Леонардо да винчи архитектура шедевры


Биография

Наследие Леонардо охватывает многие области знания: инженерию, механику, термодинамику, оптику, термодинамику, геологию, гидравлику, ботанику, анатомию, а также изобразительное искусство и архитектуру. Изучение творчества Леонардо-архитектора затруднено, так как из его архитектурных работ ничего не сохранилось. Достоверных сведений о его постройках и проектах немного, а архитектурные и градостроительные идеи Леонардо, отразившиеся в текстах рукописей и рисунках, не образуют единой систематизированной теории.

Первый период творчества Леонардо связан с Флоренцией. С 15 лет обучался в мастерской известного флорентийского скульптора и живописца Андреа Вероккьо, где освоил рисунок, живопись, скульптуру, бронзовое литье. В 1472 году был принят во Флорентийский цех живописцев и вскоре самостоятельно занялся живописью. С 1482 года Леонардо находится в Милане на службе у герцога Лодовико Моро в качестве придворного инженера, художника и архитектора.


вестно, что в Милане помимо проекта конной статуи Франческо Сфорца Леонардо занимался инженерными работами и работами по украшению герцогского замка. К 1489 году относится проект временного парадного портика, заказанного Леонардо по случаю бракосочетания Джан Галеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской. В 1487-88 годах Леонардо был приглашен в качестве консультанта на строительство собора в Павии. В 90-х годах XV века он работал во владениях Сфорца в Вилжевано. В 1499 году, после падения Лодовико Мро и захвата Милана французами, Леонардо переезжает в Мантую, Ваприо, Венецию. В Венеции проектирует оборонительные сооружения, предназначенные для защиты от турецкого нападения. Затем во Флоренции Леонардо дает технические советы по строительству церкви Сан-Сальваторе. К 1502 году, находясь на службе у Чезаре Борджиа, путешествовал по Романье, Умбрии, Тоскане, инспектируя оборонительные сооружения и выполняя топографические планы в Пезаро, Римини, Имоле, Фаэнце, Форли и других городах.

Ко второму периоду пребывания Леонардо в Милане, теперь уже при дворе французского правителя Милана Шарля Д’Амбуаз (1506-13), относятся проекты капеллы Санта-Мария делла Фонтана, проект дворца, а также канала, который должен был соединить город с озером Комо. В 1510 году выходит в сет сочинение Луки Пачоли «О Божественных пропорциях» («De divina Proportione»), для которого Леонардо выполнил рисунки «правильных тел». В 1513 году Леонардо отправляется в Рим, где занимается археологическим изучением древнего порта Чивитавеккья, совершает поезду в Парму, Болонью, Флоренцию.


В 1517 году он покидает Италию и отправляется ко двору Франциска I, который дает ему титул Главного живописца, архитектора и инженера короля. Во время пребывания во Франции Леонардо создавал декорации и особые механические приспособления для празднеств, проектировал ирригационный канал, работал над проектом королевского замка Роморантэн. После смерти Леонардо все его труды перешли к его другу и ученику Франческо Мельци.

Архитектурные и градостроительные идеи Леонардо тесно связаны с его естественно-научными изысканиями, натурфилософскими представлениями. Город, его малое подобие, дом и храм – главные темы архитектурных фантазий Леонардо. Отправная точка представления о городе – идея подобия человеческому и в целом природному организму. Общие внутренние законы, по которым живут и человеческое тело, и геологические структуры, — тело Земли, единые законы движения, пронизывающие природный мир, — должны, по мысли Леонардо, быть основой для организации городского пространства. Город с его улицами, каналами, домами, жизненными функциями подчинен этим универсальным законам.

Подобно городу, жилище должно быть устроено рационально, соответствовать потребностям жизни. И независимо от того, является ли постройка жилым домом, светским сооружением или храмом, ей в городе должно быть отведено достаточно пространства, что важно не только с точки зрения городской санитарии, но и потому, что любое здание «обязательно требует возможнсоти обзора со всех сторон, дабы продемонстрировать свою истинную форму».


Особое пространство в городе Леонардо занимает храм, который возвышается в центре открытого пространства, господствуя над ним, являя взору совершенство упорядоченных по законам гармонии идеальных форм. Леонардо в своих рисунках обращался к разным видам центрических храмов: круглому, восьмигранному, окруженному венцом радиально расположенных капелл или с капеллами, утопленными в толще стены, а также к храму, сочетающему базиликальную структуру с развитием центрических хорд.

Архитектурные и градостроительные идеи Леонардо оказали существенное влияние на развитие целого поколения архитекторов, несмотря на то, что его проекты в основном не были воплощены в жизнь.

Источник: kannelura.info

1. Мона Лиза (Джоконда) 1514 – 1515

Масло на тополиной панели.
77 x 53 см
Луврский музей. Париж, Франция

К 1514 – 1515 гг. относится создание шедевра великого мастера — «Джоконды».
До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше, во Флоренции, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, который писал: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным.


о произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам».

Весь этот рассказ неверен от начала до конца. По словам Вентури, «монна Лиза, позднее Джоконда, была созданием фантазии новеллиста, аретинского биографа, Джордже Вазари». Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда» — портрет герцогини Костанцы д’Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о ее портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо.

В самое последнее время Педретти выдвинул новую гипотезу: луврский портрет изображает вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика, которая также была любовницей Джулиано Медичи и родила ему сына Ипполито в 1511 г.
Как бы то ни было, вазариевская версия вызывает сомнение уже потому, что никак не объясняет, почему портрет жены Франческо дель Джокондо остался на руках у Леонардо и был увезен им во Францию.

2. Дама с горностаем ок. 1488-1490

Масло на панели.
54.8 x 40.3 см
Чарторский музей, Краков, Польша


«Дама с горностаем»- это бессмертная семнадцатилетняя Чечилия Галлерани, фаворитка Лодовико Сфорца. Дочь XV века. Лукавая чаровница. Фаворитка миланского дворца. Нежная и мудрая, стыдливая и фривольная, предстает она перед нами. Простая и сложная. Таинственно-привлекательная, с лицом почти статичным, она все же обладает магнетизмом необычайного, скрытого движения. Но что придает облику молодой дамы эту колдовскую живость? Улыбка. Она еле тронула уголки целомудренных губ. Притаилась в чуть-чуть припухлых девичьих ямочках у рта и, подобно зарнице, ответно блеснула в темных, расширенных зрачках, при крытых округлыми лукообразными веками. Вглядитесь пристальней в тонкие, одухотворенные черты «Дамы с горностаем», в её осанку, полную достоинства, в её строгую, но изящную одежду и перед вами мгновенно предстанет Ренессанс с его великолепными творениями гениальных мастеров искусств. Чечилия Галлерани. Она, как маленькая планета, отразила сияние жестокого, уродливого и прекрасного, неповторимого xv века.

3. Фреска Тайная вечеря 1494 -1498

Масло и темпера на штукатурке.
460 x 880 см
Санта-Мария дель Грация, Милан, Италия

Слева направо во всю ширину картины тянется стол с едой. За столом лицом к нам группами по три сидят двенадцать персонажей с Христом в центре. Апостолы оживленно общаются. О чем они говорят и о чем картина? Из свидетельства Амморети следует заключить, что картина “Тайная Вечеря” была окончена в 1497 году.


сожалению, Леонардо да Винчи исполнил ее красками, из которых некоторые оказались очень непрочными. Уже через пятьдесят лет после окончания, картина, по свидетельству Вазари, находилась в самом жалком состоянии. Однако, если бы в то время можно было исполнить желание короля Франциска I, выраженное через шестнадцать лет после окончания картины, и, выломив стену, перевести картину во Францию, то, может быть, она сохранилась бы. Но этого нельзя было сделать. В 1500 г. вода, залившая трапезу, окончательно испортила стену. Кроме того, в 1652 г. была пробита дверь в стене под ликом Спасителя, уничтожившая ноги этой фигуры. Картина была несколько раз неудачно реставрирована В 1796 г., после перехода французов через Альпы, Наполеон отдал строгое предписание пощадить трапезу, но следовавшие за ним генералы, не обращая внимания на его приказ, превратили это место в конюшню, а впоследствии в складочное место для сена.

4. Портрет Жиневры де Бенчи ок. 1475 – 1478

Темпера и масло на панели
38.1 x 37 см
Национальная галлерея искусств, Вашингтон

Эта картина, ныне находящаяся в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, изображает молодую даму на фоне гористого пейзажа, с играющими на нём рефлексами от реки. Существуют различные точки зрения по поводу идентификации портретируемой; мнения специалистов о датировке этой работы также разделяются. Некоторые относят её к первому флорентийскому периоду творчества Леонардо, другие, напротив, – к миланскому. Большинство исследователей придерживаются гипотезы о том, что на портрете представлена Джиневра Бенчи (на её имя намекают ветви можжевельника, ginepro, которые видны на фоне композиции). Он выполнен в период, когда Леонардо освободился от ученической зависимости от искусства Верроккьо, то есть около 1475 года.


5. Портрет музыканта 1485-1490

Масло на панели.
43 x 31 см
Библиотека Амброзиано, Милан, Италия

Портреты, приписываемые Леонардо, содержат общие черты: фон их затемнен, полуфигурное изображение модели, обычно в трёхчетвертном повороте, помогает представить её зрителю во всей индивидуальной характерности. Имена портретируемых неизвестны, несмотря на все усилия историков искусства раскрыть их, и на документальные свидетельства о деятельности мастера. Ряд портретов Леонардо связан с атмосферой двора Сфорца, где определяющую роль играло прославление индивидуума, отражавшее славу двора. Чистота форм, достоинство поз, сочетающиеся с острым проникновением в характер модели, сближают портреты художника с самыми передовыми для того времени достижениями в данном жанре искусства – с работами Антонелло да Мессина. Они выходят далеко за рамки меморативного формализма мастеров XV века, развивая тип портрета, воплощающего состояние души персонажа и позволяющего значительно углубить характеристику образа. В так называемом Портрете музыканта из Амброзианы в Милане – модель его иногда идентифицируют с регентом Миланского собора Франкино Гаффурио, но на самом деле здесь изображен просто молодой человек с листом нотной бумаги.


ё различим некоторый геометризм в передаче пластических объёмов, выдающих тосканское влияние. Шапочка на голове и масса курчавых волос образуют две полусферы по сторонам лица; резкость контуров и светотень свидетельствуют уже о знакомстве мастера с ломбардскими традициями и портретами Антонелло да Мессина. Сильно реставрированный, переписанный и, возможно, даже оставленный незаконченным, хотя и на довольно продвинутой стадии работы, этот единственный у Леонардо мужской портрет – если он действительно выполнен самим художником – изображает человека с умным и твердым взглядом. Не увлекаясь риторическим прославлением личности, Леонардо передает во внутреннем свете лица и взгляда портретируемого свойственную ему моральную силу.

6. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) 1478 – 1480

Масло, перенесенное с доски на холст
48х31,5 см
Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Эту картину только что завершивший обучение молодой художник Леонардо да Винчи написал во Флоренции в конце семидесятых годов пятнадцатого столетия. Ее приняли с восторгом, сделали много копий, а в начале шестнадцатого века… потеряли.
Через триста лет в Астрахани гастролировала труппа бродячих актеров. Один из служителей Мельпомены предложил местному поклоннику муз и богатейшему из купцов города Александру Сапожникову купить потемневшую от старости, написанную на доске картину.


елка состоялась.
Спустя много лет его внучка Мария выходила замуж. К роскошному приданию прилагалось и творение неизвестного итальянца, на которое поначалу мало кто обратил внимание. Неизвестно, что бы с ним стало, если бы мужем Марии Александровны не стал преуспевающий архитектор и будущий президент Академии Художеств Леонтий Бенуа (сын еще более прославленного зодчего) и если бы его младшим братом не был известный художник, искусствовед и организатор объединения “Мир Искусства” Александр. «Внемля настойчивым просьбам брата Леонтия и его жены, – вспоминает он, – мне пришлось задержаться в Берлине. Дело в том, что они поручили мне показать принадлежащую им картину знаменитому Боде”. (В скобках заметим, что Боде – один из главных авторитетов по истории европейского искусства, директор Государственных берлинских музеев). Он отсутствовал, но в музее оказалось несколько специалистов мировой величины. Их приговор был суров: картина не является произведением Леонардо, скорее, ее написал кто-либо из его соучеников по мастерской Вероккио. Позже и сам Боде подтвердил этот вывод».
Целый год пролежала “Мадонна” из дома Сапожниковых в парижской квартире Александра Николаевича, а затем была увезена им обратно в Петербург и возвращена владельцам. Однако, по прошествии восьми лет (это было уже в 1914-м), когда он пребывал в суете и хлопотах, связанных с подготовкой русской выставки в Париже, ему подали визитную карточку с именем одного из берлинских специалистов: «Профессор Моллер Вальде».

r />«Не успел я согласиться его принять, – рассказывал Александр Бенуа, – как на меня налетела собственная его персона с криком: “Теперь я твердо убежден, ваша Мадонна – Леонардо!”. Тут же, не присев, не давая мне опомниться, красный от волнения, он стал вытаскивать из огромного, туго набитого портфеля кипу фотографий тех несомненных рисунков Леонардо, которые являлись в его глазах (и на самом деле) подтверждением его уверенности в авторстве великого мастера.
На предложение о продаже шедевра в музеи Берлина Бенуа ответили отказом, передав его в коллекцию Императорского Эрмитажа. Там картина находится и по сей день, известная всему миру под названием “Мадонна Бенуа”.

7. Мадонна в гроте 1483-1486

Масло на панели (перенесено на полотно)
199 x 122 см
Лувр, Париж, Франция

Картина предназначалась для украшения алтаря (оправой для картины являлся резной деревянный алтарь) в капелле Иммаколата церкви Сан Франческо Гранде в Милане. 25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие ангелы) Леонардо, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. В настоящее время историки искусства придерживаются мнения, что оба холста на идентичный сюжет, из которых один хранится в Лувре, а другой – в лондонской Национальной галерее, являются вариантами картины, выполненными для одной и той же цели. Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде; возможно, она была передана самим Леонардо французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин. Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне. Впервые Леонардо смог решить задачу слияния человеческих фигур с пейзажем, постепенно занимавшую ведущее место в его художественной программе.

8. Иоанн Креститель 1512

Масло на панели
69 x 57 см
Лувр, Париж

Можно думать, что первой идеей художника было изобразить благовествующего ангела, если только это согласуется со странной фигурой, вызывающей у зрителя скорей чувство неловкости, чем восторженного изумления. В ней различим тот же дух иронии, что характерен для Джоконды, однако здесь отсутствует пейзаж, на который могла бы проецироваться эта ирония, отражая более сложные связи между человеком и природой. В силу этого Иоанн Креститель производит на зрителя странное, даже двусмысленное впечатление. Между тем, картина безусловно принадлежит к кругу работ Леонардо, а по своему замыслу является одной из самых новаторских, поскольку в фигуре Святого Иоанна мастер синтезировал свои поиски средств выражения чувств и природы человека в целом. Перегруженный символикой и иллюзиями, этот образ, кажется, существует на грани загадки и реальности.

9. Леда с лебедем 1508 – 1515

Масло на панели.
130 x 77.5
Галлерея Уфици, Флоренция,Италия

Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо Винчи был до такой степени поглощен изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины “Леда” на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо занимался сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами.

10. Автопортрет 1514 – 1516

Красная сангина (мел).
33.3 x 21.3 cm
Национальная Галерея в Турине, Италия

К последним годам жизни относится туринский автопортрет Леонардо.

А к этому автопортрету, видимо, относится и описание Ломаццо: «Голова его была покрыта длинными волосами, брови были такие густые и борода такая длинная, что он казался подлинным олицетворением благородной учености, каковой уже раньше были друид Гермес и древний Прометей».
Старинные биографы Леонардо да Винчи рисуют в самых привлекательных чертах его облик:
По Вазари:
«блистательностью своей наружности, являвшей высшую красоту, он возвращал ясность каждой опечаленной душе».
По словам Анонима:
«он был прекрасен собою, пропорционально сложен, изящен, с привлекательным лицом. Он носил красный плащ, доходящий до колен, хотя тогда были в моде длинные одежды. До середины груди ниспадала прекрасная борода, вьющаяся и хорошо расчесанная».
БЭС Брокгауза и Ефрона:
“Винчи был красив собой, прекрасно сложен, обладал огромною физическою силой, был сведущ в рыцарских искусствах, верховой езде, танцовании, фехтовании и пр.”

По материалам abc-people.com

Источник: papyrus-net.livejournal.com

В рукописях Леонардо рядом с рисунками и записями, трактующими самые разнообразные проблемы науки, искусства, техники, можно встретить лаконичные заметки о планировке величественных соборов, городов, улиц, зданий. Эскизы укреплённых замков соседствуют с подробным описанием и зарисовками интересного по замыслу проекта «чистой» конюшни, в которой сено и вода подаются в ясли через специальные воронки. Самые сложные и самые простые художественные и технические задачи строительства в равной мере привлекают его пытливый ум. В одном из своих писем тридцатилетний Леонардо указывал: «Считаю себя способным никому не уступить как архитектор в проектировании зданий и общественных, и частных…»

Очень многое, что проектировалось Леонардо, никогда не было практически осуществлено, а то, что было построено, не дошло до нас. И всё же, на основании отдельных документальных сведений, записей и набросков самого Леонардо можно увидеть его разностороннюю архитектурно-строительную деятельность, узнать его замыслы.

Ещё в юные годы у молодого живописца появляется интерес к архитектуре и строительному делу. Он делает чертежи и рисунки различных зданий, изучает постройки Брунеллески, прославленного архитектора и инженера, одного из основоположников архитектуры итальянского Возрождения, первым ставит вопрос о соединении каналом Флоренции и Пизы. В последующие годы Леонардо руководит крупными фортификационными и ирригационными работами, участвует в числе других мастеров в конкурсе на проект купольного перекрытия строившегося в то время миланского собора, увлекается планами сооружения грандиозных каналов, очистки гаваней, перестройки городов.

В годы жизни в Милане (1482-1499) Леонардо знакомится с выдающимися архитекторами и строителями: Франческо ди Джорджо Мартини, Лукой Франчелли и Браманте, и предпринимает одну из замечательнейших своих строительных работ — перестройку и укрепление городского замка «Кастелло Сфорцеско».

Леонардо предполагал увенчать архитектурный комплекс Кастелло огромной дозорной башней, воздвигнутой над одним из бастионов, а крепостные башни по углам украсить куполами с небольшими шпилями. Во дворе этого замка Леонардо устанавливает колоссальную модель конного памятника Сфорца.

Одновременно Леонардо мечтает о постройке «идеального» города с удобными, красивыми улицами и площадями, украшенными арками и фонтанами, со сложной системой подземных каналов, избавляющих жителей от грязи и зловония, столь обычных для городов того времени. Такой город обязательно должен находиться на берегу моря или реки. Улицы здесь, по мысли Леонардо, располагаются двумя ярусами, причём верхний ярус, расположенный на аркадах, предназначен только для пешеходного движения. Верхние и нижние улицы в местах пересечения соединяются между собой лестницами, так что «тот, кто захочет пройтись по всей площади, может для этой цели пользоваться верхними улицами. Кто хочет идти по нижним улицам, также может это сделать».

В 1490 году Леонардо построил в герцогском саду в Милане большой круглый павильон с куполом. В другом проекте автор помещает грандиозный мавзолей на вершине холма. Круглый, опоясанный колоннадой мавзолей воспринимается как естественное завершение холма и неразрывно связан с окружающей природой. В этой естественности и заключена сила образной выразительности монумента, задуманного мастером как прославление героической личности.

Среди архитектурных набросков Леонардо можно найти интересный замысел театра, названный им «театром для проповедей». Это круглое, по-видимому, перекрытое куполом сооружение, внутри которого амфитеатром расположены ярусы мест для слушателей, а в центре — высокая кафедра для оратора.

Большое внимание уделял Леонардо вопросам строительной техники. Он изучает отдельные элементы архитектурной конструкции — фундаменты, арки, стены, балочные перекрытия, — производит расчёты их прочности. Его интересует распределение нагрузок в разных частях постройки и правильная кладка фундамента, так как «первой и наиболее важной вещью является устойчивость». Леонардо первому принадлежит требование рассматривать архитектурную конструкцию с точки зрения сопротивления материалов.

Блестящее знание строительной техники и законов механики позволило Леонардо выдвинуть необычно смелую по тому времени задачу поднятия зданий на нужную высоту. «Среди его моделей и чертежей, — писал удивительный биограф, — был один, при помощи которого он неоднократно пытался доказать… возможность поднять флорентийский храм Сан Джовании и подвести к нему снизу лестницы, не разрушив его».

Идеи Леонардо оказали огромное влияние на его современников. Не случайно многие замыслы великого мастера были осуществлены на практике другими зодчими Возрождения, которые передали наследие Леонардо последующим поколениям.

Источник: www.newepoch.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.