Архитектура античности


Античная архитектура корни свои берет в древнегреческом искусстве. Весь этот период принято подразделять на архаическую, дорическую, ионическую, эллинистическую, а также эру, когда развитие древнегреческой культуры попало под влияние Рима. Памятники того времени практически не сохранились. Но каждый из периодов характеризовался определенными тенденциями. Ведь именно древнегреческая архитектура античности создала такие вечные элементы сооружений как ордер, колонна и конечно арка. Четкость и гармония форм, легкость и изящество, дополняет ансамбль абсолютной красотой.

Термин «античная архитектура» впервые появился в XV в. – так итальянские мастера эпохи Возрождения окрестили греко-римскую культуру, наиболее древнюю из всех известных в то время. Зодчие эпохи Возрождения, обратились к ее истокам, поскольку она привлекала их жизненной силой, сознанием величия и красоты личности человека, верой в неорганичные творческие способности.

Античные же зодчие стремились придать роскошности своим сооружениям под влиянием Востока. В результате античная архитектураобогащается зданиями светского типа. Появляются театры, строительство которых осуществляется по тому же принципу, что и возведение храмов.

Архитектура античности

Чем отличалась архитектура античности у римлян?  


В свою очередь древнейшие строения римских мастеров напоминают архитектурные образы и каноны этрусков (древняя цивилизация, о которой мало информации сохранилось). Многие ученые пришли к единому мнению, что до IIв. до нашей эры римские зодчие подражали этрусским мастерам. До наших времен дошли такие памятники тех времен как Большая Клоака (общественная канализация) и Марметинская тюрьма.

Античность

С установлением республиканского правления в Риме начинают строительство мраморных четырехугольных храмов древнегреческого образца. Однако, прославляя некоторые исконно римские божества, такие как Веста, по-прежнему возводили круглые храмы. С приходом к власти Августа как императора и провозглашения императорской власти появляется новый материал в строительстве – бетон.  В Риме архитектура античности обогащается совершенно новым типом сооружений — триумфальной аркой. Чем больше проходит времени, тем более античная архитектура Древнего Рима приходит в упадок. Зодчие чрезмерно прибегают к роскошеству. Что в свою очередь приводит строительству абсолютно не функциональных сооружений.


Шедевры, произведения искусства, созданные талантливыми архитекторами античного мира, на протяжении последующих столетий вдохновляли многих культурных деятелей. Архитектура античностидала толчок для развития поэтов, драматургов и художников, композиторов всех стран Европы, и по сей день продолжает доставлять небывалое художественное наслаждение и служит нормой, неким недосягаемым образцом. 

Античная архитектура

Источник: thearchitect.pro

Во втором тысячелетии до н. э. греческие племена постепенно перемещаются в эгейскую область с севера. Племя дорийцев захватывает микенские территории и приносит с собой иной способ жизни и, видимо, знание железа.

Греки-дорийцы, племена которых покорили ахейские города, восприняли религиозно-мифологические представления ахейцев, многие навыки и традиции, но в целом они стояли на более низкой ступени общественного развития, потребовалось более трех столетий для того, чтобы на земле Древней Эллады созрело классовое общество и возникли рабовладельческие города-государства.


Под давлением дорийцев местное население отступает и заселяет острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. На территории Греции возникает множество городов-государств, таких как Афины или Спарта, соперничающих между собой.

Историю культуры античного мира традиционно делят  на периоды.

Гомеровский период  (XI — IX вв. до н. э.) От архитектурных сооружений этого периода сохранились лишь руины, по которым можно судить о преемственности гомеровской Грецией эгейской культуры: в именах богов, которым посвящались храмы; в планах храмов, напоминавших очертания мегарона микенской эпохи с входом на узкой стороне прямоугольной постройки.

Храм Аполлона в Дельфах.

Древние греки придавали расположенному в Дельфах храму Аполлона и Дельфийскому оракулу огромное значение. Античный географ Страбон писал: «Наибольший почет выпал на долю этого святилища ради его оракула, так как из всех оракулов на свете он казался самым правдивым, но все же и местоположение самого святилища кое-что прибавило к его славе. Ведь оно расположено почти в центре всей Греции как по эту, так и по ту сторону Истма. Полагали также, что оно находится в центре обитаемого мира, и назвали его пупом земли. В добавок был сочинен миф, передаваемый Пиндаром, о том, что здесь встретились два орла, выпущенные Зевсом: один — с запада, другой — с востока».

Храм был построен в 366—339 годах до н.э., на месте нескольких сменявших друг друга построек, самая ранняя из которых датируется 548—547 годами до н.э. Но и до нее на этом месте существовало по крайней мере еще три храмовых здания-предшественника.


Ныне от величественного храма Аполлона уцелело несколько колонн и фундаменты. В длину храм составляет 60 м, в ширину — 23. Некогда его окружали со всех сторон по шесть колонн с торцов и по пятнадцать — на длинных боковых сторонах. Это был классический древнегреческий храм, получивший название периптера.

Олимпейон, храм Зевса Олимпийского самый большой во всей Греции храм, строившийся с VI века до н. э. до II века н. э.
Длина основания храма Зевса составляла примерно 96 м, а ширина — 40. Пятнадцать из ста четырех 17-метровых колонн храма стоят до сих пор, еще одна колонна лежит разобранной.

Храм Артемиды в Эфесе одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время Сельчук, Турция). Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разрушен готами.

Классический период (470 г. до н. э. — 338 г. до н. э.)

В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. Собственно в Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей.


В V-IVвв.до н.э. Афины стали главным городом Древней Греции. Кипучее строительство развернулось в правление Перикла. При нем, под руководством выдающегося скульптора Фидия был возведен ансамбль из нескольких сооружений — афинский Акрополь.

 

Афинский Акрополь.

Храмы,скульптуры и вся композиция Акрополя стали самым ярким примером расцвета греческого классического искусства.

У подножия холма находятся портик Пропилей- торжественных ворот-и маленький храм бескрылой Ники (Ники Аптерос).

 

 

Главный храм Акрополя-Парфенон (447г.до н.э.).На фоне яркого голубого неба его колоны из коричневато-золотистого мрамора выглядят торжественно и монументально.Всего 46 колон окружают храм. Расстояние между крайними колонами меньше чем между колонами в середине. Это создает ощущение, что колоны движутся.

Парфенон украшал скульптурный фриз, большинство скульптур которого Фидий высек своими руками. На фризе запечатлены 365 фигур людей и 226-животных, и ни одна фигура не повторяется. Внутри здание делилось на две части. В большом зале стояла 12-метровая статуя богини Афины, созданная Фидием. Другую половину храма занимал зал, где хранились казна, государственный архив.

Небольшой храм Эрехтейон  стоит на месте, где, по преданию, произошел спор


wp7a6f083e_05_06Афины с Посейдоном. Боги хотели владеть Грецией, но они должны были принести ей свои дары. Посейдон высек из скалы своим трезубцем соленый источник.

Афина вонзила в землю свое копье, и выросло оливковое дерево. Дар Афины людям понравился больше. И она стала покровительницей Аттики и города, которому дали ее имя.

Храм назван в честь одного из первых царей Афин – Эрехтея, который ради Афин принес в жертву богам свою дочь. В этом же храме и находилась его могила. В Эрехтейоне так же был похоронен мифический царь Кекроп, бывший основателем города Афины.

Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на архитектурную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса.

Храм Аполлона в Бассах ( уникальный в своем роде, так как сочетает в себе все wp3c78d583_05_06три древнегреческих архитектурных ордера. В основе своей это — дорический храм, периптер, с пронаосом(пристройкой перед входом в храм), целлой, святилищем и сокровищницей. Он имеет 6 колонн по узким сторонам и 15 по длинным (в противоположность принятому в ту эпоху соотношению числа колонн 6 х 13). Храм посвящен Аполлону Эпикурейскому.  Аполлон Эпикурий означает Аполлон-спаситель, вероятно, потому, что он помог фигалийцам в борьбе со Спартой, либо потому, что он избавил город от эпидемии чумы, которая была распространена во время Пелопоннесской  войны.Сооружение храма относят к 420-400 гг.


н.э., а его архитектором считают Иктина (одного из строителей Афинского Парфенона), которому в этом своем творении удалось соединить множество архаических элементов, свойственных древней религиозной традиции Аркадии, с новейшими достижениями классической эпохи.По причине отдаленности от главных греческих центров, храм был долгое время забыт, но именно благодаря этому он так хорошо сохранился до наших дней. Он был случайно обнаружен французским архитектором в 1765 году. Первые серьёзные раскопки производились здесь в 1836 году (в них принимал участие Карл Брюллов).

Интерес представляет культовая статуя Аполлона, ещё раз подчеркнувшая асимметричное и живописное оформление храма. По одной из версий, она стояла против входа в маленькое отделение целлы, в южной части храма — таким образом, ее освещали первые лучи восходящего солнца. Статуя Аполлона, не сохранилась,  она якобы была увезена в IV в до н. э. в ново основанный пелопоннесский город Мегалополь и получила там новое место.

Храм Зевса в Олимпии

Храм Зевса в Олимпии (468—456 г.г.до н.э.)— один из самых почитаемых храмов Древней Греции, первый подлинный образец дорического ордера. Служил центром архитектурного ансамбля древней Олимпии.Храм знаменит своими скульптурными украшениями, в особенности же колоссальной статуей отца богов, исполненной Фидием.Историческая реконструкция Храма Зевса 19 века, выполненная Паулем Неффом Верлагом.


wp1c74d857_05_063

 

Источник: www.mir-arxitiktyri.ru

Архитектура Древней Греции

Любопытно, что светские здания в Древней Греции были весьма примитивными, в то время как храмовые сооружения становились с каждым столетием всё сложнее и причудливее. На месте дворцов и крепостей появлялись величественные храмы. Именно они отразили архитектурное наследие древних греков. 

Ориентировочно в VIII веке до н. э. сформировались два основных направления в архитектуре: дорическое и ионическое. Дорический стиль отмечался стремлением к совершенству пропорций, монументальности, «мужественности». Характерными чертами направления являются значительное превышение длины храма над шириной и большой диаметр колонн, создающие впечатление тяжеловесности. Примером дорического искусства является храм Геры в Олимпии.


Античный храм Геры на о. Самосе

Мастера ионического направления стремились к легкости, изяществу. Ионические храмы имели более богатые украшения и были большими по размеру. Колонны здесь выступают не только в качестве опоры, но и в роли декоративного элемента. Если дорические колонны вырастают словно из земли, то ионические имеют сложный цоколь, более тонкие и богатые украшения. Примером ионического искусства может служить храм Геры на о. Самосе. Несмотря на довольно прозрачные географические наименования стилей, дорические и ионические сооружения никак не связаны с соответствующей местностью.

Некоторые зодчие стремились соединить эти два стиля. Так, Иктин и Калликрат достигли полной гармонии направлений, соединив высокие колонны со стройностью и изяществом. Гармоничного сочетания двух стилей удалось добиться и архитектору Мнесиклу, создателю Пропилеев — ворот, ведущих к Акрополю.

Характерной чертой греческих храмов были колонны, берущие свое начало от микенского деревянного столба, лишенного каких-либо декоративных элементов. Камень вытеснил дерево — так появились колонны.

Храмы всегда возводились на мощных ступенчатых основаниях. Внутри храмов располагалась статуя божества, люди не входили внутрь постройки, собираясь на площадях перед храмом.


Каждый греческий город имел свой храмовый комплекс, спортивные сооружения, а также театр. Центральной частью театра была круглая площадь. Склоны холма были оборудованы в качестве зрительного зала.

Храмы обычно находились недалеко друг от друга, к ним вели монументальные ворота с большим количеством алтарей и скульптур.

Символ античной архитектуры - Парфенон

Одним из наиболее выдающихся ар­хитектурных комплексов является афинский Акрополь, возведенный во времена Перикла и ставший композиционным центром города. Сердцем Акрополя является дорический Парфенон.

Творения античной культуры были не хмурыми и безликими, как считают неко­торые, а сочными и яркими, сияя красными, зелеными, голубыми цветами под жарким южным солнцем.

Золотым веком архитектуры Древней Греции стало строительство в Афинах при Перикле: менее чем за 20 лет были сооружены Парфенон, Пропилеи, храм Афины-Победительницы и Эрехтейон.

Архитектура Древнего Рима

Римляне, переняв богатые греческие традиции, оставили в истории архитектуры не менее значительное наследие.

Начало зарождения древнеримского искусства охватывает период с конца VI и до середины I столетия до н. э. Римские завоеватели свозили с захваченных территорий найденные произведения искусства, а потому первые римские храмы и дворцы были больше похожи на музеи.

На особенности архитектуры храмов в Риме оказал влияние строительный материал. Так, до I в. до н. э. храмы сооружали из вулканического туфа, поскольку своего мрамора до правления Августа в Италии не было. Из туфа было сложно сделать ажурные орнаменты и прочные балки, поэтому зодчие создавали арки. Украшали храмы гипсом.

Для древних римлян была важна символика, что нашло свое отражение в архитектуре: так, переплетающиеся усики аканфа в узорах капителей храма символизируют дружбу близнецов Диоскуров, а парные барашки напоминают о единстве и согласии.

Золотым веком Римской империи принято считать время правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). В это время были созданы наиболее выдающиеся шедевры. С периодом правления Августа связывают имена архитектора Вептрувля, поэтов Вергилия, Овидия, Горация.

Рим начал видоизменяться: сооружались мосты, акведуки, жилые здания. Наверняка всем известно изречение, что Август «принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным». Для золотого века Римской империи характерны необъятные площади, величественные здания, сводчатые крыши, щедро декорированные бассейны и фонтаны.

Память об императоре сохранили в веках такие творения, как храм Марса Мстителя с многочисленными статуями, форум Августа, коринфские колонны храма Кастора и Поллукса.

Арка Константина - знаменитый памятник Античности в Риме

После правления Августа Римская империя, превратившись в мировую державу, меняет свой облик. Архитектурными со­оружениями первостепенной важности ста­новятся оборонительные стены (например, стена Аврелиана).

Архитектура древних римлян со­ответствовала военному духу империи, жесткой дисциплине и стремлению к парадности, зрелищности. Наиболее важным в Древнем Риме было сооружение мостов, крепостей и оборонительных стен для успешного ведения войн. В то же врем на улицах римских городов возводились вели­чественные колоннады, монументы и арки.

Античность имела большое значение для последующих эпох. Продолжаются много­численные археологические раскопки, исследования, пишутся научные труды. Архаика стала источником культуры Ренессанса и несомненным эталоном для культурологов. Современная культура Европы тысячами нитей связана с эпохой Древней Греции и Древнего Рима. Античность вечна. И еще не один художник будет черпать безграничное вдохновение в искусстве древнего мира.

Источник: megapoisk.com

древнегреческая архитектураВ истории развития всей европейской культуры важнейшее место занимает искусство и культура древней Греции. На ее основе и сформировались классические каноны античности.

В целом, ее культурные традиции были полны противоречий, потому что создавались они  в обществе рабовладельческой демократии. Однако произведения античных мастеров стали эталоном для творцов многих последующих поколений.

Первые археологические раскопки в начале XVIII  века были проведены в городах Помпеи и Геркуланум, погребенных под вулканической лавой Везувия. В результате исследований были обнаружены многие уникальные образцы различных произведений мастеров той эпохи.

Это скульптуры и рельефные изображение, посуда и предметы домашней утвари, оружие и древние инструменты. Среди всех найденных ценных экземпляров особое внимание привлекают сохранившиеся фрагменты зданий. Они представляют огромный интерес для ученых в процессе изучения архитектурного облика городов древней Греции.

Периоды развития древнегреческой архитектуры

Всю историю развития архитектуры в древней Греции можно разделить на несколько периодов:

  • Гомеровская эпоха ( с XII до середины VIII веков до нашей эры) — период зарождения и развития эллинской архитектуры, время постепенного разложения родового строя и появления новых классовых отношений. В основе эллинского зодчества изначально лежали традиции эгейской культуры, но впоследствии зарождались и новые, самобытные черты.

В бронзовом веке храмы еще не строились. И только в начале VIII века появляется храм, особенности конструкции которого напоминают мегарон, возникший ранее в архитектуре Крита и Микен. Основным строительным материалом для храма стал необожженный кирпич, а двускатная крыша была сделана из дерева.

Большую часть сведений об облике сооружений того периода ученые почерпнули из произведений Гомера. В те времена строились дома из древесины, которые для большей прочности скрепляли металлической обшивкой.

Еще одним распространенным видом строительного материала был кирпич — сырец. К концу периода строители начали использовать черепицу из обожженной глины. Для этого времени характерно строительство не только обычных жилых домов, но и первых храмов.

Данный период примечателен формированием особенной планировочной системы, важное место в которой занимает колоннада, окружающая здание со всех сторон. Одним из самых ранних сооружений того периода считается храм богини Геры на острове Самосе.

 

Развалины храма богини Геры на острове Самосе
Развалины храма богини Геры на острове Самосе

 

  • Архаический период ( с VIII по начало V веков до нашей эры) — характеризуется окончательным формированием рабовладельческого государства, и возникновением города — полиса.

В начале архаического периода была также распространена техника строительства из дерева и сырцового кирпича. Отличие заключалось лишь в применении терракотовых облицовок для отделки храмов. В дальнейшем наиболее важные и масштабные сооружения начинают строить из мягкого и легкого в обработке известняка. В конце периода самым распространенным материалом становится мрамор.

В течение VII века до нашей эры древнегреческое строительное искусство развивается сразу в нескольких направлениях, которые имели существенные различия.

В архаический период появляются первые образцы монументальных сооружений, а также формируются различные типы храмов  и других зданий общественного назначения.

Происходит зарождение и развитие ордеров, которые впоследствии становятся базовыми и наиболее узнаваемыми элементами древнегреческой архитектуры.

  • Классический период ( с 480 по 400 годы до нашей эры) — время правления Перикла, которое характеризуется высоким уровнем развития архитектуры и всех сфер искусства.

Широко применяется отточенная до идеального состояния ордерная система. Облик зданий приобретает утонченность, а почерк архитекторов — узнаваемость.

Афины становятся главным городом, имеющим правильную планировку улиц. В других городах также проводится постройка новых жилых кварталов по единому плану.

В этот период формируется архитектурный облик типового греческого дома, который состоит из окруженного портиками внутреннего дворика, прообразом которого стал мегарон.

Для классического периода характерно появление открытых каменных театров и залов для музыки — одейонов. Новые формы приобретают общественные здания для собрания большого количества людей.

  • Эпоха разложения полисов ( IV век до нашей эры) — в этот период храмы теряют свое передовое значение, однако с большей интенсивностью развивается светская архитектура и совершенствуется планировка жилых домов.

Экстерьер зданий приобретает большую утонченность и изящество благодаря использованию ионического и коринфского ордеров.

  • Эпоха эллинизма ( 330 — е годы — I век до нашей эры) — период возникновения греко — восточных монархий  и проникновения древнегреческой культуры в Малую Азию и Египет.

Дли эпохи эллинизма характерно смешение различных стилей и ордеров с чисто декоративной целью. Но при этом теряется былая лаконичность, монументальность и узнаваемость ордерной системы.

Однако этот факт совершенно не мешает созданию масштабных городских ансамблей, в архитектуре которых повсеместно применяется перистиль — ряды колонн, окружающих дворы и площади.

Ордерная система

Ордер в архитектуре — это система проявления конструкции сооружения в определенной форме. С развитием и становлением стилистики различных ордеров устанавливается соразмерность целого сооружения и отдельных его частей, композиция и соответствующие пропорции. Постепенно совершенствуются формы построек, и греческая классика достигает вершины своего развития.

В архитектуре древней Греции использовались три основные ордера:

  • Дорический
  • Ионический
  • Коринфский

Основное различие архитектурных ордеров заключалось прежде всего в формах колонн и антаблемента, а также в различных декоративных деталях и соотношении пропорций.о

При этом планировка пространства зданий была одинаковой для всех ордерных систем. И дорический, и ионический ордера использовались в процессе строительства не только культовых, но и светских сооружений, а также мест общественного посещения.

Каждая постройка представляет собой единое целое, созданное из отдельных архитектурных элементов, среди которых можно назвать следующие:

  • Крепида — это подножие любой постройки, своего рода фундамент сооружения.
  • Стены
  • Колонны различных ордеров
  • Антаблемент 
  • Кровля
  • Треугольный фронтон

В древнегреческой архитектуре использовалась система колонн и антаблементов или , как ее еще называют — стоечно — балочная система. Лучшими образцами построек стали храмы, которые изначально возводились из древесины, а позднее —  из природного камня.

Дорический ордер

Дорический ордер — наиболее массивный из всех, но при этом отличается простотой декоративных деталей и строгостью отделочных элементов. Дорический ордер сформировался в VI веке до нашей эры. Ярким примером можно считать храм Геры в Олимпии.

 

Храм Геры в Олимпии
Храм Геры в Олимпии

 

Размеры отдельных частей сооружения и их пропорциональное соотношение связаны с длиной радиуса колонны в ее основании. Этот радиус называется модулем, и на его основе проводятся расчеты всех последующих пропорций.

В дальнейшем, с развитием техники строительства, колонны становились более тонкими, изящными и высокими. Соответственно, между ними увеличивалось расстояние, а высота антаблемента уменьшалась.

Храм дорического ордера обычно строили на трехступенчатом высоком основании. Ступени крепиды не были предназначены для восхождения людей. Это был один из характерных элементов древнегреческой архитектуры. Высота ступеней основания определялась из расчета общих пропорций сооружения.

 

Дорический храм Сегеста в Греции
Дорический храм Сегеста в Греции

 

На трехступенчатом основании устанавливались колонны, не имеющие базы. Они состояли из трехчастной капители ( гипотрахелий, эхин, абака) и каннелюрованного ствола, имевшего небольшое утолщение — энтахис. По своей высоте ствол колонны был равен приблизительно 11 модулям, то есть был в 11 раз длиннее радиуса колонны в основании.

Антаблемент дорического ордера тоже являлся трехчастным. На колоннах размещался архитрав с фризом, который состоял из триглифов и метоп. Он также поддерживал слегка выступающий карниз. Крыша была двускатной с небольшим уклоном. Фронтон треугольной формы, как правило, был украшен скульптурами.

 

Дорический ордер храма Гефеста ( V век до нашей эры).
Дорический ордер храма Гефеста ( V век до нашей эры).

 

Для композиционной завершенности дорического храма огромное значение имел цвет сооружения, который дополнительно подчеркивал его конструкционные особенности.

Наиболее известным из сохранившихся образцов дорических построек является храм Посейдона в Пестуме на юге Италии и храм Гефеста в Афинах.

 

Храм Посейдона в Пестуме
Храм Посейдона в Пестуме

 

По своим архитектурным достоинствам самым значительным сооружением считается Парфенон на Афинском Акрополе.

 

Храм Парфенон в Афинах
Храм Парфенон в Афинах

 

Ионический ордер

Постройки ионического ордера характеризуются большей легкостью и изяществом. Особенно это заметно по сравнению с массивными элементами дорического ордера.

Ионические храмы раннего периода имели большие размеры и более роскошное убранство , чем тяжеловесные и строгие дорические храмы.

Но главной отличительной особенностью можно считать внешний облик колонн: они гораздо стройнее и тоньше. К тому же, имеют базу, ствол и капитель. Наиболее роскошной формой характеризуется капитель с волютами.

При этом колонны не связаны ритмическими элементами, как в дорическом ордере. Вместо фриза ионический антаблемент был отделан поясом, декорированным барельефом. Все детали ионического ордера имели сложную профилировку.

Наибольшего расцвета ионический ордер достигает в Малой Азии, где образцы сооружений имеют значительные размеры. Ярким примером может служить храм Артемиды в Эфесе, который достигал в длину 126 метров, и имел колонны высотой 18 метров.

 

Храм Артемиды в Эфесе
Храм Артемиды в Эфесе

 

В самой Греции сооружения ионического ордера представлены небольшими изящными постройками. Из сохранившихся образцов можно назвать храм Ники- Аптерос и Эрехтейон в ансамбле Акрополя в Афинах.

 

Храм Ники - Аптерос
Храм Ники — Аптерос

 

Эрехтейон - последний храм в ансамбле афинского Акрополя
Эрехтейон — последний храм в ансамбле афинского Акрополя

 

Коринфский ордер

Коринфский ордер получил свое развитие на основе ионического и окончательно сформировался только в римской архитектуре. Главное отличие коринфского ордера от ионического заключалось в наличие капители с четырьмя сторонами, украшенными скульптурным изображением листьев аканта.

Среди наиболее значительных образцов коринфского ордера в Греции можно назвать капитель памятника Лисикрата в Афинах. Еще одним примером использования коринфского ордера является незаконченный афинский Олимпейон.

 

Олимпейон - храм Зевса в Афинах
Олимпейон — храм Зевса в Афинах

 

Памятник Лисикрата ( Афины)
Памятник Лисикрата ( Афины)

 

Строительная техника

В архитектуре древней Греции основным строительным материалом был природный камень различных сортов. Так, в ранний период применялся мягкий известняк, который легко поддавался обработке. При строительстве Афинского Акрополя в VI веке до нашей эры был использован известняк. Но в ансамбле Нового Акрополя, построенного Периклом, уже встречаются сооружения из пентелийского мрамора.

При этом нужно подчеркнуть, что из камня возводились  прежде всего храмы и общественные здания. А вот жилые дома обычно строились из кирпича — сырца  или обожженного кирпича.

В процессе кладки стен общественных зданий тоже иногда использовался кирпич, но позже наружную сторону облицовывали каменными плитами.

Для сооружения кровли и перекрытий обычно использовали древесину. В ранний период из дерева были сделаны и колонны храмов. Это можно было наблюдать на примере храма Геры в Олимпии, где деревянные колонны впоследствии были заменены каменными.

Каменная кладка производилась сухим способом без применения раствора. При этом для усиления конструкции использовались шипы или деревянные шпонки. Сооружение должно было выдерживать подземные толчки в случае землетрясений, поэтому каменные блоки скреплялись друг с другом с помощью множества металлических скоб.

Процесс установки сложных архитектурных элементов был весьма трудоемким. Некоторые детали делали сразу цельными — например, капители и плиты со скульптурными элементами. Остальные части обрабатывались только после их установки. При этом завершающая обработка производилась в направлении сверху вниз по мере уменьшения высоты строительных подмостков.

Однако с точки зрения профессиональных архитекторов, древнегреческая архитектура, поражающая благородством и совершенством своих форм, по своей конструкции была очень простой. Эта система состояла  из несущих элементов здания ( стены и колонны), которые выдерживали нагрузку и несомых частей — балок, плит и перемычек.

Источник: design-fly.ru

Глава «Пространство в архитектуре римской античности» книги «Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве». Автор: Иконников А.В. Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства (НИИТАГ), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН). Издательство «КомКнига», Москва, 2006


Наследие римской античности столетиями оставалось основой «почвенного слоя», на котором развивалась европейская культура. Римская архитектура служила фондом образцов для построения идеальных моделей архитектуры Ренессанса и классицизма. Но представление о ней долго оставалось в сущности неопределенным. «Римское» не отделяли от «греческого». Связь того и другого с одним и тем же типом общественного устройства объединила их в общей категории античности, в пределах которой «греческое» воспринималось как исторически предшествующее.

Немецкий историк Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768), ощутивший принципиальную разницу между греческим и римским, как и следовавшие за ним ученые, стал рассматривать второе не столько продолжением, сколько вырождением первого. Такую установку, по сути дела, закрепляли неогреческие увлечения XIX в., основанные на представлении о несравненно более высокой сложности и художественности греческого в сравнении с приземленностью, практицизмом и эстетической элементарностью римского. В историю архитектуры прочно вошло представление о прагматичных инженерах-римлянах: приспосабливая выработанные в Греции принципы искусства архитектуры к целям могучей государственной машины, они добивались результатов, характеризуемых громадными, многократно возросшими количественными показателями за счет утраты эстетических ценностей гуманизированной формы, основанной на тонких нюансах индивидуализации произведений.

Однако исследованиями XX в. были разрушены предвзятые схемы. Стало очевидно, что, хотя римские мастера и продолжали традиции эллинских, искусство и архитектура античного Рима — явления самостоятельные, полные внутреннего своеобразия, определявшиеся историческими судьбами, условиями жизни и тем особым взглядом на мир, который эти условия формировали. Качественно иное, чем греческое, римское искусство должно оцениваться иной шкалой ценностей. Справедливое для системы культуры в целом, такое утверждение имеет особую значимость для римской архитектуры.

Для ранних этапов ее развития главным был синтез внешних влияний, исходивших прежде всего от греческих колоний на италийском полуострове и от культуры этрусков. Но в конце республиканской эпохи и раннем периоде империи (годы правленая Августа, Юлиев—Клавдиев и Флавиев) развертывается последовательность явлений, которую можно назвать «римской архитектурной революцией». В результате ее зодчество, сохраняя видимую преемственность с греческой традицией, обрело принципиально новые качества, которые в Новое время окажутся связанными с понятием «классики».

Главным качественным изменением стало утверждение новой концепции пространства, повлекшее за собой практически полную перестройку методов формообразования. В отличие от экстравертности пластической концепции, преобладавшей в зодчестве древнейших высоких цивилизаций и античной Греции, складывались принципы архитектуры интравертной, где формообразование направлено прежде всего на организацию внутренних пространств, обладающих той или иной степенью самоценности и выделенное среди пространственного континуума. 

Развивая интерьерные системы и тем самым утверждая качественно новый подход к архитектурному пространству в сравнении с греческой традицией, римляне, однако, сохранили и активное отношение к внешней оболочке сооружений, их объемам. Сохранялись, благодаря этому, и предпосылки продолжения греческой традиции (тем самым становление второй, по З. Гидиону, концепции архитектурного пространства не исключило бытования первой, отошедшей на второй план).

Римская архитектура впервые в истории зодчества стала создавать крупные, сложно сформированные пространства и системы пространств, разнообразие которых подчинено упорядоченной последовательности. Такие системы связывались с программами организации жизни, развернутыми во времени, и служили их закреплению. Пространство само становилось формируемой и артикулируемой субстанцией, служащей закреплению культурных значений и образных метафор, а не тем нейтральным промежутком, интервалом между пластическими массами, телами, каким оно было для зодчества греческой античности. Из негативного оно стало позитивным. Его формирование стало первичной задачей, напрямую связанной с целеполаганием строительной деятельности.

Новое отношение к пространству изменило и отношение к формирующим его материальным структурам. Стоечно-балочные системы древнейших цивилизаций, включая египетскую, как и античной Греции, основаны на упорядоченной группировке массивных, телесных элементов. Римская концепция пространства для своей реализации требует использования материальных оболочек, которые формируют внутреннее пространство. Масса, телесность элементов, образующих сооружение, утратила самоценность и роль первичного фактора формообразования.

Новая пространственная концепция потребовала соответствующих средств воплощения, конструктивных структур, отвечающих ее характеру. Естественным средством образования пластичного «тела» греческого храма было сложение, как бы суммирование, элементов-объектов, обработанных каменных монолитов. В сооружениях римлян главной задачей стало формирование организованного, артикулированного пространства. Формирующая его масса воспринималась уже как интегрированная, монолитная оболочка. Ее поверхности, определяющие характер формы, всецело подчинялись главной цели — организации пространства. Между поверхностями, обращенными вовне и к интерьерному пространству, создавалась работающая основа, которая воспринимала и распределяла нагрузки, обеспечивая устойчивость целого. Внешние слои — облицовка — выполнялись из тесаного камня. Вместе они служили опалубкой, которая заполнялась известковым бетоном (opus caementicum), образующим монолитную сердцевину — работающую основу. Схватывающийся бетон связывал оболочку, формирующую пространство, в монолитную целостность.

Эта целостность лишала конструктивного смысла стоечно-балочную структуру, основанную на противопоставлении опор и балок, перекрывающих пролеты между ними. Естественным решением становилось единство опор, связывающего их свода и пространства, формируемого материальными элементами. Взаимодействия, возникающие в сводчатой структуре, определяли эффективность использования материала, более высокую, чем в стоечно-балочной конструкции. Открывались вместе с тем неизмеримо более разнообразные возможности образования пространственной формы.

В технико-конструктивном смысле соединение опор клинчатой аркой или цилиндрическим сводом, которое стала использовать архитектура Рима, не было новацией. Примитивные варианты клинчатого свода появились уже в древнем Египте, где использовались в разгрузочных системах, сокращающих давление гигантского каменного массива пирамид на перекрытие внутренних пустот или отверстие входа [Шуази О. История архитектуры. Т. 1. М., 1935. С. 20.]. В безлесном Двуречье древнейшие клинчатые каменные своды открыты в царских гробницах Ура (XXVI в. до н. э.); они применялись и в постройках из сырцового кирпича. Арки и своды использовались во дворце ассирийского царя Саргона в Дур-Шаррукине (712-707 гг. до н. э.). В южном дворце Навуходоносора (VI в. до н. э.) мощные кирпичине своды служили не только субструкции висячих садов Семирамиды, причислявшихся к семи чудесам света, но и перекрытием тронного зала с пролетом в 15 метров [Всеобщая история архитектуры. Т. 1. С. 199,204, 209, 219.]. Сложенные из клинчатых камней арки встречались и в архитектуре античной Греции классического периода — правда, лишь в погребальных камерах склепов и перекрытиях крепостных ворот [Всеобщая история архитектуры. Т. 2. С. 142.]. Клинчатые арки уже с IV-III вв. до н. э. этруски использовали для инженерных сооружений — мостов, ворот в мощных оборонительных стенах [Всеобщая история архитектуры. Т. 2. С. 398, 400-403.].

Отношение к пространству как позитивной субстанции позволило осознать арочные и сводчатые конструкции как триединство опор и соединившего их пролетного строения, формирующее «пространственное тело». Развитие социальных процессов в римском обществе побуждало к созданию сложных пространственных систем, организующих и фиксирующих социальные программы. Потребность в их развитии побуждала разработку сводчатых конструкций, инженерная мысль, в свою очередь, открывала новые возможности формирования архитектурного пространства.

Развертывание и углубление римской архитектурной революции побуждалось процессами урбанизации, активно изменявшими качество жизни античного полиса. Происходили не только количественные изменения, в которых нарастало число людей, вовлекаемых в общественные функции, но и качественные, определяемые развитием полиса как civitas, гражданской общины. При этом в городском сообществе не только возникали новые функциональные процессы и трансформировались, усложнялись традиционные, но менялся и тот идеальный образ мира, который скреплял общину, служил основой ее обычаев и правовых норм. Архитектура при этом должна была создавать системы пространств со все возрастающей сложностью и все более крупными величинами.

Процессы эти начинались и получили наиболее полное выражение в самом Риме, но в той или иной степени опирались на все пространство, вовлеченное в систему римской государственности с его инфраструктурами и иерархией поселений. Интенсивность городской жизни («городская теснота», по формулировке Г.С. Кнабе) была важным фактором развития концепции архитектурного пространства, созданной римской культурой.

«…В конце республики и начале империи, т. е. в I в. до н. э. и особенно в середине I в. н. э., в Риме было очень тесно и очень шумно. Население города составляло к этому времени не менее одного миллиона человек. Большинство свободных мужчин в возрасте от шестнадцати лет и многие женщины, равно как большинство приезжих, т. е. в совокупности от 200 до 300 тысяч человек, проводили утренние и дневные часы, по выражению поэта Марциала, “в храмах, портиках, лавках, на перекрестках”, преимущественно в тех, что были сосредоточены в историческом центре города. Этот исторический центр представлял собой прямоугольник со сторонами, очень приблизительно говоря, 1 км (от излучины Тибра у театра Марцелла до Виминальского холма) на 2 км (от Марсова поля до холма Целия)… Несоответствие крайне ограниченной территории исторического центра и огромного количества тех, кто стремился не только попасть на нее, но здесь расположиться… и приводила к невыносимой тесноте… Скученность царила не только на улицах, но и в общественных зданиях» [Киабе Г.С. Древний Рим — история и повседневность. М., 1986. С. 153-156.]. Процитированный нами автор отмечает также, что «публичность существования и его живая путаница были типичны не только для улиц и общественных зданий, они царили и в жилых домах — домусах и инсулах, т. е. были характерны для Рима в целом» [Киабе Г.С. Древний Рим — история и повседневность. М., 1986. С. 156.].

Интенсивность процессов городской жизни, переполнявших открытые пространства города, требовала все возрастающих величин (в конечном счете, перекрытия в римской архитектуре достигли не просто рекордных пролетов, но и максимально возможных для использованной категории строительных материалов и типа конструкции). Но не только. Она побуждала, внося начала порядка в спонтанное взаимопроникновение процессов городской жизни, вычленять ее главные составляющие и создавать для них особые пространства и специализированные типы зданий. На этой основе складывалась разветвленная множественность системы типов зданий.

«Римскую архитектуру нельзя ассоциировать с каким-то одним особым типом зданий — как греческую архитектуру с типом храма, периптером. Вместо этого существовала множественность типов зданий, часть которых была неизвестна до римских времен, как, например, грандиозные структуры терм, базилик, амфитеатров и цирков. Эта множественность характеризует более высокую сложность социальных функций и структур, как и расширенный с ее посредством ряд экзистенциальных значений», — отметил К. Нурберг-Шульц [Norberg-Schulz Ch. Meaning in Western Architecture. N. Y., 1976. P. 82.].

В разветвленной системе типов зданий и сооружений возникали разнообразные требования к организации архитектурного пространства, степени его изолированности, способам связи его частей между собой и с внешним миром. Функциональные перегрузки сделали особенно настоятельной потребность в естественном освещении и проветривании помещений, вмещающих большие массы людей. Одной из проблем римской архитектуры стало создание проемов в массивной стене, окон, которыми греки обычно пренебрегали. Вырабатывались приемы верхнего и верхнебокового освещения. Они задавали специфическое строение «пространственного тела» и особый характер артикуляции интерьерного пространства светом. Свет и текущая вода, обильно подававшаяся в частные дома и общественные сооружения римлян, определяли не только физические свойства пространства. Они связывались с символическими значениями, входившими в состав метафор архитектурной формы, дополняя их и придавая им особую эмоциональную окраску.

Практичные и деятельные римляне не углублялись в рефлексию. Они не оставили текстов, раскрывающих причины их предпочтений, направлявших сложение концепции архитектурного пространства. Но уже на ранних стадиях развития римской культуры в ней развивались воззрения, жестко противопоставляющие свое пространство, свой город, место которого предопределено богами и священно, Вселенной вне его. Миф описывал, как при основании Рима Ромул жреческим посохом очертил в небе квадрат, ориентированный по странам света, и спроецировал его на землю, получив благоприятное предзнаменование. В центре очерченной таким образом территории создан mundus — круглая яма, в которой погребена символическая жертва. «Город врастал в ту землю, в которую уходило его прошлое. Его окружала проведенная плугом борозда, земля из которой образовала шедший вокруг города вал. Так возник pomerium — граница, неодолимая для враждебных, нечистых, извне подступающих сил, очерчивавшая территорию, в нем заключённую, как бы магическим кругом и делавшая ее священной» [Киабе Г.С. Представления римлян о пространстве и времени // Культура древнего Рима. Т. 2. М., 1985. С. 110.]. Римское войско, возвращавшееся из похода во враждебное внешнее пространство, должно было пройти обряд очищения, которому служили триумфальные арки и ворота. Рим осознавался как особое, неповторимое, а потому замкнутое явление, отделенное от окружающего мира.

Связь с территорией, пространством отождествлялась с принадлежностью общине, гражданскому коллективу. При этом «малая родина», где находится дом и земля семьи, входит в большую, римскую. Пространство последней мыслилось как динамичное, расширяющееся, покрывая по указанию богов новые территории. Единство системы пространств объединялось и от большого — к малому, от города к общественному зданию, дому, обиталищу семьи. На канве представлений об иерархии пространств и ее связности и возникало, по-видимому, отношение к архитектурному пространству, представление о нем как первичной субстанции объекта, создаваемого в строительстве.

В иерархическую цепь слагались пространство империи, объединенное сетями инфраструктур — военно-оборонительных и коммуникационных. Вокруг ядер этой структуры — городов — развивались местные системы с питающим центр сельским хинтерландом, сетями дорог и водоводов, снабжающих живой, проточной водой населенные пункты. Четкая регламентированная структурность отмечала планы городов, в интенции регулярные (но отступающие от регулярности в ландшафтах, где ситуация не накладывается органично на природный рельеф и не сочетается с расположением водных протоков и водоемов). Регулярность организации пространства возрастала к нижним уровням системы. Четкая упорядоченность, основанная на ортогональных сетках (и вписанных в эти сетки циркульных очертаниях) доминировала в структуре комплексов общественных зданий. Принцип регулярности городских пространств получал продолжение в пространственной структуре зданий, где он доводился до полноты осуществления.

Планы зданий, определявшие группировку частей интерьера, получали строгую осевую организацию. Ось, направлявшая движение после вступления во внутреннее пространство, определяла симметрию целого. Она доминировала в организации плана. Осевая симметрия стала непременным свойством римской архитектуры. Осевая симметрия, направляющая начало движения, уже встречалась нам в архитектуре Древнего Египта, но здесь она имела вторичное значение, пронизывая в одном направлении ортогональную систему целого. В Риме главная ось связывается с центром, в котором ее обычно пересекает перпендикулярная ей вторая ось. Вместе они образуют крест осей, определяющий ортогональную сетку, организующую сложное целое, в которое вписаны и подчиненные общей симметрии пространства с криволинейными очертаниями — циркульными, реже — овальными. Соединение в целостную упорядоченную систему многочисленных пространств на основе определенного сценария организации жизненных процессов стало одной из главных и наиболее плодотворных новаций римской архитектурной революции.

Координируемое разнообразие пространственных форм в структуре зданий развертывалось в трех измерениях. Контрастные сопоставления обширных и затесненных пространств, высоких сводчатых и низких, придавленных тяжелыми кессонами плоского покрытия, создавали впечатление драматичной напряженности системы. На пересечении горизонтальных осей здания или на завершении его главной оси создавались цилиндрические или квадратные в плане пространственные объемы, завершаемые куполом, формирующим вертикальную ось — мощный акцент в системе интерьера. Окулос, опайон, — проем, раскрывающий вершину купола, усиливал эту ось потоками света и контактом с изменчивой далью неба. Помещения, составляющие пространственную систему интерьера, формировались как самодостаточные единицы, обладающие структурной завершенностью, но через проемы в стенах и ажурные преграды колоннад или аркад они связывались функционально и визуально. Сквозные перспективы, пронизывающие ряд помещений и обнаруживающие развитие системы в глубину, приглашали к движению, направляли его. Система в целом раскрывалась восприятию в движении и времени, через смену впечатлений, подчеркнутую и драматизируемую контрастами пространственных величин и градациями освещенности. Время становилось фактором восприятия, как бы развертывая систему в четвертом измерении. Осевая структура плана, если и не подчиняла себе однозначно временную последовательность пространственных ощущений, то входила в нее как ясно воспринимаемый направляющий фактор.

Становление и усложнение осевых систем композиции интерьерного пространства в римской архитектурной революции связывалось, как можно предположить, с развитием представлений о времени и культуры его восприятия. К сожалению, в исследовании этой проблемы трудно продвинуться за пределы интуитивных ощущений и аналогий, трудных для однозначного истолкования. Очевидно, однако, стремление зодчих Рима связать организацию пространства и упорядоченность времени в сложных ритмических системах. На последовательность изменений пространственных величин накладывается в их композициях ритм пластических элементов оболочки, формирующей пространство.

Для этой цели римские архитекторы использовали систему классических архитектурных ордеров. Истолкование ее структурных, тектонически осмысленных элементов как средства декорации поверхности, снижение роли художественно осмысленной конструкции до формы облицовки стало главным мотивом обвинений в адрес римлян со стороны приверженцев романтического классицизма XVIII-XIX вв. В этом виделось вырождение созданной греками классики. Подводя итоги обвинениям, Виолле-ле-Дюк писал: «У греков конструкция и искусство — одно и то же, форма и структура тесно связаны между собой; у римлян конструкция существует отдельно от облекающей ее формы, часто от нее независимой» [Виолле-ле-Дюк. Беседы об архитектуре. Т. 1. М., 1937. С. 93.].

Но некорректно оценивать римскую архитектуру, используя греческие стандарты. Классические элементы действительно утрачивали в новых системах свою независимость и силу пластических объектов. Вместе с тем они входили в состав по-новому осмысленной, пространственно интегрированной среды жизнедеятельности. Их уже нельзя оценивать как самостоятельные, индивидуализированные объекты — они и перестали быть ими, став жестко стандартизированными элементами. Они стали взаимозаменяемы, их можно было без существенных изменений использовать и доя некоего другого места.

Проблема артикуляции пластической формы в римской архитектуре развивалась по-особому, в соответствии с задачей активного формирования интерьерного пространства (отметим, что характер интерьерных стали получать и неперекрытые организованные пространства городских центров; если греческий temenos был организован полями сил обособленно поставленных объемов, то римляне создают площади, пространство которых воспринимается как пространственное тело, обрамленное фасадами построек, тип площади-зала). Для римлян впервые стена стала плоскостью встречи и разграничения внутренних и внешних сил, внутренних и внешних функций.

Со времен Виолле-ле-Дюка и Шуази прочно утвердилось мнение, что римский прием артикуляции стены ордером, наложенным на аркаду, не органичен, не соответствует конструктивной структуре, основанной на монолитной бетонной оболочке, прорезанной арочными проемами. «Ничто не может сильнее противоречить здравому смыслу, чем укладка архитравного перекрытия над аркой, так как арку, которая по своей природе является разгрузочным элементом, как раз и нужно было бы помещать над архитравным перекрытием… архитравное перекрытие на полуколоннах, увенчивающее арку, весьма неприятно поразило бы грека времен Перикла», — писал Виоле-ле-Дюк [Виолле-ле-Дюк. Беседы об архитектуре. Т. 1. М., 1937. С. 85.].

Расчленение формы стены накладным ордером действительно не выражает рабочую структуру, распределение усилий. Но такой прием следует логике расслоения конструкции на артикулированную оболочку, организующую пространство (каменная облицовка, включающая ордер), и «перфорированную» арочными проемами монолитную рабочую сердцевину (в утилитарных сооружениях — акведуках, мостах, подпорных стенах — эта основа могла и не дополняться ордерной имитацией стоечно-балочной конструкции). Видимо, эту двойственность конструктивной функции римляне считали главным сюжетом разработки формы.

Римляне стремились создать символическую форму нового рода, используя принятые традицией знаки, но не имитируя созданные греками ордера. Сочетание колонн и архитравов артикулировало систему, определяло ее ритм, формирующий временное измерение и масштаб, вносило в форму антропоморфные метафоры. Повторение ордеров по вертикали, образующее ярусную сетку, отвечающую расчленению внутреннего пространства на этажи, стало обычным приемом. При этом «мускулистый» дорический ордер определял нижний ярус, выше следовал пояс более изящных ионических колонн, а над ним располагались наиболее стройные коринфские. Выражение игры сил в облегчающейся кверху конструкции создавало визуальную связь между частями здания по вертикали. Все они воспринимались не как индивидуализированные элементы греческого храма, но как части системы, каждая из которых подчинена общей идее.

Римская цивилизация в период, когда совершалась архитектурная революция, стала цивилизацией массовой. И в ее системе величина переставала быть чисто количественной характеристикой. Интенсивность и теснота городской жизни требовали достаточно обширных пространств и пропорциональных им крупных масс. Но величина, чем дальше развивалась культура, становилась особым качеством предметного мира, связанным не только с практической потребностью, но и с метафорическими значениями и представлениями о престиже, ценностными предпочтениями. Описывая гигантские храмы Баальбека, строившиеся во время правления Нерона, М. Уилер обращает внимание на каменный блок длиной 18 м и весом 1500 тонн — «красноречие римскою этоса. Грандиозность здесь нечто большее, чем тоннаж. Она выражает особый принцип творческого мышления» [Wheeler М. Roman Art and Architecture. L., 1976. P. 2.]. Ею отмечены не только храмы, театры и термы, но и юродские кварталы и инженерные инфраструктуры. Длина одного лишь из водопроводов, питавших водою Рим, — Марциева (с 140 г. до н. э.) — превышала 90 км, до тысячи арок входило в его субструкции там, где его канал поднимался над землей. Аркады акведука Клавдия (52г. н.э.) местами имели высоту 31 м, акведук в Сеговии — до 28 м, в Немаусе (Ниме) на юге Франции — 48 м.

Грандиозность драматизировалась в пространственных системах городских центров, их форумах, рынках, храмах, театрах и банях. Она определяла общую тональность их восприятия. Стремление к ней побуждало поиски радикальных конструктивных решений, связанных, прежде всего, с разнообразными типами сводов.

В отличие от египетской или греческой архитектур, римская не связана с определенным типом ландшафта. Распространяясь на громадные пространства империи, она становилась явлением интернациональным, не отнесенным к определенной географической ситуации. Организация пространств связывалась со строгой регламентацией — как в масштабе поселений, так и в пределах типов зданий. Структура их почти не зависела от расположения в том или ином регионе империи (как не зависела от места в структуре сооружения форма архитектурного элемента). Вместе с тем система типов была обширной и не было какого-то одного, на примере которого принципы формообразования, выработанные римской архитектурой, можно было бы характеризовать так же полно, как принципы греческой на примере храма-периптера.

Источник: antique.totalarch.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.