Иверон афон


Осн. в 972 г., престольный праздник 15/28 августа, в день Успения. Игумен: архим. Василий. Тел. (30-377) 23643. Факс (30-377) 23248.

Иверский монастырь находится у небольшого живописного залива на северовосточной стороне полуострова, у самого устья большого горного потока. Монастырский праздник – Успение Богородицы (15 августа). Сюда можно добраться, спустившись из Кареи и совершив после этого приятную прогулку продолжительностью около полутора часа.

Монастырь был основан в последней четверти Х века, вскоре после Лавры и Ватопедского монастыря на месте (или вблизи него), где ранее находилась Лавра Святого Климента. Основание монастыря связано с именами Иоанна Ивера и Иоанна Торникия, однако, по-видимому, речь идет об одной и той же личности, хотя грузинские источники недвусмысленно упоминают двух человек. Иоанн Торникий, бывший придворным царя Иверии (Грузии) Давида и византийским вельможей, оставил все и стал монахом поначалу в одном из монастырей Македонии. Затем он ушел на Олимп и наконец – на Афон, в пустынное место в окрестностях Лавры, где ему представился случай познакомиться со Святым Афанасием, который предложил Торникию остаться возле него.


Византийский император Василий II пригласил в столицу теперь уже ставшего монахом Торникия, обращаясь к нему за помощью в разного рода дипломатических и военных вопросах, в особенности в подавлении мятежа стратига Варда Склира, который уже поднял восстание против государственной власти и сражался с императорскими войсками. Откликнувшись на просьбу императора, Торникий сиял рясу и отправился против Склира вместе с царем Давидом, с успехом выполнив эту миссию. Затем он вернулся снова на Афон, где занялся строительством нынешнего монастыря или, возможно, расширением уже существовавшей Лавры Святого Климента. Это крупное строительство было начало и завершено благодаря щедрым пожертвованиям императора и богатой военной добыче, полученной в результате упомянутой выше победы.

Новый монастырь назывался изначально Иверским по причине происхождения его основателей и первых монахов, сохранив свое название по сей день. Однако в 1357 году в соответствии с сигиллом патриарха Каллиста II этот грузинский монастырь был передан грекам, которые превосходили тогда и численностью и ролью в духовной жизни монахов из Иверии (Грузии).

С очень раннего времени и до XIV века новосозданному монастырю было передано очень много небольших монастырей, в том числе Леонтия в Салониках, Иоанна в Коловосе и Иериссе, Святого Саввы, Халда, Каспака и др. Естественно, что Иверский монастырь тоже подвергался разного рода разрушительным вторжениям на Афон, переживая все их последствия.


Так, имеются сведения о многочисленных вторжениях пиратов, западных униатов и грозных каталанцев в начале XIV века. Однако впоследствии византийские императоры, сербский краль Стефан Душан и главным образом цари Иверии оказали помощь в восстановлении монастыря.

Этот период нового расцвета монастыря продолжался до конца XVI века, когда появились значительные экономические трудности. для выхода из этого казавшегося безвыходным положения иверские монахи отправились на свою родину и посетили царя Александра VI, которому передали ключи от монастыря, проси о материальной поддержке. В результате этих действий, а также поездок монахов в другие страны были собраны значительные денежные средства, позволившие монастырю не только рассчитаться с долгами, но и приступить К строительству новых сооружений, а численность монахов значительно возросла.

В середине XVII века иверские монахи по приглашению царя Алексея Михайловича отправились в Россию, принеся с собой в качестве подарка копию иконы Богородицы Вратарницы, благодаря которой излечилась дочь царя. В знак благодарности Богородице и иверским монахам, Алексей Михайлович передал им монастырь Святого Николая в центральной части Москвы.


Интерес к монастырю проявляет в это же время и целый ряд патриархов, которые оказывают ему всяческую помощь. В течение некоторого времени здесь находился греческий народный мученик патриарх Григорий V. Во время Национально-освободительной войны 1821 года Иверский монастырь снова оказался в экономически сложном положении, в основном по причине сделанных им значительных пожертвований для освободительной борьбы. Дважды, в 1845 и 1865 годах, часть монастыря пострадала от страшных пожаров, но была восстановлена затем благодаря его богатствам и пожертвованиям многих христиан.

Собор монастыря, посвященный Успению Богородицы, был построен в первой половине ХI века иверским монахом Георгием Варазваче, который течение многих лет был настоятелем монастыря. В 1513 году собор был перестроен. Находится он приблизительно посредине монастырского двора и построен в византийско-афонском стиле. От первоначального собора сохранилась прекрасная мраморная облицовка с геометрическими узорами и надписью вокруг: «Я, Григорий, иверский монах и ктитор, укрепил колонны его, дабы не дрогнуть ему вовек». Интересны и двупоясные капители (естественно, используемые вторично) колонн собственно храма, которые украшены листьями аканфа и головами телят по бокам.

Фрески собора были написаны в разное время, начиная с XVI и кончая XIX веком, когда они были покрыты новыми росписями. Интерес представляют послевизантийский иконостас из резного дерева с очень богатым растительным декором, дверь из наружного нартекса в литийный притвор из серебра и эбенового дерева очень изящной работы и серебряный семисвечник в виде лимонного дерева с 30 позолоченными лимонами и 7 подсвечниками, который, согласно двуязычной (на греческом и русском языках) надписи в стихах, был подарен архимандриту Кириллу для его монастыря жителями Москвы в 1818 году.


Снаружи двойного нартекса храма позднее был пристроен третий нартекс – застекленный, с фресками 1795 года.

Перед собором находится фиал водосвятия, восстановленный после пожара 1865 года, а напротив фасада – монастырская трапезная, заново построенная и расширенная архимандритом Афанасием Акарнанским в 1848 году. В том же году над ее входом была построена высокая звонница.

Внутри монастыря, напротив больших ворот, приблизительно посредине южной стороны возвышается крепостная башня (1725), в настоящее время сильно разрушенная, тогда как другая прекрасная башня (1626) у его пристани сохранилась, наоборот, очень хорошо.

Кроме собора, на территории монастыря есть еще 16 часовен. Две из них – Святого Николая (1846) и Архангельская (1812) расположены соответственно справа и слева от литийного притвора.

Во второй из них бережно хранят реликвии около 150 святых, части инструментов, использованных при распятии Христа. и часть Животворящего Древа Креста Господня.

Две другие значительные часовни – Богородицы Вратарницы и Иоанна Предтечи находятся во дворе.


первой из них (1680), которая расположена у старого входа в монастыре, хранится чудотворная икона Богородицы с богатым позолоченным окладом, которая, согласно преданию, отправившись по волнам из Константинополя, вышла из моря где-то близ нынешнего монастыря. Фрески часовни были созданы в 1683 году, иконостас – в 1785 году. Кроме того, следует отметить, что в нартексе монастыря, который был расписан фресками в 1774 году, среди изображений святых изображены в ряд греческие мудрецы – Солон, Софокл, Фукидид, Платон, Аристотель и Плутарх, а также цари Александр и Дарий.

Вторая часовня – Иоанна Предтечи находится к востоку от первой. Она была построена от фундамента настоятелем Агапием (1710), а расписана несколько лет спустя (1714). Иконостас часовни – замечательный образец искусства резьбы по дереву (1711). В прочих 12 часовнях находятся только переносные иконы.

За пределами монастыря находятся 12 его кафизм, 13 келий в направлении Кареи, 3 в направлении Филофеева монастыря и 10 – на территории Кареи и вблизи нее. Одна из них – келья Святого Димитрия является представительством монастыря.

Иверскому монастырю принадлежит также скит Предтечи или Иверский скит к западу от монастыря, в сторону горы, на расстоянии получаса ходьбы от монастыря. Это греческий идноритмический скит, основанный в 1730 году, тогда как церковь (kyriakon) его была построена в 1779 году и расписана фресками в 1799 году. В настоящее время скит располагает 8 каливами, в которых проживают несколько (5 или 6) монахов.


Очень богата ризница Иверского монастыря, принадлежащая к числу наиболее значительных на Афоне. Расположена она вместе с библиотекой в одноэтажном здании более поздней постройки во дворе. Здесь хранятся бесценные сокровища – шитые золотом священные ризы, церковная утварь, кресты, чаши для причастия, медальоны, митры, полное архиерейское облачение патриарха Дионисии IV, мантия Григория V, замечательный расшитый занавес Врат рукодельницы Кокконы Оролога с изображением Богородицы и многие другие священные предметы и регалии. Наконец, здесь же хранится т.н. саккос императора Цимисхия, который находится в библиотеке, украшенный разного рода узорными арабесками и изображениями 10 львов и 4 двуглавых орлов. По всей вероятности, это архиерейское облачение XV века.

Богата и очень хорошо организована монастырская библиотека. Здесь хранится более 2000 рукописей на различных материалах и различного содержания и 15 литургических свитков. Из этих кодексов 123 написаны на пергаменте, а прочие (23) – на бомбазине (шелковой ткани) и на бумаге. К этому числу следует прибавить также около 100 пергаментных рукописей на грузинском языке. Интерес представляют также иллюстрации некоторых греческих рукописей (в особенности №№ 1, 5, 55, 56, 111, 463, 874 и др.).Кроме отдела рукописей, в библиотеке находится более 20000 печатных книг, некоторые из которых – архетипы и старопечатные издания.


В библиотеке хранятся также очень ценные документы императоров и патриархов, прежде всего хрисовулы императоров Константина VII Багрянородного (946 и 958), Романа II (960), Василия II (980) и др. Иверский монастырь занимает третье место в иерархии 20 афонских монастырей. Монастырь является общежительным (с1990 г.) и, как было уже сказано, в начале здесь проживали монахи из Иверии (Грузии), для которой монастырь являлся важным культурным центром. Последний грузинский монах умер в 1955 году. В настоящее время монастырь насчитывает около 90 монахов, проживающих внутри монастыря и за ее пределами – в ските и кельях.

Предание.

Именно в этом монастыре была чудесным образом обретена Иверская икона Божией Матери, называемая еще Вратарница, которую весьма почитают в России. По преданию, она  приплыла к берегу Афона по морским волнам. Доставил же ее на берег  преподобный Гавриил-Пещерник («Спелеотис»).  Будучи  призван, по откровению,  принять святой образ, он направил стопы свои к берегу моря, и, увидев на его водах икону,  от которой поднимался в небо столп света,  бросил на волны рясу и на ней поплыл к иконе, взял ее и возвратился обратно. Затем несколько иноков  перенесли ее в монастырь Иверон. Икону расположили  над воротами монастыря, поэтому она так и называется — «Портаитисса» («Вратарница»). Сейчас икона помещена в специальный киот, который находится чуть в стороне от врат в особом небольшом храме.


 

Источник: treb-afon.com

Иверский монастырь (греч. «Ιερά Μονή Ιβήρων») – третий по чести на Святой Горе.
Иверский монастырь основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием, происходившими из династии Багратидов. Они были учениками преподобного Афанасия и основали обитель по его благословению. С тех пор Великая Лавра и Иверский монастырь считаются монастырями-побратимами.
Долгое время в Ивироне подвизались преимущественно иноки-грузины, последний из них преставился в 1955 году. В настоящий момент среди насельников монастыря преобладают греки.
Первостроители обители и последующие поколения насельников Ивирона не оставляли своим попечением соотечественников. Так преподобный Евфимий перевёл на грузинский Святое Евангелие и другие душеполезные книги.
Ивирон был построен на месте, где ранее располагалась «Лавра Климента». На территории монастыря существовал языческий храм Посейдона, который был перестроен и освящён в честь пророка и крестителя Иоанна.
Согласно преданию, он был заложен в правление Константина Великого и первого епископа Афона Климента и восстановлен в правление Константина Погоната.


не существующий храм был перестроен в 1710 году. На его месте в ходе раскопок найдены древние фрески собора Лавры Климента.
Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.
Во времена иконоборчества вдова, владелица этой иконы, проживавшая неподалёку от города Никея, спасая образ от поругания, пустила его с молитвой по волнам. Прошло несколько веков. И вот в 1004 году он чудесным образом в столпе света, поднимавшемся до самых небес, прибыл к берегам Афона. В это время благочестивому старцу Гавриилу было видение Божией Матери, повелевавшей ему подойти к иконе по воде и перенести её в соборный храм. В честь чудесного явления иконы сейчас воздвигнут храм Успения Пресвятой Богородицы.

Источник: www.youtube.com

История и современность

И́верский монасты́рь или Иверо́н (греч. Μονή Ιβήρων, груз. ივერთა მონასტერი) — православный ныне греческий мужской монастырь на Святой Горе Афон в Греции, занимающий в святогорской иерархии третье место.


Византийский период

Первыми иностранцами, организовавшими свою обитель на Святой Горе, монастырь Иверон, стали иверийцы.

Очевидно, что на месте, где сейчас находится монастырь и раньше существовал организованный монашеский центр. Святогорский монах Николаос, записавший в 975 году житие Петра Афонского, упоминает монастырь с названием Климент, основанный неким Климентом. Возможно, этот монастырь существовал как келья еще в предыдущем веке.

Согласно историческим источникам монастырь Иверон должен был быть основан в 980 году. Иоанн Ивир – местный правитель иверской Месхии и титулованный византийский дворянин, разочарованный мирской суетой, удалился в монастырь на горе Олимп. Впоследствии, воссоединившись со своим сыном Евфимием, прибывшим из Константинополя, Иоанн отправился на Святую Гору, где сблизился с Афанасием Афонским. Афанасий выделил странникам участок земли на расстоянии тысячи шагов от своего монастыря, где они построили кельи для восьми иверских монахов. Позднее здесь был основан монастырь. Афанасий всегда с большим почтением относился к Иоанну и даже сделал его смотрителем Великой Лавры. На этом посту после смерти Иоанна, согласно завещанию Афанасия Афонского, его сменил его сын – Евфимий. Это почтение объясняется признательностью Афанасия к Иоанну за пособничество в переговорах первого с императором Цимисхием. Большую роль в основании монастыря, как упоминается в житие Евфимия, сыграл также византийский военачальник и родственник Иоанна Ивира – Иоанн Торникий, оставивший военную службу, чтобы служить Богу. После смерти Иоанна Цимисхия над империей нависла угроза военного переворота, когда военачальник Варда Склир попытался захватить власть и свергнуть молодых императоров Василия II и Константина VI. Торникий был вынужден вновь взять меч в руки, чтобы возглавить двенадцатитысячную армию армян и иверийцев. Василий II щедро одарил Торникия и дал ему разрешение на строительство нового монастыря, выпустив специальную золотую буллу в 980 году.

Император передал иверийцам монастырь Климент, и монахи некоторое время использовали для литургии его главный храм, посвященный Иоанну Предтече, в то время как начали строительство своего католикона в честь Успения Богородицы. Новый монастырь впоследствии получил название Иверон, так как с самого начала принял большое количество иверийских монахов, но вплоть до 1015 года сохранял также свое старое название – Климент.

Стараниями императора к монастырю присоединились также другие обители, такие как: Колова в районе Иериссоса, Леонтия в Салониках, кельи Магула, Каспакос, Онуфрия и другие. Процветание монастыря изначально было обусловлено лицами, принимавшими участие в его основании, так как все они происходили из знатных семей Иберии, в эпоху, когда страна находилась на пике своей славы. Последняя подпись Ивира в письменном источнике встречается в 988 году, вероятно, незадолго до его смерти. Приемником Иоанна Ивира стал его сын Евфимий, а затем его двоюродный брат Георгий. За время управления монастырем этой семьей обитель стала духовным центром народа Иберии и оказала огромный вклад в развитие культуры этой далекой страны. Начиная с XI века, огромное количество трудов было переведено с греческого на иверский язык и некторые книги с иверского – на греческий.

Не только Василий II, но и другие императоры проявили интерес к Иверону. Среди них были замечены также Стефан Душан и правители Дунайских стран. Франкские пираты и каталонцы в XIV веке нанесли значительный ущерб монастырю. В этом же веке он продолжал отличаться своим национальным характером, не смотря на то, что его игумены часто подписываются по-гречески. Патриарх Каллист в сигиллии от 1357 года постановил, что игумен монастыря должен быть греком, службы в католиконе проходить на греческом языке и только в часовне Вратарницы – на иверском. Эти меры ни в коем случае не были направлены против иверских традиций, а были приняты в знак несогласия с политикой сербского правителя Стефана Душана по преобразованию монастырей Святой Горы. С другой стороны, указ Каллиста отражал печальную действительность того времени, так как связи монастыря с Иберией были ослаблены вследствие того, что страна находилась под влиянием монгол, и большинство монахов были греки. Период восстановления былой славы монастыря и обретение утраченного национального характера затянется на целое столетие и завершится только лишь с освобождением Иберии в середине XV века.

Турецкое владычество

Пиратские набеги XV века и нарушение сообщения с Иберией, после захвата Афона, обусловили шаткое положение монастыря. В XVI веке Иверон смог провести работы по восстановлению зданий, а в следующем столетии поправить свои дела благодаря заботе со стороны патриарха и митрополите города Салоники, заняв одно из главенствующих мест на полуострове. Иверон грамотно распорядился землями, пожертвованными ему другими правителями, и стал маяком православия и византийской культуры за пределами Греции. На участке земли, выделенном Иверону в Москве, был построен монастырь. Перепись 1808 года относит к Иверону 250 монахов, из которых 158 жили в его стенах.

Наши дни

Монастырь Иверон находится в полутора часах ходьбы от столицы Святой Горы. Перед входом в обитель есть небольшой киоск, из которого посетители могут насладиться видом на горы и море, а также испить прохладной воды из источника неподалеку.

Через ворота паломник попадает на широкий двор, в центре которого он видит главный храм, слева – часовню Вратарницы, справа – новое здание ризницы и библиотеки, трапезную и колокольню, а в глубине большую башню, величественную, но сохранившую следы времени. Все эти центральные издания окружены четырехэтажным четырехугольным сооружением, в котором расположены кельи монахов. Над вратами расположено помещение управления монастырем, а напротив, рядом с башней – гостиница. Величественный главный храм посвящен Успению Богородицы и был заложен в конце X века. Строительство было завершено в 1030 году, благодаря покровительству одного из тех самых 4 иберийский основателей, Георгия Варасвадзе. В 1513 году в храме прошли масштабные ремонтные работы. Архитектурный тип храма напоминает главный храм Лавры, который был построен 20 годами ранее. На мраморном полу, украшенном геометрическими орнаментами, сохранилась ктиторская надпись монаха Георгия. Пол и другие части храма сохранились со времен изначальной постройки. При строительстве этого храма использовались архитектурные элементы других зданий, благодаря чему здесь сохранились капители колонн, украшенные листьями растений и цветками лилий, мраморные плиты с монограммой Иисуса Христа и другие примечательные элементы византийской архитектуры.

Один из примечательных моментов этого храма заключается в том, что здесь есть третий нартекс, состоящий из галереи, находящейся перед экзонартексом.

Пост – Византийский деревянный иконостас, богато украшен резьбой, а врата, ведущие из экзонартекса в притвор, сделаны из серебра и эбенового дерева. В главном храме хранится старинный светильник, сделанный из серебра в форме лимона, 30 подсвечниками и 30 позолоченными фруктами. Согласно надписи, датирующей этот предмет церковного искусства, 30 апреля 1818 года светильник был подарен жителями Москвы представителю монастыря архимандриту Кириллу.

Несмотря на то, что храм неоднократно украшался фресками, пример Византийской живописи не сохранился в нём до наших дней. Под слоем фресок XIX века прячутся фрески XVI века, увидеть которые невооружённым глазом не представляется возможным. Третий нартекс был расписан в 1795 году.

По краям притвора встроена часовни, украшенные фресками 1674 года, справа – Святого Николая, а слева – Архангелов. Во второй часовне хранятся части святых мощей около 50 святых, части инструментов Страстей Христовых и части Честного Креста.

Из других 14 часовен, находящихся в стенах монастыря, особо примечательны 2. Первая – Богородица Вратарница, рядом со старым входом в храм, левее, которая получила свое имя от иконы – хранительницы монастыря. Икона расположена в специальном иконостасе, сконструированном в конце XVIII века. Фрески главного храма и нартекса – также произведение искусства XVIII века. Настенные фрески нартекса изображают фигуры греческих философов древности Солона, Софокла, Фукидида, Платона, Аристотеля, а также правителей Египта, Сирии и Греции.

Вторая примечательная часовня, посвященная Иоанну Предтече, находится восточнее предыдущей. Она была построена при ходатайстве настоятеля Агапия в 1711 году и украшена резным деревянным иконостасом и фресками.

Ризница и библиотека, которые когда-то также располагались в главном храме, сейчас находятся в подземном помещении центрального двора.

На берегу моря расположился причал монастыря и сторожевая башня. На вершине башни и в передней части, рядом с западным входом, находится несколько часовен. Эта башня, использовавшаяся как оборонительное сооружение причала, соединялась с монастырем подземным проходом, заканчивающимся у часовни Иоанна Предтечи.

К монастырю Иверон относится скит Иоанна Предтечи, который также называется Иверский, чтобы не путать его с одноимённым скитом Великой Лавры. Скит расположен в получасе ходьбы от монастыря. Его главный храм был построен и расписан фресками в 1799 году.

В подчинении монастыря находятся также кельи по направлению к монастырю Филофей, 13 в направлении Карьеса и 10 в самом Карьесе. В келье Иоанна Богослова в начале XX века проживали около 50 грузинских монахов.

Источник: athos.guide

    Иверский монастырь или Иверон (греч. Μονή Ιβήρων / груз. ივერთა მონასტერი) — православный ныне греческий мужской монастырь на Святой Горе Афон в Греции, занимающий в святогорской иерархии третье место. Находится на северо-востоке полуострова; основан в 980—983 году грузинами.

    Иверон — гр. принадлежащий Грузинам. Иберия (рус. Иверия) — Грузия. Название объясняется тем, что основателем и первым строителем монастыря был Иоанн Иверский. Из этой обители происходит почитаемая в России Иверская икона Божией Матери. Монастырь построен на средства грузинского царского дома Багратионов.

    Во второй половине 13 и начале 14 века Иверский монастырь на Афоне претерпевал серьезные бедствия: на него нападали и разоряли латиняне (в 1259 и 1285 годах) и каталанцы (в 1306 году). В результате этих событий было убито или пленено большое количество иноков, подвизавшихся в этом монастыре, а также утеряны различные ценности. Вплоть до конца 16 века Иверский монастырь находился в плачевном состоянии. В течение 17 века Ивирон был возрожден и восстановлен.

    Соборный храм Иверского монастыря посвящен Успению Пресвятой Богородицы. При монастырских вратах находится одна из самых почитаемых чудотворных икон, называемая Портаитисса (Вратарница) Иверская. Построен соборный храм был грузинским монахом Георгием Варазваче, бывшим в течение долгих лет игуменом Иверского монастыря. Построенный изначально в начале 11 века, собор был перестроен в начале 16 века. От первого соборного храма осталась великолепная облицовка из мрамора, украшенная геометрическими узорами и надписью об основателе храма. Внутри храм украшен прекрасными фресками, относящимися к различным периодам (16-19 века).

    Во времена народного восстания греков за независимость против османского ига Иверский монастырь пожертвовал большую часть своих сокровищ на поддержание народной освободительной войны. Во время тех события в Ивироне проживал греческий национальный герой и мученик — Григорий V, Патриарх Константинопольский.

    До 1830 года Иверский монастырь был грузинским, а позже был захвачен греками. Они заменили в обители все надписи с грузинских на греческие в 1866 году. Но грузинские монахи еще продолжали подвизаться в этом монастыре, последний из грузинских монахов почил в 1955 году.
   Иверон имеет множество святых мощей, больше, чем любой другой монастырь на Афоне. Чудотворная икона Вратарница, почитаемая с IX века, также находится в Ивероне.
    Библиотека монастыря насчитывает около 2 000 рукописей, 15 свитков и 20 000 печатных книг, большинство — на грузинском, греческом, еврейском и латинском языках.

    В настоящее время в монастыре живут около 30 монахов и послушников.

Источник:
#Греция@medieval_architecture

Источник: sergeyurich.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.