори на Крите, изготовлен из тонкого листа золота, относится к позднему минойскому периоду, и датируется 1550-1500 гг. до н.э. Хронос богНа одном лезвии топора были вырезаны четыре символа в Минойском линейном письме-A (Linear A).

Исследователи считают, что надпись является посвящением Великой Матери-богов, золотой лабрис хранился в священной пещере как жертвоприношение богине.

Минойские надписи на золотом лабрисе из Аркалохори были изучены Николаосом Буфидисом, вскоре после дешифровки Линейного B, Майклом Вентрисом в 1952 году и прочитаны как I-DA-MA-TE

Подобные надписи с именем богини матери были найдены на каменной вазе из святилища в «Aghios Georgios sto Vouno» в минойским поселением, в гавани Кастри на острове Китера рядом с Критом. Хронос бог

Надпись (KY Za 2) на лабрисе можно прочесть, как DA-MA-TE, она также посвящена Великой Матери-богине Минойского Крита.

Холм, где находится священная пещера со времен неолита, оставался местом поклонения Великой Богине Матери на протяжении всего минойского, греческого, римского и эллинистического периодов. До сегодняшнего дня холм и пещера остаются местами поклонения. Символика Древа Жизни указывает на женское божество — Великую богиню Мать.

Мать-богиня Минойского Крита продолжала получать приношения даже после того, как рухнули каменные своды пещеры над южным входом.

Одним из имён богини Кибелы (греч. Κυβέλη, лат. Cybele – Цибела, Сибера, Сибирь) было — «Великая мать богов» или «Великая мать» (лат. Magna mater, Megale meter).

Львы изображались слева и справа от её трона, или Великая богиня Мать-Рея-Кибела правила колесницей, запряженной львами, или её изображали со львом на руках.

Хронос бог

В честь «великой матери» богини плодородия Кибелы жрецы устраивали мистерии с особыми обрядами самоистязания, омовением кровью жертвенных животных (быков или баранов) и многодневными оргиями с опьяняющими напитками и плясками.

Хронос бог

Культ «великой матери» Кибелы долгое время почитался во многих других странах античного мира, в Греции, в Малой Азии: во Фригии, у горы Иды, в Лидии, Вифинии и Галатии, наряду с широко распространёнными культами Митры и Исиды.Хронос бог

По ассоциации с богиней Реей, Кибелу сопровождали её спутники куреты, корибанты и кабиры, позднее связанные с культами богини земли — Деметры и её дочери Персефоны (рус. Пересева), похищенной Аидом, и унесённой в подземное царство до весны, когда Аид отпускал её, и Персефона «прорастала» сквозь землю и появляясь зелёными ростками на свет Божий.

Куреты – малые божества, возникшие в крито-микенский период истории Греции, связанные, вероятно, с плодородием и растительностью.

Корибанты – греческое название фригийских жрецов Кибелы, в танце достигающих того же экстаза, что и менады в свите Диониса.

Кабиры – фригийские боги, дающие защиту и берегущие от опасности.Хронос бог

Во время экспансии Рима на восток культ Кибелы стал государственным культом во всей Римской империи, в 204 году до н. э. в конце второй Пунической войны.  Напуганные часто повторяющимися дождями из камней, римляне обратились за помощью к Сивилльским оракулам (оракулам Сивиллы, Сибилы, Кибелы), и те пообещали Риму избавление от всех несчастий с помощью «Великой Матери» из храма у горы Иды.

Греческий историк и географ Страбон (греч. Στράβων; ок. 64 год до н. э. — ок. 24 н. э.) упоминает о том, что в городе Пессинуте у подножия гора Диндим, находился огромный храм Кибелы, где богиня восседала на чёрном камне (метеорите). Именно, этот священный престол фригийской богини Кибелы был с большими почестями доставлен в римский портовый город Остия в начале апреля 204 года до н. э.

Хронос бог

Фонтан богини Кибелы в Мадриде. Священным животом Богини Земли Реи был Лев – Царь зверей, а священным деревом – дуб. (Apollon. Rhod. і. 1124).

С 1 века до н. э. в римском культе Кибелы появились жертвоприношения быков (тавроболии) и баранов (криоболии). Кровью жертвенных животных обрызгивали поклоняющихся, чтобы обеспечить физическое возрождение. Хронос богПосле жертвоприношения быка, поклоняющиеся выходили из вырытой в земле ямы, обрызганные кровью, и считались возрождёнными и очищенными.

На горе Спил в западной Анатолии сохранилось высеченное в скале изображение Кибелы и двух львов, датируемое примерно 13 веком до н. э.  О храме Кибелы в Сардах упоминает в «Истории» Геродот.

В Афинах храм матери богов Реи Кибелы в Олимпии называется Метроон (греч. Μητρω̃ον), видоизменённое произношение слова «матрона» — мать.

В болгарском прибрежном городке Балчик в 2007 г. нашли хорошо сохранившийся подземный храм Кибелы римского периода. Одна из археологических находок – метровая статуя богини Кибелы с львенком на коленях.Хронос бог

Античное искусство представляло богиню Рею (Кибелу, Деметру) в виде дородной богато одетой матроны, сидящей на троне, и окружённой львами или в колеснице, запряженной львами. Голову богини Реи (Кибелы) украшала высокая корона с зубцами, в руках она держит тимпан, ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания и скипетр или  колосья.

Богиня Рея, как и Кибела, связана с полным циклом жизни человека – «Великая Мать» даёт жизнь, присматривает за своими детьми в течение всей жизни, а когда приходит время, она забирает своих детей из жизни, принимая их с распростёртыми объятьями и охраняя их могилы.Хронос бог

«Великую Мать» изображали в склепах с поднятыми вверх руками, готовыми к объятиям и к приёму душ усопших.

Источник: ru-sled.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.