Греческий бог искусства



В древнегреческой мифологии лучезарный и златокудрый Аполлон — бог света, наук и искусств, бог-врачеватель, предсказатель будущего, олицетворял собой солнце. Он родился на острове Делос, где нашла себе приют его мать Латона, за которой гнался посланный разгневанной Герой дракон Пифон. До появления Аполлона остров Делос был мрачным, неприглядным и пустынным. Но с рождением Аполлона все кругом просветлело, проросла зелень, появились цветы, запели птицы. Вся природа радовалась рождению нового солнечного бога.

БОГ ИСКУССТВА И ЛЮБВИ

Он был совершенно юным, но в нем уже чувствовалась сила. Аполлон был не только красив, но и талантлив. Он так играл на кифаре — музыкальном инструменте, подобном лире, что заслушивались птицы. Он мог постоять за себя и других, за плечами у него находился серебряный лук и колчан с золотыми стрелами.


Первым делом Аполлон решил отыскать ущелье, в котором скрывался страшный дракон Пифон. Юный бог жаждал отомстить за преследование матери, за все то зло, что он причинил ей. Аполлон летел над островом и вдруг заметил ущелье, по дну которого несся пенный поток. Это гигантский Пифон выполз из своего логовцща и погнал воду. Все живое скрывалось от него: рыбы уплывали, птицы улетали, а животные разбегались. И тут Пифон поднял голову и заметил кружившегося над ним юного бога. Он поднялся, раскрыл пасть, хотел уже проглотить Аполлона, но тот оказался проворнее. Он пустил в открытую пасть дракона свои золотые стрелы. Они впились в горло, глаза, тело Пифона. От них не было спасения, и вскоре дракон бездыханным свалился на землю.

Аполлон заиграл на кифаре победную песнь, спустился и выкопал большую яму. Туда он спихнул тело поверженного врага. И сразу вокруг стало светлее, снова запели птицы, приплыли рыбы, все живое вернулось на свои места. Эта местность называлась «священные Дельфы». Здесь Аполлон основал святилище и оракул, чтобы люди приходили сюда и от прорицателя узнавали волю богов, и прежде всего громовержца Зевса.

Тогда же с высокого берега Аполлон увидел в море корабль, тотчас превратился в дельфина и бросился в волны. Он доплыл до корабля и сияющей звездой взлетел на него. Он словно лучезарный маяк светил и вел корабль к острову Делос. Спустившись на берег, Аполлон принял свой прежний вид, заиграл на кифаре и привел моряков в священные Дельфы. Они стали первыми жрецами его святилища.


Но победа над драконом Пифоном не прошла для Аполлона бесследно. Когда он стоял над поверженным драконом, то появился юный бог любви Эрот. Юнец натягивал лук и целился в Аполлона.

— Уж не хочешь ли ты поразить меня своей стрелой? — с улыбкой спросил его Аполлон.— Или ты хочешь сравниться со мной, со стреловержцем? Разве ты не видел, что я только что убил стрелами Пифона?
— Да, видел,— ответил Эрот.— Твои стрелы, лучезарный Аполлон, действительно не знают промаха, ты можешь поразить любого, а тебя никто. Но только моя стрела может поразить тебя, запомни это.

Сказал так Эрот и взлетел на высокий Парнас, обиталище Аполлона и его муз. Там на вершине он вынул из колчана две стрелы. Одну из них, ранящую сердце и вызывающую любовь, он направил в Аполлона и пустил ее, другую, убивающую любовь, он направил в сердце нимфы Дафны — дочери речного бога Пе-нея, которая после этого дала обет сохранить целомудрие.

Вначале Аполлон не заметил, что его сердце поражено любовной стрелой. Жил, как и прежде, не унывал. И вдруг возле ручья он встретил прекрасную нимфу Дафну, и его сердце тотчас затрепетало, в нем вспыхнула любовь. Дафна тоже увидела прекрасного бога, но ее сердце забилось от страха, и она бросилась от него прочь. Аполлон погнался за ней.


— Остановись, прекрасная нимфа, не бойся меня, я не причиню тебе зла. Обернись, посмотри на меня, я же бог Аполлон, сын великого громовержца Зевса,— кричал он.
Все слышала Дафна, но не хотела останавливаться. Не было в ее сердце любви. Аполлон же припустился и уже почти нагнал ее. Обессилев, упала на землю Дафна, взмолилась о помощи, обратилась к своему отцу:

— Отец Пеней, вспомни обо мне! Пусть расступится земля и поглотит меня. Я не хочу любви Аполлона. Сделай меня растением!
Только произнесла она эти слова, как ее руки и ноги одеревенели.  Покрылись ветками, на которых выросли пахучие вечнозеленые листья. Она стала лавром. Долго стоял Аполлон у лаврового дерева, которое еще несколько мгновений назад было прекрасной нимфой.

— Ты ушла, Дафна, и с тобой ушла моя любовь,— огорченно произнес он.— Пусть венок из твоих вечнозеленых листьев украшает мою голову и напоминает о тебе. Пусть никогда не вянет лавр, пусть вечно останется зеленым.

И на голове Аполлона появился красивый лавровый венок как напоминание о несбывшейся любви.

Победа над Пифоном принесла Аполлону еще одно огорчение, правда не столь сильное, как неудавшаяся любовь. Его отец громовержец Зевс повелел ему искупить свой грех — убийство Пифона и пролитие крови — службой простым пастухом у благородного царя Адмета. Аполлон не стал возражать. Он не чурался любой работы, и ему нравилось пасти стада.


Аполлон садился на землю, доставал свою золотую кифару или тростниковую флейту и начинал попеременно играть на них. Его мелодии были столь чудесны, столь нежны и притягательны, что ими заслушивались все звери, не только домашние, но и дикие. Из леса выходили свирепые львы и пантеры, они спокойно приближались к стаду, их никто не пугался, никто не прогонял, и они ни на кого не нападали. Едва заслышав звуки флейты, с гор сбегали олени и серны. В природе царила полная гармония.

Радовался такому удачливому пастуху и сам царь Адмет. Поголовье его стад многократно увеличилось, больше приносило оно молока, шерсти, мяса. И все это сделал златокудрый бог. Восемь лет прослужил Аполлон у царя Адмета простым пастухом. Он искупил свой грех прекрасной работой и скоро снова вернулся в Дельфы, в которых жил весной и летом. Когда наступала осень, когда желтели листья и начинал дуть холодный ветер, Аполлон на своей колеснице, запряженной белыми лебедями, уносился в страну гипербореев, где проводил всю зиму.

Когда же в Дельфах наступала весна, все зеленело и начинали петь птицы. Аполлон возвращался из страны гипербореев в Дельфы, чтобы прорицать людям волю громовержца Зевса в своем святилище.
Аполлон также любил водить хороводы с девятью музами, юными, прекрасными дочерьми Зевса и богини памяти Мнемосины: Каллиопой — музой эпической поэзии, Эвтерпой — музой лирики, Эрато — музой любовных песен, Мельпоменой — музой трагедии, Талией — музой комедии, Терпсихорой — музой танцев, Клио — музой истории, Уранией — музой астрономии и Полигимнией — музой священных гимнов.


Торжественно гремел их хор, вся природа внимала их божественному пению, и боги забывали раздоры, мир и тишина воцарялись на Олимпе. Когда же Аполлон весело ударял по золотым струнам кифары, тогда музы, хариты, богини затевали веселый хоровод. Залитые потоками золотого света, плясали юные боги под звуки кифары Аполлона.

Источник: 100legend.ru

      В «Илиаде» Гомера музы уже связываются с Аполлоном, богом гармонии, божественного порядка и искусства. Они уже поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое прекрасное, светлое, мудрое, включая искусства, науки и мораль.
      Перейдя из Пиерии в Дельфы и обосновавшись на Геликоне, музы уже навсегда становятся ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. На пирах у Олимпийцев он играет на лире в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Они символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к солнцу, к свету и к истине.
      Муз называли также кормилицами и спутницами Диониса, в празднествах которого они участвовали.


поэтому они связаны со священной силой мистического энтузиазма, внутреннего огня и вдохновения, которая позволяет преодолеть все преграды на пути к осуществлению живущей в сердце мечты и рождает способность зажигать все вокруг ее светом.
      Культ почитания муз распространился по всей Греции. Им дали множество имен, связанных с местами, где их особенно любили: пиериды, геликониды, парнассиды, касталиды, царицы Геликона, парнасские сестры. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей», «музыка»). Так, в Афинах, к юго-западу от Акрополя, находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам, богиням обучения.

      Сохранились свидетельства о том, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В нем были девять мраморных статуй, а посередине стояла закутанная в покрывало Гестия, хранительница божественного огня; левой рукой она защищала пламя очага, другой указывала на небо. В святилище Пифагора она олицетворяла божественную науку, или Теософию. Окружавшие ее музы носили имена тех наук и искусств, которым покровительствовали. Урания наблюдала за астрономией и астрологией. Полигимния владела наукой потусторонней жизни души и искусством прорицания. Мельпомена представляла науку жизни и смерти. Эти три музы вместе олицетворяли всю космогонию, или небесную физику. Каллиопа, Клио, Эвтерпа символизировали психологические науки — медицину, магию и мораль. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных. Так в образах муз перед учениками появлялись все науки, существующие во Вселенной. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам.


Сафо       Говоря о музах, невозможно не вспомнить Сафо, самую известную поэтессу древней Эллады, жившую во второй половине VII века до н.э. На острове Лесбос, одном из семи священных островов Греции, посвященном Аполлону и Дионису, Сафо основала школу, куда стекались девушки для получения музыкального и поэтического образования со всей Греции, из Малой Азии, с островов Архипелага. Они обучались игре на лире, пению, стихосложению, танцам.

      В школе Аристотеля Перипатос тоже был алтарь со статуями муз. Знаменитый Александрийский музей, основанный Птоломеем I, был также посвящен музам.
      Мусейоны были еще во многих местах Греции: в Олимпии, Коринфе, Трезене. У римлян соответствующими музам богинями-покровительницами стали Камены («поющие», «предсказывающие»).


Греческий бог искусства

      На протяжении всей истории Древней Греции, а затем и Древнего Рима, в эпоху средневековья и особенно Возрождения, в последующие времена лучами яркого солнечного света отмечены моменты, когда люди снова и снова обращались к великим принципам девяти муз.

«Вы, о пестуньи Души…»

      Музы сопровождали человека во все важные моменты жизни, такие как рождение, смерть, любовь и брак, творчество, выбор пути и предназначения — в моменты, когда решалась его судьба. Они всегда отмечают своим присутствием священные моменты рождения нового.
      Начиная с периода архаики изображения хоровода девяти муз встречаются на саркофагах: греки считали, что музы вместе с нереидами (нимфами моря) сопровождают души умерших на небесный остров Счастливых. Считалось также, что они обладают даром предсказания и предвидения будущего и связаны с тем, что ждет впереди.

Греческий бог искусства
      Представляя собой все науки и искусства, музы символизируют те силы, сокровенные потенциалы, которые сокрыты в человеке и должны пробудиться в течение его жизни. Они связаны со способностью души прикоснуться к Вечности и принести с собой воспоминание о ней, придав ей форму стихов, музыки, гимнов, священных танцев.


Греческий бог искусства       Впереди — долгая дорога.
      А мы — встречались ли мы в своей жизни с этими таинственными и прекрасными гостьями? И если встречались, то когда?
      Может быть, той весной, когда к нам пришла первая любовь, и казалось, что все вокруг расцвело прекрасными цветами, хотя землю еще покрывал снег? Или тогда, когда мы решили, что нашли, наконец-то любимое дело, которым хотели бы заниматься всю жизнь? Тот благословенный момент, когда в нашем сознании возникает первый, еще нечеткий, образ того, о чем или о ком мечтаем, древние греки называли посещением музы. С этого мгновения мечта поселяется в нашем сердце, и мы уже понимаем, что не можем жить без нее. И начинается долгий путь к мечте, путь проб и ошибок, но это и путь к гармонии и свету Аполлона, к встрече с самыми дорогими людьми. И с того самого первого мгновения вдохновения спутницы Аполлона и Диониса не оставляют того, кто эту дорогу выбрал.
Что ж — в добрый путь, и да пребудут с вами музы!



Смотреть на YouTube:

_______________________________

* Плектр — пластинка с заостренным углом, посредством которого извлекаются звуки при игре на некоторых щипковых инструментах.

** Касталия (греч.) — нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Спасаясь от преследований Аполлона, Касталия превратилась в источник у горы Парнас — Кастальский ключ, в водах которого очищались паломники, направлявшиеся в Дельфы. Кастальский ключ — источник вдохновения.

*** Геликон— гора в средней Греции (на юге Беотии), где, согласно греческим мифам, обитали музы. На Геликоне находился источник Иппокрены, или Гиппокрены, возникший от удара копыта крылатого коня Пегаса. Поэтому Геликон — это место поэтического вдохновения.

Источник: www.newacropol.ru

Бог неба

Имя бога неба – Уран. Он относится к самому древнему поколению богов. Появился он не то от Хаоса, не то от Гемеры, не то от Офиона. Все мифы по-разному представляют его рождение. Однако все сходятся на том, что именно Уран первым начал править миром.

Самой яркой чертой этого божества была неимоверная плодовитость. Его жена Гея рожала ребенка за ребенком. Но вот детей Уран не любил. И он засовывал их обратно в лоно жены.

В конце концов Гее это надоело, и она составила коварный план по свержению супруга. Вложив в руки своего сына Кроноса острый серп, она спрятала его в укромном месте и научила тому, что надо делать.

Когда любвеобильный супруг, по своему обыкновению, возлег на брачное ложе, Кронос выскочил из укрытия и оскопил отца. Сам же детородный орган тирана Кронос выбросил на землю. Плодовитость Урана была столь велика, что из каждой капли его крови, упавшей на землю, рождались великаны и богини. Так появились эринии и Афродита.

Отвергнутый женой, детьми и подданными

Вместе с мужским достоинством Уран потерял и свою власть, которая перешла к восставшему против него Кроносу. Согласно сказаниям Евгемера, опальный верховный бог погиб в океане и был похоронен в обычной крепости.

До сих пор археологи не обнаружили ни одного храма, который был бы посвящен Урану. Хотя древнегреческие боги, список которых весьма внушителен, всегда отличались наличием преданных поклонников. А вот в данном случае не осталось даже изображений Урана. Даже в мифах, невзирая на его положение верховного правителя, Урана описывают как второстепенного персонажа. И только в одном литературном произведении – «Теогонии» – этот бог описан более-менее подробно.

Дарующий свет

Древнегреческий бог солнца, Гелиос, также относится к наиболее древнему поколению небожителей. Он значительно старше олимпийских богов и принадлежит к семье титанов. Но в отношении поклонников ему повезло гораздо больше, чем злополучному Урану. В честь Гелиоса строили храмы и возводили статуи. Одно из семи чудес света – Колосс Родосский – изображало именно этого бога.

То, что гигантская бронзовая статуя, достигающая в высоту 36 метров, была сооружена именно на Родосе, явление не случайное. Дело в том, что этот остров считался личным владением Гелиоса. По преданию, в то время, как другие древнегреческие боги делили между собой земные владения, он не оставил свой пост в огненной колеснице, шествующей по небосводу. Поэтому он сам извлек для себя остров из морской пучины.

Завидное место в генеалогическом дереве

Своим происхождением лучезарный бог мог гордиться по праву. Его отцом был титан Гиперион (поэтому в мифах он иногда выступает под прозвищем Гиперионид), а матерью – титанида Тейя. Родными сестрами Гелиоса были богиня луны, Селена, и богиня зари, Эос. Хотя в отношении последней иногда встречаются разночтения. Некоторые античные авторы называют Эос не сестрой, а дочерью бога.

Древние греки изображали Гелиоса прекрасным мужчиной с атлетическим телосложением. Каждый день он начинал с того, что выводил небесную колесницу, которую влекли за собой белоснежные крылатые кони. Имена удивительных животных были под стать их облику – Молния, Гром, Свет и Блеск. Пройдя привычный путь по небосводу, к вечеру Гелиос торжественно спускался в западные воды океана, чтобы наутро опять начать все заново.

Древнегреческий бог искусства

Эллины издавна считались почитателями всего прекрасного. До сих пор эталоном мужской красоты у них выступает Аполлон – древнегреческий бог, покровитель искусства и предводитель девяти муз. Поэты, живописцы и музыканты на протяжении сотен лет черпали вдохновение из этого образа. Однако несмотря на впечатляющую внешность и весьма близкое родство с богиней любви (она была его родной сестрой), Аполлон далеко не всегда добивался взаимности от своих избранниц и избранников.

В свое время его отвергли богини Кибела, Персефона и Гестия. А нимфа Дафна предпочла навсегда обратиться в растение, чтобы избежать недвусмысленных ухаживаний Аполлона. Да и простая смертная царевна Кассандра не прельстилась его сладкими речами. Что касается Корониды и Марпессы, то они буквально при первой же возможности променяли общество златокудрого божества на развлечения с другими партнерами.

Однако сколь внушительным ни выглядит вышеприведенный перечень, любовных побед у Аполлона было несоизмеримо больше. Кроме огромного количества покоренных им женщин, литературоведы насчитывают более двадцати юношей, состоявших с ним в романтических связях. И как минимум один молодой мужчина – Левкат – отказался от предложения стать возлюбленным златокудрого бога.

Даритель достатка

Если имена Аполлона, Гелиоса и даже Урана и по сей день у людей на слуху, то вопрос о том, как назывался бог богатства в древнегреческой мифологии, наверняка многих поставит в тупик. Он не так уж и часто встречается в мифах, да и храмов ему, похоже, не строили. Хотя в изобразительном искусстве греческий бог богатства предстает даже в нескольких ипостасях – и младенцем, и старцем, и даже одним из стражей ада.

Плутос родился от союза Деметры (богини плодородия) и Иасиона (бога земледелия). А так как в прежние времена богатство напрямую зависело от урожая, подобное сочетание и породило покровителя богатства. Каждый смертный, который хоть чем-нибудь угождал богине Деметре, автоматически подпадал под опеку Плутоса.

Иасион погиб от руки Зевса, который приревновал к нему Деметру. А самого Плутоса уже в зрелом возрасте Зевс ослепил, чтобы тот не делал различий между честными и нечестными людьми, одаривая богатством. Однако бог богатства в древнегреческой мифологии не остался слепым навсегда. Спустя какое-то время его исцелил великодушный Асклепий.

Боги ветров в мифологии

Прямыми потомками древних титанов были и братья-ветры Борей, Зефир и Нот. Их родителями стали Астрей и Эос – бог звездного неба и богиня зари соответственно. Борей управлял сильным северным ветром, Зефир – западным, а Нот – южным. Гомер упоминает еще и Эвр – восточный ветер. Однако его происхождение неизвестно и сведения о нем весьма скудны.

По преданию, Борей жил на вершине горы Гемм, которая находится во Фракии. В его жилище также хранились запасы холода и мрака. Сам древнегреческий бог ветра описывался крепким старцем с длинными седыми волосами и пышной длинной бородой. За спиной у него простирались мощные крылья, а вместо ног Борей располагал несколькими змеиными хвостами.

Самой известной историей с участием этого персонажа является рассказ о похищении дочери афинского царя – Орифии. Борей полюбил эту девушку и много раз обращался к ее отцу с просьбой позволить им пожениться. Однако царь Эрехтей вовсе не был в восторге от перспективы заиметь такого зятя. Поэтому он раз за разом отказывал Борею, приводя множество туманных и невнятных отговорок.

Как свидетельствует древнегреческая мифология, боги привыкли получать желаемое. Поэтому Борей, не мудрствуя лукаво, попросту выкрал приглянувшуюся Орифию и овладел ею безо всякого бракосочетания. И хотя о подробностях их взаимоотношений история умалчивает, доподлинно известно, что для бога ветра это был никак не сиюминутный порыв. Ведь Орифия успела родить ему четверых детей – двух сыновей и двух дочерей.

Однако эротические интересы Борея отнюдь не ограничивались одними лишь миловидными девушками. Однажды он, обернувшись статным жеребцом, за один день покрыл двенадцать отборных кобыл из трехтысячного табуна, принадлежавшего Эрихтонию. Вследствие этой связи на свет появилась дюжина жеребят, способных скакать прямо по воздуху.

Покровитель торговли и плутовства

Древнегреческий бог торговли — Гермес — описан в целом ряде мифов. Он является официальным вестником от других богов, часто помогает героям и периодически устраивает мелкие, однако незлобные пакости верховным богам просто ради того, чтобы пошалить. Например, он крадет меч у Ареса, лишает Аполлона любимого лука со стрелами и даже ворует скипетр у самого Зевса.

В иерархии олимпийских богов Гермес занимает почетное положение благодаря своему происхождению. Его мать — Майя – самая старшая и самая прекрасная из семи сестер (Плеяд). Она была дочерью титана Атланта (того самого, который в наказание за участие в бунте был вынужден держать на плечах звездный небосвод) и океаниды Плейоны, дочери титана Океана. Майя приглянулась любвеобильному Зевсу-громовержцу, и он, улучив минутку, пока Гера спала, совокупился с Плеядой, которая и родила от этого союза Гермеса.

Приключения хитроумного бога начались еще с колыбели. Узнав каким-то образом о том, что Аполлон владеет большим стадом коров, Гермес решил их украсть. Его задумка была блестящим образом исполнена. Причем для того, чтобы сбить со следа преследователя, не по годам развитый хитрец приладил к копытам коров сандалии. Стадо Гермес спрятал в пещере на острове Пилос, а сам вернулся домой.

В конце концов Аполлону все-таки удалось выяснить, что его стадо гнал какой-то маленький мальчик. Он сразу же догадался, чьих рук это проделки, и отправился прямиком к Майе. В ответ на обвинения Аполлона ничего не подозревающая мать лишь растерянно показала ему на колыбельку, в которой спокойно лежал завернутый в пеленки Гермес. Однако на этот раз Аполлон не дал себя провести. Он забрал малыша и отнес его к Зевсу.

Первая сделка Гермеса

Аполлон попросил отца разобраться со сводным братом. Древнегреческие боги часто прибегали к его помощи при решении спорных вопросов. Однако как ни расспрашивал Гермеса грозный Зевс, тот все отрицал. И только настойчивость Аполлона позволила выбить правду из юного шалуна. А может быть, это был тот самый первый раз, когда Гермесу просто захотелось похвастаться своей ловкостью. Шутка ли – провести самого Аполлона!

Рядом с пещерой, в которой юный Гермес спрятал украденное стадо, жила большая черепаха. Мальчик убил ее и сделал из панциря первую лиру. Струнами для этого инструмента послужили тонкие и прочные кишки нескольких зарезанных им коров.

Пока Аполлон осматривал свое стадо, Гермес, зная трепетное отношение своего божественного брата к музыке, сел у входа в пещеру и как бы невзначай заиграл на изобретенном им инструменте. Очарованный звуком лиры Аполлон предложил отдать всех своих коров за этот инструмент. Только этого Гермес и добивался. Он с готовностью пошел на сделку, а выпасая стадо, стал играть на свирели. Аполлон захотел заполучить и этот необычный инструмент, а взамен предложил брату свой волшебный жезл, имеющий силу мирить врагов.

Впоследствии Гермес стал богом торговли, а заодно и плутовства с воровством. Но даже его нечестные дела всегда проводились с налетом юмора и шаловливости, за что его и любили поклонники. А жезл, выменянный у Аполлона, стал неотъемлемым атрибутом Гермеса. Вторым значимым предметом его сверхъестественной экипировки являются крылатые сандалии, выполненные из золота и имеющие силу перенести его в любое место на земле живых, в царстве мертвых и в небесной обители богов.

Искусный изобретатель

Но Гермес не только баловался. Согласно верованиям греков, именно он изобрел письменность. Первые семь букв алфавита он придумал, наблюдая за полетом журавлей. Ему же приписывается и изобретение чисел, а также единиц измерения. Всему этому Гермес научил людей, за что и получил их почитание и благодарность.

Более всего этот бог известен как посланник Зевса. Кроме этого, по собственной инициативе Гермес очень часто бескорыстно помогал разным героям. Благодаря ему были спасены невинные Фрикс и Гелла. Он помог Амфиону построить стены города, а Персею подарил меч, которым тот смог одолеть Медузу. Одиссею Гермес поведал о тайных свойствах волшебной травы. И даже бога войны он спас от злонамеренных планов Алоадов.

Древнегреческий бог войны

Арес был сыном Зевса и Геры. Но отец не любил его и не скрывал своего отношения. А у простых смертных, в чьи жизни древнегреческие боги частенько вмешивались, само имя Арес вызывало холодящий кровь ужас. Ведь он был не просто богом войны (его сестра Афина Паллада тоже считалась богиней войны, но справедливой и честной), а вдохновителем жестокой резни и бессмысленных убийств. Для Ареса война была нужна просто ради пьянящего аромата схватки и свежей крови. А по какой причине разгорелось сражение, было делом второстепенным.

Но хотя сущность этого бога была для других отвратительной, изображают его весьма приятным мужчиной без тени уродства. Да и романтические чувства были не совсем чужды этому вдохновителю войн. Арес влюбился в саму богиню любви — Афродиту, которая ответила ему взаимностью. И то, что она была женой Гермеса, не помешало им зачать пятерых совместных детей.

Сочетание неистовства ярости и безрассудной влюбленности породило интереснейшее потомство. Афродита родила Аресу Эрота (бога чувственного влечения, часто называемого Эросом), Антероса, который сам отрицал возможность любви и стремился возбудить у других чувство ненависти к тем, кто их любит, Деймоса и Фобоса (ужас и страх соответственно) и дочь — Гармонию.

Такие имена древнегреческих богов, как Энио и Эрида, неразрывно связаны с деятельностью Ареса. Они являются его верными спутницами и вносят в битвы свою долю ожесточенности, ярости и кровожадности. В то время как сам Арес, собственноручно взявшись за меч, без разбора сеет вокруг себя смерть.

Развенчивание мифов

Древние греки наделили своих богов всеми пороками и добродетелями, которые видели в человеческом обществе. При помощи мифов они стремились объяснить непонятные и устрашающие природные явления и найти смысл своего существования. Понемногу первоначальные незамысловатые истории обрастали дополнительными подробностями, появлялись новые персонажи и выдвигались свежие идеи. Таким образом мировая сокровищница литературы пополнялась новыми произведениями.

Во все времена божеств и героев стремились романтизировать и идеализировать. Они выступают перед нами помощниками, защитниками и вершителями человеческих судеб. В ранних цивилизациях у каждого мальчика был свой идеал героя, которому он стремился подражать и которому поклонялся.

Но даже самые известные и положительные боги и герои древнегреческой мифологии не лишены обычных человеческих пороков и слабостей. И при ближайшем рассмотрении неизменно оказывается, что под блестящей внешностью скрывается не такая уж и привлекательная сущность. Однако этот факт никак не преуменьшает художественной ценности дошедших до нас мифов, а наоборот – позволяет лучше узнать нравы и обычаи древних народов.

Источник: www.syl.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.