Афина воительница


Афина воительница

Скифская Великая богиня мать — Апи представлена в своде микенской лексики в надписи: Мар-А-пи = ma-ra-pi = мать-Апи; Апи+яко+ройо = a-pi-ja- ko-ro-jo = «Апи-яко-Рея». Богиня Рея в греческой мифологии считается праматерью всех богов, и матерью верховного бога Зевса. Рея — верховная богиня древнегреческого пантеона (микен. О-ре-и = o-re-i = горы: orei -‘в горах’, (ср. о-re-a) = orehās; О-ре-та = o-re-ta = oreta; (греч. Ορος — ‘гора’).

В микенском языке слово: а-ро-а = a-ro-a; а-ро-е = а-ro-е; а-ро-йо = a-ro-jo: Арий, арья, арийский — arioa, -oes — превосходный, лучший, хороший; (греч. аристос — αριστος -‘превосходный, самый лучший’; айяфос — αγαθός -‘хороший’).

В микенском языке: Ма-те = ma-te : māter — ‘мать’. Мате-де = ma-te-de; Ма-те-ре = ma-te-re — матери. Матере–те-и-йя = matere teija = Ματήρ Θεία = ‘мать богов’; (греч. Матир — μάτηρ, μήτηρ- ‘мать’).

Богиню Апи скифы называли «змееногой богиней», Великой Матерью, в микенском языке есть надпись: «кара-Апи» — ka-ra-a-pi — «голова-Апи» (главная, верховная Апи)’; (греч. гом. краата -Κράατα- ‘головы’ от кара -κάρα — ‘голова’).


Афина воительница

Имя скифской богини Апи с Этео-Критского («истинно-Критского», минойского) языка, на котором говорили народы Крита, населявшие остров в античную до-греческую эпоху Минойской цивилизации (2700—1400 гг. до н. э.), легко трансформировалось в древнегреческом языке в Афи или Афина.

Афина воительница

Есть множество примеров замены звука «П» в греческом языке на «Ф», например: По-пу-ре-я = po-pu-re-ja — пурпурныйi; по-пу-ри = ро-ри-ro — ‘пурпурный (о тканях)’, (греч. Порфира — πορφύρα -‘пурпурная ткань’). Микенское слово «по-ти-пи = po-ti-pi» в греческом языке становится «портифи = portiphi» — ‘телица, тёлка’, (греч. портиз — Πόρτις — ‘телица, телка’).

Богиня Афина Потинья ( микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица»), По-ти-ни-я = po-ti-ni-ja – господинья, госпожа, владычица : потния –potnija — ‘владычица’, (греч. Потния — πότνια — 1. ‘могущественная’; 2. ‘владычица, повелительница’). На скифском языке Гаспати – ghasspati — госпожа, хозяйка, господин, хозяин.


апи-великая мать богов
Афину изображали в окружении змей, она появилась в древнегреческом пантеоне богов, благодаря заимствованию из Минойской культуры с острова Крит той самой змееногой скифский богини Апи – Таврской богини, атрибутами её были змеи, дикие звери и бычьи рога. На Крите в Кносском дворце царя Миноса мы находим множество свидетельств обожествления быка – Тавра.

апи-Афина-гекатомба
В ведическом санскрите Гау — gau — корова, говядина; в скифском языке — Гава – gava – корова, в минойском (и микенском) языке: «Го-о» = qo-o – говядина, корова, ‘крупный рогатый скот’; (греч. «воиз» -βους -‘бык’, ахелаза – αγελάδα – корова. Как видеть, в этих греческих словах нет никаких общих корней со словами микенского языка ).


бык-knossos5
В крито-микенском: Го-у-кара-апи = qo-u-ka-ra-a-pi : gwokarahaphi — ‘коровы-голова-Апи’ или «как коровы голова Апи», (греч. αγελάδα — корова; βους — ‘бык’ и κάρα — ‘голова’).
Го-у-го-та = qo-u-qo-ta; го-го-тао = qo-qo-ta-o – коровий пастух : qwō(u)gwotās/-āo — ‘коровий пастух’, (греч. Воус — βους).

апи-рогатая богиня
В крито-микенском языке «ке-ра» = ke-ra; «ке-ра-а» = ke-ra-a; «ке-ра-е» = ke-ra-e; : keras — рога, keraha -‘рог’, (греч. κέρας -‘рог). На Крите найдена статуэтка рогатого божества, рогатой богини, прародительницы, едущей на козе-кормилице. На Крите возникла легенда о рождении Зевса в пещере Козьей горы и о козе Амальтее (др.-греч. Ἀμάλθεια, букв. «нежная богиня»), которая вскормила его свои молоком. На Крите в Кросском дворце царя Миноса во всех архитектурных формах и живописных фресках на стенах воплощен дух поклонения быку, как и у скифов, – Тавру, в его честь устраивали ритуальные прыжки через быка — Таврокатапсия(ταυροκαθάψια).

апи-рогатое божество Крит-Gehörnter_Gott,_Enkomi


По легенде, в Кносском дворце царя Миноса на острове Крит существовал таинственный лабиринт, в котором жил Минотавр (др.греч. Μῑνώταυρος (Минос – Μίνως и Таврос – ταύρος – бык), латин: Минотаврус — Minotaurus, на этрусском: Тавро-минес = Θevrumineś).

Как и скифская богиня Апи, древнегреческая богиня именуется Афина Промахос (др. греч. Ἀθηνᾶ Πρόμαχος – «Афина Праматерь»). Слово «Промахос» происходит из ведического санскрита: Пра-матри – pramatri — праматерь (пра – pra — первый, первая).

Афина воительница

Верховный царь богов Зевс, по совету титанов Урана и Геи, проглотил свою забеременевшую жену Метиду (др.-греч. Μῆτις — «мысль, премудрость») — Премудрость, чтобы предотвратить рождение сына, который мог свергнуть Зевса. Через некоторое время Зевс почувствовал страшную головную боль, из головы Зевса стала появляться богиня Афина Паллада полном боевом вооружении, с копьём и щитом в руках. Для того, чтобы помочь рождению Афины, Гефест ударил по голове Зевса священным двусторонним лабрисом(секирой) .
По Аристоклу, Промахос Афина была скрыта в облаке на Крите и после удара молнии Зевса,  Афина появилась из облака в небе.

Греки называют Афину Этоной -“Ethonoe» = “en thoi ethei noesis” – «это божественный разум», и изображали её в окружении змей, как и в минойской культуре острова Крит, так и в крито-микенской культуре.


апи-афина-сова

С рождения Афина считалась воплощением Мудрости богов и её атрибутом была сова – символ мудрости, и ночи. В греческом языке Афина = «А -theou-nesis» — «божественный разум». Гомер называет «русоволосую» Афину «сероокой» и «главкопис» (совоокая), подчёркивая её большие глаза.

Богиню Афину греки называют Афина Парфенос (др.-греч. Ἀθηνᾶ Παρθένος — «Афина-Дева»), в её честь в Афинах на возвышенной и укреплённой части древнегреческого города – на Акрополе (др.-греч. ἀκρόπολις — верхний город) за 10 лет был построен величественныйхрам Парфенон (448 — 438 г.г. до н. э.)

афинский акрополь

Партенос, Парфена (Παρθένος, «дева») имя главной богини Херсонеса Таврического в Северном Причерноморье, часто встречающееся в надписях и на монетах. Греки отождествляли Парфенос с Артемидой или с её жрицей Ифигенией. (Лит.: Латышев В. В., К вопросу о культе богини Девы в Херсонесе Таврическом, в кн.: Сборник статей в честь В. П. Бузескула, X., 1914, с. 206-11)


апи-Athena-Minerva -Greek-Roman Goddess of Wisdom -Кибелла+Апи

Деву – воительницу ещё называют Афина Палада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) – воинственная богиня военной стратегии и мудрости, её изображали в полном вооружении – в доспехах, покрытых змеиной чешуёй, украшенной эгидой в виде головы Гаргоны, в шлеме с высоким гребнем, в руках –копьё, Афину часто изображают на колеснице («рата — ratha — быстрая колесница, повозка»).

Афина воительница

Если в Крито-Микенской культуре символом праматери была «Го-у-кара-апи = qo-u-ka-ra-a-pi : gwokarahaphi — ‘коровы-голова-Апи’ , то символом богини Афины является голова змеиной богини  (от скифской змееногой богини Апи) образ праматери, которую Афина носит на груди,  как эгиду, как свой оберег, как щит.


Афина воительница

Эгида (др.-греч. αἰγίς, «буря, вихрь») — щит Зевса, по некоторым преданиям, сделанный Гефестом из шкуры мифической козы Амалтеи или Амалфеи (др.-греч. Ἀμάλθεια — «нежная богиня»), вскормившей своим молоком младенца Зевса на острове Крит в пещере в пещере горы Ида, Козьей горы (др.-греч. Αἰγαῖον ὄρος). Легендарная коза Амалтея обладала чудесными бычьими рогами. Случайно сломанный рог козы Амалтеи Зевс сделал «рогом изобилия».

-Panagyurishte gold treasure IV

Рог Амалтеи сам по себе постоянно наполнялся едой и питьем и достался одной из дочерей Зевса богине Счастья, счастливого случая Тихе (др.-греч. Τύχη), управляющей на море кораблями, а на суше — человеческими решениями. Тиха почиталась, как ακραία — Горная богиня и Добрый Гений города.

Афина воительница

Добрая Тиха в начале всякого народного постановления, на памятниках, в посвятительных надписях, а также при начале каждого дела. В изображениях Тиха была представлена со стенной короной на голове, с юным Плутосом на руках, с рогом изобилия, рулем, крыльями, колесом или шаром, обозначавшим переменчивость ее характера.


апи-афина- 530 г. до н.э.

Эпитет греческой богини Афины — «Палада», то есть «воительница», слово Палада происходит от одного из имён древнегреческого бога Войны — Паллас (Pallas). Не случайно имя сына последнего скифского царя Скилура (II век до н. э.), похороненного в Неаполе Скифском (близ Симферополя), было Палак — «сильный, мощный воин».

Имена Паллас, Палада, Палак происходят из корня ведического санскрита: «Бала» -bala — «власть, сила, мощь, военная сила, войско, армия». Из Ведического санскрита происходят все современные индоевропейские языки, включая и русский язык.

С древнейших времён в Тавриде была всем хорошо известна Военная крепость — Балаклава, где «Бала» -bala –военная сила, а «Клап, калпате» — klṛp, kalpate – «крепить, укреплять, крепость» (от корня «kḷp») . Название таврической крепости Балаклава, родственно имени скифского царя Палака и имени Афины- Палады.


Афина воительница

В Коринфе богиню Афину называли Гелотис — Hellötis, Европа Геллотида, от слова helein — «взять», и в честь Афины Гелотис в Коринфе, как и на Крите, устраивали праздник Геллотии.

Афина воительница

Языческий талисман со змеевидной фигурой скифской богини Апи, богини земли-матушки и плодородия, защищающий владельца от болезней и смерти, принадлежал в XI веке русскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1053-1125 г.г.). У золотого змеевика Владимира Мономаха есть и другое название — «черниговская гривна Владимира Мономаха».

Источник: ru-sled.ru

Появление на свет

Согласно мифам, богиня Греции Афина появилась на свет эффектно и довольно необычно – из головы Зевса. Он знал заранее, что у Метис, богини разума, будет двое детей – дочь (Афина) и сын, наделенный невероятной силой и умом.


Мойры, богини судьбы, предупредили Зевса, что этот мальчик однажды отнимет у него имеющуюся власть над всем миром. Чтобы избежать такого поворота событий, Зевс усыпил ласковыми речами Метис и проглотил ее перед рождением сына и дочери. Однако вскоре его стали мучить невыносимые головные боли. Чтобы избавить себя от страданий, Зевс позвал к себе Гефеста и приказал ему разрубить голову топором. Одним сильным ударом тот расколол череп. К изумлению всех присутствующих олимпийских богов оттуда появилась прекрасная богиня Афина, причем вышла она в полном вооружении, а ее голубые глаза горели мудростью. Именно с таким мифом связано появление на свет храброй и мудрой воительницы.

Внешность и символы богини

Огромные голубые (по некоторым данным, серые) глаза, роскошные русые волосы, величественная осанка – такое описание уже говорит, что это была настоящая богиня. Афина, как правило, изображена везде с копьем в руке и в доспехах. Несмотря на свою природную грацию и красоту, окружена она была мужскими атрибутами. На ее голове можно увидеть шлем с достаточно высоким гребнем, а в руках всегда имеется щит, который украшен головой Горгоны. Афина — богиня мудрости, поэтому ее всегда сопровождают соответствующие атрибуты – змея и сова.

Богиня войны

О доспехах и атрибутах храброй воительницы мы уже немного рассказали. Афина — богиня войны, разгоняющая тучи лезвием своего сверкающего меча, охраняющая города, изобретающая все необходимое для военного искусства. В честь нее даже совершались Панафинейские праздники – большой и малый. Афина — богиня войны, но ей не доставляло никакого удовольствия участие в битвах, в отличие от Эрида и Ареса, жаждущих крови и расправы. Она же предпочитала решать все вопросы исключительно мирным путем. В хорошие и спокойные времена она не носила с собой оружие, а в случае надобности получала его у Зевса. Но если богиня Афина и вступала в бой, то никогда его не проигрывала.

Богиня мудрости

Как много «обязанностей» было на нее возложено! Например, она следила за порядком при переменах погоды. Если случалась гроза с сильным дождем, Афине предстояло проследить, чтобы после этого непременно выглянуло солнце. Ведь была она еще и богиней садов и плодородия. Под ее покровительством пребывало в Аттике масличное дерево, имевшее огромное значение для тех земель. Ей необходимо было контролировать и племенные учреждения, и гражданское устройство, и государственную жизнь. Афина — богиня Древней Греции, которая в мифах выступает также богиней осмотрительности, ума, проницательности, изобретений искусства, художественной деятельности. Она обучает людей ремеслам и искусствам, дает им знание и мудрость. Также ее никто не мог превзойти в искусстве ткать. Была, правда, совершена такая попытка Арахной, но та потом заплатила за свое высокомерие. Древние греки были уверены, что именно Афина изобрела флейту, плуг, керамический горшок, грабли, колесницу, уздечку для лошадей, корабль и многое другое. Именно поэтому все спешили к ней за мудрым советом. Она была настолько доброй, что даже в суде всегда отдавала свой голос за оправдание обвиняемого.

Миф о Гефесте и Афине

Следует отметить, что еще одной неотъемлемой и характерной частью ее культа была девственность. Согласно мифам, многие титаны, боги, гиганты неоднократно пытались добиться ее внимания, взять в жены, но она всячески отвергала их ухаживания. И вот однажды, в самый разгар Троянской войны, богиня Афина обратилась к Гефесту с просьбой сделать для нее отдельные доспехи. Как мы уже знаем, в таких случаях она должна была получать оружие у Зевса. Однако тот не поддерживал ни троянцев, ни эллинов, а потому вряд ли выдал бы дочери ее доспехи. Гефест и не думал отказывать Афине в ее просьбе, однако сказал, что за оружие она должна заплатить не деньгами, а любовью. Афина или не поняла смысл этих слов, или не придала им значения, так как явилась в срок в кузницу Гефеста за своим заказом. Не успела она переступить порог, как тот бросился к ней и желал овладеть богиней. Афине удалось вырваться из его рук, но семя Гефеста успело пролиться на ее ногу. Она вытерлась куском шерсти и бросила его на пол. Попав на мать-землю, Гею, семя ее оплодотворило. Гею такой факт не порадовал, и она сказала, что отказывается воспитывать малыша от Гефеста. Афина же взяла и это бремя на свои плечи.

Продолжение мифа – история Эрихтония

Афина – богиня, мифы о которой только подтверждают ее храбрость и воинственность. Как она и обещала, ребенка по имени Эрихтоний забрала к себе на воспитание. Однако оказалось, что времени у нее на это не хватает, потому она положила ребенка в священный ларец и передала его Аглавре, дочери Кекропса. Однако вскоре новая воспитательница Эрихтония попыталась обвести вокруг пальца Гермеса, в результате чего она сама и вся ее семья отдали за это свои жизни.

Что делала дальше Афина?

Услышав эту трагическую новость от белой вороны, богиня очень расстроилась и сделала птицу черной (с тех пор все вороны черные). Птица нашла Афину в тот момент, когда та несла огромную скалу. В расстроенных чувствах богиня уронила ее на Акрополь, чтобы надежнее его укрепить. Сегодня эта скала называется Ликабетта. Эрихтония же она спрятала под свою эгиду и растила самостоятельно. Позже он стал в Афинах царем и ввел в данном городе культ своей матери.

Миф о суде за Аттику

Афина — богиня Древней Греции, о которой сегодня есть много интересных мифологических сюжетов. Этот миф рассказывает о том, как она стала владычицей Аттики. Согласно ему, первым сюда пришел Посейдон, ударил в землю на Акрополе своим трезубцем — и появился источник воды морской. Следом за ним сюда пришла Афина, ударила копьем в землю — и появилось оливковое дерево. Решением судей победительницей признали Афину, так как ее дар оказался более нужным и полезным. Посейдон же сильно разозлился и хотел затопить морем всю землю, но Зевс не позволил ему так поступить.

Миф о флейте

Как мы уже говорили, Афине приписывают создание многих вещей, в том числе и флейты. Согласно мифу, однажды богиня нашла оленью кость и создала из нее флейту. Звуки, которые издавал такой инструмент, доставляли Афине ни с чем не сравнимое удовольствие. Она решила похвастаться своим изобретением и умением на трапезе богов. Однако Гера и Афродита начали откровенно над ней смеяться. Оказалось, во время игры на инструменте у Афины сильно раздуваются щеки и оттопыриваются губы, что не добавляет ей привлекательности. Не желая выглядеть уродливо, она забросила флейту и прокляла заранее того, кто будет на ней играть. Инструмент было суждено найти Марсию, который не смог избежать позже страшной кары от Аполлона.

Что породило миф о богине и Арахне?

Выше мы уже упоминали о том, что богине не было равных в искусстве ткать. Однако попытки превзойти ее предпринимались, что не влекло за собой ничего хорошего. О такой истории и рассказывает один из мифов.

Когда речь заходила о всякой женской работе и ремеслах, богиню называли Эрганой или Афиной-работницей. Одним из главных ремесел у афинян было ткачество, однако изготовленные материалы из азиатских стран были выполнены более тонко и изящно. Такое соперничество и породило миф о вражде между Арахной и Афиной.

Жестокое соперничество

Арахна не была знатного происхождения, ее отец трудился обычным красильщиком, но у девушки был талант ткать невероятно тонкие и очень красивые материалы. Еще она умела быстро и ровно прясть, любила украшать свои работы искусными вышивками. Похвалы и приятные речи ее творчеству звучали со всех сторон. Арахна стала так гордиться этим, что ей пришло в голову состязаться с богиней. Она заявила, что легко сможет ее победить в этом ремесле.

Афина очень разозлилась и решила поставить на место нахалку, однако сначала хотела все решить мирным путем, что было ей очень присуще. Она приняла вид старухи и отправилась к Арахне. Там она стала доказывать девушке, что для простой смертной очень опасно затевать такие игры с богиней. На что гордая ткачиха ответила, что даже если перед ней явится сама Афина, она и ей сумеет доказать свое первенство в ремесле.

Афина была не из робкого десятка, потому приняла вызов. Обе девушки принялись за работу. Богиня на своем станке выткала историю о своих непростых отношениях с Посейдоном, а Арахна изобразила всевозможные превращения богов и любовные похождения. Работа простой смертной была выполнена так качественно и искусно, что Афина хоть и старалась, но не нашла в ней ни одного изъяна.

Разгневавшись и забыв о своем долге быть справедливой, Афина ударила девушку челноком по голове. Гордая Арахна не смогла пережить такого унижения и повесилась. А богиня превратила ее в паука, которому суждено на протяжении всей жизни заниматься плетением.

Мифы о помощи Афины всем богам

Она многим помогала не только советом, но совершением подвигов. Например, Персей был воспитан в ее храме. И именно Афина учила его владеть мечом, за что он принес ей в подарок голову Горгоны. Как мы знаем, она разместила ее на своем щите. Тидею богиня помогала состязаться с фиванцами – отражала от него стрелы, прикрывала щитом. Диомеда богиня вдохновляла на бои с Афродитой, Пандаром. Ахиллу она помогла уничтожить Лирнесс, испугать троянцев путем создания пожара. А когда Ахилл сражался с Гектором, она спасла первого от удара копья.

Изображения Афины в искусстве

Еще в 5-м веке до нашей эры скульптор Фидий создал огромную статую Афины, которая не сохранилась до наших дней, хотя были неоднократные попытки ее реставрировать. Это была большая статуя богини, замахивающейся копьем. Установили ее на Акрополе. Благодаря большому сверкающему мечу статую было заметно издалека. Несколько позже тем же мастером была изготовлена бронзовая фигура Афины, сохранившаяся в мраморных копиях.

А живописец Фамул создал полотно под названием «Афина», когда расписывал дворец Нерона. Самое интересное то, что с какой бы стороны человек ни смотрел на картину, богиня обращает свой взор к нему. А в святилище Артемиды была работа Клеанфа под названием «Рождение Афины».

Если говорить о современности, то в 2010 году вышел сериал «Афина: богиня войны». Дорама от корейского режиссера рассказывает о террористической группе, которая угрожает всему миру.

Надеемся, вы узнали больше о храброй и всегда готовой прийти на помощь богине. Изучайте мифы, это всегда увлекательно, познавательно и интересно!

Источник: www.syl.ru

АРТЕМИДА   АФИНА-ПАЛЛАДА   ГЕРМЕС   АРЕС, АФРОДИТА, ЭРОТ И ГИМЕНЕЙ      АРТЕМИДА   Артемида (у римлян Диана) - одна из древнейших  богинь Греции. Как можно предполагать, Артемида - боги-  ня-охотница - первоначально была покровительницей жи-  вотных, как домашних, так и диких. Сама Артемида в  древнейшее время изображалась иногда в виде животного,  например, медведицы. Так изображалась Артемида брау-  ронская в Аттике, недалеко от Афин. Затем Артемида ста-  новится богиней охранительницей матери во время рожде-  ния ребенка, дающей благополучные роды, Как сестра  Аполлона, бога света, она считалась также богиней луны  и отождествлялась с богиней Селеной. Культ Артемиды -  один из распространенных в Греции. Знаменит был ее храм  в городе Эфесе (Артемида эфесская).    Вечно юная, прекрасная богиня родилась на Делосе в  одно время с братом своим, златокудрым Аполлоном. Они  близнецы. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба  соединяют брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою  Латону.    Всем дает жизнь Артемида. Она заботится обо всем,  что живет на земле и растет в лесу и в поле Заботится  она о диких зверях, о стадах домашнего скота и о людях.  Она вызывает рост трав, цветов и деревьев, она благос-  ловляет рождение, свадьбу и брак. Богатые жертвы прино-  сят греческие женщины славной дочери Зевса Артемиде,  благославляющей и дающей счастье в браке, исцеляющей и  насылающей болезни.    Вечно юная, прекрасная, как ясный день, богиня Арте-  мида, с луком и колчаном за плечами, с копьем охотника  в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых  солнцем полях. Шумная толпа нимф сопровождает ее, а  она, величественная, в короткой одежде охотницы, дохо-  дящей лишь до колен, быстро несется по лесистым склонам  гор. Не спастись от ее не знающих промаха стрел ни пуг-  ливому оленю, ни робкой лани, ни разъяренному кабану,  скрывающемуся в зарослях камыша. За Артемидой спешат ее  спутницы-нимфы. Веселый смех, крики, лай своры собак  далеко раздаются в горах, и отвечает им громко горное  эхо. Когда же утомится богиня на охоте, то спешит она с  нимфами в священные Дельфы, к любимому брату, стрело-  вержцу Аполлону. Там отдыхает она. Под божественные  звуки золотой кифары Аполлона водит она хороводы с му-  зами и нимфами. Впереди всех идет в хороводе Артемида,  стройная, прекрасная; она прекраснее всех нимф и муз и  выше их на целую голову. Любит отдыхать Артемида и в  дышащих прохладой, увитых зеленью гротах, вдали от взо-  ров смертных. Горе тому, кто нарушает покой ее. Так по-  гиб и юный Актеон, сын Автонои, дочери фиванского царя  Кадма.   АКТЕОН   Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"    Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах  Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники  расположились на отдых в тени густого леса, а юный Ак-  теон, отделившись от них, пошел искать прохлады в доли-  нах Киферона. Вышел он на зеленую, цветущую долину Гар-  гафию *1, посвященную богине Артемиде. Пышно разрослись  в долине платаны, мирты и пихты; как темные стрелы вы-  сились на ней стройные кипарисы, а зеленая трава пест-  рела цветами. Прозрачный ручей журчал в долине. Всюду  царила тишина, покой и прохлада. В крутом склоне горы  увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он  пошел к этому гроту, не зная, что грот часто служит  местом отдыха дочери Зевса, Артемиде.   ___________      *1 Долина в Беотии с одноименным родником, от кото-  рого через всю долину протекал ручей.      Когда Актеон подошел к гроту, туда только что вошла  Артемида. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и гото-  вилась к купанью. Нимфы сняли с богини сандалии, волосы  завязали узлом, и уже хотели идти к ручью зачерпнуть  студеной воды, как у входа в грот показался Актеон.  Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона. Они  окружили Артемиду, они хотят скрыть ее от взора смерт-  ного. Подобно тому как пурпурным огнем зажигает облака  восходящее солнце, так зарделось краской гнева лицо бо-  гини, гневом сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала  она. Разгневалась на то Артемида, что Актеон нарушил ее  покой, в гневе Артемида превратила несчастного Актеона  в стройного оленя.    Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и ру-  ки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заост-  рились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый  олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое  отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: "О, горе!" -  но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из  глаз - но из глаз оленя. Лишь разум человека сохранился  у него. Что делать ему? Куда бежать?    Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали  своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним.    Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор,  через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень,  закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались соба-  ки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли его, и  их острые зубы впились в тело несчастного Актеона-оле-  ня. Хочет крикнуть Актеон: "О, пощадите! Ведь это я,  Актеон, ваш хозяин!" - но только стон вырывается из  груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса чело-  века. Упал на колени олень-Актеон. Скорбь, ужас и моль-  ба видны в его глазах. Неизбежна гибель, - рвут его те-  ло на части рассвирепевшие псы.    Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с  ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затравили  собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень. Так  погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единс-  твенный из смертных, видевший небесную красоту дочери  громовержца Зевса и Латоны.     АФИНА-ПАЛЛАДА   Афина (у римлян Минерва) - одна из наиболее почи-  таемых богинь Греции: играла большую роль в греческом  народном эпосе. Афина - хранительница городов. В гоме-  ровской Трое была статуя Афины, якобы упавшая с неба,  так называемый палладиум: считалось, что она охраняет  Трою. С ростом греческой культуры Афина стала также и  покровительницей науки.     РОЖДЕНИЕ АФИНЫ   Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада.  Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, бу-  дет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и си-  лы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын  богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него  власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избе-  жать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усы-  пив богиню Метис ласковыми речами проглотил ее, прежде  чем у нее родилась дочь, богиня Афина. Через некоторое  время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда  он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить се-  бе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума  в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом раско-  лол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на свет из  головы громовержца могучая воительница, богиня Афи-  на-Паллада. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с  копьем и щитом предстала она пред изумленными очами бо-  гов-олимпийцев. Грозно потрясла она своим сверкающим  копьем. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу,  и до самого основания потрясся светлый Олимп. Прекрас-  ная, величественная, стояла она перед богами. Голубые  глаза Афины горели божественной мудростью, вся она сия-  ла дивной, небесной, мошной красотой. Славили боги рож-  денную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу  городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воитель-  ницу Афину-Палладу.    Афина покровительствует героям Греции, дает им свои  полные мудрости советы и помогает им, непоборимая, во  время опасности. Она хранит города, крепости и их сте-  ны. Она дает мудрость и знание, учит людей искусствам и  ремеслам. И девушки Греции чтут Афину за то, что она  учит их рукоделию. Никто из смертных и богинь не может  превзойти Афину в искусстве ткать. Знают все, как опас-  но состязаться с ней в этом, знают, как поплатилась  Арахна, дочь Идмона, хотевшая быть выше Афины в этом  искусстве.     АРАХНА   Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"    На всю Лидию *1 славилась Арахна своим искусством.  Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов  златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пря-  ла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как  воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в ис-  кусстве ткать. Однажды воскликнула она:   ___________      *1 Государство в Малой Азии, разгромленное персами в  VI в. до н. э.      - Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со  мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого.    И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершей-  ся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и  сказала ей:    - Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы  несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись  превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай  богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за  надменные слова, Молящих прощает богиня.    Арахна выпустила из рук тонкую пряжу; гневом сверк-  нули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответи-  ла она:    - Ты неразумна, старуха, Старость лишила тебя разу-  ма. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям,  меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет.  Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина,  отчего не хочет она состязаться со мной?    - Я здесь, Арахна! - воскликнула богиня, приняв свой  настоящий образ.    Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред лю-  бимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна мол-  чала. Подобно тому как алым светом загорается ранним  утром небосклон, когда взлетает на небо на своих свер-  кающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось  краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арах-  на, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афи-  ной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.   Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на  своем покрывале посередине величественный афинский Ак-  рополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за  власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а  среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в  этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой тре-  зубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из  бесплодной скалы. А Афина в шлеме, с щитом и в эгиде  потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из  земли выросла священная олива. Боги присудили победу  Афине, признав ее дар Аттике за более ценный *1. По уг-  лам изобразила богиня, как карают боги людей за непо-  корность, а вокруг выткала венок из листьев оливы.  Арахна же изобразила на своем покрывале много сцен из  жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимы-  ми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна  венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства  была работа Арахны, она не уступала по красоте работе  Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к бо-  гам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она  разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчаст-  ная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сде-  лала петлю и повесилась. Афина освободила из петли  Арахну и сказала ей:   ___________      *1 Сцена спора Афины с Посейдоном была изображена на  фронтоне храма Парфенона в Афинах знаменитым греческим  скульптором Фидием (V в до н. э.); в сильно поврежден-  ном виде фронтон сохранился до нашего времени.      - Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и веч-  но ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем по-  томстве.    Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тот-  час тело ее сжалось, густые волосы упали с головы,и об-  ратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в  своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.     ГЕРМЕС   Гермес (у римлян Меркурий) - один из древнейших  богов Греции; был первоначально богом - покровителем  стад, его изображали иногда с бараном на руках. В гоме-  ровском эпосе Гермес прежде всего посланник богов и  проводник душ умерших в подземное царства Аида. Гермес  - покровитель путешественников; с развитием торговли  Гермес становится богом - покровителем торговли, а сле-  довательно, изворотливости, обмана и даже воровства.  Кроме того, Гермес - покровитель юношества, атлетов,  бог гимнастики; его статуи ставились в палестрах и гим-  насиях - учреждениях, в которых обучали борьбе, кулач-  ному бою, бросанью диска, бегу, прыганью и т. д. После  завоевания Александром Македонским всей персидской дер-  жавы (конец IV в. до н. э.), когда в Азии и Египте воз-  никают греческие государства, Гермес отождествляется с  египетским богом науки и магии Татом и становится также  богом магии и астрологии (т. е. гадания по звездам);  его начинают называть богом Гермесом трижды величайшим.   В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и  Майи, бог Гермес, посланник богов. С быстротой мысли  переносится он с Олимпа на самый дальний край света в  своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках.  Гермес охраняет пути, и посвященные ему гермы *1 можно  видеть поставленными при дорогах, на перекрестках и у  входов в дома всюду в древней Греции. Он покровительст-  вует путникам в путешествии при жизни, он же ведет души  умерших в их последний путь - в печальное царство Аида.  Своим волшебным жезлом смыкает он глаза людей и погру-  жает их в сон. Гермес - бог покровитель путей и путни-  ков и бог торговых сношений и торговли. Он дает в тор-  говле барыш и посылает людям богатство. Гермес изобрел  и меры, и числа, и азбуку, он обучил всему этому людей.  Он же и бог красноречия, вместе с тем - изворотливости  и обмана. Никто не может превзойти его в ловкости, хит-  рости и даже в воровстве, так как он необычайно ловкий  вор. Это он украл однажды в шутку у Зевса его скипетр,  у Посейдона - трезубец, у Аполлона - золотые стрелы и  лук, а у Ареса - меч.   ___________      *1 Каменные столбы, наверху которых высекалась голо-  ва Гермеса.     ГЕРМЕС ПОХИЩАЕТ КОРОВ АПОЛЛОНА   Едва родился Гермес в прохладном гроте Киллены, как  он уже замыслил первую свою проделку. Он решил похитить  коров у сребролукого Аполлона, который пас в это время  стада богов в долине Пиэрии, в Македонии. Тихонько,  чтобы не заметила мать, выбрался Гермес из пеленок,  выпрыгнул из колыбели и прокрался к выходу из грота. У  самого грота он увидал черепаху, поймал ее и из щита  черепахи и трех веток сделал первую лиру, натянув на  нее сладкозвучные струны. Тайком вернулся Гермес в  грот, спрятал лиру в своей колыбели, а сам опять ушел и  быстро, как ветер, понесся в Пиэрию. Там он похитил из  стада Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам  тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал  коров по направлению к Пелопоннесу. Когда Гермес уже  поздно вечером гнал коров через Беотию, он встретил  старика, работавшего в своем винограднике.    - Возьми себе одну из этих коров, - сказал ему Гер-  мес, - только никому не рассказывай, что видел, как я  прогнал здесь коров.    Старик, обрадованный щедрым подарком, дал слово Гер-  месу молчать и не показывать никому, куда тот погнал  коров. Гермес пошел дальше. Но он отошел еще недалеко,  как ему захотелось испытать старика, - сдержит ли он  данное слово. Спрятав коров в лесу и изменив свой вид,  вернулся он назад и спросил старика:    - Скажи-ка, не прогонял ли тут мальчик коров? Если  ты мне укажешь, куда он их прогнал, я дам тебе быка и  корову.    Недолго колебался старик, сказать или нет, очень уж  хотелось ему получить еще быка и корову, и он показал  Гермесу, куда угнал мальчик коров. Страшно рассердился  Гермес на старика за то, что он не сдержал слова, и в  гневе превратил его в немую скалу, чтобы вечно молчал  он и помнил, что надо держать данное слово.    После этого вернулся Гермес за коровами я быстро  погнал их дальше. Наконец, пригнал он их в Пилос. Двух  коров принес он в жертву богам, потом уничтожил все  следы жертвоприношения, а оставшихся коров спрятал в  пещере, введя их в нее задом, чтобы следы коров вели не  в пещеру, а из нее.    Сделав все это, Гермес спокойно вернулся в грот к  матери своей Майе и лег потихоньку в колыбель, завер-  нувшись в пеленки.    Но Майя заметила отсутствие своего сына. Она с упре-  ком сказала ему:    - Плохое замыслил ты дело. Зачем похитил ты коров  Аполлона? Разгневается он. Ведь ты знаешь как грозен в  гневе своем Аполлон. Разве ты не боишься его разящих  без промаха стрел?    - Не боюсь я Аполлона, - ответил матери Гермес, -  пусть себе гневается. Если он вздумает обидеть тебя или  меня, то я в отместку разграблю все его святилище в  Дельфах, украду все его треножники, золото, серебро и  одежды.    А Аполлон уже заметил пропажу коров и пустился их  разыскивать. Он нигде не мог их найти. Наконец, вещая  птица привела его в Пилос, но и там не нашел своих ко-  ров златокудрый Аполлон. В пещеру же, где были спрятаны  коровы, он не вошел, - ведь следы вели не в пещеру, а  из нее.    Наконец, после долгих бесплодных поисков, пришел он  к гроту Майи. Заслышав приближение Аполлона, Гермес еще  глубже забрался в свою колыбель и плотнее завернулся в  пеленки. Разгневанный Аполлон вошел в грот Майи и уви-  дал, что Гермес с невинным лицом лежит в своей колыбе-  ли. Он начал упрекать Гермеса за кражу коров и требо-  вал, чтобы он вернул их ему, но Гермес от всего отре-  кался. Он уверял Аполлона, что и не думал красть у него  коров и совершенно не знает, где они.    - Послушай, мальчик! - воскликнул в гневе Аполлон, -  я свергну тебя в мрачный Тартар, и не спасет тебя ни  отец, ни мать, если ты не вернешь мне моих коров.    - 0, сын Латоны! - ответил Гермес. - Не видал я, не  знаю и от других не слыхал о твоих коровах. Разве этим  я занят - другое теперь у меня дело, другие заботы. Я  забочусь лишь о сне, молоке матери да моих пеленках.  Нет, клянусь, я даже не видел вора твоих коров.    Как не сердился Аполлон, он ничего не мог добиться  от хитрого, изворотливого Гермеса. Наконец, златокудрый  бог вытащил из колыбели Гермеса и заставил его идти в  пеленках к отцу их Зевсу, чтобы тот решил их спор.  Пришли оба бога на Олимп. Как ни изворачивался Гермес,  как не хитрил, все же Зевс велел ему отдать Аполлону  похищенных коров.    С Олимпа повел Гермес Аполлона в Пилос, захватив по  дороге сделанную им из щита черепахи лиру. В Пилосе он  показал, где спрятаны коровы. Пока Аполлон выгонял ко-  ров из пещеры, Гермес сел около нее на камне и заиграл  на лире. Дивные звуки огласили долину и песчаный берег  моря. Изумленный Аполлон с восторгом слушал игру Герме-  са. Он отдал Гермесу за его лиру похищенных коров, -  так пленили его звуки лиры. А Гермес, чтобы забавлять-  ся, когда будет пасти коров, изобрел себе свирель *1,  столь любимую пастухами Греции.    Изворотливый, ловкий, носящийся быстро, как мысль,  по свету прекрасный сын Майи и Зевса, Гермес, уже в  раннем детстве своем доказавший свою хитрость и лов-  кость, служил также и олицетворением юношеской силы.  Всюду в палестрах *2 стояли его статуи. Он бог молодых  атлетов. Его призывали они перед борьбой и состязаниями  в быстром беге.    Кто только не чтил Гермеса в древней Греции: и пут-  ник, и оратор. и купец, и атлет, и даже воры.   ___________      *1 Музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи  разной длины тростниковых трубочек, связанных друг с  другом.    *2 В античной Греции существовали, главным образом  при школах, особые площадки, окруженные часто колонна-  ми, на которых обучали физическим упражнениям, борьбе,  кулачному бою и т. п. Такие площадки называли палестра-  ми.     АРЕС *3, АФРОДИТА *4, ЭРОТ *4 И ГИМЕНЕЙ *4  ___________      *3 Арес (у римлян Марс) - бог войны, несущий гибель  и разрушение, древнегреческий идеал храброго воина. Он  сравнительно с другими богами Греции пользовался мень-  шим почетом. Это сказывается и в том, что сам бог Зевс,  по словам греков, недолюбливает своего сына Ареса, пос-  тоянно затевающего раздоры, губящего людей и радующего-  ся, когда во время битвы рекой льется людская кровь.    *4 У римлян Афродита - Венера; Эрот - Амур или Купи-  дон; Гименей - бог брака.     АРЕС   Бог войны, неистовый Арес, - сын громовержца Зевса и  Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну,  что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс  не любит сына за его кровожадность. Не будь Арес его  сыном, он давно низверг бы его в мрачный Тартар, туда,  где томятся титаны. Сердце свирепого Ареса радуют толь-  ко жестокие битвы. Неистовый, носится он средь грохота  оружия, криков и стонов битвы между сражающимися, в  сверкающем вооружении, с громадным щитом. Следом за ним  несутся его сыновья, Деймос и Фобос - ужас и страх, а  рядом с ними богиня раздора Эрида и сеющая убийства бо-  гиня Энюо. Кипит, грохочет битва; ликует Арес; со сто-  ном падают воины. Торжествует Арес, когда сразит своим  ужасным мечом воина и хлынет на землю горячая кровь.  Без разбора разит он и направо и налево; груда тел вок-  руг жестокого бога.    Свиреп, неистов, грозен Арес, но победа не всегда  сопутствует ему. Часто приходится Аресу уступать на по-  ле битвы воинственной дочери Зевса, Афине-Палладе. По-  беждает она Ареса мудростью и спокойным сознанием силы.  Нередко и смертные герои одерживают верх над Аресом,  особенно, если им помогает светлоокая Афина-Паллада.  Так поразил Ареса медным копьем герой Диомед под стена-  ми Трои. Сама Афина направила удар. Далеко разнесся по  войску троянцев и греков ужасный крик раненого бога.  Словно десять тысяч воинов вскрикнули сразу, вступая в  яростную битву, так закричал от боли покрытый медными  доспехами Арес. Вздрогнули в ужасе греки и троянцы, а  неистовый Арес понесся, окутанный мрачным облаком, пок-  рытый кровью, с жалобами на Афину к отцу своему Зевсу.  Но отец Зевс не стал слушать его жалоб. Он не любит  своего сына, которому приятны лишь распри, битвы да  убийства.    Если даже жена Ареса, прекраснейшая из богинь Афро-  дита, приходит на помощь своему мужу, когда он в пылу  битвы встретится с Афиной, и тогда выходит победитель-  ницей любимая дочь громовержца Зевса. Воительница Афина  одним ударом повергает на землю прекрасную богиню любви  Афродиту. Со слезами возносится на Олимп вечно юная,  дивно прекрасная Афродита, а вслед ей раздается тор-  жествующий смех и несутся насмешки Афины.     АФРОДИТА   Афродита - первоначально была богиней неба, посы-  лающей дождь, а также, по-видимому, и богиней моря. На  мифе об Афродите и ее культе сильно сказалось восточное  влияние, главным образом культа финикийской богини Ас-  тарты. Постепенно Афродита становится богиней любви.  Бог любви Эрот (Амур) - ее сын.    Не изнеженной, ветреной богине Афродите вмешиваться  в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных  любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром.   Никто не может избежать ее власти, даже боги. Только  воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее  могуществу. Высокая, стройная, с нежными чертами лица,  с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее  прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной  красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске  своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче све-  тит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бе-  гут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы,  когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи  кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зве-  рей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее  спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислу-  живают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, при-  чесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей  диадемой.    Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана,  из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ве-  терок принес ее на остров Кипр *1. Там окружили юные  Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли  ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухаю-  щих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно  разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием.  Эрот и Гимерот *2 повели дивную богиню на Олимп. Громко  приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди  богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая  из богинь.   ___________      *1 По острову Кипру Афродиту часто называли Кипри-  дой.    *2 Гимерот - бог страстной любви.     ПИГМАЛИОН   Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"    Афродита дарит счастье тому, кто верно служит ей.  Так дала она счастье и Пигмалиону, великому кипрскому  художнику. Пигмалион ненавидел женщин и жил уединенно,  избегая брака. Однажды сделал он из блестящей белой  слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как  живая, стояла эта статуя в мастерской художника. Каза-  лось, она дышит, казалось, что вот-вот она двинется,  пойдет и заговорит. Целыми часами любовался художник  своим произведением и полюбил, наконец, созданную им  самим статую. Он дарил ей драгоценные ожерелья, за-  пястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал  голову венками цветов. Как часто шептал Пигмалион:    - О, если бы ты была живая, если бы могла отвечать  на мои речи, о, как был бы я счастлив!    Но статуя была нема.    Наступили дни празднества в честь Афродиты. Пигмали-  он принес богине любви в жертву белую телку с вызоло-  ченными рогами; он простер к богине руки и с молитвой  прошептал:    - О, вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы мо-  жете дать все молящему, то дайте мне жену, столь же  прекрасную, как та статуя девушки, которая сделана мной  самим.    Пигмалион не решился просить богов оживить его ста-  тую, он боялся прогневать такой просьбой богов-олимпий-  цев. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя перед изображением  богини любви Афродиты; этим богиня как бы давала понять  Пигмалиону, что боги услышала его мольбу.    Вернулся художник домой. Он подошел к статуе, и, о,  счастье, о, радость: статуя ожила! Бьется ее сердце, в  ее глазах светится жизнь. Так дала богиня Афродита кра-  савицу-жену Пигмалиону.     НАРЦИСС   Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"    Но кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары  ее, кто противится ее власти, того немилосердно карает  богиня любви. Так покарала она сына речного бога Кефиса  и нимфы Лаврионы, прекрасного, но холодного, гордого  Нарцисса. Никого не любил он, кроме одного себя, лишь  себя считал достойным любви.    Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время  охоты, увидала его нимфа Эхо. Нимфа не могла сама заго-  ворить с Нарциссом. На ней тяготело наказание богини  Геры: молчать должна была нимфа Эхо, а отвечать на воп-  росы она могла лишь тем, что повторяла их последние  слова. С восторгом смотрела Эхо на стройного красав-  ца-юношу, скрытая от него лесной чащей. Нарцисс огля-  делся кругом, не зная, куда ему идти, и громко крикнул:   - Эй, кто здесь?    - Здесь! - раздался громкий ответ Эхо.    - Иди сюда! - крикнул Нарцисс.    - Сюда! - ответила Эхо.    С изумлением смотрит прекрасный Нарцисс по сторонам.  Никого нет. Удивленный этим, он громко воскликнул:    - Сюда, скорей ко мне!    И радостно откликнулась Эхо.    - Ко мне!    Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но  гневно оттолкнул ее прекрасный юноша. Ушел он поспешно  от нимфы и скрылся в темном лесу.    Спряталась в лесной непроходимой чаще и отвергнутая  нимфа, Она страдает от любви к Нарциссу, никому не по-  казывается и только печально отзывается на всякий возг-  лас несчастная Эхо.    А Нарцисс остался по-прежнему гордым, самовлюблен-  ным. Он отвергал любовь всех. Многих нимф сделала нес-  частными его гордость. И раз одна из отвергнутых им  нимф воскликнула:    - Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе  взаимностью человек, которого ты полюбишь!    Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня  любви Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и  наказала его. Однажды весной во время охоты Нарцисс по-  дошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Еще ни  разу не касались вод этого ручья ни пастух, ни горные  козы, ни разу не падала в ручей сломанная ветка, даже  ветер не заносил в ручей лепестков пышных цветов. Вода  его была чиста и прозрачна. Как в зеркале, отражалось в  ней все вокруг: и кусты, разросшиеся по берегу, и  стройные кипарисы, и голубое небо. Нагнулся Нарцисс к  ручью,опершись руками на камень, выступавший из воды, и  отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то  постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на  свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им.  Полными любви глазами он смотрит на свое изображение в  воде, оно манит его, зовет, простирает к нему руки.  Наклоняется Нарцисс к зеркалу вод, чтобы поцеловать  свое отражение, но целует только студеную, прозрачную  воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья;  не отрываясь любуется самим собой. Он не ест, не пьет,  не спит. Наконец, полный отчаяния, восклицает Нарцисс,  простирая руки к своему отражению:    - 0, кто страдал так жестоко! Нас разделяют не горы,  не моря, а только полоска воды, и все же не можем быть  с тобой вместе. Выйди же из ручья!    Задумался Нарцисс, глядя на свое отражение в воде.  Вдруг страшная мысль пришла в голову, и тихо шепчет он  своему отражению, наклоняясь к самой воде:    - О, горе! Я боюсь, не полюбил ли я самого себя!  Ведь ты - я сам! Я люблю самого себя. Я чувствую, что  немного осталось мне жить. Едва расцветши, увяну я и  сойду в мрачное царство теней. Смерть не страшит меня;  смерть принесет конец мукам любви.    Покидают силы Нарцисса, бледнеет он и чувствует уже  приближение смерти, но все-таки не может оторваться от  своего отражения. Плачет Нарцисс. Падают его слезы в  прозрачные воды ручья. По зеркальной поверхности воды  пошли круги и пропало прекрасное изображение. Со стра-  хом воскликнул Нарцисс:    - О, где ты! Вернись! Останься! Не покидай меня.  Ведь это жестоко. О, дай хоть смотреть на тебя!    Но вот опять спокойна вода, опять появилось отраже-  ние, опять не отрываясь смотрит на него Нарцисс. Тает  он, как роса на цветах в лучах горячею солнца. Видит и  несчастная нимфа Эхо, как страдает Нарцисс. Она  по-прежнему любит его; страдания Нарцисса болью сжимают  ей сердце.    - О, горе! - восклицает Нарцисс.    - О, горе! - отвечает Эхо.    Наконец, измученный слабеющим голосом воскликнул  Нарцисс, глядя на свое отражение:    - Прощай!    И еще тише чуть слышно прозвучал отклик нимфы Эхо:    - Прощай!    Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную  траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер Нарцисс. Пла-  кали в лесу младые нимфы, и плакала Эхо. Приготовили  нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за его те-  лом, то не нашли его. На том месте, где склонилась на  траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок -  цветок смерти; Нарцисс зовут его,     АДОНИС   Миф об Адонисе и Афродите заимствован греками у  финикиян. Имя Адонис не греческое, а финикийское и зна-  чит "господин". Финикияне же заимствовали этот миф у  вавилонян, у который был миф о богине любви Иштарь и  прекрасном Таммузе, умирающем и каждую весну воскресаю-  щем боге.    Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"    Но богиня любви, так покаравшая Нарцисса, знала и  сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею  Адониса. Она любила сына царя Кипра, Адониса. Никто из  смертных не был равен ему красотою, он был даже прек-  расней богов-олимпийцев. Забыла для него Афродита и  Патмос, и цветущую Киферу. Адонис был ей милее даже  светлого Олимпа. Все время проводила она с юным Адони-  сом. С ним охотилась она в горах и лесах Кипра, подобно  деве Артемиде. Забыла Афродита о своих золотых украше-  ниях, о своей красоте. Под палящими лучами и в непогоду  охотилась она на зайцев, пугливых оленей и серн, избе-  гая охоту на грозных львов и кабанов. У Адониса просила  она избегать опасностей охоты на львов, медведей и ка-  банов, чтобы не случилось с ним несчастья. Редка поки-  дала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз  молила помнить ее просьбы.    Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса во вре-  мя охоты напали на след громадного кабана. Они подняли  зверя и с яростным лаем погнали его. Адонис радовался  такой богатой добыче; он не предчувствовал, что это его  последняя охота. Все ближе лай собак, вот уже мелькнул  громадный кабан среди кустов. Адонис уже готовится  пронзить разъяренного кабана своим копьем, как вдруг  кинулся на него кабан и своими громадными клыками смер-  тельно ранил любимца Афродиты. Умер Адонис от страшной  раны.    Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная  невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать  тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди  мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афроди-  та. Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги  богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след  всюду, где проходила богиня. Наконец, нашла Афродита  тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим  прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о  нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному  анемону. А там, где падали из израненных ног богини  капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь  Афродиты. Сжалился Зевс-громовержец над горем богини  любви и велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне  отпускать каждый год Адониса на землю из печального  царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адо-  нис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней  Афродитой. Вся природа ликует, когда возвращается на  землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец  златой Афродиты Адонис.     ЭРОТ   Прекрасная Афродита царит над миром. У нее, как у  Зевса-громовержца, есть посланник: через него выполняет  она свою волю. Этот посланник Афродиты - сын ее Эрот,  веселый, шаловливый, коварный, а подчас и жестокий  мальчик. Эрот носится на своих блестящих золотых крыль-  ях над землями и морями, быстрый и легкий, как дунове-  ние ветерка. В руках его - маленький золотой лук, за  плечами - колчан со стрелами. Никто не защищен от этих  золотых стрел. Без промаха попадает в цель Эрот; он как  стрелок не уступает самому стреловержцу златокудрому  Аполлону. Когда попадает в цель Эрот, глаза его светят-  ся радостью, он с торжеством высоко закидывает свою  курчавую головку и громко смеется. .    Стрелы Эрота несут собой радость и счастье, но часто  несут они страдания, муки любви и даже гибель. Самому  златокудрому Аполлону, самому тучегонителю Зевсу немало  страданий причинили эти стрелы.    Зевс знал, как много горя и зла принесет с собой в  мир сын златой Афродиты. Он хотел, чтобы умертвили его  еще при рождении. Но разве могла допустить это мать!  Она скрыла Эрота в непроходимом лесу, и там, в лесных  дебрях, вскормили малютку Эрота молоком своим две сви-  репые львицы. Вырос Эрот, и вот носится он по всему ми-  ру, юный, прекрасный, и сеет своими стрелами в мире то  счастье, то горе, то добро, то зло.     ГИМЕНЕЙ   Есть еще один помощник и спутник у Афродиты - это  юный бог брака Гименей. Он летит на своих белоснежных  крыльях впереди свадебных шествий. Ярко горит пламя его  брачного факела. Хоры девушек призывают во время свадь-  бы Гименея, моля его благословить брак молодых и пос-  лать радость в их жизни.   

Источник: www.booksite.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.