Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в


Микены и Львиные ворота

Микены и Львиные ворота

Микенская эпоха отсчитывается от 2 тысячелетия до н.э. Центр культуры этой цивилизации находится в древнейшем городе Микен, руины которого сохранились на территории современной Греции. По преданиям город построил сам Персей.

Микены и Львиные ворота

Величие, размах, размеры руин, дошедшие до наших дней, не оставляют сомнений в правдивости этого предания. Древний город построен из впечатляющих каменных глыб на огромной высоте над уровнем моря. Считается, что его построили циклопы, поэтому любые постройки из грубого, неотесанного камня больших размеров позже получили название циклопическими.

Микены и Львиные ворота

Стена вокруг микенского акрополя возводилась примерно в XIII веке до нашей эры. Вход в город охраняют ворота, получившие название львиных. Над гигантским каменным проемом, который, по мнению историков, закрывался деревянными воротами, расположится треугольный фронтон с изображением фигур двух львов. Головы львов не сохранились.


Микены и Львиные ворота

Предполагается, что головы были изготовлены из другого материала и разрушились со временем. Львы смотрели на входящего и внушали ему страх. Но не только устрашающей и декоративной была функция этой треугольной части над воротами. Львы выполнены их более легкого материала, чтобы не создавать нагрузки на проем ворот.
Львиные ворота относятся к древнейшим архитектурным памятникам микенской культуры. До этого фронтона микенами были освоены лишь скульптуры небольшой высоты.
На территории древнего города находилась сокровищница, большая часть материалов которой передана в Афинский музей.

Микены и Львиные ворота

Здесь были найдены украшения, посуда, погребальные маски, дощечки с письменами. Под сводами акрополя находился «Источник Персея» — цистерна глубиной 18м, в которой накапливалась вода, поступавшая сквозь каменную кладку в питьевой колодец.


Микены и Львиные ворота

Источник: gidvgreece.com

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался вСегодня развалины Микен – лишь отголосок  великого прошлого, но так было не всегда.  Во втором тысячелетии до нашей эры  здесь был настоящий  центр греческого мира. Главным напоминанием о тех временам являются Львиные ворота.

Львиные ворота являются входными воротами акрополя  Микен (Греция). Они были созданы в середине 18 века до нашей эры одновременно с расширением крепостных  стен города.

Такое название ворота  получили благодаря искусному барельефу с изображением львов, расположенного над ними. Данный барельеф является одним из наидревнейших образцов монументальной скульптуры Греции.

Ворота сооружены из четырёх монолитных кусков известняка («циклопическая кладка»), по подсчетам их общий вес составляет 20 тонн! Пролёт ворот выполнен в виде правильного квадрата  со сторонами  3,1 метра. Внутренняя часть  боковых стенок хранит углубления, которые являются ярким показателем того, что когда-то они закрывались двумя деревянными створками.

Средняя притолока сконструирована пошире, дабы выдержать внушительный вес треугольной каменной плиты-фронтона, лежащей на ней. Плита Фронтон расположена между двумя выступами крепостной стены, образующих  «облегчающий» треугольник. Фронтон, который  венчает ворота, сделан из твёрдого известняка и щедро украшен рельефным изображением двух львов.


Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Львы стоят на задних лапах, повернувшись друг к другу, и передними лапами держатся за два жертвенника, поддерживающих колонну.

Верхняя часть колонны держит крышу какого-то здания. К сожалении, до наших дней львы не дошли в целости и сохранности: у них полностью стерты головы.

Те места для их крепления, что сохранились,  позволяют строить догадки, что головы были сделаны из иного материала (стеатит или слоновая кость) и были повёрнуты к посетителям, проходящим через ворота. По одной из версий,  рельеф представляет собой герб династии  Атридов, правившей городом в период строительства ворот.

Как бы то ни было, даже то, что дошло до наших дней, представляет собой потрясающее зрелище! Конструкция ворот настолько удивительно изящна и в то же время монументальна, что посмотреть на это чудо однозначно стоит!

Источник: traveling.ru

Львиные ворота в Микенах


Жемчужина «златообильных Микен»

На обложках многих учебников «История Древнего мира», долгое время красовалась фотография загадочных Львиных ворот в Микенах, поражающих воображение своей сокровенной монументальностью. Чтобы приоткрыть завесу таинственности, следует пролистать малоизвестные страницы истории грандиозного сооружения древности.

Нетленное мастерство древних мастеров

Крепостные ворота Микенского акрополя были сложены в XIII века до нашей эры и стали украшением, расширенной в середине столетия стены оборонительного укрепления, центра Ахейской цивилизации древности. Четыре известняковых монолита составляют основу конструкции, увенчанной двадцатитонной притолокой. На притолоке помещается треугольная плита фронтон, размещена между выступами крепостных стен.

Проем Львиных ворот имеет форму правильного квадрата, с трехметровой длиной сторон. Когда-то в нем были устроены деревянные створки, о чем свидетельствуют углубления на боковых стенках. Барельеф с изображением львов, венчающий ворота дал название сложной каменной конструкции, являющийся образцом античной монументальной скульптуры.

Украшают фронтон, высеченные в твердом известняке барельефы двух, повернутых друг к другу и стоящих на задних лапах львов. Головы зверей не сохранились, по виду остатков креплений они были сделаны из дорогого материала. Вероятно, львиные морды должны были вселять ужас во врагов, пытавшихся штурмовать город. Есть версия, что ворота венчает династический герб рода Атридов, правивших Микенами в пору их возведения.


Львиные ворота в мифическом ореоле

Неподражаемое архитектурное сооружение, известное по всему античному миру нашло отражение в древнегреческих мифах. Согласно легендарным повествованиям, к основанию Микен приложил руку герой Персей, сын Зевса и аргосской принцессы Данаи. Для строительства города он привлек циклопов, сложивших из гигантских каменных глыб стены и Львиные ворота, поэтому подобная кладка называется «циклопической».

На смену роду Персея пришли потомки Пелопса. Среди них выделяется своей славой «героя Троянской войны» царь Агамемнон. Он был убит по возвращении домой, женой Клитемнестрой и ее любовником Эгисфом. По преданию, убийцы, после преступления бежали из Микен через Львиные ворота.

Необъяснимые тайны памятника

На первый взгляд, львиные ворота являлись элементом городской фортификационной линии. Но если судить по характеру прилегающей местности и конструктивным характеристикам сооружения, то можно говорить про малую оборонительную ценность ворот. Вероятно, уникальный архитектурный артефакт имел еще какое-то скрытое предназначение.

Знаменитую золотую погребальную маску «царя Микен», экспедиция Генриха Шлимана откопала под воротами, в гробнице Агамемнона, забитой драгоценными артефактами. Это, и другие уникальные, нетипичные для греческой архаичной культуры захоронения задают больше вопросов, чем рассказывают про историческую эпоху.


Исследователи предполагают, что проход через ворота был доступен ограниченному числу посвященных людей. На это указывают, священные для жителей Микен, шахтные могилы, расположенные вдоль дороги, ведущей к воротам. Почему и зачем микенские ахейцы создали такой мемориал археологи не могут объяснить до сих пор.

Потрясающие исторические ландшафты Греции, представляют из себя «туристический рай» современности. В этом «раю», по праву выделяются величественные и таинственные Львиные ворота, способные потрясти и заворожить любого, кто собственными руками может прикоснуться к вечности в «златообильных Микенах», одном из стержневых центров цивилизации древней Эллады.

Источник: www.istmira.com

Главный вход в тысячелетнюю крепость шел через т.н. Львиные ворота, которые порой называют самым древним геральдическим символом Европы. Этот выдающийся памятник древних зодчих относится ко второму периоду застройки Микен и датируется приблизительно 1250 годом до нашей эры. То есть прибавьте к этой цифре 2008 лет и вы получите возраст этих ворот: 3258 лет. Примерно 130 поколений людей сменилось на Земле с того момента… Изображение ворот на гравюрах 2-й половины 19 века:

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Ныне именно дата 1250 г. до н.э. считается наиболее достоверной, хотя еще несколько десятков лет тому назад признавались более ранние датировки. Это единственное уцелевшее произведение монументальной скульптуры, относящееся к данному периоду.
На этой схеме развалин Львиные ворота отмечены цифрой 1:


Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Первые впечатления в Микенах… Когда нас привезли от гробниц к крепости, первое, что мы увидели, даже не сам акрополь, он как-то с той точки не воспринимался, а вот эту теснину, узкий коридор, в котором толпились туристы, ожидающие своей очереди. Без туристов это должно было бы выглядеть примерно так, как на фото справа:

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

А таким это место представало взору во 2-й половине 19 века, полузасыпанным землей и еще ожидающим своего исследователя:

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

«До сих пор все еще сохранились от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы. Говорят, что эти сооружения являются работой киклопов, которые выстроили для Прета крепостную стену в Тиринфе»
(Павсаний. «Описание Эллады», II, 16, 6).

Мне как-то посчастливилось сфотографировать сами ворота, когда возле них не было ни одного туриста…

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в


«Следующий пункт — Микены, за них я бы пожертвовал всеми другими памятниками», — описывает свою поездку в Грецию археолог, директор Эрмитажа Б.Б. Пиотровский: «Внезапно перед нами слева открылся акрополь, отчетливо видны циклопические стены… Внезапно очутились перед Львиными воротами. Они монументальны и величественны. Две вздыбившиеся львицы перед колонной минойского типа из темного камня (голова, вероятно, в фас) были приставные, сохранились углубления для крепления».

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Как и в любой фортификации, особое внимание в микенской архитектуре было уделено укреплению ворот. Львиные ворота представляют собой величественное сооружение, символизирующее могущество микенских царей. Это сооружение из больших блоков конгломерата правильной формы, образующих порог и боковые столбы. Они сложены из двух колоссальных, вертикально поставленных плит, покрытых третьей, над которой в кладке оставлено отверстие, закрытое более легкой по весу треугольной плитой со скульптурным рельефом: две львицы стоят по бокам колонны, расширяющейся кверху. Изображенные в одинаковых поворотах в профиль, они предположительно грозно смотрели вниз, образуя декоративную, так называемую «геральдическую» композицию.

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Пролет ворот – это правильный квадрат со сторонами 3,1 м, закрывавшийся деревянными створками ворот. Ворота перекрыты одним громадным правильным блоком, которому сверху придана слегка округлая форма. Чтобы облегчить колоссальную тяжесть этого блока, не нагружать его излишне сверху, строители применили остроумный прием, который является характерной особенностью микенской архитектуры, который вы видели уже в рассказе о гробнице Атрея, но сегодня об этом чуть подробнее.
Фото Львиных ворот с обратной стороны:


Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Строители оставили в кладке стены над воротами пустой треугольник, заложив его той самой плитой из плотного известняка с рельефным изображением двух львов, опирающихся на алтарную колонну. Есть мнение, что этот характерный микенский «треугольник», именуемый в литературе «разгрузочным треугольником», послужил прообразом появившегося позже классического античного фронтона.

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Колонна, которая видна между львами — т.н. критского типа. Здесь, кстати, особенно ощущается влияние минойской культуры на микенскую. У львов отсутствуют головы. Пазы для их крепления показывают, что головы были сделаны из другого материала, бронзы или камня, и прикреплены к туловищам. Эта композиция до сих пор является древнейшей в области монументальной пластики в Европе.

Изображение на почтовой марке:

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Я все думаю — а вдруг там были не львиные головы? Или они могли заменяться на какие угодно, раз не были высечены изначально в том же материале. Но это всего лишь мои фантазии… Хотя вот есть такое изображение, связанное с находками из Микен:


Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Важность значения изображений львов считается очевидным. Львы были животными, посвященными богине Потнии, богини–покровительницы зверей. Ее имя неоднократно встречается на табличках линейного письма Б тех времен. Но есть и предположения, что этот рельеф может представляеть из себя герб царской династии Атридов, строителей укреплений Микен.

Вид сверху над Львиными воротами:

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Гравюра 19 века и предполагаемая реконструкция того же времени, как эти ворота и стены могли выглядеть изначально:

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

В Интернете нашлось много фотографий Львиных ворот 19 века и начала 20 века, которые и хотелось бы показать. Решетка в воротах здесь, конечно, совершенно не аутентична, такой небольшой анахронизм. 🙂

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Фото 1876 года:

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Ворота в 1938 году:

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

И пара графических изображений — 19 и 20 века (что называется, почувствуйте разницу 😉

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Первые раскопки в районе Львиных ворот, открывшие их внутренний двор, были произведены еще в 1840 г. силами Афинского Археологического общества под управлением К. Петакиса, за несколько десятилетий до знаменитых раскопок Шлимана. Гомер в свое время назвал древние Микены «златообильными» из-за огромного богатства микенских царей, о которых уже тогда ходили легенды. Многие археологи пытались найти знаменитое золото Микен, но только в 1874 г. оно было найдено Шлиманом.

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Находки покажу потом, сегодня лишь вот этот предмет:

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Подумать только, что приспособления, функционально подобные современным английским булавкам, использовались еще более трех тысячелетий назад. В нынешнем виде английскую булавку изобрел в 1849 г. американский инженер Уолтер Хант, почти за четверть века до того, как ее аналог был найден в Микенах!

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Замечу, что дорога от ворот к остальным постройкам была зверски скользкая. При подъеме это не так заметно, а вот при спуске пришлось буквально сползать! 🙂

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Должна сказать, что фотографий и изображений из Микен очень много, поэтому приходится делить пост на части. В следующий раз будет рассказ о собственно укреплениях Микенской цитадели и дворце правителя. А пока — несколько старинных фотографий того, как акрополь выглядел в начале 20 века:

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

В 1900 году:

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Мне особенно нравится эта фотография 1897 года:

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Продолжение следует…

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Предыдущие части греческого путешествия можно найти по тэгу «Греция»:
http://renatar.livejournal.com/tag/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F

Источник: renatar.livejournal.com

«Златообильные» Микены… Легендарный город, где правил победитель троянцев, «владыка мужей» царь Агамемнон. Именно сюда, следуя указаниям Гомера, отправился Генрих Шлиман после того, как раскопал на Гиссарлыкском холме руины древней Трои. И снова Ариаднина нить легенд не подвела его – шаг за шагом из глубины времен стали проступать и приобретать очертания древняя цивилизация, которая до этого была известна только из «сказок» слепого Гомера. Эта цивилизация была распространена на всем восточном берегу Греции и на островах Эгейского моря, а центр ее находился на острове Крит. Шлиман обнаружил только ее первые следы, но открыть ее истинные масштабы было суждено сэру Артуру Эвансу.

Троя, судя по описаниям Гомера, была очень богатым городом. Микены же были еще богаче. Именно сюда Агамемнон и его воины доставили богатую троянскую добычу. И где-то здесь, по мнению некоторых античных писателей, находилась гробница Агамемнона и его друзей, убитых вместе с ним.

Греки-ахейцы строили свои города на высоких холмах. В отличие от критских, их окружали крепостные стены циклопической кладки. Это придавало им суровый и весьма внушительный вид. Впоследствии греки дали таким поселениям название «акрополь» – «верхний город».

Неприступный акрополь Микен защищали стены протяженностью 900 м и толщиной от 6 до 10 м. Они сложены из огромных, весом в 5–6 тонн, грубо отесанных глыб, держащихся только за счет собственного веса. Греки считали, что эти стены возвели легендарные великаны-циклопы, отчего и происходит название такой кладки – циклопическая.

Перед главным входом во дворец – «Львиными воротами» – в изумлении застывали все, кому довелось их увидеть. Это грандиозное сооружение как будто воплотило в себе несокрушимую мощь Микенского государства.

Ворота, сложенные из четырех огромных монолитов, украшает треугольная плита с рельефными изображениями двух львиц, застывших в одинаковых позах и охраняющих вход во дворец. В центре плиты высечена колонна, увенчанная причудливой капителью.

Принцип постройки Львиных ворот характерен для многих порталов этого времени. Два блока поддерживают каменную балку, которая сама является только грузом и не несет никакой тяжести. Весь груз лежащих над нею рядов кладки, благодаря тому, что камни этих рядов скошены, передается на боковые стены. Таким образом над входом образуется пустое пространство в виде треугольника, которое заполнено легкой каменной плитой со скульптурными украшениями.

Стиль рельефов Львиных ворот родственен критскому – не только по пластике, но и по сюжету, который встречается во всех областях, где была распространена эта культура. Две львицы опираются передними лапами на подножие алтаря по сторонам суживающейся книзу колонны с капителью в виде валика. Эта форма колонны характерна для всего крито-микенского стиля, такие колонны можно встретить и в Кносском дворце. Они напоминают собой заостренную, вбитую в землю сваю – это указывает на то, что каменным колоннам предшествовали деревянные.

Композиция Львиных ворот имеет свой прообраз и на Востоке. Но смысл этого несомненно символического изображения, так же как и многих других символов крито- микенской цивилизации, остается неразгаданным. Можно предположить, что колонна есть символ божества, покорившего львов, – они выглядят как будто прикованными к ней. А может быть, это символ дома, охраняемого божествами в образе львов, или символ мощи микенских царей. В любом случае несомненно, что Львиные ворота являются одним из наиболее выдающихся сооружений древности.

Источник: kartaslov.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.