Характерные черты афин


Спартанское государство было расположено на юге Пелопоннеса. Спартой называлась столица этого государства, сама же страна получила название Лаконии.

Спарта является древнейшим государством архаичной Греции. В VII в. до н. э. спартанцы предприняли завоевание соседей области ― Мессении. В результате двух мессенских войн территория Мессении была присоединена к Спарте.

Жившее в плодородных долинах местное население было обращено в бесправных илотов.

Экономика Лаконии была очень неразвита и примитивна. Главным занятием здесь являлось земледелие. Ремесло было очень мало развито. Спартанское государство запрещало всякую внешнюю торговлю. Для оплаты продуктов или произведений ремесла требовалось большое количество денег. Деньги не только не носили в кошельке, как это делается теперь, а хранили в специальных кладовых.

Привилегированный класс (сословие) Спарты ― спартанцы составляли так называемую общину равных.

Спартанцы занимались военным делом. Для того чтобы воспитать сильных и крепких воинов, в Спарте существовала специальная система воспитания.


Каждого новорожденного несли в высшие учреждения Спарты ― Герусию, т. е совет старейшин. Если ребенок рождался слабым и болезненным, его сбрасывали со скалы. Здорового оставляли у матери до достижения им семи лет. Затем он шел в общественную школу, где проводил время до совершеннолетия, т. е. до 18 лет. Режим школы был очень суровым.

В школе мальчики занимались физическими упражнениями и военным делом. Цель воспитания была вырастить сильного, закаленного воина. Заниматься философией и красноречием не разрешалось. Приучались говорить как можно короче ― «лаконично» (от названия страны ― Лакония).

В Спарте, единственном городе Греции, обращалось большое внимание на воспитание женщины. Считали, что здоровые дети могут быть только у здоровой матери. Поэтому девочки не занимались домашним хозяйством. Это все делали илотки. Спартанки же с детства занимались гимнастикой и спортом, они умели читать, писать, считать, как и мальчики.

Вся деятельность спартанского государства была направлена на то, чтобы сохранить илотов в повиновении.

В спартанском государстве существовало народное собрание. Это собрание решало вопросы о войне и мире, но голосование там не проводилось. Все решалось криком.

В Спарте было два царя одновременно. Они имели жреческие функции и считались священными.

Наиболее сильным и фактически управляющим государством органом являлось собрание старейшин ― представителей самых влиятельных родов и семей Спарты.


Военное преимущество Спарты и возглавляемого ею Пелопоннесского союза не вызвало сомнений во всей Греции.

Спартанский строй был самым реакционным среди древнегреческих государств.

По сравнению с другими торгово-ремесленными полисами быстрое социально-экономическое и политическое развитие аттики во главе с наиболее прославленным в исторической традиции полисом — Афинами — наступило несколько позднее.

Согласно преданиям в древнейшие времена в Афинах правили басилеи, резиденция которых была на укрепленной скале ― акрополе.

Однако должность басилея не была упразднена в Афинах, но она постепенно потеряла свое политическое значение.

Главой афинского аристократического полиса в течение IX―VIII в. до н. э. становится новое дополнительное лицо ― архонит.

Народное собрание в Афинах, как и в других аристократических полисах, было несостоятельно.

В VII в. до н. э. в Афинах стали развиваться ремесла и торговля.

Обострившимися отношениями между аристократией и демосом решил воспользоваться, чтобы сделаться афинским тираном, популярный в Афинах победитель олимпийских игр Килон. Около 640 г. до н. э. на празднике в честь Зевса он захватил со своими приверженцами Акрополь.

В 621 г. до н. э. архонит-дисмофет Драконит обнародовал записанные им правовые нормы. Они вошли в историю под названием «драконтовых законов», сделавшимися эпитетом для чрезмерно жестоких законов вообще.


Для завоевания острова Саламин в 594 г. до н. э. был избран архонтом Солон.

Реформы Солона можно разделить на экономические и политические. Своими реформами он легализовал те естественно развившиеся социально-экономические и политические отношения, которым не давали хода евпатриды; стоявшие у власти до Солона.

Реформами Клисфена был завершен процесс оформления афинского демократического рабовладельческого полиса.

Источник: StudFiles.net

Общественное и государственное устройство Древних Афин

Общая характеристика Афинского государства

Афины являются наиболее ярким примером полиса классического периода греческой истории (500—338 гг. до н.э.):

  • в государстве утвердилась неразрывная связь между правом собственности на землю и политическими правами;
  • совпадали политическая и военная организации;
  • демократия имела форму непосредственного народовластия;
  • происходила замена родовой организации общины на территориально-имущественную.

Объединение всех жителей Аттики, довольно неблагоприятной для сельского хозяйства, в единый народ (синойкизм), создание государства-полиса, первое социальное деление граждан Афин на эвпатридов, геоморов и демиургов легенда связывает с именем мифического царя Тесея. Ряд государственных переворотов увенчались созданием в первой половине V в. до н.э. одной из наиболее совершенных и прогрессивных в античности рабовладельческих демократических республик и правовых систем. После победы над Персидской державой Ахеменидов Афины стали центром экономической, политической и культурной жизни всего греческого мира, возглавив Делосский союз полисов (200 городов).


Население в Афинах делилось на свободных и рабов. К первой категории относились эвпатриды (родовая земельная аристократия) и демос (геоморы — крестьяне и демиурги — ремесленники). Отдельно стояли довольно многочисленные, но неполноправные иностранцы (метеки).

Государственное управление было полностью сосредоточено в руках земельной аристократии. Первоначально отдельные аттические племена управлялись военными вождями (царями-басилевсами), а также четырьмя пританами (по одному от филы).

Основными властными институтами в архаическую эпоху были:

  • коллегия архонтов (вначале три человека, затем девять), возглавляемая архонтом-эпонимом (глава исполнительной власти); куда входили еще архонт-басилевс (верховный жрец), архонт-полемарх (главнокомандующий) и шесть архонтов-фесмофетов (подготовка дел для судов присяжных, жеребьевка судей, председательство в коллегиях, ежегодные доклады народному собранию о противоречиях и пробелах в действующих законах);
  • ареопаг (собрание аристократии);
  • народное собрание (экклесия).

Реформы Солона

Во второй половине VII в. до н.э. чрезвычайно обострились отношения между аристократией и демосом («Великая смута», Плутарх). Попытка афинского архонта Драконта найти компромисс закончилась довольно слабым результатом, поэтому архонт Солон в 594—593 гг. до н.э. пошел на радикальные изменения афинского общества.

1. Были ликвидированы долговые обязательства и долговое рабство (сейсахтейя) с аннулированием поземельных долгов, частичным переделом земельного фонда, отменой долговой кабалы, выкупом проданных в рабство граждан, установлением свободы завещания.

2. Была проведена цензовая реформа, т.е. разделение всех граждан вне зависимости от их происхождения на четыре разряда (по размеру годового дохода):

  • в первый разряд были включены граждане, чей годовой доход составлял 500 медимнов (от 41 до 52 л зерна, вина или масла; они имели право избрания на высшие государственные и командные должности стратега, архонта, казначея;
  • второй разряд (всадники), образовали граждане имеющие годовой доход 300 медимнов, они имели право избрания во все выборные должности в войске;
  • в третий разряд (зевгиты) вошло большинство населения, чей годовой доход был от 200 до 300 медимнов; они имели право на замещение низших городских должностей, фаланга гоплитов;
  • четвертый разряд (феты) составили те, кто имел доход не более 200 медимнов; они могли участвовать в экклесии и гелиэе, поступать в легковооруженную пехоту и в экипажи боевых кораблей.

3. Наряду с ареопагом был создан Совет четырехсот (булэ) из представителей четырех родовых фил.

4. Произошло возрождение значения народного собрания — экклесии.

5. Был создан суд присяжных (гелиэи) из 6000 человек (5000 — основной состав и 1000 — запасные).

Государственные и социальные реформы

Реформы Солона не смогли сгладить противоречия между отдельными социальными слоями, поэтому в последующем отдельными государственными деятелями были проведены некоторые серьезные реформы.

Пользуясь смутой, военноначальник Писистрат в 560 г. до н.э. захватил власть и установил в Афинах режим тирании, направленный против родовой аристократии. Так, он ликвидировал права отдельных родов на чеканку монеты, ввел государственную серебряную монету, конфискованные у аристократии земли отдал безземельным крестьянам, ввел 10-процентный налог с урожая и кредиты для малоимущих, а путем введения разъездных судов реформировал судебную систему.

В конце V в. до н.э. после восстания демоса его предводитель Клисфен своими реформами фактически окончательно уничтожил власть родовой знати. Вводилось территориальное разделение населения, т.е. вместо четырех родовых фил стало десять территориальных, каждая из которых была еще разделена на три тритии; филы делились на множество мелких территориальных округов (демов). Совет пятисот (булэ) стал избираться на территориальной основе. Кроме того, была создана коллегия из 10 стратегов (от каждой филы), ответственных перед Советом пятисот и гелиэей, для командования армией и флотом и выполнения иных государственных функций.


Эфиальт (462 г. до н.э.) оставил традиционному и некогда могущественному властному органу аристократии — ареопагу — только функции суда по уголовным делам.

Перикл (443—429 гг. до н.э. отменил имущественный ценз при избрании на большинство должностей и установил ранее неведомую афинянам оплату государственной службы. Вместо голосования на выборах он ввел жеребьевку, а экклесию превратил в основной законодательный орган, обладающий всей полнотой власти.

Государственный строй Афинской демократической республики

Основными органами власти в Афинском государстве V—IV вв. до н.э. были экклесия, булэ и коллегия десяти стратегов.

В работе экклесии (отчеты и избрание властей, обсуждение вопросов снабжения и обороны страны, рассмотрение заявлений о государственных преступлениях, проведение процедуры остракизма), собиравшейся 40 раз в год мог участвовать любой гражданин с 20 лет.

В Совете пятисот заседали лица с 30 лет. Булевты от каждой филы образовывали пританию (исполнение обязанностей председателя) и поочередно выполняли свои обязанности. 50 дежурных пританов организовывали народное собрание и выборы должностных лиц, осуществляли проверку прав на занесение в список граждан, прав на выборы в члены булэ и коллегию архонтов, прав на занятие магистратур, руководили строительством флота и т.д.


Коллегия десяти стратегов включала командующего гоплитами, стратега для охраны страны и ведения военных действий на территории Аттики, двух стратегов для Пирея, стратега, ведающий снаряжением и командованием флотом, и еще пять стратегов, которые занимались текущими делами и по очереди командовали войском в военных походах.

Из представителей фил избирались коллегии администрации: десять казначеев Афин; десять полетов, ведавших сдачей на откуп серебряных рудников и податей, а также продажей с торгов конфискованного имущества; десять логистов-контролеров, ведавших отчетами должностных лиц об израсходованных ими государственных финансах с вспомогательной коллегией из десяти синегоров; десять агораномов — рыночных надзирателей; десять астиномов, ведавших благоустройством Афин и Пирея; десять метрономов — надзирателей за мерами; коллегия одиннадцати надзирателей над тюрьмами, которые также приводили в исполнение смертные приговоры.

Кроме того, все еще действовали потерявшие свое ведущее значение ареопаг и коллегия архонтов.

Общая характеристика права Древних Афин

В древнейшие периоды греческой истории основным источником права был обычай (темис), но в период становления полисного строя доминирующее положение стало занимать писаное право.

В Афинах первые из известных таких законов (номов) были созданы архонтом Драконтом в 621 г. До нашего времени дошли упоминания о положениях, закрепляющие чрезвычайно жестокие наказания за убийства. С приходом к власти Солона они были отменены (494—493 гг. до н.э.). Впоследствии благодаря деятельности народных собраний Афинской республики широкое распространение получила практика законодательства.


В рамках тесного полисного сотрудничества четкого представления о праве собственности в Афинах не сложилось. Достаточно было самого факта владения имуществом. Однако значительная часть относилась к общественной (государственной) собственности — храмовые и крепостные постройки, общественные здания, верфи, военные корабли и др. Вместе с тем рудники, например, могли сдаваться в аренду частным лицам. Афинское государство выступало гарантом права собственности граждан: ежегодно при вступлении в должность нового архонта-эпонима подтверждалось право афинян на владение принадлежащим им имуществом.

Все вещи, составляющие собственность, подразделялись на две категории:

  • видимые (земля, постройки, корабли, скот, рабы и т.д.);
  • невидимые (драгоценности, деньги).

В зависимости от достатка взимались налоги и налагались особые государственные повинности (литургии), получившие широкое распространение в V в. до н.э. (содержание посольств, отправляемых на религиозные празднества; содержание хоров, участвующих в состязаниях; сооружение и содержание помещений для физических упражнений; организация соревнований по бегу; снаряжение военного корабля и др.). Для выполнения литургий афиняне нередко объединялись в специальные товарищества.


Существовало обязательственное право, причем обязательства подразделялись на два вида: вольные (из договора) и невольные (из деликта).

Договоры в зависимости от их важности заключались в устной или письменной форме. Использовались синграфы (расписки) и хирографы (записи в книгах). Афинское право знало следующие виды договоров: купли-продажи и найма (имущественного и личного).

Договор купли-продажи заключался в силу простого неформального соглашения сторон. Договор найма имел своим предметом как движимые, так и недвижимые вещи (скот, рабов, суда, землю, здания). Наемный труд играл незначительную роль в хозяйстве, так как в основном прибегали к труду рабов. Тем не менее договоры личного найма совершались как в сельском хозяйстве, так и для разного рода домашних и иного рода услуг в городе, а также на общественных работах. Был широко распространен договор займа (под проценты и беспроцентный). Кроме того, применялись и иные виды договоров: ссуды, подряда, хранения, поручения, комиссии, залога, товарищества (корабельные, торговые, религиозные).

Основным средствами обеспечения договоров до реформ Солона были личная ответственность должника (долговая кабала) либо заклад собственных детей. После стали шире применяться задаток, залог и поручительство третьих лиц.

В сфере брачно-семейных отношений Афинская республика опиралась на крепкую патриархальную семью. Брак считался религиозной обязанностью каждого гражданина. Но и безбрачие проступком не признавалось, оно рассматривалось лишь как несчастие и как нечестие, поскольку безбрачие неизбежно приводило к прекращению рода.

Брак был моногамным и фактически заключался в форме сделки купли-продажи, которую заключал глава семьи невесты с женихом. Религиозная брачная церемония заключалась в передаче невесты изпод власти семейных домашних богов под власть домашних богов жениха. Приданое не было обязательным. Расторжение брака было возможно по инициативе обеих сторон, но при этом муж имел право просто отослать жену обратно в отцовский дом без всяких юридических формальностей, жене же требовались веские основания и письменное прошение о разводе.

В наследственном праве были известны обе формы (по закону и по завещанию). По закону первоочередным правом обладали сыновья, которые получали равные доли. Дочери фактически были только хранительницами наследства, переходившего к внукам умершего. Наследниками второй очереди признавались боковые родственники: братья наследодателя и их дети, затем сестры, затем двоюродные братья и сестры, далее дети, наследование которых законодательно не регулировалось. Незаконнорожденные не имели права на наследство, приемные дети уравнивались в правах с родными. Усыновление допускалось в случае бездетности, а также при отсутствии сыновей.

Наследование по завещанию впервые было введено Солоном, но при наличии у завещателя сыновей оно признавалось незаконным.

Уголовно-правовые начала афинского общества не имели стройного законодательного воплощения. Преступления носили характер частного обвинения, а их составы фиксировались в большом количестве различных актов и различались по видам:

  • преступления против религии (неуважение официального культа и богов, осквернение священных рощ, храмов и т. п.);
  • государственные преступления (государственная измена, обман народа, внесение в экклесию или буле заведомо противозаконных предложений, дезертирство, неуплата воинского налога, уклонение от литургии, казнокрадство и др.);
  • преступления против семьи (прелюбодеяние, преступления против родителей, брак с чужеземцами и т.д.);
  • против личности (убийство, изнасилование, нанесение тяжких телесных повреждений и т.д.);
  • преступления против собственности (ограбление, кража и т.д.).

Самыми распространенными наказаниями были:

  • смертная казнь (четвертование, разрывание деревьями и животными, голодная смерть, закапывание в землю, отравление);
  • изгнание — вечное с конфискацией имущества и срочное на десять лет (остракизм);
  • лишение политических и гражданских прав — атимия (полная или частичная, временная, пожизненная или наследственная);
  • тюремное заключение (как мера предварительного содержания);
  • конфискация имущества;
  • штраф;
  • продажа в рабство (за незаконное присвоение афинского гражданства).

Состязательность судебного процесса обусловливала право каждого гражданина подать жалобу, а также собрать необходимый материал. Доказательства и показания запечатывались в глиняный сосуд и представлялись суду. Для составления судебных речей обращались к профессионалам (логографам), хотя это запрещалось. Регламентом выступающему служили водяные часы, но по особо важным делам временных ограничений не было, и суд вершился «без воды».

В зависимости от специфики дела предусматривались различные судебные инстанции и особенности судопроизводства.

Дела о религиозных преступлениях и умышленных убийствах рассматривались ареопагом: дела слушались по ночам, с жертвоприношениями и клятвами, стороны произносили речи, стоя на шатких камнях («камень непрощения»), решение выносилось на третий день, но до оглашения приговора подсудимый мог покинуть город.

Непредумышленные убийства, а также совершенные в целях самозащиты рассматривались коллегией эфетов. Преступления против собственности и общественного порядка находились в ведении коллегии одиннадцати. Имущественные споры подлежали рассмотрению коллегией диэтетов, более мелкие споры находились в компетенции других судебных инстанций, а также судов по филам и демам. Широкий спектр дел находился в ведении суда присяжных — гелиэи (5000 ежегодно избираемых гелиастов принимали решение голосом, а также белыми и черными камешками, а при обвинительном вердикте определяли конкретное наказание). Кроме того, в гелиэе рассматривались дела о законопроектах, противоречащих полисным интересам (огромный штраф). Гелиэя также выполняла функции высшего апелляционного суда.

Источник: be5.biz

 

Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза.

Источники права. Существовавшая в родоплеменной организации Аттики мононорма в процессе становления политической власти и затем государства начинает "расщепляться". С появлением новых социальных отношений и расширением сферы социального регулирования, необходимости его большей определенности и фиксированности основные элементы мононормы (обычаи, религиозные установления, нравственные предписания) приобретают все большую самостоятельность, хотя и остаются взаимосвязанными. Часть из них приспосабливается к складывающемуся менталитету политически, а затем государственно организованного общества, являет собой древнейшие источники права. Они получают новое истолкование (некоторые родоплеменные обычаи становятся территориальными правовыми обычаями, появляется правовая фиксированность и защищенность культа богов, из элементарной нравственной нормы "взял — отдай" возникает долговая кабала). Поначалу это соответствовало интересам прежде всего эвпатридов и закреплялось решениями ареопага и архонтов, а со временем — и большинства свободных, когда с конца VII в. до н.э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль.

Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона. Древнейшей систематизацией афинского права считаются законы Драконта, относящиеся к VII веку до н. э. Не исключено, что сам Драконт был мифической личностью. До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство (неумышленное каралось изгнанием), но и кража овощей, праздность. "Когда Драконта спросили, — пишет Плутарх, — почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего". Характерно, что такой пережиток родового строя, как кровная месть, был запрещен.

При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.).



С тех пор афинское право оставалось не систематизированным. Значительная часть его была, как и в прежние времена, неписаным обычаем.

В период расцвета демократии основным источником афинского права был закон. Его строгое соблюдение признавалось непременным элементом демократии.

В гражданской присяге молодого афинянина говорилось: "И я буду слушаться власти… и повиноваться установленным законам… и если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их один и вместе со всеми".

Активная законодательная деятельность в Афинах в V—IV вв. до н.э. привела к накоплению большого законодательного материала, порою противоречивого и в целом неупорядоченного. Производя суд, гелиэя могла создавать каждый раз новую норму, руководствуясь убеждением.

От законов отличались принятые народным собранием псефизмы — постановления, касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие и такие же общие правовые нормы, как и законы. Однако основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны в законодательстве с достаточной полнотой. Многие из них сохранили те или иные пережитки родового строя.

После того как Греция была завоевана Филиппом Македонским (отцом Александра), Афины и многие другие полисы потеряли свою независимость. Тем не менее каждый город имел собственное право, во многом отличавшееся от права других городов. Как бы ни рассматривались судебные споры, они должны были решаться на основе местного права.

Когда в результате объединения Греции под властью Македонской монархии аттический (афинский) язык стал господствующим, оттеснив другие диалекты, законы и указы стали писаться на этом языке и притом по одной и той же "общей форме".

Публиковались декреты на специальных стелах — вертикально поставленных каменных досках — или на табличках. Хранились они в здании городского управления. Можно было заметить, пишет историк эллинизма В. Тарн, что, чем декреты были незначительнее по своему содержанию, тем они были многословнее.

С этого же времени появляются в Греции настоящие, то есть профессиональные, юристы, поскольку требовалось знание права всех основных ее городов, а это было делом нелегким.

Известны они своей непомерной жестокостью; укравшие овощи и плоды несли то же наказание, что и отцеубийцы, — смертную казнь.

 

Право собственности.Имущественные правоотношения достигли в древних Афинах высокой степени развития. В афинском праве различалось владение — как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность — как владение с правом распоряжения. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли на военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и домов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на "видимое" (земля, дом, рабы и т.п.) и "невидимое", способное "ускользать" от налогообложения и конфискации (деньги, драгоценности.

Несмотря на окончательное утверждение со времен Солона частной собственности, она носила еще отпечатки прежних коллективистских представлений об общности имущества и считалась предоставленной государством. Поэтому архонты, вступая в должность, ежегодно объявляли о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества. Само название земельных участков происходило от слова "жребий" (клерос) — т.е. участок, полученный от общины в результате жеребьевки. Существенным обременением, лежащим на частной собственности, была обязанность состоятельных граждан устраивать за свой счет пышные празднества (литургии), для афинян. Размер расходов на литургию определялся богатством обязанного лица. Во время войны на богатых возлагалась и триерархия — обязанность снаряжать за свой счет военный корабль.

В остальном собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения движимым имуществом (скотом, рабами и прочим своим добром.) Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволяло накоплять большие состояния.

В IV веке до н. э. самым богатым человеком в Греции считали некоего Дифила. У него было 160 талантов. Средним состоянием было приблизительно 1/5-1/4 таланта.

Частная собственность, возведенная в ранг "священной и неприкосновенной", охраняется самыми суровыми мерами. Воровство наказывается, как правило, смертной казнью.

Термин "священный и неприкосновенный" возник в Древней Греции. Он был применен первоначально к тем городам и храмам, которые добились признания их земли и собственности неприкосновенными во время войны, свободными от ареста и пр.

Обязательства. Особую разработку получают обязательственные правоотношения, главным образом способы обеспечения займов: залоги (в том числе ипотека), задаток, поручительства третьих лиц и т. д.

Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда ("вольные" и "невольные" обязательства).

Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не требовавшее особых формальностей. Но наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В зависимости от характера договора соответствующий документ подписывался или обеими сторонами (договор купли-продажи), или одной обязанной стороной (договор займа).

Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и залогом (до реформ Солона договор займа обеспечивался и самозакладом должника). Если от исполнения договора отказывался покупатель, он терял свой задаток, продавец же был обязан вернуть двойную сумму задатка. При поручительстве материальные гарантии исполнения договора брали на себя третьи лица. Особое значение в истории Афин имел залог земли — ипотека. При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство.

Среди договоров важное место занимала купля-продажа, получившая большое распространение в связи с широким развитием торговли как в самой Греции, так и с соседними странами; заем, в том числе у ростовщиков под большие проценты (до 20%); имущественный наем движимости (в том числе и рабов) и недвижимости (особенно домов метеками, не имевшими или имевшими ограниченное право приобретать дома); личный найм и некоторые другие. Был известен и договор товарищества, по которому несколько лиц вносили средства в общее имущество для достижения каких-либо целей (торговые, религиозные и иные товарищества). Доходы и убытки товарищества распределялись между его участниками так, как это было обусловлено договором, или пропорционально сделанному взносу.

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу (повреждение или истребление имущества, причинение убытков и т.п.). Они влекли за собой возмещение ущерба, а вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере. Ответственность возникала и тогда, когда вред был результатом действий подвластных лиц — детей, рабов. Раб мог быть передан потерпевшему в компенсацию за причиненный ущерб. При причинении вреда личности (а в некоторых случаях и имуществу) возникала ответственность за преступление.

 

Брак и семья. Безбрачие в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи , невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многоженство не допускалось.

После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Положение ее в семье было приниженным. Развод для мужчины был свободен, для женщины весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона была практически неограниченной (он мог продать сына в рабство). Со временем она ослабла, но оставалась значительной. Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению.

 

Уголовное право и процесс. Уголовное право Афин по сравнению с гражданским правом было менее развито. Ранее всего это проявляется в пережиточном сохранении институтов и представлений доклассовой эпохи, особенно кровной мести.

Афинское право различало преступления, направленные против государства, и преступления против личных интересов. Однако граница между ними зачастую была условной. И в том и в другом случае обвинение возбуждалось или самим потерпевшим, или гражданами, считавшими себя заинтересованными в привлечении виновного к ответственности.

Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества. К серьезным преступлениям относились также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки. Эти деяния могли рассматриваться и как преступления против личности, и как преступления против государственных интересов. Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог), которые также могли рассматриваться как преступления против государственных интересов (кража в общественном месте) или против личных интересов.

Афинский гражданин Эвфилет (IV в. до н. э.) узнал от служанки о неверности своей жены. Застигнутый на месте преступления ее любовник Эратосфен бросился к семейному очагу, чтобы, ухватившись за него, быть (по обычаю) в безопасности, но Эвфилет сбил его с ног. В присутствии свидетелей Эратосфен был связан и сознался в вине. Он просил взять выкуп. Но разгневанный муж, уповая на закон, его оправдывающий, хладнокровно убил Эратосфена.

Речь Эвфилета в суде присяжных, написанная знаменитым оратором Лисием, поражает сознанием правоты поступка и его полной безнаказанности.

Дела о ранениях, увечьях, оскорблениях, кражах, а также все дела об убийствах и прелюбодеяниях могли быть предметом рассмотрения в суде не иначе как по заявлению заинтересованной стороны.

Оскорбление и даже убийство посла считались преступлениями против религии: личность посла находилась под защитой богов.

Среди государственных преступлений наиболее тяжкими считались: государственная измена, покушение на демократический строй правления и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертью.

Строго различались убийства умышленное, которое влекло за собой смертную казнь, и неосторожное, или случайное, наказанием за которые было изгнание из государства.

Крайне разнообразны применявшиеся судами наказания. Среди них четвертование, разрывание деревьями и животными, осуждение на голодную смерть. Самым гуманным было, по-видимому, отравление — способ, которым был казнен философ Сократ.

Древнегреческий драматург Эсхил перечисляет в трагедии "Эвмениды" наказания:

тут храм — не место лобное, где плетью бьют,

Выкалывают очи, рубят головы,

Камнями поражают, четвертуют, рвут,

Скопят, увечат, с долгим воем корчатся

Посаженные на кол…

 

Характер наказания зависел прежде всего от тяжести содеянного, а также таких характеристик участия в преступном деянии, как покушение, приготовление, подстрекательство, соучастие. Афинскому уголовному праву хорошо известно понятие смягчающих вину обстоятельств. Все это было показателем относительно высокой юридической культуры, немыслимой без тех успехов, которых достигли в Афинах философия, искусство, науки.

В известном деле Ореста, убившего из мести мать, хор, непременный участник древнегреческой трагедии, упрекает Аполлона в том, что это он подстрекал сына убить мать: "Единый ты преступник".

В наказании видели главным образом страдание, мучение. Страх перед мучением — главное, что должны внушать человеку закон и суд. В этом — путь к справедливости.

Эсхил в трагедии "Агамемнон" пишет: "Страданьем учит нас правды суд по-божьи жить".

Определение наказания зависело от тяжести преступления.

При преступлениях против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда и штрафе (обычно в двойном размере от ущерба), при преступлении против интересов государства — о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное убийство) грозила смертная казнь. Вора-рецидивиста обращали в рабство. Широко были распространены штрафы и конфискация имущества. Телесные наказания применялись только к рабам, ответственность которых за преступления была более суровой, чем у свободных. Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.

Тюремное заключение было только предварительным. Тюрьмами, как об этом пишет Плутарх, служили подземелья, куда не проникал ни свет, ни воздух, без окон и дверей.

Широко применялись бесчестящие наказания, лишение прав гражданства. В некоторых полисах, например Гортине (остров Крит), прелюбодея увенчивали венком из шерсти в знак его распущенности (намек на козлоногих сатиров). Он лишался, кроме того, имущества и гражданских прав.

Процесс. Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Обвинитель и обвиняемый могли давать показания, требовать допроса свидетелей, представлять вещественные доказательства. Показания запечатывались в специальный сосуд и в таком виде представлялись в суд.

Основным элементом судебного следствия были речи сторон. Стороны обычно требовали прочтения показаний, данных на предварительном следствии, или оглашения соответствующего закона. "Прочти показания такого-то", "Прочти закон", — говорили они секретарю суда.

Составить судебную речь было непросто. Адвокатуры в нашем понимании не было. Следовало даже скрывать помощь квалифицированного лица. Однако она была неизбежной.

Написанную кем-либо речь заучивали наизусть. Требовалось, чтобы она была лишена ненужных украшений, насыщена фактами, а главное — логическими заключениями.

Считалось признаком правоты и искренности закончить речь до истечения регламента, предоставив оставшееся время противнику.

Свои показания стороны давали под присягой. Судьи-присяжные выслушивали доводы сторон и свидетелей. Председательствующий делал заключение и напутствовал судей.

Присяжные могли принять любое решение. Так, в случае с Орестом они избирают оправдание, хотя самый факт преступления никем не отрицался.

Их убеждение, свободное от посторонних влияний, должно было основываться на "испытании улик", на доказательствах. При этом они могли входить в оценку качества самих показаний. Не исключено, что при неясности дела сомнение толковалось в пользу обвиняемого.

Об этом свидетельствует так называемая Гортинская правда (составлена на О.Крит в V в. до н.э.), сохранившая сведения о правовых институтах, присущих всему греческому миру той эпохи. Так, в случае спора о рабе предписывается судьям: "Если же один будет спорить, что это свободный, а другой, что это раб, тогда пусть будет преимущество за тем, кто будет утверждать, что это свободный".

Вначале решался вопрос о виновности лица ("виновен" -"невиновен"). Если вердикт присяжных был обвинительным, приступали к определению меры наказания. Голосование было тайным. При равном счете голос председательствующего давал перевес.

Особой торжественностью отличался процесс в ареопаге. Здесь все дышало стариной. Судили ночью, чтобы судьи не видели лиц (недаром богиню правосудия Фемиду изображали с завязанными глазами). Присягали на освященных внутренностях животных. Камень, на котором стоял обвинитель, назывался камнем непрощения, камень обвиняемого — камнем обиды.

Приговор постановлялся на третий день. До его обнародования обвиняемый мог избавить себя от наказания, добровольно покинув Афины.

 

Источник: studopedia.su


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.