Храм афины ники аптерос


Исторические памятные храмы, расположенные на Акрополе и дошедшие до сегодняшних дней, были созданы за несколько столетий до нашей эры. Греческие полисы, окончательно объединили усилия в сражении против персов, что помогло им одержать долгожданную победу. Во главе морского союза стояли Афины.

Представителями каждого города-государства было принято решение о необходимости выделения денежных средств из казны, учреждённой новым политическим образованием, на восстановительные мероприятия разрушенных храмов. Греки пришли к выводу, что выстроить их заново намного проще, чем попытаться воссоздать былое величие античных достопримечательностей.

Архитектурное описание храма

Храм Ники Аптерос на Акрополе считают самым странным сооружением всего храмового комплекса. Особенностью строения можно считать ворота, которые расположены не перед зданием, а за ним.

Храм Ники Аптерос выполнен в ионическом стиле, который в своё время считался достаточно модным. Воздушность храма подчёркивают стройные и неутяжеляющие колонны. На фризовых выступах можно обнаружить изображения некоторых эпизодов из продолжительного боевого противостояния эллинов и персов. Там же находились и изображения богов с Олимпа. В XIX веке во время раскопок учёные нашли несколько гранитных плит, изображающих богиню Нику.

Около 15 лет назад на Акрополе провели восстановление храма.


Значение храма Ники Аптерос в Древней Греции

Главное место в комплексе на горе Акрополь отводилось храму Девы Афины. Добраться до Парфенона, как нередко именуют это строение, представлялось возможным через Пропилеи.

Свободная пространная лестница, выполненная из дорогого мрамора, и колонны классического античного стиля завершали данную часть композиции.

При этом Храм Ники Аптерос шел вразрез с основным симметричным виденьем архитектурного проекта.

Довольно странным можно считать тот факт, что древнегреческие архитекторы, всегда соблюдавшие пропорции и равновесие, при создании храмового комплекса решили отойти от своих традиционных принципов.

Объяснение этому можно найти легко, учитывая, что предопределяющим фактором использования Акрополя было поклонение всевышним языческим богам. При разработке проекта строители ставили перед собой главную задачу – оставить целевое обрядовое предназначение.

Панафинейское торжество, проходящее ежегодно, было посвящено богине Афине. Святилище было конечным пунктом праздничного шествия, завершало которое запланированное жертвоприношение.

Строительство храма


В конце V столетия на этом месте были начаты строительные работы по возведению нового здания — храма Ники Бескрылой. Архитектору Калликрату поручили оформление проекта и разработку плана будущего здания. Зодчий был соратником специалиста Иктина, задействованного в процессе возведения Парфенона.

Через шесть лет был возведен храм Ники Аптерос. Однако название, определяющее данную достопримечательность древних эллинов, прикрепилось за зданием спустя несколько веков. Оно означает Ника Бескрылая.

Необычная история названия храма

Греческий географ Павсаний, который, по сути, стал автором названия храма, имеет единственный труд, описывающий Элладу с одноименным названием. Эта работа является настоящим путеводителем по древней античной земле и содержит личные впечатления и воспоминания географа.

Вероятнее всего, Павсаний, посещая Акрополь, по ошибке принял за статую Ники одну из трёх работ Фидия, расположенных в храмовом комплексе.

По традиции, богиню Афину изображали воинственной женщиной с такими обязательными атрибутами, как меч и шлем. Увидев простой женственный образ, Павсаний именно его принял за знаменитую богиню победы.

Он посчитал, что так и должна выглядеть Ника, желающая только мира, добра, уставшая от несправедливости и войн. Тем более у статуи не было крыльев, что также соответствовало названию бескрылой Ники Аптерос.


Он вообразил и рассказал красивейшую историю о том, что афиняне создали образ для того, чтобы победа никогда не покидала их. При этом, в древнегреческой мифологии она всегда имела крылья.

Нику изображали вместе с Зевсом или Афиной, и крылья за спиной были её обязательным незаменимым элементом.

Примером является Ника Самофракийская. Скульптура, имеющая всемирную славу, располагается в Лувре.

Отсюда следует, что созданное строение посвящали Афине-победительнице. К тому же, в свете последних событий и торжества над персами, это было весьма логично.

Афина обладала многими именами, как и все древнегреческие боги. Среди них Паллада, Промахос, Полиада и Парфенос.

Афину считали покровительницей брака, материнства, целительства, магии, ремёсел и многого другого. Будучи истинным воплощением мудрости и зрелости, главными символами, сопровождающими богиню, была змея и сова.

При этом, миссией Афины было покровительство военным сражениям и обязательному наступлению победы. Ника была спутницей богини, оповещающей других богов о наступлении победы.

Храм Ники Аптерос в наше время

Сегодня полюбоваться храмом Ники Аптерос можно практически из всех точек Афин. Вечером, когда загорается дополнительное освещение, кажется, будто таинственный Храм Ники Аптерос выглядел много столетий назад именно так и ничего не изменилось.


Материал подготовлен редакцией сайта yaturisto.ru

20.04.2016

Источник: yaturisto.ru

Происхождение названия

Своё общеупотребительное имя храм получил во II веке н. э. Древнегреческий писатель и географ Павсаний, посетивший Афины и рассказавший о них в своём фундаментальном труде «Описание Эллады», принял стоявшую в центральном помещении святилища статую Афины, представленной вразрез с традицией не в традиционном полном вооружении, за статую Ники. Ввело писателя в заблуждение и название храма – Афины-Ники, Победительницы.

Произошло это через 500 лет после постройки здания, и ошибка Павсания осталась неисправленной. Для объяснения нетрадиционного изображения Ники без крыльев Павсаний придумал легенду, что афиняне намеренно нарушили обычай. Время сооружения святилища – период высшего подъёма могущества Афин, которые никогда не оставляла Победа. Чтобы Ника и впредь не покидала город, её изобразили бескрылой.

Подтверждением того, что нынешнее название объясняется именно заблуждением, являются находки частей мраморной балюстрады храмовой площадки, на которых Ника изображена с крыльями.

История постройки

Храмовый ансамбль Акрополя возводился по единому плану, однако храм Ники Аптерос выпадает из общей схемы. Более того, он вообще находится за пределами крепости. Это заставило учёных предположить, что здание было возведено на месте более раннего святилища. Раскопки, при которых обнаружили остатки древних культовых сооружений, позволили восстановить историю храма.


В микенскую эпоху на юго-западном выступе скалы Акрополя было построено укрепление, позднее перестроенное в настоящий бастион – Пиргос. Отсюда можно было обстреливать единственный вход в цитадель. На территории укрепления установили алтарь Ники, вокруг которого позднее возвели святилище. Здесь афиняне развешивали свои военные трофеи и приносили благодарственные жертвы богам.

В VI в. до н. э., в эпоху династии Писистратидов, на месте древнего святилища был выстроен новый храм в честь Афины. Однако в 480 году до н. э. здание было полностью разрушено персами царя Ксеркса, которые заняли оставленные жителями Афины и сожгли все деревянные постройки Акрополя.

Храм афины ники аптерос

После изгнания захватчиков из Эллады и переноса военных действий на территорию Персии Афины вступают в период своего наивысшего расцвета. Это было время правления Перикла, которого многие историки считают величайшим политическим деятелем Древней Греции. Стоявшая во главе общеэллинского антиперсидского союза Афинская морская держава распоряжалась средствами членов союза. Большую часть этих денег Перикл тратил на укрепление афинского флота, однако огромные средства расходовались на возвеличивание Афин, прежде всего путём масштабного строительства.

Строительством храма Ники Аптерос велось под руководством Калликрата – одного из двух, наряду с Иктином, «архитектурных отцов» Парфенона. Проект здания был утверждён народным собранием Аттики в 449 г. до н. э., однако само строительство началось значительно позже. Достоверно известно лишь, что в 421 году до н. э. работы уже были закончены.


Архитектура храма

Храм Ники представляет собой амфипростиль – тип здания с двумя фасадами. Расположение здания выбрано очень удачно – один фасад обращен к входу в Акрополь, а второй – внутрь цитадели, к Парфенону. Каждый фасад украшен четырьмя колоннами ионического ордера. Всё здание стоит на трёхступенчатом основании, размеры верхней площадки которого – 8 х 5,4 м.

Хотя колоннада храма в целом выполнена в ионическом стиле, который считался женственным, Калликрат несколько изменил пропорции колонн, приблизив их к воинственному дорическому типу, напомнив тем самым о характере Афины-воительницы. Строгие черты дорического стиля позволили архитектору достигнуть примечательной гармонии с обрамлённым колоннами входом в Акрополь, Пропилеями, над которыми расположен храм Ники Аптерос.

На трёх сторонах фриза храма были расположены рельефные изображения сражений греков с персами, на четвёртой – собрание богов Олимпа, наблюдающее за битвой. В центре «олимпийской» части фриза — Афина и Зевс. Статуя Афины была установлена и в самом храме. Богиня была представлена достаточно необычно – с шлемом в одной руке и плодом граната – в другой.


Перед храмом со стороны Акрополя был установлен алтарь, который утверждался единым проектом со святилищем, а вся храмовая площадка была ограждена балюстрадой, состоявшей из мраморных плит с изображениями крылатой Ники.

Древние авторы с восторгом отзывались о храме Ники Аптерос, и в наше время он считается одним из красивейших произведений архитектуры классической эпохи.

Исторические судьбы святилища

При Перикле строили на века, и храм Ники Аптерос простоял практически без изменений более двух тысячелетий. Но в 1687 году турецкий гарнизон Афин был осаждён в акрополе венецианцами. Испытывая недостаток в боеприпасах, турки начали разбирать здания Акрополя, чтобы извлечь свинец, которыми скреплялись мраморные плиты. Сильно пострадал и храм Ники Аптерос. Позднее, в конце XVIII века, часть камней, из которых он был сложен, была использована турками для ремонта укреплений афинской цитадели.

После завоевания Грецией независимости началась работа по восстановлению архитектурного наследия Эллады. В 1835 году каменные блоки, из которых был построен храм, извлекли из земли, однако работы по воссозданию святилища велись без должной подготовки, да и квалификация исполнителей оставляла желать лучшего. Поэтому вновь отстроенный храм имел не слишком много общего с античным предшественником.

Сто лет спустя обнаружились значительные трещины в кладке Пиргоса, что грозило обрушением укрепления вместе с храмом.


ание святилища было разобрано, а фундамент бастиона тщательно укреплён. После этого храм вновь собрали с использованием фрагментов, найденных за прошедшее после первой реконструкции столетие. При реставрации архитекторы тщательно следили за соответствием друг другу стыков каменных блоков, чтобы максимально точно определить их взаимное расположение и приблизить внешний вид здания к первоначальному.

Именно во время этих работ были обнаружены остатки предшествовавших храму Ники Аптерос святилищ.

Последняя реставрация была произведена в 2000 году. На свои места были установлены многие фрагменты рельефного декора и недостающие элементы конструкции, обнаруженные при раскопках на Акрополе. И сейчас благодаря усилиям историков и реставраторов можно в полной мере оценить красоту замечательного памятника древнегреческой архитектуры – храма Ники Аптерос.

Источник: tepler.ru

Фото и описание

Древнегреческий Храм Ники Аптерос расположен на афинском Акрополе. Его ещё называют храмом Афины-Ники. В переводе с греческого "Ника" означает "победа", и Афина – богиня победы в войне и мудрости.

Храм является самым первым ионическим храмом в Акрополе и располагается на крутой возвышенности справа от Пропилей (центрального входа). Здесь местные жители поклонялись богине в надежде на положительный результат в длительной войне со спартанцами и их союзниками (Пелопонесская война).


В отличие от Акрополя, где в стены святилища можно было попасть только через Пропилеи, святилище Нике было открыто. Храм был построен между 427 и 424 годами до н.э. известным древнегреческим архитектором Калликратом на месте более древнего храма Афины, который был разрушен персами в 480 году до н.э. Сооружение представляет собой амфипростиль – тип древнегреческого храма, на переднем и заднем фасадах которого находится по четыре колонны в один ряд. Стилобат храма имеет три ступени. Фризы украшены скульптурными рельефами с изображением Афины, Зевса, Посейдона и сценами военных сражений. Уцелевшие фрагменты скульптурных фриз выставлены в Музее Акрополя и Британском музее, на храме же сегодня закреплены копии.

Как и большинство сооружений Акрополя, Храм Ники Аптерос построен из пентеликонского мрамора. Уже после окончания работ, приблизительно в 410 году до н.э., храм был окружен парапетом, чтобы обезопасить людей от падения с крутой скалы. С внешней стороны его украсили барельефами с изображением Ники.

Внутри храма находилась статуя богини Ники. В одной руке у статуи был шлем (символ войны), а в другой гранат (символ плодородия). Обычно греки изображали богиню крылатой, но у этой статуи крыльев не было. Это было сделано специально, чтобы победа не покидала город. Отсюда и происходит названия храма Ники Аптерос (бескрылая победа).

Храм Ники Аптерос, благодаря реставрации, достаточно хорошо сохранился до наших дней и является прекрасным памятником классического древнегреческого искусства.

Источник: www.votpusk.ru

История храма Ники Аптерос


Культ Ники Аптерос (бескрылой победы) появился в Афинах в VI веке до н.э. В середине того века, возможно, при Писистрате, на бастионе был построен первый деревянный храм в её честь. В 480 году до н.э. при вторжении персидских войск храм был разрушен, хотя алтарь, на котором, как считается, стояла статуя богини, сохранился. При Кимоне около 468 года циклопической (крупноблочной) кладкой был построен другой маленький храм с внешним алтарём. Основания этих строений, их алтари и статуя богини, избежавшая уничтожения в 480 году благодаря тому, что её увезли в Саламин, сохранились внутри башни и были открыты во время реставрации начала 2000-х годов.
 

Храм Ники
Реконструкция переднего фасада храма

 
В 449 году до н.э. появился проект нового храма Афины Ники, однако из-за недостатка финансирования строительство шло медленно и было завершено лишь около 420 года до н.э. во время Никиева мира (мирный период после Пелопоннесской войны). Храм из пентелийского мрамора был поставлен на месте старого святилища, при этом вокруг микенского бастиона были построены новые стены из известнякового туфа, благодаря чему площадь его вершины расширилась и он принял более правильную форму. Хотя даты и этапы строительства остаются спорными, культ Афины Ники процветал в 424/3 году до н.э., о чём можно судить, в том числе, по указу, касающемуся зарплаты жрицы этой богини.
 
Акрополь храм Ники Бескрылой
 
Кроме поклонения Нике Аптерос здесь практиковали и более древние культы: на западной стороне бастиона стояло микенское святилище, а на восточной стороне – доклассические святилища Граций и Гекаты Эпипиргидии («хранительницы башни»).
 
Акрополь храм Ники
 
В V веке храм Ники Аптерос был превращён в православную церковь. В период османского господства здесь хранили военное снаряжение. В 1686 году, во время осады венецианцами турецкого гарнизона, укрывшегося на Акрополе, храм был разобран и использован для строительства защитной стены перед пропилеей. В 1834 году, после обретения Грецией независимости, стена была снесена, а из её материалов в 1836 году восстановлен храм Афины Ники. В 1998 году фриз (архитектурный пояс) был перенесён в Акропольский музей, а на его место установлена копия из искусственного камня. С октября 2000 по 2001 год храм был разобран для того, чтобы заменить разрушавшийся бетонный пол, убрать части, не относящиеся к этому храму и переставить блоки, чьё положение было определено неверно. После этого храм собирали с 2004 по лето 2010 года.
 
Акрополь храм Афины Победы и пропилеи
 
Первыми архитекторами, занимавшимися изучением и реставрацией храма Афины Ники в 1830-е, были Ганс-Христиан Ганзен и Густав Эдуард Шауберт.
 
Храм Ники, Temple of Athena Nike

 

Архитектура и статуи храма Афины Ники

План храма Ники на Акрополе
План храма

Храм Ники Аптерос это тетрастильное (с четырьмя колоннами) ионическое здание с монолитными колонными портиками на переднем и заднем фасадах, построенное, возможно, архитектором Калликратом (Καλλικράτης). Храм насчитывает 8,23 метра в длину, 5,64 метра в ширину и 7 метров в высоту (от стилобата до вершины фронтона), диаметр колонн составляет 1 метр. Таким образом, соотношение диаметра с высотой фасада равнялось 1:7, благодаря чему колонны казались тоньше, чем в обычных ионических храмах, где это соотношение обычно равнялось 1:9 или 1:10.

Статуя Афины Ники, державшей, согласно записям Валериоса Арпократия (Βαλέριος Ἁρποκρατίων, II в.), шлем и гранат – символ власти и плодородия – стояла в целле храма. Первоначально, как описал Павсаний, Ника была крылатой богиней, однако у афинской статуи крыльев не было, из-за чего афиняне прозвали её «бескрылой», сочинив историю о том, что это было сделано намеренно, чтобы богиня не могла улететь из их города.
 

Фриз храма Ники Аптерос, достопримечательность Афин
Западный фриз

 
Фризы (архитектурные пояса) антаблемента (балочного перекрытия) здания были декорированы со всех сторон скульптурными рельефами в идеализированном Классическом стиле V века до н.э. На северном и западном фризах была изображена битва между греками и персами, в которой участвовала кавалерия; на южном – уверенная победа афинян над персами во время битвы при Платеях; на восточном – собрание богов (Афины, Зевса и Посейдона), наблюдающих за этими сражениями. Создателем рельефов считается скульптор Агоракрит (Ἀγοράκριτος).
 

Храм богини Ники на Акрополе
Северный фриз

 
Практически ничего не сохранилось от фронтонов храма, на которых, как считается, должны были быть изображены: на западном – битва олимпийских богов с гигантами, а на восточном – битва афинян с амазонками. Алтарь стоял к востоку от храма.
 

Храм Афины Победы
Восточный фриз и фронтон

 
Около 409/10 года до н.э. вокруг храма по периметру бастиона был построен мраморный парапет для безопасности людей. Внешняя поверхность этого парапета была украшена прекрасными скульптурными рельефами метр в высоту, изображавшими крылатую Нику, празднующую победы и совершающую жертвоприношениями. Самым известным рельефом является Ника, поправляющая сандалию (сейчас он находится в Акропольском музее). Некоторые рельефы и части фризов находятся в Британском музее в Лондоне.
 

Карта храма Ники Аптерос, Акрополь
Положение храма Ники в Акрополе

 

Название на греческом:

Ναός Αθηνάς Νίκης
 

Название на английском:

Temple of Athena Nike
 

Понравилась статья? Кликните на +1 и сообщите об этом автору!


 

Источник: tuorism.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.