Бог аид картинки


История персонажа

Глубоко под землей царствует злой и коварный бог Аид. Печальные владения его полны мрака и чудовищ. Сюда запрещен вход живым душам, а мертвые бесцельно скитаются по лугу, засаженному асфоделями, или же мучаются в вечных страданиях.

История появления и образ

В мифологии Древней Греции Аид имеет двойное значение: это и имя бога подземного царства мертвых, и сама преисподняя, куда попадают души после смерти. Царство теней в античной традиции расположено на западе, сразу за рекой Океан. Впрочем, у Гомера можно обнаружить два места, куда на покой отправляются живые существа: человеческие тени обитают в Аиде, а низвергнутые титаны – в Тартаре.

Аид – арт
Аид – арт

Аид как бог обладает богатой биографией и играет серьезную роль в мифологии. Отпрыска титана (или бога земледелия) Крона и титаниды Реи отец при рождении поглотил, как и других своих детей – Зевса, Посейдона, Геру, Деметру и Гестию. Позже Аид участвовал в первой войне богов и титанов на стороне олимпийцев, а при разделе мира встал у руля Царства мертвых.


В античности Аида чтили как владыку подземных богатств – он даровал урожай из недр земли. Такое представление появилось не случайно. Имя страшного бога боялись произносить вслух, поэтому исследователи античного эпоса считают, что второе имя, укоренившееся в 5 веке, – Плутон – тот получил благодаря подбору людьми эпитетов. В итоге Аида наделили чертами и особенностями бога богатства и плодородия Плутоса, и характеристика образа немного смягчилась.

Статуя Аида
Статуя Аида

В сказаниях у Аида есть шапка-шлем, делающая владельца невидимым, – подарок циклопов за освобождение. Безжалостный, хитрый и мрачный, подземный Зевс, как называл его Гомер, насылает на людей томительное чувство безнадежности и обреченности, с помощью меча запирает в Царстве мертвых души. Еще одна способность бога – умение оживить умершего, однако он редко использует этот дар, потому считает неправильным нарушать законы жизни.

По внешности Аид поход на Зевса. Божество представляли в виде мужчины преклонных лет с роскошной бородой. Иногда его изображали с двузубыми вилами или со скипетром, наконечник которого венчают головы трех псов. Аид имеет возможность выходить из Царства мертвых и колесит по миру в повозке, запряженной черными лошадьми.

Аид и Царство мертвых


В зрелой греческой мифологии в Царство мертвых ведут несколько троп. Души и живые гости (а таких посетителей было немало) заходят как минимум через три двери: у Тенарского мыса (Лакония), у итальянского озера Аверн и в Пилосе (на западе Пелопонеса). Через реку Ахерон, отделяющую мир мертвых от преисподней, пришельцев перевозит хмурый Харон. Теней радушно встречает трехглавый пес Цербер – запускает гостей внутрь, но уже никого не выпускает.

Цербер
Цербер

Затем душам предстоит предстать перед Миносом, Эаком и Радамантом, которые наделены полномочиями судить поступки людей. Если тяжкие грехи не обнаружены, душа делает глоток из реки Леты, навсегда забывает прежнюю жизнь и отрешенно бродит по бескрайнему полю, где цветут асфодели. Великие грешники, совершившие тяжкие преступления, обречены терпеть мучения на берегах реки Стикс. Впрочем, мученикам дается возможность вымолить прощение у жертв и тоже поселиться на лугу с асфоделями: раз в год души всплывают на озере Ахерусия, где встречаются с теми, кого обидели.


Аид правит Царством теней вместе с супругой Персефоной. Покровительницу плодородия бог однажды похитил у ее матери Деметры и насильно взял в жены. Родительницу подкосило горе из-за расставания с любимой дочерью, да так, что земля перестала приносить плоды.

Персефона
Персефона

В отчаянии богиня обратилась к Зевсу с требованием вернуть Персефону, и верховный бог приказал брату исполнить просьбу. Аид согласился, но пошел на хитрость – накормил жену гранатом, поэтому той суждено было вернуться в мрачное подземное царство. С тех пор Персефона две трети года обитает на земле, а в остальное время помогает мужу править Аидом.

Аид и другие герои мифов

Страшный бог упоминается в мифе об Орфее. Музыкант и поэт в надежде найти погибшую возлюбленную Эвридику спустился в царство мертвых. Волшебной музыкой арфы мужчина сумел покорить сердце Аида, и властелин преисподней разрешил Эвридике вернуться на землю.

В сказаниях Аид взаимодействует с россыпью персонажей. В число главных обидчиков властелина Царства мертвых вошли Геракл и Тесей.


Геракл и Цербер
Геракл и Цербер

В одних мифах сказано, что Геракл ранил Аида в плечо во время сражения за город Пилос. В других – увечье бог получил, когда бесстрашный герой, сын Зевса, явился к вратам преисподней, чтобы украсть для царя Еврисфея ужасного трехглавого охранника Цербера.

Тесей же потребовал у Аида отдать Пирифою, царю лапифов, супругу Персефону. Разгневанный властелин подземного царства не показал эмоций, решив хитростью победить обидчиков: предложил Тесею и Пирифою устроиться поудобнее на троне. Когда те уселись, то крепко к нему приросли. Позже Тесея спас Геракл, а вот царь лапифов так и остался коротать век в мрачном подземелье.

Источник: 24smi.org

ретьему сыну Кроноса и Реи, Аиду (Гадесу, Айдесу), досталось подземное царство мертвых, в которое никогда не проникают лучи солнца, кажется, по жребию, ибо кто добровольно согласился бы им управлять? Впрочем, его характер был настолько мрачным, что он не мог бы ужиться где-либо в другом месте, кроме преисподней.


Во времена Гомера вместо того, чтобы сказать "умереть", говорили "уйти в дом Аида". Воображение, рисовавшее этот дом мертвых, питалось впечатлениями прекрасного верхнего мира, в котором имеется немало несправедливого, устрашающе мрачного и бесполезного. Дом Аида мыслился окруженным крепкими воротами, самого Аида называли Пилартом ("запирающим ворота") и на рисунках изображали с большим ключом. За воротами, как и в домах богатых людей, опасающихся за свое добро, появился трехглавый свирепый и злобный сторожевой пес Цербер, на шее которого с шипением шевелятся змеи. Цербер впускает сюда всех и не выпускает никого.

У каждого хозяина такого крепкого дома на земле были владения. Ими обладал и Аид. И, конечно же, там не наливалась золотая пшеница, не радовали прячущиеся в зелени ветвей алые яблоки и синеватые сливы. Там росли грустные на вид, бесполезные деревья. Одно из них до сих пор сохраняет восходящую к гомеровским временам ассоциацию со смертью и разлукой — плакучая ива. Другое дерево — серебристый тополь. Не увидеть душе-скиталице ни травы-муравы, которую жадно щиплют овцы, ни нежных и ярких луговых цветов, из которых плелись венки для людских пиров и для жертв небесным богам. Куда ни кинь взгляд — сильно разросшиеся асфодели, бесполезный сорняк, высасывающий из скудной земли все соки, чтобы поднять жесткий, длинный стебель и синевато-бледные цветы, напоминающие щеки лежащего на смертном одре.


этим безрадостным, бесцветным лугам бога смерти ледяной, колючий ветер гонит туда и сюда бесплотные тени мертвых, издающие легкий шелест, наподобие стона замерзающих птиц. Ни один луч света, не проникает оттуда, где протекала озаренная солнцем, сиянием луны и мерцанием звезд верхняя земная жизнь, не доходят ни радости, ни печали. На золотом троне восседает сам Аид и его жена Персефона. У трона сидят судьи Минос и Радамант, здесь же бог смерти — чернокрылый Танат с мечом в руках, рядом мрачные керы, а прислуживают Аиду богини мщения эринии. У трона Аида и прекрасный юный бог Гипнос, он держит в руках головки мака, а из рога льет снотворный напиток, от которого засыпают все, даже великий Зевс. Царство полно привидений и чудовищ, над которыми властвует трехголовая и трехтелая богиня Геката, в темные ночи она выбирается из Аида, бродит по дорогам, посылает ужасы и тяжкие сны тому, кто забывает призвать ее как помощницу против колдовства. Аид и его свита страшнее и могущественнее богов, живущих на Олимпе.

Если верить мифам, лишь единицам удавалось ненадолго вырваться из рук Аида и когтей Цербера (Сисиф, Протесилай). Поэтому представления об устройстве подземного мира были неясными и порой противоречивыми. Один уверял, что попадали в царство Аида морским путем и что находилось оно где-то там, куда опускается Гелиос, совершив свой дневной путь. Другой же, напротив, утверждал, что в него не плыли, а спускались в глубокие щели тут же, рядом с городами, где протекала земная жизнь. Эти спуски в царство Аида показывали любопытствующим, но мало кто из них торопился воспользоваться ими.


Чем больше людей уходило в небытие, тем более определенными становились сведения о царстве Аида. Сообщали, что оно девять раз опоясывалось священной для людей и богов рекой Стиксом и что Стикс соединялся с Кокитом, рекой плача, вливавшейся, в свою очередь, в выходящий из недр земли источник Лета, дающий забвение всему земному. Обитатель греческих гор и долин при жизни не видел таких рек, какие открывались его несчастной душе в аиде. Это были настоящие могучие реки, какие текут на равнинах, где-нибудь за Рифейскими горами, а не жалкие, пересыхающие знойным летом ручьи его каменистой родины. Их не перейти вброд, не перепрыгнуть с камня на камень.

Чтобы попасть в царство Аида, надо было дождаться у реки Ахеронт лодки, которой управлял демон Харон — безобразный старец, весь седой, с всклокоченной бородой. Переезд из одного царства в другое надо было оплатить мелкой монеткой, которую покойнику в момент погребения клали под язык. Безмонетных и живых — попадались и такие — Харон отталкивал веслом, остальных сажал в челн, и они должны были сами грести.

Обитатели мрачного подземного мира подчинялись строгим правилам, установленным самим Аидом. Но нет правил без исключений, даже под землей. Тех, кто обладал золотой ветвью, не мог оттолкнуть Харон и облаять Цербер. Но на каком дереве растет эта ветвь и как ее сорвать, никто в точности не знал.


Аид

• буквально "безвидный", "невидный", "ужасный" — бог — владыка царства мертвых, а также само царство. Аид — олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Деметры, Геры и Гестии, с которыми разделил наследие свергнутого отца, Аид царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Гомер называет Аида "щедрым" и "гостеприимным", т.к. смертная участь не минует ни одного человека; Аид — "богатый", именуется Плутоном (от греч. "богатство"), т.к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Аид — обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина и герой Персей, добывая голову Горгоны. Но были и среди смертных способные обмануть владыку царства умерших. Так, он был обманут хитрецом Сисифом, покинувшим однажды подземные владения бога. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену еще до выхода из царства Аида). Геракл похищает из царства мертвых пса — стража Аида.


В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием — "подземным" и "спускающимся вниз". Аиду не приносят жертв, у него нет потомства, и даже жену он добыл незаконным путем. Однако Аид внушает ужас своей неотвратимостью.

Поздняя античная литература создала пародийно-гротескное представление об Аиде ("Разговоры в царстве мертвых" Лукиана, имеющие истоком, видимо, "Лягушек" Аристофана). Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому, как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.

В римской мифологии Аиду соответствовал бог Орк.

Аидом именуется также пространство в недрах земли, где обитает владыка над тенями умерших, которых приводят бог-посланник Гермес (души мужчин) и богиня радуги Ирида (души женщин).

Представление о топографии аида усложнялось с течение времени. Гомеру известны: вход в царство мертвых, который охраняет Кербер (Цербер) на крайнем западе ("запад", "закат" — символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю, мрачные луга, заросшие асфоделями, дикими тюльпанами, над которыми носятся легкие тени умерших, чьи стоны подобны тихому шелесту сухих листьев, мрачные глубины аида — Эреб, реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон, тартар.


Более поздние свидетельства добавляют также Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий аид, реку забвения Лету, перевозчика мертвых Харона, трехглавого пса Цербера.

Суд над мертвыми вершит Минос, в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф — сыновья Зевса. Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом, Сисифом в тартаре, как части аида, нашло место у Гомера (в поздних слоях "Одиссеи"), у Платона, у Вергилия. Подробное описание царства мертвых со всеми градациями наказаний у Вергилия ("Энеида" VI) опирается на диалог "Федон" Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. У Гомера в XI книге "Одиссеи" намечаются шесть историко-культурных напластований в представлениях о судьбе души. Гомер называет также в аиде место для праведников — елисейские поля или элизиум. Об "островах блаженных" упоминают Гесиод и Пиндар, так что разделение Вергилием аида на элизиум и тартар также восходит к греческой традиции.

С проблемой аида связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии — образе богини Дике, действии закона неотвратимости.

Персефона

;

Кора

("девушка", "дева") • богиня царства мертвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил ее (Hes. Theog. 912-914).

В гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мертвых (Hymn. Hom. V 1-20, 414-433). Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, а Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. Аид отправил Персефону к матери, но дал вкусить ей насильно зернышко граната, чтобы Персефона не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне ее дочь треть года будет находиться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой вернет земле изобилие (360-413).

Персефона мудро правит царством мертвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе Персефоны Геракл оставил в живых пастуха коров Аида (Apollod. II 5, 12). Персефона была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мертвых; Ovid. Met. X 46-57). По просьбе Афродиты Персефона спрятала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите; по решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мертвых (Apollod. III 14, 4).

Персефона играет особую роль в орфическом культе Диониса-Загрея. От Зевса, обернувшегося змеем, она рождает Загрея (Hymn. Orph. XXXXVI; Nonn. Dion. V 562-570; VI 155-165), впоследствии растерзанного титанами. Персефона связана также с элевсинским культом Деметры.

В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классического олимпийства. Она против собственной воли царствует в аиде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей. Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц — возлюбленных Аида: нимфу Кокитиду и нимфу Минту. Вместе с тем, Персефона помогает героям и не может забыть землю с ее родителями. Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был еще "Подземным" царем царства мертвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и ее матери.

В римской мифологии ей соответствует Прозерпина — дочь Цереры.

Геката

• богиня мрака, ночных видений и чародейств. В предложенной Гесиодом генеалогии она — дочь титанидов Перса и Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Геката — древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она — подательница метеринского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным. Полномочия ее, таким образом, распространялись когда-то на те области человеческой деятельности, которые впоследствии ей пришлось уступить Аполлону, Артемиде, Гермесу.

По мере распространения культа этих богов Геката теряет своей привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и, сближаясь с Персефоной, которую она помогала искать матери, неразрывно связывается с царством теней. Теперь это зловещая змееволосая и трехликая богиня, появляющаяся на поверхности земли лишь при лунном, а не солнечном свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, собак и чудовищ подземного мира. Геката — ночная "хтония" и небесная "урания", "непреодалимая" бродит среди могил и выводит призраки умерших, насылает ужасы и страшные сны, но может и защитить от них, от злых демонов и колдовства. Среди ее постоянных спутников были ослоногое чудовище Эмпуса, способное менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны керы. Именно такой представлена богиня на памятниках изобразительного искусства начиная с V в. до н.э.

Ночная страшная богиня с пылающими факелами в руках и змеями в волосах, Геката — богиня колдовства, волшебница и покровительница волшебства, совершающегося под покровом ночи. К ней обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Миф вводит ее в род волшебников, превращая в дочь Гелиоса и устанавливая тем самым родство с Киркой, Пасифаей, Медеей, которая пользуется особым покровительством богини: Геката помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий.

Таким образом, в образе Гекаты тесно переплетаются демонические черты доолимпийского божества, связывающие два мира — живой и мертвый. Она — мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде, что уводит происхождение Гекаты в пределы Малой Азии. Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота — это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней, она носится в окружении своры адских псов и ведьм. Геката также близка Деметре — жизненной силе земли.

Богине чародейств и повелительнице призраков Гекате три последних дня каждого месяца, которые считались несчастливыми.

Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией — "богиней трех дорог", так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Изображение Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах, недоступных для солнечного света.

Танатос

,

Фанат

• бог-олицетворение смерти (Hes. Theog. 211 след.; Гомер "Илиада", XIV 231 след.), сын богини Никты (Ночи), брат Гипноса (Сна), богинь судьбы мойр, Немесиды.

В древности существовало мнение, что лишь от него зависит смерть человека.

Эта точка зрения выражена Эврипидом в трагедии "Алкестида", где рассказывается о том, как Геракл отбил от Танатоса Алкестиду, а Сисифу удалось заковать зловещего бога в цепи на несколько лет, в результате чего люди стали бессмертными. Так было до того момента, пока Танатос не был освобожден Аресом по приказу Зевса, так как люди перестали приносить жертвы подземным богам.

У Танатоса есть жилище в тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу. Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем.

Керы

 • демонические существа, духи сметри, дети богини Никты. Они приносят людям беды, страдания и смерть (от греч. "смерть", "порча").

Древние греки представляли кер крылатыми женскими существами, которые подлетали к умирающему человеку и похищали его душу. Керы находятся также среди битвы, хватают раненых, тащат трупы, обагряясь кровью. Обитают керы в аиде, где постоянно находятся у трона Аида и Персефоны и прислуживают богам подземного царства мертвых.

Иногда кер сближали с эриниями. В литературе по истории мифологии иногда связываются греческие керы и славянские "кары".

Эринии

,

Эриннии

— богини мести, рожденные Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана. На древнее доолимпийское происхождение этих устрашающих божеств указывает также другой миф о рождении их от Никты и Эреба.

Число их было первоначально неопределенным, позднее стало считаться, что существуют три эринии, и им дали имена: Алекто, Тисифона и Мегера.

Древние греки представляли себе эриний в виде отвратительных старух с волосами, перевитыми ядовитыми змеями. В руках они держат зажженые факелы и бичи или орудия пыток. Из страшной пасти чудовищ высовывается длинный язык, и капает кровь. Их голоса напоминали и рев скота, и собачий лай. Обнаружив преступника, они преследуют его неотступно, как свора гончих псов и карают за неумеренность, заносчивость, персонифицированную в абстрактном понятии "гордыни", когда человек берет на себя чересчур много — он чрезмерно богат, слишком счастлив, слишком многое знает. Рожденные примитивным сознанием родового общества, эринии в своих деяниях выражают присущие ему уравнительные тенденции.

Место обитания безумных демонов — подземное царство Аида и Персефоны, где они прислуживают богам подземного царства мертвых и откуда они появляются на земле среди людей, чтобы возбудить в них месть, безумие, злобу.

Так, Алекто, напоенная ядом горгоны, проникнув в виде змеи в грудь царицы латинов Аматы и наполнив злобой ее сердце, сделала ее безумной. Та же Алекто в образе страшной старухи побудила к бою вождя рутулов — Турна, вызвав тем самым кровопролитие.

Ужасная Тисифона в тартаре бьет бичом преступников и устрашает их змеями, полная мстительного гнева. Существует предание о любви Тисифоны к царю Киферону. Когда Киферон отверг ее любовь, эриния умертвила его своими волосами-змеями.

Их сестра, Мегера — олицетворение гнева и мстительности, до настоящего времени Мегера остается нарицательным обозначением злой, сварливой женщины.

Переломный момент в понимании роли эриний наступает в мифе об Оресте, описанном Эсхилом в "Эвменидах". Являясь древнейшими хтоническими божествами и охранительницами материнского права, они преследуют Ореста за убийство матери. После суда в ареопаге, где эринии спорят с Афиной и Аполлоном, защищающими Ореста, они примиряются с новыми богами, после чего получают имя эвмениды,  ("благомыслящие"), тем самым меняя свою злобную сущность (греч.  , "быть безумным") на функцию покровительниц законности. Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об эриниях как "блюстительницах правды", ибо без их воли даже "солнце не преступит своей меры"; когда Солнце выходит за свою колею и грозит миру гибелью, именно они заставляют его вернуться на место. Образ эриний прошел путь от хтонических божеств, охраняющих права мертвых, до устроительниц космического порядка. Позднее их также называли семнами ("досточтимыми") и понтиями ("могущественными").

Досточтимыми, благосклонными эринии выступают применительно к герою раннего поколения Эдипу, убившему, того не ведая, родного отца и женившемуся на своей матери. Они дают ему успокоение в своей священной роще. Тем самым богини осуществляют справедливость: чаша мучений Эдипа переполнилась через край. Он уже сам ослепил себя за невольное преступление, а оказавшись в изгнании, страдал от эгоизма сыновей. Также как защитницы правопорядка эринии гневно прерывают пророчества коней Ахилла, вещающих о его скорой гибели, ибо не лошадиное это дело заниматься вещанием.

С эриниями иногда отождествлялась богиня справедливого возмездия Немесида.

В Риме им соответствовали фурии ("безумные", "яростные"), Furiae (от furire, "неистовствовать"), богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные грехи.

Источник: www.liveinternet.ru

Происхождение, семья

Запутанная генеалогия – отличительная черта древнегреческой мифологии. Бог Аид – старший сын титана Кроноса и его сестры Реи. Однажды правителю мира Кроносу предсказали, что его сыновья уничтожат его. Поэтому он проглатывал всех детей, которых производила на свет его супруга. Так продолжалось до тех пор, пока Рее не удалось спасти одного из своих сыновей – Зевса. Громовержец заставил своего отца выплюнуть проглоченных детей, объединился с братьями и сестрами в борьбе против него и победил.

Бог Аид в Древней Греции

После поражения Кроноса его сыновья Зевс, Аид и Посейдон поделили мир между собой. Они стали властвовать над ним. Волею жребия бог Аид получил в удел подземное царство, а подданными его стали тени умерших. Зевс стал властвовать над небом, а Посейдон – над морем.

Внешний вид, атрибуты власти

Как выглядит правитель мрачного королевства? Древние греки не приписывали богу Аиду сатанинских черт. Он представлялся им как зрелый бородатый мужчина. Самый известный атрибут правителя царства мертвых – шлем, благодаря которому он мог становиться невидимым, проникать в различные места. Известно, что этот дар преподнесли Аиду циклопы, которых он освободил по распоряжению Громовержца.

Бог Аид в Древней Греции

Интересно, что часто встречается изображение этого божества с головой задом наперед. Это связано с тем, что Аид никогда не смотрит в глаза собеседнику, так как они у него мертвые.

Также брат Зевса и Посейдона владеет скипетром и трехглавым псом. Цербер стережет вход в подземное королевство. Еще один знаменитый атрибут Аида – двузубые вилы. Передвигаться древнегреческий бог предпочитал на колеснице, запряженной черными конями.

Имена

Имя бога подземного царства Аида древние греки предпочитали не произносить, так как боялись навлечь на себя беду. Говорили о нем в основном иносказательно. Божество называли «Незримым» или же «Богатым». По-гречески последнее имя звучало как «Плутон», именно так стали называть Аида древние римляне.

Бог Аид в Древней Греции

Нельзя не упомянуть и имена, которые не получили широкого распространения. «Советник», «Добрый», «Прославленный», «Запирающий Врата», «Гостеприимный», «Ненавистный» — их достаточно много. Согласно некоторым источникам божество также называли «Зевсом Нижнего Мира», «Зевсом Подземелья».

Королевство

Что можно рассказать о царстве бога Аида? Древние греки не сомневались в том, что это очень мрачное и темное место, находящееся глубоко под землей. На территории этого королевства много пещер и рек (Стикс, Лета, Коцит, Ахерон, Флегетон). Лучи яркого солнца никогда не проникают туда. Над заросшими полями носятся легкие тени умерших, и стоны несчастных напоминают тихий шелест листьев.

Бог Аид в Древней Греции

Когда человек готовится распрощаться с жизнью, к нему отправляют вестника Гермеса в крылатых сандалиях. Он проводит душу к берегам мрачной реки Стикс, которая отделяет мир людей от царства теней. Там умерший должен терпеливо дожидаться лодки, находящейся под управлением демона Харона. Он представляется как седой старец со всклокоченной бородой. За переезд необходимо заплатить монету, которая традиционно клалась под язык покойника в момент погребения. Того, у кого нет денег для оплаты проезда, Харон беспощадно отталкивает веслом. Интересно, что грести умершие, переправляющиеся через Стикс, вынуждены самостоятельно.

Какие еще подробности о королевстве мертвых известны из мифологии? Бог Аид принимает своих подданных в главном зале своего дворца. Он восседает на троне, который изготовлен из чистого золота. Некоторые источники утверждают, что создателем трона является Гермес, другие же опровергают этот факт.

Стикс и Лета

Стикс и Лета – пожалуй, самые знаменитые реки царства мертвых. Стикс – река, которая составляет десятую часть потока, проникающего в подземное королевство через мрак. Именно ее используют для переправы души умерших. Древняя легенда гласит, что именно благодаря реке Стикс стал неуязвимым известный герой Ахилл. Мать мальчика Фетида окунула его в священные воды, держа за пятку.

Лета известна как река забвения. Умершие обязательно должны испить ее воду по прибытии в царство. Это позволяет им забыть свое прошлое навсегда. Те же, кто должен вернуться на землю, также обязаны напиться священной воды, это помогает им все вспомнить. Отсюда и взялось знаменитое выражение «канул в Лету».

Персефона

Бог Древней Греции Аид женился на прекрасной Персефоне. Юную дочь Зевса и Деметры он заметил тогда, когда она бродила по лугу и собирала цветы. Аид влюбился в красавицу и решился на ее похищение.

Бог Аид в Древней Греции

Расставание с дочерью стало настоящей трагедией для богини плодородия Деметры. Утрата оказалась столь велика, что она забыла о своих обязанностях. Громовержца Зевса всерьез встревожил голод, охвативший Землю. Верховный бог распорядился, чтобы Аид вернул Персефону матери. Правитель подземного мира не пожелал расставаться с супругой. Он вынудил жену проглотить несколько гранатовых зерен, в результате чего она уже не могла покинуть царство мертвых окончательно.

Стороны вынуждены были прийти к соглашению. Зевс рассудил, что две трети года Персефона будет жить с матерью, а оставшуюся часть времени – с мужем.

Сизиф

Могущество бога Греции Аида не вызывало сомнений. Каждый человек после смерти должен был отправиться в его королевство, стать его подданным. Однако один смертный все же попытался избежать этой участи. Речь идет о Сизифе – человеке, который предпринял попытку обмануть смерть. Он убедил свою супругу не хоронить его, чтобы его душа задержалась между обителью живых и мертвых. После смерти Сизиф обратился к Персефоне с просьбой позволить ему наказать свою жену, которая должным образом не позаботилась о его погребении. Супруга Аида сжалилась над Сизифом и позволила ему вернуться в мир живых, чтобы он покарал свою вторую половину. Однако хитрец, сбежавший из королевства мертвых, вовсе и не думал возвращаться туда.

Когда эта история стала известна Аиду, он очень разгневался. Бог добился возвращения непокорного Сизифа в мир мертвых, а затем обрек его на тяжелое наказание. Изо дня в день несчастный вынужден был поднимать на высокую гору большой камень, а затем смотреть на то, как он срывается и катится вниз. Отсюда и пошло выражение «сизифов труд», которое употребляется, когда речь идет о тяжелой и бессмысленной работе.

Асклепий

Случай, описанный выше, наглядно свидетельствует о том, что Аид не терпит, когда кто-то ставит под сомнение его могущество, решается противиться его воле. Судьба Асклепия служит тому подтверждением. Сын бога Аполлона и смертной женщины весьма преуспел в искусстве врачевания. Ему удавалось не только лечить живых, но и оживлять умерших.

Аид был возмущен тем, что Асклепий отнимает у него новых подданных. Бог убедил своего брата Зевса поразить зазнавшегося врачевателя молнией. Асклепий умер и присоединился к числу обитателей подземного царства. Однако позже ему все же удалось вернуться в мир живых.

Интересно, что оживлять умерших способен и сам Аид. Однако бог нечасто прибегает к этому дару. Он убежден в том, что законы жизни нарушать нельзя.

Геракл

История бога Аида свидетельствует о том, что и ему иногда приходилось терпеть поражение. Самый знаменитый случай – сражение властителя подземного мира с Гераклом. Знаменитый герой нанес Аиду тяжелую рану. Бог вынужден был на какое-то время покинуть свои владения и отправиться на Олимп, где им занялся врач Пэон.

Орфей и Эвридика

Аид фигурирует и в сказаниях об Орфее. Герой вынужден был отправиться в царство мертвых для того, чтобы вызволить свою погибшую жену Эвридику. Орфею удалось очаровать Аида и Персефону игрой на лире и пением. Боги согласились отпустить Эвридику, однако поставили одно условие. Орфей не должен был оглядываться на жену, когда выводил ее из королевства мертвых. Герой не справился с этой задачей, и Эвридика навсегда осталась в подземном царстве.

Культ

В Греции культ Аида встречался редко. Места его почитания локализовались в основном вблизи глубоких пещер, которые считались вратами в подземное царство. Известно также, что в жертву Аиду обитатели древнего мира приносили обыкновенный черный скот. Историкам удалось обнаружить лишь один храм, посвященный этому богу, который находился в Элиде. Входить туда дозволялось лишь священнослужителям.

В искусстве, литературе

В статье представлены фото бога Аида, а точнее, снимки его изображений. Встречаются они столь же редко, как и культ этого божества. Большая часть изображений принадлежит к последнему времени.

Бог Аид в Древней Греции

Образ Аида схож с образом его брата Зевса. Древним грекам он представлялся как могучий, зрелый муж. Традиционно этого бога изображают восседающим на золотом троне. В руке он держит жезл или двузубец, в некоторых случаях – рог изобилия. Рядом с Аидом иногда находится его супруга Персефона. Также на некоторых изображениях можно увидеть Цербера, расположившегося у ног божества.

Упоминания властителя царства мертвых в литературе также встречаются. К примеру, Аид является действующим лицом комедии «Лягушки» Аристофана. Также это божество фигурирует в серии фантастических произведений «Перси Джексон и Олимпийцы» Рика Риордана.

В кинематографе

Конечно же, кинематограф также не мог не уделить внимание древнегреческому богу. В фильмах «Гнев титанов» и «Битва титанов» Аид фигурирует в качестве одного из центральных персонажей. В этих картинах образ властителя царства мертвых воплотил британский актер Рэйф Файнс.

Бог Аид в Древней Греции

Также Аид появляется в картине «Перси Джексон и Похититель молний». Он входит в число злодеев, которые разыскивают молнии Зевса. В телесериале «Зов крови» этот бог приходится отцом главной героине Бо. Также Аида можно увидеть в аниме-сериале «Забавы богов», сюжет которого позаимствован из одноименной игры. В телепроекте «Однажды в сказке» ему отведена роль антагониста, который сражается с положительными героями.

Источник: www.nastroy.net

Подземным миром и Царством мёртвых в древнегреческой мифологии владел бог Аид – первый и самый старший ребенок Реи и Кроноса. После раздела мира между братьями Посейдоном, Зевсом и Аидом, последний получил во владение царство теней и стал властвовать в преисподней.

В произведениях Гомера Аид упоминается как «гостеприимный и щедрый бог, стерегущий ворота собственного царства». Бог подземного мира знал, что смерть постигнет каждого, поэтому вел себя весело и раскованно. В V веке, когда Аид поглотил бога богатства Плутоса, за ним закрепилось новое имя Плутон. С тех пор Аид стал почитаться как дарующий урожай из земных недр – это во многом еще связано еще с тем, что женой Аида была украденная им дочь богини плодородия Персефона.

7

1

2

3

Несколько фото и картинок бога подземного царства Аида.

В мифах Аид имел при себе волшебную шапку, благодаря которой мог в любой момент становиться невидимым для окружающих, и скипетр с наконечником в виде трехголовых псов.

Самое известное сказание об Аиде связано с похищением собственной племянницы Персефоны, когда та безмятежно собирала луговые цветы. Убитая горем мать девушки богиня плодородия Деметра, забыла о своих обязанностях, в результате чего на Грецию обрушился небывалый голод. Впоследствии сам Зевс, бывший отцом похищенной, приказал вернуть Персефону назад, но хитрый Аид дал проглотить ей несколько зерен граната, что делало невозможным окончательное возвращение на поверхность. Так, Аид условился с Зевсом, что треть года Персефона царствует под землей, а в оставшееся время – радуется солнцу на Олимпе.

5

4

Фото: похищение Персефоны.

6

На картинке: Аид и Персефона.

9

Фото Аида дарующего дары из недр земли.

В «Илиаде» говорится, что Аид был ранен Гераклом и вынужден был подняться на Олимп для лечения. Единственным ускользнувшим из владений Подземного бога был Сизиф, коварно обманувший Аида. Бог преисподней также упоминается в истории с великим врачом Асклепием, который научился лечить практически любую болезнь и оживлять умерших. Обиженный Аид потребовал у Зевса убить врачевателя разрядом молнии.

Источник: kajlas.ru

Подземным миром и Царством мёртвых в древнегреческой мифологии владел бог Аид – первый и самый старший ребенок Реи и Кроноса. После раздела мира между братьями Посейдоном, Зевсом и Аидом, Аид получил во владение царство теней и стал властвовать в преисподней.

Цербер охранял выход из царства мёртвых, не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Порождение Тифона и Ехидны, трёхголовый пёс, у которого из пастей течёт ядовитая смесь.

Так же, рядом с Аидом всегда находится Гипнос — бог сна и забвения, он всегда держит в своей руке мак, своими способностями он может усыплять не только людей, но и богов.

Гомер в своих произведениях упоминал Аида как «гостеприимного и щедрого бога, стерегущего врата собственного царства». Бог подземного мира знал, что смерть постигнет каждого, поэтому вел себя весело и раскованно. Но Аид сам не судил мертвых, это исполняли подземные судьи: Минос, Эак и Радаманф.

Самое известное сказание об Аиде связано с похищением собственной племянницы Персефоны, когда та безмятежно собирала луговые цветы. Убитая горем мать, богиня плодородия — Деметра, забросила свои обязанности и на Грецию обрушился голод. В следствии чего, сам Зевс, бывший отцом похищенной, приказал вернуть Персефону назад, но  Аид дал проглотить ей несколько зерен граната, что делало невозможным окончательное возвращение на поверхность. Так Аид условился с Зевсом, две трети года она обязана проводить с матерью и одну треть – с мужем. Так возникло чередование времен года. После чего Аид влюбился в нимфу Минту, которая была связана с водой в царстве мертвых. Узнав об этом, Персефона в порыве ревности превратила нимфу в благоухающее растение.

В «Илиаде» говорится, что Аид был ранен Гераклом и вынужден был подняться на Олимп для лечения. Единственным ускользнувшим из владений Подземного бога был Сизиф, коварно обманувший Аида. Бог преисподней также упоминается в истории с великим врачом Асклепием, который научился лечить практически любую болезнь и оживлять умерших. Обиженный Аид потребовал у Зевса убить врачевателя разрядом молнии.

(Считаю, что Аид, в оригинале, сам по себе является более честным, нежели чем тот же самый Зевс.🤔)

Источник: pikabu.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.