Столица афона


Население полуострова, более всего известного как Гора Афон (монашеская республика), остаётся исключительно мужским – даже из домашних животных допускаются только самцы – с 1060 года, когда византийский император Константин Мономах издал указ («аватос» – непроходимый), запрещавший существам женского пола нахождение, временное или, тем более, постоянное в афонских пределах. Эти самые пределы греки называют Святой Горой и административно они представляют собой самоуправляемую область страны – автономную «монашескую республику», объединяющую двадцать монастырей и какое-то число монастырских владений и скитов, разбросанных по горным склонам полуострова.

Монастыри Афона в большинстве своём были основаны в X-XI веках, все уцелевшие дошли до нашего времени в состоянии, которое можно охарактеризовать как упадок той или иной степени, однако обители по-прежнему представляют архитектурный и общий интерес, ничто не сравнится и с художественными сокровищами, принадлежащими монастырям.


ли вы – мужчина старше 18 лет и серьёзно интересуетесь монашеством, историей православия, церковной музыкой или хотя бы просто византийской и средневековой архитектурой, то вам очень даже стоит посетить Святую Гору. Разрешение получить сравнительно просто, обратившись в соответствующее учреждение в Салониках, но учтите, что на протяжении большей части года вам придётся хлопотать о поездке и улаживать формальности задолго до самого посещения.

Гора Афон в Греции

Следует добавить, что кроме замечательной архитектуры и живой религии, Афон ещё и красив – полуостров, бесспорно, принадлежит к живописнейшим частям страны. Транспортные услуги скудны: изредка попадается служебная машина, берег обслуживают только два автобуса и, при случае, прибрежные суда, так что придётся много ходить пешком, а тропы проходят по густым лесным чащам, добираются до главных вершин и возносятся над побережьем, которое, наверное, самое «неосвоенное» туризмом и прочим прогрессом во всём Средиземноморье. Немало из выбирающихся на Афон туристов приступают к столь нелёгкому предприятию не только – а многие, и не столько – ради знакомства с иноческим житием, но и чтобы вступить в соприкосновение с очень необычной природой полуострова.

Краткая история монашеской республики (гора Афон)


Указ греческих законодателей, принятый в 1926 году, предоставил Афону статус теократической республики. Это церковное государство управляется из собственной столицы – таковой считается городок Карье – советом из двадцати представителей, избираемых по одному от каждого монастыря сроком на один год, этот правящий орган называется Айия Эпистасия (Святое Надзирательство). При этом Афон остаётся частью Греции: все монахи, прибывшие на Святую Гору из других стран, обязаны принять греческое гражданство, а греческое светское правительство представляет на полуострове назначенный этим правительством губернатор и небольшое полицейское подразделение.

В иерархии Афона у каждого монастыря своё особое место: Великая Лавра – на почётном первом месте, Констамониту занимает 12-ю строчку в списке. Все селения на полуострове присоединены к тому или другому из двадцати «правящих» монастырей, и «владения» эти довольно разнообразны: от скитов, как называются небольшие монашеские общины (занимающие группу домов или жилой корпус, так что подчас непонятно, в чём отличие скита от монастыря), до келий – обычно это хижина или нечто вроде крестьянского дома, но есть ещё и исихастирьо – жилища отшельников, и нередко такие склонные к предельному уединению монахи селятся в пещерах. На полуострове немало и мужчин-мирян, в том числе мусульман-албанцев: по большей части они обрабатывают принадлежащие монастырям сельские угодья или заняты другой физической работой.


История монашества на Афоне уходит в седую старину, и о возникновении этого явления много споров и ещё больше преданий. Самое расхожее в народе сказание утверждает, что сильный ветер прибил корабль Богородицы, направлявшийся на Кипр, к афонским берегам. Она поразилась великой красотой Горы, а некий небесный голос освятил местность во Её имя (провозгласив Гору уделом Богородицы). Согласно другому преданию Константин Великий заложил здесь первую обитель в IV веке, но эта дата, несомненно, слишком ранняя, поскольку первое упоминание об афонском монашестве в документах появилось лишь в 843 году (монахи-святогорцы присутствовали на совете у императрицы Феодоры), так что скорее всего первые иноки пришли на полуостров к концу VII века.

Монашеская республика (гора Афон)

Афон предоставлял раннехристианскому монашеству благоприятнейшие условия: где ещё укрываться от внешнего мира – в частности, от напиравших с востока арабских завоевателей, да и от властей самой Византии, если те вздумают, например, позариться на иконы (как было в VIII-IX веках), если не на далёких и безлюдных горных склонах? К тому же внушающие благоговение красоты края облегчали примирение и соединение с Богом.


авнее прочих из первых монахов-святогорцев – Пётр Афонский и Святой Евфимий Солунянин (из Салоник), оба в середине IX века жили в кельях, устроенных в пещерах, которых в здешних горах немало. В 885 году эдикт императора Василия I признал Афон монашеским заповедником, а отшельники мало-помалу начали собираться в общины, переходя тем самым к «общежительному иночеству» – по-гречески такой коллектив монахов обозначается термином киновия (буквально: «жизнь вместе, сообща»).

963 год традиционно считается датой основания первого монастыря: Афанасий Афонский при мощной финансовой поддержке императора Никифора Фоки заложил обитель, называющуюся теперь Великой Лаврой. За два последовавшие за этим столетия под покровительством других византийских императоров основывались всё новые и новые монастыри, и их число достигло сорока (и в каждом будто бы спасалось по тысяче насельников), и это не считая скитов, отшельничьих пещер и прочих меньших обителей. А в XI веке Афон стал причинять хлопоты. То пираты на монастырь нападут, то на Гору вторгнутся пастухи-влахи – ордой в 300 семейств. После вызвавшего толки и немалое смущение известного неблагообразного происшествия, случившегося между монахами и пастушками, влахов с полуострова прогнали, а имперская власть издала «хрисовул» (золотую буллу – указ под золотой («хрисо») печатью) с запретом любой млекопитающей твари женского пола, от людей ли или же, равно, скотов, вступать на Афон.


Этот эдикт, известный как «аватон» (да не прейдёт) в силе и поныне: для кошек, правда, сделано не очень гласное исключение – не то от грызунов житья бы не было. В XII веке монастыри обрели некий международный – и уж, по крайней мере, все православный – облик, поскольку румынские, русские, сербские иноки, по одиночке и целыми толпами стали искать на Святой Горе укрытия от трёх волнений и превратностей «века сего» (того, в котором Господь судил им жить). Сам Афон страдал от франкских набегов, когда Константинополь (нынешний Стамбул) был оккупирован латинянами (1204-1261 годы), да и позднее испытывал немалое давление радетелей за Унию из латинских Салоник, подталкивавших обитателей Святой Горы к союзу с западными католиками: во дворе монастыря Зограф стоит памятник монахам, принявшим мученическую кончину в то время за верность православию, точнее, за отстаивание независимости православного христианства.

В начале XIV века монахи пережили два ужасающих года непрерывных грабительских набегов каталанских наёмников, но они оправились, в чём очень помогли благотворители из Сербии – затем наступили годы небывалого процветания в XV и XVI веках. А когда Византийская империя подпала под власть Османов, отцы мудро отказались от сопротивления, поспешив наладить отношения с султанами, и один из первых владык новой мусульманской Империи даже побывал на Святой Горе с государственным визитом.


нец Средневековья принёс хозяйственные трудности из-за непосильных налогов и конфискаций, и самосохранения ради многие монастыри отказались от общего владения имуществом и сменили киновию на идиоритмию – в этой саморегулирующейся системе монахи жили вместе и совместно участвовали в богослужениях, но трудились и вкушали пищу порознь, каждый за свой счёт. Тем не менее, Афон оставался духовным средоточием Православия, а в XVII и XVIII веках даже сумел построить и содержать свои собственные учебные заведения.

Порт Дафни (гора Афон)

Но подлинный упадок пришёл на Святую Гору в начале XIX века, с окончанием Войны за независимость, в которой немало монахов приняло сторону греческих революционных сил. В Македонии мятежники были без труда раздавлены, область осталась под османским управлением, и монахов призвали к расплате за содеянное. На Афоне разместился постоянный турецкий гарнизон, а число насельников в монастырях начало стремительно сокращаться – тем более на заре греческой независимости, занявшейся на юге Греции, монашество в греческом православии частично утратило своё значение. На грани XIX и XX веков образовывающуюся пустоту пробовали заполнить православные монахи из-за рубежа, в частности, из России. Но афонские отцы всегда противились любым поползновениям, грозившим размыть греческий облик Святой Горы, и были готовы платить за это даже собственным вещественным благополучием.


В самом начале 1960-х годов падение достигло наинизшей точки и число монахов не превышало тысячи – по сравнению с 20 тысячами в славные времена Афона. К нынешнему времени, правда, численность монахов доползла до двух тысяч, средний возраст снизился и заметно возросло присутствие в монашеской среде хорошо образованных людей. Приветствуя наметившееся возрождение, многие монахи и заинтересованные наблюдатели сетуют на просачивание светскости на Святую Гору: в некогда смиренных обителях есть такие вопиюще мирские ухищрения, как факсы и мобильные телефоны, а иные части полуострова обращены в стройплощадки, и чуть ли не повсюду реставрируются старинные, а то и сооружаются новые здания.

Как добраться и перемещаться по горе Афон

Чтобы попасть на Афон из Салоник, садитесь на автостанции КТЭЛ на Каракасси 68 на автобус до Уранополиса или Иерисоса. Из Уранополиса большую часть года ежедневно отправляются два судоходных рейса: большинство предпочитает садиться на корабль, отправляющийся в 9:45 и идущий 90 минут в главный порт Афона на юго-западном побережье Дафни, откуда служебный транспорт доставляет паломников в небольшую монастырскую общину Святой Анны. Выезжая из Салоник в тот день, с которого начинается период разрешённого вам пребывания на Афоне, вам необходимо успеть на самый ранний автобус (6:00) КТЭЛ, чтобы попасть на этот утренний корабль. Есть ещё один рейс, он отправляется в 6:30, идёт быстрее и приходит прямо в Дафни (разумеется, вам придётся остановиться на одну ночь в Уранополисе).


Из Иерисоса судно отправляется в 8:35 ежедневно и идёт вдоль северо-восточного побережья до монастыря Великой Лавры (2 часа; 15 €), но обычно команда дожидается прихода первого утреннего автобуса. Опасаясь упустить корабль, ночуйте в Иерисосе. Корабль не обязательно причаливает к каждой пристани на своём пути, но всегда останавливается у полицейского поста в Хиландариу для проверки документов. Мини автобусы и другие сухопутные средства передвижения обычно приходят ко времени отправления больших паромов в Дафни и другие гавани, чтобы доставить людей в городок Карьес и другие монастыри, которые недалеко от дороги. Это может быть дорого, но если водитель из мирских, вы можете заранее договориться о цене. Большинство иностранных приезжих, однако, предпочитают передвигаться пешком, используя превосходную карту «Road Editions», к которой прилагается 48-страничный информативный буклет.

Покидая монастырь, просите, чтобы вам показали начало тропы, сказали примерное время в пути и рассказали о состоянии дороги. Если вы держите путь на Афон из Уранополиса, вам первым делом следует посетить Бюро паломничества (ежедневно 8:10-14:00) – это на въезде в город, за бензозаправкой.


шив заночевать, приходите в учреждение задолго до начала его работы, поскольку маленькая контора переполняется народом сразу же по прибытии шестичасового автобуса из Салоник. В бюро вам поменяют полученную вами в Салониках квитанцию о подтверждении вашего желания побывать на Афоне на настоящее разрешение и надо будет заплатить за него (30 €; или, если у вас есть студенческая карточка, для лиц в возрасте до 27 лет –20 €). С этим документом на руках вы вправе останавливаться в любом из крупных монастырей и в обителях поменьше.

Дома на берегу Ватопедского монастыря (гора Афон)

Если же начать с Иерисоса, то разрешения пассажирам выдают в полицейском участке на пристани Хиландар, первого монастыря на северо-восточном побережье, после чего вы вправе или сойти на берег, или продолжить путь на корабле к любому из других монастырей – по вашему выбору. На время написания данной статьи 15 из 20 главных и 2 меньших монастыря требовали бронирования загодя (за два месяца вперёд официально), то есть предварительной договорённости по телефону или факсу круглый год – если вы намерены переночевать в соответствующей обители. Все эти 17 общин называются по ходу дальнейшего изложения и для каждой обители сообщаются № телефонов и факсов и время, когда следует выходить на связь с нею. Если телефон не отвечает сразу, будьте настойчивы, только звоните в указанные часы, с понедельника по субботу, и не рассчитывайте на ответ, если день приходится на большой церковный праздник. Многие гости хотели бы продлить срок пребывания за пределы минимума в 4 дня.


Теоретически подобные запросы удовлетворяет Айия Эпистасия (Святое Надзирательство), правительство монашеской республики в городке Карье, хотя вы должны будете убедительно обосновать свою просьбу. Обычно с разрешением на два или три дополнительных дня трудностей не возникает, и ваши шансы существенно возрастают, если не сезон. А в том случае, если вы и некоторый монастырь пришлись по сердцу друг другу и вы вознамерились стать послушником, то вам могут выдать «идико дьямонитирьо» (особое дозволение на проживание). Чаще всего архондарий (монах, ответственный за общение с гостями) первым делом просит показать разрешение, а если ваши манеры покажутся ему вызывающими или неподобающими, неважно, какой срок у вас остаётся согласно вашему разрешению – ничто не заставит его приютить вас. Да и надписи на монастырских стенах напоминают: «Гостеприимство необязательно».

  • Разрешения на паломничество и доступ на Афон

Для получения разрешений на посещение Афона (диамонитирьон) первым делом необходимо позвонить в Бюро паломничества на гору Афон (Графио Проскинитон Айиу Орос) в Салониках. Учреждение занимает прекрасное здание в стиле неоклассицизма на Эгнатия 109 (понедельник-пятница 9:00-14:00, суббота 10:00-12:00, закрыто по воскресеньям и главным святым праздникам; почтовый индекс: 54635). Здесь же находится книжный магазин, торгующий иконами и книгами об искусстве, истории и природе Афона и о самих монастырях. Чиновники не любят, если к ним просто заглядывают, сначала звоните.

По предварительной договорённости вам нужно будет отослать на адрес бюро по почте копию соответствующих страниц вашего паспорта или другого удостоверения личности, действительного в стране, гражданство которой вы имеете, а затем подтвердить своё намерение посетить Святую Гору, ближе к назначенной дате и, конечно, накануне её. Выдают десять разрешений в сутки не православным и сто в сутки – крещённым в греческой православной вере, независимо от гражданства.

Затем вам выдадут подтверждение разрешений на проживание в Афоне сроком до четырёх ночей (трёх дней) на определённую дату. Назначать эту дату по своей воле вы не сможете, особенно с мая по сентябрь. А чтобы попасть на православную Пасху, да и в любое другое время, требуется начинать хлопоты о разрешении за многие месяцы вперёд, хотя бы за полгода. В бюро собственно перед путешествием вместо разрешения вам выдадут квитанцию, которую в Уранополисе вам поменяют на само разрешение. Эту квитанцию вам могут переслать по почте или факсом или же вы можете явиться за ней лично.

Монастырь Дохиар на горе Афон

Посещение монастырей Афона в Греции

Имея разрешение на руках, вы вправе останавливаться и питаться в главных монастырях – и некоторых меньших – бесплатно. Будете предлагать деньги, у вас их не возьмут, хотя паломников всячески убеждают покупать свечи, ладан, диски с церковной музыкой и репродукции икон разного качества. Ночевать вы будете преимущественно в общих спальнях, условия воистину спартанские, но где-нибудь в подвале бывает душ (иногда даже с горячей водой) и вам всегда и везде дадут простыни и одеяла, так что нет нужды таскать с собой спальный мешок. Едой по большей части Афон обеспечивает себя сам: основу монашеской диеты составляют помидоры, бобы, фасоль, оливки, зелень, хлеб из муки грубого помола, сыр и паста (как в Италии), при случае появляются такие лакомства, как хальвас (халва) и фрукты.

В воскресенье, после утренней службы к рыбе (свежей или из банки) часто подают вино – это самая роскошная трапеза на всей неделе. Обычно в день к столу приглашают лишь дважды: поздним утром и примерно часа за полтора или два до заката. Возможно, вам не помешает какое-то самообеспечение – стоит иметь при себе такой сухой паёк, как орехи, сушёные фрукты и иные богатые энергией продукты – на тот случай, когда вы не успеваете к утренней или вечерней трапезе либо вам предстоит долгий путь пешком из монастыря в монастырь (правда, если вы не успеете к столу, вас могут покормить остатками трапезы, которые приберегают для опоздавших). В Карьесе есть кое-какие магазины, но чтобы не мучиться с выбором и не тратить попусту дорогое время, запастись провизией лучше пораньше, до прибытия на Афон.

Даже если у вас хорошая карта, вы всё же попросите, чтобы вам показали начало тропы и сообщили хронометраж и протяжённость в километрах затеянного вами путешествия, а также рассказали об условиях в пути. Строят всё новые и новые дороги, поэтому тропы забрасываются, а климат – влажный, так что года за два всё бесповоротно зарастает высокой травой, а потом и густыми кустами. При необходимости вы можете дополнить пешие походы перемещением по морю: маленький катер регулярно снуёт вдоль побережья, но только юго-западного. Катер отправляется около 9:15 летом из порта Кафсокаливья, что почти на южной оконечности полуострова, и заходит во все гавани, попадающиеся на пути к Дафни и добирается до «границы» Афона около полудня. Гладенькие мини-автобусы марки «Лендровер» по расписанию подгадывают к прибытию крупных паромов, но кататься на такой красоте бывает накладно, а если за баранкой – мирянин (не монах), то о цене договаривайтесь до поездки.

В любом случае в выбранный вами монастырь вы должны прибыть засветло, так как все монастыри и многие меньшие иноческие обители запирают входные ворота на закате солнца. По прибытии вы спрашиваете архондария (монаха, распоряжающегося гостями), и тот, чтобы отметить встречу и знакомство, обычно подносит вам ципуро (крепкий спиртной напиток) и лукуми (турецкие сладости). Архондарии часто прилично говорят по-английски. Ежедневное расписание обители может сбить вас с толку – знайте, что время отсчитывается по рассвету или закату, в Византии. На северо-восточной стороне Афона за «12 часов», то есть за момент, когда обе стрелки на циферблате, и часовая, и минутная, показывают строго вверх, принимается не полдень и не полночь, но рассвет и закат солнца.

Лишь Ватопедский монастырь держится «мирского» времени, и по нему же ходят наручные часы на монашеских запястьях, а в большинстве монастырей на стене вывешивают настенные часы в двух экземплярах, бок о бок два циферблата: один с «византийским», другой со «светским» временем, со всеми переходами с летнего времени на зимнее и наоборот, как в остальной Греции. А вот юлианский календарь, отстающий от прочего мира на две недели, действует по всему Афону, и именно по «старому стилю» отмечаются церковные праздники. Большинство монастырей обходится «своим» электричеством от автономных генераторов – хотя нередко их заводят лишь на несколько часов на заре, и тогда в обители тускло светятся подслеповатые лампочки, но телефоны теперь – везде, а кое-где попадаются и факсы. Но вся эта сверх современность на распорядок жизни влияет очень слабо: и вы, и, разумеется, монахи будете ложиться рано, вскоре после захода солнца.

Русский монастырь Святого Пантелеймона на горе Афон

Иногда, в часы пополуночи монахи на какое-то время встают ради уединённых молитвенных размышлений или иных занятий, после чего бывает ортрос (утреня – (сравнительно) короткое богослужение). Примерно около рассвета случается ещё один «тихий час», сразу же перед главной литургией (аколутия, русское название «обедня»). После обедни все собираются на утреннюю трапезу – где-то между 9:30 и 11:30, в зависимости от времени года и дня недели. Пополудни монахи занимаются физическим трудом, до самой вечерни (эсперинос), на которую нередко созывает колокольный благовест – этот не лишённый определённой музыкальности «концерт» звучит часа за три до заката летом (и почти на самом закате зимой). За вечерней службой сразу же следует вечерняя трапеза, а за нею – коротенькая служба на сон грядущий (аподипно). Надо сказать и пару слов насчёт манер, поведения и обращения гостей с хозяевами (и наоборот), поскольку очень много недоразумений возникает из-за проявлений взаимного неуважения, действительного или случайного.

Что касается вас, то вы всегда должны быть «полностью» одеты, даже собираясь из спальни в ванную. Это значит, никаких шортов, никаких головных уборов в стенах обители, а рукав должен закрывать руку по всей длине, от плеча до запястья. Не вздумайте купаться в море или открытом водоёме при людях, и уже тем более нагишом – ищите такое место, где вас никто не увидит. Курение во многих обителях под запретом, хотя кое-где курильщикам и дозволяют предаваться этому пороку на балконах. А закурив на лесной тропе, вы совершите уголовное преступление, – греки (обоснованно) боятся лесных пожаров, часто вспыхивающих и без вашей «помощи». Так что, если вы курите, лучше распрощаться с этой привычкой на всё время пребывания на Афоне – такое решение удобно считать постом или покаянием.

Петь, свистеть или повышать голос категорически запрещается. Кроме того, не вздумайте держать руки за спиной или в карманах либо сидеть нога на ногу, тем более по ходу разговора с монахом – всё это позы неподобающие: подумают, что вы строите из себя какого-то властелина или большого начальника. Фотографировать монахов можно только с их разрешения – никогда не забывайте просить такового! Во многих обителях фотографировать вообще запрещено, а видеокамеры на Святую Гору не допускаются. Постарайтесь не заглядывать во все углы, особенно туда, куда вас как-то не приглашали, пусть и кажется, что место вроде бы открыто для всеобщего обозрения. Монастыри и их насельники относятся к туристам и паломникам, что называется, очень неровно, и слава той или иной обители предваряет встречу с этой самой обителью, будучи излюбленным предметом пересудов между зарубежными паломниками на тропе.

Если вы – не православный, вас, скорее всего, будут вежливо не замечать. Во многих учреждениях вывески откровенно запрещают не православным присутствовать на богослужениях и разделять с иноками трапезу. Но другие монастыри принимают гостей, независимо от их вероисповедания. Вы очень даже можете натолкнуться на фанатично верующих или встретиться с обезоруживающим добродушием, причём в одном и том же месте и за какие-нибудь минут десять, и безо всякого намёка на перепад, из-за чего не очень-то просто составить целостное представление об Афоне или о каком-то конкретном монастыре. Если вы не православный, но вроде бы достаточно понимаете по-гречески, чтобы сообразить, что вам пытаются внушить, то почти наверняка деликатно или не очень вам скажут, что вы должны обратиться в истинную веру.

Стоит учесть, что монахи вообще-то надеются принимать у себя религиозных пилигримов, а не досужих туристов, и что самим инокам подобает огненная ревность по вере, а не попустительство. Вообще говоря, на благожелательную заинтересованность в вас вы можете рассчитывать со стороны тех монахов, которые в какой-то мере образованы или поднаторели в иностранных языках. Кстати, в меньших идиоритмических общинах условия обычно тяжелы даже по не мягкотелым монастырским меркам, а на келли (отдельные кельи в домах и хижинах) правило монастырского странноприимства не распространяется, так что вам, чтобы переночевать в такой небольшой обители, надо сначала подружиться с её хозяевами.

Источник: turizm.world

18. В 1914—1915 годах 90 иноков Пантелеимонова монастыря были мобилизованы в армию, что породило подозрения среди греков, что русское правительство засылает на Афон под видом монахов солдат и шпионов.

20. Одна из главных реликвий Афона – пояс Богородицы. Поэтому афонских монахов, а особенно монахов Ватопедского монастыря, часто называют «святопоясниками».

21. Несмотря на то, что Афон – святое место, там не все мирно. С 1972 года монахи Эсфигменского монастыря под лозунгом «Православие или смерть» отказываются поминать Вселенского и других православных патриархов, имеющих связи с папой Римским. К этим контактам негативно относятся представители всех без исключения афонских обителей, однако их действия не столь радикальны.

22. До восхода солнца, до того как проснутся люди в миру, на Афоне служится до 300 литургий.

23. Для доступа мирян на Афон требуется специальный документ – диамантерион – бумага с афонской печатью – двуглавым византийским орлом. Число паломников ограничено, за раз полуостров могут посетить не больше 120 человек. Ежегодно Афон посещают около 10 тысяч паломников. Православные клирики для посещения Святой горы также должны получать предварительное разрешение от Вселенской Патриархии.

Столица афона

24. В 2014 году Константинопольский патриарх Варфоломей I призвал афонские монастыри ограничить количество монахов иностранного происхождения на Афоне уровнем в 10 %, а также заявил о решении прекратить выдачу иностранным инокам разрешений на поселение в грекоговорящих обителях.

25. 3 сентября 1903 года в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне инок Гавриил запечатлел раздачу милостыни убогим монахам-сиромахам, паломникам и странникам. Планировалось, что это будет последняя подобная раздача. Однако после проявления негатива на фото оказалась… сама Богоматерь. Конечно, милостыню продолжили раздавать. Негатив этого фото был обретен на Афоне в прошлом году.

Столица афона

26. Андреевский скит на Афоне, а также иные русские поселения, в начале 1910-х был очагом имяславия, в 1913 году его насельники были с помощью русских войск выдворены в Одессу.

27. Первым правителем России, посетившим Святую гору, стал Владимир Путин. Его визит состоялся в сентябре 2007 года.

28. В 1910 году на Афоне было около 5 тысяч русских монахов – значительно больше, чем священнослужителей всех других национальностей вместе взятых. В бюджете русского правительства была статья, по которой ежегодно Греции выделялось 100 тысяч рублей золотом на содержание афонских монастырей. Эту субсидию в 1917 году отменило правительство Керенского.

Источник: econet.ru

Общая информация об Афоне

Площадь иноческой земли составляет 335,63 квадратных километров. На территории полуострова находится двадцать монастырей. По состоянию на 2001 год Афон населяло 2262 человека. Столицей избран город Карея.

Рельеф полуострова плавно переходит от равнины к скалистой цепи гор. Венчает горный массив Святая гора Афон, высотой 2033 метра. Для летоисчисления на Афоне используется юлианский календарь. Причём в документообороте тоже.

Важно! 4 апреля 1998 года Афон причислен к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Афона

По историческим данным, первыми, кто поселился на Афоне, были фракийцы. Хороший климат и удачное расположение способствовали ведению уединенного образа жизни. Произошло это примерно за тысячу лет до Рождества Христова.

Интересно! Согласно фракийской легенде, название горы произошло от имени титана Афона. Во времена войны богов Олимпа и титанов, Афон сражался с Посейдоном. Он запустил в него огромный камень, но промахнулся, и камень упал в море. Этот камень и стал Святой горой, впоследствии.

Спустя 500 лет на полуостров попадают греки. Обосновавшись на новых землях, они принесли с собой и свою культуру. Примерно с 691 по 692 годы нашей эры данное место становится полностью монашеской обителью. В 1144 году ей официально присвоено звание Святой горы Афон. Император Алексей Комнин так назвал гору в своей грамоте, адресованной монастырю Великая Лавра.

Существует ещё одна легенда, по словам которой, в 49 году корабль с Девой Марией и апостолом Иоанном Богословом на борту, попал в шторм и его вынесло к берегам полуострова. Богородица была поражена живописностью края. По молитвам и просьбам Марии, Господь отдал под её покровительство Афон. Монахи по сей день часто называют гору «Сад Богородицы» или «Удел Богородицы».

Святая гора Афон собирает ежегодно тысячи паломников из разных уголков мира. Здесь много веков подряд монахи совершают свой благочестивый подвиг во имя веры и хранят религиозные традиции в их первозданной чистоте.

Географическое и политическое положение острова

Полуостров Халкидики напоминает трёхпалую кисть. Её восточное ответвление, которое и является афонским полуостровом, окружено водами Эгейского моря и залива Сингитикос.

Территория Афона в юридическом плане не зависит от официальных греческих властей. Афон — это самоуправляемое монашеское государство, подчиняющееся Константинопольскому патриархату.

На документальном уровне суверенный статус Афона закрепили Лозаннским договором в 1923 году. С 1926 года он входит в состав греческого государства.

Климат и природа

На афонском полуострове довольно жаркое субтропическое лето и мягкая дождливая зима. Самым комфортным временем года паломники называют осень. В это время уже не так жарко, как летом, но и до влажной зимы ещё далеко.

Вокруг простираются зеленые лесные массивы. На горе Афон сохранилось много редких растений. Монахи обеспечивают себя всем необходимым. Здесь можно увидеть раскинувшиеся виноградные и оливковые рощи, сады с фруктовыми деревьями.

Пресную воду берут из высокогорных родников.

Монастыри Афона

Афонские земли разделены между общинами двадцати монастырей. Обители живут по строгому уставу. Запрещается основывать новые поселения. Ежегодно от четырёх монастырей выбирают представителей, которые войдут в состав Священной эпистасии, принимающей на себя управленческие функции.

С течением времени сформировалось пять монастырских групп:

  1. В первую вошли Великая Лавра, Эсфигмен, Ксенофонт, Дохиар.
  2. Вторая группа состоит из Иверского монастыря, Симонопетра, Филофея, Пантократора.
  3. Третья включает Каракалл, Ватопед, Кутлумуш, Ставроникиту.
  4. Четвертая группа — это Констамонит, монастырь Святого Пантелеймона, Дионисиат, Зограф.
  5. В составе пятой — обитель Святого Павла, Хиландар, Григориат, Ксиропотам.

Статус обители в иерархии монастырей определяет возможность участия в вопросах управления и даёт право на владение территориями.

Великая Лавра — наиболее древний монастырь. Её основатель — святой Афанасий. Появление обители относят к 963 году. На территории Лавры есть монастырь с ценными реликвиями и фресками. Например, там есть кусок дерева с Креста Господня и мощи святых. Там же хранится жезл и крест святого Афанасия. В монастыре имеются чудотворные иконы «Экономисса» и «Кукузелисса».

На заметку! В подчинении монастырей действует 12 скитов. Они не имеют никаких прав, полностью подчиняясь порядку, установленному монастырём, в ведении которого находятся.

Святые Афона

На Святой горе почитают память многих святых, которые при жизни готовы были претерпевать любые муки и несли христианскую веру в мир.

Одним из ярких примеров был преподобный Агапий.

По преданию, монах был захвачен пиратами, приставшими к берегам Афона, и продан в рабство мусульманину. Он провёл в тяжёлом труде и повиновении долгих 12 лет, молясь о спасении. Однажды ему явилась Богородица, расковала цепи и приказала бежать на Афон. Так Агапий и сделал. Придя к афонскому старцу, Агапий был отвергнут. Старец сказал, что он ответит перед Богом за свой поступок. Ему было велено возвращаться и служить хозяину.

По словам старого монаха, как только Господь благословит его, мусульманин отпустит Агапия. Только так он найдёт своё спасение. Преподобный Агапий выполнил наставление старца и вернулся. Мусульманин был поражён преданностью вере своего раба. Вместе с сыновьями и Агапием он поехал на Афон. Там они приняли православие и до самой смерти жили на Святой горе в смирении и молитве.

Святая гора Афон и русские паломники

В исторических свидетельствах записи о посещении горы Афон русскими паломниками появились во времена, относящиеся к крещению Руси. Одним из первых сюда прибыл Антоний Печерский. Монах долгое время провёл на Афоне, а затем отправился в Киев, чтобы там проповедовать православие и основал Печерскую лавру.

Сведения о появлении на полуострове русского монастыря относятся к 1016 году. Никто не может точно сказать где он располагался, но, предположительно, это обитель «Ксилургу».

Начиная с 1870 года русским признан Свято-Пантелеимонов монастырь. Эта обитель на сегодняшний день является мощным центром русского православия, куда приезжает множество российских паломников. В Свято-Пантелеимоновом монастыре в своё время жил великий подвижник — старец Силуан, который канонизирован и почитается

Иверский монастырь (гора Афон)

Иверский монастырь основали грузины в 980 году. Он занимает третье место в святогорской иерархии. В его стенах хранится очень почитаемая среди русских православных Иверская икона Богородицы.

Как добраться до Афона

Чтобы добраться до святой горы, нужно преодолеть непростой путь, ведь Афон находится в той части полуострова, куда обычным мирянам вход строго воспрещён. Прежде всего, необходимо приехать на полуостров Халкидики. В процессе путешествия придётся совершить не одну пересадку.

Сначала нужно добраться в Салоники. В Салоники отправляются авиарейсы, но можно доехать из любого другого греческого города на автобусе или поезде. Чтобы попасть на Священную гору Афон с Халкидики, понадобится приехать в порт Дафни. Из Салоников курсируют автобусы до городка Уранополиса. Стоимость билета составляет 12,5 евро. Всего на путь к Уранополису придётся потратить около двух с половиной часов. Можно сократить время на поездку, воспользовавшись такси, но тогда нужно заплатить на порядок больше — от 120 до 140 евро.

В Уранополисе туристы и паломники получают разрешение на посещение Афона. Туда лучше приехать пораньше, чтобы не опоздать на паром, идущий в Дафни. Из Салоников автобусы отправляются в 5:30 и в 6:15.

Важно! Разрешения получают с половины восьмого утра. Отправление парома — в 9:45. Те, кто не получил разрешение, не допускаются на борт судна.

Паром плывёт до места назначения два часа. Услуга переправы обойдётся пассажиру в 8 евро. Кроме того, можно отплыть на катере частного извозчика. Их курсирует из Дафни несколько. Быстроходные катера стоят немного дороже — 10 или 12 евро. Но путь на них займёт гораздо меньше времени и на Афон получится попасть максимум за полчаса. Единственное, нужно заранее позаботиться о заказе места.

Виза для посещения

Для посещения Афона мужчины должны получить разрешение — диамонитирион. Запрос на получение подаётся за 30 дней до даты прибытия. Подача заявления бесплатна. Само разрешение оплачивается при получении в Уранополисе и стоит 25 евро. Процедура осуществляется через Паломническое бюро. Необходимо туда сообщить срок, в который планируется приехать, и отправить ксерокопию первой страницы загранпаспорта.

Пребывать на территории Афона по визе можно четверо суток. Для ночлега можно выбрать любой монастырь, плату за это не берут. В Карее, при желании, продлевают действие разрешения.

На заметку! Оформление визы можно осуществить и через туристические агентства, но такая услуга обойдётся примерно в 100 евро.

Правила посещения

Для тех, кто хочет побывать на Святой горе, есть свод правил, которым нужно неукоснительно следовать.

Несмотря на хлопотание ЕС по поводу пропуска на полуостров женщин, монахи непреклонны. Так, на Афон допускаются только мужчины с визой. Клирики также получают соответствующий пропускной документ от Вселенского патриархата.

От туристов и паломников требуется соблюдать некоторые правила при посещении этого места:

  • При нахождении на Афоне необходимо соблюдать режим дня, которого придерживаются монахи.
  • Одежда должна закрывать плечи и ноги, не быть вызывающе яркой.
  • На Афоне нельзя громко разговаривать, употреблять нецензурную лексику, загорать или купаться.
  • Снимать на видеокамеру также не разрешается. Фотографировать позволительно с согласия монахов.
  • Можно приобрести сувенирную продукцию, которую изготавливают иноки.

Это место излучает мощную обновляющую энергетику. Многие паломники отмечали, что после посещения Афонской земли обретали душевный покой и внутреннюю полноту.

Женщины на горе Афон

В соответствии с правилами монашеского устава Святой горы, на неё не допускаются женщины и дети до 12 лет.

Важно! За нарушение порядка представительницам прекрасного пола могут дать до 1 года тюремного заключения. Это условие нарушается только в экстремальных ситуациях, когда жизнь женщин и детей под угрозой. В таком случае им позволяют укрыться в стенах церкви.

А в обычном режиме женщины могут осмотреть Афон с комфортабельного парохода, который с этой целью курсирует вдоль побережья полуострова. С него открываются виды на древние постройки монастырей, гору и окружающую живописную природу.

Однако в селении Суроти действует обитель, которая открыта для посещения женщинами. Её основателем является святой Паисий Святогорец. Он покровительствовал монахиням монастыря и там покоятся его мощи, обладающие чудотворной силой.

Источник: molitva-info.ru

Столица афона

Кареа (славянское название Карен) — столица Афонского монашеского государства. Основана в IX веке и представляет собой состоящее из монашеских жилищ поселение, расположенное в центре Афонского полуострова. Исторически упоминается под различными названиями, как например, «Карейская Лавра», «Карейский Скит», «Царский Монастырь Пресвятой Богородицы Карейской» и др.

В Кареях имеется 20 конаков (представительств) монастырей, и в центре городка расположено здание Администрации Святой Горы, в котором совещаются 20 представителей главенствующих афонских обителей.

Кареа

Центральный храм Карей называется Протат. Посвящённый Успению Богородицы (празднуется 15 августа), он был заложен в конце IX века и является древнейшим храмом на Святой Горе, не представляя собой, однако, образец для остальных кафоликонов (соборных храмов), ввиду того, что отличается от них архитектурно. Он представляет собой трёхнефную базилику без купола, три его нефа образуют крест. Восхитительные фрески храма принадлежат кисти знаменитого иконописца Мануила Панселина. В Протате хранится и чудотворная икона Богородицы «Аксион Эсти» («Достойно есть»).
Напротив храма расположена старинная башня, в которой находится библиотека Священного Кинота. Здесь хранится ценнейшая реликвия — Первый Устав (Типикон) Святой Горы, написанный на козьей шкуре и поэтому носящий название «Трагос» («Козёл)». Также в библиотеке имеется свыше ста рукописных кодексов, а также тысячи печатных книг.

Кареа

Кроме того стоит отметить тот факт, что в Кареях, а именно в русском ските святого Андрея («Серае»), функционировала примерно в 1870 году фотолаборатория, в которой фотографом трудился иеромонах Вениамин Контракис, в то время, как в 1888 году, опять же в Кареях, основывается фотолаборатория в келлии святого Иоанна Златоуста, на этот раз под руководством фотографа из мирян, некого Константина Скапердаса.

Также в Кареях действует Церковная Школа (Академия) Афониада, состоящая из гимназии и лицея. Афониада, которая была основана в 1749 году Мелетием Ватопедским по инициативе Константинопольского патриарха Кирилла V, первоначально размещалась в обители Ватопед. В ней преподавали духовные светила, такие как священник Евгений Булгарис и святой Никодим Святогорский. С 1930 года и до сегодняшних дней Афонская Академия расположена в ските святого Андрея (Серае), который находится в Кареях и подчиняется Ватопедскому монастырю.

В Кареях имеется много келлий, одной из которых является келлия святого Иоанна Предтечи (Продрома), построенная иеромонахом Дионисием Фурноаграфиотом, учителем и теоретиком иконописи и автором широко известного справочника по ней «Ерминия или наставление в живописном искусстве».

В келлии находится храм Иоанна Предтечи, расписанный фресками работы Дионисия Фурноаграфиота.

Услуги индивидуального гида, по организации паломничество на Афон, а также трансфер Салоники Урануполис, помощь в получении специальной визы «диамонитирион«,

Источник: gidvgreece.com

Византийское время и распорядок дня

“На Афоне действует византийское время. Объяснить его очень трудно, – начинает свой рассказ монах Ермолай. – Когда заходит солнце, стрелки часов ставятся на полночь, но это дает разницу с московским временем летом 7 часов, а зимой – 3 часа. Поэтому трудно сказать, например: “Мы встаем в 3 часа”. В какие 3 часа? Все путаются”. Видимо, заметив непонимание, монах с улыбкой просит ручку и листок. В блокноте появляется солнце – главное и единственное мерило византийского времени.

Монах Ермолай рассказывает, что с заходом солнца все монахи полуострова собираются в своих храмах на часовую службу, после которой расходятся по кельям и спят ровно пять с половиной часов. С 6:30 утра по византийскому времени начинается так называемый келейный канон, определенный индивидуально каждому духовником монастыря, который длится в течение полутора часов. Такой духовный труд не обходится без чтения молитв, поклонов.

“Потом в 8 часов утра по византийскому времени (не путайте, в это время в России час ночи – зимой, летом – 4 часа) начинается служба, которая заканчивается большой литургией, потом все причащаемся, и после этого начинается трапеза”, – рассказывает монах. Трапеза на Афоне является продолжением богослужения. Один из монахов не прерывает молитвы на это время. Длится трапеза всего 10-15 минут.

“Потом мы идем отдыхать где-то на час-полтора, после этого все выходим на послушание”, – продолжает он. Исполнение послушаний занимает пять часов: с 14:00 до 19:00. После рабочего дня – два часа личного времени, когда монахи могут погулять, ответить на письма родных, почитать, внести записи в дневник или поспать.

С 21:00 в течение двух с половиной часов длится богослужение, которое также завершается трапезой. Затем монахи исповедуются и с заходом солнца вновь приступают к богослужению. Интересно, что на Подворье Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве также молятся по византийскому времени. Так монахи готовятся к новому распорядку дня перед отъездом на Афон.

Источник: tass.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.