Самый древний театр афин


Театр Диониса (Афины) – старейший театр западного мира. На его сцене оживали произведения древних поэтов и философов. Именно с него начало развиваться театральное искусство в Европе. Театр хорошо сохранился до наших дней, а благодаря умелой реставрации, снова радует зрителей интересными представлениями и позволяет на время перенестись в античные времена.

Театр Диониса

История строительства

Несколько столетий назад, в эпоху расцвета античного государства, Акрополь был центром культуры и духовности Афин. Именно в нем проходили все памятные торжества и важные мероприятия, включая парады, театральные представления и торжественные шествия в честь различных богов. В IV в. до н.э. правитель Афин Писистрат испытывал особое почтение к Дионису – богу виноделия, веселья и шумных гуляний.

По инициативе венценосной особы с юга от Акрополя было возведено Святилище Диониса с его статуей внутри. Несколько позднее на этом месте построили более величественный храм. Новая статуя Диониса также находилась в центральном помещении, но теперь она имела больший размер и была изготовлена из слоновой кости с золотой отделкой.


Самый древний театр афин

Так как в честь бога виноделия часто устраивались танцы и различные представления, то рядом с храмом установили небольшую танцевальную площадку. С нее и началось строительство древнейшего театра. В изначальном облике театра Диониса преобладали деревянные детали. На его сцене оживали произведения древних творцов, таких как Еврипид, Эсхил, Софокл и Аристофан. Со временем деревянные элементы конструкции стали изнашиваться и их заменили более крепкими – каменными.

Театр пользовался большой популярностью у греков, любивших всевозможные представления и спектакли. Уже через несколько лет подобные действа перестали быть неотделимым элементом религиозной церемонии, а начали развиваться самостоятельно. Теперь театральные выступления подчинялись собственным правилам и превратились в обособленное направление искусства.

Архитектура театра

Из-за своей популярности театр Диониса в Афинах часто описывали современники, и факты о нем сохранились во многих документах. Один из самых древних театров являлся памятником римской архитектуры на греческой земле. В первом ряду от сцены насчитывалось 67 мраморных кресел, на которых должны были восседать знатные особы города. На некоторых сидениях даже сегодня можно прочесть имена лиц, для которых они предназначались. К сожалению, ряд уцелел лишь частично.

Во втором ряду отводились места не менее знатным лицам. Здесь среди свиты восседал римский император Адриан. Он с особым уважением относился к театральному искусству, а также к философии и поэзии. А вот Нерон, правивший Римом чуть позже, не только был зрителем, но и сам любил выступить перед публикой на этой сцене.


Самый древний театр афин

Далее располагались ряды для остальной почтенной публики. По мнению археологов, одновременно театр Диониса способен был вместить до 17 000 зрителей. Такие размеры сегодня не кажутся внушительными, но 2,5 тысячелетия назад во всем мире было не много мест, которые вмещали подобную толпу. Население самих Афин в то время только вдвое превышало количество мест в театре.

Из-за больших размеров театр Диониса не имел крыши или каких-либо перекрытий. Представления проводились не только днем, но и при свете ночных светил.

Кроме замены деревянных кресел театру пришлось выдержать и другие метаморфозы. Так, в I в. н.э., он стал местом проведения гладиаторских сражений и цирковых представлений. Чтобы обезопасить зрителей в первых рядах от сцены, перед ними соорудили мраморный бортик и решетку из стальных прутьев. Такая преграда уберегала от несчастных случаев и от свирепых хищников.

Следующие изменения произошли во II в. н.э., во времена правления Нерона, в орхестре – месте для хора. Он потребовал установить дополнительное украшение. Так появились картины со сценами мифов о Дионисе, а на стенах образовалась дополнительная отделка и рельефные украшения.

Как проходили театральные действа


Порядок выступлений и действия, имевшие место на театральной сцене, сильно изменились с древних времен. Сегодня спектакли выглядят совершенно по-другому. Много веков тому назад на сцене выступал лишь один актер. В его обязанности входило не столько перевоплощение, сколько повествование о судьбе древнего героя. Реплики артиста сопровождал многоголосый хор. Спустя некоторое время актеров на сцене стало несколько, но их мастерство сводилось к умению быстро сменить маску и говорить другим голосом.

Самый древний театр афин

Поведение античной публики было более раскрепощенным. После спектакля зрители могли выразить восхищение или недовольство показанным. Если представление нравилось, то актеры слышали возгласы восхищения и аплодисменты. В противоположной ситуации трибуны разрывались свистом и топотом.

В случае полного провала, зрители не гнушались кидать на сцену камни, такое бывало даже в середине представления. Если актер хотел остаться живым, ему следовало начать следующее выступление и старательнее развлекать зрителей.

Театр Диониса сегодня

Реставрационные работы в театре Диониса сегодня почти окончены. Правительство Греции ежегодно выделяет средства на реконструкцию. Кроме бюджетных вливаний, поступает финансирование от благотворительных организаций.


В процессе восстановительных мероприятий укрепляются стены, восстанавливаются зрительские места и новые ярусы, а также реставрируются декоративные элементы лепнины. Руководство проектом по возрождению театра Диониса осуществляет известный греческий архитектор Константинос Болетис.

На сцене театра Диониса продолжают проводить представления. Днем проходят открытые репетиции, а вечером можно насладиться спектаклем по мотивам древнегреческих мифов. Чтобы получить максимальное удовольствие от процесса, лучше прихватить с собой небольшую подушечку, ведь сидеть придется на тех же каменных скамьях, что и тысячи лет назад.

Источник: tepler.ru

В древних Афинах театр считался самым значительным видом искусства. Представления, которые показывались обществу, включали в себя элементы поэзии, танца, музыки и актерского мастерства.

В настоящее время театр стал силой творчества и вдохновения во всех уголках планеты. Большинство из нас слышали о таких театрах как Бродвей в Нью-Йорке, Большой театр в Москве, Ла Скала в Милане, и Сиднейский оперный театр, но как насчёт древних театров, и всей славы, которую они когда-то демонстрировали на своих сценах? Ниже представлены десять из самых хорошо сохранившихся и значительных древних театров, в основном греческой и римской древности. Как это ни удивительно – их можно посетить и сегодня:

10. Театр в Сиде (Theater of Side)


21

Римские руины Сида, которые всё ещё находятся в довольно хорошем состоянии, включают в себя храм, городские ворота, и большой театр, который вмещал около 15 000 человек. Сиде – это популярный курортный город на средиземноморском побережье южной Турции. Город был основан греческими колонистами в седьмом веке до нашей эры, и являлся одним из важнейших центров торговли в регионе. В 25 году до нашей эры, Сиде стал частью римской провинции Галатия (Galatia) и расцвёл благодаря своей торговле оливковым маслом и рабами. Театр был главным культурным местом в городе в течение многих лет, и привлекал известных людей со всего средиземноморского региона.
Руины театра впоследствии использовались для гладиаторских боёв, и даже служили церковью в период расцвета христианства.

9. Римский театр в Босра (Roman Theater of Bosra)22

Босра это древний город, расположенный на территории современной Сирии, к югу от Дамаска (Damascus). Это один из древнейших городов на Земле, и упоминается в египетских иероглифах от четырнадцатого века до нашей эры. Город был завоеван римлянами в 106 году, и назначен столицей Римской Аравии.

Театр в Босра был построен вскоре после этого, и мог вмещать до 15 000 человек. Благодаря тому, что династия Айюбидов (Ayyubid Dynasty) построила вокруг театра крепость, сегодня он является одним из наиболее хорошо сохранившихся римских театров в мире. В этом театре изумительная акустика, он также располагает трёхэтажной авансценой, и тридцатью пятью рядами сидений.

8. Театр в Дельфах (Theater at Delphi)


23

Как многие из нас знают, Дельфы был одним из самых важных мест в древнегреческой религии, пристанищем святилищ и оракула Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах был построен в восьмом веке до нашей эры, и это место также играет важную роль в Пифийских играх (Pythian Games). На сегодняшний день важными архитектурными объектами Дельфов являются храм Аполлона, сокровищница афинян (Treasury of the Athenians), стадион, и, конечно же, театр.

Древний театр в Дельфах был построен на холме, открывая зрителям вид на всё святилище и окружающий его захватывающий пейзаж. Он был изначально построен в четвертом веке до нашей эры, и вмещал пять тысяч зрителей. Несмотря на то, что он был выкопан и отреставрирован, театр находится в плохом состоянии; помещение для зрителей ослабло, блоки известняка потрескались и частично осыпались, а многие из его архитектурных особенностей остаются разбросанными по всей области.

7. Римский театр в Аммане (Roman Theater of Amman)24


На сегодняшний день, наиболее впечатляющим памятником Иордании, наверное, является театр, который был построен во времена правления Антонина Пия (Antoninus Pius), и мог вмещать шесть тысяч человек. Театр и Одеон расположены по бокам форума, окружённого колоннами, лишь небольшая часть которого сохранилась до наших дней. Они изначально располагались возле ручья и главной дороги, Декуманус Максимус (Decumanus Maximus); в настоящее время ручей закован в подземную дренажную трубу, а дорогу уже давно переделали. Трёхарочные ворота, которые когда-то стояли к северу от форума также исчезли. Они служили входом на процессиональную лестницу, которая вела до цитадели, и упоминалась путешественниками вплоть до конца 1900-х годов.

В 1948 году театр предоставил временное убежище для тысяч палестинских беженцев, которые покинули свои дома в Израиле. В течение двух недель, население Аммана выросло почти в два раза.

6. Греческий театр в Таормине (Greek Theater of Taormina)25

Таормина была греческой колонией, расположенной на восточном побережье острова Сицилия. Театр был построен там греками во втором веке до нашей эры. Оттуда открывается фантастический вид на все красивые места в окрестностях: Этну (Etna), залив Наксос (Bay of Naxos), Кастельмолу (Castelmola), и кристально чистое Средиземное море.

Театр был отремонтирован и расширен римлянами, и сегодня он является одним из крупнейших древних театров в Сицилии, уступая только одному театру, находящемуся в Сиракузах (Syracuse). Этот великолепный памятник древности в настоящее время является местом проведения «Таормина Арте», художественного фестиваля международного кинематографа, театра и танцев.

5. Театр в Мериде (Theater of Merida)


26

В Мериде есть немало примечательных зданий, но театр, построенный при поддержке консула Марка Агриппы (Marcus Agrippa), несомненно, является самым значительным в городе, и, возможно, даже на всём Пиренейском полуострове.

Это отличный пример классического дизайна римского театра. В нём есть три горизонтальные площадки для размещения зрителей, которые соответствуют их социальному классу. По подсчётам, театр мог вместить около пяти с половиной тысяч зрителей.

В последующие века, театр претерпел несколько реставраций, в ходе которых были введены новые архитектурные элементы и украшения. Строение было вновь реставрировано в 1970-х, и осталось в своём текущем состоянии до сих пор. Благодаря ежегодному празднованию фестиваля классического театра, он по-прежнему служит местом проведения представлений.

4. Театр Диониса (Theater of Dionysus)27

Считается, что театр Диониса, который фактически находится в тени Акрополя (Acropolis), является самым древним театром в мире.


В классическую эпоху, здесь проходили представления афинских драм в дни празднования Великой Диониссии (Great Dionyssia), одного из главных религиозных праздников города.

Считается, что театр был построен потомками тирана Писистрата (Peisistratos). Он перенёс множество последующих изменений и расширений, а это означает, что его архитектурная эволюция остаётся загадкой. Руины, сохранившиеся до сегодняшнего дня, указывают на архитектуру позднего римского периода построения театров, и только несколько рядов скамей указывают на классический греческий период.

В настоящее время прилагаются усилия для восстановления древнего театра с использованием фрагментов оригинального коринфского камня, который был разбросан по всей местности.

3. Римский театр в Араузионе (Roman Theater of Orange)28

Изначально построенный при императоре Августе в первом веке нашей эры, в 391 году нашей эры римский театр в Араузионе был закрыт официальным указом, из-за оппозиции христианской Церкви к тому, что в нём демонстрировались нецивилизованные спектакли.
Древний театр был восстановлен в девятнадцатом веке, и сегодня в нём проводится оперный фестиваль «Хорегии Оранжа» (Chorégies d’Orange), летний фестиваль оперы. Бесплатный аудиогид предоставляет посетителям интересную информацию о шоу и общественной жизни в провансальском городе во времена Римской империи.

2. Театр в Эпидавре (Theater of Epidaurus)


29

Театр в Эпидавре, несомненно, является самым известным и самым хорошо сохранившимся античным театром в мире, многие люди посчитали бы, что он должен занимать первое место в этом списке.

Он функционировал в качестве религиозного и политического центра в Эпидавре, городе-государстве второстепенного значения, которое жило в тени более мощных городов, таких как Коринф, Спарта и Афины. Раскопки, которые начались в 1880 году, и были завершены наряду с реставрацией, в ХХ веке, открыли миру самый совершенный образец древнегреческого театра.

В театре есть пятьдесят пять рядов сидений, которые делятся на двенадцать уровней, расположенных в нижней части и двадцать два в верхней, обеспечивая театру вместимость на более чем двадцать тысяч зрителей. Легендарная акустика театра уже давно стала источником академических и любительских спекуляции, а некоторые теории предполагают, что или преобладающие ветры переносили звуки либо маски усиливали голоса, в то время как другие говорят, что секрет заключается в конструкции сидений. Ни одна теория не была полностью доказана, даже после десятилетий исследований.

1. Одеон Герода Аттического (Odeon of Herodes Atticus)30

Если бы этот список был основан только на культурном и историческом значении театров, то театр в Эпидавре, несомненно, получил бы первое место, но так как мы также учитываем уникальную историю и расположение театров, Одеон Ирода Аттика вырывается вперёд.

Вырезанный в южном склоне афинского Акрополя (Athenian Acropolis), Одеон был построен в 161 году нашей эры Геродом Аттиком в память о своей жене, так что это в первую очередь мемориал, который также использовался в качестве театра. Вполне возможно, что Герод был самым богатым афинянином в то время. Несмотря на то, что по крови он был греком, Герод являлся почётным и привилегированным римским гражданином.

Его огромное богатство и образование (он был философом, софистом и ритором) сделало его очень популярным, даже среди королевских семей Рима. Считается, что он также был учителем двух римских императоров: Луция Вера (Lucius Verus) и Марка Аврелия (Marcus Aurelius). Он вёл сугубо римский образ жизни, и женился на молодой и очень красивой римской женщине по имени Ригилла (Rigillia), которая, к сожалению, умерла, когда была ещё довольно молодой.

Тоска Герода Аттика была настолько невыносимой, что он выкрасил все стены и занавесы своего дома в чёрный цвет и отказывался выходить из него в течение целого года. Когда он, наконец, оправился от депрессии, он сделал различные посвящения в память о своей жене. Одним из этих посвящений был памятник, установленный прямо под Парфеноном (Parthenon), который он сначала назвал «Одеон Ригиллы» в честь своей жены, но который он позже довольно эгоистично переименовал в «Одеон Герода Аттического».

 

Источник: kykyryzo.ru

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (67,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА

Слайд 2 Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога.

Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богом поэзии и театра.

Слайд 3 Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни).

Слайд 4 На этих празднествах выступали и ряженые. Участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.

Слайд 5 “Трагедия, по свидетельству Аристотеля, ведет свое начало от запевал диферамба, а комедия от запевал фаллических песен.” Эти запевалы, отвечая на вопросы хора, могли рассказать о каких-либо событиях из жизни бога и побуждать хор к пению.

Слайд 6 К этому рассказу примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.

Слайд 7 Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. В ходе развития греческой трагедии круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности – Эдипа, Агамемнона, Геракла и Фесея и других.

Слайд 8 Таким образом греческая драматургия заимствовала свои сюжеты из мифологии.

Это объясняется характером греческой мифологии – ее глубокой художественной выразительности. Мифология греков выросла из стремления объяснить окружающий мир и была тесно связана с религией.

Слайд 9 Греческая трагедия целиком основывается на мифологии. Но сквозь мифологическую оболочку драматург отражал в трагедии современную ему общественную жизнь, высказывал свои политические, философские и этические воззрения. Использование мифологии делало трагедию необычайно доходчивой. В каждой пьесе зритель встречал уже знакомые ему лица и события и мог свободнее следить за тем, как эти мифы перерабатывала творческая фантазия драматурга.

Слайд 10 Трагедия уже во второй половине VI в до н. э. достигла значительного развития, использовав богатое наследие эпоса и лирики. Усилению действенной стороны трагедии очень способствовало нововведение трагик Феспида. Он выделил из хора особого исполнителя – актера.

Слайд 11 Феспид был первым афинским трагическим поэтом. Первая постановка его трагедии состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий.

Этот год по традиции принято считать годом рождения мирового театра

Слайд 12 Ранние греческие трагедии напоминали скорее всего лирические кантаты и почти сплошь состояли из песен хора и актера.

Слайд 13 В содержании комедии, так же как и в трагедии, с первых же дней ее существования к религиозным мотивам примешивались житейские, которые в дальнейшем занимали все больше и больше места и в конце концов стали преобладающие или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису.

Слайд 14 Участники комоса стали разыгрывать и маленькие комические сценки: похищение ворами съестных припасов и вина и другие сценки. К шуткам, песням и небольшим сценкам уже в то время примешивались элементы социальной сатиры.

Слайд 15 Возникшая из аттического комоса древняя аттическая комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, войны, мира и т.д. Такая комедия существовала в условиях афинской рабовладельческой демократии.

Слайд 16 Своего высшего выражения театральное искусство Vв. до н.э. достигло в творчестве трех великих трагиков – Эсхил, Софокол, Еврепида – и комедиографа Аристофана.

Слайд 17 ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Драмы ставили на трех праздниках в честь Диониса: Малых или Сельских Дионисиях (в декабре – в январе); Ленеях (в январе – феврале); Великих или Городских Дионисиях (в марте – апреле).

Слайд 18 Драматические представления проходили как состязания драматургов. В них участвовали три трагических и комических поэта. Каждый из трагиков должен представить по четыре пьесы: три трагедии и одну сатириковую драму.

Слайд 19 Три трагедии, связанные единством сюжета, составляли трилогию, после нее и ставили сатириковую драму. Трилогия и сатировская драма составляли тетралогию.

Слайд 20 Драматурги получали хор от архонта, но все издержки, связанные с обучением хора, брали на себя богатые сограждане (хорег). Хорег должен был организовать хор на свои деньги, изготовить для него костюмы.

Слайд 21 Исполнение обязанности хорега и участие в трагическом хоре было делом весьма почитаемым. Считалось, что хореги, актеры и члены хора находятся под особым покровительством божества. Все они на время подготовки к драматургическим состязаниям освобождались даже от военной службы.

Слайд 22 Судили на состязании особенные выборные лица. Для победивших драматургов были установлены три награды. Драматург, занявший на состязании третье место, считался потерпевшим поражение. Помимо гонорара, драматург получал от государства в качестве награды венок из плюща. На долю хорегов, которые подготовили хор для победивших драматургов выпадала большая честь. Такой хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы. На этом памятнике писали время представления, имя победившего драматурга, название его пьесы, а также имя хорега.

Слайд 23 АКТЕРЫ И МАСКИ

В греческой драме число актеров не превышало трех человек, то одному и тому же актеру в течении пьесы приходилось играть несколько ролей. Если в пьесах присутствовали немые роли, их играли статисты.

Слайд 24 Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Трагические и комедийные актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством, так как в наиболее патетических местах драмы актеры исполняли арии.

Слайд 25 Актеры носили маски, так что мимика из игры была исключена. Тем больше должны были греческие актеры работать над искусством движения и жеста.

Слайд 26 Маски проникли в греческий театр вследствие исконной связи последнего с культом Диониса. Жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске.

Однако в театре классического периода маски уже не имели культового значения. Зато она отвечала задачам греческого театра создавать крупные обобщенные образы.

Слайд 27 Исполнение женских ролей мужчинами вызывало необходимость использование маски. Употребление маски обусловливалось также размерами греческого театра. Без маски лица актеров были бы плохо видны зрителям последних рядов.

Слайд 28 Маски делались из дерева или полотна, в последнем случае полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось. Маски закрывали не только лицо, но всю голову

Слайд 29 Кроме вымышленных персонажей, поэты древней комедии выводили на сцену и своих современников. Маска в таких случаях была обычно шаржированным портретом.

Слайд 30 Костюм трагических актеров был некоторым видоизменением пышной одежды, которую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных церемоний.

Слайд 31 Цвет на одежде имел тоже определенное значение: роли счастливцев исполнялись в одеяниях с желтой или красной полосой, а синие или зеленые полосы отмечали неудачников.

Слайд 32 Обувь трагического актера называлась котурнами. Сценические котурны имели толстые, состоящие из нескольких слоев подошвы, благодаря чему увеличивался, рос актера.

Слайд 33 До наших дней дошло много статуэток, изображающих актеров древнегреческой комедии. У маски вытаращенные глаза, безобразный нос, широко открытый рот, живот и зад увеличены с помощью подложенных подушек.

Слайд 34 ХОР И ЗРИТЕЛИ

Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем состав его был увеличен до 15. В комедии хор всегда состоял из 24 человек. Участники хора назывались хоревтами, предводитель хора – корифеем.

Слайд 35 Трагедия развивалась на основе трагического хора, из которого впоследствии был выделен один актер. С появлением второго и третьего актера роль хора ослабевает, драматический конфликт может происходить теперь между героями и без участия хора. Но хор не исчезает. Он существует как непременный компонент у всех трагических поэтов классического периода, хотя несет не всегда одинаковую драматическую нагрузку.

Слайд 36 Театральные представления происходили в дни всенародных праздников Диониса. Все дела в это время приостанавливались. Суды закрывались, должники освобождались от уплаты долгов на в течении всех дней праздника. Даже заключенных выпускали из тюрем, чтобы они могли принять участие в общем празднике. Наряду с мужчинами в театре бывали женщины, дети и даже слуги, домашние рабы.

Слайд 37 В театре были строго определены места для разных групп зрителей. Первый отводили государственным лицам, жрецам и полководцам. Им, восседающим в креслах, билеты были не нужны. За креслами, отделенными проходом, начинались скамьи-ступени для богатой публики. Каждый сектор был помечен одной буквой, начиная с А.

Слайд 38 Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли до самого вечера. Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в праздничные одежды, головы украшали венками. На Великих Дионисиях происходило громадное стечение горожан, к которым присоединялись еще и жители других городов-государств, приезжавшие со всей Греции.

Слайд 39 ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ДРАМАТУРГИ.

Эсхил, автор героико-патриотических, поднимающих большие исторические и религиозно- философские темы произведений. Он ввёл 2-го актёра , открыв этим возможность более глубокой разработки трагического конфликта и усиления действенной стороны театра, представления.

Слайд 40 В трагедиях Софокла основное внимание уделено человеку, со всем миром его душевных переживаний, мыслей, страстей, чувств. В трагедиях Софокла выразились гражданские и нравственные идеалы антично рабовладельческой демократии эпохи расцвета.

Слайд 41 В творчестве Еврипида нашёл отражение рост общественности противоречий периода Пелопоннесской войны и начинающегося кризиса античного полиса. В его трагедиях звучание героической темы снижается, но при этом ещё более усиливается внимание к внутреннему миру человека и явлениям окружающей жизни.

Слайд 42 Древняя античная комедия, политическая по своему содержанию, достигла художественного расцвета в творчестве Аристофана. Выступив в пору интенсивного нарастания общественных противоречий внутри афинского общества страстным защитником старинной афинской демократии и выразителем дум и чаяний античного крестьянства, Аристофан использовал театр как арену борьбы за свои идеалы.

Слайд 43 АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА

Древнегреческий театр сооружался на открытом воздухе и состоял из 3-х основных частей: орхестры, тэатрона и сцены.

Слайд 44 Древнейшей из этих частей является орхестра — круглая площадка, на которой выступали хор и актёры. Вначале зрители свободно размещались вокруг орхестры. Позднее появились особые места для публики, расположенные на склонах прилегающих холмов и гор.

Слайд 45 Античный театр вмещал огромное количество зрителей (Афинский театр, например до 17 тыс. чел.). Сцена, первоначально предназначавшаяся только для переодевания и выходов актёров, находилась вне круга орхестры, позже уже на касательной к его окружности.

Слайд 46 Между сценой и местами для зрителей, занимавшими несколько более половины круга, находились проходы – пароды, через которые вступали на орхестру хор и актёры, по ходу пьесы прибывавшие из города, гавани или из чужой страны.

Слайд 47 Никакой высокой или низкой сценической площадки в это время не существовало. Планировка греческого театра была рассчитана на хорошую слышимость. Кроме того, для усиления звука в некоторых театрах применялись резонирующие сосуды, помещавшиеся среди зрительных мест. Если, стоя в центре орхестры, бросить на камень пола монетку или разорвать клочок бумаги, то звон упавшей монеты, шорох разрываемого листа будут слышны в самом в верхнем ряду.

Слайд 48 ТЕАТР ДИОНИСА В АФИНАХ

Древнейшим из известных театральных зданий является театр Диониса в

Афинах, расположенный в священной ограде Диониса на юго-восточном склоне

Акрополя в последующие эпохи несколько раз перестраивавшийся.

Слайд 49 ТЕАТР В МЕГАЛОПОЛЕ

Театр был сооружен перед Терсилионом — помещением для собраний 10 тыс. аркадян.

Великолепное здание Терсилиона было построено в сер. 4 в. до н. э., тогда же был построен и театр.

Слайд 50 ТЕАТР В ЭПИДАВРЕ

Театр был построен середине 4 в. до н.э. архитектором Поликлетом Младшим. Этот театр, по свидетельству греческого историка и географа 2 в. н.э.Павсания, уже в древности считался самым знаменитым из всех греческих и римских театров по изяществу своей архитектурной формы.

Слайд 51 ТЕАТР ЛИКУРГА

Построен в эллинистическую эпоху в Афинах, получивший по образцу древних театров этой эпохи высокую сцену, поддерживавшуюся впереди колоннами проскения (фундамент которого еще до сих пор можно различить).

Слайд 52 КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Изобретатель греческий ученый Герон создал первый кукольный театр. Передвигался этот театр на скрытых от зрителей колесах и представлял собой небольшое архитектурное сооружение – четыре колоны с общим цоколем и архитравом. Куклы на его сцене, приводимые в движение сложной системой шнуров и зубчатых передач, тоже скрытых от глаз публики, воспроизводили церемонию празднества в честь Диониса.

Слайд 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Древнегреческая драматургия оказала огромное влияние на развитие мирового театра. Особенно в древнегреческой драматургии привлекает постановка больших общественно- политических и философских вопросов, насыщенность произведений античного театра идеями патриотизма, внимание к человеку со всем богатством его духовной жизни, глубокая обрисовка героических характеров, воспитывающая сознание зрителей.

27.03.2013

Источник: urok.1sept.ru

Основные моменты

Театр посвящен древнегреческому богу Дионису, покровителю виноделия и веселья, в честь которого и устраивались дионисии. Дело в том, что культ того или иного бога в Древней Греции предполагал проведение торжественных шествий и жертвоприношений перед главным храмом божества и праздничных мероприятий – спортивных состязаний и зарисовок на темы из жизни богов и героев. Эти представления и положили начало театральным постановкам, которые постепенно приобретали популярность и становились самостоятельным видом искусства.

В театре Диониса были впервые показаны первые трагедии и комедии, а также положено начало традиции театрального грима, костюмов и масок. К слову, и мужские и женские роли в театре исполнялись всегда мужчинами, а для того, чтобы их было хорошо видно с последних рядов амфитеатра, они надевали котурны – специальные сандалии на высокой платформе.

В период Дионисий (театральных представлений) жители Афин не работали, они собирались в театре посмотреть на зрелище. Кстати, если публике не нравилась пьеса или представление, она могла засвистать актёров и потребовать другую постановку. Демократия, одним словом!

История

Древнегреческий театр Диониса был сооружен в 4-м веке до нашей эры на месте храмов, посвященных богу виноделия Дионису, откуда и походит название театра.

Спектакли в театре Диониса давались дважды в год, на праздниках в честь Диониса: Малых (или Сельских) Дионисиях (в декабре – январе) и Великих (или городских) Дионисиях (в марте – апреле). Спектакли носили характер состязания. Сначала состязались драматурги и хореги, а со второй половины V века до нашей эры состязались и актёры, исполнявшие первые роли (протагонистов). Также, состязались и авторы комедий, которые ставили по одной пьесе.

Подготовка к драматическим состязаниям была очень длительной и возлагалась на членов коллегии архонтов. Спустя месяц, после окончания Великих Дионисий, выбиралось 10 хорегов, по одному от каждой филы, для дифирамбических состязаний. А в июле, после ежегодных перевыборов коллегии архонтов, архонт-эпоним назначал трёх хорегов для трагедий и трёх для комедий. Хорегами могли быть только очень состоятельные люди, так как все расходы по постановке спектаклей производились за их счет. Но зато щедрость хорега отмечалась в народных почетных постановлениях.

С момента назначения для хорега наступало очень хлопотное время. Ему нужно было составить будущий хор — выбрать 14- 15 человек для трагедий, и 24- 25 человек для комедий. Всем хористам необходимо было изготовить костюмы — иногда очень дорогие, вышитые золотом, а также, венки, маски и другие украшения. Кроме того, требовались ещё и статисты, чтобы сделать представление более пышным и блестящим. Их, также, должен был оплачивать хорег. Помимо этого, хореги переманивали друг у друга певцов- профессионалов, уже существовавших в Афинах, повышая их ставки. Всё это стоило немалых денег.

Всю цензуру и предварительную критику в Афинах осуществлял архонт. Поэты вручали ему свои произведения и просили дать им хор. Он выбирал те, которые казались ему более достойными, и вносил имена авторов в списки агона. Никаких ограничений для поэта не существовало. Он мог быть кем — угодно, математиком, философом, даже мог быть и незрелым юношей.

В то время здесь были впервые представлены труды четырёх великих греческих представителей драматургии — Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Популярность Софокла была так велика, что, когда он умер во время Пелопоннесской войны, вождь лакедемонян позволил жителям осаждённых Афин похоронить поэта с приличествующими ему почестями. Помимо этих главных представителей драматургии авторов было ещё очень много.

С раннего утра тысячи зрителей собирались в театр. Даже бедные приходили посмотреть на спектакли. Государство выдавало беднякам специальную субсидию — феорикон, которая давала возможность каждому заплатить за своё место. Веселые, нарядные, с венками на головах, афиняне окружали плотной шумной толпой вход в театр. У каждого в руке была свинцовая марка с обозначением сектора филы. С каждым годом, по мере популярности театральных зрелищ, борьба за места становилась всё ожесточённее и нередко переходила в драку. Поэтому, места занимались с ночи, и афиняне жаловались на то, что чужие оттесняют граждан. Марки распространялись и за пределами Афин, но каждый гражданин имел право потребовать для себя место.

Театральная постановка в Древней Греции существенно отличалась от современного спектакля: в действии участвовало всего несколько актёров (а на первых порах – и вовсе один человек), лица актеров закрывались масками, соответствующими тому или иному персонажу, и весь набор выразительных средств сокращался до голоса и пластики. К тому же, в античном театре каждая пьеса ставилась на сцене – за редким исключением – только один раз.

Не было публики, которая бы так понимала представление и сочувствовала ему, как афинская, не было зрителя более благодарного для хорошего спектакля, но и более страшного для плохого. Самые неясные намёки на современность немедленно понимались афинянами, которые замечали малейшую ошибку актера. Если зрители были недовольны, они свистели, щёлкали языками и стучали сандалиями. Если же зрителям нравилась постановка они бурно аплодировали и свистели.

Три дня подряд афинские зрители проводили в театре Диониса. Каждый день они видели несколько разных пьес. Все три дня они бурно реагировали на всё происходящее на сцене и запасались материалом для обсуждений, которого хватало до следующего праздника Дионисий. А вечером последнего дня судьи конкурса торжественно произносили свой приговор. Затем вторичными выборами из среды судей определялось пять человек. Они выносили окончательное решение и объявляли имя победителя, которого архонт под гром приветствий увенчивал на сцене венком из плюща. Хорегическая победа — самое почётное отличие для афинского гражданина. Поэтому хореги стремились увековечить своё торжество. В случае победы было принято жертвовать Дионису бронзовый треножник, присуждённый государством, поместив его на вершине колонны или павильона. Все результаты конкурсов фиксировались в особенных надписях – дидаскалиях, хранившихся в государственном афинском архиве. После праздников, в театре Диониса воцарялась тишина. Афиняне возвращались к своим повседневным занятиям и развлечениям.

В 326-325 года до нашей эры театр был отреконструирован: ряды сидений и деревянную сцену заменили на мраморные. Каменные сидения разместили в 67 рядов. Теперь театр Диониса вмещал более 17 тысяч зрителей, что на то время составляло приблизительно половину афинских граждан. Именно эти исторические факты притягивают сюда туристов с детьми, ведь для последних намного интереснее будет изучение истории после того, как они увидят тот же театр Диониса воочию.

Из-за больших размеров театр был лишен кровельных перекрытий, поэтому актеры, хор и зрители располагались прямо под открытым небом, а действия на сцене происходило при естественном дневном освещении.

Первый ряд театра включал в себя 67 мраморных кресел для почетных зрителей. На каждом кресле были высечены должности и имена владельцев. Кресло и выступ во втором ряду – это ложа римского императора Адриана, страстного поклонника греческой культуры. Именно здесь также выступал и император Нерон.

Театр был перестроен в 1-м веке нашей эры в римскую эпоху, в том числе под гладиаторские и цирковые представления. С художественной точки зрения самое лучшее в развалинах театра Диониса – это скульптурный фриз периода правления императора Нерона с интересными сатирами. Возле театра сохранились также развалины и других исторических сооружений: камни Перикла Одеона, остатки двух храмов Диониса 6-го и 4-го веков до нашей эры.

Театр Диониса в наши дни

Сегодня вокруг театра ведутся археологические раскопки, которые ежегодно открывают новые детали древнегреческих сооружений – здесь можно увидеть превосходные византийские цистерны и маленькую выставочную область, на которой размещены фрагменты последних обнаруженных статуй и скульптур. Немного выше театра Диониса, Вы сможете увидеть вход в большую пещеру, которую обычно именуют Фрасилос.

Предположительно, данный скальный комплекс с двумя колоннами и мраморным фасадом, датируемый примерно 320 годом до нашей эры, был особенным помещением для греческого хора. Немного позже скальный комплекс был перестроен в часовню Девы Марии, однако, древняя статуя Диониса здесь простояла лишь до 19-го столетия, пока не была вывезена британским лордом Элгином.

Процесс реставрации театра Диониса должен закончиться в 2015 году. На финансирование реставрации некоммерческой организацией «Диазома» и греческими властями было выделено шесть миллионов евро. Этим проектом занимается архитектор Константинос Болетис. К каменным сидениями, которые сохранились, предполагается добавить еще несколько ярусов, при этом совмещая новый камень с древними обломками. Также планируется укрепить держащие стены театра и другие части сооружения.

Туристам

Посещая театр Диониса, обратите внимание на руины двух храмов Диониса VI и IV веков до н.э. и на камни Периклова Одеона — концертного зала, знаменитого своей удивительной акустикой.

Почитателям театральных представлений непременно стоит приехать сюда летом, когда проводится ежегодный Афинский фестиваль — один из самых популярных в Греции. Фестиваль проходит с середины июня по середину сентября в Афинах и Эпидавре, куда можно добраться на специальных автобусах. Под эгидой Афинского фестиваля проходят театральные, музыкальные, культурные мероприятия, открываются выставки и музеи.

Часы работы

Театр входит в архитектурную зону Акрополя. Летом ее можно посетить с 8:00 до 19:30. В понедельник – с 11:00 до 19:30. В зимнее – ежедневно с 8:00 до 15:30. Без выходных.

Как добраться

Театр Диониса находиться на Южном склоне Акрополя. Добраться до Акрополя можно на второй (красной) линии афинского метро. Станция «Акрополь».

Стоимость входа

Вход в Акрополь стоит 12 €.

Адрес

Theatre of Dionysus

Источник: wikiway.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.