Театр диониса в афинах



Основные моменты

Театр посвящен древнегреческому богу Дионису, покровителю виноделия и веселья, в честь которого и устраивались дионисии. Дело в том, что культ того или иного бога в Древней Греции предполагал проведение торжественных шествий и жертвоприношений перед главным храмом божества и праздничных мероприятий – спортивных состязаний и зарисовок на темы из жизни богов и героев. Эти представления и положили начало театральным постановкам, которые постепенно приобретали популярность и становились самостоятельным видом искусства.

В театре Диониса были впервые показаны первые трагедии и комедии, а также положено начало традиции театрального грима, костюмов и масок. К слову, и мужские и женские роли в театре исполнялись всегда мужчинами, а для того, чтобы их было хорошо видно с последних рядов амфитеатра, они надевали котурны – специальные сандалии на высокой платформе.

В период Дионисий (театральных представлений) жители Афин не работали, они собирались в театре посмотреть на зрелище. Кстати, если публике не нравилась пьеса или представление, она могла засвистать актёров и потребовать другую постановку. Демократия, одним словом!


История

Древнегреческий театр Диониса был сооружен в 4-м веке до нашей эры на месте храмов, посвященных богу виноделия Дионису, откуда и походит название театра.

Спектакли в театре Диониса давались дважды в год, на праздниках в честь Диониса: Малых (или Сельских) Дионисиях (в декабре — январе) и Великих (или городских) Дионисиях (в марте — апреле). Спектакли носили характер состязания. Сначала состязались драматурги и хореги, а со второй половины V века до нашей эры состязались и актёры, исполнявшие первые роли (протагонистов). Также, состязались и авторы комедий, которые ставили по одной пьесе.

Подготовка к драматическим состязаниям была очень длительной и возлагалась на членов коллегии архонтов. Спустя месяц, после окончания Великих Дионисий, выбиралось 10 хорегов, по одному от каждой филы, для дифирамбических состязаний. А в июле, после ежегодных перевыборов коллегии архонтов, архонт-эпоним назначал трёх хорегов для трагедий и трёх для комедий. Хорегами могли быть только очень состоятельные люди, так как все расходы по постановке спектаклей производились за их счет. Но зато щедрость хорега отмечалась в народных почетных постановлениях.

С момента назначения для хорега наступало очень хлопотное время. Ему нужно было составить будущий хор — выбрать 14- 15 человек для трагедий, и 24- 25 человек для комедий. Всем хористам необходимо было изготовить костюмы — иногда очень дорогие, вышитые золотом, а также, венки, маски и другие украшения. Кроме того, требовались ещё и статисты, чтобы сделать представление более пышным и блестящим. Их, также, должен был оплачивать хорег. Помимо этого, хореги переманивали друг у друга певцов- профессионалов, уже существовавших в Афинах, повышая их ставки. Всё это стоило немалых денег.


Всю цензуру и предварительную критику в Афинах осуществлял архонт. Поэты вручали ему свои произведения и просили дать им хор. Он выбирал те, которые казались ему более достойными, и вносил имена авторов в списки агона. Никаких ограничений для поэта не существовало. Он мог быть кем — угодно, математиком, философом, даже мог быть и незрелым юношей.

В то время здесь были впервые представлены труды четырёх великих греческих представителей драматургии — Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Популярность Софокла была так велика, что, когда он умер во время Пелопоннесской войны, вождь лакедемонян позволил жителям осаждённых Афин похоронить поэта с приличествующими ему почестями. Помимо этих главных представителей драматургии авторов было ещё очень много.

С раннего утра тысячи зрителей собирались в театр. Даже бедные приходили посмотреть на спектакли. Государство выдавало беднякам специальную субсидию — феорикон, которая давала возможность каждому заплатить за своё место. Веселые, нарядные, с венками на головах, афиняне окружали плотной шумной толпой вход в театр. У каждого в руке была свинцовая марка с обозначением сектора филы. С каждым годом, по мере популярности театральных зрелищ, борьба за места становилась всё ожесточённее и нередко переходила в драку. Поэтому, места занимались с ночи, и афиняне жаловались на то, что чужие оттесняют граждан. Марки распространялись и за пределами Афин, но каждый гражданин имел право потребовать для себя место.


Театральная постановка в Древней Греции существенно отличалась от современного спектакля: в действии участвовало всего несколько актёров (а на первых порах – и вовсе один человек), лица актеров закрывались масками, соответствующими тому или иному персонажу, и весь набор выразительных средств сокращался до голоса и пластики. К тому же, в античном театре каждая пьеса ставилась на сцене – за редким исключением – только один раз.

Не было публики, которая бы так понимала представление и сочувствовала ему, как афинская, не было зрителя более благодарного для хорошего спектакля, но и более страшного для плохого. Самые неясные намёки на современность немедленно понимались афинянами, которые замечали малейшую ошибку актера. Если зрители были недовольны, они свистели, щёлкали языками и стучали сандалиями. Если же зрителям нравилась постановка они бурно аплодировали и свистели.

Три дня подряд афинские зрители проводили в театре Диониса. Каждый день они видели несколько разных пьес. Все три дня они бурно реагировали на всё происходящее на сцене и запасались материалом для обсуждений, которого хватало до следующего праздника Дионисий.


вечером последнего дня судьи конкурса торжественно произносили свой приговор. Затем вторичными выборами из среды судей определялось пять человек. Они выносили окончательное решение и объявляли имя победителя, которого архонт под гром приветствий увенчивал на сцене венком из плюща. Хорегическая победа — самое почётное отличие для афинского гражданина. Поэтому хореги стремились увековечить своё торжество. В случае победы было принято жертвовать Дионису бронзовый треножник, присуждённый государством, поместив его на вершине колонны или павильона. Все результаты конкурсов фиксировались в особенных надписях – дидаскалиях, хранившихся в государственном афинском архиве. После праздников, в театре Диониса воцарялась тишина. Афиняне возвращались к своим повседневным занятиям и развлечениям.

В 326-325 года до нашей эры театр был отреконструирован: ряды сидений и деревянную сцену заменили на мраморные. Каменные сидения разместили в 67 рядов. Теперь театр Диониса вмещал более 17 тысяч зрителей, что на то время составляло приблизительно половину афинских граждан. Именно эти исторические факты притягивают сюда туристов с детьми, ведь для последних намного интереснее будет изучение истории после того, как они увидят тот же театр Диониса воочию.

Из-за больших размеров театр был лишен кровельных перекрытий, поэтому актеры, хор и зрители располагались прямо под открытым небом, а действия на сцене происходило при естественном дневном освещении.


Первый ряд театра включал в себя 67 мраморных кресел для почетных зрителей. На каждом кресле были высечены должности и имена владельцев. Кресло и выступ во втором ряду – это ложа римского императора Адриана, страстного поклонника греческой культуры. Именно здесь также выступал и император Нерон.

Театр был перестроен в 1-м веке нашей эры в римскую эпоху, в том числе под гладиаторские и цирковые представления. С художественной точки зрения самое лучшее в развалинах театра Диониса – это скульптурный фриз периода правления императора Нерона с интересными сатирами. Возле театра сохранились также развалины и других исторических сооружений: камни Перикла Одеона, остатки двух храмов Диониса 6-го и 4-го веков до нашей эры.

Театр Диониса в наши дни

Сегодня вокруг театра ведутся археологические раскопки, которые ежегодно открывают новые детали древнегреческих сооружений – здесь можно увидеть превосходные византийские цистерны и маленькую выставочную область, на которой размещены фрагменты последних обнаруженных статуй и скульптур. Немного выше театра Диониса, Вы сможете увидеть вход в большую пещеру, которую обычно именуют Фрасилос.

Предположительно, данный скальный комплекс с двумя колоннами и мраморным фасадом, датируемый примерно 320 годом до нашей эры, был особенным помещением для греческого хора. Немного позже скальный комплекс был перестроен в часовню Девы Марии, однако, древняя статуя Диониса здесь простояла лишь до 19-го столетия, пока не была вывезена британским лордом Элгином.


Процесс реставрации театра Диониса должен закончиться в 2015 году. На финансирование реставрации некоммерческой организацией «Диазома» и греческими властями было выделено шесть миллионов евро. Этим проектом занимается архитектор Константинос Болетис. К каменным сидениями, которые сохранились, предполагается добавить еще несколько ярусов, при этом совмещая новый камень с древними обломками. Также планируется укрепить держащие стены театра и другие части сооружения.

Туристам

Посещая театр Диониса, обратите внимание на руины двух храмов Диониса VI и IV веков до н.э. и на камни Периклова Одеона — концертного зала, знаменитого своей удивительной акустикой.

Почитателям театральных представлений непременно стоит приехать сюда летом, когда проводится ежегодный Афинский фестиваль — один из самых популярных в Греции. Фестиваль проходит с середины июня по середину сентября в Афинах и Эпидавре, куда можно добраться на специальных автобусах. Под эгидой Афинского фестиваля проходят театральные, музыкальные, культурные мероприятия, открываются выставки и музеи.

Часы работы

Театр входит в архитектурную зону Акрополя. Летом ее можно посетить с 8:00 до 19:30. В понедельник – с 11:00 до 19:30. В зимнее – ежедневно с 8:00 до 15:30. Без выходных.

Как добраться

Театр Диониса находиться на Южном склоне Акрополя. Добраться до Акрополя можно на второй (красной) линии афинского метро. Станция «Акрополь».

Стоимость входа

Вход в Акрополь стоит 12 €.

Адрес

Theatre of Dionysus

Источник: wikiway.com

Архитектура театра


Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

Театр Диониса в Афинах является древнейшим и наиболее характерным из дошедших до нас больших театров древней Греции. Раскопки его были произведены в 1880—85 гг. (более ранние — Старком в 1862 г.).

Театр расположен на южном склоне Акрополя и обращен в сторону храма Диониса. Наиболее старая часть его относится к VI в. до н. э. Театр этот, к сожалению, очень плохо сохранился и дошел до нас в значительно искаженном позднейшими перестройками виде.

К VI в., как думает Дерпфельд, относятся лишь незначительные остатки первоначальной орхестры, имевшей 24 метра в диаметре. С южной стороны эта орхестра была приподнята на высоту около 2 м и была с этой стороны основана на криволинейной в плане опорной стенке, часть которой сохранилась. После того как в V в. обрушились деревянные сидения старого амфитеатра, их заменили каменными. Тогда же, вероятно, была сооружена Демократом и Анаксагором новая орхестра, значительно отодвинутая от прежней к северу, ближе к склону горы.


Позднейшие части амфитеатра, возведенного Ликургом (по Старку в 466 г.), относятся к 326 г.

Театрон трехярусный, с двумя диазомами. Нижний ярус больше полукруга и разбит радиальными лестницами на 13 клиньев. По сделанным реставрациям нижний ярус заключал 17 полных рядов, средний ярус — 16 рядов, из них часть урезана, и верхний ярус — 8 рядов, значительно урезанных из-за неправильной поверхности склона. Наибольшее удаление последнего ряда от середины орхестры (по горизонтальной проекции) 43 м; диаметр первого яруса 37 м. Подъем верхнего ряда мест над орхестрой равен приблизительно 16 м. Уклон мест 1 : 2,3.

Высота ступеней, на которых расположены места, 37 см. На верхней горизонтальной поверхности мест, общей шириной в 85 см, с отступом от края для сидений на 35 см, сделан лоток, шириной в 40 см и глубиной в 10 см для помещения ног сидящих в вышерасположенном ряду. На каждый ряд сидений, как уже указывалось, в этом театре приходится одна ступень радиальных лестниц. Для уменьшения высоты подступенка проступь этих ступеней сильно скошена.

Театр вмещал 14—17 тыс. зрителей, а по другим указаниям — до 30 тыс. зрителей.

Загрузка мест происходила из прохода, окружавшего орхестру и уширявшегося с двух концов в направлении к проскениуму. В стене скены было три двери. Сзади скены существовал обширный портик.


Для суждения об устройстве скены и логейона в этом театре в V в. никаких достоверных данных нет. Раскопки Старка обнаружили последовательное увеличение сцены при Адриане и при Септимии-Севере.

Театр Диониса является наиболее типичным для античной Греции. По нем, за исключением скены, можно проследить и все последовательные стадии развития формы греческого театра, включительно до тех изменений, которые были внесены римлянами.

Афинский одеон

Кроме открытых театров, рассчитанных на очень большое количество зрителей. в Греции существовали меньшие театры, так называемые одеоны. Эти театры делались крытыми. Самым древним и наиболее обширным одеоном, о котором до нас дошли сведения, был одеон в Афинах, сооруженный Периклом в 443 году до н.э.

По имеющемуся у Павсания указанию, этот одеон был покрыт деревянным шатром. Он был расположен к востоку от театра Диониса, между этим последним и памятником Лисикрата.

    Источник: kannelura.info

    Полезная информация о театре Диониса

    Где находится: южный склон Акрополя, рядом с метро Акрополи.

    Сколько стоит: вход по билету в Акрополь (€10 — зимой, €20 — летом) или единому комплексному билету (€30).

    Часы работы: ежедневно 8:30 -15.00 (ноябрь — март), 8.00-19.30 (апрель — октябрь).

    Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

    Источник: poznamka.ru


    Одной из достопримечательностей древнего греческого города Афин является театр Диониса. Он представляет собой самый старый театр в мире. Театр Диониса в Афинах был построен еще в VI веке до нашей эры. Именно здесь проводились знаменитые афинские дионисии – праздники в честь Диониса, бога искусств и виноделия, проходившие дважды в год. Древние греки с удовольствием посещали состязания актеров, которые вскоре получили название «театр».

    Театр Диониса в Афинах1

    Однако современное понятие театра очень отличается от древнегреческого. Тогда, до нашей эры, зрители наблюдали за одним лишь актером в маске, показывающим свое умение под аккомпанемент хора. Как правило, во время дионисий соревновались между собой два или три актера в различных жанрах. Лишь много позже, с развитием театрального искусства, актеры перестали носить маски, а в представлениях начало участвовать сразу несколько человек.

    В дальнейшем в театре Диониса в Афинах ставились сцены из Софокла, Еврипида, Эсхила и других античных драматургов.

    Особенности античной постройки афинского театра Диониса

    Находится театр Диониса на юго-восточной стороне афинского Акрополя.

    В древности сцена театра назвалась орхестра. От зрительного зала ее отделял ров с водой и широкий проход. Сзади орхестры располагалась схена – здание, где актеры переодевались и ожидали выхода на сцену. Стены орхестры были украшены барельефами из жизни древнегреческих богов, в частности, самого Диониса, и эти произведения искусства частично сохранились до наших дней.

    Театр Диониса в Афинах2

    Характерной особенностью театра Диониса является то, что он не имеет крыши и располагается под открытым небом. Он сделан в форме амфитеатра из 67 рядов, располагающихся в форме полукруга. Такой характер постройки обусловлен большой площадью театра, ведь он был рассчитан на 17 тысяч зрителей. На то время это было очень много, поскольку численность афинян составляла вдвое больше – около 35 тысяч человек. Стало быть, каждый второй житель Афин мог присутствовать на представлении.

    Изначально посадочные места для любителей зрелищ были выполнены из дерева, но в 325 году до нашей эры они были заменены на мраморные. Благодаря этому некоторые кресла сохранились до сих пор. Они очень низкие (всего около 40 см высотой), поэтому зрителям приходилось сидеть на подушках.

    Театр Диониса в Афинах3

    А для особо уважаемых посетителей театра Диониса в Древней Греции каменные кресла первого ряда были именными – об этом свидетельствуют хорошо различимые надписи на них (к примеру, кресла римских императоров Нерона и Адриана).

    Театр Диониса в Афинах4

    На заре нашей эры, в I веке, театр перестраивался снова, на этот раз – под гладиаторские бои и цирковые представления. Тогда между первым рядом и ареной был выстроен высокий бортик из железа и мрамора, призванный обезопасить зрителей от участников таких представлений.

    Театр Диониса в Афинах5

    Источник: womanadvice.ru

    История строительства

    Театр Диониса в Афинах

    Полисом в 4 веке до н.э. управлял просвещенный глава – Писистрат. Одним из его любимых богов был Дионис. Этот олимпиец покровительствовал веселью, виноделию, развлечениям. И Писистрат приказал построить в его честь алтарь, внутри которого стояла статуя Диониса. Первоначально она была деревянная, впоследствии ее заменили изображением бога из кости и украсили золотом. Принесение жертв в честь Диониса невозможно без танцев и песен.

    Поэтому рядом с жертвенником устроили маленькую площадку для торжеств. Она-то и стала началом театра Диониса. Исходный материал для площадки – дерево. Впоследствии сцену устроили из камня. Это было новаторством того времени: каменные конструкции служили дольше. Театр стал очень популярен: на его помостах представляли произведения любимых авторов: Еврипида, Эсхила, Аристофана, Софокла.

    И посещение площадки было общедоступно: посмотреть спектакль мог любой житель совершенно бесплатно. Для представлений годились лишь специальные дни: Малые Дионисии или Великие Дионисии. В эти дни никто не работал: жители Афин участвовали в жертвоприношении веселому богу и смотрели постановки в его честь. А в остальное время театр был закрыт.

    Архитектура

    Театр Диониса в Афинах

    Восстановить архитектуру театра достаточно просто: это место было особенно популярно у афинян, поэтому его часто описывали в документах.

    Основные черты сооружения:

    1. Внизу располагалась сцена. Сначала она была выполнена из дерева, затем обветшала, и ее заменили каменной.
    2. Кресла возвышались амфитеатром и доходили до самого Акрополя. Их тоже вытесали из камня, заменив первоначальные деревянные. Вместимость зрительного зала была внушительной: одновременно смотреть спектакли могли 17000 посетителей. (В то время в Афинах жило чуть более 40000 человек.)
    3. Крыша у театра Диониса отсутствовала, поэтому представления проходили под открытым небом. Комедии или трагедии длились по 8-10 часов, естественного освещения не хватало, и его заменяли факелами.
    4. Распространение боев гладиаторов в 1 веке потребовало изменений в архитектуре. Чтобы защитить зрителей, был изготовлен высокий бортик из мрамора, на него водрузили решетку из металла.
    5. Во 2 веке изменилась оркестра: император Нерон приказал дополнить ее изображениями картин из мифов и лепными элементами.

    Первый ряд из 67 сидений для знатных гостей сохранился неважно. Но некоторые кресла имеют выбитые надписи с именами посетителей.

    Особенности

    Театр служил не только местом для принесения жертв Дионису и последующего развлечения. Авторы драм и комедий соревновались друг с другом за лучшую постановку. Все результаты фиксировались на дидаскалиях и потом сдавались в архив. Впоследствии постановки сменились боями гладиаторов. Но популярность тетра Диониса не уменьшилась: желающих попасть на представление было достаточно.

    Зрительские места

    Театр Диониса в Афинах

    Места для зрителей охватывали сцену полукругом. Для того, чтобы сидящим сзади тоже было видно, что происходит на сцене, последующие ряды возвышались над предыдущими. В каждом ряду было 67 сидений из мрамора, и рядов было 64. К сожалению, современный Театр может похвастаться лишь 20 рядами. Места на 1-2 рядах предназначались для знатных посетителей. Чтобы кресло случайно не заняли, на нем выбивалось имя гостя.

    Почетное место императора Адриана находилось во 2 ряду. А Нерон предпочитал не сидеть в зале, а выступать на сцене. Когда посещение театра стало платным, правительство выделяло бедным гражданам специальную дотацию, чтобы и они могли поучаствовать в празднике. Переселенцы тоже получили право приходить на спектакли. Зрители занимали места заранее: часто за право занять место возникали настоящие сражения.

    Организация торжеств

    Театр Диониса в Афинах

    Для того, чтобы прошло такое масштабное действо, требовались усилия разных людей:

    1. Обязанности жрецов возлагались на членов правительства. Выбиралась комиссия – архонты. Эта комиссия распоряжалась частью государственных денег, которые выделялись на подготовку торжеств, и выполняла роль цензора. Архонты выбирались на полгода, до следующих Дионисий.
    2. Архонты выбирали 10 хорегов (постановщиков пьес). Хорег должен быть состоятельным эллином, потому что все основные расходы на постановку (изготовление декораций и масок, шитье костюмов) возмещал из собственных средств. Если хорег нанимал дополнительных актеров, то оплатить их услуги обязан был сам.
    3. Авторы представляли архонту свои произведения. При этом было совершенно безразлично, является ли автор поэтом или математиком, главное – написать интересную пьесу. Архонт отвыбирал достойные, а по окончании состязания определял победителей.
    4. Постановку сопровождал хор. Его оплачивал хорег из собственных средств.
    5. Публика бурно реагировала на спектакль: она свистела, аплодировала, стучала ногами. Такое выражение эмоций было допустимо.

    Интересно, что каждая пьеса показывалась только 1 раз. За репертуаром Дионисий следили все жители полиса, поэтому ответственность авторов и архонтов была велика.

    Место народных собраний

    Театр Диониса в Афинах

    Афины – демократический полис. И по всем важным моментам проводились экклесии, собрания граждан. До открытия театра Диониса для этих мероприятий использовался холм Пникс. Но театр вмещал больше народа и имел лучшую акустику, поэтому экклесии начали проводиться в нем. На собрания допускались лишь благонадежные граждане мужского пола старше 20 лет. Существовали черные списки неблагонадежных: занесенные туда не получали пропуск – специальную дощечку. Соответствие гражданина черному списку строго контролировалось. Чтобы экклесии проходили успешно, предварительно на жертвеннике возлагались приношения олимпийцам, а пришедшие эллины молились о даровании благодати.

    Орхестра, скены, декорации

    Театр Диониса в Афинах

    Театр Диониса – сложное в техническом плане сооружение:

    1. В центре сцены находилась орхестра (или оркестра). На ней во время спектакля стоял хор, музыканты, актеры.
    2. Но участникам представления требовалось место для переодевания: так появились скены. Первоначально это были деревянные палатки, пристроенные к орхестре. Впоследствии их построили из паросского мрамора. Скены создавались и для улучшения акустики.
    3. На переднем фасаде скен крепились декорации. Их рисовали красками на холсте или деревянных щитах. Первым, кто применил декорации для передачи содержания пьесы, являлся Софокл.

    Все нововведения, которые появились в Афинах, активно используются и в современном театре.

    Как проходили театральные действа

    Театр Диониса в Афинах

    Представления в театре были особенными:

    1. Во всех спектаклях было не более 3-х актеров, а первые постановки разыгрывал один человек.
    2. Главные и второстепенные роли определялись по жребию.
    3. Во время спектакля актеры надевали на лицо маски, соответствующие эпизоду. Для смены маски требовалось затратить минимум времени: отвернуться или присесть, а затем быстро вернуться в исходное положение.
    4. Все роли, даже женские, исполняли мужчины.
    5. Все реплики актеров для усиления звука повторяли хористы.

    Постановки проходили в течение длительного времени: до 10 часов, и актеры должны были исполнять роли безупречно. При этом от них требовалось не только выразительно декламировать стихи, но и петь.

    Театр Диониса сегодня

    Театр Диониса в Афинах

    После того, как на территории Греции начало распространяться христианство, театр пришел в упадок. Он сильно разрушился. Но правительство регулярно выделяет из государственного бюджета средства на восстановление сооружения. Реконструировано 20 рядов из 64. В театре и сейчас происходят представления. Билеты на них следует приобретать заранее. В остальное время доступ в сооружение для туристов ограничен. Но комплекс прекрасно видно со смотровой площадки музея Акрополь.

    Время работы и цены на билеты

    Посетить театр Диониса можно во время проведения ежегодного афинского фестиваля. Он проходит с июня по сентябрь. Посетителей сюда привозят на специальных автобусах. Осмотреть сооружение без захода внутрь можно, купив билет для посещения комплекса Акрополь. Билет стоит 12 евро, граждане Евросоюза пользуются скидкой. Вход в Акрополь для туристов разрешен с половины девятого утра до половины восьмого вечера.

    Где находится и как добраться

    Театр Диониса в Афинах

    Удобнее всего добираться до Акрополя на метро. Выйти следует на станции «Акрополь».

    Источник: GuruTurizma.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.